Профессиональные способности руководства

Психологи
считают, что способности не даются
человеку от природы в готовом виде.
Человек рождается с задатками, врожденными
особенностями организма. Из этих задатков
под влиянием воспитания, жизненных
обстоятельств и самой деятельности
человека развиваются способности.

Способности —
свойства функциональной системы
формирующиеся в деятельности на основе
задатков индивидуально-психологические
особенности личности, определяющие
эффективность формирования и
функционирования системы деятельности.

Исследование
проблемы способностей в отечественной
психологии связано с именем Б.М.Теплова,
который рассматривал способности,
прежде всего, как индивидуально-психологические
различия между людьми. Б.М.Теплов выделил
три их признака.

Во-первых,
никто не станет говорить о способностях
там, где дело идет о свойствах, в отношении
которых все люди равны.

Во-вторых,
способностями называют не всякие вообще
индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение к
успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей.

В-третьих,
понятие «способность» не сводится к
тем знаниям, навыкам или умениям, которые
уже выработаны у данного человека.

Специальные
исследования и обширная практика
показывают, что главное в развитии
способностей руководителя — его
деятельность, поэтому, рассматривая
содержание и структуру управленческих
способностей, необходимо иметь четкое
представление о содержании и структуре
управления.

Определяя
структуру управления, М. Марков выделяет
в ее составе пять стадий: целевую,
дескриптивную, прескриптивную,
реализационную и ретроспективную[26].
Каждая из перечисленных стадий
представляет собой обособленную часть
управленческого акта, в рамках которого
совершаются в последовательном порядке
определенные процедуры, действия и
операции. Так, первая — целевая стадия
начинается с узнавания и осознания
проблемы и необходимости ее решения и
завершается формулированием цели. На
второй — дескриптивной стадии, производится
сбор и обработка информации, необходимой
для реализации сформулированной или
заданной цели. Третья — прескриптивная
стадия, связана с трансформацией
описывающей информации в предписывающую
или командную информацию. Далее следует
реализационная стадия — этап организации
исполнения принятого решения в реальных
условиях. И завершает управленческий
цикл ретроспективная стадия, основное
содержание которой, сводится к анализу,
обобщению и оценке достигнутого
фактического результата и его сравнения
с заданным. Ретроспективная стадия дает
возможность обнаружить новые проблемы,
и тем самым положить начало новому
циклу.

Рассматривая
процесс управления с позиции Н.В.Кузьминой
как процесс решения множества
управленческих задач, выделяется пять
основных функциональных компонентов,
которые, отражаясь в структуре деятельности
руководителя, становятся основой
формирования его личности. К числу
основных компонентов относятся:
гностический, проектировочный,
конструктивный, организаторский и
коммуникативный.

Предложенная
Н.В. Кузьминой функциональная модель
во многих отношениях совпадает с
функциональным составом управления,
выделяемым другими авторами. Эта модель
может быть применима к управленческой
деятельности современного руководителя.

Так,
проектировочный компонент соответствует
целевой стадии управления, для которой
характерны постановка целей, формирование
планов и программ предстоящей деятельности,
проектирование результатов деятельности
и системы государственной службы.
Выделение гностического компонента
указывает на важность информационного
звена в управлении системой государственной
службы. Оправданным является включение
в общую функциональную схему
организаторского и коммуникативного
компонентов как этапов организации
исполнения и координации взаимодействия
различных структурных звеньев системы
здравоохранения в направлении движения
и реализации стоящих перед ней целей.

Несмотря
на то, что структура управления в системе
здравоохранения обладает своей
спецификой, она основывается на следующих
общих основных принципах:

Иерархичность. Для
медицинских работников являются
обязательными решения, принятые
вышестоящим органом или руководителем.
Это вытекает из единства системы
управления здравоохранением, из
подчиненности нижестоящих органов
вышестоящим.

Подчиненность. Каждый
служащий в административной иерархии
отвечает перед вышестоящим лицом за
решения, действия свои и подчиненных
ему лиц. Обеспечение персональной
ответственности медицинских работников
является служебной обязанностью
руководителей. Их полномочия в этом
определяются соответствующими
нормативными актами.

Профессионализм
и компетентность.
 В
административном смысле профессионализм
означает исполнение сотрудниками своих
должностных обязанностей постоянно за
регулярно получаемое вознаграждение.

Профессиональные
способности — интегральное качество,
комплекс, синтез разных способностей.

Эмоционально-волевые
способности заключаются в умении быстро
завоевать уважение, в волевом влиянии
на подчиненных.

Социально-коммуникативные
способности — это умение легко вступать
в контакты с другими людьми, прежде
всего с подчиненными, а в дальнейшем
поддерживать с ними правильные отношения.
Много легче работать руководителю, если
он общителен, внешне одинаково относится
ко всем работающим. Немаловажную роль
здесь играет искренность в отношениях
с людьми. В то же время искренность не
должна переходить в панибратство, не
должна допускать покровительственных
проявлений.

Личностные
способности проявляются, прежде всего,
в такте. Такт заключается в умении
проявить чувство меры в отношениях с
подчиненными, особенно при проявлении
требовательности, которую всегда
необходимо сочетать с уважением к
медработникам, с заботой о них.

Гностические
способности — это умение быстро и точно
распознавать предметы, явления,
анализировать их, успешно оперировать
отраженными образами. В структуру
гностических способностей входят анализ
своей собственной деятельности, анализ
положения в коллективе, анализ поведения
и подготовленности каждого подчиненного,
способность дать ему объективную
характеристику.

Конструктивные
способности 
это способности, позволяющие проектировать
будущее подчиненных, предвидеть
результаты своего труда, обнаруживать
способности сотрудников и заботиться
об их развитии, подводя каждого к его
потенциальной вершине.

Выработать
у себя эти способности нелегко. Необходимо
внимательно изучать подчиненных, следить
за их жизнью и успехами, фиксировать в
своем сознании связи между направленностью
личности человека, его личностными
особенностями, отношением к труду,
товарищам, повышению квалификации,
достижениям и неудачам в различных
видах деятельности.

Если
у руководителя конструктивные способности
не развиты, и он не может уверенно
прогнозировать будущее подчиненных,
то ни в коем случае нельзя делать
необоснованных прогнозов, могущих
осложнить последующую жизнь того, кто
о них узнал. Ни на ком из подчиненных
нельзя «ставить крест». Способности
могут проявиться позже, и это зависит
не только от задатков, но и от внешних
условий: трудолюбия, ответственности,
настойчивости в достижении цели.

Рефлексивные
способности формируются в процессе
осмысления и анализа собственного опыта
и опыта коллег.

Организаторские
способности проявляются в умении дать
каждому подчиненному посильное для
него задание, создать дружескую обстановку
в коллективе, сплотить коллектив.

Структуру
организаторских способностей составляют
искусство заряжать подчиненных своей
энергией, умение каждому найти дело по
душе, творческая инициатива, склонность
к организаторской деятельности,
требовательность к себе и другим,
самостоятельность и житейская
практичность, настойчивость и активность,
высокая работоспособность и личная
организованность.

Способности
к концентрации и распределению внимания,
т.е. умение в течение рабочего дня и во
всех случаях общения с подчиненными
держать в поле зрения всю группу.
Внимательно наблюдая за подчиненными,
нельзя терять контроль над собственной
речью, жестами, выражением лица.
Разговаривая с подчиненными, необходимо
переводить взгляд с одного лица на
другое, подолгу ни на ком его не задерживая,
и создать впечатление у каждого, что
именно он является объектом внимания.
Главное всегда решить задачу дня,
качественно выполнить плановое задание,
уложиться во времени, успешно довести
работу до конца.

Перцептивные
способности, т. е. способности к восприятию
внутреннего мира подчиненных, умение
выявить их подлинное отношение к работе,
к руководителю, почувствовать психическое
состояние медработника в каждый момент.
Основа перцепции, таким образом, в
аналитическом подходе к каждому
подчиненному, в готовности формировать
в своем сознании значимые детали его
поведения, раскрывающие его внутренний
мир.

Психомоторные
способности обеспечивают двигательные
навыки, помогают «соединить голову
с руками». Знания, опыт, рассуждения
здесь необходимы. Именно поэтому мы
говорим о психомоторных способностях,
а не просто о моторных. Рассматриваемые
способности предусматривают умение
руководителя подбирать индивидуальную
технику движений для подчиненных во
время физической работы, учитывая при
этом вес человека, его рост, длину
конечностей, быстроту реакции и др.

Экспрессивные
способности: умение руководителя образно
и ярко выражать свои мысли с помощью
слова и мимики. С помощью слова можно
дать глубокие знания, убедить в
целесообразности напряженной творческой
работы, внушить необходимость
дисциплинированного поведения. Недаром
И.П. Павлов называл слово самым сильным
раздражителем для человека.

Мажорные
способности — это оптимизм и юмор
руководителя, помогающие активизировать
трудовой процесс, любой вид работы и
отдыха, предупредить или безболезненно
ликвидировать сложный конфликт, снять
напряжение.

Оптимизм,
энтузиазм заразительны. Излишняя же
строгость, постоянно сердитое, недовольное
лицо руководителя вызывают внутреннее
сопротивление, протест подчиненных
против каждого, даже разумного его
требования.

Все
перечисленные способности являются
составной частью, модели «идеального
руководителя» и находятся в тесной
взаимосвязи. Отсутствие какой-либо
одной из них затрудняет работу
руководителя. В то же время изучение
проблемы показывает, что нередко та или
иная слабо развитая способность
компенсируется другой. Бывают случаи,
когда руководитель недостаточно хорошо
знакомый с психологическими особенностями
людей, не умеющий правильно подойти к
ним или не владеющий искусством речи,
тщательно изучает текущую периодику
по специальности, владеет методами
организации рабочего процесса, заботится
о подчиненных. В этом случае он будет
пользоваться высоким авторитетом, хотя,
конечно, работа его осложняется и со
временем он неизбежно приходит к выводу
о необходимости совершенствовать свое
профессиональное мастерство, ликвидировать
пробелы в знаниях и умениях.

В
заключение параграфа отметим, обобщение
научно-теоретической информации о
содержательной сущности управленческих
способностей, содержащейся в работах
отечественных и зарубежных психологов,
предоставило возможность свести широкий
перечень всех управленческих способностей
государственных служащих в
группы: гностических,
эмоционально-волевых, социально-коммуникативных,
конструктивных, проектировочных,
организаторских и рефлексивных.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

7 профессиональных навыков руководителя – есть ли они у вас на самом делеПолезные советы

Завидуете своему шефу и считаете, что достойны руководящей должности больше, чем кто-либо другой в вашем коллективе?

А достаточно ли у вас опыта, чтобы взвалить на себя соответствующий груз ответственности? 

Обладаете ли вы должными навыками, чтобы справляться с обязанностями на отлично? 

Узнайте, какие необходимые навыки руководителя должны быть у настоящего босса и попробуйте найти их у себя.

Ключевые навыки руководителя

2.jpg

Знание работы с самых низов, внимательность к деталям, недюжинный опыт в ведении делопроизводства – все это очень полезные навыки эффективного руководителя. Однако вовсе не они являются ключевыми, когда речь идет о работе начальника. И не просто начальника – а очень хорошего начальника, способного стать движущей силой для своего коллектива.

И не стоит верить тому, что руководителями якобы рождаются. Настоящего хорошего начальника вполне можно воспитать в коллективе, если ценить трудовые ресурсы и обратить внимание на развитие всех перечисленных ниже основных навыков руководителя. А можно его попытаться развить в себе самому, в процессе взаимодействия с коллективом.

Умение брать на себя ответственность

За этой громкой фразой скрывается самый что ни на есть практический навык, без которого ваши подчиненные просто не будут видеть в вас руководителя. Именно отсутствие ответственности является тем камнем преткновения, из-за которого многие начальники не могут завоевать или удержать завоеванный ранее авторитет.

Пример отсутствия ответственности

Коллектив архитекторов трудится над проектом, но из-за нерасторопности одного-двух сотрудников не успевает сделать его в срок. Непосредственный руководитель проекта, получив обоснованные претензии от заказчика или своего начальства, переадресовывает его к тем самым нерадивым подчиненным, снимая с себя ответственность.

3.jpg

Подобное поведение неприемлемо для руководителя. Если кто-то из его подчиненных не выполнил свои обязанности, сорвав выполнение конечной цели, изначально ответственность перед заказчиком (или вышестоящим начальством) на себя должен взять руководитель. Вина на нем – недоследил, недостаточно курировал выполнение.

Подобное поведение руководителей всех мастей – это далеко не редкость. В таком коллективе сотрудники, как правило, также не рискуют брать на себя ответственность, отказываются проявлять инициативу. И, что тоже далеко не редкость, тихо ненавидят своего шефа.

Умение делегировать полномочия

Делегирование полномочий – это не просто постановка определенных задач перед членами своей команды, исходя из их должностей и должностных обязанностей. Даже далеко не самые ретивые и трудолюбивые сотрудники обычно и сами знают, чем им должно заниматься.

А вот снять с себя часть функций, избавиться от повседневной рутины, освободить некоторое время для оптимизации рабочего процесса и быстрого достижения поставленной цели – это и есть делегирование полномочий, как важнейшая часть управленческих навыков руководителя.

К чему приводит отсутствие навыка делегировать полномочия

Одна из основных проблем, к которым приводит отсутствие умения делегировать полномочия, заключается в том, что руководитель оказывается не в состоянии высвободить время, необходимое для решения других важных задач, которые никто не в состоянии решить, кроме него самого.

4.jpg

Часто может показаться, что руководители не делегируют полномочия из-за нежелания делиться властью (особенно в тех организациях, где директор или менеджер – это лицо наемное, решение о назначении которого принимается сверху). Однако это далеко не всегда так.

Читайте также: Как справиться со стрессом, если вы – руководитель

Согласно Трудовому кодексу, полная материальная ответственность за прямой ущерб, причиненный организации, возлагается на руководителя. Закон также предусматривает в некоторых случаях обязанность возмещения убытков со стороны руководителя. В таких условиях главный менеджер буквально загоняет себя в ловушку, не решаясь доверить хотя бы часть своих функций даже своим заместителям.

Делегировать полномочия непросто. Однако неумение руководителя сосредоточиться на главном, его неспособность направить свои мысли и знания на решение стратегических задач, отвлекает от нацеленности на конечный результат. В итоге такая организация часто топчется на месте.

Коммуникационный навык

Коммуникация – это способность взаимодействовать посредством общения. А это означает умение выслушивать, обмениваться информацией, разбираться в причинах возникновения конфликтов и умело их разрешать. Собственно, даже существует такой термин – управленческое общение.

5.jpg

Коммуникативность – это не умение болтать

Руководитель не обязательно должен быть разговорчивым. Поставить задачу перед коллективом, а также распределить соответствующим образом функции, делегировать те же полномочия, способен и не очень разговорчивый человек. Однако коммуникационный навык – это не просто умение разговаривать и объяснять.

Коммуникационный навык подразумевает наличие целого комплекса других качеств, без которых ежедневное общение с коллективом, начальством и клиентами – это не более чем пустая болтовня. В идеале отличным «побочным эффектом» управленческого общения является способность вызывать позитивные эмоции у коллектива.

Умение грамотно взаимодействовать с коллективом подразумевает наличие у руководителя навыков психологии общения, умения ставить себя на место других людей, а иногда абстрагироваться
от желания сделать это (когда необходимо, к примеру, наказать или уволить сотрудника). Это очень тонкий навык, который можно и нужно развивать.

Умение долгосрочного планирования

Умение планировать свою работу на день, два или даже на месяц вперед – это полезный навык. Однако для этого не обязательно быть руководителем: как правило обычный рядовой сотрудник четко знает, чем ему предстоит заниматься в краткосрочной перспективе; и уж тем более он в курсе своих ежедневных обязанностей.

6.jpg

Без долгосрочного планирования невозможно руководство организацией

Общее руководство любой организацией подразумевает умение ставить долгосрочные цели. Если речь идет о крупных компаниях (особенно корпорациях), тогда период такого планирования затрагивает год, два или даже пятилетку. Именно долгосрочное планирование и позволяет организации двигаться вперед, учитывая свои стратегические цели.

Умелый руководитель, успешно делегирующий полномочия, посвящает вопросам разработки и выстраивания долгосрочного планирования немало своего времени. Неумелый руководитель практически не уделяет внимания данному вопросу, погрязая в текущей рутинной деятельности.

Нередко стагнация в работе какой-либо компании (то есть топтание на месте, застой в ее деятельности) является следствием неумения составлять долгосрочные планы. Нередко такие организации просто хиреют, несмотря на тот факт, что все ее сотрудники казалось бы заняты какой-то кипучей деятельностью.

Умение настраиваться на результат

Кем бы вы ни работали, круг ваших обязанностей подразумевает регулярное выполнение определенных заданий, нацеленных на конкретный результат. При этом цели могут быть кратковременные и долгосрочные. Но какие бы они ни были, речь идет о ваших личных целях.

7.jpg

Нацеленность на результат

Перед руководителем стоит гораздо более сложная задача, которая подразумевает достижение результата не только посредством установки его личных целей, но и целей групповых, то есть целей для всей организации и каждого из ее сотрудников.

Для этого требуется методичное выполнение целей промежуточных каждого члена команды. И все это происходит в режиме постоянной ежедневной рутинной работы, последовательного поиска ответов на насущные вопросы и решения возникающих проблем.

А теперь ответьте на следующий вопрос – всегда ли вы доводите свою работу до конца, невзирая на многочисленные трудности на вашем пути? А если нет, то как часто вы отказываетесь от поставленной цели из-за сложностей на пути к ее достижению? Если вы делаете это постоянно, демонстрируя нестабильность и непоследовательность, тогда руководитесь из вас не ахти.

Читайте также: Кого считают плохим начальником?

Конечно, сложности бывают объективные¸ требующие порой привлечения дополнительных ресурсов или даже сторонних субъектов для решения тех или иных задач. Однако их гораздо проще преодолевать коллективно, методично двигаясь к цели. А в этом руководителю помогает такой мощный фактор, как личная мотивация.

8.jpg

Умение мотивировать коллектив

У любого руководителя должна быть сильнейшая личная мотивация. Однако должна она быть и у каждого члена коллектива. Большинство назовет в качестве мотивирующих факторов
высокую заработную плату и карьерный рост. Действительно, эти два мотиватора являются самыми распространенными, однако далеко не единственными.

Проблемы с мотивацией

На практике далеко не всех ждет карьерный рост. Чаще всего это бывает просто невозможно. Да и заработную плату невозможно повышать ежемесячно! Руководитель оказывается ограничен скудным бюджетом, невозможностью самостоятельно принимать подобные решения (если он не является одновременно владельцем организации).

Очень сильным мотиватором, который всегда в состоянии использовать любой руководитель, вне зависимости от уровня, является умение развивать в каждом из своих подчиненных чувство хозяина ситуации и дела. Для этого стоит поручать работникам решение вопросов, которые позволяют им самосовершенствоваться, развивать свои способности.

Важнейшей мотивацией для коллектива является чувство команды, когда все работники объединены ощущением работы над общим делом, то есть развитие того, что принято называть корпоративным духом. Мотивирование подчиненных – это целая наука, которую необходимо освоить каждому руководителю, если он, конечно, хочет идти к своей цели не один, а с надежной командой.

9.jpg

Кстати, умение брать на себя ответственность (в том числе и за ошибки своих подчиненных) также является серьезной мотивацией для подчиненных. Политика, когда успех организации ее руководитель берет на себя, а провалы списывает на подчиненных, нередко приводит к тому, что начальник оказывается в своеобразной изоляции.

Способность к самосовершенствованию

Представим себе такую ситуацию, что вы стали руководителем большого коллектива. У вас неплохо идут дела, вам удается грамотно мотивировать сотрудников, вы сплотили отличную команду, за которую всегда готовы нести ответственность. Вы доверяете своим людям, успешно делегируя им ряд полномочий, которые позволяют им развиваться каждый день, а вам высвобождают немало времени для других дел.

Риск того, что вас подсидят

Когда работа налажена, все заняты своим делом, а руководителю остается только, как говорится, снимать сливки, есть риск того, что ваши подчиненные вас перерастут (если, конечно, вы не собственник бизнеса). Возможно, это произойдет не сразу; однако в большом коллективе обязательно найдется хотя бы один сотрудник, который будет метить себя на ваше место.

Более того: сейчас уже далеко не редкость специальные тренинги, в рамках которых вполне серьезно рассматривается ряд вопросов, которые позволяют грамотно подсидеть своего руководителя. И единственный способ удержаться в своем кресле в такой сложной конкурентной борьбе, это постоянно совершенствоваться самому.

10.jpg

Нередко организации отправляют своих сотрудников на повышение квалификации, различные обучающие тренинги, групповые или персональные занятия. В таких условиях самое верное решение
– это расширять свои знания и развивать в себе все остальные навыки руководителя организации, которые обязательно могут пригодиться вам в вашей работе.

Читайте также: У вас вредный начальник? Уговорите его заняться спортом!

Для того чтобы избежать застоя, необходимо самостоятельно стремиться к переменам, развивать в себе качества лидера и предпринимателя, всегда быть в курсе дел в организации. Это позволит вам в сложные моменты принимать правильные решения – будь то производственный или какой-либо другой процесс.

И напоследок…

Стремитесь распознавать любые изменения, которые происходят в среде вашего коллектива. А для этого постарайтесь, как это было сказано в известном фильме, не слишком далеко от него отрываться!

Профессиональные навыки руководителя (директора)

Пример профессиональных навыков руководителя

Ниже представлен пример профессиональных навыков для резюме руководителя. Данный список не является исчерпывающим, это лишь образец, который должен помочь соискателю составить свой перечень знаний и умений полученный на предыдущих местах работы и во время обучения.

  • Уверенный пользователь ПК;
  • Знание необходимых для работы программ (указать название программ);
  • Знание делового этикета;
  • Опыт работы с большим количеством информации;
  • Опыт ведения переговоров;
  • Опыт управления людьми, способность сплотить коллектив;
  • Опыт стратегического планирования;
  • Грамотная устная и письменная речь;
  • Умение оценить риски проекта;
  • Умение быстро и самостоятельно принимать решения;
  • Навыки управления коллективом (персоналом);
  • Умение работать с офисной техникой;
  • Умение грамотно организовать работу;
  • Опыт работы с документацией;
  • Опыт заключения сделок, договоров;
  • Опыт руководства коллективом более 100 человек;
  • Навыки составления договоров и другой документации;
  • Владение языками: русский и украинский языки — свободно, английский и немецкий – базовый (разговорный, письменный).

Если у вас все еще есть вопросы, ознакомьтесь с разделом профессиональные навыки. Мы также рекомендуем вам воспользоваться готовым образцом резюме руководителя.

Используйте профессиональные навыки руководителя, чтобы не допустить ошибок при составлении резюме. Мы собрали самые актуальные навыки для профессии руководителя и разместили их на данной странице. Задача соискателя – выбрать несколько вариантов и вписать их в резюме. Подборка большая, поэтому задача подбора достаточно лёгкая и понятная.

Перечисление наиболее подходящих профессиональных навыков позволит показать свои сильные стороны со стороны профессии. Для большинства работодателей эти сведения носят особо ценный характер. Осталось лишь подобрать несколько навыков для руководителя, наиболее точно соответствующих найденной вакансии.

Примеры в виде списка

Используйте примеры профессиональных навыков для руководителя в виде списка:

  1. Умение ставить цели и задачи сотрудникам и обеспечивать их достижение.
  2. Умение эффективно управлять временем и ресурсами.
  3. Знание и понимание бизнес-процессов.
  4. Навыки общения и ведения переговоров.
  5. Умение построить сильный и связный коллектив.
  6. Навыки управления проектами и контроля качества выполнения работ.
  7. Умение организовывать работу команды и координировать ее усилия.
  8. Знание правил и норм работы в компании и соответствующих отраслях.
  9. Навыки принятия решений на основе анализа данных и фактов.
  10. Умение развивать и обучать сотрудников и лично саморазвиваться.
  11. Большой опыт продаж, сопровождения сделок, подготовки документов.
  12. Навыки анализа данных и исследования рынка.
  13. Навыки межличностного общения.
  14. Управленческие навыки.
  15. Опыт контроля соблюдения качества выпускаемой продукции.
  16. Навыки управления командой (подбор, оценка, обучение и развитие, постановка задач, контроль).
  17. Навыки работы в режиме многозадачности.
  18. Умение вести переговоры на любом уровне.
  19. Навыки эффективных переговоров.
  20. Умение убеждать.
  21. Умение дорожить своей репутацией и репутацией своей компании.
  22. Умение привлечь клиента.
  23. Умение поддерживать вежливые, доброжелательные отношения.
  24. Умение работать с большим объемом информации.
  25. Опыт планирования и развития продаж агентской группы.
  26. Навыки эффективного решения проблем.
  27. Навыки управления мотивацией клиента.
  28. Умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.
  29. Навык эффективного управления временем и людьми, находящимися в подчинении.
  30. Способность обеспечивать качественный результат в сжатые сроки.

Используйте готовые тексты примеров проф. навыков по профессии руководителя.

Пример №1

Руководитель в области маркетинга, имеющий подтвержденный опыт работы с маркетинговыми кампаниями и инициативами, глубокое понимание маркетинговой стратегии и брендинга. Обладаю навыками анализа данных и исследования рынка, способностью принимать обоснованные решения и разрабатывать креативные решения. Есть сильные коммуникативные и межличностные навыки, опыт управления людьми и мотивации команд.

Пример №2

Обладаю обширным опытом контроля операций и процессов для обеспечения эффективной и результативной работы. Умею анализировать данные и принимать решения для повышения эффективности работы и стимулирования роста. Способен грамотно распределить бюджет и ресурсы предприятия, эффективно управлять командами, преобладают высокие лидерские качества, навыки коммуникации и решения проблем путем переговоров.

Пример №3

Руководитель производства с навыками управления всеми аспектами производственного процесса, от разработки продукта до его поставки. Опытен в выявлении и внедрении усовершенствований для рационализации производства, повышения эффективности и снижения затрат. Контроль соблюдения качества выпускаемой продукции в соответствии с отраслевыми стандартами и нормами. Принятие необходимых мер для решения возникших проблем. Управление коллективом, командообразование и мотивирование, взаимодействие с партнерами, подрядчиками.

Пример №4

Руководитель проектов с успешным опытом реализации проектов от начала до конца, навыком глубокого понимания методологий и процессов управления проектами. Разработка планов, графиков и бюджета проектов, стремление к достижению качественных результатов и выполнению задач проекта. Способность эффективно общаться с заинтересованными сторонами и партнерами, решать проблемы и обеспечивать своевременное выполнение проектов в рамках бюджета. Имею сильные лидерские качества и навыки межличностного общения — умение координировать и управлять командами.

Пример №5

Руководитель по продажам, имеющий опыт руководства группами продаж, разработки и реализации успешных стратегий. Умею проводить анализ рыночных тенденций, разрабатывать верные бизнес-стратегии, выявлять потребности клиентов. Способность принимать обоснованные решения и стимулировать рост продаж, а также управлять и мотивировать команды продавцов для достижения целей. Контроль качественного обслуживания клиентов, умение поддерживать позитивную атмосферу в коллективе.

Профессиональные навыки составлены для резюме руководителя. Используйте их, чтобы составить свое резюме правильно. Рекомендуем Вам использовать наш бесплатный конструктор резюме, чтобы составить резюме руководителя.

Современные тренды управления

Одна из наиболее соответствующих современному миру ассоциаций — это “скорость”: все отрасли жизни и бизнеса движутся и изменяются с нарастающей скоростью, чему как никогда ранее способствует развитие технологий. Вместе с преображением рынка и общемировых тенденций меняются и превалирующие черты в управлении, набор актуальных навыков и эффективно работающих систем управления.

Общую картину весьма наглядно демонстрируют опросы ведущих экспертов и бизнес-лидеров: порядка половины из них не берется прогнозировать положение дел далее, чем на три года — настолько быстро все видоизменяется. Это достаточно четко дает понять: в эпоху быстрых перемен важны не “абсолютные” знания, а способность “быстро схватывать”, то есть учиться новому, определять закономерности и верно на них реагировать, развивать в себе независимое и критическое мышление, эмпатию.

Многие эксперты (в том числе доктор экономических наук и директор программы DBA ИБДА РАНХиГС Александр Гапоненко) отмечают первоочередную важность soft-skills среди компетенций успешного управленца: гибкость, умение “чувствовать” своих сотрудников и искренне вовлекать их в процесс, воспитание в себе системного мышления и быстрого выявления закономерностей, эмоциональный интеллект, умение выстроить конструктивную обратную связь.

Кто такой руководитель?

Как известно, лидерами в основной своей массе не рождаются, а именно становятся (хотя ребенок в первые годы жизни более чем успешно управляет своими родителями, однако сейчас мы ведем речь несколько о другом). После первого назначения на руководящую должность, далеко не сразу приходит полное понимание, какими качествами должен обладать руководитель. И соответственно, многие собирают свою личную коллекцию “грабель”, на которые случилось наступить размашистым шагом в первые месяцы (а для кого-то и годы) работы управленцем. Какая бы ни была на старте карьеры теоретическая подготовка, ошибки на этом пути совершают все, идеального руководителя “с рождения” не бывает. Важно лишь, чтобы полученный опыт постепенно систематизировался, а каждая ошибка отражалась образной записью в личном своде правил и далее не повторялась.

У кого-то это получается с большим успехом, а у кого-то, к сожалению, с меньшим. За степень прогресса управленческих навыков и за способности конкретного человека к управлению отвечают вполне определенные характеристики и качества, которые мы и разберем в данной статье.

Качества бизнесмена, как и качества любого управленца делятся на основные три основные категории: личностные, профессиональные и деловые. Коснемся каждой из них подробнее и рассмотрим, какие факторы можно отнести к сильным сторонам руководителя.

Личные качества руководителя

Исходя из того, что должность управленца — это далеко не просто “занятая иерархическая ступень” и набор функций, стоит сказать, что это в первую очередь определенный алгоритм и механизм мышления прежде всего со стратегическим и системным уклоном).

Личные качества, помноженные на опыт, во многом отражают все более актуальные как в современном управлении, так и для рядовых сотрудников soft skills. Для руководителя этот блок характеристик во многом выражается в различных “способностях” и “умениях”: способность выстроить с коллективом здоровые и способствующие развитию отношения, умение развивать свой нетворкинг, переговорные навыки, способность вычленять из огромного потока информации суть и гибко подходить к решениям на фоне меняющихся условий и т.д.

Это также и наличие определенных личных качеств (и их соотношение), которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию между своими подчиненными, между смежными отделами и конечно, между самим собой и сотрудниками. Ведь согласитесь, что ситуация не выглядит здоровой, когда между собой и другими отделами у сотрудников взаимоотношения отличные, вместе с тем поручения непосредственного руководителя выполняются с переменным успехом либо просто для галочки. Эту ситуацию мы намеренно указываем в блоке личных характеристик, так как еще Сунь Цзы в “Искусстве войны” говорил: “Управляй из любой точки”. То есть степень выполнения поставленных задач подчиненными (и не только ими) определяется не кипой регламентов, а в большей части способностями руководителя к невербальному воздействию, наличию у него определенной харизмы.

Одним словом, важные личностные качества руководителя (это же касается и качеств предпринимателя) — это определенный комплекс из особенностей личности, его моральных и психологических характеристик, во многом определяющих стиль управления. Рассмотрим несколько примеров качеств, относящихся к блоку личных характеристик:

  • Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость. Если определять наиболее важные качества, то невозмутимость будет одним из них. Ежедневно объем задач будет приносить все новые вызовы, и первый человек, который задает собой пример для остальных — это руководитель. Он должен иметь способность оставаться невозмутимым и с холодной головой подходить к задачам и обладать выдержкой.
  • Амбициозность. Если бы в свое время Стив Джобс как предприниматель не ставил высокие цели, он не создал бы существующую сегодня империю. Все мы знаем десятки примеров успешных бизнесменов, на старте бизнеса которых их миссия звучала слишком футуристично и сказочно, однако же они добились успеха. Мы не говорим о том, что нужно ставить нереальные цели, однако подвешивать “морковку перед носом” всегда стоит на шаг выше, чем пока видится возможным допрыгнуть.
  • Решительность и даже смелость. Это неотъемлемые качества для принятия нестандартных решений. А в эпоху постоянных перемен успешный руководитель должен быть готов отступать от “протоптанной тропы” в пользу эффективных стратегических решений.
  • Объективность. Не секрет, что “математику не обманешь”. Для успеха в любом деле, как и для принятия решений жизненно важно видеть картину мира, не искаженную эмоциями, оценивать каждую конкретную ситуацию максимально объективно. К этому же блоку качеств относится равное отношение к подчиненным (способность отказаться от выбора “любимчиков”), а также корректный взгляд “со стороны” на свои действия, способность к ретроспективе и самоанализу. К этому же блоку качеств.относится так называемый “социальный интеллект”, или проще говоря, эмпатические способности.
  • Требовательность (контроль полученного результата). Когда не выполняется поставленная маленькая задача, следом не будет выполнена и большая. Управление процессом важно на всех этапах — и при постановке, и в процессе, и когда пришло время “собирать урожай”. Во многом именно от личных характеристик будет зависеть, насколько серьезно сотрудники будут относиться к задаче, выполнят ли ее в срок и в ожидаемом ли качестве.

Когда мы говорим о личных качествах, то стоит также отметить, что данный блок в определенной степени находит отражение во всех прочих аспектах руководства: будь то стиль управления конкретного руководителя, или прогресс его профессиональных характеристик. Однако хорошей новостью будет являться тот факт, что над личными качествами можно и нужно работать, причем на любом этапе (как будучи начинающим руководителем, так и генеральным директором).

Профессиональные качества руководителя (hard skills)

Профессиональные качества характеризуют то, насколько руководитель (или любой сотрудник) разбирается в той предметной области, с которой он работает. Также весьма полезно, когда за руководителем есть определенный авторитет как профессионала, когда он точно знает, о чем говорит. И именно в этом вопросе довольно часто проходит тонкая грань.

С одной стороны, безусловно, будет довольно странным, если предприниматель совсем не понимает и не знает принципиальных черт, скажем, производства. Тогда он элементарно не сможет отсеять правдивость сообщаемой ему информации. В то же время стоит помнить, что необходимый и первоочередной набор управленческих компетенций — это планирование, делегирование и контроль. Это базовые качества хорошего руководителя, и то, от чего необходимо отталкиваться в построении системы управления. Многие неосознанно склоняются к избеганию первых двух составляющих, особенно делегирования, в то время как работать (“производить результат”, согласно формулировке Ицхака Адизеса, признанного гуру менеджмента, научного руководителя программ МВА ИБДА РАНХиГС) — в состав основных управленческих функций не входит. Все это даже при желании невозможно выполнять руководителю, так как по мере приближения к ТОП-менеджменту и директорскому креслу, руководитель все более отдаляется от непосредственного выполнения задач (однако остается важным понимать общие принципы и тенденции).

Проще говоря — помните, что каждый должен заниматься своей работой. Рядовые сотрудники должны быть непосредственно “в бою”, в то время как основная задача руководителя — грамотно распределять их ресурс и заниматься стратегическими вопросами.

Можно отметить следующие важные профессиональные качества управленца:

  • Уровень образования, опыт работы (в целом и в конкретной сфере, а также на позиции руководителя)
  • Критическое мышление и способность учиться новому, готовность менять процессы. В качестве позитивного примера реализации данного качества — кейсы, когда руководитель (особенно когда речь идет о ТОП-менеджменте и директорах) был принят из другой, порой даже не смежной отрасли бизнеса, однако обладая высоким уровнем профессиональных управленческих качеств, привносит те новшества, которые позволяли бизнесу выйти на новый уровень развития.
  • Системность мышления
    Для принятия эффективных стратегических решений необходима определенная парадигма мышления, позволяющая взглянуть на совокупность окружающих факторов и имеющуюся информацию системно.
  • Стремление к изучению новых методов и подходов к работе Иными словами, руководитель всегда “держит руку на пульсе” новшеств в своей области.

Деловые качества руководителя

Так часто упоминаемая “системность мышления” во многом находит отражение именно в деловых качествах, взгляните сами:

  • Умение в сжатые сроки получать, оценивать информацию и анализировать ее
  • Способность не слишком много “думать” и начинать действовать
  • Быстро ориентироваться в ситуации неопределенности и недостаточности информации
  • Умение распределять ресурсы и приоритеты (так, пожалуй, более корректно определять “режим многозадачности”)
  • Грамотная и четкая постановка задач подчиненным (чтобы сотрудник детально осознал саму задачу и сроки и выполнил ее)
  • Умение оптимизировать рабочий процесс, определять и избавлять от излишних рутинных задач себя и своих подчиненных

Успешный управленец сочетает в себе все перечисленные выше профессиональные качества руководителя, при этом они должны сочетаться достаточно гармонично. Ведь как только начинается перекос в один из блоков в ущерб другим, то эффективность управления неизбежно снижается (например, на одних только личных амбициях без профессиональных и деловых качеств не вытянуть бизнес на новый уровень, и даже не удержать на текущих показателях). А потому всегда важно не только иметь “базовый набор”, но и продолжать гармоничное развитие своих качеств.

Жесткое и мягкое лидерство

Каждому из руководителей приходится делать выбор в сторону одного из стилей управления (иногда это происходит осознанно, однако зачастую наблюдается интуитивное тяготение к более свойственному личности стилю лидерства). Также данный выбор может быть обусловлен общей политикой компании. Разберем детальнее отличия в мягком и жестком стилях:

Мягкое лидерство

“Мягкий” стиль подразумевает либо отсутствие регламентов, либо их минимальное количество, а управление в основном имеет либеральный оттенок. Политика в отношении сотрудников во многом направлена на их развитие и поощрение, а основной ориентир направлен на так называемые “человеческие ценности”. При всем этом важно учитывать, что в силу размытости границ и определений в построении рабочего процесса обратной стороной “мягкого” управления является высокий уровень неопределенности, а также сложность мобилизации в условиях кризиса или возросшей активности компаний-конкурентов. «Мягкие» модели управления — это также модели с изменяющимися целями, KPI и их значениями (а соответственно, у персонала довольно часто возникает соблазн объяснить невыполнение показателей внешними факторами и обратиться, например, к директору с просьбой скорректировать целевой показатель).

Практика показывает, что “мягкий” стиль лидерства управленческого состава присущ небольшим бизнесам (до 30 человек), и по мере роста компании происходит закономерный и необходимый для устойчивости на рынке переход к более жестким моделям лидерства и политики управлениям персоналом.

Жесткое лидерство

жесткое лидерство.jpeg

Название стиля управления обусловлено в первую очередь четкостью, измеримостью и однозначностью (или “жесткостью”) поставленных целей. То есть “жесткое” лидерство — это модель управления, ориентированная на конкретный результат: поставленные цели и KPI в отведенный период не подлежат изменению. Задачи вышестоящего руководства принимаются к исполнению, а не трактуются в “вольном стиле” (однако и управленцу необходимо максимально точно формулировать задачу и ожидаемый результат, для чего чаще всего применяется SMART-система). Также именно жесткому стилю управления гораздо более присуща системность.

В период резких перемен на рынке, различного рода кризисов или вспышек активности конкурирующих бизнесов (представляющих реальную или потенциальную угрозу) быстро мобилизоваться позволяет именно жесткое лидерство. И чем более критическое положение дел, тем более авторитарной должна быть система управления для удачного выхода из сложившегося “пике”. Также, исходя из практики российского бизнеса, более свойственным стилем выступает жесткое управление с вполне четкими иерархическими гранями и целями.

Стоит учитывать, что нередко в компаниях встречается в различных пропорциях смешанный стиль, в то время как в “абсолютных ипостасях” стиль встречается скорее в формате исключения. Также стиль управления может меняться внутри одной и той же компании, с одним и тем же составом сотрудников в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Или же руководитель применяет разные стили управления к разным сотрудникам, что также зачастую оправдано результатами и при верном применении характеризует высокие лидерские качества руководителя.

Чтобы обеспечивать эффективность любого из стилей, руководитель должен иметь системное мышление для корректного определения как стратегических, так и тактических задач. А ответом на вопрос “как именно эти задачи ставить и как контролировать” как раз выступает один из стилей лидерства. Если размышлять, какими качествами должен обладать предприниматель, то способность применять по необходимости различные стили управления определенно будет одним из них.

Отношения с коллективом

При любом стиле управления и лидерства руководителю необходимо работать с людьми, а это означает все вытекающие из этого нюансы: как положительные, так и требующие внимания. Среди качеств лидера и профессионального руководителя совершенно точно находится выстраивание взаимоотношений со своими сотрудниками. И речь здесь идет, конечно же, не о дружеском общении, а о четкой настройке управленческого взаимодействия, похожем в чем-то на настройку музыкального инструмента. Особенно этот процесс важен для руководителей, недавно принявших свои полномочия на новом посту или в новой компании. Рассмотрим основные аспекты взаимодействия с подчиненными сотрудниками:

1. Обратная связь

Согласно некоторым опросам, именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным (это касается как рядовых сотрудников, так и управления руководителями подразделений). Не секрет, что обратная связь, помимо регулярной основы, должна отвечать базовым правилам:

  • Если вопросы касаются линии поведения конкретного сотрудника, или же подразумевает критику действий сотрудника, то делать это необходимо наедине, “без лишних глаз и ушей”.
  • Четко разъяснить суть своих пожеланий к конкретным аспектам работы
  • Оценивать не саму личность сотрудника, а его работу или результат
  • Предоставлять возможность сотрудникам инициировать получение обратной связи от непосредственного руководителя
  • Направлять сотрудника на повышение его навыков и умений

2. Предоставление права принятия решений

Руководитель должен быть открыт к инициативам и предложениям сотрудников касаемо решения рабочих задач (однако право “вето”, или конечное решение — всегда за руководителем). А также, разумеется, подобные инициативы не должны выступать в качестве оспаривания решения руководителя. В данном пункте речь идет именно о развитии в сотрудниках эффективной проактивности и поощрении за подобные предложения сотрудников, принесшие положительный результат.

3. Личное поведение — пример для подчиненных

Сотрудники неосознанно являются своеобразным отражением своего руководителя. Поэтому одно из негласных правил — требовать от подчиненных то, что можешь выполнить сам (это касается также многих, казалось бы, мелочей, но которые крайне заметны. Например, своевременное появление на рабочем месте, выполнение обещаний, фактически проявляемое отношение к клиенту и т.п.)

4. Переговорные навыки

На более чем 70% важно то, как руководитель ведет себя и доносит информацию сотрудникам, чем то, что именно он произносит. И для этого как нельзя кстати подходит фраза Игоря Рызова: “Вы живете ровно так, как умеете вести переговоры”. Ее чаще ассоциируют со взаимоотношениями с клиентами, однако фраза справедлива для всего спектра отношений между людьми, в том числе (и даже особенно) между руководителем и подчиненными. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, инвесторами бизнеса, партнерами и т.д.

5. Моральные принципы и справедливость

Возможно, заголовок прозвучит несколько “сентиментально”, однако сотрудник даже с выраженной финансовой мотивацией обладает определенным ассоциированием себя с компанией-работодателем. И сотрудник с подорванным в отношении компании доверием уже не проработает долго (или по крайней мере так эффективно, как мог бы). Для соблюдения этих принципов руководителю необходима способность оценивать любую ситуацию объективно и без примеси эмоций.

Как повысить навыки руководителя?

На старте и до определенного момента набирать управленческую квалификацию позволяет сам по себе процесс получения руководящего опыта при относительно небольших вводных данных. Однако при среднем темпе развития после ориентировочно 3-5 лет руководитель начинает ощущать либо приближение “потолка”, либо очевидное его наличие. Причем необходимость в повышении уровня компетенций может возникнуть как у руководителя отдела, так и у генерального директора, предпринимателя, собственника бизнеса. На этом этапе для тех, кто рассматривает для себя продвижение по карьерной лестнице и увеличение дохода вполне очевидно чувствует потребность в новых знаниях, навыках, технологиях и инструментах, а когда-то и в необходимых связях для дальнейшего “прыжка”.

Определенным эволюционным шагом и самым эффективным решением в этой ситуации выступает обучение по программе MBA в хорошей аккредитованной бизнес-школе. Об этом свидетельствуют как “живые” отзывы выпускников (отмечающих получение ожидаемых навыков, должности и дохода), так и наличие имен этих выпускников в сводках различных отраслевых рейтингов бизнес-сообщества.

Дополнительным бонусом выступает возможность подбора графика обучения, позволяющего совмещать обучение с основной работой: например, вечерний или weekend-формат (рекомендуем отказаться от выбора школ, предлагающих полностью дистанционный формат, так как элементарно часть навыков просто невозможно усвоить без живого обсуждения и контролируемой отработки на практике).

Среди критериев определения качества бизнес-школы наиболее важные — это наличие международных аккредитаций и хорошие отзывы выпускников, что удобно отслеживать по независимым рейтингам. По данным параметрам на сегодняшний день на первом месте среди российских бизнес-школ находится ИБДА РАНХиГС. Подробнее с ее программами обучения можно познакомиться на странице MBA, EMBA и DBA. К слову, для руководителей, имеющих высшее управленческое или экономическое образование, есть специальная программа MBA с возможностью перезачета части дисциплин.

Что важно и является большим плюсом: ИБДА не учит набору “правильных шагов”, не дает “универсальные отмычки ко всем замкам”. Главная цель программ MBA — “дать руководителю удочку, а не рыбу”, и поэтому самый ценный груз, который выпускник забирает с собой — это совершенно иной подход к решению задач. Это в первую очередь soft-skills, позволяющие в любой ситуации находить закономерности и выстраивать системный подход. Имея такой компас, менеджер всегда найдет путь к наилучшим решениям для своего бизнеса в любых обстоятельствах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Амбро сироп детский инструкция по применению
  • Бьюик руководство по
  • Нистатин свечи ректальные инструкция по применению цена
  • Связь с руководством ржд
  • Бронхобос инструкция по применению взрослым капсулы от чего помогает