Прочтите отрывок из инструкции данной лениным

1.Какое из событий произошло раньше?

  1. начало русско-японской войны

  2. «Кровавое воскресенье»

  3. денежная реформа СЮ. Витте

  4. созыв I Государственной думы

2. Какое из политических движений характеризовалось социалистическими представле
ниями?

  1. эсеры

  2. кадеты

  3. октябристы

  4. черносотенцы

3.С аграрными преобразованиями П.А. Столыпина в начале XX в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки

3) хутора 4) уставные грамоты

4.Что из названного было характерно для экономического развития России в начале XX в.?

  1. монополизация промышленности

  2. начало промышленного переворота

  3. начало железнодорожного строительства

  4. отсутствие иностранных инвестиций в экономику

5.В результате проведения денежной реформы СЮ. Витте

  1. основой денежной системы стал золотой рубль

  2. основой денежной системы стал серебряный рубль

  3. из обращения были изъяты бумажные деньги

  4. было восстановлено обращение бумажных денег

6.Что стало одним из итогов Первой российской революции?

  1. свержение монархии

  2. созыв Учредительного собрания

  3. отмена выкупных платежей

  4. отмена сословий

7.Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

  1. создание законосовещательного Государственного совета

Б) Московское декабрьское вооруженное восстание

  1. учреждение должностей земских начальников

Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

Д) третьеиюньский переворот

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) ABE

3) БДЕ 4) ВГД

8. Расположите следующие события Первой мировой войны в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. наступление русских войск в Восточной Пруссии

Б) принятие Декрета о мире

  1. Брусиловский прорыв

Г) отступление русских войск из Польши

9.Какие три из перечисленных событий связаны с революцией 1905-1907 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  1. Октябрьская политическая стачка

  2. созыв Учредительного собрания

  3. «Кровавое воскресенье»

  4. опубликование ноты Милюкова

  5. созыв I Государственной думы

  6. установление режима «двоевластия»

10.Прочтите отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор.

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся».

Ответ: .

11.Прочтите отрывок из работы историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«К народному представительству Николай относился как к лишней и неудобной новой казенной канцелярии. Притом он никогда не мог забыть, что Дума была у него «вырвана»… И поэтому все былые заслуги этого выдающегося деятеля России рубежа XIXXX веков (в сфере экономики, индустриализации и финансов — создание твердой отечественной валюты — золотого рубля, введение государственной монополии на алкоголь; в области внешней — заключение столь нужного царизму Портсмутского мира — и внутренней политики — подписание текста Манифеста) были забыты. Уже весной 1906 года его бесцеремонно изгнали и от двора, и из страны».

Ответ: .

12.Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была
партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллиген
ции начала
XX в., мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским
путем и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки
формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произош
ли в русском либерализме на рубеже
XIXXX вв. В либеральном движении все громче
и увереннее зазвучали голоса историка П.Н. Милюкова, крупнейших специалистов в
области гражданского и уголовного права — профессора С.А. Муромцева, В.М. Гессена,
Л.И. Петражицкого, экономистов и публицистов — П.Б. Струве, С.Н. Булгакова,
Н.А. Бердяева».
Ответ:

13.Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

14. Ниже приведены две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

  1. Политика П.А. Столыпина была направлена на защиту интересов дворян-помещиков.

  2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

15. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале января 1905 г. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном приняло решение о подаче царю петиции, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю.

Приведите не менее трех причин недовольства рабочих своим положением.

Укажите, чем завершилась подача петиции.

Назовите одно основное последствие событий, связанных с подачей петиции.

16. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам* так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

17.Что относилось к причинам кризисов Временного правительства?

  1. разногласия с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов

  2. отсутствие признания со стороны стран Антанты законности правительства, пришедшего к власти революционным путем

  3. отказ правительства от решения основных вопросов до созыва Учредительного собрания

  4. заявленный правительством курс на подписание сепаратного мира с Германией

  5. растущий сепаратизм на национальных окраинах бывшей Российской империи

  6. противоречия между политическими силами, представленными в правительстве

18.Какие документы были приняты в октябре 1917 г. — январе 1918 г.?

  1. Резолюция ВЦИК о красном терроре

  2. Декрет о земле

  3. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

  4. Конституция РСФСР

  5. Резолюция «О единстве партии»

  6. Декрет о рабочем контроле

19.Выступление генерала Л.Г. Корнилова против Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским произошло

  1. в мае 1916 г.

  1. в феврале 1917 г.

  2. в апреле 1917 г.

  1. в августе 1917 г.

20.Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

  1. принятие решения о замене продразверстки продналогом

  2. разгон Учредительного собрания

  3. антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте

  4. заключение Брестского мира

21.План ГОЭЛРО — это план

  1. перехода к политике «военного коммунизма»

  2. пятилетнего развития народного хозяйства

  3. электрификации страны

  4. коллективизации сельского хозяйства

22.ВЧК — это аббревиатура, обозначающая созданный большевиками

  1. чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны

  2. временный высший орган управления страной в 1917 г.

  3. чрезвычайный орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией

  4. орган для подготовки переворота в октябре 1917 г.; штаб их выступления

23.Политику «военного коммунизма» характеризует

  1. быстрое развитие тяжелой промышленности

  2. использование принципов хозрасчета

  3. свобода торговли между городом и деревней

  4. введение продразверстки

24.Для внешнеполитических взглядов большевиков в 1918-1919 гг. было характерно

  1. желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

  2. стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

  3. представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

  4. мнение о возможности мирного сосуществования двух систем — социалистической и капиталистической

25.Что из названного относилось к последствиям издания Приказа № 1 Петроградского совета?

  1. восстановление смертной казни в армии

  2. введение принципа единоначалия в армии

  3. роспуск выборных солдатских комитетов

  4. падение воинской дисциплины

26.Какие из перечисленных ниже органов власти были созданы в 1917 г.?

  1. Совет Народных Комиссаров

Б) Комитет министров

  1. Временное правительство

Г) Государственная дума

Д) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов

Е) Верховный Совет Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД

3) БДЕ 4) ВГД

27.Какие из перечисленных ниже событий произошли в период Гражданской войны (1918-1920 гг.)?

A) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

B) установление большевиками всеобщей трудовой повинности
Г) убийство Г.Е. Распутина

Д) создание Совета Народных Комиссаров

Е) переход к новой экономической политике (нэпу)

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АДЕ

3) БГД

4) ВГЕ

28.Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.

«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов* Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».

1) кадетов 2) эсеров

3) октябристов 4) большевиков

29. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название.

«…Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого… Само собой разумеется… Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».

1) «Нота Милюкова» 2) «Апрельские тезисы» В.И. Ленина

3) Приказ № 1 Петросовета 4) «Манифест 1 августа 1914 г.»

30.Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) начало заседаний II Всероссийского съезда Советов

Б) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов

B) «корниловский мятеж»

Г) провозглашение России республикой

31. Какие три из перечисленных политических и военных деятелей участвовали в событиях 1917 года? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  1. СЮ. Витте

  2. генерал Л.Г. Корнилов

  3. Л.Д. Троцкий

  4. К.П. Победоносцев

  5. генерал М.Д. Скобелев

  6. А.Ф. Керенский

. 32.Какие три из перечисленных понятий относятся к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  1. концессия

  2. продразверстка

  3. паек

  4. денационализация

  5. трудовая повинность

  6. аренда

33.Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ: .

34.Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии в годы Гражданской войны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) командовал Добровольческой армией, отдал директиву
о наступлении на Москву

Б) объявил себя в ноябре 1918 г. Верховным правителем России

B) командовал войсками Юга России в Крыму в 1920 г.
Г) командовал Северо-Западной армией, руководил насту
плениями на Петроград

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

  1. А.В. Колчак

  2. А.И. Деникин

  3. А.А. Брусилов

  4. Н.Н. Юденич

  5. П.Н. Врангель

35.Назовите два декрета, принятые на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержащихся в одном из них.

36.Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале — марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с «империалистическим» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан.

  1. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин.

Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.

37.Какие функции были переданы в исключительное ведение союзного центра при создании СССР?

  1. внутренняя торговля

  2. оборона

  3. поддержание и развитие системы здравоохранения

  4. денежная система

  5. поддержание и развитие системы образования

  6. иностранные дела

38.Что было характерно для политической системы СССР 1930-х гг.?

  1. многопартийность

  2. массовые репрессии

  3. культ личности партийного вождя

  4. реальное осуществление политических прав и свобод

  5. запрет на совмещение партийных и государственных постов

  6. негласная цензура

39.Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г.

3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

37

40.О переходе к нэпу было объявлено на X съезде РКП(б)

1) в 1919 г. 2) в 1921 г.

3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

41.Денежная реформа, итогом которой стало введение советского «золотого червонца», была осуществлена

1) в 1920-е гг. 2) в 1940-е гг.

3) в 1950-е гг. 4) в 1980-е гг.

42.«Дебют советской дипломатии» на международной конференции в Генуе произошел

1) в 1918 г. 2) в 1920 г.

3) в 1922 г. 4) в 1924 г.

43.В каком году СССР был принят в Лигу Наций?

1) в 1922 г. 2) в 1924 г.

3) в 1934 г. 4) в 1940 г.

44.Под каким названием известно крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.?

1) «пугачевщина» 2) «махновщина»

3) «антоновщина» 4) «зубатовщина»

45.Как называется характерная для нэпа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 2) приватизация

3) синдицирование 4) концессия

46.План объединения советских республик в результате их вхождения в состав РСФСР, предложенный И.В. Сталиным, получил название плана

1) автономизации 2) федерализации

3) советизации 4) коллективизации

47.Как, согласно Конституции СССР 1924 г., назывался высший орган законодательной власти СССР?

1) Совет Народных Комиссаров 2) Всесоюзный съезд Советов

3) Совет Союза 4) Съезд народных депутатов СССР

48.Существовавшие в 1920-1930-е гг. в СССР народные комиссариаты — это

  1. центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или сферой деятельности

  2. органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией в районах

  3. отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках

  4. органы городской милиции

49.Какая из названных мер относилась к понятию «Великий перелом»?

  1. ликвидация кулачества как класса

  2. переход к многоукладной экономике

  3. введение свободных цен на многие товары

  4. вхождение в «общеевропейский рынок»

50.Основателями новых театров в 1920-е гг. были

  1. Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич

  2. В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов

  3. М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

  4. СМ. Эйзенштейн, И.А. Пырьев

51.Для политики нэпа было характерно

  1. распределение по уравнительному принципу

  2. развитие различных форм кооперации

  3. введение продразверстки

  4. запрещение наемного труда

52.В годы новой экономической политики

  1. большинство мелких промышленных предприятий находилось в руках частников

  2. активно проводилась национализация предприятий

  3. была запрещена аренда предприятий

  4. были введены «твердые», фиксированные цены на промышленные и продовольственные товары

53.В годы нэпа допускалась

  1. частная торговля продуктами своего труда

  2. аренда частником крупных предприятий

  3. работа в частном хозяйстве любого числа наемных рабочих

  4. прямая продажа товаров частниками за рубеж

54.Созданная в СССР в 1930-е гг. экономическая система характеризовалась

  1. господством государственной собственности

  2. ограниченным вмешательством государства в экономику

  3. свободой предпринимательства

  4. самостоятельностью производителей продукции

55.Что из перечисленного ниже относится к причинам острого кризиса 1920 — начала 1921 гг.?

  1. недовольство крестьян введением продналога

  2. наступление А.И. Деникина на Москву

  3. проведение дейежной реформы

  4. негативные последствия продразверстки

56.Что из названного относится к результатам денежной реформы 1920-х гг.?

  1. высокая инфляция

  2. введение твердой денежной единицы для расчетов с другими странами

  3. снижение темпов развития промышленности

  4. отмена монополии внешней торговли

57.В результате коллективизации

  1. в несколько раз выросла урожайность зерновых культур

  2. обеспечены опережающие по сравнению с промышленностью темпы роста сельскохозяйственного производства

  3. укрепилась техническая база индивидуальных крестьянских хозяйств

  4. возник новый социальный слой — колхозное крестьянство

59.Последствием индустриализации в СССР в 1920-1930-е гг. является

  1. создание военно-промышленного комплекса

  2. значительное повышение уровня жизни населения

  3. интеграция в мировую экономику

  4. численное превышение городского населения над сельским

60.Что из названного относится к результатам борьбы в руководстве Коммунистической
партии в 1920-е гг.?

  1. утверждение тезиса о возможности построения социализма в одной стране

  2. победа взглядов о мирном врастании кулака в социализм

  3. разрешение деятельности оппозиции

  4. раскол ВКП(б), образование на ее основе новых политических партий

61.В канун Великой Отечественной войны СССР был исключен из Лиги Наций за

  1. введение войск в Польшу

  2. участие в гражданской войне в Испании

  3. участие в конфликте у озера Хасан

  4. нападение на Финляндию

62.Какие из перечисленных положений легли в основу созданного в 1922 г. Союза Совет
ских Социалистических Республик?

  1. законодательное закрепление преимуществ русской нации в союзном государстве

Б) отказ от разработки общей союзной Конституции

  1. передача полномочий по обороне страны союзному центру

Г) равенство всех союзных республик

Д) сохранение за республиками полной самостоятельности в проведении внешней политики

Е) существование единой денежной единицы Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВД

3) АГЕ 4) ВГЕ

63.Какие из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.?

  1. альтернативные выборы

Б) многопартийность

  1. обеспечение свободы вероисповедания граждан

Г) культ личности

Д) запрет на создание внутрипартийных групп и платформ

Е) цензура периодической печати Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) ABE

3) БВД 4) ГДЕ

64.Прочтите отрывок из резолюции и укажите год ее принятия.

«Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян… Принята подавляющим большинством всего гарнизона Кронштадта».

1) 1918 г. 2) 1921 г.

3) 1929 г. 4) 1936 г.

65.Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите
название комплекса мер, о которых идет речь.

«…Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется, и вместо нее вводится налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».

  1. столыпинская аграрная реформа

  2. «военный коммунизм»

  3. новая экономическая политика

  4. коллективизация сельского хозяйства

66.Прочтите отрывок из документа и укажите дату перехода к политике, в нем охаракте
ризованной.

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцами своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства… разверстка как способ государственных заготовок продовольствия заменяется натуральным налогом».

1) 1919 г. 2) 1921 г.

3) 1927 г. 4) 1929 г.

67.Прочтите отрывок из письма М.И. Калинину (1931 г.) и укажите название политики, о которой идет речь.

«Мы, крестьяне-труженики и дети наши, закалены на стуже и жаре, но без всякого приюта и дикари не жили. Вот уже 5 месяцев как мы выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде… Мы… разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены».

  1. раскулачивание

  2. ликвидация помещичьего землевладения

  3. освоение целины

  4. уравнительный передел

68.Прочтите отрывок из «Письма к съезду» В.И Ленина и укажите фамилию деятеля партии, о котором идет речь.

«[Он], сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. <…> [Он] слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».

  1. Г.Е. Зиновьев

  2. Н.И. Бухарин

  3. Л.Д. Троцкий

  4. И.В. Сталин

69.Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится упоминаемое
в нем событие.

«Выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С появлением «Краткого курса истории ВКП(б)» партия получила новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма».

1) 1920-е гг. 2) 1930-е гг.

3) 1940-е гг. 4) 1950-е гг.

70.Прочтите отрывок из инструкции, данной В.И. Лениным членам советской делегации
на международной конференции, и укажите название города, в котором состоялась эта
конференция.

«Попытаться двинуть формулу Красина: «Все страны признают их государственные долги и обязуются возместить ущербы и убытки, причиненные действиями их правительств». Если и это не удастся, идти на разрыв».

  1. Версаль

  2. Генуя

  3. Мюнхен

  4. Локарно

71.Расположите следующие события экономической истории СССР 1920-1930-х гг. в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

A) переход к новой экономической политике (нэпу)

Б) ввод в эксплуатацию Сталинградского тракторного завода

B) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР
Г) денежная реформа, введение свободно конвертируемого золотого червонца

72.Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название экономической политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после <ее> объявления Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: ,

73.Прочтите отрывок из речи И.В. Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной .

«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».

Ответ:

74.Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 года и напишите название движения, частью которого стал описываемый рекорд.

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».

Ответ:

75.Прочтите отрывок из воспоминаний К. Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.

«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 года, наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было [его] убийство … Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом писали…»

Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью в 1920-е — 1930-е гг.

76.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

  1. И.В. Сталин

Б) В.И. Ленин

  1. М.И. Калинин

Г) В.М. Молотов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. первый председатель СНК, автор плана образования СССР как добровольного союза равноправных республик

  2. председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста»

  3. нарком иностранных дел СССР

  4. автор плана вхождения республик в состав РСФСР на правах автономий, генеральный секретарь ЦК РКП(б) — ВКП(б)

  5. нарком внутренних дел СССР

77.Установите соответствие между терминами, относящимися к жизни в СССР в 1930-е гг., и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДАТЫ

  1. 1922 г. Б) 1924 г.

  2. 1934 г. Г) 1939 г.

СОБЫТИЯ

  1. подписание Рапалльского договора с Германией

  2. заключение пакта о ненападении с Германией

  3. заключение Брестского мира с Германией

  4. вступление СССР в Лигу Наций

  5. «полоса дипломатического признания» СССР

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

В. 1.

1. Прочтите отрывок из «Письма к съезду» В.И. Ленина  и укажите фамилию деятеля партии, о котором идет речь:

«Он, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью…Он слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека…»

2. Прочтите отрывок из письма рабочего и укажите фамилию деятеля партии, с которым он полемизирует:

«У кого же закружилась голова? На деле получилось так, что к середняку применили политику, направленную против кулака… Выходит, «царь хорош, а чиновники на местах негодные».

3. Прочтите отрывок из документа и укажите год перехода к политике, в нем охарактеризованной:

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцами своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства… разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, заменяется натуральным налогом».

4. Прочтите отрывок из советско-германского договора и укажите год его подписания:

«1. Обе Договаривающиеся Стороны воздерживаются от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого Нападения, как отдельно, так и совместно с другими державами… 6. Настоящий договор заключается на десять лет…».

5. Прочтите отрывок из документа и укажите год его принятия:

«Союз… является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, … новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

6. Прочтите отрывок из инструкции, данной В.И. Лениным членам советской делегации на международной конференции, и укажите название города, в котором состоялась эта конференция:

«Попытаться двинуть формулу Красина: «Все страны признают их государственные долги и обязуются возместить ущербы и убытки, причиненные действиями их правительств». Если и это не удастся, идти на разрыв».

7. Прочтите отрывок из письма петроградской работницы-активистки и укажите, где она вела работу, о которой рассказывает в письме:

«Дорогие подружки! Работа тяжелая. Кулаки прячут хлеб. Бедняки и середняки за нас. Идут слухи, что недалеко белые… Вчера на сходке пришлось долго уговаривать крестьян сдать хлеб. Кулачье работает вовсю… Все способы применяю, чтобы побольше  взять хлеба для голодных рабочих Москвы и Петрограда».

8. Прочтите отрывок из дневника Ф.Д. Покровского и укажите, какой процесс в жизни Советского государства в нем описывается:

«Положение, пожалуй, будет ухудшаться. Сейчас крестьянство не заинтересовано уже больше в частной собственности, перед вступлением в коллективы режут скот, уничтожают лошадей. Они нынче стали «нипочем». За хорошую лошадь просят 10–20 рублей, а год назад она стоила 100–200…»

9. Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите название комплекса мер, о которых идет речь:

«…Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется, и вместо нее вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».

10. Прочтите отрывок из романа «Поднятая целина» и укажите, участником какого движения был герой М.А. Шолохова:

«Давыдов не был мастером говорить речи, но слушали его вначале так, как не слушают и самого искусного сказочника.

– Я, товарищи, сам – рабочий Краснопутиловского завода. Меня прислала к вам наша Коммунистическая партия, рабочий класс, чтобы помочь вам организовать колхоз и уничтожить кулака как общего нашего кровососа».

В. 2.

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

1. Прочтите отрывок из документа и укажите название этого документа:

«При подписании договора … между Германией и СССР нижеподписавшиеся уполномоченные… обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе… В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР…»

2. Прочтите отрывок из воспоминаний П.А. Сорокина и укажите год, когда происходили описанные автором события:

«Трамваи не ходят, а извозчиков не было, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари… На Литейном увидел бушующее пламя… Лица смеющихся, танцующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись резные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».

3. Прочитайте отрывок из радиограммы Временного правительства и укажите, кто подписал данную радиограмму:

«26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. Думы В.Н. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Корнилову всей полноты гражданской и военный власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной…

… Приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

2) Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении…»

4. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Д. Мстиславского и укажите, о каком съезде в нем говорится:

«Съезд должен был открыться днем: кворум был давно уже налицо: к утру еще в мандатной комиссии было зарегистрировано 663 делегата – цифра, превзошедшая все наши ожидания, так как выборы на съезд шли во многих местах под полубойкотом правых социалистических партий, знавших, что станет в порядок дня этого съезда. Но, несмотря на кворум, заседание не открывалось: большевики хотели до начала его закончить ликвидацию Временного правительства и поставить, таким образом, съезд перед непоправимо свершившимся фактом».

5. Прочтите отрывок из документа, принятого 1 марта 1917 г., и укажите его название:

«1. Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода воинских управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитета из выборочных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей…

6. … Вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется».

6. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком событии идет речь:

«В… комнату быстрым и твердым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко… Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает…, что Матрос Железняков только что подошел к представительскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: «Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам».

7. Прочтите отрывок из «Записок» одного из лидеров партии кадетов Ф.А. Головина и укажите, о ком идет речь:

«Политика (его) всегда сводилась к тому, чтобы в крайних случаях идти на минимальные уступки обществу, а данные торжественные обещания не выполнять, если окажется малейшая к тому возможность. (При нем) министры мелькают, как в калейдоскопе, они сменяются в зависимости от постоянных колебаний в политике… Он все время лавирует между подводными скалами революции, заботясь не о пользе и нуждах государственных, а о сохранении в возможной полноте своей власти».

8. Прочтите отрывок из прокламации, датированной 1902 г., и напишите краткое название партии, позиции которой отражены в этом документе:

«… В России, где деспотизм исключает всякую откровенную политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственности власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы, мы вынуждены противопоставлять насилию тирании силу революционного террора»

Ответ:

9. Прочтите отрывок из очерка к 300-летию царствования династии Романовых и назовите войну, о которой в нем говорится:

«Несчастья преследовали в этой войне Россию, лучшие наши полководцы на суше и на море погибли в начале военных действий; так, еще в апреле погиб смелый адмирал Макаров, краса и гордость русского флота; … был убит генерал Кондратенко, мужество и распорядительность которого больше всего поддерживали крепость».

Ответ:

10. Прочтите отрывок из письма и назовите фамилию политического деятеля России, проводившего после 1905 года охарактеризованный в письме курс:

«…Все, начиная с казней, продолжая административной ссылкой, пристрастными, вытянутыми за волосы, судебными приговорами этих, ныне сменяемых судей, проводится под ложным предлогом «борьбы с революцией»… Когда обыватели (у нас граждан ; нет) видят, что «политика успокоения» является синонимом политики «отмщения», то что, кроме ненависти, эта политика может воспитать в сердцах нескольких поколений?..» I      

Ответ:

В. 3.

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

1. Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н. Милюкова (датирована 1915 г.) и напишите пропущенное в тексте название страны:

«Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой своей стадии, поддержку ___________, славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».

Ответ:

2. Прочтите отрывок из материалов расширенного заседания кафедр истории в Академии общественных наук и при ЦК ВКП(б) и укажите, хронологические рамки периода в который оно происходило:

«На заседании было установлено, что в работе некоторых советских историков были допущены серьезные ошибки космополитического характера.

Историческая наука является одним из участков идеологического фронта, на котором кучка безродных космополитов пыталась вести свою вредную работу, распространяя антипатриотические взгляды при освещении вопросов истории нашей Родины и других стран».

Ответ:

3. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название процесса, который описывает современник:

«Когда (его) имя исчезло со страниц газет, а потом очень быстро появилась формулировка «культ личности», то этим было как-то задето нравственное чувство… Как же так? То он заполнял собой все газеты, все на него молились. И кто в первую очередь молился? Все эти «начальники», руководители страны. Почему вы раньше кричали «ура!», а теперь молчите? В общем это было сделано как-то безнравственно».

Ответ:

4. Прочтите отрывок из закона и укажите, под чьим руководством проводились реформы, о которых говорится в законе:

«Установить, что управление промышленностью и строительством должно осуществляться по территориальному принципу на основе экономических административных районов.

Для управления промышленностью и строительством в каждом экономическом административном районе образуется совет народного хозяйства.

В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством упразднить следующие общесоюзные министерства СССР (прилагается список десяти министерств).»

Ответ:

5. Прочтите отрывок из речи Николая II и напишите название органа власти, о роспуске которого идет речь:

«Все мы, и я в первую очередь понесем ответственность за нашу слабость и нерешительность. Бог знает, что произойдет, если не распустить этого очага призыва к бунту, неповиновения властям, издевательства, которое назначено мною, и захватить ее в свои руки, чтобы тотчас же не лишить меня всякой власти и обратить в послушное орудие своих стремлений, а при малейшем несогласии моем просто устранить и меня… Я обязан перед моей совестью, перед Богом и перед Родиной бороться и лучше погибнуть, нежели без сопротивления сдать всю власть тем, кто протягивает к ней свои руки»

Ответ:

6. Прочтите отрывок из международного договора и назовите государство, с которым Россия подписала данный договор:

«Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся»

Ответ:

7. Прочтите отрывок из воспоминаний руководителя СССР и укажите его фамилию:

«…Вопрос стоял так: или партия открыто по-ленински осудит допущенные в период культа личности… ошибки и извращения, отвергнет те методы партийного и государственного руководства, которые стали тормозом для движения вперед, или в партии возьмут верх силы, цеплявшиеся за старое, сопротивлявшиеся всему новому, творческому. Именно так остро был поставлен вопрос».

Ответ:

8. Прочтите отрывок из записи в дневнике писателя А. Зловина и укажите, о каком руководителе СССР идет речь:

«Он освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».

Ответ:

9. Прочтите отрывок из воспоминаний партийного работника Н.Г. Егорычева и укажите название периода, о котором он рассказывает:

«При обсуждении итогов XX съезда партии речь шла не только и не столько о культе Сталина, сколько о непорядках в стране, городе, районе, в коллективах… Собрания шли по многу часов, критика на них была беспощадная. Но это шел процесс очищения, процесс был здоровый. Он укреплял общество…».

Ответ:

10. Прочтите отрывок из выступления в Государственной думе государственного деятеля начала XX в. и напишите его фамилию:

«Правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами… Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

Ответ:

В. 4.

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

1. Прочтите отрывок из документа, датированного февралем 1917 г., и напишите название органа, о создании которого идет речь:

«….Товарищи! Настал желанный час. Народ берет власть в свои руки. Революция началась. Прежде всего выбирайте депутатов, пусть под защитой войска создается ______________ депутатов».

Ответ:

2. Прочтите отрывок из книги М.С. Горбачева «Жизнь и реформы» и укажите, о каком периоде в международных отношениях идет речь:

«Из года в год военно-промышленный комплекс усиливал позиции и наращивал свою мощь…Конечно, мы понимали, как тяжело отзываются на экономике непомерные военные расходы. Но только став генсеком, я увидел действительные масштабы милитаризации страны… Оказалось, что военные расходы составляли не 16, а 40 % (!) госбюджета, продукция ВПК – не 6, а 20 % валового общественного продукта. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку – около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки».

Ответ:

3. Прочтите отрывок из работы историка Н. Н. Разуваевой и назовите инициатора реформ, о результатах которых в нем говорится:

«…Задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966–1970 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в два раза больше, чем в 1961–1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965–1975 гг. вырос в 1,5 раза… Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой»

Ответ:

4. Прочтите отрывок из документа, принятого в ноябре 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, и напишите его название:

«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог… Вся земля отчуждается безвозмездно, общается во всенародное достояние и переходит в пользование всех удящихся на ней»

Ответ:

5. Прочтите отрывок из статьи, опубликованной в 1917 г., и пишите название правительства, о котором идет речь:

 «Бессильная в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособная к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущая целиком за счет авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящая страну из-под смертельного удара корниловщины — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной» … в пределах Зимнего дворца»

Ответ:

6. Прочтите выдержку из речи М.И. Калинина на одном из съездов Советов и назовите событие, о котором он говорил:

«Самое трудное — положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен»

Ответ:

7. Прочтите отрывок из статьи в газете, вышедшей 14 сентября 1935 года, и назовите движение, частью которого стали описываемые события:

«Соревнование лучших шахтеров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов»

Ответ:

8. Прочтите отрывок из записок ПИ. Старжинского и напишите название описанного процесса:

«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, своими мозолями»… В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочих лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка…»

Ответ:

9. Прочтите отрывок из воспоминаний КМ. Симонова «Глазами человека моего поколения» и напишите пропущенную в тексте фамилию руководителя, о котором вспоминает писатель:

«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 года, наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было убийство ______________… Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом писали…»

Ответ:

10. Прочтите отрывок из речи Л.Б. Каменева (1925 г.) и напишите фамилию политического деятеля, против которого она была обращена:

«Я лично я полагаю, что наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб»

Ответ:

В. 5.

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

1. Прочтите отрывок из требований, выдвинутых во время забастовки шахтеров Воркуты, и укажите годы описываемых событий:

«1. Действительно передать власть Советам, землю – крестьянам, фабрики – рабочим…

3. Отменить статью в Конституции СССР о руководящей и направляющей роли партии…

4. Проводить прямые и тайные выборы Председателя Верховного Совета СССР, председателей местных Советов, начальников городских, районных отделов МВД на альтернативной основе…

7. Полностью прекратить финансовую и экономическую помощь братским тоталитарным режимам. Высвобожденные средства направить на нужды народного хозяйства.

13. Вывести средства массовой информации из-под контроля КПСС…»

Ответ:

2. Прочтите отрывок из «Заявления народных депутатов СССР – членов Межрегиональной группы» и укажите название периода, в который было принято данное заявление:

«В результате отказа высшего руководства КПСС от проведения тоталитарного курса, благодаря переходу к политике небывалых после Октября 1917 года реформ возникла принципиально новая общественная ситуация…

…К гражданской жизни проснулись десятки миллионов людей, их уже невозможно загнать назад, в прежнее состояние. Важнейшим результатом … стало забастовочное движение шахтеров…».

Ответ:

3. Прочтите отрывок из постановления и укажите, в каком году оно было принято:

«В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан СССР… Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет:

1. Всем органам власти и управления СССР… обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения…»

Ответ:

4. Прочтите отрывок из материалов Российского информационного агентства и укажите, к какому году относятся описываемые события:

«Б. Ельцину позвонил Дж. Буш…

Б. Ельцин проинформировал Дж. Буша о происходящих событиях, ознакомил с принятыми документами, решениями и обращениями российского руководства, планами предполагаемых дальнейших действий. Буш сообщил Ельцину о состоявшихся переговорах со всеми руководителями «большой семерки»… Все собеседники Буша безоговорочно поддерживают Горбачева и Ельцина, благодарят Президента России за мужество…

Вопрос об официальном признании администрации Янаева руководством США не рассматривается, сообщил Дж. Буш».

Ответ:

5. Прочитайте отрывок из газетной статьи 2003 г. и определите название политической партии о которой идет речь:

«…До сих пор считалось, что «_______», которая (с одномандатниками) получила в Думе 222 места, может рассчитывать максимум на простое большинство, а для конституционного ей требовалось заручиться поддержкой лояльного президенту блока «Родина», ЛДПР и одномандатников от «Народной партии». Как нетрудно посчитать, для 300 голосов нужно, чтобы к центристам присоединились еще 78 депутатов»

Ответ:

6. Прочтите отрывок из документов XXVIII съезда КПСС и напишите фамилию автора данного заявления:

«В связи с избранием меня Председателем Верховного Совета РСФСР и огромной ответственностью перед народом России, с учетом перехода общества к многопартийности, я не смогу выполнять только решения КПСС …Поэтому я, в соответствии со  своими обязательствами, данными в предвыборный период, заявляю о своем выходе из КПСС, чтобы иметь большую возможность эффективно влиять на деятельность Советов»

Ответ:

7. Прочтите отрывок из труда современных историков и напишите пропущенную в тексте фамилию руководителя СССР:

«_________, сохраняя приверженность социалистическому выбору… предпочел… действовать… в традиционном режиме. Антиалкогольная кампания, государственная приемка, государственный заказ, неоднократные изменения в структуре управления народным хозяйством и многое другое. В итоге – углубление экономического кризиса, достигшего в 1991 г. стадии развала народного хозяйства, всеобщий дефицит, социальные потрясения»

Ответ:

8. Прочтите отрывок из воспоминании современницы и напишите название политики, об успехах которой идет речь:

«…разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом…»

Ответ:

9. Прочтите фрагмент из выступления И.В. Сталина перед командным составом Красной Армии и назовите страну, о войне с которой идет речь:

«…Невозможно было обойтись без войны. Мирные переговоры не дали результатов, а безопасность Ленинграда надо было обеспечить безусловно, ибо его безопасность есть безопасность нашего Отечества … Надо было объявить войну, чтобы при помощи военной силы организовать, утвердить и закрепить безопасность Ленинграда»

Ответ:

10. Прочтите отрывок из редакционной статьи в газете «Правда», опубликованной в июле 1953 г., и напишите фамилию политического деятеля, о котором идет речь:

«Свои подлые махинации, направленные к захвату власти, (он) начал с того, что пытался поставить Министерство внутренних дел над партией и правительством… Неопровержимые факты показывают, что (он) потерял облик коммуниста, прекратился в буржуазного перерожденца, стал на деле агентом международного империализма»

Ответ:

В. 6.

Россия XX век.

 (впишите в поле для ответа правильный, на ваш взгляд, ответ,

после выполнения теста нажмите кнопку «Проверить»)

1. Прочтите отрывок из воспоминаний участника Великой Отечественной войны и укажите, о каком городе идет речь:

«Потерпев неудачу в своих расчетах взять город с ходу, а затем и штурмом, фашисты замкнули вокруг города стальное кольцо блокады, перерезав все сухопутные коммуникации, связывавшие его со страной. На стиснутой вражескими, клещами территории оставалось менее двух с половиной миллионов мирных жителей, в том числе около 400 тысяч детей.

Фашисты пытались во что бы то ни стало сломить сопротивление населения. Ежедневно город подвергался массированным обстрелам и бомбежкам».

Ответ:

2. Прочтите отрывок из директивы немецкого командования и укажите, какое название получила военная операция, о которой идет речь:

«Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение…

Общая цель: находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории…».

Ответ:

3. Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза A.M. Василевского и укажите, к какому году относятся описываемые события:

«Военная кампания Вооруженных Сил СССР на Дальнем Востоке увенчалась блестящей победой. Ее итоги трудно переоценить. Официально кампания длилась 24 дня. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения сырьем и оружием в Китае, Корее и на Южном Сахалине. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом».

Ответ:

4. Прочтите отрывок из воспоминаний К. Т. Мазурова и напишите пропущенную фамилию руководителя, о котором идет речь:

«В моем сознании существуют два _________, Один — реформатор в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу программу, в которой было сказано, что в 80-ых годах мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние…»

Ответ:

5. Прочтите отрывок из воспоминаний генерал-полковника немецкой армии Л. Рендулича и укажите силы, о противостоянии с которыми в нем говорится:

«Весной 1942 года они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций немецкой армии, поэтому для решительной борьбы с ними немецкому командованию приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение принимало наиболее угрожающие размеры, – снимать отдельные части с фронта»

Ответ:

6. Прочтите отрывок из книги и напишите фамилию ее автора:

«Корабль вышел на орбиту — широкую космическую магистраль. Наступила невесомость — то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но вскоре я привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную в полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моем полете», — подумалось мне… В 10 часов 35 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»

Ответ:

7. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К. Евсеева, относящихся к 1942 г., и укажите, о каком городе в нем говорится:

«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей … могли вести огонь только в сторону моря. …Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника … Количество самолетов было доведено до предела. Небо … уже больше их не вмещало … Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности … Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику … Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный … красавец, превращен теперь в руины».

Ответ:

8. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь:

«… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы… выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

Ответ:

9. Прочтите свидетельство современника о работе съезда партии и укажите фамилию человека, о котором идет речь:

«Уже прошла неделя, как наша организация подробно ознакомилась с материалами XX съезда партии… и все время хожу под их впечатлением… В первые дни раздражало то, что суд устраиваем над умершим человеком, и так хотелось, чтобы на всю жизнь (он) остался в памяти такой справедливый и честный, каким нам его рисовали в течение более трех десятилетий… И теперь, когда узнали о его крупнейших недостатках, трудно, очень трудно погасить в сердце эту … любовь, которая укоренилась во всем организме»

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова, и напишите фамилию советского военачальника:

«В день двадцатилетия победы над Германией уже восьмой год находившийся в отставке (он) впервые вместе с другими маршалами занял свое место за столом президиума торжественного заседания. … Когда … среди имен других военачальников было названо его имя, уже много лет не произносившееся ни с одной трибуны, в зале возникла стихийная овация… Ему аплодировали с такой силой и единодушием, что в этот день и час была наконец восстановлена историческая справедливость, которой в душе всегда упорно жаждут люди, несмотря ни на какие привходящие обстоятельства»

Ответ:

Поиск информации в источнике

1. Прочтите
отрывок из резолюции и укажите год ее
принятия.

«Ввиду того, что
настоящие Советы не выражают волю
рабочих и крестьян, немедленно сделать
пере­выборы Советов тайным голосованием,
причем пе­ред выборами провести
свободную предварительную агитацию
всех рабочих и крестьян… Принята
по­давляющим большинством всего
гарнизона Крон­штадта». 1) 1918 г. 2)
1921 г. 3) 1929 г. 4) 1936 г.

2. Прочтите
отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К
крестьянству РСФСР» и укажите название
ком­плекса мер, о которых идет речь.

«…Постановлением
Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета и Совета Народных Ко­миссаров
разверстка отменяется, и вместо нее
вводит­ся налог на продукты сельского
хозяйства.

Этот налог должен
быть меньше, чем хлебная раз­верстка».

1)
Столыпинская аграрная реформа
2)
военный коммунизм 3)
новая экономическая политика

4) коллективизация
сельского хозяйства

3.Прочтите
отрывок из документа и укажите дату его
принятия.

«Союз… является
добровольным объединением равноправных
народов… за каждой республикой
обес­печено право свободного выхода
из Союза… доступ в Союз открыт всем
социалистическим советским республикам,
как существующим, так и имеющим возникнуть
в будущем, … новое, союзное государ­ство…
послужит верным оплотом против мирового
капитализма и новым решительным шагом
по пути объединения трудящихся всех
стран в Мировую Со­циалистическую
Советскую Республику».

1) 1918
г.
3)
1922 г.

2) 1920
г.
4)
1928 г.

4.Прочтите
отрывок из доклада И.В. Сталина «О рабо­те
апрельского Объединенного Пленума ЦК
и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал
этот доклад.

«…Мы имеем врагов
внутренних. Мы имеем вра­гов внешних
… Мы имели заготовительный кризис,
который уже ликвидирован. Заготовительный
кризис знаменовал собой первое серьезное
в условиях нэпа выступление капиталистических
элементов деревни против Советской
власти».

1) 1917
г.
3)
1928 г.

2) 1920
г.
4)
1937 г.

5.Прочтите
отрывок из Постановления ЦИК и СНК СССР
и укажите год, в котором оно было принято.
«В целях лучшего учета населения городов,
рабо­чих поселков и новостроек и
разгрузки этих населенных
мест от лиц, не связанных с производством
и работой в учреждениях или школах и не
занятых общественно полезным трудом
(за исключением ин­валидов и пенсионеров),
а также в целях очистки этих населенных
мест от укрывающихся кулацких, уголовных
и иных антиобщественных элементов
Цен­тральный Исполнительный Комитет
и Совет Народ­ных Комиссаров Союза
ССР постановляют:

1. Установить по Союзу ССР единую
паспортную систему на основании положения
о паспортах…»

1) 1922 г. 2) 1932 г. 3) 1941 г. 4) 1945 г.

6. Прочтите отрывок из письма М.И. Калинину
(1931 г.) и укажите название политики, о
которой идет речь.

«Мы, крестьяне-труженики и дети наши,
закале­ны на стуже и жаре, но без
всякого приюта и дикари не жили. Вот уже
5 месяцев как мы выселены и стали не
похожи на людей: питаемся травой, хлеба
нам не выдают, а заработать нам негде…
Мы… разграблены местными властями. Кто
подлежал высылке, те все дома, а мы по
личным счетам выселены».

1) раскулачивание 2)
ликвидация помещичьего землевладения
3) освоение целины

4) уравнительный передел

7. Прочтите отрывок из документа и
укажите период, к которому относится
упоминаемое в нем событие.

«Выход в свет «Краткого курса истории
ВКП(б)» является крупнейшим событием
в идейной жизни большевистской партии.
С появлением «Краткого курса истории
ВКП(б)» партия получила новое могу­чее
идейное оружие большевизма, энциклопедию
основных знаний в области марксизма-ленинизма».

1) 1920-е гг.
3) 1940-е
гг.

2) 1930-е гг.
4) 1950-е
гг.

8. Прочтите отрывок из инструкции,
данной В.И. Ле­ниным членам советской
делегации на международ­ной конференции,
и укажите название города, в ко­тором
состоялась эта конференция.

«Попытаться двинуть формулу Красина:
«Все страны признают их государственные
долги и обя­зуются возместить ущербы
и убытки, причиненные действиями их
правительств». Если и это не удастся,
идти на разрыв».

1) Версаль
3)
Мюнхен

2) Генуя
4)
Локарно

9. Прочтите отрывок из
документа и укажите фами­лию
государственного деятеля
СССР, подписавшего
упомянутый договор.

«При подписании договора о ненападении
между Германией и Союзом Советских
Социалистических Республик нижеподписавшиеся
уполномоченные обе­их сторон обсудили
в строго конфиденциальном по­рядке
вопросы о разграничении сфер обоюдных
инте­ресов в Восточной Европе. Это
обсуждение привело к нижеследующему
результату».

1) Л.Д. Троцкий
3) В.М.
Молотов

2) М.М. Литвинов
4) Г.В.
Чичерин

10. Прочтите документ и укажите название
образова­тельного учреждения, об
учебе в котором в нем го­ворится.

«Молодая республика остро нуждалась в
специа­листах… Для меня, так же как
и для тысяч других моих товарищей,
направление… которое дал проф­союз,
стало путевкой в жизнь. Для большинства…
учиться было дьявольски трудно. Почти
все мы име­ли в лучшем случае низшее
образование… Окончив его, я поступил
в Институт сельского хозяйства».

1) рабфак
3)
комбед

2) совнархоз
4)
фабзавком

11. Прочтите документ и укажите название
художествен­ного метода, в нем
охарактеризованного.

«Представьте себе, что строится дом, и,
когда он будет выстроен, это будет
великолепный дворец. Но он еще не
достроен, и вы нарисуете его в этом виде
и скажете: «Вот ваш социализм», —
вы скажете правду. Но… эта правда в
самом деле неправда… Правду мо­жет
сказать только тот, кто понимает, какой
строится дом, как строится, и кто понимает,
что у него будет крыша… Правда — это
завтрашний день».

1) соцреализм
3)
неоклассицизм

2) постмодернизм
4) эгофутуризм

Задания с кратким
ответом

Установление
хронологической последовательности

1. Расположите следующие события
экономической ис­тории СССР 1920-1930-х
гг. в хронологической по­следовательности.
Запишите буквы, которыми обо­значены
события, в правильной последовательности
в таблицу.

A) переход к новой экономической
политике (нэпу) Б) ввод в эксплуатацию
Сталинградского тракторно­го завода
B) принятие первого пятилетнего
плана развития народного хозяйства
СССР Г) денежная реформа,
введение свободно конверти­руемого
золотого червонца

2. Расположите понятия, термины,
аббревиатуры в хронологической
последовательности их появления.
Запишите буквы, которыми обозначены
понятия,

термины, аббревиатуры, в правильной
последова­тельности в таблицу.

А)раскулачивание Б)
стахановец В) ВЧК
Г) Совет Народных Комиссаров

3. Расположите следующие
термины, понятия, связан­ные с внешней
политикой, международным положе­нием
нашей страны в первой половине XX
в., в хро­нологической последовательности
их возникновения. Запишите буквы,
которыми обозначены термины, понятия,
в правильной последовательности в
таб­лицу.

A) антигитлеровская коалиция Б) система
коллективной безопасности

B) «полоса дипломатического признания»
Г) Антанта

1 Расположите следующие произведения
в хронологи­ческой последовательности
их создания. Запишите буквы, которыми
обозначены произведения, в пра­вильной
последовательности в таблицу.

A) фильм СМ. Эйзенштейна «Александр
Невский» Б) роман М.А. Шолохова «Тихий
Дон»

B) балет И.Ф. Стравинского
«Жар-птица» Г) поэма
А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Прочтите отрывок из доклада Главного командования В.И. Ленину и Реввоенсовету Республики. К какому периоду истории страны относятся описанные в документе события? Назовите перечисленных в отрывке противников советской власти (имя, фронт боевых действий). Какая причина слабости Белого движения указана в документе? Какие еще причины поражения Белого движения Вы знаете?

…Все эти факторы, в связи с предстоящими агрессивными действиями войск Антанты, выступлением Добровольческой армии на юге и сильным нажимом эсто-финских белогвардейских войск в Эстляндии, с угрозой Петрограду, потребовали образования новых фронтов и повели к значительному увеличению вооруженных сил Республики… Если еще в настоящее время мы одерживаем крупные успехи на всех фронтах протяжением в 8 тысяч верст с теми ничтожными силами, которые имеем, то это происходит от того, что против нас действует разрозненный материально и духовно противник, не объединенный под одним началом, и который, как на востоке, так и на юге и западе, не успел еще сам сорганизоваться…

Ответ

Гражданская война 1918-1920 гг. Добровольческая армия во главе с А. Деникиным — Южный фронт; Н. Юденич — Северо-Западный фронт.

В документе как одна из причин слабости Белого движения указано отсутствие единства среди его руководителей.

Дополнительные причины поражения Белого движения:

1) отсутствие четкой политической, привлекательной для масс программы;
2) отсутствие единого антибольшевистского фронта;
3) отсутствие поддержки Белого движения со стороны крестьянства;
4) большевистский террор, возведенный в принцип государственной политики;
5) недостаточная помощь Белому движению со стороны Антанты;
6) низкий моральный дух белой армии.

Опубликовано: 18.06.2020
Обновлено: 18.06.2020

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

Всеобщая история

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задания № 12

1. Прочтите отрывок из выступления В.И.Ленина в 1922 году. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

«Новая экономическая политика»! Странное название. Эта политика названа новой экономической политикой потому, что она поворачивает назад. Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы сначала отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед…

Ни одного лозунга, которым мы вчера выучились, мы не забудем. Это можем совершенно спокойно, без всякой тени колебания, сказать кому угодно, и наш каждый шаг это говорит. Но мы должны еще приспособиться к новой экономической политике».

  1. Данная политика проводилась после «военного коммунизма»
  2. Одной из составляющих этой политики была индустриализация
  3. После НЭПа наступает время «оттепели»
  4. В тот же год, когда было выступление, был образован СССР
  5. НЭП предполагал развитие товарно-денежных отношений
  6. Данная политика предполагала раскулачивание зажиточных крестьян

Комментарии: При рассмотрении данного отрывка следует вспомнить экономические политики советской власти и дату образования СССР. Я бы рекомендовала записать их себе на черновик и сделать выводы. «Военный коммунизм», НЭП, коллективизация, восстановление экономики, «оттепель»…сразу выделяем цифры 1 и 4.Далее рассуждаем. Раскулачивание это коллективизация, она проходила вместе с индустриализацией. Значит исключаем ответы 2 и 6. Получаем ответ: 145

2. Прочтите высказывание У.Черчилля о событии, произошедшем во второй половине 1930-х годов. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

«В умах русских калёным железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, ещё не закончив мобилизацию. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчётливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».

  1. Речь в отрывке идет о событиях Гражданской войны
  2. Автор отрывка был на посту премьер-министра Великобритании с 1940-1945 гг.
  3. Данное событие, о котором говорит Черчилль, вошло в историю как пакт Молотова-Риббентропа
  4. В этот период главой наркомата иностранных дел был Литвинов
  5. Верховным командующим в 1914 году был А.Брусилов
  6. Одним из последствий данного события было падение авторитета СССР

Комментарии: Работая над этим отрывком, следует понимать, какие события прошли во второй половине 30-х годов. Это столкновения с Японией, но тогда слова О Польше и Прибалтике сюда не относятся. Еще одно событие — это подписание пакта Молотова – Риббентропа в 1939 году. Значит, выбираем цифры 3 и 6, а цифра 4 не подходит. Гражданская война была раньше, убираем и ее. Остаются 2 и 5. Вспоминаем, что с именем Брусилова связан знаменитый прорыв в годы Первой мировой войны, а не командование всей армией.

Получаем ответ: 236

3. Прочтите текст телеграммы ЦК ВКП (б) в ЦК нацкомпартий, крайкомам и обкомам ВКП (б), 11 июля 1937г. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В связи с происходящим судом над шпионами и вредителями Тухачевским, Якиром, Уборевичем и другими ЦК предлагает Вам организовать митинги рабочих, а где возможно, и крестьян, а также митинги красноармейских частей и выносить резолюцию о необходимости применения высшей меры репрессий. Суд, должно быть, будет окончен сегодня ночью. Сообщение о приговоре будет опубликовано завтра, т. е. двенадцатого июня…» Секретарь ЦК Сталин

  1. Глава государства в этот период В.И.Ленин
  2. Перечисленные в тексте телеграммы фамилии являлись командующими Красной Армии.
  3. Время, которое описывается в документе вошло в историю как «большой террор».
  4. Незадолго до событий, описанных в тексте, была принята Конституция СССР.
  5. Главой НКВД в тот момент являлся В.Молотов
  6. Высшей мерой наказания для шпионов и вредителей предусматривалось 10 лет без права переписки

Комментарии: Прежде всего, вспоминаем даты правления Ленина и Сталина. Убираем цифру 1. Далее вспоминаем годы «большого террора», год принятия Конституции. Выбираем цифры 3 и 4. Остаются цифры 2,5,6. Молотов подписывал пакт о ненападении, значит, он связан с внешней политикой. Убираем 5.

Получаем ответ: 234

4. Прочитайте отрывок из статьи В.Хотеенкова «Министерство образования России: страницы истории. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

«Граф С.Уваров был единственным из министров, который по дарованиям, образованности и либеральному образу мыслей заслуживал и способен был занимать этот пост. «Везде личность его выходила рельефно из ряда даже самой просвещенной среды. Он был общителен, любил возбуждать прения, живая и глубокая речь его убеждала каждого, что она есть выражение мысли, труда и науки». Министр считал. Что для сохранения благосостояния и могущества России необходимо «приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, нашему народному духу».

  1. Императором при министре был Николай I
  2. С.Уваров являлся министром идеологии России
  3. Министр высказывал идею о нерушимости самодержавия, православия и крестьянства
  4. С.Уваров входил в состав Негласного комитета
  5. Правящий император этого периода времени, принял решение о кодификации законов
  6. При этом правящем императоре была введена денежная единица – серебряный рубль

Комментарии: Для того, что бы решить это задание, необходимо вспомнить первую половину 19 века. Расположить даты правления императоров этого времени. Это Александр I и Николай I. При Александре собирался Негласный комитет, куда Уваров не входил. Значит это не цифра 4.

При Николае проводились реформы кодификации законов, денежная и крестьянская. Значит, оставляем цифры 1,5,6. Что бы проверить себя, вспоминаем теорию «официальной народности»: самодержавие, православие, народность.

Получаем ответ: 156

5. Прочитайте отрывок из статьи А.Преснякова «Образование великорусского государства». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

«Подлинным организатором великорусского государства признают Ивана III Васильевича. Но он строил свое большое политическое здание на крепко залаженном фундаменте. И сам он, в общем политическом типе и во всех основных стремлениях своих, питомец последнего десятилетия правления отца, когда юный княжич приобщен к политической жизни, шедшей под знаком упорной борьбы за власть…Мероприятия эти сразу получили более широкое значение – ликвидация основ удельно-вотчинного строя, перестройки на новых основаниях политического властвования над Великороссией…».

  1. Речь идет о сыне Василия III
  2. Князь, о котором идет речь в отрывке, принял Судебник
  3. Под словами «ликвидация основ удельно-вотчинного строя» имеется в виду присоединение Новгорода и Твери
  4. Князь проиграл битву на р. Угре
  5. Окончательное политическое и территориальное объединение страны будет завершено в начале 16 века
  6. При этом князе появляется первая печатная книга

Комментарии: Работая над этим текстом, необходимо вспомнить годы правления Ивана Великого и его направления деятельности. Это ликвидация ига, присоединение Новгорода и Твери, издание Судебника. Значит, оставляем цифры 2,3. С цифрой 4 надо быть осторожными. Кто внимательно не читает ответ, сразу выберет ее, увидев Угру. Но в задании написано проиграл битву, а не выиграл. Убираем цифру 4. Остаются 1,5,6. Первая печатная книга издана при Грозном, значит и не цифра 6. Отцом Грозного был Василий III.

Получаем ответ: 235

Иллюстративный материал

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

1. Какие суждения о данном памятнике культуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Изображение 1

  1. Изображенная церковь относится к шатровому стилю
  2. Церковь построена в честь рождения Ивана Грозного
  3. Архитекторами памятника являются Барма и Постник
  4. Памятник архитектуры был возведен в 15 веке
  5. Изображенная церковь относится к стилю рококо

Комментарии: К 16 веку относятся два известных памятника, церковь Вознесения в честь рождения ивана грозного и собор Василия Блаженного, который построили Барма и Постник, в честь взятия Казани. Это и надо вспомнить. Убираем цифры 3 и 4, оставляем 2. Стиль рококо относится к 18 веку.

Получаем ответ: 12

Какие из представленных ниже архитектурных памятников относятся к тому же периоду, что и изображенный выше. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники культуры.

1. Изображение 2

2. Изображение 3

3. Изображение 4

4. Изображение 5

Ответ: 12

2. Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Изображение 6

  1. Военный деятель, изображенный на марке, был внуком Сергия Радонежского
  2. Военный деятель, изображенный на марке, родился в 14 веке
  3. Битва, которой посвящена марка, закончилась победой русского войска.
  4. Куликовская битва положила конец ордынскому игу.
  5. Президентом РФ на момент выпуска марки, был Ельцин Б.Н.

Комментарии: Что бы решить это задание, вспоминаем все о Куликовской битве. Сергий Радонежский был настоятелем монастыря, значит, убираем цифру 1. Куликовская битва закончилась разгромом войск Мамая, но еще 100 лет иго будет существовать. Значит, убираем цифру 4, оставляем 3. Остаются 2 и 5. Здесь на выбор учащихся, что он знает: либо годы правления Ельцина, либо Донского.

Получаем ответ: 23

3. Кто, из представленных ниже, были героями события, в память о котором была выпущена данная марка?

1. Изображение 7

2. Изображение 8

3. Изображение 9

4. Изображение 10

Ответ понятен по внешнему виду представленных участников.

Получаем ответ: 14.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Быть фотографом практическое руководство
  • Фасфалют гель инструкция по применению детям 5 лет
  • Напольные весы витек vt 1967 sr инструкция
  • Пылесос orbi intelligent инструкция на русском языке
  • Монтелукаст инструкция по применению для детей 5мг отзывы