Проектная деятельность в классном руководстве

Макерова М.А. МКОУ Новопетропавловская СОШ, 2013 год

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

«Единственный путь, ведущий к знаниям,

— это деятельность».                                            

Бернард Шоу

                                                               Вечным законом да будет: учить и учиться всему

                                                                    через примеры, наставления и применение на деле.

 Ян Амос Коменский

    В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

     Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приемы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. Мне представляется, что одним из таковых является метод  проекта, применяемый мной во внеурочной, воспитательной деятельности.

     Как организовать проектную деятельность учащихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности?  Когда можно применить метод проектов в воспитании учащихся? Каковы преимущества проектного метода как педагогической технологии в деятельности классного руководителя? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у учащихся? На эти и другие вопросы я попыталась ответить в своей работе.

    Каждый классный руководитель порой сетует на равнодушие и инертность своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Конечно, универсального средства быть не может,  но все, же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектно-исследовательская деятельность учащихся.

    Свое предназначение как классного руководителя я вижу в том, чтобы воспитывать и  развивать свободное мышление, формировать  у детей умения и навыки  исследования, работы в коллективе и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

    Цель моей работы – поделиться практическим опытом проектной работы в воспитательной деятельности классного руководителя. Мною накоплен некоторый опыт  в применении проектной деятельности по ряду воспитательных проблем. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода  проекта, а также о его доступности.

        Чтобы внедрить метод проектов в деятельность классного руководителя, я прошла курсы повышения квалификации по программе “Intel “Обучение для будущего”(2010), обучение на базе ИРОСТ  по программе «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века», создала  интернет-проект « Создание виртуального краеведческого музея» (приложение № 1) ( http://wikikurgan.orbitel.ru).  Поделилась опытом работы в данном направлении на своем личном сайте (http://mamakerova.ucoz.ru/), и на сайтах: « Прошколу.ру»  http://www.proshkolu.ru/) и

« Pedsovet.su –сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su/).  Дважды приняла участие  в фестивале медиа-уроков (номинация — воспитательная работа». Я действительно “загорелась” этой методикой, приобрела новые умения и навыки, освоила новые компьютерные технологии.

      Актуальность данной технологии очевидна. Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно – профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

        Проектная работа  имеет свое педагогическое значение, которое выражается:

1. В воспитании эмоционально – ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям. Формирует потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как к одной из главных жизненных ценностей.

2. Проектно – исследовательская работа – это опыт разнообразной деятельности. Приобретение определенных умений и навыков работы с информацией. Умение планировать, распределять работу во времени. Это развитие навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК.

3. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию, дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Причем этот успех может быть как личностным, так и коллективным.

4. Коллективная работа является, по моему мнению, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению классного коллектива.

      Исходя из выше сказанного, я определила для себя цели и задачи для внедрения данной технологии в свою воспитательную деятельность.

      Цель: Формирование развитой коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой, способной проявлять свои таланты на благо страны и человечества в целом.

      Задачи:

— способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

— создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

— формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;

— предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

   Главным  механизмом позволяющим реализовать указанные цели и задачи  и является метод проектов.

    Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.  Параллельно с разработками американских педагогов идея  проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.  Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

      “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

       Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов — один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного – воспитательного процесса. В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. В настоящее время в литературе можно встретить массу классификаций учебных проектов по различным основаниям. Так В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов] свою классификацию представляют в виде таблицы. ( приложение №2)  И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская к вышеперечисленным классификациям добавляют классификацию по основанию степень новизны, среди проектов данной классификации выделяются рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и другие проекты.

        В своей практике я использую следующие виды проектов: практико-ориентированный проект (социальный), исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект, телекоммуникационный проект. При этом я считаю, что я:

  • владею всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умею организовать исследовательскую работу учащихся;
  • умею организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;  интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
  • направляю учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

Этапы   работы над проектом:

Проектное обучение – это “путь замысла”. Схематично это выглядит так

целеполагание

анализ ситуации                                                планирование

анализ деятельности                деятельность по реализации

 Со временем выработана определенная последовательность работы над проектом

( приложение №3)

     В ходе работы с учащимися над проектом я проживаю ряд ролей:

1.энтузиаста (повышаю мотивацию учащихся, поддерживаю, поощряю и направляю их в сторону достижения цели);

2.специалиста (обладаю знаниями и умениями в нескольких – не во всех! – областях);

3.консультанта (организую доступа к ресурсам, в т.ч. к другим специалистам); 4.руководителя (особенно в вопросах планирования времени);

5.координатора всего процесса;

6.эксперта (даю четкий анализ результатов выполненного проекта).

   Я разработала своё планирование обучения коллектива класса проектной технологии.

1 этап. 5 класс. Планирование деятельности. Я научила ребят следующему:  1. Как работать в команде? Распределение ролей в группе. ( приложение № 4)  2. Определять источники информации. Способы сбора и анализа информации, виды продукта и возможных форм презентации результатов проекта.  Как выбрать тему проекта и правильно сформулировать проблему проекта.( приложение № 5) 3. Планировать деятельность в рамках текущего проекта.4. Алгоритму работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. ( приложение №6,7,8) На этапе ознакомления детей с понятием и сущностью проектной деятельности я предлагаю детям опорную схему. С помощью «Словаря проектной деятельности» и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.  http://www.mindomo.com/view.htm?m=e8e595c9639d4a7796988a0ac04b706c

    При выборе тем первых проектов я  учла возрастные особенности школьников, в том числе: уровень развития психических процессов,  умений и навыков. Я считаю, что учащиеся в пятом классе пока еще не обладают достаточным объемом проектных знаний и умений. Поэтому я подобрала и предложила школьникам проектные проблемы из наиболее знакомых им областей — дом, школа, досуг. Я не ставила перед ними слишком сложные проектные задачи, требующие для решения большого количества времени, чтобы у детей не снижался интерес к активной поисковой деятельности. Проекты  были достаточно короткими (1-3 недели) (Приложение №9). Для стимулирования познавательных интересов школьников в ходе выполнения проектов я использовала игровые формы и методы (приложение № 10) Для мотивации учащихся к проектной деятельности я использовала красочно оформленные презентации, таблицы, плакаты, стенды. На них в доступной для учащихся форме я отразила основное содержание компонентов алгоритма проектирования, примеры проектов. ( приложение № 11)

   Наиболее сложным  для меня на данном этапе стал  вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.( приложение № 12) Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать классный руководитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Готового ответа на эти вопросы я не нашла, и вряд ли найду. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

  2 этап.  6 класс. Осуществление деятельности по решению проблемы.

   На данном этапе мы работали над такими вопросами: 1.Способы первичной обработки информации, её хранения. 2.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщение, умозаключение.  Анализ информации. 3 .Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции. 4 .Формирование проектной папки по проблеме. 

 Я научила ребят работать с информацией. Мы занимались информационными проектами. Наш с учащимися процесс работы над подобным проектом выглядит примерно так: мы определяем предмет информационного поиска — этапы поиска с обозначением промежуточных результатов — анализируем собранные факты  и предварительные выводы — корректируем первоначальные направления (если требуется) — дальнейший поиск информации по уточненным направлениям — анализируем новые факты и их обобщаем — выводы и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта, — заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка. ( приложение № 13 )

 Что касается проектной папки, то объем оформляемой учащимися проектной документации (проектной папки или дневников проектирования)  был небольшим. В проектных папках были представлены: краткое описание проблемы и путей ее решения; материалы проведенных исследований и выводы по их результатам; варианты идей проектируемого объекта с краткими пояснениями к ним; необходимые ресурсы; самооценка результатов проектной деятельности. 

3 этап. 7 класс. Презентация результатов.

Главные вопросы этого этапа:

1 . Оформление проектной папки. ( приложение №14 )

2 Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».( приложение№ 15,16)

3. Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации. Критерии оценивания презентации ( приложение №17)

Итогом нашей деятельности стал социальный проект « Мы говорим «Нет!»

( приложение № 18)

4 этап. 8 класс. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

В 2013-2014 учебном  году я обучаю  детей: 1.Правильной  самооценка своего проекта. Полным требованиям к оформлению проекта.(приложение № 19)

2 .Анализу результатов и качеству выполнения проекта. Оценке  продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.( приложение № 20)

3. Способам преодоления трудностей. Отчет о проделанной работе. ( приложение № 21)

     Итогом совместной с учащимися работы стали, следующие формы проектной деятельности  

  • Web-сайт; (приложение№ 22, 23)
  • анализы данных социологических опросов;
  • буклеты ( приложение №14)
  •  костюмы; (приложение № 24)
  • макеты;
  •  видеоклипы; (приложение № 25)
  • газеты;
  • игры
  • листовки;
  • праздники;
  • сценарии;

    В ходе работы над различными проектами  мне стало видно, что такая форма деятельности  увлекает детей, они  стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни. В этом году мы с ребятами  замахнулись на семь проектов, это будут игровые, информационные и социальные проекты. ( приложение № 26, 27)  В ходе проектной деятельности учащиеся овладели навыками самой этой деятельности, они научились формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

     Проектирование позволило мне разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом. Работа над проектами принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей. Для изучения эффективности использования проектно – исследовательской деятельности в работе классного руководителя  мною использовались различные методики, в частности методика М.И. Рожкова «Социализированность личности учащихся. Надо сказать, что результаты радуют, в этом году уже семь человек показали высокий уровень социальной адаптированности, 15 человек средний. Повысилась и социальная активность учащихся. ( приложение 27 )  

     Мне, как классному руководителю проект позволил раздвинуть рамки воспитательной программы, построить работу  с классом в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает мне основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

.Хочу обратить внимание на следующие плюсы “метода проектов”:

  • Развиваются познавательные интересы;
  • Используются различные формы работы: дискуссия, работа с литературой, интернетом, социологические опросы и интервью и т.п.;
  • Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, дети видят результат своего труда;
  • Устанавливается связь с жизненным опытом;
  • В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

  Метод проектов дает классному руководителю возможность нестандартно подойти к внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей. Но, в реализации проектной деятельности есть и свои сложности.

 1. Проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять классному руководителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций.

2.Переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

3.У учащихся при выполнении проекта возникают сложности,  которые носят объективный характер. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот отличается значительной неопределенностью, его нужно организовывать и моделировать. Поэтому учащиеся сталкиваются с такими трудностями, как:

— постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
-поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
-осуществление и аргументация выбора;
— осознание последствий выбора;
-совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого);
-сравнение полученного с требуемым;
-корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
-оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

  Тем не менее, на мой взгляд, проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы  воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с дальнейшей социализацией учащихся.

Вывод.

  Использование проектной деятельности в воспитании в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед классным руководителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Проектный метод — один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в воспитательный процесс.

Список литературы:

Литература:

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

3.Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. — М.,2005.

4.Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996.

5.Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.

6.Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.

7.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

8.Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.

9.Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

10.        Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

11.Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.

12.Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

Выступление на методическом
заседании классных руководителей

«Проектная деятельность в работе классного
руководителя».

Подготовила:

Максимова
Надежда Васильевна,

классный
руководитель 6 «Б» класса

2020/2021 учебный год

Доклад

«Проектная деятельность в работе классного
руководителя».

Тема заседания МО: Проект как механизм изменения практики воспитания в
школе.

Теория по данной проблеме:

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый
взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные
годы.

Добрая память остается о том педагоге, с которым были
радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе
жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный
руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом
коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с
одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и
многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно
сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития
ребенка, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего
самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного
руководителя.

Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет
труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо
прочувствовать. В неделю классный руководитель, как показывают социологические
исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной
работы в классе.

В условиях современного мира классный руководитель
должен быть на шаг впереди тех, кого воспитывает. Ему необходимо быть
интересной личностью, глубоко владеть знаниями, умениями.

Необходимо учить ребенка работать в команде, например
через проектную деятельность. Такая практика существует во всем мире. Проектная
методика востребована не только в учебном процессе, но и в воспитательном.

Через проектную деятельность каждый ребенок
вовлекается в творческий процесс, классный руководитель же должен быть еще и
хорошим менеджером. Он организует помощь ребенку со стороны заинтересованных
взрослых, решает личностные проблемы ребенка, организует детский досуг и
общение.

Проектная методика основана на идеях гуманизма,
толерантности и открытости. Наши дети должны уметь жить в социуме, как это
принято во всем мире. Такая деятельность требует большого профессионализма,
повышение уровня педагогической компетентности, что даст возможность классному
руководителю более точно провести диагностику классного коллектива, проблем
учащихся, определить меру своих возможностей и привлечения тех специалистов,
которые необходимы в оказании помощи детям в процессе их развития.

Классное руководство – это своего рода таинство, когда
из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями,
педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив,
который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив – единый
организм, где каждый школьник – яркая индивидуальность. Необходимо работать
так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы.

Рассматривая «проектирование» в воспитании
следует отметить, что всю деятельность воспитанников колонии А.С. Макаренко
проектировал вместе с детьми, дети были главными проектировщиками,
организаторами и контролерами всех дел в 30 – 40 годах прошлого века.

В современной педагогике понятие
«проектирование» рассматривается как ориентация на будущее. Один из способов
инновационной деятельности, использующий социокультурные механизмы
конструирования и реконструирования социальных объектов.

Проектирование можно рассматривать как специфический вид
деятельности, направленный на создание проекта; как научно –
практический метод изучения и преобразования действительности.

Проектная деятельность тесно связана с «прогнозированием»,
«конструированием» и «моделированием».

Проектирование и моделирование имеют общие цели и
ориентацию на достижение результатов. Однако проектирование требует большой
ответственности за полученный результат, который и используется в практике.

Конструирование и проектирование имеют общую основу,
так как характеризуются последовательностью этапов приближения замысла к его
предметной реализации. В конструировании присутствуют элементы проектируемого
объекта, а в проектировании создается система взаимосвязей этих элементов при
разработке и оформлении проекта.

Проектирование и моделирование взаимообусловлены тем,
что моделирование рассматривается как теоретическое и практическое оперирование
объектом. В процедуру проектирования входят создание моделей будущего.

Рассматривая «проектирование» как мыслительное и
практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть,
охарактеризуем проектировочные умения в воспитательной деятельности:

1. четкое определение целей и задач предстоящей воспитательной
деятельности на основе диагностики, с целью выявления проблемы;

2. учет интересов, потребностей и возможностей учащихся;

3. поиск информации по проблеме в научно – педагогической и методической
литературе;

4. определение содержания, форм, методов и средств в индивидуальной и
коллективной деятельности с учащимися;

5. сочетание различных видов деятельности с различными воспитательными
мероприятиями в соответствии с задачами;

6. исследование системы
приемов для стимулирования активности школьников и сдерживания негативных
проявлений в их поведении;

Проектировочные умения в воспитательной деятельности
тесно связаны с организаторскими умениями. Организаторская деятельность
классного руководителя предполагает умение вовлекать учащихся в различные виды
индивидуальной и коллективной деятельности. Именно поэтому можно утверждать,
что проектная деятельность учителя в воспитательном процессе – это искусство,
требующее от классного руководителя большого напряжения сил, чувств, сложнейшей
работы души. Оно всегда индивидуально и опирается на изобретательность,
вдохновение, отход от шаблона. Можно выделить следующие виды творчества: групповое,
поисковое, менеджерское, организаторское.

Если охарактеризовать проектно – организаторскую
компетентность классного руководителя, то можно выделить следующие качества
учителя:

1. интеллектуально – когнитивные свойства:
профессионализм, общая культура, эрудиция, владение новыми технологиями в
воспитании школьников;

2. умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать
способ действия, привлекая знания из различных областей науки;

3. способность самостоятельно вносить коррективы в
свою деятельность;

4. способность коллективно планировать проектную
деятельность;

5. создавать воспитательное пространство не для детей,
а вместе с детьми;

6. способность проектировать целостный процесс,
прогнозировать последовательность и результат;

7. коммуникабельность, умение контактировать с людьми,
принадлежащим к разным возрастным категориям, социальным общностям, проявлять
тактичность;

8. владеть навыками речи, артистическими умениями, уверенно держать
себя, организовывать любое воспитательное дело;

9. способность к рефлексии, потребность в ней, как условии осознанного
регулирования своего поведения и деятельности других участников, рефлексировать
результаты деятельности и отношений;

10. уметь направлять воспитательный процесс на формирование у учащихся
самостоятельности, саморегуляции, самопознания, самоопределения, активности,
творчества;

11. формировать у учащихся стремление к самообразованию,
самоорганизации, самовоспитанию, саморазвитию;

12. морально –
ценностные свойства: гуманность, справедливости, милосердие.

Для развития самостоятельности у детей важно
использовать методы стимулирования: поощрение, предоставление дополнительных
полномочий или временное отстранение от дел, как санкция за правонарушение.

 Проектная деятельность – это процесс, опережающий
разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях.

Проектирование можно рассматривать как интерактивное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания. В процессе
проектирования учащиеся овладевают следующими умениями:

1. рассматривать проблемное поле и подпроблемы,
формировать ведущую проблему и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы;

2. обучаются целеполаганию и планированию
содержательной деятельности;

3. поиску и отбору актуальной информации и усвоению
необходимого знания;

4. в процессе работы над проектом учащиеся
анализируют, синтезируют, выдвигают гипотезы, детализируют и обобщают, т.е.
овладевают исследовательской деятельностью;

5. обучаются применению знаний из разных областей
наук;

6. выбирают подходящие технологии изготовления
продукта проектирования в виде макетов;

7. подбирают различные формы презентации (сценарии,
газеты, журналы, видео, клубы и т.д.);

8. овладевают коммуникативными способностями, учатся слушать и слышать
друг друга, вести дискуссию, отстаивать свою позицию.

Проектировочная деятельность предполагает развитие
интеллектуальных способностей, для чего широко используются такие методы, как
«мозговой штурм», деловые игры, методы развития интуиции и психотренинги,
направленные на развитие социального опыта, переосмысление собственной позиции
и изменение установок.

         Для воспитания чувства ответственности необходимо чаще
доверять детям, обращаться к ним с просьбой о помощи, совместно обсуждать
вопросы, направленные на поиск и принятие нравственного решения, предоставление
школьнику права выбора способов решения данного ему поручения, поощрение за
творческий подход в его выполнении.

Для формирования аналитико – рефлексивных способностей
педагог и его воспитанники должны уметь осмысливать свою деятельность,
полученные результаты, процесс организации. Для этого необходимо организовывать
коллективный анализ деятельности, размышления, определение своей роли и
отношения к организованным событиям, делам; брать интервью у исполнителей
проекта, организовывать тестирование, анкетирование.

Способы работы над проектом позволяют вскрыть суть
проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, определить последовательность ее
шагов. Педагогу необходимо контролировать лишь ключевые моменты выполнения
проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия
самостоятельного решения.

Для педагогов,
организующих этапы работы учащихся над проектом, определены следующие условия:

1. введение обучающихся в проектную деятельность (объединение в команду
по интересам);

2. выбор тематики проекта и ее утверждение;

3. составление плана работы над проектом (распределение ролей,
направление деятельности);

4. поиск информации по проблеме, анализ научно – методических и
литературных источников;

5. организация процесса консультирования и анализа выполнения этапов
проекта;

6. консультации по оформлению проекта;

7. организация и проведение предзащиты проекта (выбор члена команды для
защиты проекта), анализ совместной деятельности;

8. рекомендации и контроль по доработке проекта;

9. презентация проекта, подведение итогов;

10. реализация проекта в реальных условиях школы, самооценочная
функция;

11. рефлексивная
деятельность на данном этапе и выбор проблемы для дальнейшей деятельности.

Специфика педагогического проектирования
воспитательной деятельности состоит в том, что учитель использует технологию
проектирования в двух аспектах: как технологическое проектирование
собственной деятельности и деятельности учащихся, а также содержание
жизнедеятельности среды.
Поэтому проектирование тесно связано с целями,
содержанием воспитательной деятельности. Педагогическое проектирование связано
с развитием воспитательных систем и целями воспитания. Личностное
проектирование связано с субъективным развитием и целями личностного роста.

С учетом этих объективно складывающихся потребностей,
нуждается в существенном переосмыслении не только подготовка учителя к решению
задач по воспитанию учащихся, но и создание условий по овладению проектно –
организаторской функцией в воспитательной деятельности.

К реализации проектно – организаторской функции отнесены следующие
задачи и цели:

1. приоритет мотивационной ориентации учителя на воспитательную
деятельность;

2. направленность его профессиональной подготовки на реализацию
стратегических задач воспитания;

3. обеспечение приоритета личностно – ориентированного воспитания и
обучения;

4. субъект – субъектное взаимодействие педагогов и учащихся;

5. проектирование воспитательной деятельности на разных уровнях;

6. вовлечение учащихся
в проектирование структурных подразделений воспитательного процесса.

В конце каждого учебного года можно обратиться к
учащимся своего класса продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был
классным руководителем…». Они довольно серьезно относятся к предложенному
вопросу, высказывают много интересных идей, которые будут непременно в
программе развития классного коллектива на следующий учебный год, некоторые
даже пишут, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с
современными детьми, то есть дети понимают, как непросто быть воспитателем.

(Доклад подготовлен по изучению материалов интернет источников)

https://infourok.ru/doklad-proekt-kak-mehanizm-izmeneniya-praktiki-vospitaniya-1810392.html

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2020/04/05/proekt-kak

https://multiurok.ru/files/doklad-proiekt-kak-miekhanizm-izmienieniia-praktik.html

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

Единственно реальная цель учителя – «пройти программу».

Цель ученика:

В лучшем случае – «стать умнее»

В ином – выучить то, что пригодиться для экзамена

В худшем случае – перетерпеть годы школьной учёбы.

       Для того, чтобы ученик  воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для её решения определённые знания и умения, в том числе и новые, которые ещё предстоит приобрести, и получить в итоге реальный,  ощутимый результат.

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически  или теоретически  значимой  для ученика проблемы.

 Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

 Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

  «Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность»

                                                                                             Бернард Шоу

С точки зрения ребёнка самый большой недостаток  школы – невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Классификация учебных проектов по Коллингсу

Проекты игр – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты – те, разрабатывая которые, дети имели  целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» — устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной( игра на  муз. инструменте) и т.д.

Конструктивные проекты – нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово – за ребёнком,

последнее – за учителем»

Основные требования к проекту

       * Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причём социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.

      * Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.

     *  Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект – Это «пять П»:

Проблема

Проектирование (планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Шестое «П»  проекта – это папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы, отчёты и др.

     Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.

Персональные или групповые проекты?

Преимущества персональных проектов:

Преимущества групповых проектов:

План работы над проектом может быть выстроен и  отслежен с максимальной точностью

В проектной группе формируются навыки сотрудничества

У  обучающегося формируется чувство ответственности

Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне

Обучающийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта

На каждом  этапе работы, как правило, есть свой лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определённом этапе

Формирование у обучающегося важнейших

ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) – вполне управляемый процесс

В рамках проектной  группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию

Классификация проектов по доминирующей деятельности обучающихся

Практико-ориентированный проект – нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Исследовательский проект – по структуре напоминает научное исследование.

Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

Ролевой проект.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области):

* Монопроекты – как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель – учитель- предметник, консультант – учитель другой дисциплины.

Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.

Интеграция – на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или  музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

* Межпредметные проекты – проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

Внутриклассные

Внутришкольные

Региональные

Международные

     Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействие в сети Internet, задействования  средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты (укладываются в урок или часть урока)

Краткосрочные проекты

Недельные проекты (сочетание классных и внеклассных форм работы)

Долгосрочные  (могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл – от определения темы до презентации – выполняется во внеурочное время)

     Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из чётких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений.

Проектная деятельность: роль кл. руководителя  (учителя)

* Не столько преподавать,  сколько создавать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

* Учитель перестаёт быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

* Список ролей, которые предстоит «прожить» по ходу реализации проекта:

— Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

— Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

— Консультант, помогающий организовать работу

— Руководитель, помогающий планировать работу по времени

— «Человек, задающий вопросы», помогающие увидеть ошибки и недочёты работы

— Координатор группового процесса

— Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Умение запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнёром

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнёрского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие)

Умение планировать  деятельность, время, ресурсы

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования,  устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Проекты и проблемы

    Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс.

    При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат.

     Не всегда удаётся выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем.

     Не прост вопрос реализации воспитательных задач проектной деятельности – взаимопомощь, чувство ответственности за принятые решения – основываются  на действии, они должны быть «прожиты».

Виды презентаций проектов

         Деловая игра, игра с залом, научная конференция, доклад; пресс-конференция; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; выступление агитбригады; соревнование; концерт и т.д.

Проект может применяться на уроке и во внеурочное время.

Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект даёт ученикам опыт деятельности, и поэтому он  незаменим.

6

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Автор: Гребенюк Светлана Сергеевна

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.К. Жукова», г.о.Краснознаменск

Аннотация: В этой статье речь идёт о  применении проектной деятельности в работе классного руководителя. Представлен опыт проектов, реализованных учащимися начальных классов совместно с родителями и педагогами школы.

Ключевые слова: проектная деятельность, продуктивное обучение, технология деятельностного метода, классный руководитель.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

Эпиграфом к своей статье я взяла слова М. Монтессори: «Помоги ребенку все сделать самому, ничего не делая за него. Направь в нужное русло, а остальное он сделает сам».

Как мне кажется, эти слова должны стать девизом для учителя новой формации. Мы с вами живем в мире, в котором  ежедневно внедряются новые технологии, с огромной скоростью обновляется информация, увеличивается объем знаний.

Сегодня общество уже не устраивает учитель, выступающий в роли транслятора информации, роль учителя в школе существенно меняется. Школе необходим учитель, мыслящий неординарно, умеющий находить выход из трудной ситуации, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника не только знающего, а умеющего творчески мыслить, самостоятельно добывать и применять знания, способного принимать нестандартные решения.

Чтобы осуществить этот принцип развития, требуются новые методы в деятельности учителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Что же это за метод?

В настоящее время в российском образовании существует ряд технологий продуктивного обучения. Это и проблемное обучение, и технология деятельностного метода, и информационные технологии и, несомненно, проектная деятельность, основанная на методе проектов.

Сегодня я хочу остановиться именно на проектном методе в работе классного руководителя, именно этот метод на мой взгляд помогает решить многие вопросы современного образования. Ведь сущность проектного метода — стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки  перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений. Что же такое проект? 

Проект – разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел. (С.И. Ожегов)

Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность.

Что такое проект для учителя? Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования. Проект помогает учителю не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. 

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность  школьников способствует развитию общеучебных навыков.

Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Всем известны особенности проектного метода, коротко опишу основные моменты.

Проект – это “пять П”: 

Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Проектирование. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Поиск информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Продукт. Результатом работы над проектом является продукт.

Презентация. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Работая на протяжении многих лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что использование проектного метода в воспитательной работе дает великолепные плоды, а что самое важное помогает вовлечь в данную деятельность всех участников образовательного процесса (учителя, дети, родители).

Представлю несколько наших проектов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования диктует нам основные задачи современной школы – это развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В связи с этим мы должны выпустить ученика, обладающего рядом определенных качеств. Одно из таких качеств – это доброжелательный, умеющий слышать и слушать партнера, умеющий высказывать свое мнение.

Что как не театр сможет научить ребёнка слушать и слышать. Поэтому мы решили приступить к творческому проекту «Театрленд». 

Цель: повышение интереса к театральному искусству посредством организации театра кукол.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей возникновения театра кукол. 
  2. Изучить виды  кукол. 
  3. Ознакомиться с технологией изготовления кукол. 
  4. Создать куклу, декорации и ширму. 
  5. Представить свой творческий продукт. 

Для достижения своей цели мы использовали следующие методы в работе над проектом.

1. Метод исторического анализа.

2. Метод научного наблюдения.

3. Метод творческого проектирования.

4. Практический метод. 

Результатами нашей работы стали замечательные куклы, а также спектакль, который мы показали ученикам начальной школы и ребятам из детских садов города.

Вывод: Участие в организации кукольного спектакля не только повысило у детей интерес к театральному искусству, но и способствовало речевому, познавательному, эстетическому и духовному развитию, сплотило наш коллектив.

Экологический проект «Ёлочка, живи!».

Каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем  картину, как около домов валяются елочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? Данная ситуация и подвигла нас на этот проект.

Цель: Привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников.

Началом проекта в классе послужило полученное письмо от Деда мороза, в котором он просит помочь ему сохранить елки в канун праздничных дней.

Проблемный вопрос: Могут ли дети помочь лесным красавицам?

Мы предположили, что если ребята напомнят всем жителям  города своими  призывами, что ёлки рубить нельзя, то помогут сохранить небольшое количество лесных красавиц.

Участники проекта: учащиеся начальной школы, родители и учителя.

В процессе работы над проектом мы:

— провели агитационную работу;

— доказали, что искусственные ёлочки ничуть не хуже живых и организовали выставку «Такие разные ёлочки»;

— приняли участие в экологической акции «Зелёная ёлочка – колкая иголочка»;

— подготовили и показали ребятам экологическую сказку «Берегите ёлочку»;

— многие родители, по просьбе детей, приобрели домой искусственные ёлки.

Следующим стал социальный проект «Отпусти книгу!  Или БУККРОССИНГ».

В середине 20 века рoссияне считались самой читающей в мире нацией, но те времена остались позади. Сегодня свой досуг люди чаще всего тратят на общение в популярных социальных сетях, а деловое чтение вытесняет чтение «для души». В связи с этим возникают следующие проблемы:

— снижение интереса к чтению;

— понижение грамотности у учащихся;

— отсутствие в городе «Безопасных полок».

Именно поэтому наши учителя начальных классов, родители и ученики объединились в группу единомышленников по созданию социального проекта «Отпусти книгу или буккроссинг».  

Цель данного проекта: популяризация чтения в условиях изменения статуса чтения, его роли и отношения к нему.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

— познакомиться с историей создания международного движения буккроссеров;

— изучить особенности буккроссинга в России;

— создать в городе уникальную интерактивную среду, обеспечивающую доступность и внимание к книге;

Актуальность нашей работы объясняется необходимостью повысить популярность чтения среди населения нашего города, посредством привлечения жителей города к участию в международном движении буккроссеров.

Новизна нашей работы заключается в том, что мы первыми в городе включились в данное движение и пытаемся привлечь к ней большую часть населения.

Вы спросите: Что же такое — буккроссинг? Буккроссинг — это общественное движение, это процесс «освобождения» книг. Девиз движения – «отпусти книгу на свободу». Буккроссинг основан на принципе «прочитал — отдай другому». Его идея — освободить книги от бесполезного простаивания на полках и превратить весь мир в «огромную библиотеку».

В ходе внедрения  данного проекта было проведено много мероприятия. Самое главное — нам удалось запустить в работу уже 10 «Безопасных полок», более 400 книг уже «отпущено», мы смогли увлечь этим движением большое количество учащихся не только начальной школы, но и учащихся старших классов, их родителей. Наше движение имеет свое продолжение. 

Не остались в стороне и социальные объекты нашего города (детские сады, дом творчества, молодежный центр, городская библиотека), которые не только согласились разместить у себя наши «Безопасные полки», но и сами стали активными участниками нашего проекта. Нашу идею поддержал и депутат Рожнов, установив в городском парке уличную библиотеку.

Сегодня мы предлагаем и вам стать участниками нашего движения. ВСТУПАЙТЕ В НАШЕ ДВИЖЕНИЕ! Освобождайте свои книги от стояния на полках! Помните! Прочёл книгу – отдай другому!

Социальный проект «Доброта.ru»

Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства.

Социальный проект «Доброта.ru» способствует формированию  инициативы добра и  ответственности подростков и молодежи.

Главное — его направление –  это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе. Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.

Цель проекта: Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам ВОВ и ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим. 

Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается.

Девиз проекта: «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».

Направления деятельности:

— «Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского сада,  одиноких стариков, ветеранов ВОВ и работников тыла, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.

— «Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, бездомным животным), организация шефской работы над детским садом.

За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям. Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы: 

— научились быть внимательными к ближним, быть добрыми, вежливыми, быть ответственными, научились сотрудничать. 

И конечно, если каждый из нас, хотя бы в своей семье, будет это делать, то меньше будет обиженных людей, брошенных животных, плохого настроения, будет больше улыбок, счастья, да и мир будет добрее. 

Дарите добро и наш мир станет светлее!

Проектная деятельность

в работе современного классного руководителя

В настоящее время в нашей стране активно обсуждаются изменения, которые коснулись системы образования. Модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяет задачи современной школы. Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Как же его достичь?

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков.Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике школьного образования.

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Существует множество подходов к классификации проектов:

  1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории.

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

  1. По форме:

  • видеофильм

  • рекламный ролик

  • интервью с известным человеком

  • мультимедийный продукт

  • стенгазета

  1. По профилю знаний:

  • монопроекты – в рамках одного учебного проекта

  • межпредметные – в рамках двух или более предметам

  1. По числу участников:

  • личностные

  • парные

  • групповые

  1. По характеру контактов:

  • внутриклассными

  • внутришкольными

  • региональными

  • международными

  1. По продолжительности:

  • минипроекты – в течение 1 урока

  • краткосрочные – в течение 1-5 уроков

  • среднесрочные – 1-2месяцев

  • долгосрочные – до 1года

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

  • планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)

  • поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

  • этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

  • презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

  • защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.

В методике преподавания математики проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

Основные задачи проекта:

  1. разработка и внедрение технологии образовательного туризма и содержания туристических маршрутов различной направленности для обучающихся, родителей, педагогов.

  2. формирование позитивного отношения к малой родине у детей и взрослых через вовлечение в познавательную досуговую деятельность.

  3. формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться по различным источникам.

Учащиеся – это будущие бизнесмены, общественные деятели или представители свободной профессии, только тогда будут образованными, когда будут знакомы с культурой и своего края в том числе.

Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов — неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих учеников. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Препарат палач от клопов инструкция по применению отзывы
  • Пентафлуцин бронхо инструкция по применению взрослым порошок
  • Ippon back basic 1050 euro инструкция
  • Дротаверин раствор инструкция по применению цена
  • Руководства heidenhain itnc 530