Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания нии общего образования под руководством дороновой

Комплексные программы дошкольного воспитания

Программа «Радуга»

Это первая инновационная программа
дошкольного образования, получившая
рекомендацию Министерства образования.
Разработана сотрудниками лаборатории
дошкольного воспитания Института общего
образования под руководством Т. Н.
Дороновой. Рассчитана на работу с детьми
от двух до семи лет и охватывает все
сферы жизнедеятельности детей. По своим
целям и задачам данная программа
существенно не отличается от традиционной.
Основными ценностями ориентирами она
так же, как и традиционная, считает
охрану и укрепление здоровья детей,
создание условий для полноценного и
своевременного психического
развития,обеспечение счастливого
детства каждому ребенку. Однако в
определении конкретных задач психического
развития эта программа существенно
отличается от традиционной.

Теоретической основой данной программы
служит концепция А. Н. Леонтьева, где
основными категориями анализа психики
являются деятельность, сознание и
личность. Для каждого возраста определены
конкретные задачи развития деятельности,
сознания и личности дошкольника. Так,
к задачам развития деятельности относятся
формирование мотивации разных видов
деятельности (игровой, учебной, трудовой),
формирование произвольности и
опосредованности психических процессов,
становление способности адекватно
оценивать результаты деятельности и
т. д. Задачи развития сознания — это
расширение знаний ребенка о мире,
знакомство со знаковыми системами,
развитие воображения и логического
мышления. Задачи развития личности
предполагают воспитание уверенности
в себе и самостоятельности, установление
доверительных отношений и личных
контактов со взрослыми, формирование
отношений взаимопомощи и сотрудничества
между сверстниками, воспитание
эмоциональной отзывчивости и т. д.

Программа построена по возрастному
принципу и обеспечивает целостное
поступательное развитие детей. Для
каждого возраста определены главные
психологические новообразования, на
формирование и развитие которых
направлена конкретная педагогическая
работа. Например, для младшей группы
(два – три года) таким новообразованием
является развитие способности к
целеполаганию, т. е. формирование
представлений, предвосхищающих результат
деятельности; для детей старшего
дошкольного возраста (пять – шесть лет)
— это умение владеть своим поведением
и собственными психическими процессами
(формирование произвольного внимания,
памяти и т. д.). Развитие этих новообразований
происходит в различных видах детской
деятельности. Важнейшие виды деятельности
дошкольника обозначены в программе
цветами радуги (отсюда и название данной
программы). Коротко остановимся на этих
видах деятельности детей.

Красный цвет радуги символизирует
физическое воспитание. Авторы считают,
что физкультура обеспечивает здоровье
ребенка и его радостное самоощущение.
Дошкольник должен почувствовать радость
от мышечных упражнений, полюбить
двигательную активность и приобщиться
к здоровому образу жизни. В специальном
разделе программы содержатся рекомендации
по закаливанию, физкультурно-оздоровительной
работе, формированию двигательных
навыков. Предлагается примерный комплекс
физических упражнений, соответствующий
возрастным возможностям детей и
обеспечивающий освоение двигательных
навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую
деятельность дошкольника — игру.
Ориентация на мотивы игры и преобладание
в жизни детей игровой деятельности —
такие акценты отличают эту программу.
Активность и интерес детей к занятиям
рекомендуется стимулировать игровыми
мотивами: вводятся игровые кукольные
персонажи, создаются воображаемые
ситуации, проигрываются различные
сюжеты и т. д. В специальном разделе
программы «Играем с детьми» раскрывается
важнейшее значение игровой деятельности
для развития дошкольника, для формирования
его положительного эмоционального
самоощущения и даются методические
рекомендации по организации игры детей.

Желтым цветом обозначены такие важные
для дошкольного возраста виды деятельности,
как рисование и творческий труд. Основу
разделов по изобразительной деятельности
составляет изучение народного творчества.
Дети рассматривают и пытаются создавать
деревянные и глиняные игрушки, керамическую
посуду и др.

С зеленым цветом соотносится
конструирование, которое открывает
большие возможности для развития
воображения, фантазии, целенаправленности
и произвольности действий дошкольника.

Голубой цвет «окрашивает» занятия
музыкального и пластического цикла.

Синий цвет символизирует то, что
необходимо, как воздух, — развитие речи.
В разделах «Ребенок и окружающий мир»
и «Обучение родному и иностранному
языку» занятия по развитию речи для
разных возрастных групп составлены
особенно тщательно и детально методически
проработаны. Программа содержит множество
интересных и полезных игр и занятий,
направленных на развитие речи дошкольников.
На этих занятиях необходимо не только
расширять словарный запас и учить
грамматически правильно строить речь,
но и овладевать языком как средством
общения (учить общаться со взрослыми и
сверстниками, понятно излагать собственные
мысли, уметь выслушать и понять другого).

Наконец, фиолетовый цвет символизирует
занятия по развитию математических
представлений. Авторы программы
рекомендуют педагогам создавать на
занятиях по математике атмосферу
поддержки и доброжелательности, в
которой ребенок не боялся бы сделать
ошибку, высказать свое мнение, не боялся
бы отстаивать свою точку зрения.

Кроме рекомендаций по содержанию
деятельности и организации занятий,
программа огромное внимание уделяет
формированию взаимоотношений и общения
детей со взрослыми. Опираясь на концепцию
М. И. Лисиной, в которой движущей силой
развития ребенка считается его общение
со взрослым, авторы программы справедливо
полагают, что полноценное воспитание
и образование ребенка возможно только
при наличии адекватных форм общения со
взрослым и только в атмосфере
доброжелательности. В основу программы
положены принципы, отражающие
гуманистические установки:

• уважение к свободе и достоинству
каждого ребенка;

• создание условий для развития его
индивидуальности;

• обеспечение психологического
комфорта;

• наличие «свободного педагогического
пространства» для проявления индивидуальной
активности как воспитателя, так и
ребенка;

• взаимодействие воспитателя с
ребенком по типу субъект-субъектного
общения.

На реализацию данных принципов направлены
многие педагогические установки, среди
которых можно выделить следующие.
Во-первых, один и тот же педагог работает
с детьми начиная с младшего возраста и
до их выпуска из детского сада, что
обеспечивает прочные индивидуальные
контакты и психологический комфорт в
группе.

Во-вторых, в каждой группе детского сада
формируются свои особые традиции, среди
которых, например, регулярные подарки
всем детям (ленточки, открытки, сладости),
акцент на уважении к личной собственности
каждого ребенка (личные игрушки ребенка,
принесенные из дома, не должны отбираться
ни воспитателем, ни другими детьми),
ежедневный рассказ воспитателя о
достижениях каждого ребенка. Кроме
того, проводятся традиционные еженедельные
(«Утро радостных встреч» — по понедельникам;
«Сладкий вечер» — по средам и т. д.) и
ежемесячные мероприятия (праздники для
детей с родителями). Важной традицией
детского сада является торжественное
переселение детей из одной группы в
другую — «Праздник новоселья», в котором
самое активное участие принимают все
дети.

В-третьих, возможность выбора как для
воспитателя, так и для каждого ребенка.
В режиме дня детского сада предусматривается
наличие свободного времени, когда и
воспитатель, и дети имеют возможность
самостоятельно выбирать себе занятия.
При выборе содержания занятий учитываются
интересы и предпочтения детей. Учитывая
традиции группы, воспитатель может
самостоятельно выбирать формы деятельности
детей, содержание музыкальных и
литературных произведений, развлекательные
мероприятия, направленные на
психоэмоциональную разрядку детей, и
т. д.

В-четвертых, программа «Радуга» позволяет
удовлетворить потребность ребенка в
свободной двигательной и игровой
активности. Программа предлагает
отказаться от обязательных фронтальных
занятий и свести к минимуму те формы
детской деятельности, которые требуют
длительного пребывания в неподвижном
состоянии.

Все это обеспечивает детям возможность
радостно и счастливо «прожить» дошкольный
период детства.

Программа «Радуга» детально методически
проработана. Для каждой возрастной
группы издается комплект пособий по
каждому из направлений работы воспитателя.
Пособия содержат перечень программных
задач и методических рекомендаций. В
настоящее время программа «Радуга»
продолжает развиваться и обновляться.
Так, в журнале «Дошкольное воспитание»
систематически появляются новые
материалы и методические разработки в
помощь педагогам, работающим по данной
программе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

«Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке»

Содержание

  1. Введение ———————————————————————————- 2.
  2. Типовая программа дошкольного воспитания ХХ века—————— ——- 3.
  1. Понятия «образовательная программа», «основная», история появления образовательных программ воспитания и обучения в детском саду ———————————————————————- 3.
  2. Структура программы воспитания и обучения в детском саду

(1985г.)  —————————————————————————- 6.

  1. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ ——————————————————— 8.
  1. Заключение —————————————————————————— 11.
  2. Литература ——————————————————————————- 12.

Введение

Почти на протяжении всего ХХ века детские сады нашей страны работали по единой «Программе воспитания и обучения в детском саду». Данная программа, конечно же, время от времени дорабатывалась, но тем не менее оставалась единой. Педагоги дошкольных учреждений, работавшие по данной программе, добивались неплохих результатов. Поэтому, на мой взгляд, и в настоящее время необходимо изучать данный документ. Любой педагог дошкольного образования должен знать причины, структуру и поэтапное развитее и совершенствование программы воспитания и обучения в детском саду, ведь она является основой для всех современных программ.  Данные знания, на мой взгляд, делают работу воспитателя осмысленной и грамотной.

Именно поэтому я выбрала тему «Структура типовой программы дошкольного воспитания в ХХ веке» и надеюсь, что мне удастся вкратце её раскрыть.

Типовая программа дошкольного воспитания ХХ века

2.1. Понятия «образовательная программа», «основная», история появления образовательных программ воспитания и обучения в детском саду.

Прежде, чем перейти к структуре типовой образовательной программы дошкольного воспитания ХХ века рассмотрим вопрос о том, что понимают под примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования на современном этапе?

Итак, образовательная программа – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объём, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определённого уровня и (или) направленности.

Термин «основная» отражает направленность образовательной программы на реализацию основного, то есть обязательного содержания образования. Наряду с основной программой может существовать дополнительная образовательная программа, направленная на реализацию задач дополнительного образования детей, которое расширяет или углубляет содержание обязательного образования[1].

В книге Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. Говорится, что необходимость создания программы детского сада возникла в связи со становлением системы дошкольного образования в России. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были даны дошкольным отделом Народного комиссариата просвещения в 1919 году в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания значимым стало создание научно обоснованной программы работы детского сада. Первый проект программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 году. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объём работы с детьми в детском саду. Появление программы способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году. Она включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудные занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, базовые знания о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой. Вместе с тем был включён сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась роль воспитателя в организации педагогического процесса. В 1953 году в связи с введением в детском саду подготовки детей к школе руководство было переработано. В программе было достаточно чётко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения         — ясли-сад, где по желанию родителей дети могли воспитываться с 2 месяцев до 7 лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. Создать программу было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.

В основу нового документа легли данные  дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребёнка в сочетании с обобщением лучшего опыта воспитания детей дошкольного возраста. Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утверждённая Министерством просвещения РСФСР, было впервые опубликована в 1962 году.

«Программа воспитания в детском саду» была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщённости в воспитательном процессе; в большей мере в ней были отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Предусматривалось формирование определённых знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребёнка. Программа включала режим занятий, отдыха, развлечений, сна, питания, прогулок.

В 1969 году была выпущена усовершенствованная «Программа воспитания в детском саду», учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми дополнениями и исправлениями. Так, в 1987 году было опубликовано восьмое, исправленное издание.

«Программа воспитания в детском саду» охватывала четыре возрастные ступени физического и психического развития ребёнка на протяжении дошкольного возраста: ранний возраст – от рождения до 2 лет; младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет; средний дошкольный возраст – до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет. На последней ступени особо выделяется подготовительный к школе период в связи с необходимостью обеспечения преемственности детского сада и начальной школы.

Программа раскрывала содержание обучения и воспитания детей, была построена с учётом положения о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии, указывала на необходимость целенаправленного руководства воспитателем различными видами детской деятельности: игровой, трудовой, учебной, бытовой, в процессе которых могут активно усваиваться знания, умения, определённые формы поведения.

В программе подчёркивалась особая роль детского сада в подготовке детей к школе, ответственность воспитателя за их коммунистическое воспитание, организацию педагогического процесса и осуществление задач,  стоящих перед дошкольными учреждениями. Программа просуществовала до 1984 года, когда была заменена типовой «Программой воспитания и обучения в детском саду». На протяжении многих лет программа издавалась под редакцией Маргариты Александровны Васильевой.

  1. Структура программы воспитания и обучения в детском саду (1985г.)

Перейдём к структуре типовой программы, а более конкретно рассмотрим структуру «Программы воспитания и обучения в детском саду» / Ответственный редактор М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.

  • Данная программа начинается с объяснительной записки, где говорится о неустанной заботе Коммунистической партии, о роли воспитания и о обязательности данной программы для всех воспитателей. Далее говорится о физическом воспитании – как, где и зачем оно должно проводиться. Далее, аналогично, идут пояснения по умственному,  нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию. Так же в объяснительной записке говорится о том, что программа составлена по возрастным группам и охватывает 4 возрастные ступени физического  и психического развития детей.
  • Далее идёт характеристика разделов программы по возрастам:
  • Первая группа детей раннего возраста (от 2 мес. До 1 г.).  Здесь говорится о: задачах воспитания, организации жизни и воспитания детей, организации бодрствования, воспитании в процессе кормления, воспитании в играх-занятиях, развитии восприятия, развитии речи, развитии действий с предметами, развитии движений, музыкальном воспитании, играх-развлечениях и играх-занятиях с подгруппой детей.
  • Вторая группа детей раннего возраста ( от 1г. до 2 лет). Этот раздел так же начинается с задач воспитания, организации жизни и воспитания детей. Далее говорится о направлении физкультурно-оздоровительной работы, о воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, о воспитании элементарных навыков культуры поведения, о воспитании гуманных чувств и положительных взаимоотношений, о расширении ориентировки в окружающем и развитии речи, об ознакомлении с природой, об игре. Далее раскрывается раздел обучения на занятиях в котором говорится о качественном и количественном составе занятий и перечисляются основные задачи по каждому виду занятий, а именно: ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, развитие движений, игры- занятия, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). В данном разделе так же раскрываются задачи по следующим направлениям: задачи воспитания, организация жизни и воспитания детей, физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, воспитание навыков культуры поведения, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие у детей предпосылок трудовой деятельности, ознакомление с окружающим, игра, обучение на занятиях, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, изобразительная деятельность, конструирование, физическая культура, музыкальное воспитание, праздники и развлечения.
  • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).  В данном разделе так же раскрываются задачи по направлениям, отмеченным ранее, но с усложнёнными задачами. В этом возрасте добавляются такие направления, как: развитие предпосылок трудовой деятельности, самостоятельная художественная деятельность, развитие элементарных математических представлений.
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет).  В данном разделе раскрываются всё те же направления, но направление развитие предпосылок трудовой деятельности сменяется трудовым воспитанием.
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет). В данном разделе добавляется только одно направление – формирование этических представлений.
  • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). В данном разделе добавляется направление Подготовка к обучению грамоте.
  • Далее в программе идут приложения с примерным перечнем игрушек для детей по возрастам и аналогично перечень диафильмов.

Естественно, что в программе меняется не только количество направлений, но и содержание задач работы в рамках каждого направления усложняется от года к году. Так же к этой программе выпускались методические рекомендации, в которых раскрывались все задачи и направления работы, где рассказывалось не только что делать, но и как это делать — вплоть до распределения обязанностей няни и воспитателя. Казалось бы, все продумано до мелочей, выстроена логика по каждому направлению работы, но тем не менее в конце 80-х годов встал вопрос о создании новой или обновлении существующей программы.

2.3. Изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ

Чем же  было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы образования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, идеологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.). В концепции обозначены четыре основных принципа, которые стали основополагающими для изменения содержания дошкольного образования России: гуманизация – воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования – ориентация на личность ребёнка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения – развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования – приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошкольного образования.

«Радуга» (1989) – программа разработана в лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой.

«Детство» (1991) – программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им А.И.Герцена под руководством В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткиной.

«Развитие» (1994) – программа была создана в лаборатории способностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) – Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, руководители – Л.А. Парамоноа, С.Л. Новосёлова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) – программа является доработанным и обновлённым вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (1985). Руководители – М.А.Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребёнка. Они ориентированы на светский характер воспитания и принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Содержание программ ориентировано на общемировую и национальную (российскую) культуру и включает развитие речи ребёнка, знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие. Программа нацелена на развитие детской любознательности, способностей ребёнка, творческого воображения, коммуникативности. Предусматривалась организация детской жизни в трёх формах: на занятиях (организованная форма обучения), в нерегламентированных видах деятельности и свободном времени ребёнка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Наряду с комплексными программами появилось большое количество парциальных программ, включающих одно или несколько направлений развития ребёнка.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели: понятие образовательной программы, вопрос появления и совершенствования образовательной программы для детских садов ХХ века в рамках отдельно взятой страны; вкратце рассмотрели структуру программы 1985 г. и обосновали назревшую необходимость её изменения и появления вариативных программ. Не смотря на те минусы, которые привели к глобальным переменам в дошкольном образовании, данная программа имела чёткую, обоснованную логику. Она отвечала требованиям времени, охватывала практически все направления работы дошкольного учреждения, была единой для всей страны и тем самым обеспечивала равные  права на дошкольное образование для всех детей страны, перекликалась с программами обучения в начальной школе.

Литература

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. Ред. М.А.Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 174 с.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400с.

[1] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.  – стр. 87.

58

Часть 2

◄ Обзор современных
альтернативных программ
обучения и воспитания
дошкольников

◄ Обновление дошкольного образования
в 90-х годах XX в.

Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годах XX в., затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития. Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы.

В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой. Дети при такой системе

59

обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила демократический, личностно-ориентированный подход в образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса. Личностно-ориентированная модель образовательного процесса направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе. Основное внимание при этом уделяется общению ребенка и воспитателя. Понимание, принятие личности каждого ребенка, умение взрослого встать на позицию ребенка, уважать его интересы и достоинство, умение установить доверительные партнерские отношения провозглашались важнейшими задачами воспитателя. Такая переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель образовательного процесса получила название «гуманизация образования».

Новая концепция предложила изменить оценку самого дошкольного периода детства. В традиционной советской системе дошкольный возраст рассматривался в качестве подготовительной ступени к дальнейшему обучению: дошкольное воспитание по существу сводилось к подготовке детей к школе, к оснащению их определенной суммой знаний, умений и навыков. При этом явно недостаточно учитывались специфика развития детей в дошкольном возрасте, особенности психологии детей до семи лет. Новая концепция ориентировала педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Таким образом, педагогу следовало не готовить «ребенка к школе, а прежде всего обеспечивать условия для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие дошкольных форм деятельности (и прежде всего сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка провозглашались более важными задачами в этот период, чем сообщение каких-либо конкретных знаний.

С этим тесно связана еще одна линия реформирования дошкольного образования — это переход от зуновской парадигмы в образовании к ориентации на развитие способностей. Как отмечалось выше, советская система дошкольного

60

образования была направлена в основном на передачу знаний, умений и навыков (ЗУН). Вместе с тем очевидно, что простое усвоение, т. е. запоминание, новой информации не ведет к развитию личности и индивидуальных способностей ребенка. Задачей дошкольного образования является не накопление знаний и навыков, а прежде всего развитие главных новообразований дошкольного возраста — творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Известно, что все эти способности складываются не при обучении на занятиях, а в специфически детских, дошкольных видах деятельности — разного рода играх, рисовании, конструировании и пр. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а уровень их психического развития.

Еще одно направление изменений в новой концепции — это деидеологизация образования. Как известно, советская система дошкольного воспитания была пронизана коммунистической идеологией, политическими лозунгами и призывами, адресованными маленьким детям. Новая концепция призывала отказаться от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим миром.

Важнейшим направлением реформирования дошкольного образования стал переход от единой типовой программы к плюрализму и вариативности. Напомним, что в СССР существовала единая государственная программа дошкольного воспитания, обязательная для всех детских учреждений страны. Новые социально-экономические и политические реалии диктовали необходимость отказаться от тотальной централизации и предоставить возможность выбора программы образования детей. Такая возможность была предоставлена «Временным положением о дошкольном учреждении», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР в 1991 г. В нем, в частности, отмечалось, что программа как обязательный документ для всех дошкольных учреждений неизбежно приводит к единообразию форм, методов и содержания педагогического процесса, не учитывает индивидуальных особенностей детей и воспитателей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу обучения и воспитания, вносить в нее изменения и создавать авторские программы. Кроме того, Положение

61

предусматривало определенную самостоятельность детского учреждения в ведении хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло улучшить условия работы за счет собственной предприимчивости.

Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где закреплялось право дошкольного учреждения самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить в нее свои изменения и создавать авторские программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

«Типовое положение…» дало толчок бурному росту числа образовательных программ для дошкольных учреждений. В настоящее время их насчитывается более двадцати. Среди таких программ есть комплексные, т. е. охватывающие все области жизнедеятельности и образования дошкольника, и парциальные, направленные на развитие какой-либо сферы ребенка (художественной, социальной, интеллектуальной и др.). Далее даны краткие характеристики программ, получивших особую популярность.

◄ Комплексные программы
дошкольного воспитания

Программа «Радуга»

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т. Н. Дороновой. Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития,

62

обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в определении конкретных задач психического развития эта программа существенно отличается от традиционной.

Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника. Так, к задачам развития деятельности относятся формирование мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), формирование произвольности и опосредованности психических процессов, становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т. д. Задачи развития сознания — это расширение знаний ребенка о мире, знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости и т. д.

Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные психологические новообразования, на формирование и развитие которых направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей группы (два – три года) таким новообразованием является развитие способности к целеполаганию, т. е. формирование представлений, предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного возраста (пять – шесть лет) — это умение владеть своим поведением и собственными психическими процессами (формирование произвольного внимания, памяти и т. д.). Развитие этих новообразований происходит в различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей.

Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное самоощущение. Дошкольник должен

63

почувствовать радость от мышечных упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и обеспечивающий освоение двигательных навыков.

Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника — игру. Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой деятельности — такие акценты отличают эту программу. Активность и интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами: вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации, проигрываются различные сюжеты и т. д. В специальном разделе программы «Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности для развития дошкольника, для формирования его положительного эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по организации игры детей.

Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества. Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки, керамическую посуду и др.

С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает большие возможности для развития воображения, фантазии, целенаправленности и произвольности действий дошкольника.

Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла.

Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, — развитие речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп составлены особенно тщательно и детально методически проработаны. Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий, направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно строить речь, но

64

и овладевать языком как средством общения (учить общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные мысли, уметь выслушать и понять другого).

Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку, высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.

Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий, программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М. И. Лисиной, в которой движущей силой развития ребенка считается его общение со взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:

• уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;

• создание условий для развития его индивидуальности;

• обеспечение психологического комфорта;

• наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;

• взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.

На реализацию данных принципов направлены многие педагогические установки, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе.

Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных

65

встреч» — по понедельникам; «Сладкий вечер» — по средам и т. д.) и ежемесячные мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую — «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети.

В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка. В режиме дня детского сада предусматривается наличие свободного времени, когда и воспитатель, и дети имеют возможность самостоятельно выбирать себе занятия. При выборе содержания занятий учитываются интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия, направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т. д.

В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного пребывания в неподвижном состоянии.

Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.

Программа «Радуга» детально методически проработана. Для каждой возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и методических рекомендаций. В настоящее время программа «Радуга» продолжает развиваться и обновляться. Так, в журнале «Дошкольное воспитание» систематически появляются новые материалы и методические разработки в помощь педагогам, работающим по данной программе.

Программа «Развитие»

Данная программа разработана в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР под руководством Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко. В настоящее время эта лаборатория функционирует в составе Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством Н. Е. Вераксы.

66

Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей. Она основана на многолетних научных исследованиях, которые проводили сотрудники лаборатории, и получила высокую оценку в отечественной и мировой науке.

Основу программы составили два теоретических положения.

Первое — это положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Согласно этому положению основной путь развития ребенка — это амплификация (от лат. amplificatio — расширение), т. е. обогащение жизни ребенка наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В отличие от акселерации (от лат. accelero — ускоряю), т. е. ускорения развития, амплификация предполагает максимально наполненное «проживание» каждого возрастного периода.

Второе теоретическое основание программы — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка — это становление способностей (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия с образными средствами, специфичными для дошкольников: схемами, символами, моделями и т. д.

Основываясь на этих положениях, авторы сосредоточили свое внимание не на содержательной стороне обучающего материала (конкретных знаниях и умениях), а на способах действия с этим материалом, что имеет первостепенное значение для развития способностей. При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа «Развитие» — комплексная программа, включающая главные направления познавательного и художественного развития ребенка. Приведем краткую характеристику основных разделов этой программы.

Сенсорное воспитание занимает центральное место в работе с младшими дошкольниками (три – четыре года). Оно направлено на формирование представлений о внешних свойствах предметов — их форме, цвете, величине, положений в пространстве. Сенсорное воспитание предполагает развивать умение пользоваться элементарной формой опосредования,

67

т. е. умение использовать сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны — это общепринятые в культуре образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают хроматические и ахроматические (белый, серый, черный) цвета; эталонами формы являются геометрические фигуры и т. д. На первом этапе обучения дети знакомятся с сенсорными эталонами, сопоставляют их, сравнивают, подбирают одинаковые. Следующая ступень — более тонкая их дифференциация: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм и т. д. После этого становится возможным использовать данные представления для того, чтобы проанализировать и выделить различные свойства предметов. Все занятия построены так, что, только овладев представлениями об эталонах цвета, формы и величины, дети смогут выполнить интересные для них игровые и практические задания.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Данный раздел включает три основных направления.

1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, обсуждение прочитанного и т. д.).

2. Знакомство со средствами художественной выразительности литературы: умение выделять в произведениях эпитеты и сравнения; игры-драматизации по сюжетам произведений, требующие интонационной выразительности; игры «в эпитеты» (подобрать как можно больше признаков к предмету).

3. Развитие познавательных способностей на материале детской литературы: подбор предметов-заместителей для персонажей сказки, использование заместителей при пересказе отдельных эпизодов, воссоздание целостных образов по некоторым реальным признакам и т. д.

Конструирование — чрезвычайно важный раздел для овладения такими средствами умственной деятельности, как моделирование представлений о предметах и соответствующих им действиях наглядного моделирования. Этот раздел содержит разные типы задач, для решения которых необходимы соответствующие средства: конструирование по образцу, по заранее заданным условиям, по рисунку, по схематическим изображениям. Дети учатся не только использовать

68

готовую схему для собственной конструкции, но и самостоятельно создавать схематические изображения предметов по готовому образцу конструкции и по словесному описанию.

Развитие элементарных математических представлений. Данный раздел ориентирован на развитие математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей. Основные задачи раздела — обучить детей умению выделять свойства предметов, связанные с величиной; дать представления о количественных отношениях, о числе, о числовом ряде и т. д. Для достижения всех этих задач необходимо строить и использовать вместе с детьми наглядные модели, позволяющие зримо представить количественные отношения (предметы-заместители, счеты, различные значки, числовая ось и т. д.).

Ознакомление с пространственными отношениями. Задача этого раздела программы — формировать умение хорошо ориентироваться в пространстве, для чего необходимо учиться понимать и использовать планы в разных пространственных ситуациях. План, как известно, представляет собой общепринятое условное изображение отдельных предметов и их отношений в пространстве. Дети усваивают условные обозначения различных предметов на плане, постигают схему взаимного расположения предметов на плане, учатся менять исходную точку отсчета, т. е. пользоваться планом, отображающим пространство с разных позиций, не совпадающих с позицией самого ребенка.

Подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте. Программа по обучению грамоте сначала предполагает научить ребенка хорошо ориентироваться в звуковой сфере речи. Это своеобразное введение. Внимание ребенка переключается со смысловой стороны речи на звуковую: дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов с помощью разноцветных фишек, выполняющих роль заместителей звуков. Дети знакомятся со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слова. Программа подготовительной группы предусматривает обучение чтению.

Изобразительная деятельность. В этом разделе ставится задача — научить передавать средствами изобразительной деятельности различные отношения (между человеком и окружающим его миром, между предметами, между людьми и т. д.). Дети учатся техническим приемам рисования, передающим различные свойства предметов и их отношения.

Обновлено: 20.05.2023

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.[17,102]

Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.

Для II младшей группы в этом разделе представлены способы организации диагностики физического развития дошкольников, комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, виды основных движений и элементы техники основных движений, которыми должен овладеть ребенок, особенности развития физических качеств у детей.

В аналогичном разделе для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.

Осуществлять физическое развитие и воспитание детей подготовительной группы предлагается на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах. Поэтому раздел по физическому воспитанию детей 7-го года жизни отсутствует.[3,17]

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.[9,95]

В них перечисляются: знания и умения, которые следует сформировать у детей, основные моменты, на которые нужно обращать внимание воспитателю в процессе питания дошкольников, ежедневный рацион питания и другие. Однако в программе старшей группы информация об организации питания представлена достаточно скупо.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 132728
Количество таблиц: 6
Количество изображений: 0

Гост

ГОСТ

Содержание Программы представлено семью разделами:

  • Математика
  • Развитие речи
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Конструирование
  • Окружающий мир
  • Движение

Именно содержание и обусловило название Программы, подразумевающее, что каждый раздел – это один из цветов радуги.

Цель данных разделов: оказание помощи ребенку в обучении общению со сверстниками и взрослыми, умению ясно, точно и понято выражать собственные мысли, уметь не только говорить, но и поддерживать разговор, внимательно слушать собеседника, формировать собственное мнение и делать выводы.

Содержание и структура Программы полностью отражает особенности и закономерности становления психики ребенка дошкольного возраста. В Программе описано становление наиболее важных психических новообразований:

Готовые работы на аналогичную тему

  • В возрасте от 2-х до 4-х лет – осуществление целенаправленной деятельности;
  • В возрасте от 4-х до 5-ти лет – осуществляется переход создания ребенка за пределы той действительности, которая его окружает;
  • В возрасте от 5-ти до 7-ми лет – осуществляется произвольность психических процессов, что выражается в развитии творчества и воображения.

Суть содержания Программы, реализуется, через ее предназначение, как:

  • Комплексной программы, всестороннее охватывающей развитие ребенка-дошкольника;
  • Массовой программы, предназначенной для использования в образовательных учреждениях всех регионов страны, вне зависимости от того в каком населенном пункте они расположены (городские, сельские и т.д. ДОУ);
  • Программы, предполагающей личностно-ориентированную систему воспитания и развития детей дошкольного возраста, основанную на совокупности традиционных подходах и инновационных достижениях в области педагогики и психологии.

Авторы Программы рассматривают ребенка-дошкольника в качестве субъекта индивидуального развития, который активно осваивает и присваивает культуру. Кроме того, авторами показано различие между системой дошкольного образования и школьной моделью обучения. Это различие каждый педагог должен понимать и стремиться к тому, чтобы подготовить ребенка к школьному обучению.

Педагогическая деятельность воспитателя ДОУ, в соответствии с Программой, построена на основании теории ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, его возрастных и психологических особенностях. Важным является создание у ребенка мотивации, посредством игровой деятельности, общения и личной заинтересованности.

Базовым положением Программы является личность ребенка, которая представлена в виде системы.

Система личности ребенка дошкольного возраста, в соответствии с Программой, основана на взаимоотношениях ребенка и окружающего его мира.

Данная цель направлена на подготовку ребенка к школьному обучению, формирование у него стойкого интереса к учению и получению новых знаний. То есть, цель подразумевает полноценное психическое развитие каждого воспитанника. Процесс формирования знаний, умений и навыков является не самоцелью, а основным средством всестороннего развития ребенка.

Задачи, которые ставит Программа перед воспитателем:

  1. Создание необходимых условий не только для полноценного развития ребенка, но и с целью предоставления ему возможность прожить дошкольные годы содержательно и радостно.
  2. Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья каждому воспитаннику.
  3. Способствование всестороннего и своевременного психического развития.
  4. Формирование активного и бережного уважительного отношения к окружающему миру.
  5. Приобщение к основным сферам человеческой культуры (труд, знания, искусство, мораль и т.д.).

Совместно с воспитателем дети учатся созерцать природу и ее явления, эмоционально откликаться и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает.

Программа предполагает ознакомление детей с интересными и занимательными фактами, которые расширяют кругозор ребенка, обеспечивают полноценное понимание мира и выработку ценностного отношения к ней.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми закладываются основы познавательного, бережного, созидательного отношения к миру, уважительное, заинтересованное отношение к культуре других народов; формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка. Перед воспитателями выдвигаются общие задачи: создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы; обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического); способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию; формировать активное и бережно- уважительное отношение к окружающему миру; приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.). В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте); выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте); произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которых можно достигнуть в возрасте 4-5 лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целеполаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление, какой-то образ будущего результата. Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может разворачиваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию. Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности. Существенным моментом в педагогической работе является создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем, что взрослый хотел бы в них сформировать.

В методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их содержание, цель и средства. К программе разработан учебно-методический комплекс.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, так как она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий. в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Вложение Размер
analiz_programmy_raduga_fgt_i_fgos_yanchurina.pptx 400.13 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования. Программа: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка ; сочетает принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики ; соответствует критерию полноты, позволяя решать по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей ; — обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой этих облас­тей.

Развитие элементарных математических представлений Цель интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира Традиционные направления РЭМП в ДОУ Коли-чество и счет Величина Форма Число и цифра Ориенти-ровка во времени Ориенти-ровка в пространстве

Формы работы по развитию элементарных математических представлений Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности (подготовительная группа, на основе соглашения с детьми) Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики ( МлДВ ) Самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы) Обучение в повседнев-ных бытовых ситуациях ( МлДВ ) Коллективное занятие при условии свободы участия в нем (средняя и старшая группы) Демонстра-ционные опыты ( МлДВ ) Сенсорные праздники на основе народного календаря ( МлДВ ) Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (средняя и старшая группы)

Читайте также:

      

  • Гипотеза реферат по логике
  •   

  • Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения реферат
  •   

  • Механизмы развития личности реферат
  •   

  • Морфологические нормы русского языка реферат
  •   

  • Грамота ру что такое реферат

Чем было обусловлено изменение образовательной программы детского сада и появление вариативных программ?

В связи с изменением социокультурной и экономической ситуации в стране в конце 80-х годов началось реформирование системы обра­зования. Появилась «Концепция дошкольного воспитания» (1989), в которой были раскрыты негативные черты существующей системы дошкольного воспитания (авторитарный стиль взаимодействия, иде­ологизация содержания, приоритет обучения над воспитанием и пр.).

В этот период активно осуществлялась разработка вариативных программ дошкольного образования разными научными коллективами страны. Были разработаны и изданы следующие программы дошколь­ного образования.

«Радуга» (1989) — программа разработана в лаборатории дошкольно­го воспитания НИИ общего образования Министерства общего и про­фессионального образования РФ под руководством Т. Н. Дороновой.

«Детство» (1991) — программа была создана научным коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена под руководст­вом В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Н. А. Ноткиной.

«Развитие» (1994) — программа была создана в лаборатории способ­ностей и творчества Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Руководили авторским коллективом Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.

«Истоки» (1995) — Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорож­ца, руководители — Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др. Программа рекомендована к использованию в Москве и Московском регионе.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) — про­грамма является доработанным и обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой (1985). Руководители — М. А. Васильева, В. В. Гер­бова, Т. С. Комарова и др.

Перечисленные программы дошкольного образования являлись комплексными и включали все основные направления развития ребен­ка. При этом содержание знаний, умений и навыков детей, детских видов деятельности в данных программах носило вариативный характер.

Тест для воспитателей ДОУ

Тест для воспитателей ДОУ

1.      Какой нормативный документ не регулирует работу дошкольного образовательного учреждения:

—         Закон РФ «Об образовании».

—         Закон «О языках народов РТ».

—         Концепция прав ребёнка.

—         Концепция прав женщин в РФ.

—         Семейный Кодекс

—         Типовое положение о ДОУ.

2.      Что не входит в перечень обязательной документации воспитателя ДОУ:

—         Сведения о детях и родителях.

—         Журнал учёта посещаемости детей.

—         Паспорт здоровья ребёнка.

—         Паспорта на используемые в работе с детьми программы.

—         Журнал медицинских отводов от закаливающих процедур.

—         Должностные инструкции.

3.      Ведущий фактор, влияющий на развитие личности.

—         Среда

—         Происхождение

—         Материальное положение

—         Воспитание

4.      Отметьте, что не является условием развития личности:

—         общение

—         возраст

—         деятельность

—         происхождение

5.      Система воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий

—         технология обучения

—         программа обучения

—         методы обучения

—         способы обучения

6.      Какие приемы можно использовать для помощи детям во время их пересказов?

—         зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка

—         наводящий вопрос, подсказка, копирование речи ребенка

—         наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос

—         игра – драматизация, чтение стихотворения, наглядный материал

7.      Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования под руководством Дороновой Т.Н. программа:

—         «Развитие»

—         «Детство»

—         «Радуга»

—         «Золотой ключик»

8.      Укажите программу по формированию первоначальных экологических представлений

—         «Истоки»

—         «Радуга»

—         «Детство»

—         «Планета – наш дом»

9.      Программа «Истоки»

—         авторская

—         комплексная

—         парциальная

—         обучающая

10.  Что не входит в задачи методики ТРИЗ:

—         Преодоление психологической инертности

—         Развитие созидательного мышления

—         Установление системности различных элементов и явлений в целом

—         Развитие стереотипности мышления

—         Обучение моделированию объектов и явлений

—         Развитие умений решать изобретательские задачи.

11.  Отметьте игровое пособие Воскобовича

—         «Геоконт»

—         «Колумбово яйцо»

—         « Танграм»

—         «Уникуб»

12.  Как называется пособие для старших дошкольников, ориентированное на развитие интереса к математике, авторы Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина

—         «Игралочка»

—         «Раз – ступенька, два – ступенька

—         «Занимательная математика»

—         «Математика для малышей»

13.  Что из перечисленного является необязательным при возникновении очага пожара:

—         Определить наиболее безопасные пути эвакуации

—         Срочно начать эвакуацию детей

—         Одевать маленьких детей перед эвакуацией

—         Вызвать пожарные службы

—         Покидая помещение, плотно закрывать за собой двери

—         Вызвать милицию или службу МЧС.

14.  Что такое развитие личности?

—         Процесс качественных  и психических изменений

—         Расширение функций человеческого организма

—         Процесс качественных и количественных изменений

—         Развитие наследственных признаков

15.  В какой модели воспитания реализуется гуманизация педагогического процесса:

—         лично-ориентированная

—         учебно-дисциплинарная

—         авторитарно-регламентирующая

—         либерально-разрешающая

16.  Что из перечисленного, по мнению валеологов, не относится к факторам, формирующим здоровье:

—         Окружающая экосреда

—         Стиль жизни

—         Наследственность

—         Материальное благополучие

—         Уровень культуры общества

—         Духовное (нравственное) развитие человека.

17.  Что не входит в валеологическую триаду здоровья:

—         Знания о здоровье

—         Социальная активность

—         Психофизические качества (мотивация)

—         Поведенческие оздоровительные навыки.

18.  Какой способ обучения чтению называют методом «глобального чтения»:

—         Слоговый

—         Звукобуквенный

—         Целыми словами

—         Предложениями

—         Фразовый

—         Буквенно-слоговый.

19.  Кем была создана первая Свободная  Вальдорфская  школа?

—         Г.С.Альтшуллер

—         Рудольф Штейнер

—         А. И. Герцен

—         Л.А.Венгер  

20.  Что включает в себя специальная готовность к школе?

—         Нравственно волевая готовность

—         Интеллектуальная

—         Физическая

—         Наличие знаний, умений, навыков, составляющих основу изучения специальных  предметов в школе

21.  К  какому возрасту появляется такое новообразование, как соподчинение мотивов?

—         К  трем годам

—         Период раннего детства

—         К концу дошкольного возраста

22.  Непременное  условие  построения  развивающей  среды в дошкольных  учреждениях

—         Целостность педагогического  процесса

—         Личностно – ориентированная  модель

—         Эстетичная оформленность

23.  Модернизация российской системы образования выдвигает необходимость, в первую очередь, пересмотра в дошкольных учреждениях?

—         содержания и способов работы, условий развития ребенка;

—         системы финансирования дошкольных образовательных учреждений;

—         системы подготовки педагогических работников для дошкольных учреждений;

—          образовательных программ дошкольных учреждений.

24.  Какая из перечисленных программ  содержит все основные направления работы с детьми, обеспечивая всестороннее развитие ребенка?

—         парциальная;

—         комплексная;

—         индивидуальная;

—         авторская.

25.  Какой документ обеспечивает права ребенка на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в нашей стране?

—         Семейный кодекс;

—         Конституция РФ;

—         Закон «Об образовании»;

—         Конвенция о правах ребенка.

26.  Содержание образования в различных программах реализуется через разные формы организации педагогического процесса. Что не должно влиять на выбор форм организации педпроцесса?

—          возрастные психологические особенности детей;

—         новые подходы к интеграции различных видов деятельности;

—         авторские разработки;

—         директивные указания.

27.  Что из перечисленных ниже не является формой организации педагогического процесса?

—         индивидуальная форма;

—         интегрированная форма;

—         игровая деятельность;

—         труд.

28.  . Какая игра  отличается от остальных по форме организации?

—         обучающая;

—         сюжетно-дидактическая;

—         подвижная;   

—         самодеятельная.

29.  Что такое развивающая предметная среда детства?

—         система условий, обеспечивающая полноту развития детской деятельности и его личности;

—         эстетичные условия, способствующие гармоничному развитию ребенка;

—         оформление в едином стиле предметного мира вокруг ребенка;

30.  Какой из перечисленных разделов является новым самостоятельным разделом / программа «Истоки»/

—         «Эстетика»

—         «Сенсорное развитие»

—         «Конструирование»

—         «Здоровье»

31.  Назовите программу воспитания и обучения детей в детском саду от 3 до 10 лет

—         «Истоки»

—         «Детство»

—         «Радуга»

—         «Золотой ключик»

32.  Что обеспечивает обучение в системе Монтессори?

—         занятие;

—         игра;

—         развивающая среда, самоконтролирующие материалы;

—         самостоятельная деятельность.

33.  Какой возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе, как к части природы / «Методика экологического воспитания в детском саду» С.И.Николаевой/

—         3-4 года

—         4-5 лет

—         5-6 лет

—         6-7 лет

34.  В какой из перечисленных программ занятия по математике проводятся деятельностным методом, когда знания не даются в готовом виде, а ребенок выступает в роли исследователя:

—         «Радуга»

—         «Игралочка»

—         «М.Монтессори»

—         «Развитие»

35.  Естественные силы природы являются средством воспитания:

—         экологического;

—         эстетического;

—         умственного;

—         физического.

36.  Какая наука изучает закономерности воспитания человека:

—         психология;

—         педагогика;

—         физиология;

—         экология.

37.  Какой метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми:

—         метод беседы;

—         метод тестов;

—         метод наблюдений;

—         метод социометрии.

38.  Выберите формулировку, которая дает лучший ответ на вопрос «Что такое научный эксперимент?»

—         Измерения, сделанные в определенных условиях, для подтверждения определенной информации

—         Наблюдения, проводимые в контрольных условиях, с целью проверки выдвинутых гипотез (предположений)

—         Исследования, проводимые с помощью специальных приборов

—         Наблюдения, проводимые с целью получения информации о происходящих явлениях природы.

39.  Какая технология использована при составлении этой сказки: «Жили — были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко непростое, а золотое, положила его Баба на окошко студиться, а лиса его «Ам» и съела. Плачет Дед, плачет Баба, да слезами горю не поможешь. Дед и говорит: «Я поеду в город на ярмарку, а ты дверь никому не отворяй…»

—         М.Монтессори

—         «Школа +2000…»

—         Вальдорфская

—         ТРИЗ

40.  Перечислите три уровня самообразовательной деятельности

—         адаптивный

—         практический

—         проблемно-поисковый

—         инновационный

—         социально-значимый

—         распространение опыта

41.  Старший воспитатель контролирует

—         работу административной группы

—         выполнение правил внутреннего трудового распорядка

—         выполнение решений педагогического совета

—         выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий

42.  Нормативные документы, не поднимающие вопросы защиты прав ребенка

—         «Конвенция о правах ребенка»

—         Закон РФ «Об образовании»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Zk pp1k pwm инструкция на русском
  • Катарсис программа центр занятости инструкция по заполнению
  • Как вы понимаете понятие перестройка на какие рассчитывало руководство страны начиная перестройку
  • Лекарство хлоргексидин инструкция по применению взрослым для лечения
  • Ремонт индукционных плит своими руками пошаговая инструкция