Регулируются должностными инструкциями правилами внутреннего распорядка профессиональными традициями

Добавить в «Нужное»

Трудовое законодательство обязывает работодателей принимать ряд документов. К таким документам, в частности, относятся Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Подробнее о том, как составить такие правила, мы расскажем в нашей консультации.

Что такое ПВТР

Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, который в соответствии с российским законодательством определяет (ст. 189 ТК РФ):

  • порядок приема и увольнения работников;
  • основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;
  • режим работы;
  • время отдыха;
  • применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
  • иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

У кого должны быть ПВТР

Правила внутреннего трудового распорядка должны быть абсолютно у каждого работодателя (как у организаций, так и у ИП). То есть роли не играет ни организационно-правовая форма, ни численность работников. Правда, не обошлось без исключений.

Так, могут не утверждать правила внутреннего трудового распорядка:

  • микропредприятия;
  • некоммерческие организации, которые отвечают требованиям, установленным ст. 309.1 ТК РФ.

Однако в этом случае, по общему правилу, положения, которые должны содержаться в ПВТР, нужно включать в трудовые договоры, которые, в свою очередь, заключаются на основе типовой формы, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 (ст. 309.1, 309.2 ТК РФ).

Кроме того, нужно иметь в виду следующее: если, например, организация утратила статус микропредприятия, она должна привести трудовую документацию к общему порядку. То есть в том числе утвердить ПВТР. На это у организации есть 4 месяца (Онлайнинспекция.рф).

Правила составления ПВТР

Никаких установленных правил для составления этого ЛНА нет. Но мы бы хотели отметить два момента.

Во-первых, устанавливая свои правила, важно помнить, что они не должны противоречить действующему законодательству и не должны ухудшать положения работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и т.д. Дело в том, что такие ПВТР попросту не будут подлежать применению (ст. 8 ТК РФ).

Во-вторых, нет смысла переписывать в ПВТР нормы Трудового кодекса там, где это совершенно не требуется, – достаточно отсылки к ТК РФ. Например, в разделе, посвященному порядку увольнения работников, не стоит прописывать весь этот порядок. Ведь он подробно описан в Кодексе. Поэтому основные положения порядка увольнения можно, к примеру, зафиксировать фразой «Прекращение трудовых договоров с работниками регламентируется гл. 13 ТК РФ».

Структура правил внутреннего трудового распорядка

Структура ПВТР вытекает из того, что именно определяется этим документом. Таким образом, правила внутреннего трудового распорядка могут иметь следующую структуру:

  1. Порядок приема работников. В этом разделе укажите: какие документы должен представить работник при приеме на работу; информацию об испытательном сроке; требования к заключению трудового договора и т.д. Также в этот раздел можно включить, например, информацию о необходимости заполнения анкеты при приеме на работу, о порядке выдачи пропуска новому сотруднику и пр.
  2. Порядок увольнения работников. Помимо всего прочего, в этом разделе рекомендуем прописать порядок передачи дел при увольнении, правила оформления обходного листа и другие увольнительные нюансы.
  3. Основные права и обязанности работодателя. Перечислите основные права и обязанности работодателя, содержащиеся в статье 22 ТК РФ, а также укажите дополнительные права/обязанности, если они у вас предусмотрены.
  4. Основные права и обязанности работников. Укажите основные права и обязанности работников в соответствии со статьей 21 ТК РФ. Также в этом разделе можно отразить как дополнительные гарантии, предоставляемые работникам (ДМС и пр.), так и дополнительные обязанности (к примеру, соблюдение дресс-кода).
  5. Ответственность сторон трудового договора. Ответственность работников и работодателя полностью урегулирована трудовым законодательством. Поэтому в этом разделе лучше дать общую формулировку со ссылкой на ТК РФ, например, «Стороны трудового договора несут ответственность, в том числе материальную, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством».
  6. Режим работы. Подробно пропишите установленный в вашей организации режим работы (продолжительность рабочей недели, продолжительность рабочего дня, время начала и окончания рабочего дня и т.д.).
  7. Время отдыха. Подробно опишите предоставляемые работникам виды отдыха (ст. 107 ТК РФ): перерывы в течение рабочего дня/смены, ежедневный/междусменный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.
  8. Оплата труда. Здесь укажите установленные у вас даты выплаты зарплаты с учетом требований ст. 136 ТК РФ. Если зарплатные дни прописать в ПВТР, а не в трудовых договорах, то в случае изменения дат выплаты, вам нужно будет внести изменения лишь в сами правила, а не заключать дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым из работников.
  9. Меры поощрения работников. В этом разделе можно указать основные виды поощрения, предусмотренные ст. 191 ТК РФ, а также другие меры поощрения, если они предусмотрены у вас.
  10. Взыскания к работникам. В данном разделе ПВТР стоит отразить дисциплинарные взыскания, которые можно применить к работнику в соответствии со ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор, увольнение), а также основания для их применения.
  11. Иные вопросы регулирования трудовых отношений. Здесь можно отразить иную информацию, не вошедшую в другие разделы.

Мы привели базовые структуру и содержание правил внутреннего трудового распорядка. Вы же при составлении ПВТР ориентируйтесь на специфику деятельности вашей компании.

Правила внутреннего трудового распорядка: нужен ли отдельный документ

ПВТР могут быть как в виде отдельного документа, так и приложением к коллективному договору.

Как утвердить ПВТР

Правила внутреннего трудового распорядка можно утвердить одним из двух способов:

  • путем издания соответствующего приказа. В этом случае ПВТР вступят в силу либо с даты, указанной в приказе, либо с даты его издания;
  • с помощью заполнения грифа утверждения, проставленного на титульной странице ПВТР (раздел 4 ГОСТ Р 7.0.97-2016). В данной ситуации правила внутреннего трудового распорядка вступают в силу с даты утверждения.

Обратите внимание на два важных момента:

  • если у вас есть профсоюз, то при принятии ПВТР нужно обязательно учесть его мнение (ст. 190 ТК РФ). Подробный порядок учета мнения профсоюза вы найдете в ст. 372 ТК РФ;
  • если ПВТР являются частью коллективного договора, то правила внутреннего трудового распорядка не могут вступить в силу раньше самого коллективного договора.

Ознакомление работников с ПВТР

С утвержденными ПВТР в обязательном порядке ознакомьте работников под роспись (ст. 22 ТК РФ).

Ознакомить работников с правилами внутреннего трудового распорядка можно, к примеру, одним из нижеприведенных способов:

  • работники ставят подпись непосредственно под текстом ПВТР;
  • работники ставят подпись в листе ознакомления, который подшивается к правилам внутреннего трудового распорядка;
  • работник ставит подпись в листе ознакомления с локальными нормативными актами, который подшивается в личное дело этого работника.

Новых сотрудников необходимо знакомить с ПВТР в момент приема на работу до подписания трудового договора.

ПВТР: образец

Ниже мы приведем образец правил внутреннего трудового распорядка.

Также с образцами ПВТР для различных ситуаций вы сможете ознакомиться, получив бесплатный доступ к системе КонсультантПлюс. В частности, в Системе вы найдете:

  • образец заполнения ПВТР при ненормированном и гибком графиках;
  • ПВТР при дистанционной работе;
  • образец заполнения ПВТР в организации с суммированным учетом рабочего времени.

ПВТР: наказание за отсутствие

Если вы не относитесь к числу работодателей, которым разрешено не принимать ПВТР (см. выше), то за отсутствие правил внутреннего трудового распорядка вам грозит штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – для организаций;
  • от 1 тыс. руб. до 5 тыс. руб. – для должностных лиц организации, а также для ИП-работодателя.

Как внести изменения в ПВТР

Порядок внесения изменений в правила внутреннего трудового распорядка законодательно не установлен.

Внести изменения в ПВТР можно посредством издания соответствующего приказа. В приказе имеет смысл отразить в том числе следующее:

  • причины, по которым вносятся изменения в ПВТР;
  • непосредственно сами изменения;
  • дату, с которой вводятся изменения в правила внутреннего трудового распорядка.

При внесении изменений в ПВТР нужно учесть мнение профсоюза (при его наличии). Это требование прямо не следует из Трудового кодекса. Но логично предположить, что раз при утверждении правил внутреннего трудового распорядка должно быть учтено мнение профсоюза (ст. 190 ТК РФ), то и при изменении этих правил мнение профсоюзной организации лучше учесть. Так вы избежите претензий и со стороны самого профсоюза, и со стороны трудинспекторов.

Не забудьте с приказом о внесении изменений в ПВТР ознакомить под роспись работников, которых эти изменения затрагивают.

Кстати, если в вашей организации правила внутреннего трудового распорядка – не отдельный документ, а приложение к коллективному договору, то тогда внесите изменения в ПВТР в порядке внесения изменений и дополнений, который предусмотрен вашим коллективным договором.

Типовые ПВТР

Еще во времена СССР были утверждены Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций (Постановление Госкомтруда СССР от 20.07.1984 N 213). И некоторые работодатели даже в наше время брали эти ПВТР за основу. Но, во-первых, документ, утвердивший эти типовые ПВТР, признан недействующим (п. 134 Перечня, утв. Приказом Минтруда России от 20.10.2020 N 734). Во-вторых, с тех пор, как типовые правила были утверждены, прошло много лет, и трудовое законодательство за это время претерпело немало изменений. Так что, переделка под себя типовых советских ПВТР современным работодателем выходит достаточно трудозатратной.

Виды социальных норм и механизмы их регулирования

Социальные
нормы могут иметь разнообразные формы
и содержание. Нормы могут быть
формализованы – записаны в виде
законов, правил, инструкций. Но гораздо
чаще они существуют в таких формах
общественного сознания, как народные
традиции, социальные установки,
общественное мнение. Различные виды
норм тесно взаимосвязаны.

По
сфере регулируемых отношений выделяют
следующие основные группы социальных
норм: духовно-нравственные,
морально-этические, правовые, политические,
организационно – профессиональные.

Носителями
нравственных
(духовных)
норм
выступают
сами люди, а также такие социальные
институты, как семья, религиозные
конфессии, общественные организации.
Духовно-нравственные нормы существуют
в различных формах. Это прежде всего
общечеловеческие
ценности
,
представленные
в мировых религиях
,
художественной
культуре
и
научной
мысли
.
Также
это народные
традиции
и
обычаи,
международные
конвенции
и
декларации.

Мы
можем рассмотреть социально-психологические
механизмы действия нравственных норм
на примере христианства. Человек
приобщается к христианским ценностям
через Образы
Бога,
его сына, святых. Притчи, жизнеописания
Христа и святых достойные образцы для
подражания верующих людей.

Другими
важными способами воспитания нравственных
чувств христианина являются понятия
греха
и
добродетели.
Идея
греховности (беззакония) человека и
необходимости противостоять ей для
спасения души и человечества – всё
это становится темой для размышлений
и художественного творчества уже в
Средневековье. Знаменитое полотно
нидерландского художника Босха (ХV в.),
изображающее семь смертных грехов в
сегментах всевидяшего Божьего ока, не
потеряло актуальности и по сей день.
Эти смертные грехи – чревоугодие,
алчность, лень, зависть, гнев, гордыня,
похоть. Христианство признает греховными
и другие действия, например такие как
клятвопреступление, осуждение ближнего,
гадание и колдовство, пристрастие к
курению, пьянство, принятие на себя
чужих грехов.

Добродетель,
напротив, определяется верой и следованием
Божьим законам. Библейские заповеди не
только раскрывают Божьи законы, но и
являются прямым и предписаниями для
поведения христиан. Поздний вариант
Ветхозаветного декалога содержит
10 заповедей, ставших основой
нравственного сознания миллионов людей.
Эти заповеди: поклоняйся одному Богу;
не сотвори себе кумира; не произноси
имени Бога напрасно; соблюдай день
субботний; почитай отца и мать; не убивай;
не прелюбодействуй; не кради; не произноси
ложного свидетельства; не желай жены
ближнего своего, ни дома его, ни поля
[2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди
Иисус, обращаясь к ветхозаветным
заповедям, наставляет людей ради их
спасения: «Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас… Будьте
совершенны, как совершенен отец ваш
Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские
заповеди стали частью культуры
человеческих взаимоотношений в широком
смысле. Следует заметить, что современные
представления о духовности человека
выходят за рамки религиозного сознания,
хотя и не исключают последнего. Духовность
в целом скорее связывается со способностью
человека жить в соответствии с
общечеловеческими ценностями:
осмысленности существования; любви к
себе и ближнему; оказания помощи людям;
сотрудничества, созидания, самореализации
в деятельности; содействия прогрессу.

В
ряде случаев нравственные нормы сливаются
в единое образование с этическими
нормами. Морально-этические
нормы
представляют
собой ожидания-предписания
определенной социальной группы (реальной
или номинальной) в отношении её членов.
Носителями
морально-этических норм являются
конкретные социальные объединения, их
лидеры и руководители. Нормы данного
вида обычно текстуально не закреплены.
Хотя бывают и исключения, например
русский Домострой. Этические нормы
могут быть прямым следствием нравственных
ценностей, но могут и противоречить им,
что имеет место, например, в случаях
корпоративной этики или законов
асоциальных групп.

Групповые
нормы нередко порождают стереотипы
и
предрассудки,
например
расовые или этнические. В случае
стереотипов мышления представления
человека могут быть устаревшими,
застывшими или узкими. Стереотипы могут
играть положительную роль, например
способствуя экономичности мышления.
Но гораздо чаше они препятствуют
поведению, адекватному конкретной
ситуации. Предрассудки и вовсе являются
следствием искаженного восприятия, что
существенно усугубляется присутствием
выраженного аффективного компонента.

Правовые
нормы
,
будучи
разновидностью социальных норм,
безусловно, более конкретны. Они
закреплены в основных документах
государства (конституция, уголовный
кодекс, гражданский кодекс). Данные
нормы регулируются всей государственной
системой (законотворческие институты,
правительство, правоохранительные
органы). Противоправное поведение, по
сути, направлено на дестабилизацию
порядка – основы социальной жизни,
а не только на ущемление интересов
отдельного пострадавшего человека.
Поэтому данный вид отклоняющегося
поведения сегодня рассматривается как
один из наиболее опасных для общества.

Политические
нормы
сформулированы
в международных документах и
межгосударственных соглашениях и
регулируют отношения между странами
(народами).

Организационно-профессиональные
нормы
регулируются
должностными инструкциями, правилами
внутреннего распорядка, профессиональными
традициями.

Как
отмечалось выше, в настоявшее время
можно говорить о появлении нового вида
социальной нормы – индивидуальной.
Индивидуальная
норма
,
связанная
с признанием ценности каждой личности,
начинает играть всё большую роль в жизни
общества, что проявляется в гуманизации
общественного сознания в целом.

Сегодня
в ряде культур права личности, её
самоценность уравнены с общественными
интересами.

Для
психологии особенно важен вопрос о
механизмах воздействия социальных норм
на личность. Будучи социальными
феноменами, социальные нормы
интериоризируются во внутренний мир
личности в течение всей жизни. Особенно
интенсивно это происходит на ранних
этапах развития ребенка в семье. В рамках
глубинной психологии специально
выделяется такая индивидуальная
подструктура, как супер-Эго,
содержащая
множество внутренних предписаний,
требований и ограничений.

В
соответствии с общими психологическими
представлениями нормы присутствуют в
индивидуальном сознании в форме
социально-психологических
установок.
Установка
как «готовность,
предрасположенность субьекта воспринимать
или действовать определенным образом»
имеет различные формы. Термин «социальная
установка» – «аттитюд» – в
английском звучании был введен у. Томасом
и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого
столетия. Позднее М. Смит конкретизировал
структуру аттитюд а, выделив три известных
компонента:

  • когнитивный
    (представление,
    знание об объекте или явлении);

  • аффективный
    (эмоционально-оценочное
    отношение к объекту);

  • конативный
    или
    поведенческий
    (готовность
    личности реализовать определенное
    поведение по отношению к объекту).

Социальные
установки переживаются человеком как
личное отношение к чему-либо, как значение
объекта (явления) для данной личности –
его личностный
смысл.
Установки
отражают связь между объектом и его
оценкой. Тем самым они формируют
готовность человека к определенному
виду социального поведения.

В
диспозиционной концепции регуляции
социального поведения В. А. Ядова
выделяются 4 уровня
диспозиций

(социальных установок):

1)
простейшие ситуативные поведенческие
установки;

2)
социальные установки, действующие на
уровне малых групп и в привычных
ситуациях;

3)
диспозиции, в которых фиксируется общая
направленность интересов личности
относительно конкретной сферы социальной
активности;

4)
система высших ценностных ориентаций
личности, регулирующих целостность её
социального поведения и деятельности.

На
личностном уровне образуется субъективная
иерархия социальных установок в
соответствии с психологической
значимостью объектов для конкретного
человека. Личностный смысл может не
совпадать с социальным значением.
Например для одного человека смыслом
жизни и высшей ценностью является
создание семьи и воспитание детей, а
для другого главное – карьера. По
концепции В. А. Ядова, такие
диспозиции по критерию общественной
значимости объектов относятся ко второму
и третьему уровням, а по субъективным
личностным критериям они оказываются
высшими по своему значению для индивида
в силу различий, так как в ценностях
люди существенно отличаются по мотивам
и стилям поведения. Например ценности
могут быть ориентированы на выживание,
следовательно, усилия людей будут
направлены на обеспечение
физической и материальной безопасности.
Другим
ориентиром в жизни человека может быть
общественное
мнение
,
что
соответственно порождает стремление
принадлежать к группе, подражать или
добиваться успеха. Наконец, возможна
ориентация
на свои внутренние потребности
,
которая
будет стимулировать активность в одной
из следующих форм: поиск своих отличий
от других людей, экспериментирование,
увлечения, творчество, заинтересованность
проблемами общества и служение ему.

Таким
образом, социальные
нормы создают установки личности
,
которые
в
свою очередь

формируют
диспозиционное поведение.

Мы
дали общую характеристику социальных
норм. Напомним, что под отклоняющимся
понимают поведение, отклоняющееся не
от всякой социальной нормы, а только от
наиболее важной, невыполнение которой
действительно угрожает благополучию
человека или общества. Поэтому поведение
конкретного человека зачастую трудно
оценить с точки зрения его нормативности.
Следует также заметить, что хотя
социальные нормы и отражают интересы
большинства людей, но в ряде случаев
они могут использоваться в узких
интересах отдельных групп (например
через СМИ), что само по себе отражает
внутреннее противоречие между объективной
природой социальной нормы и её
субъективностью.

Термин
«девиантное поведение» используется
не только для обозначения действий
конкретного человека, но и для описания
определенных социальных явлений. Если
в первом случае речь идет об «отклоняющемся
поведении личности», то во втором –
о «социальном отклонении». Данные
термины нередко отождествляются, что
вызывает необходимость их разграничения.

Социальные
отклонения
 
это
нарушения социальных норм, которые
характеризуются определенной массовостью,
устойчивостью и распространенностью.
Имеются в виду такие негативные массовые
социальные явления
,
как
пьянство, преступность, бюрократизм,
религиозный и идейный фанатизм,
тоталитаризм и др.

Следует
заметить, что между двумя полюсами –
«социально одобряемые явления» и
«социальные отклонения» – лежит
широкий круг явлений, нерегулируемых
социальными нормами. Это могут быть как
позитивные процессы (например творчество),
так и явления с возможными негативными
последствиями (например массовое
курение). В то же время разнообразие
отклонений превышает разнообразие
норм.

Вопрос
о последствиях
социальных отклонений
неоднозначен.
Объективный вред явления и его субъективная
оценка в ряде случаев не совпадают.
Например высказывается мнение, что
преступления без жертвы вообще следует
декриминализировать, т. е. исключить
из уголовного права. Особенно трудно
оценить степень ущерба от «пограничных»
форм асоциального поведения и легких
форм зависимого поведения, например
проституции, сексуальных аддикций,
употребления легких наркотиков. В каждом
обществе есть сторонники как легализации
данных явлений, так и их запрета.

Социальные
отклонения имеют следующие признаки:

  • историческая
    детерминированность;

  • негативные
    последствия для общества;

  • относительно
    массовый и относительно устойчивый
    характер во времени.

Социальные
отклонения характеризуются направленностью
и содержанием. Общество противопоставляет
социальным отклонениям организованные
способы борьбы с ними: правовые,
экономические, моральные санкции.

В
ряде случаев социальные отклонения
носят преходящий характер. Примеры
преходящих социальных отклонений:
вещевая спекуляция, брак по расчету,
диссидентство.

Параллельно
с этим изменяются меры
общественного воздействия
в
отношении социальных отклонений. Так,
по законам дореволюционной России
предусматривались и религиозно-нравственные,
и правовые санкции против пьянства,
наркомании, самоубийств. В случае
самоубийства запрещался традиционный
церковный обряд погребения, усопшего
не хоронили на общем кладбище, его
волеизъявление (завещание) признавалось
юридически недействительным, в случае
же неудачной попытки самоубийства
суициденту грозило тюремное заключение.

В
настоящее же время отношение общества
к поведению его членов становится всё
более и более либеральным. Одним из
подтвepждeний
радикальных перемен является отмена
смертной казни в некоторых государствах.

Социальные
отклонения количественно и качественно
характеризуются уровнем, структурой и
динамикой.

Уровень
(коэффициент) отклонения
определяется
как количество официально зарегистрированных
проявлений данного отклонения относительно
численности населения (чаще на 100 тыс.
человек). Он существенно различается в
различных странах и в разные годы,
поскольку зависит от совокупности
факторов: социально-экономического,
политического, нравственного и т. п.
Например в 1998 г. коэффициент преступности
в России (без учета латентной преступности,
которая по подсчетам специалистов в
4 раза превышает уровень официально
зарегистрированной) составил
1 756 преступлений. Для сравнения,
во всем бывшем Советском Союзе: в
1978 г. – 503; в 1985 г. – 700; в
1990 г. – 968 – с последующим
постоянным ростом.

Структура
отклонения
отражает
соотношение отдельных подвидов внутри
явления. Так, в 1998 г. в структуре
преступности в Российской Федерации
корыстные преступления составили 65 %
от общего числа зарегистрированных
случаев, насильственные 23 %, прочие –
12 %. Уровень латентной преступности
по отдельным видам выглядит следующим
образом: по убийствам – 2 : 1
(т. е. на каждые 2 преступления
только одно регистрируется официально),
по изнасилованиям – 6 : 1,
по
кражам – 73 : 1,
по
вымогательству (рэкет) – более
17 000 : 1. Иными словами, преступления
зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика
отклонения –

это показатель изменения уровня и
структуры всего массива изучаемого
явления за определенное время. По мнению
специалистов, в России в настоящее время
наблюдаются следующие тенденции.
Увеличилась доля тяжких и особо тяжких
преступлений. Резко усилилась корыстная
мотивация противоправного поведения.
Растет подростковая преступность.
Продолжается сращивание организованной
преступности с легальным предпринимательством
и с государственным аппаратом.

Наряду
с уровнем и динамикой социальных
отклонений широко обсуждается вопрос
об их функциях.
Например
организованная преступность может
обеспечивать незаконным путем объективные
потребности, не удовлетворяемые в
должной мере официальными социальными
институтами. В целом функциями социальных
отклонений могут быть: интеграция
группы; формирование морального кодекса
общества; выражение социального протеста
и выход агрессивных тенденций; бегство;
сигнал о неизбежных социальных изменениях;
способ самоидентификации и самореализации
и др.

Несмотря
на определенное сходство, социальные
отклонения отличаются от отклоняющегося
поведения личности. В первом случае
имеет место социальный феномен, а во
втором – психологический. Отметим,
что некоторые социальные отклонения
одновременно являются и отклоняющимся
поведением личности: алкоголизм,
самоубийство, преступное деяние и т. п.
Другие социальные отклонения выступают
в качестве только социального феномена –
геноцид, коррупция, бюрократизм.

Таким
образом, девиантное поведение выступает
и как индивидуальный акт, и как элемент
социального бытия.

Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ


Виды социальных норм и механизмы их регулирования

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего.

Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:

когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16].

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):

1) простейшие ситуативные поведенческие установки;

2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;

3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;

4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное — карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И
МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Социальные
нормы являются важнейшим средством организации общественных отношений. Они
могут быть формализованы и представлены в виде законов, правил, инструкций, а
могут содержаться лишь в общественном сознании в виде социальных установок. В
научной литературе социальные нормы классифицируются по различным основаниям и
принципам.

Для
выделения типов и видов социальных норм часто используется тип и вид
общественного отношения. В зависимости от данной классификации выделяют
следующие социальные нормы:

1)     Нравственные
(духовные) нормы. Их носителями являются сами люди, и такие социальные
институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации.
Нравственные нормы существуют в разных формах, в первую очередь это
общечеловеческие ценности. Регулирование данных норм обусловлено ведущими ценностями,
царящими в обществе [1].

2)     Правовые
нормы или их еще называют нормы-правила, носят конкретный общеобязательный
характер. Это самые важные нормы общества, они представляют собой основные
механизмы, регулирующие общественную жизнь. [3] Данные нормы находят свое
отражение в основных документах государства, таких как Конституция, Уголовный
кодекс, Гражданский кодекс и регулируются государством.

3)     Моральные
нормы – это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в
соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, долге, чести,
достоинстве. Нормы морали создаются обществом, возникают и развиваются
стихийно. Как правило, данные нормы текстуально нигде не закреплены, их
соблюдение обеспечивается общественным воздействием, внутренним гарантом
соблюдения  выступает совесть.

4)     Политические
нормы это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами,
социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,
способом организации и деятельности государства. Соблюдение политических норм
обеспечивается в обществе путем применения поощрений и наказаний. Позитивные и
негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и
непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

5)     Организационно-профессиональные
нормы направлены на регулирование взаимодействий людей в учебной или
профессиональной среде. Сами организационно-профессиональные нормы регулируются
должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными
традициями [5].

6)     Корпоративные
нормы регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных
объединений (общественных организаций, фондов, политических партий,
профессиональных союзов). Они направленны на обеспечение организации и
функционирования данного сообщества. Соблюдение корпоративных норм
обеспечивается правилами, выражающими общие интересы участников. В некоторых
сообществах такие нормы закреплены в уставах, положениях, инструкциях [6].

Важнейшими
видами социальных норм являются мораль и право. Мораль и право взаимосвязаны
между собой, а их разделение — относительно. Право – результат эволюции морали.
Мораль и право функционируют как относительно самостоятельные элементы
социальной системы. Право — это, прежде всего, юридические нормы, выполнение
которых обеспечивается силой государственной власти. Их нарушение есть
противоправные действия, которые в любом государстве оцениваются как отклонение
от нормы. Мораль включает в себя такие элементарные нормы жизнедеятельности,
которые соответствуют интересам всего общества, всех индивидов, вне зависимости
от их социального статуса — общечеловеческие нормы. Поддержание моральных норм
обеспечивается силой общественного мнения, а нарушение этих норм осуждается и
оценивается как безнравственное.

Таким образом, социальные нормы выступают
ведущим регулятором общественных отношений и осуществляют контроль над
возможными  существующими в обществе социальными отклонениями.

Вопрос посетителя

Верны ли определения?
А) Организационно-профессиональные нормы — положения, которые регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
В) Поведенческая сфера личности — готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
В) Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности содержанием и процессом деятельности, а не внешними факторами.
В) Мотивация руководителя — основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- нет
 А- да, В- да
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Солипсизм — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
В) Институционализм — направление экономической мысли, уделяющее основное значение ролям, которые играют институты в области мотивации принятия и направленности экономических решений.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Стиль деятельности — обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.
В) Организационная мотивация — комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- нет
 А- да, В- да
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
_ — отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни диспозиции имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное.
 (*ответ*) Иерархизированность мотива
 Порядок мотива
 Первичность мотива
 Согласованность мотива
_ — вид связи, стороны которого включены во взаимодействие на основании принадлежности к определенному формальному или неформальному целому (коллектив, семья, супруги и т.д.).
 (*ответ*) Отношения
 Мотивация
 Руководство
 Экономика управления
_ – расположение мотивов в порядке, от более важных к менее важным.
 (*ответ*) Иерархия мотивов
 Последовательность мотивов
 Ряд мотивов
 Порядок мотивов

Ответ эксперта

Верны ли определения?
А) Организационно-профессиональные нормы — положения, которые регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
В) Поведенческая сфера личности — готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Потребность — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо и проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
В) Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Процессуально-содержательные мотивы — побуждение к активности содержанием и процессом деятельности, а не внешними факторами.
В) Мотивация руководителя — основное средство обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- нет
 А- да, В- да
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Солипсизм — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира.
В) Институционализм — направление экономической мысли, уделяющее основное значение ролям, которые играют институты в области мотивации принятия и направленности экономических решений.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- да
 А- да, В- нет
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
Верны ли определения?
А) Стиль деятельности — обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности.
В) Организационная мотивация — комплекс мероприятий, направленных на восстановление утраченных или ослабленных реакций человека, содействующих его приспособлению к условиям труда и быта.
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А- да, В- нет
 А- да, В- да
 А- нет, В- да
 А- нет, В- нет
_ — отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни диспозиции имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие – подчиненное, второстепенное.
 (*ответ*) Иерархизированность мотива
 Порядок мотива
 Первичность мотива
 Согласованность мотива
_ — вид связи, стороны которого включены во взаимодействие на основании принадлежности к определенному формальному или неформальному целому (коллектив, семья, супруги и т.д.).
 (*ответ*) Отношения
 Мотивация
 Руководство
 Экономика управления
_ – расположение мотивов в порядке, от более важных к менее важным.
 (*ответ*) Иерархия мотивов
 Последовательность мотивов
 Ряд мотивов
 Порядок мотивов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как сложить бумагу гармошкой пошаговая инструкция
  • Глицинат магния инструкция по применению цена в аптеке взрослым
  • Назисофт капли в нос инструкция по применению
  • Как открыть ооо в москве пошаговая инструкция самостоятельно
  • Мон платин аппарат для лица инструкция по применению