Психологический климат на уроке технологии стили педагогического руководства

Учитель
технологии: Сушков А.М.

 «Психологический комфорт на уроке технологии

 как  условие развития личности ребёнка»

 
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает
не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у
меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю,
скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В
наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать
себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и
принятия учащихся.

Психологический
комфорт на уроке — важное условие эффективности обучения и воспитания.

Что
такое комфорт?

Комфорт
— заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление»
(«Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт
— условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и
уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

   
Психологический комфорт — условия жизни, при которых человек чувствует
себя спокойно, нет необходимости защищаться.

    
В   инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности
является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как
дома».

Никакие
успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед
взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

«Ничему
меня не научит

То,
что тычет, талдычит, жучит…»

Однако
психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и
усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к
конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание
атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы,
разрушающие здоровье детей.

Если
рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность
определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая
среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь,
это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до
вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то,
насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное
состояние.

    
Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:


психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной
программы, возможности ребенка усвоить эту программу);


социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);


физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня,
качество питания и т.д.)

  
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию
психологического комфорта на уроке.

 
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики
говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику
в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в
школе атмосферы психологического комфорта.

Это
декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие
психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его
желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

    
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники
принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина
поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства
ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Критерии
психологического пространства

         
Безопасная  среда;

         
Атмосфера  психологического комфорта,
которая является  одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой
атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая  защита, энергия
расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на
продуцирование идей, на творчество.

 Психологическая
безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и
укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и
по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством
их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых
и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и
благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении.
А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией
безусловной психологической безопасности.

Факторы,
мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

ü  неуверенность
в себе

ü  повышенная
утомляемость

ü  замедленность
темпа деятельности

ü  повышенная
потребность во внимании

ü  повышенная
двигательная активность

ü  трудности
в переключении с одной деятельности на другую.

 У
учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая
и психологическая напряженность труда

 постоянное
оценивание со стороны различных людей

 высокий
уровень ответственности,

 тенденция
агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

 разные
стили управления педагогическими кадрами.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его
поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к
учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил,
обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем
слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он
отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова —
неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

 Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке
начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – 
важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к
работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется
ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные
чувства, как он ими владеет — все это и многое другое оказывает воздействие
учителя учащимся и на их отношение к нему.

Критерии
психологического комфорта урока:

—  Отсутствие
усталости у детей и учителя

—  Положительный
эмоциональный настрой

—  Удовлетворение
от сделанной работы

—  Желание
продолжать работу

—  Создание
ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на
уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для
сохранения психологического комфорта?

Обязательно
учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать
ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания
психологического комфорта на уроке:

v  Учитель
должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на
жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и
стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  

v  Любое
эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной
форме.

v  Учитель
должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также
развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно
реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из
самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения
учащихся, оценка их знаний.

v  Обучение
и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

v  Приходите
в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку.
Стремиться к организованному началу урока.

v  Начинайте
урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания.
Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

v  Применяйте на
уроке специально разработанный дидактический материал, используйте 
разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму
материала (словесную, графическую, условно-символическую).

v  Увлекайте
учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым»
поверить свои силы.

v  Мотивируйте
оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет
приучать к дисциплинированному труду.

v   Заканчивать
урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают
чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить
положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком
часто.

v  Прекращать
урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от
излишних замечаний. 

v  Обращайтесь
за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает
легче справиться.

Заповеди
учителя


Уважай детей! Защити их любовью и правдой.


Не навреди! Ищи в детях хорошее.


Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.


Не приписывай успех себе, а вину ученику.


Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.


На уроке создавай ситуацию успеха.


Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.


Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.


Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.


Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в
общении с детьми.


Оценивай поступок, а не личность.


Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о
нем, несмотря на его оплошность.

«Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»

Тема: «Создание комфортного психологического климата на учебном занятии в ТО»

План.

  1. Что такое — комфортный психологический климат  учебного занятия? (КПК). (Введение)
  2. Что дает комфортный психологический климат занятий.
  3. Слагаемые комфортного психологического климата занятий.
  4. Умение педагога сохранять и восстанавливать комфортный психологический климат занятий.
  5. Этапы создания комфортного психологического климата на занятии.

6.(Заключение.)

  1. Что такое – комфортный психологический климат занятия?

Большинство педагогов отвечает: «Это когда всем хорошо!» По сути, ответ верный!

КПК – это особая (комфортная) атмосфера занятия, которая складывается в силу определенных обстоятельств:

  1.  сложившийся коллектив воспитанников;
  2. близкое завершение какого-либо творческого дела – желанная цель занятий;
  3. достаточно широкий фронт работ, обеспечивающий каждого интересным творческим делом.

К сожалению, такой комфортной атмосферы удается достичь далеко не всегда.

Анализ занятий, размышления, изучения психолога – педагогической литературы позволили сформулировать основные слагаемые комфортного психологического климата:

  1. четкая организация занятий, когда каждый воспитанник занят интересной, трудной, но посильной деятельностью;
  2. доверительные и доброжелательные отношения педагога с воспитанниками. Каждый педагог для ребят – старший друг, мастер, умеющий научить, помочь, подсказать;
  3. товарищеские и дружеские отношения воспитанников между собой.  

Казалось бы, все так просто, но как нелегко достигаются эти слагаемые!

II. Что дает комфортный психологический климат занятий.

1.Педагогу – душевное здоровье.

Работа педагога по праву считается самой сложной и нервной. Наша российская жизнь, наш быт требует от педагога немало сил. А теперь давайте представим себе сказочную картину – на своих занятиях с детьми вы отдыхаете душой и восстанавливаете нервы. Конечно, это идеал. А идеала в жизни не бывает. Но лишь мудрые и спокойные педагоги, которые за многие годы своей работы с детьми сумели приблизиться к этому идеалу.

2.Детям – комфортный психологический климат дает модель добрых и дружеских отношений со сверстниками, уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.

В центр ходят дети из разных семей и в том числе немало «трудных» подростков из неблагополучных семей. Многие из таких первое время чувствуют себя совсем некомфортно. Нельзя курить. Нельзя ругаться. Нельзя плевать на землю. Но ничего. Терпят, даже следуют требованиям, и улыбаться,  и говорить волшебные слова. Наши педагоги стараются поддерживать эту игру. Постепенно игра для детей и подростков становится привычкой и даже начинает им нравиться.

У подростков появляется возможность сравнивать, что лучше – циничные и жесткие отношения в какой либо дворовой компании или добрые, человеческие в ТО, это то, что называется комфортный психологический климат.

  1. В условиях комфортного психологического климата, учебный процесс протекает гораздо эффективнее и качественнее.
  2. Комфортный психологический климат – мощный фактор воспитания детей и подростков.
  3. Комфортный психологический климат – дает высокую посещаемость занятий.
  4. Организация творческой деятельности детей возможна только в условиях комфортного психологического климата.

III.Слагаемые комфортного психологического климата занятий.

  1. Наше доброе и вежливое отношение к детям.

Известный психолог Владимир Леви утверждает: «Больше половины всего, что мы говорим детям, можно не говорить». Давайте попробуем записать на диктофон свое занятие. Далее прослушаем и убедимся, что мы, педагоги, говорим слишком много. Поучаем, критикуем, обвиняем, угрожаем. Иногда даже оскорбляем, не замечая этого.

Слишком мало мы слушаем детей и еще меньше их поощряем.

  1. Быть вежливым и доброжелательным к детям удается далеко не всегда. У нас может болеть голова. У нас могут быть конфликты в семье. И еще тысяча причин плохого настроения, с которым мы приходим на занятия. Наше плохое настроение, как психологическая зараза, неизбежно передается детям. И не о каком комфортном психологическом климате не может быть и речи.

Необходимо выработать у себя правило – непосредственно перед занятием уделить хотя бы несколько минут для собственного положительного настроя на занятие. И обязательно начинать его с доброй, приветливой улыбки. Это достаточно трудно, почти невозможно- в течении всего занятия со всеми детьми быть вежливым и доброжелательным. Педагог не робот, он может огорчаться и радоваться. Злиться на детей и жалеть их.

  1. Вторая составляющая комфортного психологического климата – это продуманность каждого занятия.

Все дети на протяжении всего занятия, заняты интересным делом – важнейшее условие комфортного психологического климата.

Полностью выполнить это условие невозможно. Но уровень комфортности вашего занятия зависит от степени приближения к этому идеалу. ( как бы вы не улыбались детям, но если им станет скучно, или прервется их деятельность из-за нехватки материала, инструмента – КПК занятия резко снижается.

Вот несколько правил, позволяющих сделать ваше занятие интересным и даже увлекательным:

  1. Разумное чередование трудовой и познавательной деятельности детей.
  2. Включение в структуру занятия различных игр.
  3. Организация творческой деятельности воспитанников.
  4. Тщательное продумывание практической части занятия.

IV. Умение педагога сохранять и восстанавливать Комфортный психологический климат занятий.

Быть педагогом, учителем, воспитателем это значит уметь сохранять и восстанавливать комфортный психологический климат занятия.

Памятка педагогу:

  1. Улыбайтесь детям.
  2. Сочетайте доброжелательность со строгостью.
  3. Будьте строгими, но справедливыми.
  4. Не поддавайтесь капризам детей.
  5. Старайтесь понять причину их негативного поведения, а уж затем применяйте «лекарство»
  6. Уважайте детскую взрослость, их стремление к самостоятельности.
  7. Воспитывайте поощрением.
  8. Будьте осторожны с критикой. Не поощряйте ябедничество.

В этой памятке сконцентрирован опыт лучших педагогов  по созданию комфортного психологического климата занятия. За каждым словом памятки тысячи ситуаций. Легко сказать «…будьте строгими, но справедливыми». А если вы устали и раздражены?

На каждом занятии, почти каждую минуту возникают ситуации, требующие правильного педагогического реагирования. И вот этому грамотному  реагированию нужно учиться всю жизнь, постепенно приближаясь к образу мудрого воспитателя.

V.Размышления на тему — комфортный психологический климат занятий.

Довольно часто в публикациях, по радио, телевидению можно прочитать или услышать приблизительно такие слова: «На сегодняшний день проблема морального оздоровления детской психики стоит особенно остро. Где-то с 1991 года у подростков России общечеловеческие этические нормативы (вежливость, порядочность, честность) вытесняются бандитской моралью и криминальной этикой.

Крайне важно и нужно:

  1. Рекламировать кодекс добрых отношений.
  2. Вырабатывать у детей позитивное отношение к жизни, уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.
  3. Обучать молодежь основам психического здоровья, умению правильно вести себя в конфликтных ситуациях.

Невольно думаешь: «Кому это важно и нужно?»

Нужно и важно для всех. Ведь через несколько десятилетий дети станут взрослыми, со своей нынешней моралью и этикой.

 Педагоги ДОД имеют больше возможностей (чем в школе, ПТУ), рекламировать кодекс добрых отношений, вырабатывать у детей позитивное отношение к жизни…учить умению правильно вести себя в конфликтных ситуациях и т. д..

Это, действительно так. Но сила убеждений детей и подростков СМИ, реалии жизненных ситуаций, порой, сильнее наших усилий и результат этих усилий далек от ожидаемых.

Кстати, о конфликтах, Галина Николаевна, уделяет им достаточно много внимания. Многие педагоги считают, что конфликты между детьми снижают резко КПК занятий и их нужно всячески избегать и подавлять.

Перевод межличностного конфликта в игровую. Состязательную форму – самая лучшая тактика. Желательно иметь на этот случай домашние заготовки – короткие игры на смекалку. На внимание, на скорость реакции..

После конфликта у детей часто наблюдается чувство сожаления, вины. Это самое лучшее время для воспитательных бесед.

VI.Заключение

Подводя итог сказанному, можно выделить 4 этапа создания КПК:

  1. Планирование и подготовка занятия.
  2. Положительный настрой на занятие непосредственно перед его проведением.
  3.  Педагогически грамотное проведение занятия.
  4. Самоанализ только что проведенного занятия.

Хотелось бы спросить у вас: «Что, на ваш взгляд, здесь лишнее?»

Хочу подчеркнуть, что люди разные, по разному психологически реагируют на жизненные ситуации, поэтому одним нужен психологический настрой перед занятием, другим  — он не нужен, но то, что это важный этап КПК, то никто спорить не будет.

Самоанализ своих занятий – лучшее средство учиться на своих ошибках. Проводить самоанализ нужно сразу же после занятия. В свете современных психологических знаний в первую очередь забываются свои ошибочные действия. Так уж устроена человеческая психика.

Только честный самоанализ своих занятий поможет вам научиться педагогически грамотно общаться и работать с детьми.

Школу делает школой учитель.
Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает,
сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как
по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью
совершенства. Мастеров не так много. Но есть
немало профессионалов. Как правило,  они имеют
свои профессиональные хитрости и приемы. И очень
часто мы, педагоги, так увлечены своими 
профессиональными приемами, что забываем о 
психологическом климате на уроке, который мы
обязаны создать для получения желаемого
результата.

Какими бы способностями не обладал ученик, но
если он не уважает или боится учителя творчества
и качества обучения  нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан
учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе
является одной из наиболее важных и наиболее
сложных задач в работе педагога с детьми. Климат
выступает своеобразным условием, обеспечивающим
развитие личности: на его фоне ребенок либо
раскрывается, проявляет свои дарования, активно
взаимодействует с педагогом и другими членами
группы, либо напротив, становится пассивным,
замкнутым, отстраненным.

Для создания благоприятного климата мы должны
выполнять три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка
на общение
», которая призвана создать ему
комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Педагогические операции:

1. Выбор пластической позы.

Поза, которую принимает человек, содержит в
себе большое количество информации, не требующей
специальной расшифровки, она легко
прочитывается даже ребенком. Учеными
установлено, что невербальным языком (языком
пластики, мимики, жеста) передается от55% до 80%
информации.
Трансляция информации с помощью пластического
образа влияет на настроение, самочувствие,
поэтому поза учителя на уроке способствует или
препятствует их « открытию» на общение.
Допустим преподаватель находится в так
называемой позе льва ( широко расставленными
руками опирается на край стола). Как это влияет на
детей? Они внутренне  «сжимаются», опускают
глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что
доверительного общения между ними не будет.

2. Подача информации с позиции «МЫ»

Реализация этой операции становится возможной
при устранении трех барьеров: физического,
социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при
нарушении границы личного пространства, размеры
которого составляют примерно 60 сантиметров.
Каждый человек избирательно регулирует
присутствие  в этом пространстве других людей
и осуществляет это на основе личных симпатий и
привязанностей  ( за исключением тех случаев,
когда у него нет выбора.
Социальный барьер возникает, когда учитель
занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю
только я» или « не мешайте мне работать», то его
роль становится непреодолимым барьером в
общении с учениками.
Терминологический барьер его причина
кроется в чрезмерном использовании
преподавателем всевозможных специальных
научных терминов и слов иностранного
происхождения. Это создает для детей препятствие
в общении, так как они спонтанно сравнивают свою
лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно
получает возможность выстраивать общение с
позиции «МЫ».
3.Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными
способами:
вербально, визуально, тактильно.
Вербальный контакт осуществляется
посредством слов.
Это может быть обращение к ученику по имени.
(Согласитесь, что зачастую мы называем лишь
фамилию ученика).
Визуальный – это контакт глаз.
Человек взглядом передает свое настроение, свою
симпатию и свое требование. Неслучайно в начале
урока учитель просит  детей подняться  для
приветствия. В этот момент глаза примерно на
одном уровне, что способствует визуальному
общению.
Тактильный контакт производится через
прикосновение и является наиболее тонким и даже
интимным видом коммуникации.
К этому виду связи в большей степени тяготеют
дети дошкольного и младшего школьного возраста,
а также взрослые люди, называемые кинестетиками.
Кинестетики выявляются в школе очень рано: со
звонком на перемену они стремятся как можно
ближе подойти к любимой учительнице, чтобы
ощутить близость  в результате
непосредственного прикосновения к ней,
дотронуться до ее стола или вещей.

Вторая функция «соучастия» ребенку в
процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение.
Демонстрируя свои чувства искренней радости,
благожелательность, расположенность, человек
тем самым влияет  на улучшение самочувствия
окружающих людей, человек в ответ получает ту же
реакцию, которая усиливает его положительные
эмоциональные переживания. В итоге выигрывают
все.
Представим себе на секунду состояние школьника,
взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А
ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в
течение которых у него не будет возможности
«разрядиться», снять свое психическое
напряжение. Такая возможность появиться только
на перемене, и то если не будет наблюдать
дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и
начинается следующий урок. А если все
повториться? Тогда ребенок выйдет из школы
абсолютно больным, и завтра с ним будет работать
не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция
проявляется в двух умениях – умении слышать и
умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и
не столько воспринять информацию, сколько
расслышать его боль, вникнуть в его переживания,
понять причины его тревоги и отчаяния, а также
радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи  данная операция
полностью реализует функцию, к которой
относится. Операция считается осуществленной
только тогда, когда помощь действительно
оказана. В противном случае она подменяется
советами и рекомендациями, которые должны
присутствовать в работе с детьми, но без
реальной, ощутимой помощи школьники будут
чувствовать себя обманутыми.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации
ученику, повышения его самооценки, когда бы
ребенок поверил в себя, свои силы, свои
способности, преподаватель обращается к нему за
помощью и тем самым действительно «возвышает»
его. Непременными условиями здесь выступают три
положения: во-первых, помощь, о которой просят
ребенка, должна быть посильной для него;
во-вторых, эта помощь должна реально
осуществляться, в-третьих, форма обращения
должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует
поблагодарить школьника за участие, которое он
принял, за то облегчение, которое доставил своими
усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и
вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.
То же относится и к школе, и к взаимодействию
учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма,
деградируют и в конечном итоге умирает.
Преподаватель, не видящий перспективы своих
отношений с детьми, не верящий в их способности,
не сможет научить их даже таблице умножения, так
как пессимизм, рождающийся при этом, встает
непреодолимой преградой на пути всякой
деятельности. Поддержание оптимистического
рубежа как технологическая операция «
возвышает» ребенка над его проблемами, и оттуда,
сверху, они становятся такими крохотными, что он
сам начинает верить в себя и преодолевать
сложности.
Немало важное место в  создании
психологического комфорта занимает оценка.
Часто идя на урок,  ученик переживает о том,
какую оценку он получит.
Педагогическая оценка предполагает оценивание
проявляемого качества, но не личности ребенка в
целом.
Мы педагоги часто забывает о таком виде оценки
как поощрение. Ведь давая оценку, в первую
очередь, нужно поднять ребенка в его собственных
глазах и создать ему положительную реакцию
коллектива. Необходимо, чтобы каждый ребенок
побывал на « пьедестале» своих достижений. Если
это ребенку удастся сделать, то возможно ему
самому не захочется спускаться вниз.
Иногда поспешность в оценке может негативно
изменить отношение ученика к учителю и к
предмету в целом и надолго оставить глубокий
след обиды  и разочарования в его сердце.
Так может лучше воспользоваться такой хитростью
как отсрочка оценки?
А сколько запретов мы выставляем своим ученикам?
Взрослому человеку, а тем более ребенку, сложно
удерживать в активе памяти, и следовательно
выполнять правила, число которых затрудняется
назвать сам педагог. А что происходит в школе?
Ребенку нельзя: бегать, шуметь, разговаривать на
уроке, ходить без сменной обуви, пропускать
уроки, не выполнять домашнего задания и так до
бесконечности. Но если возможно обозначить
всю  совокупность запретов, то выстраивать 
и осуществлять каждый момент своей жизни на их
основе тем более,  невозможно. Сам факт
неисчислимости этих правил негативно
сказывается на отношении ребенка к ним, он
думает: « все равно я не смогу их запомнить все».
Поэтому время от времени  в той или иной мере
он начинает их нарушать, более того он видит, как
это делают другие. Исходя из всего этого,
школьник субъективно свободно приходит к выводу,
что правила можно нарушать.
Предложим ученикам вариант двух запретов, в
которые можно вместить все остальные: нельзя
не работать и нельзя посягать на интересы
другого человека.

В этом случае, если ребенок опоздал на урок, он
отвлекает учителя и других учеников, а значит,
доставляет неудобства, посягает на их интересы.
Если но не готовит домашнего задания – он не
работает. Приходит без сменной обуви – приносит
в помещение грязь, которая, высыхая, превращается
в пыль, и теперь все вынуждены вдыхать ее и т.д.
 
Наличие благоприятного климата на уроке
обеспечивает ребенку не только защищенность и
психологический комфорт, но и возможность
продуктивной работы и творчества.

Помните и никогда не забывайте!!!

  1. Перед началом урока лучше «оставить за дверью»
    плохое настроение
  2. Самый приятный звук для  человека –  это
    его имя.
  3. Помните, что «плохой ученик» не означает
    «плохой человек»
  4. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
  5. Если ребенка постоянно критикуют, он учиться
    ненавидеть.
  6. Если ребенка высмеивают, он становится
    замкнутым.
  7. Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится
    быть благодарным и учиться ценить себя.

Литература:

1. Питюков В.Ю. Основы педагогической
технологии. Учебно-практическое пособие.
– М.: Ассоциация авторов и издателей « Тандем»,1997.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники.
Свобода выбора. Открытость. Деятельность.
Обратная связь : Пособие для учителя. 3-е изд., – М.:
Вита-Пресс, 2001.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии
авторских школ.– М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Володина С.А. Проблема преемственности \
Математика в школе. – № 7. – 2000.

Социально-психологический
климат(С-П к) —
сторона
межличностных отношений, проявл. в виде
совокупности психологических условий,
способств-х или препятствующих совмест-й
деятельности.

Стиль – представляет
собой совокупность приемов, форм и
методов осуществления какой либо работы,
деятельности, поведения.

Стиль руководства
— это устойчивая совокупность наиболее
характерных для преподавателя методов
управления, конкретных принципов,
приемов и норм работы, характеризующая
его подход к руководству коллективом,
а также линию его поведения в возникающих
при этом ситуациях и используемых в
данной системе. Вместе с тем это и форма
личного поведения руководителя,
организация его личной работы.

Педагогическое
управления

– это сознательное целенаправленное
воздействие со стороны педагога на
обучающегося (или группу обучающихся)
осуществляемое с целью направить его
(их) деятельность на качественное
освоение содержание соответствующей
образовательной программы. Обеспечивает
эффективную реализацию совместной
деятельности и развитие личности в
группе.

Управлять
учебно-познавательном процессом — это
значит непрерывно познавать, исследовать
процесс обучения, вносить коррективы
в процедуры познавательной деятельности
учащихся, отслеживать результаты по
каждому компоненту и звену учебного
процесса, выявлять закономерности,
видеть прогрессивные тенденции в
развитии интеллектуальных и познавательных
возможностей учащихся.

Организатором
учебно-познавательной деятельности
выступает преподаватель — менеджер
педагогического процесса.

Цель педагогического
управления

– создание условий для оптимального
функционирования педагогических систем
различных видов и уровней, направленных
в конечном счете на личностное развитие
обучающегося с учетом его духовных и
природных возможностей.

Предметом
педагогического управления

является организация деятельностной
среды учащихся, направленной на освоение
ими предметного или социокультурного
опыта как основы и условия их развития.

В стиле руководства
проявляются все важнейшие качества
личности преподавателя: его социальная
направленность, ценностные ориентации
(степень ориентации на интересы общества
и своего коллектива в целом, отношение
к труду, к подчиненным как товарищам по
коллективу, требовательность к себе и
пр.); моральные и волевые качества,
способность воздействовать, влиять на
коллектив в нужном направлении,
использовать продуктивные возможности
коллектива и т.д.

  1. Авторитарный
    стиль

    позволяет поддерживать в коллективе
    порядок и дисциплину, что обеспечивает
    слаженную и успешную работу коллектива.
    При авторитарном руководстве подавляется
    индивидуальность, сдерживается
    проявление инициативы и самостоятельности,
    существенно снижается творческая
    работа. К данному стилю в педагогической
    деятельности следует обращаться только
    в исключительных случаях, в основном
    для наведения дисциплине и порядка.

  2. Демократический
    стиль
    создает
    наиболее благоприятные условия для
    обучения и воспитания учащихся. Педагоги,
    используемые этот стиль предпочитают
    больше общаться с учащимися и советоваться
    по разным вопросам. Демократичный стиль
    способствует нахождению эффективного
    решения многих проблемных ситуаций.

  3. Либеральный
    стиль.
    Главная
    его педагогическая ценность состоит
    в том, что он представляет максимум
    творческой самостоятельности членам
    коллектива. Но у него имеется существенный
    недостаток: при этом стиле управления
    отсутствуют порядок и дисциплина в
    коллективе, поэтому на практике
    либеральный стиль желательно сочетать
    с другими стилями управления.

В
оптимальной педагогической деятельности
должны в равной степени сочетаться все
стили управления, чтобы обеспечить
успех в работе, добиться наилучших
результатов в учебном и воспитательном
процессе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методы и приемы, помогающие создать благоприятный психологический климат на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический климат на уроке:

В первую очередь приходится говорить о взаимоотношениях «учитель-ученик». Каковы они: комфортны или напряженны, сотрудничество преобладает на уроке или учитель авторитарен, уходит ли учитель от фронтального метода работы на индивидуальный подход, учитывает ли возрастные особенности.

Мой стиль – демократический. Этот стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, даёт понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности, создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности.

Для этого я использую следующие приемы:

  • подача информации с позиции «Мы». А именно, — не нарушать границу личного пространства ученика (размер которого составляет 50-60 см.); занятие позиции не над учеником, стоя, сверху, а рядом, сидя; ни в коем случае не разрушать социальный барьер — учитель и ученик партнёры;
  • демонстрация расположенности (пластика, мимика);
  • проявление интереса (умение слушать и слышать);
  • умение верно задавать вопросы;
  • оказание помощи («Давай помогу…», «А как ты смотришь, если…», «Попробуем вот так…» и т.д.);
  • принятие ученика как данности;
  • просьба о помощи (эта помощь должна быть посильной, должна реально осуществляться и должна быть этически грамотной – учитывать индивидуальные психологические особенности учащегося и его знания по предмету).
  • условия для демонстрации «Я», создание «ситуации успеха»;
  • поощрение (одобрение, похвала, благодарность и т.п.);
  • требовательность, объективность, конкретность, гласность.

Использование методов эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию также являются составляющими благоприятного психологического климата на уроке…

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор».

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Медитативно — релаксационные упражнения:

Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

Количество предложений зависит от уровня обучения.

Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Формировать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке очень важно: постоянное принуждение к учёбе разрушает здоровье детей и изматывает учителей.

Я использую такие формы мотивации:

  • присуждение за урок (или серию уроков) званий (или медалей, клеверных листков и т.д.) «Самый активный на уроке», «Самый дисциплинированный» и т.д.
  • размещение в кабинете лучших работ (докладов, рефератов, исследовательских работ, поделок из природного материала), грамот. Это мотивирует ребят на качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и групповых работ. и мн.др…

Использование нестандартных уроков. Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека, а творческая атмосфера способствует раскрепощенности, полету мысли, фантазии. При этом нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через знания, умения и навыки, а в результате эмоционально – духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение.

Например:

    1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
    2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
    3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
    4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
    5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.
    6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
    7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
    8. Интегрированные уроки.
    9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения (пример урока см. в приложении № 2).

Использование физкультминуток. В 5-11 классах провожу 1-2 физкультминутки (в зависимости от настроения, состояния детей). Важно, чтобы упражнения были разнообразными, проводились под музыку; мною применяются так же интерактивные варианты (приложение № 3).

Важны и взаимоотношения между учащимися: преобладает соперничество или сотрудничество, дружелюбие или враждебность, активность или пассивность. Говоря о сегодняшних требованиях к уроку, мы отмечаем активную позицию учащихся на уроке. Ученик сегодня – учащийся, учится сам, учит других. Учитель на уроке – дирижер, создатель условий для развития учащихся.

Использование рефлексии позволяет ученику и учителю увидеть организацию собственной деятельности и оценить ее и скорректировать, а также обеспечивает ученику ситуацию успеха. В своей педагогической практике я использую несколько форм проведения рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала, психологических особенностей и т.п. Например: анкетирование, листок рефлексии, «закончи предложение», синквейн, графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и групповые отчеты и т.п.

Например, предлагаю ответить детям на такие вопросы

      • Доволен ли ты тем, как прошел урок?
      • Было ли тебе интересно на уроке?
      • Сумел ли ты получить новые знания?
      • Был ли ты активен на уроке?
      • Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме?
      • Учитель был внимателен к тебе?
      • С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…). Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

06.11.2021 20:23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как открыть свою онлайн школу пошаговая инструкция для начинающих
  • Бисептол 480 таблетки инструкция по применению детям дозировка
  • Руководство деятельностью рабочей группы
  • Snow pals игрушка инструкция по применению
  • Voltage regulator 1000va инструкция по применению