-
Признаки управления. Социальное управление и его виды
Управление
представляет собой организующую
деятельность людей, которая осуществляется
для достижения определенных целей.
Управление
обусловлено:
1.наличием
субъекта управления (тот, кто управляет)
и объекта управления (тот, кем управляют).
2.существованием
между объектом и субъектом управления
прямой (отдание команд, распоряжений)
и обратной (информирование о выполнении
или невыполнении команд субъекта
управления) связи.
Управление
сводится к управляющему воздействию
субъекта на объект управления с целью:
-
упорядочения
системы; -
сохранения
структуры системы; -
обеспечения
функционирования системы.
Управление
делами общества
есть социальное управление.
Виды
социального управления:
-
государственное
управление (управление делами
государства); -
муниципальное
управление (управление делами местного
сообщества); -
общественное
самоуправление (негосударственное
управление) – управление делами частных
организаций, общественных объединений
и т.п.
Реализуется через
институты гражданского общества.
Признаки
социального
управления:
-
Социальное
управление есть только там, где
проявляется совместная деятельность
людей. -
Главное
назначение социального управления –
упорядочивающее воздействие на
участников совместной деятельности. -
Объектом
воздействия социального управления
являются поведение участников совместной
деятельности, взаимоотношения между
ними. -
Социальное
управление, регулируя поведение
участников совместной деятельности,
достигает этой цели в рамках общественных
связей. -
Базис
социального управления – соподчиненность
воли участников управленческих
отношений. -
Механизм
реализации социального управления
олицетворяют субъекты управления
(органы управления).
Функции
социального управления, выполняемые в
процессе его осуществления:
1.Сбор и обработка
информации;
2.Прогнозирование
(научное предвидение) изменений в
развитии
каких-либо явлений
или процессов на основе объективных
данных;
3.Планирование
(определение направлений, целей
управленческой
деятельности,
способов и средств их достижения);
4.Организация
(формирование системы управления,
упорядочение
управленческих
отношений между субъектом и объектом
управления);
5.Координация и
взаимодействие, осуществляемые для
достижения
общих целей
управления;
6.Контроль и учет.
Государственное
управление.
Государственное
управление в широком смысле слова –
управление делами государства, которое
осуществляется всеми органами государства
и во всех ветвях власти (законодательной,
исполнительной, судебной).
Государственное
управление в узком смысле слова –
исполнительная деятельность по
непосредственной организации социальных
процессов в обществе.
3. Предмет науки и учебной дисциплины
«Государственное и муниципальное
управление»
Для
любой науки весьма важным представляется
определение ее методологических
оснований, прежде всего – определение
объекта и предмета.
Объектом
теории государственного управления
является деятельность государства,
направленная на управление общественной
жизнью людей.
Помимо
теории государственного управления
деятельность государства изучает целый
комплекс других наук – политология и
социология, административное право и
теория управления. Все эти науки исследуют
разные аспекты государственной
деятельности – политические и юридические,
социальные и организационные. Специфика
теории государственного управления
выражается в ее предмете.
Проблема
заключается в том, что среди российских
исследователей нет единого подхода к
трактовке предметного поля государственного
управления. А.И.Радченко и В.Д.Граждан
считают государственное управление
разделом общей теории управления.
Д.П.Зеркин и В.Г.Игнатов относят
государственное управление к
политико-правовым и социальным наукам.
Г.В.Атаманчук и О.М.Рой вообще не вступают
в дискуссию о предмете государственного
управления, переходя прямо к изложению
основной проблематики государственного
управления.
Эти
разнообразия связаны
прежде всего с тем, что в советский
период с позиции марксистской науки
принято было отождествлять государственное
управление с политическим руководством
(известный тезис «о политической миссии
рабочего класса, возглавляемого и
направляемого КПСС»). Поэтому ряд авторов
подчеркивают политическую направленность
государственного управления. Одновременно
в западной науке развивалась идея
«политико-административной дихотомии»,
подчеркивающая политическую нейтральность
государственной службы, что привело к
развитию теории административно-государственного
управления («public
administration»)
как менеджмента в государственных
организациях. Отсюда трактовка
государственного управления в русле
управленческой науки.
Опираясь
на западный опыт, некоторые отечественные
исследователи подчеркивают самостоятельность
теории политического управления и
теории административно-государственного
управления. О.Ф.Шабров считает, что
политическое управление занимает
специальную предметную область на
пересечении политологии и теории
управления. Предметом
политического управления
выступает разработка стратегических
политических решений. В.Д.Граждан
и Ф.Шамхалов отмечают самостоятельность
теории административно-государственного
управления,
которая изучает деятельность
государственной службы.
Действительно,
в западной науке объектом теории
административно-государственного
управления является административно-государственная
деятельность. На втором Совещании
экспертов ОНН было дано определение
административно-государственной
деятельности как «процесса достижения
национальных целей и задач через
государственные организации». При этом
подчеркивалось, что понятие
административно-государственной
деятельности может быть распространено
на администраторов службы
исполнительных, законодательных и
судебных органов. В
свете этого определения предметом
теории административно-государственного
управления является научное обоснование
процесса достижения оптимального
государственного управления путем
организации.
Американских
политолог М.Даймок
в работе «Философия администрирования»
пришел к выводу, что современная
теория административно-государственного
управления – это «новый научный синтез,
имеющий необходимое отношение ко всем
областям знания и всем вопросам, которые
входят в осуществление официальной
политики и программ».
В
связи с этим организационная
слитность политического и
административно-государственного
управления в практике реальной
деятельности государства делает
правомерным и актуальным изучением
политического и административно-государственного
управления в рамках одной науки –
государственного управления. В
современной Российской Федерации
существует и политический уровень
– политическое
управление, и административный уровень
— административно-государственное
управление (государственная служба).
Поэтому
закономерно рассматривать предметное
поле государственного управления с
учетом двух этих особенностей.
Предметом
теории государственного управления
является
исследование концептуальных оснований
государственной власти, ее стратегических
политических и оперативных административных
функций, направленных на стабилизацию
общественного развития.
Таким
образом, теория
государственного
управления охватывает
две основные
сферы –
политическое
государственное управление и
административно-государственное
управление.
Политическое
управление
осуществляют депутаты парламента,
руководители исполнительных органов
государственной власти (президент,
премьер-министр, министры), судьи на
всех уровнях (федеральном, региональном
и районном).
К
административно-государственному
управлению
относится деятельность государственных
служащих всех ветвей и уровней
государственного управления.
Функции
политической государственной власти
— стратегические:
формирование государственной политики,
разработка государственных программ.
В основном эти
функции возложены на кабинет министров
(правительство) и министерства.
Функции
административно-государственной власти
– оперативные: текущие управленческие
задачи, исполнение решений правительства.
Они возложены на государственные органы,
осуществляющие управление в установленной
для них сфере деятельности, и
учреждения, оказывающие услуги населению.
Принципиально
важным является то, что современная
теория государственного управления
является междисциплинарной наукой. Это
научное
направление возникло на пересечении
теории политики и менеджмента (при
ведущей роли политологии); впоследствии
во многом стали использовать достижения
других социальных наук
— психологии, философии, социологии и
др..
Сведения
из теории политики, социологии,
конфликтологии, психологии, экономики
необходимы, однако само по себе они не
составляют предмета теории государственного
управления,
это самостоятельное научное направление.
Наиболее
близка к науке государственного
управления наука административного
права, поскольку
обе занимаются одной и той же областью
деятельности
– государственным
администрированием.
Но теория
государственного управления стремится
раскрывать объективно существующие
закономерности
в области государственной деятельности,
чтобы на этой основе формулировать
рекомендации, в то время как предметом
науки административного права
в значительной мере является преобразование
этих рекомендаций в действующие
юридические нормы.
Административное
право должно
выполнять по отношению к науке
государственного управления вторичную
функцию, однако функция эта не пассивна.
Задача
административного права
состоит в том, чтобы основные положения
науки государственного управления
выразить специфическим юридическим
языком в виде обязывающих норм. Поэтому
соответственно подобранные правовые
формы могут иметь уточняющее значение
для определения и организации этих
положений. В
определенном смысле соотношение этих
дисциплин можно
рассматривать как вопрос формы и
содержания.
Важным
является исследование взаимосвязи
теории государственного управления с
праксиологией и теорией организации.
Все три области знания относятся к
эргологическим наукам, т.е. к наукам об
организации человеческой деятельности.
Различие между ними состоит в неодинаковой
степени абстракции. В
группе эргологических наук наиболее
абстрактна праксиология,
представляющая наивысшую степень
обобщения. В предмет этой науки входит
любая человеческая деятельность,
рассматриваемая с точки зрения ее
рациональности. Принципы и практические
рекомендации праксиологии применяются
во всех областях. Однако они относительно
немногочисленны, так как не может быть
большого числа рекомендаций.
Теория
организации
отличается меньшей степенью обобщения.
Она изучает вопросы эффективного
функционирования и управления социальными
системами. Поскольку одной из областей
этой деятельности является работа
управленческого персонала, то теория
организации занимается в определенном
смысле и работой персонала органов
государственного управления.
Теория
государственного управления
расположена еще на одну ступень ниже
по уровню обобщения, поскольку занимается
не всеми институтами, образованными
для выполнения общественно полезной
деятельности людей, а лишь теми, которые
мы относим к государственному уровню
управления. Ограничивая в такой же
степени поле своих интересов, наука о
государственном управлении компенсирует
это, развивая те элементы теории
организации, которые связаны со спецификой
государственного администрирования.
Взаимосвязь
трех дисциплин
можно представить следующим образом:
все, что представляет интерес для
праксиологии, имеет значение для теории
организации, а то, что представляет
интерес для теории организации, важно
для теории государственного управления.
Но не наоборот:
не все, чем занимается теория
государственного управления, входит в
сферу теории организации, и не все, что
изучает теория организации, входит в
область праксиологии.
Можно
выделить несколько основных проблем,
которыми сегодня занимается теория
государственного управления.
Во-первых,
это разработка проблем стратегического
государственного управления, что
предполагает формирование политической
стратегии государства, принятие
политических решений, разработку
государственных программ, стратегического
государственного менеджмента.
Во-вторых,
это проблемы организации государственного
управления на разных уровнях: федеральном,
региональном (субъектов РФ) и местном
(муниципальном). Сюда входит разработка
общей теории государственных организаций,
функций аппарата государственного
управления на разных уровнях, координации
государственного управления как целевой
системы, а также подготовка и проведение
административных реформ.
В-третьих,
большим блоком проблем является
подготовка и рекрутирование управленческих
кадров. Здесь исследуются вопросы
оптимальной структуры штатного состава
чиновников государственного аппарата,
управление персоналом государственных
организаций, требования к менталитету
и стилю работы профессиональных
государственных служащих, проблема
лидерства, проблема борьбы с бюрократизмом.
В-четвертых,
это проблемы, связанные с техникой
государственного администрирования.
Данный блок проблем включает разработку
теории принятия государственных решений,
политического прогнозирования, методов
административно-государственного
управления в кризисных и конфликтных
ситуациях, технологии взаимоотношений
государственной администрации и средств
массовой информации.
Каждое
из направлений государственного
управления выступает в качестве предмета
научного изучения и исследования:
государственное управление в условиях
рыночной экономики, государственное
управление социальными процессами,
экологией, финансами и т.д. Однако
растущая дифференциация в области
теории государственного управления не
означает, что различные сферы этой науки
функционируют сами по себе.
Новые направления являются более
специализированными, но в то же время
они в большей степени нуждаются в
ресурсах друг друга, между ними
разворачиваются более сложные процессы
научного и социального обмена.
Таким
образом, теория государственного
управления использует множество
специальных или частных теорий (например,
теории конфликта и консенсуса, принятия
решений, политического прогнозирования
и др.) Но вместе с тем существует
и общая теория государственного
управления, призванная объяснить
государственное управление как систему
и целостность.
Необходимо отметитьтакже, что
государственное управление включает
в себя как статику, так и динамику, что
отражается соответственно в
административно-государственном порядке
и политическом процессе.
Динамизм
бытияделает его вечно незавершенным,
и, наоборот, незавершенность бытия есть
признак его динамизма. Именно поэтому,
в силу этой незавершенности и открытости
мира политического, теория государственного
управления должна концентрировать
внимание на его динамической стороне.
Но в тоже время динамику политического
мира нельзя понять без всестороннего
исследования существующей в каждый
исторический период статики
административно-государственного
управления.
С этой точки
зрения теория государственного
управления как научная дисциплина
должна в одинаковой степени охватывать
и существующий порядок
административно-государственного
управления, где доминируют постоянные,
неизменные величины, и политический
процесс, где важную роль играют переменные
величины.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Чтобы понять феномен социального управления, мы разберем, в частности, его понятие, то, какими общими чертами оно обладает, на какие виды подразделяют социальное управление, и какие элементы в него включены. Также мы расскажем о существующих механизмах социального управления и категориях объектов управления.
Понятие
Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.
Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:
- Оно характерно для всех систем, у которых есть собственная сформированная организация поведения.
- Социальное управление выступает в интересах только тех сторон организованной системы, которые взаимодействуют друг с другом напрямую.
- Оно всегда имеет цель и ориентир на ее достижение, дополнением к этому – решение практических задач.
- Социальное управление предполагает, что объект управления будет подчиняться субъекту. При этом не важно, в какой форме подчинения, оно просто должно быть.
- Социальное управление непрерывно держит связь со всей информацией, которую можно получить посредством управленческих команд.
Общие черты социального управления
Выделяют всего семь общих черт социального управления:
- Первая черта возникает там, где присутствует совместная деятельность людей и их общностей.
- Вторая черта обеспечивает одинаковое и постепенное воздействие на всех участников совместной деятельности.
- Третья направлена на то, чтобы достигать конкретной поставленной управленческой цели.
- Четвертая характеризуется тем, что в социальном управлении присутствует субъект и объект управления.
- Пятая черта подразумевает то, что субъект управления имеет ресурс власти.
- Шестая черта говорит о том, что объект управления находится под властью, что означает его полное подчинение и повиновение указаниям субъекта.
- Седьмая черта появляется, потому что социальное управление реализуется всегда в рамках определенного механизма.
Виды и особенности социального управления
Их можно разделить на три категории:
- государственное управление,
- муниципальное
- и общественное самоуправление.
А вот особенности заключаются в осуществлении управления только на тех территориях, где действуют системы. Также особенность состоит и в совместной деятельности, которую предполагает управление, чтобы достигать общие цели. Еще одна особенность – упорядочивающее воздействие на участников совместных действий. Кроме того, социальное управление носит волевой и властный характер, при этом сознательный. Социальное управление может осуществляться исключительно в рамках управленческих решений. Последняя особенность связана с тем, что субъект управления связан с формами, методами и средствами воздействия на объект.
Элементы социального управления
Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают:
- Субъект управления (то есть тот, кто осуществляет воздействие).
- Объект управления (тот, на кого оказывают воздействие).
- Управленческие связи – прямые (целенаправленно организующие объект) и обратные (информационный канал, по которому передаются результаты воздействия).
Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.
Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять:
- Анализ управленческой ситуации.
- Разработка и принятие решения.
- Организация и реализация решения.
- Контроль.
- Анализ итогов – корректировка дальнейшего плана.
Обратите внимание! Субъектом управления может выступать как индивидуальное лицо, так и коллектив.
А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.
Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:
- Первая категория – строптивое подчинение. Оно означает, что человек (индивид) принимает свою позицию подчиненного, он считает его вынужденным внешне навязанным отношением. Однако, в таком случае сотрудник не сильно понимает, почему он должен подчиняться, не видит мотива и причину долга.
- Вторая категория – равнодушное подчинение. При такой категории подчинения сотрудника минимально устраивает его позиция, он удовлетворен своим положением. В такую категорию сотрудники попадают, потому что боятся брать ответственность за себя и свою жизнь – им проще быть под подчинением. Такой сотрудник живет по принципу: «Что мне сказали, то я и сделал».
- Третья категория – инициативное подчинение. Такое подчинение означает необходимость сотрудника находиться в подчинении. В таком случае чувство долга каждого конкретно взятого индивида становится привычкой (состоянием по жизни), однако, инициативу не заглушает. В основе этой категории подчинения находится критическая оценка руководителя и признание его авторитетом среди сотрудников.
Функции социального управления
Функции социально управления представляют собой управленческие воздействия и влияния, которые обусловлены социальным назначением и стабильностью. Они отвечают за целевое исполнение задач управления.
Как отличить функции социального управления от любых других функций?
Функции социального управления имеют ряд признаков:
- Они ориентированы на социальное назначение управления.
- Их можно охарактеризовать как направленные и стабильные функции.
- Также социальные функции являются внешним проявлением свойств системы управления.
- Функции показывают направление, в котором социальное управление совершает активные действия.
- Еще одно отличие функций социального управления заключается в том, что они определяются в соответствии с целями и задачами, которые нужно выполнить.
Кроме того, они имеют разное «направление» в соответствии с задачами и областью применения, ниже мы расскажем о каждой разновидности функции. Исходя, из содержания и характера воздействия, можно функции социального управления разделить еще на несколько категорий:
- Общие.
- Специальные.
- Обеспечивающие.
А вот по направлению воздействия можно отличить внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия, функции различают временные и постоянные.
Если же рассматривать общие функции управления, к ним относятся функции:
- прогноза,
- моделирования,
- информирования и планирования,
- организации и координации,
- распоряжений,
- регулирования,
- контроля и учета.
Прогноз выступает как работа с перспективами развития. Моделирование представляет собой разработку определенной конструкции управленческих отношений. Информирование – это вся работа с информационными данными от получения до передачи. Планирование задает темпы развития и решения управленческих обстоятельств. Организация и координация отвечают за формирование и согласование системы управления.
Распорядительство подразумевает регулирование отношений, которые возникли в результате управленческих действий. Регулирование отвечает за установление всевозможных норм и требований для каждого отдельного объекта управления. Контроль одобряет или отклоняет последствия принятых управленческих решений в действиях при социальном управлении. Учет позволяет держать картину целого, а конкретно, картину состояния при социальном управлении.
Механизмы управления социальными системами
Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий.
Механизм сознательного управления
По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.
Механизм стихийного регулирования
Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.
В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.
Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.
Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.
Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.
Регулирование общества
Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:
- реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
- формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
- разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.
Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.
Направления
Управление общественным развитием можно разделить на три направления:
- управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
- управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
- управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.
Предмет социального руководства
Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.
Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.
Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.
Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).
Элементы системы
Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:
- Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
- Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
- Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.
Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.
Объекты системы
В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента. Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.
Можно выделить три вида объектов системы:
- Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
- Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
- Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.
Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.
Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.
Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.
Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.
Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.
Механизм управления
Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.
Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.
Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.
Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.
Модернизация системы
Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.
Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.
На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.
Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.
В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации. Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.
На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:
- прогнозирование ситуации;
- планирование деятельности;
- организация объектов управления;
- регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
- воздействие на сознание и поведение людей.
Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.
Средства воздействия
Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:
- структура объекта: республиканский, областной, городской;
- структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
- характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.
Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.
После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.
Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.
Социально-психологические методы
Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.
Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:
- Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
- Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
- Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
- Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
- Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.
Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.
Самоуправление
Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.
Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.
Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.
Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.
Социальная работа
Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.
Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.
Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.
Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.