Приемы руководство подвижными играми

Методика руководства подвижными играми в разных возрастных группах

          Игра – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с которыми ему приходится сталкиваться, взрослеет и учится общаться с людьми.

         Игра относится к одному из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она содействует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего человека происходит прежде всего в игре. 

Цели и задачи педагога в процессе проведения подвижной игры (ПИ): 

        В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:

Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.

Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции), а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).

Воспитательная. В процессе игры маленький человек учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры), в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.

Выбор игры

  • Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью;
  • Принимается во внимание  место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия;
  • Выбор игры зависит от наличия пособий и инвентаря. Обязательно нужно подготовить инвентарь (флажки, мячи, скакалки, обручи и т. д.). Инвентарь должен быть красочным, ярким заметным в игре;
  • Нужно учитывать степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

Сбор детей на игру

Собрать детей на игру можно разными приемами:

  • В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
  •  С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками — наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
  • Собирать детей надо быстро (1—2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.

Создание интереса к игре

       Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

 План объяснения игры

  • название игры ,
  • цель игры ,
  • ход игры,
  • роль играющих и расположение их на площадке,
  • правила игры,
  • объяснение игры нужно сопровождать показом.

Организация играющих, объяснение игры

  • Объясняя игру важно правильно разместить детей. Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
  • В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

Выбор водящих

    Желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей.

    Выделить водящих можно разными способами:

  • по назначению воспитателя (этот способ используется, когда руководитель не знает группу детей)
  • способ выбора по жребию (считалка)
  • по выбору играющих (коллективное желание детей,  обычно выбирают наиболее достойных.)
  • по результатам предыдущих игр

      Распределение на команды:

  • по усмотрению воспитателя,
  • путем расчета на 1-2,
  • путем фигурной маршировки или расчета движущейся колонны,
  • по назначению капитанов.

     Капитанам отводится важная роль. Он помощник воспитателя. Наблюдает за соблюдением правил игры, учитывает результат игры, раздают и расставляют инвентарь.

     Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.

      Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.

Проведение игры и руководство ею

         Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»).

Воспитатель:

  • подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры;
  • делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей;
  • подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко;
  • следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз;
  • регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно..

        Игры большой подвижности повторяются 3—4 раза, более спокойные — 4—6 раз. Паузы между повторениями 0,3—0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.

Окончание игры

      Очень важно закончить игры своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно, так же и затягивание ее. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий»

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры.

Подведение итогов п/игры

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

• Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. По окончанию игры воспитатель должен объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведение у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.

• При определении результатов игры надо учитывать, не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке (особенно в младшем возрасте).

• Необходимо разобрать ход игры, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При выборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полезно привлекать помощников и самих воспитанников. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.

Методика
руководства подвижными играми.

   
 Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть
успешно осуществлены только при умелом руководстве, которое предусматривает
управление двигательным и нравственным поведением детей. Дети, действуя
совместно со взрослым, запоминают последовательность операций, знакомятся с
сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к
их выполнен. При проведении знакомых игр напоминать правила игры могут сами
дети, отвечая на поставленные вопросы. В старшей группе не только в известной,
но и в новой игре роль водящего поручают ребенку, лучше с помощью считалки.

   
 Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества
повторений игры. Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших
дошкольников большой интерес, увлекают их возможностью померяться силами,
умениями, способностями. Дух коллективизма мобилизует детей. В командной игре
победа определяется по сумме очков, полученных членами команд. Можно за
попадание в корзину мячом давать флажок, складывая  флажки в корзину.
Тогда отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно
оформлены.  Команды должны составляться равными, по силам. Это можно
поручить и капитанам.  В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка,
а победа всей команды. Это игры — эстафеты, комбинированные эстафеты.

   
 Необходимо подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических
упражнений и возрастных особенностей детей. Помнить, что детей надо готовить к
школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая спортивные навыки и качества:
быстроту,  выносливость, силу, гибкость. Прежде чем играть в такую игру,
как «Лягушка и цапля», надо научить детей прыгать в высоту с разбега. Такие
игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать
развитию ловкости, смелости. Игры с бегом, перебежками  воспитывают в
детях быстроту и ловкость.

   
 Приобретенные умения позволяют детям достичь успеха в игре. Удачные
действия вызывают у них радость, чувство уверенности в своих силах. Дети
начинают действовать смелее  и решительнее.

   
 В играх «Кот и мыши», «Наседка и цыплята»  при выполнении подлезания
дети впервые встречаются с необходимостью совместных движений с действиями
товарищей и сигналами игры,  распределении внимания не только на процесс выполнения
основных движений, но и восприятия создавшейся ситуации. Чтобы дети подлезали
быстрее, нужно разбросать «корм» для мышей и скорость подлезания
 увеличится. Также нужно  сочетать подлезание с бегом,(в эстафетах)
бег,  подлезание под дугу, снова бег.

   
 Решение большинства поставленных задач может с успехом осуществляться при
проведении игр на прогулках.

   
 Для совершенствования навыков метания, как и подлезания, прежде всего,
целесообразно подбирать и соответствующие игры. Во многих сюжетных играх навыки
метания совершенствуют один два ребенка – водящие.

   
 В несюжетных играх дети метают по очереди. Примером таких игр являются
«Лови, бросай – упасть не давай», «Мяч  по кругу», «Чье звено самое
меткое», «Сбей кеглю».

   
 Для детей старшей группы подвижные игры  усложняются  по
 содержанию, правилам, количеству ролей применяемых  в коллективном
 соревновании. При соревновании небольших групп учитывается
физическое развитие  и индивидуальные особенности детей.  Таким
образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы
 она дала наибольший эффект. Объяснение несюжетной игры должно быть
кратким, точным и интонационно – выразительным.

   
 При проведении игр с элементами соревнования при объяснении уточняются
правила, игровые приемы, условия игры.

   
 В таких играх рекомендуется предлагать задания не только на скорость, но
и на качество выполнения движений. Команды формируются равные по силам в целях
активизации неуверенных, застенчивых детей, их соединяют со смелыми и ловкими.

   
 Распределение ролей в играх происходит по-разному. Можно и на примере
активного ребенка показать, как важно быть смелым, можно самому быть водящим
или игроком к общему удовольствию детей. Можно выбирать водящего по считалке. В
процессе игры необходимо следить за движениями, действиями и взаимоотношениями
детей, выполнением ими правил игры, делая краткие указания.  Заканчивается
подвижная игра ходьбой или малоподвижной игрой, например «Угадай по голосу» и
т.д.

   
 При оценке игры необходимо отметить ее положительные стороны, назвать детей
удачно выполнивших свои роли, тех кто проявил выдержку, товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицать нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.

   
 В задачи инструктора при руководстве играми входит наблюдение за
состоянием играющих и регулирование нагрузки общепринятыми приемами:

 -увеличивать
или уменьшать общее время игры, а также изменять количество повторений всей
игры или отдельных ее частей;

— регулировать
длительность перерывов в игре или проводить совсем без перерывов;

-проводить
игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством

Препятствий;

-изменять
сложность препятствий преодолеваемых в игре;

-удлинять или
сокращать дистанцию для пробежек, проползания;

-варьировать
количество основных движений.

 Игра
только тогда будет проходить слаженно, когда детям понятны действия и правила,
которые они должны выполнять.

 Таким
образом, оздоровительное, воспитательное и образовательное значение
вышеуказанных игр многообразно, но большое значение имеет творческое отношение
и педагогическое мастерство инструктора.

 
Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных
осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, чтобы применять их в новых
условиях, самостоятельно придумывать и проводить их со сверстниками, подводят к
самостоятельной деятельности, что необходимо для подготовки ребенка к школе.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ТЕМА 3.4. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

Содержание

1.Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

2. Классификация подвижных игр, требования к их отбору.

3.Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

5.Белорусские народные подвижные игры и их место в системе физического воспитания детей.

1. Значение подвижных игр для разностороннего развития детей.

Подвижная игра – это эмоционально окрашенная, сознательная, активная деятельность детей, характеризующаяся решением двигательных задач и выполнением игровых правил. В дошкольном учреждении подвижная игра незаменимое средство физического воспитания. От игры дети получают удовольствие, испытывают «мышечную радость». Эмоциональный фон игры позволяет добиваться большой двигательной активности. Это способствует приобретению и совершенствованию разнообразных двигательных навыков, повышает тренированность участников, положительно сказывается на качественной и количественной сторонах двигательной деятельности. Подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют совершенствование функций различных анализаторов, нервных процессов, содействуют сохранению баланса между процессами возбуждения и торможения. В подвижных играх заложены большие возможности личностного развития ребенка. При целенаправленном педагогическом воздействии подвижные игры, наряду с воспитанием двигательных способностей, стимулируют развитие способности к самовыражению, самостоятельности, творчеству, самоутверждению. Совместная игровая деятельность придает первоначальное направление ценностным ориентациям, которые в дальнейшей жизни часто оказываются устойчивыми и нередко предопределяют общую направленность личности. В современной разработке содержания и методики проведения подвижных игр большую роль сыграли работы ведущих российских педагогов Л.М. Коровиной, Т.И. Осокиной, М.В. Потехиной, Е.А.Тимофеевой, Э.Я., Степаненковой и др. Авторы показывают целесообразность обучения движениям детей в игре на этапе их совершенствования, раскрывают возможность ориентировки детей в пространстве с помощью подвижных игр, развивают творчество, выразительность и красоту движений. Методические подходы к подвижной игре нашли отражение в многочисленных статьях и пособиях авторов. В Республике Беларусь изданы сборники подвижных игр и игровых упражнений для детей, направленные на развитие двигательной активности, психомоторных способностей, физических и волевых качеств ребенка, обогащение его двигательного опыта (Лихадиевская Т.Г., Ивановская И.М. «Подвижные игры в детском саду» — Минск, 2002; Шишкина В.А, Дедулевич М.Н. «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», Мозырь, 2016 и др.).

2.Классификация подвижных игр, требования к их отбору

Подвижные игры чрезвычайно богаты и разнообразны по своему содержанию. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей к необходимости группировать их, классифицировать. Классификация осуществлялась по разным параметрам:

  • по принципу организации детей (игры одиночные и командные);

  • по возрастному принципу (игры для младшего, среднего, старшего

  • дошкольного возраста);

  • по видам движений (игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием,

  • лазаньем);

  • по двигательным способностям (игры, развивающие скоростно-силовые

  • способности, быстроту, выносливость, ловкость);

  • по степени интенсивности движений (игры большой, средней, малой

  • подвижности);

  • по особенностям содержания (подвижные игры с правилами: сюжетные и

  • бессюжетные; элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и др.);

  • по месту проведения игры (летние и зимние, в помещении и на открытом

  • воздухе).

Существуют различные классификации подвижных игр:

1.простые (элементарные) – игры с правилами и сложные (с элементами спортивных игр)

простые делятся на: сюжетные и бессюжетные.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет может быть образный («Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. п.) и условный («Пятнашки», «Ловишки»). Бессюжетные подвижные игры не имеют сюжета («Школа мяча», «Палочка-выручалочка»), все дети выполняют практически одинаковые движения, могут видоизменять правила

2. По степени подвижности: большой, средней и малой.

Эти игры обеспечивают разную физическую нагрузку. В игры малой подвижности включаются такие движения, как ходьба, ОРУ, элементы танцевальных движений. Эти игры хорошо использовать в качестве восстанавливающих после физических нагрузок. Игры средней подвижно­сти предусматривают помимо ходьбы включение кратковременных интенсивных движений — бега, прыжков, которые обычно выполняются попеременно. В играх большой подвижности преобладают интенсивные движения (с кратковременным отдыхом).

3. По виду основных движений: игры с бегом, с прыжками, с метанием и пр.

3. Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1) подготовка к игре: выбор места, подбор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;

2) сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ — кто в прятки идет»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображен? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3) объяснение игры должно быть кратким, понятным, интересным, эмоциональным с учетом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4) распределение ролей имеет важное значение для создания интереса к игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Сережа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределять с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5) руководство игрой

в ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика — снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60 %;

6) окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил. В младшей группе следует похвалить детей.

В младшей группе следует похвалить детей за старание, интерес.

В средней и старшей группе обязательно отметить выполнение правил, качество движений.

В особой похвале нуждаются робкие и застенчивые дети и те, у которых впервые виден результат. Не следует сравнивать детей друг с другом, постоянно выделять тех, чьи успехи всегда на виду. Критерии оценки эффективности подвижной игры: выполнение правил; оптимальность физической нагрузки, моторная плотность; интерес детей к игре, психологический комфорт. Игру следует прекращать чуть раньше, чем этого захотят дети.

Комплексное использование сюжетных и бессюжетных подвижных игр предусматривает умелое руководство ими. При организации подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, его педагогическое предвидение. Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Большое внимание он уделяет правильному выбору игры: учитывает время и место ее проведения, количество играющих, имеющийся у них двигательный опыт. Педагогическая наблюдательность позволяет педагогу выбирать нужные методы руководства игрой, корректировки двигательного поведения детей.

В первой младшей группе проводятся игры с простым и доступным сюжетом «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Пузырь», «Найди свой домик» и др. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. Движения в играх простые, часто они сопровождаются стихотворным текстом («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч» и др.). При этом все дети выполняют одни и те же движения одновременно. Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, который полностью зависит от творчества воспитателя. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. Одно и то же движение выполняется в разных ситуациях. Оживляют игру различные атрибуты: медальоны с изображениями животных, шапочки, «сказочные» домики. С их помощью дети легко входят в образ, подражают герою. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли в игре взрослый выполняет сам, делая это эмоционально и образно. Одновременно он выполняет и главную и второстепенную роль, но к концу года главную роль можно поручить наиболее активному ребенку. Использование различных атрибутов (мячи, флажки, ленточки, любимые игрушки, головные уборы с изображением знакомых героев) повышает интерес детей к игре. Игровые упражнения («Прыгнем через ручеек», «Забросим мяч в домик») дают детям возможность освоить некоторые сложные для них виды движений (метание, прыжки и др.). Наряду с косвенными используются здесь приемы прямого обучения. Педагогический работник показывает упражнение, следит за его выполнением, в случае необходимости предлагает повторить еще раз, поощряет детей за старание.

Во второй младшей группе подвижные игры отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения, которые в них включаются, становятся более разнообразны (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.). Малышей необходимо учить играть. Существенным моментом, влияющим на ход игры, выступает объяснение воспитателя. Оно дается детям эмоционально, выразительно, используется образный сюжетный рассказ, способствующий лучшему перевоплощению ребенка в игровой образ.

Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя одновременно и главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношениями, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям. Это повышает их двигательную активность. Одну и ту же игру повторяют без изменений 2-3 раза, затем в нее включаются новые правила и новые движения, изменяются условия проведения. Вариативное содержание знакомой игры усиливает ее воспитательную ценность. Постепенно педагогический работник приучает малышей выполнять в игре ответственные роли. Назначая на роль, старается соблюдать очередность. При выполнении детьми игрового упражнения взрослый объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, которые вызывают затруднения у большинства. В этом возрасте ребенок может повторить игровое упражнение лишь в общих чертах.

В среднем дошкольном возрасте в игры детей включаются не только те образы, которые дети непосредственно видят, но и те, с которыми они знакомятся с помощью сказок, рассказов взрослых, мультфильмов и картинок («Цветные автомобили», «Совушка», «Кони», «Птички и кошка», «Мыши в кладовой», «Перелет птиц» и др.). Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, быстроте, выдержке. Правила в играх также усложняются – вводятся ограничения действий: бегать в определенном направлении, пойманным – отходить в сторону или выполнять назначенное педагогическим работником дополнительное движение. Проводятся игры с соревновательной направленностью, сначала индивидуального характера («Пробеги – подпрыгни», «Подбрось – поймай»), а затем и коллективного («Чья колонна быстрей построится?», «Мяч через сетку», «Переправа»). По-прежнему, оживляют игры различные атрибуты. Проводя сюжетную подвижную игру, воспитатель сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих. Важно убедиться, что дети поняли условия игры, хорошо представляют ее двигательное содержание. Затем воспитатель распределяет роли среди играющих. Роль водящего вначале поручается активному, энергичному ребенку, который может с ней справиться, а затем всем остальным детям группы. Выбор ребенка на главную роль мотивируется педагогическим работником. В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. При повторении знакомой игры создаются ее варианты: изменяются движения, которые выполняют дети, включаются правила, требующие выдержки самообладания, видоизменяется форма организации играющих. В игровых упражнениях создаются условия для достижения определенного результата. Игровым заданиям («Кто скорее», «Кто бросит дальше», «Чье звено быстрей построится») придается соревновательный характер. Такие задания стимулируют детей к быстрым движениям, приучают к ответственности за свои действия в коллективе, ведут к достижению общей цели. Подчиняясь правилам игр, дети упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

В старшем дошкольном возрасте в подвижных играх детей используются более сложные движения, отличающиеся координированностью и точностью («Догони свою пару», «Два Мороза», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Медведи и пчелы» и др.). Увеличивается количество игр, в которых нет образов («Быстро возьми, быстро положи», «Поймай и попади», «Не оступись»). Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, ориентироваться в пространстве, проявлять смелость, решительность, выдержку, действовать в соответствии с интересами команды. Применяются все виды подвижных игр, в том числе игры-эстафеты с элементами соревнования.

При объяснении новой игры педагогический работник раскрывает ее содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов, уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-нибудь из детей повторить содержание. После этого, пользуясь пространственной терминологией (налево, направо, впереди, рядом), взрослый указывает местоположение играющих и распределяет роли. Назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой.

В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием, рационально использует текст игры (полностью текст воспроизводится только в начале игры, в дальнейшем он сокращается и дети произносят лишь слова, побуждающие к действию), назначает сразу 2-3 водящих (в этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры). При подведении итога игры педагог анализирует, как детям удалось достичь успеха, почему «ловишка» быстро поймал одних игроков, а другие ему не попались. К обсуждению итогов привлекаются дети. Это приучает их к анализу своих поступков. При повторном проведении игры дошкольники учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.

В старшем дошкольном возрасте широко используются игры-эстафеты. Для участия в играх-эстафетах создаются две или три команды, равные по числу участников. Педагогический работник четко и последовательно объясняет содержание и правила игры, условия определения победителя. Прежде, чем начинать соревнование необходимо провести репетицию, для того, чтобы каждый понял, что от него требуется, и приспособился к игре. Вначале детям предлагаются простые эстафеты с разными видами движений (с бегом, с прыжками на двух ногах), затем парные и встречные. От простых эстафет они отличаются тем, что дети выполняют движения в парах. Однако не следует проводить только командные игры и игры-эстафеты. Не менее интересны для детей старшего дошкольного возраста и игры с увлекательным сюжетом.

4. Усложнение и вариативность с учетом подготовленности и интересов детей.

Подвижная игра-школа движений.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, ее нужно усложнять, не меняя замысел игры.

  • Увеличить дозировку.

  • Усложнить двигательное содержание (воробышки не выбегают из домика, а выпрыгивают).

  • Изменить размещение детей на площадке (не сбоку, а в середине).

  • Изменить место проведения, проводить в нестандартных условиях (в лесу).

  • Включить дополнительные эпизоды (подготовка вместе с детьми специальных атрибутов для игры),

  • включить дополнительные движения (спасаться от водящего, прыгая на одной ноге; попасть в домик, подлезая под скамейку и пр.).

  • изменить сигнал к началу движения (например, звуковой на зрительный).

  • Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать). Увеличить число ловишек и др.

  • Для поднятия статуса подвижной игры в образовательном процессе целесообразно использовать ее на занятиях умственного характера, во всех формах физкультурно-оздоровительной работы; полезно устраивать физкультурные досуги под девизом «Праздник подвижной игры».

  • Особое внимание следует уделить белорусским народным подвижным играм. Значительно повышается интерес к играм, когда они подбираются в комплексе и объединяются единым сюжетом.

5. Использование белорусских народных игр в физическом воспитании детей

В физическом воспитании детей белорусским народным играм уделяется особое внимание. Они увеличивают двигательную активность ребенка, помогают сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учат относиться к движению как к предмету игрового действия, раскрывают моторные характеристики собственного тела. Стихотворные тексты, включенные в игры, придают движениям эстетический характер, помогают детям впитать культурные традиции белорусского народа. Сочетание слов, музыки и действий делает белорусские народные игры драматизированными действиями, что вызывает у играющих интерес к игре, формирует произвольное двигательное поведение.

По своему содержанию белорусские народные игры разнообразны. Именно содержание игры определяет ее образовательную и воспитательную значимость, характер игровых действий играющих. От содержания игры зависит своеобразие организации и характер выполнения детьми двигательных заданий, которые могут включать многократные беговые упражнения, с установкой на формирование ловкости, выносливости, силовых качеств, а также заданий с элементами речевой, конструктивной и других видов деятельности. Разное содержание игр задается разными воображаемыми ситуациями, смысловым объединением игровых предметов и действий. Так, одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом, игровые действия, выполняемые играющими в игре, соответствуют заданной роли и правилам игры. В других играх сюжет и роли отсутствуют играющим предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих играх сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений ребенка и их последовательность. В обучении и воспитании детей важны все виды белорусских народных игр.

При отборе белорусских народных игр целесообразно учитывать следующие требования:

  • наличие в игре игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;

  • включенность каждого ребенка в игру;

  • предоставление участникам игры возможности самостоятельного активного действия;

  • доступность для детей игровых заданий;

  • вариативность средств достижения цели.

Существует много способов включения белорусских народных игр в образовательную работу с детьми. В физическом воспитании задачи использования белорусских народных игр имеют свою специфику, которая определяется возрастными особенностями физического и психического развития воспитанников. Так, в младшем дошкольном возрасте они нацелены на:

развитие интереса детей к коллективным действиям, воспитание чувства дружбы;

формирование умений выполнять драматизированные действия игры, согласовывая их со словами текста;

воспитание интереса к белорусскому языку.

Решению поставленных задач способствуют такие игры, как: «Грушка”, “Маша”, “Іванка і Марылька”, “Міхасік”, “У ката”, “Лясь-лясь- уцякай!” и др.

В среднем дошкольном возрасте образовательные задачи имеют следующее содержание:

  1. знакомство детей с трудом и бытом белорусского народа;

  2. формирование умений переносить знакомые двигательные навыки в новую

  3. игровую ситуацию, соответствующую содержанию игры;

  4. развитие способности достигать в игре положительного результата;

  5. воспитание самостоятельности;

  6. развитие интереса к белорусскому языку, желания запоминать

  7. стихотворные тексты.

В физическом воспитании детей этого возраста используются игры: “Ішоў казел пад мастом”, “Гладышык”, “Рэпа”, “Садзі лянок!”, “У зайца”, “Лавіць куры”, “Лебедзі і лесавік” и др.

В старшем дошкольном возрасте содержание образовательных задач

совершенствуется. Они направлены на:

  1. развитие у детей способности понимать цель игры, инструкцию, направленную на точное выполнение правил игры и двигательных действий;

  2. разрабатывать план действий и пути его выполнения; выступать инициатором игры; проявлять правильную реакцию на успех и неудачу;

  3. формирование умений самостоятельно находить варианты выполнения запланированных задач;

  4. воспитание способности к волевым действиям (настойчивость, выдержка, решительность, целенаправленность);

  5. воспитание интереса к белорусскому языку, желание использовать его в общении.

Большое значение в решении поставленных задач имеют игры: “Каза”, “У рэдзьку”, “Фарбы”, “Гаспадыня і кот”, “Лыка”, “Гарачае месца”, “Кашка”, “Выртаўнік і недатыка”, “Хапанка”, “Рэшата” и др.

У всех детей дошкольного возраста огромная потребность в игре. Очень важно использовать белорусские народные игры для совершенствования двигательных умений и навыков, формирования личностных качеств ребенка.

Литература:

  1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. М., 2001.

  2. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие/ В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. 4-е изд., испр. М., 2000.

  3. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей: учеб. пособие / В.Н. Шебеко. 2-е изд. Минск, 2013.

  4. Шишкина, В.А. Подвижные игры для детей / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Мозырь, 2014.

Подвижные игры создают благоприятные условия для развертывания активной двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями физического и психического развития. Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а так же с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры во многой мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений у детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций носят активный, деятельностный характер. Именно этим определяется многоплановость влияния подвижной игры, целесообразность ее использования для оптимизации повседневного двигательного режима ребенка, как в домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях среди сверстников. Подвижные игры являются наиболее доступным и благоприятным средством роста физических сил. Участие в разнообразных подвижных играх способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческой активности, воспитанию ловкости и быстроты движений, самостоятельности и настойчивости, сообразительности и инициативы. Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий. Эмоциональные переживания в игре мобилизуют все силы при достижении поставленной цели. Это ведет к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей, улучшению обмена веществ. Подвижная игра, как любая дидактическая, направлена на достижение на определенных целей воспитания и обучения. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном этапе игра выступает как важное средство обучения: активное участие в ней воспитателя стимулирует непринужденное, естественное выполнение ребенком двигательных действий.

Однако даже в младшем дошкольном возрасте благоприятные условия, складывающиеся в игре, не могут обеспечить развития одновременно всех видов основных движений. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазанье, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании игр младших дошкольников и поэтому не могут быть достаточно хорошо освоены. Поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и опосредованное (игра) обучение движениям. Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений детей становится все более произвольным, преднамеренным. У них появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми уже ставятся более серьезные задачи — овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения упражнений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все чаще переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этанах обучения старших дошкольников. Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр 5-7 летних детей. Все чаще встречаются элементы единоборства и коллективного соревнования, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Подвижные игры в дошкольном возрасте могут применяться не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений. Так, предварительно разученные способы бега, ходьбы, плавания с интересом воспроизводятся детьми в специально подобранных играх и игровых заданиях. Повторение элементов спортивных упражнений в игровой форме способствуют быстрому и прочному их усвоению, а затем и использованию в самостоятельной двигательной деятельности. Организуя игры, воспитатель должен учитывать возрастные особенности дошкольников. В этой возрастной группе особенно велико значение подвижных игр для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развития физических качеств. Проявлению высоких физических и морально-волевых качеств более всего способствует участие ребенка в играх, где общий результат зависит от взаимодействия участников («Горелки»). Особое место занимают игры-эстафеты. Такие игры требуют от каждого участника напряженного внимания.

Чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди в эстафете, команды должны состоять не более чем из5-6 человек. Требование точного выполнения правил способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Однако необходимость следовать правилам нисколько не ограничивает возможности проявления детьми активности, инициативы, сообразительности и находчивости. В старшем дошкольном возрасте организацию и проведение подвижных игр можно поручать самим детям. Подготовку помещения, площадки для игры также можно поручить самим играющим, но под руководством воспитателя. Помещение должно быть проветренным, предварительно необходимо сделать влажную уборку. На улице площадка для игры должна быть ровной, без опасных предметов на ней и желательно ограниченной естественными или искусственными заграждениями. Распределение ролей в игре должно проходить при активном участии самих детей. Для выбора водящего можно использовать считалки, выбор самих играющих и т.д. Существует большое разнообразие таких приемов, например, дети становятся в круг, а воспитатель в центре круга с обручем, на котором есть специальная метка; воспитатель раскручивает обруч и когда обруч падает, метка на нем указывает на водящего. Педагог должен уметь пользоваться всеми способами выделения водящих и распределения на команды. Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представляли себе весь ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных ее моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторном проведении игры воспитатель либо сам напоминает ее содержание, правила, либо поручает сделать это кому-нибудь из играющих. По ходу игры руководитель должен делать указания: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Он старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю и упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды. Чтобы предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к менее ловким сверстникам, необходима объективная оценка руководителем игры возможностей каждого ребенка. Распределять детей нужно так, чтобы команды были равны по силам. Очередность в выполнении заданий дети могут устанавливать самостоятельно. Важное воспитательное значение имеет подведение итогов игры и определение победителей. Для этого необходимо строгое судейство и наказание за нарушение правил игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство на выксунском металлургическом заводе
  • Vitesse vs 516 мультиварка инструкция по применению
  • Цитофлавин в вену инструкция по применению
  • Руководство юридическим департаментом
  • Эхинацея раствор инструкция по применению цена отзывы