Проект руководства по истории

Информация о материале
Опубликовано: 18 сентября 2020
Просмотров: 32869

Gроект усовершенствованной Концепции преподавания учебного курса «История России»

Рабочая группа под руководством сопредседателя Российского исторического общества, академика РАН, научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна завершила подготовку проекта усовершенствованной Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

Она является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе.

С 2014 года основные методологические и содержательные подходы к преподаванию истории России определяются созданной по поручению Президента РФ Владимира Путина Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Концепция УМК 2014 года) и входящим в её состав Историко-культурным стандартом. Их разработка и внедрение стали важным шагом в развитии системы образования России. При этом анализ реализации Концепции УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой РИО с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, решение которых позволит существенно улучшить качество преподавания истории России в школах.

Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги – Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей.

В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности:

  • Распространение линейного принципа преподавания истории(применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10-х классах) на всю старшую школу.

    Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.

  • Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.
  • Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Такие шаги требуются для завершения формирования единого образовательного пространства. Сами региональные пособия должны соответствовать Концепции и Историко-культурному стандарту.
  • Конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о

    выделении из данного курса в 4-м классе курс «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.

    Это поможет обеспечить преемственность между историческими сведениями, получаемыми учащимися в начальной школе (в курсе «Окружающий мир»), и курсом «История России» в основной и средней школе.

  • Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия Историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества.
  • Разработка плана по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников основной и средней школы. В качестве пилотного проекта целесообразно введение для всех выпускников обязательной контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА.
  • Совершенствование системы повышения квалификации учителей.

Необходимо принять меры по совершенствованию подготовки учителей истории в педагогических вузах.

Документ дополняет положения действующей Концепции УМК 2014 года и развивает их применительно к реальной учебной практике.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетенций учащихся.

Важным этапом внедрения Концепции в школьное образование станет утверждение документа Министерством просвещения Российской Федерации.


Напомним, в 2013 году Российское историческое общество завершило масштабную работу над Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, центральным структурным компонентом которой был ИКС. Этот документ лёг в основу нескольких новых линеек учебников с 6-го по 10-й класс, поступивших в школы в 2015 году. На сегодняшний день учебниками, соответствующими Концепции по отечественной истории, обеспечены 96,7% обучающихся в нашей стране. Начало процесса создания Концепции было положено поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Российской академией наук, а также при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы.


Первое поколение школьников, прошедших полный курс обучения по учебникам, основанным на Концепции УМК 2014 года, будет сдавать единый государственный экзамен по истории в 2021 году. Сегодня специалисты положительно оценивают внедрение Историко-культурного стандарта, отмечая, что это способствовало позитивной динамике в качестве исторического образования. Так, Рособрнадзор Осообщил, что в 2020 году результаты ЕГЭ по истории улучшились по сравнению с 2019 годом. Средний тестовый балл вырос на 1,5 балла и составил 56,4. Доля высокобалльников, набравших 81–100 баллов на ЕГЭ, выросла на 4,5%. 614 участников получили на ЕГЭ по истории максимальные 100 баллов. Доля участников, не преодолевших минимальную границу баллов, немного сократилась и составила 7,5%. Сдавали ЕГЭ по истории в 2020 году более 102 330 человек.

Усовершенствованная Концепция преподавания учебного курса
«История России»

Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

День Карамзина прошел в музее‑усадьбе «Остафьево»

75 лет Победы. Завершение Второй мировой войны на Дальнем Востоке

В Музее истории российской литературы открылась выставка к 125-летию Есенина

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

2021

Паспорт методических рекомендаций

Методические рекомендации содержат указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для обучающихся МБОУ Лицея №4

В рекомендациях представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов – подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое пособие предназначено для реализации требований к формированию общих компетенций студентов.

Индивидуальный проект выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Темы для проектов сформированы на основе примерной программы учебной дисциплины «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для реализации основной образовательной программы.

        Цель:

— сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

— выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— сформировать навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

— выработка способности постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности, способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня каждому члену современного общества.

I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать последовательность ее выполнения:

  1. Выбрать из предложенного списка тему индивидуального проекта.
  2. Подобрать и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники, интернет-сайты, статьи и т.д.).
  3. Составить список использованной литературы.
  4. Определить структуру работы (составить план)
  5. Обосновать актуальность темы индивидуального проекта
  6. Оформить введение, основную часть и заключение работы
  7. Подготовить и оформить приложения
  8. Оформить титульный лист
  9. Представить работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при наличии вопросов)
  10. Подготовить презентацию
  11.  Подготовиться к защите индивидуального проекта

II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект  предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы, который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана индивидуального проекта.

III. СТРУКТУРА РАБОТЫ

Введение

Основное содержание

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Введение является важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.
  • Обоснование актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос «почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно исследовать эту тему,  чем она значима для текущего момента, для современной ситуации».
  • Определение объекта и предмета исследования.

Объект — реальность, которая существовала (существует) независимо от исследователя

Предмет — часть объекта, включенная в познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному изучению.

Пример: объект — общественное движение в России в XIX в.

Предмет — революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

  • Постановка цели.

        Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата.  Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

  • Цель разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

        Основные задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не менее трех задач.

  • Обоснование методологической базы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.
  • Историография проблемы — краткий обзор литературы и источников
  • Вывод – это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над введением.

Основное содержание

Основной текст работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы, главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою очередь, не менее трех  страниц текста. То есть в целом объем главы должен составлять, как минимум, 6 страниц.

Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения  – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

  • не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);
  • при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;
  • каждая глава (параграф) начинается с новой строки;
  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки (приложение 3).

Заключение

Заключение – самостоятельная часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

  • основные выводы в сжатой форме;
  • оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Основная задача заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е. основной результат действительно получен. Основной результат должен быть соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);
  • название, подзаголовок;
  • выходные данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Пример: Левандовский А.А. Россия в XX веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. — Москва: Просвещение, 1997. — 384 с: ил. — ISBN 5-09-007612-Х

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;
  • место издания и год издания (если сборник);
  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример:

Журнал: Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков // Обществознание в школе. – 1999. — №1. – С.10-16.

Сборник: Кострова А.М. Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. / А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П. Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. –  С. 44 – 49. 

При написании индивидуального проекта могут быть использованы диссертации и авторефераты:

  • автор, название
  •   вид работы (диссертация или автореферат диссертации)
  •   научный руководитель (в диссертации)
  •  место защиты диссертации

Пример:

1. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 — начало 1950-х гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов;  АГУ. — Волгоград, 2013.- 277 с.

2. Имангалиева А. М. Деятельность профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943 — начало 1950-х гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия Мухаметжановна; АГУ. — Волгоград, 2013.- 277 с.

Интернет-ресурсы оформляются следующим образом:

  • автор, название / название книги, сборника
  •   название сайта
  •   адрес (ссылка)
  •  указание даты обращения

Пример: Маслов Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск. Богородское краеведение  [сайт]. URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html (дата обращения: 01.01.2019 г.)

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия городов.

Приложения

В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 14, междустрочный интервал – полуторный; текст форматируется «по ширине».

Поле страницы: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см; отступ красной строки – 1,25 см.

Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Объем работы – 15 — 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Заголовки печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

        Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный лист содержит следующие атрибуты (Приложение 1):

  • название учебного заведения;
  • название работы,
  • сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);
  • год выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление (Приложение 2)

Это вторая страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются.

Все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы.

Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница».

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.

V. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо заранее подготовить тезисы выступления.

  • Выступление должно быть кратким.
  • Если вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он сложен и важен, а покажите его сложность и важность.
  • Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов
  • Не пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.
  • Будьте особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.
  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.
  • Будьте доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Приложение 1.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Индивидуальный проект по истории

на тему:

«Правление Павла I (1796 — 1801 гг.)»

Преподаватель:

Костина Ю.А.

Выполнил:

2021

Приложение 2

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава I. Личность Павла Петровича Романова………………………………….7

1.1. Становление личности цесаревича Павла…………………………………..7

1.2. Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол……………………………………………………………………………..10

Глава II. Внутренняя политика Павла I …………………………………………13

2.1. Военная реформа …………………………………………………………….13

2.2. Сословная политика …………………………………………………………15

Глава III. Внешняя политика  Павла I …………………………………………..17

3.1. Антинаполеоновская политика ……………………………………………..17

3.2. Смена внешнеполитических ориентиров …………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………………..22

Список источников и литературы………………………………………………..24

Приложения

Приложение 3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

  1. Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол.

В 1796 году, в возрасте сорока двух лет, после смерти Екатерины, Павел вступил, «наконец, на отнятый у него матерью трон. Все лучшие годы жизни уже позади. Они прожиты им в тяжелой, ненормальной атмосфере, созданной Екатериной II»[1].

         По мнению К. Валишевского «существовало завещание, отрекавшее наследника от престола; при нем же был, объяснительный манифест, подписанный Румянцевым и Суворовым[2]. И Правда Воли Монаршей Петра Великого остается в силе, объявляя самодержавную власть монарха единственным регулятором престолонаследия»[3]. Он взял конверт, завернутый в черную ленту с надписью «Вскрыть после моей смерти в совете», не говоря ни слова, посмотрел на Безбородко. Тот в свою очередь, молча, переводит свои глаза на камин, где горит огонь, может быть разведенный самой Екатериной накануне утром…» [4]. Согласно легенде Павел бросил пакет в огонь, что означало фактически  ликвидацию существующего закона о престолонаследии…..

Приложение 4

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

  1. Эффективность использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации.
  2. Каждый слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.
  3. Предпочтите горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  4. Соблюдайте «цветовое равновесие»  и единый стиль презентации. На одном слайде не рекомендуется использовать более четырех цветов. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта должны быть подобраны так, чтобы все  надписи читались.
  5. Не перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем,  может содержать не более 7 – 13 строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6 пунктов.
  6. Диаграммы, схемы  и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.
  7. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной идеи)
  8. Не следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

[1] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб.: Кристалл, 2000. С. 442

[2] Валишевский К. Ф. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, 2004. Том 5. С. 164.

[3]Валишевский К. Ф. Вокруг Трона // [Электронный ресурс]. URL: http:// https://royallib.com/read/valishevskiy_kazimir/vokrug_trona.html#0 / (дата обращения: 01.09.2018).

[4] Там же.

Информация для студентов группы Л — 1, Р — 1, Ю -21, М — 21.

В конце семестра вам предстоит пройти итоговую аттестацию по истории.

Обязательное условие — отчет о проектно — исследовательской работе.

  1. Напоминаю вам:

  • что такое проектно — исследовательская работа,

  • как надо работать над проектом,

  • как надо оформлять отчет о проектно — исследовательской деятельности,

  • как подготовить презентацию к докладу.

  1. Предлагаю примерные темы проектно — исследовательской работы.

Проектно-исследовательская работа (ПИР).

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности ПИР бывают:

  • творческие,

  • информационные,

  • поисковые.

2. По признаку предметно-содержательной области:

  • монопроекты (в рамках одной области знания — история),

  • межпредметные проекты (литература, обществознание, история искусства, МДК).

3. По количеству участников проекта:

  • индивидуальный.

4. По продолжительности проекта:

  • средней продолжительности,

  • долгосрочные.

5. По результатам:

  • доклад;

  • презентация к докладу.

По содержательной специфике:

  • Информационный проект (с элементами поискового, творческого)

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

  • Творческий проект (как приложение к информационному) — произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Этапы проектно — исследовательской деятельности:

  1. постановка цели;

  2. выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

  3. обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

  4. самообразование при помощи преподавателя;

  5. продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

  6. исследование: решение отдельных задач, компоновка;

  7. обобщение результатов, выводы;

  8. анализ успехов и ошибок, коррекция.

Таким образом, проект – это “пять П”:

  1. Проблема

  2. Проектирование (планирование)

  3. Поиск информации

  4. Продукт

  5. Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Стадии работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации.

2.Выявление и обсуждение проблем, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Виды презентаций проектов:

  • доклад с презентацией.

Основные принципы разработки учебных презентаций.

1. Оптимальный объем.

Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.

Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт слушателей, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана.

Различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядность строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций.


1. Оформление слайдов.

Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
2. Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3. Анимационные эффекты.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
4. Содержание информации.
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки
5. Шрифты.
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
6. Способы выделения информации.
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
7. Объем информации.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Примерные темы рефератов по истории Отечества.

  1. Образование государства у славян. Основные черты раннефеодального государства.

  2. Принятие христианства на Руси.

  3. Феодальная  раздробленность Киевской Руси и ее последствия.

  4. Развитие феодализма на Руси. Начало закабаления крестьян в 15-16 веках.

  5. Основные этапы экономического развития Руси в 10-17 веках.

  6. Политический портрет Ивана Ш.

  7. Формирование русского централизованного государства в 14-16 веках.

  8. Эпоха Ивана Грозного.

  9. Внешняя политика Московских правителей в 15-16 веках.

  10. Русская церковь в объединительном процессе и политической борьбе в 14-15 веках.

  11. Смута 17 века, причины, участники, основные события, последствия.

  12. Политический портрет Бориса Годунова.

  13. Становление династии Романовых. Первые Романовы внутренняя и внешняя политика (17 в.).

  14. Основные черты крепостнической системы хозяйствования Руси 17 века. Складывание всероссийского рынка.

  15. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

  16. Церковный раскол 17 века.

  17. Эпоха Петра 1.

  18. Россия во второй половине 18 века. Эпоха Екатерины Второй.

  19. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

  20. Выдающиеся политические деятели 18 века (по выбору).

  21. Два периода внутренней политики Александра 1.

  22. Внешняя политика Александра 1 в 1801 -1812 гг.

  23. Декабристы и их время.

  24. Политический портрет (биографии на выбор). М. М. Сперанский, А. Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, С. С. У варов, К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков, А.Х Бенкендорфф, братья Тургеневы, М.В. Петрашевский, Г.Н. Грановский, К. и А. Аксаковы, А.С. Хомяков, И.Б. Киреевский.

  25. Отечественная война 1812 года.

  26. Общественно-политические движения в России во второй четверти 19 века.

  27. Политический портрет Николая 1.

  28. Феномен П.П. Чаадаева: один против всех.

  29. Культура России в 19 веке.

  30. Крестьянская реформа и судьба пореформенного крестьянства конца 19 века.

  31. Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе в конце 19 века.

  32. Земская, городская, судебная и военная реформы 60-70-х гг. 19 века и их историческое значение.

  33. Народничество: идеология, основные направления, этапы деятельности «Народная воля», убийство Александра Второго.

  34. Политический портрет (биография на выбор): К.П. Победоносцев, Т.Т. Лорис — Меликов, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский.

  35. Развитие капитализма в России в конце 19 века.

  36. Из истории развития железнодорожного транспорта в России, конец 19 -го начало 20 века.

  37. Основные тенденции мирового развития во второй половине 19 века и Российское государство.

  38. Мировая система капитализма в начале 20 века. Особенности социально — экономического и политического развития России в начале 20 века.

  39. Столыпинская аграрная реформа 1907-1911 годов.

  40. Политический портрет С.Ю. Витте.

  41. Политический портрет П. А. Столыпина.

  42. Деятельность государственной думы 1905-1914 гг. и отношение к ней российского общества.

  43. Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы, историческое значение. Проблема исторического выбора пути развития.

  44. Социалистическая революция в России. Историческое значение Октябрьской революции для судеб России и всего мира.

  45. Идея созыва учредительного собрания в России и ее крах.

  46. Гражданская война в России (1918-1920гг.).

  47. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир.

  48. Политика «военного коммунизма»: причины, цели, методы осуществления, результаты.

  49. Кронштадский мятеж.

  50. Образование СССР.

  51. НЭП: причины, цели, методы осуществления, результаты к 1928 году. Экономические и социальные противоречия в период НЭПа.

  52. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х годов. Причины свертывания НЭПа.

  53. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х начале 30-х гг. Внутрипартийная борьба по вопросам индустриализации страны.

  54. Индустриализация в СССР: цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

  55. Коллективизация в СССР: причины, цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

  56. Голод 1931-1932 гг. в СССР.

  57. Турксиб — важнейшая стройка 30-х годов.

  58. Политическое развитие советского общества в 30-е годы. Становление командно-административной системы. Конституция 1936 года.

  59. Репрессии 30-х годов. Укрепление режима личной власти И.В. Сталина.

  60. Репрессии в армии в конце 30-х начале 40-х годов и их последствия.

  61. Политика «умиротворения» фашистских агрессоров. Мюнхенский сговор и «мюнхенская» политика Даладье-Чемберлена.

  62. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Борьба за создание коллективной безопасности в Европе.

  63. Советско-Германские договоры 1939 года

  64. Война СССР с Финляндией и ее последствия.

  65. Начало Великой Отечественной войны Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

  66. 1943 год — коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

  67. Железнодорожники в Великой Отечественной войне.

  68. Политические, социальные и экономические последствия Второй мировой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние. «Холодная война».

  69. Тоталитарно-бюрократические черти в общественно-политической жизни советского общества в послевоенные годы. Репрессии конца 40-х начала 50-х годов.

  70. Объективная необходимость демократизация общественно-политической жизни СССР после смерти Сталина. Борьба за власть. XX съезд КПСС.

  71. Попытки реформирования социалистической системы в 50-е — 70-е годы, отказ от реформ.

  72. Внешняя политика СССР в конце 50-х начале 60-х годов.

  73. Политический портрет Н.С. Хрущева.

  74. Социально — экономическое и политическое развитие СССР в 60-80-е гг. Нарастание застойных явлений.

  75. Внешняя политика СССР в 60-70 гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения.

  76. Политический портрет Л.И. Брежнева.

  77. БАМ — Стройка века».

  78. Введение советских войск в Афганистан: 10 лет войны.

  79. Репрессии против инакомыслящих в 70-80 гг.

  80. Противоречивый характер попыток реформирования экономики и социальной сферы СССР в 1982-1985 гг.

  81. Борьба политических систем в условиях перестройки. Реформа политической системы. Попытки реформирования экономики в 1985-1991 гг.

  82. Новое политическое мышление: истоки, проблемы, решения. Крах мировой системы социализма.

  83. Августовский путч 1991 года и распад СССР.

  84. Проблемы и противоречия межнациональных отношений в СССР 1985-1991 гг.

  85. Общественно-политические партии и движения в России в конце 80-х начале 90-х годов.

  86. Причины и суть политического противостояния. Октябрьский путч 1993 г.

  87. Основные контуры внешней политики России в 1992-1995 гг.

  88. Выборы в Государственную думу и Совет федерации. Принятие конституции РФ. Усиление политического противостояния в обществе 1993-1996 гг.

  89. Появление центробежных явлений в России. Возникновение военного конфликта в Чечне.

  90. Социально — экономическое и политическое развитие России в 1995 — 1999 гг. Основные проблемы и противоречия.

  91. Россия в начале третьего тысячелетия: альтернативы развития.

  92. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

  93. Российская Федерация и глобальные вызовы современности.

  94. Москва на рубеже ХХ— ХХI веков.

Приветствуются работы типа:

  • Военная Москва глазами моего ровесника.

  • Сталинградская битва глазами моего ровесника.

  • Я — боец партизанского отряда в годы войны.

  • Я — ребенок блокадного Ленинграда.

  • Я — член первого пионерского отряда.

  • История моей семьи в контексте истории моей страны….. и т.д.

Думайте! Предлагайте! Советуйтесь! Работайте!

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Шрифт — Times New Roman

Размер — 14

Междустрочный интервал — 1,15

Поля — обычное.

Доклад по истории.

Тема: «Есть такая профессия — Родину защищать».

Автор: Косорукова Елизавета Дмитриевна,

студентка 2 курса, гр.Ю-22.

Отделение «Художественное»

Руководитель: Поманисочко Лариса Викторовна

Москва

2016 год

Оглавление

1) Введение (актуальность выбранной темы, обоснование выбора темы)………………..………………………………………………………. 3

2) Рожденный быть первым: (основная часть: раскрываете основное содержание работы)………………….……………………………………….. 3

2.1) Детство и юность…………………………………………… 4

2.2) Служба на таджико — афганской границе………………. 5

2.2.1) Таджико — афганская граница (1991-1993 гг.)………. —

2.2.2) Застава 25 героев……………………………………… 7

2.3) В группе «Вымпел»……………………………………… 10

2.3.1) Первая чеченская война……………………………… 12

2.3.2) Вторая чеченская война……………………………… 13

2.4) Последний бой в Беслане………………………………… 14

2.5) Семья……………………………………………………… 17

2.6) Награды…………………………………………………… 18

3) Заключение. «Есть такая профессия — Родину защищать»(итоги, выводы, предположения, личное мнение) ………………………………………………… 20

4) Ссылки, использованная литература …………………..………….. 22

5) Приложение (схемы, карты, фотографии, фотографии)………… 23

12

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный
колледж «Энергия»

СП
Богородское

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ
РАБОТЫ

НАД
ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

ПО
ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ»

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие содержит
методические указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине
«История (в т.ч. индивидуальный проект)» для студентов 1 и 2 курса.

В рекомендациях
представлены результаты обобщения методического, теоретического и практического
материала по вопросам подготовки и защиты индивидуального проекта. Раскрываются
и конкретизируются основные этапы выполнения индивидуального проекта студентов
– подготовительный этап, работа над текстом, оформление и защита.

Методическое
пособие предназначено для реализации требований к формированию общих
компетенций студентов.

Индивидуальный
проект выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Темы для
проектов сформированы на основе примерной программы учебной дисциплины «История
(в т.ч. индивидуальный проект)» для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования. Утверждаются на ПЦК общеобразовательных дисциплин
ГАПОУ МО «ПК «Энергия» СП Богородское (Ногинск).

            Цель:

— сформировать навыки
коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

— выработать способность к
инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— сформировать навыки
проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых
знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;

— выработка способности
постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы,
отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Кроме того, работа
над индивидуальным проектом развивает самостоятельность мышления, способствует
формированию научных интересов студентов, приобретению навыков самостоятельной
работы с литературой, приобщает к научно-исследовательской деятельности,
способствует формированию ключевых компетенций, необходимых сегодня
каждому члену современного общества.

I. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

Чтобы
работа над индивидуальным проектом была успешной, необходимо четко соблюдать
последовательность ее выполнения:

1.      Выбрать
из предложенного списка тему индивидуального проекта.

2.      Подобрать
и изучить необходимый материал по теме проекта (книги, справочники,
интернет-сайты, статьи и т.д.).

3.      Составить
список использованной литературы.

4.      Определить
структуру работы (составить план)

5.      Обосновать
актуальность темы индивидуального проекта

6.      Оформить
введение, основную часть и заключение работы

7.      Подготовить
и оформить приложения

8.      Оформить
титульный лист

9.      Представить
работу для проверки руководителю (можно частями по ходу выполнения или при
наличии вопросов)

10.  Подготовить
презентацию

11.   Подготовиться
к защите индивидуального проекта

II. ИЗЛОЖЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Индивидуальный проект  предполагает обзор литературы
по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой
истории, формулировку выводов и их аргументацию.

Выполнение этих задач облегчается анализом литературы,
который проведен студентами при отборе и первичной проработке материала и
зафиксирован в конспектах. Теперь особое значение приобретает систематизация
сделанных записей и собственных замечаний, предположений и предварительных
выводов. Здесь же уточняется и принимается окончательный вариант плана
индивидуального проекта.

III. СТРУКТУРА
РАБОТЫ

Введение

Основное содержание

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Введение

Введение является
важной составной частью каждой работы. Во введении представляется обоснование
работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно
отражает следующую логику рассмотрения текста:

·       
Вступление
– это 1-2 абзаца, необходимые для начала работы над проектом.

·       
Обоснование
актуальности выбранной темы – это прежде всего ответ на вопрос
«почему я выбрал(а) эту тему, чем она меня заинтересовала, почему важно
исследовать эту тему,  чем она значима для текущего момента, для современной
ситуации».

·       
Определение
объекта и предмета исследования.

Объект — реальность, которая существовала
(существует) независимо от исследователя

Предмет — часть объекта, включенная в
познавательную деятельность, т.е. то, что подвергается непосредственному
изучению.

Пример: объект — общественное движение в
России в XIX в.

Предмет
— революционно-демократическое направление общественной мысли в России XIX в.

·     
Постановка
цели.

     Цель – это
осознаваемый образ предвосхищаемого результата.  Возможно, формулировка цели в
ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы
ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей
работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко
соотносить цель и план работы.

·     
Цель
разбивается на задачи – ступеньки в достижении цели.

     Основные
задачи отражают последовательность достижения цели. Должно быть представлено не
менее трех задач.

·     
Обоснование
методологической базы
решения основных задач – те способы
деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить
поставленные задачи и получить намеченный результат. Количество используемых
методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

·       
Историография
проблемы —
краткий обзор литературы и
источников

·       
Вывод
– это обобщение, которое необходимо сделать при завершении работы над
введением.

Основное
содержание

Основной текст
работы раскрывает основное содержание, он разделен на отдельные части (разделы,
главы) в соответствии с логикой работы. Части текста (разделы) отражают этапы
работы. Следует помнить, что деление на главы возможно лишь при условии наличия
в каждой главе двух и более параграфов, каждый из которых содержит, в свою
очередь, не менее трех  страниц текста. То есть в целом объем главы должен
составлять, как минимум, 6 страниц.

Название
раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей,
чем основной текст) и пробелом (пропуском строки).

В конце каждой
структурной части основного текста (т.е. раздела/ главы/ параграфа) автором
работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не
оформляется, кроме расположения  – он находится в последнем абзаце текста.

Содержание проекта
должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно
аргументировать. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным,
простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо
соблюдать общепринятые правила:

·        
не
рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие
утверждения лучше выражать в безличной форме);

·        
при
упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

·        
каждая
глава (параграф) начинается с новой строки;

·        
при
изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из
литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки
(приложение 3).

Заключение

Заключение – самостоятельная
часть индивидуального проекта. Оно не должно быть переложением содержания
работы. Заключение должно содержать:

·        
основные
выводы в сжатой форме;

·        
оценку
полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения
темы.

Основная задача
заключения – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, т.е.
основной результат действительно получен. Основной результат должен быть
соотнесен с заявленной во введении целью работы. Основной результат работы
должен быть четко сформулирован. В заключении также приводятся интересные
следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие
важные выводы.

Список источников и литературы.

Список источников
и литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил
и использовал автор непосредственно в процессе проведения
учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и
статей из научных журналов.

Сведения о книгах
в списке литературы излагаются в алфавитном порядке.
Сведения о книге
даются в следующем порядке:

·            
автор
(фамилия, инициалы);

·            
название,
подзаголовок;

·            
выходные
данные (место издания, издательство, год издания, ISBN).

Пример: Левандовский А.А. Россия в XX
веке: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю. А.
Щетинов. — Москва: Просвещение, 1997. — 384 с: ил. — ISBN 5-09-007612-Х

Если речь идет о статье, напечатанной в
сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации
указываются:

·            
название
сборника, журнала, газеты;

·            
место
издания и год издания (если сборник);

·            
год,
номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример:

Журнал: Пленков О.Ю.
Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации / О.Ю. Пленков //
Обществознание в школе. – 1999. — №1. – С.10-16.

Сборник: Кострова А.М.
Воины-интернационалисты Богородской земли в афганской войне 1979 – 1989 гг. /
А. М. Кострова // Россия в войнах и локальных военных конфликтах ХХ – начала
ХХI в.: к 30-летию вывода Ограниченного контингента советских войск из
Афганистана: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Д.П.
Самородов, зам. отв. Редактора А.А. Богданова. – Стерлитамак, 2019. –  С. 44 –
49.

При написании индивидуального проекта
могут быть использованы диссертации и авторефераты:

     
автор,
название

     
  вид
работы (диссертация или автореферат диссертации)

     
  научный
руководитель (в диссертации)

     
 место
защиты диссертации

Пример:

1. Имангалиева А. М. Деятельность
профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943
— начало 1950-х гг.: дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева Алия
Мухаметжановна; науч. рук. Н. А. Болотов;  АГУ. — Волгоград, 2013.- 277 с.

2. Имангалиева А. М. Деятельность
профсоюзных организаций Сталинградской области в восстановительный период: 1943
— начало 1950-х гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук: 07.00.02 / Имангалиева
Алия Мухаметжановна; АГУ. — Волгоград, 2013.- 277 с.

Интернет-ресурсы
оформляются следующим образом:

     
автор,
название / название книги, сборника

     
  название
сайта

     
  адрес
(ссылка)

     
 указание
даты обращения

Пример: Маслов
Е.Н. Богородский уезд: 1905-1917 годы / Е. Н. Маслов // Богородск-Ногинск.
Богородское краеведение  [сайт].
URL: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/vlasty/1_1905_17.html
(дата обращения: 01.01.2019 г.)

В библиографическом описании не
разрешается сокращать фамилии авторов, заглавия книг и статей, названия
городов.

Приложения

В работе могут
иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были
использованы автором в процессе разработки темы (копии документов, схемы,
графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так
как они носят прикладной или иллюстративный характер).

Все приложения
нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки.

В тексте работы
должна быть ссылка на каждое приложение.

IV. ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Принимается только
машинописный вариант текста – компьютерный набор.

Шрифт — Times New
Roman, размер шрифта — 14, междустрочный интервал – полуторный; текст
форматируется «по ширине».

Поле страницы:
верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см; отступ красной
строки – 1,25 см.

Текст работы
печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4.

Объем работы – 15
— 25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Заголовки
печатаются заглавными буквами на первых двух и более строках текста, которые
центрируются, точка в конце заголовка не ставится.

            Оформление работы не должно
включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к
пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т.п.

Титульный
лист содержит следующие атрибуты
(Приложение 1):

·        
название
учебного заведения;

·        
название
работы,

·        
сведения
об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, группа) и научном руководителе
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность);

·        
год
выполнения работы.

Титульный лист не нумеруется.

Оглавление (Приложение 2)

Это вторая
страница работы. Она также не нумеруется. Здесь последовательно приводят все
заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы
начинаются.

Все названия глав
и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же
форме, что и в тексте работы.

Заголовки глав и
параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение,
название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница,
с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова
«стр»/«страница».

Главы нумеруются
римскими цифрами, параграфы – арабскими. Страницы работы должны быть
пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать
плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый
номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы.

V. ПОДГОТОВКА
К ЗАЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Необходимо
заранее подготовить тезисы выступления.

·        
Выступление
должно быть кратким.

·        
Если
вы хотите подчеркнуть важность и сложность вопроса, то не говорите, что он
сложен и важен, а покажите его сложность и важность.

·        
Строго
следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов

·        
Не
пытайтесь рассказать побольше за счет ускорения темпа, но и не мямлите.

·        
Будьте
особо внимательны к вопросам и не бойтесь дополнительных вопросов.

·        
Прежде
чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять.
Не бойтесь уточнить или переспросить вопрос.

·        
Будьте
доброжелательны и тактичны, даже если к ответу вы не готовы.

2. Выступление сопровождается
демонстрацией мультимедийной презентации (приложение 4).

Приложение 1.

Государственное
автономное профессиональное

образовательное
учреждение Московской области

 «Подмосковный
колледж «Энергия»

СП
Богородское

Индивидуальный
проект по истории

на
тему:

«Правление
Павла I (1796 — 1801 гг.)»

Преподаватель:

канд.
ист. наук Кострова А.М.

Выполнил:

студент
(ка)
I курса

группы
1ИС1-18Н

Иванов
Иван Иванович

2020

Приложение
2

Оглавление

Введение
………………………………………………………………………
3

Глава
I. Личность
Павла Петровича Романова……………………………
…….7

1.1.
Становление личности цесаревича Павла……………………………..
……7

1.2.
Вступление девятого Всероссийского императора Павла на престол………………………………………………………………………..
……10

Глава
II.
Внутренняя политика Павла I …………………………………….
…..13

2.1.
Военная реформа ………………………………………………………
…….13

2.2.
Сословная политика …………………………………………………….
…..15

Глава
III. Внешняя
политика  Павла I ………………………………………
…..17

3.1.
Антинаполеоновская политика ………………………………………..
……17

3.2.
Смена внешнеполитических ориентиров ……………………………..
……20

Заключение
…………………………………………………………………..
……22

Список
источников и литературы…………………………………………..
……24

Приложения

Приложение
3

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ СНОСОК

1.1.   Вступление
девятого Всероссийского императора Павла на престол.

В
1796 году, в возрасте сорока двух лет, после смерти Екатерины, Павел вступил, «наконец,
на отнятый у него матерью трон. Все лучшие годы жизни уже позади. Они прожиты
им в тяжелой, ненормальной атмосфере, созданной Екатериной II»[1].

        
По
мнению К. Валишевского «существовало завещание, отрекавшее наследника от
престола; при нем же был, объяснительный манифест, подписанный Румянцевым и
Суворовым[2].
И Правда Воли Монарше
й Петра Великого остается в силе, объявляя
самодержавную власть монарха единственным регулятором престолонаследия»[3]. Он взял
конверт, завернутый в черную ленту с надписью «Вскрыть после моей смерти в
совете», не говоря ни слова, посмотрел на Безбородко. Тот в свою очередь,
молча, переводит свои глаза на камин, где горит огонь, может быть разведенный самой
Екатериной накануне утром…»
[4]. Согласно
легенде Павел бросил пакет в огонь, что означало фактически  ликвидацию
существующего

закона
о престолонаследии
…..

Приложение
4

ТРЕБОВАНИЯ
К ПРЕЗЕНТАЦИИ

1.          
Эффективность
использования презентации зависит от четкости, продуманности ее структуры. Для
построения структуры следует использовать принцип 1 слайд – 1 идея. Вместе
с тем один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Не стоит
заполнять один слайд слишком большим объемом информации.

2.          
Каждый
слайд должен иметь простую понятную структуру и содержать текстовые или
графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда.
Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике.

3.          
Предпочтите
горизонтальное расположение материала, наиболее важная информация должна
располагаться в центре экрана.

4.          
Соблюдайте
«цветовое равновесие»  и единый стиль презентации. На одном слайде не
рекомендуется использовать более четырех цветов. Для фона лучше использовать
светлые тона. Цвет и размер шрифта должны быть подобраны так, чтобы все 
надписи читались.

5.          
Не
перегружайте презентацию текстом. С точки зрения эффективного восприятия
текстовой информации один слайд, в среднем,  может содержать не более 7 – 13
строк. На слайде не следует располагать список, состоящий более чем из 5 – 6
пунктов.

6.          
Диаграммы,
схемы  и таблицы используются в презентациях для представления цифровых  и
статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности
выступления или доклада. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере
выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

7.          
Фотографии
и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступления. Они
должны быть четкими и соответствовать текстовому содержанию. Не стоит
перегружать презентацию иллюстративным материалом ( 3 – 5 изображений для одной
идеи)

8.          
Не
следует злоупотреблять анимацией и эффектами. Помните о том, что важен не
внешний эффект, а содержание информации.

Гуманитарные дисциплины

Научно-исследовательская работа «Своеобразие публицистики Эрнеста Хемингуэя»

Автор: Гончарова Юлия Денисовна, Лицей МПГУ, г. Москва, 10 класс

Научный руководитель:Зубаркина Елена Станиславовна

Деятельность Эрнеста Хемингуэя как публициста началась в 1917 году, когда он устроился полицейским репортером в газету «Стар». Эта работа стала для писателя первым опытом на журналистском поприще. Следующим этапом его творчества можно выделить работу…

Естественно-научные дисциплины

Исследовательская работа «Его Величество-Хлеб»

Автор: Наумкин Александр Сергеевич, МБОУ «Комсомольская СОШ №2», Республика Мордовия, 4 класс

Научный руководитель:Вальцева Светлана Кузьминична

Нельзя представить себе наш стол без хлеба – будь то обычный завтрак или праздничный ужин. «Хлеб – дар божий», – говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. Почему же хлеб считается даром? Как…

Гуманитарные дисциплины

Исследовательская работа «История малоизвестных фотографий грязовецкого периода жизни В.И. Белова»

Автор: Дебелая Валерия Владимировна, МБОУ «Средняя школа №2 г. Грязовца», Вологодская область, 11 класс

Научный руководитель:Коновалова Елена Паисьевна

В 2022 году исполнилось 90 лет со дня рождения великого русского писателя, Василия Ивановича Белова. Василия Ивановича поистине можно назвать зеркалом нашей эпохи, навсегда прославившим своими произведениями Вологодскую землю. За годы своей литератур…

Искусство и культурология

Исследовательская работа «Кинотворчество Джона Уильямса «Этот список — само добро. Этот список — сама жизнь»

Автор: Потапова Анастасия Игоревна, ГБОУДО по г. Севастополю «Севастопольская детская музыкальная школа №1 им. Н.А. Римского-Корсакова», 8 класс

Научный руководитель:Антипова Наталия Анатольевна

Актуальность работы. Киномузыка – это очень интересные пласт для исследований. Композиторы 20 века выражали своей талант, сочиняя музыку к фильмам. В данной работе мы попытались понять и разобраться почему музыка придала такое большое значение фильму…

Гуманитарные дисциплины, Общественно-научные дисциплины

Исследовательская работа «Учительская династия Ларионовых»

Автор: Петрова Милена Васильевна, МБОУ Вортчинская ООШ, Удмуртская Республика, 5 класс

Научный руководитель:Широбокова Раиса Николаевна

Всё в нашей жизни начинается с семьи. Здесь мы рождаемся, делаем свои первые шаги, получаем практические навыки, перенимая опыт родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестёр. Я считаю, что семья — это главное в жизни человека, и я горжусь тем…

Гуманитарные дисциплины

Исследовательская работа «Казнить или помиловать» («Хабаровский процесс 1949 года: взгляд молодого поколения 21 века»)

Автор: Хертуева Полина Александровна, МБОУ «СОШ №39» им. Героя РФ генерала армии Зиничева Е.Н., г. Ангарск, Иркутская область, 10 класс

Научный руководитель:Хертуева Туяна Георгиевна, учитель истории и обществознания

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном международном праве очень много внимания уделяется преступлениям против мирного населения, запрету на использование запрещённых видов средств и методов ведения войны, но Хабаровский процесс не да…

Гуманитарные дисциплины

Проект «Образ великанов в русском, армянском и осетинском эпосе»

Автор: Хугаева Анна, МБОУ СОШ №43, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия, 8 класс

Научный руководитель:Ходова Юлианна Асланбековна

Цель работы: при помощи сопоставительного анализа показать сходство в сюжетах и образах богатырей-великанов русского, армянского и нартовского эпоса. Опираясь на работы ученых Буслаева, Афанасьева, Рябинина, Калугина, Аникина, обращаясь к русским был…

Гуманитарные дисциплины

Индивидуальный проект «Споры о Петре Великом»

Автор: Иванова Анастасия Александровна, МБОУ «СОШ №51», г. Курск, 9 класс

Научный руководитель:Балычева Ольга Васильевна

Изучая историю, мы погрузились в петровскую эпоху и решили подробно разобрать личность Петра 1. Пожалуй, самая интересная и важная эпоха именно Петра Великого, если только вспомнить, то нескончаемое количество реформ и преобразований и великие победы…

Общественно-научные дисциплины

Исследовательская работа «Страницы боевой биографии моего прадеда Овсянникова Н.С.»

Автор: Овсянников Даниил Алексеевич, ГБОУ СОШ ж.-д.ст. Погрузная, Самарская область, 9 класс

Научный руководитель:Краснов Алексей Алексеевич

Актуальность исследуемой проблемы. Все меньше остается в живых участников и свидетелей борьбы советского народа в Великой Отечественной войне. Я родился в период, когда участники войны были уже наперечет. Мой прадедушка Овсянников Никита Семенович по…

Искусство и культурология

Исследовательская работа «Культурная жизнь Белой Холуницы в XX-XXI вв.»

Автор: Ляпунов Роман Евгеньевич, МКОУ СОШ с УИОП им. В.И. Десяткова, г. Белая Холуница, Кировская область, 10 класс

Научный руководитель:Куроедова Евгения Владимировна, учитель

Именно культура делает человека личностью. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности проявляется в развитии творческих способн…

Общественно-научные дисциплины

Проект «Монастырь Шаолинь»

Автор: Авдеев Максим Александрович, МБОУ СОШ №70, г. Воронеж, 10 класс

Научный руководитель:Семыкина Татьяна Сергеевна

Проект исследует и представляет уникальный аспект культуры и истории Китая через изучение монастыря Шаолинь. Целью проекта является представление комплексного обзора и анализа монастыря Шаолинь, его истории, религиозных аспектов и влияния на китайску…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Labquest 2 инструкция по применению на русском языке
  • Мр3 лед магик валл лайт инструкция
  • Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов российской федерации рэга рф 94 заменен на
  • Крем бепантен для лица инструкция по применению
  • Авторегистратор full hd 1080p инструкция на русском языке