Протокол руководства сюжетно ролевой игрой

Протокол

наблюдения сюжетно-ролевой игры

«Салон красоты»

Дата проведения: 18.02.2016г.

Время наблюдения: с 17ч. 35м.- до 17ч. 55м.

Наблюдение проводилось на базе:  МДОУ «Детский сад №161 Ленинского района, г.Саратова»

Группа: старшая (5-6 лет).

Количество участвующих в игре: 5 детей.

1.         Замысел игры возник по инициативе ребёнка Насти П., которая

сообщила детям, что она парикмахер, и  приглашает всех посетить салон красоты, для демонстрации опыта в расчёсывании и создании причёсок.

Замысел игры понравился детям. Они обсудили очерёдность посещения салона, заняв места для ожидания.

Настя П. поставила перед детьми игровую задачу: она — «мастер», и будет по очереди причёсывать посетителей, все остальные будут в роли ожидающих.

2.        Основное содержание игры – приём гостей,  обсуждение предпочтений каждого гостя, правила поведения в обществе,  показ и оценивание причёсок.

         В игре были использованы: игровой уголок «парикмахерская»(стол-трюмо с зеркалом, стул ,лавочки для ожидающих ,кукольный набор-«парикмахерская», фартук парикмахера, накидка для клиента , магнитофон, телефон. Содержание игры разнообразно, дети  импровизировали в игре…

3.        Сюжет игры развёрнут. Дети очень дружно развивают его совместно, по ходу заходят и в магазин, и в поликлинику. Источник сюжета: наблюдения за взрослыми, просмотр кинофильмов, чтение книг.

Когда все договорились, в какой последовательности и кто заходит к парикмахеру, ребята начинают игру. Настя по очереди принимает клиентов, причёсывает, имитирует мойку и сушку волос

 При этом она дает образец вежливого обращения, ведёт беседу с каждым из ребят на какую-нибудь тему и благодарит после за посещение салона и предлагает приходить в следующий раз.

После игры Настей было предложено устроить показ сделанных причёсок под музыку, об этом они попросили помощи  у   воспитателя.

4.         Ещё до игры были обозначены все роли и правила игры. Дети используют для взаимодействия друг с другом различные средства: мимика, ролевую речь, предметные действия, эмоции. У детей постоянно происходит диалог между собой. Дети поделили главные и второстепенные роли, плавно вошли в игровое объединение и старались передать характерные манеры поведения. Каждый вполне спокойно и с удовольствием относился к необходимости выполнять второстепенную роль.

5.         В игре было использовано небольшое количество предметов-заместителей, в основном использовались муляжи и игрушки. Инициатором выбора являлись дети. Игра получилась развернутая, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре. Дети использовали в речи слова-термины, относящиеся к данной профессии. Поэтому  роль слова в данной игре велика, так как несёт свой смысл.

6.          Правила выполняют функцию регулятора игры. Дети  соотносили  выполнения правила с взятой на себя ролью. Конфликты отсутствовали.

7.         В целом, психологический климат сюжетно-ролевой игры был положительным. Дети были активны, эмоциональны, с поставленными целями и задачами они справилась, результат игры был достигнут,  Настя П. была довольна результатом игры.

Реализация замысла игры был достигнут с помощью выбора  партнеров по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов, инвентаря.

8.         Конфликты были малочисленные и в основном при нарушении каких-либо правил или обладанием игрушкой. Решались они  деструктивным способом, желание договориться с партнером.

9.         Игровая среда заранее была готова, предметы подбирались как до игры так и по ходу игры, а также использовались игровые уголки: «Семья», «Магазин», «Поликлиника». Дети активно использовали предложенную Настей игровую среду  и оборудование игрового уголка.

10.         Предложение в участие игры не поступало. Иногда обращались за помощью: разрешить спор, конфликтную ситуацию, выбор каких-то действий (подобрать музыку для показа).

Вывод: Возможности сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

         Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями,

сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

        Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

1.Как возникает замысел игры? —  Предложением сверстника

2.Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? — Обсуждает, учитывает.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры?

-Замысел  неустойчив, перспективу игры  не видит.

4.Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? — замысел  не статичен, развивается по ходу игры постоянная импровизация.

5.Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям? —  Умеет.

II. Содержание игры

1. Что составляет основное содержание игры? —  действие с предметами.

2.Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения?

 — Содержание игры не разнообразно, игры с одинаковым содержанием повторяются довольно часто, соотношение предметных, бытовых игр, поровну.

III. Сюжет игры

1. Насколько разнообразны сюжеты игр? (названия и количество).

— Сюжеты однообразны. » Пираты», » Разбойники», «Спасатели»» Строители», «Дельфины». — 5, 6 игр.

2. Какова устойчивость сюжета игры? (т.е. насколько ребенок следует одному сюжету).

— сюжет устойчив, следует одному сюжету.

3. Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет?

— Несколько  событий.

4. Насколько развернут сюжет? Представляет ли цепочку событий или ребенок является участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

 — Достаточно  развернут, как  цепочку событий, так и участником нескольких событий, включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры?

 — Проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

6.Каковы источники сюжетов игры? (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.)

 — Кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых.

IV. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.

 1.  Обозначает ли выполняемую роль словом и когда? (до игры или во время игры).

— Как  до игры, так и во время игры.

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре?          (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)

— Предметные действия, мимика.

3.Каковы отличительные особенности ролевого диалога? (степень развернутости, отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

 — Отдельные реплики, фразы, направленность реальному или воображаемому партнеру.

4. Предает ли и каким образом характерные особенности персонажа?

— Предает мимикой, жестами, голосом.

5. Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие  роли чаще исполняет: второстепенные или главные. Как относится выполнять второстепенные роли.

— Участвует в распределении ролей, распределяет  партнер по игре, как правило, ребенок старше, совершенно не  важно какую роль он выполняет, важно само участие в игре.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровые объединения. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений.

— Входить в игровые объединения. От 2 до 5детей. устойчиво с другом, характер  дружеский, партнерский.

7. Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнить ролей в разных играх?

— Есть любимые роли, несколько.

V.  Игровые действия и игровые предметы.

1. Использует ли ребенок предметы заменители, какие. По какому принципу выбирает ребенок предметы заменители и преобразует их в предметы, используемые в игре?

 — Использует предметы заменители. По принципу, «что подойдет».

2. Дает ли словесное обозначение предметам заменителям,  насколько легко это делает?

— Дает словесное обозначение предметам, легко.

3. Кто является предметом заменителем: сам ребенок или взрослый. Предлагает ли свой вариант замещения партнерам?

— Сам ребенок, предлагает свой вариант замещения партнерам.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки?

— часто использует в игре образные игрушки, есть.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнеров по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий?

— развернутая игра, с небольшими изменениями, адекватна, согласованна с действиями партнеров по игре, роль слова очень многогранно и несет в себе свой смысл.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает ли ее устойчивость. Играет ли с воображаемыми предметами?

— Воспринимает воображаемую ситуацию. Понимает  ее устойчивость. Играет с воображаемыми предметами.

YI.  Игровые правила.

1.  Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Сознается ли правило ребенком?

— Правила выполняют функцию регулятора игры. Сознается.

2. Как соотносит ребенок выполнения правила с взятой на себя ролью?

— Ребенок  соотносит правила выполнения с взятой на себя ролью.

3.Следит ли за выполнением правил  другими детьми. Как реагирует за нарушением правил партнерами по игре?

—  Не часто следит за выполнением  правил  другими детьми. Обижается.

4. Как относится к замечаниям  партнера по игре по поводу выполнения им правил?

 — Ворчит, но старается подчиниться.

VII. Достижения результата игры.

1. Как  соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре?

— Соотносится первоначальный замысел и его реализация.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом?

—  Ребенок соотносит свой замысел с достигнутым результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла?

 —  Выбор  партнера по игре, подходящего места для игры, подбор нужных игрушек, материалов.

VIII. Особенности конфликтов в игре.

1.  По какому поводу чаще всего возникают конфликты? (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой, и т.д.)

— Выполнение правил, обладание игрушкой.

2. Каковы способы разрешения конфликтов?

—  Желание договориться с партнером, прибегнуть к помощи взрослого.

IX. Игровая среда.

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

 — В зависимости от ситуации.

2. Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка ) и как.

—  Активно использует предложенную игровую среду.

X. Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и  по поводу чего? Как часто обращается.

 — Иногда обращается к взрослому в процессе игры за помощью в осуществлении практических действий (поставить кубик мягкого модуля   на нужную высоту). Для разрешения спора, конфликта.

2. Предлагает ли взрослому принять участие в игре?

—  Иногда предлагает взрослому принять участие в игре.

Вывод: Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они много сюжетов заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино, ролевых компьютерных игр). Игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Это свидетельствует о дифференцированных игровых интересах мальчиков и девочек, что обусловлено их половой принадлежностью.

Тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая (девочки больше знают и умеют в сфере быта), а мальчиков – техническая и общественная (мальчики — в сфере техники, а также они много заимствуют сюжетов для игр из телевидения).

Мальчики и девочки в сюжетно-ролевых играх используют разнообразные игрушки: девочки используют игрушки в ограниченном пространстве (их игры малоподвижны), мальчики — в неограниченном пространстве, так как их игры более подвижны.

Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Старшие дошкольники играют только с детьми своего пола. Здесь важна общность интересов детей одного пола, а также их ориентация на те личностные качества, модели поведения, которые присущи женскому или мужскому полу. В реальном общении мальчики и девочки доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

Протокол наблюдения за приемами руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольного возраста

Дата
наблюдения 18.11.
2015 г.

Группа

2 средняя

Приемы
руководства

сюжетно-ролевой
игрой

«
— »

«+»

(отметить
количество проявлений)

Качественная
характеристика

(где
возможно)

1

Приемы,
использованные воспитателем для
развития сюжетно-ролевой игры:

1.1.

расширял
представления детей (путем рассказов,
чте­ния книги, рассматривания
иллюстраций, проведения дидактической
игры);

+
+

1.2.

интересовался
«Во что играете?»;

+

1.3.

предлагал
новые игровые действия;

+
+

1.4.

предлагал
новые роли;

+

1.5.

вносил
дополнительное оборудование или
предлагал его изготовить вместе с
детьми;

+

1.6.

предлагал
новые игровые ситуации;

+

1.7.

давал
прямые указания к действию («Покорми
кук­лу», «Крути руль»);

_

1.8.

задавал
вопросы, которые направляли развитие
игры;

+
+

1.9.

брал
на себя главную (второстепенную) роль
и таким образом направлял игру;

+

второстепен-ную

2

Приемы,
использованные воспитателем для
формирования взаимоотношения детей
во время игры:

2.1.

вовлекал
робких, застенчивых детей в игру (путем
пря­мого предложения «Возьми
поиграть», путем введения новой роли);

+

2.2.

сам
организовывал вокруг себя коллектив
для игры;

+

2.3.

побуждал
детей самостоятельно договариваться
(о распределении ролей, об игрушках);

+

2.4.

предупреждал
или устранял возникающие конфлик­ты
(из-за игрушек, из-за ролей, из-за
выполнения пра­вил);

+

2.5.

побуждал
детей объединять разные игры между
собой;

+

2.6.

использовал
какие-то другие приемы.

+

3

Выводы:
Наиболее удачным при руководстве
игрой я считаю побуждение объединить
разные игры между собой, в данном
случае, дети, которые предпочитают
узкий круг игр, открывают для себя
новые, ещё неизведанные ситуации и
начинают смотреть на мало интересующие
ранее их предметы, по-новому.

Протокол
наблюдения № 1

Наполнение предметно-пространственной среды материалами и оборудованием.

Дата
наблюдения 16.11.2015
г.

Группа
№ 2 средняя

+
2

+1

0


1


2

очень
много,

в
изобилии

достаточно
много

присутствует
необходимый минимум

мало

очень
мало, либо отсутствует

1

Объекты
для наблюдения и исследования

Много
комнатных растений

+2

Растения
отсутству­ют

Растения
обильно цветут

+1

Растения
находятся в угнетенном со­стоянии

Питомцы.
Они дос­тупны для наблюде­ния и
ухода

-1

Питомцы
отсутст­вуют или находятся в неудобном
для наблюдения месте

2

Средства
изобразительной деятельности

Есть
бумага для рисования

+2

Бумага
для рисова­ния отсутствует

Есть
разнообразные средства изодеятельности

+1

Средств
для рисова­ния нет или они не в полном
ассортименте

Состояние
изосредств хорошее

+1

Состояние
изосредств плохое

3

Конструкторы
и другие средства моделирования

В
строках ниже перечислить, какие именно

+1

В
плохом состоянии или находятся вне
зоны доступности детей

4

Народные
игрушки

В
строках ниже перечислить, какие именно

+1

В
плохом состоянии или находятся вне
зоны доступности детей

5

Крупные
средообразующие
модули

Имеются
и удобны для
пространствен­ного
моделирования

В
строках ниже перечислить, какие именно

Состояние
хорошее

-1

Отсутствуют
или неудобны
для про­странственного
мо­делирования

Состояние
плохое

6

Сюжетно-ролевые
игрушки и принадлежности к ним

Больница

+1

Отсутствуют
дидактическиематериалы
для
игры или их состояние неудовлетворительное

Парикмахерская

+1

Магазин

+1

Театр

+2

7

Дидактические
игры

+2

В
плохом состоянии или вне зоны доступности

Подсчитайте
средний балл по каждому классу объектов
и занесите полученный результатв
таблицу:

Класс
объектов развивающей среды

Оценка

+
2

+1

0


1


2

очень
много,

в
изобилии

достаточно
много

присутствует
необходимый минимум

мало

очень
мало, либо отсутствует

1.Объекты
для наблюдения и исследования

+2

2.Средства
изобразительной деятельности

+4

3.Конструкторы
и другие средства моделирования

+1

4.Народные
игрушки

+1

5.Крупные
средообразующие модули

-1

6.Сюжетно-ролевые
игрушки и принадлежности к ним

+5

7.Дидактические
игры

+2

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Протоколы
наблюдений

Протокол
№ 1

 Наблюдение
за игровой деятельностью в старшей группе ДОУ

Дата и время наблюдения: 7.10.2021 г. (вторая половина дня)

Испытуемый: Карина ( 6 лет)

Цель наблюдения: выявить уровень
развития особенностей игровой деятельности ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра: «Салон красоты».

Речь и действия ребенка

Эмоциональные реакции ребенка

Речь и действия других лиц

Примечания

 Замысел игры возник по инициативе
ребёнка Карины К., которая

сообщила детям, что она парикмахер, и
 приглашает всех посетить салон красоты, для демонстрации опыта в
расчёсывании и создании причёсок.

Замысел игры понравился детям. Они
обсудили очерёдность посещения салона, заняв места для ожидания.

Карина К. поставила перед детьми
игровую задачу: она — «мастер», и будет по очереди причёсывать посетителей,
все остальные будут в роли ожидающих.

 Настроение бодрое, дети
проявляют заинтересованность

Воспитатель предложила поиграть в «Салон
красоты». Карина очень обрадовалась и сказала что будет мастером.

— Я хочу быть мастером (Карина).

— Так как Карина первая сказала,
что будет мастером, она будет расчёсывать волосы, а остальные будут в
очереди.  

— Что использует
мастер(парикхмахер)? (Воспитатель).

— Ножницы, фен, зеркало(отвечают
дети)

— Правильно. Вот Карина укольный набор-«парикмахерская», фартук
парикмахера, накидка для клиента,

теперь ты можешь заниматься
клиентами.

(Воспитатель)

 Карина по очереди принимает клиентов, причёсывает, имитирует
мойку и сушку волос

 При этом она дает образец вежливого обращения,
ведёт беседу с каждым из ребят на какую-нибудь тему и благодарит после за
посещение салона и предлагает приходить в следующий раз.

После игры Кариной было предложено
устроить показ сделанных причёсок под музыку, об этом они попросили помощи
 у   воспитателя.

Вывод: Было проведено наблюдение за
ролевой игрой  дошкольника Карины  6 лет.

Возможности
сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний
эмоциональный комфорт, даёт знания, заинтресованность.  Игра имеет значение не
только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности:
принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается
их чувствами и целями,

сопереживает им,
начинает ориентироваться между людьми.

        Большое
влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с
другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок
осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со
сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия
и намерения, согласовывать их с другими людьми. Таким образом, подобные игры,
мероприятия, необходимы для детей.

Министерство
образования, науки и

молодежной
политики Нижегородской области

Государственное
автономное

профессиональное
образовательное учреждение

«Городецкий
Губернский колледж»

Протокол
наблюдения сюжетно-ролевые игры

Старшей
группы в ДОУ

Дата «__»_________20___г.

Оценка
_________________               

Автор: Шишина Эльвира Григорьевна
обучающиеся 313 группы специальности
44.02.01 
— Дошкольное образование

Преподаватель: Н.Н. Кострова

г.
Городец, 2021


Подборка по базе: Лист наблюдения за результатами ФО.docx, Дневник динамического наблюдения.docx, 6 класс. Протокол проведения (1).pdf, 5 класс. Протокол проведения (1).pdf, 8 класс. Протокол проведения (2).pdf, Тема 2_11_ Средства и протоколы шифрования сообщений.ppt, Образец протокола родительского собрания.docx, Елена Петровна протокол Microsoft Office Word.docx, Конспект сюжетно-ролевой игры..docx, ВКР Сюжетно-ролевая игра как средство развития гендерных предста


Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Воспитатель в дошкольном образовании. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях реализации ФГОС (620) new

Дисциплина: Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Практическое задание 3, Модуль 3. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста

Выполнил:

слушатель Татаринова Елена Борисовна

Преподаватель:

Чугайнова Оксана Геннадьевна

г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2022

Наблюдение за сюжетно – ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста.

Цель.Формирование умений наблюдения за игровой деятельностью; навыков анализа игровой деятельности; наблюдение за формированием игровых умений; разработка предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей.

Задание: 1) внимательно понаблюдайте за игровой деятельностью детей в детском саду или на детской площадке.

2) Последовательно ответьте на представленные ниже вопросы( в зависимости от вида игры,пропускайте вопросы на которые не сможете ответить). Ответы оформите в виде отчета.

3) Сделайте собственный вывод о значении игры в свободной форме.

Протокол наблюдения за сюжетно ролевой игрой детей средней группы.
Сюжет игры: «Поликлиника»

Дата наблюдения: 23.11.2022 год

Длительность игры: 20 минут.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет детского сада с целью наблюдения за работой медецинской сестры.Чтение К.Чуковского «Айболит» ,рассматривание картинок « Больница» « Аптека».

Ход игры:

Воспитатель:Если кто– то заболел,взрослые или дети,мы куда обращаемся?

Дети: В поликлинику к врачу.

Воспитатель: Ребята ,а теперь давайте выберем врача( Настя).А кто помнит как называется детский врач? ( педиатр).У врача есть помошница как она называется( мед.сестра).Давайте выберем мед.сестру(Ева).

Воспитатель:Открыта больница для всех людей,идите лечится в ней поскорей!

Настя:Здравствуйте больной!Проходите,садитесь!Что у вас болит?

Ника:Здравствуйте.Моя дочь упала и подвернула ногу.

Настя:Давайте посмотрим,что у вас с ногой.Какая большая рана,сейчас мы ее обработаем хорошо,смажем йодом,вот так.Пройдите пожалуйста к мед.сестре,она вам сделает обезбаливающее лекарство(делает шприцом укол).Выздоравливайте.До свидания.

Никита:Здравствуйте.

Настя:Здравствуйте.Проходите,садитесь.Расскажите ,что у вас случилось?

Никита:У меня болит живот.

Настя:Давайте посмотрим,послушаем вас.»Дышите не дышите»

Настя:Нужно вам побольше есть фруктов,мяса,овощей и витаминов,а вот чипсы это вредная еда.

Никита:Спасибо!

Настя:Выздоравливайте.До свидания.

София:Здравствуйте.

Настя:Здравствуйте.Раскажите мне,что у вас случилось?

София:У моей дочки болит горлышко.

Настя:Пройдите к мед.сестре она вам даст градусник,чтобы узнать есть ли у вас температура или нет.Температура нормальная ,давайте посмотрим горлышко.О-о!Горло красное.Нужно делать полоскание и пить ромашковый настой.

София:Спасибо!

Настя:Выздоравливайте.До свидания.

Пациенты выходят из кабинета врача и (воспитатель) предлагает им пройти в аптеку и купить лекарство которое прописал им врач.

Воспитатель:Видите ребята,врачи помогают и взрослым и детям.За,что мы им скажем Спасибо!

Воспитатель:А чтобы вы не заболели,педиатр прописал нам всем принимать витамины.

Анализ сюжетно-ролевой игры.

Участники:Настя(4года,9мес),Ева(4года5мес),Ника(4года1мес),Никита(5лет),София(4года6мес).

По чьей инициативе возникла игра? Организаторы игры:Настя иЕва они распределяли роли и принимали других в игру.
Планировали ли дети зарание ее ход? Источниками сюжетной игры являются беседа воспитателя с детьми о профессиях,чтение стихов.Воспитатель расширял предсавление детей (путем рассказов,чтение книг,рассматривание иллюстрации,проведение экскурсии).
Сколько детей участвовало в игре? Пятеро
Какие роли были и как они распределялись? Прдложение ребенка Насти,стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка потребность в партнерском взаимодействии,реализуются в более длительном общении с другими детьми.Подражание взаимоотношения взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире,дальнейшим развитием игровых умений возникает необходимость в цепочке ролей(врач,мед.сестра и пациенты).
Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями? Дети осуществляли игровые действия с предметами-заместителями.По ходу игры они подбирали или заменяли необходимые материалы.
Чему отдавали предпочтение дети во время игры:действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? Игровые действия часто заменялись словами.
Сколько времени продолжалась игра? 20 минут
Связана ли данная игра с другими играми детей? Замыслы игры более устойчивые,но не статичные,а развивающиеся.Дети совместно обсуждают замысел игры,учитывают точку зрения партнера,достигают общего решения.Появляется длительная перспектива игры,что говорит о высоком уровне развития игрового творчества.Данная игра не связана с другими играми детей.
Как окончилась игра:организованно или неожиданно.Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? Игра закончилась организованно он дети предложили поиграть позднее.
Самостоятельны ли дети в развитии игры или она развивалась при участии воспитателя? В игре дети проявляли повышенный интерес,инициативу и самостоятельность но при участии воспитателя.
Соответствует ли игра возрасту детей? Игра соответствует возрасту детей 4-5лет
Каков уровень развития игровой деятельности детей? Замыслы игры более устойчивые но не статичные,а развивающиеся.Дети совметно обсуждают замысел игры,достигают общего решения.Появляется длительная перспектива игры,что говорит о высоком уровне развития игрового творчества.
Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? Во время игры дети намечают общий план в продолжительности включают в ее новые идеи и образы,то есть плановость,согласованность игры сочетается с импровизацией.
Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? Реальные взаимоотношения связаны с организацией игры,по ним определяются дети-лидеры.
Кто решал вопрос о приме в игру? Организаторы игры Настя и Ева договаривались о начале игры и воспитатель помогала распределять роли.
Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? В ходе игры дети не выходили.
Возникали ли конфликты в процесссе распределения ролей?кем и как они устронялись? Конфликтов во время игры не возникало.
Как Вы спланируете работу воспитателя по формированию взаимоотношений детей в игре? Для того чтобы использовать игру,как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять:индивидуальный подход,наблюдение за детьми,проводить специальную работу по составдению сюжета игры.
Каковы были взаимоотношения педагога и ребенка в игре? Воспитатель расширял представдения детей(путем рссказов,чтения книги,рассматривания иллюстраций,проведения экскурсии).Интересовался «Во что играете».Вовлекал робких и застенчивых детей в игру,предупреждал или устранял возникающие конфликты из-за игрушек.
Связь данного мероприятия с другими видами деятельности? Разыгрывая роли дети широко используют не только знания о профессиях но и развивает у детей фантазию используя предметы-заместители.Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек,которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом,тем в более благоприятных условиях будет развиватся его воображение.

Вывод:

Подводя итог хочу отметить принципы,по которым должна строится сюжетно-ролевая игра:Воспитатель должен играть вместе с детьми.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства,на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом чтобы дети сразу «открывали»и усваивали новый,более сложный способ ее построения.В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей.У них появляется стремление не просто играть,а исполнять ту или иную роль.

1.Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников

  • Наблюдение и анализ сюжетно- ролевой игры дошкольников.

Протокол наблюдений за сюжетно- ролевой игрой детей старшей группы «Зоопарк»

Сюжет игры: Совершенствуются умение совместно строить. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.

Дата наблюдения:05.03.2014 г.

Длительность игры: 40-55 минут.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»

 -Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у нoсорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Воспитатель: А вы хотите поиграть в зоопарк?

Дети: Да.

-Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?

Де: Распределить роли.

Воспитатель: Роли каких профессий понадобятся нам в игре?

Дети: смотритель зоопарка.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?

Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.

Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, Таня иди готовить свое рабочее место.

Дети: Ветеринар.

Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара?

Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.

Воспитатель: Пожалуйста, Ульяна готовь свое рабочее место.

Воспитатель: А кто же еще работает в зоопарке, кто нам расскажет про каждого животного?

Дети: экскурсовод.

Воспитатель: Пожалуйста, Вася готовь свое рабочее место.

Дети: Кассир.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?

Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, Люба иди готовь свое рабочее место.

Дети: Повар.

Воспитатель: Пожалуйста, Карина готовь свое рабочее место.

-Еще кто работает в зоопарке?

Дети: Контролер.

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?

Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, Арина приступай к работе.

Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе Денис.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста Никита приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.

Воспитатель: А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ?

Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары.

Воспитатель: Марина иди готовь свое рабочее место.

Оставшиеся дети – посетители зоопарка.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке.

Дети: В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку.

-Прежде чем зайти в зоопарк, что мы должны сделать?

Дети: Купить билеты.

Воспитатель: А теперь давайте купим билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных!

На входе детей встречает экскурсовод (Вася).

Экскурсовод: Здравствуйте ребята, пожалуйста проходите. Сейчас я вам покажу и расскажу о каждом животном, живущем у нас в зоопарке. Ребята, в нашем зоопарке находится много животных, как вы думаете, какие?

Дети: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна

Экскурсовод: Правильно, тогда начнем нашу экскурсию по зоопарку. Вот в этой клетке живет самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется, это жираф, он ест ветки, листья деревьев.

(И так экскурсовод рассказывает о каждом животном, живущем в зоопарке. )

Воспитатель: Вот и наступило время обеда.

Повар (Карина) подносит еду каждому животному.

Экскурсовод рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!»

Дети прощаются с животными.

Воспитатель: Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной?

Дети отвечают кому ,что больше всего понравилось, и играя в следующий раз поменяются ролями.

Компоненты игры

Старшая группа (5-7 лет)

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией.

Воспитатель проводит беседу о работе зоопарка, ветеринарного врача.

Чтение художественной литературы:

— Загадывание загадок о животных.

— Рассматривание альбома «Дикие животные».

— Беседы о животных с использование иллюстраций.

— Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Охотники», «Найди маму»

Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель.

Задачи: показывать как выполнять роли:

— директор зоопарка (руководит работой зоопарка);

— строители (строят вольеры для животных);

— водитель (привозит животных в грузовике с клеткой);

— смотритель (получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем транспортируют животных в зоопарк, рассказывает посетителям о животных);

— ветеринар (проводит осмотр животных, делает пометки в карточке, при необходимости назначает лечение, даёт витамины);

— рабочий (ухаживает за животными, кормит, наводит порядок в вольере);

— кассир (продаёт в кассе билеты при входе в зоопарк);

— контролёр (с повязкой на руке проверяет билеты);

— продавец в киоске (предлагает посетителям сувениры, мелкие игрушки)

звериных мам.

Закреплять и расширять знания детей о животных средней полосы, жарких стран и севера (о внешнем виде, их повадках, пище) ;

Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;

Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним;

Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;

Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;

Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей;

Закреплять умение организовывать рабочее место;

Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу) ;

Содержание игры

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке;

Экскурсовод – проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка;

Проводник – отлавливает и поставляет животных для зоопарка;

Служители зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;

Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;

Работники кухни – готовят кормы для животных;

Кассир – продает билеты на посещение зоопарка;

Смотритель зоопарка,

КАССИР;

ВОДИТЕЛЬ.

Продавец .

Принятие детьми на себя роли.

Обеспечение руководства.

Распределение ролей.

Сюжет игры

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий;

Игровые действия, игровые предметы

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка), касса с билетами.

— строительство зоопарка;

— завоз животных и продуктов питания;

— осмотр ветеринаром животных;

— открытие зоопарка для посетителей;

— экскурсия по зоопарку.

АТРИБУТЫ:

Игрушки – животные (не менее 15 штук) ;

Конструктор, строительный материал;

Детские машинки; ИГРУШКИ-ЗАМЕСТИТЕЛИ.

Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п. ;

Корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги) .

Оборудование места игры .

Кухня. Вольеры. Касса.

Ветеринарная лечебница. Администрация зоопарка Кухня. База.

Правила игры

Обозначить роли: посетитель приходит в зоопарк, покупает билет в кассе, контролёр проверяет билет, смотритель проводит экскурсию, при выходе посетители могут приобрести сувениры в киоске.

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета,

Принятие на себя второстепенной роли,

Дети осознают что соблюдение правил является условием реализации роли.

Ведущим методом диагностики проявлений избирательности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно-ролевой и режиссер­ской играх является наблюдение за самостоятельными играми детей в утренний отрезок времени и после дневного сна (это время является наиболее благоприятным для самостоятельных творческих сюжетных игр детей). Наблюдение дает возможность выявить особенности игро­вого опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить твор­ческие возможности ребенка в игровой деятельности — степень его активности и самостоятельности в организации игры, построении сю­жета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

В протоколе наблюдения фиксируются:

преобладающие виды игр, в которые играют дети;

тематика и содержание творческих сюжетных игр детей;

организация детьми игровой деятельности — сговор на игру, обо­значение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия;

наличие и характер действий, направленных на построение игро­вого сюжета, принятие партнерами действий по изменению игро­вого сюжета;

наличие и характер действий, направленных на выполнение роли в сюжетно-ролевой игре или создание образа игрового персонажа в режиссерской игре;

особенности использования детьми материалов, находящихся в предметно-игровой среде;

продолжительность игры.

Регистрация полученных данных может вестись при помощи фо­тозаписи или с использованием диагностической карты.

Для изучения особенностей освоения коммуникативно-игровых умений может быть использован метод наблюдения за организацион­ным игровым общением детей.

В разные режимные моменты (утренний отрезок времени, прогул­ка, время после дневного сна) фиксируются:

наличие и количество игровых объединений, их устойчивость, по­ловой состав;

количество детей, играющих индивидуально, коли­чество участников игры в начале и в конце;

все обращения детей друг к другу во время игры, их содержание (просьбы, распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.), сред­ства организации общения (экпрессивно-мимические, речевые, предметные действия);

эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, в преобладающем у ребенка настроении, легкости или трудности вступления в контакт со сверстниками, а также проявления сопереживания и сочувствия в общении со сверстником во время игры;

адресованность сверстнику инициатив, связанных с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, раз­витием сюжета, созданием игровых образов;

аргументация замыслов и предложений для партнера.

Для выявления круга общения детей в игре используется метод одномоментных срезов. Наблюдая за играми детей после дневного сна, каждые пять минут фиксируются все игровые объединения, имеющие­ся на данный момент, и дети, играющие в одиночку. Необходимо получить не менее 10 срезов.

При обработке полученных данных анализируются численный (диады, триады и т.д.) и половой составы игровых объединений, определятся их устойчивость. Объединения, которые встречаются не менее чем в 40% срезов, считались устойчивыми, в 20—40% срезов — относительно устойчивыми, в 20% срезов — неустойчивыми. Устой­чивость игрового объединения свидетельствует о стабильности детских привязанностей, избирательности отношений.

Полученные данные оформляются в виде таблицы.

Количество

игровых объединений

Количество устойчивых

игровых объединений и их участников, половой состав

Количество относительно устойчивых объединений и их участников, половой состав Количество детей, переходящих из объединения в объединение, их пол Количество

детей, не имеющих

игровых объединений, их ПОЛ

Анализ результатов диагностики позволяет распределить детей по группам в связи с особенностями освоения позиции субъекта игровой деятельности. Субъектная позиция детей 5—7 лет в игровой деятель­ности проявляется по-разному.

Для детей группы «А» характерно оптимальное развитие позиции субъекта игровой деятельности. О развитии игровых замыслов сви­детельствует появление предварительного обозначения темы игры, двух или трех игровых событий. Ярко выражены индивидуальные творческие проявления детей. Дети заинтересованы совместной игрой. Интерес к игре снижает количество конфликтов внутри иг­ровых объединений, эмоциональный фон играющих положительный. Игровые объединения характеризуются устойчивостью и одновре­менно открытостью по отношению к новым игрокам. В игровой деятельности дети способны согласовать свои интересы и интересы партнеров, умеют объяснить замыслы, адресовать обращение парт­неру. Для них характерно использование просьб, предложений в об­щении с партнерами. Они способны проявить сочувствие, пожалеть, помочь, склонны к улаживанию возникающих конфликтов. Для детей этой группы характерно преобладание режиссерской игры над сюжетно-ролевой.

Активность детей проявляется по-разному. Для детей, условно на­званных «сочинителями», более интересны игры, которые в основном проходят в вербальном плане, с минимальным опредмечиванием сю­жета. Здесь хорошо заметен переход к «рубежному» виду игровой де­ятельности — игре-фантазированию. Как правило, дети-«сочинители» фантазируют, объединившись по вдвое и образуя устойчивое игровое объединение. В то же время они охотно принимают участие в коллек­тивных играх, где становятся носителями игрового замысла, и благо­даря им идет продвижение сюжета вперед. Игровые действия только частично выполняются, частично проговариваются. Благодаря проговариванию создается общая игровая ситуация. Присутствие в игре «воображаемого героя» является важным признаком — это предтеча наиболее высокого этапа развития игровой деятельности (игры-фан­тазирования), целиком основанного на сюжетосложении — придумы­вании целостных сюжетных событий.

Дети адресуют игровые замыслы партнерам, аргументируют свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и осуществлением деятельности. Это «заводилы», у которых придумы­вание игровых событий преобладает над их реализацией через созда­ние образов игровых персонажей и выполнение игровых действий.

Участие в совместных играх позволяет им полной мере реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для «сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и воображении. Стремление аргументировать замыслы для сверстни­ков делает общение положительно направленным.

Для детей-«исполнителей» наиболее интересен процесс создания иг­ровых образов, управления персонажами. Для этого они используют разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, коммен­тирующую речь. Создаваемые образы выразительны, отличаются инте­ресными репликами. Дети-«исполнители» активно реализуют общий игровой замысел. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на уме­нии согласовать замыслы, и при необходимости уступить.

Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложения). Иногда — в реализации замыслов «сочинителей». Их участие в игре характеризуется увлеченностью.

О появлении детей-«режиссеров» свидетельствует их высокая ак­тивность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Их про­явления позиции субъекта максимальны в игровом организационном общении: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуа­ций и конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для детей-«режиссеров» характерны положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к спра­ведливости.

Таким образом, проявления позиции субъекта связаны с возмож­ностью самореализации детей в игре, с творчеством. Проявления, ха­рактерные для группы «А», возникают при использовании современ­ных технологий педагогического сопровождения сюжетных игр до­школьников. В условиях традиционных педагогических технологий данные проявления носят эпизодический характер, наблюдаются у незначительной части старших дошкольников.

Наиболее типичны для детей проявления группы «А», свидетельст­вующие о достаточном для старшего дошкольного возраста развитии позиции субъекта игровой деятельности. Для детей характерно постро­ение сюжета по ходу игры на основе изменения ролевого поведения, смены ролей. Началу игры предшествуют сговор, определяющий ее тему, и одно игровое событие, что свидетельствует о появлении в игре замысла.

Роли распределяются по ходу игры. В игре широко представлен ролевой диалог, который служит средством создания игровых образов. Дети постоянно меняют роли, что позволяет разворачивать сюжет и преодолевать его круговой характер. Особенно привлекательные игро­вые события могут повторяться несколько раз подряд, доставляя детям удовольствие. Речевой оборот «А давай теперь…» свидетельствует о намерении согласовать замысел с партнером. В целом игра непродол­жительна, так как способ построения сюжета — сюжетосложение — еще не освоен в полной мере. Следует отметить, что для данной груп­пы детей характерен переход от сюжетно-ролевой игры к режиссер­ской, происходит слияние этих игр.

Для игр свойственно отражение отношений между персонажами, которым подчинены их функциональные (профессиональные, «ска­зочные» и др.) действия, что является предпосылкой овладения сюжетосложением. В то же время в сюжетных событиях детских игр часто находят отражение отрицательные эмоции игровых персонажей, кото­рые переносятся из мультсериалов и современных телесериалов для взрослых. Это приводит к Чрезмерному эмоциональному возбуждению детей в игре, которое проявляется в повышенных, крикливых речевых интонациях, беготне по группе, агрессивных действиях по отношению к играющим из других игровых объединений — ради забавы их могут толкнуть, дернуть, разрушить постройку и совершить другие аналогич­ные действия.

В игры девочек включается неигровое общение, в котором они подражают героиням телесериалов, используя темы, содержание их разговоров. Это провоцирует высмеивание тех сверстниц, у которых хуже игрушки, наряды, им могут приписываться черты отрицательных героинь сериалов, их роли.

Недостаточное освоение обозначающих и поясняющих действий, умений обратиться к сверстнику, принять его предложение, аргумен­тировать замысел приводит к рассогласованию действий детей в игре, переходу от совместной деятельности к параллельной или индивиду­альной — и обратно к совместной.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

(см. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. “Практикум по дошкольной

психологии”, М., 1998 г.)

Проведение исследования

.

Проводят наблюдения в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных

.

Анализ протоколов проводят по схеме:

Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.).

2. Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения.

3. Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры.

4. Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре.

5. Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям.

Содержание игры.

1. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми).

2. Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

Сюжет игры

.

1. Насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество.

2. Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету.

3. Сколько событий (эпизодов) ребенок объединяет в один сюжет.

4. Насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий (эпизодов), включенных в один сюжет.

5. Как проявляется умение совместно строить и творчески развертывать (развивать) сюжет игры.

Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре

.

1. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

2. Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика).

3. Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

4. Передает ли и как передает характерные особенности персонажа.

5. Как участвует в распределении ролей. Кто руководить распределением ролей. Какие роли чаще исполняет — главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

6. Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Характеристика этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений.

7.

Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Игровые действия и игровые предметы

1. Использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу он выбирает предметы — заместители и преобразует их для использования в игре.

2. Дает ли словесное обозначение предметам — заместителям, насколько легко это делает.

3. Кто является инициатором выбора предмета — заместителя: сам ребенок или взрослый. предлагает ли свой вариант замещения партнеру.

4. Использует ли в игре образные игрушки и как часто. Есть ли у ребенка любимые игрушки.

5. Характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий.

6. Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами.

Игровые правила

1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком.

2. Как соотносит ребенок выполнение правила со взятой на себя ролью.

3. Следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре.

4. Как относится к замечаниям партнера о нарушении правил им самим.

Достижение результата игры

1. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре.

2. Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутыми результатом.

3. Какими средствами достигается реализация замысла.

Особенности конфликтов в игре

1. По поводу чего чаще, всего возникают конфликты, (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).

2. Каковы способы разрешения конфликтов.

Игровая среда

1. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры.

2. Использует ли предложенную игровую среду и как (оборудование игрового уголка).

Роль взрослого в руководстве игрой.

1. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по поводу чего. Как часто обращается.

2. Предлагает ли принять взрослого в игру.

Полученные результаты соотносят с таблицей уровни развития сюжетно-ролевой игры 9стр.31) и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка.

Таблица № 1

“Малятко”, 1999 г. Программные требования, основные показатели развития сюжетно-ролевой игры детей.

2. Проанализируйте итоги своих наблюдений, ответив на следующие вопросы:

— какие взаимоотношения взрослых отражают дети в с их сюжетно-ролевых играх?

-какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх?

-какова структура сюжетов (однотемные или многотемные, одноперсонажные или многоперсонажные)?

— на каком этапе (по Д.Б.Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?

— какие роли исполняют дети в своих играх?

— проявились ли элементы сотворчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой?

— какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?

— проявляются ли в играх детей стереотипы проведение связанные с их половой принадлежностью?

— одобряют или отвергают дети в игре эти стереотипы?

3. Чтобы включиться в детскую игру и установить с детьми “подходящую тактику взаимодействия”, подумайте на следующими проблемами:

— какие методы руководства творческой игрой необходим использовать, чтобы обогатить ее содержание?

-как можно преобразовать предметно-пространственную среду, чтобы повлиять на сюжет и содержание творческих игр дошкольников?

— можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре?

— в чем проявляется творчество ребят в игре?

Игровая
деятельность

1.
Руководство творческими сюжетно- ролевыми играми детей

а)
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности                
(наблюдения, занятия, средства искусства, художественное слово)

Наблюдая
за работой воспитателя в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, можно отметь, что:

— вносятся в занятия по ознакомлению с окружающей
действительностью яркие образы для впечатлений дошкольников;

—  проводятся экскурсии, наблюдения, организуются
встречи с людьми определенных профессий, которые сопровождаются беседами с
детьми;

— создаются ситуации, побуждающие дошкольников
вступать во взаимоотношения с окружающими,  реализуются поручения по
определенным темам;

— осуществляется чтение художественной литературы,
проводится драматизация сказок, эпизодов из сказок;

— воспитатель сам проводит наблюдения за
самостоятельными играми  детей, просит не задействованных дошкольников
понаблюдать за играющими детьми;

-напоминает  об интересных, занимательных фактах,
ситуаций из жизни.

б) Обучение способам игрового
отображения действительности (специальные обучающие игры, непосредственные игры
с воспитателем)

— воспитатель сам участвует  в процессе проведения
сюжетно-ролевых игр (с целью передачи игрового опыта);

— обучает игровым действиям и правильному  диалогу при
осуществлении какой-то отведенной роли на личном примере;

— по ходу игры воспитатель дает детям советы, задает
вопросы, привлекает внимание играющих к той или другой стороне игры;

Воспитатель предлагал новые роли, игровые действия,
ситуации, которые повышали интерес детей к игре и привлекали других участников.
Способствовал усилению функций игры. Привлекал внимание к положительным
поступкам и дружеским взаимоотношениям между персонажами. Помогал закончить
игру, подвести итог. По окончанию игры дети все предметы разложили на свои
места

в) Организация предметно- развивающей
среды ( наличие игрового материала различного типа; сопутствующие материалы и
проч.)

Игровая среда наполнена
многообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки, различные
персонажи из сказок, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол,
кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом
и т. п.

В группе имеются
всевозможные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули,
мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, сумки,
мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в
ладонь; мягкие колечки, которые используются как дорожка для ходьбы босиком  и
подставка для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки,
ленточки, султанчики.

В группе созданы все
условия для организации игр, организованы специальные места для проведения
сюжетно-ролевых игр: магазин «Подсолнух», уголок «Айболит», уголок «Пожарные»,
уголок «Рисования», уголок «Отдыха», «Парикмахерская». Все уголки находятся под
руководством воспитателя

Для развития мелкой
моторики и сенсорных способностей в группе наличествуют  разной трудности
пирамидки, матрешки из трех- четырех частей, вкладные чашечки, бочонки с
двумя-тремя вкладышами.

Дидактический материал в
группе расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Данная
зона наполнена игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички,
открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых
располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы,
кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для
прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За
дидактическим столом вместе, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.

В группе имеются
разнообразные звуковые  игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры и
специальные занятия с этими игрушками, такие как «Где звенит?», «Послушай, кто
там кричит» и др., развивают у малышей звуковой слух. Есть музыкальные
инструменты: металлофон, бубен, барабан.

г) Активизирующее общение
взрослого с детьми в процессе игры (вопрос, подсказка, совет и проч.)

Воспитатель умело ставит
задачи в ходе игры, направляет и обучает их не только играть, но и
взаимодействовать друг с другом (вежливое отношение, дружба).

Анализ дидактической
игры.

«Белкины лакомства»

Цель:
углублять и закрепить сведения дошкольников о  цвете, форме, вкусе,  качестве
поверхности с помощью сопоставления трех сортов орехов (грецкие, фундук и
арахис).

Правила игры:
уметь разграничить  и правильно определить вкусовые качества орехов, форму,
цвета, качество поверхности.

Материал:
мягкая игрушка белка, корзинка с орехами, молоточек.

Организация и методика
проведения:

Педагог зачитывает
дошкольникам загадку:

Рыжая, пушистая,

В дупле живет,

Орехи грызет.

Воспитатель спрашивает у
детей, кто это, как они догадались, что это белка? В гости к детям приходит
белка с корзиной орехов и просит детей на ощупь определить, какие орехи. Затем
ребята сравнивают их по форме и цвету. После чего, воспитатель обращает внимание
детей на молоточек, который он нашел в корзинке у белки, и спрашивает у нее,
для чего он ей нужен. Белка отвечает, что с его помощью можно расколоть орехи,
зубами их щелкать нельзя, иначе зубки будут очень болеть. Она колет орехи и
предлагает детям сравнить их по вкусу, в процессе чего формирует у них умение
различать орехи по вкусовым качествам, закрепляет их название в речи детей.

Данная игра происходит
под руководством воспитателя. Воспитатель доброжелательно и спокойно объясняет
детям все действия, которые они должны выполнить. Умеет заинтересовывать детей.
Дети очень рады видеть белку с орешками. Новизна данной игры заключается в том,
что орешки можно не только смотреть, трогать, но и пробовать. Таким методом они
быстрее учатся их различать и запоминать.

д) Диагностика уровня
развития игровой деятельности детей

Наблюдая за ребенком Славой П. (3 года) в процессе
сюжетно-ролевой игры «Шоферы» мы провели анализ сформированности приемов
игровой деятельности по следующим критериям:

1. Устойчивость замысла:

Замысел игры появляется с помощью взрослого.

2. Динамичность замысла:

Ребенок самостоятельно не может придумать как он будет
играть, продумать план сюжетно-ролевой игры.

3. Совместное обсуждение замысла:

Воспитатель сам выступает в роли инициатора в обсуждении
замысла игры, дошкольник безынициативен.

4. Достижение общего решения:

В ходе обсуждения замысла игры, Слава П. соглашается
полностью с решением воспитателя как будет выполняться сюжетно-ролевая игра
«Шоферы».

5. Содержание игры- взаимоотношения между людьми:

Первые игровые действия совершаются по инициативе
взрослого, собственные инициативные действия единичны. В ходе игры слабо
взаимодействует с партнерами.

6. Присутствие эпизодов из сказок, фильмов и т.д.:

Ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками,
но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста
замещения.

7. Разнообразие знаний, почерпнутых из взрослой жизни:

Ребенок не может предложить новый замысел, хочет
играть по известному замыслу.

8. Содержательность ролевого взаимодействия:

Ролевое взаимодействие кратковременное

9. Разнообразие используемых средств выразительности:

В процессе сюжетно-ролевой игры речь ребенка
неэмоциональна, невыразительна. Отсутствуют яркие проявления полученных
впечатлений.
Слабые улыбки,
спокойная поза, темп игры — неспешный.

10. Активность использования речи при реализации роли:

Ребенок по ходу игры обращается к машине и взрослому с
более развернутыми, 2—3-словными высказываниями: «надо ехать», «сейчас заведу»,
«проверю колеса» или комментирует: «я поехал», «надо заправить».

11. Использование предметов-заменителей:

Ребенок играет только реалистическими игрушками, замещениям
взрослого не подражает.

12. Осознанность и критичность при соблюдении правил:

Слава П. не осознавал, что соблюдение является
реализацией сюжетно-ролевой игры. Соблюдение правила ребенком на этом этапе
было еще неустойчивым и требовало дополнительной поддержки со стороны
взрослого.

е) Анализ плана
воспитательно-образовательной работы по формированию приемов игровой деятельности
дошкольников во 2-й младшей группе

Анализ календарного и перспективного планирования
показал, что во второй младшей группе  осуществляется планирование по
организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочей
программы, циклограммы. Присутствует тематическое планирование игр детей на
учебный год, поэтому все игры планируются в комплексе, системно, из личного
опыта педагогов, на основе различных методик, программного
наглядно-дидактического материала. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр в
группе соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать
наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и
приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому
он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры,
приемы руководства игрой (в младших группах — степень участия воспитателя в
игре,  приемы обогащения игры). В плане  отражаются показ конкретных игровых
действий. Но не учитывается  гендерный подход в развитии детей при планировании
игры. Планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями. Достаточно
планируется чтения художественной литературы о профессиях, беседы,
рассматривание альбомов, иллюстраций. Не прослеживается в планах работы по
внесению изменений в РППС. Отмечается присутствие  также в планировании
воспитателями задач направленных на речевое общение при ролевом взаимодействии
— диалога, обогащения речи, обогащения знаний детей о ролевом действии, инструментах,
есть обращения к опыту детей, к умению «добывать» знания их различных
источников. Индивидуальная работа с детьми в планах по обучению игре
наличествует.  

Можно сделать вывод о том, что планирование игры во 
второй младшей группе проводится формально. Смешивание различных авторских
подходов не дает положительного результата и является причиной низкого уровня
игровых умений младших дошкольников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство газпром центрремонт официальный сайт руководство
  • Бездарное руководство армией россии
  • Нексиум инструкция по применению 20 мг для чего нужен взрослым
  • Амиксин инструкция отзывы людей по применению взрослым
  • Презентация стили руководства скачать бесплатно