Работа под руководством родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 116»

города Магнитогорска

Лебедева Ольга Анатольевна: воспитатель

«Воспитание трудовых навыков в семье»

Серия консультаций для родителей.

Описание материала: Данный материал составлен в виде рекомендаций по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. 
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в семье.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.
Если вы видите, что ваш ребёнок недостаточно самостоятелен в самообслуживании, не проявляет желания выполнять эти действия или, не стремитесь немедленно исправить ситуацию. Это вряд ли возможно. Советуем обсудить эту проблему с воспитателем и совместными усилиями изо дня в день решать её.

Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с удовольствием подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «вымыть посуду», «помыть пол», «приготовить обед». Не отказывайте ребёнку, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает.

Из чего состоит трудовое воспитание?

Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  •  Ручной труд (изготовление различных поделок).

Основные задачи трудового воспитания:

  • Воспитание позитивного отношения как к собственному труду, так и к труду взрослых;
  • Формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • Формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • Формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • Развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда.

Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?
Стремление ребёнка оказать помощь другому члену семьи надо замечать, поощрять и провоцировать. Так закладываются основы совместной трудовой деятельности.

Возросшие возможности ребёнка позволяют добиваться самостоятельного выполнения доступных трудовых процессов по уходу за растениями в доме и на даче (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья) и за животными (насыпать корм, поменять воду, почистить клетку).

Будет замечательно, если к этим видам труда удастся привлечь всех членов семьи, так как это сформирует у вашего ребёнка представления о способах общения в процессе коллективной деятельности.

Дорогие родители, помните, что вы для вашего ребёнка являетесь образцом, которому он подражает. Действуйте чётко, спокойно, строго соблюдайте правила безопасного использования орудий труда и материалов (ножниц, грабель, клея и пр.).

Надо учить ребёнка замечать опасные ситуации в быту при выполнении различных видов труда, закладывая основы безопасного поведения.

Наблюдение за трудом взрослых людей можно усложнить и вывести за рамки быта семьи. Используйте для этого ситуации посещения врача, парикмахера, выход в магазин, поездку в транспорте и др. Более детально расскажите и по возможности покажите орудия, механизмы, облегчающие труд человека, материалы, свойства которых учитываются в процессе труда.

Приобщая ребёнка к трудовой деятельности, формируйте уважительного  отношения к профессиям мужчин и женщин, стремитесь вызвать восхищение их мужскими и женскими качествами, проявляющимися в трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

Кто где работает? Кто это делает? Кто это умеет? Кто что делает? Кому что нужно для работы? Что сначала, а что потом? Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

 водят и чинят машинки; накрывают стол для кукол; «готовят» в детской посуде; учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

Кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки); у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи); «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков; «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается; «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.

Анкета для родителей «Воспитание трудовых навыков в семье»

1. Знакомите ли вы своего ребенка со своей профессией?

2. Что делает ваш ребенок самостоятельно?

3. Какие трудовые поручения вы даете своему ребенку?

4. Привлекаете ли вы ребенка к трудовым будням семьи?

5. В чем выражается его участие(пример)

6. Какие, по вашему мнению, трудовые обязанности по дому доступны детям   (указывается определенный возраст)

7. Кому из старших в семье ваш ребенок любит помогать?

8. Что делает для других?

9. Охотно ли выполняет ваши поручения?

10. В чем вы видите воспитательное значение труда детей для других?

11. С помощью каких приемов, вам удается добиться от своего ребенка заканчивать начатое дело?

Ответьте на данные вопросы и проанализируйте свои воспитательные приёмы в данном вопросе.

Удачи вам, Уважаемые родители, в воспитании трудолюбия у детей.

Этапы работы над проектом

в начальной школе (под руководством родителей)

1 этап: Подготовка. На этом этапе определяются: тема (отражает суть проекта, может быть сформулирована оригинально), цель (должна быть реально достижима и ёмко сформулирована) и задачи проекта.

ЦЕЛЬ — это то, чего вы хотите достичь в результате совместных действий. А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать? Это и будут ваши задачи (т.е. пути или шаги достижения цели).

2 этап: Планирование. Попробуйте ответить на вопрос: Что уже известно, а что нет? Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?» Это будет ваш план действий.

На данном этапе вы четко должны представлять последовательно весь фронт ваших работ: определить источники информации; определить способы сбора информации и анализа информации; определить способы представления результатов; выработать критерии оценки результатов и процесса.

3 этап: Исследование.

Основные инструменты: Интервью; Опросы; Наблюдения; Эксперименты. Методы исследования: Анализ литературы; Анкетирование; Интервью; Поиск в Интернет и т.д.

На данном этапе вы можете выдвинуть гипотезу (предположение), подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом. Но можно обойтись и без нее.

4 этап: Результаты и выводы, оформление проекта.

Результаты проекта должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, представление опытов путем создания фото и т.д.), т.е представление самого продукта проекта.

Возможны приложения рисунки, фотографии, карты, графики, стенограмма интервью, анкеты.

5 этап: Представление результата, презентация.

В докладе и на стенде (1-2 листах ватмана) должно быть:

1. Тема проекта

2. Цель проекта

3. Задачи

4. Гипотеза (если она есть)

5. Методы и средства исследования

6. Актуальность проекта

7. Этапы работы

8. Полученные результаты

9. Выводы (они должны соответствовать поставленной цели)

6 этап: Оценка результатов.

Сделайте анализ своего выступления после защиты проекта. Ответьте кратко на вопросы: 1.Довольны ли вы своим выступлением? 2. Что вам особенно понравилось и запомнилось? 3.Что не понравилось?

Статья на
тему:

Совместная
работа родителей и учителей- успешные дети!

  Сегодня Мы – Учителя  строим Новую школу, школу в которой
детям интересно учиться, где они познают новые знания, с каждым днем становятся
лучше, эрудированнее, сильнее. И, конечно, в центре образовательного процесса и
нашего учительского внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной
работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию,
умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить
собственный смысл в жизни.

   На формирование личности наших учеников главное воспитательное
влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни
человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под
руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и
навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс
социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но
прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и
педагоги».

    Но в современном мире рыночной экономики большинство родителей
занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на
духовное и эмоциональное общение почти не остается. К сожалению, некоторые
родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и
обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на нянь, и конечно
же школу. Естественно педагоги, классные руководители, психологи не могут
заменить родительского покровительства, полноценного общения между детьми и
родителями. Но именно педагоги могут оказывать влияние на   единство процесса
воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого
ребенка.

    По своему опыту скажу, именно те дети,
которые ущемлены в родительском внимании ищут внимание в школе, в классе. Чаще
всего именно такие дети  нарушают дисциплину таким образом привлекая внимание к
себе. Либо же напротив ребенок замыкается в себе, чувствуя некую неполноценную
связь с родителями. Оба случая отрицательно сказываются на процессе образования
ученика. И здесь главным связующим звеном между учениками и их родителями
выступают учителя.

   На сегодняшний день взаимодействие
учителей и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении
семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча
родителей. Я думаю,  каждая школа проводит данные мероприятия, и это,
действительно помогает привлечь внимание родителей к  школьной жизни их детей. Но,
к сожалению, часто родительские собрания сводятся к обсуждению результатов
успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У родителей
много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными
знаниями. Поэтому наша обязанность — грамотно подходить к планированию подобных
мероприятий, правильно определять   цели и задачи проведения родительских
собраний. Из своего опыта я выделила следующие рекомендации по проведению успешных
родительских собраний:

Итак,

1.    
 К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
Подготовить подробный отчет на каждого ученика не только в плане успеваемости и
дисциплины, но и эмоционального состояния ребенка.

2.    
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей.

3.    
Сначала лучше сделать ударение на положительных чертах ребенка, выделить
ту деятельность, которая лучше дается ученику. Затем в плане рекомендации
указываются «слабые стороны» ребенка.

4.    
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

5.    
Собрание должно носить как теоретический, так и практический
характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

6.    
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся.

7.    
Если технические возможности школы позволяют, то можно
использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний,
собрать коллекцию фотографий деятельности учеников с разных уроков.

   Обучение родителей – это первый шаг к
построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на
основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на
родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по
работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт
школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это
удобно и экономит время.

   Следующей важной ступенью в работе с
семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей
результативности. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о
возможных проблемах, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из
членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества
семьи и школы.

  Следующая форма взаимодействия с
родителями в нашей школе — организация консультаций для родителей учеников
в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день
направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не
находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу
за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость
ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.

  Задача школы на этом этапе – попытаться
оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и
эмоциональную. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе,
если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их
деятельности – психотерапевтическая. Поэтому в школе должны быть организованы
практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации.

  В школе необходимо создать такую
атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен
доброжелательно и терпимо. Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность
педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном
плане люди. И если родители пришли в школу, значит есть о чем поговорить. Еще
одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение
педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений, когда
хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной
семейной ситуации.

    Но самое большее недовольство вызывает
у родителей, когда, придя в школу для получения консультации, родители
вынуждены выслушивать упреки и нотации в адрес ребенка, и в свой собственный.
Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз
потратить свое время на подобную процедуру.

   Контакт между учителем и родителями
возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее
воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей:

1. Действия и мероприятия, направленные
на укрепление и повышение авторитета родителей. 
Нравоучительный,
назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так
как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Единственно
правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение.
Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том,
что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

2. Повышение уровня их
педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать
все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые
не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию детей.

3. Педагогический такт,
недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 
Классный
руководитель – лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни
были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все
знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в
воспитании.

4. Ориентация на успешное развитие
личности. 
Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление
закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты
не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что
неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен
верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.

     Особое внимание относится к
неблагополучным семьям, где родители не выполняют своих обязанностей по
обучению и воспитанию детей. В этих случаях необходимо объединение усилий
школы, социальных и психологических служб, органов правопорядка.

    Итак, сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные
условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности
ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого
ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность учеников —
норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

Поддерживают ли должным образом руководство и HR-отдел известных вам компаний своих сотрудников с маленькими детьми? Мы не сомневаемся, что если такие и есть, то их единицы. Проблема правильной организации рабочего процесса с сотрудниками у которых есть маленькие дети актуальна как никогда.

В этой статье мы хотим рассказать о том, почему каждая компания должна разработать стратегии по работе с сотрудниками у которых есть дети. И, конечно, на примерах покажем, как это можно реализовать.

Почему важно уделять внимание работающим родителям

Если вы раньше и обдумывали эту проблему то, скорее всего, подошли к ней с точки зрения эффективности менеджмента: соблюдение баланса между работой и личной жизнью, или интеграция в рабочий процесс. Потенциальные решения могли показаться туманными, а попытки что-то сделать избирательными; не было никакого ясного пути или возможности вовлечься в проблему.

Даже если вы непосредственно сталкивались с проблемой в прошлом, например, у вас был ведущий специалист, который вдруг решил начать работать удаленно в конце декретного отпуска – ситуация, вероятно, все еще ощущалась как несерьезная и незначительно влияющая на работу компании.

Но это больше не так. В нынешнем экономическом и культурном видении проблема работающих родителей вышла на передний план проблем лидерства. Если ваша компания будет игнорировать это, то продолжит терять таланты.

А теперь к фактам, почему же работодатель должен позаботиться о сотрудниках с детьми:

Демография

Давайте посмотрим на статистику: в США работоспособных граждан в возрасте от 25 до 54 лет – 102 миллиона человек, а работающих родителей 52 миллиона. Данные о растущем числе профессионалов с детьми в других странах не отстают: в Англии сейчас на миллион работающих матерей больше, чем 20 лет назад. Поэтому, скорее всего, около 50% вашей команды стараются быть хорошими профессионалами, одновременно воспитывая своих детей.

Если у вас возникли серьезные проблемы с поиском таланта, который вам был нужен еще вчера, пришло время обратить внимание на способы привлечения огромного количества работающих матерей и отцов, удержание и обеспечение их комфортными условиями для воспитания детей.

Нагрузка

Сегодня у работающих родителей более серьезные нагрузки, чем у предыдущих поколений. Во-первых, потому что гораздо больше людей растят детей одни без помощи партнера. Во-вторых, даже если ребенка растят в паре, оба родителя хотят строить карьеру и уделять время ребенку.

Это означает, что у большинства сотрудников с детьми нет дополнительной помощи в уходе за ребенком: никого, кому они могли бы передать часть ответственности или перепоручить, например, визит к врачу. И как ни удивительно, технологические изменения в какой-то степени только усложнили родителям жизнь, ведь даже в 10 вечера смартфон всегда под рукой и приходится решать рабочие задачи.

Привлечение и удержание

Несколько недавних исследований показывают, что для работающих родителей свободный график и баланс между работой и личной жизнью превосходят все остальные критерии, включая оплату труда. И исследования показывают, что мужчины, исторически менее вовлеченные в уход за детьми, сегодня в подавляющем большинстве хотят участвовать в воспитании, но и иметь возможность работать.

Таким образом, работа по воспитанию детей больше не является “женским делом” – это универсальная проблема, определяющая, соглашаются ли люди работать в вашей компании и остаются ли в ней.

Отношение к талантам

То, как вы относитесь к работающим родителям, является показателем того, как вы относитесь к таланту в целом, особенно в глазах будущих или младших сотрудников. Включаете ли вы информацию о политике в отношении семьи в раздел “Карьера” на корпоративном веб-сайте? Если нет, то есть риск, что кандидаты, независимо от того, есть у них дети или нет, быстро перейдут на другие сайты и найдут работу, более подходящую для родителей.

Без хорошего подхода к работе с родителями, который вы готовы продемонстрировать публично, с наглядными примерами того, как мамы и папы преуспевают в вашей организации, вам будет трудно убеждать людей что ваша компания “прекрасное место для работы и построения карьеры”.

Резонанс

Просканируйте заголовки, посмотрите на свой экран или погуглите «работающий родитель», и вы обнаружите тысячи статей, комментариев и мнений, созданных за последние два-три года – все это подчеркивает масштаб проблемы работающих родителей. Это важно не только для тех, кого касается сейчас, но и для тех, кто хоть когда-нибудь собирается иметь детей.

Как поддерживать работающих родителей

Так как же выглядит сильная и выполнимая стратегия? Как перед лицом этой большой сложной задачи лидеры могут взять на себя ответственность и оказать влияние?

Начните с этих ключевых аспектов:

  1. Демонстрируйте личную поддержку работающим родителям.
  2. Выявите проблемы работающих родителей в вашей организации, с точки зрения рядового сотрудника, используя как количественные, так и качественные характеристики.
  3. Привлекайте единомышленников внутри и за пределами отдела кадров для поиска и выполнения решений.
  4. Используйте комплексный подход.
  5. Избегайте конкуренции, когда речь идет о работающих родителях.

Примеры стратегий поддержки сотрудников с детьми

Сложно организовать программу, которая обеспечила бы всех работающих родителей полноценными условиями для совмещения работы и воспитания детей. Например, тот же детский сад внутри компании будет стоить очень дорого и далеко не каждая организация готова пойти на это.

Решения всегда есть, мы собрали несколько примеров реальной поддержки для сотрудников и их детей, внедряя которые вы получите гораздо более высокий уровень вовлеченности и лояльности.

Выплаты

Выплаты на рождение ребенка для многих компаний вполне логичная и само собой разумеющаяся вещь. Ведь мы все люди, которые понимают сколько сегодня стоит вырастить ребенка. Для молодых родителей, которые не собираются оставлять свое рабочее место после появления детей, эта помощь будет очень важна.

Подарки

Это один из самых недорогих для компании способов проявить внимание и заботу по отношению к работающим родителям и непосредственно к их детям. Например, организовать новогодние подарки детям сотрудников – это не сложно и даже не занимает много времени.

Обучение

Вопросы обучения детей сотрудников – это уже более серьезный уровень подготовки, в котором задействовано руководство и внутренние ресурсы. Но это приносит гораздо более значительные результаты. Если компания может помочь оплатить обучение детям сотрудников, то, во-первых, повышается уровень вовлеченности, во-вторых, это может минимизировать стресс для очень многих сотрудников. В-третьих, это в значительной мере влияет на удержание.

Отдых

Отдых для детей сотрудников – это не только прекрасный бонус для работающих родителей в компании, но и отличное средство привлечения лучших талантов. Это могут быть путевки для детей в лагерь или другие развлекательно-оздоровительные учреждения. В этом вопросе важно обратить внимание на безопасность и общую репутацию мест, куда вы планируете давать путевки.

Поддержка работающих родителей – будущее всех компаний

Конечно, это произойдет не сразу, но мы уверены, что со временем большинство компаний в полной мере осознают важность и насущную необходимость в программах, которые направлены на поддержку сотрудников с детьми. Это в первую очередь важно для успеха компании, ведь как мы уже говорили, работающие родители – это как минимум 50% ваших сотрудников и процент будет только расти.

Для организаций и людей, занимающих руководящие должности создание условий для работающих родителей – это эффективное использование и раскрытие потенциала людей, которые пытаются совмещать работу и семью. В Hurma System можно внести данные о детях сотрудников и их днях рождения. Даже небольшой подарок ко дню рождения ребенка от компании будет очень приятен сотруднику.

Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Родителям предстоит не просто научить малыша трудиться, а сделать так, чтобы труд стал для него источником радости. И самый благоприятный период для этого – дошкольный возраст. Как правильно организовать трудовое воспитание дошкольников, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы воспитателей дошкольных учреждений. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье – на примере и под руководством родителей.

Ребенок моет посуду

Из чего состоит трудовое воспитание?

Итак, какому именно труду нужно учить малыша? Трудовое воспитание включает в себя 4 основных аспекта.

  • Самообслуживание (гигиена, одевание-раздевание, сервировка стола, приготовление несложных блюд, уборка постели, своей игровой зоны, стола после себя, уход за одеждой и обувью).
  • Хозяйственно-бытовой труд (помощь во время готовки, стирки, уборки, ухода за животными или растениями).
  • Труд на природе (уход за посадками и посевами, уборка дворовой территории).
  • Ручной труд (изготовление различных поделок).

Для каждого возраста объем этих навыков будет различен, что обусловлено общим уровнем развития ребенка: его умением управляться с предметами, выполнять просьбы, держать концентрацию внимания, не утомляться, мыслить логически и т. д.
Каждый из этих видов труда дает ребенку возможность развиваться умственно и физически:

  • осваиваться в окружающем мире;
  • строить коллективные взаимоотношения;
  • быть общительным;
  • развивать память, мышление, моторику;
  • изучать предназначение и правила использования орудий труда;
  • расширять кругозор;
  • учиться самостоятельности, дисциплинированности;
  • развивать силу, ловкость, выносливость;
  • учиться уважать старших, ценить результаты труда (не только личные, но и совместные, и чужие), повышать ответственность, самооценку.

Дети моют пол

Принципы приучения дошкольников к труду

Обучение трудовой деятельности – важный этап становления маленькой личности, ее социализации.

Основные задачи трудового воспитания:

  • привитие трудовых навыков;
  • воспитание позитивного, целостного отношения как к собственному труду, так и к труду других людей;
  • формирование умения ценить результаты труда и бережно к ним относиться;
  • формирование верных представлений о роли труда в жизни человека и обществе;
  • формирование умения строить межтрудовые отношения со сверстниками и старшими людьми;
  • развитие способностей к удовлетворению собственных потребностей;
  • формирование стремления к созидательности.

Эти качества формируются постепенно, по мере совершенствования навыков во всех видах труда. Но как прививать эти навыки правильно? Чего при этом делать не нужно?
Девочка со скалкой
Вот основные принципы трудового воспитания малышей дома.

  • Теория «запретного плода» не действует. С самого юного возраста ребенку свойственны попытки изучения окружающего мира, в том числе посредством личного участия. Поэтому он довольно рано начинает пробовать «взрослые» дела: «помогает» мыть посуду, вытирать пыль, подметать. Понятно, что поначалу такая помощь принесет маме только хлопоты (все будет разлито-разбито). Но, запрещая малышу таким образом проявлять участие в труде («ты еще не умеешь, ты маленький, разобьешь, насвинячишь, а мне потом убирать»), взрослые навсегда отбивают у детей желание трудиться. Не пролив и не уронив ничего, он не научится делать правильно. А получив уничижительный «от ворот поворот», не только потеряет интерес к труду, но и станет воспринимать его как что-то плохое, порицательное, потеряет веру в себя.
  • Корыстная мотивация искажает понимание труда. Часто, пытаясь мотивировать ребенка сделать что-то, взрослые начинают с ним торговаться: если сделаешь – получишь конфету (разрешим поиграть на компьютере, подарим машинку). Любви к труду это не привьет: ребенок будет механически выполнять работу, ожидая обязательного вознаграждения. Таким образом, вместо трудовых отношений в семье начинают развиваться товарно-денежные.
  • Чувство собственной важности и значимости повышает у ребенка желание трудиться. Можно поручить ему, к примеру, ухаживать за цветком на окне, объяснив, что он уже взрослый и ответственный, поэтому мама доверяет ему такое важное дело. При этом первое время работы проводят совместно, мама рассказывает и показывает ребенку все важные операции (полить, порыхлить, побрызгать, убрать желтые листья), периодически мягко напоминает об этой работе. И при любом удобном случае хвалит малыша перед посторонними: он у нас уже такой взрослый, ответственный, у него есть собственное сложное дело, и он с ним прекрасно справляется! Искренняя благодарность и восхищение взрослых заставляют ребенка гордиться своими успехами. Малыш будет чувствовать свою значимость, важность своей помощи. А значит, он сможет приучиться прикладывать усилия, чтобы испытывать от труда удовольствие.
  • Ребенку нужно чувство, что он не остается один на один со сложной задачей. Обучая его застилать постель, накрывать на стол или мыть посуду, взрослые должны всегда давать ему установку «вместе» (я всегда рядом, я помогу, у нас все получится). Нужно донести до малыша, что не уметь не стыдно, главное – стремиться, пробовать; что результат всегда будет хорошим, даже если не получится с первого раза. Настойчивость приведет к успеху. Тогда такая работа не вызовет у дошкольника чувства отторжения.
  • Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Эти качества присутствуют в каждом ребенке, важно лишь не убить их родительской гиперопекой. Это ломает волю, отучает быть самостоятельным, ответственным.
  • В отработке навыков самообслуживания главное — следить, чтобы все процедуры выполнялись ежедневно, в должном порядке, чтобы ребенок приучался к аккуратности и соблюдению чистоты вокруг себя. Взрослые должны контролировать и помогать, а не ругать и наказывать за неумение.
  • Пример родителей. Пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей дошкольного возраста. Мы можем сколь угодно долго и жестко требовать от ребенка выполнения тех или иных дел. Но если при этом не подаем ему постоянный пример трудовых отношений в семье, не демонстрируем обязанностей каждого члена семьи, не проявляем аккуратности – результат всех наших «увещеваний» будет нулевым.

Важно!

Приучая ребенка к постоянным домашним трудовым обязанностям, постарайтесь донести до него следующие важные мысли.

  1. Не всегда даже взрослым приходится делать только то, что они умеют лучше всего, или то, что хочется. Часто такие обязанности выполняются потому, что нужно.
  2. В семье обязанности есть у всех: у папы – одни, у мамы – другие. В семье Ивановых папа с мамой тоже выполняют свои обязанности. Это необходимо, чтобы получить от труда что-то хорошее.
  3. К сожалению, даже взрослым часто приходится жертвовать своими желаниями, чтобы сделать по дому то, что входит в их обязанности. Это нужно, чтобы в семье все спорилось, царили чистота и уют, чтобы каждый уставал в меру сил (потому что неправильно, когда все по дому делает только мама: от постоянной усталости она может даже заболеть).

Ребенок играет в повара

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Мальчик с молотком

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Монетка руководство компании
  • Мануал по 162 fmj
  • Крем холисал для десен инструкция по применению взрослым
  • A derma dermalibour creme reparatrice инструкция по применению
  • Тарифным руководством 4 книга 2 часть 1 алфавитный список железнодорожных станций