Приведение устава снт в соответствии с 217 фз пошаговая инструкция

Дата публикации: 10.01.2019 12:53

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 217-ФЗ).

Вместо девяти организационно-правовых форм, установленных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в форме товарищества, партнерства или кооператива), новый Закон № 217-ФЗ предусматривает две:

— садоводческое некоммерческое товарищество;

— огородническое некоммерческое товарищество.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. В связи с этим учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ (садоводческих некоммерческих организаций), подлежат приведению в соответствие с Закон № 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов указанных организаций (п. 5 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).

Созданные до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества и партнерства должны будут внести изменения в устав, а кооперативы – провести процедуру реорганизации в форме преобразования.

Садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках (п. 4 ст. 54 Закона № 217-ФЗ).

Также, учитывая п. 12 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

Указанное изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие с Законом № 217-ФЗ действуют в части, не противоречащей ему.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за внесение изменений в устав – 800 рублей, за создание юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования – 4000 рублей). При этом, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ в п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 января 2019 года государственная пошлина при регистрации юридических лиц не уплачивается в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц. Указанное изменение применимо как к случаям направления в регистрирующий орган электронных документов самим заявителем, так и к случаям направления документов через МФЦ и нотариуса.




1. Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона об огороднических некоммерческих товариществах.

4. Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости или должны привести свои уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении в случае принятия их членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства и огородничества на садовых или огородных земельных участках.

5. Учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат приведению в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

6. Изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

7. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

8. Для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

9. Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии с частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

11. Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований, назначения указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму «товарищество собственников недвижимости» и вид «товарищество собственников жилья» в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

1) земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;

2) на всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

14. Имущество общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 настоящей статьи. Образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.

15. Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

16. Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

17. Договоры о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенные с указанными организациями и лицами, ведущими садоводство и огородничество без участия в указанных организациях, сохраняют свое действие в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если меньший срок не предусмотрен таким договором или соглашением сторон. При этом плата, предусмотренная частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до истечения срока действия такого договора не вносится.

18. Предоставление садовых или огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, включенным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подавших заявления о предоставлении таких земельных участков, осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами могут предусматриваться меры, направленные на оказание поддержки в создании такими гражданами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, предоставлении этим товариществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также иные меры поддержки этих товариществ.

19. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с пунктом 3 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления начата процедура образования земельного участка для ведения дачного хозяйства в целях его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

20. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридическим лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

21. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона гражданином в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в орган государственной власти или орган местного самоуправления было направлено заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, предоставление такого земельного участка осуществляется по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

22. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с юридическим лицом заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для ведения дачного хозяйства, образование из такого земельного участка иных земельных участков, а также их предоставление осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

23. Гражданин, являющийся арендатором находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка без проведения торгов в случае, если такой земельный участок был предоставлен гражданину по результатам аукциона для ведения дачного хозяйства.

24. Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.

25. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона проекты организации и застройки территорий некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, а также иные документы, на основании которых осуществлялось распределение земельных участков в границах таких территорий, являются действительными.

26. Территориальные зоны ведения дачного хозяйства, а также территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства, в составе иных территориальных зон, установленные в составе утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона правил землепользования и застройки, считаются соответственно территориальными зонами садоводства и территориями садоводства.

27. Вступление в силу настоящего Федерального закона не является основанием для принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, предусматривающих отмену мер государственной или муниципальной поддержки, введенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

28. В случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:

1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;

2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

29. Граждане, являющиеся членами некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона сохраняют свое членство в указанных организациях после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и право пользования имуществом общего пользования, расположенным на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, управление которым осуществляет указанная некоммерческая организация.

30. Вступление в силу настоящего Федерального закона не может являться самостоятельным основанием для исключения граждан из числа членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.

31. Уплаченные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона вступительные взносы гражданам не возвращаются.

32. Зарегистрированное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.

33. Реестр членов некоммерческих организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, признается реестром членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона.

34. Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.

(часть 34 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 307-ФЗ)

Что изменилось в законах для дачников

лор

Вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

А ведь жизнь дачников не стоит на месте. Все чаще загородные участки используют не только для летнего отдыха, но и для круглогодичного проживания, желая зарегистрироваться в своем жилище.

Кроме того, усложняются отношения как внутри садоводческих товариществ, так и с собственниками участков, которые членами товариществ не являются.

Насколько удачным будет принятый закон, покажет время. А мы рассмотрим наиболее интересные новшества.

О членах и формах товариществ собственников

Членами товарищества могут быть только физлица. В отличие от Закона N66-ФЗ, который устанавливал возрастной ценз для участника с 18 лет, теперь такого ограничения нет.

Как и ранее, участие юрлиц и ИП в садоводческих и огороднических товариществах Законом N217-ФЗ не предусмотрено.

Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.

Если Закон N66-ФЗ предполагал существование таких форм садоводческих товариществ, как СНТ, ОНТ, ДНТ и ДНП, то теперь остаются только две: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).

Срок и обязанность реорганизации ранее созданных товариществ не установлены. Учредительные документы и наименования подлежат приведению в соответствие Законом N217-ФЗ при первом изменении учредительных документов. До приведения документов в соответствие Законом N217-ФЗ они действуют в части, которая не противоречит Закону N217-ФЗ.

Также предусмотрено, что изменения наименований товариществ в связи с их приведением в соответствие Законом N217-ФЗ не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию.

О взносах

Законом N217-ФЗ предусмотрено внесение только двух видов вносов: членские и целевые.

Взносы определяются, как денежные средства, которые вносятся гражданами — членами товарищества на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N217-ФЗ и уставом товарищества. Ранее допускалось внесение как денег, так и имущественных паевых взносов.Внесение вступительных взносов не предусмотрено. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. Периодичность и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества. Причем периодичность внесения членских взносов не может быть чаще одного раза в месяц.

Законом определены цели, на которые могут быть использованы членские взносы. К ним относятся:

  1. содержание имущества общего пользования товарищества, в том числе уплата арендных платежей за имущество;
  2. расчеты с организациями, снабжающими тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение;
  3. расчеты с оператором по обращению с ТКО;
  4. благоустройство земельных участков общего назначения;
  5. охрана территории и обеспечение пожарной безопасности;
  6. проведение аудиторских проверок товарищества;
  7. выплата зарплаты лицам по трудовым договорам;
  8. организация и проведение общих собраний членов товарищества, выполнение решений этих собраний;
  9. уплата налогов и сборов.

Перечень целей, на которые могут быть направлены членские взносы, является закрытым.

В свою очередь, целевые взносы могут быть направлены на расходы, связанные:

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
  2. с подготовкой документов по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
  3. с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
  5. с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Таким образом, перечень целей, на которые могут быть направлены целевые взносы, закрытым не является и позволяет товариществу принять решение о направлении таких взносов на любые мероприятия на основании решения общего собрания товарищества.

Кроме того, Законом N217-ФЗ определено, что размер взносов не для всех членов товарищества может быть одинаковым. Так, в случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера участка или суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на участок или расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.

Поскольку членские и целевые взносы вносятся на расчетный счет товарищества, то наличный расчет, как ранее, исключается. Кроме того, предусмотрено, что уплаченные до 1 января 2019 года вступительные взносы гражданам не возвращаются.

Об исключении из членов товарищества и сроках полномочий управления товариществом

С 1 января 2019 года определен порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества. Решение об исключении из товарищества может быть обжаловано в судебном порядке.

Установлено, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Кроме того, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

Следует заметить, что до 1 января 2019 года органами управления были общее собрание, правление и председатель правления.

Причем правление избиралось прямым тайным голосованием из числа членов объединения на срок два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом не было предусмотрено иное.

О ведения садоводства и огородничества в индивидуальном порядке (садоводы-индивидуалы)

Как и ранее, садоводам-индивидуалам, то есть гражданам, которые не являются членами товарищества, предоставлено право на ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе. Такие граждане вправе использовать имущество общего пользования на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.

Это право предоставляется на платной основе. Так, садоводы-индивидуалы обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом.

Причем суммарный ежегодный размер платы устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества.

В случае невнесения такой платы, она взыскивается в судебном порядке.

Таким образом, расходы будут одинаковыми для членов товарищества (целевые и членские взносы) и для индивидуалов-садоводов (плата за пользование общим имуществом товарищества). Кроме обязанности вносить плату, Закон N217-ФЗ наделяет садоводов-индивидуалов правом на участие в общем собрании членов товарищества и голосовании при принятии решений, в частности, по вопросам о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования.

О лицензировании и садовых домах

Некоммерческие товарищества вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, то есть пользоваться скважинами, до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами. Данное положение действует с 30 июля 2017 года. Закон N217-ФЗ определяет садовый дом, как здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.

Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать следующим параметрам объекта индивидуального жилищного строительства:

  • отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более 3;
  • высотой не более 20 м;
  • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Понятия «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Следует заметить, что строительство объектов капитального строительства на садовых участках допускается только в том случае, если такие участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Таким образом, строить на садовых земельных участках можно садовые либо жилые дома, гаражи, а также хозяйственные постройки (сараи, бани, теплицы, навесы и др.).

В свою очередь, на огородных земельных участках можно будет только возводить хозяйственные постройки, предназначенные для хранения инвентаря и урожая, а вот строить дома — нет.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи ЕГРН в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию.

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Определено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом — садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен дом.

Для признания садового дома жилым и жилого дома садовым собственник дома представляет в уполномоченный орган местного самоуправления следующие документы:

  • заявление;
  • выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, либо правоустанавливающий документ на дом в случае, если право собственности не зарегистрировано в ЕГРН, или нотариально заверенную копию такого документа;
  • заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статей 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», выданное ИП или юрлицом, которые являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий (в случае признания садового дома жилым домом);
  • в случае, если садовый или жилой дом обременен правами третьих лиц, — нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.

Решение принимается в срок не более 45 календарных дней со дня подачи заявления. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, с 1 января 2019 года жизнь садоводов и огородников должна измениться к лучшему, поскольку устраняется правовая неопределенность, пробелы в законодательстве, отменяются морально устаревшие нормы.

Выделим основные моменты:

  • отсутствие возрастного ценза для участия в товариществе;
  • две формы товариществ: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества;
  • два вида вносов: членские и целевые;
  • закрытый перечень целей, на которые могут быть использованы членские взносы;
  • открытый перечень мероприятий, на которые могут быть использованы целевые взносы;
  • четкий порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов;
  • изменен срок избрания в орган товарищества — 5 лет;
  • пользование скважинами до 1 января 2020 года без получения лицензии;
  • скорректировано правовое положение садоводов-индивидуалов;
  • введено понятие садового дома, садового земельного участка, а понятия дачных земельных участков и дач упразднены;
  • определен порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот.

Закон N217-ФЗ регулирует широкий спектр отношений: от создания товариществ до индивидуального садоводства и огородничества.

Время покажет, насколько удачным и будет новое правовое регулирование. Однако, вряд ли внесение изменений в законодательство станет причиной скорого изменения исторически сложившихся привычек. Как и прежде, все мы будем отдыхать именно на даче, а не на садовом участке или в садовом доме.

Внесение изменений в Садоводческое некоммерческое товарищество.

В СНТ (ОНТ), как и в любую другую организацию, можно внести изменения как в ЕГРЮЛ, так и в Учредительные документы (Устав).

Хотя и был принят Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, сам алгоритм внесения изменений практически не поменялся.

Но одним из глобальных изменений стало использование новых форм документов, вводимые с 25.11.2020 г. приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

Чаще всего на практике сталкиваемся с такими изменениями как:

  1. Смена председателя СНТ
  2. Смена юридического адреса СНТ
  3. Смена наименования СНТ
  4. Смена организационно-правовой формы СНТ

Рассмотрим подробнее каждое изменение и распишем алгоритм действий.

Смена председателя СНТ

Избрание органов товарищества относится к исключительной компетенции высшего органа управления общему собранию членов товарищества.

Для начала необходимо провести внеочередное либо принять решение на очередном общем собрание членов товарищества.

Согласно пп. 7-8 ст. 17 217-ФЗ данное собрание должно проводиться по требованию:

  1. Правления товарищества;
  2. Ревизионной комиссии (ревизора);
  3. Членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.

Внеочередное общее собрание членов товарищества может быть проведено также по требованию органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества.

Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

  1. Направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
  2. Размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии);
  3. Размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Решение о смене Председателя принимается квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов Товарищества.

Подробнее о проведении собрания можете ознакомиться в статье 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Данное решение общего собрания членов оформляется протоколом, которое подписывается Председательствующим и Секретарем общего собрания.

Для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в регистрирующий орган необходимо подать комплект документов:

  1. Нотариально заверенное заявление о внесении изменений по форме Р13014
  2. Оригинал протокола

При этом стоит отметить, что данные изменения нельзя подать в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи, так как заявителем выступает назначенный на должность Председатель, о котором еще не внесена запись в ЕГРЮЛ, а ЭЦП выпускается на основании данных, указанных в ЕГРЮЛ.

Поэтому в любом случае придется посетить нотариальную контору и заверить заявление. Стоимость нотариальных услуг варьируется от 1 500 до 3 000 в зависимости от Вашего региона и даже района населенного пункта.

Подать документы в Инспекцию Федеральной налоговой службы может либо лично заявитель, либо представитель по нотариальной доверенности.

Срок рассмотрения заявления 5 рабочих дней, не считая дней подачи и получения документов.

После внесения записи в ЕГРЮЛ на руки Вам выдадут лист записи, на основании которого уже можно менять электронную цифровую подпись организации и идти в банк для смены карточки с образцами подписей.

Если Вам требуется помощь в подготовке документов можете смело обращаться в нашу организацию у нас огромный опыт в подобных изменениях.

Стоимость смены Председателя — 10 000 рублей. Срок подготовки документов 1 рабочий день.

Смена юридического адреса СНТ

Со сменой места нахождения дела обстоят чуть сложнее.

Сразу оговорюсь, что в отличии от смены Председателя, документы по смене адреса можно подать в электронном виде с использованием электронной-цифровой подписи через сайт Налоговой nalog.ru.

В этом случае не надо заверять документы у нотариуса и подать документы на внесение изменения можно не выходя из дома.

У этого варианта есть несколько приятных бонусов:

  1. Заявление по форме Р13014 не требует нотариального заверения, а это экономия денег и времени;
  2. Контейнер с документами с ЭЦП налогового органа придут на электронную почту данные документы имеют такую же юридическую силу, как документы с живой синей печатью;
  3. При внесении изменений в Устав не оплачивается государственная пошлина 800 руб.

Из минусов если Вам потребуются оригиналы документов, необходимо будет посетить регистрирующую налоговую, либо подтвердить тождественность документов у нотариуса.

Но есть и еще несколько нюансов, которые необходимо учесть, чтобы зря не потерять время, силы и нервы.

Если в ЕГРЮЛ уже внесена запись о недостоверности сведений об адресе, то выпустить новую электронную цифровую подпись не получится. Удостоверяющие центры наотрез отказываются выпускать ЭЦП на такие организации.

Прошу обратить особое внимание на данный факт: при внесении записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адреса организации налоговым органом может быть принято решение о ликвидации организации в принудительном порядке, что повлечет наложение ограничений на дальнейшие регистрационные действия в отношении руководителя и учредителей сроком на 3 года.

Также при внесении недостоверности ИФНС передает сведения в банк, который блокирует счет и до устранения записи Ваш счет будет заморожен.

Также при смене адреса необходимо учитывать следующие данные:

  1. Текущий и новый адреса СНТ;
  2. Устав СНТ.

Если смена адреса будет происходить в пределах одного места нахождения (города, деревни и т.д.), например:

  1. С одной улицы на другую города Самары;
  2. С дома №6 на дом №15 одной улицы деревни Костино во Владимирской области;
  3. Смена офиса это тоже смена адреса.

Если в Уставе СНТ адрес указан полностью, то необходимо будет вносить изменения в Устав.

Смена адреса в данном случае будет происходить в один этап и в регистрирующий орган подается следующий комплект документов:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Изменения в Устав, либо Устав СНТ в новой редакции (сразу можно оставить только место нахождения, чтобы при аналогичных изменениях не вносить изменения в Устав);
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*;
  5. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Документы также подаются в регистрирующий орган по месту нахождения СНТ.

Срок рассмотрения заявления 5 рабочих дней, не считая дней подачи и получения документов.

Если в Уставе полного адреса нет, то изменения проходят точно также: документы подаются в регистрирующую ИФНС по текущему месту нахождения и комплект документов лишь немного поменяется:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в ЕГРЮЛ;
  3. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Срок 5 рабочих дней, не учитывая день подачи и получения документов, то есть на практике это займет 9 календарных дней.

При смене места нахождения СНТ в другое муниципальное образование дела обстоят еще сложнее. Например, при таких изменениях как смена адреса:

  1. Из города федерального значения Санкт-Петербург в Ленинградскую область (смена субъекта Российской Федерации)
  2. Из города Геленджик Краснодарского края в город Сочи Краснодарского края (смена города в одном субъекте)
  3. Из города Кирова Кировской области в город Выборг Ленинградской области (смена субъекта Российской Федерации)

внесение изменений необходимо производить в два этапа:

  1. Этап уведомление налогового органа о предстоящей смене места нахождения СНТ.
  2. Этап непосредственная смена адреса.

На первом этапе документы подаются в регистрирующий орган по текущему месту нахождения СНТ. Подаются следующие документы:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений;
  3. Документы на адрес этот пункт необязательный, но, если приложите не будет основанием для отказа.

Срок регистрации 5 рабочих дней.

После внесения записи в ЕГРЮЛ отсчитываем 21 календарный день (некоторые считают, что 21 рабочий день, но в Письме ФНС № ГД-4-14/52@ о рабочих днях ничего не сказано), а затем можем переходить ко второму этапу смены адреса.

Здесь документы подаются уже в регистрирующий орган по будущему месту нахождения. То есть, если вы меняете адрес из Тольятти в Москву, то документы необходимо будет подать в Межрайонную ИФНС №46 по Москве.

И документы подаются такие же, как при внесении изменений в Устав:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*;
  5. Документы на адрес — гарантийное письмо (необязательно) + копии правоустанавливающих документов и договор аренды (если договор субаренды, то необходимо приложить и его + согласие арендодателя, если требуется).

Срок рассмотрения документов 5 рабочих дня.

Затем ИФНС присылает, либо выдает на руки следующие документы:

  1. Свидетельство о постановке на учет с присвоением нового КПП;
  2. Устав с отметкой налогового органа;
  3. Лист записи о внесении изменений.

Как и везде есть исключение: при смене адреса на домашний адрес Председателя (адрес регистрации по паспорту), причем неважно в пределах одного места нахождения или нет, смена адреса происходит всегда в один этап и документы подаются сразу в налоговую по новому месту нахождения организации.

По смене адреса у нас также большой опыт, так что обращайтесь будем рады помочь.

Стоимость внесения изменений в Устав СНТ 17 500 рублей, внесение изменений в ЕГРЮЛ 10 000 рублей. При смене адреса в два этапа стоимость регистрации 24 000 рублей.

Смена наименования СНТ

Со сменой наименования все банально и просто.

В регистрирующую ИФНС по месту нахождения подаются практически такие же документы, как при внесении изменений в Устав при смене адреса:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014*;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей*.

Документы опять же можно подать с помощью ЭЦП.

Срок регистрации в ИФНС 9 календарных дней.

После внесения записи в ЕГРЮЛ и получения документов необходимо:

  1. Поменять ЭЦП на юр лицо, чтобы сдавать отчетность;
  2. Поменять печать организации;
  3. При необходимости уведомить всех контрагентов.

Стоимость внесения изменений в Устав 17 500 рублей.

*- при электронной подаче с помощью ЭЦП госпошлина не оплачивается и не требуется нотариальное заверение заявления

Смена организационно-правовой формы СНТ

Намного интереснее дела обстоят со сменой организационно-правовой формы Товарищества и приведением документов в соответствие 217-ФЗ.

Итак, разберемся в каких случаях требуется проводить процедуру реорганизации.

Согласно статье 54 Переходные положения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации реорганизация должна быть произведена в одном единственном случае:

Созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости (пункт 4 статьи 54).

В случае же принятия членами решения об осуществлении деятельности по производству, переработке или сбыту продукции растениеводства или иной деятельности, не связанной с ведением садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках, должны при первом внесении изменений привести свои уставы в соответствие с Федеральным законом О сельскохозяйственной кооперации от 08.12.1995 № 193-ФЗ.

В остальных случаях также требуется только приведение наименования и устава в соответствие:

Садоводческие или дачные некоммерческие партнерства, а также огороднические некоммерческие партнерства должны привести наименование организации и устав партнерства в соответствие со статьями 1-28 217-ФЗ это пункты 2 и 3 статьи 54.

В статье 54 существует еще два очень занимательных пункта 12 и 13:

Некоммерческая организация, созданная гражданами до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства или дачного хозяйства, вправе внести изменения в свой устав, указав в нем организационно-правовую форму товарищество собственников недвижимости и вид товарищество собственников жилья в случае соответствия нормам жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующего создание товарищества собственников жилья, и одновременного соответствия следующим условиям:

  1. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, расположены в границах населенного пункта;
  2. На всех земельных участках, образованных из земельного участка, предоставленного такой некоммерческой организации, размещены жилые дома.

13. Указанное в части 12 настоящей статьи изменение устава некоммерческой организации допускается после изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков на вид разрешенного использования, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство.

Нам на практике посчастливилось столкнуться с данными изменениями. Опираясь на данные статьи и соблюдя все требования, подали документы на регистрацию в Межрегиональную Федеральную Налоговую службу №46 по Москве. В итоге дважды получили отказ. Сотрудники налоговой службы утверждали, что требуется проводить процедуру реорганизации, с чем мы категорически были не согласны. А вот написав жалобу в вышестоящий орган Управление Федеральной Налоговой службы, получили положительное решение и внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поэтому чтобы не тратить время, нервы и деньги зря обращайтесь к профессионалам своего дела.

Процедура реорганизации занимает достаточно много времени порядка 4-6 месяцев.

Стоимость реорганизации у нас 45 000 рублей.

При приведении наименовании и устава в соответствие в налоговый орган подается тот же перечень документов, что и при смене наименования:

  1. Нотариально заверенное заявление по форме Р13014;
  2. Протокол о внесении изменений в учредительные документы;
  3. Устав Товарищества в новой редакции;
  4. Государственная пошлина в размере 800 рублей.

Документы можно подать с помощью ЭЦП и в этом случае не потребуется нотариальное заверения заявления и оплаты госпошлины.

Срок регистрации в ИФНС 9 календарных дней.

Внесение изменений в учредительные документы 17 500 рублей.

Также помогаем в подготовке внутренних документов, например, по смене органов управления, заявлений о приеме в члены Организации и другие документы.

Внесение изменений в устав СНТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года Правительством Российской Федерации вносится Федеральный закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества.

На данный момент проект данного Федерального закона от 26.03 находится в стадии рассмотрения. С текстом проекта вы можете ознакомиться на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/Projects#

Положения законопроекта направлены на совершенствование регулирования корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, в целях устранения проблем, выявленных в результате мониторинга правоприменения 217-ФЗ.

Данный Федеральный закон немного упростит управление СНТ и ОНТ. Рассмотрим наиболее интересные изменения для нас:

  1. Согласно пункту 34 действующего ФЗ №217: Решение общего собрания членов товарищества в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.. Но это было в 2020 году спасибо пандемии за это.Сейчас же продвигают инициативу разрешить проведение собраний и принятие решений в форме очно-заочного или заочного голосования, а также с применением электронных и иных технических средств. Но данные статьи, а именно: перечень вопросов и порядок принятие решений, должен быть отражен в Уставе Товарищества.Данное предложение поддержало 71 субъект Российской Федерации, а также многочисленные общественные организации в сфере ведения садоводства и огородничества.
  2. Принятие решений о принятии в члены Товарищества отнесут к компетенции Правления, а не общего собрания членов.
  3. Ряд проблем, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью садоводческих и огороднических товариществ, наиболее острыми из которых являются ограничения подходов к определению размеров взносов, а также обеспечение кворума при проведении общих собраний членов Товарищества, также хотят устранить в данном законопроекте. А именно: После принятия нового ФЗ в Уставе Товарищества должен быть отражен порядок расчета размера членского взноса в виде текстового описания и (или) формулы расчета. При этом такой порядок может учитывать характеристики объектов недвижимости, принадлежащих членам Товарищества и (или) объем использования такими членами имущества общего пользования.
  4. Также в целях повышения эффективности управления деятельностью СНТ и ОНТ законопроектом уточняются важные детали: требования к количеству членов правления; расширяется перечень вопросов, рассматриваемых высшим органом управления общим собранием членов.

Это не весь список изменений, но уже понятно, что данные поправки помогут закрыть некоторые пробелы в действующем законодательстве.

Будем продолжать следить за судьбой данного законопроекта, а в случае принятия оперативно ознакомимся и внесем все изменения в Уставы, а затем поможем в этом и вам.

Если у вас возникли вопросы после прочтения стать — с радостью ответим.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам также может быть интересно:

  • Регистрация СНТ
  • Реорганизация НКО

Устав — самый важный документ в любом садоводческом товариществе. Ведь именно он регулирует все нормы и правила жизни в СНТ, особенности взаимоотношений между садоводами и председателем. Поправки в закон №217-ФЗ, принятые в июле 2022 года, внесли некоторые изменения в правила составления устава СНТ. Председателям предстоит скорректировать этот документ с учетом нового законодательства.

Образец устава СНТ

На сегодняшний день в России не существует единой формы устава, утвержденной на законодательном уровне, поэтому садоводческие товарищества могут составлять документ в свободной форме. Но в устав важно включить основные пункты, прописанные в статье 8 Федерального закона №217-ФЗ, а именно:

  • полное наименование товарищества и его организационно-правовую форму;
  • местонахождение СНТ;
  • цели, для достижения которых было создано объединение садоводов;
  • порядок принятия решений в товариществе;
  • правила приема в члены СНТ и выхода или исключения из их числа;
  • порядок ведения реестра садоводов;
  • обязанности, права и ответственность членов СНТ;
  • правила определения суммы членских взносов;
  • особенности работы ревизионной комиссии;
  • порядок приобретения имущества общего пользования;
  • правила внесения изменений в устав;
  • список вопросов, относящихся к компетенции общего собрания;
  • порядок реорганизации или ликвидации товарищества.

СНТ имеет право дополнять устав и другими пунктами. Главное, чтобы они не противоречили закону и отражали реальные особенности жизни в товариществе.

Типовой устав садоводческого товарищества

В качестве образца для создания устава вашего товарищества вы можете использовать пример, составленный специалистами «СНТклуба»:

Ведение
бухгалтерии СНТ

на 40% дешевле,
чем у конкурентов!

Какие поправки потребуется внести в устав в 2022 году

В июле 2022 года вступили в силу новые поправки в Федеральный закон №217-ФЗ. Власти долго обсуждали очередную редакцию закона, и в результате в ней появилось много новых и очень важных для СНТ пунктов. Однако принятые поправки обязали садоводческие товарищества переделывать существующие уставы. Чтобы привести главный документ СНТ в соответствие с законом, потребуется дополнить или изменить несколько пунктов.

  • В уставе необходимо указать, что прием садоводов в члены садоводческого товарищества осуществляется по решению правления (ранее эти полномочия принадлежали общему собранию).
  • В новой версии устава СНТ потребуется прописать порядок определения или формулу вычисления суммы взносов для членов товарищества.
  • Также важно внести корректировки в список полномочий и обязанностей правления и общего собрания. Например, ОС теперь принимает решения о передаче имущества общего пользования в общую долевую собственность владельцев участков, о подготовке проекта межевания земель, о коммерческом использовании недвижимости в СНТ для реализации продукции сельскохозяйственного производства.

Если товарищество решит использовать возможности электронного голосования, которые теперь предоставляет Федеральный закон №217-ФЗ, то измененные правила проведения общего собрания обязательно нужно прописать в уставе.

В формулировке важно указать, какие именно технические средства будут использованы для голосования. Например, это могут быть любые мессенджеры, мобильные текстовые сообщения (SMS), электронная почта, онлайн-платформы. Также в уставе важно указать:

  • перечень вопросов, по которым может быть принято решение с использованием электронных средств;
  • сайт товарищества или иную площадку, которая будет использоваться для электронного голосования;
  • порядок принятия решений ОС;
  • правила хранения и учета результатов голосования.

Если же вы не планируете использовать электронные и технические средства и хотите собирать садоводов «по старинке», то вносить в устав новые правила проведения общего собрания не придется.

Конкретных сроков для внесения изменений в устав закон не указывает. Однако председатель должен помнить: пока поправки не прописаны в главном документе товарищества, применять их в жизни СНТ будет невозможно.

«СНТклуб», сервис
для председателей СНТ и садоводов

Сэкономьте время, нервы и деньги для решения всех задач СНТ.
Оставьте время на семью!

Кто может утверждать и менять устав в товариществе

В 2022 году, как и раньше, право утверждать устав товарищества остается за общим собранием. Задача председателя и правления — подготовить текст документа, внести необходимые поправки, а затем ознакомить садоводов с новой версией устава. Для этого необходимо опубликовать его:

  • на сайте товарищества;
  • на информационном щите СНТ.

Также возможно использовать и другие доступные способы, например, электронную рассылку по e-mail. Предоставить новую редакцию устава необходимо не позже, чем за 7 дней до предстоящего собрания.

После этого останется лишь утвердить документ с садоводами и принять его путем голосования. Если садоводы не утверждают новый устав или не соглашаются с каким-либо из его пунктов, председателю потребуется вносить изменения и повторно утверждать документ на собрании.

Регистрация устава в налоговой

Когда устав будет утвержден, а соответствующее решение общего собрания оформлено протоколом, председатель может приступать к регистрации нового документа.

Если вносились изменения в сведения ЕГРЮЛ (например, смена адреса товарищества), зарегистрировать эти изменения и новую редакцию устава необходимо в течение трех дней после их внесения. По другим изменениям в уставе закон не регламентирует сроков регистрации новой редакции документа.

Регистрация устава в налоговой происходит в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления.

Для регистрации устава необходимо обратиться в налоговую службу и предоставить:

  • заявление о внесении поправок по форме Р13014;
  • паспорт председателя;
  • сам устав в новой редакции (предоставляется в двух экземплярах);
  • протокол ОС, на котором был утвержден документ;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 800 рублей.

Образец формы Р13014

Образец заполнения формы Р13001

Подать документы на регистрацию можно:

  • лично в ИФНС;
  • через МФЦ;
  • в электронном виде (только с электронной подписью заявителя).

Направляя заявление онлайн, вы будете освобождены от оплаты госпошлины.

Как подать заявление онлайн

  1. Авторизуйтесь в личном кабинете юрлица на сайте lkul.nalog.ru с помощью сертификата ключа проверки электронной подписи.
  2. На странице https://www.nalog.gov.ru/rn77/program/5961277/ скачайте «Программу подготовки документов для государственной регистрации», если не скачивали раньше.
  3. Выберите «Форма Р13014».
  4. Заполните листы «Форма» и «П».

Образец заполнения формы Р13001

5. После заполнения этих двух листов нажимаем на иконку с изображением дискеты (сохраняем), потом на иконку, где лист с зеленой стрелкой, выгружаем файл хml, затем печатаем, подписываем и сканируем.

Образец заполнения формы Р13001

6. Нажимаем на иконку с изображением конверта — формируем пакет.

Образец заполнения формы Р13001

Образец заполнения формы Р13001

8. Добавляем документы (заявление и новый устав):

Образец заполнения формы Р13001

Образец заполнения формы Р13001

10. Добавляем заявителя (председателя):

Образец заполнения формы Р13001

11. Каждый документ подписываем ЭЦП и формируем контейнер:

Образец заполнения формы Р13001

12. Выгружаем контейнер (он будет в формате архива ZIP) и отправляем через эту форму в разделе «Подача заявлений»:

Образец заполнения формы Р13001

Кто может обжаловать устав

Если устав принят с нарушением норм законодательства, его регистрацию можно оспорить. Право на обжалование есть:

  • у каждого члена товарищества;
  • у граждан или организаций, чьи права мог ущемить принятый документ.

Обжаловать устав можно, если:

  • какой-либо из его пунктов противоречит нормам закона;
  • в процессе утверждения и регистрации документа были допущены нарушения.

Обжалование происходит в суде. Подать исковое заявление можно в течение шести месяцев с момента проведения общего собрания, на котором был принят документ.

Где можно ознакомиться с уставом СНТ

Главный документ товарищества всегда должен быть доступен для садоводов. И чтобы каждый из них мог в любой момент получить доступ к уставу, лучше всего опубликовать его на сайте товарищества. Также по требованию садоводов председатель должен предоставить документ в печатном виде.

Как составить устав без ошибок

В качестве образца для устава своего СНТ председатели чаще всего используют готовые документы других товариществ. Их можно легко найти в интернете, а затем скорректировать под свое СНТ.

Но если вы хотите, чтобы устав полностью соответствовал всем требованиям закона №217-ФЗ (в том числе и в новой редакции), лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.

Юристы сервиса «СНТклуб» помогут:

  • составить устав для вашего товарищества;
  • подготовить его к утверждению на общем собрании;
  • внести корректировки в случае, если какие-либо пункты не будут утверждены садоводами;
  • зарегистрировать устав в налоговой.

Используйте все доступные возможности нашего сервиса, чтобы ежедневная работа председателя стала проще и эффективнее!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Плита хотпоинт аристон электрическая стеклокерамика инструкция духовки
  • Димексид цена в новосибирске раствор инструкция по применению взрослым
  • Доктор бест экстра стрендж гинкго инструкция
  • Доктор бест экстра стрендж гинкго инструкция
  • Летящая ласточка экстра инструкция по применению