Проект Конституции Российский Федерации, получивший известность как «проект Алексеева-Шахрая» занимает особое место в истории российского конституционализма.
Именно этот документ во время его подготовки в апреле 1993 года также называли «президентским» проектом новой Конституции Российской Федерации, поскольку он был создан по предложению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. По сути, «проект Алексеева-Шахрая» стал одним из ключевых правовых инструментов преодоления конституционного кризиса власти в России в 1992-1993 году. Для доработки своего «президентского» проекта Б.Н. Ельцин созвал в июне 1993 года специальный орган – Конституционное совещание из представителей федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, производственных союзов, представителей науки и культуры. В конечном итоге, этот проект с учетом изменений и дополнений был вынесен на всероссийское голосование и принят 12 декабря 1993 года в качестве нового Основного Закона. А его создатели С.С. Алексеев и С.М. Шахрай по праву стали считаться основными авторами текста действующей Конституции Российской Федерации.
В рамках советской конституционной реформы 1989-1991 годов в РСФСР, единственной из всех союзных республик, были образованы Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет РСФСР, сформирован Конституционный Суд РСФСР и введена должность Президента РСФСР.
Собственная конституционная реформа в РСФСР началась в июне 1990 года, когда Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию.
После распада СССР в декабре 1991 года и старта программы радикальных экономических реформ начали быстро множатся противоречия между юридической «моделью действительности», закрепленной в Конституции РСФСР 1978 года и стремительно возникающими новыми реалиями в политике, экономике и общественной жизни.
Например, в Конституции РСФСР 1978 года отсутствовал принцип разделения властей. Высшими органами государственной власти, в соответствии с Конституцией, являлись Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, которые были наделены правом принимать к рассмотрению любой вопрос, включая изменение Конституции страны. Оппозиционное Б.Н. Ельцину большинство Съезда и Верховного Совета постоянно пользовалась этим правом, кроя и перекраивая Основной Закон в своих интересах. После отставки «правительства молодых реформаторов» главной целью руководства Верховного Совета становится борьба за политическую власть с Президентом Российской Федерации. Для организации поддержки своих планов Р.И. Хасбулатов и его сторонники на Съезде и в Верховном Совете активно использовали экономические методы. В 1992-1993 годах Верховный Совет имел возможность напрямую вмешиваться в денежно-кредитную политику Банка России. Кроме того, Председатель Верховного Совета имел собственный внебюджетный стабилизационный фонд, средства из которого направлялись на поддержку приглянувшихся ему промышленных предприятий. Таким образом, происходила передача значительной доли национального дохода тем группам интересов, которые являлись политическими союзниками руководства Съезда и Верховного Совета в его конфликте с Президентом Российской Федерации. Необходимо помнить, что хотя этот конфликт маскировался фразами о защите интересов трудящихся, на самом деле спор шел, как по поводу самого механизма государственного управления, так и по поводу иерархии властей и разграничения их полномочий. Фактически, именно в этот полюс стянулись все противоречащие друг другу точки зрения относительно концепции новой Конституции России. А конституционный кризис вылился в ожесточенное противостояние между Президентом, возглавлявшим исполнительную власть страны и Верховным Советом Российской Федерации.
Официальный проект Конституции, который разрабатывала Конституционная комиссия, исходил из сохранения элементов советской системы власти (прежде всего, Съезда народных депутатов) и в этом смысле не мог быть предметом политического компромисса. Наиболее убедительным доказательством этому стало появление в 1992 году целого ряда альтернативных проекту Конституционной комиссии проектов Конституции Российской Федерации, среди которых наиболее яркими и профессиональными стали проекты «Алексеева-Собчака» и так называемый проект «Вариант “ноль”» рабочей группы под руководством С.М. Шахрая. В рабочую группу, в частности, входили: Е.Б. Абросимова, И.А. Бунин, А.В. Маслов, Г.В. Минх, Р.Г. Орехов и А.Я. Слива.
Весной 1993 года началась подготовка к Всероссийскому референдуму 25 апреля 1993 года на который, в частности, выносился вопрос о доверии Президенту страны и поддержке курса реформ. Именно этот референдум запомнился по рефрену: «да-да-нет-да». Идея Б.Н. Ельцина заключалась в том, чтобы выйти на референдум со своеобразным «планом будущего» страны и новой российской государственности. По мнению Б.Н. Ельцина новая Конституция должна была решить ряд неотложных задач. Во-первых, сформировать базу для восстановления общественного согласия. Во-вторых, выстроить эффективную систему государственного управления, основанного на принципе разделения властей. В-третьих, создать «конкурентные преимущества» для новой модели экономического развития, сочетающей в себе гарантии личных и экономических свобод и социальную ответственность.
С.С. Алексееву и С.М. Шахраю в короткие сроки удалось решить эту нетривиальную политическую задачу. При этом их работа стала не столько результатом юридической науки, сколько предметом юридического творчества. Именно об этом вспоминал бывший председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.А. Туманов, когда вручал С.М. Шахраю в 2011 году высшую юридическую премию «Юрист года» (С.С. Алексеев стал первым лауреатом этой премии).
Принято считать, что конституция является плодом согласия элит, отражает стремление утвердить новые договоренности о системе власти, о принципах отношений, оформить новый «общественный договор». Поскольку в России начала 1990-х годов ни о каком общественном согласии не было и речи, авторы решили действовать от противного.
Была выбрана модель закрепления в Основном законе тех общественных ценностей, тех принципов, которые не вызывали сомнений ни у одной из противоборствующих сторон. Более того, в окончательном варианте текста действующей Конституции все эти «заповеди» были в общем виде изложены в самой первой главе «Основы конституционного строя» и максимально защищены (внесение изменений в этот раздел Конституции возможно только путем референдума или созыва специального Конституционного Собрания).
Ключевым элементом проекта стал полный отказ от «вертикали Советов» и выведение Президента Российской Федерации из классической системы разделения властей. В проекте об этом было сказано следующим образом: «Президент Российской Федерации является главой государства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. В установленном настоящей Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов. Президент как глава государства является его высшим должностным лицом, представляющим Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».
Представительным органом власти в проекте стало Федеральное Собрание, которое состояло из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть возглавляло Правительство Российской Федерации. Судебную систему представляли: Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший арбитражный Суд, руководители которых образовывали Высшее судебное присутствие. Предложенная система организации государственной власти в целом соответствовала современной модели республики президентско-парламентского типа.
В процесс доработки проекта на Конституционном совещании было решено отказаться от упоминания в тексте Конституции Федеративного договора, который носил переходный характер; вместо этого с участием С.М. Шахрая была разработана новая глава о федеративном устройстве.
Б.Н. Ельцин впервые заявил о завершении работы над «президентским» проектом Конституции Российской Федерации 14 апреля на брифинге для СМИ. А уже после победы на Всероссийском референдуме, 29 апреля официально представил текст на совещании в Кремле с участием глав республик, администраций краев и областей, автономных образований. На следующий день «президентский» проект Конституции Российской Федерации был опубликован в печати.
Источник — сайт http://constitution20.ru/documents/by_category/1
Как
уже было сказано, наряду с официальным
проектом,
подготавливаемым Конституционной
комиссией и обсуждавшемся Верховным
Советом и Съездом народных депутатов,
появлялись и другие проекты. Особенно
интенсивно это происходило в 1992 г. —
начале 1993 г. Одни проекты не имели
сколько-нибудь существенного значения.
Другие оказывали влияние на разработчиков
официального
проекта,
поскольку отражали позиции влиятельных
политических движений и сил, а также
отдельных деятелей. К этой группе мы бы
отнесли:
проект
рабочей группы под руководством
С.М.Шахрая, родившийся в 1992 г. в «недрах»
Администрации Президента РФ;
проект
1992 г. Российского движения демократических
реформ (РДДР) — достаточно влиятельного
на то время, поскольку эти проекты
определенным образом отразились в
содержании будущего
президентского проекта
Конституции (к тому же имена их главных
разработчиков — С.М.Шахрая, А.А.Собчака
и С.С.Алексеева — связывают с созданием
данного проекта), а также
проект
депутатов-коммунистов (май 1993 г.).
Рассмотрим эти три проекта подробнее.
3.3.1. Проект рабочей группы под руководством с.М.Шахрая
Этот
проект
появился в 1992 г. как инициативный документ
авторов. Но дело в том, что на то время
все они — работники Государственно-правового
управления Президента РФ. И трудно
представить, чтобы чиновники Администрации
Президента исключительно по своей воле
подготовили и опубликовали
проект,
который «вдруг» разошелся бы с
позицией самого Президента. Скорее речь
можно вести об обратном: этот
проект
был подготовлен с негласного ведома
Президента как пробный камень в проверке
реакции общества на возможное
конституционное закрепление позиций
«сильного» Президента РФ. А то, что
отражение подобной роли Президента
стало одной из главных задач данного
проекта — очевидно.
Однако
рассмотрим его особенности последовательно.
Проект
имеет следующую структуру:
Раздел первый.
Гражданин.
Глава 1.
Основные принципы.
Глава 2.
Личные права и свободы.
Глава 3.
Социально-экономические права и свободы.
Глава 4.
Политические права и свободы.
Глава 5.
Защита прав и свобод.
Раздел второй.
Государство.
Глава 6.
Основы конституционного строя.
Глава 7.
Государственное устройство.
Глава 8.
Особые формы государственного управления.
Глава 9.
Правовая система.
Раздел третий.
Власть.
Глава 10.
Законодательная власть.
Глава 11.
Исполнительная власть.
Глава 12.
Судебная власть.
Глава 13.
Иные федеральные государственные
органы.
Глава 14.
Органы государственной власти республик.
Глава 15.
Органы государственной власти краев,
областей, автономных областей и автономных
округов.
Глава 16.
Местное самоуправление.
Глава 17.
Символы и столица государства.
Раздел четвертый.
Переходные положения.
В
данном
проекте,
в отличие от
проекта
Конституционной комиссии, нет
раздела
о гражданском обществе. Да и в целом
этот текст можно охарактеризовать как
так называемую государственную
Конституцию,
т.е. документ, в большей мере обращенный
к государству и власти и в меньшей мере
— к организации общества.
Правда,
избранная авторами структура привела
к тому, что в документе, именуемом
основным законом государства, в начале
текста не нашлось места для статьи,
дающей определение (характеристику)
данного государства.
Первый
раздел,
посвященный правам и свободам человека
и гражданина, традиционен для данного
времени, он содержит положения, которые
в основном уже содержались в принятой
Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
Декларации прав человека и гражданина
(как уже говорилось, с некоторыми
коррективами она в свою очередь включена
в Конституцию РФ при реформе 21 апреля
1992 г.). Правда, на некоторые детали можно
обратить внимание. Например, в
главу
проекта о личных правах и свободах вошло
положение о том, что «каждый имеет
право на свободу мысли, слова, а также
беспрепятственное выражение своих
мнений и убеждений» (
ст. 10).
Но это право многими авторами
рассматривалось как общественно-политическое.
Право на приобретение и прекращение
гражданства включено авторами в
главу
о политических правах и свободах (
ст. 22),
что также нетрадиционно, поскольку его,
наоборот, многие связывают с личными
правами граждан.
Во
втором разделе
— в
главе 6
об основах конституционного строя —
фиксируется, что источником всякой
власти в РФ является народ. Государственная
власть осуществляется народом РФ
непосредственно путем референдумов и
выборов, а также через систему
государственных органов. Российской
Федерацией гарантируются права
территориальных общностей по осуществлению
местного самоуправления.
В
проекте
подчеркнута идея государственного
единства РФ, которое обеспечивается
целостностью территории, стабильностью
конституционного строя и единством
государственной власти. Суверенитет
РФ распространяется на всю ее территорию,
она целостна и неделима и не может быть
изменена иначе как специальным федеральным
законом (
ст. 42).
А территория субъектов РФ может быть
изменена только с согласия населяющих
их граждан, выраженного на референдуме.
Достоинством
данного
проекта
можно назвать
статью,
не допускающую беспредела властей. В
ст. 44
говорится, что государство в лице органов
государственной власти не вмешивается
в дела гражданина и общества, кроме как
в рамках, определенных
Конституцией.
Государство и местное самоуправление
не имеют преимуществ перед другими
субъектами, в том числе гражданами, в
отношении прав собственности, в
осуществлении предпринимательской и
хозяйственной деятельности, кроме
случаев, прямо установленных
Конституцией
и конституционным законом.
Государственное
устройство РФ по
проекту
основано на принципе федерализма.
Правда, вопрос о субъектах решен нечетко.
Ими названы республики, края, области,
автономные области, а также автономные
округа, входящие в состав краев и
областей. Таким образом, здесь зафиксирован
двойной статус автономных округов,
который и в то время, и сегодня создает
дополнительные проблемы. Кроме того,
субъектами РФ не названы города
федерального значения. В
проекте
определены вопросы ведения РФ и вопросы
совместного ведения РФ и ее субъектов.
Преимущественно это сделано по схеме,
уже устоявшейся к тому времени, по
которой к ведению РФ относятся наиболее
важные вопросы — установление
конституционных и законодательных
основ строя, правовой и судебной системы
РФ, единая экономическая и финансово-денежная
система, управление стратегическими
отраслями хозяйства и координация
экономической и социальной деятельности
субъектов РФ.
По
проекту
законодательную власть РФ осуществляет
парламент РФ. Он состоит из Федерального
Собрания и Народного Собрания. ФС —
верхняя палата — формируется субъектами
РФ, каждый имеет свою делегацию, состоящую
не более чем из 2 человек, обладающих
при голосовании одним решающим голосом.
Срок полномочий делегатов ФС — 3 года.
НС — нижняя палата — состоит из 400 депутатов,
избираемых путем всеобщего избирательного
права на 4 года, причем каждые 2 года
состав палаты обновляется наполовину.
В
проекте
обозначены полномочия отдельно каждой
палаты и полномочия, осуществляемые
ими совместно. Из важнейших полномочий
верхней палаты отметим: назначение
федерального референдума; утверждение
образования новых субъектов РФ, а также
изменения их конституционно-правового
статуса; вопросы войны и мира; дача
заключения Президенту о кандидатурах
на должность государственного секретаря
и государственных министров, их
отстранение от должности в установленном
Конституцией
порядке; дача согласия Президенту на
назначение высшего командования
Вооруженных Сил. Нижняя палата осуществляет
законодательное регулирование по
вопросам, отнесенным к федеральной
компетенции; устанавливает федеральные
налоги и сборы; утверждает производимые
Президентом назначения Председателя
Банка России, Председателя Федеральной
статистической палаты; утверждает по
представлению Президента назначение
федеральных судей. Совместно палаты
принимают федеральный бюджет; ратифицируют
и денонсируют международные договоры
РФ; вносят в Верховный Суд РФ представление
о лишении мандата делегатов ФС и депутатов
НС, об отстранении от должности Президента
РФ и Вице-президента РФ; избирают
Парламентского уполномоченного по
правам человека.
В
законодательном процессе
проект
предусмотрел механизм нижней и верхней
палат. Т.е. закон сначала принимается в
НС, направляется в ФС; если он там
отвергнут, нижняя палата преодолевает
«вето» верхней палаты двумя третями
голосов. Принятый парламентом закон
направляется Президенту, который также
имеет право «вето». Однако по
проекту
это вето преодолевается только одной
нижней палатой двумя третями голосов,
а принятый закон подписывается
председателем НС и вступает в силу в
установленном порядке.
Можно
сделать вывод, что в
проекте
рабочей группы С.М.Шахрая предусматривался
не такой уж слабый парламент Российской
Федерации.
По
проекту
исполнительную власть в РФ возглавляет
Президент РФ. Он избирается путем
всеобщих выборов на 6 лет, не более чем
на два срока подряд, возраст — не моложе
35 и не старше 65 лет. Полномочия Президента
по
проекту
в основном традиционные — руководит
деятельностью исполнительной власти
РФ, осуществлением внешней политики,
обеспечением безопасности РФ, является
Верховным Главнокомандующим и т.п. Из
специфических полномочий Президента
по
проекту
отметим: его право назначать с учетом
заключения ФС ряд министров и руководителей
федеральных служб; назначение Генерального
прокурора РФ; учреждение федеральных
ведомств, назначение и освобождение от
должности их руководителей; назначение
выборов в нижнюю палату парламента и
даты начала работы ФС нового созыва;
назначение референдума РФ (такое же
право имела верхняя палата).
Характерная
особенность данного
проекта
— он не предусматривал существования
федерального Правительства в качестве
отделенной от Президента структуры во
главе с председателем. Т.е. здесь
просматривается как бы американская
модель правительства как штаба при
Президенте.
Президент
был сильнее по данному
проекту,
чем по
проекту
Конституционной комиссии. Можно сказать,
что здесь авторы проекта — сотрудники
Администрации Президента — как бы
перебрасывали мостик к будущему
президентскому проекту
Конституции в части полномочий Президента.
Закрепляя
судебную систему,
проект
в качестве высших федеральных судов
называет Конституционный Суд и Верховный
Суд РФ.
Действовавшая
на то время Конституция и
проект
КК исходят из того, что КС — не просто
орган конституционного правосудия, но
высший орган по защите конституционного
строя РФ. Данный
проект
такой характеристики не содержит и
рассматривает КС как орган с функциями
лишь конституционного правосудия (эта
линия была затем отражена в действующей
Конституции РФ,
проект
которой представлен Президентом РФ).
КС решает дела о конституционности
правовых актов РФ и субъектов РФ, актов
политических партий и иных общественных
объединений, правоприменительной
практики; разрешает споры о компетенции
между федеральными государственными
органами, между ними и органами субъектов
РФ, между органами субъектов РФ (
ст. 92).
В
проекте
отведена важная роль Верховному Суду
не только в делах правосудия и надзора
за судебной деятельностью судов страны.
Этому суду принадлежит исключительное
право лишения депутатского или
делегатского мандатов членов Парламента,
отстранения от должности Президента и
Вице-президента, иных высших федеральных
должностных лиц системы исполнительной
власти, а также федеральных судей.
Верховному Суду также принадлежит
исключительное право роспуска Народного
Собрания — если вследствие отсутствия
кворума на заседаниях в течение не менее
чем половины срока сессии НС не может
осуществлять свои функции либо приняло
решение об изменении конституционных
основ (
ст. 91).
Нетрудно видеть, что эти полномочия
больше относятся к сфере конституционного
правосудия. Таким образом, идея разделения
их между несколькими судами (и таким
образом ослабления КС) также отражена
в
проекте.
Сейчас она воплощена в действующей
Конституции РФ и других федеральных
актах.
Проект
предусматривает создание системы
местного самоуправления в рамках
территориальных единиц, на которые
делятся субъекты РФ. Единицы местного
самоуправления именуются территориальными
общностями, местное самоуправление
отделено от государственной власти и
осуществляет свою деятельность независимо
и самостоятельно.
Слайды презентации
Слайд 2
Этот проект появился в 1992 г. как
инициативный документ авторов.
Но
дело в том, что на то время все
они —
работники Государственно-правового
управления Президента РФ. И трудно
представить,
чтобы чиновники
Администрации Президента
исключительно по своей воле
подготовили и опубликовали проект,
который «вдруг» разошелся бы с
позицией самого Президента . Скорее
речь можно вести об обратном: этот
проект был подготовлен с негласного
ведома Президента как пробный
камень в проверке реакции общества
на возможное конституционное
закрепление позиций «сильного»
Президента РФ. А то, что отражение
подобной роли Президента стало одной
из главных задач данного проекта —
очевидно. С.М.Шахрай
Слайд 3
Структура проекта
Конституции Однако рассмотрим его особенности последовательно.
Проект имеет
следующую структуру:
Раздел первый. Гражданин.
Глава 1. Основные принципы.
Глава 2. Личные права и свободы.
Глава 3. Социально-экономические права
и свободы.
Глава 4. Политические права и свободы.
Глава 5. Защита прав и свобод.
Слайд 4
Раздел второй. Государство.
Глава 6. Основы конституционного строя.
Глава 7.
Государственное устройство.
Глава 8. Особые формы государственного управления.
Глава 9.
Правовая система.
Структура проекта
Конституции
Слайд 5
Раздел третий. Власть.
Глава 10. Законодательная власть.
Глава 11. Исполнительная
власть.
Глава 12. Судебная власть.
Глава 13. Иные федеральные
государственные органы.
Глава 14. Органы государственной власти республик.
Глава 15.
Органы государственной власти краев, областей,
автономных областей и автономных округов.
Глава 16. Местное самоуправление.
Глава 17. Символы и столица государства.
Раздел четвертый. Переходные положения.
Структура проекта
Конституции
Слайд 6
В данном проекте, в отличие от
проекта Конституционной комиссии,
нет
раздела о гражданском
обществе. Да и в целом этот
текст
можно охарактеризовать как так
называемую государственную
Конституцию, т.е. документ,
в
большей мере обращенный к
государству и власти и в меньшей
мере — к организации общества.
Правда, избранная авторами
структура привела к тому, что в
документе, именуемом основным
законом государства, в начале текста
не нашлось места для статьи,
дающей определение
(характеристику) данного
государства.
Слайд 7
Первый раздел, посвященный правам и
свободам человека и гражданина ,
традиционен для данного времени, он
содержит положения, которые в
основном
уже содержались в принятой Верховным
Советом РСФСР 22 ноября
1991 г.
Декларации прав человека и гражданина
(как уже говорилось, с некоторыми
коррективами она в свою очередь включена
в Конституцию РФ при реформе 21 апреля
1992 г.). Правда, на некоторые детали можно
обратить внимание. Например, в главу
проекта о личных правах и свободах вошло
положение о том, что «каждый имеет
право на свободу мысли, слова, а также
беспрепятственное выражение своих
мнений и убеждений» (ст. 10). Но это право
многими авторами рассматривалось как
общественно-политическое. Право на
приобретение и прекращение
гражданства включено авторами в главу о
политических правах и свободах (ст. 22), что
также нетрадиционно, поскольку его,
наоборот, многие связывают с личными
правами граждан.
Слайд 8
Во втором разделе — в главе 6
об основах конституционного
строя — фиксируется, что
источником всякой власти в
РФ
является народ .
Государственная власть
осуществляется народом РФ
непосредственно путем
референдумов и выборов, а
также через систему
государственных органов.
Российской Федерацией
гарантируются права
территориальных общностей
по осуществлению местного
самоуправления.
Слайд 9
В проекте подчеркнута идея
государственного единства РФ,
которое обеспечивается
целостностью
территории ,
стабильностью
конституционного строя и
единством государственной
власти.
Суверенитет РФ
распространяется на всю ее
территорию, она целостна и
неделима и не может быть
изменена иначе как специальным
федеральным законом (ст. 42). А
территория субъектов РФ может
быть изменена только с согласия
населяющих их граждан,
выраженного на референдуме.
Слайд 10
Достоинством данного проекта
можно назвать статью, не
допускающую беспредела властей
.
В ст. 44 говорится, что государство в
лице
органов государственной
власти не вмешивается в дела
гражданина и общества
, кроме как
в рамках, определенных
Конституцией. Государство и
местное самоуправление не имеют
преимуществ перед другими
субъектами , в том числе
гражданами, в отношении прав
собственности, в осуществлении
предпринимательской и
хозяйственной деятельности ,
кроме случаев, прямо
установленных Конституцией и
конституционным законом.
Слайд 11
Государственное устройство РФ по проекту
основано на принципе федерализма .
Правда, вопрос о субъектах решен нечетко.
Ими названы республики,
края, области,
автономные области, а также
автономные округа, входящие в
состав
краев и областей . Таким образом, здесь
зафиксирован двойной статус автономных
округов, который и в то время, и сегодня
создает дополнительные проблемы. Кроме
того, субъектами РФ не названы города
федерального значения. В проекте
определены вопросы ведения РФ и вопросы
совместного ведения РФ и ее субъектов.
Преимущественно это сделано по схеме,
уже устоявшейся к тому времени, по
которой к ведению РФ относятся наиболее
важные вопросы — установление
конституционных и законодательных основ
строя, правовой и судебной системы РФ,
единая экономическая и финансово-
денежная система, управление
стратегическими отраслями хозяйства и
координация экономической и социальной
деятельности субъектов РФ.
Слайд 12
По проекту законодательную
власть РФ осуществляет
парламент РФ. Он состоит
из
Федерального Собрания и
Народного Собрания. ФС —
верхняя
палата — формируется
субъектами РФ, каждый имеет
свою делегацию, состоящую
не
более чем из 2 человек,
обладающих при голосовании
одним решающим голосом. Срок
полномочий делегатов ФС — 3
года. НС — нижняя палата —
состоит из 400 депутатов,
избираемых путем всеобщего
избирательного права на 4 года,
причем каждые 2 года состав
палаты обновляется наполовину.
Слайд 13
В проекте обозначены полномочия отдельно каждой
палаты и полномочия, осуществляемые
ими совместно.
Из важнейших полномочий верхней палаты отметим:
назначение
федерального референдума; утверждение
образования новых субъектов РФ, а также
изменения
их конституционно-правового статуса;
вопросы войны и мира; дача заключения
Президенту о кандидатурах на должность
государственного секретаря и государственных
министров, их отстранение от должности в
установленном Конституцией порядке; дача
согласия Президенту на назначение высшего
командования Вооруженных Сил.
Слайд 14
Нижняя палата осуществляет законодательное
регулирование по вопросам, отнесенным к федеральной
компетенции; устанавливает федеральные налоги и
сборы; утверждает производимые Президентом
назначения Председателя Банка России, Председателя
Федеральной статистической палаты; утверждает по
представлению Президента назначение федеральных
судей. Совместно палаты принимают федеральный
бюджет; ратифицируют и денонсируют
международные договоры РФ; вносят в Верховный Суд
РФ представление о лишении мандата делегатов ФС и
депутатов НС, об отстранении от должности
Президента РФ и Вице-президента РФ; избирают
Парламентского уполномоченного по правам
человека.
Слайд 16
Можно сделать вывод, что в проекте рабочей
группы С.М.Шахрая предусматривался
не такой
уж слабый парламент Российской Федерации.
По проекту исполнительную
власть в РФ
возглавляет Президент РФ. Он избирается
путем всеобщих
выборов на 6 лет, не более чем
на два срока подряд, возраст — не моложе 35 и не
старше 65 лет. Полномочия Президента по
проекту в основном традиционные — руководит
деятельностью исполнительной власти РФ,
осуществлением внешней политики,
обеспечением безопасности РФ, является
Верховным Главнокомандующим и т.п. Из
специфических полномочий Президента по
проекту отметим: его право назначать с
учетом заключения ФС ряд министров и
руководителей федеральных служб;
назначение Генерального прокурора РФ;
учреждение федеральных ведомств,
назначение и освобождение от должности их
руководителей; назначение выборов в
нижнюю палату парламента и даты начала
работы ФС нового созыва; назначение
референдума РФ (такое же право имела
верхняя палата). Б.Н.Ельцин
Слайд 17
Характерная особенность
данного проекта — он не
предусматривал
существования
федерального
Правительства в
качестве отделенной от
Президента структуры во
главе
с председателем.
Т.е. здесь просматривается
как бы американская
модель правительства
как штаба при
Президенте.
Слайд 18
Президент был сильнее по
данному проекту, чем по
проекту Конституционной
комиссии. Можно сказать, что
здесь авторы проекта —
сотрудники
Администрации
Президента — как бы
перебрасывали мостик к
будущему президентскому
проекту Конституции в части
полномочий Президента.
Закрепляя судебную систему,
проект в качестве высших
федеральных судов называет
Конституционный Суд и
Верховный Суд РФ.
Слайд 19
Действовавшая на то время Конституция
и проект КК исходят из
того, что КС —
не просто орган конституционного
правосудия,
но высший орган по
защите конституционного строя РФ .
Данный
проект такой характеристики не
содержит и рассматривает КС как орган
с функциями лишь конституционного
правосудия (эта линия была затем
отражена в действующей Конституции
РФ, проект которой представлен
Президентом РФ). КС решает дела о
конституционности правовых актов РФ
и субъектов РФ, актов политических
партий и иных общественных
объединений, правоприменительной
практики; разрешает споры о
компетенции между федеральными
государственными органами, между
ними и органами субъектов РФ, между
органами субъектов РФ (ст. 92).
Слайд 20
В проекте отведена важная роль Верховному
Суду не только в
делах правосудия и надзора за
судебной деятельностью судов страны.
Этому
суду принадлежит исключительное право
лишения депутатского или делегатского
мандатов
членов Парламента, отстранения
от должности Президента и Вице-
президента, иных высших федеральных
должностных лиц системы исполнительной
власти, а также федеральных судей.
Верховному Суду также принадлежит
исключительное право роспуска Народного
Собрания — если вследствие отсутствия
кворума на заседаниях в течение не менее
чем половины срока сессии НС не может
осуществлять свои функции либо приняло
решение об изменении конституционных
основ (ст. 91). Нетрудно видеть, что эти
полномочия больше относятся к сфере
конституционного правосудия. Таким образом,
идея разделения их между несколькими судами
(и таким образом ослабления КС) также
отражена в проекте. Сейчас она воплощена в
действующей Конституции РФ и других
федеральных актах.
Слайд 21
Проект предусматривает
создание системы местного
самоуправления в рамках
территориальных единиц
,
на которые делятся субъекты
РФ. Единицы местного
самоуправления
именуются
территориальными
общностями, местное
самоуправление отделено
от государственной власти
и
осуществляет свою
деятельность независимо и
самостоятельно .
Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.
Содержание ▲
- Проект Конституции 1993 года
Проект рабочей… - Этот проект появился в 1992 г. как инициативный…
- Структура проекта Конституции
Однако рассмотрим… - Структура проекта Конституции
Раздел второй.… - Структура проекта Конституции
Раздел третий.… - В данном проекте, в отличие от проекта…
- Первый раздел, посвященный правам и свободам…
- Во втором разделе — в главе 6 об основах…
- В проекте подчеркнута идея государственного…
- Достоинством данного проекта можно назвать…
- Государственное устройство РФ по проекту основано…
- По проекту законодательную власть РФ осуществляет…
- В проекте обозначены полномочия отдельно каждой…
- Нижняя палата осуществляет законодательное…
- Слайд №15
- Можно сделать вывод, что в проекте рабочей группы…
- Характерная особенность данного проекта — он не…
- Президент был сильнее по данному проекту, чем по…
- Действовавшая на то время Конституция и проект КК…
- В проекте отведена важная роль Верховному Суду не…
- Проект предусматривает создание системы местного…
- Скачать
- Похожие презентации
Вы можете ознакомиться и скачать
Проект Конституции 1993 года Проект рабочей группы под руководством С.М.Шахрая.
Презентация содержит 21 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились
–
поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Проект Конституции 1993 года
Проект рабочей группы под руководством С.М.Шахрая
Слайд 2
Описание слайда:
Этот проект появился в 1992 г. как инициативный документ авторов. Но дело в том, что на то время все они — работники Государственно-правового управления Президента РФ. И трудно представить, чтобы чиновники Администрации Президента исключительно по своей воле подготовили и опубликовали проект, который «вдруг» разошелся бы с позицией самого Президента. Скорее речь можно вести об обратном: этот проект был подготовлен с негласного ведома Президента как пробный камень в проверке реакции общества на возможное конституционное закрепление позиций «сильного» Президента РФ. А то, что отражение подобной роли Президента стало одной из главных задач данного проекта — очевидно.
Этот проект появился в 1992 г. как инициативный документ авторов. Но дело в том, что на то время все они — работники Государственно-правового управления Президента РФ. И трудно представить, чтобы чиновники Администрации Президента исключительно по своей воле подготовили и опубликовали проект, который «вдруг» разошелся бы с позицией самого Президента. Скорее речь можно вести об обратном: этот проект был подготовлен с негласного ведома Президента как пробный камень в проверке реакции общества на возможное конституционное закрепление позиций «сильного» Президента РФ. А то, что отражение подобной роли Президента стало одной из главных задач данного проекта — очевидно.
Слайд 3
Описание слайда:
Структура проекта Конституции
Однако рассмотрим его особенности последовательно. Проект имеет следующую структуру:
Раздел первый. Гражданин.
Глава 1. Основные принципы.
Глава 2. Личные права и свободы.
Глава 3. Социально-экономические права и свободы.
Глава 4. Политические права и свободы.
Глава 5. Защита прав и свобод.
Слайд 4
Описание слайда:
Структура проекта Конституции
Раздел второй. Государство.
Глава 6. Основы конституционного строя.
Глава 7. Государственное устройство.
Глава 8. Особые формы государственного управления.
Глава 9. Правовая система.
Слайд 5
Описание слайда:
Структура проекта Конституции
Раздел третий. Власть.
Глава 10. Законодательная власть.
Глава 11. Исполнительная власть.
Глава 12. Судебная власть.
Глава 13. Иные федеральные государственные органы.
Глава 14. Органы государственной власти республик.
Глава 15. Органы государственной власти краев, областей, автономных областей и автономных округов.
Глава 16. Местное самоуправление.
Глава 17. Символы и столица государства.
Раздел четвертый. Переходные положения.
Слайд 6
Описание слайда:
В данном проекте, в отличие от проекта Конституционной комиссии, нет раздела о гражданском обществе. Да и в целом этот текст можно охарактеризовать как так называемую государственную Конституцию, т.е. документ, в большей мере обращенный к государству и власти и в меньшей мере — к организации общества.
В данном проекте, в отличие от проекта Конституционной комиссии, нет раздела о гражданском обществе. Да и в целом этот текст можно охарактеризовать как так называемую государственную Конституцию, т.е. документ, в большей мере обращенный к государству и власти и в меньшей мере — к организации общества.
Правда, избранная авторами структура привела к тому, что в документе, именуемом основным законом государства, в начале текста не нашлось места для статьи, дающей определение (характеристику) данного государства.
Слайд 7
Описание слайда:
Первый раздел, посвященный правам и свободам человека и гражданина, традиционен для данного времени, он содержит положения, которые в основном уже содержались в принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав человека и гражданина (как уже говорилось, с некоторыми коррективами она в свою очередь включена в Конституцию РФ при реформе 21 апреля 1992 г.). Правда, на некоторые детали можно обратить внимание. Например, в главу проекта о личных правах и свободах вошло положение о том, что «каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений» (ст. 10). Но это право многими авторами рассматривалось как общественно-политическое. Право на приобретение и прекращение гражданства включено авторами в главу о политических правах и свободах (ст. 22), что также нетрадиционно, поскольку его, наоборот, многие связывают с личными правами граждан.
Первый раздел, посвященный правам и свободам человека и гражданина, традиционен для данного времени, он содержит положения, которые в основном уже содержались в принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав человека и гражданина (как уже говорилось, с некоторыми коррективами она в свою очередь включена в Конституцию РФ при реформе 21 апреля 1992 г.). Правда, на некоторые детали можно обратить внимание. Например, в главу проекта о личных правах и свободах вошло положение о том, что «каждый имеет право на свободу мысли, слова, а также беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений» (ст. 10). Но это право многими авторами рассматривалось как общественно-политическое. Право на приобретение и прекращение гражданства включено авторами в главу о политических правах и свободах (ст. 22), что также нетрадиционно, поскольку его, наоборот, многие связывают с личными правами граждан.
Слайд 8
Описание слайда:
Во втором разделе — в главе 6 об основах конституционного строя — фиксируется, что источником всякой власти в РФ является народ. Государственная власть осуществляется народом РФ непосредственно путем референдумов и выборов, а также через систему государственных органов. Российской Федерацией гарантируются права территориальных общностей по осуществлению местного самоуправления.
Во втором разделе — в главе 6 об основах конституционного строя — фиксируется, что источником всякой власти в РФ является народ. Государственная власть осуществляется народом РФ непосредственно путем референдумов и выборов, а также через систему государственных органов. Российской Федерацией гарантируются права территориальных общностей по осуществлению местного самоуправления.
Слайд 9
Описание слайда:
В проекте подчеркнута идея государственного единства РФ, которое обеспечивается целостностью территории, стабильностью конституционного строя и единством государственной власти. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, она целостна и неделима и не может быть изменена иначе как специальным федеральным законом (ст. 42). А территория субъектов РФ может быть изменена только с согласия населяющих их граждан, выраженного на референдуме.
В проекте подчеркнута идея государственного единства РФ, которое обеспечивается целостностью территории, стабильностью конституционного строя и единством государственной власти. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, она целостна и неделима и не может быть изменена иначе как специальным федеральным законом (ст. 42). А территория субъектов РФ может быть изменена только с согласия населяющих их граждан, выраженного на референдуме.
Слайд 10
Описание слайда:
Достоинством данного проекта можно назвать статью, не допускающую беспредела властей. В ст. 44 говорится, что государство в лице органов государственной власти не вмешивается в дела гражданина и общества, кроме как в рамках, определенных Конституцией. Государство и местное самоуправление не имеют преимуществ перед другими субъектами, в том числе гражданами, в отношении прав собственности, в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, кроме случаев, прямо установленных Конституцией и конституционным законом.
Достоинством данного проекта можно назвать статью, не допускающую беспредела властей. В ст. 44 говорится, что государство в лице органов государственной власти не вмешивается в дела гражданина и общества, кроме как в рамках, определенных Конституцией. Государство и местное самоуправление не имеют преимуществ перед другими субъектами, в том числе гражданами, в отношении прав собственности, в осуществлении предпринимательской и хозяйственной деятельности, кроме случаев, прямо установленных Конституцией и конституционным законом.
Слайд 11
Описание слайда:
Государственное устройство РФ по проекту основано на принципе федерализма. Правда, вопрос о субъектах решен нечетко. Ими названы республики, края, области, автономные области, а также автономные округа, входящие в состав краев и областей. Таким образом, здесь зафиксирован двойной статус автономных округов, который и в то время, и сегодня создает дополнительные проблемы. Кроме того, субъектами РФ не названы города федерального значения. В проекте определены вопросы ведения РФ и вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Преимущественно это сделано по схеме, уже устоявшейся к тому времени, по которой к ведению РФ относятся наиболее важные вопросы — установление конституционных и законодательных основ строя, правовой и судебной системы РФ, единая экономическая и финансово-денежная система, управление стратегическими отраслями хозяйства и координация экономической и социальной деятельности субъектов РФ.
Государственное устройство РФ по проекту основано на принципе федерализма. Правда, вопрос о субъектах решен нечетко. Ими названы республики, края, области, автономные области, а также автономные округа, входящие в состав краев и областей. Таким образом, здесь зафиксирован двойной статус автономных округов, который и в то время, и сегодня создает дополнительные проблемы. Кроме того, субъектами РФ не названы города федерального значения. В проекте определены вопросы ведения РФ и вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов. Преимущественно это сделано по схеме, уже устоявшейся к тому времени, по которой к ведению РФ относятся наиболее важные вопросы — установление конституционных и законодательных основ строя, правовой и судебной системы РФ, единая экономическая и финансово-денежная система, управление стратегическими отраслями хозяйства и координация экономической и социальной деятельности субъектов РФ.
Слайд 12
Описание слайда:
По проекту законодательную власть РФ осуществляет парламент РФ. Он состоит из Федерального Собрания и Народного Собрания. ФС — верхняя палата — формируется субъектами РФ, каждый имеет свою делегацию, состоящую не более чем из 2 человек, обладающих при голосовании одним решающим голосом. Срок полномочий делегатов ФС — 3 года. НС — нижняя палата — состоит из 400 депутатов, избираемых путем всеобщего избирательного права на 4 года, причем каждые 2 года состав палаты обновляется наполовину.
По проекту законодательную власть РФ осуществляет парламент РФ. Он состоит из Федерального Собрания и Народного Собрания. ФС — верхняя палата — формируется субъектами РФ, каждый имеет свою делегацию, состоящую не более чем из 2 человек, обладающих при голосовании одним решающим голосом. Срок полномочий делегатов ФС — 3 года. НС — нижняя палата — состоит из 400 депутатов, избираемых путем всеобщего избирательного права на 4 года, причем каждые 2 года состав палаты обновляется наполовину.
Слайд 13
Описание слайда:
В проекте обозначены полномочия отдельно каждой палаты и полномочия, осуществляемые ими совместно. Из важнейших полномочий верхней палаты отметим: назначение федерального референдума; утверждение образования новых субъектов РФ, а также изменения их конституционно-правового статуса; вопросы войны и мира; дача заключения Президенту о кандидатурах на должность государственного секретаря и государственных министров, их отстранение от должности в установленном Конституцией порядке; дача согласия Президенту на назначение высшего командования Вооруженных Сил.
В проекте обозначены полномочия отдельно каждой палаты и полномочия, осуществляемые ими совместно. Из важнейших полномочий верхней палаты отметим: назначение федерального референдума; утверждение образования новых субъектов РФ, а также изменения их конституционно-правового статуса; вопросы войны и мира; дача заключения Президенту о кандидатурах на должность государственного секретаря и государственных министров, их отстранение от должности в установленном Конституцией порядке; дача согласия Президенту на назначение высшего командования Вооруженных Сил.
Слайд 14
Описание слайда:
Нижняя палата осуществляет законодательное регулирование по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции; устанавливает федеральные налоги и сборы; утверждает производимые Президентом назначения Председателя Банка России, Председателя Федеральной статистической палаты; утверждает по представлению Президента назначение федеральных судей. Совместно палаты принимают федеральный бюджет; ратифицируют и денонсируют международные договоры РФ; вносят в Верховный Суд РФ представление о лишении мандата делегатов ФС и депутатов НС, об отстранении от должности Президента РФ и Вице-президента РФ; избирают Парламентского уполномоченного по правам человека.
Нижняя палата осуществляет законодательное регулирование по вопросам, отнесенным к федеральной компетенции; устанавливает федеральные налоги и сборы; утверждает производимые Президентом назначения Председателя Банка России, Председателя Федеральной статистической палаты; утверждает по представлению Президента назначение федеральных судей. Совместно палаты принимают федеральный бюджет; ратифицируют и денонсируют международные договоры РФ; вносят в Верховный Суд РФ представление о лишении мандата делегатов ФС и депутатов НС, об отстранении от должности Президента РФ и Вице-президента РФ; избирают Парламентского уполномоченного по правам человека.
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:
Можно сделать вывод, что в проекте рабочей группы С.М.Шахрая предусматривался не такой уж слабый парламент Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что в проекте рабочей группы С.М.Шахрая предусматривался не такой уж слабый парламент Российской Федерации.
По проекту исполнительную власть в РФ возглавляет Президент РФ. Он избирается путем всеобщих выборов на 6 лет, не более чем на два срока подряд, возраст — не моложе 35 и не старше 65 лет. Полномочия Президента по проекту в основном традиционные — руководит деятельностью исполнительной власти РФ, осуществлением внешней политики, обеспечением безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим и т.п. Из специфических полномочий Президента по проекту отметим: его право назначать с учетом заключения ФС ряд министров и руководителей федеральных служб; назначение Генерального прокурора РФ; учреждение федеральных ведомств, назначение и освобождение от должности их руководителей; назначение выборов в нижнюю палату парламента и даты начала работы ФС нового созыва; назначение референдума РФ (такое же право имела верхняя палата).
Слайд 17
Описание слайда:
Характерная особенность данного проекта — он не предусматривал существования федерального Правительства в качестве отделенной от Президента структуры во главе с председателем. Т.е. здесь просматривается как бы американская модель правительства как штаба при Президенте.
Характерная особенность данного проекта — он не предусматривал существования федерального Правительства в качестве отделенной от Президента структуры во главе с председателем. Т.е. здесь просматривается как бы американская модель правительства как штаба при Президенте.
Слайд 18
Описание слайда:
Президент был сильнее по данному проекту, чем по проекту Конституционной комиссии. Можно сказать, что здесь авторы проекта — сотрудники Администрации Президента — как бы перебрасывали мостик к будущему президентскому проекту Конституции в части полномочий Президента.
Президент был сильнее по данному проекту, чем по проекту Конституционной комиссии. Можно сказать, что здесь авторы проекта — сотрудники Администрации Президента — как бы перебрасывали мостик к будущему президентскому проекту Конституции в части полномочий Президента.
Закрепляя судебную систему, проект в качестве высших федеральных судов называет Конституционный Суд и Верховный Суд РФ.
Слайд 19
Описание слайда:
Действовавшая на то время Конституция и проект КК исходят из того, что КС — не просто орган конституционного правосудия, но высший орган по защите конституционного строя РФ. Данный проект такой характеристики не содержит и рассматривает КС как орган с функциями лишь конституционного правосудия (эта линия была затем отражена в действующей Конституции РФ, проект которой представлен Президентом РФ). КС решает дела о конституционности правовых актов РФ и субъектов РФ, актов политических партий и иных общественных объединений, правоприменительной практики; разрешает споры о компетенции между федеральными государственными органами, между ними и органами субъектов РФ, между органами субъектов РФ (ст. 92).
Действовавшая на то время Конституция и проект КК исходят из того, что КС — не просто орган конституционного правосудия, но высший орган по защите конституционного строя РФ. Данный проект такой характеристики не содержит и рассматривает КС как орган с функциями лишь конституционного правосудия (эта линия была затем отражена в действующей Конституции РФ, проект которой представлен Президентом РФ). КС решает дела о конституционности правовых актов РФ и субъектов РФ, актов политических партий и иных общественных объединений, правоприменительной практики; разрешает споры о компетенции между федеральными государственными органами, между ними и органами субъектов РФ, между органами субъектов РФ (ст. 92).
Слайд 20
Описание слайда:
В проекте отведена важная роль Верховному Суду не только в делах правосудия и надзора за судебной деятельностью судов страны. Этому суду принадлежит исключительное право лишения депутатского или делегатского мандатов членов Парламента, отстранения от должности Президента и Вице-президента, иных высших федеральных должностных лиц системы исполнительной власти, а также федеральных судей. Верховному Суду также принадлежит исключительное право роспуска Народного Собрания — если вследствие отсутствия кворума на заседаниях в течение не менее чем половины срока сессии НС не может осуществлять свои функции либо приняло решение об изменении конституционных основ (ст. 91). Нетрудно видеть, что эти полномочия больше относятся к сфере конституционного правосудия. Таким образом, идея разделения их между несколькими судами (и таким образом ослабления КС) также отражена в проекте. Сейчас она воплощена в действующей Конституции РФ и других федеральных актах.
В проекте отведена важная роль Верховному Суду не только в делах правосудия и надзора за судебной деятельностью судов страны. Этому суду принадлежит исключительное право лишения депутатского или делегатского мандатов членов Парламента, отстранения от должности Президента и Вице-президента, иных высших федеральных должностных лиц системы исполнительной власти, а также федеральных судей. Верховному Суду также принадлежит исключительное право роспуска Народного Собрания — если вследствие отсутствия кворума на заседаниях в течение не менее чем половины срока сессии НС не может осуществлять свои функции либо приняло решение об изменении конституционных основ (ст. 91). Нетрудно видеть, что эти полномочия больше относятся к сфере конституционного правосудия. Таким образом, идея разделения их между несколькими судами (и таким образом ослабления КС) также отражена в проекте. Сейчас она воплощена в действующей Конституции РФ и других федеральных актах.
Слайд 21
Описание слайда:
Проект предусматривает создание системы местного самоуправления в рамках территориальных единиц, на которые делятся субъекты РФ. Единицы местного самоуправления именуются территориальными общностями, местное самоуправление отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно.
Проект предусматривает создание системы местного самоуправления в рамках территориальных единиц, на которые делятся субъекты РФ. Единицы местного самоуправления именуются территориальными общностями, местное самоуправление отделено от государственной власти и осуществляет свою деятельность независимо и самостоятельно.
Проектов — десятки, Конституция — одна. Исторические хроники
Существует миф, будто наша Конституция была якобы списана с американской. В действительности же ее проект был подготовлен в результате мощного интеллектуального «штурма» российских правоведов, политиков, народных депутатов. Одним из этапов подготовки был даже всероссийский конкурс проектов. В текст основного закона интегрированы идеи различных групп, партий и фондов, один список которых занимает насколько страниц.
О «захватывающей детективно-исторической истории» процесса создания и принятия Конституции РФ рассказывает депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.
Итак, новая Конституция РФ принята несмотря на все исторические сложности и жесткую конкуренцию разных ее проектов. Вот об этих — действительно очень разных проектах — мы сегодня и поговорим в качестве, своего рода, послесловия.
Широко известны два варианта Конституции РФ: Конституционного совещания (президентский) и Конституционной комиссии (парламентский). На самом деле их было намного больше.
Начать стоит с предыстории. Самый первый проект новой Конституции разработал Андрей Дмитриевич Сахаров. Он представил его в ноябре 1989 года, буквально за месяц до своего ухода. Назывался он «Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии», ведь дело было еще до распада СССР. В основу проекта впервые была заложена идея защиты прав человека, которая впоследствии получит свое воплощение в Конституции РФ.
В первом конституционном проекте, в частности, говорилось, что «цель народа Союза Советских Республик Европы и Азии и его органов власти — счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для граждан страны, для всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, пола, возраста и социального положения».
«Вообще, текст был не очень привычен для глаза как юридический документ… — пишет в своей книге «Так кто же развалил Союз?» историк и публицист Олег Мороз. — Право людей на счастье, на счастливую, полную смысла жизнь… Вряд ли авторы каких-либо других подобных документов когда-либо осмеливались включать в них такого рода категории — «счастье», «полная смысла жизнь».
Однако историческая ситуация менялась очень быстро, проекты документов устаревали раньше, чем народные депутаты успевали их рассмотреть. Так, после распада СССР ушли в прошлое и проекты союзной конституции.
В июне 1990 года, практически сразу же после принятия Декларации о суверенитете России, в которой была заявлена необходимость принятия нового Основного закона, распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР был объявлен конкурс на лучший проект.
В конкурсе могли принимать участие как отдельные лица, так и организации, а также коллективы авторов. Оценку поступивших работ осуществляла группа экспертов Конституционной комиссии, победителей определяло жюри во главе с Русланом Хасбулатовым.
За лучший проект Конституции устанавливалась денежная премия 5 тысяч рублей, за лучший проект отдельного раздела или главы — 3 тысячи рублей.
Не думаю, что материальное стимулирование сыграло решающую роль. Безусловно, депутатов, политиков, юристов привлекала масштабность задачи. Но результат был ошеломляющим. Проштудировав архивные материалы и другие источники, я насчитала более полсотни проектов Конституции.
В числе авторов проектов были эксперт Конституционной комиссии Леонид Мамут и Председатель Верховного Совета Якутии Михаил Николаев, Российское движение демократических реформ (РДДР) и Минюст, движение «Демократическая Россия» и международный фонд «Реформа», ЛДПР и Международный русский клуб… Всех перечислить нереально: список занимает несколько страниц.
Что касается конкурса, то по его итогам первую премию было решено не присуждать. Вторая досталась группе ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института.
Надо сказать, что при всем разнообразии проектов наибольший уровень согласия был по разделу о правах и свободах человека. Что же касается системы государственной власти, то здесь имелся изрядный разброс позиций. Помимо известного противоречия между президентским и парламентским типами республики, был и вариант фракции «Коммунисты России», предусматривающий исключение института президентства как такового.
Ответственный секретарь Конституционной комиссии (ныне — президент Фонда конституционных реформ) Олег Румянцев образно определил процесс создания и принятия Конституции РФ как «захватывающую детективно-историческую историю».
По его оценке, она состоит из нескольких постоянно переплетающихся между собой сценариев. «Во-первых, шла объективная политическая борьба реальных социально-экономических интересов определенных групп, которую можно было условно интерпретировать как борьбу «демократов» и «коммунистов», «реформаторов» и «консерваторов» и т. п.; это была в основном при всей ее пестроте борьба между идеями. Второй сценарий составляло противоборство старых и новых элит по поводу власти, для которой конституционные стычки служили инструментом. И третий — почти откровенная борьба амбиций политических лидеров, роль личностей в истории 1990–1993 годов была как никогда высока».
Различные содержательные разногласия по текстам глав и статей проекта — предмет для исследования историков и правоведов. Ключевым же сюжетом была «дуэль» двух ветвей власти, двух проектов — президентского и парламентского, о которых мы довольно подробно говорили в предыдущих публикациях.
В архиве Президента РФ имеется документ под названием «Справка об использовании материалов проектов Конституции РФ». Авторы — Сергей Шахрай и Анатолий Собчак.
Документ фиксирует, что в интегрированный проект Конституции РФ включены положения, содержащиеся в проектах Конституционной комиссии, рабочей группы под руководством С.М. Шахрая, Международного фонда «Реформа» и рабочей группы РДДР.
Во всех этих проектах, отмечают авторы, содержатся положения о правах и свободах человека и о России как демократическом, правовом, светском, федеративном государстве с республиканской формой правления. В качестве исходного взят принцип президентской республики. Эти базовые положения и были отражены в «интегрированном» проекте.
Из проекта, подготовленного Конституционной комиссией, в него включены основные положения о народовластии и суверенитете, отдельных обязанностях граждан (защита Отечества, охрана окружающей среды), составе Российской Федерации и изменении границ между ее субъектами, положения о государственном языке, принципах правосудия.
Из проекта, подготовленного под руководством С.М. Шахрая, в «интегрированный» проект включены положения о защите прав и свобод, государственном устройстве, правовой и судебной системах, местном самоуправлении. Использованы также положения о двухпалатном парламенте, порядке принятия федеральных законов, выборах и полномочиях Президента.
Проект Международного фонда «Реформа» использован как основа для определения таких прав и свобод граждан как презумпция невиновности, недопустимость обратной силы закона, обеспечение образования, свободатворчества, запрет цензуры. Из этого проекта взяты также схема формирования двухпалатного парламента и положения о статусе депутата.
Проект, подготовленный РДДР, использован при определении общих положений о Президенте как главе государства, принципах разделения властей, характеристике России как светского государства, положений о частной собственности, свободном обращении товаров, порядке формирования Правительства и способах разрешения правительственного кризиса.
Вот так, в муках, борьбе, исторических коллизиях, с творческим подходом и одновременно юридической дотошностью рождалась новая конституция новой России.
И в заключение — обо всё еще распространенном мифе, что наша Конституция была якобы списана с американской. Этот миф опровергают люди, причастные к созданию нового Основного закона, чье мнение, безусловно, авторитетно.
Олег Румянцев: «Конституция РФ была написана при колоссальной поддержке творческих сил российской интеллигенции без давления американских специалистов. Никакого списывания, никакой, так сказать, дидактической какой-то помощи оттуда (из США) не было. Конституция была написана на чистом листе бумаги выдающимися умами, профессорами, выдающимися политиками того времени, и самое главное — при колоссальной подпитке креативных творческих сил народа, прежде всего интеллигенции, которая действительно самым широким образом участвовала тогда в подготовке проекта».
Тамара Морщакова: «Это один из мифов — не в положительном смысле слова, а в резко отрицательном, злой миф, но очень распространенный — что делали эту Конституцию по иностранному образцу, чуть ли не по американскому. Хотя на самом деле российская правовая система гораздо боле близка не к странам общего права, где регулирование обеспечивается не столько позитивным законодательством, сколько судебной практикой и прецедентами. Российская правовая система гораздо ближе по своей сути к европейским правовым системам в той их части, где существуют как раз писанные конституции и писанное законодательство».
Павел Крашенинников: «Единственно верное в этих историях то, что наши эксперты внимательно изучали весь комплекс конституционных актов других стран. И Конституцию США, и европейские конституции. И индийскую, которая, кстати, самая обширная по объему в мире — более 400 статей.
Особое внимание уделяли опыту иностранных государств с федеративным устройством. Изучали, как решается нашими коллегами задача создать эффективные принципы федеративных отношений, обеспечивающие прочность государства при минимизации государственного аппарата. Смотрели иностранный опыт, как максимально «насытить» права человека и гражданина. Это было тогда действительно актуально».
Следующая, заключительная публикация, будет посвящена «25 лет Конституции Российской Федерации: уроки истории — испытания будущим». Так была сформулирована тема круглого стола в рамках Ельцин-форума, в котором приняли участие «отцы-основатели».
Продолжение читайте ее на сайте РАПСИ 26 декабря.
При подготовке материала использованы документы из Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, ГАРФа, книги «Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.)», Ведомостей СНД РФ и ВС РФ.