Пять стилей руководства по вруму йеттону

Модель принятия решений Врума-Йеттона

Модель – это некое упрощенное описание реального мира, используемое для решения конкретных задач в разных областях знаний. Модель отбрасывает несущественные детали и фокусируется на главных параметрах исследуемого объекта.

Проще говоря, есть настоящая машина Феррари, а есть игрушка, которая продается в магазине. Игрушка – это и есть модель.

Модель принятия решений руководителем – это упрощенное описание процесса, который происходит в организации при решении бизнес-задач.

Содержание статьи:

  • 1 Этапы процесса принятия решений
  • 2 Модель принятия решений Врума-Йеттона – это ситуационная модель
  • 3 Пять стилей руководства по Вруму-Йеттону
  • 4 Какой стиль руководства лучше?
  • 5 Критерии Врума-Йеттона
  • 6 Дерево решений Врума-Йеттона
  • 7  Модель принятия решений Врума-Йеттона на практике
  • 8 Советуем также прочитать:

Этапы процесса принятия решений

Классически выделяют 5 этапов процесса принятия решения:

  • Постановка задачи. Это один из важнейших этапов. По сути, постановка задачи – это правильно поставленный вопрос, на который необходимо найти ответ. Этот этап очень важен, т.к. если мы будем искать решение неверной задачи, то результат будет плачевным.
  • Построение модели. На этом этапе выделяются цели (зачем нам решать задачу?) и строится примерный план решения задачи, т.е. модель того, как мы будем искать ответ на поставленный вопрос.
  • Проверка модели на достоверность. Главный вопрос, на который необходимо ответить на этом этапе — все ли существенные детали реальной ситуации встроены в модель?
  • Применение модели. Попытка решения задачи с помощью построенной модели.
  • Обновление модели. Доработка, уточнение модели. Это тоже очень важный этап.

Модель принятия решений Врума-Йеттона – это ситуационная модель

Центральным моментом любого ситуационного подхода в управлении является конкретная жизненная ситуация — набор обстоятельств, которые в данный момент времени сложились в организации.

Приверженцы ситуационной модели в управлении считают, что невозможно создать универсальную систему управления «на все случаи жизни». Любая модель управления должна подстраиваться под конкретную ситуацию, возникшую в бизнесе.

Пять стилей руководства по Вруму-Йеттону

Врум и Йеттон выделили пять стилей руководства, которые зависят от того, на сколько существенно подчиненные участвуют в процессе принятия решения.

Эти стили следующие:

  • А1. Руководитель сам решает проблему или принимаете решение.В этом случае подчиненные совсем не участвуют в принятии решения.
  • А2. Руководитель запрашивает информацию у подчиненных -> сам анализирует информацию -> принимает решение. Роль подчиненных в этом случае – только предоставление необходимой информации
  • C1. Руководитель излагает проблему индивидуально одному подчиненному (или нескольким подчиненным, но по отдельности) -> выслушивает идеи и предложения подчиненного -> принимает решение. Важно, что руководитель не собирает подчиненных в одну группу, а выслушивает их идеи по отдельности.
  • C2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных -> выслушивает их идеи и предложения –> принимает решение (не обязательно совпадающее с решением группы подчиненных).
  • G2. Руководитель излагает проблему группе подчиненных -> выслушивает их идеи и предложения -> вместе с группой приходит к соглашению (консенсусу) -> принимается совместное решение Роль руководителя здесь, скорее, похожа на роль председателя, который выслушивает все решения, но не влияет на группу своим авторитетом.

Какой стиль руководства лучше?

Стили руководства А1 и А2 можно назвать автократическими («А» — от автократический), C1 и C2 – консультационными («C» — от английского consult), стиль G2 – демократическим или групповым («G» — от английского group).

Врум и Йеттон считали, что нет абсолютно лучшего стиля руководства. По их мнению, каждый раз в зависимости от конкретной ситуации необходимо применять тот или иной стиль руководства. То есть, выбранный стиль руководства должен зависеть от конкретных жизненных обстоятельств.

Критерии Врума-Йеттона

Чтобы понять, какой стиль руководства выбрать в данной ситуации, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается каждая ситуация

Критерии самой ситуации:

1. Значение качества решения.

2. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.

3. Степень структурированности проблемы.

Критерии, ограничивающие участие подчиненных:

4. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения

5. Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.

6. Степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Каждый критерий – это, по сути, вопрос, который руководитель должен задать себе при оценке ситуации.

Дерево решений Врума-Йеттона

Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (см. рисунок).

 дерево врума-йеттона

 Модель принятия решений Врума-Йеттона на практике

Модель Врума-Йеттона имеет чисто практическое значение, в отличие от многих других теорий управления. Используя дерево решений, любой руководитель может разобраться и оценить – какой стиль руководства более подойдет к принятию данного решения.

Советуем также прочитать:

  • Теория ожидания Врума (теория мотивации)
  • Теория мотивации Герцберга
  • Теория мотивации МакКлелланда (Теория приобретенных потребностей)

модель принятия решений врума

Для объяснения ситуационного лидерства сегодня имеется немало моделей. Но, как известно, времена меняются, и чтобы идти в ногу со временем необходимо разрабатывать соответствующие этому времени идеи и модели. И к числу наиболее современных моделей ситуационного лидерства является модель, которую разработали два учёных: Виктор Врум и Филипп Йеттон, а затем доработал третий исследователь Артур Яго. И прежде чем мы приступим непосредственно к описанию модели, следует сказать несколько слов об этих людях.

Виктор Врум является американским исследователем в области теории мотивации, разработчиком теории ожиданий, автором таких трудов как «Принятие решений как социальный процесс», «Лидерство и принятие решений» и «Труд и мотивация».

Филипп Йеттон – исследователь в области поведенческих теорий и моделей лидерства. Вместе с Виктором Врумом полтора года разрабатывал и тестировал дерево решений для определения модели лидерства.

Артур Яго – исследователь в области лидерства и принятия управленческих решений.

Теперь же можно перейти к рассмотрению модели принятия решений.

Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго

Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго предполагает определение наиболее эффективного стиля лидерства, в зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации. Кроме того, подразумевается, что один руководитель может использовать несколько разных стилей управления.

Главное отличие представленной модели заключается в том, что она ориентирована, главным образом, лишь на один аспект поведения лидера, которым является привлечение сотрудников к участию в процессе принятия решений. Исходя из этого, лидер должен акцентировать своё внимание на подлежащей решению проблеме и на ситуации, способствовавшей возникновению этой проблемы. Предполагается также, что некоторые социальные процессы могут оказывать воздействие на степень участия сотрудников в решении проблем.

Главная же идея модели выражается в том, что эффективность мер по привлечению сотрудников к участию в принятии решений будет зависеть от особенностей ситуации. Исходя из базовой предпосылки модели, какого-то одного универсального и применимого ко всем ситуациям способа принятия решений существовать не может. Только после анализа и оценки всех аспектов проблемы в отдельности руководитель может определить, к какому стилю, согласно точке зрения участия в принятии решения сотрудников, необходимо прибегнуть.

В модели Врума, Йеттона и Яго показатель эффективности решения (Рэфф) должен определяться на основе особого уравнения, которое показывает, что показатель Рэфф зависит от показателя качества решения (Ркач) и объёма обязательств по выполнению решения (Робяз), принимаемому подчинёнными, а также от уровня срочности решения (Рвремя).

Модель основывается на представлении о том, что время, которое отводит сама ситуация для решения проблемы, вместе с двумя оставшимися показателями представляет собой критический фактор. В той же ситуации, где временное ограничение не имеет никакого значения, этот показатель будет равен нулю.

Формула такова:

Рэфф = Ркач + Робяз – Рвремя

Общая эффективность решения (Оэфф) учитывает ещё и такие факторы как «Стоимость» и «Развитие».

И здесь будет следующая формула:

Оэфф = Рэфф – Стоимость + Развитие

В данной формуле под значением «Стоимость» имеется в виду время, которое потрачено на решение, но в иной ситуации способное быть полезнее. А под значением «Развитие» понимается выигрыш, полученный за границами решения, принятого в одиночку.

Последний вариант модели Врума, Йеттона и Яго предлагает использовать для определения стиля лидерства, который соответствует особенностям конкретной сложившейся ситуации, дерево решений. Используя модель, руководитель должен «переходить» по ветвям данного дерева, направляясь из левой стороны в правую. Во время этого движения он будет сталкиваться с десятком различных проблемных ситуаций.

Оценивать же эти ситуации руководитель должен по восьми аспектам проблемы (об этом будет сказано ниже), осуществляя по каждому из аспектов выбор ответа: высокий уровень/высокая степень или низкий уровень/низкая степень. Именно эти ответы позволяют руководителю выйти к конкретной проблемной ситуации и определить стиль принятия решения, подходящий ей в наибольшей степени.

Дерево принятия решений выглядит следующим образом:

0

Что же касается аспектов проблемы, то характеризуются они так:

1122

Чтобы решения в модели принимались исходя из особенностей ситуации и уровня привлечения сотрудников, необходимо прибегать к использованию пяти стилей лидерства:

  • AI – автократический I
  • AII – автократический II
  • KI – консультативный I
  • KII – консультативный II
  • ГП – совместный (групповой)

Каждый из стилей имеет свои конкретные особенности. Применительно к руководству над коллективом, эти стили будут означать следующее:

AI – в соответствии с данным стилем, решение принимается руководителем самостоятельно. Для этого он должен использовать ту информацию, которая имеется у него в распоряжении на настоящий момент.

AII – в соответствии с данным стилем, сначала руководитель получает от своих подчинённых всю необходимую информацию, и только потом самостоятельно принимает решение. Причём, каждый из сотрудников должен быть привлечён лишь на стадии сбора информации. Принятие решения, как и его выработка, осуществляется самим руководителем.

KI – в соответствии с данным стилем, руководитель по личным соображениям делится своими умозаключениями по поводу возникшей проблемы с сотрудниками, которые каким-либо образом причастны к ней. Это делается для того, чтобы получить от сотрудников идеи и предложения, не прибегая при этом к созданию группы. И на заключительном этапе руководитель принимает решение. Причём, решение может быть как основано на вкладе привлечённых сотрудников, так и не основано на нём.

KII – в соответствии с данным стилем, сначала руководитель собирает группу из своих подчинённых, а затем делится с ними своими умозаключениями по поводу возникшей проблемы. В ходе общего обсуждения руководитель производит сбор поступающих идей и предложений. И уже после этого принимается решение, либо отражающее общий вклад в него сотрудников, либо не отражающее его.

ГП – в соответствии с данным этапом, руководитель сначала собирает своих подчинённых в группу. На следующем этапе сообща разрабатываются и оцениваются любые возможные альтернативы и предпринимаются попытки по достижению консенсуса, касающегося актуального решения. Интересно то, что функция, которую выполняет здесь руководитель, подобна функции, выполняемой председателем собрания, который координирует обсуждение, сосредотачивает внимание на поставленной задаче и делает всё от него зависящее, чтобы были рассмотрены самые важные её нюансы. Здесь руководитель не стремится к оказанию на группу влияния, склоняя к тому, чтобы принять решение, устраивающее его, а, наоборот, выражает готовность к тому, чтобы принять и реализовать решение, поддерживаемое всеми членами коллектива.

Авторы модели, описывая представленные стили принятия решений, выделяют, что должностные полномочия всегда остаются за руководителем, как и ответственность, которую он несёт за принятые решения.

Заключение

Различные эксперименты, направленные на изучение рассматриваемой нами модели показали, что в тех ситуациях, когда руководители при принятии решения руководствуются рекомендованным моделью стилем, эффективность их решений в 65% случаев является более высокой, нежели в ситуациях, когда решения принимаются иными способами.

Но, одновременно с этим, у модели Врума, Йеттона и Яго есть несколько минусов.

Во-первых, большинство исследований, направленных на проверку модели, основывались на самоотчётах и воспоминаниях руководителей, из-за чего оценки могли быть необъективными.

Во-вторых, подчинённые предпочитают, главным образом, принимать решения в группе, и это касается даже ситуаций, не располагающих групповому обсуждению. Отсюда следует вывод, что авторитарный стиль управления может быть неэффективным даже в самых жёстких условиях.

В-третьих, модель предлагается к использованию по большей части управленцами, нежели подчинёнными. А исследования реакции сотрудников на принятие решений с применением модели дали понять, что сотрудники не видят взаимосвязи между предлагаемыми моделью ситуациями и стилями принятия решения.

Однако эти недостатки ни в коей мере не уменьшают значение модели Врума, Йеттса и Яго. Даже сегодня её считают одной из наиболее применимых ситуационных моделей руководства.

Пять стилей лидерства модели в.Врума-п.Йеттона

Автократические

Консультативные

Полное
участие

А

Б

В

Г

Д

Лидер
принимает решение самостоятельно,
используя только имеющуюся у него
информацию

Лидер
получает информацию от последователей,
но решение принимает самостоятельно;
последователи участвуют в принятии
решения лишь как источник необходимой
информации

Лидер
консультируется с каждым из последователей
индивидуально, не собирая их в проблемную
группу; решение принимает самостоятельно

Лидер
консультируется с группой в целом, а
затем принимает решение, которое может
и не отражать мнение подчиненных

Лидер
излагает проблему группе; в результате
совместного обсуждения идет поиск
альтернативных вариантов решения и
достигается консинсус; при этом лидер
не навязывает свое решение, а принимает
то, которое выбрала группа

Одна
из современных моделей ситуационного
подхода – «теория
жизненного цикла» П.Херси и К.Бланшара
,
согласно которой степень проявляения
власти лидера зависит от уровня «зрелости»
его последователей.

«Зрелость»
рассматривается как стремление к
достижению поставленной цели, наличие
опыта при выполнении конкретной задачи,
уровень образования, способность брать
на себя ответственность. При этом
выделяются четыре категории развития
подчиненных:

D1
низкий
уровень компетенции и высокая мотивация
:
подчиненные выполняют новое для них
задание, они не знают точно, как оно
должно выполняться, но воодушевлены
тем, что могут принести пользу;

D2
невысокий
уровень компетенции и низкий уровень
мотивации
:
подчиненные начали понимать, как должна
быть выполнена работа, но они частично
утратили мотивацию к работе;

D3
более
менее высокий
уровень компетенции, но мотивация может
отсутствовать
:
подчиненные развили требуемые навыки,
но они не уверены, что смогут самостоятельно
сделать работу;

D4
высокий
уровень компетенции и высокая степень
мотивации
:
у подчиненных есть все необходимые
навыки для выполнения работы и мотивации
к труду.

В
зависимости от уровня «зрелости»
подчиненных выделяются следующие
лидерские стили (табл.8).

Таблица
8

Лидерские стили по п.Херси и к.Бланшару

Категории
развития подчиненных

Степень
зрелости

подчиненных

Лидерский
стиль

Характеристика

D1

Низкая

«указующий»

Лидер
должен больше ориентироваться на
задачу и меньше на взаимоотношения
между людьми

D2

Средняя
(подчиненные хотели бы принять
ответственность, но пока не могут
этого сделать)

«поддерживающий»

Лидер
ориентируется на задачу, дает конкретные
указания, инструкции, поддерживая в
то же время желания, энтузиазм и
инициативность у подчиненных

D3

Достаточно
высокая (подчиненные уже могут, но еще
не хотят отвечать за выполнение задачи)

«участвующий»

Лидер
ориентирован в большей мере на людей
и в меньшей на задачу; лидер может
повысить мотивацию подчиненных,
привлекая их к принятию решений и
оказывая помощь

D4

Высокая
(подчиненные могут и хотят нести
ответственность)

«делегирующий»

Со
стороны лидера наблюдается низкая
ориентированность и на задачу, и на
людей

Недостатки этой
теории состоят в упрощении деления
лидерских стилей, отсутствии
последовательного методов измерения
уровня зрелости подчиненных и неясности
того, будут ли способны руководители
вести себя на практике так же гибко, как
того требует модель.

В соответствии с
«континиумом
лидерского поведения» Танненбаума-Шмидта

лидер выбирает один из семи образцов
поведения в зависимости от силы
воздействия трех факторов: самого
лидера, его последователей и создавшейся
ситуации (рис. 5).

Демократический
стиль

Ориентация
на отношения

Авторитарный
стиль

Ориентация
на работу

Источник
власти

Область
свободы действий для последователей

Область

применения
власти лидером

Соседние файлы в папке менеджмент полный

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

8.6. Концепция стилей руководства Врума – Йеттона

Заслуживает внимания подход американских ученых В. Врума и Ф. Йеттона, которые выделили два подвида автократического стиля управления, два подвида консультативного стиля и групповой стиль, поставив их в зависимость от характера взаимодействия руководителя с подчиненными в процессе принятия решения:

• стиль автократический А1: руководитель принимает решения единолично на основе имеющейся у него информации;

• автократический А2: роль подчиненных сводится к сбору информации для руководителя, который на ее основе принимает единоличные решения;

• стиль консультативный С1: руководитель обсуждает проблему с ограниченным кругом подчиненных в процессе индивидуальных контактов и принимает решение с учетом или без учета их мнения;

• консультативный С2: руководитель проводит групповое обсуждение проблемы, собирает и обобщает высказанные мнения и предложения, принимает решение единолично с учетом или без учета предложений подчиненных;

• стиль групповой G2: руководитель организует и проводит групповое обсуждение проблемы и обеспечивает принятие коллективного решения.

В. Врум и Ф. Йеттон разработали также ситуационную модель выбора стиля руководства в процессе принятия решения, в которой рекомендуемые стили связаны с оценкой руководителем следующих параметров ситуации:

• А – наличие или отсутствие явно предпочтительного решения;

• Б – наличие или отсутствие опыта в решении подобных задач и необходимой информации;

• В – степень структурированности проблемы (когда удается выявить факторы, влияющие на ее решение);

• Г – отношение подчиненных к внедрению решения (многое ли зависит от отношения подчиненных);

• Д – прогноз поведения подчиненных в случае единоличного принятия решения руководителем;

• Е – степень разделения подчиненными целей организации, мотивируют ли их эти цели;

• Ж – возможность развития конфликтной ситуации в связи с обсуждением и принятием того или иного варианта решения.

Как видим, руководитель должен учесть целый ряд организационных, профессиональных, социально-психологических и иных факторов, прежде чем «принимать решение относительно организации и стиля принятия решения».

Принимая решение о делегировании полномочий, лидер должен решить вопрос о том, кому они будут делегироваться: отдельному индивиду или команде подчиненных. К примеру, лидер должен определить, будет ли группа заниматься изучением проблемы и поиском альтернатив или же ей следует поручить и принятие окончательного решения. Лидеру также нужно понять, примет ли он сам участие в групповых обсуждениях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

6.4. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям

6.4. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям
В практической деятельности руководителя предприимчивость – это умение работника находить и использовать резервы для повышения эффективности личной работы и деятельности коллектива, преодолевать трудности в

Теория ожиданий Врума

Теория ожиданий Врума
Основной принцип заключается в том, что мотивация сотрудника зависит не только от потребностей, но и от ожиданий (деньги, признание, развитие и т. д.). Чем сильнее ожидание, тем сильнее мотивация, и, если ожидание не оправдывается, происходит

9.1. Модель решений Врума-Йетгона-Яго

9.1. Модель решений Врума-Йетгона-Яго
Врум и Йеттон (а может быть, Яго – это второе имя Йеттона, а мы тут мучаемся) выделили пять стилей. Для удобства (когда человек так говорит, никогда не понятно до конца, для чьего удобства – для удобства говорящего или для удобства

4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка

4. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
Первые исследования трех лидерских стилей были проведены Куртом Левиным и его коллегами в Университете штата Айова. Выделялись автократический, демократический и либеральный

5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона

5. Ситуационные теории лидерства Фидлера, Херси-Бланшарда, Реддина, Врума-Йеттона
Наибольшую популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила управленческая сетка Р. Блэйка и Д. Моутон (рис. 2). В основу этой двухмерной теории лидерства

38. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка

38. Классификация стилей руководства в поведенческом подходе. Управленческая решетка Р. Блэйка
Первые исследования трех лидерских стилей были проведены Куртом Левиным и его коллегами в Университете штата Айова. Выделялись автократический, демократический и

Сравнение стилей управления

Сравнение стилей управления
В этой главе рекомендации носителям четырех стилей сводятся воедино, что позволяет сделать акцент на различиях стилей. Это облегчит для вас коучинг менеджеров и процесс самообразования.Как сказал Мигель де Сервантес, «Загляни внутрь себя и

Как выбрать формат обсуждения и принятия решения

Модель Vroom-Yetton разработана для определения оптимального подхода к принятию решения и выбора подходящего для каждой конкретной ситуации стиля руководства. Она была опубликована Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном в книге «Лидерство и принятие решения», 1973 г.

Не существует единого алгоритма принятия решения, каждая ситуация индивидуальна. Врум и Йеттон предлагают пять стилей, из которых вы выбираете оптимальный для вашей ситуации, опираясь на существующие условия. Два варианта автократического стиля, два — консультативного и один вариант коллегиального. Например, если важны скорость и решительность, то предпочтительным будет автократический стиль. А если важнее сотрудничество с командой, то больше подойдет коллегиальный.

Исследования модели Vroom-Yetton показали, что при ее использовании менеджеры более эффективны, а их команды более продуктивны и довольны результатом.

Хотя временами модель может показаться сложной и запутанной, она действительно полезна в новых и нестандартных ситуациях. Используя ее, вы скоро начнете интуитивно выбирать правильный подход и в ежедневных рутинных задачах, и в работе над более сложными проблемами.

Модель Vroom-Yetton учитывает следующие три фактора:

  • Качество решения
    Иногда крайне важно принять правильное решение, и вам понадобится большое количество ресурсов (людей, времени, информации и т.д.) для совершения точных и приводящих к ожидаемому результату действий.
  • Вовлеченность команды
    Некоторые ваши решения окажут сильное воздействие на членов вашей команды, в то время как другие пройдут незамеченными для них. Лучше вовлечь сотрудников в процесс поиска решения, если оно может значительно повлиять на них. Это улучшит качество решения и быстрее приведет к успешному результату.
  • Временные рамки
    Если у вас достаточно времени, вы можете повысить качество решения за счет более глубокого исследования вариантов и вовлечения людей в обсуждение. Ограничение по времени лишит вас этих преимуществ.

Основной недостаток модели в том, что она имеет жесткую структуру. Это означает, что она не учитывает такие детали как эмоции и динамику команды и многогранность задачи.

Врум совместно с Артуром Джаго обратили внимание на эти несовершенства и внесли изменения в оригинальную модель в книге «Новый стиль Лидерства», 1988 г. Обновленная модель (Vroom-Yetton-Jago) получилась более комплексной, она включает в себя уточнения вопросов и один дополнительный, что позволяет учитывать больше ограничивающих факторов. Также в ней используется математическая формула, реализованная в формате древовидной диаграммы, для определения оптимального стиля принятия решения в конкретной ситуации.

Врум и Джаго сочли полезными следующие вопросы:
(QR) Насколько важно принять качественное решение в данной ситуации?
(CR) Важна ли поддержка этого решения членами команды?
(LI) Достаточно ли у вас информации для принятия качественного решения?
(ST) Хорошо ли структурирована и понятна проблема?
(CP) Если вы примете решение самостоятельно, уверены ли вы, что члены команды и те, кого оно касается, будут привержено следовать этому решению?
(GC) Разделяют ли члены команды организационные цели, которые должны быть достигнуты при решении проблемы?
(CO) Вероятен ли конфликт между членами команды при выборе предпочтительного решения?
(SI) Достаточно ли у тех, кого вы рассматриваете для участия в решении, информации и опыта для улучшения его качества?

В диаграмме ниже показан алгоритм решения проблемы по определению уровня вовлеченности команды. Каждый ответ на вопрос продвигает вас по дереву решений к релевантному результату. В итоге вы получаете описание подходящего в данной ситуации стиля принятия решения.

Источник: http://faculty.css.edu/dswenson/web/lead/vroom-yetton.html

(AI) Автократический стиль. Решение по этой задаче оптимально принять самостоятельно на основе тех данных, что у вас есть. Собирать команду для решения проблемы нет необходимости.

(AII) Автократический стиль. Соберите информацию у членов команды, затем примите решение самостоятельно.

(CI) Консультативный стиль. Обратитесь к необходимым для принятия решения членам команды в индивидуальном режиме, консультируйтесь и советуйтесь с ними один на один. Решение принимайте самостоятельно.

(CII) Консультативный стиль. Целесообразно создать группу для обсуждения проблемы. Выработать решение необходимо совместно, но принять его лучше самостоятельно.

(GII) Коллегиальный стиль. Оптимально собрать команду и обсудить ситуацию. Лучшей стратегией для вас будет самостоятельно фокусировать и направлять дискуссию, но не навязывать свое мнение и дать команде принять финальное решение.

Обобщая, консультативный и коллегиальный стили подходят, когда:

  • Нужна информация от других для решения проблемы.
  • Тяжело определить в чем суть проблемы.
  • Важно получить поддержку решения от команды.
  • У вас достаточно времени для управления процессом принятия решения в группе.

Автократический стиль подходит, когда:

  • У вас достаточно компетенций для принятия данного решения.
  • Вы уверены, что решение стоит принимать, не привлекая команду.
  • Команда поддержит ваше решение.
  • У вас мало времени.

Алгоритм автоматизирован и дополнен практическими рекомендациями в рамках проекта Dialog.Guide. Вы можете воспользоваться им прямо сейчас:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации пылесоса lg life s good
  • Настойка эскузан инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Терекс 970 элит руководство по эксплуатации
  • Как сменить руководство тсж
  • Фитоцисталь инструкция по применению для чего применяется таблетки взрослым