Рассмотрите проблему как осуществлялось руководство страны в послевоенные годы можно ли сказать

Можно утверждать, что победа в воине принесла определенные изменения в стиль партийной и государственной политики. Изменение государственной политики диктовалось начавшимся противостоянием со странами Запада, получившим название «холодной войны». В то же время первые послевоенные годы ознаменовались укреплением личной власти Сталина после относительных уступок «коллективному руководству» в годы войны. В конце 1945 г. Сталин спровоцировал острый конфликт с Молотовым, что стало предвестником аналогичных столкновении, в которые оыли вовлечены и другие члены узкого круга руководства военного времени — Микоян, Маленков, Берия. В марте 1946 г. состоялся первый послевоенный пленум ЦК, на котором было принято решение о переименовании наркоматов в министерства. 19 марта Верховный Совет утвердил новое правительство, Сталин занял пост Председателя Совета Министров (так стал теперь именоваться Совет Народных Комиссаров). Решения по важным вопросам по-прежнему принимались узким кругом государственных деятелей. Возможности для укрепления «коллективного руководства» усилились по мере отхода Сталина от повседневных дел: начиная с 1950 г. он подолгу не бывал в Кремле. Во время его отсутствия регулярно заседала руководящая группа Политбюро -«семёрка» (Молотов, Микоян, Каганович, Маленков, Берия, Булганин, Хрущёв), решавшая повседневные вопросы как коллективный орган. В 1952 г. И. В. Сталин предложил расширить состав руководства за счёт новых лиц. На XIX съезде, где партия была переименована из ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС), он принял решение о создании многочисленного Президиума ЦК, а затем обрушился с политическими обвинениями на Молотова и Микояна. Их не включили в Бюро Президиума ЦК — новый руководящий орган, созданный взамен Политбюро. Но основные решения Сталин принимал в ещё более узком кругу, с участием Г. М. Маленкова, Л. П. Берий, Н. С. Хрущёва, Н. А. Булганина.


Как проходило восстановление народного хозяйства СССР в первые послевоенные годы? Какими методами осуществлялось руководство страной?

Восстановление народного хозяйства СССР в первые послевоенные годы проходило с использованием плановой экономики. Государство контролировало ключевые отрасли промышленности, а также выделяло финансовые ресурсы для восстановления и развития поврежденных объектов. Руководство страны проводило реформы, направленные на улучшение эффективности и экономической динамики, в том числе улучшение управления, реструктуризация промышленности и внедрение новых технологий.

1. В чём состояли трудности жизни людей в первые послевоенные годы? Благодаря чему они преодолевались?

Люди в первые послевоенные годы столкнулись со многими трудностями, в том числе с нехваткой продовольствия и жилья, а также с трудностями в восстановлении экономики страны. Людям пришлось преодолевать эти трудности упорным трудом, решимостью и поддержкой со стороны правительства, которое предоставило помощь и ресурсы для восстановления страны. Широкая мобилизация населения для участия в восстановительных работах также помогла людям преодолеть эти трудности и построить лучшее будущее.

2. Проведите обсуждение на тему «Восстановление экономики после войны». Как соотносились намеченные задачи и реальное положение дел? Какие новые отрасли, предприятия создавались? Используйте информацию карты.

3. Расскажите о положении в послевоенной деревне. *Как можно охарактеризовать направленность государственной политики в отношении крестьянства? Какие факты следует при этом учитывать?

4. Объясните, в чём выразилось ужесточение идеологического контроля в СССР в конце 1940 — начале 1950-х гг. Покажите, как оно сказалось на общественной атмосфере, судьбах людей.

5*. Рассмотрите проблему. Как осуществлялось руководство страной в послевоенные годы? Можно ли сказать, что победа в войне принесла изменения в стиль партийной и государственной политики? Чем, кем определялся этот стиль?

Вы просматриваете решебник по истории 10 класс учебник Никонов, Девятов § 30. Советский Союз в 1945–1953 гг.

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов

Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:

Вопрос:

Расскажите о положении в послевоенной деревне. Как можно охарактеризовать направленность государственной политики в отношении крестьянства? Какие факты следует при этом учитывать?

Подробный ответ:

В послевоенный период сельские районы столкнулись с различными проблемами, в том числе с низким сельскохозяйственным производством и плохими условиями жизни. Политика правительства в отношении крестьян была направлена ​​на увеличение сельскохозяйственного производства и улучшение жизни сельских жителей. Важно учитывать политику коллективизации и объединения мелких ферм в крупные коллективные хозяйства.

Кадровая политика, проводимая в Советском Союзе, определялась
словами Сталина о том, что руководящими работниками должны быть «люди, умеющие
осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы,
как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь».

Руководствуясь этим принципом, была сформирована номенклатура, которая,
постепенно обособившись, стала элитой советского общества.

Далее вы подробнее узнаете о социально-политическом развитии СССР
в послевоенные годы.

Вопросы занятия. Структура
высших органов власти и управления. Единовластие Сталина. Перестановки и
репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы.
Методы поддержания социальной стабильности.

На волне удачного завершения Великой Отечественной войны во
внутренней жизни СССР укрепилась та политическая система, которая оформилась в
довоенное время.

Основным законом страны была Конституция, действующая с 1936 года.
В соответствии с ней политической основой управления государством, то есть
представительными органами власти, были Советы депутатов трудящихся.

Из них низшими были поселковые и сельские Советы, а высшим –
двухпалатный Верховный Совет СССР, депутаты которого избирались на 4-летний
срок.

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной
власти Советского Союза было правительство, которое формировалось Верховным
Советом.

В послевоенное время советская идеология развернулась в сторону
традиционных русских ценностей. В связи с чем из системы управления убиралась
классовая и революционная символика.

Поэтому в 1946 году было реорганизовано правительство СССР. Его название
было изменено с Совета Народных Комиссаров на Совет министров. А
Рабоче-крестьянская Красная Армия была переименована в Советскую Армию.

После окончания войны пропала необходимость в чрезвычайных органах
управления. Так, были упразднены Госкомитет обороны и Ставка Верховного
Главнокомандования.

Однако такой поворот в идеологии не менял в корне политическую
систему государства. Вся власть, как и ранее, была сосредоточена в руках
Сталина и его ближайшего окружения.

Великая Отечественная война усилила морально-политическое единство
советского общества, символом которого продолжал быть культ личности Иосифа Сталина.

Официально он занимал посты
секретаря ЦК ВКП(б) и председателя Совета министров СССР. Однако, по сути, в
государстве был установлен режим его личной диктатуры. Такие ключевые органы власти, как Политбюро (руководящий орган
коммунистической партии), Совет министров, носили формальный характер.

Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались
неформальной руководящей группой Политбюро, которая играла совещательную роль
при вожде.

К концу войны в неё входило пять человек – Вячеслав Михайлович Молотов,
Георгий Максимилианович Маленков, Лаврентий Павлович Берия и Анастас Иванович
Микоян.

Руководящая «пятёрка» занималась в основном внешнеполитическими
делами. Однако с течением времени состав и функции группы менялись.

Так, с декабря 1945 года руководящая «пятёрка» стала «шестёркой».
В состав группы вошёл бывший секретарь Ленинградского обкома партии Андрей
Александрович Жданов.

В октябре 1946 года в группу был включён председатель Госплана
Николай Алексеевич Вознесенский. Руководящая «шестёрка» стала «семёркой» и с
этого времени занималась также внутригосударственными проблемами.

В последующие два года в состав группы были введены Лазарь Моисеевич
Каганович, а также Николай Александрович Булганин, в результате чего она стала
руководящей «девяткой».

Такие перестановки в окружении Сталина позволяли ему
сосредотачивать власть в своих руках.

Немалую роль в укреплении личной власти вождя продолжали играть
политические репрессии.

Так, результатом борьбы за власть стало сфабрикованное в 1949 году
«ленинградское дело».

Это серия судебных процессов в конце 1940-х – начале 1950-х годов
против всех государственных и партийных руководителей Ленинграда и Ленинградской
области, которые обвинялись в намерении создать Российскую коммунистическую
партию в противовес Всесоюзной.

По «ленинградскому делу» к высшей мере наказания приговорили 30
человек. То есть фактически был уничтожен костяк высшего руководящего состава
государства. Среди репрессированных были председатель Госплана Вознесенский и
секретарь ЦК ВКП(б) Александр Кузнецов.

В 1949 году кадровой «чистке» подверглось ближайшее окружение
Сталина. Так, Молотов был снят с поста министра иностранных дел, а Микоян – с
поста министра внешней торговли.

После резкого усиления позиций Берии в руководстве страны против
него также была начата кампания.

В 1951 году в отношении грузинских руководителей, которым он
покровительствовал, было сфабриковано «мингрельское дело». Это привело к
массовым арестам в Грузии и ослаблению положения самого Берии.

Очередные изменения в «ближнем круге» Сталина произошли в октябре
1952 года после XIX съезда партии.

На нём произошли изменения в самой партии: Всесоюзная
коммунистическая партия большевиков была переименована в Коммунистическую
партию Советского Союза; упразднялось состоящее из 9 человек Политбюро ЦК
ВКП(б), вместо него был создан Президиум ЦК КПСС из 25 человек.

Теперь в состав Президиума, кроме партийных деятелей, имевших
авторитет и крепкие позиции у власти, вошли молодые и относительно неизвестные
руководители, в результате чего Сталин получил ещё большую свободу действий.

Кроме этого, в составе Президиума Сталин предложил выделить
руководящее бюро в составе 9 человек. В Бюро Президиума ЦК КПСС в 1952 году вошли
Берия, Булганин, Ворошилов, Каганович, Маленков, Первухин, Сабуров, Сталин,
Хрущёв.

В то же время на пленуме ЦК, который проходил после съезда,
Молотов и Микоян подверглись резкой критике со стороны Сталина и в состав руководящего
бюро они не вошли, хотя и являлись членами Президиума.

Кульминацией борьбы с космополитизмом стало сфабрикованное под
руководством Сталина «дело врачей». Уголовное дело было заведено на группу
видных советских врачей, которые обвинялись в заговоре и убийстве ряда
советских лидеров.

Поскольку среди врачей были евреи, это вызвало волну антисемитских
настроений в Советском Союзе. Более того, в связи с «делом врачей» ещё больше
ослабли позиции Молотова и Микояна, своё влияние потеряли Ворошилов и Каганович.

Как и ранее, все сферы жизни советского общества (политическая,
экономическая, социальная) контролировались компартией. Осуществление такого
контроля стало возможным благодаря монопольному праву партии на назначение
руководящих работников всех уровней. Работники, занимающие руководящие
должности, представляют собой так называемую номенклатуру.

Номенклатура – перечень руководящих
работников, а также совокупность социальных институтов, с помощью которых эти
люди поддерживают существующий социальный порядок.

Подбор кадрового резерва в партийные органы осуществлялся в
соответствии с номенклатурными списками должностей. Высшие гражданские и
военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались
непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК.

В послевоенное время в управление выдвигались молодые
руководители, полностью преданные Сталину. Партийные «чистки» стали редкостью. Это
способствовало кадровой стабилизации и формированию устойчивого слоя
номенклатурных работников.

Постепенно слой управленцев больше и больше обособлялся от
остального общества, пробиться в номенклатуру было всё сложнее.

В послевоенный период в советской системе государственного
управления ещё больше увеличился административно-командный аппарат, выросла
власть номенклатуры.

Сформировался директивный стиль управления. Руководство огромной
страной осуществлялось из административного центра в Москве, где принимались
основные решения.

Кроме партии, важную роль в политической системе Советского Союза
продолжали играть профсоюзы и комсомол.

Общественно-политическая жизнь в СССР была основана на так
называемой советской демократии.

Ограничение политических прав и свобод в обществе, а также общее
недовольство населения сглаживалось государством с помощью права граждан
жаловаться на злоупотребления чиновников.

Сталину и другим партийным и государственным руководителям в
редакции газет приходили миллионы писем. Большинство жалоб отклонялось, но многие
из них были приняты к рассмотрению.

Кроме пропаганды, для поддержания стабильности в обществе
советская власть продолжала использовать репрессии, хотя по сравнению с 1930-ми
годами количество осуждённых по политическим статьям значительно уменьшилось.

Массовые аресты и депортации проводились в основном в западных
областях Украины и Беларуси, а также в Прибалтике. Здесь в послевоенное время
ещё продолжалась вооружённая борьба с бандитизмом и националистическими
группировками.

Резкий поворот в советской судебной системе произошёл с принятием указов
от 4 июня 1947 года
«Об уголовной ответственности за хищение
государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной
собственности граждан». Согласно им были значительно увеличены сроки заключения
за хищение имущества.

Так, за хищение социалистической собственности было предусмотрено
от 5 до 10 лет исправительно-трудового лагеря, за повторно совершённое хищение
либо хищение группой лиц предусматривалось до 20 лет лишения свободы с полной
конфискацией имущества.

С этого времени попасть на долгие годы в лагеря ГУЛАГа можно было
даже за мелкие хищения, которые зачастую были следствием тотальной бедности
населения в послевоенные годы.

Часто по законам от 4 июня 1946 года на длительное время лишались
свободы женщины, имеющие на иждивении малолетних детей, инвалиды Великой
Отечественной войны, подростки, люди престарелого возраста.

Такое положение вещей вызывало тревогу даже у некоторых
представителей власти, руководителей судебных органов и прокуратуры. Они
выдвигали предложения уменьшить сроки за мелкие хищения, однако никакие
изменения в закон не вносились.

По состоянию на 1 января 1953 года в местах лишения свободы находилось
3 % населения Советского Союза.

Государству было очень сложно контролировать такое огромное
количество заключённых, в лагерях было недостаточное количество охранников. В
объектах ГУЛАГа всё чаще вспыхивали забастовки. Советская власть начала понимать,
что необходимо вносить серьёзные изменения в систему исполнения наказаний.

Подведём итоги. В
послевоенное время в СССР укрепилась та политическая система, которая
оформилась в конце 1930-х годов. Из системы управления убрали классовую и
революционную символику. Политбюро и Совет министров как органы власти носили
формальный характер. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Иосифа
Сталина. Вопросы государственной важности принимались руководящей группой,
состав которой постоянно менялся. Основой политической системы Советского Союза
была коммунистическая партия. КПСС обладала монопольным правом на назначение
руководящих работников всех уровней. Ужесточилась уголовная ответственность за
хищение социалистической собственности. Для поддержания политической
стабильности в советском обществе власть использовала пропаганду и репрессии.

Особенности управления в ссср в послевоенные годы.

Объективные
факторы изменений в управлении это —
окончание войны, необходимость
восстановления разрушенного
немецко-фашистскими захватчиками
народного хозяйства, дальнейшим развитием
Советского общества, внешнеполитической
обстановкой, а также следующими
субъективными факторами: смертью
Сталина, приходом к власти нового
руководства, реформаторскими идеями
Хрущева и т.д.

Прежде всего, в
данный период либо ликвидировались,
либо перестраивались чрезвычайные
органы, а также органы, специально
созданные для успешного ведения войны
против фашисткой Германии. Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
4 сентября 1945 г. был упразднен ГКО и все
его дела были переданы СНК СССР. Прекратила
свое существование Ставка Верховного
Главнокомандования. Военное командование
утратило право награждения военнослужащих
орденами и медалями. В связи с переходом
на мирные условия упразднялся Народный
комиссариат боеприпасов, а на его основе
был создан Народный комиссариат
сельскохозяйственного машиностроения.
Наркомат минометного вооружения был
преобразован в Наркомат машиностроения
и приборостроения. Народный комиссариат
танковой промышленности был ликвидирован
и на его базе был создан Народный
комиссариат транспортного машиностроения.

По Закону о
демобилизации от 23 июня 1945 г. более 8,5
млн. воинов трудоустроены органами
управления, обрели мирное гражданское
состояние. Восстановлены организованный
набор рабочих по договорам с колхозами
и органы по вербовке рабочей силы. С
февраля 1947 г. возобновлены договоры
между администрацией хозяйственных
органов и профсоюзами. Государственное
управление СССР не допустило безработицы,
которая сохранилась и возросла после
войны в странах другой общественно-экономической
системы.

Центральные
органы власти также претерпели изменения.
В 1946 г. был сокращен почти в 2 раза
численный состав Президиума Верховного
Совета СССР с целью превращения его в
более оперативный орган, расширена его
компетенция. В период с 1948 по 1952 гг.
Президиумы Верховных Советов 13 союзных
республик утвердили Положения о
постоянных комиссиях местных Советов.

В 1946 г. произошли
изменения в наименовании высших органов
управления СССР, союзных и автономных
республик. 15 марта 1946 г. Верховный Совет
СССР принял закон “О преобразовании
Совета Народных комиссаров СССР в Совет
министров СССР”. Прежние народные
комиссары стали именоваться министрами.

Максимально
усилено партийное влияние, совмещение
руководства ВКП(б) и государственного
управления. Партийные структуры
присваивали властные и управленческие
функции, подчиняли себе все звенья
разветвленной политической системы
сверху донизу. Формировался режим
диктата через всевластный бюрократический
аппарат партии и Советов.

С интенсивным
развитием экономики страны увеличивается
количество министерств, В январе 1948 г.
была реорганизована Государственная
плановая комиссия в Государственный
плановый комитет Совмина СССР.

Трудно налаживалось
управление аграрным сектором страны,
военные разрушения и утраты которого
в сочетании с засухой и голодом обусловили
продовольственный и грозили всеобщим
кризисом. Созданная в сентябре 1946 г.
Комиссия по делам колхозов во главе с
наркомом земледелия А.А. Андреевым
занималась возвращением в общественный
массив колхозов земель, незаконно
захваченных колхозниками, организациями,
учреждениями для приусадебных и подсобных
хозяйств. Государственные органы
управления ужесточили контроль за
соблюдением Устава сельскохозяйственной
артели, соблюдением демократических
основ управления колхозами, сохранностью
колхозного имущества. С октября 1946 по
1953 г. при союзном правительстве действовал
Совет по делам колхозов, имевший в
республиках, краях и областях своих
контролеров от центра, независимых от
местных властей. Усилено влияние на
колхозы государственных МТС
(механизированных тракторных станций)
на основе учрежденного Советом Министров
СССР 27 января 1948 г. типового договора
МТС с колхозами. Государство изменяло
колхозное право вплоть до утверждения
примерных норм выработки, единых расценок
в трудоднях, регулирования землепользования,
землеустройства, финансирования,
межколхозных производственных связей.
Государством же устанавливались
детальные планы развития колхозного,
совхозного производства, применялись
жесткие меры по выполнению
сельскохозяйственных заготовок в
соответствии с правилом — в первую
очередь государству, остаток себе.
Действовала строгая система государственных
штрафов, конфискации имущества колхозников
за неуплату налогов (недоимки), бремя
налогового, финансового пресса, подчинения
личного общественному, выкачивания
средств и сил из деревни.

Были реорганизованы
судебные органы. В местностях, где было
отменено военное положение, в военных
трибуналах восстанавливалась их обычная
процессуальная деятельность. С отменой
военного положения на транспорте военные
трибуналы железнодорожного и водного
транспорта были преобразованы в линейные
и окружные суды железнодорожного и
линейные суды водного транспорта.
Впервые в истории Советского государства
непосредственно населением в 1948-1949 гг.
были избраны народные судьи и заседатели.
19 марта 1946 г.

Красная Армия
была переименована в Советскую Армию.
В феврале 1946 г. Народный комиссариат
обороны СССР был преобразован в Народный
комиссариат Вооруженных сил СССР. Опыт
прошедшей войны, новые вооружение и
боевая техника оказали существенное
влияние на организационные формы
Вооруженных сил СССР. Они состояли из
следующих видов: Сухопутные Войска,
Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской
Флот ( с 1946 г.) во главе со своими
главнокомандующими. К 1954 году кавалерия
как род войск прекратила свое существование.
Основными типами соединений являлись
стрелковая, механизированная и танковая
дивизии.

Изменения в
государственном аппарате в конце 50-х –
начале 60-х годов.

В марте 1953 г. умер
И.В. Сталин, и в сентябре 1953 г. первым
секретарем ЦК КПСС стал Н.С. Хрущев.
Именно при Хрущеве стала восстанавливаться
попранная Сталиным законность. Началась
реабилитация невинно репрессированных.
Был восстановлен партийный и прокурорский
надзор над органами внутренних дел в
органах государственной безопасности.
Было упразднено Особое совещание при
министре внутренних дел СССР, которое
широко использовалось для незаконных
репрессий. В 1954 г. был учрежден Комитет
государственной безопасности при
Совмине СССР. Значительной вехой в
восстановлении законности было
утверждение 11февраля 1957 г. «Положения
о прокурорском надзоре в СССР»,
согласно которому надзор за точным
исполнением законов всеми министерствами
и ведомствами возлагался на органы
прокуратуры. Органы прокуратуры
подчинялись только Генеральному
Прокурору СССР.

12 февраля 1957 г.
было утверждено «Положение о Верховном
суде СССР», в котором были расширены
права союзных республик в области
правосудия. Закон от 25 декабря 1958 г.
установил, что народные суды избираются
гражданами района или города сроком на
5 лет, а народные заседатели – на общих
собраниях сроком на 2 года.

В период 1957-1960
гг. в союзных республиках были приняты
новые положения о местных Советах, в
частности, в 1962 г. в большинстве краев
и областей было создано по 2 Совета
депутатов трудящихся – промышленный
и сельский, что нарушало один из основных
принципов Советов – их единство.

Господствовавший
в организации управления промышленностью
с начала 30-х годов отраслевой принцип
в 1957 г. был заменен территориальным.
Было установлено, что управление
промышленностью и строительством должно
было осуществляться по территориальному
принципу на основе экономических
административных районов, которые
образовывались Верховными Советами
союзных республик.

Для управления
промышленностью и строительством в
каждом экономическом административном
районе образовывался Совет Народного
Хозяйства. Этим же законом была
преобразована Государственная комиссия
Совета Министров СССР по перспективному
планированию в Государственный плановый
комитет (Госплан СССР). Был также создан
Государственный научно-технический
комитет Совмина СССР. На территории
СССР было создано 105 экономических
административных районов. Большинство
отраслевых министерств было упразднено.

Существенные
изменения произошли в органах народного
контроля. В 1962 г. был образован Комитет
партийно-государственного контроля ЦК
КПСС и Совета Министров СССР.

Политика
контрреформ.

В октябре 1964 г.
состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором
Хрущев был освобожден от должности 1-го
секретаря ЦК КПСС. Это место занял Л.И.
Брежнев. Началась реорганизация
государственного аппарата, которую
можно охарактеризовать как контрреформы.

Пленум ЦК КПСС в
ноябре 1964 г. принял постановление «Об
объединении промышленных и
сельскохозяйственных областных, краевых
партийных организаций». Затем было
восстановлено единство Советов –
промышленные и сельскохозяйственные
областные и краевые Советы были
объединены. Стали возвращаться к
отраслевому принципу организации
управления промышленностью.

2 октября 1965 г.
был принят закон СССР «Об изменении
системы органов управления промышленностью
и преобразовании некоторых других
органов управления», по которому
восстанавливался отраслевой принцип
управления промышленностью. Было
образовано 11 союзно-республиканских
министерств. Было признано необходимым
упразднить республиканские Советы
народного хозяйства экономических
районов, которые вскоре и были
ликвидированы.

С 1973 г. стала
формироваться обновленная система
управления. Главные управления министерств
ликвидировались, и устанавливалась
трехзвенная схема управления: министерство
— производственное объединение —
предприятие. Поиск решения шел опытным
путем организации хозрасчетных
объединений путем прямого давления
партийных органов на министерства с
требованием переходить на эту систему
управления. Однако многие предприятия
и даже объединения были по-прежнему
бесправны в вопросах развития собственной
инфраструктуры, материального
стимулирования работников, распределения
жилья.

Необходимость
согласования интересов территорий и
ведомств, являющаяся серьезнейшей
управленческой проблемой, привела к
появлению довольно устойчивых механизмов:
создавались советы директоров, штабы
по координации и контролю за строительством,
практиковалось создание постоянных и
временных партийных групп.

Постановление
ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. «Об улучшении
планирования и усилении эффективности
производства и качества работы»
предлагало (обязывало) введение более
200 показателей, отражающих все направления
хозяйственной деятельности предприятий
и подлежащих утверждению вышестоящими
органами. Но новый показатель не получил
широкого применения и не оправдал
надежд. Продолжились централизация
управления экономикой, развитие
директивного планирования, всемерное
ограничение рыночного ценообразования
и методов материального стимулирования
производства. В результате темпы прироста
экономики упали до нормы западных стран
— 3,5% в год, но это было значительно
меньше 8,4% в VIII пятилетке.

Советская экономика
при Брежневе представляла собой очень
непростой феномен, который недопустимо
клеймить однозначно термином «застой».
Ориентация Брежнева на стабильность и
отказ от косыгинских управленческих
реформ имела под собой определенное
обоснование, заключающееся в постепенно
развивающемся по нисходящей, экстенсивно,
но росте экономики. С 1970 по 1988 г. общее
промышленное производство в СССР
возросло в 2,38 раза против 1,32 раза в
Англии, 1,33 — в ФРГ, 1,48 — во Франции, 1,68
— в США, в 2,0 — в Японии. Среднегодовые
темпы роста общественного производства
постепенно снижались, но это было
бесспорно связано с возрастанием его
абсолютных объемов. Объем законченного
общественного продукта в СССР за 1960 г.
был превышен в 1970 г. в 2,1 раза, в 1980 г. —
в 3,5 раза, а в 1988 г. — в 4,7 раза. При всех
недостатках и пороках политической
экономической системы она обеспечивала
довольно высокий уровень благосостояния
населения, реализацию конституционных
прав на труд, отдых, бесплатное образование
и здравоохранение, пенсионное обслуживание.

Постановлением
ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 июня 1983 г.
вводились новые критерии по выполнению
плановых заданий, по объему реализованной
продукции, исходя из договорных
обязательств, по номенклатуре, качеству
и срокам, а также по росту производительности
труда, снижению затрат, повышению
технического уровня производства.
Добиться действительной оценки
деятельности предприятий по этим
критериям не удалось. Много внимания
уделялось проблеме улучшения планирования.
Достижением следует считать появление
во второй половине 70-х гг.
территориально-отраслевых программ
интенсификации экономики отдельных
регионов. Постепенно, хотя очень медленно
и непоследовательно, расширялись права
производственных объединений.

Следует признать,
что в стране происходила определенная
перестройка административно-командной
системы. Оперативное управление
производственных объединений перестало
быть функцией органов власти. Четко
обозначилась тенденция к уменьшению
жесткости иерархических структур,
расширялась кооперация. Высшие инстанции
осуществляли делегирование оперативных
полномочий управления на низший уровень,
оставляя за собой задачи интеграции
производственных усилий в масштабе
страны и регионов, разработку экономической
стратегии.

В целом в стране
шло развитие в качественном и количественном

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цефтриаксон 500 мг цена это антибиотик инструкция по применению
  • Парацетамол детский сироп с клубникой инструкция
  • Омега 3 производство сша инструкция по применению
  • Руководства по эксплуатации на краны като
  • Инструкция по заполнению декларации при продаже авто менее 3 лет