Привести примеры гонений сталинского руководства на ученых

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

поделиться знаниями или
запомнить страничку

  • Все категории
  • экономические
    43,657
  • гуманитарные
    33,653
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    611,952
  • разное
    16,904

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.  

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?

Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.  

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.



Вопрос 01. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

Ответ. Надежды на демократизацию жизни затронули широкие слои населения. Номенклатуре требовалось вернуть контроль над страной, включая контроль идеологический. Потому усиление идеологического пресса было вполне логичным.

Вопрос 02. Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Ответ. Примеры:

1) 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» (особенно критиковались опубликованные там произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой), в результате первый из журналов закрыли, руководство второго претерпело кардинальные перемены;

2) 26 августа того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»;

3) 4 сентября 1946 года ЦК ВКП(б) занялся кинематографом со столь же катастрофическими для последнего результатами;

4) полностью разгромлена была генетика, что предполагало также осуждение на длительные сроки многих её представителей.

Вопрос 03. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

Ответ. Значительная часть надежд на демократизацию возникла потому, что участники освобождения Европы увидели, как в действительности живёт эта самая Европа. Для того, чтобы снова убедить советского человека, что он живёт в самой лучшей стране в мире, нужно было снова опустить «железный занавес», сделать так, чтобы больше жизнь вне СССР его граждане не видели. Достигалось это не только физически перекрытыми границами, но и идеологической установкой, осуждающей попытки подражать заграничным примером – та самая борьба с «космополитизмом». Кроме того, требовался новый образ врага, а бытовой антисемитизм в России с дореволюционных времён никуда не делся. Потому руководство страны, так сказать, приятное совместило с полезным.

Вопрос 04. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?

Ответ. Среди самих учёных шла борьба за благосклонность руководства страны (в виде правительственных премий и распределения весьма ограниченных ресурсов). Номенклатура, тем более органы НКВД мало разбирались в научных Вопросах. Потому в отраслях, прямо не относившихся к области разработки вооружений, они ориентировались не на суть проблемы, а на то, кому в развернувшейся дискуссии они больше доверяют. С довоенных времён в биологии, в частности, они доверяли академику Т.Д. Лысенко, генетиком данный академик не был, потому боролся с генетиками как с прямыми конкурентами. Похожая ситуация наблюдалась и в других отраслях науки.

Вопрос 05. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Ответ. Достижения:

1) в литературе был создан ряд достойных произведений о Великой Отечественной войне, в частности «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого 1946-го года и «Звезда» Э.Г. Казакевича 1947-го года;

2) кинематограф также обратился в теме Великой Отечественной, достаточно вспомнить «Небесный тихоход» 1945-го года;

3) на первые позиции в мире выходило советское ракетостроение, несмотря на то, что советские специалисты (многие недавно вышедшие из лагерей) располагали только трофейными образцами немецкой ракетной техники (далеко опередившей своё время незадолго до и в годы войны), в то время как в Америке были также и немецкие специалисты в этой обрасти;

4) быстро развивалась атомная физика, что позволило создать первый в стране ядерный реактор уже в декабре 1946 года.

Обновлено: 20.05.2023

Вопрос:

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Полный ответ:

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

Самым громким было так называемое «Академическое дело», в ходе которого были репрессированы (сосланы или убиты) многие деятели науки. Вот фамилии некоторых из них: Греков Борис Дмитриевич, Лихачев Николай Петрович, Сергей Васильевич Рождественский и многие другие.

Стоит отметить также «Дело славистов». Это «дело» затронуло искусствоведов и филологов: Сперанского, Селищева, Трубецкого и многих других.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

Пармезан Черница

Лучший ответ:

Мари Умняшка

Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства.

Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия» , поэт — песенникМ.

А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату» , драматург А.

П. Штейн , писатель Ю.

Итог — заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы.

Королёв был в сталинских лагерях.

Заперты на фильмы Лукова «Болшьшая жизнь» и Эзейнштейна «Иван Грозный»

Гонения агронома и биолога Лысенко.

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?

2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?

3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»?

4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 г?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период?

1) Приведите конкретные примеры усиления администратовно — командной системы в послевоенный период.

2) Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чем вы видите причины возврата Сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

§37. Идеология и культура?

§37. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

Расскажите о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952гг?

СССР в 1945 — 1953г?

СССР в 1945 — 1953г.

Г. Идеология и культура.

1. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.

2. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений : генетики, кибернетики и др?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

В чём вы видите причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг?

Кратко о национальной политике сталинского руководства в 1945 — 1952 гг.

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы?

Кого сталинское руководство считало врагами послевоенные годы.

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Ответ : После эпохи Возрождения следует эпоха Барокко. Объяснение : Барокко – период в истории европейской культуры 17 — 18 веков. Барокко зародилось в Италии и появился в период Позднего Возрождения. Барокко характеризуется контрастность и напряж..

Крепостничество — это форма зависимости крестьян : прикрепление их к земле и подчинение судейской и административной власти помещика — феодала.

А) 270 летб) 324 годав) 43 года.

1. Обе развивались по разному раскол разделил церковь на множество ветвей таких как католизм православие протестанцизм и др. Точнее : В XVI–XVII вв. Чехия и часть Венгрии вошли в державу австрийских Габсбургов, где развивался абсолютизм. Особеннос..

942 год но точная дата не известна.

А) Политическое устройство, система политической власти. Б) Утрехтская уния, сепаратизм (стремление к отделению).

Английская Корона тратила больше средств на колонизации, нежели на индустриализации.

Из Чёрного в Средиземное. С. Константинополь.

Нет не тоже самое. До какого то века Новгород был сам по себе.

• В язычестве богов много, они жестоки, требуют кровопролитных жертвоприношений, гневаются по поводу и без повода, поддерживают многоженство. • В Христианстве Бог Един, Он милостив, гнев Его праведен, но поддерживает теорию того, что женщина должна ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Смотреть новогодний утренник в средней группе детского сада
  •   

  • Назовите основные итоги развития раннего нового времени кратко
  •   

  • Выплаты на школьную форму для многодетных семей 2021 нижний новгород
  •   

  • Приказ о назначении руководителя практики в доу
  •   

  • Национальная россия наши задачи кратко

Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства.

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос
Примеры гонений сталинского руководства на ученых , деятелей литературы , искуства?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Ист. Хроники: 1938 — Вавилов и Лысенко.

Георгий Эрихович Лангемак в застенках. 2 ноября 1937 года.

Валентин Петрович Глушко в застенках.

Борис Андреевич Саукке. Бутырская тюрьма. 29 декабря 1938 года.

Николай Иванович Вавилов в застенках.

Лина Соломоновна Штерн в застенках.

Григорий Андреевич Левитский в застенках.

Сталинские репрессии против деятелей науки и техники — репрессии против учёных в СССР при правлении Сталина.

Общие сведения[править]

При Сталине было репрессировано 103 действительных членов, почётных членов и членов-корреспондентов АН СССР и 212 человек, избранных в АН СССР после репрессий. 44 члена и члена-корреспондента АН СССР погибли: 23 расстреляны, 13 погибли в заключении, 8 — в ссылке. Некоторые пропали без вести в лагерях.

Существуют разные версии смысла репрессировать выдающихся ученых. Среди называемых причин — общая обстановка доносительства и фабрикации дел без разбирательства по существу. Другой целью могло быть предотвращение критики власти со стороны деятелей науки и запугивание ученых. При этом ряд учёных попадали не в лагеря на «общие работы» (в шахте, на лесоповале и т. д.), а работали в «шарашках», своего рода тюремных НИИ. А. И. Солженицын в романе «В круге первом» так описал «шарашку»:

Шарашка. Род тюрьмы, в которой собран со всех островков ГУЛАГа цвет науки и инженерии для решения важных и секретных технических и научных задач. Шарашки удобны всем. Государству. На воле нельзя собрать в одной группе двух больших учёных: начинается борьба за славу и Сталинскую премию. А здесь слава и деньги никому не грозят, одному полстакана сметаны и другому полстакана сметаны.

Появление «шарашек» связывают с процессами конца 1920-х над инженерами-вредителями — «Шахтинским делом».

15 мая 1930 года вышел «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединённого государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство», подписанный Г. Г. Ягодой, в котом говорилось:

Использование вредителей следует организовать таким образом, чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ.

Таким образом была создана первая система научно-технических тюрем — «шарашек» для использования «вредителей» в интересах военного производства.

В 1930 году для этой цели в рамках Экономического управления ЭКУ ОГПУ было организовано Техническое отделение, руководившее работами специальных ОКБ, использовавших труд заключённых специалистов. Начальником ЭКУ ОГПУ был Л. Г. Миронов. В 1931—1936 годах Техническому отделению присваивались номера 5-го, 8-го, 11-го и 7-го отделений ЭКУ ОГПУ СССР (начальник — А. Г. Горянов-Горный). В сентябре 1938 года по приказу Н.И. Ежова был создан Отдел особых конструкторских бюро НКВД СССР.

Нельзя также не отметить, что большевики в целом, не только Сталин, как правило не имели высшего образования, и исходя из своих представлений о «всеобщем равенстве», отрицали само понятие «гений». Сталин как-то написал: «гениев не бывает, их выдумали». А В.И. Ленин вообще заявил:

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно.

Репрессии против учёных авиационной и ракетной техники[править]

30 июля 1930 года был арестован Юрий Васильевич Кондратюк.

В 1933 году начальник вооружений РККА Михаил Тухачевский добился создания Реактивного НИИ, занимавшегося разработкой ракетного оружия в СССР[1]. Вероятно, именно в рамках репрессий в РККА против Тухачевского и связанных с ним людей подверглись репрессиям и учёные данного НИИ.

2 ноября 1937 года по сфабрикованному обвинению был арестован директор Реактивного научно-исследовательского института Иван Терентьевич Клеймёнов, а уже 10 января 1938 года он был расстрелян[2].

2 ноября 1937 года по сфабрикованному обвинению был арестован начальник ГИРД Ракетного НИИ Георгий Эрихович Лангемак, один из основных создателей реактивного миномёта «Катюша». Под пытками он был вынужден оговорить себя и товарищей и был расстрелян 11 января 1938 года[3][4].

23 марта 1938 года был арестован начальник сектора «Азотнокислотные ЖРД» отдела № 2 Реактивного НИИ, выдающийся конструктор ракетной техники Валентин Петрович Глушко. Во время «следствия» Глушко избивали дубинками и плетьми, сделанными из проводов со свинцовой изоляцией[5]:

Самое время привести свидетельство В. Глушко. После первого же допроса его поставили на конвейер: это когда подследственный сутками не ест не пьет, а стоит перед следователями, которые сменяются. Во время мученического стояния будущего академика, дважды Героя Социалистического Труда били в пах, плевали ему в лицо, пускали в ход хранящийся в следственных столах различный пыточный инвентарь: куски резиновых шлангов с металлической начинкой, плетенки из кабеля со свинцовой оплеткой, бутылочные пробки с иголками, вставленными внутрь так, что они выходили наружу на два-три миллиметра[6].

По 1944 год Глушко находился в местах лишения свободы.

27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве в числе других работников Реактивного института был арестован выдающийся конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королёв. Подвергался жестоким пыткам (Королёв пишет: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам»). Королёву сломали челюсть, в связи с чем ему было тяжело впоследствии лечить зубы, более того, это привело к преждевременной смерти Королёва во время операции — как говорит член-корреспондент АН СССР Сергей Наумович Ефуни «Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей»[7]. Академик Борис Петровский добавляет: «Во время допросов в 1938 году Королеву сломали челюсти. Это обстоятельство и заставило нас сделать ему трахеотомию».

В 1937 году были арестованы авиаконструкторы Владимир Михайлович Мясищев, Владимир Михайлович Петляков и Александр Михайлович Изаксон, в 1938 году — Александр Александрович Архангельский, Дмитрий Сергеевич Марков, Иосиф Григорьевич Неман, Алексей Михайлович Черёмухин и Алексей Дмитриевич Чаромский, в 1939 году — Георгий Александрович Озеров и Владимир Антонович Чижевский.

30 декабря 1938 года по обвинению во вредительстве был арестован авиаконструктор Борис Андреевич Саукке, видный сподвижник А. Н. Туполева. В заключении находился по июль 1941 года.

Самого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева арестовали 21 октября 1937 года в ЦАГИ, в директорском кабинете. Согласно обвинению, Туполев «возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции». Кроме того, Туполева обвиняли в подрыве экономики и создании контрреволюционной организации, а также в том, что он якобы продал свои чертежи немецкому авиаконструктору Вильгельму Мессершмитту; на Лубянке Туполеву предлагали во всём сознаться:

Пиши, б…, кому продал чертежи?! Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись, продали тебя. Один ты упорствуешь, колись, самому легче будет[8].

Лишь 19 июля 1941 года Туполев и 12 его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены — спасла война.

В «Туполевской шараге» сидел и арестованный в 1937 году Борис Сергеевич Стечкин, конструктор в области тепловых и авиационных двигателей, академик АН СССР.

Другим не так везло: арестованного 16 мая 1941 года конструктора авиационных пушек Якова Григорьевича Таубина расстреляли без суда уже 28 октября 1941 года.

19 ноября 1937 года был арестован Валериан Иванович Баженов — руководитель кафедры радиотехники Московского авиационного института, доктор технических наук, основоположник советской радионавигации и радиопеленгации, автор большого числа изобретений в области радиодела. Расстрелян 3 октября 1938 года.

Также в 1937 году был арестован Пётр Александрович Вальтер, член-корреспондент АН СССР, профессор. Основные труды по аэродинамике турбин, гидравлике, теории упругости. Погиб в 1947 году в Таганрогской тюрьме.

1 мая 1938 года был арестован Леонид Львович Кербер, специалист по авиационному оборудованию и дальней радиосвязи.

Репрессии в биологии и медицине[править]

11 августа 1937 года был арестован и 21 января 1938 года расстрелян Георгий Карлович Мейстер — учёный в области селекции и семеноводства зерновых и зернобобовых культур, доктор биологических наук, профессор, академик ВАСХНИЛ.

В октябре 1937 года по обвинению в контрреволюционной вредительской деятельности был арестован и к 1939 году казнён Георгий Адамович Надсон — ботаник, микробиолог, генетик, Заслуженный деятель науки РСФСР, член-корреспондент АН СССР, профессор ботаники, директор Института микробиологии АН СССР, редактор первого русского журнала по общей микробиологии.

Также в 1937 году арестован, и в 1938 году погиб в заключении Николай Максимович Тулайков — специалист в области почвоведения и агрономии, вице-президент ВАСХНИЛ, академик АН СССР и ВАСХНИЛ. Больше повезло Льву Зильберу, которого подвергли жестоким пыткам, но всё же впоследствии выпустили.

В 1938 году был расстреляны видные биологи Эрвин Симонович Бауэр и Соломон Григорьевич Левит, гигиенист Илья Романович Хецров, в 1939 году — Илья Львович Кричевский.

6 августа 1940 года по обвинению в контрреволюционной вредительской деятельности был арестован Николай Иванович Вавилов — крупнейший советский генетик и ботаник, действительный член АН СССР, академик ВАСХНИЛ, президент ВАСХНИЛ, действительный член АН УССР, доктор биологических наук. Обвинение было утверждено начальником Следственной части ГЭУ НКВД СССР, майором госбезопасности Л. Л. Шварцманом. Вавилова били, пытали, ставили на так называемые «стойки» (человеку не позволяли сесть по 10 и больше часов; иногда эта пытка растягивалась на дни, и тогда у пытаемых лопались на ногах вены):

Вавилова доводили до состояния невменяемости, когда от бессонных ночей, от постоянных унижений и угроз любой человек терял не то что самоконтроль, а был согласен признаться в чём угодно, лишь бы выйти живым из кабинета следователя[9].

В результате, Вавилов признавал «себя виновным в том, что с 1930 года являлся участником антисоветской организации правых, существовавшей в системе Наркомзема СССР». Вавилов показал:

Проводимая мною лично вражеская работа заключалась в основном в следующем: отрыв научной работы от практической работы по реконструкции сельского хозяйства, игнорирование развития опытного дела по областям, неправильном районировании ряда культур (кукуруза, хлопчатник и др.) срыв работы по организации правильных севооборотов и т. д. Прошу дать мне возможность вспомнить все факты проводимой мною и известными мне соучастниками вражеской работы и на очередных допросах подробно изложить их следствию.

В ходе допроса от 27-28 августа Вавилов дал показания о том, что занимался вредительством по заданию бывшего наркома земледелия СССР Я. А. Яковлева:

В антисоветскую организацию правых я был завербован бывшим Наркомземом СССР ЯКОВЛЕВЫМ Яковом Аркадьевичем в 1930 году. Процесс вербовки происходил путём получения мною непосредственно от ЯКОВЛЕВА, а также от него через ГАЙСТЕРА Арона Израилевича — бывш. вице-президента сельскохозяйственной академии и ВОЛЬФА Моисея Михайловича — второго вице-президента С. X. академии, — явно вредительских заданий, которые я выполнял в С. X. академии и в Институте Растениеводства.

В обвинительном заключении утверждается, что Вавилов провёл «большую вредительскую работу… в руководимом им Всесоюзном Институте растениеводства».

По одной версии, Вавилова забили на смерть следователи Албогачиев и Хват (который, «во время следствия по этому делу грубо нарушал советскую законность и применял недозволенные методы следствия: систематически и длительное время допрашивал Вавилова ночью, лишал сна, физически изнурял арестованного»[10]), по другой версии он умер в тюрьме от голода (незадолго до смерти к Вавилову подсадили «сумасшедшего», который избивал Николая Ивановича и отбирал у него хлеб), но вероятнее Вавилов погиб и от побоев и от голода.

15 февраля 1941 года был арестован и уже 28 июля 1941 года расстрелян Леонид Ипатьевич Говоров, агроном, доктор биологических наук.

15 февраля 1941 года был арестован и уже 28 июля 1941 года расстрелян генетик Георгий Дмитриевич Карпеченко, доктор биологических наук, профессор.

27 июня 1941 года был арестован по обвинению во «вредительской деятельности по замедлению темпов социалистического земледелия» Григорий Андреевич Левитский — цитолог, морфолог растений, генетик, автор фундаментальных трудов по цитогенетике, член-корреспондент АН СССР, профессор. Погиб в 1942 году в заключении.

28 июня 1941 года был арестован биолог, исследователь пшеницы Константин Андреевич Фляксбергер; погиб в тюрьме 13 сентября 1942 года.

В 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко объявил научные выводы западных учёных-генетиков лженаукой, связав их с пропагандой евгеники и расизма. Власть поддержала Лысенко.

29 января 1949 года был арестован по обвинению в шпионаже и в том же году погиб от пыток в заключении Якуб Оскарович Парнас, биохимик, действительный член АМН СССР.

В последние годы сталинизма было развёрнуто дело врачей, и связанные с ним преследование медиков и биологов, евреев по национальности, среди них была и первая женщина-академик Лина Соломоновна Штерн, был арестован Владимир Павлович Эфроимсон.

Репрессии в физике[править]

В 1933 году арестован и к 1935 году казнён Сергей Иванович Дружинин — специалист в области строительной механики и сопротивления материалов, член-корреспондент АН СССР, профессор.

В декабре 1933 года был арестован Сергей Иванович Лодкин — конструктор в области кораблестроения и военной артиллерии.

22 августа 1936 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации и подготовке террористических актов физик Борис Михайлович Гессен, член-корреспондент АН СССР. Расстрелян 20 декабря 1936 года.

26 декабря 1936 года был арестован Виктор Григорьевич Глушков, специалист в области гидротехники и гидродинамики, член-корреспондент АН СССР, академик ВАСХНИЛ. Расстрелян 23 мая 1937 года.

6 августа 1937 года был арестован физик Лев Васильевич Шубников. Уже 10 ноября 1937 года он был расстрелян.

8 февраля 1938 года был арестован, и уже 8 июля 1938 года расстрелян Александр Александрович Саткевич — видный ученый в области гидро-, аэро- и термодинамики, член-корреспондент АН СССР, профессор, начальник Военно-инженерной академии РККА, бывший генерал-лейтенант царской армии.

18 февраля 1938 года был расстрелян Матвей Петрович Бронштейн.

9 марта 1938 года был арестован и уже 28 мая того же года расстрелян Ганс Густав Адольф Гельман — физик-теоретик, пионер квантовой химии.

4 сентября 1941 года был арестован Александр Филиппович Вальтер, член-корреспондент АН СССР по Отделению математических и естественных наук, профессор, доктор физических наук. Погиб 8 октября 1941 года во время этапирования в Новосибирск «для дальнейшего ведения следствия и содержания под стражей».

Подвергались арестам Лев Ландау, Владимир Фок (их спасло заступничество П. Капицы) и многие другие физики.

С конца 1940-х годов начались национальные гонения против евреев, когда увольнялись или понижались в должности физики еврейского происхождения; подобные же преследования касались евреев-учёных и других научных дисциплин.

Репрессии в химии[править]

В 1928 году погиб в тюрьме при невыясненных обстоятельствах Евгений Иванович Шпитальский, физикохимик и электрохимик, профессор МГУ.

25 октября 1937 года был арестован Николай Михайлович Фёдоровский — учёный в области минералогии, член-корреспондент АН СССР, директор Всесоюзного института минерального сырья. До 1954 года в заключении, вышел с инсультом и вскоре умер.

В 1937 году был расстрелян физикохимик Владимир Соломонович Финкельштейн.

Репрессии в геологии[править]

В августе 1937 года был арестован и вскоре расстрелян Яков Никитович Афанасьев — почвовед, доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член Академии наук Белорусской ССР.

В 1937 году был арестован и вскоре расстрелян Павел Ильич Бутов, ведущий специалист по гидрогеологии, доктор наук, профессор Ленинградского горного института, заведующий кафедрой гидрогеологии.

21 февраля 1939 года был расстрелян минералог и геохимик Вениамин Аркадьевич Зильберминц.

31 марта 1949 года были арестованы Иосиф Фёдорович Григорьев (геолог, академик АН СССР; погиб в камере после очередного допроса) и Яков Самойлович Эдельштейн (геолог и географ, профессор ЛГУ, погиб в тюрьме).

Всего было репрессировано не менее 969 крупных геологов.

Репрессии в истории[править]

1 декабря 1929 года был арестован и в 1934 году погиб в ссылке Сергей Васильевич Рождественский — историк России, архивист, член-корреспондент АН СССР, профессор.

В 1930 году арестован и к 1937 года казнён Василий Григорьевич Дружинин, историк церковного раскола, археограф, палеограф, член-корреспондент АН СССР.

28 января 1930 года был арестован Николай Петрович Лихачев, историк, искусствовед, член-корреспондент Петербургской АН, академик АН СССР, член Археографической комиссии АН, профессор ЛГУ, директор музея Палеографии АН. Был лишен средств к существованию вследствие конфискации имущества, невыдачи продуктовых карточек, невозможности устроиться на работу, получить пенсию и умер от голода в 1936 году.

В 1931 году умер в ссылке Дмитрий Николаевич Егоров — историк средневековья, историк культуры, библиотековед, библиограф, член-корреспондент АН СССР, профессор МГУ.

В январе 1933 года погиб в ссылке Сергей Фёдорович Платонов — историк, академик АН СССР.

В ссылках также умерли академики Матвей Кузьмич Любавский и Владимир Николаевич Перетц.

В октября 1937 года был арестован по обвинениям в шпионаже в пользу Японии, создании террористической организации, распространении идей пантюркизма Александр Николаевич Самойлович — востоковед, академик АН СССР.

19 ноября 1937 года арестован арестован и уже 14 декабря 1937 года расстрелян Григорий Андреевич Ильинский — филолог-славист, историк, археограф, член-корреспондент АН СССР.

27 ноября 1937 года Владимир Николаевич Бенешевич — византиновед, археограф, историк церковного права, член-корреспондент АН СССР. Расстрелян 27 января 1938 года. В 1938 году были расстреляны его сыновья и брат.

Также в 1937 году арестован, и в 1938 году погиб в заключении Семён Григорьевич Томсинский, историк, археограф, член-корреспондент АН СССР.

В августе 1938 года был арестован Николай Михайлович Лукин, историк, специалист по новой истории Франции и Германии. Академик АН СССР. Умер в заключении в 1940 году.

Также в 1938 году был арестован и погиб под пыткой Григорий Филимонович Церетели, филолог-эллинист и палеограф, специалист по греческим папирусам, член-корреспондент АН, профессор.

25 мая 1942 года в Горьковской тюрьме погиб Иван Иванович Замотин, историк русской и белорусской литературы, член-корреспондент АН СССР, академик АН Белорусской ССР, профессор.

Только одних востоковедов было репрессировано около 900 человек.

Репрессии в математике[править]

В 1930 году был арестован Дмитрий Федорович Егоров, математик, глава московской математической школы, член-корреспондент АН СССР, профессор 1-го МГУ. Выслан в Казань, где и погиб. Сооснователь московской математической школы Лузин был подвергнут травле в газетах, была попытка исключить его из Академии наук, не увенчавшаяся успехом, он был уволен с работы, но уголовному преследованию не подвергся (см. Дело Лузина). Его обвиняли, в частности, в публикации работ за рубежом, черносотенстве и связях с Гитлером.

В 1931 году заведующий научным отделом Московского горкома партии Эрнест Кольман выпустил две статьи: «Вредительство в науке» и «Вредительская математизация науки», в которой он ставил знак равенства между математизацией и вредительством: «Не менее характерной чертой, чем грубая подделка под „советский стиль“, является исключительное обилие математических вычислений и формул, которыми так и пестрят вредительские работы». Хотя, надо признать, математики относительно слабо пострадали от репрессий; например Дмитрий Селиванов, был арестован, а затем выслан из страны. Возможно, математиков спасло то, что в математических формулах всё же было сложно отыскать явную антисоветчину.

В 1936 году возникло «Пулковское дело», по обвинению учёных Пулковской обсерватории в «участии в фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации», по оценкам было репрессировано до 30 % советских астрономов. В их число вошли директор Пулковской обсерватории Борис Петрович Герасимович и директор Астрономического института Борис Васильевич Нумеров (оба расстреляны)[11].

В 1937 году был арестован, а в 1938 году расстрелян Ян Николаевич Шпильрейн — учёный в области математики, теоретической механики и электротехники, член-корреспондент АН СССР, профессор.

В 1937 году был арестован, а в 1941 году расстрелян Фриц Нётер.

В конце 1941 года был арестован Николай Сергеевич Кошляков, профессор, член-корреспондент АН СССР.

8 января 1942 года арестован в блокадном Ленинграде и обвинён в шпионско-вредительской деятельности Владимир Сергеевич Игнатовский — математик, физик, специалист в области оптической техники, член-корреспондент АН СССР, профессор ЛГУ. Расстрелян 13 января 1942 года вместе с женой[12].

Репрессии в экономике[править]

В июле 1930 года по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева — Чаянова», входившую в сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию» был арестован крупнейший русский экономист Александр Васильевич Чаянов. Допросы Чаянова вёл начальник секретного отдела ОГПУ Яков Саулович Агранов, «признание получено в результате незаконных методов ведения следствия». 3 октября 1937 года Чаянов был расстрелян.

Также в 1930 году по «делу Трудовой крестьянской партии» был арестован и другой крупнейший русский экономист — Николай Дмитриевич Кондратьев. 17 сентября 1938 года он был расстрелян.

В 1930 году был арестован и Николай Павлович Макаров, доктор экономических наук, профессор.

В 1933 году был казнён Моисей Михайлович Вольф.

26 июля 1936 года был арестован нарком финансов Григорий Яковлевич Сокольников. 21 мая 1939 года он был убит в Верхнеуральском политизоляторе в Тобольской тюрьме.

Осенью 1937 года по обвинению в контрреволюционной террористической деятельности был арестован экономист Валериан Валерианович Оболенский, академик АН СССР, академик ВАСХНИЛ. 1 сентября 1938 года расстрелян.

В 1937 году были расстреляны экономисты Шолом Моисеевич Двойлацкий, Абрам Моисеевич Гинзбург, Арон Израилевич Гайстер и Исаак Ильич Рубин; в 1938 году — Лев Натанович Крицман, Мирон Исаакович Нахимсон и Леонид Наумович Юровский; в 1939 году — Яков Маркович Букшпан и Давид Герцевич Лурье.

Были расстреляны и другие председатели Госбанка: Моисей Иосифович Калманович, Соломон Лазаревич Кругликов и Лев Ефимович Марьясин.

Ряд хозяйственных деятелей было казнено в рамках Ленинградского дела, к этому времени относится арест Ревекки Левиной.

Репрессии в военной науке[править]

Среди огромного числа репрессированных военных были и военные теоретики, например Абрам Миронович Вольпе, Георгий Самойлович Иссерсон, Яков Владимирович Смушкевич, Михаил Николаевич Тухачевский, Иона Эммануилович Якир и др.

См. также[править]

  • Репрессии против альпинистов и туристов

Источники[править]

  1. Ощепков П. К. Жизнь и мечта. М., 1984. С. 90
  2. Сувениров О. Ф. 1937. Трагедия Красной Армии. — М.: Яуза: Эксмо, 2009. — 703 с. — (Военная энциклопедия Красной Армии).
  3. Александр Глушко. Лангемак Георгий Эрихович. Хронос.
  4. К. А. Томилин. Лангемак Георгий Эрихович. Социальная история отечественной науки
  5. Симоненков В. И. Судьбы учёных в сталинских спецтюрьмах. — М.: Авторская книга, 2014. — 464 с.
  6. Николай Ямской. Кто пытал Королева.
  7. Я. Голованов. Королёв. Факты и мифы. — М.: Наука, 1994.
  8. Алла Салькова. 80 лет назад был арестован авиаконструктор Туполев.
  9. Валерий Сойфер (2002), «Власть и наука. Разгром коммунистами генетики в СССР», с. 524
  10. Документальное приложение к книге: Я. Г. Рокитянский (2005) «Николай Вавилов», с. 148—149, М.: Academia
  11. «Гениев не бывает». За что расстреливали и сажали ученых в СССР.
  12. Крупнейшие ученые, уничтоженные при Сталине
JStalin Secretary general CCCP 1942 flipped.jpg Сталинские репрессии [+]
Репрессии

ГУЛаг • «Особый порядок» • Раскулачивание • Назинская трагедия • Кировский поток • Большой террор (в МНР • в ТНР) • Список Берии-Вышинского • Сталинские расстрельные списки  • Чистка партийных рядов • Репрессии по «национальным линиям» 1937—1938 • Репрессии в РККА 1937—1938 • Чистка внутри НКВД 1937—1938 • Репрессии в РККА в 1941 году • Расстрелы заключённых НКВД и НКГБ в 1941 • Депортации народов в СССР • Катынский расстрел • Августовская облава • Депортация калининградских немцев • Операция «Запад» • Операция «Весна» • Операция «Юг» • Операция «Прибой» • Операция «Север» • Операция «Осень» • Использование психиатрии в политических целях в СССР в 1920—50-х годах • Репрессии против альпинистов и туристов • Репрессии против деятелей науки и техники • Миша Шамонин • Репрессии в советской разведке

Идеологические
кампании

Борьба с вредительством • Борьба с космополитизмом • Дело Лузина • Лысенковщина

Дела

Алашское дело • Шахтинское дело • Дело ДмитрЛАГа • Дело Промпартии • Дело Трудовой крестьянской партии • Дело «Союза освобождения Украины» • Дело «Союза освобождения Белоруссии» • Дело «Весна» • Академическое дело • Дело славистов • Дело УФТИ • «Заговоры военных» (Дело «Клубок» («Кремлёвское»), Дело Тухачевского)  • Пулковское дело • Дело ГАКПШПО • Дело Николая Вавилова • Авиационное дело • Ленинградское дело • Дело врачей • Дело геологов • Дело ЕАК • Дело ЗИС • Союз борьбы за дело революции • Дело КМК • Дело о сионистском заговоре в МГБ • Мингрельское дело

Процессы

Первый московский процесс • Второй московский процесс • Третий московский процесс

В культуре и искусстве

Дольше жизни (фильм)

Сталин, Иосиф Виссарионович  |  Категория:Иосиф Сталин  |  Портал:СССР

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Вопрос посетителя

Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства.

Ответ эксперта

Примеры:
1) 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» (особенно критиковались опубликованные там произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой), в результате первый из журналов закрыли, руководство второго претерпело кардинальные перемены;
2) 26 августа того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»;
3) 4 сентября 1946 года ЦК ВКП(б) занялся кинематографом со столь же катастрофическими для последнего результатами;
4) полностью разгромлена была генетика, что предполагало также осуждение на длительные сроки многих её представителей.

Идеология и культура СССР

Восстановление «железного занавеса»

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие. Союзнические отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной Армии, создали возможности для развития и укрепления культурных контактов с ними.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения СССР и его военных союзников быстро испортились. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией. Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Литература

Один из первых ударов был нанесён по литературе. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград» эти издания обвинялись в пропаганде идей, «чуждых духу партии», предоставлении литературной трибуны для «безыдейных, идеологически вредных произведений». Особой критике подверглись М. М. Зощенко и А. А. Ахматова.

Документ
ИЗ ДОКЛАДА А. А. ЖДАНОВА О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД»

Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой… Зощенко… изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.

Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон её поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной.

В чём обвинены М. Зощенко и А. Ахматова? Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?

Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песен- ник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…».

Прочитайте это стихотворение М. Исаковского или найдите запись песни, созданной на его стихи. Какие чувства они вызывают у вас?

Критике подверглись драматург А. П. Штейн, писатели Ю. П. Герман, Э. Г. Казакевич, М. Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в репрессии. В ходе борьбы с «космополитами» были расстреляны П. Д. Маркиш и Л. М. Квитко, велось следствие по «делу» И. Г. Эренбурга, В. С. Гроссмана, С. Я. Маршака.

Театр и кино

Вслед за литературой было «усилено партийное руководство» театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвящённым «пафосу борьбы за коммунизм». А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают «примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами», события изображены «надуманно и лживо». Критиковался Комитет по делам искусств за включение в репертуар пьес, «идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож», «пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль».

4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвящённое критике кинофильмов «Большая жизнь» (2-я серия) режиссёра Л. Лукова, рассказывающего о трудностях восстановления Донбасса после войны (был раскритикован за «фальшивое изображение партийных работников» и отсутствие показа «современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в годы сталинских пятилеток»); «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя — нерешительного и бесхарактерного, неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергнуты кинорежиссёры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

Развивая идеи этих постановлений, специально созданный еженедельник «Культура и жизнь» в конце 1946 г. потребовал исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных авторов.

Музыка

В конце 1947 г. жёсткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трёх произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление «О декадентских тенденциях в советской музыке», где критике подвергся Мурадели за «пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности». Критиковались композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Н. Я. Мясковский.

Всё это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало её от лучших достижений мировой культуры. И всё же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь в освоении огромного классического наследил. Многие из созданных в те годы произведений до сих пор пользуются огромной популярностью.

Образование

Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946— 1950 гг. было возведено 18,5 тыс. школьных зданий. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей обучалась без отрыва от производства.

К концу четвёртой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а среднее специальное образование получили в это время 1278 тыс. человек.

Научные дискуссии

В годы войны знания учёных были востребованы властью, многих из них освободили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на застой. Творческая атмосфера не была утрачена и после Победы, когда развернулись оживлённые дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными её представителями — для сведения счётов с научными оппонентами.

Наиболее типичной из таких дискуссий стала дискуссия по проблемам биологии. Её инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Д. Лысенко. Началась кампания в печати, направленная на критику формальной генетики и её представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах (их называли «мухолюбами-человеконенавистниками»), В 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А. Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (несколько сотен человек) подверглись критике. На долгие годы в загоне оказалась и сама генетика, в которой отечественные учёные в 1930-е гг. занимали ведущие позиции.

В 1950 г. Сталин принял личное участие в дискуссии по проблемам языкознания. Он «научно доказал» абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Маркса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к оправданию существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например, прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и опричники. Некоторые лидеры национальных движений (например, Шамиль) назывались платными агентами зарубежных стран. Полностью оправданным и неизбежным представал якобинский террор времён Великой французской революции.

Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика книги Г. Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), «История западноевропейской философии». Его обвинили в терпимости к идеалистической, буржуазной и декадентской философии, отсутствии должной полемичности.

Экономические дискуссии завершились в 1952 г. с выходом в свет работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», отвергавшей любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей ещё большее огосударствление экономической жизни в СССР.

Если в послевоенные годы вся сущность культуры и все её задачи были сведены, по сути, к обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, ещё и к тому, чтобы обеспечить решение оборонных задач и добиться «партийной направленности» не только гуманитарных, но и естественных наук.

Запоминаем новые слова

Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации.

Проверяем свои знания

1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны? 2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на учёных, деятелей литературы, искусства. 3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с «космополитами»? 4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.? 5. Назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.

Перейти в оглавление

Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа “Молодая гвардия”, где недостаточно отображено партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихов “Враги сожгли родную хату”; драматург А. П. Штейн, писатель Ю. П. Герман.. . Расстреляны П. Д. Маркиш, Л. М. Квитко.. . Итог борьбы — запреты на любые формы свободомыслия, закрытие журналов, репрессии писателей и поэтов, а главное — застой в отечественной литературе.

Оцени ответ

А.А.Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия» , поэт-песенник М.А. Исаковский — за пессимизм стихов «Враги сожгли родную хату» , драматург А.П.Штейн  , писатель Ю.П. Герман.
расстреляны П.Д.Маркиш , Л.М. Квитко
Итог — заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы. 
Королёв был в сталинских лагерях. 
Заперты на фильмы Лукова «Болшьшая жизнь» и Эзейнштейна «Иван Грозный» 
Гонения агронома и биолога Лысенко.

Оцени ответ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ультратон 03 амп инструкция по применению для носа
  • Бепантен крем инструкция для новорожденных от опрелостей
  • Пирантел суспензия для приема внутрь 250мг 5мл инструкция
  • Старшая медсестра приемного отделения должностная инструкция
  • Руководство по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов действующее на 2021г