Все варианты задания 5 из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии с ответами: инструкции, биологические процессы, явления, объекты.
Тип ответа: последовательность.
Любой из этих вариантов задания 5 может вам попасться на реальном ОГЭ в этом году.
Все варианты задания 5 с ФИПИ к ОГЭ по биологии
Установите последовательность.
Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги ахиллова рефлекса, приводящего к разгибанию стопы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) исполнительные нейроны
2) удар молоточком по сухожилию икроножной мышцы
3) нервный центр в спинном мозге
4) чувствительные нейроны
5) рецепторы, воспринимающие механическое воздействие
Ответ:
25431
Номер: CADD52
Установите последовательность.
Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) луб
2) пробка
3) древесина
4) камбий
5) сердцевина
Ответ:
21435
Номер: 05D0AA
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
2) поступление пищи через пищевод в желудок
3) попадание пищи в ротовую полость
4) окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
5) расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
6) синтез собственных белков в тканях
Ответ:
325416
Номер: 228043
Установите последовательность.
Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зона всасывания
2) зона деления
3) корневой чехлик
4) зона роста
5) зона проведения
Ответ:
32415
Номер: C9C949
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития человеческой аскариды, начиная с яйца. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение личинки в лёгкое
2) заражение человека созревшими яйцами аскариды
3) выход личинки из яйца и её внедрение через стенку кишечника в кровь
4) превращение в кишечнике личинки во взрослого червя
5) попадание личинки через дыхательные пути в ротовую полость и её вторичное проглатывание
Ответ:
23154
Номер: FA07F2
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
Ответ:
43251
Номер: 76C1F8
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения молекулы воды по выделительной системе. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание в почечную лоханку
2) прохождение по извитому канальцу
3) попадание в мочевой пузырь
4) всасывание в почечной капсуле
5) удаление через мочеиспускательный канал
Ответ:
42135
Номер: 3c26F9
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, протекающих во время дыхательного движения у млекопитающего, начиная с возбуждения центра вдоха. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение межрёберных мышц и диафрагмы
2) увеличение объёма лёгких
3) обогащение крови кислородом в альвеолах лёгких и освобождение её от избытка углекислого газа
4) уменьшение лёгких в объёме и удаление из них воздуха
5) расслабление межрёберных мышц
Ответ:
12354
Номер: F4400C
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке артериального кровотечения из плечевой артерии. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на раневую поверхность положить стерильную марлевую повязку и забинтовать
2) прикрепить к жгуту листок бумаги с указанием времени его наложения
3) выше места ранения положить мягкую ткань, а поверх её – резиновый жгут
4) установить вид кровотечения
5) освободить плечо от одежды
Ответ:
54312
Номер: 58DB08
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот и глюкозы в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в клетки тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
Ответ:
35214
Номер: A5860F
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло.
2) Рассмотрите препарат с помощью лупы.
3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом.
5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.
Ответ:
35142
Номер: 35F209
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.
2) Капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом.
3) Поместите снятую слизь на предметное стекло.
4) Зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро.
5) Рассмотрите микропрепарат под микроскопом.
6) Возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам.
Ответ:
163254
Номер: 774777
Установите последовательность.
Установите последовательность движения крови в сердце и кровеносных сосудах от правого предсердия к левому желудочку. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) лёгочные вены
2) лёгочная артерия
3) капилляры лёгких
4) левое предсердие
5) правый желудочек
Ответ:
52314
Малый круг кровообращения начинается из правого желудочка – легочным стволом, который по выходу из сердца делится на правую и левую легочные артерии, по которым течет венозная кровь. Артерии входят в «ворота» легкого и синхронно делятся до капилляров, которые густой сетью окружают альвеолярные пузырьки ацинуса. В результате диффузии газов, кровь насыщается кислородом, поступает в венозное русло, собираясь в каждом легком в 2 легочные вены, таким образом, малый круг кровообращения заканчивается в левом предсердии 4 легочными венами.
Номер: BF7E7E
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию прыткой ящерицы, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие зародышей внутри яиц
2) выход молодых ящериц
3) оплодотворение яиц в яйцеводах самок семенной жидкостью самцов
4) продвижение яиц по яйцеводам самки и образование на них защитной волокнистой оболочки
5) откладка самкой яиц
Ответ:
34512
Номер: D8937E
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) выясните, какое из имеющихся у вас комнатных растений размножается черенками
2) после образования 4–5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву
3) накройте растение банкой
4) поставьте черенок в воду
5) осторожно срежьте лезвием или острым ножом с выбранного растения стеблевой черенок (часть побега с 4–5 листьями)
Ответ:
15423
Номер: 31AE75
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих при прорастании семени фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление семядолей
2) появление зелёных листочков
3) разрушение семенной кожуры
4) набухание семени
5) появление корешка
Ответ:
43512
Номер: 80CB75
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом
Ответ:
31425
Номер: 413DBD
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) переваривание пищи соками поджелудочной железы
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
5) перетирание пищи в мускульном желудке
Ответ:
34512
Номер: F30FBD
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения лучей света в глазном яблоке, начиная с роговицы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) стекловидное тело
2) зрачок
3) передняя камера
4) хрусталик
5) палочки и колбочки
Ответ:
32415
Номер: 94D0B6
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации зрительного анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) светочувствительные пигменты
2) глазное яблоко
3) фоторецепторные клетки
4) зрительный анализатор
5) сетчатая оболочка
6) палочки
Ответ:
425361
Номер: FED41D
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом ткани. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
2) зажмите препарат лапками-держателями
3) положите микропрепарат на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение ткани
Ответ:
43251
Номер: C04827
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, относящихся к размножению и развитию лягушки, начиная с образования половых клеток. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) замена жаберного дыхания лёгочным
2) откладка икры самкой в воду
3) развитие жабр, мускулатуры и скелета
4) оплодотворение икры самцами
5) появление личинки
Ответ:
24531
Номер: C8FA22
Установите последовательность.
Установите последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав сыра. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) тонкий кишечник
2) ротовая полость
3) кровеносные сосуды
4) клетки и ткани организма
5) желудок
Ответ:
25134
Номер: 6C7920
Установите последовательность.
Установите последовательность структур почки человека, в которых происходит образование и выведение мочи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) собирательная трубочка
2) приносящая артерия
3) полость капсулы
4) капилляры клубочка
5) извитой каналец
Ответ:
24351
Номер: 67142E
Установите последовательность.
Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении жиров, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) попадание пищи в двенадцатиперстную кишку
2) поступление жиров в подкожную жировую клетчатку
3) попадание пищи в ротовую полость
4) расщепление жиров ферментами сока поджелудочной железы на жирные кислоты и глицерин
5) прохождение пищи через пищевод в желудок
6) всасывание жирных кислот и глицерина в лимфу
Ответ:
351462
Номер: c6A028
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле папоротника, начиная с попадания споры в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) развитие спор в спорангиях
2) развитие мужских и женских гамет, оплодотворение
3) образование зиготы и развитие зародыша
4) формирование растения (бесполого поколения)
5) прорастание споры в маленькую зелёную пластинку – заросток
Ответ:
52341
Процесс начинается с прорастания споры и формирование заростка, затем происходит формирование гамет на гаметофите, после чего гаметы сливаются и происходит оплодотворение на заростке. Далее происходит развитие из зиготы побега с придаточными корнями и формирование многолетнего растения (спорофита).
Номер: 00BCDA
Установите последовательность.
Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего цветкового растения, начиная с момента попадания семени в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плодоношение и созревание семян
2) цветение и опыление
3) образование зиготы и формирование зародыша
4) рост и развитие вегетативных органов
5) прорастание семени
Ответ:
54231
— ближайший этап — прорастание этого семени (5),
— затем вырастут корень, стебель и другие вегетативные органы (4),
— сформируются цветки, пыльца будет принесена с тычинок на пестики цветков т. е. произойдёт опыление (2),
— зигота образуется после опыления при слиянии спермия и яйцеклетки, из неё разовьётся зародыш (3),
— созревание семян в плодах, т. е. накопление питательных веществ, окончательное формирование всех частей семени возможно только после образования зиготы (1).
Номер: 7429DB
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации системы опоры и движения человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) мышечная система
2) сократительные белки актин и миозин
3) мышечное волокно
4) скелетная мышца
5) поперечнополосатая мышечная ткань
Ответ:
14532
Номер: E9F8D2
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости верхней конечности, начиная от плечевого пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) кости пясти
2) плечевая кость
3) фаланги пальцев
4) лучевая кость
5) кости запястья
Ответ:
24513
Номер: E494D9
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение клеток листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
Ответ:
623514
Номер: 4BDC58
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения импульсов по рефлекторной дуге коленного рефлекса от момента удара резиновым молоточком по сухожильной связке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сокращение мышцы, разгибание ноги
2) натяжение мышцы, возникновение возбуждения в рецепторах
3) участок спинного мозга
4) чувствительный нейрон
5) двигательный нейрон
Ответ:
24351
Номер: F90554
Установите последовательность.
Установите последовательность прохождения сигнала по трёхнейронной рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) рецептор
3) чувствительный нейрон
4) мышца
5) двигательный нейрон
Ответ:
23154
Номер: 2A5859
Установите последовательность.
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот, глюкозы, жиров
2) дробление жиров на мельчайшие капельки
3) первичное расщепление углеводов
4) механическое измельчение пищи
5) первичное расщепление белков
Ответ:
43521
Номер: DAF450
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития в цикле мха кукушкина льна, начиная с попадания спор в почву. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование коробочки со спорами
2) формирование органов полового размножения
3) оплодотворение, образование зиготы
4) прорастание спор в ветвящиеся зелёные нити
5) образование листостебельных растений
Ответ:
45231
Номер: 5EEA52
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Закрепите побег деревянными шпильками.
4) Отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и присыпьте землёй.
Ответ:
12534
Номер: A00F5B
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации нервной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вставочный нейрон
2) нервная система
3) дендрит
4) головной мозг
5) центральная нервная система
6) мозжечок
Ответ:
254613
Номер: 6B8A56
Установите последовательность.
Расположите кровеносные сосуды по мере уменьшения в них давления крови. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нижняя полая вена
2) артерии
3) капилляры
4) печёночная вена
5) аорта
Ответ:
52341
По мере уменьшения давления: аорта — артерии — капилляры — вены — полые вены
Номер: 4C8FA5
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив –×8, окуляр –×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
Ответ:
136425
Номер: 12ACA3
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги рефлекса чихания у человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) чувствительный нейрон
2) рецепторы носовой полости
3) центр продолговатого мозга
4) двигательный нейрон
5) дыхательные мышцы
Ответ:
21345
Номер: B0DAC5
Установите последовательность.
Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биоценоз
2) популяция
3) нейрон
4) многоклеточный организм
5) биосфера
Ответ:
34215
Номер: 122BC9
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации слухового анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рецепторы
2) ухо
3) кортиев орган
4) внутреннее ухо
5) улитка
6) слуховой анализатор
Ответ:
624531
Номер: F82199
Установите последовательность.
Установите последовательность этапов прохождения нервного импульса в рефлекторной дуге. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) выделение слюны железистыми клетками
2) проведение нервного импульса по чувствительному нейрону
3) проведение электрического импульса по вставочному нейрону
4) раздражение вкусового рецептора
5) проведение электрического импульса по двигательному нейрону
Ответ:
42351
Номер: 01EB9B
Установите последовательность.
Установите последовательность движения вдыхаемого воздуха по воздухоносным путям организма человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) трахея
2) носовая полость
3) гортань
4) бронх
5) бронхиола
Ответ:
23145
Номер: 5EE8EA
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе
Ответ:
421653
Номер: 8E9FEE
Установите последовательность.
Установите последовательность стадий развития медоносной пчелы после оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) куколка
2) личинка
3) яйцо, отложенное самкой
4) взрослая особь
5) зигота
Ответ:
53214
Номер: C0CC64
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроциты
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь
Ответ:
165342
Номер: 96C36E
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
Ответ:
326514
Номер: 974363
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по остановке капиллярного и венозного кровотечения в области предплечья с помощью перевязочного индивидуального пакета. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вскрыть перевязочный индивидуальный пакет
2) наложить давящую повязку
3) установить вид кровотечения
4) не прикасаясь к внутренней части марлевой подушечки, приложить её к раневой поверхности
5) освободить предплечье от одежды
6) при необходимости доставить пострадавшего в медицинское учреждение
Ответ:
531426
Номер: 14173F
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на влажную бумагу положите 10 семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой и поставьте в тёплое место
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4) через трое суток обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
Ответ:
53124
Номер: 0A3389
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации пищеварительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эпителиальная клетка
2) тонкий кишечник
3) пищеварительный канал
4) двенадцатиперстная кишка
5) пищеварительная система
6) кишечная ворсинка
Ответ:
532461
Номер: E0F18A
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке уровни организации выделительной системы человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эпителиальная клетка
2) нефрон
3) корковое вещество
4) почка
5) выделительная система
6) капсула нефрона
Ответ:
543261
Номер: 39C481
Установите последовательность.
Расположите в правильном порядке кости нижней конечности, начиная от тазового пояса. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) плюсна
2) бедренная кость
3) предплюсна
4) малоберцовая кость
5) фаланги пальцев
Ответ:
24315
Номер: 886483
Установите последовательность.
Установите последовательность событий при образовании нового побега из почки весной. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вынос зелёных свернутых листочков молодого побега
2) деление клеток конуса нарастания
3) набухание почки
4) удлинение стебля и рост листьев
5) раскрытие почечных чешуй
6) образование взрослого побега
Ответ:
352146
Набухание почки — раскрытие почечных чешуй — деление клеток конуса нарастания — вынос зелёных свернутых листочков молодого побега — удлинение стебля и рост листьев — образование взрослого побега.
Номер: 4Dc932
Тренинг ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы
биологии»
Составитель: Самарцева В.Н., учитель биологии МБОУ
«СОШ №9» Свердловская область, Артемовский район, п.Буланаш
1.В инструкции к лабораторной работе перепутан порядок
действий. Восстановите последовательность хода работы и запишите правильный
порядок пунктов.
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
Как работать с микроскопом
Цель: изучить приёмы работы с микроскопом.
Оборудование: а) микроскоп, б) салфетки, в) готовый микропрепарат, г) тетрадь, д)
учебник.
Ход работы
1) Открыть диафрагму.
2) Определить увеличение окуляра и объектива микроскопа.
3) Установить микроскоп в удобное положение перед собой на расстояние ширины
ладони от края парты.
4) Вращая макровинт, установить тубус в таком положении, чтобы расстояние от
линзы до предметного столика было не более 1 см.
5) Чистой салфеткой протереть все линзы, микроскоп убрать в специальный
футляр.
6) Поместить препарат на предметный столик микроскопа и, глядя сбоку, опускать
объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние не станет 4-5 мм.
7) Медленно поворачивая макровинт, добиться резкого изображения объекта
Глядя в окуляр, поворачивать зеркало, чтобы добиться равномерного
максимального освещения поля зрения.
2.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1)
препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите
его в каплю воды на предметное стекло
2) рассмотрите препарат с помощью лупы
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и
накройте её покровным стеклом
5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло
3.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите
чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего
стола
4.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по приготовлению препарата листа элодеи и рассматриванию его под микроскопом. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) с помощью пипетки капните на предметное стекло каплю воды
2) препаровальными иглами осторожно расправьте лист и покройте его покровным
стеклом
3) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла
4) отделите пинцетом один лист элодеи и положите его в каплю воды
5) рассмотрите препарат под микроскопом при увеличении в 300 раз (объектив –
×20, окуляр – ×15)
5.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите
чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте
6.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность
цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян
огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно
влажной
4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
7.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.
2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки
3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья
4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс
5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии
6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца
8.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр.
1)
закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона
воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150
мм рт. ст.
2) ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп
3) в момент исчезновения пульса монометр указывает минимальное (диастолическое)
давление
4) плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и
закрепите её
5) в момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует
максимальному (систолическому) давлению
6) приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно
следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в
фонендоскопе
9.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) для контроля рядом поставьте пустую банку с плотно закрытой крышкой
2) поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли
3) спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку
горящую лучинку (длинная тонкая палочка)
4) плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место
на 2–3 дня
5) прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней
6) добавьте в банку немного воды
10.Установите последовательность действий в
эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в
зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую
последовательность цифр.
1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы
они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю
2) опустите лист хлорофитума в раствор йода
3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.
4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки
5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)
11.Установите последовательность действий в
эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) на обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно
облегали лист
2) опустите лист в раствор йода
3) прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) прокипятите лист в спирте (40–70%)
5) расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки
12.Расположите в правильном порядке пункты инструкции
по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под
микроскопом.В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным
стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз
(объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
13.Микробиолог хотел узнать, насколько быстро
размножается один из видов бактерий в разных питательных средах. Он взял
две колбы, заполнил их до половины разными питательными средами и поместил туда
примерно одинаковое количество бактерий. Каждые 20 минут он извлекал пробы и
подсчитывал в них количество бактерий. Данные его исследования отражены в
таблице.
Изучите таблицу «Изменение скорости размножения бактерий за определённое
время» и ответьте на вопросы.
Изменение скорости размножения бактерий за определённое время
1) Сколько бактерий поместил учёный в каждую колбу в самом начале эксперимента?
2) Как изменялась скорость размножения бактерий на протяжении эксперимента в
каждой колбе?
3) Чем можно объяснить полученные результаты?
14.Прочитайте текст и выполните задание
«ИСТОРИЯ
О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»
В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное
шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской,
по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой
век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а
постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.
Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли,
и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу.
Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем
углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась
непонятной. Одни учёные считали, что ребёнок погиб от недостатка воздуха, так
как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели
— прекращение работы потовых желёз. Однако у этих объяснений были противники,
которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.
Опыт, объясняющий причину смерти ребёнка, был проведён только в ХIХ веке. В
эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком.
В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную
температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой —
8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по
мнению учёных, позволил им объяснить причину гибели мальчика.
Задание
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие
вопросы.
1) Какова продолжительность эксперимента, который проводился в XIX в.?
2) Объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели
подростка?
Задание
Используя содержимое текста «История о золотом мальчике», ответьте на следующие
вопросы.
1) В каких условиях находились люди в эксперименте, проведённом в XIX в.?
2) Каковы результаты эксперимента, проведённого в XIX в.?
3) Каковы истинные причины смерти подростка в замке герцога?
15.Прочитайте текст и выполните задание
МЕХАНИЗМ
ИММУНИТЕТА
Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков
стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для
предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную
(фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно
которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых
веществ — антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.
Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые
поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые
молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном
заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях
участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и
пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть
участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают
специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать
определенные антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает
врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в
течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.
Задание Пользуясь текстом «Механизм
иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и
практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.
16.Прочитайте текст и выполните задание
ЧТО
ТАКОЕ СИСТЕМА?
Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с
которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода,
уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы – из
определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою
очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя
друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы,
взаимодействуя между собой, образуют систему.
Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы.
Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее.
Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и
длительней будет их сборка.
Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между
собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в
организме идут процессы жизнедеятельности.
И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей
или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы
изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она
состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного
из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой
(элементом) более сложной системы «человеческий организм».
Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все
вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из
органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные
органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную
работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от
свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист,
отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в
него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к
размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система
приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную
систему.
Задание
Используя содержание текста «Что такое система?», ответьте на вопросы и
выполните задание.
1) Что является главным условием возникновения системы?
2) Чем с позиции анатомии отличается система «рука» от системы «мышца»?
3) На примере строения цветка докажите, что это система.
17.Прочитайте текст и выполните задание
РАЗВИТИЕ
ИММУНОЛОГИИ
История иммунологии – науки об иммунитете – началась в Англии в 1796 г. В то время
было известно, что человек, единожды переболевший и оставшийся в живых, больше
оспой не заболевает, а также то, что коровы тоже подвержены похожей болезни.
Сельский врач заметил, что доярки, как правило, не болели тяжёлым инфекционным
заболеванием – натуральной оспой, главным признаком которой являлись пузырьки
на коже, заполненные бесцветной жидкостью. Врач понял, что коровья оспа –
легкая форма натуральной. У больных коров на вымени также появлялись пузырьки с
жидкостью. Они лопались во время дойки, так как доярки интенсивно массировали
вымя. При этом жидкость из пузырьков попадала в трещины кожи на ладонях доярок.
Женщины заболевали, но болезнь протекала у них в лёгкой форме. Э. Дженнер
понял, что жидкость, выделявшаяся из оспенных пузырьков коровы, обладает
лечебными свойствами и может быть использована в качестве вакцины.
Открытие Дженнера основывалось не на знании причин возникновения оспы, а на
наблюдательности. Лишь столетием позже было выяснено, что инфекционные
заболевания вызывают болезнетворные микроорганизмы, которых исследователи
научились выделять. В 1879 г. Л. Пастер, изучая куриную холеру, обнаружил, что
после введения ослабленных бактерий куры не гибли, а, наоборот, становились
совершенно невосприимчивыми к этой болезни. Открытие привело Л. Пастера к
разработке методов предупредительных прививок и созданию вакцин. Ученый получил
вакцины против сибирской язвы, бешенства и других инфекционных болезней.
Задание
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие вопросы.
1) Какой научный метод применял в своих исследованиях Л. Пастер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Э. Дженнера?
3) Что служило основой для получения вакцины Л. Пастером?
Задание
Используя содержание текста «Развитие иммунологии», ответьте на следующие
вопросы.
1) Какой научный метод применял в своем исследовании Э. Дженнер?
2) Что являлось объектом изучения в работах Л. Пастера?
3) Что служило основой для получения вакцины Э. Дженнером?
Ключ ответов Тренинг
ОГЭ Раздел «Биология как наука. Методы биологии» (2018 год)
1.32184675
2. 35142
3. 643251
4.
31425
5. 623514
6. 531264
7. 326514
8. 421653
9. 562413
10. 14352
11. 15342
12. 136425
13.1)в
первую колбу было помещено 9, а во вторую – 10 бактерий
2)скорость
размножения сначала в обеих пробирках была одинакова, а затем замедлилась в
первой пробирке
3)это
может объясняться тем, что питательная среда в первой пробирке была менее
пригодной для размножения и истощилась быстрее.
14.1)продолжительность
эксперимента в 19 веке – около 1-8 суток
2)версия
гибели ребенка от недостатка воздуха при кожном дыхании несостоятельна, так как
мальчик погиб сразу же. Кроме того, кожное дыхание не играет главной жизненной
роли при газообмене
1)в
помещении с благоприятной температурой воздуха
2)последствий
для организма не наступило
3)причина
смерти в переохлаждении. В замке было холодно на бетонных плитах, а золотая
краска из-за хорошей теплопроводности дополнительно способствовала потере тепла
организма
15)
1)причины возникновения инф. Заболевания
2)меры
борьбы с инф. Заболеваниями
3)создание
вакцины и сыворотки для промышленного производства
16)1)главное
условие существования системы – взаимодействие элементов (частей)
2)рука
– система, мышцы – составляющий элемент системы «рука»
3)цветок-
система, состоящая из элементов, лепестки (венчик), тычинки, пестик, чашечка.
Каждый элемент выполняет свою функцию, например, в тычинках формируются
спермии, участвующие в оплодотворении
17)1)Пастер
применил для исследования метод эксперимента
2)объектом
изучения Э.Дженнера были оспа (заболевание оспой)
3)ослабленные
возбудители сибирской язвы
1)Э.Дженнер
применил для исследования метод наблюдения
2)объектом
изучения Пастера были микроорганизмы, в частности, бактерии, вызывающие куриную
холеру, разработка прививок
3)жидкость,
которая вытекала из пузырьков вымени больных оспой коров
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. В ответе запишите
соответствующую последовательность цифр.
1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно
влажной
4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений
5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу
6) поставьте тарелку в тёплое место
ПОМОГИТЕ ПЛИЗ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)
на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов
2)
закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой
3)
смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной
4)
через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений
5)
возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу
6)
поставьте тарелку в тёплое место
Опубликовано в категории Биология, 13.06.2019
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по прорастанию семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов 2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой 3) смочите бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной 4) через сутки обследуйте семена, изменения заносите в дневник наблюдений 5) возьмите тарелку и уложите на её дно фильтровальную бумагу 6) поставьте тарелку в тёплое место
Ответ оставил Гость
5 Возьмите тарелку….1 на бумагу положите…3 -смочите бумагу водой .. (можно и сначала 3, потом 1)2 — закройте тарелку…6 — поставьте тарелку..4 — через сутки…
Оценить ответ
Не нравится ответ?
Если ответ на твой вопрос отсутствует, или он не полный, то рекомендуем найти информацию через поиск на сайте.
Найти другие ответы