Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Черепановский Педагогический колледж»
Т и МООПВД детей дошкольного возраста
Самостоятельная работа
«Парциальная программа «Гармония»»
Выполнила студентка 32 группы Кремлёва
Марина
Черепаново 2022 г.
Программа
духовно – нравственного
воспитания
дошкольников
«Гармония»
(старшая и
подготовительная группа)
Авторы: К.В. Тарасова,
Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан и Образовательной программы дошкольного
образования «Радуга» (Авторы Т. И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева,
С.Г. Якобсон, научный руководитель Е.В. Соловьева)
Пояснительная
записка:
Вопрос
духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
современного общества. На сегодняшний день общество нуждается в добрых,
гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного
воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога
очень сложна: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника, заложить основы
нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.
Программа
создает условия для развития личности и самореализации. Предусматривает
воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим
видеть в наших детях.
Человек
– существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к
духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное,
телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот
мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем
целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена
любви к людям, основы понимания того, что надо действительно делать добро, а не
только «брать от жизни все» и «действовать» ради целей
обогащения любым способом.
Нельзя
допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети
безотлагательно нуждаются в духовно – нравственном просвещении и воспитании.
Без духовности в наше время нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Все
меньше в нашей жизни можно встретить сострадания. В настоящее время отмечается
нарушение единства духа, души и тела человека, разрыв между образованностью и
воспитанностью, бедность духовных интересов.
Выходом
из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности
всей системы образования, начиная с самой первой – дошкольной. Необходимо
воспитать у ребенка такие общечеловеческие ценности, как истина, добро,
красота, гуманизм, свобода и социальная справедливость. Назрела необходимость
включения категории «духовность» в педагогическую науку и практику в
более обширном значении, разработке методов, форм, условий духовного развития
дошкольников.
Актуальность:
Как показывает опыт, в настоящее время,
данная тематика особенно актуальна. В современном обществе в связи с духовным
расслоением существует многообразие представлений о человеке и его
предназначении в обществе. Возрастает необходимость в воспитании Гражданина
страны. Это и освоение, реализация ребенком своих прав и обязанностей по
отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству.
Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов,
которые мы заложим в сознании детей. Каков человек, такова его и деятельность,
таков и мир, который он создает вокруг себя. В настоящее время материальные
ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность и агрессия в
обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. С экранов
телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жестокости. С момента массовой
компьютеризации резко возросло количество жестоких и кровавых игр. Ребенок в
силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки
окружающей действительности.
Цель программы: Создание
условий для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных
норм, основанных на культурно – исторических, духовно – нравственных,
патриотических и общечеловеческих принципах.
Задачи программы:
- Развивать
чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных
традиций. - Ориентировать
семью на духовно-нравственное воспитание детей. - Приобщать дошкольников к культурным
традициям своего народа, общечеловеческим ценностям. - Воспитывать бережное отношение к
историческому и культурному наследию России. - Способствовать освоению ребенком
основных социальных ролей, моральных и этических норм. - Воспитывать уважение к нравственным
нормам морали. Учить различать добро и зло, пресекать безнравственное
проявления в стремлениях и действиях ребенка. - Прививать трудовые навыки, обучать
продуктивным видам деятельности. - Расширять представления дошкольников
о народной культуре, быте, традициях, устном народном творчестве. - Развивать речь детей как средство и
форму мыслительной деятельности. - Совершенствовать художественный вкус,
развивать творческий потенциал каждого ребенка. - Воспитывать гуманность,
толерантность, духовно – нравственную личность, достойных будущих граждан
России, патриотов своего Отечества. - Воспитывать любовь к родному краю,
вызывать чувство гордости за него и желание узнавать новое об истории его
возникновения. - Развивать музыкальную культуру,
прививать любовь к классической, духовной и народной музыке. - Развивать способность воспринимать и
анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас детей. - Осуществлять
целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и
выносливости дошкольников.
Сроки
реализации программы:
Программа
по духовно – нравственному воспитанию «Гармония» предназначена
для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до
7 лет (старшая и подготовительная группа)
Занятия проводятся в течение 9 месяцев в
период с сентября по май -1 раз в неделю, продолжительностью 25 — 30 минут.
Программа на год включает 36 занятий. Кроме теоретической работы программа
предполагает практическое закрепление полученной информации. Рисунки,
аппликации, создание игрушек, коллективные, исследовательские, проективные,
совместные с родителями работы и другие виды работ, позволяют лучше запомнить и
осознать пройденный материал. Использование на занятиях информационно –
компьютерных технологий поможет педагогам еще в более интересной и
увлекательной форме предоставить информацию дошкольникам.
Принципы
программы:
В основу программы положены важнейшие
стратегические принципы современной системы российского образования.
- Профессиональная
компетентность педагога - Сохранение
самоценности дошкольного периода - Единство
тематических целей - Принцип
природосообразности - Принцип
сотрудничества - Личностно
– ориентированный подход - Деятельностный
подход - Принцип
духовно – нравственного воспитания - Принцип
доступности - Принцип
наглядности - Принцип
научности - Принцип «от
простого к сложному» - Принцип
культуросообразности - Принцип
системности, последовательность, результативности - Принцип
дифференцированного подхода - Развитие
самоценных форм активности
программа «Гармония» авторы Т.В. Тарасова Т. Г.Нестеренко, КВ. Рубан.
Для решения задач художественно — эстетического развития в
ДО реализуется программа «Гармония» авторы Т.В. Тарасова Т. Г.Нестеренко, КВ.
Рубан.
Которая включается 5 видов музыкальной деятельности
детей и построенная по возрастным группам начиная со второй младшей группы.
Развитие музыкальных способностей детей осуществляется
через слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных
инструментах и музыкальные игры-драматизации. Важными принципами этой программы
являются: «горизонтальное движение» музыкального репертуара, т.е. использование
в каждой возрастной группе одних и тех же музыкальных произведений в разных
разделах, если они соответствуют программным задачам; и движение «по спирали»,
т.е. повторение некоторых музыкальных произведений из предыдущих возрастных
групп с усложнением задач, которые ставятся перед детьми.
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
реализуется через программу «Малыш» В. Петровой.
Цель — развитие музыкальных способностей детей
третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности,
приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры и
высоких духовных ценностей. Совместно с программами «Гармония», «Синтез»,
«Играем в оркестре по слуху» составляет комплект программ, разработанных под
руководством доктора психологических наук К. В. Тарасовой. Основу программы
«Малыш» составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон
которого предполагает свободу выбора того или иного музыкального произведения с
учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. Впервые в программу
для детей двух лет вошли рассказы, иллюстрированные музыкой. Значительно
обновлен репертуар музыкальных игр.
Пакет методических материалов к программе содержит
методические рекомендации, полную хрестоматию музыкального репертуара и
аудиокассеты со студийной записью музыки.
В программе «Малыш», предназначенной для детей первой
младшей группы, как и в «Гармонии», представлены все виды музыкальной
деятельности детей, в том числе — в качестве специального занятия — слушание
классической.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»
ул. Затонская, 5 – А, г. Красноярск, РФ, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail: mdou22@yandex.ru
ОКПО 54493022, ОГРН 1022401951428, ИНН/КПП 2461023042/246101001
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2017- 2018 учебный год
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Раздел «Музыка» (на основании программы К. В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко)
(для детей дошкольного возраста 3-7лет)
Разработал : Музыкальный руководитель
С.Н. Зухова МБДОУ№22
Содержание программы
№ п/п |
Содержание |
Страница |
I. |
Целевой раздел |
3 |
1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Цели и задачи реализуемой программы |
4 |
1.2 |
Принципы и подходы к формированию программы |
6 |
1.3 |
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста |
7 |
1.4 |
Планируемые результаты части формируемой участниками образовательных отношений |
11 |
II. |
Содержательный раздел |
12 |
2.1 |
Содержание образовательной деятельности рабочей программы |
12 |
2.1.1 |
Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников |
15 |
2.2 |
Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик |
25 |
2.3 |
Способы и направления поддержки детской инициативы |
26 |
2.4 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников |
27 |
III. |
Организационный раздел |
28 |
3.1 |
Материально-техническое обеспечение программы |
28 |
3.2 |
Перечень программно-методических материалов |
30 |
3.3 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. |
32 |
Пояснительная записка.
«Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве, в интеграции различных видов художественной деятельности.
Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.
Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, формировании таких тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.
Рабочая программа по реализации раздела «Музыкальное развитие» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.
Программа «Гармония» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Эта программа основана на развитии творчества, фантазии, что дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям. Главная задача программы — развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Эта задача определяет содержание, методы и общую структуру программы.
Рабочая программа состоит из 4 разделов, рассчитана на 4 года обучения:
1 год — вторая младшая группа с 3 до 4 лет;
2 год — средняя группа с 4 до 5 лет;
3 год — старшая группа с 5 до 6 лет;
4 год — подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.
Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальной непосредственной образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответственно требованиям СанПиН — 2.4.1.3049-13.
Объем учебной нагрузки:
Возрастные группы |
||||
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
|
Длительность НОД |
15 |
20 |
25 |
30 |
Количество в неделю |
2 |
2 |
2 |
2 |
Общее время в часах |
30 |
40 |
50 |
60 |
Учебный план по реализации раздела «Музыкальное развитие»:
Н О Д |
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготов. группа |
|||
В неделю |
В год |
В неделю |
В год |
В неделю |
В год |
В неделю |
В год |
2 |
72 |
2 |
72 |
2 |
72 |
2 |
72 |
1.1.Цели и задачи реализуемой программы
Основные цели и задачи раздела «Музыкальное развитие»
Цель: — Целостное развитие ребенка средствами музыкального воспитания, развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах деятельности.
К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:
• восприятие музыки;
• исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
• музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
• музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
Раздел «СЛУШАНИЕ»
— ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
— развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
— развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;
— формирование музыкального вкуса;
— развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Раздел «ПЕНИЕ»
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; — развитие художественно-творческих способностей.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
— совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
— становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
— развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
— знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение игре на них;
— развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО»:
( песенное, музыкально-игровое, танцевальное).
Импровизация на детских музыкальных инструментах.
— развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;
— способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
— развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству, к импровизации на инструментах.
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, а так же в течение дня.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Рабочая программа базируется на нескольких основных принципах:
Первый принцип — связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям того или иного возраста. Каждый из блоков конкретизируется в одной или нескольких тем.
Второй принцип — сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки. В данной программе в систему репертуара, значительно более широкую, чем в традиционной программе, включены произведения Вивальди, Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Мусоргского, Свиридова, Шнитке, Денисова.
Третий принцип — «горизонтального движения» музыкального репертуара. Одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение способствует более глубокому освоению и запоминанию музыки, помогает преодолеть разорванность, «клочковатость» музыкальных занятий, включающих большое количество никак не связанных между собой музыкальных произведений, по поверхности которых «скользит» сознание ребенка.
Четвертый принцип — импровизации. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах деятельности. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе требований ФГОС ДО, на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МБДОУ .
Содержание музыкального занятия в рамках НОД
Музыкальные занятия состоят из 3 частей.
1. Вводная часть
Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть
Слушание
Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции , характер, настроение человека.
Пение и подпевание
Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).
Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально- дидактических игр.
3. Заключительная часть
Пляска, хоровод, игра. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
1.3 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 3-4лет.
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро — ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства. Начинает развиваться образное мышление. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов ( внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки
Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.
У детей 6-го года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально и в целом дети 6-го года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности..
Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
К семи годам значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Обогащается слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке
Накапливается представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов
Дети учатся анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности
При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
1.4. Планируемы результаты части формируемой участниками образовательных отношений
2 младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовит. группа |
-слушать музыкальное произведение до конца; узнавать знакомые песни; — различать звуки по высоте (октава); — замечать динамические изменения (громко-тихо); — петь, не отставая друг от друга; — воспитывать любовь и интерес к пению; -развивать естественное звучание голоса (Формировать навыки звукообразования); — развивать умения петь протяжно, пропевая все слова удерживая на дыхании музыкальную фразу – до 2-х секунд (или одно слово). — выполнять танцевальные движения в парах; — двигаться под музыку с предметом. |
— слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; — узнавать знакомые мелодии и песни; — различать звуки по высоте (секста-септима); — петь протяжно, четко произнося слова; — выполнять движения в соответствии с характером музыки; — инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; — играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. |
— различать жанры в музыке (песня, танец, марш); — звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); — узнавать музыкальные произведения по фрагменту; — петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произнося слова с аккомпанементом и без аккомпанемента; — ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; менять движение в соответствии с 3-х частной формой произведения; — самостоятельно инсценировать песни, хороводы, действовать не подражая друг другу; — играть мелодии на металлофоне по одному и в группе. |
— узнавать гимн РФ; — определять музыкальный жанр произведения; — различать части музыкального произведения; — определять характер музыкального произведения, слышать в музыке изобразительные моменты; — воспроизводить и чисто петь песни в удобном диапазоне; — сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); — выразительно двигаться в соответствии с характером музыки; — передавать несложный ритмический рисунок; — выполнять качественно танцевальные движения; — инсценировать игровые песни; — исполнять сольно и в оркестре простые мелодии и песни. |
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности рабочей программы
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Содержание образовательной области «Музыкальное развитие» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Формы работы
Музыкальное развитие детей, осуществляемой в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками.
Музыкально-творческое взаимодействие с группой детей организуется на основе игрового сюжета, например: «В гостях у Матрешки», либо «Путешествие в осенний лес», и др. Основа организации педпроцесса – сюрпризы, затейничество, импровизация с использованием различных видов музыкально-художественной деятельности. Как правило, каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, и др., а также художественные иллюстрации, различные виды театрализации. Наиболее актуальными формами организации художественно-творческой деятельности являются:
— интегративные музыкальные образовательные ситуации, построенные на основе какой-либо ведущей (доминирующей) деятельности (например, творческого музицирования)
— игровые художественно-творческие проекты, организованные на основе театрализованной деятельности, для реализации которых необходима одна или несколько встреч;
-игровые художественно-творческие, исследовательские проекты организованные на основе освоения какой-либо познавательной темы.
Виды занятий. |
Характеристика. |
1 . Индивидуальные музыкальные занятия |
Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии. |
2. Подгрупповые музыкальные занятия |
Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
3.Типовое (или традиционное) музыкальное занятия |
Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться. |
4. Доминантное занятие |
Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
5. Тематическое музыкальное занятие |
Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. |
6. Комплексные музыкальные занятия |
Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств. |
7. Интегрированные занятия |
Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа. |
Совместная деятельность |
•Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) •Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) •Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности •Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) •Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье |
Самостоятельная деятельность |
Игра в «концерт», «музыкальные занятия» |
2.1.1. Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников
Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности для детей 3-4лет.
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи:
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
— развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;
— помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;
— развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
— побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;
— развитие музыкально-сенсорного слуха детей;
— расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;
— обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи:
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— обучение диафрагмальному дыханию;
— совершенствование голосового аппарата детей;
— закрепление навыков естественного звукообразования;
— обучение пению с жестами.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи:
— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
— развитие художественно-творческих способностей;
— развитие музыкально-сенсорных способностей детей;
— содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;
— обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;
— расширение навыков выразительного движения;
— развитие внимания, двигательной реакции.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи:
— развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;
— способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
— развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;
— формирование устойчивого интереса к импровизации;
— развитие эмоциональности детей.
Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 4-5 лет
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи:
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
— развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;
— помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;
— развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
— побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;
— развитие музыкально-сенсорного слуха детей;
— расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;
— обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи:
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— обучение диафрагмальному дыханию;
— совершенствование голосового аппарата детей;
— закрепление навыков естественного звукообразования;
— обучение пению с жестами.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи:
— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
— развитие художественно-творческих способностей;
— развитие музыкально-сенсорных способностей детей;
— содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;
— обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;
— расширение навыков выразительного движения;
— развитие внимания, двигательной реакции.
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Задачи:
— совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
— становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
— развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
— знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
— развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
— работа над ритмическим слухом;
— развитие мелкой моторики;
— совершенствование музыкальной памяти.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи:
— развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;
— способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
— развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;
— формирование устойчивого интереса к импровизации;
— развитие эмоциональности детей.
Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 5-6 лет
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи:
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
— развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;
— помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;
— развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
— побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;
— развитие музыкально-сенсорного слуха детей;
— расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;
— обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
Пение
Задачи:
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— обучение диафрагмальному дыханию;
— совершенствование голосового аппарата детей;
— закрепление навыков естественного звукообразования;
— обучение пению с жестами.
— учить петь под фонограмму минус
Музыкально — ритмическая деятельность
Задачи:
— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
— развитие художественно-творческих способностей;
— развитие музыкально-сенсорных способностей детей;
— содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;
— обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;
— расширение навыков выразительного движения;
— развитие внимания, двигательной реакции
Раздел: «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Задачи:
— совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
— становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
— развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
— знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
— развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
— работа над ритмическим слухом;
— развитие мелкой моторики;
— совершенствование музыкальной памяти.
Раздел: «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи:
— развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;
— способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
— развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;
— формирование устойчивого интереса к импровизации;
— развитие эмоциональности детей.
Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 6-7 лет
Раздел «СЛУШАНИЕ»
Задачи:
-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;
-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;
-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;
— развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;
— помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;
— развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;
— побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;
— развитие музыкально-сенсорного слуха детей;
— расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;
— обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.
Раздел «ПЕНИЕ»
Задачи:
— формирование у детей певческих умений и навыков;
— обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;
— развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,
длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;
— обучение диафрагмальному дыханию;
— совершенствование голосового аппарата детей;
— закрепление навыков естественного звукообразования;
— обучение пению с жестами.
Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»
Задачи:
— развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;
— обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;
— обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;
— развитие художественно-творческих способностей;
— развитие музыкально-сенсорных способностей детей;
— содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;
— обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;
— расширение навыков выразительного движения;
— развитие внимания, двигательной реакции
Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»
Задачи:
— совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;
— становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
— развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;
— знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;
— развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
— работа над ритмическим слухом;
— развитие мелкой моторики;
— совершенствование музыкальной памяти.
Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»
Задачи:
— развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;
— способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;
— развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;
— формирование устойчивого интереса к импровизации;
— развитие эмоциональности детей.
2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик
Мероприятие |
Время проведения |
Форма предъявления |
«Театральный сезон» |
Ноябрь |
Премьера детских спектаклей, постановок возрастными группами |
Всемирный день матери |
Ноябрь |
Совместные досуги, развлечения |
Организация Новогодних каникул |
Январь |
Проведение развлечений «Святки», «Колядки» — знакомство с народными традициями. Помощь по реализации образовательных проектов «Новый год шагает по планете»; |
Международный женский день 8 Марта |
Март |
Подготовка конкурса «Мама и я – лучшие друзья» |
Городской конкурс – выставка «Поддержка одаренных детей» |
Апрель |
Подготовка детских художественных номеров |
Музыкально- литературная гостиная:. «От героев былых времен, не осталось порой имен» |
Май |
Подготовка художественных номером (художественное чтение, разучивание и инсценировка песен- посвященных ВОВ. ) |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы детей
Направления |
Способы |
Игровая деятельность |
1.Организация предметной развивающей среды: -Подбор музыкальных инструментов(озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек. — Подбор театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов для театрализации, театральных кукол. -Материалы и атрибуты для музыкально- дидактических игр, игр- драматизаций. -ТСО 2.Создание для детей игровых ситуаций 3.Создание условий для импровизации во всех видах музыкальной деятельности. |
Художественная творческая деятельность |
1.Организация предметной развивающей среды: — Подбор театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов для театрализации, театральных кукол. -Подбор музыкальных инструментов(озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек. -Материалы и атрибуты для музыкальных игр- драматизаций. «Доктор Айболит и его друзья в Африке»; «Петушок» -ТСО 2.Создание условий для эмоционального и сознательного «погружения» детей в творческие, проблемные ситуации . |
Познавательная деятельность |
-Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. -Воспитывать художественный вкус. -Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. -Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса. — Способствовать дальнейшему развитию навыков движения под музыку. -обучать игре на ДМИ (звуковысотные дм инструменты, ударные инструменты). -Знакомить с элементарными, музыкальными понятиями. |
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников
Цель: Привлечение родителей, законных представителей к образовательной деятельности.
Задачи:
- Организация вариативных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в вопросах музыкального развития;
- Привлечение родителей посредством организации конкурсной деятельности ;
- Привлечение родителей, законных представителей, семей воспитанников посредством реализации совместных образовательных проектов.
Направление работы |
Содержание мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1.Организация вариативных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в вопросах музыкального развития;. |
1.Театральный сезон 2.Музыкальные викторины — «Звездный час» по творчеству композитора В. Я. Шаинского; — «Угадай мелодию» по творчеству композитора Ю.М. Чичкова 3.Музыкальная гостиная «Новый год у ворот» |
октябрь ноябрь февраль январь |
Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
2. Организация конкурсной деятельности |
1. «Лесенка успеха» 2. Конкурс — «Частушка- хохотушка» — «День танца» |
Февраль-март апрель сентябрь |
Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
3.Привлечение посредством реализации совместных образовательных проектов |
1. Совместный образовательный проект «Шаинский — детям» 2.Совместный образовательный проект «Музыкальная гостиная». «От героев былых времен, не осталось порой имен» |
ноябрь май |
Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Перечень основного оборудования (комплектов и отдельных видов оборудования) |
Технические средства обучения |
Детские музыкальные инструменты: трещетки дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, маракасы, бубенцы, колокольчики треугольники и др.) Музыкальные игрушки: Электропианино Электрогитара Электроксилофоны Шарманки музыкальные книжки и др.), Неозвученные музыкальные игрушки: гитары балалайки, пианино и др.), Сюжетные картинки, Иллюстрации, Портреты композиторов, Репродукции картин, Музыкально — дидактические игры. (« Музыкальная лесенка»; «Птица и птенчики»; «Угадай, на чем играю »и др.) Для театрализованной деятельности: различные виды настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра; Костюмы Атрибуты Грим Декорации, реквизит к театральным постановкам. |
Музыкальный центр «LG» Магнитофон Интерактивная доска, Ноутбук Фортепьяно, Баян, ионика, Синтезатор «Casio« |
3.2.Перечень программно-методических материалов
Направление развития |
Программное обеспечение |
Методическое обеспечение |
музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. |
Парциальная программа «Гармония» под ред. К.В. Тарасовой, М.: Центр «Гармония», 2003 г. |
Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-го года жизни Раздел: Музыкальное движение». М.: «Центр Гармония», 2004г. К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе «Гармония» раздел «Пение». – М. Центр Гармония», 2005г. К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе «Гармония» раздел «Слушание музыки». – М. Центр Гармония», 2004г. К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе «Гармония» раздел «Игра на детских музыкальных инструментах». – М. Центр Гармония», 2003г. К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе «Гармония» раздел «Музыкальное движение». – М. Центр Гармония», 2004г. Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» части I и II. М.: «Центр Гармония», 2004г. Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни» части I и II. М.: «Центр Гармония», 2002г. Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 4-го года жизни». М.: «Центр Гармония» части I и II., 2002г. Комплекты аудиокассет к программе «Гармония»: «Слушание музыки», «Музыкальное движение» М.Ю. Картушина «Праздники в детском саду» старший дошкольный возраст Москва 2015г. М.Ю. Картушина «Праздники в детском саду» младший дошкольный возраст Москва 2015г. |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В группах расположены художественно-эстетического центры. В каждой группе созданы условия для развития самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастом. Имеются детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.) и игрушки (электропианино, электрогитара, электроксилофоны, шарманки, музыкальные книжки и др.), не озвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.). Для обеспечения музыкальной среды в каждой возрастной группе имеются технические средства (CD-плееры, музыкальные центры, микрофоны, DVD). В МБДОУ собрана коллекция DVD (36 шт.) «Шедевров мировой классической музыки», сборники русской народной музыки, этнического фольклора, джазовых композиций, детских песен. Созданная музыкальная среда направлена не только на воспитание музыкальной культуры, но и оказывает психотерапевтическое воздействие на детей. Дидактические игры и пособия подбираются в соответствии с программным материалом.
Театральные уголки для реализации задач развития музыкально — художественных способностей в каждой группе имеется разнообразное оснащение для драматизации и постановки спектаклей. Театральные уголки оснащены различными видами настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра и др. Оборудованы в зависимости от возраста костюмерные, гримерные и уголки ряженья. Имеются ширмы для показа кукольных спектаклей, системы хранения реквизита и декораций.
Обзор парциальных программ
по музыкальному воспитанию дошкольников
ПРОГРАММА «ГАРМОНИЯ»
К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан
Цель программы – общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям. Он полностью представлен в хрестоматиях музыкального репертуара и частично в записях на аудиокассетах.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ЗВУК – ВОЛШЕБНИК»
Т.Н.Девятова
Программа предназначена для старшего дошкольного возраста. Цель программы: развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла. Курс программы рассчитан на 1 год при проведении занятий 1 раз в неделю и разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.
Первый этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды. Второй этап способствует созданию детьми простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек. На третьем этапе дети самостоятельно выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения. Четвёртый этап – повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.
ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ОРКЕСТРЕ ПО СЛУХУ»
М. А. Трубникова
Цель программы – обучение детей трех – шести лет подбору мелодий по слуху и игре на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре). Программа отличается принципиально новой методикой обучения детей игре на музыкальных инструментах, строящейся на подборе мелодий по слуху. Наряду с развитием музыкального слуха (тембрового, звукового, мелодического) и чувства музыкального ритма в программе комплексно решены вопросы общего развития ребенка как личности. Музыкальный репертуар программы составляют произведения классической, современной и народной музыки, в том числе и новые, специально написанные для этой программы.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «КАМЕРТОН»
Э. П. Костина
Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям. Программа разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина.
Новый компонент – анализ качества освоения ребёнком программы, позволяющей музыкальному руководителю своевременно выявить у него затруднения и оказать коррекционную помощь. Принципиально новы задачи, не характерные для программы музыкального воспитания детей; в заключение каждой ступени изложены ориентиры воспитания и развития ребёнка, которые успешно реализуются в процессе овладения им музыкальной деятельностью: задачи воспитания нравственной сферы ребёнка, развитие способностей, познавательных процессов, личностных новообразований.
ПРОГРАММА «ЛАДУШКИ»
И. Каплунова, И. Новооскольцева
Программа ориентирована на возраст детей от 3 до 7 лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).
Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.
Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Музыкальный материал, данный в программе, не обязателен для педагога. Можно использовать любые произведения, лишь бы они были доступны детям для восприятия. Предлагается много интересных идей. Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».
ПРОГРАММА «МАЛЫШ»
В. А. Петрова
Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (третий год жизни). Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствует их приобщению к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.
В программе предусмотрены материалы по работе с воспитателями и родителями.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «МИР МУЗЫКИ И РЕБЁНОК В НЁМ»
А.В.Шумакова
Цель программы: развивать музыкально-эстетическое сопереживание как основу музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. Смысл программы в том, что ведущей ценностью музыки выступает эмоциональный мир человека.
Содержание программы ориентировано на развитие основ музыкально-эмоциональной сферы и культуры чувств ребёнка. Оно реализуется в разделе слушания музыки. Содержательный аспект программы выстраивается по спиралевидной структуре: от осмысления своего эмоционального состояния, рождённого музыкой, к пониманию эмоционального состояния другого человека.
ПРОГРАММА «МОСКВИЧОК»
Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова
Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников от 3 до 7 лет. Цель программы: воспитывать эстетическую культуру и развивать детское художественное творчество. Программа предусматривает использование синтеза искусств и деятельностей, что позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, чувств. Методика программы строится так, чтобы в процессе её усвоения ребёнок приобретал новые знания, умения через собственный опыт.
ПРОГРАММА « МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ»
Т.Ф.Коренева
Программа рассчитана на дополнительные занятия по ритмике с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного решения задач по ритмике используется высокохудожественная музыка (классическая русская и зарубежная). Репертуар отбирается по разделам:
I. Характер музыки, средства музыкальной выразительности.
II. Музыкальная форма.
III. Комплексы ритмической гимнастики.
IV. Историко-бытовые и современные танцы, парные композиции, элементы русской классики.
V. Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами.
VI. Упражнения для рук.
VII. Игровое творчество, инсценирование песен.
ПРОГРАММА «МУЗЫКА И МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
С.И.Мерзлякова
Программа представляет собой модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Она состоит из комплекса модульных программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников.
К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми и упражнениями, другим методическим и дидактическим обеспечением. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.
«КРАСОТА. РАДОСТЬ. ТВОРЧЕСТВО»
ПРОГРАММА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 7 ЛЕТ
Т. С. Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина
Раздел «Музыкальная деятельность» (М.Б.Зацепина)
Программа является целостной интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства (музыкального, изобразительного, литературного – как классического, так и народного, театрального).
Программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер, что способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей. Ещё один важный принцип программы – интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Программа имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до семи лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства – досуги и развлечения.
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА»
Д.А.Рытов
Основная идея программы – воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям русской народной культуры. Программа предназначена для начального музыкального воспитания детей от 4 до 10 лет, включает 6 ступеней и рассчитана на 6-летний период обучения. Познавательная ценность программы – в изучении истории русской культуры в обрядах и праздниках, рассмотрении народных инструментов как произведений прикладного искусства. Полученные знания реализуются в музыкальной деятельности детей. Программа включает ряд методик: музыкального воспитания детей на народных традициях, обучение игре на народных инструментах, их изготовление и применение на практике, организация эвристической, развивающей игровой музыкально-прикладной деятельности.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ РЕБЁНКОМ
РУССКИХ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ И О СЕБЕ
М.Л.Космовская
Программа нацелена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Особенность её содержания – неразрывная связь языческих и христианских представлений об окружающем мире. Программа опирается на календарно-тематический принцип планирования, основанный на сочетании постоянных календарных (Новый год, Рождество) и переходящих (Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица) праздников. Программа рассчитана на 3 года.
ПРОГРАММА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
О. П. Радынова
Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (трех-семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. В центре программы – развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Ведущий вид деятельности программы – музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. Программа строится на основе использования произведений высокого искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма) позволяют систематизировать репертуар музыкальной классики и народной музыки в целях накопления интонационного опыта восприятия музыки, развития творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности, гибкого применения форм, методов и приемов педагогической работы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе осуществляется взаимосвязь познавательной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «МУЗЫКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА ЭМОЦИЙ»
А.В.Шувалова
Все виды художественной деятельности по восприятию музыкальных произведений предваряются этико-эстетическими беседами об эмоциях на темы: «Язык эмоций», «Как возникают эмоции?», «Эмоции и лицо человека», «Эмоции и жесты», «Эмоции и движения тела», «Эмоции и слова».
ПРОГРАММА «ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ»
Л.Р.Меркулова
Программа рассчитана для кружковой работы с детьми старшей и подготовительной группы.
1 раздел. «Что ребёнок должен знать об инструментах и оркестре?»
2 раздел. Подготовительные упражнения при обучении игре на ксилофоне, металлофоне, колокольчике.
3 раздел. Работа с оркестром.
4 раздел. Оркестровое сопровождение музыкально-ритмических движений, пения, игр.
ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ХОРЕОГРАФИЮ»
А.А.Матяшина
Программа предназначена для дополнительного образования в средней, старшей, подготовительной группы. Дошкольники знакомятся с историей танца, некоторыми жанрами, видами, стилями хореографии от классики до современности. Развивается способность к танцевальной импровизации. Формируется умение выразить услышанный музыкальный образ в рисунке, пластилине. Предполагается итоговое занятие с присутствием и непосредственным участием родителей. Обучение строится последующим разделам:
I. Экзерсис у опоры и в середине зала.
II. Партерная гимнастика.
III. Танцевальный образ.
IV. Слушаем и фантазируем.
V. Танцы.
Первые 3 раздела имеют обучающую цель, два последних направлены на развитие творческих способностей.
ПРОГРАММА «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
А.И.Буренина
Цель программы: развивать ребёнка в возрасте от 3 до 9 лет, формируя средствами музыки и ритмических движений разнообразные умения, способности, качества личности.
Задачи:
1.Развитие музыкальности;
2.Развитие двигательных качеств и умений;
3. Развитие творческих способностей;
4. Развитие и тренировка психических процессов;
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого. Автор предлагает методические рекомендации, практический материал – 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и аудиозаписи к ним. Используемый музыкальный материал – от детских песенок до симфонических произведений композиторов-классиков.
ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»
К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан
Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства – опера и балет.
В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия» музыкального репертуара, «Методические рекомендации», аудиозаписи и набор слайдов.
ПРОГРАММА «СТУПЕНЬКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Е.А.Дубровская
Программа адресована педагогам, работающим по программе «Из детства – в отрочество». Главным в программе является развитие чувственно-эмоциональной сферы ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно-интеллектуальной. К традиционным видам музыкальной деятельности добавлен новый – музыкально-образовательная деятельность (начиная с пятого года жизни). Существенно расширен раздел «Слушание – восприятие», содержание которого направлено на развитие познавательной активности у детей.
ПРОГРАММА «ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»
Т. Н. Сауко, А. И. Буренина
Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.
Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Кроме того, предлагаются авторские пляски с текстом на популярные народные мелодии. Новизна программы в том, что собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.
Программа состоит из трех частей:
содержание работы в течение года;
подробное описание всех игровых упражнений с выписанными музыкальным и словесным текстами;
сценарии развлечений и праздничных утренников с родителями, на основе изученного материала.
ПРОГРАММА «ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Т.Э. Тютюнникова
Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора К.Орфа с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Расчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста.
Работа с детьми по развитию навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по трём взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому из них программа содержит конкретные рекомендации для педагогов.
Программа снабжена учебно-методическим комплектом.
Дополнительные программы дошкольного образования:
Программа «В мире бального танца»
Программа «Горенка»
Программа «Музыка с мамой»
Программа «Оберег»
ПОДРОБНО: скачать здесь Перечень программ и технологий в обр.обл. МУЗЫКА
Анализ парциальных программ по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях скачать
Специализированные программы музыкального развития для детей здесь
Подписаться music2baby
Адрес143345, Московская область, Наро-Фоминский, рабочий поселок Селятино, улица Клубная, дом 16а
Горячие линии
по актуальным вопросам
Присоединись к группе нашего детского сада ВКОНТАКТЕ и будьте в курсе новостей
Подписка на новости сайта
наша организация
на сайте
BUS.GOV.RU
Общероссийский
рейтинг
школьных сайтов
Хороший сайт. Лето 2017 (30 августа 2017)
43.5 баллов из 50
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕРВИСЫ
10.5
Информация об администрации ДС
7.5
ИНФОРМАЦИЯ О ВОСПИТАТЕЛЯХ
8.5
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ДОКУМЕНТЫ
6
ЮЗАБИЛИТИ/качество исполнения сайта/удобство использования (проверяется главная страница; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы)
7
КАЧЕСТВО ТЕКСТА (на главной странице; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы)
4