разделы
- Главная
- Инструкции
- Протоколы
- Устройства РЗА
- Программы
- Схемы
- Книги
- Контакты
- Ссылки
- Гостевая книга
статистика
Схема нарисована в формате sPlan.
Чтобы увеличить изображение, щелкните на рисунке. Изображение откроется в новом окне.
Тип файла | Размер | Скачать |
.spl в архиве .rar | 49 КБ |
Привод ПДП-5Л
Получить коммерческое предложение
Привод типа ПДП-5Л ВБИЕ.654137.001 предназначен для приведения в действие устройств переключения ответвлений обмоток трансформатора.
-
Описание
Описание
Привод типа ПДП-5Л ВБИЕ.654137.001 предназначен для приведения в действие устройств переключения ответвлений обмоток трансформатора.
Таблица 1. Технические данные привода ПДП 5л
Наименование параметра | Величина |
1. Установка | наружная |
2. Управление | ручное |
3. Напряжение питания электродвигателя, В | от электродвигателя: местное |
4. Напряжение питания цепей управления, В | Дистанционное, автоматическое |
5. Частота тока, Гц | 380 |
6. Количество оборотов на одно переключение | 220 |
на выходном валу | 50 |
на рукоятке | 10 |
7. Время переключения привода на одно положение, с | 48,5 |
8. Средний момент на выходном валу, Нм | 3 |
9. Наличие датчика положений | 29,4 |
10. Число положений (настроено/max) | имеется |
11. Ресурс работы привода при периодическом обслуживании комплектующей аппаратуры, тыс. переключений | …/49 |
12. Показания счетчика, число переключений | 500 |
13. Масса привода, кг | 130 |
Испытание мощных трансформаторов и реакторов — Приводные механизмы и схемы управления переключающих устройств трансформаторов
Содержание материала
а) Общие сведения
Приводной механизм, как часть переключающего устройства, служит для приведения в действие избирателя и контактора от электродвигателя или рукоятки приводного механизма. Способ управления рукояткой является вспомогательным и применяется главным образом при наладке, ревизиях и ремонте. Механическая часть привода содержит систему зубчатых цилиндрических и конических передач. В качестве одной из пар в некоторых приводных механизмах применяются червячные пары. Приводной механизм должен обеспечить срабатывание устройства с требуемой скоростью и точную остановку устройства в нужном положении после окончания переключения.
Электрическая часть приводного механизма предназначена для местного, дистанционного или автоматического управления, например, при помощи блока автоматического регулирования напряжения типа БАУРПН [Л. 13-14, 13-15] или АРТ-1Н ]Л. 13-16]. Основными элементами электрической части для дистанционного управления являются: 1) электродвигатель переменного (220—380 В) или постоянного тока (110—220 В) мощностью в зависимости от типа приводного механизма 0,4—1,1 кВт на 1400—1740 об/мин; 2) контакторы или пускатели, предназначенные для пуска я реверсирования электродвигателя; 3) следящее устройство (обычно в виде контроллера или унифицированных кулачковых элементов), предназначенное для переключения цепей приводного механизма в процессе его работы; 4) устройство для торможения электродвигателя и точной остановки его в момент окончания процесса переключения; 5) датчик системы дистанционного указателя положений на щите управления;
предельные выключатели для отключения цепей управления электродвигателем в предельных положениях переключающего устройства.
В приводных механизмах устройств типов РНО и РНТ производства МЭЗ для точной остановки электродвигателя в конечном положении переключения на заданную ступень применяется главным образом динамическое торможение [Л. 13-17]. В приводных механизмах быстродействующих переключающих устройств типов РНОА и ΡΗΤΑ точная остановка в конце процесса переключения на заданную ступень достигается путем использования тормозного эффекта одноступенчатого червячного редуктора в сочетании с замыканием накоротко обмоток статора в момент торможения в механизме типа НМ-2 пли на выбеге при двухступенчатом червячном редукторе [Л. 13-18].
В табл. 13-5 приведены сравнительные данные основных характеристик приводных механизмов для устройств РПН, выпускаемых в СССР и НРБ.
б) Электрические схемы приводных механизмов
Рассмотрим работу схемы управления на примере приводного механизма типа МА-1/23 с динамическим торможением для переключающего устройства типа РНТ-20 [Л. 13-17]. На рис. 13-20 показана электрическая схема дистанционного управления приводным механизмом. При замыкании контактов ключа управления КУ (1—п) через контакты конечного выключателя КВ (типа МП-1105) подается питание на катушку промежуточного реле 1РП, которое срабатывает и размыкает свои контакты 1П2 и 1П3 в цепи торможения и контакт 1П1 в цепи промежуточного реле 2РП. При этом замыкаются контакты 1П4 и 1П5 в цепи удержания реле 1П6 и контакты 1П7, которые подключают двигатель к сети. Одновременно контакт 1П9 включает реле времени В (с выдержкой 0,5 с при возврате). Это реле, срабатывая мгновенно, размыкает свой контакт В1 и замыкает контакт В2, который подает питание на выпрямитель ВК2 (тип Д-226) цепи торможения, но постоянный ток не включается, так как контакты 1П2 и 1П3 теперь разомкнуты.
При начале вращения вала приводного механизма пальцы К2—К4 контроллера К выходят из вырезов; при этом пальцы замыкают цепи катушек промежуточного реле 1П4 и 2П4, а палец К4 замыкает цепь сигнальной лампы ЛК. В конце переключения пальцы К2—К4 снова входят в вырезы контроллера и размыкают цепи. Палец К5, подающий питание, постоянно замкнут на барабан контроллера. Палец Κ1 является доводящим. В случае остановки переключающего устройства в промежуточном положении из-за перерыва подачи питания электродвигателю и при последующем возобновлении питания палец К1 включит катушку пускателя 2П и механизм произведет переключения в сторону уменьшения номера ступени.
Если ключ управления был отпущен, то после переключения на одно положение и размыкания контакта К2 контроллера цепь удерживания оказывается разомкнутой и реле 1П4 получает возврат. При этом двигатель и реле времени отключаются от сети. Однако, поскольку реле времени имеет выдержку при размыкании, его контакт В2 некоторое время остается замкнутым. При замыкании контактов 1П2 и ΙΠ3 включается постоянный ток через выпрямительный мост ВК (тип Д-247) и происходит торможение.
Рис. 13-20. Принципиальная электрическая схема приводного механизма с динамическим торможением типа МА-1/23.
После возврата реле В его контакт В2 размыкается и цепь торможения оказывается обесточенной.
До тех пор, пока постоянный ток не отключен, включение реле /Я» невозможно, так как контакт В, остается разомкнутым.
При замыкании контакта КУп-1 ключа управления схема работает аналогично, но вместо реле 1П8 срабатывает реле 2П8 (реле типа РПМ-01/34, реле В типа РЭВ-811).
Блокировочный выключатель БВ размыкает цепь питания при переходе с дистанционного на ручное управление (рукояткой привода). Срабатывание блокировочного выключателя происходит при надевании рукоятки ручного привода на конец вала.
Указатель положения представляет собой самосинхронизирующуюся передачу двух бесконтактных сельсинов УД и УП, электрически связанных между собой. Сельсин-датчик УД (типа БД-404А) установлен на приводном механизме, а сельсин-приемник УП (типа БС-404А) —на щите управления.
На рис. 13-21 показана полная принципиальная схема механизма типа ПДП-4У при местном, дистанционном (со щита управления) и автоматическом управлении [Л. 13-12].
В приводном механизме ПДП-4У в качестве контактов контроллера и путевых выключателей применены унифицированные кулачковые элементы. Защита устройства РПН от перегрузки осуществляется токовым реле РТ и промежуточным реле 1РП.
При местном управлении переключатель П находится в положении М. Кнопки управления КУ, находящиеся непосредственно в механизме, и магнитные пускатели 1МП и 2МП выполняют те же функции, что и ключи управления и промежуточные реле в приводном механизме МА-1.
Кулачковые элементы ΚΚ1 и ККп служат для блокировки контактов кнопки управления с целью доведения переключения до конца; элемент КК3 включает сигнальную лампу на щите управления во время процесса переключения, а элемент КК7 служит для доводки приводного механизма до нормального положения после временного перерыва питания.
Кулачковые элементы КВП и КВ служат в качестве конечных выключателей, а кулачковый элемент РБ — для отключения механизма при надевании рукоятки.
В отличие от приводного механизма МА-1 приводной механизм ПДП-4У работает в пошаговом режиме, т. е. с обязательной остановкой в каждом рабочем положении. Такой режим работы требуется для синхронизации приводных механизмов при групповой работе нескольких устройств, например для согласования работы трех устройств РНОА на трехфазном трансформаторе. Для обеспечения пошагового режима работы предусмотрены кулачковый элемент КК и дополнительный магнитный пускатель МП. При замыкании контакта КК4 включается дополнительный магнитный пускатель, который своими размыкающими контактами МП и МП отключает катушки магнитных пускателей МПВ и МП от цепей кнопок управления. Замыкающие контакты МП1 и МП подключают цепь катушки магнитного пускателя к цепям кнопок управления. После окончания переключения размыкаются контакты кулачковых элементов КК1 и ККп и подача питания на катушки магнитных пускателей МП1 и МПп прекращается независимо от того, нажата или отпущена кнопка управления. Таким образом, при нажатии одной из кнопок управления осуществляется переключение только на одно положение.
Рис. 13-21. Сxeмa привозного механизма типа ПДП-4У.
РБ — блокировка при ручном управлении: АВ — автоматический выключатель; РТ — реле тока; РП — промежуточное реле; ЛС — лампа сигнальная, ЛК — лампа сигнальная красная; ЛО—лампа освещения; Н — нагреватель; Н- двигатель; МП — магнитный пускатель; КК — кулачковый контактный элемент, П — переключатель; В — выключатель; 1K, 3К — ключи управления.
Для повторного запуска привода требуется кнопку управления сначала отпустить, а затем снова нажать.
При дистанционном управлении переключатель П находится в положении Д—А, а ключ 1K на щите управления — в положении Д. При управлении ключом 3К на щите управления все элементы схемы работают так же, как и при местном кнопочном управлении. При автоматическом управлении переключатель П находится в положении Д—А, а ключ 1K — в положении А. В этом случае управление осуществляется контактами APT (автоматического регулятора трансформатора). В цепи контактов APT включены размыкающие контакты 6МП и 7МП магнитного пускателя МП. Согласно схеме при переключении эти контакты размыкаются, а по окончании переключения на одно положение вновь замыкаются. Если контакт устройства APT еще замкнут, переключение продолжается до достижения заданного напряжения.
Рис. 13-22. Схема приводного механизма типа ПМ-2.
Т1—Т4 — выключатели режима работы; Κ1 и Κ2 — кнопки управления; ПП1 и ПП2 — позиционные переключатели; П — подогреватель: ГР —терморегулятор; ПВ1 и ΠΒ2 — предельные выключатели; 1Р—4Р — реле типа РПМ или РПТ-20; R1, R2— резисторы.
При перегрузках переключающего устройства сверх двукратного номинального тока замыкается замыкающийся контакт реле тока РТ; при этом срабатывает реле 1РП, которое своим размыкающим контактом блокирует подачу сигнала на переключение.
Схема приводного механизма типа М3-2 (НРБ) аналогична схеме механизма ПДП-4У и рассчитана для пошагового режима работы. Однако в качестве датчика указателя положений привода служит резистор с переменным сопротивлением, значение которого изменяется в зависимости от положения переключающего устройства, а приемника — стрелочный омметр (логометр), деления шкалы которого соответствуют этим положениям.
На рис. 13-22 показана принципиальная схема приводного механизма ПМ-2 завода Уралэлектротяжмаш [Л. 13-18]. Механизм ПМ-2 может работать как в непрерывном, так и в пошаговом режимах. Поэтому схема включения кулачковых контактных элементов и дополнительного промежуточного реле 3Р выполнена несколько иначе, чем в механизмах ПДП-4У и МЗ-2. Режим переключается тумблерами Т1—Т4. При положении контактов тумблеров, показанном на рис. 13-22, осуществляется непрерывный режим работы. Назначение основных элементов и порядок их действия аналогичны соответствующим элементам рассмотренных механизмов МА-1 и ПДП-4У. Вместо механического счетчика для учета числа переключений применены электрические импульсные счетчики типа А-440, из которых С1 установлен в механизме, а С2 — на щите управления.
Источник
Приводные механизмы переключающих устройств трансформаторов
Для управления переключающими устройствами ответвлений обмоток силовых трансформаторов применяются различные приводные механизмы. Для устройств РНТ применяются приводы МА и их модификации, быстродействующих отечественных устройств РНОА и РНТА — приводы ПДП-4у, болгарских устройств PC (Г) — привод МЗ и его модификации, устройств производства Германии SAV, SCV и SDV — привод ЕМ-1.
Несмотря на конструктивное отличие, все приводы должны удовлетворять одному общему требованию: обеспечивать надежное переключение ответвлений обмоток силового трансформатора на всем диапазоне регулирования. Схема управления приводом при отказе одного из пускателей электродвигателя не должна допускать рассогласования в действии приводов при их параллельной работе и групповом управлении, а по окончании цикла переключения должна исключить возможность срабатывания пускателя и вращения привода отказавшей фазы. При залипании пускателя одной из фаз двигатель этой фазы должен останавливаться во избежание повреждения и перегрева. При управлении от блока автоматического управления не должно быть рассогласования в работе привода.
В случае обесточения схемы или отказа одного из двигателей до конца цикла регулирования схема привода должна обеспечивать доводку устройства до конца положения. Электрическая блокировка обеспечивает отключение схемы после прохождения крайних (1-го или п-го) положений. В случае отказа электрической блокировки двигатели должны тормозиться механическими ограничителями—упорами. Электрическая схема привода должна обеспечивать блокировку работы приводов при рассогласовании переключающих устройств более чем на одну ступень, а также защиту электродвигателей от перегрузок, обеспечивая в то же время их нормальную работу при колебаниях напряжения питания в пределах от 0,85 до 1,1 номинального значения.
Рис. 1. Схема управления приводом типа ПДП-4у (4УТ1):
К1-К4 — пускатели; F — автоматический выключатель; St. S2—кнопки управления; SKI. SK2 — конечные выключатели; — выключатель ручной блокировки: А’ — выключатель: КК1. КК2. КК7 — элементы доводки до положения: КК.4 — элемент включения реле КК8. КК9 — элементы блокировки промежуточных положений
Схема должна обеспечивать ручное, местное, дистанционное и автоматическое управления приводом.
Привод ПДП-4у и его наладка. Принципиальная электрическая схема управления приводом ПДП-4у при ведена на рис. 1. Для местного управления универсальный выключатель S устанавливают в положение «местное» и включают автоматический выключатель F. Схема подготовлена к работе. В зависимости от требуемого направления регулирования напряжения (в сторону 1-го или п-го положения) включают кнопки S1 или S2. В положении, указанном на схеме, включен концевой выключатель SK2, поэтому при нажатии кнопки S2 сработает сначала пускатель К2, затем К4, которые замкнут свои силовые контакты в цепи электродвигателя. Одновременно включение пускателей К2—К4 и К1—КЗ невозможно и исключается электрической блокировкой.
Электродвигатель при вращении поворачивает контроллер — выходной вал с кулачковыми шайбами, которые в определенном порядке замыкают и размыкают контактную систему КК1—КК9. Контакт КК2 обеспечивает работу электродвигателя после отключения кнопки S2, контакт КК4 затем запитывает пускатель КЗ, который своим вспомогательным контактом разрывает цепь [питания пускателя К2 даже при нажатой кнопке S2, и двигатель останавливается, обеспечивая останов привода на положении. В конце переключения разрывается цепь пускателя К4 и двигатель затормаживается закороченной контактами пускателя К4 статорной обмоткой. При нажатии кнопки S1 переключения происходят подобно, но электродвигатель пускателем К1 включается I в обратную сторону.
При обесточении в процессе переключения цепи двигателя кулачковый контакт КК7 после восстановления (напряжения замыкает цепь для доводки привода до ближайшего в сторону уменьшения положения.
При дистанционном или автоматическом управлении переключатель устанавливается в положении соответственно «дистанционное» или «автоматическое». Питание обмоток пускателей осуществляется от ключа управления на щите управления при дистанционном управлении. На положении «автоматическое» обмотки пускателей запитываются через автоматический регулятор коэффициента трансформации АРКТ, при этом переключение продолжается до тех пор, пока стабилизированное напряжение не будет соответствовать уставке регулятора АРКТ.
Следует иметь в виду, что привод ПДП-4у часто доставляется на монтажную площадку отдельно от трансформатора, как комплектующий узел. Поэтому до начала монтажа следует убедиться в целостности пломб, отсутствии механических повреждений снаружи и внутри шкафа привода его отдельных узлов, их комплектности. После монтажа привода следует убедиться в правильности его установки на силовом трансформаторе путем сравнения положения указателей на приводе и устройстве переключения: положения указателей должны быть одинаковыми.
Наладку привода типа ПДП-4у начинают с проверки работы привода с помощью рукоятки. Для этого оттягивают за кольцо валик ручной блокировки на себя и поворачивают его на 90° против часовой стрелки. Вставляют рукоятку, вращая которую производят переключение устройства на всем диапазоне регулирования в сторону 1 -го и в сторону п-го положений и проверяют работу механических конечных упоров. При правильной установке привода угол перекрытия от крайних положений (1 и п) до механических упоров должен быть с обеих сторон приблизительно одинаков—10—20°.
После этого рукояткой устанавливают привод в одно из средних положений, вынимают рукоятку, ставят валик ручной блокировки на место и собирают схему питания для электрического управления приводом. На схему подают питание и при местном управлении производят несколько переключений регулирующего устройства в обоих направлениях. При переключениях проверяют правильность работы схемы: независимо от длительности подачи сигнала от кнопок привод должен переключать ответвления обмоток силового трансформатора только на одно положение, при этом «выбег» по лимбу, закрепленному на крышке шкафа привода, не должен превышать 10°, электрические конечные выключатели должны работать четко, не допускать движения привода за крайние положения и отключать питание привода при повороте на 7° за крайние положения, но всегда раньше механических конечных упоров. Электрическая блокировка промежуточных положений не должна допускать останова привода в промежуточных положениях.
При наличии группового управления время запуска и останова параллельно работающих приводов должно быть практически одинаковым, и при рассогласовании на одно положение не должно происходить переключения — рассогласование сигнализируется лампой.
При отключенной блокировке ручного управления привод не должен работать — это означает, что при вставленной рукоятке цепь управления приводом разрывается.
Наладка схемы управления привода ПДП-4у включает также проверку четкости работы механизма привода в различных «аварийных» режимах: при отказе или залипании одного из пускателей и других. Во всех режимах приводы всех фаз должны работать синхронно, надежно, согласованно.
Привод МЗ-4 и его наладка. Для переключающих устройств серии PC (Г) производства Болгарии применяются приводы МЗ разной модификации: МЗ-2 для устройств рС(Г)-2 и РС(Г)-3, МЗ-4 для устройств РС-4 и др. (Привод обеспечивает переключение ответвлений обмоток силового трансформатора на всем диапазоне регулирования. Привод допускает местное, дистанционное и автоматическое управления. Для проверки и наладки предусмотрено ручное управление.
Привод оборудован трехфазным электродвигателем 380 В промышленной частоты, который обеспечивает переключение на одну ступень в течение 4,5 с. Привод МЗ-4 имеет блокировки электродвигателя при ручном управлении, от неправильной фазировки подводимого напряжения, автоматическую доводку до конца положения при кратковременном прекращении подачи напряжения питания после его возобновления. Элементы механической части привода смонтированы в закрытой наполненной смазкой коробке, что гарантирует долгий срок службы привода, и доступны для обслуживания.
Силовая часть схемы питания электродвигателя включает защитный автоматический выключатель F1, вспомогательный выключатель Q3, пускатели К1 и К2, контактор КЗ для торможения электродвигателя при его останове. Пускатель К1 обеспечивает поворот двигателя в направлении к 1-му положению («понижение»), -пускатель К2 — к п-му положению («повышение»). L Питание цепей управления привода осуществляется .напряжением 220 В по схеме фаза — нуль от зажимов 1.5 и 1.6. Привод запускается кратковременным импульсом до 2,5 с с местного управления от кнопок S1 или S2, дистанционно — от кнопок S3 или S4 и автоматически от регулятора (зажимы 2,5; 4.3 и 4.4). Электрическая схема привода приведена на рис. 2. Схема позволяет осуществлять переключение устройства регулирования напряжения в направлениях «понижение» или «повышение», автоматическое завершение операции переключения при обрыве цепи питания двигателя и прохождение средних положений; ограничение переключения на одно положение; защиту двигателей и цепей управления; Блокировки:
от переключения при неправильном направлении Вращения двигателя;
от переключения вне крайних положений; I от одновременного включения пускателей двигателя в разных направлениях;
Рис. 2 Схема управления приводом типа МЗ-4:
FI — защитный автоматический выключатель; F2 — предохранители: KI, К2 — контакторы «понижение» /«повышение»; КЗ — контактор «понижение»/«повышение»; Q3 — вспомогательный выключатель при Г 11 кнопки управления: S3, S4 — дистанционные кнопки управления; SS — G2 — розетка; HI—Hi — сигнальные лампы; S11—S13 — контроллер;
Источник
- Деталі
- Категорія: Практика
Привод предназначен для приведения в действие механизма переключения устройства. В настоящее время применяют несколько типов приводов, имеющих различную конструкцию, а также различную аппаратуру управления и контроля. Ниже рассмотрены конструкция, монтаж и наладка широко применяемого привода типа ПДП-4У (рисунок 1,а, б).
7 8 9 10 11 12 Вид А
24 23 22 9 1 17 6
а — вид на панель управления; б — кинематическая схема; в — кулачковый элемент в разрезе; 1 — кулачковый элемент; 2 — розетка штепсельная; 3 — переключатель; 4 — выключатель обогрева; 5 — выключатель автоматический; 6 — указатель положений; 7 — корпус привода; 8 — посты управления; 9 — счетчик числа переключений; 10 — выходной вал; 11 — ручная блокировка; 12— лампа сигнальная; 13 — упор регулируемый; 14— упор; 15 — выступ кулачковой шайбы; 16 — ролик; 17 — шайба кулачковая; 18 — вторая ступень редуктора; 19 — сельсин; 20 — контакт подвижный; 21 — контакт неподвижный; 22 — электродвигатель; 23 — первая ступень редуктора; 24 — ручка привода
Рисунок 1 — Привод типа ПДП-4у
Исполнительным механизмом привода ПДП-4У является асинхронный электродвигатель переменного тока типа АОЛ-2 мощностью 0,8 кВт.
Червячный редуктор, предназначенный для передачи движения от электродвигателя на выходной вал привода, состоит из двух червячных пар, помещенных в литой чугунный разъемный корпус, заполненный консистентной смазкой. Валы редуктора уплотнены в корпусе резиновыми манжетами. Выходной вал привода выведен через верхнюю крышку шкафа привода, конец вала имеет нониусную муфту. Электродвигатель, редуктор, аппаратуру управления и контроля размещают в металлическом шкафу, имеющем три двери для свободного доступа ко всем узлам привода. На крышке расположен металлический круглый лимб с делениями от 0 до 360°. Центр лимба расположен на оси выходного вала привода. Лимб предназначен для определения угла поворота выходного вала привода при наладке работы переключающего устройства.
Вращение электродвигателя через кулачковую муфту с резиновым амортизатором передается червяку и через него колесу первой ступени. Колесо сцепляется посредством кулачковой муфты ручного управления со вторым червяком, который вращает червячное колесо второй ступени, находящееся на выходном валу привода. Вместе с выходным валом вращаются сегментный диск конечного механического упора и кулачковые шайбы. Кулачковые шайбы, вращаясь, включают в строгой последовательности кулачковые элементы, электрические контакты которых выполняют роль контролера. Вращение от выходного вала передается эксцентрику счетчика количества переключений и поводку мальтийской шестерни указателя положений. На одном валу с мальтийской шестерней вращаются кулачковые шайбы, которые включают и выключают кулачковые элементы блокировки промежуточных положений и конечных выключателей, конечные упоры и шестерня, передающая движение сельсину-датчику. При переключении привода вручную вращение рукоятки передается непосредственно червяку второй ступени редуктора, а червячная пара первой ступени отсоединяется от электродвигателя кулачковой муфтой. При переключении привода за крайние положения один из механических упоров, расположенных на вертикальном валу, упирается в сегментный диск на выходном валу привода и препятствует дальнейшему вращению. При переключении привода ротор сельсина-датчика, поворачиваясь на определенный угол, вызывает срабатывание сельсина-приемника, расположенного на щите управления, обеспечивая таким образом контроль за положением устройства РПН. Электрическая схема управления приводом типа ПДП-4У обеспечивает: 1) возможность местного, дистанционного и автоматического управлений устройством РПН: местное управление осуществляется от кнопки на приводе, дистанционное — со щита управления подстанции, автоматическое — от блока автоматического управления; 2) остановку устройства РПН на заданной ступени регулирования с необходимой точностью; 3) электрическую блокировку, не допускающую переключение устройства РПН за крайние положения диапазона регулирования и при перегрузках выше допустимых значений; 4) защиту электродвигателя привода от перегрузок; 5) нормальную работу электродвигателя при изменении напряжения питания от 0,85 до 1,1 номинального значения; 6) одновременное переключение устройств РПН без длительного (превышающего время переключения устройства) рассогласования при групповой работе нескольких устройств, а также блокировку работы всех приводов при рассогласовании устройств на одну ступень. На рисунке 2 показана принципиальная электрическая схема управления приводом типа ПДП-4У. Для местного управления включают автоматический выключатель F, а универсальный выключатель S устанавливают в положение «Местное», затем кратковременно (на 1—2 с) нажимают на кнопку S1 или S2 в зависимости от требуемого направления переключения. При нажатии на кнопку S2 поочередно включаются катушки реле К2 и К4, которые замыкают и размыкают свои контакты в цепи электродвигателя. Электродвигатель начинает вращать выходной вал с кулачковыми шайбами, которые последовательно замыкают и размыкают контакты кулачковых элементов. В результате замыкания этих контактов образуется цепь пусковой катушки К2 через контакты КК2 для обеспечения работы электродвигателя после отключения кнопки S2, а пусковая цепь катушки К2 через кнопку S2 после срабатывания реле КЗ размыкается, что обеспечивает остановку привода на положении при постоянно нажатой кнопке S2. К1—К4 — магнитные пускатели; F — автоматический выключатель; М — двигатель; S1, S2 — кнопки управления; S — выключатель; КК1, КК2, КК7 — кулачковые элементы доводки до положения; КК4 — кулачковый элемент включения КЗ; KK8, КК9 — кулачковые элементы блокировки промежуточных положений; SK1 — конечный выключатель первого положения; SK2 — конечный выключатель последнего положения; SБл — выключатель ручной блокировки Рисунок 2 — Принципиальная электрическая схема управления приводом ПДП-4У (4УТ1) В конце переключения контакты кулачкового элемента разрывают цепь пусковой катушки К2. Это вызывает разрыв цепи катушки К4. В результате электродвигатель отключается от сети, его статорная обмотка закорачивается, двигатель останавливается. Срабатывание реле КЗ и его контакты подготавливают схему к следующему переключению. При нажатии на кнопку S1 переключение происходит аналогично, но в обратную сторону при помощи пусковой катушки К1. Если в процессе переключения обесточится силовая цепь электродвигателя, то после восстановления напряжения контакты кулачкового элемента КК7 образуют цепь для доводки привода до ближайшего положения в сторону уменьшения регулируемого напряжения. При дистанционном управлении универсальный выключатель S устанавливают в положение «Дистанционное», а питание на катушки магнитных пускателей подают при помощи универсального выключателя, расположенного на щите управления. Процесс переключения происходит так же, как и при местном управлении. При автоматическом управлении выключатель S устанавливается в положение «Автоматическое», а питание на катушки магнитных пускателей подают через автоматический регулятор коэффициента трансформации. Автоматический регулятор коэффициента трансформации (АРКТ) обеспечивает подачу сигнала на переключение привода при недопустимом изменении напряжения на выводах трансформатора или у потребителя. При этом переключение происходит до тех пор, пока стабилизированное напряжение не станет равным уставке АРКТ. Для переключения привода с помощью рукоятки необходимо отключить автоматический выключатель F и отсоединить электродвигатель от кинематической схемы при помощи кулачковой муфты. Для этого следует оттянуть за кольцо валик ручной блокировки на себя и повернуть против часовой стрелки на 90°. Затем вставить рукоятку и, вращая ее, производить переключение устройства до нужного положения. Привод типа ПДП-4У устанавливают на баке трансформатора или РПН и транспортируют в вертикальном положении в деревянной упаковке или без упаковки.
До начала монтажа привод хранят в транспортном состоянии в помещении или под навесом.
По прибытии на место установки проверяют отсутствие механических повреждений и целостность пломбировки. После этого проверяют отсутствие повреждения узлов привода, расположенных внутри шкафа. Привод закрепляют на баке трансформатора, выходной вал привода соединяют с входным валом устройства при помощи нониусной муфты. Перед сочленением валов необходимо, чтобы показания указателей привода и устройства РПН были одинаковы, а указательная риска, нанесенная на крышке выходного вала привода, должна находиться против нуля на лимбе. Правильность сочленения вала привода дополнительно контролируют при снятии круговой диаграммы устройства. Монтаж и подключение силовых и контрольных кабелей производят в соответствии с монтажной и электрической схемами привода. Перед включением в работу проверяют и налаживают привод. Вначале проверяют работу привода при управлении рукояткой, при этом контролируют возможность установки привода на все положения и работу конечных механических упоров. Перед включением привода от электродвигателя необходимо проверить направление переключения при включении соответствующих кнопок управления. Для этого привод при помощи рукоятки необходимо установить в среднем положении.
В дальнейшем производят несколько циклов переключений привода при местном и дистанционном управлении электродвигателем. При переключении проверяют:
1) точность остановки привода на положении «Выбег» по лимбу, которая должна быть не более 10°;
2) работу привода при длительной подаче сигнала от кнопок постов управления. Независимо от продолжительности нажатия на кнопку привод должен переключаться только на одно положение;
3) работу конечных выключателей. Привод не должен переключаться за крайние положения;
4) работу электрической блокировки промежуточных положений. Привод не должен останавливаться в промежуточных положениях;
5) согласованность работы приводов при групповом их управлении. Время пуска и остановки параллельно работающих приводов должно быть в допустимых пределах. В случае рассогласования на одно положение приводы не должны переключаться, а сигнальная лампа должна указывать на рассогласование;
6) работу электрической блокировки ручного управления. При отключенной блокировке привод не должен переключаться;
7) согласованность датчика и приемника дистанционного указателя положений. Номера положений на указателе привода и указателе щита управления в процессе переключения должны совпадать.
- Подробности
- Категория: Практика
Для управления переключающими устройствами ответвлений обмоток силовых трансформаторов применяются различные приводные механизмы. Для устройств РНТ применяются приводы МА и их модификации, быстродействующих отечественных устройств РНОА и РНТА — приводы ПДП-4у, болгарских устройств PC (Г) — привод МЗ и его модификации, устройств производства Германии SAV, SCV и SDV — привод ЕМ-1.
Несмотря на конструктивное отличие, все приводы должны удовлетворять одному общему требованию: обеспечивать надежное переключение ответвлений обмоток силового трансформатора на всем диапазоне регулирования. Схема управления приводом при отказе одного из пускателей электродвигателя не должна допускать рассогласования в действии приводов при их параллельной работе и групповом управлении, а по окончании цикла переключения должна исключить возможность срабатывания пускателя и вращения привода отказавшей фазы. При залипании пускателя одной из фаз двигатель этой фазы должен останавливаться во избежание повреждения и перегрева. При управлении от блока автоматического управления не должно быть рассогласования в работе привода.
В случае обесточения схемы или отказа одного из двигателей до конца цикла регулирования схема привода должна обеспечивать доводку устройства до конца положения. Электрическая блокировка обеспечивает отключение схемы после прохождения крайних (1-го или п-го) положений. В случае отказа электрической блокировки двигатели должны тормозиться механическими ограничителями—упорами. Электрическая схема привода должна обеспечивать блокировку работы приводов при рассогласовании переключающих устройств более чем на одну ступень, а также защиту электродвигателей от перегрузок, обеспечивая в то же время их нормальную работу при колебаниях напряжения питания в пределах от 0,85 до 1,1 номинального значения.
Рис. 1. Схема управления приводом типа ПДП-4у (4УТ1):
К1-К4 — пускатели; F — автоматический выключатель; St. S2—кнопки управления; SKI. SK2 — конечные выключатели; — выключатель ручной блокировки: А’ — выключатель: КК1. КК2. КК7 — элементы доводки до положения: КК.4 — элемент включения реле КК8. КК9 — элементы блокировки промежуточных положений
Схема должна обеспечивать ручное, местное, дистанционное и автоматическое управления приводом.
Привод ПДП-4у и его наладка. Принципиальная электрическая схема управления приводом ПДП-4у при ведена на рис. 1. Для местного управления универсальный выключатель S устанавливают в положение «местное» и включают автоматический выключатель F. Схема подготовлена к работе. В зависимости от требуемого направления регулирования напряжения (в сторону 1-го или п-го положения) включают кнопки S1 или S2. В положении, указанном на схеме, включен концевой выключатель SK2, поэтому при нажатии кнопки S2 сработает сначала пускатель К2, затем К4, которые замкнут свои силовые контакты в цепи электродвигателя. Одновременно включение пускателей К2—К4 и К1—КЗ невозможно и исключается электрической блокировкой.
Электродвигатель при вращении поворачивает контроллер — выходной вал с кулачковыми шайбами, которые в определенном порядке замыкают и размыкают контактную систему КК1—КК9. Контакт КК2 обеспечивает работу электродвигателя после отключения кнопки S2, контакт КК4 затем запитывает пускатель КЗ, который своим вспомогательным контактом разрывает цепь [питания пускателя К2 даже при нажатой кнопке S2, и двигатель останавливается, обеспечивая останов привода на положении. В конце переключения разрывается цепь пускателя К4 и двигатель затормаживается закороченной контактами пускателя К4 статорной обмоткой. При нажатии кнопки S1 переключения происходят подобно, но электродвигатель пускателем К1 включается I в обратную сторону.
При обесточении в процессе переключения цепи двигателя кулачковый контакт КК7 после восстановления (напряжения замыкает цепь для доводки привода до ближайшего в сторону уменьшения положения.
При дистанционном или автоматическом управлении переключатель устанавливается в положении соответственно «дистанционное» или «автоматическое». Питание обмоток пускателей осуществляется от ключа управления на щите управления при дистанционном управлении. На положении «автоматическое» обмотки пускателей запитываются через автоматический регулятор коэффициента трансформации АРКТ, при этом переключение продолжается до тех пор, пока стабилизированное напряжение не будет соответствовать уставке регулятора АРКТ.
Следует иметь в виду, что привод ПДП-4у часто доставляется на монтажную площадку отдельно от трансформатора, как комплектующий узел. Поэтому до начала монтажа следует убедиться в целостности пломб, отсутствии механических повреждений снаружи и внутри шкафа привода его отдельных узлов, их комплектности. После монтажа привода следует убедиться в правильности его установки на силовом трансформаторе путем сравнения положения указателей на приводе и устройстве переключения: положения указателей должны быть одинаковыми.
Наладку привода типа ПДП-4у начинают с проверки работы привода с помощью рукоятки. Для этого оттягивают за кольцо валик ручной блокировки на себя и поворачивают его на 90° против часовой стрелки. Вставляют рукоятку, вращая которую производят переключение устройства на всем диапазоне регулирования в сторону 1 -го и в сторону п-го положений и проверяют работу механических конечных упоров. При правильной установке привода угол перекрытия от крайних положений (1 и п) до механических упоров должен быть с обеих сторон приблизительно одинаков—10—20°.
После этого рукояткой устанавливают привод в одно из средних положений, вынимают рукоятку, ставят валик ручной блокировки на место и собирают схему питания для электрического управления приводом. На схему подают питание и при местном управлении производят несколько переключений регулирующего устройства в обоих направлениях. При переключениях проверяют правильность работы схемы: независимо от длительности подачи сигнала от кнопок привод должен переключать ответвления обмоток силового трансформатора только на одно положение, при этом «выбег» по лимбу, закрепленному на крышке шкафа привода, не должен превышать 10°, электрические конечные выключатели должны работать четко, не допускать движения привода за крайние положения и отключать питание привода при повороте на 7° за крайние положения, но всегда раньше механических конечных упоров. Электрическая блокировка промежуточных положений не должна допускать останова привода в промежуточных положениях.
При наличии группового управления время запуска и останова параллельно работающих приводов должно быть практически одинаковым, и при рассогласовании на одно положение не должно происходить переключения — рассогласование сигнализируется лампой.
При отключенной блокировке ручного управления привод не должен работать — это означает, что при вставленной рукоятке цепь управления приводом разрывается.
Наладка схемы управления привода ПДП-4у включает также проверку четкости работы механизма привода в различных «аварийных» режимах: при отказе или залипании одного из пускателей и других. Во всех режимах приводы всех фаз должны работать синхронно, надежно, согласованно.
Привод МЗ-4 и его наладка. Для переключающих устройств серии PC (Г) производства Болгарии применяются приводы МЗ разной модификации: МЗ-2 для устройств рС(Г)-2 и РС(Г)-3, МЗ-4 для устройств РС-4 и др. (Привод обеспечивает переключение ответвлений обмоток силового трансформатора на всем диапазоне регулирования. Привод допускает местное, дистанционное и автоматическое управления. Для проверки и наладки предусмотрено ручное управление.
Привод оборудован трехфазным электродвигателем 380 В промышленной частоты, который обеспечивает переключение на одну ступень в течение 4,5 с. Привод МЗ-4 имеет блокировки электродвигателя при ручном управлении, от неправильной фазировки подводимого напряжения, автоматическую доводку до конца положения при кратковременном прекращении подачи напряжения питания после его возобновления. Элементы механической части привода смонтированы в закрытой наполненной смазкой коробке, что гарантирует долгий срок службы привода, и доступны для обслуживания.
Силовая часть схемы питания электродвигателя включает защитный автоматический выключатель F1, вспомогательный выключатель Q3, пускатели К1 и К2, контактор КЗ для торможения электродвигателя при его останове. Пускатель К1 обеспечивает поворот двигателя в направлении к 1-му положению («понижение»), -пускатель К2 — к п-му положению («повышение»). L Питание цепей управления привода осуществляется .напряжением 220 В по схеме фаза — нуль от зажимов 1.5 и 1.6. Привод запускается кратковременным импульсом до 2,5 с с местного управления от кнопок S1 или S2, дистанционно — от кнопок S3 или S4 и автоматически от регулятора (зажимы 2,5; 4.3 и 4.4). Электрическая схема привода приведена на рис. 2. Схема позволяет осуществлять переключение устройства регулирования напряжения в направлениях «понижение» или «повышение», автоматическое завершение операции переключения при обрыве цепи питания двигателя и прохождение средних положений; ограничение переключения на одно положение; защиту двигателей и цепей управления; Блокировки:
от переключения при неправильном направлении Вращения двигателя;
от переключения вне крайних положений; I от одновременного включения пускателей двигателя в разных направлениях;
Рис. 2 Схема управления приводом типа МЗ-4:
FI — защитный автоматический выключатель; F2 — предохранители: KI, К2 — контакторы «понижение» /«повышение»; КЗ — контактор «понижение»/«повышение»; Q3 — вспомогательный выключатель при Г 11 кнопки управления: S3, S4 — дистанционные кнопки управления; SS — G2 — розетка; HI—Hi — сигнальные лампы; S11—S13 — контроллер;
при перегрузке регулируемого трансформатора; при низкой температуре масла в баке контактора; при ручном приводе.
Переключение ответвлений производится нажатием пусковых кнопок S1 (в сторону понижения напряжения) или S2 (в сторону повышения напряжения). Автоматический выключатель F1 включен, его контакты 13—14 замкнуты. При включении кнопки S1 срабатывает пускатель К1 и своими силовыми контактами 1—2, 3—4 и 5—6 замыкает цепь двигателя, а вспомогательными контактами 9—10 — цепь самоудерживания; разрывается цепь управления пускателя К2 и подается напряжение от силового контакта 2 на обмотку контактора торможения КЗ, который включает напряжение питания на электродвигатель. Двигатель начинает вращаться и поворачивает диск контроллера.
При повороте диска на угол у/20 контроллер замыкает контакты 1—2 и 5—6 путевого выключателя S11; контакты 1—2 создают поддерживающую цепь пускателя К1, а контакты 5—6 включают цепь обмотки контактора однократного переключения К4. Контактор К4 включается и своими вспомогательными контактами 9—10 размыкает цепь пускателя К1, а контактами /—2 создает цепь самоудерживания.
После поворота диска на угол (360—312)° путевой выключатель S11 своими размыкающимися контактами 1—2 и 5—6 разрывает цепь питания пускателя К1. который, отключаясь, разрывает цепи питания обмоток контакторов КЗ и К4. Контактор КЗ при отключении замыкает накоротко обмотку статора электродвигателя, а контактор К4 разрывает цепь включения пускателя К1- При торможении диск контроллера поворачивается на угол и привод устанавливается в нормальное положение, произведя переключение ответвлений обмотки силового трансформатора на одну ступень. При цикле переключения диск контроллера поворачивается на 360°, подготавливая привод к последующему переключению.
Переключение в направлении «повышение» пускателем К2 после нажатия кнопки S2 и при дистанционном управлении кнопками S3 или S4 или автоматически регулятором происходит аналогично. Для действия схемы в автоматическом или дистанционном режимах ключ управления S5 устанавливают в положение «дистанционное, автоматическое».
Ограничение работы переключателя на одно положение. При продолжительности импульса более времени, необходимого для одного переключения, контактор однократного переключения К4 остается включенным и своими контактами 9—10 и 15— 16 удерживает в разомкнутом состоянии пусковую цепь пускателей 1(1 и 1(2, которые не могут включить силовую цепь двигателя. При подключении цепей дистанционного управления (зажимы 2.5, 4.1 к 4.2) на непрерывное действие ограничения переключения на одну ступень не будет.
Автоматическое завершение переключения, прерванного внезапным исчезновением напряжения питания электродвигателя, выполняется через оставшиеся замкнутыми контакты /—2 и 5—6 путевого выключателя S11. После восстановления напряжения обмотки пускателей К1 и контактора 1(4 оказываются включенными под напряжение. Пускатель К1 включается и подает питание на обмотку контактора КЗ. Контакторы КЗ и К4 включаются. Привод работает в сторону «понижения» до конца цикла.
Автоматическое переключение средних («м е р т в ы х») положений осуществляется выключателем S14, разрывающим при отключении цепь питания обмотки контактора К4. В отключенном положении I контактор К4 вспомогательными контактами 9—10 и | 15—16 замыкает цепь пускателей 1(1 и 1(2, которые не I разрывают силовую цепь двигателя. И хотя при работе [двигателя контроллер будет размыкать поочередно контакты 1—2 выключателя S11 и контакты 3—4 выключателя S12, цепь питания обмоток пускателей К1 и 1(2 удерживается собственными вспомогательными контактами 10—9. Двигатель совершает два или более последовательных переключений, пока выключатель S14 не замкнет цепь питания обмотки контактора 1(4, ограничивающего переключение одной ступенью. Защита привода от перегрузки и короткого замыкания и цепей управления от КЗ выполняется автоматическим выключателем Ft. Ток отключения выключателя устанавливается равным рабочему току (не номинальному). При перегрузках (8—14-кратных значений номинального тока) отсечка автоматического выключателя должна отключать цепь питания двигателя и оперативные цепи от напряжения.
Блокировка от неправильного направления вращения двигателя предусматривает отключение цепи питания двигателя защитным автоматическим выключателем F1. Если при команде на «повышение» двигатель начнет вращаться в направлении «понижение» или, наоборот, при команде на «понижение» в направлении «повышение», то после поворота контроллера на угол у/2° обмотка автоматического выключателя получает импульс на отключение от контактов 1—2 или 3—4 выключателей S11 или S12 и контактов 7—8 пускателей К1 или К2.
Блокировка ограничения работы привода крайними положениями (1-м и и-м) приводится в действие механизмом привода на концевые выключатели Q1 или Q2. До останова привода в крайних положениях механизм прерывает цепь питания обмоток пускателей /</ или К2 контактами 1—2 Q1 или 3—4 Q2. Если двигатель продолжает вращаться, контакты 5—6 выключателя Q1 или 7—8 выключателя Q2 замыкают цепь обмотки автоматического выключателя F1. Автоматический выключатель F1 отключается и останавливает двигатель.
Блокировка переключения при перегрузках силового трансформатора выполнена при помощи реле F3 контроля нагрузки. Это реле при перегрузках сверх допустимых своими контактами 1—2 прерывает оперативные цепи электродвигателя. Перемычка между зажимами 2.6 и 2.7 снята.
Блокировка при низкой температуре масла в баке контактора.
Для работы блокировки перемычка между зажимами 2.8 и 2.9 снята. Реле F4 контроля температуры масла при низкой температуре в баке контактора размыкает оперативные цепи пускателей своими контактами 1—2. При нормальней работе переключателя, т. е. при допустимых температуpax масла в контакторе, блокировки переключения при низкой температуре и перегрузках деблокируются контактами 7—8 контактора КЗ.
Одновременное включение пускателей К1 и К2 или КЗ и К4 невозможно, так как они взаимно блокированы: в каждую цепь управления пускателем включены последовательно вспомогательные контакты пускателя другого направления.
Блокировка электрической схемы при ручном приводе выполняется механически. При установке рукоятки отключается выключателем Q3, который разрывает силовую цепь питания электродвигателя, а контактами 7—8 и оперативную цепь управления приводом.
Схема управления обеспечивает параллельную работу двух и более приводов. Против рассогласования положений используется дополнительный коммутатор — реле контроля положений.