Принципы политического руководства

Принципы
управления

это
правила, которыми должны

руководствоваться
субъекты управления. Это важнейшие
требования, соблюдение которых
обеспечивает эффективность государственного
управления.

В отличие от закономерностей принципы
объективны лишь по источнику, а по своей
сути они субъективны. Практическое
осуществление принципов государственного
управления не зависит от них самих, а
определяется отношением к ним людей.
Не столь важно знать принципы, а уметь
ими пользоваться в практической
деятельности.

1.
Принцип
научности
предполагает
использование новейших достижений
современных наук, в частности
кибернетики,
политической
социологии, политической психологии,
многообразного
опыта
политического
менеджмента. Управленческие действия
должны осуществляться посредством
применения научных методов и подходов,
на основе познания и использования
объективных закономерностей.

2.
Принцип
объективности
– в процессе управления следует опираться
на знание законов общественного развития,
учитывать реальную конфигурацию
общественных процессов, исходить из
объективных факторов, имеющихся
возможностей, а не надуманных, внешне
красивых схем и экстравагантных
прожектов.

Вместе
с тем преувеличение значения объективности
ведет к стихийности, снижению роли
субъективного фактора в жизни общества.
Последнее обстоятельство наглядно
проявилось, к примеру, во время мирового
финансового кризиса 2008 г. Именно
абсолютизация объективных рыночных
законов привела к таким последствиям.

3.
Принцип
системности.

В процессе решения управленческих задач
следует учитывать взаимосвязь,
взаимовлияние различных факторов
общественной жизни: социально-экономических,
политических, духовных. Абсолютизация
одного из них, при игнорировании других,
может привести к нежелательным
результатам. Например, так называемый
технологический детерминизм исходит
из того, что развитие науки и общества
является панацеей от всех проблем.
Однако опыт последних десятилетий
выявил односторонность такого подхода.
Следует
отметить, что в обществе главное все:
производство, распределение, обмен и
потребление, социальная сфера, наука,
литература и искусство, право и мораль,
архитектура и коммуникации, история и
духовная культура, здоровье и физическое
развитие людей, и многое другое. Но все
это может тогда создать благоприятный
и рациональный образ жизни, когда будет
сведено в целостную, динамичную,
гармоничную систему и «работать» на
человека. Несмотря на то, что имеются
естественные взаимосвязи между всеми
явлениями и процессами, должную
системность, развитие, производительность
и экономичность общественной жизни
придает управление.

Системность
выражается и во всесторонней проработке
принимаемых политических решений,
анализе всех возможных вариантов их
реализации, координации усилий на
различных направлениях. Этот принцип
предполагает также упорядочение
политической системы, совершенствование
ее структурного и функционального
единства.

4.
Принцип эффективности (оптимальности)

означает достижение поставленной цели
в максимально короткий срок и с наименьшими
затратами материальных средств, усилий,
человеческой энергии. Эффективность
управления обществом зависит от умения
управлять общественно-политическими
процессами, от организации жизнедеятельности
людей, их взаимоотношений, способности
субъектов управления мобилизовать
усилия людей, стимулировать их активность.

5.
Принцип информационной достаточности.

В условиях небывалого роста объемов
информации огромное значение приобретает
интенсификация информационных процессов.
Автоматизация актов управления с помощью
электронно-вычислительной техники,
способной с огромной скоростью производить
сложнейшие расчеты, находить нужные
сведения, позволяет оптимизировать
управление, решать задачи политического
руководства с наименьшими затратами
труда, времени и с наибольшей точностью.
Современные ЭВМ и информационные системы
освобождают человека от многих рутинных
умственных операций.

6.
Принцип обратной связи.

По каналам обратной связи, выражающей
реакцию объекта на управляющее
воздействие, информация о работе
управляемой системы непрерывно поступает
в управляющую систему, которая имеет
возможность корректировать ход
управленческого процесса.

7.
Принцип эволюционизма

предполагает необходимость повседневного
совершенствования процесса управления,
приведения его в соответствие с новыми
условиями каждого нового периода.
Управлению должны быть свойственны
плавный, созидательный, планомерный
характер, преемственность, последовательность
стадий и этапов, относительная
независимость от социальных и политических
катаклизмов.

8.
Принцип
главного звена.

При решении той или иной управленческой
задачи органам ГУ всегда приходится
принимать во внимание множество явлений,
событий, факторов. Однако из всей их
совокупности важно выделять решающие,
от учета которых зависит достижение
желаемого результата. Это позволит
оптимизировать управленческий процесс.

Найти
основное звено в управлении означает
выявить главную причинную связь,
определяющую качественную специфику
политической системы, ее сохранение,
прогресс, динамику развития. Основное
звено – это то звено, которое цементирует
систему, объединяет, интегрирует ее в
единое целое, обеспечивает ее
функционирование и совершенствование.

9.
Принцип оптимального сочетания
централизации и децентрализации –
это
диалектическое сочетание административного
и самоуправленческого начал в политическом
управлении. Необоснованный крен в
сторону централизма ограничивает
инициативу, самодеятельность работников.
Перекос в сторону безбрежного демократизма
способен породить анархические и другие
отрицательные тенденции.

10.
Принцип сочетания коллегиальности и
личной ответственности.

Сила управления в партнерстве,
кооперативности, умении делегировать
ответственность. Умелый руководитель
доверяет подчиненным, поощряет их
инициативу, учитывает их мнение при
принятии решений. Но когда решение
принято, устанавливается личная
ответственность каждого работника за
порученное ему дело, за исполнение
решения. Предпочтительнее быть первым
среди равных, нежели первым без равных.

В
политической науке не существует единого
мнения по вопросу выделения принципов
управления. В
теории государственного управления
можно также встретить
формулирование основных
принципов
ГУ, исходя из его ценностей:

Согласно
правовому
подходу
,
ключевыми ценностями ГУ являются
ценности правового государства. Исходя
из этого, принципами ГУ являются: принцип
верховенства права, когда государственный
служащий подчинен не столько своему
руководству, сколько требованиям
Конституции; наличие справедливых
законов; установление режима повсеместного
и полного исполнения правовых актов;
действенная защита прав человека,
особенно меньшинств; равенство и
недискриминация; принцип разделения
властей.

Согласно
политическому
подходу
,
основной задачей государственного
управления является максимально лучшее
воплощение воли народа. Государственные
служащие должны быть политически
ответственны (подотчетны), восприимчивы
к текущим интересам граждан. Отсюда
следуют принципы демократизма, следования
воле народа; участие граждан в процессе
принятия государственных решений, как
непосредственное, так и через организации
гражданского общества; развитие местного
самоуправления; прозрачность,
подотчетность, публичность, объективность,
оперативность в работе органов управления.

Согласно
менеджеристскому
подходу
,
основными ценностями ГУ должны быть
эффективность, экономичность и
результативность. Поэтому важнейшим
принципом является обеспечение нужного
социально-экономического результата
с наименьшими затратами или получение
максимального результата при заданных
затратах.

Эффективность
ГУ

Обычно
эффективность
понимается как способность реализовать
в рамках государственного управления
публично заявленные цели и ценности.
Эффективность можно трактовать и как
производную от издержек при достижении
целей. Как видим, эффективность
в социальных системах – весьма
многогранное явление.

В
основе критериев эффективности ГУ,
посредством
которых можно оценить приносимый им
эффект, определить результат, уровень
и качество управления, лежат принципы
государственного управления, поскольку
они являются объективно обусловленными
нормативными требованиями, выработанными
практикой социального и государственного
управления. Какой бы из рассмотренных
ранее принципов управления мы ни взяли,
каждый может выступать критериальным
признаком оценивания эффективности.

Критерии
эффективности государственного
управления как выражают требования
объективных законов управления, так и
формируются на базе системы субъективных
ценностей, выраженных в идеологии
общественно-государственного строя, в
стратегических целях правящего субъекта.
Сказанное объясняет относительность
оценочных критериев эффективности,
зависимость их от типа политической
системы, конкретно-исторических условий,
в которых она функционирует.

Критерии
общей социальной эффективности

определяются как способность ГУ
удовлетворять реальные жизненные
потребности общества,
степень
реализации взятых на себя государственным
управлением обязательств по обеспечению
динамичного и гармоничного развития
общества. К ним относятся: уровень
производительности труда, темпы
экономического развития государства;
уровень национального благосостояния,
качество жизни людей; уровень личной и
общественной безопасности; уровень
развития культурной, здравоохранительной
и образовательной сфер; экологическое
состояние; степень развития прав и
свобод.

Определяющими
факторами эффективности ГУ выступают
наполненность ГУ общественными запросами
и ожиданиями, реальным бытием людей и
успешное решение проблемы оптимальной
защиты интересов государства. В этой
двуединой задаче – важнейшая сторона
понятия эффективности государственного
аппарата.

Для
оценки эффективности функционирования
самого государства как субъекта
управления общественными процессами

используют следующие критерии:
целеориентированность системы ГУ,
взаимосвязь между целями и реальными
результатами ГУ; затраты времени на
решение управленческих вопросов (когда
и что обещали – когда и что выполнили);
стиль функционирования государственной
системы; сложность организации объектов
ГУ; общие издержки (экономические,
социальные, технические, кадровые и
др.) на содержание управленческо-государственной
системы.

Можно
анализ эффективности ГУ детализировать
оценкой
каждого конкретного управленческого
органа.

При этом внимание следует обратить на:
степень соответствия содержания
управленческой деятельности госорганов
и должностных лиц тем параметрам, которые
обозначены в правовом статусе органа
или должности (каждый должен заниматься
своим делом); законность решений и
действий госорганов и органов местного
самоуправления; уровень демократизации
управленческой деятельности; мера
обеспечения государственного престижа
в решениях и действиях управленческого
органа и должностного лица; правдивость
управленческой информации; моральное
состояние в органах управления; источник
результата управления (профессионализм,
талант либо чрезмерные финансовые
затраты).

Итак,
государственное управление – это
объективно необходимая, обусловленная
природой государства и спецификой
человеческого общества как единого
организма, целенаправленная, рациональная
деятельность, обеспечивающая бытие и
прогресс общества. Она не исключает
стихийную саморегуляцию общественного
организма, но последняя не играет ведущей
роли, хотя и ограничивает сферу
рационального воздействия на общественные
процессы.

ЛЕКЦИЯ XVIII

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 20.05.2023

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Основными чертами политической власти являются:

— верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

— всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

— легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

— моноцентричность, т.е. наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

— широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти (многообразие ресурсов).

Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; право на принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе таких общепризнанных принципов,каклегитимностьисуверенитет. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей [7].

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода: нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления [4].

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой (рис.3.1).

Рис.3.1 — Типология легитимного господства по М. Веберу1

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам [3].

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения; не исключена также и возможность применения силы).

политическая власть авторитарный тоталитарный

Основными чертами политической власти являются:

— верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

— всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

— легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

— моноцентричность, т.е. наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

— широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти (многообразие ресурсов).

Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; право на принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе таких общепризнанных принципов,каклегитимностьисуверенитет. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей [7].

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода: нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления [4].

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой (рис.3.1).

Рис.3.1 — Типология легитимного господства по М. Веберу1

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам [3].

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения; не исключена также и возможность применения силы).

Власть как психологическое явление. Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловлен­ными. Действительно, власть является центральным началом по­литики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание – проблема по­литическая, независимо от того, решается она путем выборов, на­значений, захвата. Как правило, власть не самоцель для соци­альных сил, стремящихся реализовать свои цели.

Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов – от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые прави­тели, осуществляя свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть – причиной политики.

Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, поли­тических институтов, политических движений, страсти к ее завое­ванию и осуществлению. По словарю В.И. Даля, “власть – право, сила и воля над чем-то, свобода действий и распоряжений; началь­ствование; управление… Властвовать – управлять, властно гос­подствовать, повелевать, распоряжаться… Властолюбие – любо- началие, страсть к господству, к властвованию… Властолюбец – человек, безмерно любящий власть, властвовать, начальствовать, никому не желающий подчиняться”. Доминирование властной воли, волевое отношение между людьми является специфическим признаком власти.

Во властных отношениях предполагается: наличие не менее двух субъектов, которыми могут выступать как отдельные лица, так и коллективно действующие (партия, организация, учреждение, комитет и тому подобное); выражение воли осуществляюще­ го власть, подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет.

В этой связи природа власти такова, что она отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части лю­дей и кончается там, где начинается насилие, хотя она и предпола­гает угрозу применения силы или насилия. Неспособность же субъекта власти обеспечить согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказать давление.

Хотя власть и требует подчинения, но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой, поскольку, как писал В. Соловьев, требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
Власть является одним из фундаментальных явлений, нераз­рывно связанным с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих инте­ресов населения.

Властные отношения служат механизмом регуляции обще­ственной жизни, гарантом целостности различных обществ, древ­нейшей формой их организации, поскольку в обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые не­обходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напря­женность.

Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и под­чинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организа­ции, общности людей, союзы государств, мировое сообщество.

К универсальным свойствам власти относятся: всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и по­литических процессах; способность проникать во все виды деятель­ности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы: пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур.

Можно выделить следующие принципы власти в зеркале субъекта власти:

  • принцип сохранения власти, в котором отношение к власти рассматривается как превалирующая, едва ли не единственная цен­ность.

В соответствии с этим главное здесь сохранение, удержание и умножение власти. Поскольку принцип сохранения является сило­вым показателем (с властью добровольно не расстаются), реализа­ция этого принципа требует целеустремленности, решительности, доходящей порою до жестокости и бескомпромиссности;

  • принцип действенности также требует сильных проявлений человеческого характера.

В соответствии с этим властитель на­ряду с решительностью должен быть взвешенным, рациональ­ным, терпимым, умеющим избегать крови, импульсивных дей­ствий, надрывности, насилия. Произвол власти всегда сопровож­дается агрессивностью. Лучшим средством для удержания власти является опора на закон, то есть ее легитимность. Человек свобо­ден, когда повинуется не людям, а закону;

  • принцип коллегиальности, в котором реализуется установка власти на партнерство, кооперативность.

Умаление этого прин­ципа неизбежно приводит к вождизму, деградации личностного измерения власти, ее трансформации в тиранию, диктат. Высоко­мерие, самомнение без элементов самокритичности и разумной самооценки приводит в конце концов к разрушению власти, кото­рому сопутствуют толпы наушников, угодников, тяга к помпезным сценариям и наградам, проявления “пьедестального” мышления;

  • принцип скрытности, согласно которому власть пользуется широким спектром неявных средств и инструментов (закрытые встречи, секретная переписка, тайная дипломатия).

Раньше вре­мени говорить правду чрезвычайно опасно для власти, в соответ­ствии с чем существует временной интервал рассекречивания. Существует множество классификаций власти. Выделяют власть в бесклассовом и классовом обществе. С точки зрения формационного подхода власть классифицируют на первобытнооб­щинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую.

По функциям органов власти различают за­конодательную, исполнительную и судебную власть. По способам организации власти – монархическую, республиканскую. По степени институализации – правительственную, федеральную, го­родскую, сельскую, муниципальную. По количественному при­знаку – единоличную, олигархическую, полиархическую. По пра­вовому признаку – законную и незаконную, легальную и неле­гальную. По признанию власти обществом – легитимную и нелигитимную. По сферам общественной жизни – экономическую, по­литическую, социальную, духовно-информационную.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, мораль­ного влияния, системы идеологических и правовых норм. Важ­но учитывать соотношение политической и государственной власти.

Политическая власть выступает как фактическое соот­ношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей дея­тельности затрагивает интересы практически всех слоев насе­ления. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лиде­ров, общественных организаций и так далее, ни государствен­ная – к политической. Государство выполняет и неполитичес­кие задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

В современной литературе существуют различные концепции власти. Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей систе­мы, с организацией.
Длительное время в истории политической мысли господство­ вали правовые концепции власти. Гоббс,Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права. Широкое распространение по­лучили поведенческие (бихевиоральные) концепции власти. Бихе- виористы объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек – это человек, стремящийся к власти.

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого.
Основным механизмом функционирования всех видов поли­тической и неполитической власти является принцип разделения власти.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII в. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (се­ редина XVII в.), разделившему власть на законодательную, ис­полнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII в. создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную. В философии политики одним из важнейших вопросов являет­ся вопрос о субъекте власти, политическом лидерстве и его типах.

Политическое лидерство – (от англ. leader- ведущий, руково­дитель) – ведущее положение отдельной личности, социальной группы, партии, государства, обусловленное более эффективны­ми результатами деятельности (экономической, политической и другой); один из механизмов интеграции групповой деятельнос­ти, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, то есть объединяют, направляют действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

М. Ве­бер, например, различал:

  1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость тра­диций. Авторитет традиционного лидерства опирается на много­летний обычай (например, сын монарха после его смерти сам “за­конно” становится монархом). Человек обладает “правом на лидерство” благодаря происхождению – принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального (дока­питалистического) общества.
  2. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъес­тественные способности вождя, культе его личности (“харизма” с греч. – милость, благодать, божественный дар), – исключитель­ная одаренность, наделенность какого-либо лица качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости в гла­зах приверженцев или последователей.
  3. Рационально-легальное (бюрократическое) лидерство основа­ но на вере в законность существующего порядка и его “разум­ность”. Лидером можно стать не в силу каких-либо личных ка­честв, хотя и необходим определенный уровень компетентности, а с помощью законных бюрократических процедур. Лидерство в идеальной бюрократии имперсонально, оно действует как инст­румент закона.

В условиях, когда принятие решений как на уровне макрорис­ка субъектами, непосредственно обеспечивающими политичес­кую власть в государстве, так и на уровне мегариска политическими деятелями, осуществляющими международную политичес­кую деятельность, требует гибкости и перспективного мышле­ния, разумной взвешенности, коммуникативной рациональнос­ти, открытости, преодоления эгоцентричности, особенно важен анализ взаимоотношений риска и власти, раскрытие механиз­мов и типов власти, психологических аспектов власти.Те или иные мотивы власти, детерминирующие характер риска на раз­личных его уровнях, могут в конечном счете стать причиной не­желательных политических событий тотально разрушительно­го плана практически в любой стране, изменения характера са­мой политической системы.

Потребность власти всеобъемлюща и вездесуща, пронизывая нас дома и вне его, в любви и неприязни, с близкими и малозна­комыми людьми. Власть как потребность доминировать формируется в контексте других потребностей субъекта (потребно­стью в свободе, в самоутверждении, самовыражении и так да­лее), которые могут проявляться в большей или меньшей степе­ни. Вряд ли стоит с этой точки зрения оценивать потребность власти как порок, поскольку неприятие власти, отвращение к ней свидетельствуют о слабости, робости, замкнутости, неуве­ ренности человека, как и чрезмерное стремление к пресыщенно­сти властью может привести к деформации и бездуховности. Таким образом, чрезмерная или недостаточная удовлетворен­ность потребности власти одинаково противоестественны для человека.

По отношению к политической власти люди либо ищут ее, либо проявляют политическую пассивность и бегут от нее. Жесткая ори­ентация на политическую власть как и “бегство от политики” являют­ся крайними полюсами социального пространства, в рамках которого разворачивается сценарий политической жизни, формируются со­ответствующие психологические типы людей по их отношению к политике. Независимыми друг от друга индикаторами такого отно­шения могут выступать такие параметры, как отношение к личностно­му участию в политической жизни, интерес к политике, информиро­ванность о политической жизни (Ежи Вятр).

Принципы власти по-своему и своеобразно проявляются у субъектов власти в зависимости от их психологических предрас­положений, мотивационной структуры, соответствующих качеств и свойств психики, воздействуя на отбор людей, осуществ­ляющих власть. В качестве психологических мотивов, обуслов­ливающих стремление к власти и желание добиваться ее, могут выступать эгоцентрические и социоцентрические мотивы.

Под эгоцентрическими мотивами понимаются мотивы, концентри­рующиеся на собственной личности субъекта или на лицах, наи­более близких данному субъекту (семье, например). Личные ин­тересы, цели и потребности имеют при этом эгоцентрический характер и подчиняют себе общественные цели, интересы и по­требности. Социоцентрические мотивы концентрируются на благе какой-либо широкой группы людей – нации, класса, жите­лей города, государства и т.д. Цели, интересы и потребности об­щества в целом становятся личными целями, интересами, по­требностями субъекта власти.

Иногда эгоцентрические и социоцентрические мотивы взаимо­действуют по принципу дополнительности: служение “общему делу”, государству дополняется ярко выраженным эгоцентричес­ким желанием прославиться.

Основываясь на двух основных типах направленности лично­сти, можно обосновать соответствующую типологию субъектов политической власти или политических лидеров.

Среди лидеров социоцентрической направленности выделя­ются следующие стили деятельности политического лидера:

  • единоличный;
  • коллегиальный;
  • координирующий.

Эгоцентрическая направленность обусловливает формирование следующих стилей деятельности политического лидера:

  • автократический;
  • либеральный;
  • компромиссный.

Для социоцентрического единоличного стиля характерно, что решение субъектом власти принимается в интересах общества, а инициативу и ответственность берет на себя лидер. Он строит та­кую форму взаимоотношений с массами, которая позволяет выяс­нить интересы людей, условия реализации этих интересов и про­гнозирует последствия их реализации. На основе этого полити­ческий лидер намечает программу действий, претворяет ее в жизнь и берет на себя ответственность за ее выполнение.

Эгоцентрический – автократический стиль, в противополож­ность рассмотренному типу, представляет собой такую форму дея­тельности, при которой политический лидер на основе личных це­лей и интересов без предварительного изучения интересов масс принимает решение, навязывает его группе, но не берет на себя от­ветственности за его последствия. Это позволяет ему ставить за­дачи с большим уровнем риска, чем у людей, ответственных за выполнение намеченной программы.

Политический лидер социоцентрического коллегиального типа осуществляет широкое обсуждение политическими партиями, общественными организациями вопросов, требующих решения. На основе всеобщего консенсуса вырабатывается коллегиальное решение. Ограниченность во времени, неоднозначная трактовка решения представителями различных социальных ориентаций затрудняет практическое использование такого рода деятельнос­ти, но тем не менее к нему прибегают некоторые общественные и политические лидеры (например, академик А.Д. Сахаров).

Эгоцентрический – либеральный стиль деятельности осуществ­ляется таким образом, что социальная группа, партия, общество подводятся к необходимости принятия решения лидера, но это происходит весьма искусно. Решение, важное для интересов лиде­ра, не навязывается им обществу, а является как бы решением са­мих масс, исходит именно от них, и лидер “вынужден” с ними со­гласиться. Ставка и риск лидера здесь зависят от его искусства “манипулировать” сознанием масс.

Социоцентрический – координирующий тип деятельности сим­волизирует “золотую середину” руководства. Лидер такого типа сочетает в себе преимущества социоцентрического – единолично­го и социоцентрического – коллегиального стилей, он задает тон и обеспечивает высокую политическую активность масс. Межлич­ностное взаимодействие лидера и масс в результате этого нахо­дится в обоюдоостром контакте.

В противоположность этому эгоцентристский – компромиссный стиль проявляется в том, что политический лидер “заигрывает” с массами, дает им “выпустить пар”, руководствуясь при этом личны­ми интересами. Риск политического лидера при этом заключается в умении выдержать довольно длительную и искусную стратегию поведения: сначала он сообщает проблему и просит высказать свое мнение по ее разрешению, затем, услышав мнение, подобное его соб­ственному, пытается “обобщить” все сказанное, как бы случайно концентрируя внимание на нужном ему высказывании, оценивает настроение сообщества и если видит, что группа еще не готова к принятию нужного решения, поощряет дальнейшие прения.

Нако­нец, определив момент “усталости” группы, выделяет необходимые ему предложения, включает механизм голосования и “соглашается” с мнением группы, принявшей его собственное решение.

Власть – способ испытания личности, и привлекаться к ней дол­жны люди хорошо подготовленные, знающие жизнь и уже добив­шиеся определенных успехов в ней. Это своего рода бремя с соот­ветствующими механизмами и законами маски, лавирования, просчитываемого вероломства, не вписываемого в антураж обо­стренной саморефлексии и самоанализа.

В самом общем виде власть определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Социальное содержание власти определяют различные способы упорядочения социальных взаимосвязей между людьми. При первом способе власть может иметь конструктивный, созидающий характер, а может иметь разрушительные последствия. При другом способе обеспечение целостности и упорядочение разнообразных отношений должно выполняться путем гармонизации интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения, а не прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) в пользу другой (управляющих).

В определении власти сложились разные подходы, каждый из которых акцентирует внимание на одной из многочисленных сторон этого сложного явления.

Сторонники первого, сущностного подхода рассматривают власть как особую субстанцию (т. е. сущность; то, что лежит в основе), носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной и концентрированной в человеке энергии, силе, заставляющей других людей повиноваться.

При втором, социологическом подходе власть характеризуется как отношение, взаимодействие двух сторон. Согласно этому подходу, в основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения.

Эти подходы породили множество концепций власти: биологическая, бихевиористская, психоаналитическая, телеологическая, конфликтологическая, структурно-функциональная, отношенническая трактовки власти.

Таким образом, политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Какие же факторы порождают власть отдельных индивидов, составляющих правящую группу, что служит основой их господствующего положения? Каковы источники власти? В самом общем виде ответ на эти вопросы состоит в следующем: власть произрастает из субъективных различий людей, из объективной неоднородности их положения в обществе. Следовательно, источники власти весьма разнообразны. В политологии в качестве таковых чаще всего указываются: физическая сила, богатство, знание, занимаемое положение и организация. Кроме того, использование различных методов и средств (влияния, авторитета, закона, прямого насилия и т. д.), которые обеспечивают возможность субъекту власти осуществлять в своих интересах влияние на объект, составляет ресурсы власти. Следует иметь в виду, что между источниками и ресурсами власти нет резкой разграничительной линии.

Многообразны способы осуществления политической власти. Это могут быть насилие и принуждение, принятие решений и контроль, соперничество и сотрудничество, государственное и негосударственное, иррациональное и рациональное, стимулирование и убеждение, блокирование нежелательных последствий, приманивание (обещания, льготы), шантаж (угрозы, посулы), политический маркетинг (создание требований, нужд, которые могут быть удовлетворены лишь носителем власти) и другие.

В основе функционирования политической власти лежат общепризнанные правила – принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти – главного звена власти политической – действующей строго в рамках закона.

Однако власть двойственна: по своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия.

Принцип легитимности (от лат. legitimus – законный) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимают власть, и добровольности их выполнения населением.

Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отмечать законно устанавливаемую власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпированной. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Международный аспект принципа легитимности состоит в признании неправомерности международным сообществом насильственного изменения государственных границ (захват чужих территорий) и соблюдения режима конкретной страны, норм международного права.

Каковы же основные типы легитимности?

Классическая типология легитимности предложена Максом Вебером. Все разнообразные основания легитимности он сводит к трем идеальным типам: традиционный, харизматический, рационально-легальный (Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Современный Левиафан. – М., 1985. С. 646–647).

Традиционный тип легитимности оправдывается обычаем, нормы которого выступают в качестве основы отношений господства и подчинения.

Харизматический тип легитимности основывается на авторитете личности лидера, которому приписываются исключительные черты, при этом используются те образы, настроения и желания, которые преобладают у большей части населения.

Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть.

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимозаменяют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности.

Существуют и другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность: обоснование соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

Итак, сущность власти заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д.

Читайте также:

      

  • Подготовка детей к новому учебному году в детском саду консультация для родителей
  •   

  • Календарно тематическое планирование в доу по фгос от рождения
  •   

  • Коррекционная программа психолога в школе строится на принципах
  •   

  • Срок обучения в художественной школе минск
  •   

  • Предпосылки перестройки в ссср и ее задачи кратко
Автор статьи

Екатерина Ткачева

Эксперт по предмету «Политология»

Задать вопрос автору статьи

Понятие политического процесса

Определение 1

Политический процесс представляет собой определенные действия, алгоритмы действий, направленные на достижение определенного результата в сфере политики.

Политический процесс можно охарактеризовать рядом признаков:

  • вся деятельность субъектов происходит в сфере политики;
  • процесс представлен определенными алгоритмами действий в политической сфере, осуществляемыми субъектами политики;
  • перед любым политическим деятелем стоит конкретная цель и результат, к которому он стремится, используя методики его достижения, а также ресурсы.

На формирование политических процессов оказывают значительное влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Так, среди внешних факторов можно выделить меры других государств в отношении одного конкретного государства, состояние войны, международное сотрудничество в какой-либо сфере и так далее.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

К внутренним факторам относятся экологические катастрофы, революции, деятельность партий и общественных объединений на территории одного или нескольких субъектов государства, а также на территории всего государства и так далее. Таким образом, на формирование политических процессов оказывают влияние самые различные факторы.

Замечание 1

Политический процесс является важнейшей составляющей деятельности государства, а потому регламентирован нормами права. В частности, отдельные положения содержатся в нормах Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов.

Основные принципы политической системы

Определение 2

Принципы – это основополагающие идеи, начала, характеризующие конкретное явление.

Политический процесс, также как и остальные явления, имеет свои принципы, которые можно выразить в виде следующего перечня:

«Принципы политических процессов» 👇

  • Легитимность, то есть законность деятельности всех субъектов в сфере политики . Это означает, что деятельность всех субъектов политики должна соответствовать нормам права, а также правовым обычаям. Правовой основой политических принципов является Конституции РФ.
  • Легальный состав участников политического процесса. Данный принцип означает, что соответствующие структуры, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии должны быть сформированы законным путём. Так, например, данное положение касается вопросов проведения выборов.
  • Конкурентность субъектов политического процесса. Данное положение означает необходимость наличия конкуренции между партиями, существование плюрализма в государстве, различия позиций, недопустимости ущемления каких- либо политических взглядов.
  • Открытость и независимость для средств массовой информации. Политическая система не должна закрываться от СМИ, однако и не должна от них зависеть. Любая политическая информация должна быть общедоступной для граждан, что как раз и реализовывается через средства массовой информации.
  • Контроль со стороны общества за политическими процессами. Особенно данное положение касается тех вопросов, когда принимаются важные государственные решения и осуществляется государственная политика. Например, граждане контролируют проведение выборов, проведение референдумов, обладают правом обращения в государственные органы, органы местного самоуправления. Некоторые субъекты обладают правом законодательной инициативы, что также позволяет реализовать данный принцип.

В современных условиях происходит реализация всех указанных принципов. Различные органы и структуры осуществляют контроль и надзор за тем, чтобы не допускались нарушения в данной сфере. Например, прокуратура осуществляет контроль за законностью деятельности субъектов в данной сфере. Суд рассматривает категории споров, касающихся избирательных процессов, преступления, нарушающие избирательные права граждан и так далее.

Основные направления действий политических принципов

Деятельность указанных субъектов направленные на обеспечение принципа законности и правопорядка на территории Российской Федерации.

Важным является также реализация принципа плюрализма на территории России, так как наше государство является многонациональным государством, соответственно точки зрения различных народов и групп населения представлены отдельными общественными объединениями и партиями. Подобные традиции как имеются и в других странах. Наличие партий, проводимых ими политик в большей степени зависит от общества, которое проживает на территории конкретного государства, а также от менталитета людей, поддерживающих конкретные политические взгляды.

Реализация данных принципов производится не только государством в лице компетентных органов и организаций, но и также гражданским обществом. В частности, все дееспособные граждане обладают избирательными правами и свободами. Данные права и свободы гарантированы Конституцией РФ, кроме того, избирательные права принадлежат человеку от рождения. Однако реализовать их он может лишь с момента достижения совершеннолетия. Недееспособные граждане не в состоянии реализовывать свои избирательные права в силу определенных причин, например, в силу заболевания. От того, насколько активно гражданское общество, зависит и состояние политической сферы в целом. Если элементы политической системы не согласованы между собой, это может привести к негативным последствиям.

Ежедневно общество и государство создает микропроцесс, который является составляющим политической системы. Потенциал данной политической системы зависит от соблюдения всех вышеуказанных принципал, особенно принципов законности и правопорядка, легитимности власти. Если данные при не будут соблюдены, это может привести к росту беззакония внутри государства, не признанию результатов определенных политических процессов со стороны других государств, революциям и гражданским войнам.

Таким образом, выделяют различные принципы политической системы, представляющие собой основополагающие идеи и взгляды в политической сфере. Необходимость реализации указанных принципов обусловлена существованием правового государства в рамках территории России, реализацией основных конституционных положений а, а также необходимостью соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и избирательных прав.

Принципы политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы политической власти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Суверенитет и легитимность политической власти. Сила любой власти зависит от степени ее организованности. Политическая власть осуществляется специфическими методами и с помощью особых механизмов, она организована и функционирует на основе определенных принципов. В основе функционирования политической власти лежат общепризнанные правила — принцип суверенитета и принцип легитимности.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти — главного звена власти политической. Ее верховенство выражается в исключительном праве государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти у государства означают его верховенство (в обществе в целом и в политической сфере особенно) по сравнению с другими политическими институтами: политическими партиями, движениями и т.д. Независимость государственной власти предусматривает ее самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Суверенитет и независимость государственной власти вовсе не означают ее бесконтрольности перед обществом. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была выше закона. Поэтому принцип суверенитета предполагает наличие сильной государственной власти, действующей строго в рамках закона.

Однако власть двойственна. По своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением. Когда-то образно проблему легитимности бывший президент США Р. Рейган определил формулой: «Танго танцуем вдвоем». Он имел в виду, что демократическая власть предполагает согласие правящих действовать в рамках закона, учитывать интересы граждан, а со стороны населения — обязанность добровольно подчиняться решениям власти.

Термин «легитимность» (legitimite) имел несколько значений. Он появился в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином «legaite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, являющейся юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легитимность — это символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно проистекает из убеждения, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые ее граждане должны выполнять.

Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, включавшего в нее два момента:

  1. признание власти правителей;
  2. обязанности управляемых подчиняться ей.

Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает добровольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочность применения властью принуждения. Поэтому легитимность — важнейший признак демократической власти, признания ее правомерности как гражданами, так и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным тогда, когда власть опирается но ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Авторитарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

Современный американский политолог С. Липсет (р. 1922) определил легитимность как способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими», но не следует полагать, что подобное убеждение разделяют все граждане.

В обществе, естественно, всегда есть социальные группы, не разделяющие политического курса режима и не принимающие его. Однако отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи и недостатки.

Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпированной, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д. Кроме того, принцип легитимности определяет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности состоит в признании неправомерности международным сообществом насильственного изменения государственных границ (захват чужой территории) и соблюдения режимом конкретной страны норм международного права.

Типы легитимности

Убежденность населения в правомерности и справедливости существующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами.

Исходя из того что различные типы властвования добиваются авторитета, используя разные ресурсы, М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, харизматический, рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Это, как заметил М. Вебер, власти    авторитет «вечно вчерашнего», т.е. «авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение». На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти характерна для ряда стран — Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других.

По мере того как религия теряла свое значение, а всеобщее избирательное право становилось реальностью, божественное право единоличного правления было заменено достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер. «Харизма» в переводе с греческого означает «божественный дар, благодать». Харизматический тип легитимности основывается на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера формируется сознательно, при этом используются те образы, настроения и желания, которые преобладают у большей части населения.

М. Вебер распространял харизматический тип легитимности на власть религиозных деятелей (Моисей, Давид, Магомет, Будда), сегодня же его приписывают и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В современных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется в большинстве стран Африки, где харизма является формой организованного политического поклонения, т.е. своеобразной политической религией, обожествляющей личность вождя.

Рационально-легальная легитимность   
Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых формируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотив подчинения населения власти — рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. М. Вебер отметил одну важную особенность данного типа легитимности, а именно:

господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления… и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами.

Смешанный тип легитимности. В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность дополняется элементами традиционного господства, в частности сохраняющимся институтом монархии.

Идеологическая легитимность. Существуют и другие типы легитимности, например идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику многих слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидение, радио, газеты, журналы и т.д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образ, характер, способ группового мышления) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Коллегиальность управления в руководстве исполнительным органом характеризуется следующими факторами
  • Под непосредственным руководством кого должна производиться работа подъемника вблизи лэп
  • Вапусан дезинфицирующее средство инструкция по применению
  • Должностная инструкция ведущего методиста центральной библиотеки
  • Лекарство локрен инструкция по применению цена