Радикальная экономическая реформа которая была разработана под руководством рыжкова была принята

Програ́мма Рыжко́ва – Аба́лкина («Концепция–90»), правительственная программа реформ, направленная на либерализацию советской экономической системы. Была разработана в нескольких версиях в 1989–1990 гг. Государственной комиссией Совета Министров СССР (СМ СССР) по экономической реформе под руководством Л. И. Абалкина, Ю. Д. Маслюкова и при организационном сопровождении председателя СМ СССР Н. И. Рыжкова.

План экономической реформы

5 июля 1989 г. во исполнение решения 2-го Съезда народных депутатов СССР было принято постановление СМ СССР № 538 о создании Государственной комиссии СМ СССР по экономической реформе, в задачи которой ставились разработка концепции радикальной экономической реформы и подготовка основных нормативных актов. Председателем комиссии был назначен доктор экономических наук, академик АН СССР Л. И. Абалкин, одновременно занявший пост заместителя председателя СМ СССР. В её состав вошли опытные хозяйственные руководители и ведущие представители отечественной экономической науки, в том числе директор Института мировой экономики и международных отношений АН СССР В. А. Мартынов, академик АН СССР С. С. Шаталин, крупнейшие специалисты в области управления Р. Н. Евстигнеев, Г. А. Егиазарян, Б. З. Мильнер. Отделы и сектора Комиссии возглавили Г. А. Явлинский, Е. Г. Ясин, Г. Г. Меликьян, Ю. Н. Хачатуров.

Предполагалось, что экономическая реформа будет осуществляться в три этапа: 1990 г., 1991–1992 гг. и 1993–1995 гг. с чётким разделением задач, решаемых на каждом из них. В ходе подготовки концепции проводились многочисленные прогнозные оценки и расчёты, были проанализированы три варианта возможных экономических преобразований: эволюционный, радикальный и умеренно-радикальный (компромиссный).

Основными пунктами концепции реформы были следующие:

  • перестройка организационных структур управления экономикой в связи с расширением самостоятельности основного звена и формированием рынка;

  • стимулирование перехода государственных предприятий на аренду, их преобразование в акционерные общества и иные хозяйственные товарищества, кооперативы, коллективные предприятия;

  • жёсткая денежно-кредитная политика, направленная на стабилизацию денежного обращения;

  • ориентация на ускоренное расширение производства потребительских товаров и услуг, развитие производственной и социальной инфраструктуры, укрепление экспортного потенциала;

  • введение антимонопольного законодательства и поощрение состязательности, снятие контроля за ценами на продукцию, реализуемую сверх государственных заказов;

  • поэтапное приближение государственных твёрдых и регулируемых цен к свободным ценам, приведение их в соответствие с ценами мирового рынка;

  • формирование финансового рынка, создание фондовых бирж и системы государственного регулирования торговли ценными бумагами;

  • создание условий для привлечения иностранных инвестиций и формирования зон совместного предпринимательства;

  • развитие валютного рынка и подготовка условий для введения частичной конвертируемости рубля.

Обсуждение программы и способов её реализации

13–15 ноября 1989 г. концепция, получившая название «Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долговременные меры», обсуждалась на Всесоюзной научно-практической конференции, проходившей в Колонном зале Дома Союзов в Москве, и была поддержана делегатами. В работе конференции приняли участие около 250 человек, включая высших партийных руководителей и членов правительства, ведущих академиков, учёных, публицистов и популярных общественных деятелей.

Ключевым тезисом, прозвучавшим в докладе Абалкина, стала необходимость радикальной экономической реформы, а не только реформы системы управления народным хозяйством. Отправным пунктом должно было стать реформирование отношений собственности. Наряду с государственной собственностью должны были получить развитие отношения собственности, выстроенные на кооперативных, акционерных и иных хозяйственных началах. Иначе говоря, собственность признавалась одним из основных источников получения доходов при осуществлении хозяйственной деятельности.

Высказанные в ходе конференции замечания и предложения были использованы при доработке правительством программы экономической реформы, которая была вынесена на рассмотрение 2-го Съезда народных депутатов СССР (12–24 декабря 1989). В отличие от ранее оглашённого Л. И. Абалкиным умеренно-радикального сценария перехода к рынку выступивший с докладом Н. И. Рыжков представил умеренный вариант реформ, который предполагал осуществление экономических преобразований в два этапа: в 1990–1992 гг. и в 1993–1995 гг. Основные мероприятия первого этапа должны были быть направлены на преодоление бюджетного дефицита и разбалансированности потребительского рынка и предполагали задействование как экономических рычагов, так и жёстких директивных мер на всех уровнях управления. Большое значение придавалось структурным изменениям в промышленности в пользу производства товаров народного потребления, улучшению продовольственного снабжения, а также государственному регулированию роста денежных доходов населения. Широкое внедрение экономических методов управления народным хозяйством и активное развитие рыночных отношений должны были наступить только на втором этапе реформирования. По словам Рыжкова, повсеместное внедрение рынка на раннем этапе могло «привести к серьёзным экономическим и социальным потрясениям» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 214).

Важными элементами второго этапа должно было стать создание условий для обеспечения многообразия форм собственности и развития на этой основе новых форм хозяйствования, включая акционерные общества и другие хозяйственные образования. Рынок должен был превратиться в «главный инструмент координации деятельности общественного производства» при сохранении государственного регулирования экономики (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499).

Многие ключевые положения реформы не были детально проработаны. К примеру, не было представлено окончательной концепции реформы розничных цен. Было слабо проработано законодательное обеспечение реформы: новые законы о налоговой системе, банках, ценообразовании, Государственном банке, местном самоуправлении, антимонопольном регулировании иностранных инвестиций находились только на начальной стадии разработки. В докладе Рыжкова содержалось весьма нечёткое определение рынка как «системы свободного товарного обмена между предприятиями и организациями всех форм социалистической собственности на основе прямых связей или через оптовую торговлю при достаточном числе производителей и потребителей, обеспечивающем условия для состязательности и ограничения влияния монополизма» (Второй съезд народных депутатов СССР. 1990. С. 499). При этом конкретные предложения по элементам социалистического рынка, методам и срокам его формирования не прозвучали.

В отличие от практики предыдущего времени выступление главы союзного правительства встретило жёсткую критику со стороны Межрегиональной депутатской группы, расценившей комплекс предложенных мер по реформированию экономики как недостаточно радикальный. Член этой фракции Г. И. Фильшин даже выступил с требованием «использовать наше право на недоверие правительству, а оно может использовать своё право на отставку» (Горбачёв. 1995. С. 567). Несмотря на противодействие оппозиционного депутатского блока, 19 декабря 1989 г. народные депутаты СССР большинством голосов одобрили правительственную концепцию реформирования экономики (1,532 тыс. голоса «за» при 419 проголосовавших «против» и 44 воздержавшихся) и поручили правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. проект пятилетнего плана на 1991–1995 гг. Правительству было предписано провести финансовую реформу, ускорить принятие основополагающих законов (о собственности, о земле, о социалистическом предприятии, о разграничении полномочий между Союзом и союзными республиками и др.) и осуществить в течение 1990 г. меры по увеличению на 20 % производства потребительских товаров.

В условиях сокращения темпов прироста ВВП, сужения розничного товарооборота и увеличения масштабов денежной эмиссии союзное правительство теряло уверенность в возможности скорой нормализации экономической ситуации. В целях проработки альтернативных путей реформирования экономики Н. И. Рыжков сформировал несколько новых правительственных рабочих групп, одну из которых возглавил председатель Госплана и заместитель председателя СМ СССР Ю. Д. Маслюков. Специалисты группы Маслюкова считали, что, прежде чем приступать к радикальной перестройке экономики, следовало сбалансировать пропорции промышленного производства, и потому предлагали отсрочить на 2 года реализацию предложений Абалкина.

Однако в скором времени между Л. И. Абалкиным и Ю. Д. Маслюковым было достигнуто взаимопонимание, и 17 февраля 1990 г. они направили Рыжкову совместное обращение с предложением доработать правительственную программу. К письму были приложены две записки: «О предполагаемых мерах нормализации положения в экономике» и «О путях преодоления экономического кризиса» (Алексеев. 2020. С. 51). Правительству предлагалось взять за основу умеренно-радикальный вариант экономической реформы с учётом более жёстких сроков её реализации.

Это предложение было поддержано Рыжковым, и 11 марта 1990 г. СМ СССР принял постановление № 257 «О подготовке материалов, необходимых для осуществления перехода к планово-рыночной экономике». С того момента начался новый этап подготовки правительственной программы рыночных реформ, ставшей впоследствии известной как «программа Рыжкова – Абалкина» (Алексеев. 2020. С. 52). Предметом основных разногласий стали сроки начала осуществления программы – с 1 июля 1990 г. либо с 1 января 1991 г.

В ходе состоявшегося 17–18 апреля 1990 г. в Кремле совместного заседания Совета Федерации и Президентского совета СССР были рассмотрены наспех подготовленные правительством новые предложения по планам проведения экономической реформы и переходу на принципы регулируемого рынка. Присутствовавший на заседании президент СССР М. С. Горбачёв формально поддержал этот новый проект, но поручил правительству более подробно проработать основные механизмы его реализации и «сделать должные выводы из неудач в выполнении правительством системы мер, утвержденных вторым Съездом народных депутатов» (Алексеев. 2020. С. 52).

Доработанная правительственная программа включала в себя меры по преодолению товарного дефицита и частичному восстановлению баланса между доходами населения и товарной массой. В частности, предлагалось повысить примерно на 20 % розничные цены на некоторые товары и продовольственные продукты, в том числе на хлеб и табак. Однако эти предложения были отклонены, и работа над правительственной программой продолжилась.

24 мая 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на сессии Верховного Совета СССР (ВС СССР) с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Были оглашены два варианта перехода к рынку: первый был рассчитан на 2 года, второй – на 5 лет. Сам Рыжков склонялся в пользу второго варианта. После продолжительных дискуссий 13 июня 1990 г. ВС СССР поддержал рассчитанный на 5 лет план действий и принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР», рекомендовав правительству подготовить к 1 сентября 1990 г. программу конкретных мер.

Провал программы

Программа Рыжкова – Абалкина не была поддержана российским руководством во главе с председателем Верховного Совета РСФСР (ВС РСФСР) Б. Н. Ельциным, выступившим в пользу реализации программы «400 дней», которая была представлена на 1-м Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. и вскоре переименована в «500 дней». По итогам прошедшей 27 июля встречи М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина было принято решение о создании единой общесоюзной программы перехода к рыночным отношениям на основе проекта «500 дней» и формировании совместной рабочей группы во главе с С. С. Шаталиным. Это решение было принято без участия Н. И. Рыжкова и Л. И. Абалкина, поскольку предварительного согласования с СМ СССР не проводилось. Оно означало, что союзное правительство должно было отказаться от собственной программы, уже одобренной ВС СССР. Именно поэтому в рабочую группу от союзного правительства вошёл только Абалкин, остальные разработчики являлись сторонниками «500 дней»: Н. Я. Петраков, Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Н. П. Шмелёв, Е. Г. Ясин и др. (Абалкин. 1991. С. 197–198).

В скором времени обнаружились принципиальные разногласия в подходах союзного и российского правительств. По словам Л. И. Абалкина, «замысел состоял в том, чтобы, как говорится, втихую ликвидировать Союз ССР, заменив федеративное государство экономическим союзом самостоятельных государств» (Абалкин. 1991. С. 206). Противостояние сторонников программы Рыжкова – Абалкина и программы «500 дней» (программа Шаталина – Явлинского) достигло своего пика 29–30 августа 1990 г. в ходе двухдневного совместного заседания Президентского совета и Совета Федерации СССР под председательством Горбачёва. Поскольку противоборствующие стороны не смогли прийти к компромиссу, президент СССР настоял на отсрочке внесения программы экономической реформы на рассмотрение в ВС СССР и ВС РСФСР.

Такое решение не устроило российское руководство, и 11 сентября 1990 г. программа Шаталина – Явлинского была одобрена парламентом РСФСР. В тот же день Н. И. Рыжков выступил на сессии ВС СССР с докладом «О подготовке единой общегосударственной программы перехода к регулируемой рыночной экономике и выработке мер по стабилизации народного хозяйства», сделав акцент на трёх ключевых моментах: необходимости создания общегосударственного рынка, признания в разумных, экономически и политически оправданных пределах суверенитета республик и обеспечения равных условий для деятельности предприятий всех форм собственности (Рыжков. 1995. С. 449). ВС СССР поддержал предложения Рыжкова и рекомендовал СМ СССР до 15 октября 1990 г. представить на новое рассмотрение «единую программу стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». В оговоренные сроки такой документ под названием «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» был направлен для обсуждения в ВС СССР, который одобрил её 19 октября.

В сравнении с предшествующими вариантами программы экономических реформ, «Основные направления…» отличались расплывчатостью формулировок и отсутствием конкретных сроков реализации тех или иных рыночных мероприятий. Не оговаривалось даже, к какому времени в стране начнёт функционировать рыночная экономика. Принятие «Основных направлений…» вызвало резкое неприятие Верховного Совета РСФСР, который в ответ на этот акт союзных властей одобрил законы, устанавливающие приоритет российского законодательства на территории РСФСР и закрепляющие за республиканским правительством право распоряжаться собственностью, находившейся на её территории, в том числе на все природные ресурсы. Кроме того, 31 октября 1990 г. ВС РСФСР принял решение о начале реализации с 1 ноября программы «500 дней».

В сложившихся условиях ни Н. И. Рыжков, ни М. С. Горбачёв не проявили политической воли для координации усилий с властями республик по детальной доработке «Основных направлений…» в качестве возможной общегосударственной программы преодоления экономического кризиса. В результате программа реализована не была.

Дата публикации:  10 января 2023 г. в 22:51 (GMT+3)

Перестройка и распад СССР

Политика перестройки в сфере экономики

1.Для внутреннего курса М.Горбачева было характерно

1)укрепление авторитета сталинских кадров   2) «омоложение» высших
партийных кадров

3) усиление позиций силовых структур               4)усиление
центральной власти на местах

2. Что из перечисленного характерно для экономической жизни СССР 2 пол.XX века?

1)реализация плана «ускорения социально-экономического развития»

2)разработка Продовольственной программы

3)увеличение инвестиций  в жилищное строительство

4) превращение колхозов в совхозы

3.Для борьбы за качество выпускаемой продукции было решено

1)начать кампанию по укреплению трудовой дисциплины

2)закрыть нерентабельные предприятия

3)ввести госприемку

4)повысить заработную плату на предприятиях

4.Какое из названных событий произошло в 1987 г.?

1) принят закон о государственном предприятии

2)проведена денежная реформа

3)разрешено частное предпринимательство

4)началась приватизация

5.Что из названного является одним из результатов перестройки в
экономике?

1)рост благосостояния граждан       2)увеличение дефицита бюджета

3)снижение уровня потребления алкогольной продукции   4)стабилизация
курса рубля

6.Авария на Чернобыльской АЭС произошла

1) в апреле 1986 г.    2) в мае 1989 г.    3) в апреле 1990 г.    4) в
марте 1991 г.

7.Что из названного появилось в СССР в 1985-1990 гг.?

1)паспорта для колхозников    2)обязательное страхование вкладов  в
банках

3) закон о частной собственности на землю     4)товарные биржи

8. Радикальная экономическая реформа, которая была разработана под
руководством Н.Рыжкова, была
принята

1) в 1985   2)в 1987    3)в 1989 4) в 1991

9.Какое из перечисленных мероприятий было осуществлено М.С.Горбачевым?

1)создание Государственной Думы

2)утверждение  программы построения коммунизма

3)ведена система выборов руководителей предприятий и учреждений

4)все промышленные предприятия переведены на самоокупаемость  и
самофинансирование

10.Отметьте положения, не являющиеся причиной перестройки

1)идеолгический кризис

2) нарастание противоречий между экономическими потребностями страны и
существующей советско-социалистической системой

3)нарастание  националистических движений в республиках

4) стремление западных государств выйти на советский рынок

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

3

1

2

1

4

3

3

4

Радикальная экономическая реформа.

1. Начиная со 2 января 1992 г. Россия встала на путь про­ведения радикальной экономической реформы. Основными шагами данной реформы были:

ü введение свободного порядка формирования цен на боль­шинство товаров (так называемый «отпуск цен»);

ü освобождение из-под государственного контроля внут­ренней и внешней торговли (либерализация торговли);

ü приватизация государственной собственности — создание класса собственников.

Цели данных реформ:

ü слом административно-командной («советской») системы управления экономикой;

ü построение основ рыночной экономики в относительно короткие сроки (2 — 3 года).

Данный вид реформ был известен в мировой практике как «шоковая терапия». Он был разработан так называемой «чикагской школой» экономистов и применялся в тех странах, которые стремились не улучшить регулируемую государством экономику, а сломать ее, и на ее месте построить принципи­ально иную экономическую систему. До России подобный вариант реформ был проведен в Польше (Л. Бальцеровичем), ранее, со своей спецификой, — в Южной Корее.

Рекомендуемые материалы

Радикальная экономическая реформа в России проходи­ла в несколько этапов:

ü Октябрь — декабрь 1991 г. — подготовительный этап — формирование органов управления будущей реформы, подбор команды реформаторов;

ü январь — декабрь 1992 г. — радикальный этап реформы (деятельность правительства, фактически возглавляемого Е.Т. Гайдаром);

ü декабрь 1992 г. — середина 1994 г. — корректировка реформ по ходу их проведения с учетом российской специфики (деятельность правительства В. Черномырдина).

2. Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом РФ Б.Н. Ельциным в ок­тябре 1991 г.

Данная политика была предварительно одобрена V съездом народных депутатов РФ, состоявшимся 2 — 5 ноября 1991 г.:

ü Президент РФ Б. Ельцин был наделен чрезвычайными пол­номочиями на проведение реформ (правом издавать указы в области экономики, имеющие силу закона);

ü Б.Н. Ельцин, будучи Президентом РФ, был одновременно назначен Председателем Правительства РФ и получил со­гласие на формирование команды реформаторов. Команда реформаторов была сформирована в конце 1991 г.

Ее костяк составили молодые экономисты во главе с Е. Гайдаром и А. Чубайсом. В марте 1992 г. Б.Н. Ельцин ушел с поста главы правительства и назначил исполняющим обязанности пред­седателя правительства Е.Т. Гайдара. В данном полуофициаль­ном статусе (и.о.), без утверждения парламентом, Е. Гайдар руководил правительством до конца 1992 г.

3. Правительство Ельцина—Гайдара приступило к проведению реформ 2 января 1992 г.:

ü были «отпущены» цены на большинство товаров;

ü был издан Указ Президента РФ «О свободе торговли» от 29 января 1992 г. № 65, которым снималось большинство ограничений на внутреннюю и внешнюю торговлю в РФ, существовавших в советское время.

4. С 21 августа 1992 г. в России было объявлено начало приватизации, которая проходила в два этапа:

ü «ваучерная» приватизация — с августа 1992 г. по июнь 1994 г.;

ü денежная приватизация — с 1 июля 1994 г.

На первоначальном этапе приватизации вся государст­венная собственность, подлежащая приватизации, была оце­нена, и ее общая стоимость была поделена на общее число граждан России (в том числе малолетних). Полученная сумма составила стоимость приватизационного сертификата («вау­чера») и символизировала часть каждого гражданина в об­щей собственности страны. Граждане могли вложить вауче­ры в приватизируемые предприятия или продать их.

Номинально стоимость «ваучера» была объявлена в 10 тыс. «советских» рублей, что было достаточно крупной суммой для среднего гражданина (примерная стоимость хорошего советско­го автомобиля). Однако на деле их стоимость была гораздо ниже — в связи с гиперинфляцией «ваучеры» резко обесценива­лись и к концу 1992 г. «ваучер» стоил как несколько бутылок водки. К тому же большинство граждан не имели экономических знаний и не знали, как правильно вложить ваучеры — значитель­ное число ваучеров было вложено в разорившиеся предприятия; в огромных количествах ваучеры скупались всевозможными инвестиционными фондами, а часто — мошенническими структурами.

В результате всех данных обстоятельств продеклариро­ванная правительством идея «разделить государственную собственность поровну между всеми гражданами страны» оказалась фикцией и ваучеры стали механизмом потери собственности большинством граждан и ее перехода в руки узкого класса профессиональных собственников.

В результате «ваучерной» приватизации в 1992 — 1994 гг. было наспех приватизировано более половины имевшейся госу­дарственной собственности. С 1 июля 1994 г. начался второй — денежный этап приватизации.

5. Радикальная экономическая реформа на начальном этапе проходила крайне тяжело и вызвала ряд побочных эффектов. Для населения они выражались в том, что:

ü цены уже в январе 1992 г. выросли первоначально в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. в 100 — 150 раз;

ü индексация зарплаты проходила гораздо медленнее — при­мерно в 10 раз отставала от роста цен;

ü были заморожены вклады населения на сберкнижках, что привело к их обесцениванию;

ü все это привело к резкому падению уровня жизни большин­ства россиян.

Для экономики в целом негативные эффекты заключались в следующем:

ü возник острый дефицит денежной массы;

ü это вынуждало государство «включить печатный станок» (к концу 1992 г. денег было напечатано в 4 раза больше, чем ранее было в наличии);

ü это приводило к гиперинфляции (постоянному обесцени­ванию рубля) и в то же время не насыщало рынок день­гами в нужном количестве;

ü повсеместным явлением стали неплатежи среди предпри­ятий — предприятиям было нечем платить как друг дру­гу, так и собственным сотрудникам;

ü это приводило к наличию огромных долгов между пред­приятиями, хроническим невыплатам зарплат сотрудни­кам, гибели и обесцениванию многих ранее успешных за­водов и иных предприятий.

Еще одним негативным явлением экономических ре­форм стала большая зависимость России от мировых экономи­ческих организаций — Международного валютного фонда, Всемирного банка, отдельных стран. Предоставляя России жизненно необходимые кредиты, данные государства получали фактически возможность влиять на реформы, периодически диктовать условия. Не всегда данный диктат соответствовал национальным интересам России.

Скрытой стороной влияния на реформы стало, наряду с экономической помощью, сознательное разрушение конку­рирующих предприятий и отраслей российской экономики (космической сферы, оборонной промышленности, метал­лургии, высокотехнологичного производства и др.). Многие, в прошлом высокотехнологичные предприятия, из-за нару­шения цепочки хозяйственных связей, финансового голода, нарушения привычного порядка сбыта продукции, по дру­гим причинам были вынуждены или закрываться, или «пере­профилироваться» на выпуск кастрюль, чайников и иной простой продукции.

Трудности, связанные с проведением реформ, порождали ряд негативных явлений во внутренней жизни:

ü бартеризацию экономики (не денежные расчеты);

ü распространение силовых, несудебных способов решения проблем;

ü рост организованной и бытовой преступности;

ü безудержную спекуляцию;

ü воровство кредитов;

ü возникновение ряда «финансовых пирамид» и крупных мо­шеннических структур;

ü политическую нестабильность.

Таким образом, несмотря на частичное улучшение эко­номики в будущем, экономическая реформа стала потрясе­нием для общества и легла тяжелым бременем на основную массу населения страны.

6. В декабре 1992 г. в связи с тяжелой ситуацией, сложив­шейся в экономике, на волне социального протеста, VII съезд народных депутатов РФ не утвердил Е.Т. Гайдара Пред­седателем Правительства РФ (фактически отправил прави­тельство Гайдара в отставку).

После 10-дневного острого политического конфликта, обсуждения многих кандидатур — Ю. Скокова, В. Черно­мырдина, Е. Гайдара, В. Каданникова, 14 декабря 1992 г. новым Председателем Правительства РФ был утвержден Вик­тор Степанович Черномырдин.

B.C. Черномырдин, 1938 г. рождения, бывший директор завода, министр нефтегазовой промышленности СССР в 1985 — 1989 гг., впоследствии — Председатель концерна «Газ­пром» и вице-премьер в правительстве Гайдара, стал олице­творением второго этапа реформ.

Правительство В. Черномырдина (в различных составах) работало более 5 лет — с 14 декабря 1992 г. по 23 марта 1998 г. С приходом нового председателя правительства в составе и стиле работы правительства произошли следующие изменения:

ü молодые экономисты, составлявшие костяк правительства Е. Гайдара, ушли из правительства или потеряли ключевые посты;

ü костяк нового правительства составили бывшие директора и иные крупные руководители, сформировавшиеся в со­ветскую эру;

ü правительство стало работать более профессионально и от­ветственно;

ü правительство отказалось от использования «чикагской» монетаристской политики в чистом виде, перешло к со­вмещению монетаристских методов и традиционных ме­тодов управления;

ü больше внимания стало уделяться социальной защите насе­ления;

ü началось проведение более продуманной политики в отно­шениях с международными организациями.

Главные достижения правительства B.C. Черномырдина:

ü рост заработной платы;

ü постепенное снижение темпов инфляции;

ü введение в оборот новых денег (1993. 1998 гг.), стабили­зация рубля как платежного средства;

ü стабилизация денежной массы, победа денежных расчетов над бартером;

Вам также может быть полезна лекция «2. Основные понятия и определения».

ü пополнение (фактически с нуля) золотовалютного резерва страны.

Радикальная экономическая реформа в основном была завершена в середине 1994 г. В ее результате, несмотря на цену, которую заплатило за ее проведение, основное населе­ние страны:

ü была разрушена административно-хозяйственная («совет­ская») система управления экономикой;

ü на ее месте заложены основы новой рыночной экономики;

ü были достигнуты первые результаты и началась посте­пенная стабилизация жизни.

Хронологически
последней правительственной экономической
программой Союза была программа Рыжкова
– Абалкина, подготовленная летом 1990 г.
в противовес программе «500 дней».
Но реально решительная попытка прорыва
была предпринята в феврале – марте, и
именно она представляет интерес.

Еще
в начале года в правительстве возобладали
весьма антиреформаторские настроения,
Абалкин оказался в изоляции. Рыжков
перед отъездом с визитом в Малайзию
образовал группу во главе с Ю.Д. Маслюковым,
чтобы готовить вариант «отката». Абалкин,
уже, видимо, не надеясь найти понимание
в правительстве, написал пятистраничную
записку для Горбачева, который в марте
должен был быть избран первым Президентом
СССР. С этим связывались какие-то надежды
на изменение политики. Суть записки:
переход к рыночной экономике –
единственный выход, «откат»
невозможен.

Рассказываю
малоизвестные факты. Где-то в начале
февраля Абалкину позвонил Маслюков и
сказал: «Что-то у нас ничего путного
не получается. Нет ли у Вас чего-нибудь
для размышления?» Абалкин отдал свою
записку. После ряда совещаний мы с
Явлинским получили поручение подготовить
к приезду премьера более развернутый
документ на базе предложений Абалкина.

Через
два дня был готов материал на 13 страницах,
конечно, не для печати, но, на мой взгляд,
весьма интересный как документ того
времени. В нем была прописана принципиальная
позиция радикального варианта:
либерализация цен с упреждающими и
последующими мерами финансовой
стабилизации, ликвидации инфляционного
навеса. В частности, предлагалась идея
денежной реформы, проводимой путем
обмена только крупных купюр, которая
была реализована позднее, в 1991 г. Суть
ее в том, чтобы сократить денежный навес
накануне либерализации цен и не допустить
их чрезмерного роста, при том что
Геращенко уверял, будто на полную
денежную реформу нужно два года, не
хватает мощности печатного станка, а
крупные купюры при минимуме печатной
работы позволяют охватить большую часть
стоимости денег в обращении.

По
свидетельству Абалкина, тревогу в
отношении отрыва правительства от
реальности выразил также Л.Б. Вид, тогда
первый зампред Госплана, подав записку
с анализом так называемых «возвратных»
планов предприятий. Он подтверждал нашу
правоту. И сам Абалкин пишет: «Мы
продолжали жить под гипнозом цифр, забыв
о реальности. Но планы, которые десятки
лет определяли динамику экономических
процессов в нашей стране, уже утратили
директивную силу»*.

*
Абалкин Л.И. Указ. соч. С. 121.

После
определенной доработки вместе с Госпланом
Н.И. Рыжкову у трапа самолета вручили
три документа: совместную докладную
записку Маслюкова и Абалкина и два
приложения: а) предложения об «откате»
под названием «О предлагаемых мерах
по нормализации положения в экономике»,
б) наши 13 страниц: «О путях преодоления
экономического кризиса». На выбор.

И
выбор был сделан, я думаю, именно тогда.
Пусть историческими фигурами, которые
не считаются его авторами, потом
разошедшимися по разные стороны баррикад.
Пусть этот выбор был предопределен, но
все равно его делали живые люди, ощущая
муки сомнений и груз ответственности.
Пусть вся эта драма осталась скрытой
за кадром, а история выдвинула потом
других героев – героев без всякой
иронии. Но именно с этого момента телегу
российской экономики толкнули от плана
к рынку, и она покатилась, подпрыгивая
на ухабах и все быстрее набирая скорость.
Поэтому что бы ни случилось далее, по
отношению к Л.И. Абалкину и Ю.Д. Маслюкову
я испытываю чувство общей нашей
сопричастности к некоему таинству,
которое называется деланием истории.

В
их докладной записке Н.И. Рыжкову было,
в частности, сказано:

«…Существуют
в принципе два варианта преодоления
кризисных явлений. Первый предполагает
существенный откат назад в направлении
восстановления административно-командной
системы. Следует реально представлять,
что этот вариант вряд ли будет поддержан
Верховным Советом СССР и общественными
движениями. Но если он и будет поддержан,
то его реализация маловероятна, даже в
случае применения силовых методов.

Остается
второй вариант – ускоренное осуществление
радикальной экономической реформы в
стране. Речь идет о приближении сроков
реализации того этапа реформы, который
был предусмотрен правительственной
программой на 1993 год.


Программа мер предусматривает
ее
осуществление комплексно, одним ударом
с 1 июля нынешнего года или с 1 января
1991 года. Оставшееся время должно быть
использовано для подготовки, с тем чтобы
основные положения были объявлены на
основе полученных полномочий (без
обсуждения на Верховном Совете СССР)
решением Правительства или декретом
Президента.

Конкретное
содержание этой программы изложено в
записке, подготовленной Комиссией по
экономической реформе совместно с
Госпланом СССР.

Следует
совершенно четко представлять, что на
первом этапе возникнет ряд серьезных
социальных проблем: значительный рост
цен, инфляция, что затронет прежде всего
малообеспеченные слои населения,
появление безработицы. В связи с этим
требуется заранее, в упреждающем порядке
наметить меры по смягчению этих социальных
последствий и защите малообеспеченных
слоев населения.

Предлагаемое
решение представляет собой весьма
дорогую цену за реформу, но она будет
стремительно возрастать, если сама
реформа будет откладываться на
неопределенный срок.

Для
выхода из нарастающего кризиса потребуются
серьезные административные меры и
полномочия, а также достижение
общественного согласия. Имеется в виду
отказ на неопределенный срок (не менее
чем на полгода) от забастовок; отмена
всех решений о закрытии предприятий,
от которых зависит успешное функционирование
народного хозяйства; приостановка
выборности руководителей предприятий,
ряд других мер.

Достижение
согласия общественных сил предполагает
привлечение к разработке и реализации
программы различного рода неформальных
и иных движений, пользующихся авторитетом
и поддержкой широких слоев населения.
На защиту и реализацию программы должны
быть направлены усилия средств массовой
информации.

Сейчас
самое главное – без промедления сделать
политический выбор, остановиться на
одном из возможных вариантов стабилизации
общественной ситуации в стране и
незамедлительно приступить к разработке
путей и способов его реализации. Ю.
Маслюков,
Л. Абалкин. 17 февраля 1990года»*.

*
Абалкин Л.И. Указ. соч. С. 122–123.

11
марта 1990 г. вышло постановление № 257, в
котором было сказано:

«Назрела
настоятельная необходимость в приближении
сроков, а также уточнении намеченных
этапов осуществления экономической
реформы и, прежде всего, ускорения
перехода к планово-рыночной экономике»*.

*
Там же. С. 124.

Мы
получили карт-бланш на разработку
существенно более радикальной программы,
причем подчеркивалась необходимость
самых основательных расчетов последствий
ее реализации.

Судя
по последующим событиям, это, возможно,
был определенный маневр со стороны
Рыжкова. В окружении Горбачева его все
более остро критиковали за неспособность
к каким-либо результативным действиям.
Особенно резкая критика шла от нового
помощника Горбачева Н.Я. Петракова.
Возможно, чтобы отбить нападки, решено
было подготовить радикальную программу,
но так определить ее цену, чтобы напугать
Горбачева и его советников. Мы, конкретные
разработчики, исполненные реформаторского
энтузиазма и неискушенные в политических
играх, не увидели подвоха в поставленной
задаче, тем более, что она увлекала нас
масштабностью и научным интересом.

Проект
нужно было представить к середине апреля
Президентскому совету. Кроме него этот
проект не увидел никто. А содержал он
следующее.

1.
Отмечалось, что программа Правительства,
принятая всего три месяца назад, не
отвечает изменившейся обстановке.
«Хозяйственная система не в состоянии
длительное время работать в режиме
искусственного сочетания принципиально
несовместимых командно-административных
и рыночных структур. Практически все
попытки перехода к экономическим методам
управления (читай – рыночному
регулированию) наталкиваются на мощное
противодействие монополизированной
нерыночной среды…

Попытки
механического снижения объемов
централизованно планируемой и
распределяемой продукции, развития
прямых хозяйственных связей и оптовой
торговли без изменения системы
ценообразования и при избытке денежной
массы подрывают стимулы производства
и ведут, к натурализации обмена. Система,
лишенная целостности, буквально на
глазах теряет управляемость…

Распад
основанного на командно-административных
принципах механизма экономических
связей между республиками, краями и
областями, задержка с созданием
общенационального интегрированного
рынка нарушают единство Союза, становятся
фактором ослабления нашего государства».

Впервые
была дана столь острая оценка обстановки.

Вывод:
то, что планировалось на 1992–1993 гг., надо
осуществить уже в 1990–1991 гг. Принимается
переход к радикальному варианту.

2.
Основной замысел: в большинстве секторов
экономики наряду с государственными
регулируемыми ценами ввести свободные
цены. Либерализация не упоминается, но
именно она предполагается.

3.
Чтобы ограничить неизбежный при этом
рост цен, осуществляются крупные меры
в области финансов и кредита: вводится
налоговое законодательство,
предусматривающее действенное ограничение
роста доходов предприятий и населения,
существенно повышаются ставки банковского
процента, проводятся другие радикальные
меры по сдерживанию роста денежной
массы. В итоге ожидались достижение
материально-финансовой сбалансированности,
т.е. рыночного равновесия, и ликвидация
дефицита.

Заметим,
что здесь прямо не говорится о необходимости
крупного сокращения бюджетных расходов.

4.
Параллельно осуществляются энергичные
меры по формированию многообразных
форм собственности и обеспечению свободы
предпринимательства.

5.
Ожидаемое понижение уровня жизни
населения и усиление социальной
дифференциации должны быть встречены
созданием эффективной системы социальной
защиты населения, включая меры по
компенсации роста стоимости жизни и
увеличения безработицы.

Следует
признать, что этот основной замысел с
разными вариантами присутствовал во
всех последующих программах. И не потому,
что кто-то у кого-то заимствовал, просто
это был ставший
очевидным, единственно возможный образ
действий.

Еще
можно было спорить о темпах, этапах,
последовательности действий, прочих
деталях. Но эти основные шаги –
первоочередные. Либерализация цен и
жесточайшая финансовая политика выходили
из числа дискуссионных вопросов. Должны
были выйти. Но, увы, не сразу.

Некоторые
предложенные меры:

• прекращение
выплаты всех видов дотаций убыточным
и малорентабельным предприятиям,
принятие временного положения о
банкротстве;

• в
течение года несколько сотен крупных
и крупнейших госпредприятий преобразуются
в акционерные общества с продажей акций
юридическим и физическим лицам. Работники
предприятий имеют предпочтительное
право на приобретение акций;

• объявляется
сдача в аренду или продажа коллективам
трудящихся и кооперативам большинства
мелких и средних предприятий, прежде
всего в сфере производства потребительских
товаров, торговли, бытовых услуг;

• образование
государственных инвестиционных фондов
и холдингов для управления государственными
активами в процессе разгосударствления;

• компромисс
по ценообразованию – не позднее
апреля–мая предприятиям для определения
их планов на 1991 г. сообщаются новые
прейскурантные цены, которые B.C.
Павлов заготовил еще в 1988 г. Предприятия
представляют планы в вышестоящие органы
в действующих и новых прейскурантных
ценах. После этого будет принято
окончательное решение о государственных
ценах на продукцию производственно-технического
назначения и сфере применения свободных
цен. Таким образом пытались смягчить
процесс либерализации, взять его под
контроль, увязать с решением вопросов
о перепрофилировании, реорганизации,
передаче в аренду или даже ликвидации
отдельных предприятий. Но это потом
оказалось бомбой, заложенной под
программу;

• установление
государственных закупочных цен на
сельхозпродукцию, поставляемую в уплату
натурального налога;

• установление
государственных регулируемых розничных
цен на ограниченное число основных
потребительских товаров;

• периодическая
индексация доходов населения;

• налоговая
реформа – введение единой ставки налога
на прибыль взамен индивидуальных
нормативов отчислений;

• установление
предельного норматива рентабельности
(30%), сверх которого вся прибыль изымается
в бюджет;

• регулирующий
налог на фонд потребления, увязанный с
ростом производства и экономией
материальных затрат (что-то подобное,
как мы видели, было предусмотрено и в
Польше, но не сработало: при реально
жестких финансовых ограничениях зарплата
не достигала лимитов роста);

• поэтапное
и очень осторожное устранение бюджетного
дефицита, покрытие дефицита выпуском
государственных ценных бумаг;

• финансирование
из консолидированного бюджета Союза и
союзных республик не более 27–29% общего
объема инвестиций, в том числе 12– 14% –
из союзного. Поскольку спрос на
госинвестиции больше, потребуется
создание внебюджетных инвестиционных
фондов за счет централизации в них до
20% амортизационных отчислений предприятий
(это от Госплана);

• вопросы
валютного рынка и конвертируемости
рубля откладывались на потом, когда уже
сформируется рынок и расширятся
внешнеэкономические связи.

Несмотря
на многочисленные компромиссы и иллюзии
в отношении возможностей управлять
переходными процессами, эта программа
обнаруживала уже гораздо более высокий
уровень понимания стоящих перед страной
задач и путей решения. Жизнь бы поправила,
если бы именно эту программу стали
осуществлять. У нас еще будет повод
сравнить ее с другими программами.

Важной
составляющей программы были расчеты
последствий. Они выполнялись в основном
в ГВЦ Госплана СССР под руководством
Я.М. Уринсона и И.С. Матерова. Их результаты
и стали главной «страшилкой».

Авторы
старались быть объективными. И хотя
инструменты расчетов были примитивными,
расчеты выполнялись в спешке и, как
выяснилось потом, опирались на слишком
оптимистические сценарии, все же
советских лидеров, ожидавших, видимо,
что реформы сразу дадут улучшение
положения в основных сферах, они напугали.

Формально
расчеты предлагали два варианта:
радикальный (реформы за два года) и
умеренно-радикальный (за пять лет), но
фактически в более или менее развернутом
виде их успели сделать только по первому
варианту. Они показали:

• спад
ВВП в течение
двух лет примерно на 18–20%; с 1993 г. уже
ожидался подъем;

• рост
потребительских цен – не менее чем в 2
раза;

• снижение
реальных доходов населения на 15–20%;

• сокращение
инвестиций во второй год до 60% и
восстановление
их объема
не ранее 1995 г.;

• уровень
безработицы – до 8% с началом ее снижения
не ранее 1995 г. В одном из расчетов
получалось, что в целом в процессе
структурной перестройки рабочие места
должны будут поменять до 40 млн. человек,
по модели эти данные были приведены к
одному году. Получалось на самом деле
страшновато.

Напомню,
все это было сделано в марте 1990 г., до
всяких дискуссий, до всяких иностранных
советников, до Вашингтонского консенсуса,
совершенно независимо.

Впервые
была предпринята попытка оценить потери
перехода и сказать о них обществу.

Н.И.
Рыжков лучше знал своих коллег: на
Президентском совете программа была
забракована и отправлена на переработку
в сторону смягчения. А еще через неделю,
выступая в Свердловске, М.С. Горбачев
произнес слова, недопонятые слушателями
в силу незнания ими контекста: мы не
допустим, чтобы переход к рыночной
экономике нанес ущерб нашим гражданам,
их благосостоянию.

В
1990 г. время неслось быстро. Уже через
месяц Рыжков предложил повышение цен,
а Ельцин, только что избранный Председателем
Президиума Верховного Совета РСФСР,
энергично выступил против Рыжкова:
никаких жертв, мы знаем, как перейти к
рынку, чтобы всем сразу стало лучше.
Примерно так.

Принципиальным
был вопрос о либерализации цен. Именно
этого не хотели Рыжков и Павлов. Последний
и добился того, что главным изменением
программы на стадии ее доработки для
представления Верховному Совету СССР
в мае стала замена либерализации цен,
даже в той куцей версии, в какой она была
представлена в первом варианте программы,
любимым его проектом всеобщего
административного пересмотра
прейскурантных цен. Вышло повышение
розничных цен в среднем в 2 раза, а цен
на хлеб – в 3 раза. Была предложена
система компенсаций, которая в принципе
не могла быть справедливой и всех только
раздражала.

Впрочем,
предоставим слово Н.И. Рыжкову, пусть
он сам мотивирует выбор единовременного
пересмотра цен.

Либерализация,
по его словам, неприемлема из-за
гиперинфляции, которая неизбежна при
нашем монополизме и состоянии денежного
хозяйства. Она подорвет структурную
перестройку и производство. «Невероятно
вырастет число людей, оказавшихся не
готовыми к такому повороту событий, а
государство тоже не сможет помочь им,
поскольку не в силах будет остановить
инфляцию…

Мы
предполагали в начале 1991 года
централизованно осуществить реформирование
всей системы цен, устранив накопившиеся
в ней диспропорции. Затем переходить к
рыночному ценообразованию, сочетая все
же цены, регулируемые государством, и
свободные, которые диктуют спрос и
предложение…

Уж
коли мы активно собрались на общемировой
рынок, то вряд ли можно было допустить
положение, когда у нас лес, бумага, мазут,
мочевина и прочее покупалось бы по
демпинговым ценам, а за границей
продавалось по реальным. Так, увы, было.
Больше мы так не хотели. В среднем рост
предлагаемых оптовых цен составлял 46
процентов.

Надо
было менять и закупочные цены. Постоянно
росло удорожание потребляемых сельским
хозяйством материальных ресурсов, росли
банковские кредитные ставки и прочее.
Чтобы сельское хозяйство стало в основном
рентабельным, закупочные цены
предполагалось поднять на 55 процентов.

Но
самые трудные проблемы возникли в
области реформы розничных цен. Здесь в
тугой клубок сплелись интересы и
производителей, и торговли, и каждой
семьи. Деформации здесь к 1990 году
сложились ужасные! Если за последние
35 лет произведенный национальный доход
увеличился в 6,5 раза, то государственные
дотации к ценам – более чем в 30 раз! В
том же 90-м дотация только на продовольственные
товары составила около 100 миллиардов
рублей, а с введением новых закупочных
цен без пересмотра розничных она
увеличилась бы еще на 30 процентов и
составила бы пятую часть всех расходов
госбюджета.

А
ситуация и впрямь была ненормальной.
Производство одного килограмма говядины,
например, обходилось государству в то
время в 5 рублей 88 копеек. Продавался
этот килограмм в госторговле, если вы
еще не забыли, максимум
за
два рубля. И это только один из примеров,
а приводить подобные можно было
бесконечно. Причем следует отметить,
что мы вовсе не собирались уходить от
дотационности. Чтобы полностью отказаться
от дотаций сельскому хозяйству, надо
было бы килограмм той же говядины в
новых условиях продавать
за
9 рублей, а мы установили предел – 5
рублей 50 копеек. Что заставляло нас
дотировать только мясо-молочную
промышленность 45 миллиардами рублей в
год. А как же иначе? Производительность
труда в сельском хозяйстве скоро не
подскочит, всем ожидаемым фермерам еще,
как говорится, раскручиваться и
раскручиваться, а народ богаче не
становится. Расчеты показывали, что при
таком подходе розничные цены на
продовольствие необходимо было увеличить
в среднем в два раза от тех, что были в
государственной торговле. Причем на
мясные продукты – в 2,3 раза, на рыбные
– в 2,5, на молочные – вдвое, на хлебопродукты
– втрое, на сахар – в 1,8, на растительное
масло – в 1,7 раза. Нет, мы знали, на что
шли, устанавливая такие цены. Мы о людях
думали – в первую очередь. Поэтому мы
и предлагали установить на эти продукты
питания фиксированные цены.

Цены
на ткани и изделия, по нашим расчетам,
должны были увеличиться на 30–50 процентов.
Обувь – на 35, на строительные материалы,
авиационные и железнодорожные пассажирские
перевозки – наполовину. Идя на это, мы
о перспективе развития державы не
забывали. Еще раз напомню: стабилизация
экономики должна была начаться с января
1991 года и уже через год дать заметные
результаты, а затем намечалось куда
более резкое, но уже не отягощенное
многими бедами и пагубами для людей
вхождение в рыночную структуру.

Я
намеренно так подробен. Я хочу, чтобы
вы вспомнили, как поносили правительственную
программу в 1990 году
за
то, что она-де превратит всех людей в
нищих, что вся страна свалится за черту
бедности. Я хочу, чтобы вы оглянулись
вокруг и сравнили нынешние астрономические
цены с теми, что предлагали мы. Сравнили?
Жутковато? Мне тоже. А ведь мы считали
точно: тогда
этого подорожания вполне хватило бы,
чтоб стране выбраться из ожидаемого
кризиса. Сейчас
кризис в разгаре, и я уверен, что весенние
цены 92-го станут много выше зимних, а
летние круто обойдут весенние. Вы сейчас
читаете эту книгу. Вам судить – прав я
или
нет…
(подчеркнуто мною. – Е.Я).

Единственное,
что мы хотели сделать сразу, с июля, не
дожидаясь наступления 1991 года, так это
повысить цены на хлеб. Только на хлеб!
Мы предлагали этот шаг, потому что хотели
на хлебе, так сказать, на «отдельно
взятом повышении цен», проверить и
оценить систему компенсационных мер.
С 1 июля до конца года дополнительные
расходы населения на покупку хлеба
составили бы 17,5 миллиарда рублей, и мы
их собирались компенсировать полностью
Да надо было и восстановить потерянное
уважение к хлебу. Дальше, в следующем
году, при общем повышении цен компенсационные
выплаты должны были составить в среднем
70 процентов от общего повышения. При
этом на основные продукты питания
компенсация была практически полная.
Без компенсирования мы намеревались
оставить удорожание ювелирных изделий,
дорогостоящих меховых изделий, импортной
мебели, отдельных видов бытовой техники,
повышение тарифов на пассажирские
перевозки – то есть все, что не является
обязательными
для всех и каждого тратами. Так вот, мы
хотели понять,
как
выплачивать компенсацию, где
ее выплачивать,
в
каком

виде и прочее. Понять – проверив себя
на хлебе. На семнадцати миллиардах, а к
1991 году прийти с некоторым опытом, чтоб
поменьше ошибок делать при социальной
защите населения»*.

*
Рыжков Н.И. Перестройка: история
предательств. М.: Новости, 1991. С. 312–315.

Краткий
комментарий
.
Видимо, Николай Иванович жил в твердой
уверенности, что Госплан все может
просчитать и помочь рынку. Но его же
примеры говорят более всего о том, что
устранить всю эту путаницу, созданную
планом, невозможно посредством плана.
Предлагалась еще одна затяжка – в
главном вопросе, когда для затяжек уже
никакого времени не оставалось. Верно
одно: переход к свободным ценам был
настолько трудным, что тому, кто на него
решится, не сносить головы. Так и вышло.

На
примере этих событий можно оценить,
сколь важную роль играет в переходе к
рынку либерализация цен. Ведь в остальных
частях программы Рыжкова было сказано
много правильного про смену форм
собственности, про свободу
предпринимательства, про жесткую
финансовую политику. На это уже никто
не обратил внимания. И правильно: с
пересмотром цен по Павлову программу
уже невозможно было трактовать как
рыночную, как шаг вперед.

Выступление
Рыжкова на Верховном Совете 24 мая 1990 г.
стало концом его карьеры. Через несколько
часов из магазинов стали пропадать
последние продукты. Для всех премьер
стал мальчиком для битья. Стратегическая
ошибка!

В
те же дни снова взошла звезда Ельцина,
чтобы оставаться в зените российской
политики следующие почти десять лет. В
российском правительстве И.С. Силаева
пост зампреда и председателя комиссии
по экономической реформе был предложен
Г.А. Явлинскому.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1

Итоговый тест по теме «Перестройка и распад СССР»

Слайд 2

1. Для внутреннего курса М.С. Горбачева было характерно 1) укрепление авторитета сталинских кадров 2) «омоложение» высших партийных кадров 3) усиление позиций силовых структур 4) усиление центральной власти на местах

Слайд 3

2. Что из перечисленного характерно для экономической жизни СССР второй половины XX в .? 1) реализация плана «ускорения социально-экономического развития» 2) разработка Продовольственной программы 3) увеличение инвестиций в жилищное строительство 4) превращение колхозов в совхозы

Слайд 4

3. Для борьбы за качество выпускаемой продукции было решено 1) начать кампанию по укреплению трудовой дисциплины 2) закрыть нерентабельные предприятия 3) ввести госприемку 4) повысить заработную плату на предприятиях

Слайд 5

4. Какое из названных событий произошло в 1987 г .? 1) принят закон о государственном предприятии 2) проведена денежная реформа 3) разрешено частное предпринимательство 4) началась приватизация

Слайд 6

5. Что из названного является одним из результатов пере­стройки в экономике ? 1) рост благосостояния граждан 2) увеличение дефицита бюджета 3) снижение уровня потребления алкогольной продукции 4) стабилизация курса рубли

Слайд 7

6 Авария на Чернобыльской АЭС произошла 1) в апреле 1986 г. 2) в мае 1989 г. 3) в апреле 1990 г. 4) в марте 1991 г.

Слайд 8

7. Что из названного появилось в СССР в 1985-1990 гг .? 1) паспорта для колхозников 2) обязательное страхование вкладов в банках 3) закон о частной собственности на землю 4) товарные биржи

Слайд 9

8. Радикальная экономическая реформа, которая была разработана под руководством Н.И. Рыжкова, была принята 1) в 1985 г. 2) в 1987 г. 3) в 1989 г. 4) в 1991 г.

Слайд 10

9. Какое из перечисленных мероприятий было осуществлено М.С. Горбачевым ? 1) создание Государственной Думы 2) утверждение программы построения коммунизма 3) введена система выборов руководителей предприятий н учреждений 4) все промышленные предприятия переведены на самоокупаемость и самофинансирование

Слайд 11

10. Отметьте положение, не являющееся причиной перестройки . 1) идеологический кризис 2) нарастание противоречий между экономическими потребностями страны и существующей советско-социалистической системой 3) нарастание националистических движений в республиках 4) стремление западных государств выйти на советский рынок

Слайд 12

11. Какое событие из названных произошло в период перестройки ? 1) развернулось диссидентское движение 2) отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС 3) сформулирована концепция построения развитого социализма 4) разработана «Продовольственная программа»

Слайд 13

12 . Что из названного характерно для периода перестройки социализма ? 1) политика гласности 2) широкое распространение самиздатовской продукции 3) введение партийного контроля за деятельностью правозащитных организаций 4) преследование диссидентов

Слайд 14

13 . Комиссия по реабилитации жертв сталинских репрессий была создана 1) в 1985 г. 2) в 1987 г. 3) в 1990 г . 4 ) в 1991 г.

Слайд 15

14 . XIX партконференция, на которой была принята программа политических преобразований, состоялась 1) в 1986 г. 2) в 1988 г. 3) в 1991 г. 4) в 1992 г.

Слайд 16

15 . Какое событие из названных произошло в 1989 г .? 1) состоялся XXVII съезд КПСС 2) начата антиалкогольная кампания 3) провозглашена программа формирования правового государства 4) состоялись выборы народных депутатов СССР

Слайд 17

16 . Недовольство ряда членов КПСС политикой М.С. Горбачева было вызвано 1) критикой в адрес КПСС 2) низким политическим рейтингом Генерального секретаря 3) разрешением многопартийности 4) нерешительностью проведения экономических реформ

Слайд 18

17 . Н. Андреева в статье «Не могу поступиться принципами » 1) отстаивала идею сохранения политических традиций советского общества 2) высказывала мысль о необходимости дальнейшей демократизации общества 3) призывала к развитию институтов гражданского общества 4) призывала к созданию демократических партий

Слайд 19

18 . Выборы первого Президента РСФСР состоялись 1) в 1985 г. 2) в 1989 г. 3) в 1990 г. 4) в 1991 г.

Слайд 20

19 . М.С. Горбачев был избран Президентом СССР 1) в ходе всеобщих н равных выборов 2) на заседании съезда народных депутатов 3) на заседании Президиума Верховного совета СССР 4) на заседании ЦК КПСС

Слайд 21

2 0 . В ходе процесса реабилитации было восстановлено доброе имя 1) политических заключенных, подвергшихся репрессиям в 30-50-е гг. 2) диссидентов, осужденных в 60-80-е гг. 3) членов политической оппозиции 1918-1923 гг. 4) граждан, осужденных по обвинению в незаконном предпринимательстве в «андроповский период»

Слайд 22

21 . Какое положение из названных характеризует внешнеполитический курс М.С. Горбачева ? 1) введение моратория на испытания ядерного вооружения 2) провозглашение политики ограниченного суверенитета по отношению к капиталистическим государствам 3) размещение ракет на Кубе 4) политика принуждения к миру

Слайд 23

22 . Какое событие из названных произошло в 1985 г .? 1) рухнула Берлинская стена 2) состоялась встреча М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Рейкъявике 3) сформулированы положения нового политического мышления 4) в СССР начался переход к рыночной экономике

Слайд 24

23 . Соглашение между НАТО н ОВД о взаимном сокращении сил в Европе было подписано 1) в 1987 г. 3) в 1992 г. 2) в 1990 г. 4) в 1994 г.

Слайд 25

24 . Какое положение из названных характеризует «новое политическое мышление »? 1) призыв к разрешению конфликтов за столом переговоров 2) стремление установить ядерный паритет с США 3) ведение политики «умиротворения агрессоров» 4) продолжение «холодной войны»

Слайд 26

25 . Определите причину распада Организации Варшавского договора . 1) усиление НАТО 2) прекращение «холодной войны» 3) вступление СССР в Совет Европы 4) демократизации политических режимов в странах соцлагеря

Слайд 27

26 . Советские войска были выведены из Афганистана 1) в 1985 г. 2) в 1989 г. 3) в 1990 г. 4) в 1992 г.

Слайд 28

27 . Военный союз бывших социалистических стран прекратил свое существование 1) в 1986 г. 3) в 1991 г. 2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

Слайд 29

28 . В период реализации политики «нового политического мышления» были улучшены отношения между СССР и 1) Индией 3) Ираном 2) Китаем 4) Афганистаном

Слайд 30

29 . Что из названного является одним из результатов внешней политики М.С. Горбачева ? 1) роспуск военных блоков 2) увеличение расходов на вооружение 3) сокращение численности Советской Армии 4) участие в западноевропейской интеграции

Слайд 31

3 0 . Военная операция США и ряда европейских государств « Буря в пустыне» была проведена по решению Совета Безопасности ООН в 1991 г . 1) в Ираке 2) в Иране 3) в Афганистане 4) в Пакистане

Слайд 32

31 . Суверенитет РСФСР был провозглашен 1) в 1989 г. 2) в 1990 г. 3) в 1991 г. 4) в 1993 г.

Слайд 33

32 . Отметьте причину межнациональных конфликтов в период перестройки . 1) недовольство национальных элит монополией КПСС в обществе 2) религиозные различия между народами, населяющими союзные республики 3) недовольство республик внешней политикой союзного правительства 4) отсутствие толерантности в обществе

Слайд 34

33 . Какое из названных событий произошло в 1987 г .? 1) вооруженное столкновение между правительственными войсками и демонстрантами в Тбилиси 2) в Прибалтийских республиках начали действовать Народные фронты 3) конфликт между Арменией н Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха 4) альтернативные выборы народных депутатов СССР

Слайд 35

34 . Какое положение из названных характеризует политическое развитие СССР в период перестройки ? 1) усиление националистических настроений в союзных республиках 2) провозглашение «права наций на самоопределение» 3) разработка проекта реконструкции СССР на основе конфедеративного устройства 4) принятие Продовольственной программы

Слайд 36

35 . «Парад суверенитетов» стал чертой политического развития СССР 1) в 1985 г. 3) в 1990 г. 2) в 1988 г. 4) в 1993 г.

Слайд 37

36 . Беловежские соглашения о создании СНГ были подписаны 8 декабря 1991 г. между 1) РСФСР. Молдавией и Белоруссией 2) РСФСР, Украиной и Белоруссией 3) РСФСР. Грузией и Украиной 4) РСФСР. Белоруссией и Казахстаном

Слайд 38

37 . Референдум по вопросу о сохранении Союза состоялся 1) 19 марта 1991 г. 2) 12 нюня 1991 г. 3) 19 августа 1991 г. 4) 12 октября 1991 г.

Слайд 39

38 Отметьте одну из целей участников ГКЧП . 1) стимулировать развитие рыночных отношений в СССР 2) усилить позиции республик в центральных органах власти СССР 3) сохранить централизованное советское государство 4) развивать институты гражданского общества

Слайд 40

39 . Что из названного является одним из результатов августовского кризиса 1991 г .? 1) усиление политического авторитета Президента СССР 2) принятие экономической программы «500 дней» 3) отмена Конституции СССР, принятой в 1977 г. 4) запрещение КПСС

Слайд 41

4 0 . Декларация об образовании СНГ была подписана 1) 21 августа 1991 г. 2) 21 декабря 1991 г. 3) 6 января 1992 г. 4) 23 января 1992 г.

Слайд 42

Ключ к тесту № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ 2 1 3 1 2 1 4 3 3 4 № .задания 11 12 13 14 15 16 1 7 18 19 20 Ответ 2 1 2 2 4 3 1 4 2 1 № задания 21 2 2 23 24 25 26 27 28 29 30 Ответ 1 2 2 1 4 2 3 2 3 1 № задания 31 32 33 34 35 36 37 38 3 9 40 Ответ 2 1 3 1 3 2 I 3 4 2

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Капсулы новомин инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Как сделать корону для художественной гимнастики своими руками пошаговая инструкция
  • Commax cds 4cm инструкция на русском
  • Пик смена руководства
  • Благодарственное письмо руководству за помощь