Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Добавьте немного воды на дно банки.
2) Внесите зажжённую свечу в банку.
3) Накройте банку пластмассовой крышкой.
4) Положите в стеклянную банку семена.
5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
Пояснение.
Семена также как и все живые существа, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Дышат семена и днем, и ночью. В период покоя дыхание семян очень слабое, но при прорастании резко увеличивается. Увеличивается потребность в О2 и возрастает выделение СО2.
В этом можно убедиться, проделав несложный опыт: взять две бутылки с прозрачными стеклами, в них насыпать одинаковое количество семян. В одну — сухих, в другую — прорастающих. Обе бутылки плотно закроем. Через сутки — двое суток откроем бутылку с сухими семенами и внесем в нее горящую лучину — она будет продолжать гореть. Это говорит о том, что в бутылке с сухими семенами состав воздуха почти не изменился, т. к. не прорастающие семена дышат очень слабо и запас О2 в бутылке сохранился почти полностью. Затем откроем бутылку с прорастающими семенами и опустим до дна горящую лучинку — лучинка гаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания О2 и выделили большое количество СО2, а СО2 на поддерживает горения.
Ответ: 41352.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Добавьте немного воды на дно банки. 2) Внесите зажжённую свечу в банку. 3) Накройте банку пластмассовой крышкой. 4) Положите в стеклянную банку семена. 5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
Тренинг ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы биологии»
Составитель: Самарцева В.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №9» Свердловская область, Артемовский район, п.Буланаш
1.В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д) учебник.
Ход работы
1) Открыть диафрагму.
2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины ладони от края парты.
4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от линзы до предметного столика было не более 1 см.
5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный футляр.
6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7) Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного максимального освещения поля зрения.
2.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло
3.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стола
4.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив – ×20, окуляр – ×15)
5.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
6.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
7.Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
8.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
9.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды
10.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
11.Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист
2) опустите лист в раствор йода
3) прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) прокипятите лист в спирте (40–70%)
5) расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки
12.Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
(объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
13.Микробиолог хотел узнать, насколько быстро размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в таблице.Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое время» и ответьте на вопросы.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
14.Прочитайте текст и выполните задание «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Задание
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка?
Задание
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?
15.Прочитайте текст и выполните задание МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА
Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.
Задание Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.
16.Прочитайте текст и выполните задание
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного
из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.
Задание
Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Что является главным условием возникновения системы?
2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?
3) На примере строения цветка докажите, что это система.
17.Прочитайте текст и выполните задание
РАЗВИТИЕ ИММУНОЛОГИИ
История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.
Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа – легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок. Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.
Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.
Задание
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?
Задание
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?
Ключ ответов Тренинг ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы биологии» (2018 год)
1.32184675
2. 35142
3. 643251
4. 31425
5. 623514
6. 531264
7. 326514
8. 421653
9. 562413
10. 14352
11. 15342
12. 136425
13.1)в первую колбу было помещено 9, а во вторую – 10 бактерий
2)скорость размножения сначала в обеих пробирках была одинакова, а затем замедлилась в первой пробирке
3)это может объясняться тем, что питательная среда в первой пробирке была менее пригодной для размножения и истощилась быстрее.
14.1)продолжительность эксперимента в 19 веке – около 1-8 суток
2)версия гибели ребенка от недостатка воздуха при кожном дыхании несостоятельна, так как мальчик погиб сразу же. Кроме того, кожное дыхание не играет главной жизненной роли при газообмене
1)в помещении с благоприятной температурой воздуха
2)последствий для организма не наступило
3)причина смерти в переохлаждении. В замке было холодно на бетонных плитах, а золотая краска из-за хорошей теплопроводности дополнительно способствовала потере тепла организма
15) 1)причины возникновения инф. Заболевания
2)меры борьбы с инф. Заболеваниями
3)создание вакцины и сыворотки для промышленного производства
16)1)главное условие существования системы – взаимодействие элементов (частей)
2)рука – система, мышцы – составляющий элемент системы «рука»
3)цветок- система, состоящая из элементов, лепестки (венчик), тычинки, пестик, чашечка. Каждый элемент выполняет свою функцию, например, в тычинках формируются спермии, участвующие в оплодотворении
17)1)Пастер применил для исследования метод эксперимента
2)объектом изучения Э.Дженнера были оспа (заболевание оспой)
3)ослабленные возбудители сибирской язвы
1)Э.Дженнер применил для исследования метод наблюдения
2)объектом изучения Пастера были микроорганизмы, в частности, бактерии, вызывающие куриную холеру, разработка прививок
3)жидкость, которая вытекала из пузырьков вымени больных оспой коров
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБОУ
«СОШ №13 с УИП эстетического цикла»)
«Рассмотрено»
на заседании методического
объединения
учителей естественнонаучного цикла Протокол №2 от «29» октября 2019 года
Руководитель методического объединения:
________________________Колдыркаева Г.И.
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний» (методическая разработка)
Составитель:
учитель
биологии
Петрова
Татьяна Ивановна
2019-2020
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
«Учебный фарватер
— маршрутизатор знаний» — это методическая разработка для самостоятельной
работы учащихся 6 классов, позволяющая обобщать, закреплять и систематизировать
знания по ботанике, вырабатывать навыки применения приобретённых знаний.
Материал
подготовлен с учётом требований ФГОС и примерной образовательной программы по
биологии и рассчитан на использование учебника Пономарёвой И.Н.
Биология, 6 класс.
Предлагаемые
задания могут быть использованы для самостоятельной работы во время
дистанционного обучения, семейного обучения, для устранения дефицитов знаний по
определённой теме, для организации на уроке разных видов деятельности
(групповой, индивидуальной, самостоятельных, практических работ), организации
систематической комплексной проверки уровня усвоения учебного материала.
Разработка
включает задания базового уровня, задания на функциональную грамотность,
задания повышенной сложности, которые позволят подготовиться к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
При подборе
вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности
заданий возрастает от вопросов, требующих простого воспроизведения определённой
порции известной информации, до заданий, устанавливающих межпредметные связи,
исследовательских заданий или заданий, требующих умения сравнивать, проводить
классификацию, анализировать и делать обобщения.
Предлагаемые
задания могут послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной
деятельности и творческой активности. Распределение заданий по принципу «от
простого к сложному» позволяет определить свой уровень усвоения знаний и
умений.
Данный
маршрутизатор знаний — помощник, который даёт ориентиры, позволяющие двигаться
вперед, дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно
усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н.
Биология, 6 класс, 2019.
Тема:
«Дыхание и обмен веществ у растений»
В тетради записываем тему занятия, номер задания и
ответы на задания.
Где искать информацию |
№ задани я |
Формулировка задания |
Что записать в тетради |
|
§15, табл.1, рис.93 |
1 |
Какие процессы
|
Нарисуйте схему в тетради и подпишите процессы. |
|
Стр.79, 83 |
2 |
Рассмотрите схему
|
процессов |
Нарисуйте схему в тетради и запишите пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. |
Если задание вызывает затруднение, то используйте материал на стр. 18-19. |
3 |
Выберите один органоид клетки и один его структурный 1)ядро 2)хлоропласты 3)клеточная стенка 4)хлорофилл |
Запишите вывод: Фотосинтез в клетках происходит при наличии ______ и ______ |
|
Таблица 1 стр.83 |
4 |
Выберите части растения, в которых происходит как |
Запишите вывод: В таких частях растения как _____, ____ протекает |
|
При затруднениях в выполнении задания обратитесь к тексту |
5 |
Опыт «Дыхание семян». Изучите рисунок и ответьте на вопрос: |
Запишите вывод: В опыте «Дыхание семян» свеча погасла, так как семена ________. Состав воздуха в банках отличается отсутствием |
|
кислорода в банке, в |
||
Дыхание семян лучше изучать на уже проросших семенах. Во |
6 |
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по 1) 2) 3) 4) 5) |
Запишите правильную последовательнос ть цифр |
В первом сосуде происходит нагнетание воздуха из пульверизатора . На поверхность воды во втором стакане налили тонкий слой |
7 |
Вашему вниманию предложен опыт, которому нужно придумать «Опыт, доказывающий дыхание ________». Сделайте вывод: _____________________________________. Этот опыт
|
Запишите в тетрадь название опыта и вывод. |
Анализ рисунка |
8 |
Изучите опыт и ответьте на вопрос: Почему нельзя чрезмерно |
Запишите ответ на вопрос. Нельзя чрезмерно поливать |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пользуясь таблицей «Зависимость интенсивности фотосинтеза своих опытов, ответьте на следующие вопросы. |
9 |
Таблица Зависимость интенсивности фотосинтеза от освещённости
1) 2) |
Ответить письменно на вопросы задания. Давайте развёрнутые |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стр.82, 84, таблица 1 на стр.83 |
10 |
Какова связь между органическими веществами, |
Представьте ответ в виде схемы или модели. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стр.82-83 |
11 |
Исправьте ошибки в предложениях. 1. 2. 3. |
Запишите исправленные предложения, подчеркнув исправления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение |
12 |
Изучите в Приложении «Эксперимент с известковой водой». На |
Запишите вывод, который вы можете сделать после изучения |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ответы. Задание 6. 526413
Задание 9. 1.усиливается 2 количество углекислого газа
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н. Биология, 6
класс, 2019 год. Тема «Питание растений»
Развиваем
умение работы с текстом §§13-14. В тетради запишите тему занятия, начертите
таблицу из трёх столбцов (без столцов «маршрут поиска») и выполните задания.
В
столбце «Маршрут поиска» указан путь поиска ответа на вопрос из среднего
столбца «Описание задания», ответ записываем в столбцы «Способ питания».
Способ |
Маршрут |
Описание |
Маршрут |
Способ |
Корневое питание |
Воздушное питание |
|||
______ и _________ вещества: соли кальция, |
Стр.74 + знания |
1.Что получает растение из внешней среды? |
Стр.78 |
_____________ газ |
________ |
Стр.74 |
2.Орган питания |
Стр.78 |
______ |
__________ _________ зоны ___________ корня |
Стр.39, стр.74 |
3.Микроструктуры органа питания |
Стр.50 |
__________ |
___________→через клетки древесины и луба→ ________ |
Стр.74-75 |
4.Описание пути движения этих веществ |
Рис.54,55 стр.49, стр.78 |
Устьичная щель→ межклетники ___________ ткани→ зелёные |
___________________ ___________________ ___________________ |
Стр.75, 1 абзац |
5.Что происходит с этими веществами? |
Стр.78-79 |
Образуются _______ _______ в листьях в процессе _________ |
Рис.85 |
6.Схема питания (сделайте рисунок) |
Рис.89 |
||
1.Наличие в почве _______________ 2.Достаточное количество в почве ____________ ____ |
Стр.75, 3 абзац Стр.76, 4 абзац |
7.Условия питания |
Стр.78 |
_________ _________ |
8. Составьте
схему или таблицу на тему «Экологические группы растений» (стр.79), запишите
признак, на основании которого вы их составили.
9. Составьте
кроссворд со словами: микроэлементы, удобрение, фотосинтез, углеводы, озон.
10. Заполните пропуски в
схеме:
11. У учёных-химиков есть
методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения.
Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше
всего углерода. Вопрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один
ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.
12. В книге голландского
естествоиспытателя Ян Батист ван-Гельмонта (ещё в начале XVII века) был описан
еще один известный опыт, который Ксения решила повторить сама. В этом ей помог
папа, потому что в опыте надо было использовать электрическую плитку и спирт.
Их опыт состоял из следующих шагов:
1) Растение герани
(пеларгонии) поставили в тёмный шкаф и продержали там несколько дней (3-4).
2) Растение выставили на
свет, закрепив на одном из листьев с двух сторон полоску плотной бумаги.
3) Через сутки срезали
лист с полоской бумаги, сняли полоску и опустили лист в кипяток на 2-3 минуты;
после этого весь лист, в том числе и там, где была полоска, остался зелёным.
4) Лист опустили на
несколько минут в горячий спирт, в результате чего лист обесцветился, а спирт
приобрел зеленоватый оттенок.
5) Лист промыли в воде,
а затем в стеклянной чашечке залили слабым раствором йода. 6) Когда лист
вынули, он имел такой вид:
Вопрос 12.1: В чем состоит цель этого опыта? Выберите
один ответ.
А. Показать, что хлорофилл, содержащийся в листе,
растворяется в спирте.
Б. Показать, что лист в кипятке сохраняет зелёную
окраску.
В. Показать, что в листьях на свету образуется
крахмал.
Г. Показать, что под закреплённой бумажкой лист
теряет хлорофилл.
Вопрос 12.2. Каким был бы
результат опыта, если бы лист срезали сразу после 4 дней в тёмном шкафу и, так
же обработав в воде и спирте, положили в раствор йода?
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н. Биология, 6
класс, 2019 год.
Тема «Размножение и оплодотворение у растений»
§16. Таблицу не чертите,
укажите номер задания и запишите ответ
№№ |
Задание |
Ответ |
Маршрут поиска |
||||||||||||
1 |
Заполните схему «Типы размножения растений» (пункты 1,2,3,4) |
|
Стр. 86 |
||||||||||||
Укажите, какое количество родителей участвует при каждом типе размножения (пункты 5,6) |
Стр. 86 |
||||||||||||||
2 |
Заполните таблицу и ответьте на вопросы пунктов 7,8,9 |
Сравнение бесполого и полового размножения
|
Стр. 86-87 |
||||||||||||
В чём биологическое значение бесполого и полового размножения? |
Стр.87 первый и последний абзацы. |
||||||||||||||
3 |
Нарисуйте спору по описанию в тексте. Какими свойствами она обладает? |
Нарисуй спору и подпиши её части. Напиши название рисунка Свойства споры: _____________________ |
Стр.86 |
Образование
половых клеток у цветковых растений
Запишите заголовок (см. выше) и начертите таблицу (только
3 и 4 столбцы). Информация в третьем абзаце на стр. 87, стр.88, рис. 96 на
стр.89
№№ |
Описание заданий |
Мужские гаметы ♂ |
Женские гаметы ♀ |
4 |
Как называются половые клетки? |
__________ или _________ |
___________________ |
В каких частях растения они образуются? |
Образуются в ______________ (выбери: стебле, корне, цветках, листьях, плодах) |
Образуются в ______________ (выбери: стебле, корне, цветках, листьях, плодах) |
|
Как называется мужская и женская часть которых образуются половые клетки? |
Мужская часть — _____________ |
Женская часть — ____________ |
|
Где находятся половые клетки? |
В __________ __________ |
В ______________ |
Опыление
и оплодотворение
Записываем заголовок (см. выше), номер задания и ответ.
Информация на стр.88-90
№ задани я |
Задание |
Ответ |
5 |
Какой процесс изображен на схеме? |
Пыльца должна попасть на _______ ________. Этот процесс называется __________ |
6 |
Что такое пыльцевая трубка? Какую роль в оплодотворении |
Пыльцевая трубка- ……………………………………………………………… |
7 |
|
………………………………………………………. ………………………………………………………… |
8 |
Какая часть пестика выделена цветом? |
В завязи пестика находится __________________ |
9 |
Сравни завязь на рисунке в задании 8 с завязью на рис. |
Многосемянный Односемянный плод – если _________ семязачаток. |
10 |
отмечено знаком вопроса? Какую роль |
По пыльцевой трубке двигаются ___________ ___________ , количество клеток название клеток один из них сливается с ________, а другой сливается с Такое оплодотворение называется ___________________. Сергей Гаврилович ________________. |
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая разработка
по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, 2019
год.
Тема:
«Рост и развитие растений»
В тетради записываем тему занятия, номер задания и
ответы на задания.
№ задания |
Формулировка |
Маршрут поиска |
Что |
1. |
Выпишите |
§18, 1-3 |
Этапы 1. 2. ________ зародыша растения 5. 6. |
2. |
У петрушки ранней весной из-под Дыхание, |
Стр. 97, |
У петрушки |
3 |
Выпишите |
Стр. 97 |
Рост – это |
4 |
Ученик на уроке рассматривал рисунки |
||
|
|||
Какая часть клетки не |
Анализ |
__________ клетки по мере роста не увеличивается. |
|
5 |
Какие изменения происходят в |
§3, стр.19 |
По мере роста |
6 |
Вставьте Растения __________(А). Список 5) |
§8, рубрика |
Запишите в |
7 |
В изображенном на рисунке опыте |
§18, |
Главная |
9. У осота полевого появляются сначала цветки, собранные в соцветия, а
затем — плоды, снабжённые приспособлениями к распространению ветром. Найдите в
приведённом списке и запишите название процесса, благодаря которому это
происходит.
Размножение, дыхание, рост, питание,
развитие.
10. У дуба весной на концах побегов может
появиться сразу несколько новых молодых побегов. Найдите в приведённом списке и
запишите название этого процесса.
Дыхание, размножение, ветвление,
рост, плодоношение.
11. На графике изображена зависимость
роста растения от температуры. В каком интервале температур идёт увеличение
интенсивности роста?
12. В каком случае интервал температур
больше: при увеличении интенсивности или при её снижение?
«Учебный фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н.
Биология, 6 класс, 2019 год. Тема: «Водоросли, их разнообразие и значение в
природе» В тетради запишите тему занятия, номер задания и ответы на задания.
№ задания |
Формулировка задания |
Маршрут поиска |
Как оформить в тетради |
||||
1 |
Дайте общую характеристику водорослей по плану: • Возраст • Среда • Особенности • Размеры |
§20 рубрика «Общая характеристика». |
Озаглавьте материал и запишите ответы по порядку. |
||||
2 |
Опишите строение водорослей, раскрыв содержание понятий: Дайте развёрнутый ответ на вопрос: По какой причине водоросли выделены |
§20 рубрика «Строение водорослей» |
Озаглавьте материал и напишите развёрнутый ответ. |
||||
3 |
Нарисуйте клетки двух видов одноклеточных |
Рисунки 106-110, презентация |
Оформите рисунки с подписями. |
||||
4 |
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Каков основной |
§20 рубрика «Строение водорослей» |
Напишите развёрнутый ответ |
||||
5 |
Заполните таблицу: Строение хламидомонады
|
Стр. 110, первый абзац |
Запишите название |
||||
6 |
Опишите способы размножения водорослей в виде схемы |
Стр. 110, рубрика «Размножение водорослей» до абзаца |
Схема «Способы размножения водорослей» |
||||
7 |
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Какие признаки лежат |
Стр. 111 |
Напишите развёрнутый ответ |
||||
8. |
Изучите многообразие водорослей. |
Стр.111, презентация |
Выпишите отделы водорослей с примерами водорослей |
||||
9. |
Изучите значение водорослей в природе и в жизни |
Стр.111-112, презентация |
Устное |
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая разработка
по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н. Биология, 6 класс, 2019
год.
Тема:
«Общая характеристика и значение Моховидных»
В тетради запишите тему занятия, номер задания и
ответы на задания.
№ задания |
Формулировка задания |
Как оформить в тетради |
Маршрут поиска информации |
||||||
1 |
Ответьте на вопросы: Почему мхи относят к высшим |
Мхи – высшие растения, так как……………. Для роста мхам обязательна …………………….. Многообразием
|
§21 до абзаца «Среди моховидных различают….» |
||||||
2 |
Сравните два крупных класса отдела моховидные, заполнив |
Сравнение классов ……………. И ………….. |
§21 с абзаца «Среди моховидных различают…» до абзаца Рис. 111 и 112. |
||||||
Класс |
|||||||||
Количество видов |
|||||||||
Вид тела |
|||||||||
Наличие ризоидов |
|||||||||
Бесполым способом размножаются с помощью |
|||||||||
Рисунок представителя |
Маршанция |
Кукушкин лён |
|||||||
3 |
Установите правильную последовательность |
Запишите правильную последовательность, начиная с Нарисуйте сфагнум. |
Рис. 104 стр.105 Рис. 113 стр.115 |
||||||
4 |
Подумайте и ответьте на вопрос: Почему кукушкин лён называют зелёным мхом, а сфагнум – |
Нарисуйте |
Стр. 115 абзац «В местах обитания» |
||||||
|
|||||||||
5 |
Составьте 1-2 предложения, которые включают следующие |
Запишите составленные предложения, раскрывающие причину |
Стр.115 абзац со слов «Каждый год верхней….» |
||||||
6 |
Начертите таблицу к следующему уроку |
Сравнение сфагнума и кукушкина льна |
Заполним на уроке. |
||||||
Сфагнум |
Признаки |
Кукушкин лён |
|||||||
Побег |
|||||||||
Листья |
|||||||||
Клетки |
|||||||||
Ризоиды |
|||||||||
Спорофит |
|||||||||
Гаметофит |
|||||||||
Основная форма жизни |
|||||||||
«Учебный
фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н. Биология, 6
класс, 2019 год.
Тема:
«Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика и значение»
В
тетради запишите тему занятия, номер задания и ответы на задания.
Работаем
с параграфом 22. В задании 1 необходимо вспомнить курс 5 класса.
Задание 1. Установите соответствие между
описанием, рисунком и названием организмов.
ОПИСАНИЕ
I.
Их тело может иметь форму нитей или плоских листовидных
образований. Они могут быть одноклеточными и многоклеточными, наземными и
водными. Это самые древние растения на Земле.
II. Эти
организмы многолетние, могут размножаться с помощью спор, являются
автогетеротрофами. Живут в симбиозе.
III. Эти организмы
относятся к высшим растениям, имеют стебель и листья, обитают в увлажненных
местах.
IV. Это многоклеточные,
невысокие жёсткие травянистые растения, имеющие стебли, листья, корни. Их
ископаемые предки, очень крупные древовидные растения, превратились в залежи
каменного угля; являются злостными сорняками.
РИСУНОК
НАЗВАНИЕ
А. мхи.
Б: хвощи В: лишайники.
Г: водоросли.
ОТВЕТ
Описание (I-IV) |
I |
II |
III |
IV |
Рисунок (1-4) |
||||
Название (А-Г) |
Задание 2. «Ключевые слова»
Заполняем таблицу – синтез «Ключевые слова»
Ключевое слово |
Толкование |
Выписки из текста |
Корневище |
||
Вайи |
||
Спорангии |
||
Заросток |
||
Каменный уголь |
||
Живые ископаемые |
||
Стела |
||
Известкование |
Задание 3: В рабочих тетрадях напротив
соответствующей цифры ставим символ +, если вы с утверждением согласны, ставим
–, если не согласны , цифры 1,2,3,4,5,6 записываем в ряд.
1. В тропических странах
встречаются древовидные папоротники.
2. У этих растений
хорошо развиты проводящие, механические и покровные ткани.
3. Папоротники широко
распространены по всему земному шару от тундры до пустыни.
4.Хвощ полевой имеет два типа побегов: весенний
бесхлорофилльный и летний хлорофиллоносный.
5.Каменный уголь образовался в океане из бурых
водорослей более двух миллиардов лет назад.
6.Появление плаунов на сельскохозяйственных угодьях
– признак кислой почвы, требующей известкования.
Задание 4. Заполняем сюжетную таблицу «Кто?
Что? Где? Когда? Почему?» по теме «Образование каменного угля», прочитав текст
второго абзаца на стр. 117.
Кто? |
Что? |
Где? |
Когда? |
Почему? |
Каменный уголь |
Задание 5. Изучите текст «Размножение»,
составьте линейный кластер «Размножение папоротников, хвощей и плаунов»,
заполнив ячейки с цифрами 1-7. Усовершенствуйте кластер (изменив его структуру,
дополнив новым содержанием, другое усовершенствование) и усовершенствованный
кластер заполните в тетради.
Задание 6. Заполните диаграмму Венна, изучив
текст Приложения 1. Оформите так:
А. Отличие
папоротников:___________________________________________
Б. Отличие
плаунов:_________________________________________________
В. Отличие
хвощей:_________________________________________________
А+Б. Сходство плаунов и
папоротников:_______________________________
Б+В. Сходство плаунов и
хвощей:_____________________________________
А+В. Сходство хвощей и
папоротников:_______________________________
А+Б+В. Сходство хвощей, плаунов и
папоротников:_____________________
Задание
7. Найди ошибку и запиши исправленное предложение.
1.
Молодые сочные листья хвощей употребляются в пищу как
салат.
2.
Значение кукушкина льна в природе очень велико.
Разрастаясь плотными дернинами, кукушкин лен вызывает заболачивание. Отмирающие
части растения формируют торф.
3.
То, что мы называем папоротником, является гаметофитом.
4.
Папоротники являются семенными растениями.
5.
Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов.
6.На
весенних побегах хвоща полевого образуются гаметы.
7.Для
плаунов характерно мутовчатое расположение листьев и членистость побегов.
8.
У мхов, как и у папоротникообразных, листостебельный побег
является спорофитом.
9.
Нефролепис, страусник, орляк и баранец – представители
отдела папоротники.
10.
Ликоподий изготавливают из высушенных корневищ плаунов.
Оценивание: перечерти в тетрадь
оценочную таблицу, поставь себе отметку за работу (от 1 до 12
баллов). Попроси родителей оценить степень твоей самостоятельности при
выполнении работы (от 1 до 12 баллов).
Твоя отметка: |
Отметка родителей: |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Сравнение
хвощей, плаунов и папоротников
«Учебный фарватер – маршрутизатор знаний»
Учебно-методическая
разработка по устранению дефицитов знаний Учебник: Пономарёва И.Н.
Биология, 6 класс, 2019 год.
Тема:
«Голосеменные растения»
В
тетради запишите тему занятия, номер задания и ответы на задания. Задание
1. Заполните таблицу «Многообразие голосеменных», используйте §23.
Название растения |
Экологические особенности, жизненные формы |
Особенности генеративных органов (шишки, семена) |
Особенности побега |
Сосна |
|||
Ель |
|||
Пихта |
|||
Лиственница |
|||
Можжевельник |
Задание 2. На рисунке
изображена ветка ели с шишками. Рассмотри рисунок и заполни таблицу.
Часть растения |
Номер на рисунке |
Функция |
Мужская шишка |
||
Женская шишка |
||
Лист |
Задание 3. На рисунке
изображена ветка с шишками сосны обыкновенной. Какой цифрой на рисунке
обозначена пыльца? Какую функцию выполняет пыльца?
Задание
4. Определи представителей голосеменных растений:
1.
Задание
5. Изучите схему жизненного цикла сосны обыкновенной и ответьте на вопрос,
какое эволюционное событие способствовало распространению голосеменных растений
на Земле?
Задание 6. Для чего у
пыльцевого зерна сосны имеются воздушные мешки?
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Добавьте немного воды на дно банки. 2) Внесите зажжённую свечу в банку. 3) Накройте банку пластмассовой крышкой. 4) Положите в стеклянную банку семена. 5) Оставьте банку в таком состоянии на 24 часа.
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В …» по предмету 📘 Биология, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Смотреть другие ответы
Главная » Биология » Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Добавьте немного воды на дно банки.