Проверка руководством в мвд

1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

(в ред. Федерального закона от 12.02.2015 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

г) потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований).

7. В заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) установленные факты и обстоятельства;

2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

8. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

9. Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Slayd4.JPG

Slayd5.JPG

Slayd6.JPG

«О недостатках в организации и проведении служебных проверок в органах внутренних дел»

 23 июня 2013 года вступил в действие приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»1.

Несмотря на то, что Приказом вопросы организации и проведения служебных проверок раскрыты подробно и последовательно, при проведении служебных проверок продолжают иметь место многочисленные недостатки. При проверке поступающих на правовую экспертизу материалов выявлен ряд особенно «популярных» недостатков, таких как:

— принятие решения о проведении служебной проверки не уполномоченным на то руководителем (начальником);

— проведение служебной проверки сотрудником, не получившим соответствующее поручение;

— принятие соответствующим руководителем (начальником) решения о проведении служебной по истечении двух недель с момента получения информации, являющейся основанием для проведения служебной проверки;

— нарушение сроков проведения служебной проверки;

— отсутствие в материалах служебной проверки значительного количества необходимых документов;

— отсутствие в заключении по результатам служебной проверки выводов о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в объяснении сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка;

— отсутствие выводов о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

— отсутствие справки кадрового подразделения с указанием сведений о нахождении сотрудника на службе, а также справки о членстве сотрудника в Профсоюзной организации ГУ МВД России по г. Москве.

В связи с этим необходимо в очередной раз остановиться на основополагающих моментах данного вопроса.

Согласно пункту 2 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации2 он не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

Служебная проверка должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»3, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377. Иные нормативные правовые акты не могут служить основанием для проведения служебных проверок и регламентировать порядок их проведения.

Служебная проверка может проводиться по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровне, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровне, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе.

В отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел решение о проведении служебной проверки принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

В отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел служебная проверка проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

Порядок предусматривает запрет для сотрудников, участвующих (участвовавших) в проведении служебной проверки, на разглашение любой выявленной или ставшей известной в ходе проведения служебной проверки информации, относящейся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

При назначении служебной проверки и утверждении ее результатов

(заключения) необходимо помнить, что основанием для ее проведения является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника. Сами по себе факты каких-либо происшествий не являются основанием для назначения служебной проверки.

В течение двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для проведения служебной проверки, полученная информация проверяется на предмет наличия оснований для назначения служебной проверки.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

Порядком конкретно предусмотрено, что служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период его нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

В случаях когда служебная проверка проводится в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, при невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

В настоящее время сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, установлен срок для представления объяснений в письменном виде, который не может превышать двух рабочих дней. В связи с чем по истечении указанного срока, в случае отказа от дачи письменных

объяснений в установленном порядке, составляется соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками. Из данной нормы также следует целесообразность предложения о написании объяснений с изложением вопросов в письменной форме. В противном случае сотруднику, проводящему служебную проверку, необходимо будет подтвердить, когда он предложил тому или иному сотруднику представить письменное объяснение.

Приказом установлен срок рассмотрения ходатайств и жалоб, заявленных сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка. Указанный срок не может превышать пяти календарных дней в рамках общего срока проведения служебной проверки.

Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами в обязательном порядке согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему начальнику не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

Копия заключения служебной проверки приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого она проводилась.

Таким образом, преградой на пути к многочисленным недоработкам и упущениям в организации и проведении служебных проверок является внимательное изучение Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России по г. Москве от 26 марта 2013 года № 161.

Юрисконсульт 2 отделения 2 отдела

ПУ ГУ МВД России по г. Москве

лейтенант внутренней службы К.В. Чуркина

8(495)694-99-36

Порядок проведения служебных проверок

Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»4, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377.

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161.

Несмотря на тот факт, что данный вопрос имеет достаточно подробное и последовательное регулирование, при проведении служебных проверок продолжают иметь место многочисленные недостатки.

Одной из таких ошибок является это принятие решения о проведении служебной проверки неуполномоченным на то руководителем (начальником).

Так, служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе.

Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

В случае если основанием для проведения служебной проверки в отношении сотрудника органа, организации или подразделения МВД России послужила поступившая в ГУСБ МВД России информация, служебная проверка проводится на основании решения Министра или заместителя Министра, организующего руководство соответствующим направлением деятельности, после рассмотрения им в установленном порядке указанной информации.

По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации».

В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке.

Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 29 ФЗ «О полиции», а также заявление сотрудника.

В статье 29 ФЗ «О полиции» указаны ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, а именно:

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится. Однако имеют место быть случаи проведения служебной проверки сотрудником, не получившим соответствующее поручение.

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения. Нарушение установленного срока также встречается при проведении правовой экспертизы проектов заключений по результатам служебных проверок.

В соответствии с частью 4 статьи 52 ФЗ «О службе» служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении.

Организация проведения служебной проверки

В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 ФЗ «О службе».

Так, в проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 статьи 52 продлевается на десять дней.

Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения

отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

В случае необходимости, служебная проверка может проводиться комиссионно. В таком случае служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

Также необходимо учесть, что поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ

Грубым нарушением служебной дисциплины служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

  1. несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
  3. нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  4. совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделением либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  5. разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  6. небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственное
  7. отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
  8. неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  9. умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  10. нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случаи на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствии, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  11. совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нем руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  12. принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа Дополнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  13. непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  14. сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  15. публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

 Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

 Предлагать сотрудникам, военнослужащим внутренних войск МВД России, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных учреждений научно- исследовательских организаций системы МВД России.

Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

В случаях, невозможности завершения служебной проверки в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких сотрудников, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

Приведенный перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе про служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

 Сотрудник (председатель и члены комиссии проводящий служебную проверку, обязан

 Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной  проверки.

Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления от жительства заказной корреспонденцией.

Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснении — составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

Опросить сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

 Описательная часть должна содержать: 

  1. Основания проведения служебной проверки.
  2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
  3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
  4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка,
  5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции».
  6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.
  7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.
  8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.
  9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

В резолютивной части указываются: 

  1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.
  2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.
  3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.
  4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции».
  5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.
  6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
  7. Рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также социальной и (или) психологической помощи.
  8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 29 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции».
  9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.
  10. Рекомендации предупредительно-профилактического характера.

Никто не застрахован от визитов полицейских, именно поэтому важно обеспечить защиту бизнеса при проверках ОБЭП.

Основания для проверок ОБЭП

У правоохранительных органов есть право делать комплексную выездную проверку бизнеса не чаще одного раза в три года. Обычно этим занимается специальное подразделение по борьбе с экономическими преступлениями.

Такой отдел может внезапно нагрянуть в компанию или офис к частному предпринимателю, если:

  • на бизнес поступила жалоба от клиента о нарушении его прав;
  • нужно проконтролировать устранение ранее выявленных нарушений;
  • ОБЭП нужно исполнить специальный приказ и компания под него подпадает;
  • на бизнес есть жалоба или поступила информация от СМИ о серьезном причинении вреда окружающей среде или здоровья местному населению, либо есть подозрение о нанесении ущерба культурному наследию страны/отдельного региона.

Но к предпринимателю просто так не приходят. Обязательно должно быть сообщение о визите сотрудников полиции за три рабочих дня при плановой проверке, и за сутки при внеплановом визите.

Цель проверок

Полиция должна получить доказательства совершения экономического преступления. Такую информацию можно добыть из бухгалтерской отчетности и первичной отчетности, поэтому проверяют первичные и учредительные документы компании. Еще при визите могут сделать обыск офиса и устроить допрос сотрудников, руководителей. Поэтому важно заранее позвонить адвокату и заказать сопровождение полицейской проверки –получить гораздо более эффективную защиту при проверках ОБЭП от возможных противоправных действий.

Целью проверок бизнеса будет выявление предпринимателей – нарушителей отраслевого и коррупционного законодательства. Внеплановые проверки ОБЭП организуют, если поступила информация об экономическом преступлении либо если:

  • у полиции есть информация от налоговой о совершенных нарушениях;
  • необходимо провести доследственную проверку в отношении контрагента;
  • есть подозрения на совершение финансовых действий фирмой-однодневкой с целью уклонения от уплаты налогов;
  • конкурент или бывший сотрудник подал заявление в полицию;
  • предприниматель работает с госконтрактом;
  • между собственниками возник корпоративный конфликт, который не урегулировали в специальном договоре, либо провели рейдерский захват бизнеса.

Что проверяют

На практике проверяют офис компании и внутренние документы, но для этого должны быть веские основания. Им считается наличие у сотрудника ОБЭП специального рапорта на имя руководителя подразделения, где сообщается о готовящемся преступлении. В этом рапорте сотрудник экономического отдела полиции сообщает о предполагаемых гражданах, которых нужно привлечь к уголовной ответственности. Обычно это первые лица компании и главный бухгалтер, но могут назвать и других топ-менеджеров.

Способы давления на бизнес

До визита в офис компании сотрудники ОБЭП проводят оперативно-розыскные действия.

  • Получение данных от налоговой, включая информацию о расчетных счетах в банках. Полиция тесно сотрудничает с ГИБДД и Росреестром, откуда получает сведения о недвижимости и транспорте компании.
  • Проверочные закупки продукции. Заключается договор с конкретными условиями, и клиент просит выписать счет. После внесения предоплаты предпринимателю сообщают о контрольной закупке от МВД и вручают документ на исследование товара.
  • Прослушивание телефонных звонков и изучение сообщений в электронной переписке, а также соцсетях.

Но на эти розыскные действия у сотрудника должно быть получено специальное постановление, иначе суд признает проведенные мероприятия недопустимыми.

Кроме того, встречались случаи, когда правоохранительные органы специально возбуждают уголовные дела в отношении руководства или учредителей компании. Оперативно-розыскные мероприятия могут блокировать повседневную бизнес-рутину и в дальнейшем через подставных рейдеров захватить бизнес.

На руководство могут оказывать давление и через возбуждение уголовных дел по различным статьям УК РФ, в практике встречается даже обвинение в сексуальных домогательствах к малолетним.

Полномочия правоохранителей при проверках

Оперативно-розыскная деятельность в отношении бизнеса должна вестись с учетом норм двух законодательных актов – ФЗ «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ.

Проведение проверки ОБЭП занимает до двух месяцев. Но ее могут продлить и на три месяца, при этом обязательно должно быть решение начальника отдела полиции по экономическим преступлениям.

Согласно законодательству, об оперативно-розыскной деятельности у полиции есть ряд полномочий при проверках компаний и ИП.

Еще до того, как полиция возбудила уголовное дело в отношении предпринимателя, ее сотрудники могут:

  • осматривать место происшествия;
  • запрашивать объяснения или образцы для сравнительной экспертизы;
  • изымать документы компании и вещи, относящиеся к бизнесу;
  • участвовать в назначении и производстве производстве судебной экспертизы;
  • осматривать предметы и документы, проводить освидетельствование сотрудников компании;
  • проводить проверку документов с привлечением специалистов.

В законодательстве прописаны четкие основания для проведения проверки до следственных мероприятий:

  • в полицию должно поступить заявление об экономическом преступлении;
  • подозреваемый в совершении должен лично явиться в следственные органы и заявить о явке с повинной;
  • должны иметься другие сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, например, у следователя должен лежать рапорт о признаках преступления;
  • прокурор должен вынести постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования.

Кроме того, сотрудники полиции могут проводить опросы и очные ставки, опознавать граждан, делать судебную экспертизу, накладывать арест на корреспонденцию и ее получение, прослушивать и записывать телефонные переговоры.

Если вы считаете, что полиция провела проверку бизнеса с нарушением законодательства либо не должна была совершать определенные действия, на проверяющих можно подать жалобу. Жалоба подается начальнику территориального полицейского отдела, прокурору либо в суд.

Напоминаю, что за взятку сотрудникам полиции грозит уголовная ответственность. Но уголовное дело могут возбудить и в отношении давшего взятку предпринимателя. Если полицейский намекнул о взятке или получил ее от вас, обратиться можно в отдел Следственного комитета по региону, местный отдел УФСБ, либо Управление собственной безопасности ГУ МВД.

Но предприниматель может быть освобожден от уголовной ответственности, если активно будет содействовать следствию в раскрытии данного преступления либо заявил о даче взятки добровольно.

У сотрудников полиции есть и ограничения при проведении проверок бизнеса.

  1. Не обязаны проверять выполнение нормативных актов, не относящихся к полномочиям полиции.
  2. Не проверяют компанию при отсутствии должностного лица, ответственного за контакты с госорганами. Исключение составляют случаи причинения вреда окружающей среде или местному населению, либо возникновения природных и техногенных катастроф.
  3. Не требуют документы и образцы продукции, если они не относятся к конкретной проверке.
  4. Не изымают образцы продукции без оформления специального протокола.
  5. Не распространяют полученную во время проверки информацию, за исключением случаев, указанных в законодательстве.
  6. Не затягивают сроки проведения проверки ОБЭП.

Свои права есть у предпринимателя или представителей компании:

  • могут присутствовать на проверке и давать пояснения по вопросам проверяющих;
  • можно запросить информацию по итогам проверки;
  • можно изучить ее результаты и сделать отметку об этом в акте проверки. А также указать жалобы на действия сотрудников;
  • обжаловать действия полиции, если были нарушены права предпринимателя либо его сотрудников;
  • обратиться за содействием к Уполномоченному по правам предпринимателей при Президенте РФ.

Напоминаю, что предприниматель и его сотрудники должны давать показания полиции при проведении проверок добровольно. Если полиция нарушает законодательство в этой части процедуры, то сошлитесь на ст. 51 Конституции России. Эта норма гарантирует право допрашиваемого и его близких не давать показания против себя.

Присутствие адвоката во время проверок ОБЭП сводит противоправные действия к минимуму.

Подведомственные преступления

Стадии проверок и зачем нужна защита

Полицейская проверка – это вид оперативно-розыскных мероприятий в отношении бизнеса с целью выявления нарушений законодательства, в том числе уголовного. Полиция может прийти даже к добросовестному предпринимателю, поэтому важно вовремя воспользоваться услугами адвоката.

Подробный регламент проведения обыска в компаниях можно найти в Уголовно-процессуальном кодексе, в данной статье я приведу стадии проверок и как можно защититься предпринимателю от неправомерных действий правоохранительных органов.

Стадии проверок

1. При визите ОБЭП попросите у сотрудников их удостоверения и запишите их данные, это поможет в дальнейшем подать жалобу на неправомерные действия конкретных проверяющих. Сообщить свои данные – это прямая обязанность сотрудников ОБЭП, поэтому простого показа удостоверения недостаточно. Вам должны дать время на запись сведений.

У полицейских должно быть при себе постановление о проверке с номером из книги учета постановлений. Рекомендую обязательно знакомится с документом, в законе есть возможность отказаться от изучения постановления и личного присутствия на проверке. Проверяющие должны зафиксировать ваш отказ.

Основанием для проведения процедуры может быть судебное решение. В любом случае в документе должно быть:

  • указание на того, кто назначил проверку;
  • на тип проверки – например, могут обследовать офис компании, изъять документы или провести обыск;
  • должность и ФИО проверяющих;
  • сведения о проверяемой компании. Это особенно важный пункт, который может послужить поводом для подачи жалобы на протокол проверки. Если в реквизитах компании есть неточности, ее представитель может не пускать проверяющих в офис. Либо потом подать официальную жалобу на действия проверяющих.

Далее работнику компании, принимающему проверку, нужно уточнить данные сотрудников ОБЭП из постановления или судебного решения, если есть малейшее расхождение – проверка будет незаконной. Если документы не показывают, можно вызвать службу спасения по телефону 112. Сделать такой звонок лучше при проверяющих.

Полицейские должны запросить документы о полномочиях должностных лиц компании, ответственных за контакты с проверяющими органами.2. Проверяющие сотрудники должны не препятствовать законному представителю компании присутствовать при проверке и разъяснить его права. Если этого не сделано, это будет дополнительным поводом заявить о незаконности следственного мероприятия.2.     

Обследовать помещения компании должны в присутствии понятых и представителя компании. ОБЭП может изъять видео- и фототехнику, оргтехнику, документы компании, личные вещи сотрудников. Но все это обязательно должно быть изложено в протоколе.

3. Подписать акт о проведении обследования нужно представителю компании, понятым и полицейским. При проверке могут присутствовать другие лица, нужно упомянуть их в документе.

Важно! Обследование помещений не является обыском, полиция не должна их вскрывать. Если полицейские открыли помещение, это уже будет другой тип проверки, на которую должно быть вынесено соответствующее постановление или акт.

При обследовании сотрудники полиции могут изъять только копии документов компании, заверенные печатью и подписью ее представителя. Но если полиция обоснованно считает, что оригинал может быть уничтожен, его тоже могут забрать. Изъятие документов обязательно нужно отразить в специальном акте, который необходимо заверить подписью понятых, сотрудников полиции и представителей компании, участвующих в проверке.

Понятыми должны быть лица, не участвующие в проверке и не заинтересованные в ее результатах. Полицейские не допускаются к обследованию в качестве понятых.

Понятые должны удостоверить действия сотрудников полиции в специальном акте. Им сообщается содержание действий проверяющих и их результаты. Понятым можно делать замечания, которые тоже должны быть отражены в акте о проведении обследования.

По итогам проведения полицейской проверки (напомню, она занимает 2-3 месяца) выносится специальный акт, который составляется и в том случае, если никаких нарушений не выявлено. В последнем случае ОБЭП должен отказать в возбуждении уголовного дела и вынести об этом соответствующее постановление.

Акт проверки регистрируется в Журнале регистрации актов и составляется в четырех копиях, которые подписывают все участники мероприятия. После его подписания проверку можно считать законченной.

Одну копию акта полиция передает представителю компании под расписку о принятии документа. Если представитель не может принять акт по уважительным причинам (болезнь, командировка), то сотрудник полиции делает об этом специальную отметку и отправляет документ заказным письмом по почте не позднее дня, следующего за датой окончания проверки.

При наличии административного правонарушения полицейские должны составить протокол, который и будет основанием для назначения штрафа.

В нем указывают:

  • обстоятельства, которые привели к нарушению;
  • доказательства нарушения;
  • конкретные нормы законодательства, которые нарушил предприниматель.

Обжаловать вынесенный акт полиции можно в течение 10 дней, после чего предприниматель должен понести соответствующее наказание.

Кроме того, предприниматель может написать замечания в протоколе осмотра помещения или изъятия документов и указать, что:

  • сотрудники не предоставили постановление о проведении проверки;
  • отсутствует согласие предпринимателя об изъятии документов, которые не относятся к материалам проверки.

Как защитить себя, рекомендации

Рекомендую предпринимателям изучить свои права и выстроить точную схему действия при визите сотрудников правоохранительных органов. Будет плюсом, если с уголовно-процессуальным кодексом ознакомятся ключевые работники компании, которые могут стать свидетелями при проверке либо подозреваемыми.

Напоминаю, что предприниматель или его сотрудники не должны мешать полицейским проводить проверку, иначе ОБЭП воспримет это как препятствование предварительному следствию, и предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 294 Уголовного кодекса. Возможным наказанием будет штраф до 80 000 рублей или арест сроком на шесть месяцев.

Рекомендую при визите полицейских зафиксировать проверку в специальном журнале, который должна вести каждая компания или ИП. Если реальных оснований для проверки нет, то мероприятия могут на этой стадии прекратиться.

Желательно снимать видео при осмотре офиса, это послужит доказательством любых нарушений, если они возникнут. Видеодоказательство нужно будет приложить к жалобе на протокол ОБЭП. Еще нужно скопировать документ о назначенной проверке.

Обязательно дождитесь адвоката, это поможет сориентироваться на допросе у полицейских.

Передавать документы проверяющим нужно только при наличии соответствующих оснований и в присутствии понятых. Передаваемые документы обязательно фиксируйте в специальной описи, которую должны заверить обе стороны проверки. Фиксируйте в отдельном документе все замечания и претензии к работе проверяющих. А если обнаружили неточности в протоколе, то нужно писать замечание об ошибке.Обращаю внимание, что никаких штрафов на период проведения проверки предпринимателю или компании не назначают. А если возьмут какую-то сумму, можно подать жалобу о взятке.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».(А)

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 31.03.2023

Служебная проверка в органах и подразделениях МВД представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках дисциплинарного производства уполномоченными должностными лицами. Она направлена на своевременный, всесторонний, полный и объективный сбор и исследование материалов по факту дисциплинарного нарушения или неисполнения функциональных обязанностей служащих. Порядок проведения служебных проверок в МВД определен в Приказе Министерства от 2013 г. № 161. Рассмотрим кратко его содержание.

Общие положения

161 Приказ МВД «О проведении служебных проверок» распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.

Нормативное регулирование

Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  1. «О полиции» (№ 3-ФЗ).
  2. «О службе в ОВД» (№ 342-ФЗ).

Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.

Общие правила

По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.

Ограничения

В ходе проведения служебной проверки в МВД, служащим, ее осуществляющим, запрещается совершать действия, входящие в компетенцию органов предварительного следствия и дознания. Уполномоченные сотрудники не вправе разглашать любые выявленные или ставшие известными сведения, косвенно или прямо относящиеся к работникам, в отношении которых была инициирована процедура.

При обнаружении в действиях проверяемого сотрудника признаков преступления либо административного правонарушения, данная информация должна быть зарегистрирована и проверена в установленном законодательством порядке.

Правила организации процедуры

Основанием для проведения служебной проверки в МВД выступает необходимость установления обстоятельств, причин и характера дисциплинарного проступка, совершенного служащим, подтверждения наличия/отсутствия фактов, предусмотренных в 29 статье ФЗ № 3. Процедура может быть также инициирована по заявлению сотрудника.

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

Сроки

В соответствии со 161 Приказом МВД «О проведении служебных проверок», решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально – справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.

Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.

Нюансы

В соответствии с положениями Приказа МВД «О порядке проведения служебных проверок», при выявлении оснований, указанных во 2 части 52 статьи ФЗ № 342, работник, наделенный полномочиями на осуществление проверочных мероприятий, должен подать своему руководителю рапорт об освобождении его от участия в процедуре. В случае невыполнения данного требования полученные результаты будут признаны недействительными. В такой ситуации соответствующие полномочия возлагаются на другого сотрудника МВД. На проведение служебной проверки, в соответствии со 161 Приказом, отводится дополнительно 10 дней.

Особые случаи

Как установлено Приказом МВД РФ «О проведении служебных проверок», инициация процедуры в отношении работника, пребывающего в командировке, производится по решению руководителя подразделения, органа, организации, направившего его.

Если мероприятия осуществляются в отношении нескольких служащих, совершивших дисциплинарные нарушения, при невозможности завершить проверку в установленные законодательством сроки в силу пребывания в отпуске, временной нетрудоспособности, отсутствия на рабочем месте по другим уважительным причинам одного или нескольких из них, собранные в отношении этих лиц материалы могут быть выделены в отдельное производство. Соответствующее решение выносится руководителем, инициировавшим процедуру. Основанием для его принятия служит рапорт сотрудника, проводящего проверку.

При совершении дисциплинарного проступка служащими нескольких подразделений/органов МВД, заместитель Министра, начальника подразделения, организации, территориального органа на региональном, окружном, межрегиональном уровнях, в составе которого имеется отдел, вынесший решение об инициации проверки:

  1. В кратчайший срок извещает вышестоящее руководство о соответствующем факте для принятия постановления о начале служебной проверки.
  2. Информирует начальника подразделения, органа, организации, в которых служат сотрудники, о совершении ими дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В приказе о назначении проверочных мероприятий должны присутствовать следующие сведения:

  1. Основания проведения процедуры.
  2. Дата назначения.
  3. Состав комиссии.

В составе комиссии должно присутствовать не менее 3-х сотрудников. Они должны обладать необходимым опытом и знаниями. Из числа руководителей структурных подразделений органа МВД назначается председатель комиссии.

Поручение уполномоченному служащему о проведении проверки дается с учетом присвоенного звания и замещаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Полномочия участников

О них говорится в гл. III Приказа МВД России «О проведении служебных проверок». Уполномоченный сотрудник (председатель, член комиссии) вправе:

  1. Предлагать сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным работникам системы МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению, давать письменные объяснения по ним.
  2. Выехать на место на место совершения проступка для установления всех обстоятельств, имеющих значение для проверки.
  3. Вносить предложение о временном отстранении служащего от исполнения обязанностей на период проведения проверочных мероприятий. Оно направляется начальнику органа (подразделения), инициировавшему процедуру.
  4. Истребовать документы и иные материалы, относящиеся к предмету проверки, в установленном порядке, направлять запросы в организации, учреждения, госорганы.
  5. Использовать оперативные учетные данные, информационные системы МВД. При проведении служебных проверок в научно-исследовательских, образовательных учреждениях ОВД уполномоченный сотрудник может также использовать их базы данных.
  6. Знакомиться с содержанием документов, имеющих значение для выполнения проверочных мероприятий. При необходимости сотрудники вправе делать копии этих бумаг для последующего приобщения к материалам проверки.
  7. Ходатайствовать о проведении ревизии либо инвентаризации.
  8. Просить о привлечении специалистов по вопросам, решение которых требует особых научных, технических либо других знаний, консультироваться с ними в рамках проверки.
  9. Использовать технические средства для фиксации фактов совершения проступка в порядке, установленном законодательством.
  10. Вносить соответствующему начальнику (руководителю) предложения об оказании психологической и социальной помощи сотруднику, в отношении которого инициирована проверка.
  11. Предлагать проверяемым работникам давать объяснения с применением методов психофизического исследования.
  12. В случаях, закрепленных 22 пунктом Инструкции о проведении служебных проверок в МВД, докладывать рапортом начальнику о необходимости выделения части собранных материалов в отдельное производство.

Данный перечень не является закрытым. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств дела он может быть дополнен.

Обязанности уполномоченных лиц

Согласно положениям Приказа МВД «О порядке проведения служебных проверок», председатель, члены комиссии, сотрудники, выполняющие проверочные мероприятия, должны:

  1. Соблюдать свободы и права служащего, в отношении которого инициирована процедура, а также иных граждан, участвующих в ней.
  2. Обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность собранных материалов, не разглашать информацию о результатах мероприятий.
  3. Разъяснять служащим, в отношении которых инициирована проверка, а также заявителям их права, обеспечивать условия их реализации.
  4. Своевременно докладывать соответствующему начальнику о поступивших заявлениях, жалобах, ходатайствах, информировать лиц, их подавших, о факте их разрешения. Результаты рассмотрения прошений сообщаются под расписку лично или направляются заказным письмом по месту проживания указанных лиц.
  5. Документально зафиксировать время и дату совершения проступка, обстоятельства, определяющие характер и степень ответственности служащего.
  6. Провести сбор документов и иных материалов, характеризующих профессиональные и личные качества работника, в отношении которого инициирована проверка.
  7. Исследовать результаты проверочных мероприятий, проводившихся ранее, а также сведения о фактах допущения сотрудником дисциплинарных нарушений.
  8. Предложить работнику, в отношении которого инициирована процедура, дать письменные объяснения по существу вопросов. Если через 2 дня после предложения объяснение не предоставлено или служащий отказался его дать, составляет акт о данном факте. Документ должен быть подписан как минимум тремя сотрудниками, привлеченными к проведению проверки.
  9. Немедленно докладывать начальнику или председателю комиссии о фактах вмешательства в процедуру, давления на лиц, участвующих в ней.
  10. Опросить военнослужащих внутренних подразделений МВД, госслужащих, иных работников МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению в процессе проверки.
  11. При необходимости предложить профилактические мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению проступка.
  12. В случае выявления фактов совершения сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД нарушений при проведении служебных проверок, в соответствии с п. 30.12 161 Приказа, доложить соответствующему руководителю рапортом о необходимости инициации проверки в отношении этих лиц либо об установлении отсутствия/наличия их вины в ходе осуществляемых проверочных мероприятий.
  13. В письменном виде составить заключение и предоставить его для утверждения по установленным правилам. С содержанием данного документа должен быть ознакомлен служащий, в отношении которого проводилась проверка.

Оформление результатов

На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.

В первом блоке указывают:

  1. Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
  2. Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.

В описательную часть включают сведения о:

  1. Основаниях проведения проверки.
  2. Объяснения служащего, совершившего проступок.
  3. Факте нарушения.
  4. Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
  5. Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
  6. Фактах, выявленных в процессе проверки.
  7. Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
  8. Прочих фактах, имеющих значение для дела.

Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.

Источник

Противодействие уголовному преследованию бизнеса
       Федеральный закон «О полиции» наделил органы полиции значительным объемом прав и обязанностей, в том числе:
       — правом проверять у граждан и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию;
     — при расследовании уголовных дел, а также проверке зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от граждан и организаций сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
     — беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в их производстве материалами организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
      — изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.
       На практике предприниматели сталкиваются с ситуациями, когда сотрудники полиции без объяснения причин и предъявления документов производят осмотр принадлежащих им помещений, изымают документацию, оргтехнику, а иногда товар, в результате чего фактически «парализуют» деятельность организации.
     Что необходимо знать предпринимателю при проверке сотрудниками полиции его деятельности в рамках доследственной проверки и расследования уголовного дела?
        До возбуждения уголовного дела сотрудники полиции вправе:

       • производить осмотр места происшествия;
       • получать объяснения, образцы для сравнительного исследования;
       • истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ);
       • назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве;
       • производить осмотр предметов и документов, освидетельствование;
       • требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к их проведению специалистов.

     При этом следует помнить, что уголовно-процессуальный закон определяет исчерпывающий перечень оснований для проведения доследственной проверки:
       1) заявление о преступлении;
       2) явка с повинной;
       3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (рапорт об обнаружении признаков преступления);
       4) постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
     Порядок проведения
В соответствии с законом «О полиции» сотрудник полиции до начала проверки должен представиться и предъявить служебное удостоверение. По-возможности, запишите Ф.И.О., должность, звания лиц, которые к Вам пришли. Внимательно прочитайте постановление на проведение следственных действий в рамках УПК РФ.

В ходе расследования уголовного дела сотрудники полиции вправе:
      • проводить обыск или выемку;
      • производить допросы, очные ставки;
      • предъявлять лицо (лиц) для опознания;
      • назначать и проводить судебную экспертизу;
     • на основании судебного решения накладывать арест на почтово-телеграфные отправления, на имущество, производить осмотр и выемку почтово-телеграфных отправлений, осуществлять контроль и запись телефонных и иных переговоров, получать информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

       Сверьте указанные в постановлении адрес, наименование организации с данными Вашей организации. Сравните содержащиеся в постановлении данные проверяющих с данными сотрудников полиции, пришедших с проверкой. В случае, если имеются минимальные расхождения, Вы вправе не допустить сотрудников полиции до проведения проверки.
       В ходе осмотра складских, офисных и иных помещений сотрудником полиции должен составляться протокол осмотра места происшествия. Осмотр места происшествия проводится, как правило, с участием двух понятых (ст. 170 УПК РФ), которым до начала производства осмотра сотрудник полиции разъясняет их права и обязанности. Следует знать, что понятым запрещено покидать место производства осмотра до его окончания. Вместе с тем, закон допускает производство осмотра в отсутствие понятых, о чем в протоколе делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результата. В случае невозможности применения технических средств фиксации, следователь (дознаватель) делает в протоколе соответствующую запись.

       В случае, если сотрудники полиции пришли к Вам домой, необходимо помнить, что в соответствии со ст. 177 УПК РФ осмотр жилища проводится только с согласия проживающих в нем лиц либо на основании судебного решения. Это требование закона распространяется также на такие следственные действия, как обыск или выемка, которые проводятся в ходе расследования возбужденного уголовного дела.
     После завершения осмотра места происшествия внимательно ознакомьтесь с протоколом, при наличии замечаний – внесите их в протокол. В этом протоколе должны расписаться понятые, должностное лицо, составившее протокол, а также все участвующие при производстве осмотра лица (эксперт, специалист и пр.). В случае изъятия сотрудниками полиции в ходе осмотра предметов (документов), Вам должны вручить копию протокола осмотра места происшествия.      

      На практике имеют место случаи, когда сотрудники полиции под видом осмотра места происшествия фактически проводят обыск. Помните, что обыск может производиться только в рамках возбужденного уголовного дела и об этом работники полиции не могут Вам не сообщить. Перед производством обыска, сотрудник полиции обязан предъявить Вам постановление следователя о производстве обыска, в котором Вы должны расписаться.
     При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, в ходе же осмотра места происшествия осматриваются и изымаются только предметы окружающей обстановки. Таким образом, без постановления о производстве обыска (выемки) сотрудник полиции не вправе требовать от Вас, либо самостоятельно открывать ящики письменных столов, шкафы, сейфы и пр.
      В случае производства сотрудниками полиции в принадлежащем Вам помещении либо жилище обыска необходимо помнить, что до начала производства обыска сотрудник полиции обязан предложить Вам выдать подлежащие изъятию предметы добровольно, если это будет сделано, то следователь вправе обыск не производить.

       В ходе обыска закон не допускает не вызванное необходимостью повреждение имущества.
     При производстве обыска электронные носители информации изымаются с участием специалиста. По Вашему ходатайству с изымаемых электронных носителей в присутствии понятых специалистом может быть скопирована информация. Копирование информации осуществляется на предоставленные Вами электронные носители. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители, содержащие скопированную информацию, должны быть Вам переданы.
    Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.
     При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. Кроме того, при производстве обыска вправе присутствовать Ваш защитник или адвокат.
     По окончании обыска сотрудник полиции обязан составить протокол обыска, в котором указать, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности перечисляются с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и, по возможности, стоимости. Копия протокола обыска должна быть вручена Вам либо совершеннолетнему члену Вашей семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации.
       Право на обжалование действий сотрудников полиции.
    Если Вы полагаете, что сотрудниками полиции Ваши права были нарушены, Вы вправе обжаловать их действия (бездействие) начальнику соответствующего территориального отдела полиции, начальнику Управления Собственной Безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области, прокурору либо в суд.
      Кроме того, в случае вымогательства со стороны сотрудников полиции денежных средств или провокации взятки за «покровительство» и прочие «услуги», следует помнить, что Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность не только за получение взятки, но и за ее дачу, поэтому при возникновении подобных ситуаций Вам необходимо незамедлительно обращаться в органы Следственного комитета РФ по Новосибирской области (тел. 203-57-36, 203-57-39), в УФСБ России по Новосибирской области (тел. 231-05-05), Управление Собственной Безопасности ГУ МВД России по Новосибирской области (тел. 232-70-00) либо прокуратуру (тел. 210-28-15).
      В соответствии с примечанием к ст. 291 УК РФ, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
        Основаниями для проведения органами полиции внеплановых проверок могут служить:
       • При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения:
1) истечение срока исполнения выданного органом полиции предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в органы полиции обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа полиции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
        • При осуществлении контроля за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью в Российской Федерации:
1)  выявление в результате проведения плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий;
2) поступление в органы полиции от органов государственной власти и органов контроля (надзора) информации о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;
3) поступление в органы полиции обращений граждан и (или) юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также получение иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
     • При осуществлении контроля за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций:
1) истечение срока исполнения выданного органом полиции предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган полиции обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3) приказ (распоряжение) руководителя органа полиции, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
        Сроки проведения проверок.
        Срок проведения каждой из указанных проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
        В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
     В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Что не вправе делать сотрудники полиции при проведении указанных проверок:
    1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органов полиции;
    2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки на основании обращения или информации, содержащих сведения о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
    4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе этих образцов и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
    5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     6) превышать установленные сроки проведения проверки;
     7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

       Должностные лица органов полиции при проведении проверки обязаны:
   1) соблюдать права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  2) проводить проверку на основании приказа (распоряжения) руководителя органа полиции (его заместителя) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
   3) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
   4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) о проведении проверки (при проведении внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, также при предъявлении копии документа о согласовании проверки);
  5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
   6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
   7) соблюдать сроки проведения проверки;
  8) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  9) после завершения проверки составить в двух экземплярах акт проверки, один экземпляр которого с копиями приложений вручить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
  10) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  11) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
 

Руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель (их уполномоченные представители) при проведении проверки вправе:
     1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
     2) получать от органа полиции, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
    3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа полиции;
   4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа полиции, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;
   5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Настоящая памятка разработана прокуратурой Новосибирской области

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ксизал таблетки от аллергии инструкция цена аналоги отзывы
  • Классное руководство это педагогическая деятельность
  • Руководство по знакам или по разметке
  • Диклоберл уколы инструкция цена по применению в беларуси
  • Salbuhexal n аэрозоль инструкция по применению