Лабораторная
работа № 14
СРЕДСТВА
РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА
О ТЕХНИЧЕСКОМ
СОСТОЯНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Цель работы:
изучить назначение, устройство и принцип
работы основных средств речевого
оповещения машиниста локомотива о
техническом состоянии подвижного
состава.
1. Сведения из
теории
1.1 Общие принципы
организации автоматического речевого
оповещения машиниста локомотива
Средства диагностики
подвижного состава решают очень важную
задачу по обеспечению безопасности
движения – позволяют получить информацию
о техническом состоянии подвижного
состава и выявить аварийно-опасные
неисправности. Информация о неисправностях
в составе поезда накапливается станционной
аппаратурой СДПС, выдается на пульт
дежурному по станции или оператору
средств СДПС, а также распечатывается
на печатающем устройстве. При этом
большое значение имеет доведение
информации о неисправностях до
машиниста локомотива. Ведь именно он
выполняет действия по остановке поезда
и предотвращению аварии.
Традиционно
доведение информации о наличии
неисправности в составе поезда машинисту
локомотива и мероприятия в связи с этой
информацией организовывались и
обеспечивались дежурным по станции.
Однако анализ состояния технологической
дисциплины управления движением и
аварий, причинами которых стали перегретые
буксовые узлы, показал, что внедрение
дублирующих автоматических речевых
информаторов позволяет значительно
увеличить эффективность комплекса
мероприятий, связанных с решением
данной проблемы, и сократить число
аварий.
На рис. 1 представлена
структурная схема системы отработки
сигнала о наличии перегретой буксы
(ССО) и дополняющей ее системы автоматической
передачи (САП) сигнала «Тревога»,
выработанного аппаратурой СДПС, машинисту
локомотива. В ССО при появлении сигнала
«Тревога» ДСП с помощью стационарной
радиостанции (СРС) передает его на
поездную радиостанцию машинисту
локомотива (ЛОК) и по системе электрической
централизации (ЭЦ), управляя светофором
(СФ) и стрелками (С), обеспечивает остановку
поезда на станции.
Недостатком такого
способа отработки сигнала о неисправности
в подвижном составе является то, что
достоверность и оперативность оповещения
машиниста локомотива поставлена в
зависимость от «человеческого фактора»
– добросовестности, ответственности,
внимательности, состояния здоровья
дежурного по станции. Дополнение
существующей системы аппаратурой
автоматического оповещения машиниста
(ААО) и согласующим устройством (СУ)
позволяет избавиться от указанного
недостатка.
Рисунок 1 – Структура
информационных связей при формировании
и передаче сигнала «Тревога»
Автоматическая
передача информации машинисту локомотива
возможна двумя основными способами:
-
с помощью выносных
указателей неисправности (световых
сигнальных указателей); -
посредством
речевого сообщения через канал поездной
радиосвязи (ПРС).
Реализация первого
способа требует значительных материальных
затрат на монтажные работы и прокладку
кабельных линий связи. Второй способ
отличается простотой монтажных работ,
не требующих внесения изменений в
существующие системы диагностики
подвижного состава и поездной радиосвязи.
Использование радиосвязи обеспечивает
высокую оперативность оповещения при
сравнительно небольших затратах.
На любом этапе
работы аппаратуры автоматического
речевого оповещения дежурный по
станции имеет возможность включиться
в процесс обмена информацией с машинистом
и взять управление ситуацией на себя.
Указанные факторы
послужили причиной разработки и
внедрения в 1994 –1997 гг. аппаратуры
типа «Речевой информатор». Функция
аппаратуры заключается в однонаправленной
передаче голосом по радиоканалу машинисту
локомотива информации о наличии
перегретых букс в составе поезда.
На рис. 2 представлена
структурная схема применяемой в настоящее
время системы отработки сигнала о
наличии неисправности в подвижном
составе (обведена пунктиром) с дополняющей
ее аппаратурой автоматического речевого
оповещения машиниста локомотива.
Рисунок 2 – Схема
оповещения машиниста локомотива
Аппаратура речевого
оповещения представляет собой устройство,
способное принимать управляющие
воздействия со стороны одной или
нескольких СДПС и формировать по ним
заранее закодированные речевые
сообщения, хранящиеся в постоянной
памяти устройства.
«Речевой информатор
РИ-1» (модификация изделия носит название
РИ-1М) предназначен для автоматического
оповещения по радиоканалу машиниста
поезда о наличии неисправности,
выявленной аппаратурой СДПС (ПОНАБ-3,
ДИСК-Б). Одновременно РИ-1 обеспечивает
оповещение о выявленной неисправности
дежурного по станции.
РИ-1 представляет
собой микропроцессорное устройство,
которое преобразует входные воздействия
в выходные речевые сигналы оповещения
машиниста. Входными воздействиями
являются сигналы тревоги, которые
вырабатываются станционной аппаратурой
ПОНАБ-3 или ДИСК-Б. Выходные речевые
сообщения РИ-1 подает на микрофонные
цепи радиостанции поездной радиосвязи.
Для подключения
РИ-1 к станционным стойкам СДПС
используются контакты реле «Тревога».
Аппаратура ПОНАБ-3 позволяет
сформировать один тип сигнала «Тревога»,
аппаратура ДИСК-Б —два типа («Тревога
1» и «Тревога 2»).
РИ-1 обеспечивает
возможность подключения к стационарным
радиостанциям поездной радиосвязи
43РТС-А2-ЧМ, РС-6. РС-46М. Подключение РИ-1 к
радиостанции производится так, чтобы
обеспечить ее перевод в режим «Передача»
и подачу на модуляционный вход
речевого сигнала. Для этих целей
используются соответствующие разъемы
радиостанций.
Сообщения РИ-1
принимаются машинистом через локомотивную
радиостанцию. РИ-1 формирует сигнал
тонального вызова частотой 1000 Гц и
длительностью 3 с, который переводит
локомотивную радиостанцию в режим
«Прием» для приема речевого сообщения.
После этого РИ-1 формирует речевое
сообщение.
В речевом информаторе
предусмотрен также отдельный выход для
подключения выносного пульта с
громкоговорителем. Через него дежурному
по станции транслируется речевое
сообщение, передаваемое по радиоканалу
машинисту поезда. Дежурный по станции
при необходимости имеет возможность
прервать работу речевого информатора
при помощи кнопки «Сброс».
Речевой информатор
РИ-1 способен одновременно обслуживать
от 1 до 4 комплектов аппаратуры ДИСК-Б
или ПОНАБ-3 и формировать в зависимости
от направления движения поезда и
типа сигналов, приходящих от станционных
стоек аппаратуры СДПС, речевые сообщения:
«Внимание! Машинист четного (нечетного)
с севера (юга, востока, запада) по станции
(название станции)! ДИСК (ПОНАБ) –
предупреждение (тревога)!»
При одновременном
поступлении сигнала от двух или более
комплектов аппаратуры СДПС передача
соответствующих речевых сообщений
выполняется в следующем порядке:
тональный сигнал частотой 1000 Гц
длительностью 3 с; речевое сообщение
для машиниста локомотива, проследовавшего
по одному направлению; речевые
сообщения для машинистов локомотивов,
проследовавших по другим направлениям
(в первую очередь по сигналу от реле
«Тревога 2», во вторую — от реле «Тревога
1»).
Основными
функциональными элементами РИ-1 являются:
-
узел анализа
состояния аппаратуры контроля,
подключенной к блоку, задания
направления движения и типа аппаратуры
контроля; -
узел формирования
сигнала «Сброс»; -
узел формирования
сигнала речевого сообщения; -
узел формирования
сигнала переключения радиостанции в
режим «Передача»; -
источник питания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Информатор речевой оповещения неисправности поезда
предназначен для автоматического оповещения по радиосвязи на ходу поезда машиниста локомотива о наличии перегретой буксы,
с возможностью указания номера и стороны вагона
в подвижном составе по сигналам от аппаратуры контроля ДИСК,
КТСМ, о нарушении габарита подвижного состава
по сигналу от устройства контроля состояния подвижного состава
(УКСПС);
— для автоматического оповещения по громкоговорящей связи
работников станции и пассажиров, находящихся на платформах
станции,о прохождении (прибытии, отправлении) подвижного
состава по сигналам от аппаратуры СЦБ с музыкальным фрагментом.
РИ-1М ДШКА2МЗ.535.000РЭ
Код СК МТР | Вариант исполнения | |
3185840106 | РИ-1М Речевой информатор №1 без комплектации | |
3185840106 | РИ-1М Речевой информатор №2 с кабелем UTP 150 метров для внутренней проводки | |
3185840106 | РИ-1М Речевой информатор №2 с кабелем UTP 150 метров для внутренней проводки и кабелем FTP 150 метров для внешней проводки |
Речевой информатор РИ-1М предназначен для формирования сигналов оповещения в виде речевых или тональных сигналов и последующей передачи через средства радиосвязи или средства громкоговорящей связи.
Формирование сигнала оповещения производится автоматически, при изменениях состояния контактного реле или поступлении специальной команды от блока расширения. Логическая связь между происходящими изменениями на входах устройства и сигналом оповещения устанавливается программно с помощью специального программного обеспечения (СПРС).
Речевой информатор синтезирует поступление звуковых сигналов и имеет 8-канальное устройство опроса контактных датчиков, интерфейс (RS-485) для связи с блоками расширения, цепи связи для радиостанции (РСТ) или трансляционного УНЧ. Кроме того, устройство имеет блок выносного громкоговорителя (БВГ) для контроля сигнала оповещения.
Программирование речевых сообщений осуществляется с помощью специального программного обеспечения.
Простой и удобный интерфейс позволяет закрепить сообщение за каждым каналом опроса речевого информатора или блока расширения.
3.5.2 Передача
низкочастотных сигналов между аппаратурой ТУ ТС и приемопередатчиком (выходом
приемника и входом модулятора передатчика ) ведется минуя цепи коррекции
амплитудно-частотных характеристик.
3.5.3 Наличие
низкочастотного сигнала с выхода приемника на выходе ТУ-ТС не зависит от
состояния шумоподавителя.
3.6 Требования
по взаимодействию со стыком С2.
3.6.1 Для
подключения устройств АПД используются цепи, приведенные в таблице 9.
Таблица 9
Цепь |
Назначение цепи |
Номер контакта |
Направление обмена |
102 103 104 107 108.2 |
Сигнальное заземление Передаваемые данные Принимаемые данные АПД готова ООД готово (РС готова) |
5 3 2 6 4 |
от РС к АПД от АПД к РС от АПД к РС от РС к АПД |
3.6.2 Передача
информации между радиостанцией и АПД осуществляется в последовательном коде и
характеризуется следующими параметрами:
а) режим —
старт-стопный, асинхронный;
б) скорость передачи
(определяется частотой сигнала синхронизации от радиостанции) — 1200 бит/с.
3.6.3 Информация
передается блоками, имеющими следующую структуру:
а) стартовый бит
— лог.1;
б) 8
информационных битов;
в) 2 стоповых
бита — лог.0.
3.6.4 Информационные
цепи питаются от источников сигнала. При этом в цепях готовности и данных различным
состояниям соответствует напряжение :
а) состояние
ВКЛЮЧЕНО и лог.1 — (10-12) В;
б) лог.0 — (минус
10 – минус 12) В.
3.6.5 В исходном
состоянии в цепях установлены уровни лог.0.
3.7 Требования
по взаимодействию с речевым информатором.
3.7.1 Для
подключения речевого информатора используются цепи, приведенные в
таблице 10.
Таблица 10
№ |
Цепь |
Назначение, |
Тип |
5,25 |
Вход ПРД РИ мВ |
Симметричный вход ПРД чувствительность |
Входящий |
26 |
Корпус |
Корпус |
|
7 |
Вкл. ПРД |
Включение передатчика УПП Лог. 0 – включение Лог. 1 — отключение |
Входящий |
6 |
Занято (занятость приемопередатчика) |
Режим передача или прием – лог.0 Режим дежурный прием – лог.1 |
Исходящий |
Схема подключения
речевого информатора РИ-1М приведена в приложении Н.
3.7.2 Передача
низкочастотных сигналов от входа речевого информатора ведется минуя цепи коррекции
амплитудно-частотных характеристик приемопередатчика.
3.8 Требования
по обеспечению регистрации переговоров.
3.8.1 В
радиостанции для записи ведущихся через нее переговоров предусмотрена возможность
подключения магнитофона, включение которого на запись производится автоматически.
На разъем МАГ1 выводятся разговоры относящиеся к ГМВ диапазону, на разъем МАГ2
выводятся разговоры относящиеся к МВ диапазону.
3.8.2 Записи
подлежат речевые сигналы с приемника, передатчика, линейного канала, пультов
ПУС, речевого информатора и стыка ТУ-ТС.
3.8.3 Уровень
сигнала на регистрирующем выходе на нагрузке 10 кОм — (200-1000) мВ.
3.9 Требования к
радиостанции при работе в сетях ПРС и РОРС-Л.
3.9.1 В линейных
сетях обеспечивается управление от:
а)
распорядительных станций СР-2, СР-34 и СР-234М (не более двух) — приоритетное
право пользования;
б) стационарных
пультов управления ПУС (не более 2);
в) стационарных радиостанций,
включенных в линейный канал (только командой БЛОКИРОВКА);
г) радиостанций РС-46МЦВ,
работающих в режиме малой распорядительной станции.
3.9.2
Радиостанции обеспечивают работу как с пультами ПУС, подключаемыми непосредственно
к РПО, так и с пультами с автономным питанием при затухании сигнала в линии
связи не более 10 дБ. В радиостанции предусмотрено подключение пультов по двух-,
либо четырехпроводным линиям связи.
3.9.3
Радиостанция может находится в трех основных состояниях (режимах):
а) Деж. прием — работа только на частоте
основного канала;
б) ПРИЕМ;
в) ПЕРЕДАЧА.
3.9.4
Радиостанция обеспечивает выполнение следующих процедур:
а) подключение к
линейному каналу;
б) передача по
линейному каналу команды СКП;
в) передача по
радиоканалу сигналов ВЫЗОВ ЛОК
или ВЫЗОВ ДСП;
г) передача в
линейный канал команды Идентификация;
д) отключение от
линейного канала;
е) переход в
режим ПРИЕМ;
ж) переход в режим
ПЕРЕДАЧА;
з) переход в режим
Деж. прием.
3.9.5 Подключение
к линейному каналу осуществляется при:
а) приеме из
линейного канала команды СИП;
б) приеме из радиоканала
сигналов «Вызов ДНЦ1»,
«Вызов ДНЦ2»
(дополнительно, для радиостанций, работающих в режиме «без дежурного по
станции», при приеме сигнала ВЫЗОВ
ДСП). При этом в случае приема вызова несколькими (двумя, тремя)
радиостанциями обеспечивается:
— анализ
качества радиоканала;
— подключение
только одной радиостанции:
в разносигнальной
зоне — радиостанции с наибольшим уровнем ВЧ-сигнала на входе приемника,
в равносигнальной
зоне — с наибольшим значением времени сигнала БЛОКИРОВКА;
— передача по
линейному каналу команды БЛОКИРОВКА;
— трансляция
сигналов вызова на распорядительную станцию;
— передача по
радиоканалу сигнала ППВ.
3.9.6 Передача
по линейному каналу сигнала СКП осуществляется после:
а) приема из
линейного канала команды СИП;
б) приема из радиоканала
сигналов Вызов ДНЦ1 или Вызов ДНЦ2;
в) приема из
линейного канала команды КОНТРОЛЬ
и исправности радиостанции;
г) приема из
радиоканала сигнала ВЫЗОВ ДСП радиостанциями, работающими в режиме «без дежурного по станции».
3.9.7 Передача
по радиоканалу сигналов ВЫЗОВ ЛОК
или ВЫЗОВ ДСП осуществляется
после подключения к линейному каналу по команде распорядительной станции двумя
способами:
а)
автоматической посылкой по радиоканалу сигнала ВЫЗОВ ЛОК после приема сигнала СИП;
б) трансляцией
через радиостанцию вызывных сигналов от распорядительной станции.
3.9.8 Передача в
линейный канал команды Идентификация
осуществляется после приема из линейного канала команды КОНТРОЛЬ.
3.9.9 Отключение
от линейного канала осуществляется при: