Пример руководства по ремонту

Содержание страницы

  • 1 Руководство по ТО и текущим видам ремонта электровозов:
  • 2 Руководство по ТО и текущим видам ремонта тепловозов:
  • 3 Руководство по заводскому ремонту локомотивов:
  • 4 Руководство по заводскому ремонту оборудования локомотивов:

Руководство по ТО и текущим видам ремонта электровозов:

«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту электровозов переменного тока ВЛ80ИО» утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД»  В.А. Гапановичем от 31 декабря 2004г.


«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту электровозов переменного тока ЭП-1» Э3234 ИС утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» Воротилкиным от 02 декабря 2015г.


«Руководство по техническому обслуживанию, текущему и деповскому ремонту электровозов ВЛ85» ПКБ ЦТ.06.00.79 утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» А.В. Воротилкиным от 27 января 2014г.


Техническое обслуживание, текущий ремонт электровозов 2ЭС5К (3ЭС5К) ИДМБ.661142.009РЭ8 (3ТС.001.012РЭ8) Книга 8.


Электропоезда. Общее руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. 104.03.00675–2010КО

Руководство по ТО и текущим видам ремонта тепловозов:

«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ2ИО» утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем от 31 декабря 2004г.


«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭ10ИО» утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем от 31 декабря 2004г.


«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов М62ИО» утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем от 25 декабря 2004г.


«Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А» утвержденное главным инженером Людиновского тепловозостроительного завода В.И. Савенко.


Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭП70.


Руководоство по техническому обслуживанию и текущему ремонту рульсовых автобусов РА2. РС 104.03.00673-2009


 «Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов ТЭМ18в/и»


Руководство по заводскому ремонту локомотивов:

Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока РК 103.11.431-2006 утвержденное Распоряжением ОАО «РЖД» №123р от 29.01.2007г.


Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока ЦАРВ.073.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов постоянного тока РК 103.11.429-2006 утвержденное Распоряжением ОАО «РЖД» №123р от 29.01.2007г.


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии ЭП1, ЭП1М, ЭП1П РК 103.11.384-2005г.


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии 2ЭС4К ЦАРВ.050.06.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии ЧС 103.11.432-2006


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ЧМЭ3К ЦАРВ.054.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии ВЛ11К ЦАРВ.050.11.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов ЭП10 ЦАРВ.066.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов 2ЭС5К (3ЭС5К) ЦАРВ.094.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭМ2 РК 103.11.437-2006.


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭМ2К ЦАРВ.106.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭ10 ЦАРВ.107.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭМ18 ЦАРВ.109.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭМ2, ТЭМ2У, ТЭМ2А, ТЭМ2УМ ЦАРВ.128.00.00.000 РК


Руководство по капитальному ремонту тепловозов серии ТЭ10 с заменой узлов и агрегатов, выработавших срок службы ЦАРВ.132.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭП70 РК 103.11.306-2003г.


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии 2ТЭ116 РК 103.11.433-2006.


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии 2ТЭ116К ЦАРВ.053.00.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ ЦАРВ.053.03.00.000 РК


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ЧМЭ3 РК 103.11.436-2006.


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии М62 РК 103.11.511-2008.


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии М62 ЦАРВ.123.00.00.000


Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ЧМЭ3 ЦАРВ.124.00.00.000


Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии 2ЭС6 ЦАРВ.050.10.00.000 РК

Руководство по заводскому ремонту оборудования локомотивов:

Руководство по капитальному ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д49 РК 103.11.415-2006г.


Руководство по среднему и капитальному ремонту электрических машин тепловозов РК 103.11.321-2004-ЛУ утвержденное вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем 16 июня 2014г.


Руководство по среднему и капитальному ремонту воздушных компрессоров К-2 и К-3 РК 103.11.322-2004


Руководство по среднему и капитальному ремонту электрических машин электровозов РК 103.11.320-2004


 «Руководство по проведению среднего и капитального ремонта водянного насоса дизеля Д50» РК 103.11.510-2008


Руководство по эксплуатации установки пожарной сигнализации для тягового подвижного состава УПС-ТПС МЕКЮ.425629,005-01РЭ


Руководство по капитальному ремонту аппаратов автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) РК 103.11.342-2004


Руководство по среднему и капитальному ремонту воздушных компрессоров КТ6, КТ7 РК 103.11.318-2004ЛУ


Руководство по ремонту и испытанию кранов машиниста усл. №394, №395 при среднем и капитальном ремонте электровозов РК 103.11.316-2003


Тепловозы инструкция по обкаточным испытания после среднего и капитального ремонта И103.11.379-2005


Руководство по заводскому ремонту электропневматического клапана ЭПК-150 РР-28-71


Руководство по заводскому ремонту главного контроллера ЭКГ-8Ж РР-29-71


Руководство по заводскому ремонту главного выключателя ВОВ-25-4М РР-30-71


Руководство по капитальному ремонту компрессора ВУ 3,5/10.00.000.РК


«Руководство по ремонту топливных насосов дизелей типа Д50 при среднем и капитальном ремонте тепловозов серии ТЭМ2» РК 103.11.481-2007


«Руководство по ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50 при капитальном ремонте тепловозов серии ТЭМ2» РК 103.11.422-2006


«Руководство на ремонт редуктора главного вентилятора при среднем и капитальном ремонте тепловозов серии ТЭМ2» РК 103.11.473-2007


«Руководство по текущему и среднему ремонтам турбокомпрессора ТК33Н-01(02)»


«Руководство по среднему и капитальному ремонту тяговых двигателей серии НБ» РК 103.11.490-2007


Руководство по ремонту и модернизации люлечного подвешивания при среднем и капитальном ремонтах электровозов ВЛ в/и РК 103.11.363-2005

Руководство по эксплуатации автобуса ЛиАЗ-677М. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания изучить руководство, это

Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Москвич-1500 моделей 2137, 2140 и 2734. Рекомендуем

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту + каталог деталей автомобилей Москвич-2138, Москвич-2140 и их

Практическое руководство по ремонту автомобиля Москвич-412 (все модификации). Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания

Комплект плакатов по устройству автомобилей КамАЗ-4350, КамАЗ-5350 и КамАЗ-6350. Рекомендуем перед началом ремонта или

Инструкция по установке рулевого механизма с усилителем на автомобили UAZ Hunter и автомобили УАЗ

Технологические карты по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей КамАЗ. Рекомендуем перед началом ремонта или

Типовые нормы времени на ремонт автобуса ПАЗ-652. Рекомендуем перед началом ремонта или обслуживания изучить

Руководство по текущему и среднему ремонту автомобилей КамАЗ-4310 (43101) и их модификаций. Рекомендуем перед

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Москвич-2138 и Москвич-2140. Рекомендуем перед началом ремонта

7.1.1 РК, PC в общем случае состоят из введения и следующих разделов:

  • организация ремонта;
  • меры безопасности;
  • требования на ремонт;
  • ремонт;
  • замена СЧ, доработка;
  • сборка, проверка и регулирование (настройка);
  • испытания, проверка и приемка после ремонта;
  • монтаж и испытания изделий на объекте;
  • защитные покрытия и смазка;
  • маркировка, консервация;
  • комплектация, упаковка, транспортирование и хранение.

В структуре РД допускается отдельные части, разделы, подразделы объединять или исключать, а также вводить новые [из 7.1.1 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.2 Подраздел «Требования к приемке в ремонт и хранению ремонтного фонда» содержит:

  • указания по транспортированию ремонтного фонда к месту расположения ремонтного органа с учетом РД;
  • условия приемки изделия в ремонт;
  • указания по транспортированию при ремонте изделия и СЧ по территории ремонтного органа;
  • указания о порядке, условиях, сроках и местах хранения ремонтного фонда.

[из 7.1.5.2 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.3 Подраздел «Требования к демонтажу с объекта и последующей разборке изделия», если изделие установлено на объекте, содержит:

  • правила по демонтажу с объекта, на котором смонтировано изделие;
  • схему разборки изделия до степени, дающей возможность провести дефектацию сборочных единиц и деталей. Если в РД не приведены указания о демонтаже изделия, то в разделе приводят:
    • приемы демонтажа изделия с объекта;
    • указания по дефектации демонтированного изделия в целом для выявления отказов и повреждений;
    • указания о порядке подготовки изделия к разборке, порядок разборки изделия и его сборочных единиц;
    • перечень СЧ, которые снимают с изделия для замены и ремонта без дальнейшей разборки;
    • перечень сборочных единиц, не подлежащих разукомплектованию;
    • состав и содержание работ по установке заглушек, маркированию, временной антикоррозионной защите, упаковыванию;
    • особенности хранения и транспортирования крупногабаритных СЧ при ремонте;
    • методы сохранения в работоспособном состоянии оставшихся на изделии СЧ;
    • меры безопасности, вызванные особенностями демонтажа.

[из 7.1.5.3 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.4 Подраздел «Требования на дефектацию» содержит:

  1. требования на дефектацию изделия в сборе;
  2. требования на дефектацию сборочных единиц и деталей. Необходимость дефектации сборочных единиц в собранном или разобранном виде устанавливают по результатам <…> технического состояния изделия в сборе;
  3. перечень возможных отказов и повреждений, признаки отказов и повреждений, методы выявления результатов отказов и повреждений по каждой СЧ и методы их устранения;
  4. параметры и характеристики (свойства) СЧ по рабочей конструкторской документации, при которых:
    1. эти СЧ не подлежат ремонту;
    2. изделие и его СЧ выпускают из ремонта;
    3. СЧ изделия могут не подвергаться ремонту;
    4. перечень СЧ, подлежащих обязательной замене (по сроку, по наработке);
    5. чертежи СЧ с указанием зон измерений и возможных неисправностей;
    6. схемы подключений средств измерений для контроля;
    7. методики проведения и обработки результатов испытаний.

[из 7.1.5.4 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.5 Требования на дефектацию рекомендуется излагать по форме, представленной на рисунке 1.

- 7.1.5.5 ГОСТ 2.602-2013

На СЧ изделия с близкими техническими характеристиками допускается выполнять карту с общим наименованием, например «Крепежные детали», «Подшипники качения». На эскизе должны быть обозначены контролируемые размеры, поверхности, сварные швы и т.п. Контролируемые параметры, при необходимости, могут быть разделены на зоны контроля. Границы зоны при отсутствии видимых ориентиров следует определять размерами, указанными на эскизе. В графах карты указывают:

  • в графе «Обозначение» обозначение сопряжения, контролируемого размера, поверхности или зоны контроля, номер сварного шва или обозначение пересечения сварных швов, указываемого номерами сварных швов, через тире, например № 1, № 2 и др. параметров;
  • в графе «Возможный дефект» возможные дефекты сопряжений, контролируемых размеров поверхностей, сварных швов и др. параметров. Дефекты следует указывать, начиная с малозначительных;
  • в графе «Метод установления дефекта» метод контроля, с помощью которого устанавливают дефект, указанный в графе «Возможный дефект»;
  • в графе «Средство измерений» наименование и обозначение средств измерений (по стандарту, ТУ);
  • в графе «Заключение и рекомендуемые методы ремонта» заключение указывают словами «замена», «ремонт»;
  • в графе «Требования после ремонта» требования к изделию (СЧ) после ремонта, например:
    • к сопряжениям;
    • к размерам, контролируемым после ремонта;
    • к формам и расположению поверхностей;
    • к шероховатости и твердости поверхностей;
    • к заварке, напайке и наплавке;
    • к герметичности (прочности);
    • к моментам затяжки резьбовых соединений;
    • к электрическим параметрам.

[из 7.1.5.5 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.6 Подраздел «Требования по выявлению последствий отказов и повреждений» содержит:

  • перечень основных проверок технического состояния изделия и СЧ, методики их проведения и выявления последствий отказов и повреждений;
  • перечень характерных отказов и повреждений. Перечень основных проверок технического состояния рекомендуется выполнять в виде таблицы 5.

Таблица 5 — Перечень проверок технического состояния

Проверки должны быть обеспечены имеющимися в ремонтных органах средствами измерений, приспособлениями и инструментом, входящими в комплект средств оснащения ремонта и состав ЗИП на ремонт. В методиках проведения и выявления результатов отказов и повреждений, как правило, указывают:

  • средства оснащения для выявления отказов и повреждений;
  • порядок поиска и выявления результатов отказов и повреждений;
  • технические требования, предъявляемые к изделию, сборочным единицам, деталям, определяющие их отказы и повреждения;
  • параметры и характеристики (свойства) изделия, СЧ, необходимые для определения технического состояния изделия и СЧ;
  • порядок разборки (демонтажа) изделия и СЧ для поиска отказов и повреждений;
  • трудозатраты на виды работ.

Перечень характерных отказов и повреждений содержит:

  • наименование и описание характеристик отказов и повреждений изделий и их СЧ;
  • возможные причины возникновения отказов и повреждений;
  • основные методы устранения отказов и повреждений.

[из 7.1.5.6 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.5.8 Требования к моментам затяжки резьбовых соединений, при необходимости, рекомендуется излагать по форме, представленной в виде таблицы 7.

Таблица 7 — Моменты затяжки резьбовых соединений

Номер эскиза

Обозначение соединения

Номер позиции

Обозначение деталей с резьбой

Момент затяжки, Н·м

Примечание

[из 7.1.5.8 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

7.1.6 Раздел «Ремонт» содержит общие сведения о методах и правилах типового ремонта сборочных единиц и деталей, разъемных и неразъемных соединений. В разделе также, при необходимости, приводят:

  • ремонтные чертежи;
  • указания о нанесении защитных покрытий;
  • указания об отделке изделия после ремонта;
  • перечни деталей, подлежащих изготовлению при ремонте изделия. Для всех изменяющихся при эксплуатации и восстанавливаемых при ремонте СЧ изделия в разделе рекомендуется дополнительно указывать:
    • основные технические характеристики и параметры, включая размеры и их предельные отклонения;
    • методы разборки, ремонта, сборки, регулирования (настройки), проверки (контроля) и испытаний;
    • средства оснащения;
    • значения параметров и характеристик (свойств) СЧ изделия, с которыми они допускаются в изделии без ремонта, если их выработка не превышает гарантийного срока;
    • трудозатраты.

Кроме того, в разделе при замене СЧ изделия для каждой обособленной или функциональной части изделия при ремонте приводят:

  • максимально возможную номенклатуру СЧ изделия, которые могут быть заменены в ремонтных органах;
  • указания по частичной разборке (демонтажу) изделия для определения неисправных частей;
  • указания по монтажу исправной (новой из комплекта ЗИП или отремонтированной) сборочной единицы и последующей сборке изделия;
  • методику регулирования (настройки) и испытания изделия после замены сборочной единицы.

[из 7.1.6 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

7.1.7.2 Подраздел «Доработка» содержит:

  • требования к доработанному изделию и СЧ;
  • перечень основных работ на изделии (сборочных единицах), которые до поступления в ремонт не подвергались доработке;
  • перечень и правила проверок доработанных при ремонте изделий и их СЧ на соответствие предъявленным требованиям. В разделе также указывают:
    • основание и срок проведения доработки;
    • номера партий (серий) изделий (заводских номеров), которые подлежат доработке;
    • указания по доработке СЧ изделия;
    • дополнительные указания по объему и порядку испытаний изделия после доработки его при ремонте;
    • перечень средств измерений в комплекте ЗИП, связанных с доработкой.

[из 7.1.7.2 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

7.1.8 Раздел «Сборка, проверка, регулирование (настройка)» содержит:

  • схему сборки отремонтированного изделия;
  • сборочные чертежи;
  • правила сборки отремонтированного изделия и его сборочных единиц;
  • порядок и правила проверки качества отремонтированного изделия;
  • порядок и методы регулирования (настройки) сборочных единиц и изделия в целом;
  • технические требования к собираемым сборочным единицам и изделию в целом и методики проверки качества сборки;
  • особые указания по мерам безопасности при сборке;
  • перечень средств оснащения сборки и регулирования (настройки);
  • перечень работ по замене сборочных единиц новыми и отремонтированными (для каждой заменяемой сборочной единицы указывают методику дополнительного регулирования);
  • указания по законтриванию (стопорению) и опломбированию при сборке;
  • методы и средства обеспечения чистоты внутренних полостей при сборке;
  • порядок и правила проверки качества работ и методы контроля на отсутствие посторонних предметов в изделии;
  • порядок комплексного осмотра собранного изделия.

[из 7.1.8 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.9 Раздел «Испытания, проверка и приемка после ремонта» содержит:

  • перечень обязательных проверок качества изделия после ремонта;
  • указания по определению объема, места, условий и проведения испытаний изделия;
  • требования по обеспечению испытаний средствами измерений, макетами и т.д.;
  • порядок оформления и методы обработки результатов испытаний;
  • перечень работ, проводимых на изделии после испытаний;
  • правила приемки отремонтированного изделия;
  • указания об организации регулирования, испытаний и приемки отремонтированного изделия и СЧ. Для отремонтированных изделий рекомендуется предусматривать приемо-сдаточные и периодические испытания;
  • типовые (при проведении доработки).
  • правила и методики испытаний изделия и СЧ;
  • объем проверок, регулирования (настройки) изделия на объекте (если изделие монтируется на объекте);
  • правила выбора и перечень средств регулирования (настройки) испытаний и измерений, порядок подготовки, условия и режимы испытаний;
  • методы оценки отремонтированного изделия установленным требованиям надежности;
  • порядок обработки, оценки и оформления результатов испытаний;
  • трудозатраты.

[из 7.1.9 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

  • Открыть в новой вкладке

7.1.12 Раздел «Маркировка, консервация» содержит:

  • указания по маркировке после ремонта изделия и СЧ, тары, упаковочных материалов, перечень средств оснащения;
  • метод маркировки (гравировка, травление и т.д.);
  • требования к содержанию и качеству маркировки;
  • указания по выбору методов консервации и расконсервации только тех СЧ, отремонтированных изделий, методы консервации которых не указаны в РД;
  • требования к помещениям и особенности расконсервации отремонтированных изделий для проведения технического обслуживания при хранении в ремонтном органе;
  • общие указания по применению временной защиты изделий и их СЧ от коррозии и старения;
  • перечень применяемых при консервации (расконсервации) средств оснащения и измерения;
  • особенности методов консервации отдельных сборочных единиц изделия для различных вариантов хранения (при необходимости);
  • дополнительные меры безопасности (при необходимости).

[из 7.1.12 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.13 Раздел «Комплектация, упаковка, транспортирование и хранение» содержит:

  • указания по комплектованию изделия после ремонта ЗИП и документацией;
  • правила подготовки изделия к упаковыванию (упаковке) с указанием средств оснащения;
  • характеристику транспортной тары (пакетов, контейнеров, поддонов и т.д.) и требования по ее использованию;
  • характеристику вспомогательных материалов для упаковки;
  • методы упаковывания изделия в зависимости от условий транспортирования;
  • порядок размещения и метод укладки изделия;
  • перечень документов, вкладываемых в тару при упаковывании изделия, и метод их упаковывания;
  • виды транспорта (воздушный, железнодорожный, водный, автомобильный) и транспортных средств (крытые или открытые вагоны, трюмы или палубы судов и т.д.);
  • методы укрытия и крепления изделия;
  • требования по перевозке изделия специализированным транспортом, в универсальной либо специальной таре;
  • параметры транспортирования (дальность, скорость и др.);
  • допустимые механические и другие виды воздействия при транспортировании, необходимость защиты от внешних воздействующих факторов, от ударов при погрузке и выгрузке, выдержки в нормальных условиях после воздействия высоких либо низких температур;
  • условия хранения изделия;
  • требования к месту хранения (навесу, крытому складу и т.д.);
  • температурный режим хранения и сроки переконсервации (при необходимости);
  • методы укладки изделия (в штабели, стеллажи и т.д.);
  • правила хранения ГСМ;
  • перечни средств оснащения и материалов для работ по пломбированию, упаковыванию, транспортированию и хранению изделий при ремонте. Сведения, помещаемые в этом разделе, не должны повторять сведения, имеющиеся в РД.

[из 7.1.13 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.14 В РК, PC дополнительно, при необходимости, приводят:

  • особенности ремонта базовой СЧ изделия;
  • методы обеспечения ремонта СЧ изделия с частичной разборкой изделия;
  • максимально возможную номенклатуру СЧ изделия, которые можно заменить и (или) восстановить с учетом минимальной разборки;
  • минимальное количество средств оснащения для ремонта и специалистов-ремонтников.

[из 7.1.14 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

7.1.15 В приложениях к РК, PC помещают сведения, не вошедшие в текст документа, как правило, в них помещают:

  • типовую схему ремонта;
  • перечень выполняемых при ремонте работ;
  • типовые перечни средств оснащения для ремонта;
  • формы журналов инструктажа по мерам безопасности;
  • методы отыскания типовых неисправностей (отказов и повреждений);
  • таблицы параметров СЧ, например значений твердости поверхностей, соотношений значений твердости;
  • указатели документов, определяющие перечни разрешенных к применению в изделиях данного вида (группы) покупных изделий и материалов;
  • сведения по замене материалов при ремонте изделия по форме, приведенной в виде таблицы 8;

Таблица 8 — Сводная таблица по замене материалов

Материал по конструкторскому документу

Основной показатель качества материала

Обозначение стандарта (ТУ)

Материал- заменитель

Основной показатель качества материала- заменителя

Обозначение стандарта (ТУ)

Указания по использованию материала- заменителя

  • методики отдельных стандартных и специальных видов испытаний отдельных СЧ изделия или изделия в целом с указанием средств оснащения и средств измерений;
  • таблицы смазки изделия;
  • таблицы окраски изделия и его СЧ;
  • отдельные инструкции по сборке и регулированию (настройке) сложных сборочных единиц и изделия в целом;
  • перечень доработок изделия;
  • перечень взаимозаменяемости основных сборочных единиц;
  • перечень деталей, которые заменяют при ремонте независимо от их технического состояния;
  • перечень СЧ изделия, влияющих на точность сборки и не подлежащих разукомплектованию при ремонте;
  • перечень СЧ изделия, требующих индивидуального подбора, подгонки и совместной приработки;
  • схемы нагрузок основных элементов конструкции изделия и моменты затяжек резьбовых соединений;
  • перечень возможных (характеристик) неисправностей с методиками их выявления и устранения;
  • перечень смазочных и лакокрасочных материалов, специальных жидкостей и их заменителей.

[из 7.1.15 ГОСТ 2.602-2013]

  • Открыть в новой вкладке

  • Из ГОСТ 2.602-2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

Из чего сделаны руководства по ремонту?

Руководства по ремонту и эксплуатации автомобилей – это довольно узкоспециализированный раздел технической литературы. Технические пособия отличаются от художественных произведений, прежде всего, стилем изложения, характерной особенностью которого является наличие специальных терминов, общенаучных слов и абстрактной лексики. Основная задача такого изложения – сообщение информации, поэтому особенностями подачи материала являются подчеркнутая логичность, точность (однозначность), четкость и обобщенность.

В то же время руководства по ремонту и эксплуатации автомобилей отличаются от многих прочих образцов технической литературы некоторым упрощением языка изложения, необходимым для того, чтобы информация стала доступной не только специалистам данной области, но и тем, кто мало знаком с автомобильной тематикой.

Естественно, такой вид автомобильной литературы вряд ли приобретается владельцами автомобилей для того, чтобы почитать своему ребенку на сон грядущий (впрочем, кто знает – всегда найдутся фанаты, которым еще с детства поршни с шатунами были милее игрушек). Руководства по ремонту необходимы автомобилистам для того, чтобы в случае необходимости иметь представление о том, что делать при возникновении той или иной неисправности. Инструкции по эксплуатации автомобилей обычно предоставляются производителем в качестве обязательного приложения при покупке автомобиля. Однако иногда эти брошюры теряются владельцами, а в некоторых случаях (особенно если отсутствует официальный дилер той или иной марки) предлагается инструкция по эксплуатации на иностранном языке, что не очень удобно для многих пользователей. В связи с этим несколько сокращенный вариант руководства по эксплуатации обычно также вставляется в руководство по ремонту.

Автомобиль на конвейере

Ремонтопригодность

Разумеется, созданием руководств по ремонту и эксплуатации занимаются специалисты в данной области. Но как именно делаются книги данного сегмента автомобильной литературы и сколько людей принимают участие в этом процессе? Об этом и пойдет речь далее. Итак, начнем.

Примечательно, что создание руководства по ремонту автомобиля начинается еще до появления самого автомобиля на свет – на этапе его проектирования.

Важным условием при создании нового автомобиля является обеспечение его ремонтопригодности. Мало просто сделать машину, обеспечив требуемые эксплуатационные характеристики – срок службы, максимальную скорость, время разгона и пр. Необходимо обеспечить технологичность как самой сборки автомобиля, так и ремонта узлов и агрегатов в дальнейшем. Именно на эту часть проекта уходит львиная доля общих затрат на разработку новой модели автомобиля (а речь идет о сотнях миллионов долларов даже для разработки самых дешевых, «бюджетных» моделей).

Старый автомобиль

Представьте себе, к примеру, автомобиль, колеса которого крепятся к ступицам не болтами или гайками, а намертво приварены к ней. На самом деле, при производстве машины было бы гораздо дешевле сделать такой вариант, чем отдельно изготавливать колесные шпильки, сверлить под них отверстия, как в ступицах, так и в колесных дисках и потом собирать всё это. Однако в случае прокола колеса уже вряд ли можно было бы обойтись одним домкратом и баллонным ключом. Такую машину пришлось бы транспортировать как минимум до ближайшей ремонтной мастерской, оборудованной подъемником и сварочными принадлежностями. Понятно, что это самый простой пример.

На практике примеров, определяющих ремонтопригодность автомобиля, можно приводить сотни.

Иногда производитель специально идет на то, чтобы сделать невозможным самостоятельное обслуживание того или иного агрегата без наличия специального оборудования. В таких случаях, например, даже элементарную замену масла коробки передач, уже нельзя произвести у себя в гараже, а приходится отправляться на дилерскую сервисную станцию. В итоге, для механиков, работающих на этой станции, обеспечивается постоянная занятость, а владельцу автомобиля приходится лишний раз раскошеливаться. Но, похоже, мы отвлеклись…

Чертеж автомобиля

Ремонтные карты

Так вот, именно на этапе проектирования будущего автомобиля происходит создание так называемых ремонтных карт – иллюстрированных пошаговых описаний процессов ремонта всех узлов и агрегатов автомобиля.

Ремонтные карты ориентированы, в первую очередь, на все тех же сотрудников дилерских сервисных станций автопроизводителя, прошедших специальную подготовку и обладающих специальными знаниями в области конструкции автомобиля и работы его систем.

Подобная документация, как правило, не доступна широкому кругу пользователей (всё по той же причине – обеспечить работой своих сотрудников и свести к минимуму возможность самостоятельного ремонта). Да и подача информации в ремонтных картах отличается от привычной, понятной большинству автолюбителей. Кроме того, очевидно, что ремонтные карты пишутся на языке той страны, в которой проектируется и будет выпускаться будущий автомобиль. Казалось бы, что проще – нанять переводчика и перевести готовую документацию на любой другой язык? Однако именно в этом допущении кроется главная ошибка.

Дело в том, что для правильного, корректного, перевода необходимо не только знание языка, но и (даже в большей степени) доскональное знание устройства автомобиля.

Поэтому для перевода технической документации важно не столько филологическое, сколько техническое образование. В любой переводческой конторе вам скажут, что переводы технической тематики стоят гораздо дороже обычных, поскольку требуют специальных знаний. Зачастую, если автопроизводитель экономит на переводе своей технической документации, то в полученном результате не могут разобраться не только люди, мало знакомые с предметом обсуждения, но и специалисты.

Из ремонтной карты в книгу

Итак, мы подошли к тому моменту, когда для создания будущего автомобильного ремонтного руководства, понятного большинству читателей и имеющего привычный вид книги, возникает необходимость преобразования имеющихся заводских ремонтных карт в несколько иную форму.

На этом этапе, еще до того, как в руки специалистов издательства автомобильной литературы попадает заводская документация, происходит детальный анализ рынка – изучается спрос на определенную книгу, чтобы прийти к выводу о целесообразности написания руководства.

После принятия решения о начале работы над новой книгой по ремонту и эксплуатации, выполняется сбор информации о модели автомобиля: история его появления, наличие модификаций, существующие комплектации, нюансы отдельных рынков реализации и пр. Эта информация позже отображается во введении готовой книги, а пока, в процессе написания руководства, служит своего рода планом действий, определяющим содержание будущего руководства по ремонту. После этого заводская документация автомобиля начинает обрабатываться в соответствии с поставленными задачами.

«А если самому?»

Возможно, у многих появится вопрос: «А почему нельзя создать руководство по ремонту самостоятельно, не пользуясь заводской документацией?» Создать, конечно, можно, однако угадать множество параметров и значений довольно затруднительно, если вообще возможно. К таким параметрам относятся, в частности, моменты затяжек резьбовых соединений, кузовные размеры, типы и марки используемых эксплуатационных материалов и многое другое.

Необходимо помнить, что никто, кроме производителя, не обладает более точной информацией по этим вопросам, а зачастую без нее ремонт автомобиля просто невозможен.

Даже опытные автомеханики, имеющие не абы какой опыт в ремонте многих автомобилей и вряд ли почерпнут для себя что-то новое в описании конструкции автомобильных механизмов, нуждаются в руководстве по ремонту именно из-за этих данных.

Красный автомобиль

Момент затяжки

Вообще, момент затяжки – это, попросту говоря, сила кручения, с которой завинчивается болт или гайка. Измеряется эта величина в ньютонометрах (ньютон, умноженный на метр – Н•м), т.е. в единице силы, помноженной на расстояние от центра вращения до точки приложения данной силы. Раньше, до перехода на общую метрическую систему, момент затяжки также измерялся в килограммсилах на метр, поэтому подобное обозначение тоже иногда встречается. Упрощенно, 1 кгс•м равняется 10 Н•м.

Для чего нужен момент затяжки, автомеханики обычно объясняют на примере болтов крепления головки блока цилиндров.

Действительно, это пример самый наглядный и простой для понимания. Итак, если затягивать болты крепления головки блока цилиндров по принципу «заставь дурака Богу молиться…», можно получить результат, когда резьба на болтах попросту «слижется». С таким явлением встречались многие из тех, кто когда-либо держал в руках гаечный ключ хотя бы детского конструктора. Крутишь себе болтик, стараешься, чтобы покрепче вышло, и вдруг на тебе – болт начинает крутиться совсем легко, при этом уже не держит вообще, поскольку представляет собой уже вовсе не болтик, а такой себе гвоздик с гладкими стенками. Только если в случае с конструктором можно было просто выбросить испорченный болтик и гайку, то в случае с головкой блока цилиндров двигателя, когда резьба пропадает не только на болте крепления, но и в отверстии блока цилиндров, перспективы менее радужные: одним выбрасыванием болта не обойдешься, придется менять блок цилиндров – самую дорогую деталь двигателя. Восстановить резьбу, как правило, не получится – слишком ответственное соединение. Поэтому всё в итоге выливается в очень ощутимую «копеечку».

С другой стороны, если чересчур поосторожничать и не дотянуть болт как следует, может произойти так, что проехав на автомобиле определенное расстояние и открыв капот, водитель обнаружит там не совсем приятную картину – весь моторный отсек равномерно покрыт стекающим моторным маслом, словно в подкапотном пространстве взорвали емкость с этой рабочей жидкостью.

А причина кроется в том, что из-за недостаточно затянутой головки блока цилиндров при работающем двигателе образующееся давление газов в камерах сгорания попросту выдавливает прокладку головки блока цилиндров, и моторное масло начинает распыляться под значительным давлением.

Двигатель раскрытый

Конечно, есть и менее ответственные резьбовые соединения, в которых соблюдение момента затяжки не столь важно. Однако производитель не зря предоставляет информацию о них. Соблюдение моментов затяжки при сборке механизма – это, прежде всего, соблюдение технологии сборки, а значит обеспечение оптимальных эксплуатационных свойств и срока службы этого механизма. Классический пример, когда после разборки и последующей сборки, например, пылесоса, он перестает работать. Вот это как раз тот случай, когда технология сборки не последнее дело…

Содержание пособия по ремонту

Итак, ремонтные карты, созданные специалистами завода-производителя, попадают в руки специалистов того или иного издательства автомобильной литературы. Параллельно с качественным переводом на русский язык происходит редактирование информации – во-первых, готовая книга всё-таки имеет ограничения по объему (в отличие от заводской документации, которая может занимать несколько томов), а, следовательно, что-то отсеивается (обычно это совершенно узкоспециализированная информация по ремонту, который при всем желании не может быть проведен не то, что самостоятельно, а даже силами большинства ремонтных мастерских), во-вторых, информация приводится к более простой для восприятия среднестатистическим читателем форме.

К чисто ремонтной информации добавляется инструкция по эксплуатации, правила техники безопасности и предупреждения относительно возможных опасных ситуаций, возникающих в процессе ремонта, а также поясняющие отступления и моменты, облегчающие поиск необходимой информации в книге.

Руководство приобретает формат, принятый в издательстве, тщательно проверяется после перевода редактором и корректором.

Верстка и печать

После этого макет руководства по ремонту передается верстальщикам, которые создают макет будущей книги.

Главной задачей верстки является подготовка издания к печати в типографии.

Верстка придает книге удобство восприятия и легкость чтения. Верстальщики руководствуются правилами, которые разрабатывались и шлифовались десятилетиями. Грамотно сверстанное издание приятно взять в руки: оно не пугает читателя ни неправильными переносами, ни висячими строками, ни разнобоем шрифтов, ни ужасными пробелами, ни хаотичным расположением графики. Верстальщики не отвечают на извечный вопрос: «Что важнее: форма или содержание?», но придают книге окончательный вид, в котором ее и получит покупатель, поэтому во многом первое впечатление об издании, будет зависеть именно от них. Дизайнером создается обложка будущей книги. Именно по этой «одежке» будет встречена книга будущим читателем, поэтому информация, содержащаяся на обложке, также тщательно подбирается и проверяется.

После того, как книга будет полностью сверстана, она снова проверяется техническим, главным и выпускающими редакторами.

Только после этого готовый макет попадает в типографию.

Печатный станок

От того, как с поставленной задачей справится типография, во многом зависит вид готовой книги. Качество печати и используемой бумаги имеет большое влияние на конечный продукт.

Ошибки в полиграфии могут затмить даже самую гениальную верстку, а страницы из бумаги низкого качества оставят плохое впечатление от книги в целом, даже если само содержание книги никаких нареканий не вызывает.

При этом многие факторы, как то: тип обложки, качество сшива страниц, значительно повлияют на срок жизни книги. После типографии партия книг попадает к реализаторам, обеспечивающим путь книги читателям.

Ремонт в фотографиях

Развитием традиционных руководств по ремонту и эксплуатации являются руководства по ремонту и эксплуатации в фотографиях. Понятно, что даже самый высококачественный рисунок не настолько нагляден, как фотография с аналогичным изображением. Процесс создания данного типа руководств отличается от описанного выше тем, что для иллюстрирования всей приводимой информации, издательство приобретает автомобиль.

Опытный механик разбирает и собирает его узлы и механизмы, а фотограф фиксирует весь процесс.

Полученные изображения проходят необходимую обработку цветокорректором, после чего вставляются в макет книги вместо обычных рисунков. Преимуществом ремонтных руководств в фотографиях также является большее, чем в обычном руководстве, количество иллюстраций. Этот фактор значительно облегчает восприятие информации и понимание описываемых процессов, поэтому руководства в фотографиях пользуются намного большей популярностью среди читателей. Стоит отметить, что в практическом плане более полезны те руководства по ремонту, при создании которых использовались подержанные автомобили с некоторым пробегом. Хотя, на первый взгляд, такое руководство будет мало похожим на глянцевый журнал с чистыми и блестящими «детальками» на фотографиях, однако любой автослесарь может объяснить, что разборка и сборка абсолютно новых и бывших в эксплуатации механизмов – это две абсолютно разные вещи. Прикипевшие болты, забитые грязью щели, стертые до основания стопорные кольца, острые края изношенных деталей – вот далеко не полный список «сюрпризов», ожидающих человека, решившегося на ремонт автомобиля (а ведь все понимают, что новые автомобили ремонтируются редко).

В связи с этим руководства, содержащие фотографии с «грязными» деталями, куда более полезны даже в том плане, что не обманывают человека, решившего самостоятельно разобрать, к примеру, коробку передач, и показывают ему именно то, что его ждет на самом деле, а не блестящие, стерильно чистые поверхности.

Цветные или черно-белые руководства по ремонту в фотографиях – в настоящий момент это лучшее из информационных пособий, созданных в помощь автомобилисту. Даже мультимедийные руководства в виде компьютерных программ уступают им, поскольку, в отличие от печатной книги, не так удобны в «листании» грязными руками при разобранном автомобиле.

Подводя итоги

Подводя итоги сказанного выше, хочется еще раз отметить, что в создании руководства по ремонту и эксплуатации автомобиля принимают участие большое количество специалистов самых различных направлений. Люди вкладывают все свои знания и опыт для того, чтобы создать книгу, которая займет достойное место в бардачке и будет полезна владельцу автомобиля.

comments powered by


Ремонт – комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности изделий. В зависимости от особенностей, степени повреждения и износа изделия, его составных частей, а также от трудоёмкости ремонтных работ ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный.

техническая ремонтная документация

Текущий ремонт заключается в устранении неисправностей заменой или восстановлением отдельных составных частей изделий и проведении регулировочных работ. Выполняется силами эксплуатирующей организации, предприятием-изготовителем или уполномоченной им организацией, как правило, в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделии. Сведения, необходимые для организации и проведения текущего ремонта изделия и его составных частей, указания по поиску и устранению отказов, повреждений и их последствий в процессе эксплуатации изделия, как правило, приведены в эксплуатационной документации (ЭД) на изделие. Такие сведения формируются и прорабатываются при разработке изделия и комплекта ЭД на него, приводятся в руководстве по эксплуатации изделия и/или в его формуляре.

Средний ремонт состоит в восстановлении эксплуатационных характеристик изделий заменой или ремонтом повреждённых (изношенных) составных частей и обязательной проверке технического состояния остальных частей с устранением неисправностей. Выполняется силами специализированных ремонтных подразделений, как правило, с участием эксплуатационного персонала.

Капитальный ремонт предусматривает полную разборку и дефектацию изделий, замену или ремонт всех неисправных составных частей, сборку, комплексную проверку, регулировку и испытания. Предназначен для восстановления исправности и полного или близкого к нему технического ресурса; выполняется ремонтными предприятиями.

Для подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля отремонтированных изделий и их составных частей в ходе среднего и капитального ремонта разрабатывают ремонтные документы (РД). Комплект РД разрабатывают по отдельному техническому заданию (ТЗ), согласованному с предприятием-разработчиком (изготовителем) изделия, заказчиком и ремонтной организацией.

разработка ремонтной документации

Комплект РД должен включать в себя конструкторскую ремонтную и технологическую документацию для ремонта изделия, а также конструкторскую и технологическую документацию на изготовление средств технологического оснащения и оборудования для проведения ремонтных работ, последующих проверок и испытаний. РД, каждый по отдельности или в совокупности, должны полностью обеспечивать подготовку ремонтного производства, проведение самого ремонта изделия и контроль соответствия параметров отремонтированного изделия требованиям ТУ на него.

РД разрабатывают на основе рабочей конструкторской документации (РКД), ЭД, технических условий, технологической документации на изготовление изделия. Также при разработке ТЗ на РД и самих документов должны быть учтены материалы исследований неисправностей, возникающих при испытании и эксплуатации изделий данного типа или аналогичных изделий других типов, анализов показателей безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости изделия при эксплуатации до ремонта и в межремонтные сроки, материалов по ремонту аналогичных изделий. Перечень документов, на основе которых разрабатывают РД, должен быть приведён в ТЗ на данную работу.

Для обозначения документов используют обозначение изделия (его основного документа), присвоенное в соответствии с ГОСТ 2.201-80 «ЕСКД. Обозначение изделий и конструкторских документов» с присвоением буквенного кода документа.

В комплекте РД обязательным для разработки документом является ведомость документов для ремонта, которой присваивается буквенный код ВРК (для капитального ремонта) или ВРС (для среднего ремонта). Данный документ устанавливает комплект конструкторских документов, необходимый для проведения ремонта изделия, его контроля при ремонте и после него.

оформление ремонтной документации

Необходимость разработки остальных документов, должна быть установлена в ТЗ или разработчиком в процессе формирования РД.

Для ремонта изделий могут быть разработаны следующие документы:

Наименование РД

Буквенный код

Определение

Руководство по ремонту

РК (для капитального ремонта)

РС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий указания по организации ремонта, правила и порядок выполнения капитального (среднего) ремонта, контроля, регулирования, испытаний, консервации, транспортирования и хранения изделия после ремонта, монтажа и испытания изделия на объект, значение показателей и норм, которым должно удовлетворять изделие после ремонта

Общее руководство по ремонту

КО (для капитального ремонта)

СО (для среднего ремонта)

Документ, содержащий указания по организации ремонта определённой группы однотипных изделий, правила и порядок подготовки и проведения ремонта, значения показателей и нормы, которым должны удовлетворять изделия после ремонта, правили и порядок испытаний, консервации, транспортирования и хранения изделий после ремонта

Технические условия на ремонт

УК (для капитального ремонта)

УС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий технические требования, требования к дефектации изделия, значения показателей и нормы, которым должно удовлетворять данное изделие после ремонта, требования к приёмке, контрольным испытаниям, комплектации, упаковыванию, транспортированию и хранению изделия после ремонта, гарантийные обязательства

Общие технические условия на ремонт

ОК (для капитального ремонта)

ОС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий общие технические требования к ремонту определённой группы однотипных изделий, требования к дефектации, значения показателей и нормы, которым должны удовлетворять изделия после ремонта

Нормы расхода запасных частей на ремонт

ЗК (для капитального ремонта)

ЗС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий номенклатуру запасных частей изделия и их количество, необходимое для подготовки ремонтного производства нормируемого количества изделий, ремонта изделия и его контроля при выполнении ремонта и после него

Нормы расхода материалов на ремонт

МК (для капитального ремонта)

МС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий номенклатуру материалов и их количество, необходимое для подготовки ремонтного производства нормируемого количества изделий, ремонта изделия и его контроля при выполнении ремонта и после него

Ведомость ЗИП на ремонт

ЗИК (для капитального ремонта)

ЗИС (для среднего ремонта)

Документ, содержащий номенклатуру, назначение, количество и места укладки запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов, необходимых для обеспечения ремонта

Чертежи ремонтные

Чертежи, спецификации, схемы, содержащие данные для подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля изделия после ремонта. Эти чертежи, как правило, содержат только те изображения изделия, размеры, предельные отклонения размеров, составные части изделия, части, элементы схемы и дополнительные данные, которые необходимы для проведения ремонта и контроля изделия при выполнении ремонта и после него

Техническая документация на средства оснащения ремонта

Документация, содержащая информацию для изготовления, испытания и приёмки ремонтно-технологического и имитационно-стендового оснащения ремонта. В состав документации включают РКД на изготовление, испытания и приёмку (при необходимости),

технические условия (при необходимости) и ЭД

Стадии разработки, требования к построению, содержанию и изложению РД приведены в ГОСТ 2.602-2013 «ЕСКД. Ремонтные документы». Технологические документы на ремонт выполняют в соответствии с требованиями ЕСТД.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Msi h87 g41 pc mate инструкция
  • Аптечная настойка боярышника инструкция по применению
  • Фундазол фунгицид инструкция по применению для клубники
  • Изодибут инструкция по применению цена отзывы
  • Военное руководство польши