Равен дж к равен дж курт дж х руководство к прогрессивным матрицам равена

Руководство к Прогрессивным Матрицам
Равена

Дж.К.Равен, Дж.Х.Курт, Дж.Равен

Общий Раздел Руководства

Дж.К.Равен, Дж.Х.Курт, Дж.Равен. Руководство
к прогрессивным матрицам Ранена и
словарным шкалам. Разд.1. Общая часть
руководства: 1997-82 с.

Общий раздел Руководства включает обзор
и теоретическое обоснование всей батареи
тестов Равена. Обсуждаются вопросы
конструктной валидности Прогрессивных
Мат­риц, история их создания, принципы
построения, границы приме­нимости
для разных прикладных областей. Описана
структура всех разделов Руково­дства.

© J.С.Raven
Ltd.1995

ISBN 5-89353-004-7 (рус.)
ISBN 1 85639 016 0 (англ.)

ЛР№ 064615 от 03.06.96 г.

Подписано в печать 15.04.97.
Формат 60 х 84 /8. Гарнитура «Ареал1
Усл. печ.л. 10.4. Уч.изд.л.
7.45. Тираж 150 экз. Заказ № 121

Отпечатано с готового
оригинал-макета в типографии ИП РАН
129366 Москва, ул. Ярославская 13 Первая
публикация —1976 С исправлен и я или и
дополнениями — 1978

Стереотипное издание — 1979 С исправлениями
и дополнениями — 1985 С исправлениями
дополнениями — 1986 Полностью обновленное
издание — 1991 С исправлениями дополнениями
— 1993 С исправлениями дополнениями —
1995

АВТОРСКИЕ ПРАВА

Вся корреспонденция,
касающегося авторского права, включая
запросы на лицензии для производства
специальных бланков для ответов при
диагностике дизлексии или проведении
стандартизации, должны быть адресованы
Джону Маклохлину (John
McLaughlin).

КОНСУЛЬТАЦИИ И ПУБЛИКАЦИИ

Все российские пользователи тестов
Равена могут посылать копии своих
публикаций и отчетов непосредственно
Джону Курту.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Для того, чтобы обеспечить
ответственное использование психологических
тестов и для повышения качества
диагностических обследований, проводимых
дома, в школах на работе и в общественных
местах, контингент лиц, которым продаются
Прогрессивные Матрицы
и Словарные
Шкалы Милл Хилл
не
ограничивается только психологами.
Однако, как и во всех случаях, когда
принимаемые решения затрагивают жизнь
и карьеру отдельных людей, полученные
при тестировании результаты должны
быть должным образом обработаны и
интерпретированы людьми, обладающими
достаточной мудростью им опытом. (Ниже
будут изложены причины, по которым мы
придерживаемся данной политики, а
краткое их обсуждение содержится в
работе Равена (Raven,
1981)).

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОЛНОМУ РУКОВОДСТВУ

Чтобы облегчить процесс
непрерывного обновления Руководства,
оно публикуется в
виде нескольких Разделов, которые можно
заказывать как отдельно, так и в любом
наборе.

Тем, кто использует только
Матрицы, без
Словарных Шкал, будет
достаточно иметь в своем распоряжении
Общий Раздел плюс Разделы 2, 3 и 4
Руководства.

Пользователям Словарных
Шкал Милл Хилл и
Крайтон будет
нужно изучить Разделы 5А, 5В и 6 Руководства.

Третья Часть Руководства
включает данные,
полученные в ходе большого числа
нормативных и психометрических
исследований, объем и содержание которых
выходит за полезный минимум такого рода
данных, приведенный в основных разделах
Руководства. Часть
III
состоит из Раздела 7
и ряда Исследовательских
Приложений.
Их
содержание, также как и содержание
остальных частей Руководства,
постоянно меняется.
Однако, вышедшее в 1995 году издание
Раздела 7 содержит
краткий обзор всех выявленных на конец
1994 года исследований, затрагивающих
вопросы валидизации, надежности и
популяционных норм, вместе со ссылками
на литературные источники, упоминавшиеся
во всех последних на то время Разделах
и Приложениях к Руководству.
Исследовательское Приложение № 1
включает полное
описание ирландской 1972 года и британской
1979 года стандартизации Стандартных
Прогрессивных Матриц и Словарных Шкал
Милл Хилл. Исследовательское
Приложение № 3
содержит
детали американских и международных
норм и обзор по использованию Матриц
для нейропсихологической диагностики.
Исследовательское
Приложение № 4
содержит
дополнительные данные о нормах, о
надежности и валидности результатов,
полученных в разных странах и в разных
школьных округах США.

В 1995 году был издан также
Указатель, призванный
помочь пользователям в поиске интересующего
их материала.

Количество исследований,
проведенных с тестами ПМР и СШМХ, столь
велико, что привести все ссылки на них
в рамках настоящего Руководства
не представляется
целесообразным. Литературные источники,
приведенные в Части III,
ограничены теми ссылками, которые были
приведены в том или другом из Разделов
Руководства. Чтобы
дополнить этот список, была составлена
Исследовательская
Библиография.
Эта
Исследовательская
Библиография
включает
короткие резюме всех опубликованных
исследований, где тесты ПМР или СШМХ
были использованы для каких-то
содержательных целей. Эти описания
хранятся в базе данных, периодически
распечатываются и распространяются в
бумажной форме или на дисках. Получить
Библиографию можно
за плату у Джона Корта.

Пользователям может быть
будет интересно узнать о той
последовательности, которую проходят
библиографические ссылки на статьи,
прежде чем они начинают цитироваться
в Руководстве. Прежде
всего, они в виде резюме публикуются в
Исследовательской
Библиографии,
Ссылки
на те их них, которые прямо касаются
надежности или валидности тестов или
содержат нормативные данные, включаются
в последующую публикацию Исследовательского
Приложения.
Самые
существенные из работ начинают упоминаться
в обновленной редакции соответствующего
Раздела Руководства.

Разделы Руководства со 2 по
6 содержат и некоторые из первоначальных
норм, которые были собраны в Великобритании
ещё Дж.К.Равеном с коллегами. Но Руководство
включает также и
большое количество более современных
данных, собранных в Великобритании,
Австралии, Бразилии, Канаде, Китае,
Чехословакии, Германии, Гонконге, Японии,
Перу, Испании, Швейцарии
и США. Кроме того, во многих других
исследования сообщаются нормативные
данные для специфических возрастных,
этнических и профессиональных групп,
которые также важны для решения частных
вопросов. Таким образом, издание Раздела
7
1995 года дает краткое
описание размеров выборок и принципов
организации всех известных исследований,
так что пользователи мог сами решать
об их важности и потенциальной пригодности
для их собственных нужд. Среди
опубликованных норм включены и такие,
которые использовали процедуру
ограничения времени решения Стандартных
Прогрессивных Матриц,
хотя,
как отмечается в Руководстве,
обычно предпочитается
процедура без ограничения времени.

Авторы настоящего Руководства
продолжают обновлять
его и сами тесты Равена в сотрудничестве
с другими исследователями. Все
интересующиеся психологи могут оказать
помощь в этой деятельности если пошлют
нам: (1) отчет о завершенной работе, лучше
с резюме; (2) цели и задачи тех исследований,
которые только проводятся в настоящее
время, чтобы мы могли связать авторов
этих исследований с другими исследователями,
работающими над сходными проблемами;
(3) неопубликованные материалы, которые
могли бы быть полезны при составлении
новых нормативных таблиц, отображающих
результаты разных групп в разных странах,
или при дальнейшей доработки самих
тестов; (4) задумки будущих исследований
и обследований, которые, по их мнению,
необходимо провести.

Джин Равен выполнила основную работу
по редактированию данного издания
Основного Раздела и продолжает вести
библиографический указатель. Кроме
того, мы глубоко признательны Дирку
Фросту, Марку Куку, Ролю Майерскауф и
Роберту Мак-Генри за прочтение рукописи
и сделанные ими замечания.

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАБОРЕ ТЕСТОВ,
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ
РУКОВОДСТВА

В прошлом, немало заблуждений
было связано с нечетким общим представлением
о всем наборе используемых тестов, о их
взаимосвязях между собой, целях и
практике их применения и их связях с
разными Разделами Руководства. Поэтому
был написан краткий путеводитель по
Руководству, который
распространяется и независимо от данного
Раздела в форме отдельной листовки, В
последующих Разделах использованные
термины получат более широкое толкование.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Прогрессивные Матрицы
Равена и Словарные
тесты используются
уже на протяжении более чем 50 лет. На
протяжении этого времени данные тесты
претерпели ряд видоизменений и были
дополнены двумя новыми сериями, которые
были разработаны для специальных целей,
Вслед за Стандартными
Прогрессивными Матрицами
(1938)
были разработаны Цветные
Прогрессивные Матрицы
(1947),
расширяющие диапазон применимости
теста за счет детей младшего возраста,
пожилых и интеллектуально неполноценных
людей. Чтобы иметь возможность
диагносцировать и высшие проявления
способностей, в 1941 году были сконструированы
Продвинутые Прогрессивные
Матрицы,
которые
начали понемногу использоваться только
начиная с 1947 года. Поскольку принцип
прогрессивного развития не всегда мог
быть реализован теми пользователями,
которые применяли только одну форму
теста, то термин «Прогрессивные
Матрицы» стал использоваться и без
уточнения какой-либо одной из трех
серий. Каждая из серий
пересматривалась по несколько раз с
применением анализа ответов на отдельные
задания, чтобы расположить их в правильной
последовательности и чтобы укоротить
Продвинутую серию
с 48 до 36 заданий.

Эти последовательные ревизии
стали источником некоторой путаницы,
когда ряд исследователей начал ссылаться
на дату выпуска теста для его обозначения,
например, «ПМ 1938» или «ПМ 47».
Так, «ПМ 47» может относиться как к
первой редакции Цветных
Прогрессивных Матриц,
так
и к оригинальным Продвинутым
сериям. Сходным
образом, «ПМ 56» может относиться и
к обновленной версии Стандартных
серий, и к Цветным
сериям.

Эти, а также другие, еще более своеобразные
способы ссылок на тесты, привели нас к
мысли предложить унификацию их
наименований при использовании в научном
обиходе.

Когда нет необходимости
делать дополнительные уточнения, то о
всём
семействе тестов в
целом следует говорить как о Прогрессивных
Матрицах Равена
(или
ПМР).

Говоря о Цветных сериях,
следует называть их Цветные
Прогрессивные Матрицы
(или
ЦПМ).

Стандартные серии следует
называть Стандартными
Прогрессивными Матрицами
(или
СПМ).

О Продвинутых сериях нужно
говорить как о Продвинутых
Прогрессивных Матрицах
(или
ППМ). Серии I
и II
Продвинутых Прогрессивных
Матриц
должны называться
ППМ I
и ППМ И.

Различные разновидности Словарных Шкал
Милл Хилл также не имеют общепринятой
номенклатуры названий. Имеются девять
или десять (если учитывать и варианты
с машинной обработкой результатов)
версий словарного теста Равена. Каждый
из них пересматривался несколько раз,
а недавно был предложен и их американский
вариант.

Базовая форма этого теста
состоит из 88 слов в формате с незаконченными
предложениями. Она известна как вариант
Определения, или
Открытые Вопросы из
теста «Словарная Шкала Милл Хилл»
(СШМХ).

Наиболее широко распространены
версии теста, полученные на основе формы
Определения. Каждая из них содержит
половину слов в формате открытых
вопросов, а другую половину — в формате
закрытых вопросов. Существуют разновидности
теста, названные формами для Младшего
возраста
и формами
для Старшего возраста.
В этом формате созданы
четыре теста; Младший
1, Младший 2, Старший 1 и Старший 2.
Исследователи должны
не только указывать форму используемого
теста, но и дату его редакции, и страну
редакции (Великобритания или США).

Все версии теста с закрытыми вопросами
были разработаны для американского
рынка и, в комплекте с бланками для
легкой оценки результатов, используются
в Великобритании совместно с
Профессиональной версией ППМ. Версия
для машинной обработки также имеет
формат закрытых вопросов.

Словарная Шкапа Крайтон
(СШК) создана для
использования вместе с ЦПМ и связана с
СШМХ теми же отношениями, что и ЦПМ с
СПМ. Удалены более трудные слова, а
несколько более легких и однозначно
трактуемых слов — добавлены. И здесь
исследователи должны указывать дату и
страну используемой редакции теста.

Укороченная форма СШМХ
сконструирована таким образом, что
включает каждое пятое слово из исходной
формы теста Определения.
Испытуемых просят не
только определить слово, но и привести
пример его использования в предложении.
Этот тест предназначен для изучения
вербальных дисфункций и его следует
называть СШМХ
(Укороченная форма).

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ РУКОВОДСТВА

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководство для прогрессивных матриц Равена и словарных шкал : перевод с английского издания 1998 года / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт

Карточка

Равен, Дж.

Равен, Дж.

Руководство для прогрессивных матриц Равена и словарных шкал : перевод с английского издания 1998 года / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт. — [Изд. 2-е, стер.]. — Москва : Когито-Центр, 2009-. — 26 см.

Продвинутые прогрессивные матрицы [Текст]. — 1998. — 88 с. : ил., табл.; ISBN 5-89353-008-X

Продвинутые прогрессивные матрицы [Текст]. — 1998. — 88 с. : ил., табл.

Психология — Методика и техника научно-исследовательской работы в области психологии — Метод тестов — Тесты отдельных авторов

Описание

Заглавие Руководство для прогрессивных матриц Равена и словарных шкал : перевод с английского издания 1998 года / Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт
Коллекции ЭБ Научная и учебная литература
Дата поступления в ЭК 21.10.2002
Дата поступления в ЭБ 11.01.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Издание [Изд. 2-е, стер.]
Выходные данные Москва : Когито-Центр, 2009-
Физическое описание 26 см
Том Продвинутые прогрессивные матрицы [Текст]. — 1998. — 88 с. : ил., табл.
ISBN ISBN 5-89353-008-X
Тема Психология — Методика и техника научно-исследовательской работы в области психологии — Метод тестов — Тесты отдельных авторов
BBK-код Ю9с277
Язык Русский
Электронный адрес Электронный ресурс
Руководство для Прогрессивных Матриц Равена

Дж. Равен, Дж. К. Равен, Дж. Корт

Раздел 2

Цветные Прогрессивные Матрицы

(включая Параллельные версии Теста)

Важное примечание:

Включенный в данный раздел материал является честью руководства и должен использоваться только вместе с Общим разделом руководства

Москва

2007

Содержание

УСТРОЙСТВО ТЕСТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ………………………………7

ФОРМЫ ТЕСТА………………………………………………………………………………….15

Книжная фирма теста……………………………………………………………………………..15

Параллельная форма тести…………………………………………………………….. 16

Планшетная форма теста………………………………………………………………………..17

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ЦПМ………………………………………………………….19

Начало работы с Плашетной формой теста …………………………………………..19

Разработка Параллельной формы а 1998 году………………………………………..22

Стандартизация Классической Книжной формы теста, в 1949 года………22

Последние стандартизации ЦПМ на детях…………………………………………….25

Стандартизация в Двмфри (1982)…………………………………………………..25

Другие стандартизации на детях…………………………………………………….27

Зависимость дгт/жих норм от даты рождении……………………………………28

Стандартизация на пожилых людях……………………………………………………….28

И.-иаенениг. оценок г, возрастом у пожилых людт ………………………………….30

Клинические исследования…………………………………………………………………….31

НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ………………………………………………………35

Надежность……………………………………………………………………………………………..35

Надежность при расщеплении пополам……………………………………………..35

Ретестоная надежность………………………………………………………………….36

Надежность при автоматизированном предъявлении теста…………………37

Иалидность………………………………………………………………………………………………37

Кросс-культурные исследования…………………………………………………………38

Клиничт-кне исследования……………………………………………………………….41

Исследования а сфере образования……………………………………………………..42

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ

С ПОМОЩЬЮ ЦПМ…………………………………………………………………………..45

Инструкции для работы с книжной формой ЦПМ ………………………………..45

Индивидуальное тестирование…………………………………………………………45

Ipynnti/iie тестирование………………………………………………………………….48

Инструкции для работы lПланшетной формой ЦПМ ………………………….51

ОЦЕНКА, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТОВ……………………………………………………………………………………57

Подсчет баллов………………………………………………………………………………………..57

Планшетная ферма теста………………………………………………………………58

Книжная форма теста…………………………………………………………………..58

Несогласованности и ошибки…………………………………………………………………58

Представление результатов…………………………………………………………………….58

Вопросы интерпретации…………………………………………………………………………59

Контекст рассмотрения результатов………………………………………………..61

Влияние научения…………………………………………………………………………..61

Няихииг. ямщгималъных расстройств……………………………………………….61

Умственно отсталые………………………………………………………………………62

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ………………………………………………………………64

Нормальная структура суммарной оценки……………………………………………..64

Нормативные данные……………………………………………………………………………..64

Специальные нормы……………………………………………………………………….73

Характеристические кривые заданий…………………………………………………….74

ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………………………76

ДОПОЛНИТЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….79

УСТРОЙСТВО ТЕСТА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Тест «Цветные Прогрессивные Матрицы» (ЦПМ) включает 36 за­даний, которые составляют три серии — А, Аb и В — по 12 заданий в каждой. Этот тест разработан для использования в работе с маленькими детьми и престарелыми людьми, в антропологичес­ких исследованиях и в клинической практике. Он может успешно применяться в работе с людьми, которые по каким-либо причинам не понимают английского языка или не говорят на нем; с теми людьми, кто имеет физические недостатки, страдает афазией, це­ребральным параличом или глухотой, а также врожденной или при­обретенной интеллектуальной недостаточностью.

Если способность рассуждать по аналогии уже сформировалась, то лучше всего применять шкалу «Стандартные Прогрессивные Матрицы» (СПМ) — Серии А, В, С, D и Е. Когда эта стадия умствен­ного развития еще не достигнута, или в тех случаях, когда интел­лектуальная деятельность ослаблена, для оценки степени ясности мышления или уровня, до которого снизились интеллектуальные воз­можности испытуемых, могут быть использованы ЦПМ. Если в про­цессе тестирования Серии А, Аb, В окажутся слишком легкими, их всегда можно дополнить Сериями С, D и Е Стандартного теста. Пренебрегая результатом по Серии Аb, общий балл по Сериям А, В, С, D и Е можно использовать для определения процентильного уровня по опубликованным нормам для Стандартного теста.

Использование ЦПМ вместе со Словарной Шкалой Краштюн (СШК) позволяет исследовать психологическое значение наблю­даемых расхождений между способностью людей продуктивно мыслить и их способностью извлекать нужную информацию из памяти. Если результаты по СПМ и Словарным Шкалам Милл Хилл (СШМХ), полученные при обычном самотестировании или груп­повом тестировании, обнаруживают несоответствие между спо­собностями к продуктивному и репродуктивному мышлению, то эти тесты можно провести индивидуально в клинических ус­ловиях. При таком использовании они позволяют детально иссле­довать природу ошибок и определить стратегию деятельности.

Три серии по двенадцать заданий, составляющие ЦПМ, орга­низованы так, что позволяют оценить главные когнитивные про­цессы, которые обычно формируются у детей до одиннадцати лет. Эти серии предоставляют испытуемому три возможности раз­работки единой мыслительной темы, а шкала по всем тридцати шести заданиям в целом предназначена для возможно более точ­ной оценки умственного развития вплоть до уровня интеллекту­альной зрелости.

В детстве умственное развитие весьма напоминает прыжки ло­сося в потоке жизни, а не размеренное восхождение по ступеням лестницы. Как бы ни была удобна гипотеза для количественных оценок и статистических расчетов, она не соответствует психоло­гическим реалиям детской жизни. Более типична ситуация, когда дети начинают с последовательных, настойчивых попыток преодо­леть возникшее интеллектуальное препятствие, пока однажды вдруг не перепрыгнут через него с легкостью и не направятся к сле­дующему. Именно эти скачки в интеллектуальном развитии и вы­являются при использовании ЦПМ.

Задания в Цветных Прогрессивных Матрицах подобраны таким образом, чтобы оценить ход умственного развития вплоть до той ста­дии, когда человек начинает настолько успешно рассуждать по ана­логии, что этот способ мышления становится основой для вывода логических умозаключений. Эта завершающая стадия постепен­ного развития интеллектуального созревания, несомненно, одной из первых страдает при органических поражениях мозга.

Предъявление теста в виде напечатанных в книге цветных кар­тинок или в виде планшетов с подвижными фрагментами позво­ляет сделать решаемую задачу наглядной и свести к минимуму необходимые словесные пояснения. Манипулирования изобра­зительным материалом не является здесь необходимым условием успешного решения задачи, поскольку от обследуемого требует­ся лишь указать ту фигуру, которую он выбирает для заполнения пробела в диаграмме.

Для получения полезной диагностической информации с по­мощью ЦПМ важно работать с малыми группами тщательно ото­бранных респондентов, а не полагаться на большие выборки, ко­торые, чем они больше, тем соответственно меньше дают информации об обследуемых индивидах.

По причинам, которые обсуждаются ниже, важно уделить осо­бое внимание уровням интеллектуального развития детей в воз­расте 61/2, 81/2, и 101/2 лет. Когда-то эти дети набирали по тесту ЦПМ около 15, 21 и 27 баллов соответственно. Деятельность де­тей сравнивалась затем с выполнением тестовых заданий теми клиническими группами взрослых, которые получали сходные оценки. Согласно же последним данным, эти показатели возрос­ли, что отражено в таблице ныне действующих нормативов ЦПМ9.

Как уже отмечалось, маленькие дети очень редко рассуждают по аналогии таким же образом, как это делают взрослые, и для них чрезвычайно важен контекст предъявления заданий. В связи с этим необходимо было пересмотреть «Принципы познания» Сиирмана в свете гештальттеории и сконструировать задания таким образом, как это сделано в Серии АЬ, чтобы отдельные фраг­менты воспринимались как части некоего организованного цело­го или как отдельные элементы, имеющие соответствующую ори­ентацию в перцептивном поле наблюдателя1.

Благодаря экспериментальной работе, приведшей к созданию ЦПМ, и тщательной отбраковке заданий, показывающих низкую кор­реляцию с тестом в целом, удалось различить по крайней мере пять качественных этапов развития интеллектуальных способностей.

Сначала дети обладают способностью различать одинаковые и разные фигуры, а потом — похожие и непохожие фигуры.

Некоторое время спустя они могут оценить ориентацию фигу­ры по отношению к себе и к другим объектам в поле восприятия.

Позднее они уже начинают сравнивать аналогичные измене­ния в видимых символах и строить на этой основе логику своего рассуждения.

Впоследствии дети становятся способны расчленять воспри­нятое целое на составные элементы, или «символы», и различать, что им действительно дано, а что было внесено ими самими.

Наконец, они достигают возможности воспринимать две или более отдельные фигуры как составные части одного целого или как организованное единство.

На основе анализа ответов на задания, предназначавшиеся для издания ЦПМ 1947 года, были отобраны двенадцать зада­ний, из которых сформировали Серию АЬ. Для издания 1956 го­да все 36 заданий, составивших Серии А, Аb, В, были внимательно просмотрены и, где это оказалось необходимо, переставлены места­ми, чтобы обеспечить более равномерное возрастание их по степени трудности. Внутри отдельных заданий расположение фрагментов, из которых надо было делать выбор, также было изменено, чтобы свести к минимуму влияние позиции любого из фрагментов на ча­стоту его выбора. В одном или двух случаях был заменен сам фраг­мент. Не было произведено, однако, никаких изменений ни в ха­рактере заданий, ни в расположении правильного ответа. Все произведенные изменения были перенесены также на соот­ветствующие задания СПМ, хотя, конечно, основной эффект от этих усовершенствований заметен при использовании ЦПМ для работы с детьми и в клинике.

Таблицы ЦПМ1, ЦПМ2, ЦПМЗ содержат информацию о каче­ственной структуре каждого из заданий в Сериях А, Аbи В. Верх­няя половина каждой таблицы содержит перечень основных когнитивных операций, задействованных в понимании проблемы и в выборе каждого из шести возможных ответов. Если ошибоч­ная фигура в основном относится к одному типу, но обладает так­же свойствами другого, оба эти типа приводятся в таблице слева направо по степени важности. При количественном анализе учитывается только первый из этих типов, так как он в наибольшей степени влияет на выбор. По причинам, изложенным ниже, не всегда было целесообразно делать ошибочность выбора слишком явной.

Берт и Гилл2 обнаружили, что ответы детей на слишком труд­ные для них задания не являются случайными, поскольку правиль­ный ответ выбирает заметно меньшее число детей, чем можно было бы ожидать при случайном выборе.

В нижней половине каждой таблицы слева представлена клас­сификация типов используемых фрагментов по их характерным свойствам, а справа — частота появления фрагмента со сходны­ми свойствами в каждой из шести возможных позиций. Таблицы ЦПМ1, ЦПМ2 и ЦПМЗ предназначены для облегчения анализа и сопоставления качественных особенностей ошибочных ответов на задания теста. В прошлом такие сопоставления не удавалось провести отчасти из-за неравномерного распределения ошибоч­ных фрагментов по шкале в целом, а также из-за неудачной клас­сификации ошибочных выборов по их характерным признакам. Таблица ЦПМ4 показывает частоту, с которой каждый тип фигур появляется теперь в каждой из позиций для Классического вари­анта ЦПМ в целом. Она предназначена главным образом для тех, кто хочет получить из неверных ответов обследуемого указания от­носительно типологии ошибок психометрической техники, подхо­дящей для более точной оценки природы нарушений интеллекта.

Поскольку ЦПМ предназначены для возможно более точной оценки наблюдательности индивида и уровня его интеллектуаль­ного развития3, ошибочные ответы не могут быть удовлетвори­тельно использованы для количественной оценки интеллекту­альных нарушений. Они лишь показывают, с чем обследуемый не справляется, и иногда — почему он ошибается.

Достоверность выводов, которые можно сделать из ошибоч­ных ответов, частично зависит от природы этих ошибок, а частично — от их общего числа. Если ошибок очень мало или очень мно­го, эти выводы менее значимы, чем в случае, когда дается около половины неадекватных ответов. Тем не менее сопоставление оши­бок, сделанных группами респондентов со средними баллами от 15 до 27, выявило клинически значимые различия между ними.

Используя работу Карпентера, Джаста и Шелла4, Фодегель-Матцен сконструировала’ такие фрагменты-дистракторы, кото­рые отличались от правильных фрагментов тем, что их выбор в ка­честве правильных ответов означал игнорирование одного, двух или нескольких правил решения, которые Карпентер и Джаст (а также Фодегель-Матцен) в своих работах определили как наи­более значимые. Как и было предсказано, природа совершаемых ошибок зависела от общего балла респондента, причем респон­денты с низким количеством баллов пренебрегали большим чис­лом правил, и при этом наиболее трудными из них. Работа Фоде­гель-Матцен с дистракторами, набор которых варьировался более систематически и был теоретически более обоснован, чем те ко­торые используются в публикуемых ныне тестах, подтвердила справедливость приведенных здесь выводов. С практической точ­ки зрения вывод состоит в том, что информация о природе типич­ных ошибок обычно совсем немного добавляет к тому, что можно почерпнуть из их суммарной оценки, так как между ними имеет­ся достаточно устойчивая взаимосвязь.

ФОРМЫ ТЕСТА

Чтобы привлечь и удержать внимание маленьких детей, каждое задание печатается на ярком цветном фоне. Это делает более на­глядной природу предложенного для выполнения задания, ни­коим образом не подсказывая решения. Порядок заданий в каж­дой серии обеспечивает стандартное обучение методу работы, а три серии вместе охватывают все процессы визуальных умо­заключений, к которым обычно уже способны дети в возрасте до десяти лет. При правильном предъявлении теста необходимо лишь показать обследуемым, что надо делать, чтобы они могли двигаться от задачи к задаче в стандартном порядке и на соб­ственном опыте учиться их решать. Тест может предъявляться в виде планшетов с подвижными фрагментами или в виде напе­чатанных в книжке иллюстраций, что не влияет на интеллекту­альные процессы, необходимые для его успешного выполнения. При любой форме теста задачи, которые надо решить, могут быть вполне удовлетворительно продемонстрированы без всяких вер­бальных инструкций6. Беседа просто делает ситуацию тестирова­ния более естественной.

Книжная форма Исследования показывают, что дети старше шести лет, взрослые теста с незначительными нарушениями интеллекта и большая часть лиц с физическими недостатками одинаково хорошо понимают пред­лагаемые задания независимо от того, напечатаны ли они в виде картинок на ярком цветном фоне или представлены в виде план­шетов с подвижными фрагментами. Было установлено, что при обычном применении теста его книжная и планшетная формы в случае использования цветного фона приводят к практически одинаковым результатам.

До того момента, пока не сформировалась способность срав­нивать и рассуждать по аналогии, а также в случаях, когда ее фор­мирование задерживается или нарушено, Серии А, АЬ и В, напе­чатанные на ярком цветном фоне, обычно обеспечивают более достоверное тестирование, чем Серии А, В, С, D и Е. Напротив, после того, как такая способность сформировалась, последние дают более достоверные результаты. Тем не менее результаты, полученные с помощью любой формы теста, можно легко срав­нить между собой.

Несмотря на то что Серии А, АЬ и В позволяют ясно диффе­ренцировать различные степени врожденной и приобретенной умственной отсталости, этот тест ни в каком смысле не является измерителем общего снижения интеллекта. Он четко показывает, обладает или нет обследуемый способностью к сравнению и умо­заключению по аналогии, а если нет, то в какой степени он спо­собен по сравнению с другими людьми организовывать простран­ственные образы в связанные по определенному принципу целостности. В дополнение к этому общее снижение интеллекта подразумевает оценку интеллектуальной стабильности и интег­ральной способности сохранять навыки, приобретенные за счет имеющихся в распоряжении данного индивида интеллектуальных возможностей. Ни один взятый отдельно тест на перцептивные умозаключения не дает такой информации. Следовательно, необ­ходим еще по крайней мере один дополнительный тест, направ­ленный на оценку общего уровня приобретенных знаний.

Параллельная форма Широкое распространение ЦПМ, особенно при отборе детей млад-тестз шего возраста для участия в учебных программах коррекционной направленности или в программах для одаренных, привело к тому, что родители стали натаскивать своих детей на решение заданий этого теста. Хотя человек, имеющий определенный опыт в прове­дении теста, всегда может легко распознать тех, кто заучил ответы, и хотя проводящие тест с целью отбора всегда должны сравнивать информацию, полученную при использовании ПМР, с другими показателями (и выяснять источник выявляемых противоречий), многие люди ощутили назревшую необходимость в параллельной форме теста, которую можно было бы использовать для предот­вращения случаев, когда заучивание ответов дает кому-то совер­шенно незаслуженное преимущество. Поэтому в 1998 году была выпущена в свет Параллельная форма теста ЦПМ. Как будет пока­зано ниже, эта форма полностью корреспондирует с Классической формой теста и на уровне отдельных заданий (как по их логичес­кой конструкции, так и по степени трудности), и на уровне итого­вой оценки. Параллельная форма Цветных Прогрессивных Мат­риц (ЦПМ-П) полностью взаимозаменяема с Классической формой (ЦПМ-К), и любые данные, собранные с ее помощью, могут быть добавлены в существующий международный банк данных, особен­но те, которые получены при повторном тестировании с каким-то временным интервалом. При этом с полным доверием можно пользоваться существующими на данный момент нормативными показателями. Однако, чтобы не предоставлять выгод от запоми­нания расположения правильных ответов, необходимо было из­менить их позиции, а значит, и Оценочные Ключи для этой фор­мы теста. Таким образом, если применяется Параллельная форма ЦПМ, то нужно использовать предназначенные именно для нее бланки ответов и Оценочные Ключи. Это особенно важно, когда используются Бланки легкой оценки, куда встроены и Оценочные Ключи. Планшетная форма теста

Универсальным способом объяснения заданий является предъяв­ление любого из них в форме картонного планшета с вырезом и набора подвижных фрагментов, каждый из которых по форме и размерам в точности соответствует вырезанному участку план­шета. Обследуемым можно показать, что каждый фрагмент абсо­лютно точно соответствует вырезу в планшете, но что только один из них правильно дополняет его по рисунку. Помещая выбран­ный фрагмент на место выреза, обследуемые могут видеть резуль­таты своих предположений. В процессе такого рода тренировки обследуемые приучаются быть осторожными, и при этом не ме­няется число заданий, которые они способны решить путем пря­мого умозаключения.

На протяжении многих лет предпринимались попытки изго­товить Планшетную форму теста для коммерческого распрост­ранения, но только совсем недавно это удалось воплотить в жизнь. При невозможности воспользоваться коммерческой вер­сией следует обратиться к инструкции по ее конструированию, которая содержалась в более ранних изданиях этого Раздела дан­ного Руководства.

В планшетной форме тест может быть удовлетворительно разъяснен представителям любой расы, говорящим на любом язы­ке. Он является также одним из немногих тестов, которые могут быть успешно использованы в работе с людьми, страдающими ча­стичным параличом, глухотой или дефектами речи, и при этом дает устойчивую, надежную и психологически валидную оценку име­ющейся у них способности к логическим умозаключениям, неза­висимо от специфики их дефекта.

В возрасте между тремя и шестью годами внимание и интерес детей обычно слишком подвижны, а результаты интеллектуаль­ной активности слишком непостоянны, чтобы какой-нибудь тест интеллекта мог с высокой надежностью предсказать последую­щее интеллектуальное развитие. Поэтому вряд ли результаты, полученные на маленьких детях с применением планшетной фор­мой теста, обладают большей прогностической ценностью, чем ре­зультаты, полученные с помощью других тестов интеллекта. Есть основания думать, однако, что результаты, полученные при рабо­те с планшетной формой теста, обладают психологической валид-ностью до тех пор, пока они оценивают наличные результаты ин­теллектуальной деятельности ребенка вне зависимости от его осведомленности и образования.

Планшетная форма теста имеет очевидные преимущества для работы с маленькими детьми, для клинической оценки врожденных или приобретенных дефектов интеллекта, а так­же для кросс-культурных исследований. При некоторых пси­хологических обследованиях она также имеет преимущества перед книжной формой теста, так как позволяет наблюдать, фиксировать и сравнивать решения, полученные путем проб и ошибок, с решениями, полученными путем непосредственно­го восприятия или умозаключения. Решения по первому спосо­бу можно учитывать отдельно от решений, полученных по вто­рому. При суммарной оценке полученных по тесту баллов их не обязательно учитывать вместе. Исключив решения, получен­ные путем проб и ошибок, результаты работы с планшетной формой теста вполне можно приравнять к результатам работы с его книжной формой.

Кроме всего сказанного, планшетная форма теста чрезвычай­но полезна для использования в психологических исследованиях. Здесь она обладает двумя достоинствами: позволяет преодолеть ограничения как бланковых («карандаш и бумага»), так и «испол­нительских» тестов, а также легко и точно зафиксировать после­довательность умозаключений, на основании которых испытуе­мый действует, выполняя усложняющиеся серии заданий. Получаемая таким образом информация может быть соотнесена с участвующими в решении задачи умственными операциями и типами допускаемых ошибок.

Достарыңызбен бөлісу:

Издательство:

Когито-Центр

Авторы:

Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж.

Сведения об ответственности:

пер. Лови О.В

DOI:

не присвоен
узнать подробнее

Общий раздел Руководства включает обзор и теоретическое обоснование всей батареи тестов Равена. Обсуждаются вопросы конструктной валидности Прогрессивных Матриц и Словарных Шкал, история их создания, принципы построения, границы применимости для разных прикладных областей. Описана структура всех разделов Руководства.

Равен Дж.К. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным Шкалам. Раздел 1. Общая часть руководства / Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж.. — Москва : Когито-Центр, 1997. — 82 c. — ISBN 5-89353-004-7. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/15625.html (дата обращения: 19.05.2023). — Режим доступа: для авторизир. пользователей

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressiv Matrices) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, изучения логичности мышления.
Предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача: установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и в поле ответа, указав искомую фигуру среди предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наружный колосок как плести пошаговая инструкция
  • Руководства по ремонту систем впрыска топлива ваз
  • Персиковое масло для ушей инструкция по применению взрослым
  • Sennheiser cx 150 bt инструкция на русском
  • Капсульная кофемашина dolce gusto инструкция как почистить