Продажа авто бюджетным учреждением пошаговая инструкция

03.07.2019

В данной публикации мы ответим на вопросы читателей, касающиеся продажи автомобиля, являющего особо ценным движимым имуществом (ОЦДИ) учреждения.

Необходимо ли согласование сделки с учредителем по продаже особо ценного движимого имущества?

Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ установлено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжается этим имуществом с согласия его собственника.

Как следует из ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:

– Особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
– недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Исключение предусмотрено п. 13, 14 ст. 9.2, абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ в отношении крупной сделки, размещения денежных средств на депозитах, сделки с ценными бумагами и сделки с заинтересованностью.

К сведению: для бюджетных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% балансовой стоимости активов организации, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководитель учреждения (продавец) связан с руководителем покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями (п. 1 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, поскольку автомобиль в учреждении является особо ценным движимым имуществом, бюджетному учреждению необходимо получить согласие учредителя на его продажу. Отметим, что федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Например, для подведомственных учреждений названный порядок утвержден Приказом Росздравнадзора от 28.03.2011 № 1495-Пр/11. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Необходима ли оценка автомобиля для его продажи?

Реализация имущества бюджетного учреждения осуществляется по рыночной стоимости. В случае продажи государственного (муниципального) имущества, в том числе автомобиля, проведение оценки обязательно (ст. 8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона № 135-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

– цель оценки;
– описание объекта или объектов оценки, позволяющее осуществить их идентификацию;
– вид определяемой стоимости объекта оценки;
– размер денежного вознаграждения за проведение оценки;
– дата определения стоимости объекта оценки;
– сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика в соответствии с данным законом;
– наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации;
– указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки.

В силу ст. 11 Закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Итоговая величина рыночной стоимости автомобиля, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Она действительна в течение шести месяцев (см. ст. 12 Закона № 135-ФЗ).

Необходимо ли проводить торги по продаже автомобиля учреждением?

Случаи, когда из закона прямо следует, что торги проводить не нужно, определены в ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. В соответствии с положениями статьи данная процедура не нужна, если автомобиль покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который брал его в аренду у учреждения, поскольку законом за ним закреплено преимущественное право покупки.

К тому, что торги можно не проводить, склоняются некоторые суды при рассмотрении споров между государственными учреждениями и федеральной антимонопольной службой. Так, в Постановлении АС МО от 26.10.2016 № Ф05-7370/2015 по делу № А40-129135/12 арбитры отметили следующее. Исходя из ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, осуществляется исключительно по результатам проведения конкурса или аукционов. Поскольку в законе речь идет о проведении торгов только в отношении договоров, которые предусматривают переход прав владения или пользования, но не переход права собственности, заключение договоров, направленных на переход права собственности, данным законом не регулируется. В связи с вышесказанным такой договор и не должен заключаться по итогам проведения торгов (Определением ВС РФ от 31.03.2017 № 305-ЭС16-21019 в пересмотре дела № А40-129135/12 отказано).

Однако ФАС считает продажу имущества, находящегося в оперативном управлении, без торгов незаконной государственной или муниципальной преференцией (см. Письмо от 05.08.2013 № АГ/30312/13). Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем провести торги либо получить в ФАС согласие на продажу автомобиля без торгов.

Как отразить в учете реализацию и списание автомобиля учреждением?

После того как учреждение осуществило все установленные выше процедуры (оценку имущества, согласование с учредителем сделки по продаже автомобиля, проведение торгов), в учете оформляется выбытие автомобиля.

К сведению: в Письме от 20.09.2018 № 02-07-08/67685 Минфин обратил внимание на п. 52 Инструкции № 157н. Из данного пункта следует, что отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств возможно при наличии согласованного с учредителем решения и утверждающей надписи руководителя учреждения. До утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

По общему правилу реализация легкового автомобиля оформляется актом о списании автомобиля учреждением (ф. 0504105, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н). К нему в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта. Данный документ служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства. Дополнительно отметим, что проданный автомобиль подлежит снятию с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»). Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании автомобиля учреждением в специально отведенном поле.

Выбытие автомобиля в учреждении при его реализации отражается по балансовой стоимости бухгалтерской записью по дебету счетов 410425411, 440110172 и кредиту счета 410125410 (п. 12 Инструкции № 174н).

В соответствии с п. 12.1 Порядка № 209н доходы от реализации основного средства отражаются по статье 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ. Начисление дохода от реализации автомобиля отражается по дебету счета 2 205 71 56x и кредиту счета 2 401 10 172 (п. 150 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность уплаты НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация автомобиля в учреждении подлежит обложению НДС. Ввиду того, что реализуемое имущество ранее приобретено за счет средств учредителя (КВФО 4) и учитывалось по стоимости с учетом НДС, налоговая база при его реализации определяется как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и остаточной стоимостью реализуемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Если остаточная стоимость автомобиля на момент его реализации равна нулю, налоговая база будет равна цене реализации (с учетом НДС) (п. 3 ст. 154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 07.10.2013 № 03-07-11/41428). Сумма налога в данном случае определяется по расчетной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Для справки: в соответствии с п. 9 Порядка № 209н операции по начислению налогов, объектом обложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, относятся на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Начисление НДС при реализации автомобиля в учреждении отражается по дебету счета 240110189 и кредиту счета 230304731 (п. 131 Инструкции № 174н).

Возникает ли обязанность по уплате налога на прибыль?

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации автомобиля (без учета НДС) признается доходом бюджетного учреждения. Начисление налога на прибыль отражается бухгалтерской записью по дебету счета 2 401 10 189 и кредиту счета 2 303 03 731 (п. 131 Инструкции № 174н).

В случае реализации автомобиля учреждение вправе уменьшить доходы от такой операции на сумму расходов на его оценку в силу пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.

Отметим, что в соответствии с порядками № 132н,209н расходы на оплату услуг оценщика отражаются:

– по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» (п. 51.2.4.4 Порядка № 132н);
– по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

В бухгалтерском учете сумма указанных расходов отражается записью по дебету счета 2 401 20 226 и кредиту счета 2 302 26 73x (п. 174 Инструкции № 174н).

В то же время необходимо отметить, что в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, если организация осуществляет образовательную и (или) медицинскую деятельность, она вправе применить нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении условий, перечисленных в п. 1, 3 данной статьи.

Рассмотрим порядок отражения операции по реализации автомобиля на примере.

Пример.

Бюджетным учреждением реализован автомобиль балансовой стоимостью 1 600 000 руб. Амортизационные отчисления по автомобилю составили 600 000 руб. Согласие на продажу имущества от учредителя получено. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость – 1 200 000 руб. Расходы на оценку – 10 000 руб. (без НДС), выплата произведена иной нефинансовой организации. Автомобиль продан физическому лицу.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы по оценке автомобиля

2 401 20 226

2 302 26 734

10 000

Оплачены услуги по оценке имущества

2 302 26 834

2 201 11 610
18

10 000

Начислен доход от реализации автомобиля

2 205 74 567

2 401 10 172

1 200 000

Начислен НДС
((1 200 000 – 1 000 000) руб. x 20/120)

2 401 10 189

2 303 04 731

33 333,33

Списан с учета автомобиль при его выбытии

4 401 10 172

4 104 25 411

4 101 25 410

4 101 25 410

1 000 000

600 000

Начислен налог на прибыль
((1 200 000 – 33 333,33 – 10 000) руб. x 20%)

2 401 10 189

2 303 03 731

231 333,34

Мухин С.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Иногда учреждения принимают решения о реализации основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в том числе автомобилей. О некоторых особенностях таких хозяйственных операций расскажем в нашей статье.

Правовые аспекты

На законодательном уровне права государственного или муниципального учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, ограничены.

Так, казенные учреждения должны в обязательном порядке согласовывать с собственником продажу любого принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Бюджетные и автономные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться только ОЦДИ, закрепленным за учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных на это собственником, а также любым недвижимым имуществом (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Также отметим, что сделки по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, могут относиться к категории крупных или сделок с заинтересованностью и требовать дополнительного согласования (одобрения) уполномоченным органом.

Таким образом, при реализации транспортного средства необходимо учитывать тип учреждения, группу имущества, к которой отнесен автомобиль, размер совершаемой сделки.

Некоторые «предпродажные» особенности учета

В случаях, когда авто продается другой организации бюджетной сферы никаких необычных моментов в учете не будет. Однако если транспорт реализуется коммерческой организации или физическому лицу, то здесь есть свои тонкости, о которых надо знать и помнить.

При принятии решения об отчуждении автомобиля не в пользу организаций бюджетной сферы такой объект основных средств учитывается по справедливой стоимости (п. 29 Стандарта «Основные средства»). Это обстоятельство влечет за собой обязательную переоценку реализуемого объекта до его справедливой стоимости с применением подстатьи 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ. Кроме того пересчитывается также и сумма накопленной амортизации.

Результат такой переоценки должен обособленно раскрываться в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 30 Стандарта «Основные средства»).

Внимание! Если учреждения могут продавать транспортные средства, закрепленные за ними на праве оперативного управления, только при получении согласия собственника этого имущества, то справедливая стоимость устанавливается исключительно независимым оценщиком (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

«Вишенка на торте»

Есть еще один важный момент, который хочется озвучить. Местом нахождения транспортных средств признается место нахождения учреждения, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство (см. письмо Минфина России от 11.03.2020 N 03-02-07/2/18031). Логично, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы автомобили (ст. 357 НК РФ). В свою очередь, сведения о лицах, на которых зарегистрированы авто, представляются в ИФНС органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (письмо ФНС от 24.09.2020 N СД-4-21/15639@).
Все просто и предельно ясно, но оказывается, что не всегда. Приведем наглядный пример, взятый из судебного решения в отношении унитарного предприятия (см. постановление Восемнадцатого ААС от 24.12.2021 по делу N А76-21116/2021).
Реализовав транспортные средства, МУП перестало платить транспортный налог, посчитав, что на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи более не является собственником и владельцем транспортных средств. Увы, этого было недостаточно…
Получилось так, что покупатель своевременно не зарегистрировал автомобили в органах ГИБДД, а продавец не подал заявление в качестве прежнего владельца о прекращении регистрации в отношении отчужденных транспортных средств. А ведь автомобиль является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования.
Итоги – сделка расторгнута, автомобили изъяты и переданы органу местного самоуправления, налоговым органом доначислен транспортный налог и пени, выписан штраф. МУП подало в суд, который был проигран.

Учет доходов от реализации авто

Как правило, начисление доходов от реализации транспортных средств отражается по дебету счета 0 205 71 000 и кредиту счета 0 401 10 172 в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров. Однако если условия договора купли-продажи предусматривают рассрочку платежа и переход права собственности на объект после полной оплаты, то доходы начисляются уже с применением счета 0 401 40 172.

На подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ относятся операции, которые формируют финансовый результат от реализации активов, в частности, основных средств. Вместе с тем для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 172 КОСГУ не используется (п. 9.7.2 Порядка N 209н). Доходы от продажи автомобилей следует относить на АнКВД 410 и статью 410 КОСГУ.

Средства от продажи имущества казенного учреждения не являются собственными доходами учреждения, а подлежат перечислению в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41 БК РФ). А вот с бюджетными и автономными учреждениями ситуация обстоит несколько иначе. Операции по реализации имущества (за исключением недвижимости) относятся к приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения. В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение такого учреждения (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ), в том числе от продажи транспортных средств.

Послесловие

Казалось бы, продажа автомобилей является достаточно стандартной и несложной хозяйственной ситуацией для ее отражения в учете организаций бюджетной сферы. Вместе с тем везде есть свои нюансы. Поэтому необходимо учитывать многие факторы (к примеру, кому продается авто, какова цена реализации, необходимость независимой оценки и др.) при осуществлении таких сделок. Кроме того при продаже транспортных средств будьте внимательны в отношении своевременного снятия с регистрационного учета автомобиля, потому что именно это действие признается основанием для прекращения взимания транспортного налога.


Опубликовано 16.03.2022

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Продажа автомобиля бюджетным учреждением

Продажа автомобиля бюджетным учреждением

Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа автомобиля бюджетным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 14.04.2023)3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Учет доходов от реализации ОС: справочник бухгалтера-бюджетника

В каких случаях при реализации основных средств требуется согласование с собственником имущества?

При принятии бюджетным или автономным учреждением решения о реализации имущества необходимо получить согласие собственника:

— в случае реализации недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение (ч. 2, 3 ст. 298 ГК РФ);

— в случае соответствия сделки критериям признания ее крупной (стоимость отчуждаемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки) (ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ, п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ).

Порядок согласования распоряжения имуществом бюджетного или автономного учреждения устанавливается его учредителем (собственником).

Нужно ли определять справедливую стоимость реализуемого объекта ОС и осуществлять его переоценку?

Если объект основных средств планируется продать физическому или юридическому лицу (за исключением организаций бюджетной сферы), необходимо определить его справедливую стоимость методом рыночных цен. В этом случае осуществляется переоценка объекта до справедливой стоимости (п. 29 СГС «Основные средства«[1], п. 28 Инструкции №157н[2]).

Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 СГС «Основные средства», п. 28 Инструкции №157н).

Как учитывать амортизацию при переоценке объектов ОС до справедливой стоимости?

При переоценке объекта основных средств (в том числе при их реализации) сумма накопленной амортизации, исчисленная на дату переоценки, учитывается одним из следующих способов, закрепляемых учреждением в учетной политике (п. 41 СГС «Основные средства»):

1. Производится пересчет накопленной амортизации, при котором накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта основных средств таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. Указанный способ предусматривает увеличение (умножение) балансовой стоимости и накопленной амортизации на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.

2. Накопленная амортизация, исчисленная на дату переоценки, вычитается из балансовой стоимости объекта основных средств, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива. Указанный способ пересчета накопленной амортизации предусматривает, что накопленная амортизация, исчисленная до проведения переоценки, относится на уменьшение балансовой стоимости объекта основных средств (по кредиту соответствующих балансовых счетов учета ОС) с отражением увеличения остаточной стоимости объекта основных средств по дебету соответствующих балансовых счетов учета основных средств на суммы дооценки ее до справедливой стоимости. С момента переоценки названным способом по объекту основных средств начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента переоценки.

Как отразить в бухгалтерском учете доходы от реализации и связанные с ними операции?

Согласно п. 47 СГС «Основные средства» доходы, причитаю­щиеся к получению при выбытии объекта основных средств, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости.

К доходам, возникающим в результате продажи основных средств, СГС «Доходы» (утвержден Приказом Минфина РФ от 27.02.2018 №32н) не применяется (п. 4 указанного стандарта).

Начисление доходов от реализации основных средств отражается по подстатье 172 «Доходы от выбытия активов» КОСГУ (п. 9.7.2 Порядка №209н[3]). Для этих целей применяется следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 2 205 71 56х

Кредит счета 2 401 10 172

Для отражения кассовых поступлений от реализации основных средств используется статья 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 12.1 Порядка №209н). Данная операция отражается следующим образом:

Дебет счетов 2 201 11 510, 0 201 21 510, 0 201 27 510, 0 201 34 510 (статья 410 КОСГУ)

Кредит счета 2 205 71 66х

Операции, отражающие финансовый результат от переоценки основных средств, относятся на подстатью 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» КОСГУ (п. 9.7.6 Порядка №209н). В случае дооценки объекта (увеличения остаточной стоимости до справедливой стоимости) применяется следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 0 101 хх 310

Кредит счета 0 401 10 176

В настоящее время данная бухгалтерская запись предусмотрена в проектах изменений в инструкциях №174н[4], 183н[5] (размещены на сайте regulation.gov.ru). До утверждения данных поправок порядок отражения этой операции необходимо предусмотреть в учетной политике учреждения по согласованию с учредителем (финансовым органом).

В этих же проектах предусмотрена обратная бухгалтерская запись в случае уменьшения остаточной стоимости объекта до справедливой стоимости.

Однако стоит отметить, что в соответствии с СГС «Обесценение активов«[6] в случае, если остаточная стоимость объекта основных средств превышает его справедливую стоимость, в бухгалтерском учете отражается убыток от обесценения.

Тут возникает вопрос: нужно ли при реализации объекта ОС отражать в учете уменьшение его остаточной стоимости до справедливой стоимости и начисление убытка от обесценения актива?

По нашему мнению, если при реализации объекта основных средств его остаточная стоимость превышает справедливую стоимость, в бухгалтерском учете отражается следующая корреспонденция счетов:

Дебет счета 0 401 10 176

Кредит счета 0 101 хх 310

Убыток от обесценения в этом случае не начисляется.

По общим правилам выявление признаков обесценения активов осуществляется при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а начисление убытка — по результатам инвентаризации.

Однако если убыток был начислен ранее, то в бухгалтерском учете при переоценке реализуемого объекта основных средств убыток списывается с учета наряду с начисленной амортизацией.

Операции по начислению и уплате налога на прибыль отражаются по подстатье 189 «Прочие доходы» КОСГУ. Начисление НДС — по подстатьям, относящимся к доходам, по которым показаны доходы текущего финансового периода с учетом налога на добавленную стоимость. При этом операции по уплате НДС отражаются по подстатье 189 КОСГУ (п. 9 Порядка №209н).

Автономное учреждение спорта по согласованию с учредителем реализует физическому лицу автомобиль (особо ценное движимое имущество). Первоначальная стоимость реализуемого автомобиля составила 750 000 руб., амортизация по нему начислена в размере 625 000 руб. Справедливая стоимость автомобиля, определенная методом рыночных цен, — 250 000 руб.

В учетной политике учреждения закреплен способ учета амортизации при переоценке основных средств методом пересчета остаточной стоимости актива до справедливой стоимости. Амортизация на оставшийся срок полезного использования не начислялась в связи с тем, что автомобиль реализован в том же месяце, в котором проведена его оценка и отражена переоценка остаточной стоимости до справедливой стоимости.

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена переоценка (дооценка) автомобиля до справедливой стоимости

(250 000 руб. — (750 000 — 625 000) руб.)*

4 101 25 310

4 401 10 176

125 000

Списана ранее начисленная амортизация

4 104 25 411

4 101 25 410

625 000

Списан реализованный автомобиль (в сумме переоцененной (остаточной) стоимости**

4 401 10 172

4 101 25 410

250 000

Отражена корректировка расчетов с учредителем в части выбывшего ОЦДИ на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с уведомлением учредителя (методом «красное сторно»)***

4 401 10 172

4 210 06 661

(750 000)

Начислен доход от реализации автомобиля физическому лицу

2 205 71 567

2 401 10 172

250 000

Начислен НДС

2 401 10 172

2 303 04 731

41 667

Начислен налог на прибыль

2 401 10 189

2 303 03 731

50 000

Поступили доходы от реализации автомобиля в кассу

2 201 34 510

(статья 410 КОСГУ)

2 205 71 667

250 000

*

Данную корреспонденцию счетов рекомендуем согласовать с финансовым органом или учредителем. В настоящее время подготовлены проекты изменений в инструкциях №174н, 183н, в которых указанная корреспонденция счетов уже пре­дусмотрена.

** Списание автомобиля следует отражать на основании оформленного акта о списании (с отметкой учредителя о согласовании списания) и акта о приеме-передаче (в рамках договора купли-продажи) на дату его передачи новому собственнику.

*** Согласно проектам изменений в инструкциях №174н, 183н для отражения данной операции предусмотрена обратная корреспонденция счетов:

Дебет счета 0 210 06 561

Кредит счета 0 401 10 172.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.

[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[3] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[4] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[6] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 259н.

Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении

Вы должны провести оценку такого имущества в двух случаях:

  • если продаете его арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, который имеет преимущественное право на покупку (ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ);
  • если на продажу требуется согласие собственника (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Для этого заключите договор с оценщиком или оценочной организацией. Это нужно сделать:

  • казенному учреждению или предприятию по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 223-ФЗ, если у него есть положение о закупках и услуги оценщика оплачиваются небюджетными средствами (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • бюджетному учреждению по Закону N 44-ФЗ в остальных случаях (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
  • автономному учреждению по Закону N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.

По результатам оценки исполнитель обязан предоставить отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение шести месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).

Типового договора купли-продажи государственного или муниципального имущества нет. Возможно, такой договор утвердил ваш учредитель. Если нет, то укажите в проекте договора как минимум следующее:

  • реквизиты решения собственника о согласии на продажу имущества. Если такого решения пока нет, оставьте пустую строку;
  • условия, которые покупатель должен выполнить, если проводится конкурс, и неустойку за их нарушение;
  • ссылку на охранное обязательство, если продается объект культурного наследия.

Если казенное предприятие продает недвижимость арендатору — субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).

Во всем остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ о купле-продаже и продаже недвижимости.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс  

Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нольпаза уколы инструкция по применению цена
  • Руководство русско 2020
  • Инструкция к лекарству арбидол в таблетках взрослым
  • Как принимать амоксиклав 875 125 взрослым при ангине инструкция
  • Hyundai palisade руководство по эксплуатации