Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Тем более это относится к требованиям, предъявляемым к сфере его профессиональной компетентности. Где бы ни работал будущий специалист и чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко — руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге и жизненного успеха, является знание организационных, управленческих закономерностей. Вполне закономерно поэтому, что основы менеджмента и психологии управления часто являются общеобразовательными курсами профессиональной подготовки. При этом большое внимание уделяется именно психологическим вопросам управления. Дело в том, что предметная сфера деятельности специалистов может быть различной; в силу этого разными будут и специфические методы управления. Однако главное звено менеджмента — человек. Его психологические особенности остаются неизменными, имеют универсальное значение.
Не зря в своем умении влиять на окружающих менеджеры опираются на знания человеческой психологии, которые образуют особую отрасль психологии — психологию менеджмента, т.е. психологические закономерности работы менеджера.
Психология управления (менеджмента) — это наука, сформировавшаяся и развивающаяся на стыке двух научных дисциплин — теории управления и психологии. Поэтому она базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлены комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна (не говоря об их комплексе), что возникают очень большие трудности систематизации материала, опасности перекосов либо в сторону теории управления, либо в сторону ее психологических аспектов. В первом случае утрачивается психологическая специфика, а во втором — анализ приобретает абстрактно-психологический, слабо соотнесенный с реальным управлением характер. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельности. Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирования организаций. Это своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность — это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно. Через категорию деятельности «наводятся мосты» между теорией управления и психологией, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина [1; 6].
Значит, основным предметом психологии управления (или, как сегодня модно говорить, психологии менеджмента) является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности. Отличительной особенностью психологии управления является то, что ее объект — это организованная деятельность людей. В свою очередь, под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований [2; 7].
Основная задача психологии менеджмента — анализ и использование психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы самого менеджера и управляемых им работников фирмы [3; 140].
В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.
Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — таковы главные задачи, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.
Изучение основных проблем и вопросов психологии управления призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления.
Основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности
Психология менеджмента исходит, прежде всего, из учета индивидуально-психологических качеств личности [3; 140].
Русский психолог академик Б.Г.Ананьев в своих работах главное внимание уделил диалектике индивидуального развития человека. Он обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.
Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я».
По мнению Б.Г.Ананьева, на основе оценки свойств личности можно создать ее психологический портрет, состоящий из следующих основных компонентов [4; 126]:
Направленность. В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этого, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога — выявление потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определение конкретной направленности ее мотивов.
Интеллектуальность. Известный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента — интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Особенно важен интеллект в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.
Одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования испытуемым, как правило, представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития).
Тестами интеллекта зачастую пользуются психологи и психиатры, которые проводят анализ умственных способностей пациентов. К ним прибегают и педагоги, для того чтобы оценить способности детей к учебе. Служба персонала организаций с помощью тестов интеллекта отбирает перспективных работников. При грамотном применении тесты интеллекта дают верную диагностическую информацию об умственных способностях, которые, в противном случае, могли бы быть неправильно оценены [5; 36].
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Эмоциональность. Особое место среди психологических качеств личности, которые следует учитывать менеджеру, занимают эмоции, поскольку любая профессиональная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску. Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Психически нормальный человек эмоционален в любом виде деятельности. Он не может быть безразличен, сух, равнодушен к тому, чем занимается. Положительное эмоциональное отношение к деятельности создает благоприятные условия для ее выполнения. К положительным эмоциям относятся радость, удовольствие, чувство уверенности, чувство удовлетворения от труда, к отрицательным — те, которые могут переживаться во время работы, — чувство напряженности, вызываемое встречающимися трудностями, чувство растерянности и неуверенности, страх, отчаяние, обида, печаль. Все они снижают работоспособность.
Общительность. Общение — тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.
Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Такая передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира.
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомима, мимика, жесты и др.).
Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой, большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.
Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).
Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).
Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.
Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
Совершенствование и изменение программирующих свойств личности обеспечивают ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и оказывают влияние на изменения некоторых базовых качеств, в частности характера. Усиление интереса к профессии ведет к интенсификации интеллектуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых целей этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности.
Темперамент, характер и способности человека, которые относятся к базовым свойствам развития индивидуальности, требуют более подробного рассмотрения.
Типы (виды) темпераментов, занимающих одно из центральных мест среди индивидуально-психологических качеств личности
Поведение человека в семье, в кругу друзей, на работе, в незнакомом обществе определяется динамикой личности, типом темперамента. Темперамент — это характеристика человека со стороны его динамических особенностей и психической деятельности (темп, ритм, интенсивность психических процессов и состояний и др.) [6; 50].
В современной психологии широко распространена базовая типология темпераментов, включающая четыре их типа: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик (табл. 1).
Как видно из таблицы, сангвиник характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменой эмоций; холерик — быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко выражающимися в речи, жестах, мимике; меланхолик — человек, склонный к депрессиям, грусти, подавленности, обладающий повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением своих чувств; флегматик — медлительный, спокойный, со слабым проявлением чувств, граничащим с безразличием ко всему.
Вторая типология разделяет людей по доминированию определенных психических функций: мышление, ощущение, чувства, интуиция. Главными факторами здесь выступают явления, определяющие отношение человека к миру в целом. При этой типологии люди обозначаются словами «экстраверт» и «интроверт».
Группа американских ученых под руководством Г.Айзенка предложила классифицировать различные темпераменты людей в зависимости от двух групп показателей (рис. 1): интроверсии — экстраверсии (горизонтальная ось) и эмоциональной стабильности — нейротизма (вертикальная ось).
Экстраверты требуют постоянной стимуляции oт внешней среды, они общительны, стремятся к риску, любят пeремены; для них характерны раскованность, оптимистичность, веселость, вспыльчивость и агрессивность. Интроверты замкнуты, малообщительны, медлительны, склонны к самосозерцанию, разборчивы в людях, избегают шумных компаний.
Эмоциональная стабильность означает устойчивость нервной системы, проявляющуюся в спокойствии, высокий иммунитет по отношению к стрессам и т.п.; нейротизм — прямо противоположные качества.
Оси координат (рис. 1) могут быть разбиты на единицы (баллы) измерения, и таким образом получаем возможность давать более дифференцированную, чем простое отнесение к четырем основным типам, оценку темпераментов конкретных людей.
Знание и учет особенностей темперамента — важное условие обеспечения групповой совместимости и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий. В группе отрицательные черты одного темперамента можно уравновесить положительными чертами другого, например, пессимизм и замкнутость меланхолика — оптимизмом и общительностью сангвиника. Легкость смены настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.
Однако не все типы темпераментов могут быть взаимно дополняемыми. К наиболее сложным негативным типам обычно относят несинтонных интровертов — внутренне ориентированных людей с жесткой асоциальной установкой.
Характер как совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении
Свойства темперамента следует рассматривать в связи с другими свойствами личности, и в первую очередь с особенностями характера.
Основой классификации характеров являются установившиеся акты поведения человека, стереотипы которых хорошо изучены.
Система характеров интернациональна. Нет плохих и нет хороших характеров, поскольку все имеют свои недостатки и свои достоинства. Нет мужских и нет женских характеров, так как все характеры в одинаковой мере свойственны и мужчинам, и женщинам.
H. И.Кабушкин предлагает выделить несколько типов характеров [8; 200-202].
I. Истероидный (показной, демонстративный). Человек с таким характером старается любыми способами обратить на себя внимание, для завоевания которого он не щадит ни сил, ни времени. Его девиз: «Все внимание мне».
На плечах истероидов лежит значительная часть общественного и научно-технического прогресса. Основным недостатком истероида является спад на некоторое время работоспособности из-за публичного поражения его самолюбия.
2.Неустойчивый. Человек с таким характером строит серьезные, грандиозные планы, но они часто не выполняются. У него глубокая потребность во внешнем жестком управлении поведением. Иначе говоря, ему нужна жесткая, властная «рука», которая бы регулировала его режим труда и отдыха. Человек с таким характером любит рискованную работу. Он неприхотлив, не требует уюта.
3.Конформный. Конформизм — подсознательное соглашательство в условиях постоянства. Однако как только среда меняется, он становится воинствующим консерватором и теряет надолго свои замечательные качества.
В постоянной среде такой человек очень общителен, добродушен; его любят окружающие. В отличие от неустойчивого типа он обдумывает каждый свой шаг; не любит риска, реорганизации и перемен.
4.Гипертимный («гипер» означает сверх, «тиме» — себя). Интимный — в себе, гипертимный — сверх себя. Если со стороны посмотреть на такого человека, то кажется, что он может горы свернуть. Его отличают неиссякаемая энергия, заразительный энтузиазм. Девиз гипертима: «Все по плечу». Его трудно застать печальным — он вечно шутит и смеется.
У такого человека независимый характер, он не нуждается ни в чьей опеке. Оценивает сам и уверен в правильности своей оценки. В отличие от истероида (который ждет публичной похвалы за хорошо выполненную работу) гипертим всегда доволен своей работой. Это упорная натура, которую трудно переубедить. Основной недостаток — быстрая перемена интересов..
5.Циклоидный. В основном этот тип характера такой же, как и гипертим. Однако гипертимная основа этого типа характера прерывается цикличностью психологической деятельности. Фазы спада называют часто «черными неделями».
6.Лабильный. Сходен с гипертимным. Однако спады здесь носят не циклический, а календарный характер. Такие спады часто называют состоянием транса; они образуются в случайные моменты времени по слабо мотивированным поводам.
Человек с лабильным характером делит коллектив на друзей и врагов.
7. Сенситивный. Чувственный тип характера с сильно развитой впечатлительностью. Поэтому человек строит «хрустальную» модель всего происходящего, всякая ломка которой впоследствии вызывает большое психологическое напряжение и страдания. Ему кажется, что он не такой, как все, предъявляет к себе и другим очень высокие требования, из-за чего часто выглядит «белой вороной». Он очень раним, психика его слабо защищена, разборчив в выборе друзей, не любит интенсивных общений.
8.Психоастенический. Он формируется на основе слабой (астено) психики (флегматик-меланхолик). Все реакции у него имеют малую амплитуду. Его трудно вывести из себя, у него удивительное упорство. Он проявляет себя в мелкой, кропотливой работе. Его девиз: «Никто, кроме меня». Недостатки — полная нерешительность, боязнь ответственности, самоанализ без ограничения.
9.Шизоидный (скрытный). Никакого отношения к шизофрении не имеет. Обладает замечательными организаторскими способностями. Рано присваивает право командовать другими (даже в детском возрасте). Его девиз: «Только власть».
10. Эпилептоидный (бесчувственный). Никакого отношения к болезни эпилепсии не имеет. Действия такого человека часто граничат с жестокостью. Обладает замечательными творческими способностями, постоянно развивает свой интеллект. Он возглавляет в большей части творческие организации. Отлично учится. На его долю приходится множество открытий. Девиз эпилептоида: «Мне все можно».
Под определения, сформулированные выше подпадают55-60 % людей. У остальных 40-45 % персонала характеры не вписываются в «классические» образцы. Они представляют собой комбинации перечисленных типов.
Стиль управления
Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные существенные особенности человека.
В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающие отношение личности [9; 640]:
- к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
- к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
- к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм);
- к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.п.).
Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.
У современных теоретиков есть различные суждения о том, какими качествами и чертами характера должен быть наделен идеальный менеджер. Считают, что уже давно утвердились американская и английская системы качеств и черт характера менеджера: развитость ума, коммуникабельность, лидерство, умение принимать решения, твердость, дружелюбие, организаторские способности, цельность характера, продуктивность, заинтересованность в людях, знание специальности.
Американские исследователи, наблюдая за руководителями, убедились, что вся их деятельность протекает в «силовом поле» между вектором «производство» и вектором «человек». Здесь существуют определенные противоречия [10; 180]:
а) если стремиться всеми силами повысить производительность труда, не обращая внимания на желания и потребности человека, то результат будет плачевным;
б) если все внимание уделять человеку, то хорошего тоже будет мало.
Роберт Блейк и Джейн Маутон это силовое поле разграфили на 9 градаций по каждому вектору и получили соответствующую «решетку» («сетку») управления.
Таким образом, сетка (решетка) управления имеет два измерения (рис. 2):
- производственная сфера находится на горизонтальной оси;
- социальная сфера — на вертикальной.
Эта решетка (сетка) дает возможность определить пять характерных типов управленческого поведения [11; 17-19].
1.Стиль типа 9:1 — «погоняющий» менеджер: без остатка ориентирован на производство и уделяет минимум внимания конкретным людям. Это жесткий курс администратора, для которого результат — все, а человек, в лучшем случае, — исполнитель. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения.
Характеристики «погоняющего» менеджера:
- создает высокоструктурированную рабочую среду;
- минимальная забота о людях;
- приоритеты производственной сферы намного выше приоритетов социальной;
- централизованный характер постановки задач и принятия решений. Использование:
- может быть эффективен в кризисных ситуациях (кратковременно);
- такое руководство лишает рабочих мотивации к труду, разочаровывает их и, в конечном счете, ведет к конфликту (в долговременном плане).
2. Стиль управления типа 1:9 — «добрый дядюшка»: противоположен предшествующему. Производительность труда для такого руководителя стоит на последнем месте. Главный житейский принцип здесь «Надо всюду быть самим собой». Работникам во многом нравится обстановка, создаваемая руководителем такого типа. Обычно здесь превалируют действия с преимущественно демократическим перекосом. Польза от этого не очень большая.
Характеристики «доброго дядюшки»:
- вдумчиво и внимательно относится к нуждам людей;
- способствует созданию дружественной атмосферы, хотя иногда это делается за счет производства;
- обеспечивает совместную постановку задач и совместное принятие решений. Использование:
- может быть эффективен в хорошо организованных и дисциплинированных коллективах (кратковременно);
- способен вызвать недоверие к себе и неуверенность в нем как в менеджере (в долговременном плане).
3.Стиль типа 5:5 — менеджер «пятьдесят на пятьдесят». Руководителя удовлетворяют средние достижения. Девиз: «Не хватать звезд с неба». Главная тактическая линия — компромисс. Характерная особенность руководителя данного типа — половинная заинтересованность и в производстве, и в людях. Здесь проявляется склонность руководителя к манипулированию людьми.
Характеристики менеджера «пятьдесят на пятьдесят»:
- привлекает сотрудников как к постановке, так и к решению задач;
- способствует открытости, хотя возможна тенденция направить все это для собственной пользы;
- борется за требуемый уровень производительности, балансируя между производственной необходимостью и моральными аспектами.
Использование:
- может быть эффективен при нормальных условиях производства (как в долгосрочном, так и краткосрочном плане);
- под давлением внешних условий может потерять доверие, если включится в игры.
4.Стиль типа 1:1 — руководитель — пессимист («безликий» менеджер). Его девиз: «Не вмешивайся в естественный ход событий». Обычно такой взгляд на руководство присутствует или у случайных людей, или у тех, кто поставлен на должность влиятельными лицами. Польза от таких руководителей очень мала.
Характеристики «безликого» менеджера:
- имеет минимальный уровень усилий и заботы о деле;
- наблюдается минимальная степень заботы о людях и контактов с ними;
- избегает конфликтов любой ценой.
Использование:
— единственно возможное — на предприятиях с высокими технологиями и специализированным производством (как кратковременно, так и долговременно).
5. Стиль 9:9 — «коллективистский» менеджер. Руководитель — организатор, самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшие характеристики данного типа — устремленность к инновациям, направленность на постоянное развитие организации. Предприятие, где действует такой тип руководителя, обычно процветает. Ведущие фирмы развитых стран прилагают большие усилия в поисках таких типов менеджеров.
Характеристики «коллективистского» менеджера:
- высокая преданность сотрудникам;
- совместные с коллективом постановка задач и принятие решений;
- открытость и честность в общении;
- высокая производительность. Особенности использования:
- хорошо вписывается в коллектив опытных работников с высоко организованным управлением (как в долгосрочном, так и в краткосрочном плане);
- неэффективен в коллективах с низкой квалификацией.
Поворотом от административно-командного стиля управления к более гибкому и мягкому явился учет человеческого фактора в управлении. Под человеческим фактором в психологии понимают человеческий компонент управления (т.е. личность, группу, коллектив), включенный в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей: их потребности, интересы, установки, переживания, направленности и т.д. Психологическая наука указывает здесь на психологический мир людей, имея в виду психологию отдельного человека, социальной малой группы, куда входят этот человек и коллектив.
Способности человека в группе психологических качеств
Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.
В работе [12; 59] способности человека предлагается рассматривать как совокупность свойств личности, которые определяют ее успех в каком-либо виде деятельности. В отличие от всех других свойств это качество существует только в относительно определенной деятельности, в которой человек умеет делать что-либо лучше других.
Источниками формирования у человека умения являются следующие качества [12; 60]:
1) склонность к творчеству — проявляется в стремлении решить задачу не шаблонно, а внести что-то свое, найти более эффективный способ решения;
2) эрудиционная способность — позволяет накапливать знания по множеству различных вопросов. И это дает возможность эрудиту отыскать совершенно неожиданное для многих решение задачи. Такой человек имеет хорошую избирательную память;
3) рутинность — наблюдается в способности следовать заведенному порядоку выполнения однообразных операций, т. е. в способности выполнять нетворческую техническую работу добросовестно и аккуратно;
4) активность — характеризует способность человека не терять зря времени, сосредоточить свою энергию на выполнении конкретной работы.
Сочетание активности и рутинности формирует у человека высокую работоспособность. С помощью сочетания творческих и эрудиционных способностей создается интеллект человека, а совокупность работоспособности и интеллекта формирует высшие возможности человека (рис. 3).
Талант — это высокая степень одаренности. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.
Возрастные психологические особенности людей, работающих в организациях
В управленческой деятельности необходимо учитывать психологические особенности возрастных этапов жизненного пути. В научной литературе можно встретить различные возрастные периодизации. Широко известна периодизация жизненного пути, разработанная Д.Б.Бромлеем.
В работе [13; 20] приведено описание двух периодов, выделенных Д.Б.Бромлеем и соответствующих возрасту людей, активно действующих на предприятиях (в организациях):
1) взрослость: ранняя взрослость — 21-25 лет;
средняя взрослость — 25-40 лет (пик интеллектуальных достижений); поздняя взрослость — 40-55 лет (упадок физических и умственных сил); предпенсионный возраст — 55-65 лет (пик для наиболее общих социальных достижений);
2) старение:
удаление от дел — 65-70 лет (удаление от дел, восприимчивость к нарушению стереотипов); старость — 70-75 лет; одряхление — после 75 лет. Каждый возрастной период предполагает некоторые особенности поведения в организации, которые должен учитывать руководитель. С возрастом изменяется потребностно-мотивационная сфера человека. У него накапливается опыт, формируются навыки, умения и в то же время стереотипы, может снизиться скорость овладения новыми знаниями и навыками. В зрелом возрасте (средняя взрослость) достигается более высокий уровень речемыслительной деятельности (Е.Харке) и снижаются показатели образного мышления (Д.Бромлей). Сохранность интеллектуальной работоспособности человека с возрастом в значительной степени зависит от того, задачи какого уровня сложности приходится ему решать в организации и в какой степени он включен в процесс постоянного обучения (самообучение, обучение в деятельности и т.п.).
Учет менеджером психических компонентов трудовой деятельности при работе с людьми
Менеджеру в работе с людьми помогает учет психических компонентов трудовой деятельности. Перечислим наиболее важные психические компоненты трудовой деятельности [3; 146-150].
1. Производственная среда — это совокупность факторов, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. К ним относятся:
а) санитарно-гигиенические условия труда. Выявлено, что на производительность труда влияет характер освещенности: работать в светлом помещении более приятно, раздражение и утомление вызывают неравномерность или недостаточность освещения. Проветривание помещений, отсутствие лишних звуков, возможность привести себя в порядок после рабочего дня создают условия для оптимального включения в работу;
б) эстетический уровень условий труда. К ним можно отнести различные конструктивные варианты оборудования рабочего помещения с точки зрения дизайна, цветовое решение интерьера, способы и характер освещения, особенности акустики зала и элементов музыкального оформления.
Цвет, например, может повышать работоспособность, улучшать эмоциональное состояние, снижать утомление, и наоборот. Он может «согревать» (красный, желтый, оранжевый) или «охлаждать» (голубой, зеленый, синий, фиолетовый), способствовать повышенным эмоциональным реакциям (красный) или успокоить (голубой снижает ритм дыхания, замедляет пульс), вызвать радость, улучшить настроение (очень яркий оранжевый) или опечалить (темно-синий, фиолетовый действуют угнетающе).
Таким образом, каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цветов стимулирует общую работоспособность, желтый с оранжевым снимают умственное утомление.
В настоящее время при оформлении рабочих помещений руководство фирм старается использовать советы дизайнеров, что сказывается на создании определенного микроклимата, удобных рабочих мест, а следовательно, и на работоспособности персонала;
в) социально-психологический климат (СПК), в котором протекает процесс труда. СПК представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих.
В зависимости от характера СПК его воздействие на личность будет различным: при благоприятном — стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность; при неблагоприятном, наоборот, — действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям, влиять на психическое и физическое здоровье работников.
Необходимые отношения на предприятии не возникают сами собой. Их надо сознательно формировать. Среди специальных методов формирования благоприятного СПК можно выделить:
- подбор и обучение персонала;
- обеспечение психологической совместимости;
г) психофизические возможности человека. Нужно иметь в виду, что в зависимости от целей работы в группе следует сочетать разные типы поведения людей:
- ограничение количества лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);
- рациональную укомплектованность штата. Как недостаток, так и избыток сотрудников фирмы ведут к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц;
- служебный этикет, включающий фирменный стиль одежды, традиции и нормы поведения.
2. Не менее важным психическим компонентом трудовой деятельности является научная организация труда (НОТ). Ее цель — достижение наивысшей производительности труда при минимальных затратах материальных средств и оптимальном для здоровья уровне мобилизации физической и нервной энергии человека. НОТ предлагает распределение работников в соответствии с их уровнем квалификации, индивидуально-психологическими особенностями (темпераментом, способностями и т. п.), обеспечение возможностей для постоянного роста, устранение утомляемости работников путем создания оптимального режима труда и отдыха, создание условий труда, обеспечивающих максимальную работоспособность при сохранении здоровья работника.
3. Среди психических компонентов трудовой деятельности выделяется также энергетический потенциал человека, т.е. та физическая и интеллектуальная энергия, которой обладает человек (рис. 4).
Физические возможности — физические данные, состояние здоровья работника. Интеллектуальные возможности — уровень и структура умственных способностей. Работоспособность — нервно-психическая устойчивость, темп производственной деятельности, утомляемость.
Личностные качества — особенности характера, темперамент, устойчивость поведения, зрелость, моральный облик, коммуникабельность.
Учет руководителем в своей деятельности психологических закономерностей управленческой деятельности
Поскольку управление осуществляется через взаимодействие людей, руководителю в своей деятельности необходимо учитывать законы, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. Как считают авторы книги [14; 7-9], к числу подобного рода закономерностей можно отнести следующие:
- Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка — закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди, и даже один человек, в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить, и нередко приводит, к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и, как результат, к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
- Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно него. Это объясняется сверхсложностью природы и сущности человека, который непрерывно меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности.
- Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов — осознаваемого (логически-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.
- Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой — различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
- Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
- Закон компенсации. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
Наука управления, естественно, не исчерпывается приведенными выше психологическими законами. Существуют многие другие закономерности, честь открытия которых принадлежит ряду выдающихся специалистов в области психологии управления, чьи имена и присвоены этим открытиям. Таковы законы Паркинсона, принципы Питера, законы Мерфи и другие.
Проектирование оптимальной модели личности менеджера
Как показало исследование [15; 107], оптимальная модель личности менеджера, которому предстоит работа в условиях глобализации экономики, может быть представлена следующими характеристиками:
а) биологическая подструктура личности:
- тип высшей нервной деятельности — сильный, уравновешенный, подвижный, что соответствует сангвиническому типу темперамента;
- задатки — оптимальный сенсорный профиль личности менеджера (высокие пороги чувствительности всех анализаторских систем);
- оптимальный возраст менеджера: время открытий и удач — до 25 лет, время создания «ситуации успеха» — 25-45 лет;
б) психологическая подструктура личности:
- предрасположение к рискам в профессиональной деятельности — это экстраверсия и эмоциональная стабильность;
- развитые общие и специальные способности (организаторские и коммуникативные);
- проявление субъективности менеджера: мотивация «достижения успеха» и мотивация «избежания неудачи»;
- совершенная эмоционально-волевая сфера личности — эйфория, активность, стенические эмоциональные реакции, сформированность высших чувств и внутреннего локуса контроля;
- стили руководства — демократический, установка личности на расслабление, поведение -активное;
в) социальная подструктура личности:
- направленность личности на профессиональную деятельность, высокоразвитые коммуникации;
- богатый сенсорный, ментальный и социальный опыт.
Для оптимизации профессиональной деятельности и личностного роста молодых специалистов необходимы обучение и апробация комплексной тренинговой системы. По мнению авторов работы [15; 109], проектирование оптимальной структуры личности менеджера и ее высоких уровней (обучающая комплексная тренинговая программа) должно предусматривать следующие направления работы:
I этап. Формирование биологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию сенсорики/сенситивности;
б) упражнения по формированию индивидуального стиля деятельности на основе типологических особенностей личности.
II этап. Формирование психологической подструктуры личности:
а) тренинги по развитию навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
б) тренинги по развитию эффективного общения и всех видов коммуникаций.
На втором этапе формирующего эксперимента предполагается проведение деловых игр по проблемам психологии менеджмента.
III этап. Формирование социальной подструктуры личности:
а) тренинги по развитию интуиции и креативности;
б) мотивационный тренинг.
Третий этап подготовки менеджеров включает выполнение и решение системы творческих задач и заданий по развитию организаторских и коммуникативных способностей.
Функции и принципы психологической службы, создаваемой на предприятии
Во многих организациях в работе кадровой службы существует такое направление, как психологическое обеспечение ее деятельности. Становление этой функции в компании — сложный и многогранный процесс, так как работа психологов связана с проблемами личностного развития и профессионального совершенствования зрелых людей. Сегодня одна из наиболее востребованных услуг специалиста-психолога — проведение профессионального отбора кандидатов, максимально соответствующих по своим качествам планируемой должности (при найме или ротации кадров). Однако такое сужение рамок деятельности психологической службы существенно ограничивает ее вклад в развитие предприятия. Она может (и должна) осуществлять следующие функции [16; 47]:
- социально-диагностическая — социально-психологические исследования коллектива, изучение проблемных, конфликтных ситуаций в подразделениях компании, прогнозирование реакции персонала различных категорий на принятое руководством решение;
- психологическая — составление психологических портретов сотрудников, психодиагностика;
- тренинговая;
- консультационная — психологическое обеспечение кадровой работы, оказание моральной поддержки сотрудникам компании.
Успешная деятельность психологической службы должна базироваться на следующих основных компонентах:
- научный — разработка теоретико-методологических материалов, исследование психологических и социологических закономерностей развития взрослого человека в их взаимосвязи;
- прикладной — разработка диагностических и коррекционных программ, составление учебных и методических пособий.
Ответственная и многоплановая деятельность психолога на предприятии предъявляет жесткие требования к его профессиональной подготовке. Одно из них — он должен иметь высшее профильное (психологическое) образование, в противном случае он может нанести серьезный вред компании, ввести в заблуждение менеджера по персоналу, травмировать кандидата. Такие же требования касаются и личностных качеств. В частности, психолог не имеет права вторгаться в личную жизнь соискателя, пришедшего на собеседование, и распространять сведения, полученные в результате собеседования.
Психологическая служба может строить свою работу, руководствуясь следующими принципами [16; 47]:
- прозрачность — необходимо информировать кандидатов о тестах и методиках, которые будут использованы по отношению к ним;
- компетентность — интерпретация результатов должна быть адекватна тестам;
- обратная связь — обязательное объявление итогов испытуемым;
- конфиденциальность — сохранение профессиональной тайны.
Правовой основой деятельности данного подразделения на предприятии является Положение о психологической службе. Рекомендуется следующая структура данного документа (табл. 2).
Положение о психологической службе может быть дополнено приложениями, например:
- методическими указаниями, включающими порядок проведения социально-психологических исследований и обработки их результатов, описание используемого психологического инструментария и системы отчетности, правила оформления документации, ее хранения и использования;
- программой психологического анализа личности (ПАЛ), содержащей перечень психодиагностических методик, основные требования к процедуре анализа (продолжительность тестирования, последовательность использования методик и т.д.). При проведении ПАЛ важно согласие кандидата на исследование по данной программе, что можно зафиксировать в специальном бланке его личной росписью.
Список литературы
- КарповА.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 1999. — 584 с.
- Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. — М.: Академ. Проект; Фонд «Мир», 2008. — 288 с.
- Гончаренко В.И., Кондратьева С.И., Копейкин Д.П. и др. Основы менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Издат. дом «Дашков и К0», 2000. — 176 с.
- ФатхутдиновР.А. Производственный менеджмент: Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 447 с.
- Кинякина О.Н. и др. Мозг на 100 %. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. Интенсив-тренинг по развитию суперспособностей. — М.: Эксмо, 2012. — 848 с.
- Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. и др. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Высш. шк., 2001. — 367 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. — М.: Аспект-Пресс, 1998. — 279 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. — Минск: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс», 1997. — 284 с.
- Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1999. — 784 с.
- Менеджмент: Учеб. пособие. — М.: Знание, 2000. — 288 с.
- Практическое руководство по менеджменту. Международный опыт достижения успеха: Пер. с англ. — Минск: ООО «Новое знание», 1998. — 262 с.
- Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учеб. пособие. — М.: Ось-89, 1997. — 176 с.
- МоллЕ.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с.
- Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М. Психология управления. — Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА — М, 2000. — 150 с.
- Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 288 с.
- Положение о психологической службе // Персонал. — 2008. — № 6 (18). — С. 47.
References
- Karpov A.V. Psychology of Management: Tutorial, Moskow: Gardariki, 1999, 584 p.
- Morozov A.V. Managerial Psychology: Tutorial, Moscow: Academic Project, «Mir» Foundation, 2008, 288 p.
- Goncharenko V.I., Kondratieva S.I., Kopeikin D.P. et all. Basics of management: Tutorial, Moscow: Publishing House «Darya and Ko», 2000, 176 p.
- Fatkhutdinov R.A. Production Management: Tutorial, Moscow: Banks and stock exchanges, UNITY, 1997, 447 p.
- Kinyakina O.N. et all. Brain by 100 %. Intellect. Memory. Creative. Intuition. Intensive training to develop superpowers, Moscow: EKSMO, 2012, 848 p.
- Vachugov D.D., Berezkina T.E., Kislyakova N.A. et all. Basics of management: Tutorial, Mosww: Visshaya shkola, 2001,367 p.
- Pugachev V.P. Personnel management organization: Tutorial, Moscow: Aspect Press, 1998, 279 p.
- Kabushkin N.I. Fundamentals of Management: Tutorial, Minsk: NPZH «FUA», JSC «Econompress», 1997, 284 p.
- Raizberg B.A., Fatkhutdinov R.A. Economic Management: Tutorial, Moscow: «Business School «Intel — Synthesis», 1999,784 p.
- Management: Tutorial, Mosww: Knowledge, 2000, 288 p.
- A Practical Guide to Management: International Experience of Success: Trans. from English, Minsk: Novoe znanie, 1998,262 p.
- Popov S.G. Foreign economic activity of the firm. Features of Management and Marketing: Tutorial, Mosww: Os 89, 1997,176 p.
- Moll E.G. Management. Organizational behavior: Tutorial, Moscow: Finances and Statistics, 1998, 160 p.
- Averchenko L.K., Zalesov G.M., Mokshantsev R.I., Nikolaenko V.M. Psychology of Management, Novosibirsk: «Sibirskoe soglashenie», Moscow: INFRA — M, 2000, 150 p.
- Pereversev M.P., Shaidenko N.A., Basovskii L.E. Management: Tutorial, Moscow: INFRA — M, 2002, 288 p.
- The position of the psychological service // Staff, 2008, 6 (18), р. 47.
Руководство как функция управления – это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач.
Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.
«В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам. Это:
? выдача директив относительно того, что нужно сделать;
? налаживание сотрудничества между людьми;
? обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели»[36].
В отличие от понятия «управление», которое характеризует процесс организации всей системы управления и производства, руководство направлено на конкретных людей, объединенных в коллективы.
Менеджер – это должность и профессия. Понятие «менеджер» часто используется для обозначения различных должностей. Генеральный директор объединения, заместитель директора предприятия, мастер – это названия должностей, которые различаются по уровню, но все они могут быть объединены понятием «менеджер».
Менеджеры – это лица, возглавляющие соответствующий коллектив, направляющие и координирующие работу всего аппарата управления или его отдельных звеньев, а также осуществляющие контроль и регулирование деятельности коллектива по выполнению поставленных задач и достижению целей. Лучше других в своем коллективе менеджер должен уметь только одно – руководить:
ЭР = Л + В – формула эффективного руководства.
Руководитель (Р) – это хозяйственный лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей.
Лидерство (Л) – это процесс влияния одного лица на других.
Власть (В) – это делегированные полномочия влиять на поведение других.
Рис. 15.1. Факторы результативности руководителя
Рис. 15.2. Области жизненного плана руководителя
Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель. В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела – линейным.
Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции. Принятие решений – основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.
Руководитель – ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.
По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:
? институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители. Основная задача менеджеров этого уровня – определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание – «что делать»;
? управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители. Основная задача – определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание – «что и как делать»;
? технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача – непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание – «как делать».
Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник. Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).
Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но само управление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.
Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.
Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя – власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть – это способность заставить других выполнять вашу волю.
Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.
В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:
? власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
? власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;
? власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
? юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации;
? экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.
Таким образом, влияние – это поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А власть – это возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это – убеждение и участие сотрудников в управлении.
В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.
С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).
Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них – метод взысканий.
Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.
Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.
Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.
Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.
Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.
Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения – все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.
Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.
Сказанное выше не означает, что на практике можно встретить в чистом виде тот или иной тип руководителя. Чаще всего в реальной жизни наблюдается сочетание черт, присущих различным типам руководства в зависимости от способностей и личных качеств руководителя; от способностей и личных качеств подчиненных; от типа руководства вышестоящего органа и, наконец, в зависимости от ситуации.
Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций. По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить – это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.
Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:
1. Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.
2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.
3. Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права.
4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.
5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.
В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностных отношений в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.
Рис. 15.3. Факторы, влияющие на стиль руководителя
Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.
Таким образом, стиль руководства – это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.
В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления (табл. 15.1).
В графическом виде взаимосвязь этих стилей выглядит следующим образом (рис. 15.4).
Рис. 15.4
Таблица 15.1. Разновидности стилей руководства
Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили.
Первый характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.
Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 15.5).
Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.
Консультативный стиль основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений. Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения постоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.
Рис. 15.5. Решетка управленческого поведения руководителя
При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства – длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.
Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».
Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.
Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство руководства. Поэтому лучший стиль – это ситуационный стиль!
Эффективные менеджеры способны адаптировать свой стиль:
? к ситуации;
? способностям и личным качествам руководителя и подчиненных;
? типу руководства непосредственного начальника;
? традициям, сложившимся в данной организации;
? характеру рабочей обстановки в организации или структурном подразделении.
Состав задач, решаемых менеджерами на предприятии, значителен, но только лица, относящиеся к высшему руководству, отвечают за предприятие в целом, следовательно, за его выживание и успех, идеологию, подбор кадров, распределение ресурсов, внешние связи с клиентами, поставщиками, инвесторами, властями. Это задачи уникальные, требующие разных способностей и темперамента, интуиции, дара предвидения, жизненного опыта.
Это редчайший случай, чтобы человек совмещал в себе эти качества одновременно. Более того, сами объемы работ руководителя таковы, что превышают возможности одного человека. В этой связи очень важно создать в организации команду из высшего руководства. Такая команда должна быть четко структурирована, каждый ее член имеет вполне определенные функции, права, сферы ответственности.
К сожалению, на российских предприятиях зачастую имеет место ситуация, когда каждый заместитель директора отвечает за свою сферу деятельности, «болеет» за нее душой, искренне считает ее более важной. В итоге тот, кто лучше способен убедить первого руководителя, решает вопросы развития своей сферы в ущерб другим. Обостряется конфликтность между руководством, наиболее часто – между руководителями, курирующими экономические и технические подразделения. Каждый приводит свои доводы, и они, как правило, серьезные. Но интересы предприятия в целом как бы на втором плане. Причем здесь нет четких критериев, и каждый трактует их достаточно субъективно.
В связи с этим можно определить несколько советов по формированию эффективных команд высшего руководства.
Менеджер, отвечающий за какую-то область, обладает в ней решающим словом. Другие члены руководства не принимают решений по вопросам, не относящимся к их компетенции.
Ни один подчиненный не может опротестовать решение одного из членов руководства и апеллировать по поводу этого решения к другому. Члены руководства должны взять за правило вне своего круга не критиковать и не принижать друг друга. Желательно вообще не высказывать мнений друг о друге.
Должны быть продуманы те области жизнедеятельности предприятия, по которым принимаются коллективные решения, – это новые цели, крупные инвестиционные проекты, основы кадровой, ценовой, сбытовой политики.
Это рекомендации этического характера, но они очень важны и формируют дух команды у высшей администрации предприятия. Их следует учитывать, но главное все же в самой системе управления. Она должна обеспечивать командную игру:
? иметь четкую идеологию менеджмента, принятую всей командой;
? владеть информационной системой, обеспечивающей информированность членов команды, которые оказывают влияние на благосостояние всей организации;
? иметь объективные критерии оценки вклада отдельных сфер деятельности в конечные результаты предприятия;
? располагать возможностями материального стимулирования менеджеров за вклад в общие результаты.
Руководитель в разных группах реализует различные функции. Д. Креч, Р.С. Крачбрилд и Э.Л. Балачи определяют 14 лидерских функций, или ролей: 1) координатор деятельности группы; 2) определяющий цели и политику группы; 3) планирующий способы и средства достижения групповой цели; 4) эксперт; 5) представитель группы вовне; 6) контролер внутригрупповых отношений; 7) раздающий награды и наказания; арбитр и посредник; 9) пример поведения для других; 10) символ группы; 11) освобождающий других от ответственности, поскольку сам принимает решения; 12) идеолог группы; 13) фигура «отца», с которой члены группы эмоционально связаны; 14) «козел отпущения».
Р.В.ОВЧАРОВА
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р.В. ОВЧАРОВА
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
(МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ)
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КУРГАН 2005
2
ББК 88.4я73 УДК 37.015.3.(0.75.8) О 35
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Р.В.Габдреев; доктор психологических наук, профессор Л.Б.Шнейдер.
Печатается по решению научно-методического совета университета.
О 35
Овчарова Р.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие
(мультимедийное сопровождение курса в схемах и комментариях). — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 122 с.
Учебное пособие включает мультимедийное сопровождение курса лекций в виде опорных схем по всем основным темам. В нем отражены современные подходы к трактовке психологии организации и психологии руководителя как
объекта и субъекта управления, рассмотрены важнейшие теории лидерства, приведены материалы по самоменеджменту, психологической диагностике управленческих способностей, эффективности управления, климата и этике организации и другие.
Пособие содержит планы лекций, списки литературы и практические задания. Оно рекомендуется студентам-психологам.
ISBN 5-86328-792-6 |
© Р.В.Овчарова, 2005 |
© Курганский |
|
государственный |
|
университет, 2005 |
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУКИ
1.Основные понятия и категории менеджмента.
2.Психология менеджмента (управленческая, организационная психология) – отрасль психологической науки.
3.Источники, история зарождения, становления и формирования психологии менеджмента как науки в России и за рубежом.
4.Понятие об управлении.
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?
Менеджмент ( в переводе с английского) – умение добиваться поставленных целей.
Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
4
Менеджмент – область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.
Менеджмент — собирательное от «менеджеров», определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Менеджмент — субъект управления, профессиональный управляющий.
Менеджмент – управление, управленческая мысль, включающая в себя науку, опыт, «ноу-хау» и управленческое искусство.
Менеджмент — поведенческая по своему предмету и социальная по своему характеру дисциплина, наука и искусство управления людьми.
Менеджмент – психологический процесс осуществления руководства, с помощью которого удовлетворяются человеческие устремления.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1этап – начало ХХ века. Ф. Тейлор (тейлоризм). Основан на положении о том, что производством можно управлять научно (концепция достигающего руководителя и достигающего рабочего, основанная на идеях патернализма и индивидуализации).
2этап — 20-е годы. Распространение принципов управления А. Файоля – отца современного менеджмента. Построение систем и структур управления, иерархическая штабная линейно-функциональная система управления.
5
3 этап – неоклассический этап 30-40-х г.г. ХХ века. Зарождение школы человеческих отношений (социально-психологических) аспектов управления; продолжение развития теории организации как социальной системы; использование социологии и социальной психологии (наук о человеческом поведении) в системе управления.
4этап – 50-60-е годы. Количественная школа. Развитие современных количественных методов управления (математики и компьютеров), применение кибернетической теории в управлении.
5этап – 70-е годы. Системный подход в управлении. Организация – открытая, развивающаяся система.
6этап – 80-е годы. Ситуационный подход в управлении. Поиск взаимодействия между типами среды и формами управления. Выработка подхода к управлению как трехмерному пространству: ситуация — отношения
—результат.
7 этап – 90-е годы. Три тенденции:
•возврат к технической базе, ее роли в производительности труда и конкуренции. Управление операциями, синтез деятельностей людей – технологический подход;
•организационный подход. Создание организационной культуры организации, ее имиджа, корпоративного духа и т.п.; организационное поведение – демократизация управления, партисипативные формы управления;
•усиление международного характера управления. Общее и особенное в управлении, универсальные и специальные методы управления.
6
ШКОЛЫ В УПРАВЛЕНИИ
Подход научного управления (1885-1950). Фредерик Тейлор, Френк Гилберт, Генри Гант.
Административный (классический, процессный) подход (1920-1950). Анри Файоль.
Подход с точки зрения человеческих отношений (1930-1950). Мэри Паркер, Элтон Майо.
Подход с точки зрения науки о поведении (1930-1960). Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор.
Подход к управлению как процессу (с 1920).
Подход с точки зрения количественных методов (с 1940). Системный подход (с 1960).
Ситуационный подход (в настоящее время).
В психологии менеджмента четко просматриваются два течения:
организационно-индустриальное и клинически-консультативное.
Первое делает упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов и широко используется при планировании широкомасштабной кадровой стратегии.
Второе специализируется на работе с конкретными личностями, что делает его особенно эффективным при индивидуальном подборе служащих. Девиз этого направления: «Хорошие работники – процветающая фирма».
Оба направления неразрывно связаны и составляют единую науку.
Приверженцы организационно-индустриального подхода
сосредоточиваются на изучении групповых процессов, иерархий социальных структур и, как правило, применяют стратегию оценки объекта исследования по многим шкалам.
Практики индустриально-организационного подхода обнаруживают проблемы в психологическом климате коллектива, обобщают данные статистических исследований, выводят столбцы диаграмм.
7
ВКЛАД РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
«Клиницисты» больше фокусируются на индивидах, теории личности и оценке индивидуальной характеристики.
Школа научного управления
1.Использование научного анализа для определения лучшего способа решения задачи.
2.Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и обеспечение их обучения.
3.Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. |
Систематическое и правильное |
использование правильного |
стимулирования для повышения производительности. |
||
5. |
Отделение планирования от самой работы. |
|
Классическая школа управления |
1.Развитие принципов управления.
2.Описание функций управления.
3.Систематизированный подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
1.Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и
производительности.
2.Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
1.Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2.Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Клиницисты работают с проблемами руководителей, воспроизводящих в своем стиле лидерства свою семейную историю, или сотрудников любого ранга, не достигающих уровня своих возможностей, а
8
также выясняют соответствие поставленных задач сильным и слабым сторонам конкретного работника.
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Объект изучения – люди, входящие в финансовом и юридическом отношении в самостоятельные организации, деятельность которых подчинена общественнополезным целям, а критерием их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов.
Предмет психологии менеджмента. Психология менеджмента изучает психологические явления организации, психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности менеджеров, особенности принятия групповых и индивидуальных решений, лидерства, мотивирования и др.
В ее предмет входят социально-психологические явления, вопросы психологии труда, управления, общей психологии и психологии личности и др.
Объект психологии управления – управленческая деятельность. Предмет психологии управления — управленческие функции и
психологические условия их реализации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ — это процесс планирования, координации действий, организации, мотивирования и контроля деятельности людей для того, чтобы достичь целей организации.
СУТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПО М.МЕСКОНУ состоит в воздействии на организацию при изменении ее структуры в целях принятия решений.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ:
• в широком смысле слова — это адаптация организации и конкретного работника к идеологии и командно-административной системе. Это особый
9
вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную и целенаправленную производственную группу;
• в узком смысле слова – это процесс планирования, организации, мотивирования и контроля деятельности людей, для того, чтобы достичь целей организации. Это деятельность по координации действий людей.
ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ:
•иерархия (отношения власти и подчинения),
•культура (групповые нормы и ценности),
•рынок (сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продуктов собственности, равенстве интересов продавца и покупателя).
ВЛИЯНИЕ ЦЕЛЕЙ НА ОРГАНИЗАЦИЮ
Процесс управления с точки зрения |
||||||
организации как открытой системы |
||||||
Внешняя |
||||||
Информация о |
среда |
|||||
возможности |
||||||
опасности для бизнеса |
Влияние целей организации |
|||||
Связующие процессы |
||||||
Функции |
на внешнюю среду |
|||||
Р |
||||||
У |
||||||
К |
Принятие |
Планирование |
Координация |
Цели |
||
О |
Организация |
|||||
деятельности |
||||||
В |
решений |
Мотивация |
организации |
|||
людей |
||||||
О |
Контроль |
|||||
Д |
||||||
И |
Информация |
|||||
Т |
об |
Влияние целей на организацию |
||||
Е |
организации |
|||||
Л |
||||||
ь |
||||||
10 |