Работа под руководством супервизора как одна из сторон подготовки к профессиональной деятельности

СУПЕРВИЗИЯ КАК МЕТОД СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Развитие супервизорской практики в
педагогическом образовании обусловлено, прежде всего, появлением новых
образовательных стандартов, утверждением стандарта профессиональной
деятельности педагога, внедрением инклюзивного образования, и, следовательно,
необходимостью соответствия подготовки педагогов к меняющимся условиям труда.
Преобразования предполагают профессиональную переподготовку педагогических
кадров за короткий период времени. Таким образом, возникает потребность в новых
технологиях и методах сопровождения процесса деятельности педагогов. За
последние 30 лет наблюдается огромный рост использования методов
консультирования, поддержки и сопровождения во многих областях. Рассмотрим один
из них.

Понятие «супервизия» появилось в
педагогике совсем недавно. Как социологией, экономикой и другими науками, оно
заимствовано из психотерапии. Предпосылкой развития рассматриваемого явления в
науках может являться концепция поиска истины Сократа, в которой позиция
педагога рассматривается как способ оказания помощи в принятии решения на основе
личностных ценностей и требований совести.

Критикуя привычное образование, основанное
на научении, передаче ученикам готовых знаний в виде кем-то добытых истин,
Сократ полагал, что им необходимо предоставить возможность для самостоятельного
поиска и объяснения смысла путем самопознания и разрешения внутренних
противоречий.

Педагогическую помощь в этом процессе
Сократ назвал майевтикой – искусством извлекать скрытое в человеке правильное
знание с помощью искусных проблемных вопросов [7].

Начало супервизорства было положено
З. Фрейдом, которому в процессе становления и развития психоанализа
приходилось выступать не только в качестве врача, осуществляющего лечение
нервнобольных, или мэтра, проводящего личный анализ своих учеников и коллег, но
и в роли наставника, супервизора, оказывающего помощь в психотерапевтической и
воспитательной деятельности других людей. Наглядной иллюстрацией его
супервизорской деятельности может служить работа «Анализ фобии пятилетнего
мальчика» (1909), являющаяся, по сути, подробным описанием супервизии. В этой
работе воспроизведены представленные З. Фрейду записи бесед отца с сыном,
его собственные предположения и разъяснения, связанные с возникновением фобии у
ребенка, и дидактические рекомендации отцу, пытавшемуся понять и устранить
страхи, вызывающие страдания у его сына. Данная работа как раз и представляет
собой первое описание психоаналитической супервизорской практики. Другое дело,
что в ней в центре внимания оказался не специалист, а находящийся на излечении
маленький ребенок [2].

Американский автор книги «Главы по
школьной супервизии», изданной в 1903 году, Уильям Гарольд Пейн, отмечал,
что основной целью супервизорства является контроль за эффективностью работы
педагогов в школах. В начале XX века считалось, что труд педагога был
низкокачественным и безрезультатным.

Педагогам достаточно сложно было работать
в условиях постоянного контроля. Первоначальные функции супервизорства (надзора
и контроля) изменились, хотя еще сохранился элемент «авторитетного наблюдения
за тем или иным процессом». Наряду с личными взаимоотношениями между
супервизором и педагогом больший вес приобрели вопросы оказания помощи и
поддержки. В 20-е годы XX века в США стали создаваться документы,
облегчающие их педагогическую деятельность. В 80-е годы XX века на процесс
развития супервизии повлияли научные методы исследования и демократические идеи
Джона Дьюи, которые предполагали диалоговую форму взаимодействия [4].

В 1943 году в США была основана
Ассоциация по супервизии и разработке учебных программ (ASCD, the Association
for Supervision and Curriculum Development) и сейчас является мировым лидером в
области разработки и внедрения инновационных программ, продуктов и услуг,
которые расширяют возможности педагогов для поддержки успеха каждого ученика.

В 1973 году Коган в своем труде под
названием «Диспансерное наблюдение» описал практику, которая включала
коллегиальные отношения и партнерский подход в рамках супервизии. Основное
внимание он уделял роли «руководителя», который выступал в качестве сопровождающего
и способствовал «… развитию доверительных отношений с учителем и предоставлял
интеллектуальные услуги для повышения учительской практики и обучения
студентов» [9].

К середине XX века в Западной Европе
постепенно начал появляться опыт изучения практики супервизии. В конце 80-х
годов Британская ассоциация консультантов организовала проведение учебных
курсов по супервизорству [9].

Без сомнения, можно сказать, что
супервизия прошла долгий путь и продолжает развиваться не только за рубежом, но
и в России данная проблема изучается в трудах Л.В. Гавриловой,
М.Ю. Краевой, О.В. Лукьянова, А.В. Моложавенко,
М.Н. Певзнер, Н.О. Яковлевой и др.

По мнению Е.В. Яковлева, «супервизия»
в образовательной области – это процесс педагогического сопровождения,
направленный на субъектов, уже имеющих опыт практической деятельности, но
нуждающихся в профессиональной помощи и поддержке [8].

Супервизия является новым методом работы с
будущими, начинающими, опытными педагогами, благодаря которому возможно
развитие профессиональной компетенции специалистов [6].

По мнению В.В. Бойко, «супервизия» –
это также эффективный способ профилактики эмоционального выгорания
специалистов, интенсивно работающих с людьми, который связан

Однако, следует обратить внимание на то,
что в настоящее время в практике профессиональной подготовки супервизорство не
используется достаточно широко. На это указывает следующий факт: отсутствие
института супервизии и, следовательно, таких специалистов в области
образования.

Для понимания процесса педагогического
образования нам близко определение М.Я. Пономаренко: «… педагогическое
супервизорство – это диалогический педагогический процесс, основанный на
межсубъектном равенстве в диалоге, равноправных конструктивных взаимоотношениях
между супервизором и супервизируемым, базирующихся на гуманных ценностях и
понимании друг друга с целью совместной выработки личного уникального знания в
конкретной педагогической ситуации и личностного роста обеих сторон» [3].

В нашем случае также необходимо назвать
участников процесса. Так, специалиста, проводящего супервизию, будем называть
супервизором, а специалиста, обратившегося за помощью – супервизируемым.

Особенностью содержания супервизии
являются ее формы: неформальная консультация, беседа, семинар-практикум,
вебинар, демонстрация опыта коллег, тренинг, педагогическая мастерская,
методическое совещание и др. Также можно выделить виды супервизии – это очная и
заочная. В процессе очной супервизии субъекты взаимодействуют лично. Во время
заочной – супервизор работает с текстом или видеозаписью проблемного вопроса
супервизируемого. Вместе с этим, можно выделить индивидуальную и групповую
формы в зависимости от объекта супервизии (один педагог или группа
специалистов, родительский коллектив и т. д.).

В свою очередь, этическая сторона вопроса
остается немаловажной. Для продуктивного и успешного взаимодействия субъектов
супервизорского процесса супервизор должен обладать не только профессиональной
компетентностью, но и владеть методикой и методологией обучения, иметь
способность к воодушевлению и побуждению к активности, усилению эмпатии.

Таким образом, главный фактор совершенства
супервизора – установление рабочего альянса, соблюдение баланса между критикой
и поддержкой.

И наоборот, несовершенный супервизор имеет
следующую характеристику: закрытый, негибкий, сбивчивый в постановке целей,
равнодушный.

Е.В. Яковлев выделяет систему
собственных ценностей педагогической супервизии:

  • взвешенность суждений и оценок;
  • ответственность;
  • профессиональный долг;
  • личность супервизируемого субъекта, его
    деятельность и развитие;
  • его псхоэмоциональное здоровье и
    безопасность.

Структура процесса супервизии отражена в
последовательности, которая состоит из четырех этапов [8]:

1 этап – диагностический: определение
проблемы, с которой столкнулся супервизируемый, выявление путей ее решения и
подбор методов.

2 этап – проектировочный: разработка
индивидуального плана супервизорского сопровождения, а также необходимых
учебно-методических средств сопровождения.

3 этап – практический: наблюдение,
контроль и коррекция деятельности супервизируемого.

4 этап – рефлексивный: оценка
достижений и обобщение полученного опыта.

Основа педагогического супервизорства как
метода сопровождения определяется реальным содержанием профессиональной
деятельности и правилами анализа и систематизации профессионального опыта.
Поскольку в основе процесса лежит личный профессиональный опыт педагога,
постольку данный метод позволяет осуществлять индивидуальный подход в решении
уникальных, личностно-значимых проблем, не «нагружая» избыточным объемом
информации, которая полезна, но неактуальна для решения круга обозначенных
вопросов в конкретный момент времени. Следовательно, содержание индивидуального
плана супервизорского сопровождения будет отличаться для каждого отдельного
профессионала [5].

Результатом супервизорства будет являться
приобретение необходимых компетенций, нового опыта и осознание новых
возможностей в педагогической деятельности. Педагогическую супервизию можно
характеризовать как процесс сопровождения, который имеет определенную динамику:
направление и протяженность. То есть, в конечном счете, оно помогает добиться
субъектам деятельности поставленных перед собой целей.

Итак, супервизию можно назвать методом
личностного и эмоционального роста, подготовки и повышения квалификации
педагогов. Основной его целью является сопровождение специалистов, имеющих
затруднения в своей профессиональной деятельности, а точнее, выявление проблем
в профессии, обмен мнениями, проведение анализа своей деятельности и оказание
помощи в детекции собственных ресурсов развития, нахождение путей решения
затруднительных профессиональных задач, рефлексия.

Таким образом, сегодня мы видим
актуальность педагогической супервизии как одного из уникальных методов
сопровождения деятельности педагога, базирующейся на традиции устной передачи
знаний. Метод направлен на воспитателей, учителей, родителей, занимающихся
воспитанием своих детей, студентов, готовящихся стать педагогами, одним словом,
тех, кто занимается педагогической деятельностью. Успешное прохождение
супервизии способствует обретению профессиональной идентичности, которая
послужит системой поиска собственных профессиональных смыслов.

Список литературы:

1.     Бойко В.В.
Энергия эмоций в общении. СПб.: «Питер», 2004. С. 470.

2.     Винер Дж.
Супервизия супервизора: практика в поисках теории / Дж. Винер,
Р. Майзен, Дж. Дакхем. – М.: Изд-во Когито-центр, 2006.

3.     Пономаренко М.А.
Педагогическое супервизорство: генезис понятия и сущность – [Электронный
ресурс] / М.А. Пономаренко // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters) (Электронный журнал). – 2012. – № 8. – Режим
доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1839.htm, свободный. – (Дата
обращения: 09.01.2013).

4.     Пономаренко М.А.
Исторический аспект развития педагогического супервизорства // Человек и
образование. – 2012. – № 3 (32). – С. 149–152.

5.     Сильченкова С.В.
Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные
исследования и инновации. 2013. № 10 – [Электронный ресурс] – URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (Дата обращения: 24.05.2016).

6.     Синицына Г.П.
Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (Дата обращения:
06.06.2016).

7.     Торосян В.Г.
История образования и педагогической мысли: учебник для вузов. – М.: Владос,
2006.

8.     Яковлев Е.В.
Супервизия как педагогический феномен // Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева
// Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 10. – С. 9–13.

9.     Hawkins P.
Supervision in the Helping Professions / P. Hawkins, R. Shohet.
Milton
Keynes, U.K.: Open University Press, 2006.

     Работа психолога  и психотерапевта подразумевает супервизию на протяжении всей профессиональной деятельности . Тому , кто только начинает практику,   супервизионная поддержка необходима как воздух.  Мы коснемся  наиболее часто встречающихся убеждений и мифов ,  которые попросту  мешают нам осознать ценность этого процесса и стать его неотъемлимой частью.

  1. Зачем мне туда ходить , если я сам психолог . Неужели я сам не разберусь в своей работе ?

       Можете  и не ходить … Может  и разберетесь…Самоанализ никто не отменял . Однако логика происходящего не всегда видна изнутри.   В особенности , когда Вы имеете дело с непростым случаем . Взгляд супервизора со стороны   ,  мнение и поддержка группы  могут помочь  вовремя распознать суть   конфликта , проблемы,    вам  станет яснее   природа   ваших отношений с клиентом.

      Часто психологу приходится сталкиваться с прямыми эмоциональными реакциями клиента на себя, и далеко не всегда эти реакции позитивны  для специалиста. Очень часто это проекция негативных чувств от клиента в связи с его психологической проблемой и психологической позицией или ролью. Это может быть агрессия (прямая и косвенная), выражение негативных аффектов, критика и угрозы и т д. Уже ни у кого не вызывает сомнений  тот факт, что необходимость осознания контрпереносных чувств жизненнно необходимо для профилактики и разрешения негативных профессиональных изменений в во взаимоотношениях терапевт- клиент. Однако распознать и расшифровать природу и суть этих чувства в одиночку бывает крайне непросто, риск запутаться , упустить из виду нечто крайне важное для процесса слишком велик.

  1. Я никогда не участвовал в супервизиях, не хочу показаться некомпетентным в глазах других специалистов. 

       Страх показаться некомпетентным ,  желание  соответствовать определенному уровню присуще многим  специалистам . «Вдруг  я   сделал что-то не так ,  и все в группе  об этом узнают ?».

       Супервизия  призвана помочь , а не оценивать вашу компетентность и уровень профессионализма. Вынося свой случай на рассмотрение , вы имеете полное право определить , чего хотите от супервизии. Вы сами формируете свой запрос от  группы  и экспертов . Правило «Стоп», позволяющее прервать обсуждение в любой момент или не отвечать на вопросы , вызывающие у вас неприятие по тем или  иным причинам, защишает от лишней информации.

3.  Я и так мало получаю, у меня нет денег на супервизию

      Традиционная проблема начинающих специалистов  – нехватка денег на супервизию. Посещение личного супервизора , действительно , требует определенных  материальных затрат. Именно поэтому работа в супервизионной группе может стать альтернативой работы с личным супервизорам , если вы пока не можете себе позволить личного наставника.

      Многие специалисты предпочитают «разговор на кухне» с коллегами во время обеденного перерыва.. Однако , этот вариант имеет свои недостатки.  Условия сохранения конфиденциальности здесь довольно условны.  Бесплатное обсуждение рискует перейти  в обыкновенный дружеский разговор по душам. А иной раз,  после таких разговоров, супервизия или личная терапия  требуются как скорая помощь. За профессиональную работу  в группе надо все- таки платить, хотя и меньше, чем за индивидуальную.

4. Что мне даст  посещение супервизии?

      Хочется подчеркнуть, что супервизия особенно необходима, когда специалист только начинает свою практику или имеет небольшой опыт работы.  Ошибки и трудности,  возникающие в процессе работы  рискуют стать закономерными и системными , если вовремя не обратиться за помощью к профессионалам.  В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать, они  также становятся для нас   значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов., так  как  супервизорская  поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами.

     В процессе прохождения супервизий вы имеете возможность научиться::

  • лучше понимать своих клиентов;
  • осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;
  • путем анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;
  • оценить  степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;
  • структурировать терапевтические взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;
  • находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии (Hawkins и Shohet)  (1989),.

Профессиональная изоляция еще никому не облегчала работу. Участие же  в супервизионной группе призвано спасти терапевта  от профессионального одиночества Как говорят , Hawkins и Shohet (1989) супервизия дает  шанс  подняться и оглядеться ,отказаться от легкого пути обвинения других – клиентов, коллег, организации, «общества», и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций.

5. Что такое мультимодальня супервизионная группа?

     Название  говорит само  за себя. Мультимодальная супервизионная группа предполагает участие  представителей  различных школ , направлений и модальностей . Преимущество  такой группы состоит именно в многообразии вглядов и мнений специалистов.  Даже профессионал высокого уровня не может владеть всеми техниками и направлениями  ( впрочем , пожалуй, этого  не нужно) .Но возможность взглянуть с разных сторон через призму  различных направлений и взглядов психотерапии зачастую имеет неоценимое значение для супервизируемого.

      Супервизии помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для других профессионалов  делает более профессиональной  работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок терапевтов.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Синицына Г.П.

1


1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

В статье исследуются возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов в условиях модернизации педагогического образования, направленной на обновление основных профессионально-образовательных программ, предполагающее их приведение в соответствие с профессиональным стандартом педагога. Анализ научной литературы позволил выделить существенные характеристики и предназначение супервизорства, которое заключается в сопровождении профессионального развития специалиста, повышении его компетентности посредством интенсивности взаимодействия участников. Многофункциональный характер супервизии позволяет применять ее в процессе теоретического и практического обучения студентов в вузе и в период постдипломной стажировки. Делается вывод, что систематическое и последовательное развитие супервизорской практики в период подготовки педагога увеличивает его ответственность по отношению к профессиональному стандарту.

профессиональный стандарт

сопровождение

педагог-супервизор

супервизорская практика

супервизия

практическая подготовка

1. Марголис А.А.Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование PsychologicalScience&Education. 2014. Т. 19. № 3. C. 105–126

2. Салтыкова-Волкович М.В. Супервизия в социально-педагогической деятельности как важнейшая часть системы подготовки выпускников университета к профессиональной деятельности (Электронный ресурс) www.elib.grsu.by/katalog/439228pdf.pdf.

3. Сухова Е.И., Зубенко Н.Ю. Роль супервизии в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 3.

4. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002

5. Чуркина Н.И., Синицына Г.П. Научно-исследовательская деятельность в магистратуре: новые задачи, подходы и содержание. // Современные проблемы науки и образования. 2015 № 4.

6. Щукина Ю.В. Функции супервизии в обучении методу понимающей психотерапии (Электронный ресурс) / Ю.В. Щукина. Режим доступа к странице: http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=269&Itemid=128

Актуальность развития супервизорской практики в педагогическом образовании обусловлена необходимостью повышения качества подготовки будущих учителей в вузах.

Программа модернизации педагогического образования в РФ предполагает прежде всего существенное обновление основных профессионально-образовательных программ (ОПОП), которое способствует их приведению в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога. Модернизация ОПОП в этой связи предполагает профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практикоориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами, профессиональным стандартом, что обеспечивает в свою очередь возможность полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования (ФГОС ОО).

В связи с этим возникает необходимость развития технологий сопровождения процесса профессионализации будущего педагога.

Супервизорство — новое направление работы с будущими, начинающими, опытными педагогами-профессионалами, способствующее развитию их профессиональной компетентности.

 Предметом супервизии выступает анализ осознаваемых и неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

 В настоящее время еще нет четкого определения понятия «супервизия». Этот метод заимствован педагогикой из психиатрии. В буквальном переводе это слово означает «надзор», но по содержанию наиболее близким является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В профессиональной практике наставничество активно развивалось в определенных видах профессиональной деятельности, в том числе и педагогической.

Супервизия является общепризнанным методом образования, повышения квалификации и повышения качества работы специалистов в сфере помогающих профессий. Хесс дает самое общее определение супервизии: «Это насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, терапевтом, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям» [4].

Это определение сходно с определением Логанбилла: «Интенсивные отношения межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого» [4].

Эти определения отражают предназначение супервизорства, которое заключается в сопровождении профессионального развития специалиста, повышении его компетентности посредством интенсивности взаимодействия участников. Анализ научной литературы, посвященной изучению супервизии, позволяет выделить и охарактеризовать ее функции. Традиционно супервизии приписывают следующие функции: обучающая (образовательная, формирующая) — развитие умений, навыков, понимания и способностей супервизируемого. Обучение и преподавание осуществляются через анализ и исследование работы специалиста, что помогает ему лучше понимать процессы взаимодействия с другими, динамику отношений с ними, собственные реакции, исследовать другие пути работы. Поддерживающая (тонизирующая) функция — помощь в переживании негативного опыта общения с «трудными» клиентами. Консультирующая — исследование вопросов, возникающих у специалиста во время и по поводу своей работы. Супервизор не дает прямых ответов (знания), а скорее обеспечивает альтернативами, стимулируя развитие профессионального мышления. Оценочная функция (экспертиза) — контроль достижения целей, отслеживание прогресса специалиста, обратная связь, помощь в оценке своих сильных и слабых сторон, оценка уровня профессионализма. Административная функция — степень соответствия работы супервизируемого стандартам учреждения (соответствие программе), в котором она осуществляется, а также контроль за соблюдением этических норм. Менеджерская («менеджмент случая») — супервизия команды смежных специалистов, работающих с трудными ситуациями, нуждающихся в разносторонней помощи. В такой команде необходимо согласовывать профессиональные действия специалистов, осуществлять общее руководство, ведение ситуации. Реализация функций супервизии способствует профессиональному развитию специалиста, стимулирует развитие специальных навыков и компетенции для повышения качества работы, анализирует и оценивает деятельность специалиста, увеличивая его ответственность по отношению к профессиональному стандарту [5].

Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения при осуществлении при этом глубокой коррекции и формировании его профессиональных установок.

Основными методам индивидуальной супервизии являются: проясняющее наблюдение (выяснение сущности и причин профессиональных проблем педагогов), экземплярно-событийный метод (соприкосновение супервизора с индивидуальным профессиональным затруднением конкретного педагога) и фокус-анализ (всестороннее изучение личности сопровождаемого и его профессионального затруднения).

К методам групповой супервизии относятся:

1) супервизия, концентрированная на супервизоре: супервизор сохраняет определяющую роль в организации группового взаимодействия и в управлении его работой;

2) супервизия, концентрированная на участниках группы: повышение степени самостоятельности сопровождаемых в поиске и решении профессиональных задач;

3) интервизия — коллегиальная супервизия, основанная на попеременной игре роли супервизора участниками группы [6].

 Анализ многочисленных научных статей и изучение опыта вузов в развитии супервизорской практики показывают, что в ряде вузов в рамках направления «Психолого-педагогическое образование» осуществляется обучение студентов основам деятельности супервизора. Оно осуществляется в процессе освоения учебных дисциплин, в содержание которых включена информация о супервизии, ее возможностях, методах, формах.  Эти дисциплины позволяют сформировать целостное представление о супервизии в социально-педагогической деятельности, ее структуре и принципах, помочь в освоении знаний теоретических основ современных технологий супервизии социально-педагогической деятельности, овладеть умениями, необходимыми для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменяющейся социокультурной ситуации. Задачи применения супервизии направлены на формирование педагогического мышления студентов, развитие умений рефлексировать явления социально-педагогической действительности, обосновывать социально-педагогические проблемы, технологически грамотно подходить к их решению [2].

Формируется точка зрения, что к супервизорской деятельности можно отнести и деятельность преподавателя вуза, помогающего студентам решать проблемы и трудности профессионального становления.

Функции преподавателя-супервизора в работе с бакалаврами психолого-педагогического образования обусловлены необходимостью быстрой адаптации бакалавров к учебному процессу педагогического вуза, оказания помощи в практической деятельности. Функции преподавателя-супервизора реализуются при работе как с группой бакалавров, так и с отдельными студентами. Особенности выполнения тех или иных функций зависят от содержания деятельностей преподавателей в вузе и бакалавров в общеобразовательном учреждении, а также от индивидуальных особенностей и предпочтений каждого обучающегося.

Рефлексия сопровождает все направления работы преподавателя-супервизора и этапы профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Рефлексия включает самодиагностику, самонаблюдение, самопознание, самоанализ достигнутых результатов.

 Работа преподавателя-супервизора способствует формированию у бакалавров психолого-педагогического образования общих и профессиональных компетенций, личностных качеств, стремления к самодеятельности, самоактуализации и творческой самореализации в психолого-педагогической деятельности [3].

Изучение опыта вузов по организации педагогических практик позволяет обнаружить в вузовских положениях о практиках разделы, касающиеся профессионального супервизорства в период практик, которое может осуществлять как преподаватель вуза, так и опытный специалист. В первую очередь это касается практической подготовки психологов по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В рамках требований к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога осуществлялась апробация программ педагогической практики в бакалавриате и магистратуре. Педагогическая практика осуществляется под руководством опытного педагога-супервизора. Целью практической подготовки педагога является формирование его способности к самостоятельному профессиональному действию, к развитию своей деятельности в новых и каждый раз уникальных условиях [1].

Учебная деятельность стажера в период практик предполагает включенное наблюдение образцов профессиональных действий супервизора и других педагогов, участие в анализе урока, планирование уроков, совместное их проведение вместе с педагогом-супервизором, проверку самостоятельных и контрольных заданий учащихся и другие виды профессиональных действий. По мере прохождения практик в рамках модульной программы стажер должен осуществить переход от профессиональных действий, совершаемых под полным контролем педагога-супервизора, к действию, совершаемому с некоторой помощью супервизора, а в дальнейшем и самостоятельно. Как показывают исследования, направленные на изучение практической подготовки педагога в условиях супервизии, супервизор должен пройти специальную программу подготовки [1].

Задачами супервизии в период педагогических практик являются: создание условий для формирования профессионального сознания и мышления; развитие умения вступать в разные типы профессиональной коммуникации с коллегами, профессиональным сообществом; формирование и совершенствование необходимых для самостоятельной профессиональной деятельности компетенций, позволяющих успешно осуществлять профессиональные действия, а также развитие важных профессиональных личностных качеств (способности к самоанализу, рефлексии, инициативности, толерантности, морально-этических качеств и др.).

Совершенно очевидным является то, что сопровождение профессионализации будущих педагогов необходимо не только в процессе становления их профессиональной деятельности в вузе, но и в первые годы самостоятельной профессиональной деятельности. Выпускник педагогического университета подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса для него являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство разочарования. К этим объективным факторам могут добавиться и субъективные: обостренное чувство ответственности за себя и за других, очень глубокое сопереживание и др. Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении молодого специалиста и негативно влиять на его здоровье. Как показывает опыт зарубежных стран, для решения проблем такого рода необходима супервизия.

Молодому специалисту важно быть уверенным, что он имеет официальное право на время накопления практического опыта.

За время стажерской практики начинающие учителя получают супервизию опытных специалистов по достаточно широкому спектру профессиональных проблем. Супервизор может присутствовать на занятии (он либо располагается за специальным экраном, либо использует для анализа и последующего обсуждения подробную запись занятия), также могут использоваться аудио- и видеозаписи. Супервизия в период постдипломной стажировки решает несколько задач:
1)  проблемы самопонимания и самовосприятия молодого специалиста (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности);
2)  теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию педагога в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов;
3) взаимоотношения с другими людьми;
4) практическое освоение содержания деятельности педагога в образовательном учреждении и развитие профессиональных умений и навыков, необходимых для работы в образовательном учреждении;

Супервизорская практика способствует переводу профессиональных знаний, полученных в вузе, в компетентностную практическую деятельность.

Профессиональному развитию специалистов способствует осознание молодыми специалистами своих возможностей. Это приводит к необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоусовершенствования. Основная помощь со стороны супервизоров заключается не только в том, чтобы обучить молодого специалиста применению методов и приемов, выстроить адекватный запрос к деятельности, научить алгоритму педагогической деятельности в образовательном учреждении, но и максимально поддержать уверенность в собственных силах, дать своевременный совет по решению сложной ситуации. В целом супервизор способствует развитию мотивации специалиста и удержанию в профессии.

Таким образом, усиление практической подготовки будущих педагогов предполагает сопровождение их профессионализации посредством развития супервизии как систематической, структурированной практики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России. Проект № 3162

Рецензенты:

Чуркина Н.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический институт», г. Омск;

Чекалёва Н.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический институт», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Синицына Г.П. ВОЗМОЖНОСТИ СУПЕРВИЗИИ В УСИЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 19.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Ключевые слова: супервизия, психотерапия, личная терапия, психотерапевт, консультант, профессиональное и эмоциональное «выгорание», профессиональная идентичность, супервизионные отношения, фокусы супервизии, идентификация, интерпретация, фасилитация, параллелизм.

О терминологии и трудностях.

«Настоящий терапевт — это тот, кто наряду с владением техниками достиг метавзгляда на терапию и психологию. Тот же, кто ещё не достиг обобщённого, мировоззренческого понимания, пока не может называться настоящим терапевтом. Терапевт сам по себе тонкий, сложный, очень чувствительный и ранимый инструмент терапии. Самое важное и дорогое, что есть в терапии. Дорогое, как в переносном так и в прямом смысле. И важно обращаться с самим собой, как с бесценным ресурсом» (Макаров В.В., 2006 г.).

Супервизия (от supervidere — обозревать сверху) — это не только один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии, но и один из методов ментальной экологии психотерапевта. Эта работа профилактирует, предупреждает профессиональное и эмоциональное «выгорание» специалиста.

И это особый вид психологической работы. Сам термин супервизия, как «надзор», «наставничество» предполагает параллельный трансформационный процесс. Собственно у супервизии, прежде всего, есть две основные задачи: повышение личной эффективности специалиста в оказании помощи и рост его профессиональных навыков.

Как отмечают многие исследователи, именно проблемы отношений и личностные проблемы, влияющие на терапию, обусловливают больше критических инцидентов, ведущих к изменению терапевтической эффективности, чем какие-либо иные факторы. И способность специалиста обращаться за поддержкой и принимать помощь — одно из важнейших профессиональных качеств. А миф о том, что психолог это человек, который уже решил все свои проблемы и поэтому может консультировать других — всего лишь миф.

Когда обучающиеся получают профессиональное образование и начинают практику им обязательно предписывается прохождение супервизии. Но, предписанная обязательность супервизии не означает готовность специалиста к супервизии. И уязвимость супервизируемого терапевта скорее всего определяется изначально присутствующим страхом оценивания со стороны более опытного профессионала, возможной ограниченностью профессионального опыта, сомнениями по поводу своей компетентности в работе с теми или иными клиентами, неадекватным, чрезмерно тревожным отношением к возможным терапевтическим ошибкам и их последствиям. А страх оказаться профессионально неэффективным в силу своих личностных особенностей, получить негативную оценку своей работы от авторитетных профессионалов многими специалистами переживается болезненней, чем личностное несовершенство, наличие нерешённых личностных проблем. Это может вызывать затруднение в обращении за супервизией. И, возможно, проблема, прежде всего в том, что для многих специалистов супервизия воспринимается именно в первую очередь, действительно как личная психотерапия. А в некоторых случаях — и как «клинический разбор».

О сходстве и отличиях супервизии и психотерапии

Супервизия и психотерапия отличаются целями и задачами.

Супервизия — это прежде всего, сотрудничество двух профессионалов, в ходе которого терапевт может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. И основная её цель — помочь ему наилучшим образом ответить на потребности клиента. Чтобы у начинающего терапевта не возникало сложностей, супервизор должен знать его работу, сильные и слабые стороны, уровень межличностных взаимодействий, индивидуальный стиль работы, области его гибкости, ригидности, уровень зрелости, набор навыков. Участие в супервизии позволяет консультанту поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии консультант развивает и совершенствует своё профессиональное мастерство, а основной мишенью — является конкретный случай работы с клиентом.

Психотерапия — система психологического воздействия на психику, а через неё — на весь организм с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей (Макаров В.В., 2006). Но психотерапия также решает проблемы связанные не только с нарушенными функциями человеческого организма, но и с различными проблемными ситуациями — межличностные отношения, профессиональные проблемы, экзистенциальные проблемы, так называемые проблемы «личностного роста».

Внешне супервизия отражает в первую очередь «ремесленный аспект» работы консультанта. Опытный «эксперт по межличностным отношениям» помогает начинающему психотерапевту системно видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и своё профессиональное поведение. Сложности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, только стимулируют внутренний конфликт психотерапевта и механизмы его психологической защиты и совладания.

Однако лукавить не будем. По мнению Гесса (1980 г.), если бы супервизоры обладали чёткой моделью проведения супервизии, их интервенции в терапевтическом духе на супервизии имели бы меньше шансов оказаться неуместными. Бёрнс и Холлоуэй (1989) проверили эту идею и нашли в литературе квалифицированное подтверждение эффективности «консультирования» в супервизировании. Подобные интервенции считаются эффективными тогда, когда они непосредственно связаны с рассматриваемым случаем или с проблемами, непосредственно влияющими на профессиональное развитие терапевта.

Исходя из этого супервизия, наряду с обучением, включает элемент психологического развития специалистов. А развитие предполагает личностную трансформацию, которой способствует «взгляд», предлагаемый обучаемому и позволяющий ему вновь увидеть процесс, в который он вовлечён. Но это не навязанный ему взгляд супервизора. «Клиническая мудрость — это не то, что можно иметь; это состояние, к которому можно стремиться. Это то, чего мы, в конечном счёте, хотим для своих супервизируемых, и то, в чем нуждаемся сами как клиницисты и супервизоры» (Э Уильямс, 1995 г.). Это достигается с помощью супервизорских ролей, супервизорского фокуса, визуальных и активных техник. Эти методы позволяют так представить терапевтическую систему (терапевт-клиент), что она может быть воспринята вся одновременно.

И супервизия — это прежде всего терапия терапии, а не терапевта, это «лечение» процесса лечения, а не процесс лечения терапевта. В этом главное отличие супервизии от личной психотерапии. Супервизия может помочь обозначить личные проблемы консультанта, которые являются причиной его затруднений в работе с клиентом, но работа с этими проблемами должна быть отнесена к другому пространству» (Соловейчик М.Я, 2002 г.).Если супервизируемый имеет проблемы мешающие обучению или работе, то такие блокады или контрпереносные явления — это как раз и есть «зерно для мельницы супервизора» (Abroms, G.M., 1977 г.).

Супервидение находится за пределами личных предпочтений или отрицаний, приятий или неприятий супервизора и супервизируемого. И многие супервизируемые определяют «ценность» супервизии в способности супервизора «работать состоянием», в способности одновременно «обнулять» основания для положительных и отрицательных переносов, являющихся причиной сомнения и тревожности самого психотерапевта. И в способности делиться своим пониманием происходящего в терапии, своими предположительными действиями в тех или иных терапевтических ситуациях, своими эмоциональными состояниями, чувственными ощущениями в ходе самого процесса супервизии, интерпретациями и даже некоторой конфронтацией.

Супервизор может выступать в роли консультанта, эксперта супервизируемому. Но, становясь ему терапевтом и действуя вне контекста его взаимоотношений с пациентом, супервизор вмешивается в личную жизнь своего подопечного и превышает свои полномочия. Если внутренние конфликты начинающего терапевта таковы, что с ними нельзя справиться в процессе обучения и, они не ориентированы на инсайты в супервизии, «…то он должен быть отослан на личную терапию, желательно к тому терапевту, кто не участвует в процессе его обучения. Таким образом, «супервизия и терапия — параллельные процессы» (Abroms, G.M. 1977 г.). Цель супервизии — превратить молодого специалиста в опытного психотерапевта, а не в опытного клиента. Если начинающий психотерапевт нуждается в психотерапии, то её следует проводить другому профессионалу, а не супервизору.

Супервизия и психотерапия являются параллельными категориями, связанными между собой в единую систему. Эта связь обеспечивается благодаря психодинамическому пространству созданному в супервизионной сессии и формированию положительного переноса, частью которого является бессознательная идентификация и подражание. И хотя супервизия может оказывать лечебное воздействие, а супервизор может быть великолепным психотерапевтом, она не является психотерапией. Если супервизор использует супервизию как вариант психотерапии, то он становится психотерапевтом, а супервизируемый — клиентом. И тогда при смешении этих двух функций возникает проблема двойственных отношений, которая может серьёзно нивелировать все ценности самого процесса супервизии. А при наличии достаточно преобладающего психотерапевтического компонента — даже активно включать защитные механизмы супервизируемого.

Об особенностях процесса.

«Параллелизм» супервизии и терапии обусловлен спецификой супервизии — параллельно — последовательным, синхронизированным психодинамическим процессом в контексте взаимоотношений психотерапевт-клиент. И каждому моменту времени процесса супервизии, соответствует характерологически-определённое, индивидуально-личностное психологическое состояние супервизора и супервизируемого. Созданное алгоритмом супервизии психодинамическое пространство способствует реализации переносных и контрпереносных импульсов, являющихся триггерами различных психических состояний супервизора и супервизируемого. Особый феномен супервизионной сессии достигается в соблюдении именно такой параллельности процесса и «ожидании» эффектов обусловленных структурой супервизии.

В случае «прояснения» у супервизируемого, или «отреагировании, завершения эмоциональных процессов», (например, в вариантах супервизии с использованием активных техник, гештальт или системно-феноменологической, драматической, ролевой компоненты супервизии) можно говорить о явной психотерапевтической составляющей процесса. Коммуникация в супервизии сама предполагает психологическую интервенцию. Однако, последняя должна в первую очередь, служить целям супервизии, а не психотерапии.

Супервизор должен осознавать «где он и где супервизируемый находятся сейчас, и чувствовать границы своей ответственности в каждый момент супервизии. И тогда мы различаем, что есть и терапия самой терапии и терапия терапевта в контексте его взаимоотношений с клиентом. В таком случае легко разрешается супервизорское затруднение: «вылечить» процесс лечения, «вылечив» консультанта, и тогда стать психотерапевтом супервизируемому, или помочь ему самому осознать проблемы мешающие оказать эффективную помощь клиенту, используя только стимулирующие и помогающие роли фасилитатора, консультанта и эксперта.

Многие условия, оговорённые в супервизионном контракте при групповой и индивидуальной работе: намерения, роли, границы, способы работы, уровни супервизии, использование времени, приоритеты, не только формирут супервизионные отношения, но и способствуют соблюдению границ супервизии и психотерапии. И именно заявленные уровни, компетентность ведущего в процессе супервизии осторожно, бережно регулируют глубину воздействий в процессе супервизии и помогают избежать фундаментальных ошибок взаимодействия: ошибок в подходе, в анализе и интерпретации. Очень важно, чтобы супервизор почувствовал уровень запроса. Если начинающего терапевта больше беспокоят вопросы типа: «Смогу ли я..?», «Следует ли мне…? «Как лучше…?», то у специалиста имеющего больший профессиональный опыт и уверенность уже возможен запрос: «Что происходит со мной в процессе консультирования…?», «Как влияет это на качество терапии?», «Какая степень самораскрытия необходима в процессе супервизии?».

Глубинный уровень супервизионной сессии определяется самой её спецификой, её структурой, которая собственно соответствует структуре терапевтической (консультативной) сессии. «Как и в консультативной сессии, при супервизии необходимо соблюдать структуру сессии, от установления контакта до заземления, использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи. Таким образом, супервизорская сессия имеет определённый формат и именно в этом её специфика, именно этим определяется её отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы…» (Соловейчик М.Я., 2001 г.).

Контракт, конфиденциальность, взаимоуважение, информативность, конкретность, наблюдение, концентрация внимания на поведении, а не на личности, что человек делает, а не каким по нашему мнению он является, описательность и отсутствие утверждений и оценок, использование в речи глаголов действия, а не прилагательных, которые предполагают характеристику качеств, и обеспечивают качество такой глубинной работы. И минимизируют психотерапевтические интервенции.

Акцентирование внимание только на деталях заявленного случая, «ремесле» терапии, не способствовует полному осознаванию личных «препятствий» для профессиональной реализации консультанта, и в свою очередь, максимально эффективной супервизии. Излишне идентифицируясь, придерживаясь разговоров исключительно о клиентах и случае, супервизоры бывают даже не в состоянии разобраться, почему знания, суждения и интуиция их супервизируемого оказываются неэффективными. Они замкнуты в роли дидактического учителя, причём даже внутри этой роли действуют ригидно, к великому огорчению и фрустрации их обучаемых. Чем глубже уровень супервизии, тем глубиннее работа с self супервизируемого, тем лучше достигается основная цель самой супервизии: и терапия процесса терапии и помощь терапевту в развитии его профессиональной идентичности в контексте индивидуально-личностных изменений.

Терапия внутри супервизии приводит к некоторому размыванию границ и может ухудшить ситуацию в системе «терапевт — клиент». Если супервизиру­емый испытывает тревогу относительно своего функционирования как терапевта, то работа на эту тему, ориентированная на инсайт, может усугубить его беспокойство. Тем не менее, иногда помощь супервизируемым в их терапевтической работе, связанная с их личными чувствами на сессиях, необходима и уместна. Это может быть помощь в понимании собственных стереотипов, способов концептуализации, «неразрешённых проблем», которые могут влиять на ход сессий; в осознании того, что препятствует и что способствует осуществлению терапевтических интервенций с конкретным клиентом и как поддержать в себе интерес к экспериментированию, то есть отход от стереотипов. Некоторые попытки «вызволить» обучаемого из его тупика могут включать в себя процессы, внешне напоминающие терапию; в подобных беседах существенны их длительность и интенции, на которых они основаны.

Если эти процессы принимают систематический характер, супервизор рискует превратиться в терапевта, а его супервизируемый в клиента. «Цель супервизии — сделать начинающих терапевтов опытными терапевтами, а не опытными клиентами. Прохождение терапии — не способ научиться проводить ее». Можно ещё добавить: «А тем более — прохождение терапии в супервизии» (Mead, E. 1990 г.).

Некоторые убеждения и мифы о супервизии.

Работа психолога и психотерапевта подразумевает супервизию на протяжении всей профессиональной деятельности. Тому, кто только начинает практику, супервизионная поддержка необходима как воздух. Мы коснёмся наиболее часто встречающихся убеждений и мифов, которые попросту мешают нам осознать ценность этого процесса и стать его неотъемлимой частью.

  • Зачем мне туда ходить, если я сам психолог. Неужели я сам не разберусь в своей работе?

Можете и не ходить … Может и разберётесь…Самоанализ никто не отменял. Однако логика происходящего не всегда видна изнутри. В особенности, когда вы имеете дело с непростым случаем. Взгляд супервизора со стороны, мнение и поддержка группы могут помочь вовремя распознать суть конфликта, проблемы, вам станет яснее природа ваших отношений с клиентом.

Часто психологу приходится сталкиваться с прямыми эмоциональными реакциями клиента на себя, и далеко не всегда эти реакции позитивны для специалиста. Очень часто это проекция негативных чувств от клиента в связи с его психологической проблемой и психологической позицией или ролью. Это может быть агрессия (прямая и косвенная), выражение негативных аффектов, критика и угрозы и т д. Уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что необходимость осознания контрпереносных чувств жизненнно необходимо для профилактики и разрешения негативных профессиональных изменений в во взаимоотношениях терапевт- клиент. Однако распознать и расшифровать природу и суть этих чувства в одиночку бывает крайне непросто, риск запутаться, упустить из виду нечто крайне важное для процесса слишком велик.

  • Я никогда не участвовал в супервизиях, не хочу показаться некомпетентным в глазах других специалистов.

Страх показаться некомпетентным, желание соответствовать определённому уровню присуще многим специалистам. «Вдруг я сделал что-то не так, и все в группе об этом узнают?».

Супервизия призвана помочь, а не оценивать вашу компетентность и уровень профессионализма. Вынося свой случай на рассмотрение, вы имеете полное право определить, чего хотите от супервизии. Вы сами формируете свой запрос от группы и экспертов. Правило «стоп», позволяющее прервать обсуждение в любой момент или не отвечать на вопросы, вызывающие у вас неприятие по тем или иным причинам, защишает от лишней информации.

  • Я и так мало получаю, у меня нет денег на супервизию.

Традиционная проблема начинающих специалистов — нехватка денег на супервизию. Посещение личного супервизора, действительно, требует определённых материальных затрат. Именно поэтому работа в супервизионной группе может стать альтернативой работы с личным супервизорам, если вы пока не можете себе позволить личного наставника.

Многие специалисты предпочитают «разговор на кухне» с коллегами во время обеденного перерыва. Однако, этот вариант имеет свои недостатки. Условия сохранения конфиденциальности здесь довольно условны. Бесплатное обсуждение рискует перейти в обыкновенный дружеский разговор по душам. А иной раз, после таких разговоров, супервизия или личная терапия требуются как скорая помощь. За профессиональную работу в группе надо всё-таки платить, хотя и меньше, чем за индивидуальную.

  • Что мне даст посещение супервизии?

Хочется подчеркнуть, что супервизия особенно необходима, когда специалист только начинает свою практику или имеет небольшой опыт работы. Ошибки и трудности, возникающие в процессе работы рискуют стать закономерными и системными, если вовремя не обратиться за помощью к профессионалам. В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать, они также становятся для нас значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов, так как супервизорская поддержка позволяет терапевту разделить ответственность с супервизором за отдельные аспекты работы с клиентами.

В процессе прохождения супервизий вы имеете возможность научиться:

  • Лучше понимать своих клиентов.
  • Осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них.
  • Путём анализа происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений.
  • Оценить степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям.
  • Структурировать терапевтические взаимодействия, как в течении отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом.
  • Находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии (Hawkins и Shohet, 1989 г.).

Профессиональная изоляция ещё никому не облегчала работу. Участие же в супервизионной группе призвано спасти терапевта от профессионального одиночества Как говорят, Hawkins и Shohet (1989 г.) супервизия даёт шанс подняться и оглядеться, отказаться от лёгкого пути обвинения других клиентов, коллег, организации, «общества», и даже самого себя; она может дать нам шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций.

  • Что такое мультимодальня супервизионная группа?

Название говорит само за себя. Мультимодальная супервизионная группа предполагает участие представителей различных школ, направлений и модальностей. Преимущество такой группы состоит именно в многообразии вглядов и мнений специалистов. Даже профессионал высокого уровня не может владеть всеми техниками и направлениями, впрочем, пожалуй, этого не нужно. Но возможность взглянуть с разных сторон через призму различных направлений и взглядов психотерапии зачастую имеет неоценимое значение для супервизируемого.

Супервизии помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, её прозрачность для других профессионалов делает более профессиональной работу в целом, а клиентов — более защищёнными от ошибок терапевтов.

Понятие
супервизии. Медицинская и психологическая
супервизия: сходства и различия. Задачи
супервизии: профессиональное развитие
консультанта, оценка результатов
профессиональной деятельности, развитие
профессиональных навыков и умений.

Функции супервизии.
Условия супервизии: подготовка и процесс
супервизии.

Этапы
супервизорской сессии. Выбор фокуса
работы.

Основные
виды супервизии: балентовские группы,
групповое обсуждение, супервизия в
форме модифицированного варианта
«Миланской школы», аквариум, ролевая
игра, парная супервизия.

Супервизия — это
форма обучения психологов, тренеров,
коучей, имеющих опыт практической
деятельности. Она заключается в анализе
деятельности и обратной связи специалисту,
проходящему супервизию. В результате
прохождения супервизии у специалиста
возникает целостное видение своей
работы, причин возникающих трудностей,
осознание своих сильных и слабых сторон,
и путей дальнейшего профессионального
развития.

Виды супервизии:
Супервизия может быть групповой и
индивидуальной.

Индивидуальная
супервизия считается наиболее эффективной
супервизией высокого уровня, требующей
от супервизора высокого профессионализма,
большого количества времени, а от
супервизируемого более тщательной
подготовки представляемого материала.
Она может проводится в заочной форме,
но не исключает очной и очно-заочной
формы.

Работа супервизора состоит в анализе представляемого материала (предварительно или по ходу наблюдения) и заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым.

Материалом для данного варианта супервизии являются доклады, аудио-, видеозаписи сессий (индивидуальной, семейной, групповой), проведенной или проводимой супервизируемым.

Результатом
супервизии после проведенного осуждения
является заключение супервизора в
письменной форме, в котором отражаются
особенности работы и ошибки супревизируемого,
дается оценка и рекомендации
супервизируемому, что способствует
профессиональному развитию супервизируемого.

Индивидуальная
супервизия – индивидуальная встреча
с супервизором, которая может проходить
в трех форматах:

1. Супервизия работы
с реальной группой, на которую приглашается
супервизор как участник; после окончания
группы происходит разбор проделанной
работы:

· обратная связь
супервизора о согласованности теории
и практики в программе тренинга

· анализ тренерского
стиля и его адекватность группе и теме

· анализ эффективности
работы с различными типами клиентов

· анализ, возникающих
в работе трудностей

· обратная связь
супервизора о сильных сторонах специалиста
и точках роста.

2. Супервизия работы
как разбор конкретного случая,
представленного супервизируемым
специалистом устно или с использованием
аудио- видео материалов:

· анализ структуры
индивидуальной или групповой работы
специалиста

· анализ эффективности
использованных приемов и методов работы

· помощь в построении
пошаговой программы дальнейшей работы

· анализ, возникающих
в работе трудностей

3. Супервизия как
консультация:

· анализ, возникающих
в работе трудностей

· помощь в
разработке/адаптации программы тренинга
или индивидуальной работы с клиентом

· обратная связь
супервизора по разработанной программе
тренинга или программы индивидуального
сопровождения клиента

· помощь в подготовке
презентации тренинга

Групповая супервизия
– работа в группе коллег по цеху с
супервизором, которая может проходить
в трех форматах:

1. Супервизия работы
как разбор конкретного случая,
представленного супервизируемым
специалистом устно или с использованием
аудио- видео материалов:

· анализ, возникающих
в работе трудностей

· анализ
индивидуального стиля работы и тренерского
субролевого репертуара

· анализ структуры
индивидуальной или групповой работы
специалиста

· обратная связь
от группы об эффективности использованных
приемов и методов работы

· помощь в построении
пошаговой программы дальнейшей работы

2. Супервизия как
демонстрация своей работы тренера,
коуча или консультанта на супервизорской
группе. На супервизию могут быть
приглашены реальные клиенты или роль
клиентов могут взять на себя участники
супервизорской группы:

· обратная связь
от группы об эффективности использованных
приемов и методов работы

· анализ
индивидуального стиля работы и тренерского
субролевого репертуара

· обратная связь
от группы об эффективности структуры
программы работы специалиста

· развивающая и
мотивирующая обратная связь от участников
супервизорской группы

3. Супервизия как
участие в разборе работы другого
специалиста на примере демонстрационного
показа или представленного конкретного
случая:

· разбор типовых
трудных ситуаций, возникающих в процессе
тренинга/консультации и соотнесения
их с собственным опытом

· расширение поля
методов и приемов работы и анализ их
эффективности для различных ситуаций

· расширить свой
субролевой репертуар за счет наблюдения
за работой других найти для себя новые
приемы

· проанализировать
собственную профессиональную деятельность
по аспектам, разбираемым на супервизии

· задать вопросы
и прояснить интересующие моменты в
теории и проведении упражнений

Супервизия
предназначена
для специалистов,
которые хотят получить обратную связь
о своей работе, разобрать типичные
ошибки и найти ответы на свои вопросы,
увидеть свои точки роста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Холодильник атлант инструкция по эксплуатации двухкамерный выставить температуру
  • Филлер для волос cpi инструкция розовый
  • Как сделать выкройку сарафана для начинающих пошаговая инструкция
  • Coloplast comfeel barrier cream инструкция по применению
  • Ар2 исп 02 схема подключения инструкция по применению