Приказ замещение за классное руководство

Приказ о замене классного руководителя на время болезниПриказ о замене классного руководителя на время болезни представляет собой распорядительный акт директора школы, направленный на решение вопроса о замещении временно отсутствующего учителя. Поскольку на практике необходимость замены заболевшего сотрудника возникает довольно часто, рассмотрим подробнее особенности оформления такого приказа в 2023 году.

Способы передачи полномочий

Одним из поводов для замены классного руководителя в школе может стать болезнь. В таких случаях, на период больничного, директор учебного заведения назначает на эту должность другого специалиста. Существует несколько способов передачи полномочий, которые чаще всего применяются на практике.

  • Согласно ст. 60.2 ТК РФ, законным способом решить эту проблему замены классного руководителя можно путем совмещения профессий (должностей), а также посредством увеличения объема полномочий.

  • Временный перевод на должность классного руководителя на основании ст. 72.2 ТК РФ. При этом от основных обязанностей специалист освобождается, а к его трудовому договору составляется соответствующее допсоглашение. В подобной ситуации придется получить письменное согласие замещающего работника.

Следует обратить внимание на то, что совмещение должностей и замещение это два разных понятия. Так, при совмещении специалист выполняет работу исключительно по другой должности, когда штатная единица по той или иной причине, например, болезни, оказалась временно незаполненной. Вместе с тем, при замещении подчиненный может работать как аналогичной профессии, так и выполнять абсолютно другие обязанности.

В процессе оформления сотрудника для временной замены отсутствующего по причине болезни классного руководителя, обязательно оформляется приказ, образец, которого можно скачать на нашем сайте.

Составление приказа

Составление приказа о замене классного руководителя на время болезниСпециальных требований для оформления приказа о замене в учебном заведении классного руководителя на период болезни, в действующем законодательстве не установлено. Разработать подходящую форму этого документа работодатель может самостоятельно.

Стандартный документ обычно содержит следующие сведения:

  • наименование документа
  • табельный номер и дата;
  • ФИО, а также должность педагога, который будет замещать классного руководителя;
  • сроки, в течение которых будут выполняться новые обязанности. На практике, если работодатель не может установить точную дату выхода сотрудника на работу, то в приказе она не обозначается. Вместо этого можно прописать «на период болезни или до выхода на работу основного сотрудника»;
  • наименование должности, которую временно будет выполнять работник;
  • причина для замещения. В данном случае таковой является болезнь классного руководителя;
  • документ, на основании которого происходит замещение. Например, если оно совершается путем совмещения должностей, то в приказе следует указать дату и номер допсоглашения, а также реквизиты трудового договора;
  • размер доплаты за новые обязанности на должности классного руководителя;
  • подпись директора учебного учреждения;
  • дата и ознакомительная подпись педагога, который будет осуществлять временное замещение.

Кроме того, должностное лицо, оформляя временный перевод, может использовать унифицированную форму Т-5, утвержденную в 2004 году Постановлением Госкомстата №1.

В том случае, если работнику, замещающему классного руководителя, понадобится подтвердить факт работы на данной должности, то работодатель может выдать ему справку либо копию приказа о временном переводе.

Получение согласия на замещение

Получение согласия на замещение классного руководителя на время болезниПеред изданием приказа на временное замещение классного руководителя другим сотрудником, работодателю необходимо получить от него письменное согласие, что прямо следует из ст. 60.2 ТК РФ.

Для этого с подчиненным составляется дополнительное соглашение к заключенному при трудоустройстве трудовому договору. Фактически, в таком случае подобное соглашение подтверждает волеизъявление сотрудника на временное замещение основного работника.

В дополнительном соглашении указывается:

  1. период, на который будет производиться замена классного руководителя;
  2. наименование должности;
  3. содержание и объем работы, временно возложенной на педагога;
  4. доплата за исполнение новых обязанностей.

Кроме того, письменное согласие на временное выполнение иной работы может быть выражено в заявлении подчиненного директору или же оформлено непосредственно в предложении о временном замещении классного руководителя.

Замещающий сотрудник на основании ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ может досрочно отказаться от исполнения возложенных на него обязанностей классного руководителя. Для этого необходимо как минимум за три дня известить об этом директора, направив письменное уведомление.

Что касается оплаты за замещение классного руководителя, то ее величина, прописанная в соглашении, согласно ст. 151 ТК РФ, устанавливается с учетом объема и содержания новой работы. А также работодатель при установлении оплаты за замещение должен руководствоваться абз. 6 ст. 22 ТК РФ, согласно которому, за труд равной ценности должна быть обеспечена одинаковая оплата. Доплата на практике устанавливается в конкретной сумме или же в процентах к ставке или зарплате подчиненного.

Таким образом, специалист может временно выполнять обязанности классного руководителя на период его болезни путем совмещения должностей либо замещения. Для этого работодателем должно быть составлено допсоглашение и оформлен соответствующий приказ о замене классного руководителя.

Источник: «Юридическая азбука»

Насколько полезной оказалась эта статья?

Оцените статью!

Средний рейтинг 4.6 / 5. Всего голосов: 14

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ всегда доступны для Вас! Именно Вашу проблему можно решить так:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните 8 (499) 350-55-06 доб. 145 — Москва и Московская область
  • позвоните 8 (812) 309-06-71 доб. 704 — Санкт-Петербург и область
  • позвоните 8-800-555-67-55 доб. 686 — По России, звонок бесплатный

Подписывайтесь на наш юридический канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Автор статьи

Пишет статьи, в которых отвечает на важные и популярные вопросы наших читателей. Описывает примеры из судебной практики, раскрывает ответы на часто задаваемые вопросы в гражданско-правовой сфере, в трудовом праве. Компетенции автора позволяют писать статьи на легком и простом языке. Окончила Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ), кафедра «Гражданское право и процесс», специальность «Юрист» Гражданско-правовой профиль.

Связи с документами

В целях исполнения приняты

В целях исполнения приняты

В целях исполнения приняты

Адрес электронной почты: mouoborona@mail.ru.
Сайт: http://oborona.68edu.ru.
Адрес: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово, ул. Школьная, д. 8.
Адрес корпуса №2: 393600, Тамбовская обл., Мордовский район, р.п. Мордово, Интернациональная, д. 4б.
Телефон директора: 8(47542) 3-23-17.
Телефон учительской: 8(47542) 3-15-32.
Телефон корпуса №2: 8(47542) 6-10-31.

Программа работы с родителями

«Родители, дети, школа»

Возраст учащихся:16-18лет

Срок реализации : 2018-2020

Автор –составитель:

Галиева З.Х.

учитель физики,

классный руководитель

                                  Когалым, 2018

Пояснительная записка

  1. Актуальность.

Политические, социальные и экономические  преобразования,  происходящие в нашей стране, требуют новых  подходов к воспитанию детей и их  родителей в социокультурной  среде.

        Согласно концепции  общественного воспитания в настоящее время  главные воспитательные функции должны  принадлежать  семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица  во взаимодействии семьи и  школы  в воспитании и обучении детей.

Существует ряд  проблем:

        — Как найти  подход  каждой семье  и  оказать  необходимую помощь?

        — Как,  работая с  неблагополучными семьями, не  потерять благополучные?

        — Как скоординировать  работу всех служб  на благо семьи?

        — Как  изменить  взгляды  родителей и  сделать   их сотрудниками  и    соавторами  всего учебно-воспитательного   процесса в классе, школе  вместе с учителями?

        — Как построить работу с семьями на авторитете и доверии:  учеников,  родителей, педагогов, администрации, поселения?

          Решение этих проблем возможно в рамках программно-целевого  подхода к работе с различными категориями семей.

2. Общая характеристика программы.

        Предполагаемая программа предусматривает систему  новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть  гуманизированной,  комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

        Принцип  связи школы с жизнью  предполагает такую   организацию  воспитания и образования, чтобы  учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно  обеспечиваться разными путями.  Воспитывать – это значит  организовать содержательную жизнь и  развивающую деятельность детей   совместно со  взрослыми, где у тех и у других будут  свои роли, цели, взаимные отношения.

        В работе с различными категориями семей сложился  определенный стиль  работы как  школы, так и других общественных формирований.  Совместно с администрацией, социальной службой школы проводятся  различные  встречи, консультации, посещение семьи. Вопросы  о родителях, не занимающихся воспитанием детей,  рассматриваются на всех уровнях (от родительского комитета класса до муниципальных  комиссий). Прочно вошли в практику открытые уроки,  родительские собрания, совместные педконсилиумы, педсоветы, где  решают, и учат, и  советуются с  родителями как  воспитателями. Школьная администрация организовывает  выступления  специалистов: врачей, психологов, юристов и т.д., учителя проводят лекции, беседы  по  вопросам воспитания и развития детей,  конференции с целью  обучения  родителей и привлечения их к  проблемам  школы. Кроме школы этим занимаются  учреждения вне школы:  библиотеки, средства массовой информации,  кружки и  секции, система дополнительного образования.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной  тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный педагог должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

Учитывая все эти факторы, педагогу следует тщательнее выбирать направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды. Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Родители, дети, школа», которая позволяет скоординировать усилия  классного руководителя, психолога, родительских организаций.

Участники реализации программы.

В реализации программы принимают участие родители, дети, члены педагогического коллектива, представители различных организаций, учреждений и общественности.

Цели и задачи программы.

Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы, готовой к взаимодействию с родителями в воспитании и обучение подрастающего поколения.

Задачи:

—        установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное

    взаимодействие семьи и школы ;

—  оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

—  привлечение родителей к управлению школой;

—  обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

— установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по  

  охране прав детей и семьи в целом;

 — организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование  

  активной  педагогической позиции родителей.

Основные направления работы:

  • создание системы социальной и социально-психологической помощи семье;
  • изучение личности каждого ребенка, его ближнего окружения, основных факторов, влияющих на формирование его нравственных установок, жизненного  опыта, состояния здоровья  каждого учащегося;
  • изучение социального состава семей класса, круга интересов, склонностей, социальных проблем, различных социальных групп;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Основные направления реализации программы:

  • выявление   различных категорий семей: полные и неполные; благополучные и неблагополучные; семьи группы риска; малообеспеченные; опекаемые; многодетные;
  • оформление индивидуальной карточки семьи, банка данных;
  • изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;
  •  участие в родительских конференциях, собраниях.
  • организация серии психолого-педагогических семинаров, тренингов по данной проблеме;
  • обобщение и распространение опыта воспитания детей благополучных семей;
  • групповые и индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты.

  • Укрепление связи с семьёй;
  • Повышение психолого-педагогического просвещения родителей;
  • Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать  систему работы с различными категориями семей в данных условиях и оказать помощь детям и родителям, направить их к социально-одобряемому образу жизни и поведения.

Сроки реализации программы.

        Программа рассчитана на 1 год.

Формы работы с родителями:

Коллективные :

  • родительские собрания;
  • круглые столы;
  • лектории;

Групповые:

  • работа с родительским комитетом;
  • тренинги;

Индивидуальные:

  • беседы;
  • консультации;

23.07.2020

Порядок оплаты труда в случае замещения учителей, воспитателей, преподавателей, других педагогических работников, временно отсутствующих в связи с болезнью, получением дополнительного профессионального образования и по другим причинам, часто вызывает вопросы у бухгалтеров.

В данном материале на основе рекомендаций специалистов Общероссийского Профсоюза образования, размещенных на сайте http://www.eseur.ru, расскажем о ключевых моментах, связанных с правилами начисления заработной платы таким работникам.

Общие положения о замещении

Порядок оплаты труда в случае замещения отсутствующих работников регламентируется несколькими статьями Трудового кодекса с учетом положений Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601.

Так, в образовательных учреждениях замещение временно отсутствующих педагогов может осуществляться другими педагогическими работниками, а также иными категориями работников с их письменного согласия. Перечислим основные законодательные нормы.

1. При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа по другой должности (ст. 60.2 ТК РФ). В этом случае работнику устанавливается дополнительная оплата труда, размер которой определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

2. В отдельных случаях замещение временно отсутствующих педагогов может осуществляться с учетом положений ст. 99 «Сверхурочная работа» ТК РФ.

3. Кроме того, для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника может быть заключен срочный трудовой договор, в том числе для выполнения работы по совместительству (внутреннему или внешнему) (ст. 59 ТК РФ).

4. Другой вариант: по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, сотрудник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу (ст. 72.2 ТК РФ). Если по окончании срока перевода прежняя работа ему не предоставлена, а он не потребовал ее предоставить и продолжает трудиться, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу, перевод считается постоянным, а трудовой договор – заключенным на неопределенный срок.

Действовавшее ранее в ТК РФ положение, в соответствии с которым работодатель мог без согласия сотрудника на период до одного месяца «по производственной необходимости» привлекать другого сотрудника для замещения отсутствующего, в настоящее время распространяется только на случаи, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ.

5. С учетом особенностей труда педагогов, для которых положениями Приказа № 1601 установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю или в год, размер дополнительной оплаты труда следует определять исходя из размера ставки заработной платы замещающего работника с учетом фактического объема дополнительной педагогической, учебной (преподавательской) работы.

А теперь рассмотрим порядок оплаты труда в случае замещения отсутствующих педагогов по местам работы.

Замещение временно отсутствующих учителей школ

Замещение временно отсутствующего учителя учителем

Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, проводят учителя той же специальности. За дополнительно проведенное с их письменного согласия количество часов занятий по тому же учебному предмету им следует рассчитывать зарплату на условиях почасовой оплаты труда, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника.

В том случае, если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, со дня его начала следует уточнить недельный объем учебной нагрузки путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору и провести перерасчет месячной оплаты труда учителя с учетом увеличенного объема учебной нагрузки, указав в дополнительном соглашении к трудовому договору, что дополнительный объем учебной нагрузки замещающему учителю устанавливается на период замены временно отсутствующего учителя.

Если заранее известно, что должность учителя будет замещаться более двух месяцев (например, на период нахождения в декрете, если должность вакантна и планируется принять другого учителя), допсоглашение к трудовому договору целесообразно оформить с первого дня замены без использования почасовой оплаты, то есть оплачивать труд замещающего учителя исходя из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.

На период временного отсутствия учителя может быть принят другой учитель, который преподает тот же предмет. С ним следует заключить срочный трудовой договор.

В исключительных случаях, когда учителя временно заменить таким же учителем невозможно, вместо отсутствующего учителя может преподавать учитель по другому предмету, который может вперед пройти с учениками свою программу, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего педагога отсутствовавший учитель мог восполнить пропущенные учебные занятия.

Обычно труд учителей при таком замещении оплачивается следующим образом:

Такой порядок замещения временно отсутствующего учителя позволяет восполнять пропущенную учебную программу, не допуская перегрузки обучающихся.

Замещение временно отсутствующего учителя другим работником

Директоры, их заместители, педагогические работники, занимающие штатные должности (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-библиотекари, методисты и др.), библиотекари, лаборанты, другие работники из числа специалистов, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала могут вести преподавательскую работу по соответствующему предмету наряду со своей основной работой. Такая работа не является для них совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора (пп. «ж» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Замещение временно отсутствующих учителей в этом случае оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному по основной должности, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты труда (п. 5.3, 5.4 приложения 2 к Приказу № 1601). За учебную (преподавательскую) работу, выполняемую по замещению отсутствующего учителя, производится почасовая оплата пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки. (Как определяется размер почасовой оплаты, см. ниже.)

Замещение временно отсутствующих учителей у того же работодателя (особенно на длительное время) может осуществляться путем временного перевода, к примеру, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря или другого работника с его согласия на должность учителя на период до выхода отсутствовавшего на работу, как это предусмотрено ст. 72.2 ТК РФ.

Если с временно отсутствовавшим учителем трудовые отношения по каким-либо причинам прекращаются, а замещавшему сотруднику прежняя работа не предоставлена и он не настаивает на ее предоставлении, продолжая работать учителем, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу, перевод считается постоянным, а трудовой договор – заключенным на неопределенный срок.

Замещение временно отсутствующих преподавателей техникумов и колледжей

Преподавателям учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, оплата труда устанавливается в виде среднемесячной заработной платы, определенной исходя из фактического годового объема учебной нагрузки (п. 2.8.2 приложения 1 к Приказу № 1601). Поэтому количество часов преподавательской работы, данное сверх установленного годового объема учебной нагрузки (в том числе количество часов, отработанных при замещении временно отсутствовавших преподавателей), должно оплачиваться по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Если годовой объем учебной нагрузки преподавателя уменьшался (на 1/10-ю часть – за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц) по причине нахождения в отпуске, на учебных сборах, в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, получением дополнительного образования и т. п., то дополнительная оплата труда по часовым ставкам за замещение временно отсутствовавших преподавателей полагается после выполнения преподавателем годовой учебной нагрузки, уменьшенной по указанным причинам.

Если замещение будет продолжаться непрерывно свыше двух месяцев (например, на период нахождения замещаемого преподавателя в отпуске по уходу за ребенком), то со дня его начала следует уточнить годовой объем учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года (напомним, что согласно п. 4.3 приложения 2 к Приказу № 1601 в таком случае учебная нагрузка определяется за количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев), а также произвести перерасчет средней месячной оплаты труда преподавателей.

Замещение временно отсутствующих педагогов дополнительного образования

Замещение временно отсутствующих педагогов дополнительного образования, в том числе тренеров-преподавателей, при наличии соответствующих специалистов может осуществляться с оплатой их труда на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника (порядок оплаты их труда описан в разделе «Замещение временно отсутствующих учителей школ» статьи).

Временное отсутствие тренеров-преподавателей и иных педагогов может быть вызвано направлением их в служебную командировку с частью обучающихся с целью участия в соревновании, конкурсе или другом мероприятии.

За педагогами на этот период сохраняется средний заработок, им возмещаются связанные с командировкой расходы, кроме того, они освобождаются от выполнения работы по трудовому договору по месту нахождения образовательного учреждения (ст. 166, 167 ТК РФ).

Из этого следует, что работодатель не вправе требовать от педагогов дополнительного образования отрабатывать пропущенные часы занятий, в том числе в отношении обучающихся, не участвовавших в соревнованиях (других мероприятиях), поскольку в данном случае такая работа для них будет являться дополнительной и, соответственно, требующей обязательного письменного согласия и дополнительной оплаты.

Значит, если часы занятий в указанных случаях никем не замещались, а также были пропущены педагогическими работниками по причине их временной нетрудоспособности, направления для повышения квалификации с отрывом от производства, нахождения в ежегодном отпуске, но при этом необходимо восполнить пропущенную программу за счет выделения дополнительного времени, то за их проведение (с письменного согласия работников) сверх количества часов, установленных при тарификации, должна устанавливаться соответствующая дополнительная оплата.

Замещение временно отсутствующих воспитателей дошкольных групп

В дошкольных образовательных организациях режим пребывания в течение дня (в течение недели) детей в группах, как правило, значительно превышает норму часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы воспитателя, из чего следует, что на каждую группу воспитанников может приходиться более одной должности воспитателя. Это предполагает работу воспитателей по сменам.

К сведению: норма часов установлена п. 2.5 – 2.7 приложения 1 к Приказу № 1601 и составляет в зависимости от особенностей здоровья воспитанников 25, 30 или 36 часов в неделю.

Работа сверх установленной нормы часов рабочего времени

С письменного согласия воспитателей их педагогическая работа может осуществляться сверх установленной нормы часов такой работы за ставку заработной платы или ниже установленной нормы часов как на постоянной основе, так и в связи с замещением временно отсутствующего воспитателя.

Труд воспитателей сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы в неделю, выполняемой на постоянной основе, оплачивается из размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному в неделю объему педагогической работы (п. 4 примечания к приложению 1 к Приказу № 1601).

Труд воспитателей, замещающих других временно отсутствующих воспитателей, то есть выполняющих эту работу в большем количестве часов по сравнению с количеством часов педагогической работы, выполняемым на постоянной основе, оплачивается также из размеров установленных им ставок заработной платы пропорционально количеству часов педагогической работы, выполненному за отсутствующего воспитателя.

Сверхурочная работа

Иной порядок оплаты труда применяется к случаям, когда работа воспитателей за пределами рабочего времени осуществляется в тот же день по инициативе работодателя в связи с неявкой сменяющего работника или родителя. Такая работа в данном случае считается сверхурочной и оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (п. 3 ч. 2 ст. 99, ст. 149, 152 ТК РФ).

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника. По желанию последнего сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Следует также учесть, что работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником, поскольку продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Это обеспечивается за счет привлечения:

– другого воспитателя после перерыва в работе по занимаемой им должности с оплатой труда пропорционально отработанному им количеству часов из размера ставки заработной платы, предусмотренного системой оплаты труда для воспитателей;
– другого педагогического или иного работника для выполнения им такой работы наряду с основной работой в порядке совмещения.

Замещение временно отсутствующих музыкальных руководителей дошкольных групп

В дошкольных образовательных организациях работа, связанная с музыкальным воспитанием, осуществляется музыкальными руководителями, которые за ставку заработной платы должны отработать 24 часа в неделю.

Если учреждение применяет нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, то в соответствии с ними на каждую группу детей должно выделяться по 0,25 единицы должности музыкального руководителя, исходя из чего одна должность музыкального руководителя устанавливается на каждые четыре группы.

Если количество дошкольных групп превышает четыре, то при отсутствии другого музыкального руководителя работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы с письменного согласия имеющегося музыкального руководителя может выполняться:

– на постоянной основе;
– на условиях замещения временно отсутствующего работника по различным причинам (в том числе в случаях, когда должность вакантна).

Труд музыкального руководителя, выполняющего работу сверх установленной ему нормы часов на постоянной основе, оплачивается из размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному в неделю объему педагогической работы (п. 4 примечания к приложению 1 к Приказу № 1601).

При замещении другого временно отсутствующего музыкального руководителя, то есть для выполнения такой же педагогической работы сверх установленного сотруднику фактического объема педагогической работы, труд также оплачивается из установленного ему размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному за временно отсутствующего работника объему педагогической работы.

Замещение временно отсутствующих руководителей образовательных организаций

Правовое положение руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций имеет свои особенности. В связи с этим порядок оформления замещения на период их отсутствия (например, во время отпуска, болезни, командировки) также имеет свою специфику.

Особенностью правового статуса руководителя образовательной организации является то, что на него распространяются:

1) действие гражданского законодательства (как на орган юридического лица);

2) действие норм трудового права (как на работника, вступившего с юридическим лицом в трудовые отношения на условиях трудового договора).

В соответствии с ч. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений правом выступать в качестве работодателя и заключать с ними трудовые договоры обладают органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя.

При решении вопросов, связанных с замещением временно отсутствующих руководителей образовательных учреждений, необходимо учитывать следующие особенности:

– должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
– не допускается совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования (ч. 12 ст. 51 Закона об образовании);
– для замещения временно отсутствующего руководителя не может быть применено положение ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ, поскольку учредитель, который обладает правом выступать в качестве работодателя указанного лица и заключать с ним трудовые договоры, не имеет полномочий по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним) с другими работниками этих образовательных организаций, в том числе с заместителями руководителей, а также осуществлять их временный перевод для исполнения обязанностей руководителей образовательных организаций;
– руководитель на период своего отсутствия не вправе применять положение ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ о временном переводе работников на занимаемую им должность для исполнения своих обязанностей.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором

Из сказанного выше следует, что руководитель государственной или муниципальной образовательной организации вправе руководствоваться только положениями ст. 60.2 ТК РФ, устанавливающей, что на период своего временного отсутствия он может возложить исполнение своих обязанностей на одного из работников организации, в первую очередь на заместителя руководителя.

В этом случае руководитель организации заключает с работником, которому поручается замещение своих обязанностей, дополнительное соглашение к трудовому договору по основной работе и издает соответствующий приказ.

Таким соглашением замещающему работнику может быть:

– поручено выполнение всех обязанностей руководителя;
– установлено ограничение (например, исключающее возможность изменять структуру и штатное расписание организации, условия оплаты труда работников, осуществлять прием на работу).

При временном выполнении работником, в том числе заместителем руководителя, обязанностей руководителя без освобождения от основной работы ему производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Заключение срочного трудового договора

В зависимости от продолжительности временного отсутствия руководителя учредитель вправе на этот период заключить с другим работником срочный трудовой договор о работе в должности руководителя.

Не следует путать с временным исполнением обязанностей руководителя по срочному трудовому договору заключение с работником трудового договора на определенный срок по вакантной должности, то есть по должности, которая никем не занята, в том числе когда заключение срочного трудового договора предусмотрено учредительными документами организации или установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.).

При назначении на период временного отсутствия руководителя учреждения другого работника последнему с учетом уровня его квалификации необходимо устанавить такой же должностной оклад, как и предусмотренный для руководителя.

Замещение временно отсутствующих педагогов профессорско-преподавательского состава

Замещение временно отсутствующих преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, осуществляется с учетом положений ст. 332 ТК РФ.

Замещение временно отсутствующих преподавателей в период их болезни, командировки, стажировки, длительного отпуска и пр. может осуществляться другими преподавателями с их письменного согласия без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором. Их труд должен оплачиваться в соответствии со ст. 60.2 и 151 ТК РФ путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору замещающего работника, в котором указывается размер доплаты с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Замещение временно отсутствующего преподавателя, отнесенного к профессорско-преподавательскому составу, за которым на соновании законодательства сохраняется место работы (должность) (к примеру, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком), может также осуществляться путем заключения с другим преподавателем без избрания по конкурсу:

– срочного трудового договора до выхода замещаемого лица на работу;
– другого трудового договора на условиях совместительства (внешнего или внутреннего) для выполнения работы в свободное от основной работы время.

Во втором случае должны соблюдаться следующие нормы ст. 284 ТК РФ:

1) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать четырех часов в день;

2) в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может трудиться по совместительству полный рабочий день;

3) в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при совместительстве не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Следует отметить, что в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования, под другим учетным периодом нормы рабочего времени могут пониматься семестр, полугодие, учебный год.

Оплата труда отдельных педагогов на условиях почасовой оплаты труда

При замещении временно отсутствующих работников необходимо иметь в виду, что в отдельных случаях труд учителей, преподавателей и некоторых других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической или учебной (преподавательской) работы, может оплачиваться не на основе ставок заработной платы, а на условиях почасовой оплаты труда, которая применяется:

1) при оплате часов, отработанных в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

2) при оплате часов педагогической работы, отработанных учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

3) при оплате педагогической работы специалистов организаций (в том числе из числа работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, а также работников методических и учебно-методических кабинетов, центров, иных организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

4) при оплате педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.

При замещении должности учителя, педагога дополнительного образования, преподавателя (за исключением преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования) размер платы за один час учебной (преподавательской) работы определяется по формуле:

Оплата одного часа учебной работы

=

Месячная ставка зарплаты, предусмотренная за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника

/

Среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности

Среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности определяется следующим образом:

Среднемесячное количество рабочих часов

=

Норма часов педагогической работы в неделю, установленная за ставку зарплаты педагога

х

Количество рабочих дней в году по пяти– дневной рабочей неделе

/

5 (количество рабочих дней в неделе)

/

12 (количество месяцев в году)

Часовая ставка при оплате труда преподавателей учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, определяется по формуле:

Часовая ставка

=

Месячная ставка зарплаты,
установленная по замещаемой должности

/

72 (средняя месячная норма
учебной нагрузки, в часах)

При этом часы учебной нагрузки, отработанные преподавателем сверх установленного ему на начало учебного года фактического годового объема учебной нагрузки (уменьшенного по основаниям, предусмотренным п. 4.4 приложения 2 к Приказу № 1601), оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки. Оплата производится помесячно или в конце учебного года.

Учебная нагрузка, выполненная преподавателем при замещении временно отсутствующих преподавателей, продолжавшемся не свыше двух месяцев, оплачивается дополнительно по часовым ставкам, но также только после выполнения преподавателем всего установленного (уменьшенного) годового объема учебной нагрузки.

Тяпухин С. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство филиала банка
  • Цыгапан инструкция по применению для женщин
  • Купорос железный применение в садоводстве инструкция приготовление раствора
  • Как сделать кератиновое выпрямление в домашних условиях пошаговая инструкция рецепт
  • Руководство по ведению детьми