Профессиональные компетенции классное руководство

Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с
новыми задачами воспитания в современных
условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к
    ценностям гуманитарной культуры, духовности и
    нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как
    субъекта культуры и собственного
    жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого
    потенциала, склонностей, способностей и
    жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и
    здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя
различные направления: профессиональные,
правовые, социально-педагогические и
психологические аспекты деятельности в
образовательном пространстве.

Международная Комиссия по образованию пришла к
выводу, что будущий прогресс человечества в
современных условиях будет зависеть не столько
от экономического роста, сколько от уровня
развития личности.

Рассмотрев перспективы развития образования в
XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от
классического понятия «человеческие ресурсы» к
созданию концепции «компетентности
человека»,
которая предполагает
максимальный и всесторонний учет интересов
человека: овладение не только профессиональной
компетентностью, но и знаниями, умениями и
навыками, необходимыми для
конкурентоспособности на рынках труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде
компетентность специалиста представляет собой
совокупность способностей, качеств и свойств
личности, необходимых для успешной
профессиональной деятельности в той или иной
сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков,
Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова,
С.Н.Чистякова и др.).

В настоящий период получает распространение
следующее содержание компетентности как
владения и обладания человеком соответствующего
профессионализма, что включает его личностное
отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя
понимается интегральная характеристика,
определяющая способность решать
профессиональные проблемы и педагогические
задачи, возникающие в реальных образовательных и
воспитательных ситуациях, требующих применения
конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и
личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на
реализацию личностных качеств специалиста,
позволяющих ему свободно ориентироваться в
динамично меняющемся социуме, в вопросах своей
профессиональной деятельности, максимально
раскрывая свои личностные качества, адаптируясь
к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности
отводится таким понятиям, как профессионализм –
концентрированный показатель
личностно-деятельностной сущности педагога,
обусловленный мерой реализации его гражданской
зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм
педагога – это результат творческой
деятельности личности, которая способна
продуктивно, грамотно решать образовательные и
воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы
педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность
    в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области способов
    формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в
    сфере общения;
  • дифференциально-психологическая
    компетентность в области мотивов, способностей,
    направленности учащихся.

Компетентностная  готовность педагога к
реализации деятельности класс­ного
руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и
    психологических подходах к социальному
    воспитанию;
  • его технологические умения (как умение
    реализовывать относительно эффективные системы
    педагогических действий);
  • его умение отобрать и внести в воспитательный
    процесс содержание, адекватное социальным
    тенденциям, личностным устремлениям школьников
    и собственным индивидуальным интересам.

Но классный руководитель не может быть
«мастером на все руки». Успешный классный
руководитель всегда ограничивает свою
деятельность проблемами и особенностями данного
класса, своими собственными предпочтениями,
умениями, индивидуальными особенностями. Чаще
всего он это делает интуитивно. Школьная
политика в сфере воспитания должна переводить
этот процесс в план осознания педагогами своих
возможностей, стилей, их развития, поддержки
ценности вариативности осуществления классного
руководства.

Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх
базовых вариантов деятельности классных
руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это
классный руководитель – умелый организатор
коллективной деятельности школьников,
развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» –
организация конкурсов, праздников, классных
часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог.
Это классный руководитель, стремящийся
развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения
школьников и умеющий регулировать и развивать их
общение и отношения, в том числе средствами
психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель.
Это классный руководитель, стремящийся
поддерживать самых разных школьников: от
одарённых и активистов до «трудных» и имеющих
проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет
строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и
учителями, помогать в решении их учебных и
жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный
организатор
.
Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников
социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах
социальные интересы и стремления, ориентирует их
на участие в социальных проектах и других
общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных
руководителей
реализуется через:

  • чтение методической и педагогической
    литературы, а так же индивидуальный практический
    педагогический поиск;
  • методическую и обучающую деятельность в самом
    образовательном учреждении (в том числе через
    приобретение учреждениями качественной
    методической литературы);
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта школьных
    коллег,
  • проведение мониторинговых исследований,
  • анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения
специальных знаний в определенных областях и
овладения умениями и навыками деятельности по
отдельным направлениям, обеспечивающих качество
воспитательной работы. Есть   несколько
видов специальных  компетентностей,
которые  отражают специфику конкретной
сферы профессиональной деятельности классного
руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном
    образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение
    профессиональной деятельности классного
    руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите
    детства;
  • применение законодательных актов, определяющих
    содержание воспитания.

Аналитическая компетентность
позволяет классному руководителю принимать
эффективные решения конкретных задач в
воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования
    явлений и процессов классной воспитательной
    работы;
  • разработка методик изучения учащихся
    (образовательный статус, уровень воспитания,
    творческие предпочтения, организация свободного
    времени);
  • обучение анализу конкретных воспитательных
    ситуаций и выработке конкретных решений;
  • разработка научно-методических принципов
    системного анализа состояния и перспектив
    развития воспитательной работы в классе;
  • проектирование содержания мониторинга
    изучения актуальных проблем личностного
    развития детей в едином воспитательном
    пространстве.

Компетентность здоровьесбережения
направлена на изучение физического и
психического здоровья учащихся класса,
разработку совместно с администрацией школы
программ развития и коррекции здоровья детей в
учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария
    активных форм развития и сохранения физического
    здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы,
    спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
  • определение долговременных задач развития
    здорового образа жизни в социоприродной среде;
  • овладение технологиями просвещения учащихся
    класса в области личной гигиены, антиалкогольной
    и антиникотиновой пропаганды, разъяснение
    последствий наркомании и СПИДа для
    человеческого организма;
  • подготовка диагностических материалов по
    проблемам соблюдения санитарно-гигиенических
    требований к уроку, организации учебной
    деятельности, укрепление здоровья в свободное
    время.

Социокультурная компетентность  направлена
на организацию разнообразной деятельности в
области в области культуры и свободного времени
учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и
    желаний ребят в организации и проведении
    внеклассных мероприятий;
  • сохранение и обогащение опыта культурной
    деятельности народов России;
  • обеспечение развития детской личности на
    ценностях, нормах и традициях российской
    культуры;
  • организация развития способностей и
    потребностей юношества в свободное время;
  • разработка системы освоения детьми природной
    среды.

Социально-педагогическая
компетентность
реализуется на основе
создания опыта взаимодействия классных
руководителей, социальных педагогов и школьных
психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей
    ребенка, совместное решение детских проблем;
  • насыщение воспитательным содержанием
    социальной среды, оказывающей решающее
    воздействие на развитие детской личности;
  • формирование социально-психологического
    климата, способствующего продуктивной
    совместной деятельности и всестороннему
    развитию подростков в детском коллективе;
  • овладение формами и методами обучения детей
    различным видам социальной деятельности и
    межличностного взаимодействия;
  • знание государственных и законодательных мер,
    направленных на охрану прав детской личности, ее
    общественных, образовательных и воспитательных
    интересов;
  • изучение этики общественной жизни, прав и
    обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком
уровне, комплексно и творчески решать сложные
профессиональные задачи, поскольку востребован
не просто предметник, а педагог-исследователь,
педагог-психолог, умеющий проводить 
мониторинг, диагностику, прогнозировать
результат,  творчески применять известные и
разрабатывать авторские идеи, методические
приемы.

Одним из важных и самых трудных элементов в
работе заместителя директора, руководителя ШМО,
классного руководителя является анализ
воспитательного процесса и его результатов.
Анализ воспитательной работы – это не
констатация: что-то сделано, что-то не успели
сделать. Анализ воспитательной работы – это
выявление высоких и низких, положительных и
отрицательных результатов воспитательной
работы, а также причин, приведших к успеху или
неудаче – это определение путей развития успеха
или путей преодоления недостатков в работе. 
Большую помощь  в выявлении результатов
воспитательной работы оказывает мониторинг.

Мониторинг в воспитании – это форма
организации сбора, хранения, обработки и
распространения информации о воспитании  в
школе, обеспечивающая непрерывное слежение
за  его состоянием и прогнозирование его
развития.

Мониторинг предполагает непрерывное,
длительное наблюдение за деятельностью
классного руководителя,  учащихся. 
Мониторинг должен определять моменты перехода
одного качества в другое, корректировать,
поддерживать или ослаблять соответствующие
тенденции воспитательного процесса.

Концептуальная модель мониторинга

Именно мониторинг на сегодняшний день является
наиболее совершенным способом информационного
обслуживания УВП. Организация мониторинга в
школе стала возможной, т.к. за годы существования
школы создана и стабильно функционирует
информационная база, которая систематически
пополняется и активно используется
педагогическим коллективом.

Исходя из результатов мониторинга за прошлый
учебный год, можно сделать следующие выводы об
эффективности деятельности классного
руководителя по организации воспитательного
процесса:

  • В целом наблюдается повышение эффективности
    воспитательного процесса.
  • Выявляются проблемы, требующие принятия
    управленческих решений: о развитии
    самоуправления в коллективах, о путях
    формирования мотивации, о повышении уровня
    воспитанности, о дальнейшей работе по повышению
    профессионального мастерства педагогов.
  • Самыми сложными проблемами для классных
    руководителей являются умение анализировать
    воспитательную работу, умение проводить
    педагогическую диагностику, эффективность
    классных воспитательных мероприятий.
  • Требуется детальный анализ причин такого
    состояния воспитательного процесса на различных
    уровнях и составление программы дальнейшего
    развития воспитательной системы.

Поэтому огромное значение в работе ШМО играет
хорошо организованная, продуманная
диагностическая работа с педагогами, которая
позволяет:

  • прогнозировать перспективы профессионального
    роста учителя;
  • видеть сильные и слабые стороны в работе с
    учителями с целью создания системы коррекции;
  •  формировать педагогическую культуру и
    мастерство педагога;
  • способствовать росту и совершенствованию
    методической культуры педагога;
  • стимулировать качество деятельности МО школы.

Для того чтобы диагностические исследования
были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО
необходимо определить пакет диагностических
методик. В своей работе мы используем следующие методики
и диагностики:

  • методика изучения уровня профессионализма
    классных руководителей;
  • методика выявления резервных возможностей
    качества воспитательной работы классного
    руководителя;
  • диагностика изучения профессиональных
    ориентиров педагогов в сфере воспитания;
  • диагностика успешности педагога;
  • диагностика изучения затруднений в
    деятельности классных руководителей;

Таких методик не должно быть много, но они
должны быть использованы в течение 2-3 лет, что
позволит увидеть динамику развития
педагогического коллектива по определенным
параметрам, позитивные изменения в работе.

Учить методике воспитательной работы можно на
основе изучения уровня профессиональных
затруднений тех людей, с которыми предстоит
работать. Кроме профессиональных затруднений
каждого классного руководителя, нужно знать и
его сильные стороны, уровень его педагогической
квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно
определить содержание и форму методической
помощи, которая наиболее соответствует его
способностям, опыту и навыкам. При этом
выявляются положительные моменты в работе
классных руководителей, которые мы используем в
организации методической помощи, так как
обобщение и распространение педагогического
опыта – одна из форм воспитательной работы.

Приложение

Профессиональные компетенции классного руководителя

Выполнил учитель

 начальных классов

 МБОУ «Гимназия №136»

Павлычева Ольга

г. Нижний Новгород

2020 год

Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;
  • организация системной работы с обучающимися в классе;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защита прав и интересов, обучающихся;
  • гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой ситуации

Компетентность – это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в той или иной области деятельности. 

ПК.3.1. Проводить педагогические наблюдения и диагностику, интерпретировать результаты

  • выбор методов педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
  • составление программы педагогического наблюдения;
  • определение методов и приемов создания благоприятного психологического микроклимата;

ПК.3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу

  • формулировка целей и задач воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся
  • разработка программы адаптации детей к условиям образовательного учреждения
  • отбор средств, необходимых для проведения уроков

ПК.3.3. Проводить внеклассные мероприятия

  • разработка конспектов уроков и подготовка наглядных материалов
  • подборка необходимой методической литературы
  • подготовка среды для проведения урока

Коллективно-творческое дело

По характеру деятельности:

  • Трудовое;
  • Общественно-политическое;
  • Познавательное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Организаторское.

ПК.3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий

  • осуществление анализа и самоанализа урока
  • взаимодействие в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями;
  • формирование предложений по совершенствованию и коррекции уроков.

Основные моменты, учитываемые в самоанализе: целенаправленность, содержание, методика проведения, результативность

ПК.3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями

  • составление плана работы с родителями
  • составление предложений по совершенствованию работы с родителями

Родительское собрание это – основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам.

ПК.3.6. Взаимодействие с родителями

  • выбор средств изучения особенностей семейного воспитания младших школьников
  • выбор форм работы с семьей (родительских собраний, встреч, консультаций, бесед)
  • планирование проведения совместных с родителями мероприятий

ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

  • проведение анализа и самоанализа результатов работы с родителями
  • внесение предложения по совершенствованию работы с родителями

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в работе учителя

ПК.3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом

  • использование методов, форм и приемов взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;
  • представление результатов координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом
  • внесение предложений по совершенствованию работы по координации  деятельности сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;

Профессиональная компетенция  современного классного руководителя: её компоненты и пути повышения.

Профессиональная компетенция современного классного руководителя:

её компоненты и пути повышения.

«В деле обучения и воспитания,  во всем школьном деле ничего  нельзя улучшить,  минуя голову учителя»  К.Д. Ушинский

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский

С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся, в первую очередь, предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся, в первую очередь, предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса: « Зачем? » и « Как? »

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса:

« Зачем? » и « Как? »

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни.

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни.

Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника, готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника, готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Для того, чтобы ответить на вопрос « Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности? » , необходимо определиться с самим понятием компетентность.

Для того, чтобы ответить на вопрос « Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности? » , необходимо определиться с самим понятием компетентность.

Согласно словарю С. И. Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области» .  Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Согласно словарю С. И. Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области» .

Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие  четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие  четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор .  Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – организатор Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог .  Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Классный руководитель – психолог .  Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель.  Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Поддерживающий классный руководитель.  Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор .  Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Классный руководитель – социальный организатор .  Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

   Таким образом, классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто как учитель-предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Таким образом, классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто как учитель-предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

А лгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей:

1. Диагностика проблем педагогов в воспитательной деятельности и уровня их профессиональной компетенции, которая включает в себя:

1.1. методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;

1.2. методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;

1.3. диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;

1.4. диагностика успешности педагога;

1.5. диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей.

2. Анализ результатов диагностики.

3. Выбор способа решения проблем.

3.1.Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)

3.2. Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)

4. Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

5. Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

6. Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия).

Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции.   

Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции.

Профессиональная компетенция классного
руководителя в современной школе: ее компоненты и пути повышения.

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле

ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский

С недавних пор вопрос о ключевых
профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения.
Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией
Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в
первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих
педагогов.

Компетентность и квалификация не всех
педагогов  соответствуют современным образовательным требованиям. В
педагогической среде не всегда активно  используются современные
образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности
участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим
появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

К сожалению, классный руководитель нередко
ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса,
своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но
чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.

При рассмотрении проблемы повышение
компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности
целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Для того чтобы ответить на вопрос «Как
повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере
воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием
компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие
«компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо
области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. –
надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

К определению понятия «Профессиональная
компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая
компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений,
свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и
эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида
профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная,
регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Процесс профессионального обучения может
рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в
котором выделяют 4 стадии:

Первая стадия – бессознательная
некомпетентность.
У человека нет необходимых знаний,
умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется
следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень
профессионализма — низкий).

Вторая стадия — сознательная
некомпетентность.
Человек осознаёт, что ему не хватает
профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна
следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный
уровень профессионализма — учебный).

Третья стадия — сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков
и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная
самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма —
основной или номинальный).

Четвёртая стадия — бессознательная
компетентность.
Профессиональные навыки полностью
интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности.
Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства
(уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Компетентностная готовность педагога к
реализации деятельности классного руководителя включает:

— его ориентацию в современных педагогических
и психологических подходах к социальному воспитанию;

— его технологические умения (как умение
реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

— его умение отобрать и внести в воспитательный
процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям
школьников и собственным индивидуальным интересам.

Реализация повышения компетентности классных
руководителей возможна по следующим  каналам:

через чтение методической и педагогической
литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

через методическую и обучающую деятельность в
самом образовательном учреждении;

через обучение на курсах повышение
квалификации;

через применение в своей деятельности опыта
школьных коллег.

Актуальные проблемы развития профессиональной
компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в
современных условиях:

приобщение воспитателей и воспитанников к
ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

создание условий для развития ребенка как
субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

оказание помощи ребенку в развитии творческого
потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

социальная защита и охрана детства, жизни и
здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы
компетентности, которые включают в себя различные направления:
профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты
деятельности в образовательном пространстве.

Опыт анализа деятельности успешных классных
руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности
классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной
деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами,
интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников,
классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный
микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и
развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и
тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных
школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в
интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения,
регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их
учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный
организатор
. Это классный руководитель,
стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной
деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления,
ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных
делах.

Работа классного руководителя с родителями

Работа с родителями –
неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит
успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично
включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Всю свою деятельность с
родителями классный руководитель организует через классный родительский
комитет, а также через учителей, работающих в данном классе. Функции
родительского комитета класса в основном те же, что и общешкольного, но здесь
особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям учащимся,
изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков
в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со
всеми учителями, работающими в этом классе.

Элементами системы работы
с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера
воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы
и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое
просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития
школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и
воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в
случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в
целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной
работе с учащимися в школе и вне ее.

Работа с родителями
требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые
отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и
неотступного внимания.

Одним из основных его
принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных
качествах родителей и семейном воспитании.

Работа классного руководителя по повышению успеваемости,

трудовому и нравственному воспитанию учащихся

Специфический характер имеет
работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает
в себя следующие направления.

Прежде всего классный
руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся
по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания,
на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются
отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.

Значительное место в
работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об
обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также
контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан
развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и
техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство,
пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые
занятия. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника
в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.

Ответственный участок
деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С
помощью различных внеклассных мероприятий ( бесед, лекций, докладов,
ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с
различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на
моральные темы, литературно-художественные вечера и т.л. Однако общественное и
моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое
значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С
этой целью организуются различные виды общественного полезного и
производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор
лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а
также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной
ориентации.

В функции классного
руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся,
вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель
вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение
школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских
осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и
праздников.

В современных условиях классный руководитель
испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных
областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным
направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Важно помнить, что кроме профессиональных
затруднений каждого классного руководителя нужно знать и его сильные стороны,
уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности,
склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму
методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и
навыкам. Такой подход способствует достижению создания адаптивной
образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его
профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его
потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами.

04.01.2021

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

Элина Владимировна Митрясова

Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.
С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.
Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

Оценить




1961

Содержимое разработки

Ключевые компетенции классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях введения ФГОС

«В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле

ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя»

К.Д. Ушинский

«Не дай Вам Бог жить во время перемен», — гласит древняя китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Время перемен– это время величайших возможностей! Важно войти в них, а это значит быть со временем, «оказаться во времени».

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный образовательный стандарт. Мы знаем, какие требования предъявляются к выпускнику школы, как всесторонне анализируются результаты обучения. Достижение таких результатов невозможно без развития компетенций учителя, его постоянного самосовершенствования.

Актуальность вопроса компетенции учителя очевидна: учитель, желающий изменить своего ученика, должен в первую очередь меняться сам.

С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.

К сожалению, классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано.

При рассмотрении проблемы повышение компетентности классного руководителя в сфере воспитательной деятельности целесообразно ответить на два вопроса «Зачем?» и «Как?»

Зачем современная школа вступила на путь модернизации, обновления содержания образования? Дело в том, что в своём подавляющем большинстве, выпускник традиционной школы имеет знания, но не способен применить их на практике при решении конкретных ситуаций, возникающих в жизни. Основной задачей деятельности педагога стала задача подготовки выпускника готового к роли гражданина, способного найти своё место в жизни, быстро адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современного общества, обладающего определённым набором компетенций.

Для того чтобы ответить на вопрос «Как повысить профессиональную компетентность классного руководителя в сфере воспитательной деятельности?», необходимо определиться с самим понятием компетентность и профессиональная компетентность.

Согласно словарю С.И.Ожегова, общее понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». В энциклопедии дано такое определение: Компетентность (лат. – надлежащий, способный) – совокупность знаний, умений в определённой области.

К определению понятия «Профессиональная компетентность учителя» единого подхода нет. «Профессиональная педагогическая компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса». Выделяют четыре вида профессиональной компетенции педагога: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально-педагогическая.

Процесс профессионального обучения может рассматриваться как формирование основ профессиональной компетентности, в котором выделяют 4 стадии:

Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает, об их отсутствии. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма — низкий).

Вторая стадия — сознательная некомпетентность. Человек осознаёт, что ему не хватает профессиональных знаний, умений, навыков. Для второй стадии характерна следующая профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма — учебный).

Третья стадия — сознательная компетентность. Человек знает содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка в следующей форме: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма — основной или номинальный).

Четвёртая стадия — бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:

— его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

— его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

— его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:

через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;

через обучение на курсах повышение квалификации;

через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях введения ФГОС:

приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

знание законодательства о современном образовании;

нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

умение применять правовую базу о защите детства;

применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области культуры и свободного времени учащихся.

изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Алгоритм работы по повышению профессиональной компетенции классных руководителей имеет следующий вид:

Работа МО классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом)

Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество)

Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия). Я считаю, что в нашей школе этот алгоритм существует и работает!

Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;

методическую и обучающую деятельность;

обучение на курсах повышения квалификации;

применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

проведение мониторинговых исследований,

анализ воспитательной деятельности.

В завершении приведу слова Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/435861-kljuchevye-kompetencii-klassnogo-rukovoditelj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Grandorf корм для собак инструкция по применению
  • Кетонал таблетки для рассасывания инструкция по применению цена
  • Амбцет таблетки инструкция по применению взрослым
  • Мануал тойота виста sv40
  • Руководства мчс россии 2013