Весь
двадцатый век люди усердно совершенствовали
производство. Но оказалось, что без
человека обойтись не удаётся, причём,
человеку отводится самая активная роль,
роль лидера.
Всё,
что делается на земле, делается людьми
и для людей. На рынке решает субъект, а
не робот-автомат. Никакое серьёзное
дело не будет выполнено с наибольшим
эффектом, если люди, которые его
возглавляют, не возьмут на себя лидерских
функций.
Мало
быть начальником, надо ещё стать лидером.
Области
деятельности, неспособные выжить без
лидерства:
1)
cистемы управления организациями
2)
руководство проектами
3)
создание и использование систем качества
Лидерские
функции нельзя делегировать иначе, чем
вместе со всеми остальными должностными
обязанностями. Руководитель, который
не может или не хочет стать лидером,
ведёт свою организацию к катастрофе.
Её наступление — это только вопрос
времени.
Проблема
лидерства тесно связана с проблемой
власти. А власть подразумевает силу. В
новых экономических условиях прямое
применение силы не ведёт к достижению
цели. Сила вызывает сопротивление, на
преодоление которого расходуется
энергия, время и иные ресурсы, столь
нужные для удовлетворения потребителей,
укрепления рыночных позиций, создания
новой продукции и услуг.
Лидер
— это человек, которому не надо пользоваться
силой и преодолевать сопротивление.
Поэтому при прочих равных условиях
наличие лидера обеспечивает колоссальные
конкурентные преимущества.
Лидера
нельзя назначить, им можно только стать.
С представлением о лидерстве тесно
связана концепция ответственности.
Ответственность нельзя назначить
приказом. Её можно только взять на себя
добровольно, проявив инициативу. Однако
ответственность сама по себе мало чего
стоит. Её надо подкреплять полномочиями.
А полномочиями наделяет власть. При
этом очень важно постоянно соблюдать
баланс между взятой на себя человеком
добровольно ответственностью и
полномочиями, которыми его наделяет
власть.
Мониторинг
и регулирование этого баланса становится
одной из центральных задач менеджмента.
Кроме соблюдения баланса ответственности
и полномочий надо ещё обеспечить
взаимодействие, прежде всего по
горизонтали. Иначе предельная эффективность
не будет достигнута. В новых условиях
инициатива не наказуема, она приветствуется
и поощряется.
Исчезают
многие привычные функции руководителя.
На смену администрированию и контролю
приходит совершенно иная функция. Лидер
становится учителем, советчиком,
помощником.
Руководитель
— лидер — необходимое условие устойчивого
успеха, но лидерские функции нужны на
всех уровнях организации, при решении
любых ответственных задач. Иначе трудно
надеяться на создание атмосферы
творческого подъёма, на энтузиазм, с
которым люди начнут действовать. Именно
такую атмосферу и надо создать в
организации, готовой к жесткой конкуренции
на современных рынках.
Без
лидеров нельзя построить гибкую,
динамичную, эффективную организационную
структуру, создать миссию организации
и её видение. Особый вопрос — отношения
лидера с культурой организации. Культура
организации трудно уловима, но её роль
трудно переоценить. Это наиболее
консервативный элемент организации. В
условиях быстро меняющихся рынков важно
время от времени вносить в неё некоторые
коррективы. Менять культуру всегда
трудно. Только лидер может себе позволить
проводить такие перемены относительно
малой кровью, да и то не всегда. Таким
образом, ситуация, в которую попадает
руководитель, желающий стать лидером,
настолько необычна для него в большинстве
случаев, что остро встаёт вопрос об
обучении лидерству. Время требует
лидерства. Приравнивание лидерства к
руководству является принципиальной
ошибкой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Важным принципом системы менеджмента качества, приведённой в соответствии с ISO 9001:2008, является принцип лидерства руководства.
Лидерство можно описать как процесс социального влияния, в котором один человек может заручиться помощью и поддержкой других в выполнении общих задач. Лидер обладает такими чертами как : инициативность, энергия, уверенность в себе, настойчивость, мужественность, способность доминировать. Люди с такими чертами упорно добиваются своих целей, они весьма амбициозны. Когнитивный потенциал включает в себя интеллект, аналитические и вербальные способности, поведенческую гибкость и здравый смысл. Люди с этими чертами в состоянии сформулировать пути решения сложных проблем, хорошо работают в условиях стресса или сжатых сроков, адаптируются к меняющейся ситуации, и создают хорошо продуманные планы на будущее.
Лидеры существуют для того, чтобы в любой компании они формировали единую тактику и стратегию её развития, чтобы весь механизм руководства функционировал в виде четкой структуры, основанной на иерархичности. Они создают и поддерживают среду, в которой сотрудники работают на реализацию целей компании.
Согласно стандарту ИСО 9001, высшее руководство должно:
— информировать всех сотрудников компании насколько важно выполнять требования клиентов, а также требования законодательной сферы.
— разрабатывать политику, относящуюся к качеству выпускаемых товаров и оказываемых услуг.
— обеспечивать разработку целей в области качества.
-обеспечивать компанию необходимыми ресурсами (сотрудники, информация, финансы, оборудование, помещение)
-осуществлять анализ, в результате которого можно было бы обозначить решения и шаги, направленные на повышение эффективности СМК, улучшению продукции или услуг в соответствии с ожиданиями потребителей.
Применение принципа лидерства обычно приводит к:
-учету потребностей всех заинтересованных сторон, включая потребителей, владельцев, сотрудников, поставщиков, финансистов, местных сообществ и общества в целом.
-установлению четкого видения будущего организации.
-установлению ключевых целей и задач.
-созданию и поддержанию общих ценностей, справедливости и этических моделей на всех уровнях организации.
-установлению доверия и устранению страха.
-обеспечение людей необходимыми ресурсами, профессиональной подготовкой и свободой действовать с чувством ответственности и подотчетности.
-стимулированию, поощрению и признанию вклада сотрудников
Если организация получает сертификат ИСО 9001, то тем самым она подтверждает, что в её деятельности принцип лидерства руководства является одним из основополагающих, наряду с другими принципами, которые определяет ИСO 9001.
Эксперт-аудитор Органа по сертификации систем менеджмента качества
«Международный Правовой Центр «Экспертиза» Черницына Д.А.
( Сертификат компетентности эксперта № РОСС RU.0001.33020250)
Для получения сертификата ГОСТ ISO 9001-2011
Ваша компания может обратиться в наш Орган по сертификации
«Международный Правовой Центр «Экспертиза»
8 (800) 500-77-10 (Бесплатно по России)
По данным Kelly Services, управлять людьми нравится 51% российских работников — они мечтают построить карьеру руководителя. Разбираемся, что значит быть эффективным лидером и какие качества ему нужны
Что такое лидерство
Лидерство — это общественное влияние, которое объединяет других и мотивирует прикладывать максимальные усилия для достижения цели. За лидерами идут не из-за формальной власти и полномочий, а из-за доверия и уважения. Хотя эти вещи далеко не всегда взаимоисключают друг друга.
«Величайшие лидеры необязательно совершают великие поступки. Они те, кто подталкивает других людей делать это», — Рональд Рейган.
Настоящие лидеры в истории — это политики, полководцы и деятели, меняющие уклад жизни и подталкивающие людей на великие подвиги. Например, можно вспомнить харизматичного царя Леонида и верный ему отряд 300 спартанских воинов, удерживавших оборону против целой армии персов.В современном бизнесе такие люди — визионеры вроде Стива Джобса и Илона Маска. Но чтобы стать лидером, необязательно запускать ракеты в космос, можно быть лидером и в небольшой зоне ответственности: рабочей команде, сообществе соседей или объединении по интересам.
Разница между лидером и управленцем
Стоит отличать формальных менеджеров и настоящих лидеров. Например, в Древнем Риме существовали рабы-управляющие — невольники, следившие за ходом работ и контролировавшие своих товарищей по несчастью. Они руководили, но не были лидерами, способным повести за собой людей. Но таким стал Спартак — раб-гладиатор с лидерскими качествами. Именно он смог возглавить величайшее восстание древности.
В корпорациях роль менеджера и лидера может играть один и тот же человек. Но так происходит не всегда. Вот чем они отличаются.
Менеджер:
- следит, чтобы подчиненные работали;
- фокусируется на рациональности и контроле;
- стремится сохранять корпоративные структуры и работать в их рамках;
- является обычным звеном в управленческой иерархии;
- заботится о благополучии сотрудников.
Лидер:
- вдохновляет последователей;
- привык рисковать ради внедрения инноваций;
- не заботится о сохранении существующих структур, если этого требует цель;
- может проявлять независимость;
- ставит ценность результата выше личных проблем команды и своих собственных.
Как появилось лидерство
Феномен лидерства волновал людей с античных времен — можно ли научиться вести людей за собой, чтобы менять мир вокруг, или это врожденный талант? Мощный всплеск исследований этих вопросов произошел в XIX веке и продолжается до сих пор.
Томас Карлайл в своей книге 1841 года «О героях, поклонении героям и героике в истории» сформулировал теорию о «великом человеке». Она получила развитие в труде Фрэнсиса Гальтона 1869 года «Наследственный гений». Согласно их идеям, раз значительно мир меняют лишь уникальные выдающиеся люди: Наполеон, Мартин Лютер, пророк Мухаммед, то присущие им лидерские способности — врожденные. Так, даже десяток обычных физиков вместе не повторят гений Эйнштейна, а несколько средних режиссеров не заменят одного Тарковского.
На протяжении последнего столетия эту идею неоднократно критиковали и трансформировали. Ученые пытались сформулировать и обобщить черты, свойственные настоящим лидерам.
Исследования Ральфа Стогдилла 1948 года, а после и современных авторов, например Стивена Заккаро, Кери Кемп и Пейдж Бейдер 2004 года, показали, что все не так однозначно. Хотя врожденные характеристики иногда помогают стать лидером, многое здесь зависит от качеств и навыков, которые можно развивать, а также от внешних обстоятельств.
Модель лидерских качеств по Заккаро, Кемп и Бейдеру
Какие качества присущи лидерам
Если обобщить выводы работ Тимоти Джаджа и соавторов 2002 года, Брайана Хоффмана и соавторов 2011 года, Дэвида МакКлеланда и Ричарда Бояциса 1982 года и Бернарда Басса 1990 года, получится список качеств и навыков, свойственных эффективным лидерам.
- Экстраверсия — общительность и активность, такие люди испытывают положительные эмоции от работы и общения с другими.
- Сознательность — надежность, добросовестность и серьезное отношение к обязательствам.
- Открытость творчеству и нестандартным, инновационным подходам.
- Порядочность — желание оставаться честным, нетерпение лжи, приверженность сильным моральным и этическим ценностям.
- Харизматичность — способность формулировать убедительное видение будущего и формировать у окружающих образ сильного высокоэффективного человека.
- Развитый интеллект в широком смысле: эмпатичность, критическое мышление, умение выстраивать логику, понимать, обучаться, рассуждать и планировать.
- Креативность — навык творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся компетенций и устоявшихся взглядов.
- Замотивированность — стойкое желание добиваться результатов.
- Потребность во власти — получение удовольствия от управления людьми и процессами.
- Коммуникабельность — навыки эффективного письменного и устного межличностного общения.
- Кризис-менеджмент — умение решать непредвиденные проблемы.
- Навык принятия решений — способность принимать ответственность и выбирать наиболее оптимальные пути развития.
- Техническая осведомленность — знание методов, процессов и оборудования.
- Управленческие навыки, включающие координацию работы, организацию и контроль выполнения задач.
Типы и стили лидерства
Существует несколько основных подходов к определению типов лидерства, и у каждого из них свои управленческие стили.
Поведенческое лидерство
Это то, как лидер ведет себя с последователями или подчиненными. Есть разные классификации стилей поведенческого управления, но наиболее устоявшуюся предложил Курт Левин. Она включает три направления со своими плюсами и минусами.
- Авторитарное руководство. Лидер единолично принимает решения и жестко контролирует выполнение задач, не заботясь о состоянии команды. Такой стиль помогает сделать много работы в сжатые сроки, но негативно сказывается на мотивации, дружелюбии, ментальном благополучии и инициативности в группе.
- Демократическое руководство. Команда разрабатывает решения совместно с управленцем, ответственность и власть распределяются между всеми. Задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном лидерстве, но группа проявляет большую оригинальность и креативность, а взаимоотношения становятся теплее.
- Либеральное руководство. Лидер практически не участвует в работе команды — она сама принимает решения и организует процессы. Скорость и качество выполнения задач значительно снижаются, сравнительно с демократическим и авторитарным стилями.
Ситуационное лидерство
Концепцию предложил Пол Харси и Кеннет Бланшар. Основной постулат — не существует идеального стиля управления. Его нужно варьировать в зависимости от уровня развития и мотивации сотрудников.
- Указывающий стиль. Лидер не консультируется с командой и все решает самостоятельно. Он действует как диктатор, сохраняющий всю полноту власти в своих руках.
- Наставнический стиль. Руководитель в значительной степени сам определяет задачи и функции, но не приказывает, а убеждает и мотивирует. Он продает свои идеи команде и больше похож на спортивного тренера.
- Поддерживающий стиль. Лидер подключается к генерации идей и решений, но предоставляет группе ощутимую независимость. Он выступает как равный другим член команды.
- Делегирующий стиль. Руководитель формирует видение будущего, а конкретные решения и реализацию выбранного пути оставляет за командой. Его роль — стратегическая.
Таблица соответствия стилей управления с уровнем развития и мотивации сотрудников
Эмоциональное лидерство
Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи определили шесть стилей этого типа управления. Они по-разному влияют на эмоции людей и проявляют наибольшую эффективность в конкретных условиях. Поэтому их нужно комбинировать и варьировать.
- Визионер. Подходит, когда компании нужны новые направления роста и видение будущего. Такой лидер определяет цели и предоставляет команде возможность самой найти лучший путь к ним. Основная эмоция, которую он вызывает, — вдохновение.
- Коуч. Полезен для подтягивания отстающих сотрудников. Он помогает советом и поддерживает, увязывает личные цели подчиненных с бизнесом. Последние ощущают заботу о себе и рост мотивации.
- Аффилативный лидер. Незаменим, если команде не хватает гармонии: часто возникают конфликты и люди не доверяют друг другу. Он решает спорные ситуации, сглаживает углы и укрепляет группу. Это заряжает сотрудников оптимизмом и дарит им чувство сплоченности.
- Демократ. Нужен командам, в которых много высококвалифицированных специалистов. Он прислушивается к ним и принимает совместные решения, основанные на плюрализме мнений. Сотрудники ощущают свою значимость и профессионализм.
- Ведущий. Пригодится, когда нужны быстрые результаты. Лидер задает высокую планку эффективности и сам активно вовлекается в процессы. При этом стиль может негативно влиять на сотрудников, вызывая у них выгорание и истощение.
- Командующий. Необходим во времена кризисов и сложных ситуаций. Он может принимать непопулярные решения ради спасения бизнеса и давать безапелляционные приказы. Подчиненные при этом испытывают подавленность.
Как стать лидером
Чтобы люди захотели следовать за вами, нужно выработать определенную модель поведения. Для этого потребуется изменить некоторые подходы и свое отношение к повседневным вызовам. Тогда лидерский взгляд на вещи станет для вас системным, а вскоре это станет заметно и окружающим.
Берите на себя больше ответственности. Воспринимайте ошибки и неуспехи команды как свои собственные — отчитываясь за них перед руководством, вы выступаете в роли защитника для всей группы. Согласно исследованию Университета Цюриха, готовность отвечать за действия команды — отличительная черта лидера.
Заражайте других своими идеями. Пробуйте новые подходы, делитесь необычными предложениями и выходите за устоявшиеся рамки. По опросам, для 62% россиян лидеры — это вдохновляющие люди, за идеями которых хочется следовать.
Станьте тем, кому доверяют и на кого полагаются. Как сообщает PwC, на роль гендиректора в 83% случаев назначают внутренних кандидатов — компании предпочитают «своих» на лидерских позициях. Чтобы завоевать такой статус, играйте честно, выполняйте обещания и не подводите коллег и руководство.
Улаживайте конфликты и поддерживайте дружелюбную атмосферу в команде. По данным Talentsmart, 90% успешных руководителей обладают высоким эмоциональным интеллектом — способностью понимать и управлять эмоциями людей.
Учитесь слушать других и видеть то, что остальные не замечают. Это полезно, чтобы внедрять инновационные идеи и формировать жизнеспособные образы будущего, к которым будет стремиться команда. Например, в PwC для этого существует система обратного менторства, когда наставниками партнеров и директоров компании становятся сотрудники-миллениалы.
В предыдущей статье «Ориентация на потребителя – первый принцип менеджмента
качества» я начала рассказывать о принципах,
изложенных в ISO 9000. Эта статья о следующем из 8 принципов менеджмента качества — «лидерство
руководства». Когда речь заходит об этом принципе, как правило,
консультантами, аудиторами, авторами статей на эту тему сразу обозначается
главная причина неудачного внедрения или совершенствования системы менеджмента
качества (СМК) — первый руководитель организации не возглавляет эту работу.
Конечно, с этим нельзя не согласиться. Часто первые руководители (высшее руководство) назначают
ответственного за внедрение СМК, нередко не обладающего достаточным уровнем
компетенции и/или полномочий, и ждут немедленных результатов, не принимая
личного активного участия. Однако, если высшее руководство не будет показывать
на своём личном примере приверженность принципам, целям и процессам
преобразований, заботиться об обучении и мотивации сотрудников, а также
выделять требуемые ресурсы и т.д., то система менеджмента качества
точно не приведет к улучшениям.
Надо отметить, что с выходом ISO 9001:2008 ситуация в этом
отношении в некоторой степени улучшилась. Это обусловлено тем, что в данной
версии стандарта конкретно указано – назначенный представитель руководства
должен быть из числа членов руководства (спасибо разработчикам стандарта за это
уточнение!). Прежде руководители организаций и вовсе старались назначить на
должность представителя руководства какую-нибудь исполнительную рядовую
сотрудницу или даже просто — самого «незанятого» сотрудника. Нетрудно
представить результаты такого отношения к СМК.
Однако непосредственное участие первого руководителя в проекте по
разработке и совершенствованию системы менеджмента качества,
назначение представителя руководства из числа топ менеджеров еще не гарантируют
успеха в совершенствовании организации. Я встречала организации, в которых
первые руководители были инициаторами и лично руководили проектом по внедрению
СМК, но успехов так и не добились. Отчего же?
Ключ к пониманию этой проблемы лежит в положениях стандартов, спецификаций: ISO
9000, ISO 9001, СТ РК ИСО 9001, API Q1, ISO
TC 29001, ISO IEC 17025, ISO 9004 и др. Ведь не случайно один
из 8 принципов менеджмента качества по ISO 9000 называется «лидерство руководства», а не, например, «роль руководства»
или как-то иначе. Как известно, лидерство и руководство – это разные понятия.
Роль руководителя определена формальной структурой организации. Функции
руководителя также определены, его решения не оспариваются.
Лидер же – это личность, умеющая объединять людей для достижения какой-то
цели. Роль лидера состоит в умении вести людей за собой, через собственное
влияние на людей направить усилия каждого на обеспечение выполнения целей
организации. Влияние лидер может оказывать через идеи, слова, внушение,
убеждение, принуждение, эмоциональное заражение, свой авторитет и личный
пример.
В ISO 9000 «лидерство руководства» поясняется
следующим образом: «Руководители устанавливают единство цели и направления
деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду,
в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач
организации». Этот принцип тесно связан с четвертым принципом менеджмента качества «вовлечение персонала».
Согласно ISO 9004, использование принципа «лидерство руководства» предполагает:
- принятие
во внимание нужд и ожиданий всех заинтересованных сторон, включая
заказчиков, сотрудников, поставщиков, инвесторов, общество и т.д.; - установление миссии и стратегии организации;
- разработку политики в области качества, а также измеримых целей и задач по её достижению;
- разработку
и поддержание в организации общих корпоративных ценностей, правил и этики
поведения; - установление
в организации атмосферы доверия и взаимопонимания; - предоставление
персоналу необходимых ресурсов, обучения, ответственности и полномочий,
установление необходимой отчетности; - мотивацию,
поощрение и признание заслуг работников.
Основные преимущества, которые получит организация от реализации
принципа «лидерство руководства» согласно рекомендациям ISO 9004:
- повышение
ответственности и мотивированности работников на достижение целей и задач
организации; - минимизация
несогласованности и разногласий внутри организации; - единый
подход к построению, выполнению и оценке деятельности организации.