Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) проведения военной реформы под руководством Д. А. Милютина?
— Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии
— Крымская война
— деятельность народников
— Русско−Турецкая война 1877−1878 гг.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с проведением военной реформы под руководством Д. А. Милютина?
Спрятать пояснение
Пояснение.
1. Крымская война.
2. Поражение России в Крымской войне наглядно продемонстрировало ветхость её военной машины и необходимость всеобъемлющего реформирования. Д. А. Милютин получив одобрение императора стал работать над модернизацией русской армии и более чем за 10 лет смог усовершенствовать ее организационную структуру и военную мощь, внедрить систему всеобщей воинской повинности.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Даны правильный ответ и верное объяснение | 2 |
Дан правильный ответ, объяснение не дано.
ИЛИ Дан правильный ответ, объяснение неверно |
1 |
Ответ неверный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Обновлено: 19.05.2023
Толчком к преобразованиям в военной сфере послужило поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Война продемонстрировала крупные недостатки существовавшей военной организации, прежде всего, в области комплектования сил, организации снабжения и тыловых служб, а также в деле подготовки офицеров и высшего командного состава. Военные реформы, кроме того, стимулировались происходящими в 1850-1870-е годы изменениями в военном деле.
Проведение реформ
15 января 1862 года Милютин представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований. Меры, предлагаемые военным министерством, сводились к улучшению комплектования армии, рационализации центрального и местного военного управления, повышению качества офицерского состава и перевооружению войск. В соответствии с этим планом, военный министр приступил к осуществлению реформ.
Уже в 1862 году были организованы первые военные округа на западной границе Российской империи — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 году к ним добавились округа во внутренних районах империи — Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. Позже были сформированы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Таким образом, система военных округов охватила всю территорию Российской империи. По структуре управление военным округом напоминало военное министерство в миниатюре. Главной задачей командующего военным округом было осуществлять снабжение войск округа всем необходимым, руководить подготовкой боевых частей, а также готовить приграничную территорию к возможным боевым действиям, если военный округ находился на границе. Военные округа позволили осуществить децентрализацию военного управления и упростили систему снабжения войск.
Одновременно с введением военных округов шла работа по усовершенствованию военно-учебных заведений. Милютин преобразовал существовавшие кадетские корпуса в военные гимназии, в которых больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Чтобы увеличить число подготовленных офицеров, в 1864 году были образованы юнкерские училища с двухгодичным курсом. Выпускник военной гимназии мог продолжить свое военное образование в одном из новообразованных военных училищ, которые давали уже чисто военное образование. После 1876 года прием в военное училище был открыт для всех сословий. Новое направление получили существовавшие прежде военные академии, лучшие выпускники которых попадали в корпус офицеров Генерального штаба, имевший теперь ряд преимуществ в чинопроизводстве. Для совершенствования образования офицеров было учреждено несколько специализированных военных журналов. Таким образом, достигалась одна из целей военных реформ — повысить значение образования, а следовательно, и качество офицерского корпуса.
В течение 1860-х годов шло перевооружение войск, пересмотр уставов в сторону их упрощения и большего соответствия боевой обстановке. Улучшилось положение солдат, в частности, телесные наказания были оставлены только в дисциплинарных батальонах, а возможности для коррупции в деле довольствия войск сокращались. Развитие получило дело обучения солдат грамоте.
Военные реформы сталкивались с преградами. Во-первых, постоянно чувствовался недостаток средств. Во-вторых, росла оппозиция мерам военного министерства, группировавшаяся вокруг фельдмаршала князя А.И. Барятинского и других влиятельных лиц. Помимо чисто военных аспектов, Милютин обвинялся в том, что из-за его реформ росло значение военно-бюрократического аппарата в ущерб строевым начальникам. Консерваторы видели в реформах еще один шаг к умалению значения дворянства, поскольку доступ к офицерскому званию все шире открывался лицам неблагородного происхождения.
Большое значение для военных реформ в России имела Франко-прусская война 1870-1871 годов, в ходе которой Пруссия наглядно продемонстрировала преимущества своей системы всеобщей воинской повинности. Встал вопрос о введении такой системы и в России.
Всеобщая воинская повинность была введена в России 1 января 1874 года. Отныне все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, а не только представители податных сословий, были обязаны пройти службу в армии: 6 лет непосредственно в строю и 9 лет, числясь в запасе. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, пансионеры Императорской Академии художеств и ряд других лиц. Были предоставлены льготы по семейному положению и по образованию. Например, окончившие курс в университетах служили в рядах всего шесть месяцев, а окончившие курс гимназий — год и шесть месяцев.
Важнейшим преимуществом новой системы было формирование обученного резерва, который позволял в сжатые сроки развернуть из 736-тысячной армии мирного времени армию в 1,6 млн солдат. Если армия времен Крымской войны выставляла 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и имела потенциал к увеличению этого числа. Многие меры Милютина полностью оправдали себя в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, однако та же война показала ограниченность положительного эффекта от реформ.
Мобилизация русской армии перед войной не прошла гладко. Массу нареканий вызвало тыловое обеспечение войск и некомпетентность многих ответственных лиц, включая верховное командование. Качество вооружения русской армии уступало турецкому. Несмотря на эти недостатки, военная система, выработанная в ходе реформ, без коренных изменений просуществовала в России до 1917 года.
Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.
Причины военной реформы Милютина
В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.
Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:
Суть военной реформы
Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.
Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.
Организационные изменения
Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооружеными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.
Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.
Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.
Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.
Технологические нововведения
Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:
По мнению историков, в этой сфере был допущен один небольшой пробел: драгуновские полки так и не получили огнестрельное оружие, хотя европейские аналоги этих частей имели пистолеты. Кроме того, артиллерийские войска существовали отдельно от пехоты, что могло негативно сказываться на их совместных действиях.
Реформа военного образования
Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образовани. Была радикально реформирована система образования для военных:
- Была создана система юнкерских училищ и военных академий.
- Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых могли продолжить обучение в юнкерских училищах.
Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.
Введение новой униформы
На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавынй факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению унифоры (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несоклько лет назад).
Результаты реформы
В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.
В 1862-1874 гг. в России проводились военные реформы, представленные реализацией комплекса мер для повышения эффективности системы военного управления. Направлены они были и на реорганизацию армии. Реформы были одобрены императором Александром II, а проводились они непосредственно военным министром Д. Милютиным.
Причины проведения реформ
Поводом к началу реформ стало поражение Российского государства в Крымской войне 1853-1856 гг. В ходе боевых действий проявились существенные недостатки в применявшейся военной организации, особенно при комплектовании войск и функционировании системы материального снабжения и деятельности структур тыла. Не менее проблематичной оказалась сфера обучения офицерского и высшего командного состава. Кроме того, прогрессивные сдвиги в военном искусстве 1850-1870-х гг. также не могли сказаться на острой потребности в российских преобразованиях.
20.07.1855 г. правительство сформировало Комиссию для улучшения по военной части. Возглавил ее Ф. Ридигер. Однако серьезных продвижений не наблюдалось. Начались они после вступления в должность нового военного министра Д. Милютина.
Ход преобразований
15.01.1862 г. Александр II получил от министра Милютина записку, в которой была представлена программа реформ. Планировалось улучшить комплектование армии, рационализировать военное управление на центральном и местном уровнях. Также необходимо было повысить уровень подготовки офицеров, осуществить перевооружение армии. После утверждения плана министр приступил к его реализации.
В 1862 г. были сформированы военные западные военные округа — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 г. появились еще 6 округов на территории внутренних губерний, а затем еще 5 на востоке и юге. В результате новая система военных округов была представлена по всей империи. Командующий каждым округом был обязан обеспечить систему снабжения армии и руководить ее боеспособностью, поддерживая приграничные зоны в должном состоянии. Благодаря этому управление было децентрализовано, а снабжение войск постепенно улучшилось.
Приступает Милютин и к совершенствованию военно-учебного процесса в российских заведениях. Кадетские корпуса стали военными гимназиями, где роль общеобразовательных дисциплин возросла. В 1864 г. учредили юнкерские училища. Длительность обучения в них составляла 2 года, что увеличивало число обученных офицеров. Выпускникам военных гимназий предоставили право поступить в военное училище с военным образованием. Повышалась и роль военных академий – для лучших выпускников была предоставлена возможность вступить в состав корпуса офицеров Генштаба. Появляются и военные журналы.
В 1860-х гг. российские войска постепенно перевооружаются, их уставы упрощаются для обеспечения соответствия военным условиям. Солдат стали учить грамоте, устраняется и практика телесных наказаний, которые можно было применять только в рамках дисциплинарных батальонов.
Препятствия при проведении реформ
При проведении военных реформ возникали такие препятствия:
- наблюдалась нехватка ресурсов для реализации запланированных мер;
- существовали и противники реформ, которые начали группироваться вокруг фельдмаршала А. Барятинского;
- Милютина обвиняли в разрастании военно-бюрократической системы, в то время как строевое начальство испытывало сложности;
- в глазах консерваторов преобразования вели к снижению роли дворянского сословия в связи с доступностью военного образования незнатным лицам.
Итоги реформы
Результаты франко-прусской войны 1870-1871 гг. показали достоинства всеобщей воинской повинности, о которой задумались и в России. 01.01.1874 г. данная система была введена и на территории Российского государства. Всем мужчинам, достигшим 21 года, предписывалось проходить воинскую службу в обязательном порядке. Длительность службы – 6 лет строевой и 9 лет запаса. Ряд категорий получили освобождение, а также были предусмотрены льготы, например, в соответствии с семейным положением или образованием.
Система всеобщей воинской повинности позволила сформировать обученный резерв, благодаря которому регулярное войско оперативно разворачивалось в 1,6-миллионную армию. В то же время в условиях военного периода процесс мобилизации армии был неидеален. Проблемы возникли с тыловым обеспечением и некомпетентностью командующих. В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. наблюдалось существенное отставание вооружения отечественной армии. Однако введенная Милютиным система продолжала действовать вплоть до 1917 г.
Итоги Крымской войны 1853—1856 г.г. для Российской империи нельзя назвать утешительными. В состоянии кризиса пребывало все: власть, армия, общественное сознание. Правительству Александра II, принявшего власть в России, досталась незавидная доля, ему требовалось перекраивать на новый манер абсолютно всё. Исходя из горьких уроков Крымской войны стало ясно, что приоритетным направлением модификации должно стать оснащение армии новым вооружением и реорганизация самой структуры армии.
Замене подлежало слишком много конструкций, и каждое нововведение требовало немалой подготовки. Военный министр Российской империи Дмитрий Алексеевич Милютин, занимавший этот пост с 1861 года, взялся за преобразования в армии.
Сам автор военных реформ был не только преподавателем Императорской военной Академии и профессором, но и боевым офицером, он воевал на Кавказе, и прекрасно знал о проблемах армии изнутри. О необходимости кардинальных перемен в структуре и оснащении армии, профессор Милютин писал ещё до начала Крымской войны. Милютин имел тщательно проработанный план преобразования русской армии, обоснованный теоретически, а неудачи военных действий русской армии в Крымской войне, практически доказали необходимость масштабных преобразований и в вооружении, и в самой организации армии.
Военная реформа Милютина, проведённая в 1864 — 1868 году, касалась технической и организационной части армии.
Техническое перевооружение русской армии
К осени 1872 года существенно преобразовали Тульский оружейный завод, совершенствовались Ижевский и Сестрорецкий, обновлялись арсеналы. Станки для оружейного производства и инструменты приходилось покупать за рубежом.
Проходили испытания и новые орудия скорострельной артиллерии. Именно тогда появилась пушка Барановского, ставшая прообразом всех полевых скорострельных орудий последующих эпох.
Итак, количественные изменения в оружейном деле перерастали в качественные, в военном деле начиналась революция. Разумеется, здесь играли роль и новые средства транспорта, и средства связи, и нововведения в экипировке и снабжении войск. Но основой коренных изменений в русской армии стали новое оружие и новая артиллерия.
Александр II под Плевной. Русско-турецкая война 1877 — 1878 г.г.
Организационные преобразования в русской армии 1864 г.
Территория Российской империи в 1864 году была разделена на 15 военных округов, каждый из которых возглавлял командующий, управлявший всеми войсками и военными учреждениями своего округа. Детально была проработана и отлажена система взаимодействия воинских соединений и оповещения, что улучшило управляемость армией.
С введением в России военных округов была ликвидирована излишняя централизация, заставлявшая подчиняться столичному центру, военному министру или царю. С созданием военных округов командование приблизилось к войскам. Военное министерство избавлялось от множества обязанностей, которые теперь выполняли командующие военными округами, и могло непосредственно заняться общим руководством военных действий и осуществлением контроля. На командующих военных округов возлагалось и наведение порядка в случае революционных выступлений войск.
Реорганизация военного министерства, закончившаяся в 1868 году, привела к тому, что в руках военного министра сконцентрировались все военно-командные и хозяйственные функции.
В ведение военного министерства были переданы артиллерийские войска во главе с генерал-фельд-цехмейстером, инженерные войска во главе с генерал-инспектором инженерных войск и все военно-учебные заведения. Военная реформа Милютина упростила руководство войсками и улучшило координацию различных структур армии.
Рекрутская служба в Российской империи в 1874 году сменилась всеобщей воинской повинностью – без сословных различий. В армию попадали по жребию, а не все, но жребий этот тянули все военнообязанные. В сухопутных войсках служили 6 лет, а потом ещё 9 числились в запасе. А во флоте срок службы составлял 7 лет и 3 года — в запасе. До 1793 года срок службы солдат в армии был бессрочен. С 1793 года солдат служил в армии 25 лет, со временем этот срок уменьшался.
Подготовка рекрутов, как в мирное время, так и в военное, возлагалась на резервные войска, тогда как раньше этим занимались полевые действующие войска. Уменьшен был нестроевой состав армии, и упразднены части, не имеющие боевого назначения; переформированы местные войска.
Кардинально переделана система подготовки кадрового состава. Часть кадетских корпусов заменили военными гимназиями без особой специализации, где воспитаннику давали массу нужных знаний, из которых он сам мог позднее выбрать нужные.
При Милютине были созданы юнкерские училища, где проходило дальнейшее обучение ратному делу и будущие военнослужащие выбирали специализацию.
Реформы коснулись и госпитальной, и санитарной службы, в результате повысились показатели здоровья армии.
Понимая, что интеллектуальный ресурс играет стратегическую роль, военная реформа предусматривала льготы, основанные на образовательном цензе. Выпускникам начальной школы приходилось служить 3 года, при наличии среднего образования срок сокращали до полутора лет, а тем, кто окончил вуз – всего полгода. Такой подход позволил снизить нагрузку на бюджет при общем наращивании оборонного потенциала. Количество вооруженных сил в мирное время резко сократилось, что удешевило содержание армии для государства. Но мобилизационный резерв увеличился в разы. И теперь, в случае военной нужды, дополнительные части не формировались заново, как раньше, а разворачивались за счёт резервистов. И процесс этот занимал уже не полгода, как раньше, а всего месяц.
Стараниями Милютина из русской армии исчезли все суровые телесные наказания – шпицрутены и другие телесные наказания в солдатской службе. Детально было проработано военное судопроизводство, исключавшее произвол на местах. Стало больше уделяться внимания образованию солдата, были введены солдатские читальни и обучение грамоте для рядового состава.
У реформ Милютина нашлось множество противников. Самой рьяной критике подвергался отказ от телесных наказаний солдат. Мол, не поротый солдат не станет храбрым и несгибаемым, что общий моральный дух в войсках упадёт.
В 1877 году началась Русско-турецкая война, подтвердившая состоятельность и даже полный успех военных реформ Милютина. Мировые наблюдатели увидели совершенно новую русскую армию, заметно отличавшуюся от той, что была в Крыму во время Крымской войны 1853—1856 г.г. при Николае I .
Изменилось и управление войсками в военное время, согласно изданному в 1868 году Положению об управлении войсками в военное время.
Изменения касались и организации армии. В 1863 году число действующих соединений было увеличено с 28 до 47 дивизий, а их состав в мирное время уменьшен; число артиллерийских бригад увеличилось с 28 до 47.
К началу русско-турецкой войны 1877 -1878 г.г. сухопутные силы России состояли из регулярных войск, делившихся на полевые, тыловые, запасные войска, формируемые в военное время, и вспомогательные войска, иррегулярных и государственного ополчения, созываемые при чрезвычайных обстоятельствах и для пополнения состава действующей армии.
В 1874 году полевые войска русской армии состояли из 48 дивизий пехоты – 3 гвардейских, 4 гренадерских и 41 армейской.
Дивизия имела две пехотные бригады и одну артиллерийскую бригаду.
Пехотная бригада – это два полка.
Полки состояли из трёх-четырех батальонов, в каждом батальоне было по четыре или пять рот.
В гренадерских и армейских дивизиях, расположенных в европейской части России, в полках было по три батальона, в батальоне – пять рот, из них одна стрелковая.
Рота делилась на две полуроты, полурота – на два взвода, взвод – на два полувзвода по два отделения в каждом.
Кроме пехотных дивизий в русской армии имелись восемь стрелковых бригад 4-батальонного состава (в батальоне четыре роты) и линейные батальоны, находившиеся в отдельных военных округах.
В военное время роты в 3-батальонных полках состояли из 84 рядов в двух-шеренговом построении, в 4-батальонных полках – из 1008 рядов. В полку 3-батальонного состава насчитывалось 2520 штыков, в полку 4-батальоннного состава – 3456 штыков; в дивизии, состоявшей из 12 батальонов, – 10080 штыков, а из 16 батальонов – 13824. Вместе с унтер-офицерами и нестроевыми в дивизии из 12 батальонов числилось нижних чинов 13284, а из 16 батальонов – 17152.
Полевая артиллерия подразделялась на пешую и конную. В пешей полевой артиллерии было 48 бригад 6-батарейного состава по 8 орудий и батарее, 2 отдельные горные батареи и 11 батарей туркестанских и сибирских частей, всего – 301 батарея с 2408 орудиями.
В конной полевой артиллерии имелось 48 регулярных казачьих батарей с 304 орудиями, в военное время – 66 батарей с 2824 орудиями. На 1 тысячу штыков приходилось 4,1 орудия, и на 1 тыс. сабель – от 4 до 5,2 орудия.
В составе инженерных войск находились девять военно-телеграфных парков, железнодорожные и минные части и подразделения.
К началу русско-турецкой войны 1877 г. насчитывалось 16 корпусов, являвшихся высшими соединениями.
Корпус состоял из двух или трёх пехотных дивизий (24 батальона), где числилось 20 160 штыков и 2562 сабли, 96 пеших и 12 конных орудий, а всего 35294 человека, 8490 лошадей и 1197 повозок.
Вскоре после Русско-турецкая войны 1877 — 1878 г.г. Милютин был вынужден уйти в отставку – он добивался публичного вскрытия всех злоупотреблений по интендантской части. Тем не менее это не помешало высоко оценить военные реформы военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина по созданию современной русской армии. В 1878 году Милютин получил графский титул, а в 1898 году ему был присвоен чин генерала-фельдмаршала – последнего в истории России.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
—>
ЕГЭ. История России. Материал к историческому сочинению по эпохе Александра II. Государственные деятели. Д.А.Милютин
Государственные деятели. Д.А.Милютин
Милютин Дмитрий Алексеевич.
Годы жизни:1816-1912
Из биографии:
Д.А.Милютин- военный министр
( 1861-1881)
Военная реформа
Причины проведения
- Крымская война показала слабое военно-техническое вооружение России
- Неудовлетворительное качество высшего военного и офицерского состава армии
- Управление армией не соответствовало требованиям военного времени
- Низкая мобилизационная возможность экономики
Основные направления военной реформы
- Реорганизация устройства и управления армии. Реорганизация Военного министерства и Генерального штаба, ставшего органом военного управления подчиненным Военному министру. Страна была разделена на 15 военных округов, в каждом — своё управление, непосредственно подчиняющееся военному министру.
- Перевооружение армии, дальнейшее её военное оснащение. С 1859 года на вооружение была взята капсюльная винтовка. А с 1868 года — винтовкой Бердана под унитарный патрон. К войне с Турциевй1877 году вся армия мела на вооружении нарезное оружие уменьшенного калибра. С 1870 году артиллерийские бригады имели скорострельные пушки Барановского. Русский флот впервые получил броненосцы и другие металлические корабли вместо деревянных парусников и вёсельных галер.
- Реорганизация военного быта ( пища, жилище, обмундирование, обучение грамоте солдат). В 1863 году были отменены жестокие телесные наказания.
- Сокращение срока службы. Он добился, ещё до реформы, сокращения срока с 25 до 16 лет.Сокращена численность армии с 2.3 млн. чел в 1856 г. до 700 тыс. чел в 1868г., но еще 500 тыс. чел. были в резерве и могли быть в любой момент призваны из запаса.
- Совершенствование судебной системы: открыты новые гласные суды, в 1867 был разработан новый военно-судебный устав. Принципы: состязательность, открытость.
- 1874- введение всеобщей воинской повинности. Служба стала обязательной для всего мужского населения с 20 лет, независимо от сословия. Срок службы для сухопутных войск- 6 лет + 9 лет в запасе. Для флота- 7 лет + 3 года в запасе. Вводились льготы для людей, имеющих образование. С высшим служили полгода, со средним — полтора, с начальным- 4 года. Резерв армии был боевым резервом, способным в любое время пополнить армию.
- 1874- принят воинский устав.
- Дальнейшее развитие военного образования: с 1864 года открывались юнкерские училища , увеличилось число всех военных учреждений, повышены требования при производстве в офицеры. С 1867 года офицерские классы переименованы в военно-юридическую академию.
- Были открыты женские военные курсы по подготовке
- В 1870-е годы появились железнодорожные войска, а до этого с 1860-х годов началось активное строительство ж.д. дорог на западе и юге страны.
Итоги реформы:
- Значительное усиление военной мощи Росси, что привело к победе в войне с Турцией в 1877-1878годах, успешному завоеванию Средней Азии ( в течение 13 лет была завоевана значительная территория Средней Азии и создано Туркестанское генерал-губернаторство.)
- В России появилась массовая народная армия в достаточной степени боеспособная и мобильная.
- Повышение международного авторитета страны.
- Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизации вооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения, однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить создания прочных основ обороноспособности государства.
Материал к историческому сочинению
Историческая эпоха | Историческое событие, причинно — следственные связи |
Эпоха Александра II( 1855-1881) | Внутренняя политика Александра 2.Проведение военной реформы Причины: |
- Слабость армии, проявившаяся в поражении в Крымской войне, стало одной из важнейших причин проведения реформы
- Необходимость повышения международного авторитета России.
Следствие:
- Значительное усиление военного потенциала России, боеспособности арии и флота
- Победа России в русско-турецкой войне 1877-1878г. , территориальные присоединения Средней Азии.
- Усиление международного авторитета страны.
Роль Милютина Д.А.
Будучи военным министром в течение 20 лет при Александре II, он сыграл значительную роль в подготовке и проведении военной реформы. Именно ему принадлежа идея введения всеобщей воинской повинности в 1874 году, он был инициатором перевооружения армии, сокращения срока службы, создания значительного резервного запаса войск
Д.А.Милютин имел профессиональный и моральный авторитет в обществе, его во всём поддерживал император. Успех его реформы во многом зависел именно от поддержки верховной власти. Не все положения реформы были доведены до конца, смена императора стала одной из причин этого. Но, несомненно, Д.А.Милютин- один из выдающихся государственных деятелей России, сумевший своей деятельностью поднять авторитет армии, повысить её военную и техническую мощь.
Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 25.
Читайте также:
- Признаки судебной власти кратко
- Лука в библии кратко
- Книга любовь живет три года кратко
- Улас самчук мария кратко
- Значение столетней войны 6 класс кратко
Причины и предпосылки реформы
Реформирование армии проводилось в рамках «Великих реформ» российского императора Александра 2. Ему в наследство от отца Николая 1 досталось множество проблем, которые требовали незамедлительного решения.
«Великие реформы» — существенные преобразования, которые осуществлялись в 1860-е—1870-е годы во всех сферах жизни государства и общества. К ним относятся отмена крепостного права, изменение судебной системы, земская реформа и ряд других.
Главной причиной преобразований в армии стало сокрушительное поражение Российской империи в Крымской войне (1853—1856). Борьбу с турками Николай I начал с целью укрепления своего влияния на Балканах. Союзниками Османской империи выступили крупнейшие европейские игроки — Великобритания и Франция. Война наглядно показала отсталость России в военно-техническом деле.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Пример 1
В российском флоте преобладали парусные суда, в то время как союзный флот был укомплектован кораблями с паровыми двигателями. Российские солдаты были оснащены устаревшим гладкоствольным оружием, а европейцы использовали более эффективное нарезное оружие.
В феврале 1855 года Николай I скончался. Заканчивать Крымскую войну пришлось его сыну Александру II. В марте 1856 им был подписан Парижский мирный договор. В этом документе были зафиксированы последствия поражения России в войне с Османской империей и ее союзниками.
В 1861 году император назначил военным министром прогрессивно настроенного и очень образованного человека — Дмитрия Милютина. Именно он стал главным идейным вдохновителем и организатором преобразований в российской армии.
Примечание 1
Милютин Дмитрий Алексеевич (1816—1912) — выдающийся российский государственный деятель. Воевал в армии на Кавказе, был профессором Военной императорской академии. С 1861 по 1881 бессменно возглавлял Военное министерство.
Источник: encyclopedia.mil.ru
По поручению императора еще в самом начале своего пребывания на посту Милютин предоставил доклад, в котором указал на бедственное положение дел в российской армии.
Причины проведения военных реформ:
- Потребность в создании системы контроля над средствами, которые казна тратит на армию.
- Необходимость упразднения рекрутских наборов для повышения качества подготовки солдат.
- Обеспечение более эффективного кадрового обучения высшего военного состава, так как на тот момент более 70% офицеров не имели соответствующего образования.
- Улучшение военно-технического оснащения армии и повышение качества ее организационного руководства.
- Сокращение расходов на армию.
Милютин указывал на необходимость грамотного распределения солдат между резервными и регулярными войсками. Предполагалось увеличить резерв и уменьшить регулярный состав. Это приводило к значительной экономии средств. В случае войны была возможность в кратчайшие сроки призвать солдат из резерва.
Цели
Главная цель военных реформ в период правления Александра 2 — это необходимость устранения отставания российских вооруженных сил от западноевропейских армий.
Для решения этой глобальной цели необходимо было выполнить ряд задач.
Задачи:
- реформирование системы управления армией;
- изменение структуры вооруженных сил;
- улучшение образовательной подготовки высшего офицерского состава;
- обеспечение армии новым высокотехнологичным оружием;
- сокращение срока воинской службы.
Содержание
Первые изменения начались сразу после прихода Александра 2 к власти. Он на три года приостановил рекрутский набор и ликвидировал военные поселения.
Военные поселения — созданные еще при Александре 1 поселения, жители которых должны были сочетать службу в армии с сельскохозяйственным трудом. Просуществовали с 1816 по 1857.
В военных поселениях часто вспыхивали бунты. Как организационная форма устройства войска они доказали свою неэффективность. Отмена военных поселений была воспринята обществом с большим одобрением.
Организационные изменения
Основные преобразования в армии проходили с 1862 года до конца 1870-х гг. Одной из наиболее важных задач было устранение ее чрезмерной централизации. С этой целью создавалась военно-окружная система.
В начале проведения реформы были созданы Варшавский, Виленский и Киевский военные округа. В дальнейшем число округов было увеличено до 15. Командующий округом был главным начальником в своем регионе по всем военным вопросам.
Для уменьшения бюрократизации реформировался численный состав Военного министерства, который сократился на 934 человека. Упразднялись многие отделы, упрощался документооборот.
Следующим этапом стало снижение количества воинских частей, которое происходило в 1864—1869 гг. Часть воинских подразделений были переведены в резерв. Это позволило не перегружать бюджет содержанием большого количества солдат в регулярной армии.
Примечание 2
Срок мобилизации резервов был ускорен до 50 дней. Ранее мобилизация происходила крайне медленно и могла растянуться на долгие месяцы.
В этот же период был создан Военный суд и Военная прокуратура, что обеспечило демократизацию и либерализацию положения военных в армии. Это дало возможность оперативно рассматривать жалобы солдат на руководящий офицерский состав.
Военно-судебная система состояла из трех инстанций:
- полковой суд;
- военно-окружной суд;
- главный военный суд.
Примечание 3
Для подготовки специалистов в области военной юриспруденции в 1867 году в Санкт-Петербурге была учреждена Военно-юридическая академия. Среди ее преподавателей были ведущие юристы того времени: Константин Кавелин, Николай Неклюдов и другие.
После отмены крепостного права появилась необходимость ликвидировать рекрутские наборы в армию. Рекрутчина была одной из наиболее тяжелых повинностей крестьян, вызывавшая постоянное недовольство в народе.
Рекрутчина — система принудительного комплектования армии через набор рекрутов, введенная Петром I. Первоначально рекруты набирались в армию пожизненно. При Екатерине II срок службы сократился до 25 лет, при Николае I — до 20.
На основании нового воинского устава от 1 января 1874 года вместо рекрутчины вводилась всеобщая воинская повинность.
Основные положения устава:
- Военная служба объявлялась всесословной.
- Призыву подлежали все мужчины, достигшие 21 года.
- Значительно сокращались сроки службы.
- Для некоторых категорий граждан вводились определенные льготы.
Сроки воинской службы:
- В сухопутных войсках — 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
- На флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.
Перечень лиц, которые не подлежали призыву:
- один сын у родителей;
- единственный кормилец в семье;
- священнослужители;
- представители некоторых национальных меньшинств.
Технологические нововведения
Помимо организационных изменений в армии требовалось провести и серьезную техническую модернизацию. Принципиальным изменением был переход с гладкоствольного на нарезное оружие.
Нарезное оружие — огнестрельное оружие, канал ствола которого имеет нарезы. Они придают пуле или снаряду вращательную траекторию. Это обеспечивает устойчивость траектории снаряда, дальность полета и кучность стрельбы.
Пехота перевооружалась капсюльными винтовками. В 1868 году на вооружение поступила винтовка Бердана американского производства. Российские изобретатели внесли в нее ряд усовершенствований, после чего она стала использоваться в модифицированном виде. Простые солдаты прозвали это оружие «берданками».
С 1870 года артиллерийские бригады стали снабжаться «картечницами Гатлинга». Это многоствольное скорострельное оружие, использовавшееся американской армией. Российский инженер Владимир Барановский сделал облегченную и более скорострельную модель данного оружия. Его изобретение получило название «Пушка Барановского».
Источник: museum.goz.ru
С 1861 года в России началось создание броненосных кораблей. Первоначально это были только суда, выполнявшие функции береговой охраны. В 1869-1872 гг. по проекту контр-адмирала Андрея Попова был построен первый в российской истории полноценный броненосец. В 1872 году он был спущен на воду и получил наименование «Петр Великий».
Источник: military.wikireading.ru
Примечание 4
К новой войне с турками (1877—1878) российская армия была уже полностью оснащена современным оружием.
Военное образование
Важной составляющей комплекса военных реформ стало изменение системы военного образования.
Основные мероприятия:
- создание сети солдатских школ, военных и юнкерских училищ;
- открытие доступа в юнкерские училища представителям всех сословий;
- учреждение новых уставов и учебных программ;
- выпуск современных военных пособий;
- нацеленность обучения на связь с практическим военным делом.
Юнкерские училища были предназначены для подготовки нижних чинов пехоты и кавалерии. Обучение в них длилось два года. Они создавались во вновь образованных военных округах. Первым в 1864 году было создано Виленское военное училище. Окончившим курс выпускникам присваивались звания подпрапорщиков, подхорунжих и эстандарт-юнкеров.
Преобразования происходили и в высших учебных заведениях. Артиллерийская и Инженерная академии были выведены из подчинения Главному управлению военно-учебных заведений. Теперь они стали находиться в подчинении артиллерийского и инженерного ведомства. Курсы программ приобретали более специализированный и практический характер.
В 1877 году на базе Высших офицерских курсов при Морском кадетском корпусе была учреждена Морская академия. Позже в ней были учреждены три отделения — механическое, кораблестроительное и гидрографическое.
Новая униформа
Изменения коснулись и униформы, которая стала более удобной и практичной, но при этом сохраняла свой красивый вид.
Главные нововведения:
- Неудобные мундиры наподобие фраков были заменены на мундиры, расширяющиеся в нижней части в виде купола.
- Воротники у мундиров были значительно укорочены и расширены.
- В качестве верхней одежды стали использоваться просторные и теплые шинели, снабженные теплым воротником, полностью закрывающим уши.
- В качестве зимнего элемента одежды появился удобный и практичный башлык.
- Солдатская ноша стала менее тяжелой за счет облегчения ранцев и уменьшения размеров ремней к ним.
Источник: museumvk.ru
Плюсы и минусы
Военные реформы Александра 2 считают одной из его главных удач.
Основные положительные итоги:
- Модернизация армии по лучшим мировым стандартам.
- Создание более эффективной системы управления армией.
- Повышение мобильности вооруженных сил.
- Уменьшение государственных военных расходов.
- Ликвидация архаичной рекрутской повинности.
- Улучшение системы военного образования.
- Отказ от жестоких телесных наказаний.
- Повышение престижа армии.
К недостаткам можно отнести следующие моменты:
- Введение всеобщей воинской повинности увеличивало количество призываемых на службу граждан, что приводило к массовому недовольству.
- Офицерский корпус, несмотря на некоторую демократизацию, оставался полностью дворянским, что свидетельствовало о сохранении пережитков сословного общества.
- Введение военных судов не обеспечивало полностью защиту низшего сословия от рукоприкладства офицеров.
- Не удалось полостью победить коррупцию и казнокрадство в армии.
Последствия
Военная реформа Александра 2 была прогрессивной и своевременной. В результате ее проведения в России была создана армия нового типа. Это позволило одержать победу в Русско-Турецкой войне 1877—1878 гг. и поднять международный авторитет страны.
Численность армии сократилась на 40 %, но при этом она стала более эффективной и мобильной. Это позволило значительно экономить казенные средства на военные нужды. Улучшилось положение солдат за счет более эффективного снабжения армии, появления удобного обмундирования, отмены телесных наказаний.
Предпосылки
военной реформы Милютина
Основной
предпосылкой для проведения преобразований
в армии стала проигранная Крымская
война. Неудача правительства не только
подорвала доверия народа к царю, но
также обнажила все недостатки существующей
армии – плохая подготовка рядовых
солдат и офицеров, несовременное
оснащение (я так понимаю мы на этом
фокусируемся уже сто с лишним лет :/ ),
хаос в управлении армией, недостаток
человеческих ресурсов.
Содержание
военной реформы Милютина
Целью
военной реформы было создание армии,
которая бы была незначительной в мирное
время (и не требовала больших средств
на содержание), но при этом могла бы
быстро мобилизоваться и развернуться
в период военных действий.
По
новому манифесту теперь была всеобщая
воинская повинность вне зависимости
от сословия (раньше был рекрутский набор
= 5 человек на тысячу населения). Теперь
в армии в течение 6 лет обязаны были
отслужить все мужчины старше 20. Откупиться
было невозможно.
Кроме
того, для улучшения качества и мощи
армии произошло полное перевооружение.
Дисциплина
и образование солдат и офицеров также
претерпели изменения. Были отменены
телесные наказания, офицеры стали более
образованными благодаря новым принципам
воспитания. Стали появляться различные
военные училища и академии.
Появился
военный суд и военная прокуратура,
которые проводили гласные и негласные
процессы. Это позволило улучшить
дисциплину.
Кроме
того, разрабатывались новые военные
законы, которые должны были отвечать
современным условиям и повысить уровень
российской армии, чтобы сделать ее
конкурентоспособной.
Результаты
и значение реформы Милютина
Военная
реформа была одна из самых длительных
в череде великих реформ Александра 2 и
заняла почти два десятилетия. Однако,
благодаря умело проведенным преобразованиям,
удалось создать совершенно новую армию,
которая отвечала всем современным
стандартам. Более того, была преобразована
не только сама армия, но и вся система
в целом – теперь управление было менее
централизованным, были созданы военные
округа, в которых решения принимали
местные управленцы ориентируясь на
ситуацию. Военный министр же занимался
более глобальными вопросами, касающимися
всей армии в целом, что позволило
значительно повысить качество принимаемых
решений.
Я
не зря столько раз повторила имя Милютина
– запомни его на всякий…
33. Пореформенное экономическое развитие России
(это
типа итоги по всем реформам..? судя по
тому что мне предлагают в статьях и на
фоксфорде….. я честно пыталась
сократить…..)
Пореформенная
деревня
Крестьянская
реформа 1861 г. стала переломным моментом
в процессе смены феодальных отношений
в России на капиталистические. (хотя
очевидно единственным изменением в
положении крестьян стало то, что они
перестали именоваться «крепостными»).
Главным препятствием в реформе стала
земля. Крестьян наделяла землей община,
поэтому продать ее после ухода от
помещика было невозможно. Если крестьянин
и получал разрешение и паспорт, он мог
уйти без земли. Жесткие условия выкупной
операции вынуждали крестьян оплачивать
не только рыночную стоимость земли, но
и выкуп самого крестьянина.
Крестьяне,
лишенные земель, отрезанных у них в ходе
реформы, вынуждены были арендовать
землю у помещика. Поскольку денег за
использование этих земель крестьяне
выплатить не могли, в качестве арендной
платы они предлагали свой труд.
Освободившись от юридической зависимости
от помещиков, крестьяне благодаря
отрезкам вновь оказались в полной
экономической зависимости от них.
Крестьянская
община, получившая по реформе 1861 г.
статус сельского общества, была
экономическим объединением и низшей
административной единицей. Она занималась
распределением земли и налогов среди
своих членов, устанавливала правила
использования пастбищ и леса, поддерживала
порядок на ее территории.
В
общине существовало чересполосное
землевладение: каждый крестьянский
двор получал полосы хорошей и плохой
земли на пригорке и в низине, близко и
вдали. В итоге ему был гарантирован
ежегодный средний урожай.
Изменение
размеров наделов в общине происходило
при частных переделах, связанных с
прибавлением и убавлением мужчин в
семье. Общий передел производился в
среднем раз в 12 лет. В общинах, не
производивших переделов, распределение
земли со временем становилось все более
неравномерным.
В
губерниях Черноземного района, где
земля кормила крестьян, в пореформенный
период переделы были редким явлением.
Крестьяне рассматривали надел как свою
собственность, которую начали завещать
по наследству и продавать. В нечерноземных
губерниях крестьянский надел был обложен
сверх его доходности. Чтобы справиться
с выкупными платежами, крестьянин уходил
на заработки. Переделы земли в нечерноземных
губерниях производились часто. Занятый
на работе крестьянин не успевал обработать
свой надел, однако обязан был платить
выкупные платежи и прочие налоги. Поэтому
в пореформенный период жизнь крестьян
в нечерноземных губерниях оказалась
несравненно тяжелее, чем в черноземных.
Сохранение
сельской общины с ее переделами,
чересполосицей, малоземелье крестьян
тормозили модернизацию крестьянского
хозяйства, вели к обнищанию большинства
крестьянских дворов. В пореформенный
период крестьянство подвергалось
имущественной дифференциации (типа
социальное неравенство): наряду с
обнищанием и обезземеливанием основной
массы крестьян в деревне появились
КаПИтаЛиСТЫ. Они сосредоточили в
своих руках землю, подлежавшую
купле-продаже, и третью часть надельной
земли, более половины всего рабочего
скота, сельскохозяйственные машины.
Началось наследственное закрепление
крестьянских семей в крайних социальных
группах (зажиточные, середняки, бедняки).
Основную массу крестьянского населения
составляли середняки и бедняки. В деревне
также появились совсем разорившиеся
дворы, сельский пролетариат. Расслоение
крестьянства стало принимать необратимый
характер.
Важнейшим
пережитком феодальной эпохи являлось
помещичье землевладение.
Помещичье
хозяйство постепенно приобретало
капиталистический характер. В пореформенное
20-летие обозначились два пути эволюции
аграрного строя России. В губерниях
Черноземного центра и Среднего Поволжья
помещики сдавали часть земли в аренду.
Этот медленный путь перестройки хозяйства
характеризовался сохранением
крупного помещичьего землевладения.
В
Прибалтике, на Правобережной Украине,
в Новороссии и на Северном Кавказе
преобладала капиталистическая система,
при которой обработку помещичьей земли
производили вольнонаемные рабочие.
Батраками становились беднейшие
крестьяне, которые продали или бросили
свои небольшие наделы и ушли на заработки.
Земля разорившихся помещиков скупалась
крупными дворянами, купцами и сельской
буржуазией. Этот путь развития капитализма
в сельском хозяйстве назывался
фермерским, предпринимательским.
Названные районы стали в пореформенный
период житницей России и основным
поставщиком хлеба на экспорт. Однако в
целом аграрный сектор экономики
значительно отставал от промышленного.
Развитие
промышленности в пореформенный период
Аграрные
преобразования вызвали значительный
рост промышленности и развитие
железнодорожного строительства. Указом
28 января 1857 г. было учреждено Главное
общество российских железных дорог,
разработавшее программу железнодорожного
строительства, которая предусматривала
соединение хлебопроизводящих районов
страны с судоходными реками и портами
Черного и Балтийского морей.
Новый
министр финансов М. Х. Рейтерн видел в
развитии железнодорожного строительства
средство к увеличению государственных
доходов. В 1869 г. новая дорога соединила
Москву с южными плодородными губерниями
(Москва Рязань Козлов Воронеж).
Выгодность Рязано-Козловской линии
повысила инвестиционную привлекательность
русского железнодорожного строительства
для иностранцев.
От
Рязани линия была продлена до Самары,
а затем до Урала. В 1891 г. началось
строительство Транссибирской железной
дороги.
Во
второй половине 19 в. российская
промышленность переживала подъем. В
1880-х гг. в России завершился промышленный
переворот. В основных сферах промышленного
производства машинная техника заменила
ручной труд.
В
пореформенный период увеличился почти
в 7 раз объем промышленного производства.
Наблюдался
рост в пищевой промышленности, особенно
в сахарной, что было связано с увеличением
среднедушевого потребления сахара (до
2 кг в год в начале 1880-х гг.) и началом его
экспорта.
Правительство
Александра II поощряло развитие
отечественного машиностроения, со
второй половины 1870-х гг. железные дороги
стали снабжаться подвижным составом
отечественного производства.
Характерной
чертой пореформенного периода стало
развитие промышленности в деревне.
Крестьянин был связан с наделом,
прикреплен к общине, поэтому в центральной
России стали появляться сотни фабрично-заводских
поселков, которые стягивали к себе
избыточное сельское население.
Экономика
страны начала испытывать колебания
мировой экономики. В 1873 г. Россию впервые
затронул мировой промышленный кризис.
Соседние файлы в предмете История
- #
- #