РЕКОМЕНДАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РУКОВОДИТЕЛЯМ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Обеспечение антитеррористической защищенности предприятий и учреждений (объектов), мест массового пребывания людей, противодействие террористическим угрозам – многоплановая, комплексная задача. В рамках её решения осуществляется физическая защита от возможных террористических посягательств самого объекта, его сотрудников, посетителей; оснащение объекта техническими средствами охраны и связи; взаимодействие администрации и службы безопасности объекта с правоохранительными органами; организация (участие в проведении) мероприятий с целью исключения (минимизации) возможных негативных техногенных, экологических и иных последствий террористических актов.
В нашей стране сложилась трехуровневая система обеспечения антитеррористической безопасности населения, стратегически важных, социально-значимых и иных объектов возможной террористической устремленности.
Первый уровень предусматривает совместную с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти работу по противодействию террористическим угрозам на критически важных объектах, вошедших в федеральный перечень.
Второй уровень объединяет комплекс мер по обеспечению безопасного функционирования жизненно важных для региональной экономики производств, включенных в региональный перечень объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.
В рамках третьего уровня организуется работа по противодействию угрозам терроризма в отношении опасных производств, социально-значимых объектов, мест массового пребывания населения муниципального звена. Эффективность указанной деятельности во многом определяется компетентностью руководителей предприятий и учреждений в сфере противодействия терроризму, наличием единых подходов и требований к организации антитеррористической защиты объектов, уровнем профессиональной подготовки должностных лиц служб обеспечения безопасности, их материально-технической оснащенностью.
Аппаратом Национального антитеррористического комитета подготовлены размещённые в настоящей брошюре материалы и рекомендации в помощь руководителям предприятий и учреждений всех форм собственности по организации защиты объектов, персонала, населения от угроз терроризма и посягательств экстремистского характера.
Указанные материалы подготовлены также в рамках ведущейся разработки методики оценки антитеррористической защищенности объектов на основании единых критериев, которыми могли бы руководствоваться как хозяйствующие субъекты, так и контролирующие их надзорные органы.
При разработке Типовой инструкции по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера мы исходили из того, что должностные регламенты руководителей, сотрудников служб обеспечения безопасности в условиях угрозы совершения террористического акта и преодоления его последствий в значительной степени аналогичны, не зависимо от отраслевой принадлежности, форм собственности предприятий и учреждений.
Поэтому предложенный вариант инструкции рекомендован в качестве базового для руководителей предприятий, учреждений и организаций промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, здравоохранения, культурнодосуговой сферы, торговли и потребительского рынка, физической культуры и спорта, жилищно-комунального хозяйства, санаторно-курортного комплекса — как по структуре, так и по содержанию.
Вопросы антитеррористической защиты объектов, решение которых требует учета специфики конкретных сфер деятельности, изложены далее по тексту издания.
Материалы, размещенные в брошюре, носят рекомендательный характер, отражают позицию аппарата Национального антитеррористического комитета по вопросам организации антитеррористической деятельности на предприятиях и учреждениях различных форм собственности.
I. Типовая инструкция по организации защиты объектов от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.
1. ВВЕДЕНИЕ
Целью Типовой инструкции является упорядочение деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности объектов. Инструкция подготовлена на основе федерального законодательства, требований законодательства субъекта Российской Федерации, нормативной правовой базы заинтересованных ведомств, а также накопленного практического опыта.
Типовая инструкция предназначена для использования хозяйствующими субъектами в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.
Типовая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов, в т.ч. их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14.04.1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана объектов может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее – наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.
2.1.6. Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
2.1.7. В целях повышения уровня защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.
2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.
2.1.9. Руководитель объекта обязан: — организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест, разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО; — организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны); — обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования; — организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов; — обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО; — совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; — проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
2.1.10. Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Типовой инструкции.
В них сотруднику охраны определяются: — место несения службы; — задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение; — порядок приема и сдачи поста, его особенности; — список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками; — порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта; — порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта; — порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт; — порядок проверки исправности ТСО и связи; — порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта; — порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта; — порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел; — порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы; — порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий; — порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима; — время и место приема пищи.
2.1.11. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда). 2.1.12. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию: — должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта; — инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму; — инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях; — правила пользования техническими средствами охраны; — журнал приема и сдачи дежурства; — журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»; — журнал регистрации посетителей; — журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта; — другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта. 9 В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.
2.2. Организация службы по охране объектов
2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают: — пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией; — охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции; — реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации; — пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект; — участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта. Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел.
2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объектов в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право: — знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны; — проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО; — получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов; — давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава. Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.
2.2.6. Органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постоянно действующей рабочей группой по обеспечению антитеррористической защищенности объектов промышленности Антитеррористической комиссии области), в соответствии с планами-заданиями периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит: — проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта; — проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора; — контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на КПП; — сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану; — принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей; — участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва; — прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
— руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;
— правила внутриобъектового режима;
— структуру предприятия и режим работы его подразделений;
— образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
— порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях;
— правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;
— места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;
— правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
— порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
— правила техники безопасности и производственной санитарии; — расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:
а) При приеме (сдаче) дежурства: — совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов.
При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу); — ознакомиться с имеющимися инструкциями; — уточнить систему экстренного вызова милиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи; — принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи; — с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
б) Во время дежурства: — осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей; — обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда; — контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения.
В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть милиции и руководству учреждения; — осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо; — вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения – кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В этом журнале могут делаться отметки о приеме и сдаче дежурства.
Кроме того, во время дежурства сотрудники охраны совместно с представителями администрации объекта осуществляют: — контроль обстановки в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях; — инструктаж работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов; — содействие правоохранительным органам при проведении ими оперативнорозыскных мероприятий на территории учреждения.
2.3.4. Сотруднику охраны запрещается: — оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены.; — принимать от любых лиц какие-либо предметы; — передавать или предъявлять кому бы то ни было табельное оружие, за исключением прямых начальников; — допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме; — самостоятельно сдавать под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта; — сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера; — разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.
2.3.5. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи. После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда милиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию. Персонал объекта по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
3. РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:
— положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
— план охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ и МЧС);
— инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны.);
— инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
— должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);
— паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным подразделением МЧС);
— противодиверсионный (антитеррористический) паспорт объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ);
— схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
— план обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
— перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
— функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения).
4. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ ОБЪЕКТА
Инженерно-техническое укрепление объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам. Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения. В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России. Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта
4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.
4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра.
Если такие здания одноэтажные, на них следует устанавливать дополнительное ограждение. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах — противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.
4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении. Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки. Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
4.3. Контрольно-пропускной пункт
4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.
Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.
4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
4.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
4.3.6 В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:
— помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
— камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
— комнату досмотра;
— помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
4.4. Дверные конструкции
4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта. Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию. Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения. При установке защитного остекления (решетки, ставни, жалюзи и др.) силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
5.1. Защита периметра территории и открытых площадок
5.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.
5.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной. В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.
5.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
5.1.4. Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта.
Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования. Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.
5.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме «Самоохраны».
5.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).
5.1.9. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
5.2. Защита здания, помещений
5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.3. Защита персонала и посетителей объекта
5.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами. Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения”. Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.
5.3.2. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:
— на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
— у центрального входа и запасных выходах в здание;
— на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах); — в кабинетах руководства организации;
— в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. На объекте телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать: — периметр территории; — КПП; — главный и служебные входы; — другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.
6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК.
При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории. Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.
7. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
7.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать: — подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; — трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться: — включением аварийного освещения; — передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах); — включением световых указателей направления и путей эвакуации; — дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА СИСТЕМОЙ ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1. 046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).
8.3. В состав охранного освещения должны входить: — осветительные приборы; — кабельные и проводные сети; — аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости, — и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
Любая компания ежедневно подвергается рискам — правовым, репутационным, экономическим и программным. Их — десятки. Они могут быть незначительными — из-за мелких оплошностей и недосмотра персонала (не отправили вовремя договор или не подписали документы). А могут быть и довольно серьёзными — утечка баз данных, материальные и репутационные потери и даже разорение предприятия.
Какой бы ни была угроза, её необходимо своевременно выявить, а лучше — предотвратить на корню. Необходимо иметь понимание: откуда и какой опасности можно ожидать, какие действия или бездействия являются рискованными и чего такие риски могут стоить.
Какими бывают корпоративные угрозы
Корпоративные угрозы можно разделить на несколько видов (таблица 1).
Таблица 1. Виды корпоративных угроз
Виды угроз |
Источники угроз |
|
В зависимости от места возникновения |
||
Внутренние угрозы |
Некачественный отбор персонала. Нарушение сотрудниками правил трудового распорядка. Действия сотрудников, причиняющие предприятию материальный и (или) репарационный ущерб. |
|
Внешние угрозы |
Действия рейдерских компаний или отдельных лиц, направленные на захват управления или имущества компании. Действия конкурентов, направленные на подрыв репутации компании, кражу интеллектуальной собственности, коммерческой тайны. Экономический террор по отношению к компании. Поступки физических лиц, вызванные личной неприязнью к компании, её руководству или персоналу, нацеленные на подрыв репутации компании и (или) порчу имущества. Незаконные действия госорганов и силовых структур. |
|
В зависимости от фактора воздействия |
||
Экономические |
Объективные |
Возникают по причинам экономических кризисов, инфляции, санкций. |
Преднамеренные |
Могут возникнуть ввиду мошеннических действий, недобросовестной конкуренции, демпинга, промышленного шпионажа. |
|
Юридические |
Целенаправленные |
Заведомо неправильное оформление документов. |
Субъективные |
Возникают из-за правовой неосведомлённости. |
|
Информационные |
Преднамеренные |
Связаны с разглашением, использованием, искажением или уничтожением конфиденциальной информации, порчей используемого для приёма и хранения данных оборудования. |
Непреднамеренные |
Ошибки при разработке ПО, халатность сотрудников, отказ техники |
|
Физические |
Непреднамеренные |
Связаны техногенными авариями и природными явлениями. |
Преднамеренные |
Взломы, кражи, непреднамеренное проникновение на территорию и т.п. |
Кроме этого, угрозы можно классифицировать по уровню допустимости — на реальные и потенциальные.
Справка! Потенциальная угроза — это опасность «в зачатке», формирование предпосылок к возможному нанесению вреда. Реальные угрозы представляют собой окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда недостаёт одного или нескольких условий. Вероятность реальной угрозы можно подсчитать исходя из теистических данных, с помощью экспертных методов, методами группового SWOT-анализа.
Руководитель компании для каждой обнаруженной угрозы должен просчитать уровень возможных потерь в материальном или денежном выражении.
Как обеспечить безопасность организации: 10 принципов
Защитным «куполом» от внешних и внутренних угроз для компании станет комплекс мер по обеспечению корпоративной безопасности.
Система безопасности должна быть уникальной для каждой компании, что во многом зависит от рода деятельности. Но есть общие принципы, которые можно взять за основу.
Итак, система безопасности должна быть:
- Комплексной. Руководство должно учесть все потенциальные угрозы.
- Целесообразной. Расходы на безопасность нужно сопоставить с размерами потенциального ущерба
- Постоянной. Цикл защиты должны работать непрерывно по цепочке: планирование — тестирование — внедрение — совершенствование — планирование.
- Своевременной. Каждое мероприятие по созданию безопасности должно быть направлено на предупреждение возможных угроз и содержать алгоритмы по недопущению посягательств на ценности компании.
- Специализированной. Для работы с системой следует использовать специально обученных и подготовленных специалистов.
- Заменяемой. Способы защиты рекомендуется дублировать, чтобы иметь запасной вариант в случае выпадения одного из звеньев системы безопасности.
- Централизованной. Система безопасности компании должна функционировать в соответствии с общими утверждёнными принципами и контролироваться руководителем организации.
- Плановой. Защита должна укрепляться в соответствии с планами, разработанными для каждого подразделения, отдела, отдельных сотрудников компании.
- Законной. Безопасность компании должна обеспечиваться в рамках действующего законодательства.
- Прогрессивной. Средства и меры защиты нужно постоянно совершенствовать и дополнять, следить за выходом поправок в законах и методиках, техническими новинками.
Строим систему безопасности: с чего начать
Прежде всего проведите аудит процессов компании и выделите те из них, которые требуют защиты. По итогу аудита нужно составить список слабых мест, конфиденциальных данных компании, отделов, где они используются и допущенных к ним лиц. Также проанализируйте, случались ли ошибки, утечки сведений, и когда это было в последний раз. Не обойдётся без мелких нарушений и оплошностей со стороны сотрудников. Это вполне рабочие моменты, но нужно подумать о том, как их предотвратить или свести к минимуму. Для слабых мест нужно просчитать вероятность наступления негативных моментов (сбои работы систем, проникновения на территорию, кражи данных и т.п.) и размер возможного ущерба, который может понести компания.
Далее можно придерживаться несложного пошагового алгоритма
1. В зависимости от слабых мест и угроз, характерных для конкретной сферы деятельности определите цели и задачи системы безопасности. К примеру, для IT-компаний в приоритете защита от утечек информации, если компания реализует смартфоны или ювелирные изделия, потребуется предотвратить возможные вторжения и внутренние кражи.
2. Разработайте «Политику безопасности предприятия». Это основной документ, необходимый для защиты от угроз. В него можно включить:
- описание потенциально опасных ситуаций;
- описание система безопасности компании и её задач;
- методы оценки состояния безопасности;
- материально-техническую базу;
- меры по реализации основных положений концепции безопасности и контроля.
«Политика безопасности» подписывается руководителем компании.
3. Назначьте ответственных или сформируйте отдел. Курировать такие вопросы и заниматься разработкой охранных мероприятий может непосредственно руководитель организации. Если компания небольшая, можно доверить такую работу отдельному сотруднику. Для крупного предприятия целесообразно создать службу безопасности с привлечением обученных специалистов или передать такую функцию на аутсорсинг.
Совет! При разработке стратегии руководствуйтесь принципом рациональной достаточности и адекватности действий. Расходы на обеспечение безопасности не должны превышать сумму возможных потерь в случае возникновения негативных ситуаций.
4. И снова — аудит. Но на этот раз будем проверять на прочность саму систему безопасности. Такие проверки бывают двух видов — внутренние и внешние (таблица 2)
Таблица 2. Особенности аудита службы безопасности
Виды аудита |
Цели аудита |
Объекты аудита |
Внутренний аудит |
Проводится для выявления и исправления ошибок службы безопасности и защиты от потенциальных рисков, вызванных некомпетентностью работников службы, их недостаточным взаимодействием с другими подразделениями. |
Проверяют:
|
Внешний аудит |
Комплекс мер направлен на проверку эффективности реакции на угрозы извне. |
Проверяют:
|
Для проверки службы безопасности можно привлечь сторонних специалистов, в частности, это целесообразно для внешнего аудита. По завершении проверки составляется отчёт. В нём прописываются слабые места службы безопасности, которые необходимо устранить.
В 2021 году охранная система каждого более или менее крупного бизнеса должна быть не только физической, ведь сегодня угрозы корпоративной безопасности могут принимать практически любой, даже самый простецкий вид. Повсеместная глобализация принесла огромное количество преимуществ, но с повальным развитием технологий у предпринимателей появилось множество проблем, касающихся защиты информации. Человек, сумевший добраться до сведений о своих конкурентах, получает мощный перевес для работы на рынке, тем самым превращаясь в настоящего монополиста. Именно поэтому абсолютно каждой организации следует надежно хранить свои данные, предваряя все попытки несанкционированного вторжения.
Что значит комплексная безопасность компании
Нетрудно догадаться, что в современных реалиях вопросы, связанные с охраной тех или иных особо важных данных, выдвигаются перед каждым предприятием, вне зависимости от вида осуществляемой деятельности, организационно-правовой формы и места, занимаемого в отрасли. Всевозможные утечки, связанные, например, с документацией, способны нанести непоправимый ущерб интересам фирмы, в том числе и благодаря усилению позиций конкурентов. К счастью, в 2021 году владельцы разных типов бизнеса могут оперировать целыми перечнями различных средств и систем, не допускающих утечки важной информации.
Сегодня под термином о корпоративной безопасности подразумевается понятие о целом комплексе различных мероприятий, нацеленных на повсеместную протекцию экономических, технических и юридических выгод какой-либо организации. Причем абсолютно все меры внедряются в структуры корпорации пошагово, в соответствии с этапами изначально проработанного и продуманного плана. Выполнить все операции наскоком и рядом быстрых решений не получится: в современных реалиях высокие заборы и охранные посты не представляют собой особой проблемы для злоумышленников. Нынешние бизнесмены борются буквально за каждого клиента, и любая утечка способна решить исход рыночной коммерческой битвы.
Внешние и внутренние угрозы корпоративной безопасности компании
К числу самых популярных проблем, с которыми сталкиваются владельцы бизнеса, не позаботившиеся о должной протекции наличествующих сведений, относятся:
- действия нечистых на руку конкурентов;
- финансовый шантаж;
- незаконные влияния со стороны сотрудников государственных учреждений;
- умышленные кражи, взломы, вторжения;
- случаи некомпетентности сотрудников;
- мошенничество и ситуации, связанные с намеренным непогашением кредитов;
- и т. д.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Политика безопасности компании как составляющая нормативного регулирования
Нетрудно догадаться, что в основе любой крупной организации лежит ряд правоприменительных регламентов, расширяемых и сжимаемых в зависимости от сферы деятельности и размеров предприятия. В рамках присутствующих, функционирующих внутри фирмы положений, в обязательном порядке прописываются меры различной протекции как физической, так и технической или информационной. Причем человек, составляющий своды подобных правил, в обязательном порядке опирается на действующее законодательство.
10 принципов обеспечения безопасности компании
К счастью, в 2021 году бизнесмены могут опираться на выкладки, полученные благодаря анализу деятельности каких-либо других организаций. Специалисты, много лет работающие в сфере СБ, сумели выработать перечень основных, принципиальных моментов, по которым осуществляется протекция любого более или менее успешного бренда:
- комплексность;
- своевременность;
- непрерывность;
- законность;
- плановость;
- целесообразность;
- дублирование;
- специализация;
- совершенствование;
- централизация.
Под каждым из этих терминов скрывается особо важный момент, обязательно принимаемый во внимание во время построения надежной охранной системы в рамках какой-либо фирмы.
Создание эффективной службы безопасности компании: пошаговая инструкция
Как уже говорилось ранее, сегодня владельцу бизнеса не нужно самостоятельно сидеть над планом по проработке структур СБ на своем предприятии. Все выкладки давно написаны компетентными людьми — осталось только продумать способ их внедрения.
Шаг 1. Выбор цели
Поиск явных, неявных и криминальных угроз, с последующими выводами о том, как можно их избежать.
Шаг 2. Постановка целей
Расстановка приоритетов и делегирование некоторых секторов общей задачи отдельным специалистам. Анализ ситуаций, в рамках которых беда уже случилась, с полным исследованием всех возможных последствий.
Шаг 3. Формирование отдела
Максимально приемлемый состав СБ на небольшом предприятии, должен включать в себя трех сотрудников — управляющего, заместителя и аудитора. На иные должности у маленькой компании попросту не хватит средств. Это важный этап системы обеспечения корпоративной безопасности.
Шаг 4. Расчет бюджета
СБ — это структура, не приносящая доходов, но напрямую влияющая на количество всяческих убытков. По статистике, на годовое содержание подобного отдела требуется не менее 3 млн рублей.
Шаг 5. Поиск профессионалов
Учет послужных списков, компетенций, знаний и навыков каждого приглашаемого на работу человека. Желательно отдать предпочтение специалистам, ранее трудившимся в МВД, ФСБ, ФСКН и ФСО.
Объекты ОБ
К числу таковых относятся:
- различные бизнес-процессы;
- руководство корпорации и ее персонал;
- активы и финансовые средства;
- товарно-материальные ценности;
- технологические выкладки;
- информационные ресурсы;
- репутация, имидж и так далее.
Именно по этим направлениям работают классические СБ всевозможных профильных организаций.
Субъекты ОБ
Рассмотрение корпоративной безопасности как системного явления производится с учетом следующих переменных:
- руководящий состав;
- отдельно нанятый сотрудник;
- совещательные органы;
- внешняя команда иного юридического лица;
- собственная группа СБ.
Нетрудно догадаться, что в рамках той или другой компании могут функционировать и смешанные варианты, включающие в себя несколько вышеупомянутых аспектов.
Новая парадигма ответственности
Как уже говорилось ранее, в 2021 году абсолютно каждое предприятие должно заботиться о сохранении собственных тайн, технологических карт, сертификатов, сведений и информационных свидетельств. Сегодня к защитным модулям выдвигаются чрезвычайно высокие требования, касающиеся, в том числе и необходимости в комплексном, повсеместном подходе.
Служба безопасности не справится
Чтобы не столкнуться с ситуацией, в рамках которой нанятые мастера попросту не сумели выполнить свои непосредственные обязанности, руководитель должен:
- Обучить обнаружению критических событий.
- Научить анализу тех или иных угроз.
- Рассказать о методах противостояния.
- Ввести должностные стандарты и регламенты.
- Проработать пошаговые инструкции.
Что больше всего мешает выстраивать систему
Сегодня в числе общеизвестных выкладок присутствует целых пять основных фактов, встающих на пути в виде препятствий у каждого бизнесмена, реализующего комплекс мер по протекции предприятия от внешних и внутренних угроз:
- низкая квалификация в профильной отрасли;
- нехватка профессионалов;
- чрезмерная экономия на сопутствующей отрасли;
- страх потери, казалось бы, нужных специалистов.
Избавившись от представленных проблем, руководитель без особого труда займется операциями по повышению эффективности вверенной ему СБ.
Какие задачи стоят перед новообразованной службой
Нетрудно догадаться, что практически все основные дела только что созданной структуры безопасности должны пролегать в двух плоскостях:
- защита любой информации, представляющей интерес для фирмы;
- предотвращение случаев утечки данных в сторону конкурентов;
- обеспечение стабильного операционного функционирования бренда;
- развитие кадрового состава, увеличение числа мастеров своего дела;
- протекция от нападок со стороны партнеров и так далее.
Абсолютно все перечисленные аспекты в обязательном порядке разбиваются на множества шагов, с последующей их тщательной, внимательной и аккуратной проработкой.
Принципы обеспечения безопасности в компании
К числу таковых относятся:
- создание нормативной отчетности;
- установление брендовой политики;
- оформление инструкций по реагированию на разные ситуации;
- непрерывность и комплексность подхода;
- повсеместная координация;
- адресация управления персоналам.
Сюда входят такие принципиальные моменты, как экономность, прозрачность и открытость всех образуемых структур. Причем один из самых важных этапов заключается именно в приобретении профильного программного обеспечения, позволяющего структурировать все имеющиеся на предприятии информационные выкладки.
Шпаргалка распознавания угроз
Общие рекомендации, выдаваемые персоналу новообразованной СБ, имеют приблизительно такой вид:
- всесторонний подход к каждой ситуации;
- действие по минимальному набору документации;
- применение средств обнаружения и профилактики;
- тщательный и внимательный подбор членов команды;
- развитие лояльности специалистов;
- использование безопасного, надежного ПО.
Подобные советы в обязательном порядке отражаются в нормативных, правоприменительных и внутрикорпоративных инструкциях компании.
Международные организации, предоставляющие услуги по аутсорсинговому обслуживанию в области корпоративной безопасности
Сегодня в сети можно найти огромное количество порталов, рассказывающих о тех или иных брендах, функционирование которых лежит исключительно в плоскости построения модулей СБ. К числу самых надежных предприятий подобного толка относятся:
- ControlRisks;
- Kroll;
- GPW LTD;
- Hartsecurity;
- G4S и так далее.
Профильных брендов, предлагающих аналогичные услуги в рамках общего коммерческого рынка, на самом деле очень много. Однако перечисленные организации обладают непререкаемым авторитетом однозначных лидеров для всей сферы в целом. Их клиенты — это крупные корпорации, индивидуальные предприниматели и небольшие юридические лица, официально зарегистрированные на территории различных стран.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Задачи систем КБ
К перечню таковых относятся:
- создание условий для нормальной работы;
- предотвращение всевозможных инцидентов;
- минимизация рисков;
- защита законных структур бизнеса;
- протекция информационных выкладок;
- проведение охранных мероприятий и так далее.
Принципы построения, процессы и направления корпоративной безопасности предприятия в обязательном порядке направляются как во внутреннюю, так и во внешнюю сторону деятельности фирмы. Причем немаловажную роль играет факт использования персоналом какого-либо профессионального или непрофессионального программного обеспечения.
От качества и степени надежности софта зависят случаи утечки нужных данных, и именно поэтому владельцу бизнеса следует подумать о покупке по-настоящему стоящего своих денег ПО.
Для эффективного функционирования и автоматизации различных бизнес-процессов подходит софт от «Клеверенс», который позволяет не только быстро и безопасно проводить все операции, но и помогает повысить эффективность работы предприятия в целом.
Основные виды угроз интересам компании
К числу таковых относятся:
- конкуренция;
- человеческий фактор;
- деятельность государственных органов;
- организованная преступность;
- техногенные и природные катастрофы.
Сотрудники обязаны иметь достойный ответ на проблему любого характера.
Функционирование СБ осуществляется на принятии во внимание следующих принципов:
- комплексность;
- своевременность;
- плановость;
- централизация;
- кооперация;
- законность;
- активность и так далее.
Средства обеспечения протекции
Могут быть техническими, организационными, информационными, финансовыми, правовыми, кадровыми и интеллектуальными.
Подсистемы охранительных структур
К числу таковых относятся следующие разновидности модулей безопасности:
- информационная;
- кадровая;
- физическая;
- личная;
- территориальная;
- правовая и пр.
Причем с любым из перечисленных аспектов должен взаимодействовать отдельный специалист, обладающий соответствующими компетенциями.
Способы функционирования СБ
Основы, риски и задачи корпоративной безопасности организации при проработке инструкций должны учитывать следующий набор методик:
- изменение местоположения;
- устранение объекта опасности;
- маскировка настоящего положения дел;
- активация охранных структур.
Нетрудно догадаться, что на каждый регламент пишется собственная пошаговая инструкция, шаги которой проанализированы заранее.
Служба безопасности компании
Как уже говорилось ранее, в небольших организациях сопутствующий отдел должен состоять из, максимум, трех людей — управленца, заместителя и аналитика. В рамках более крупных компаний ячейка расширяется соответственно габаритам и конфигурации бизнеса.
Подготовка к созданию служб, департаментов, руководителей и отделов комплексной корпоративной безопасности
Здесь основную роль играет плановый подход — предварительное оформление всех будущих шагов. После создания определенной нормативной документации ответственный человек должен неукоснительно следовать заранее созданной схеме действий. Нетрудно догадаться, что основной момент заключается, в том числе и в проработке внутриполитических стандартов для всей фирмы в целом. Заниматься подобными операциями должен сотрудник, спокойной обращающийся с текущими разделами законодательства Российской Федерации. Даже у небольшой фирмы на содержание СБ уходит порядка 3 000 000 рублей в год. Именно поэтому цена ошибки велика, так как данные активы направлены не на увеличение прибыли, а на снижение возможных расходов.
Особенность построения охранительных служб в условиях экономического кризиса
В 2021 году бизнесу пришлось столкнуться со множеством проблем, касающихся международной пандемии и предпосылок надвигающегося финансового упадка. Добиться немалых успехов в деле создания эффективной и оптимальной протекции сегодня можно только с использованием следующих принципов:
- определение направлений, оставляемых на аутсорсинг;
- привлечение сотрудников непрофильных отделов к антикризисным процессам;
- внутрикорпоративные расследования;
- вычисление ненадежных партнеров и контрагентов;
- внесение изменений в общие концепции и так далее.
Модернизации должна подвергаться, в том числе и политика обеспечения безопасности на корпоративных мероприятиях.
Количество показов: 13816
Почти каждое предприятие имеет службу безопасности, но мало кто понимает, какие задачи перед ней необходимо ставить. Выработанная стратегия защиты и работа на опережение помогают более эффективно отражать внешние и внутренние угрозы.
Угрозы
Задачи, которые ставятся руководством компании в сфере безопасности, связываются с объектами защиты, а не с общим пониманием рисков, характерных для поверхностного подхода к разработке стратегии. При этом любые новые организационные меры, направленные на повышение уровня защиты, встречают неприятие сотрудников и менеджмента, рассматривающих их как ненужные ограничения и помехи в течении бизнес-процессов.
Крупные компании давно выстроили комплексную систему безопасности на всех уровнях – от информационного до экономического.
Небольшие ограничиваются минимумом усилий, неся при этом существенные убытки. Общая система рисков выглядит так:
1. Риски бизнеса. Это угроза репутации, черный пиар с точки зрения внешних взаимодействий или инвестиции, новые разработки, которые могут быть неуспешными с точки зрения внутренних задач.
2. Информационные риски. Это утечки информации, угроза ее целостности, подмена, затрудненный доступ к данным, сервисам и приложениям.
3. Риски персонала. Это текучка кадров, переманивание ценных сотрудников конкурентами, задача по охране труда, снижению травматизма и заболеваемости на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда.
4. Инфраструктурные риски. Это поломка или выход из строя оборудования, аварии, проблемы на опасных производственных объектах, загрязнение природной среды выбросами предприятия.
5. Финансовые риски. Это кражи, ущерб, убытки, штрафы, проигрыши в судах.
С этими проблемами сталкивается каждая компания. Опираясь на их понимание, вырабатывается схема компонентов корпоративной безопасности:
- Информационная безопасность.
- Экономическая безопасность, задачей которой становится предотвращение утечек средств из компании.
- Правовая безопасность. В ее рамках компания защищается от неправомерных действий сотрудников и конкурентов, предотвращает подлоги и мошенничество, взаимодействует с проверяющими и правоохранительными органами.
- Кадровая безопасность. Здесь решаются задачи по защите жизни и здоровья сотрудника, предотвращению «утечки мозгов».
- Имущественная безопасность, в рамках которой защите подлежат принадлежащие компании помещения, объекты инфраструктуры, оборудование.
- Риск-менеджмент. Здесь защищаться необходимо от неэффективных инвестиций, ненадежных поставщиков.
- Репутационная безопасность.
Очевидно, что со всеми этими задачами не может справиться исключительно СБ.
Как выстроить систему корпоративной безопасности
Помимо службы безопасности, комплексные задачи защиты предприятия от внутренних и внешних угроз решает высший и средний менеджмент, финансовая дирекция, служба внутреннего контроля, КРУ, юридическое подразделение, службы персонала и ИТ. Возникает необходимость выстраивания их эффективного взаимодействия.
Требуется выработать механизм борьбы с угрозами, состоящий из этапов:
1. Обнаружение. Сотрудники предприятия должны выработать механизм обнаружения угрозы таким образом, чтобы не возникло ложных срабатываний. Так, для ИТ-специалиста решением задачи станет настройка системы мониторинга ИТ-инфраструктуры, оповещающая о вторжениях, для внутреннего аудита – отклонение в результатах финансово-хозяйственной деятельности, отличающееся от обычных значений сезонных или иных колебаний. Например, когда пик продаж сельхозтоплива приходится не на начало посевной кампании, а на ее середину, возникает ситуация, в которой отклонение выглядит неестественным.
2. Анализ. Сотрудник должен предвидеть возможность угрозы, оценивать масштаб, находить источники и меры реагирования своими силами или с привлечением причастных подразделений.
3. Противостояние. Для каждого типа угроз должна быть разработана собственная политика или инструкция, позволяющая быстро принять меры самостоятельно, выбрать подходящее из дерева решений.
4. Регламентация. Все этапы работы с угрозами внутренней безопасности предприятия должны быть регламентированы в четких инструкциях, принятых на уровне руководства компании.
Все эти задачи не должны становиться самоцелью. Выявление угроз и реакция на них не могут быть основными задачами подразделений, чья деятельность связана с иными бизнес-процессами.
Основные проблемы
При выстраивании системы внутренней безопасности необходимо понимать сложности, мешающие сделать ее эффективной:
- Отсутствие понимания реальности угрозы. Компания не осознает опасности, даже когда ее активы уже заинтересовали хакеров, конкурентов или рейдеров.
- Низкий уровень подготовки специалистов. Профессионала в сфере корпоративной безопасности невозможно подготовить на курсах, ему требуется длительная практическая школа. Но чем больше трудовой стаж специалиста, тем менее доступны по цене его услуги небольшим компаниям.
- Стремление к экономии. Если оно проявляется в сфере безопасности, убытки могут стать существенно большими, чем возможные издержки.
- Корпоративная культура. Организации со свободным и неформальным стилем общения, проектным типом работы часто боятся растерять ценный персонал, вводя дополнительные ограничения.
Невозможно найти эффективное решение в каждой ситуации, все зависит от типа угроз и руководства, на чьи плечи ложится груз принятия решения.
Задачи СБ и принципы ее работы
Тип предприятия определяет функции службы безопасности, созданной из профессионалов, ранее работавших в этой сфере, но основные ее задачи не изменяются в зависимости от структуры организации:
- обеспечение информационной безопасности на всех уровнях, установление и поддержание режима коммерческой тайны;
- защита компании в конкурентной борьбе;
- обеспечение устойчивости работы компании и стабильности бизнес-процессов;
- работа с кадрами;
- проверка добросовестности клиентов и партнеров;
- взаимодействие с государственными органами;
- обеспечение сохранности финансов.
Решение этих задач основывается на следовании общим принципам работы с рисками подразделений, не только решающих проблемы безопасности, но и занятых исключительно вопросами бизнеса. Необходимо:
- организовать работу с информационными потоками таким образом, чтобы СБ всегда понимала, где сведения находятся и с данными какой степени конфиденциальности может работать каждый сотрудник;
- регламентировать действия. Все действия сотрудников, связанные с рисками и угрозами, должны быть описаны в методиках и политиках. Их нарушение дает возможность привлечь работников к дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности при условии, что они были должным образом ознакомлены с регламентирующими документами;
- обеспечить анализ каждого инцидента и подготовку выводов по его результатам. В компании желательно иметь общую базу знаний по ситуациям, связанным с рисками. Даже если доступ к ней будут иметь только уполномоченные сотрудники, она даст возможность не решать задачу заново каждый раз, а обеспечит преемственность методик. Анализ и выработанные рекомендации помогут справиться с рисками даже тогда, когда участников предыдущего инцидента уже уволили;
- добиться системности в обеспечении безопасности на всех уровнях. Для этого необходимо максимально автоматизировать все процессы управления, внедрить CRM-системы с настройками, обеспечивающими не только ручной, но и программный контроль отклонений, уведомляющими об инцидентах. Это поможет решить задачу выведения управления всеми процессами безопасности в одном месте;
- обеспечить непрерывность процессов контроля и мониторинга. Изучение текущей ситуации должно вестись в постоянном режиме, а не только при столкновении с очередным происшествием. Также непрерывно должно идти изучение внешней и внутренней среды, прогнозирование рисков, выработка возможных ходов по их нейтрализации;
- добиться получения наибольшего результата при наименьших вложениях. Экономичность решения не исключает его эффективности. Технические меры, такие как камеры слежения и отслеживающие действия сотрудников программы, эффективны, но организационные и разъяснительные меры превентивного характера дают не меньший результат;
- обеспечить координацию всех сотрудников и подразделений предприятия, решающих вопросы безопасности. Регламенты и должностные инструкции с подробным описанием функций снимут риск конфликта интересов;
- добиться полной прозрачности решений в сфере безопасности, объяснения их необходимости всем причастным. Это поднимет общую мотивацию.
Профессиональная работа с рисками, построенная на единой стратегии, системности, использовании современных программных средств, поможет защитить компанию от большинства из них и увеличить ее конкурентоспособность.
16.01.2020
Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Работодателю важно нанять ответственного и грамотного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные качества, а также знак того, что компания серьезно подходит к выбору сотрудников.
Что такое проверка при приеме на работу
Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.
При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:
- Формальная проверка документов. Включает сверку данных, предоставленных о себе соискателем, с подтверждающими документами, проверку подлинности предъявленных документов. Не секрет, что диплом престижного вуза, к примеру, можно не только получить после нескольких лет обучения, но и купить в переходе метро.
- Тестирование. Хороший способ для массовой проверки личных и профессиональных качеств большого количества людей. Результаты тестирования обрабатываются быстро, и с их помощью можно составить представление о каждом кандидате. Такая проверка эффективна в сочетании с последующим собеседованием с каждым кандидатом.
РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.
- Собеседование. На нем оценивается внешний вид специалиста, его манера общения и поведения, профессиональные навыки. Представитель кадровой службы или непосредственно будущий руководитель кандидата интересуется его успехами на предыдущем месте работы, предлагает ситуации для обсуждения, чтобы оценить уровень его квалификации. Беседа может строиться по разным сценариям. Например, работодатель может устроить стресс-собеседование, чтобы проверить, как кандидат поведет себя в ситуации моральной агрессии.
- Проверка специфическими методами, например с помощью полиграфа (бытовое название — детектор лжи). Этот метод обязательно используется силовыми ведомствами, например МВД и ФСБ (это прямо разрешено ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ и приказом Минюста от 16.04.2013 № 51). Проверять на полиграфе могут и другие организации, но только с письменного согласия самого работника. Кроме того, при составлении списка вопросов нужно учитывать положения ст. 64 ТК РФ, которая запрещает дискриминацию при трудоустройстве по половому, расовому, национальному, возрастному и религиозному признаку.
- Запрос документов у других организаций или государственных органов. Работодатель может потребовать от соискателя рекомендации с предыдущих мест работы, справки из медицинских учреждений или сведения об отсутствии судимости.
Важно! При трудоустройстве в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов кандидат обязан представить справку об отсутствии судимости, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ устанавливает запрет для лиц с судимостью на работу в данных организациях.
Учтите, что руководство с предыдущего места работы соискателя не имеет права представлять информацию о нем без его письменного согласия на это (ст. 88 ТК РФ, ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Если вам важно получить сведения о том, как трудился раньше кандидат, лучше попросить его представить рекомендательное письмо с предыдущего места работы.
Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.
Проверка службой безопасности при приеме на работу
Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.
Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.
Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:
- Судимости и наличии административных правонарушений. Много штрафов от ГИБДД — признак того, что сотрудника не стоит брать на должность водителя.
- Предыдущих местах работы. При этом важны не только причины увольнения, ведь в трудовой книжке может стоять запись об увольнении по собственному желанию, однако в приватной беседе предыдущий работодатель может пожаловаться на некомпетентность работника или даже мелкие проступки. Служба безопасности проверяет род деятельности предыдущего работодателя и наличие у кандидата связей с конкурирующими компаниями.
- Медицинских заболеваниях и зависимости от спиртного или наркотиков.
- Кредитной истории. Большое количество кредитов, тем более просроченных, — признак того, что соискателю не стоит доверять работу с материальными ценностями.
- Семье работника. Даже если сам работник кристально чист и честен, его близкие родственники могут представлять опосредованную угрозу компании: ради родителей с неблагоприятной кредитной историей или сына, попавшего в дурную компанию и совершившего правонарушение, работник может и сам преступить закон.
Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.
Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.
Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.
Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.
Подробнее об оформлении трудовых отношений при приеме на работу читайте в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.
Как уволить сотрудника, не прошедшего проверку службы безопасности, во время испытательного срока, читайте в статье «Порядок увольнения на испытательном сроке (нюансы)».
Итоги
Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.