Вопросы
к аттестации педагогических работников дошкольного образования
Познавательное
развитие
1. Первый этап
развития счетной деятельности ребенка:
а) последовательное
называние слов — числительных;
б) счет
десятками;
в) манипулирование
с множествами;
г) счет
целыми группами предметов;
д) сравнение
величин и множеств;
е) соотнесение
числительного с каждым элементом множества.
2. Формирование
элементарных математических представлений можно рассматривать как вид
символической деятельности. Определите вид символической деятельности, для
которого характерно воспроизведение какого-либо содержания
знаково-символической форме:
а) кодирование;
б) замещение;
в) моделирование;
г) схематизация
3. Основной целью
математического развития дошкольника является:
а) научить
считать в пределах 20;
б) научить
измерять, решать задачи;
в) подготовка
к школе;
г) развитие
способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения,
зависимости
4. Выделите
название и автора технологии математического развития дошкольников, позволяющей
научить детей решать довольно сложные логические задачи, выкладывая кодовые
карточки в определённой правилами последовательности:
а) Стосчет
Зайцева;
б) Палочки
Кюизенера;
в) Блоки
Дьенеша;
г) Круги
Эйлера-Венна
5. Основной целью
математического развития дошкольника является:
а) научить
считать в пределах 20;
б) научить
измерять, решать задачи;
в) подготовка
к школе;
г) развитие
способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения,
зависимости
6. Наименее
тесная связь теории и методики формирования математических представлений
наблюдается с…
а) математикой
и методикой школьной математики;
б) педагогикой
(общей, дошкольной и специальной);
в) психологией
(общей, дошкольной и специальной);
г) физиологией
и анатомией;
д) кибернетикой
7. Какой принцип
Я.А. Коменский называл «золотым правилом» дидактики, согласно
которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.
а) Сознательность
и активность.
б) Наглядность.
в) Систематичность
и последовательность.
г) Постоянная
повторяемость.
д) Научность.
е) Доступность.
ж) Связь с
жизнью.
8. Из скольких
разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
9. Какие два вида
наглядного материала используются в детском саду? ____________________________(Демонстрационный,
раздаточный.)
10. Основными
задачами математического образования можно считать:
а) познавательные,
развивающие, практические;
б) развивающие,
теоретические, воспитательные;
в) познавательные,
практические, воспитательные;
г) развивающие,
воспитательные, познавательные.
11. При обучении
детей делению целого листа бумаги на части начинать надо с:
а) сравнения;
б) разрезания;
в) складывания;
г) приложения.
12. В младших
группах эффективность использования словесного метода на занятиях по
формированию элементарных математических представлений будет зависеть от:
а) введения
необходимых знаков и символов;
б) медленного
темпа речи и многократного повторения;
в) использования
приемов логоритмики;
г) сопровождения
объяснения аудизаписями.
13. На каком году
жизни ребенок начинает самостоятельно систематизировать сенсорные эталоны:
а) на седьмом
году жизни;
б) на
четвертом году жизни;
в) на пятом
году жизни;
г) на шестом
году жизни.
14. В какой
возрастной группе предусмотрено установление количественных отношений: больше,
меньше, поровну с помощью наглядной модели из двух групп фишек, расположенных
по принципу взаимно однозначного соответствия:
а) в младшей
группе;
б) в средней
группе;
в) в старшей
группе;
г) в
подготовительной к школе группе.
15. Каковы
современные подходы к воспитанию основ экологической культуры?
а) формирование
системы экологических знаний;
б) воспитание
любви к природе;
в) формирование
трудовых умений;
г) развитие
эмоционально-ценностного отношения к природе.
16. Выделите
несоответствие методическим рекомендациям по формированию зоны коллекций в
экологической комнате детского сада:
а) коллекции
должны включать те объекты, которые могут собрать сами дети и их родители;
б) представлены,
насколько это возможно, объекты как живой, так и не живой природы;
в) следует
включить гербарии, коллекции бабочек, жуков, по возможности «ландшафты из
чучел различных животных, высушенных деревьев и кустарников;
г) коллекции
марок, значков о природе
17. Перечислите
наглядные методы экологического воспитания детей.
а) наблюдения;
б) рассматривание
картин;
в) демонстрация
моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
г) опыты.
18. Перечислите
практические методы экологического воспитания дошкольников.
а) игра;
б) элементарные
опыты;
в) моделирование;
г) наблюдения.
19. Перечислите
словесные методы экологического воспитания дошкольников.
а) рассказы
воспитателя и детей;
б) чтение
художественных произведений о природе;
в) рассматривание
картин;
г) беседы
20. Назовите
основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.
_______________________________________________________________ (Наблюдение)
21.
Выберите правильный ответ:
а) метод
обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка
б) метод
обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения
детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей
в) метод
обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной
информации
22.
Какие из перечисленных методов являются наглядными?
а) беседа
б) наблюдение
в) показ
способов действия
23.Игровые
методы относятся к группе:
а) практических
б) наглядных
в) словесных
24.Выберите
наиболее полный ответ:
а) обучение
– это процесс передачи знаний, умений и навыков
б) обучение
– это способ приобретения познавательной информации
в) обучение
– это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний,
умений, навыков, способов познавательной деятельности
25.
Назовите основные компоненты процесса обучения:
а) цель
б) метод
в) способ
г) форма
организации
26.Целью
обучения в дошкольном возрасте является:
а) передача
знаний, умений, навыков
б) обучение
способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности
в) передача
опыта деятельности
27.Какой
дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом
дидактики» в дошкольном возрасте?
а) систематичности
б) наглядности
в) доступности
28.
Назовите компоненты процесса обучения:
а) научение
б) учение
в) преподавание
г) деятельность
29.Что
включается в структуру учебной деятельности:
а) учебная
задача
б) учебные
действия
в) контроль
и оценка
г) практические
навыки
Речевое
развитие
30.Ведущий прием
обучения правильному произношению
а) объяснение
б) образец
воспитателя
в)
повторение
31.С какой
возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
а) младшая группа
б) средняя
группа
в) старшая группа
32.С какой
возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
а) младшая
группа
б) средняя группа
в) старшая группа
33. Мнемотехника-это:
а) система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации;
б) процесс
овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях
целенаправленного педагогического воздействия;
в) процесс
самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны
взрослых;
г) формирование навыков
общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;
34.Какие формы
диалогической речи Вы знаете?
а)
разговор;
б) беседа
в) чтение
стихотворений наизусть;
г) речевой образец
35.Какой прием
считается ведущим при организации беседы?
а) игровой прием
б) вопрос
в) сюрпризный
момент
г) повторение
36. Какие виды
монологической речи существуют?
а)
пересказ
б)
рассказывание по картине
в)
рассказывание об игрушке
г)
рассказывание детей из опыта
д)
творческие рассказы
е) разговор;
ж) беседа.
37. Ведущий прием
для активизации речи и мышления:
а) вопросы педагога;
б) повторение;
в) поощрение.
9. Ведущий прием в
средней группе, используемый при составлении рассказа по картине:а) вопросы
педагога;
б) образец воспитателя;
в) повторение.
38. Какой прием
применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе?
а) педагог задает
ребенку вопросы по содержанию текста;
б) педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее
(прием отраженной речи);
39. Как называется
текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?
а) рассказ-повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
40. Рассказ сюжет,
которого развертывается во времени:
а) рассказ-повествование
б) описание;
в) рассуждение.
41. При обучении
построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания
о:
а)
структуре текста (начало, середина, конец);
б) смысловой
стороне многозначного слова;
в)
словообразовании;
г) синтаксисе.
42. Важнейшим
источником развития выразительности детской речи является:
а)
произведения устного народного творчества;
б) дидактическая
игра;
в) личный опыт;
г) наглядный
материал
43. Одним из
компонентов фонетической игры (игрового упражнения) является:
а) игровой
источник звука;
б) словарный
минимум;
в) типовая
конструкция;
г)образец
выполнения речевого действия
44. Перевод
незнакомого слова на родной язык при обучении ребенка — дошкольника второму
языку используется для введения:
а) названий
предметов;
б) названий
животных;
в) названий
числительных;
г) слов,
значения которых лишены предметности
45. Наглядная
модель, используемая в старшем дошкольном возрасте, для пересказа сказки:
а)
пространственно-временная;
б) двигательная
модель;
в) сериационная
модель;
г) все ответы
верны.
46. Укажите
генетически более раннюю и легкую для ребенка форму звукового анализа слов:
а) вычленение
согласного звука из положения конца слова;
б)
вычленение первого гласного звука в ударной позиции;
в) вычленение
гласного звука в безударной позиции;
г) вычленение
согласного звука из положения начала слова.
47.Какие
из перечисленных не относятся к словесным методам обучения?
а)
беседа
б)
показ образца
в)
рассказ по картине
48.Выделите
модели обучения дошкольников:
а)
развивающая
б)
активизирующая
в)
личностно-ориентированная
49.Кто
из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?
а)
А.С.Макаренко
б)
А.П.Усова
в)
Н.Н.Поддъяков
50.
Что является основной формой обучения в детском саду?
а)
непосредственно-образовательная деятельность
б)
кружок
в)
самостоятельная деятельность
51.Целью
какого процесса является передача способов и средств познания окружающей
действительности?
а)
обучения
б)
воспитания
в)
образования
52.
Творческие игры это:
а)
игры-драматизации
б)
игры-забавы
в)
сюжетно-ролевые
г)подвижные
д)
музыкальные
ж)
дидактические
53.
Тип отношений играющих в играх с правилами:
а)
дружеские взаимоотношения
б)
сопричастности
в)
состязания и соперничества
г)
сотрудничество
д) соперничество
54.Каким
образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного
образования?
а)
обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает
ребенок
б)
разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения
в)
изучения интересов родителей
г)
обновления технологий воспитания ребенка
55.Укажите
наиболее точное определение понятия «обучения»:
а) Обучение
– это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений,
навыков.
б) Обучение
– это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности
воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков,
всестороннее развитие ребенка.
в) Обучение
– это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и
обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения,
навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.
г) Обучение
– это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе
которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.
д) Правильного
ответа нет.
Социально-коммуникативное
развитие
56. Ведущая
деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:
а) учебная
б) игровая
в) предметная
г) трудовая
57. Приемы
руководства игрой могут быть:
а) прямыми
и косвенными;
б) активными и
пассивными;
в) эффективными и
неэффективными;
г) передовыми и
традиционными.
58. Социальная
ситуация развития дошкольников в группе детского сада оценивается:
а) вовлечением
родителей в образовательный процесс;
б)
воспитанием у детей социальных качеств и навыков сотрудничества;
в) психологическим
развитием ребенка;
г) соответствием
работы воспитателя группы стандартам.
59. Направления
реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
а) игра;
б) экологическое
воспитание
в) формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
г)
воспитание культурно-гигиенических навыков;
д) патриотическое воспитание;
е) трудовое воспитание.
60. Деятельность,
формирующаяся в самодеятельной сюжетно-ролевой игре в дошкольном возрасте
а) общение;
б)
театрализованная;
в)
учебная;
г)
хозяйственно-бытовая.
61. Формирование
театральной деятельности целесообразно начинать с
а) игр –
драматизаций;
б) пальчиковых
игр;
в) творческих
игр;
г) сюжетно –
ролевых игр.
62. Игры, входящие
в новую классификацию С.Л. Новоселовой:
а) развивающие
игры;
б) игры,
возникающие по инициативе взрослого;
в) игры —
эксперименты;
г) игры,
возникающие по совместной инициативе взрослого и ребенка.
63. Выберите
ведущее средство формирования положительных черт характера детей третьего года
жизни:
а) рассказ
воспитателя с определенным нравственным содержанием;
б) положительный
пример другого ребенка;
в)
похвала взрослого при хороших поступках ребенка;
г) совместная
деятельность взрослого с детьми.
64. Содержанием
сюжетно-ролевой игры является:
а)
отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами;
б) действие с
предметом, его замещение;
в)
воспроизведение детьми знаний об окружающем мире;
г)
воспроизведение между сверстниками тех отношений, которые существуют в
обществе.
65. Игры,
направленные на развитие наглядно-образного мышления для ребенка 4 лет:
а)
театрализованные игры;
б) режиссерские
игры;
в) игры с
разрезными картинками, состоящие из 3-4 частей;
г)
сюжетно-отобразительные игры.
66. Главным механизмом
дидактической игры, приводящим в движение всю игру, является:
а) педагогическое
руководство;
б)
игровое правило;
в) игровое
действие;
г) дидактическая
задача.
67. В сюжетно —
ролевой игре ребенок обучается:
а) эмоционально вживаться
в сложный мир взрослых людей;
б)сделать для себя
открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моим;
в) свободно
выражать свои чувства, познавать себя, делать выбор;
г) все
ответы верны
68. В каком
возрасте у дошкольника игра является побудителем к конструированию и начинает
приобретать самостоятельное значение для детей?
а) до 3 лет
б) 3-5 лет
в) 6 лет
г) 7 лет
69. Какой из
перечисленных психолого-педагогических параметров окажет преимущественное
положительное влияние на исход адаптации к ДОУ?
а) опыт
совместной деятельности взрослого с детьми;
б) отсутствие
отрицательных привычек;
в)
наличие опыта общения со сверстниками;
г) изобилие
игровых средств.
70.Воспитание
детей дошкольного возраста – это:
а)
процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей
б)
процесс формирования моральных ценностей
в)
процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование
личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями
71. Из
предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены
общечеловеческие ценностные отношения:
а)
Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к
культуре, отношения к искусству, отношение к религии
б)
отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение
к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям,
отношения к традициям своей семьи
в)
отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения,
отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре
72. Из
ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно
раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:
а)
Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью
формирования у него моральных качеств личности
б)
Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие
развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и
национальных моральных ценностей
в)
Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и
воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений
73.Что
входит в содержание дошкольного воспитания:
а)
физическое воспитание
б)
политехническое образование
в)
нравственное воспитание
г) эстетическое воспитание
74. В
содержание какого смыслового блока входит воспитание дружбы и отзывчивости:
а)
воспитание коллективизма
б)
воспитание гуманности
в)
воспитание трудолюбия
г)
воспитание дисциплинированности
75.В
ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности:
а)
социализации
б)
демократизации
в)
индивидуализации
76.Какие
виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности
в реальном плане?
а)
игра
б)
наблюдение
в)
бытовая деятельность
77.
Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка?
а)
Декларация прав ребенка
б)
Концепция дошкольного воспитания
в)
Положение о дошкольном учреждении
78.Назовите
исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:
а)
А.В.Запорожец
б)
Е.В.Рылеева
в)
С.А. Козлова
79.Результатом
социального развития ребенка дошкольного возраста является:
а)
социализация
б)
индивидуализация
в)
социализация-индивидуализация
80. Укажите
исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
а)
Виноградова А.М.
б)
Запорожец А.В.
в)
Николаева С.Н.
г)
Нечаева В.Г.
81.Каково
назначение идеальной цели воспитания:
а)
является ориентиром на возможности человека
б)
помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной
личности
в)
является основой разработки задач в образовательных программах
82.Назовите
основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного
возраста:
а)
знания и представления
б)
навыки и привычки
в)
нравственные качества
г)
чувства и отношения
83.Средствами
нравственного воспитания в детском саду являются:
а)
собственная деятельность детей
б)
окружающая ребенка обстановка
в)
природа
г)
средства массовой информации
84.
Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:
а)
практические методы
б)
методы формирования сознания
в)
методы убеждения
г) методы
наказания
Физическое
развитие
85. В каком
инструктивно – методическом письме говорится о том, что целесообразно
использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко
реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также
сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность?
а) «О
федеральных комплектах государственных образовательных стандартов дошкольного
образования»;
б) «Санитарно
– эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы ДОУ»;
в) О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения»;
г) «О
программно – методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте
педагогики развития».
86. Какие игровые
задания на занятиях физкультуры способствуют развитию наглядно-образного
мышления ребенка 4-5 лет:
а) игры с
мячом;
б) выполнение
упражнений по образцу педагога;
в) выполнение
упражнений по сигналу;
г) игры с
правилами.
87. Кому
принадлежит высказывание: «От взрослого ребенок «берет информацию», усваивает
способы действий, а в сверстника глядит, как в зеркало, каков я?»?:
а) А.С.
Макаренко;
б) А.В.
Запорожцем;
в) Н.К.
Крупской;
г) С.А.
Козловой.
88. Главным
механизмом игр-соревнований, приводящим в движение всю игру, является:
а) педагогическое
руководство;
б) игровое
правило;
в) игровое
действие;
г) дидактическая
задача.
89. Какое из
требований к организации предметно – развивающей среды выделено М.Н. Поляковой?
а) соответствие
возрастным особенностям;
б) соответствие
целям и задачам образовательной программы;
в) удовлетворение
потребностей ребенка в новизне, в преобразовании и самоутверждении;
г) уважение к
мнению ребенка.
90. Что необходимо
учитывать при назначении режима ребенка:
а) климатические
условия;
б) индивидуальные
особенности;
в) рекомендации
родителей;
г) темперамент.
91. Ко II группе
здоровья относятся
а) здоровые
дети, не имеющие отклонений;
б) дети,
больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации;
в) дети,
больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации;
г) дети,
имеющие какие-либо функциональные отклонения, часто болеющие.
92. Заслуга
разработки основ ритмики в отечественной педагогике принадлежит
а) М.А.
Румер;
б) Е.В.
Коноровой;
в) В.А.
Гинер;
г) Н.Г.
Александровой
93. Единство
теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической
деятельности – это
а) педагогическая
компетентность;
б) профессиональная
компетентность;
в) педагогическая
культура;
г) педагогическое
мастерство.
94. Соответствие
уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
а) физическая
подготовленность;
б) физическое
совершенство;
в) физическое
развитие;
г) физическое
воспитание.
95. Вид детского
сада, осуществляющий квалифицированную коррекцию отклонений в физическом и
психическом развитии воспитанников, согласно Стандарту качества муниципальных
услуг «Предоставление дошкольного образования и воспитания» и «Содержание
ребенка в дошкольном учреждении»,
а) комбинированного;
б) компенсирующего;
в) общеразвивающего;
г) присмотра
и оздоровления.
96. Образование, в
процессе которого обучение и воспитание всех детей, в независимости от их
физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включено в общую
систему образования это:
а) инклюзивное
образование;
б) образование
детей с ограниченными возможностями здоровья;
в) предшкольное
образование;
г) начальное
профессиональное образование.
97. Способ
организации детей на физкультурных занятиях, обеспечивающий непрерывность
действий и формирующий у детей гибкость, умение переходить непосредственно к
выполнению других движений, развитие способности сочетать движения:
а) комбинированный;
б) фронтальный;
в) поточный;
г) интегрированный.
98. Форма
двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса в
результате соответствующих систематических упражнений это:
а) двигательные
навыки;
б) двигательные
умения;
в) двигательные
способности;
г) двигательные
рефлексы.
99. Пониженная
двигательная активность – это
а) гипокинезия;
б) гипоксия;
в) гиподинамия;
г) адаптация.
100. Максимальное
количество воздуха, которое может человек выдохнуть после максимального вдоха —
это
а) максимальное
потребление кислорода;
б) жизненная
емкость легких;
в) дыхательный
объем;
г) частота
дыхания.
101. Освобождаются
ли дети, переболевшие ОРЗ, ОРВ, гриппом и др. простудными заболеваниями,
от занятий физической культуры:
а) полностью
освобождаются;
б) занимаются
в обычном режиме;
в) исключаются
упражнения, требующие большого физического напряжения;
г) сокращается
дозировка.
102. Воспитание у
ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм лежит
в основе общепедагогического дидактического принципа:
а) принцип
научной обоснованности и практической применимости;
б) принцип осознанности
и активности;
в) принцип
доступности;
г) принцип
развивающего обучения.
103. Дайте
определение, профессиональное здоровье это -:
а) мера
способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной
жизнедеятельности;
б) способность
организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные
механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность развитие его
личности;
в) механизм
личностной саморегуляции;
г) процесс,
обеспечивающий прогрессивное изменение, эволюцию человека в новых экономических
условиях.
104. Формирование
двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств, развитие
двигательных способностей это:
а) оздоровительные
задачи физического воспитания;
б) образовательные
задачи физического воспитания;
в) воспитательные
задачи физического воспитания;
г) развивающие
задачи физического воспитания.
105. Основное
требование, предъявляемое к подбору подвижных игр:
а) все
упражнения в играх должны опережать анатомо-физиологические и психологические
особенности детей;
б) подбирать
остроконфликтные игры, вызывающие слишком большой игровой азарт;
в) физическая
и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны
соответствовать нормальной физиологической кривой;
г) все игры
должны соответствовать зоне ближайшего развития ребенка.
106. Значение
развития моторики ребенка заключается:
а) в желании
выполнять движения;
б) в
появлении новых движений;
в) в
обеспечении полноценного психофизического развития ребенка;
г) в
оздоровлении детского организма.
107. Оптимальный
двигательный стереотип – это:
а) перечень
имеющихся у ребенка движений;
б) наиболее
экономичный, присущий индивиду комплекс движений, характеризуемый внешней и
внутренней гармонией движений тела;
в) перечень
основных движений, которым нужно обучать ребенка на занятиях физической
культуры;
г) самостоятельная
двигательная активность индивида.
108. Какие
положительные характеристики свойственны леворуким детям:
а) высокая
креативность;
б) повышенная
двигательная активность;
в) опережающее
физическое развитие;
г) успешность
ориентировки во времени.
109. Содержание
раздела программы предшкольного образования «Хотим быть здоровыми» под ред.
Шаеховой Р.К. предусматривает:
а) содержание
работы по формированию у детей потребности в движении, развитию техники
их выполнения, самостоятельному пользованию приобретенными навыками движений,
проявлению творчества;
б) содержание
работы по укреплению физического здоровья;содержание работы по укреплению
психического здоровья;
в) содержание
работы по формированию здорового образа жизни.
110. Оптимальная
частота пульса ребенка старшего дошкольного возраста на занятиях физической
культуры в детском саду
а) 110-120
ударов в минуту;
б) 120-140
ударов в минуту;
в) 150-160
ударов в минуту;
г) 170-
160 ударов в минуту.
111. Оптимальная
температура воздуха в физкультурном зале в соответствии с СанПиН составляет
а) 16-17 0С
б) 19-20 0С
в) 20-21 0С
г) 22-24 0С
112. На занятиях
по физической культуре задача постепенного перехода от возбужденного состояния
организма ребенка к более спокойному решению ставится
а) во вводной
части
б) в основной
части
в) в
заключительной части
г) во вводных
и заключительных частях
д) в основных
и вводных частях
е) в основных
и заключительных частях
113. Кто является
основателем теории и практики дошкольного воспитания?
а) М.Монтессори
б) А.С.Симонович
в) В.Фребель
114. На каком году
жизни ребенок начинает самостоятельно систематизировать сенсорные эталоны:
а) на седьмом
году жизни;
б) на
четвертом году жизни;
в) на пятом
году жизни;
г) на шестом
году жизни.
Художественно-эстетическое
развитие
115.
Какие виды детской деятельности относятся к ОО Художественно-эстетическое
развитие:
а) Изобразительная
деятельность;
б) Игровая
деятельность;
в) Музыкальное
восприятие;
г) Восприятие
художественной литературы;
д) Познавательно-исследовательская;
116. Просмотр и
анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить:
а) с
позиции их художественности;
б) с точки зрения
развитости технических умений и навыков;
в) безотносительно
к изобразительной задаче;
г) путём отбора и
показа нескольких выразительных и неудачных работ.
117. Что должно
быть в основе развития у дошкольников эстетического отношения к скульптуре?
а)формирование
представлений о монументальной скульптуре;
б) ознакомление со
скульптурой малых форм;
в) привлечение
внимания к выразительно — изобразительным средствам скульптуры;
г)
подведение к осмыслению взаимосвязи выразительно — изобразительных средств с
замыслом автора.
118. Следует ли
проводить целенаправленное обучение детей художественному творчеству?
1)
необходимо целенаправленно обучать детей художественному творчеству;
2) художественное
творчество развивается само по себе;
3) обучать
художественному творчеству нецелесообразно;
4) нет
необходимости обучать детей художественному творчеству.
119. Каково
отношение к изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе?
а) как к
творческой деятельности;
б) как к
двухкомпонентной деятельности: исполнительской и творческой;
в) как к
деятельности, включающей восприятие предметов окружающего мира и произведений
искусства: исполнительство и творчество: собственно творчество детей;
г) как к
исполнительской деятельности с элементами творчества.
120. Каковы
современные подходы к использованию искусства архитектуры в работе с детьми?
Как средства:
а) формирования
представлений о некоторых фактах истории;
б) ознакомления с
окружающим миром;
в) развития
изобразительной деятельности и конструирования;
г)
формирования представлений об образном характере произведения зодчества.
121. В
начальный период овладения ребенком изобразительной деятельностью (до 3-4 лет)
важно:
а) не спешить с
показом способов изображения предметов той или иной формы;
б) показывать,
способы рисования конкретных предметов той или иной формы;
в) обучать
овладению 1-2 цветами;
г) учить
передавать образы предметов ритмами, штрихов и цветовых пятен.
122. «Лишним»
компонентом структуры изобразительных способностей детей является:
а) способность
восприятия предметов и явлений действительности, произведений искусства;
б) способность
образного мышления и воображения;
в) ручная
умелость;
г)
технические умения и навыки.
123. Центральной
задачей работы воспитателя по приобщению детей к искусству народного орнамента
является:
а) обучение
выделению в народных изделиях выразительно-изобразительных средств;
б) обучение практическим
навыкам вышивания, плетения и др.:
в)
развитие способностей понимать и создавать, декоративно — орнаментальный образ
в изобразительной деятельности;
г) ознакомление с
различными видами декоративно — прикладного искусства.
124. Сангина – это
а) тончайший слой
глиняной массы, используемый в технологии художественной керамики;
б) в материал для рисования, изготовленный в виде палочек красновато
коричневых оттенков;
в)
материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева;
г) палочки из
воска с добавлением красителей.
125. Общими
показателями детского творческого конструирования, как процесса деятельности и
ее продукта являются:
а) создание
«образов» (конструкций) — их количество, вариативность, новизна,
оригинальность, степень удаленности от исходных данных игр;
б) умение
строить разные образы на одной основе;
в) интеллектуальная
активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная
вовлечённость
г) все ответы
верны
126. К
техническому типу конструирования относится:
а) конструирование
из бумаги;
б) конструирование
из природного материала;
в) оригами;
г) конструирование
из строительного материала.
127. Какова
специфика творческого конструирования?
а) ребенок
испытывает трудности в решении проблемы;
б) у ребёнка
затруднена практическая ориентировочная деятельность;
в) новизна
открытий и продукта субъективная;
г) процесс
создания продукта для дошкольника не имеет значения.
128. В раннем
возрасте важно, чтобы в процессе рисования ребенок:
а) умел
проводить линии в разных направлениях:
б) овладел
формообразующими движениями:
в) научился
применять 1-2 цвета красок:
г) мог
свободно пользуясь изобразительными материалами, создавать выразительные
образы.
129. Компьютерное
конструирование, a также создание конструкций из бросового материала (JI. A.
Парамоновой) носят характер:
а) художественного
конструирования;
б) технического
конструирования;
в) могут
носить как технический, так и художественный характер (в зависимости от
поставленных задач);
г) самостоятельной
деятельности.
130. Какой
материал используется для лепки дымковской игрушки в ДОУ?
а) пластилин;
б) глина;
в) песок;
г) бумажная
масса;
д) вспомогательные
материалы.
131.
Основа игр с правилами:
а)
свод формализованных правил
б)
воображаемая ситуация
в)
набор игровых действий
г)
выигрыш
132.
Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?
а)
игровые модули
б)
предметы-заместители
в)
предметы и пособия
г)
наборы тематических игрушек
д)
дидактические игрушки
133.
Какие потребности удовлетворяются в игре:
а)
потребность в движении
б)
потребность в общении
в)
потребность в действиях с предметами
г)
биологические потребности
д)
потребность в познании окружающего мира
134.Назовите
основной вид деятельности дошкольника:
а) учебная
деятельность
б)
игровая деятельность
в)
трудовая деятельность
135.Назовите
основной вид деятельности младшего школьника:
а)
учебная
б)
учебно-познавательная
в)
продуктивная
136.Выберите
виды готовности к обучению в школе:
а)
мотивационная
б)
практическая
в)
интеллектуальная
137.Назовите
методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:
а)
упражнение
б)
художественное слово
в)
игровые приемы
г)
эксперимент
138.Назовите
основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание
первой половины дня:
а)
утренний прием
б)
прогулка
в)
полдник
г)
занятия
139.Определите
причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:
а)
необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности
б)
алгоритмизация режимного процесса
в)
соблюдение дисциплины
г)
требования родителей
140. Сенсорное
развитие – это …
а) процесс
формирования двигательных навыков и умений детей;
б) процесс
формирования представлений о внешних свойствах предметов;
в) процесс обогащения
ребенка впечатлениями.
141. Сенсорное
развитие является …
а) Фундаментом
умственного развития ребенка;
б) Основой
овладения изобразительными умениями и навыками;
в) Источником
познания действительности.
142. Основоположником
сенсорного воспитания детей раннего возраста является:
а) Л.И.
Каплан;
б) Н.Н.
Поддьяков;
в) М.
Монтессори.
143. В системе
сенсорного воспитания дошкольников моделирование используется как…
а) условие
сенсорного развития;
б) метод
сенсорного воспитания;
в) форма
организации детей на занятии;
г) направление
работы;
д) наглядный
прием.
144. Определяющим
психическим процессом в сенсорном развитии ребенка является…
а) память;
б) речь;
в) восприятие;
г) воображение;
д) логическое
мышление.
СанПин
145. В каком
инструктивно – методическом письме говорится о том, что целесообразно
использовать преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко
реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить
количество занятий в целом и их общую продолжительность?
а) «О федеральных
комплектах государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;
б) «Санитарно –
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы ДОУ»;
в) О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения»;
г) «О программно
– методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики
развития».
146. В каком
инструктивно – методическом письме МО РФ говорится о том, что занятия детей
старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после
дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю?
а) «О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения»;
б) « О программно
– методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики
развития»;
в) «Рекомендации
по экспертизе образовательных учреждений и обеспечении преемственности
дошкольного и начального общего образования»;
г) Закон РФ «Об
образовании».
147. В каком
инструктивно – методическом письме МО РФ говорится о том, что в программах
должен соблюдаться светский характер образования?
а) «О
гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения»;
б)
«Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных
образовательных учреждений Российской Федерации»;
в) «Рекомендации
по экспертизе образовательных учреждений и обеспечении преемственности
дошкольного и начального общего образования»;
г) Закон РФ «Об
образовании».
148. Основой
планирования образовательной работы с детьми является:
а)
общеобразовательная программа;
б) результаты
промежуточного и итогового контроля;
в) социальный
заказ родителей;
г) учет
познавательных интересов детей.
149. Что отличает
комплексную программу от парциальной:
а) структура
построения программы;
б)
содержание образовательных областей;
в) формы
организации образовательного процесса;
г) условия
реализации программы;
д) наличие
показателей развития ребенка.
150. Положение
А.В. Запорожца об амплификации детского развития лежит в основе программы
а) «Детский сад
2100»;
б) «Одаренный
ребенок»;
в)
«Истоки»;
г) «Развитие».
151. На дошкольный
возраст приходится «пик» развития таких психических процессов, как
а) память и
мышление;
б)
восприятие и память;
в) мышление и
воображение;
г) память и
воображение.
152.Для
защиты детей от солнца и осадков на территории каждой
а) групповой
площадки устанавливают:
б) теневой
навес;
в)москитная сетка;
г) другое.
153.Полная
смена песка на игровых площадках проводится:
а)
ежегодно;
б) 1 раз в 2 года;
в) 1 раз в 5 лет.
154.В
какое время года проводится полная смена песка на игровых площадках?
а) осенью;
б) зимой;
в) весной;
г) летом.
155.Подготовка
песка в песочнице осуществляется:
а)
ежедневно утром до прихода детей перекапывается, увлажняется;
б) 2 раза в день
перекапывается, увлажняется;
в) по
мере необходимости перекапывается, увлажняется;
г) 1 раз в неделю
перекапывается, увлажняется.
156.Правила
обработки песка в песочнице
а) 1 раз
в неделю кипятком с раствором калия перманганата;
б) ежедневно
кипятком с раствором калия перманганата;
в) 1 раз в месяц
кипятком с раствором калия перманганата.
157.Оборудование
основных помещений должно соответствовать:
а) росту
детей;
б)
возрасту детей;
в) весу детей;
г) полу детей.
158.При
организации занятий детей рассаживают с учетом:
а) роста;
б)
состояния здоровья;
в) зрения;
г) слуха;
д) дружеских
взаимоотношений между дошкольниками;
ж)
освещения рабочего места.
159.Ежедневный
утренний прием детей проводят:
а)
воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей;
б)
медицинский работник осуществляет прием детей в ясельные группы и в случаях
подозрения на заболевание — в дошкольных группах;
в) помощник
воспитателя.
160.Выявленные
больные дети и дети с подозрением на заболевание в дошкольные
организации:
а) принимаются;
б) не
принимаются.
161.Подвижные игры
проводят:
а) в начале
прогулки;
б) в середине
прогулки;
в) в конце
прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
162.Перед сном
рекомендуется проведение:
а)
мероприятия личной гигиены;
б)
музыкотерапии, сказкотерапии;
в) кружков
дополнительного образования;
г) подвижных
эмоциональных игр.
Дошкольная педагогика как наука
163. Укажите
наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:
а) Дошкольная
педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.
б) Дошкольная
педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.
в) Дошкольная
педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
г) Правильного
ответа нет.
д) Не
знаю
164.Укажите
наиболее точные значения понятия « педагогика»:
а) Педагогика
– область практической деятельности
б) Педагогика
– искусство воспитания
в) Педагогика
– область научного знания, наука
г) Педагогика
– наука и искусство
д) Правильного
ответа нет.
165.В
какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:
а) в
17 веке
б) в
18 веке
в) в
20 веке
г) в
1148 году
д) Правильного
ответа нет.
166.С
чьим именем связано становление научной педагогики:
а) Ж.Ж.
Руссо
б) Я.А.
Коменский
в) К.Д.
Ушинский
г) И.Г.
Песталоцци
д) Не
знаю
167.Укажите
методы педагогического исследования:
а) Наблюдение
б) Изучение
теоретических источников
в) Анкетирование
г) Лабораторный
эксперимент
д) Не
знаю
168.К
разряду основных педагогических понятий относятся:
а) Образование
б) Деятельность
в) Метод
г) Педагогический
процесс
169. Укажите,
что является предметом дошкольной педагогики как науки:
а) Ребенок
б) Закономерности
развития ребенка
в) Закономерности
воспитания ребенка
г) Взаимодействие
педагога с ребенком
д) Задачи
педагогики
170.В
какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:
«Великая
дидактика» Я.А. Коменский
а) «
Материнская школа» Я.А. Коменский
б) «Здравствуйте,
дети» Ш.А. Амонашвили
в) «Рождение
гражданина» В.А. Сухомлинский
г) «
Поучение детям» В. Мономах
ФГОС
ДО
171.Кто
являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?
а) О.А.
Скоролупова
б) Д.В. Ливанов
в) А.Г.
Асмолов
г) В.В. Путин
д) Д.В. Медведев
172. На основании, каких документов
разработан ФГОС ДО?
а) Конституции
РФ;
б) Конвенции
ООН о правах ребенка;
в) Закона об образовании
РФ;
г) Типового
положения о дошкольном образовательном учреждении;
д) ФЗ « О
некоммерческих организациях»;
е) ФЗ « О
защите детей от информации , причиняющей вред их здоровью и развитию»
173. Выберите правильный
ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации
Программы, в том числе:
а) к
структуре Программы;
б) к условиям
реализации Программы;
в) к
результатам освоения Программы;
г) к
предметно – развивающей среде;
д) к
квалификации педагогических и иных работников;
174. Выберите правильный
ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные
области:
а) социально-
коммуникативное развитие;
б) познавательное
развитие;
в) речевое
развитие;
г) коммуникативно-личностное
развитие;
д) познавательно-речевое
развитие;
е) художественно-эстетическое
развитие;
ж) физическое
развитие.
175. Программа
предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна
составлять:
а) не менее
60%
б) не менее 70%
в) не менее 50%
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений:
а) не более
30%;
б) не более
50%
в) не более
40%;
176. В каком из разделов Программы
представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников?:
а) целевой;
б) содержательный;
в) организационный;
177. Какой из разделов Программы
представляет материально – техническое обеспечение Программы, включает
распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий и особенности организации предметно-пространственной развивающей
среды?
а) целевой;
б) содержательный;
в) организационный;
178. Выберите правильный ответ: «
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации
развития ребёнка дошкольного возраста:
а) предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
б) характер
взаимодействия со взрослыми;
в) социально-
коммуникативное развитие;
г) характер
взаимодействия с другими детьми;
д) система
отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому;
е) коммуникативно-личностное
развитие;
ж) описание
основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств
образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
179.Образовательные программы дошкольного
общего образования разрабатываются и утверждаются:
а) организацией,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования
и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного
образования.
б) Организацией,
осуществляющей образовательную деятельность по имеющейся государственной
аккредитации.
180.Образовательные программы дошкольного
образования направлены на:
а) разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей;
б) достижения
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ общего образования;
в) оба ответа
правильные.
181.Освоение образовательных
программ дошкольного образования сопровождается следующими формами аттестации:
а) промежуточной
аттестацией обучающихся;
б) итоговой
аттестацией обучающихся;
в) промежуточной
и итоговой аттестацией обучающихся;
г) не
сопровождается итоговой аттестацией обучающихся.
Работа
с родителями
182.Какая
из предложенных Вам формулировок характера взаимодействия ДОУ и семьи
соответствует современному законодательству:
а)
ДОУ должно помогать семье воспитывать ребенка как полноценную личность;
б)
семья должна помогать ДОУ выполнять заказ общества по воспитанию ребенка;
в) каждый из этих социальных институтов решает свои специфические задачи
воспитания в основном автономно;
г)
семья и ДОУ должны совместно и согласованно воспитывать ребенка.
183. Стратегия
выхода из конфликта, включающая обсуждение проблемы, поиск решения, в
максимальной степени удовлетворяющего интересы обеих сторон — это:
а) соперничество;
б) конкуренция;
в)
сотрудничество;
г)
уклонение.
184. Современное
семейное воспитание основывается на принципах:
а) социальной педагогики;
б) гуманистической педагогики;
185. К
откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствуют следующие
формы работы с родителями:
а) папки —
передвижки.
б) консультации:
в)
индивидуальные беседы;
г) родительские
конференции.
186. Укажите,
какую из названных форм работы с родителями Вы считаете наиболее результативной
для достижения с ними взаимопонимания:
а) собрания;
б) творческие
отчеты ДОУ перед родителями;
в) наглядная
пропаганда;
г)
индивидуальные консультации.
187. Отметьте
условие, которое в кризисной ситуации может привести к позитивному изменению
поведения ребенка:
а) применение
наказаний;
б) наличие взрослого, с которым можно доверительно поговорить;
в) удовлетворение потребностей ребенка;
г) изоляция
ребёнка.
188. Главная
функция семьи:
а) обучение;
б) социализация;
в) воспитание;
г) развитие интеллектуальной инициативы;
д) физическое развитие.
189.
Преемственность между детским садом и школой это:
а)
одна из форм связи между образовательными учреждениями
б)
совокупность образовательных программ
в)
управленческая структура
190.Выберите
аспекты взаимодействия между детским садом и школой:
а)
методический
б)
информационно-просветительский
в)
коммуникативный
191. В
содержание практического аспекта взаимодействия между детским садом и школой
входят формы:
а)
взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов
б)
педсоветы
в)
родительские собрания
192.Компоненты
интеллектуальной готовности к школе это:
а)
знания о школе
б)
желание учиться
в)
познавательные психические процессы
193.Определите
виды дошкольных учреждений:
а)
детский сад
б)
детский дом
в)
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий
г)
центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и
психического развития, коррекции и оздоровления всех детей
194.Процедура
лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право:
а)
на педагогическую деятельность
б) на
открытие детского сада
в) на
прием детей в детский сад
г) на
финансирование
195.
Назовите направления развития системы дошкольного образования:
а)
развитие теории и практики дошкольного образования
б)
развитие сети дошкольных образовательных учреждений
в)
развитие материальной базы дошкольных учреждений
г)
подготовка кадров
д)
все ответы верны
«Сюжетно-ролевая игра в детском саду»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка.
Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого. У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Организация игры требует согласованных действий участников.
Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:
· сюжет
· содержание
· игровая ситуация
· замысел
· роль
· ролевое действие
· ролевое поведение
· ролевое взаимодействие
· правила
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.
Игровая ситуация— совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел— план действий, задуманный играющими
Роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Ролевое действие— это деятельность ребенка в роли.
Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
Правила- это порядок, предписание действий в игре
Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей игровой деятельности. Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно. Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.
Планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). Сюда входят:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай» ;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям.
Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.
Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное дело в ходе игры, когда неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ.
Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. «Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу». Такие советы обогащают замысел игры.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель.. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу; как покупатель в магазине спрашивать о таких товарах, которые продавцы еще не приготовили – завтра они наверняка появятся на прилавке.
Еще один важный компонент сюжетно-ролевой игры — использование предметов, представляющих уменьшенную копию реальных вещей и созданных специально для организации игры ребенка, и предметов-заместителей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Рекомендации:
Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Важно, чтобы в игре ребенок фантазировал, строил, творил.
Методы педагогического руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста
Кашина Е.В.
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.
Своеобразие детской игры требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.
В чём же заключается содержание работы педагога по воспитанию творческих способностей у детей дошкольного возраста в сюжетно — ролевой игре?
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит как всестороннее воспитание детей, так и творческое развитие каждого ребёнка .
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
В дошкольной педагогике описано много методов и приёмов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации.
Существуют методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры: исполнение воспитателем главной роли; индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль; внесение образных игрушек; прием параллельной игры; прием ролевой игры с продолжением; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни; игра в телефон; обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду; разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. А также способствующие регулированию игровых взаимоотношений: игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») участие воспитателя в игре (главная роль); использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера); внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; создание разновозрастных игровых триад.
Методические методы и приемы дают результат и приносят плоды лишь в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если он хорошо знает и чувствует каждого ребёнка своей группы
Задача воспитателя в работе с детьми старшего возраста заключается в расширении и углублении их игровых интересов, создании условий, побуждающих детей к творчеству. Воспитатель своими советами, предложениями, вопросами должен направлять ребят на самостоятельный выход из затруднительных ситуаций. Постепенно воспитатель из непосредственного участника игры переходит к роли советчика в нём. Кроме того, воспитатель последовательно подводит детей к использованию всех не сформированных ранее игровых средств, изготовлению пособий для игры, внесению игрушек с обязательным обсуждением вопроса, как эти игрушки используются. В дальнейшем воспитатель в работе с детьми старшего возраста учит переносить в игру полученные знания, продолжает развивать у них навыки элементарного планирования и организаторских умений.
Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представления о быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли.
Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.
Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача воспитателей – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.
Старший дошкольный возраст
Приемы прямого руководства
— включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно-игровой среды;
— использование современной системы хранения (расположение игрового материала в контейнерах);
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок;
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность;
— спланировать ход игры, последовательность действий;
— распределить роли, согласовать замысел;
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре;
— наблюдение за игрой детей;
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды);
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности;
— создать игровую ситуацию;
— индивидуальная работа (если ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).