Раскрыть технологию планирования руководства играми с правилами дошкольников

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача — совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические — только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное  значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача — узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал.»

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство и управление дидактическими играми

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение, усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал[1].

Настольные игры-пособия

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно»и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д.

(«Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта («Кто на чём ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие», и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли», «Волчок» и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их . Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия ,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:

Бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно[2].

Руководство и управление подвижными играми

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Подбор игр

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли («Солнышко и дождик» — одна роль, «Кот и мыши» — две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием («Мяч через сетку», «Лови, бросай, упасть не давай» и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения («Кто быстрее добежит до флажка», «Кто самый ловкий» и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании («Самолеты», «Цветные автомобили» и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов[3].

Знакомство с новой игрой

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой «Солнышко и дождик», воспитатель говорит: «Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой». При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал «Солнышко», разнообразит действия детей между сигналами, а после слова «Дождь» постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре «Цветные автомобили»: «Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя». Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры

 В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее — начинается игра («Воробушки и кот») или натягивают веревку, детей располагают около нее («Наседка и цыплята»). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача — не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?». И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры

В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Подведение итогов

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо — при одинаковом результате — обоим («Кто быстрее добежит до флажка», «Подбрось, поймай, не дай упасть на диван» и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, «вырвать» победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения («Перемени предмет», «Взятие крепости», «Чья команда больше выбьет фигур» и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.)[3].

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Руководство и управление играми с правилами во всех возрастных группах рассчитаны в основном на решение умственных задач воспитания и развития, а не на формирование новых более высоких способов деятельности.

 Для того чтобы дети играли самостоятельно, без излишней опеки воспитателя, могли сами регулировать возникающие у них затруднения и разногласия, необходимы несложные понятные правила. Ко многим существующим играм даны готовые правила, но они часто не охватывают игры в целом, имеют существенные упущения. Анализируя имеющуюся литературу по игре, можно сказать, что одним из важных структурных компонентов является правило.

Для того чтобы обеспечить условия для самостоятельной детской игры с правилами, воспитателю необходимы знания о строении игр, сложности или простоте их правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в детском саду М. Академический Проект, 4-е изд.2002
  2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Мозаика-Синтез, 2014
  3. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Феникс, 2002
  4. Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений// электронная версия

Краткое описание документа:

План руководства игрой детей дошкольного возраста

Вид игры: сюжетно – ролевая «Магазин»

Возраст детей: 4-5 лет

Подготовительный этап

Задачи

Формы

организации

Методы

Средства

Сроки

реализации

1.Познакомить с основными трудовыми процессами работников магазина.

 2. Упражнять детей в использовании приобретенных знаний.

 3.Обобщить представления о труде работников магазина.

 4.Формировать трудовую деятельность.

5.Развитие культуры восприятия, воображения, речь и мышление ребенка.

 6.Развитие творческих способностей

1. Беседа о правилах поведения в магазине.

2. Экскурсия в магазин, торговый центр.

3. Наблюдение за трудом продавца.

 4. Рассказ воспитателя о том, как дети другого детского сада играют в магазин.

5. В книжном уголке поместить иллюстративный материал по теме «Магазин»

6. Показать детям, как пользоваться весами и правильно упаковывать товар.

Подготовка атрибутов для игры: костюм продавца, сумки, кошельки, деньги, весы, макеты фруктов и овощей, макеты продуктов.

 Для игры оборудуется угол «Магазин»: стол имитирующий прилавок, весы, стул, полки для выставления продуктов для продажи.

Беседа «о культуре общения с работниками и покупателями в магазине».

Беседа «О значении профессии продавца и грузчика»

Рассматривание картинок о работе продавца.

Чтение художественной литературы:

В. Маяковский «Кем быть»

1 неделя

Этап обучения игре

Задачи

Формы

организации

Методы

Средства

Сроки

реализации

1.Формировать интерес к игре «Магазин».

 2. Создавать игровую среду в группе.

3.Формировать коллективные умения и навыки совместной деятельности, выбирать участников совместной деятельности.

4.Учить активно взаимодействовать со сверстниками, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других.

 5.Формировать игровые умения и навыки.

6.Формировать умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.

1.Совместные игры с воспитателем.

 2. Игра – фантазия.

 3.Придумывание необычных историй про работников магазинов.

 4. Индивидуальные беседы о правилах поведения в совместной игре.

 5.Советы по распределению игровых обязанностей.

Беседы с детьми:

 «Как играть».

Лепка: «Овощи и фрукты для магазина»

Совместно с воспитателем изготовление предметов для продажи в магазине из бросового материала.

Дидактическая  игра: «Продавец и покупатель»

Изготовление совместно с воспитателем альбома: мы играем в магазин.

Дидактические игры-упражнения:

«Подбери предметы для профессии продавец.

Расскажи для чего они? »

1 неделя

Этап самостоятельной игры

Задачи

Формы

организации

Методы

Средства

Сроки

реализации

1.Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность в игре «Магазин».

 2.Формировать положительные взаимоотношения в самостоятельной игре.

 3.Формировать умение самоорганизации в игре.

1.Анализ с детьми нравственных ситуаций.

 2. Изготовление предметов заместителей с родителями.

 3. Выделение в течение дня места для самостоятельной игры.

 4. Оснащение игровых зон.

 5. Внесение предметов – заменителей. НОД с  детьми.

Аппликация «Овощи и фрукты».

Игровые упражнения: продавец и покупатель.

Дидактические игры:

«Что лишнее?»

 Лото «Профессии»

Обучающие игры:

«Поход семьи в магазин»

1 неделя

Этап творческой игры

               Задачи

Формы

организации

Методы

Средства

Сроки

реализации

1.Закрепить умение усложнять игру путем расширения состава ролей.

 2.Создать условия для творческого самовыражения, развития новых сюжетов.

 3.Закрепить умение детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

 4.Развивать умение планировать предстоящую игру, сообща выполнять задуманное, справедливо решать споры, дальнейшее пополнение атрибутов к игре.

5.Обогащать сюжет новыми ролями.

6.Совершенствовать игровые навыки, взаимоотношения между детьми.

 7.Расширить и закрепить знания детей о работе в «Магазине», вызвать желание быть всегда здоровым, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.

8.Воспитывать умение выполнять правила культурного поведения и общения в игре.

Беседа: «Зачем нужны другие работники поликлиники» Игровые проблемные ситуации «большая очередь у кассы»- создать дополнительные рабочие вакансии и другие проблемы.

 Построение ролевого взаимодействия с членами семьи, шофёром, детьми детского сада и т. д.

 Приёмы руководства игрой: активизация ролевого диалога, вежливое общение.

 Тематические недели

Наблюдение за магазином: кто еще может работать в магазине, зачем они нужны и какую роль они играю в нашей жизни?

 Рассказ детям о работниках магазина и их значимости.

1 неделя

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Подвижная игра является разновидностью игровой деятельности, в которой наиболее ярко проявляется функциональная значимость движений. Содержание таких игр основывается на конкретной сюжетной линии, соответствующих игровых действиях, включающих двигательную активность, и правилах прохождения игрового процесса. Сюжетная линия подвижных игр определяет их целевое назначение и характер развития игрового конфликта.

Применение подвижных игр в воспитательном процессе ориентировано на обеспечение физического развития ребенка, его моторных функций, формирование навыков коллективного взаимодействия, устранение проблем с коммуникацией, развитие координации и пространственной ориентации. Это обуславливает необходимость рациональной организации игровой деятельности. От руководства педагога игровым процессом зависит успех развития игрового действия и развития ребенка в целом.

Планирование организации подвижных игр дошкольников

Организация игровой деятельности в детском саду целесообразно начинать с составления планов. Планы могут включать организацию нескольких игр, разнообразных по содержанию и целевому назначению, либо ориентироваться на организацию игрового процесса по отдельной подвижной игре, с описанием ее сложности, функциональной роли, расписывания каждого движения игры и упражнения.

Схема плана организации подвижной игры имеет следующую структуру:

  • Название игры или комплекса подвижных игр, используемых на занятии;
  • Возрастная группа, в которой планируется осуществлять игровой процесс;
  • Целевое назначение игры;
  • Стадии обучения детей различным играм и игровым действиям;
  • Применяемое в игре оборудование, предметы, игрушки;
  • Порядок проведения игрового действия. Здесь предполагается разработать схему проведения игры, определить ее краткое содержание, сюжетную линию, указать количество повторений игровых действий, определить правила игры и сформировать организационно-методические указания по ее прохождению.

«Руководство подвижными играми дошкольников» 👇

Планирование игры обязательно должно ориентироваться на время года, в которое игра будет реализована, погодные и температурные условия игрового пространства, одежды детей, возможности применения того или иного игрового оборудования.

Подвижные игры различаются по своему характеру и направленности. Их можно сочетать с различными занятиями, упражнениями и иными играми, применяемые в организации режима дня дошкольников. Кроме того, при планировании игровой деятельности, следует учитывать временной период, в котором она будет реализована. Например, если игра планируется осуществляться в конце дня или в той его части, которая близка ко времени сна, то следует выбирать более спокойные и менее подвижные игры.

Замечание 1

При выборе той или иной подвижной игры, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и наличие того материала, оборудования, который может быть применен в игре.

Чтобы подвижные игры приносили больший воспитательный и обучающий эффект необходимо планировать и проведение таким образом, чтобы они повторялись и постепенно усложнялись. Чтобы усложнить игровое действие можно поменять правила игры, добавить новые движения, изменить их темп. Кроме того, новые элементы игры позволяют развить заинтересованность детей, сформировать их активность, стремление к проявлению инициативы, креативности, что в итоги развивает навыки самостоятельности. Главное, при планировании организации подвижных игр, учитывать включение творческого компонента.

Правила руководства подвижными детскими играми

Чтобы руководство подвижной игрой имело положительный результат и не представляло трудностей для педагога, разработаны специальные правила его реализации. К ним относятся:

  1. При организации подвижной игры и ее отдельных действий, можно применять только те движения, которые ребенок может выполнить, причем технически правильно и без особых трудностей. Если ребенок не умеет выполнять движения, составляющие основу той или иной подвижной игры, то прежде чем ввести ее в практику, необходимо провести занятия по обучению требуемому движению.
  2. Организация игрового процесса требует тщательной предварительной подготовки. Должно быть подготовлено содержание игры, определена его сюжетная линия. В некоторых ситуациях требуется предварительное заучивание стихотворного текста, сопровождаемое игровое действие. На предварительном этапе, педагогу необходимо ознакомиться со знаниями детей, их двигательными навыками, способностями и возможностями.
  3. Стимулирование игрового интереса детей. Педагогу необходимо создать условия, которые будут способствовать развитию желания ребенка принять участие в игре и поддерживать это желание. Детей нужно увлечь игровым процессом различными методами и средствами.
  4. Пояснение смыслового значения игры зависит от возрастных особенностей детской группы. В младшем дошкольном возрасте, правила игры и ее значение объясняется по ходу игрового действия. Как правило, педагог начинает повествование, предысторию, которая постепенно завлекает детей, и они вступают в игровое действие. В более старшем возрасте, в средней дошкольной группе, педагог рассказывает заранее о смысле игры, ее правилах и знакомит детей с игровыми действиями.
  5. Не допускается предварительное распределение игровых ролей. Игра не должна иметь форму принуждения и содержать инструкции по применению. Ребенка нужно грамотно привлечь к игре, направить и сформировать желание выбора необходимой игровой роли.

Замечание 2

При этом, роли не должны распределяться так, чтобы ребенок ощущал принуждение и был не согласен с выбором. Для этого, распределять роли можно случайным образом – считалочкой, вытягиванием жребия или же мотивировать детей к выбору определенной роли.

Проведение подвижных игр требует учета основных учебно-воспитательных задач. Игры ориентированы на развитие и совершенствование двигательных навыков детей, приучению их коллективному взаимодействию и соблюдению основных игровых правил. Это помогает воспитывать дисциплинированность детей, их организованность, развивает сдержанность и терпение.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Планирование и руководство сюжетно–ролевыми играми детей

Автор: Кряквина Галина Михайловна

Организация: ДОУ №105

Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк

Одним из условий успешного выполнения задач, предусмотренных программой «Детство», является четкое планирование работы воспитателя.

Ежедневно проводимые игры являются неотъемлемой частью календарного плана работы каждой возрастной группы.

В программе «Детство» рекомендована ежемесячная тематика творческих игр с детьми разного возраста с учетом тематики образовательных занятий. Сюжетно – ролевые игры ежедневно (кроме утренних часов) проводятся под руководством воспитателя и самостоятельно детьми.

При этом дети должны быть обеспечены условиями для игры — временем, местом, материалом, игрушками. Изменение предметно – развивающей среды планировать постепенно с усложнением в течение года.

Рассмотрим особенности планирования и руководства играми в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст

Первые сюжетные игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух – трех действий и многократно повторяется. Создает условия для сюжетно – ролевых игр, организует и направляет игры детей воспитатель. Особенно это касается раннего и младшего возраста, когда еще не замысел, а внешняя предметно – игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.

1. Для развития сюжетно – ролевых игр на бытовые темы необходимо

знакомить детей с окружающим миром. На развитие игровой деятельности влияет планируемое на прогулке ознакомление с трудом взрослых, явлениями общественной жизни, рассказывание и чтение художественных произведений в свободное время, показ иллюстраций и знаний об окружающих предметах (их назначении, свойствах, качествах).

2. Соотносить тематику игрового материала с представлениями детей об окружающем мире. Если дети затрудняются в игре в использовании полученных знаний, то воспитатель организует показ увиденных действий с игрушками (шофер ведет автобус, врач лечит дочку, мама купает дочку и т.д.), использовать в играх предметы – заместители.

3. В план включать развитие умения детей играть не только рядом, но и вместе. Отражать совместные игры, в которых могут принимать участие на первых порах 2-3 ребенка, подсказывая и показывая для этого несложные сюжеты: «Мама с дочкой собрались на прогулку. Мама надела ей пальто, шапочку, сапожки, и они пошли гулять».

4. Планировать обязательное и непосредственное участие воспитателя в играх детей, участвовать в несложном ролевом диалоге. При этом на первых порах воспитателю необходимо брать на себя выполнение роли главного персонажа (водителя автобуса, продавца в магазине и т.д.), т.е. такой роли, посредством которой легче направлять взаимоотношения и совместную деятельность детей.

  1. К концу года планировать приемы обогащения сюжетов детских игр за счет объединения в один 2-3 более простых и уже известных детям сюжетов. Например, шофер привез строительный материал, разгрузил и дети построили дом.

6. В руководстве развитием замысла игры важно не предлагать готовых ролей, а достаточно внести изменения в игровую предметно – пространственную среду. (Дети начали играть в «Поезд» — надо поддержать замысел и помочь развить разнообразные действия: поезд идет, останавливается, входят и выходят пассажиры).

Средний дошкольный возраст.

Происходит дальнейшее развитие и обогащение игр путем ознакомления с социальным и природным миром. Прослеживается более коллективный характер игр, в сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как – будто». Что прежде всего необходимо учитывать при планировании и руководстве игр детей четвертого года жизни?

1. Отражать в плане ознакомление не только с деятельностью людей, но и с общественными отношениями между ними. Планируя экскурсию на строительство, целесообразно заранее определить, на что именно следует обратить внимание детей (на действия водителя, выявления значения труда водителя для строительства, отношения людей к труду). Подобные наблюдения пополняют конкретным содержанием игровые действия детей.

2. Планировать проведение бесед, которые помогают им перенести в игровую ситуацию все увиденное и услышанное. Запись в плане может выглядеть таким образом: «Напомнить детям о проведенной экскурсии в магазин. Уточнить, какие действия выполняют продавец, покупатели, какие атрибуты понадобятся им для игры в «Магазин».

3. В этом возрасте дети отражают в сюжетно – ролевых играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатлений о жизни и труде людей («Семья», «Магазин», «Детский сад», «Парикмахерская», «Театр» и т.д.).

4. При руководстве играми воспитатель должен обращать внимание на согласование игровых действий с принятой ролью. Первоначально он предусматривает и свое участие в совместных детских играх, намечает, каких детей объединить в игре, учитывая их индивидуальные способности.. По собственной инициативе дети могут использовать в играх ряженье, маски, музыкальные инструменты, различные предметы – заместители.

5. Записи, отражающие элементы подготовки и организации сюжетно – ролевых игр воспитатель младшей и средней групп делает ежедневно в календарном плане.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевые игры достигают наивысшего уровня своего развития. Замыслы игр усложняются в соответствии с изменением уровня знаний детей, становятся более стойкими и продолжительными.

1. Планировать игры нового поколения: «Банкомат», «Президент и его государство», «МЧС», «Бюро путешествий» и др. с приглашением гостей, которые могут принять участие в играх. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ.

2. Планировать работу по созданию старшими дошкольниками игровой обстановки, сюжета, распределению ролей, используя разнообразные способы: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам. Влияние воспитателя на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет.

3. В игре использовать прием условного проигрывания части сюжета – «как – будто» (Как – будто мы проезжаем мимо площади и видим памятник).

4. Отражать в плане во время предварительной беседы предстоящую деятельность участников игры: («Кто из вас хочет быть журналистом, чтобы рассказать в прямом эфире о презентации нового кафе?»), использовать в играх ряженье, придумывать детали костюмов, оказывать помощь в изготовлении атрибутов к играм.

5. Предлагать детям использовать новый способ построения игры – совместное сюжетосложение (сначала преобразуются знакомые сюжеты, а потом придумываются новые).

Таким образом, воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе помогать развертывать игру так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Планирование и руководство сюжетно – ролевыми играми детей.

Заместитель заведующей

по ДОУ № 42

Костюкова Т.И.

ЛИПЕЦК -2013

Одним из условий успешного выполнения задач, предусмотренных программой «Детство», является четкое планирование работы воспитателя.

Ежедневно проводимые игры являются неотъемлемой частью календарного плана работы каждой возрастной группы.

В младшем дошкольном возрасте характерны игры на бытовые темы. Но чтобы действия в играх детей не были однообразными, необходимо научить детей играть. Сюжетно – ролевые игры будут содержательнее, если сформировать у детей четкие представления о характерных трудовых действиях и взаимоотношениях взрослых. Поэтому на первом этапе необходимо создать все условия для возникновения и развертывания игры. В планах отражать целостную систему педагогических воздействий на игру, включающую в себя ознакомление с социальным и природным миром, изменение предметной среды, приемы, активизирующие общение с детьми. Рассмотрим этапы руководства обучения детей сюжетно – ролевой игры «Больница. У врача». Цель сюжетно – ролевой игры усложняется в зависимости от этапов обучения этой игры.

1 этап руководства (обучающий, может проходить в течение недели). Цель: планомерное обогащение опыта детей.

* Организовать экскурсию в медицинский кабинет. Дети должны увидеть, как врач, медицинская сестра использует медицинские инструменты: ставит градусники, измеряет рост, вес, прослушивает фонендоскопом, делает записи в тетрадь. В конце посещения всем детям можно раздать витамины, подарить пустые коробочки от лекарств, чтобы в группе можно было с ними развернуть игру.

* После экскурсии провести беседу, во время которой дополнить и закрепить полученные детьми знания. Например, в ходе беседы вспомнить, во что одет врач (халат, шапочка), характерные черты личности врача: добрый, вежливый, строгий. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх.

Следующие компоненты руководства:

  • Обучающие игры (дидактические, развивающие), например, «Кто что делает», «Кому это нужно», «Умные машины».
  • Художественно – продуктивная деятельность: лепка на тему: «Угощение заболевшей кукле».
  • Передача игрового опыта на основе игровых ситуаций «Помоги кукле. Она поранила палец». «Кукле надо помощь, у нее болит зуб», «Выздоровление куклы и встреча с детьми» и др. Эту работу нужно планировать с 2-3 детьми несколько раз в день, длительность таких занятий 7-10 минут.
  • Подбор игрушек и игрового материала (фотографий, иллюстраций, игрового набора медицинских инструментов), вносить постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. Например, внести фонендоскоп, рассказать для чего он нужен. Показать детям, как им пользоваться на основе игровой ситуации «Кукла заболела». В оснащении предметно — игровой среды особое место отводится предметам – заместителям.

2 этап (игры по инициативе детей). Цель: выявление игровых навыков.

По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети осуществляют действия независимо друг от друга. Сюжет игры несложен, например, ребенок – врач лечит куклу — дочку, рядом шофер ведет машину. Такие объединения кратковременны, быстро распадаются. Поэтому перед воспитателем стоит цель — формирование умения детей играть не только рядом, но и вместе. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры, объединяющей двух – трех, а затем и большее количество детей. Предложить отвезти на машине куклу в больницу.

3 этап (Обучение детей реализации игрового замысла, предложенного воспитателем)

Одним из основных приемов руководства играми является участие воспитателя в играх на первых порах с 2-3 детьми, подсказывая и показывая несложные сюжеты. Совместная игра с воспитателем способствует большей целенаправленности и содержательности действий детей. Например, воспитатель берет на себя роль врача, а роли медсестры, мамы и папы выполняют дети. Это дает возможность объединить нескольких детей для совместной игры. Роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Педагог использует в своей работе предложение готового сюжета, показ образца игрового действия.

Дальнейшее руководство игрой должно быть направлено на ее усложнение. Дети должны уметь договариваться о совместных действиях («Я буду врачом, приносите своих детей лечиться»). К концу года планировать сюжет игры, состоящий из 2-3 более простых и уже известных детям сюжетов. Например, после того, как кукла выздоровела, к ней приходят гости на День рождения или куклу на скорой помощи отправляют в больницу.

В следующий раз воспитатель может предложить детям инсценировку «Звери болеют». Воспитатель заранее бинтует у игрушечных зверюшек лапы, шею, голову, хвост. и т. д. Надевает белый халат, колпак и объявляет, что будет лечить больных зверей. Ведет диалог с игрушкой:

— Добрый день, тигренок, что случилось?

Я сунул лапу под дверь, и дверь мне лапу прижала. Лапа очень болит, помогите. Спасите!

— Помогу. У меня есть чудесная мазь.

Педагог смазывает лапу. При этом показывает и объясняет детям, как лучше это сделать. Укладывает тигренка на коврик, чтобы он отдохнул.

Вскоре в числе больных окажутся не только игрушки, но и дети. Надо полечить и их. Затем педагог предлагает одному из детей побывать в роли доктора.

Играя с игрушками – животными, дети могут развивать сюжеты «Лесная больница», Айболит» и др.

У детей средней группы появляются коллективные игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50-70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых, в которых отображаются различные общественные события и явления. Также, как и в младшей группе воспитатель обогащает знания детей в связи с возникшей тематикой.

Со средней группы воспитатель должен помочь детям объединить две или более играющие группы для общей игры, т.е. происходит сюжетосложение. До начала игры воспитатель определяет тему, сюжет, распределяет роли (в начале года с помощью воспитателя, а затем самостоятельно). Построение сюжета строится из 4 – 6 смысловых эпизодов.

Продолжим рассматривать планирование и руководство сюжетно – ролевой игрой «Больница».

Игра усложняется. Как и в младшей группе в течение недели планировать только одну игру, например, «В кабинете у зубного врача». Но это не значит, что дети не должны играть в другие сюжетно – ролевые игры. В плане это должно быть отражено: игры по желанию детей или по инициативе детей. А запланированную игру воспитатель должен в течение всей недели обогащать новыми знаниями и практическим опытом через:

  • проведение бесед «Кто такой стоматолог», «Зачем надо чистить зубы», «Как мы ухаживаем за зубами», «Инструменты, необходимые стоматологу (бор – машина, пинцет, лопатки, зеркальце, шприц), просмотр мультфильма «Колибри и крокодил».
  • дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Чего не стало», «Найди то, что назову».
  • игровые ситуации (как и в младшем возрасте проводим в течение всего дня с несколькими детьми, а также включаем как часть занятия по познавательному развитию) «У мишки заболели зубы», «На приеме у врача», «Поможем лесным обитателям», «Выбираем щетку для Буратино».
  • использование художественной литературы «Зубная паста» Г.Р. Шалаевой, «Про бегемота, который боялся прививок», «Айболит» К.Чуковского.
  • вносятся новые атрибуты: инструменты для работы стоматолога, регистратура, талончики к врачу, карточки, рецепты.
  • художественно – продуктивная деятельность предусматривает конструирование «Стоматологический центр» (из конструктора), рисование зубной щетки, лепка витаминов, фруктов.

Однако этого недостаточно для возникновения игры. Нужно еще показать детям, как использовать полученные знания, какой материал выбрать.

Первоначально воспитатель предусматривает и свое участие в совместных детских играх, намечает, каких детей объединить в игре, учитывая их индивидуальные способности.

Например, дети играют в «Семью», второй игры не возникает. Воспитателю можно предложить детям придти в больницу, в которой открылся новый кабинет зубного врача (или стоматологический), чтобы посмотреть, не болят ли зубы и их детей. Роль врача воспитатель берет на себя, но при распределение ролей выбирает себе помощницу – мед.сестру, которая должна помогать врачу (приглашать пациентов в кабинет, выписывать рецепты, подавать инструменты). Во время первой игры роль врача берет на себя воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, Нои игровые возможности. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с пациентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседу. На следующий день воспитатель уже может поручить роль врача и мед. сестры детям группы. А на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на первых порах вопросами и советами. В дальнейшем педагог должен строго следить за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее привлекательная роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.

Но чтобы задействовать в игре большее количество детей, можно предложить детям не только придти, но и приехать на автобусе в больницу. Здесь мы видим, что организуются сопутствующие игры: «Семья», «Автобус». Пока мед. сестра надевает халат, готовит свое рабочее место, воспитатель распределяет роли в играх: мамы, папы, пациенты, водитель, кондуктор.

По собственной инициативе дети могут использовать в играх ряженье, маски, музыкальные инструменты, различные предметы – заместители.

Для организации игры в помощь можно привлекать младшего воспитателя: помочь героям одеть костюмы, взять правильный игровой материал, разрешить возникшие конфликты (2 шофера, хотят надеть один и тот же костюм и др.). При руководстве играми воспитатель должен обращать внимание на согласование игровых действий с принятой ролью, уделять внимание у детей дружбы, вежливости, умения считаться с коллективом. В течение игры один ребенок может брать на себя несколько ролей: сначала – кондуктор, потом – пациент.

Чтобы игра не угасала, воспитателю надо уметь увлечь детей разнообразием ситуаций. Например, когда пациенты сидят в очереди на прием к врачу, предложить посмотреть новые журналы или открытки или предложить водителю, который привез пассажиров в больницу съездить залить бензин или починить колесо. Варианты разнообразны. Если дети потеряли интерес к игре, принуждать играть не надо.

В старшем дошкольном возрасте у детей накоплен определенный запас игровых навыков: умеют строить план – сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. В старшем дошкольном возрасте планируется 4 игры в месяц.

Игра «Больница» расширяется по своему содержанию, организации в сюжетно – ролевой игры «Поликлиника» (старшая группа), «Медицинский центр» (подготовительная группа).

Как и в предыдущих группах воспитатели сначала планируют работу по обогащению содержания этой игры. Основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, деятельность взрослых и сверстников. Предварительная работа проводится в течение всей недели: экскурсия в поликлинику, где провести беседу с медицинским персоналом, можно в детском саду в медицинском кабинете познакомить детей с медицинскими инструментами, объясняя их назначение, показывая, как ими пользуются: надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как мед. сестра набирает шприцем лекарство, пользуется пипеткой, как измеряет рост рост и т.д.; проведение дидактических игр, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, занятия по валеологии и ОБЖ. Совместно с воспитателем дети изготавливают атрибуты к играм. Например, воспитатель раздает каждому ребенку по листу картона, на котором изображены контуры термометра, шприца. Дети вырезают инструменты, склеивает коробочки. В процессе изготовления поделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.

После экскурсии обязательно надо подытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений: учреждение, где работает много врачей (педиатр, лор – врач, стоматолог, хирург, окулист, диагностический кабинет) называется «Медицинским центром». У каждого врача имеется кабинет с соответствующим медицинским оборудованием, так например, руку и горло лечит уже не один врач, а два разных специалиста и т. д. показать взаимодействие всех служб по оказании помощи больным людям: поликлиника или медицинский центр – аптека – скорая помощь – больница. Игра развивается и обогащается содержанием постепенно.

Когда дети получат достаточно глубокие знания о деятельности специалистов, предложить детям объединить в один сюжет несколько игр (совместное сюжетосложение) «Семья», «Аптека», «Журналист». Игру можно начать с того, что воспитатель приносит приглашение на открытие медицинского центра, где можно обследовать свое здоровье и здоровье своих детей. Перед игрой воспитателю необходимо провести разговор – обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действовать в соответствии с ролью («Кто из вас хочет быть журналистом, чтобы рассказать в прямом эфире об открытии медицинского центра?»). Воспитатель должен быть проводником в играх, принимать участие в игре на правах равного партнера (главные роли выполняют дети), он. Продуманные заранее варианты хода игры помогут воспитателю не растеряться в нужный момент и поддержать угасающий сюжет.

Список использованной литературы:

1. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60

2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре./А.К. Бондаренко — М.: Знание, 1984

3. Власов, П.Т. Дошкольное воспитание./ П.Т.Власов — М.: Просвещение, 2001

4. Дыбина, О. Игра — путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспитание.-№ 4.-2005.- с.14-23

5. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников./О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева — М.: Знание, 1984

6. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: Владос, 2002

7. Зябкина, И. Методика обучения игре// Дошкольное воспитание.- № 4.-2005.-с.124-125

8. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. — № 4.-2002. -с.53-56.

9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.

10.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.

11. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.

12. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

13. Менджрицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/Д.В. Менджрицкая. — М.: Просвещение, 1982.

14. Миленко В. Нужно ли учить детей играть игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с. 119-123

15. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 96 с.

16. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание.- №4.- 1989.- с.38-45

17. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37

18. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно/А.С.Спиваковская. — М.: Карапуз, 1981

19. Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . — М.: ЦГЛ, 2004

Приложения:

  1. file0.doc.. 91,0 КБ

Опубликовано: 04.12.2019

«Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте».

В дошкольном детстве все занятия с детьми и большинство мероприятий строятся на игровых методах. Такой подход, как известно, основывается на сензитивном виде деятельности ребёнка – игре. Значимость игры трудно переоценить. Игра учит, развлекает, позволяет легче пережить трудности, «отыграть» травмирующие ситуации, осознать многие моменты и события, позволяет почувствовать что-то, увидеть ситуацию со стороны. Если ребёнок не играет – это один из самых тревожных сигналов, указывающих на то, что с ним что-то не так: заболел, сильно переживает или подавлен, развивается дисгармонично. Наблюдая детскую игру, можно многое узнать. Об интересах и потребностях, о стилях общения и воспитания ребёнка, отношении к нему близких взрослых, об ожиданиях от окружающего, специфики времени, культуре и традициях общества в целом и т.д. Не напрасно одним из диагностических критериев среди специалистов является игра. А в современном мире игру используют при работе и со взрослыми.

Установка контакта между детьми – дошкольниками тоже, как правило, сразу после знакомства переходит в игру. Так дети, знающие много игр и умеющие их организовать, вовлечь, способные придумать и поддержать игру и игровые действия, почти всегда пользуются большой популярностью не только среди сверстников, но и среди старших и тем более, младших.

Споры взрослых, особенно педагогов , о том, нужно ли учить детей играть, то затихают, то вспыхивают с новой силой. Дело в том, что за последние десятилетия намечена тенденция особенностей развития и физических состояний детей и подростков, выраженная в увеличении и разно плановости психологических и психических трудностей, поведенческих и эмоционально-деструктивных расстройств, заставляющих специалистов снова и снова искать причины и связывать их со следствиями. Переход к цифровизации и роста повсеместного использования технических средств сыграл в этом не последнюю роль. Между тем, практика показывает, что непосредственное общение межу детьми, детьми и взрослыми, в том числе в игре, требует особой внимательности со стороны взрослого, осторожности в выборе темы, подборе методов и направлений.

Самостоятельная игра детей важна, но участие взрослого не только значительно обогащает сам процесс, иногда являясь непременным условием сохранности игры как процесса, но и может способствовать развитию социально – коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сфер ребёнка, а так же психических функций в целом.

Ориентируясь на возрастные особенности детей, включение в игру детей взрослого различается. В таблице приведены основные приёмы и методы руководства детской игрой, приведённые в ознакомительных целях, что бы помочь педагогу в выборе и использовании для конкретной возрастной категории.

Таблица 1. Приёмы и методы руководства детской игрой в дошкольном возрасте.

Методы возраст

2-3года

3-4 года

4-5 лет

5-6лет

6-7 лет

Прямые

Внесение игрушки, поручение Совместная игра, показ, диалог, вопросы, эмоциональность

Распределение участия, включение

Распределение участия, включение

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации

Планирование, последовательность, рассказ, объяснение, проблемные ситуации, изменение сюжета, задачи, привнесения

,

косвенные

Обстановка, атрибуты, совместное наблюдение, рассматривание, подключение, проблемная ситуация, игровая обстановка

Внесение игрушки, поручение, экскурсия, наблюдение, включение педагога, обучение, поощрение, вопросы

Внесение игрушки, поручение Похвала, поддержка, наблюдения, рассказы, факты из жизни, проблемные ситуации

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки,

атрибуты, изготовление атрибутов, чтение, экскурсии, наблюдения, разнообразие телепередачи материала, самоделки

комплексные

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Похвала, поддержка, заинтересованность

Таблица 2. Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня.

Режим.моменты

Виды игр

1

1.пол.дня

Дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, словесные

2

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, проблемно-поисковые

3

2 пол.дня

Театрализованные, коммуникативные

4

прогулка

Подвижные, сюжетно-ролевые, развлекательные

Литература:

1.Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном

учреждении: из опыта работы / М.А. Васильева. — М.: Просвещение,

2006. — 112 с

2. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного

возраста / А.Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия»,

2005. — 320 с.

3. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации

жизни дошкольника / Г.Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.

4. Мамайчук И.И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика

наблюдения ребенка / И.И. Мамайчук. — СПб., 2008. — 126 с.

5. Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко. — М.:

Просвещение, 2001. — 136 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/491981-metody-i-priemy-rukovodstva-igroj-doshkolniko

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нейрософт холтер руководство пользователя
  • Нейрософт холтер руководство пользователя
  • Kitfort кофеварка рожковая kt 702 инструкция
  • Инструкция по технике безопасности в аналитической лаборатории
  • Как расплавить воск в воскоплаве pro wax 100 инструкция