После смещения
Хрущева появилось «коллективное
руководство».
Важные решения стали обсуждаться и
приниматься высшим партийно-государственным
руководством, а не единолично, как бывало
при Сталине и Хрущеве.
Генеральным секретарем ЦК КПСС стал
Л.И.Брежнев.
Председателем Совета Министров СССР
– А.Н.Косыгин. Должность Председателя
Верховного Совета СССР исполнял
Н.В.Подгорный, которого с 1977 г. заменил
Л.И.Брежнев. С середины 80-х гг. это
двадцатилетие стали называть периодом
«застоя».
Руководители того времени предпочитали
говорить о «стабильности».
Для
стабилизации ситуации в стране после
реорганизаций конца 50-х – начала 60-х
годов важную роль сыграли решения
пленумов ЦК КПСС в
1964-1965 гг.
Были восстановлены единые органы
управления. Были ликвидированы
совнархозы и восстановлены министерства.
Сократилось число централизованных
показателей, устанавливаемых для
предприятий «сверху», министерствами.
Главными показателями были определены
полученная прибыль и рентабельность
предприятия. Сверхплановую прибыль
разрешалось использовать на социальные
нужды (строительство жилья, пионерских
лагерей, премии и т.д.). Сельскому хозяйству
простили долги. Продукция, полученная
сверх плана, закупалась государством
по повышенным ценам. В колхозах была
введена ежемесячная гарантированная
оплата труда, пенсии, появилась возможность
получить паспорт и выехать в другую
местность (окончательно с 1974). В развитие
сельского хозяйства государство
стало вкладывать значительные средства:
на механизацию (оснащение техникой),
химизацию (удобрения) и мелиорацию
(улучшение земель). Все эти в общем-то
элементарные меры имели большой эффект
и за восьмую пятилетку (1966-1970)
ежегодный прирост промышленной продукции
составил 8%, а сельскохозяйственной –
4%. Улучшилось снабжение населения,
повысился материальный уровень многих
семей. Некоторые из принимавшихся мер
напоминали момент перехода от «военного
коммунизма» к новой экономической
политике в 1921-1922 гг.
Однако,
как и во времена нэпа, самостоятельность,
которую стали проявлять низовые
руководители, показалась центральной
и местной бюрократии чрезмерной и
опасной. Партийные чиновники видели,
что опытные хозяйственники хорошо
обходятся и без «партийного руководства»,
увидели в дальнейшем будущем угрозу
всевластию КПСС, ее монополии на
руководство всеми сторонами жизни
общества. Поэтому под разными предлогами
утвержденные планы передовых предприятий
стали пересматриваться в сторону
увеличения. Тех, кто внедрял передовую
технику и укреплял производственную
дисциплину, обвиняли в стремлении
создать безработицу. У передовых
колхозов сверхплановую продукцию стали
забирать в порядке выполнения
дополнительных «добровольных»
обязательств, взятых в ходе
социалистического соревнования.
Постепенно хозяйственная реформа,
которую связывали с именем А.Н.Косыгина,
стала превращаться в фикцию.
Брежневское
руководство не видело большой нужды в
реформах. С 1973 г. начался рост цен на
нефть и газ на мировых рынках. СССР, как
крупнейший поставщик сырья, получал
десятки миллиардов нефтедолларов.
Все необходимое, но отсутствовавшее в
стране, стало закупаться за границей.
В стране продолжалось
наращивание производственных мощностей.
К началу 80-х гг. в стране было 44 тыс.
производственных и научно-производственных
объединений, комбинатов и предприятий,
состоящих на самостоятельном балансе.
В 1982 г. промышленность СССР за 0,7 дня
производила такой же объем продукции,
какой был произведен за весь 1922 г., а за
16 дней производился объем продукции за
весь 1940 г. Быстро развивались атомная
электроэнергетика, электронная,
аэрокосмическая, лазерная промышленность,
робототехника. Была построена сеть
газопроводов из Западной Сибири в
Европейскую часть страны и в Европу. К
1984 г. завершилось строительство
Байкало-Амурской магистрали.
Военно-промышленный комплекс обеспечил
паритет в атомных вооружениях с Западом.
В то же время
постоянно
ухудшались качественные показатели
экономики:
росла капиталоемкость, материалоемкость
и энергоемкость производимой продукции;
падали отдача от капиталовложений и
производительность труда; низким
было качество большинства отечественных
товаров. Постоянно росли сроки
освоения проектных мощностей вновь
построенных предприятий. Предприятия
предпочитали использовать давно
освоенную, хорошо изученную технику.
Переход к новому оборудованию, к новой
технологии был чреват недовыполнением
планов, потерей премий. По данным
Госкомитета по науке и технике, 80% новых
разработок внедрялось вообще только
на одном предприятии, менее 20% — на
трех-четырех. Лишь 0,6% новшеств применялось
на пяти предприятиях и более. Преобладал
эволюционный тип развития в большинстве
отраслей народного хозяйства.
Деревня перестала
играть роль источника средств для
решения проблем страны. Из деревни
уходила молодежь. Для оставшихся на
селе жителей, колхозников и рабочих
совхозов стимулов к высокопроизводительному
труду было мало. Техническая оснащенность,
материально-техническая база советского
сельского хозяйства оставались слабыми.
Уровень производительности труда
составлял 10% от американского. (В
промышленности советские экономисты
считали уровень производительности
труда в 45% от американского, но по отраслям
был значительный разброс). Особенно
тяжелым было положение в Нечерноземной
зоне, куда вкладывалось очень мало
средств.
В стране постепенно
рос дефицит (нехватка) промышленных и
продовольственных товаров. Вокруг
распределения ресурсов, товарных
потоков сложилась «теневая экономика».
На предприятиях создавались закрытые
для посторонних системы распределения.
Большая часть населения довольствовалась
тем, что «давали» в длиннейших очередях,
«доставали по блату». Население в своих
трудовых коллективах, но далеко не во
всех, стояло в очередях «на квартиру»,
«на машину», «на телефон», «на место в
детском саду», за холодильниками,
телевизорами, коврами и т.д. В оплате
труда преобладала уравниловка. Для
привлечения людей к неквалифицированной,
грязной, не престижной работе занятым
физическим трудом (шахтерам, лесорубам,
грузчикам и др.) платили в 2-3 раза больше,
чем лицам интеллигентских профессий
(инженерам, учителям, врачам, научным
работникам), получавшим около 100
рублей. Диспропорции в оплате труда
официальная пропаганда объясняла
ухудшением демографических показателей:
сократился прирост рождаемости,
увеличилось число пенсионеров и т.д.
Стабильность для
большинства простых советских людей
состояла в том, что зарплату и отпускные
платили вовремя. С учетом продовольственного
импорта общая калорийность питания
составляла к началу 80-х гг. около 3500
килокалорий на человека в день и СССР
входил в число наиболее развитых
государств мира. От голода никто не
умирал. К началу 80-х продолжительность
рабочей недели советских рабочих в
промышленности составляла 40,6 часа (в
1913 – 58,5 часов в неделю), а средняя
продолжительность рабочей недели
всех рабочих и служащих в народном
хозяйстве СССР (с учетом сокращенного
рабочего дня учителей, медицинских и
других работников) была 39,4 часа. Для
работников от 16 до 18 лет рабочая неделя
составляла 36 часов, а для лиц в возрасте
от 15 до 16 лет – 24 часа в неделю. Средняя
продолжительность отпуска составляла
более 20 дней. Дети ходили в школу, а летом
их можно было бесплатно отправить в
пионерский или школьный лагерь (свыше
27 млн. детей отдыхали за лето). По льготной
профсоюзной путевке (за 10-30% стоимости)
работник мог поехать отдыхать в
санаторий, «на море». Многие предприятия,
профессиональные союзы, другие
общественные организации имели
собственные пансионаты, дома отдыха,
санатории на крымском и кавказском
побережьях Черного моря. 12-дневный отдых
на льготных условиях по семейной путевке
на 4-х человек мог стоить всего 40-50 рублей.
Большая часть советских людей жила
в государственных квартирах. Невысокую
комфортность, уровень благоустройства
и малое количество жилой площади на
одного проживающего отчасти компенсировала
низкая квартирная плата. В СССР
культивировалось более 70 видов спорта,
проводилось до 500 различных Всесоюзных
соревнований. С 1952 г. советские спортсмены
участвовали в Олимпийских играх и в
неофициальном командном зачете занимали
обычно первое место. В легкой и тяжелой
атлетике, в плавании и многих игровых
видах спорта шла постоянная борьба
между СССР, США и ГДР, в которой спорту
уделялось большое внимание. Советские
хоккеисты стабильно становились
чемпионами Европы, мира и Олимпийских
игр, а фигуристы занимали почти весь
пьедестал почета. Каждый год отмечали
советские праздники, ходили на
демонстрации, смотрели новогодний
«Голубой огонек». «Уверенность в
завтрашнем дне» считалась важным
достижением советского строя.
Стабильность
наступила в положении номенклатуры. На
руководящих должностях засиживались
подолгу, обрастали связями, родственниками.
Широкое распространение получило
«телефонное право», в соответствии
с которым подчиненные структуры решали
различные вопросы после телефонного
звонка вышестоящих руководителей. О
критике и самокритике, реальной
оценке и контроле со стороны общества
работы руководящих кадров не могло
быть и речи. В
Конституции СССР 1977 г. статья 6 закрепила
руководящую роль КПСС в советском
обществе.
Если в марте 1917 г. в стране насчитывалось
всего 24 тыс. большевиков, к 1940 г. членами
ВКП(б) были 3,4 млн. человек, то в 1983 г.
численность КПСС превысила 18 млн.
членов. Члены КПСС составляли почти 10
% от взрослого населения страны,
занимали практически все руководящие
должности. Формально все существенные
проблемы страны обсуждались и решались
на регулярных съездах КПСС и пленумах
ЦК КПСС. Верховный Совет СССР, Совет
Министров СССР придавали партийным
решениям форму государственных законов.
Фактически многие вопросы решались на
заседаниях узкого круга высших
руководителей, составлявших Политическое
бюро ЦК КПСС. Проведение принятых решений
на практике осуществлялось в соответствии
с указаниями и директивами высших
органов. Реальная власть находилась
в руках работников партийно-государственного
аппарата, особенно у сравнительно
узкого круга первых руководителей.
Рядовые коммунисты, большинство
советских граждан знали, что по любому
вопросу «есть мнение», соответствующее
указание свыше. В СССР регулярно
проводились выборы в Советы разного
уровня. В профессиональных союзах
состояло более 133 млн. человек, т.е.
практически все рабочие, служащие
предприятий, организаций, учебных
заведений. Свыше 42 млн. человек, т.е.
большинство молодежи с 14 до 18 лет,
являлись членами Всесоюзного Ленинского
Коммунистического Союза Молодежи
(ВЛКСМ). Действовали также кооперативные
организации, добровольные общества
(около 100 всесоюзных, более 200
республиканских и до 800 местных
добровольных обществ). Так, с 1947 г.
действовало Всесоюзное общество
«Знание», которое занималось
распространением научных знаний. В его
состав входило более 3 млн. членов. Каждое
звено советской политической системы
выполняло определенные задачи. Советская
демократия характеризовалась как
«высший тип демократии».
Официальная пропаганда утверждала, что
в СССР построен развитой социализм.
Критика существующей
системы рассматривалась как уголовное
преступление («антисоветская агитация»).
Движение диссидентов
(инакомыслящих) было подавлено КГБ
под руководством Ю.В.Андропова.
Были лишены советского гражданства и
оказались в эмиграции писатели Г.Владимов,
В.Войнович, В.Некрасов, А.Солженицын,
поэт И.Бродский, режиссеры Ю.Любимов и
А.Тарковский, музыкант М.Ростропович
и др. Другие прошли через тюрьму (Ю.Даниэль
и А.Синявский),
ссылку (академик-атомщик А.Сахаров),
психиатрические больницы (генерал
П.Григоренко).
За исключением части интеллигенции
абсолютное большинство населения
считало, что «плетью обуха не перешибешь».
В стране утверждалась атмосфера
равнодушия, безысходности, социальной
апатии.
Удручающее
впечатление производил возрастной
состав высших руководителей страны.
Брежнева после смерти в ноябре 1982 г.
сменил больной Андропов, которого в
феврале 1984 г. после смерти заменил
бесцветный и не менее больной
К.У.Черненко. Страна зашла в тупик.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Характеристика периода
Период хрущевской оттепели принято ассоциировать с конкретным партийным руководителем. Однако следует понимать, что первые ростки процесса консервации системы зародились именно в период оттепели. Попытки Н.С. Хрущева заменить старую партийную гвардию новым поколением выдвиженцев привели к определенной иерархии и очередности лидерства. Коллегиальность и уменьшение личной ответственности создали условия укрупнения партийного аппарата. Причины смещения Н.С. Хрущева заставили партийную номенклатуру внедрить стабильную систему обеспечения новыми кадрами основанную на личной преданности.
Впервые характеризовал этот период как застой, в 1986 г. М.С. Горбачев. В последующем многие экономисты объясняли стабилизацию во многих сферах жизнедеятельности в семидесятые годы, как начало стагнации.
Принятие в тридцатые годы плана приоритетного развития тяжелой промышленности постепенно заложило противоречия в ценовой политике промышленных товаров и продукции сельского хозяйства. Это стало одной из причин урбанизации и отсутствия перспектив в сельской местности. Финансовая поддержка колхозов и совхозов привела к снижению рентабельности многих хозяйств.
Государственное регулирование цен с одной стороны обеспечивало стабильность общества, с другой стороны пресекалась любая экономическая инициатива, происходило правовое столкновение принципов равенства и частной собственности.
На поддержание стабильности и правопорядка в обществе направлены все основные мероприятия правового и социального характера. В этот период происходит увеличение социальных гарантий, новые льготы в пенсионном законодательстве, принимается ряд законов направленных на улучшение жизни населения, такие как о повышении благосостояния граждан (1967), о регулировании вопросов брака и семьи (1968), о земельном пользовании (1968), об улучшении правовой работы (1970), об образовании (1973), о добровольных дружинах (1974).
Попытки реформ
В середине шестидесятых начитаются контрреформы в отношении нововведений Н.С. Хрущева. Возвращается назад административная структура, снова был принят пятилетний план. В то же время в партийном руководстве понимали, что полностью свертывать реформы не следует.
Инициатором продолжения либеральных начинаний выступал А. Н. Косыгин, который для разработки проекта была привлечена группа ученых во главе с харьковским экономистом Е. Либерманом. Основные положения реформы заключались в смягчении экономических показателей работы предприятий, в предоставлении большей свободы в распределении прибыли и в повышении рентабельности. В течение четырех лет с 1965 г. было опубликованы ряд постановлений ЦК партии и правительства об улучшении планирования и стимулирования. В ходе реформ такие экономические показатели восьмой пятилетки, как ВОП и национальный доход были увеличены более чем на семь процентов.
В то же время началась критика со стороны консервативной части экономистов, которые стремились доказать негативное влияние самостоятельности предприятий на оптимизацию экономик. Смена экономических ориентиров обусловила консервацию многих позитивных изменений в экономике.
Положение в союзных республиках
Экономическое развитие республик было неравномерное, исходя из этого факта, происходило и перераспределение ресурсов. В ходе индустриализации и последующего развития экономики СССР сформировались промышленные районы, такие как Центральный с Москвой, Северо-Западный с Ленинградом, Кузбасский, Донбасский и Приднепровский. В 1966 г. была утверждена структура для планирования, включающая в себя восемнадцать районов и Молдавию.
Наиболее передовыми в сферах добывающей промышленности, металлургии, машиностроении, электроники, автомобилестроении, пищевой промышленности считались РСФСР, УССР, БССР и республики Прибалтики. Легкая промышленность и сельское хозяйство были основными направлениями среднеазиатских республик. Централизованное планирование не соответствовало реальному положению дел на местах. Статистические данные были неактуальными. В частности в несколько крупных долгостроев вкладывались значительные финансы, в то же время не хватало средств на решение элементарных бытовых проблем. Главной проблемой СССР оставался национальный вопрос. Несмотря на целенаправленную идеологическую работу, в которой главными были принципы интернационализма и дружбы между народами.
Политическое развитие республик складывалось на основе национального менталитета партийного руководства. Все рычаги управления и соответственно финансы были сосредоточены в столицах республик. Традиционные производства поддерживали создаваемую десятилетиями систему трудовой занятости населения значительные перекосы в сторону национальных особенностей.
Последствия стагнации экономики
После событий в Чехословакии (1968) идеологическое влияние распространяется на все сферы творчества, что послужило толчком, не только легальной иммиграции деятелей культуры, но и обращениям за политическим убежищем за рубежом.
На фоне мирового кризиса семидесятых общая экономическая ситуация в СССР складывалась довольно успешно благодаря освоению новых нефтяных и газовых месторождений и росту цен на энергетические ресурсы.
В конце семидесятых стали заметны тенденции отставания СССР от развитых западных государств, которые отражали преобладание сырьевого экспорта и незначительное количество наукоемких производств в стране.
В 1980 г. Советский Союз занимал второе место в мире по валовому объему. Промышленный потенциал позволял осуществлять выпуск необходимой продукции, но многие производства нуждались в модернизации. В перечень импорта стали включать не только высокотехнологичное оборудование, но и потребительские товары. Происходит дисбаланс в торговом обмене между странами социалистического лагеря. К началу восьмидесятых были озвучены проблемы продовольственного кризиса.
Поддержание ядерного паритета и помощь африканским и латиноамериканским государствам, требовали огромных финансовых средств. Внешние долги СССР к 1985 году составляли тридцать один миллион долларов, через шесть лет они увеличились в два раза.
«Хрущёв
развенчал культ Сталина после его смерти, а мы развенчали культ Хрущёва при его
жизни». Такой фразой закончил своё выступление на пленуме ЦК КПСС в октябре
1964 года Леонид Ильич Брежнев. Курс прежнего главы правительства подвергся серьёзной
критике. Страну ждали масштабные преобразования. О том, что из этого
получилось, сегодня и пойдёт речь.
Вопросы
занятия будут следующими:
усиление
позиций партийно-государственной номенклатуры;
усиление
роли армии и органов безопасности;
Конституция
СССР 1977 года.
Никита
Сергеевич Хрущёв был смещён 14 октября 1964 года с официальной формулировкой
«по состоянию здоровья».
Должность
первого секретаря Центрального Комитета партии занял Леонид Ильич Брежнев. С
его приходом во власть наступил «золотой век» для партийно-государственного
аппарата. Главным лозунгом стала идея «стабильности кадров». Зачастую это
означало несменяемость высших руководящих (номенклатурных) постов, что в свою
очередь стимулировало безнаказанную деятельность руководителей, коррупцию во
всех эшелонах власти, несоответствие между словом и делом.
При
назначении чиновника на должность главную роль играла его лояльность. По факту
такая «стабильность» вела к консервации, а в дальнейшем – к деградации режима.
Первые
же решения нового руководства СССР возвращали страну к прежним методам
управления. Упразднялись совнархозы. Их место заняли восстановленные
отраслевые министерства. Количество министерств с каждым годом росло. В
середине 1980-х годов начитывалось более ста министерств и ведомств союзного
уровня.
Для
сравнения, в 1924 году их было десять, в 1936 – 20, в 1957 году – 37. Кроме
того, существовало около 800 республиканских министерств. Интересно, что к
середине 1980-х годов в СССР насчитывалось около 2,4 миллиона управленцев. То
есть на каждые 115 жителей СССР приходилось по одному чиновнику.
На
их содержание ежегодно затрачивалось до 40 миллиардов рублей. По состоянию на
2016 год эта сумма примерно равна 57 миллиардам долларов США.
Реализация
идеи «стабильности кадров» привела к тому, что к 1982 году средний возраст
членов Политбюро ЦК КПСС перешагнул рубеж в 70 лет.
Высшее
советское руководство практически полностью состояло из стариков пенсионного
возраста.
При
Брежневе был узаконен контроль партии над всеми сторонами жизни общества. На 23
съезде КПСС (он проходил в 1966 году) были отменены принятые при Хрущёве
нововведения в партийной жизни. Делегаты высказались за отмену принципа
постоянного обновления партийного состава. На 24 съезде партии в 1971 году
изменениям подвергся Устав КПСС. Теперь за партийно-государственным аппаратом
закреплялось право контроля над администрацией не только в промышленности и
сельском хозяйстве, но и в научно-исследовательских институтах, учреждениях
образования, учреждениях культуры и здравоохранения. Ужесточился контроль
партии за работой государственных органов.
Конституция
СССР 1977 года закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе. Она
определяла её в качестве «ядра политической системы».
Реальная
власть в КПСС принадлежала партийному аппарату. Его численность составляла
примерно 22,5 тысяч человек. Именно партийный аппарат являлся главной
политической силой в государстве. Важнейшие для страны решения принимались
только в узком кругу лиц. Правление Брежнева проходило под лозунгом «борьбы за
единство партии». Ввиду этого категорично отвергалась любая точка зрения, не
совпадавшая с «генеральной линией», сворачивалась всякая критика в отношении
высшего руководства.
Доходило
до курьёзов. По указанию Брежнева во время его выступлений перед большими
аудиториями в нужных местах речи присутствующие должны вставать и аплодировать.
Во
время проведения заседаний в Кремлёвском дворце съездов в зале рассаживались
группы скандирующих. Они обеспечивали необходимую «поддержку» во время
выступлений.
Для
удовлетворения нужд партийной верхушки была усовершенствована и без того
отлаженная система льгот.
Из-за
бесконтрольности началось разложение части партийно-государственного аппарата.
Происходило сращивание коррумпированных групп во власти с «теневой экономикой».
Теневая
экономика – это система производства, действующая вопреки существующему
законодательству, чаще всего нелегально. С конца 1960-х годов велась кампания
по восхвалению самого Брежнева. Вместе с усилением его позиций в руководстве
началась безмерная пропаганда величия личности генерального секретаря. У
населения это вызывало ответную негативную реакцию, что при существовавшей
системе в первую очередь нашло отражение в народном творчестве. Вот его пример:
«В
Москве произошло землетрясение – со стула упал пиджак Брежнева с медалями».
Восстановив
позиции, партийный аппарат отказался от нежелательной для него критики культа
личности Сталина. Уже в 1965 году, во время празднования двадцатой годовщины
Победы, в докладе Брежнева впервые за долгие годы был отмечен неоценимый вклад
Сталина в разгром врага.
В
художественных произведениях, кино, периодической печати Сталин представал в
образе скромного, немногословного и неизменно мудрого лидера, основной целью
которого было народное благо. О развенчании культа личности перестали упоминать
и в партийных документах. При переиздании учебников по истории изымались
разделы, содержавшие критику сталинизма. В свою очередь имя Хрущёва вплоть до
середины 1980-х годов стало «неупоминаемым».
При
Брежневе возросло финансирование советских оборонных программ. С 1966 года
началось массовое создание межконтинентальных баллистических ракет шахтного
базирования. В этом советское руководство видело залог будущего паритета с США.
Также в СССР шло планомерное развитие системы противовоздушной и
противоракетной обороны.
Значительно
выросла численность и боевая мощь авиации и флота. В Восточной Европе были
размещены ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ходе этих мероприятий
обороноспособность страны повысилась. Но в то же время сильно усилились позиции
военного руководства СССР. Разработка новых моделей вооружений, производство и
содержание военной техники требовали огромных расходов.
Во
многом из-за этого уровень жизни советских людей консервировался, а порой и
снижался. Например, в 1985 году доля военных расходов от валового внутреннего
продукта в СССР составила порядка 13 %.
Ещё
одной важной задачей советского руководства стало укрепление органов
госбезопасности.
Причинами
этого были:
нарастания
диссидентского движения в стране;
проявления
социальной напряжённости.
В
1967 году председателем КГБ СССР был назначен Юрий Владимирович Андропов. После
этого борьбе с инакомыслием стало уделяться ещё больше внимания. По инициативе
Андропова было создано Пятое управление КГБ по борьбе с идеологическими
диверсиями противника.
Его
сотрудники были внедрены почти во все советские учреждения, общественные
организации и движения. В эти годы широкое применение получила практика
заключения диссидентов в психиатрические больницы специального типа,
находившиеся на балансе МВД. Примечателен тот факт, что даже в научных
дискуссиях, почти как во времена Сталина, направленность споров зачастую
контролировали офицеры госбезопасности. В соответствии с указаниями партии,
органы КГБ вели профилактическую работу по предупреждению преступлений.
Пресекали деятельность националистических, ревизионистских и иных антисоветских
групп. Занимались ликвидацией групп политически вредного характера.
В
ноябре 1972 года в ЦК КПСС была направлена записка КГБ и Генеральной
прокуратуры СССР. Она содержала следующую информацию:
«За
последние пять лет выявлено 3096 группирований политически вредного характера. Профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав…».
Несмотря
на то, что массовые репрессии остались в прошлом, преследования по политическим
мотивам в СССР не прекратились. Они приобрели точечный характер.
7
октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. Она стала четвёртым
подобным документом за годы советской власти. В преамбуле конституции говорилось,
что «в СССР построено развитое социалистическое общество – закономерный этап на
пути к коммунизму». Также давалась характеристика его основным чертам. При этом
упор был сделан на идее достижения социальной и национальной однородности
общества.
Первая
статья конституции звучала так: «СССР есть социалистическое общенародное
государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции,
трудящихся всех наций и народностей страны». Шестая статья законодательно
закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе.
Также
в Конституции 1977 года говорилось о «новой социальной и интернациональной
общности» – советском народе, о едином народно-хозяйственном комплексе СССР.
Конституция
закрепляла ведущую экономическую и политическую роль союзного центра. Особое место
в основном законе было отведено блоку социально-экономических прав граждан. По
сравнению с Конституцией 1936 года они были расширены. Добавились право на
труд, на бесплатное образование, на медицинскую помощь, на отдых, на пенсионное
обеспечение, на жилище. В Конституции были закреплены положения, расширявшие
права общественных организаций. Среди них право на законодательную инициативу,
на выдвижение кандидатов в депутаты. Интересно, что впервые в основной закон
СССР были внесены его международные обязательства. В частности, положения Хѐльсинкского акта о принципах межгосударственных
отношений.
Конституция
1977 года в целом носила демократический характер. Но многие прописанные в ней
права и свободы или остались на бумаге (например, право на свободу
демонстраций), или нарушались.
Итак,
с приходом Леонида Ильича Брежнева значительно укрепились позиции советской
номенклатуры.
В
СССР возросла руководящая роль армии и органов государственной безопасности.
В
последнем случае это выразилось в попытке установить контроль над жизнью
общества.
Конституция
СССР 1977 года носила демократический характер. Однако многие её положения так
и остались формальностью.
С 1820-х гг. во внутренней политике Российской империи усиливаются консервативные тенденции, происходит постепенный отказ от либеральных реформ. Попытки Александра I осуществить реформы наталкивались на сопротивление консервативной части общества. Сказалась и внешнеполитическая ситуация. После победы над Наполеоном Александр I был озабочен предотвращением возможности новой революции. Его опасения подтвердили революционные выступления, прокатившиеся в 20-е гг. по Южной Европе, а также конфликт, связанный с Семеновским гвардейским полком (так называемая Семеновская история). Солдаты полка, недовольные жестокостью командира полка Шварца, потребовали убрать его с занимаемого поста. В результате полк был расформирован, а многие солдаты были подвергнуты суровым наказаниям.
Консервация политического режима
Лозунгом нового руководителя партии Л. И. Брежнева во внутренней политике стала «стабильность». Это означало отказ от «перетряхивания» кадров и частой смены руководящего состава, происходившей при Хрущеве, и впоследствии дало основания назвать эпоху правления Брежнева «застоем». Фактическая несменяемость высшего руководства привела к тому, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС к концу 1970-х гг. превышал 70 лет. Окончательно сформировался слой партийных, государственных и хозяйственных руководителей, неофициально называемый номенклатурой, стремившийся к замкнутости и закреплению своего правящего положения. Материальные привилегии номенклатуры росли, в том числе и за счет использования служебного положения в корыстных целях, незаконного обогащения, коррупции, сращивания с теневым сектором экономики.
Произошел постепенный отказ от очевидно авантюристических планов Хрущева о построении коммунизма к 1980 г. В 1977 г. была разработана и принята новая Конституция СССР, в которой провозглашалось, что СССР является «общенародным государством» без существенных социальных и национальных различий и достиг стадии «развитого социализма». Конституция закрепляла ряд имеющихся социальных прав граждан СССР, в том числе право на жилье. Статья 6 Конституции закрепляла «руководящую и направляющую роль» КПСС в советском обществе.