Рекомендации руководству методической службы

      Рекомендации по организации методической работы с педагогами

                 (автор – Каликина Е.А.)

Цели, задачи, функции и направления деятельности

методической работы дополнительного общеобразовательного учреждения

         Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для обеспечения качества образования.

           Основные функции методической работы:

— восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);

компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке учителей);

коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки учителей);

адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);

развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);

опережающая (профессиональная подготовка педагогов с учетом прогнозов развития системы образования).

Содержанием методической работы являются:

              — совершенствование образовательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);

              — повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных образовательных и информационных технологий;

              — разработка учебно-методической документации;

              — организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;

              — технологическое обеспечение образовательного процесса;

              — организация работы педагогов по самообразованию;

              — выявление, обобщение и распространение эффективного опыта работы педагогов;

              — проведение профессиональных смотров, конкурсов;

              — аттестация педагогических работников.

Основные направления деятельности

Организационно-

методическая деятельность

Учебно-методическая

работа

Научно-методическая

работа

Инновационно-

методическая работа

— Организация системы МР

— планирование работы на диагностической основе;

— методическое обеспечение индивидуальной и коллективной педагогической деятельности;

— определение путей решения педагогических проблем и затруднений;

— организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических работников;

— работа по изучению, обобщению и распространению ППО;

— работа МС;

— контроль за МР;

— разработка  локальных нормативных документов;

— стимулирование труда педагогов.

— оперативное реагирование

 на запросы педагогов;

— написание методических рекомендаций, памяток и т.д.;

— отслеживание результатов образовательного процесса;

— методическое сопровождение  работы по самообразованию;

 — мониторинг профессиональной

успешности педагогов.

— непрерывное изучение

достижений педагогической науки;

— усвоение научных методов диагностики

Образовательного процесса и формирование у учителей умения

анализировать свою педагогическую деятельность;

-совершенствование видов и форм  диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;

— методическое сопровождение хода  экспериментальной

 и инновационной деятельности в рамках учреждения

образования;

— публикации в периодической

печати;

— сотрудничество с учреждениями высшего образования;

— организация работы научного общества  учащихся;

— и др.

— внедрение в практику

прогрессивных управленческих и образовательных

технологий;

— разработка и защита

педагогических проектов;

— разработка инновационных  карт, инновационного

педагогического поля учебного заведения, создание

банка педагогических

инноваций.

Подходы к организации методической работы

Ø проблемно-диагностический;

Ø личностно-ориентированный;

Ø планирование работы по вертикали, снизу вверх (встречное планирование);

Ø стимулирование педагогов в процессе и по результатам деятельности;

Ø использование преимуществ микрогрупповой работы;

Ø переход от коллективных форм работы к самообразованию;

Ø реализация принципа педагогической поддержки;

Ø отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений;

Ø делегирование педагогическому самоуправлению наибольших полномочий в интересах повышения качества деятельности;

Ø индивидуализация управленческих действий;

Ø рефлексивность;

Ø многообразие форм подведения итогов.

Составляющие системы методической работы:

Ø анализ состояния и развития педагогических работников по результатам материалов диагностики и мониторинговых исследований;

Ø прогнозирование профессионального роста  педагогов, определение  целей и задач обучения и развития профессионального мастерства;

Ø выбор методической темы (на основании анализа деятельности за прошедший год и проведенной диагностической работы) и определение направлений деятельности учебного заведения по ее реализации;

Ø определение структуры методической работы, исходя из статуса учебного заведения и специфики его деятельности;

Ø определение содержания деятельности (планирование методической работы);

Ø распределение функций управления методической работой;

Ø реализация запланированного;

Ø осуществление контроля за деятельностью методических структур;

Ø стимулирование работы методических формирований и индивидуальной методической деятельности педагогов.  

Формы и виды методической деятельности

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Тематические педсоветы

Научно-практические конференции

Научно-теоретические конференции

Проблемные семинары

Педагогические студии Педагогические мастерские

Мастер-классы

Психолого-педагогические семинары

Лектории

Педагогические чтения

Презентации

Творческие отчеты

Смотры-конкурсы

Педагогические выставки

Аттестация

Панорама открытых уроков

Методические декады

Педагогические мосты

Дни открытых дверей

Конкурсы профессионального мастерства

И др.

Предметные МО.

МО классных руководителей

МО педагогов-воспитателей

МО педагогов социальных

Кафедры

Школа передового пед.опыта

Школа совершенствования педагогического мастерства.

Школа молодого учителя

Творческие группы

Творческие лаборатории

Экспертный совет

Проектные команды

Мастер-классы

Лаборатории

Наставничество

Групповые консультации

Педагогические консилиумы

Диспуты

Дебаты

Деловые игры

Ролевые игры

Методические совещания

И др.

Наставничество

Индивидуальные консультации

Самообразование

Беседы

Анализ педагогических  ситуаций

Индивидуальные открытые

занятия

Персональные творческие выставки

Индивидуальные творческие отчеты

Разработка авторской программы, проекта, модуля

Защита авторской дидактической системы или авторской

методики

Качественные показатели эффективности методической работы.

— уровень адаптации новых специалистов в школе;

— профессиональная компетентность молодых специалистов и рост их методической подготовки в частности;

— осознанная готовность учителей решать общешкольные педагогические задачи;

— стремление педагогов к овладению современными педагогическими технологиями, на которые переводится образовательный процесс в школе;

— качество методического обеспечения образовательного процесса;

— изучение ценного опыта своих коллег;

— постепенный целенаправленный переход от коллективных форм работы к самообразованию;

— участие в  инновационной деятельности;

— инициативность членов педагогического коллектива по решению задач методической службы;

— взаимодействие методических подструктур в решении общешкольных педагогических проблем;

— научно-исследовательская, экспериментальная работа педагогического коллектива;

— педагогическая продукция учителей (создание авторских программ, методик, проектов);

— естественная связь между урочной и внеурочной, классной и внеклассной работой.

Алгоритм анализа методической работы учебного заведения за год:

1. Оценка диагностического характера методической работы.

2. Приоритетные направления деятельности нынешнего года.

3. Планирование методической работы учебного заведения. Единство долгосрочного и краткосрочного планирования.

4. Организация работы с педагогическим коллективом (виды, методы, приемы, формы).

5. Роль и значение методического совета в повышении профессионального уровня педагогов.

6. Деятельность методических формирований по совершенствованию педагогического мастерства учителей.

7. Единство действий всех структур по реализации общешкольной методической темы.

8. Эффективность деятельности по изучению, обобщению и распространению передового  педагогического опыта.

9. Результативность работы учителей по самообразованию.

10. Участие педагогов в инновационных процессах, переход на преподавание по современным технологиям.

11. Экспериментальная и научно-исследовательская работа учителей.

12. Роль методического кабинета учреждения образования в повышении профессионального мастерства учителей.

13. Педагогическая продукция учителей учебного заведения.

14. Аттестация педагогических работников.

15. Эффективность и действенность контроля за методической работой.

16. Стимулирование методической работы.

17. Выводы, предложения по совершенствованию деятельности.

18. Задачи работы на следующий год.

Планирование методической работы учреждения образования

План методической работы учебного заведения – это локальный документ, в котором определены конкретные задачи развития педагогического коллектива за определенный отрезок времени, дан подробный перечень всех практических дел, расположенных в логической и хронологической последовательности и обеспечивающих в совокупности выполнение каждой и всего комплекса задач.

Примерные разделы плана методической работы

1. Работа с педагогами.

·        методические советы;

·        психолого-педагогические семинары;

·        консилиумы;

·        семинары-практикумы;

·        организационно-деятельностные игры;

·        практические конференции;

·        педагогические чтения;

·        круглые столы.

2. Дифференцированная работа с группами педагогов.

     В основе деления педагогов на группы лежит уровень их профессиональной подготовки:

·        группа молодых учителей;

·        группа учителей, совершенствующих свой профессиональный уровень;

·        группа творчески работающих учителей;

·        группа административного контроля (последняя группа в официальных документах, как правило, не фиксируется).

     3.   В зависимости от целей, поставленных перед каждой группой, определяются формы с ними:

·        взаимопосещение уроков;

·        консультирование;

·        недели педагогического мастерства;

·        творческие отчеты;

·        презентации;

·        защита проектов.

     4.   Изучение и обобщение опыта работы учителей школы.

·        открытые уроки;

·        консультации;

·        творческие отчеты;

·        презентация;

·        недели педагогического мастерства;

·        конференции;

·        выставки;

·        практикумы.

      5. Инновационные процессы в повышении профессионального уровня учителей.

·        тематические педсоветы;

·        дискуссии;

·        конференции;

·        круглые столы;

·        консультации с учеными;

·        разработка и защита инновационных проектов;

·        экспертиза разработанных материалов;

·        создание алгоритмов внедрения инноваций;

     6. Работа учителей по самообразованию.

·        оказание помощи педагогам в определении темы, в разработке плана, подборе  литературы;

·        создание методических уголков;

·        консультации;

·        наставничество;

·        творческие отчеты;

·        защита авторских проектов;

·        изучение опыта работы по самообразованию.

    7. Внутришкольный контроль эффективности методической работы.

           Объекты контроля:

·        эффективность работы МС;

·        самообразование;

·        наставничество.

      8. Аттестация педагогических работников.

·        посещение уроков и внеклассных мероприятий;

·        презентация материалов из опыта работы.

        В грамотно составленном плане должны быть следующие показатели:

            а) опора на перспективное планирование;

            б) полнота и достаточность действий субъектов;

             в) сбалансированность действий во времени и между ответственными;

            г) контролируемость промежуточных и итоговых результатов;

            д) рациональность детализации плана.

Система
внутришкольной методической работы

«Учитель – это тончайший инструмент,

вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он
и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в
работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть
все достоинства и красоту звучания  этого инструмента».

                                               («Правила
работы с учителем» Учительская газета).

«Век живи-век учись». В этой пословице заключена
народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти
слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный
существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства
преподавателей, их компентенции и эрудиции-это четкая на подлинно научной
основе организация методической и исследовательской работы в школе.

Повышение квалификации преподавателей процесс
непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа.
Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного
понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач,
требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы
элементарных исследований. Главное в методической работе – оказание реальной
действенной помощи всем членам педагогического коллектива.
Не подлежит
сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за
динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в
современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Следует отметить и имеющиеся негативные явления в
методической работе: неконкретность постановки целей и задач,
заорганизованность, однообразие форм и методов, бессистемность, невнимание к
созданию благоприятных условий для повышения квалтфикации и мастерства
педагогов, слабая связь теории и практики. Все это снижает результативность
методической работы.

Понятие «методическая работа» прочно вошло в
профессиональный  педагогический лексикон. Это понятие и стоящая за ним работа
воспринимается педагогами по-разному. На анкетный вопрос «что такое
методическая работа» ответы интересны и разнообразны. Вот некоторые из них.

ü Методическая работа — это улучшение
методов работы.

ü Методическая работа — это работа по
самообразованию в вопросах психологии, воспитания по предмету.

ü Методическая работа —
профессиональное общение коллег.

ü Методическая работа — это творчество
учителя.

ü Методическая работа — это оказание
помощи учителю по совершенствованию своего мастерства, обощение передового
опыта.

В Российской педагогической энциклопедии (1993г.)
М.М.Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных
учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования
преподавателей, воспитательлей. Цели ее — освоение наиболее рациональных
методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня
общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и
ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного
года и огранично соединяется с повседневной практикой педагогов».

Методическая работа – это основной вид образовательной
деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых
администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и
приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроке и во
внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и
методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа в школе – это целостная система,
основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном
анализе учебно-воспитательного процесса.

Прямой целью методической работы является рост уровня
педагогического мастерства отдельного учителя и всего педагогического
коллектива, оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в
улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового
педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической
квалификации преподавателей и руководства школы.

Различны формы методической
работы.

Это коллективные формы: семинары, практикумы,
практические конференции, школы передового опыта, методические объединения,
творческие группы, открытые уроки, предметные месячники, творческие отчеты
учителей, внеклассные мероприятия по предмету, экскурсии, встречи с педагогами-новаторами,
педсоветы.

Индивидуальные: самообразование, стажировка, разработка творческой темы,
взаимопосещение уроков, самоанализ, наставничество, собеседование,
консультации, посещение уроков администрацией с последующим анализом,
рекомендации по их (недостатков) устранению, анализ планов уроков.

Постепенно вошедшие в практику педагогики
организационные формы методической работы в основном сформировались к 60-м
годам и были систематизированы В.Т. Рогожкиным. Центром методической работы
В.Т. Рогожкин считает педагогический совет. Указывая на три основных формы
методической работы — педсовет, методобъединения, самообразовани
е. За
следующих более чем тридцать лет добивалось лишь 3-4 формы: проведение ролевых
и деловых игр, решение педагогических задач; можно считать вновь возродившейся
формой проведение конкурсов «Учитель года», «Школа года».

Значит, можно утверждать, что организационные формы
методической работы консервативны: единожды сформировались, они вошли в число
форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для
данной школы в определенные периоды.

Более подвижно содержание методической работы. Оно
обновляется постоянно в соответствии с практическими потребностями школы.

В 70-е годы в связи с переходом школ на новые учебные
планы пришлось во всех формах методической проводить опережающее изучение
учителями планов и программ, новых учебников и методических пособий.

В 80-е годы уделялось внимание изучению вопросов
воспитания школьников, возрастной психологии, поэтому в содержание методической
работы включались такие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение
задач повышенной трудности. 

 Как правило, эта работа проходила в школьных
методических объединениях.

 В настоящее время структура внутришкольной
методической работы значительно обогатилась и может быть выражена следующей
схемой:

Методические объединения

       
Внутришкольные методические объединения наиболее известная форма помощи
учителям. Внутришкольной методической работой руководит заместитель директора
по учебно-воспитательной работе, а руководителями методических объединений
назначаются лучшие учителя, мастера педагогического дела, пользующиеся у коллег
заслуженным авторитетом.

      
Количество методообъединений зависит от численности педагогического коллектива,
от данной конкретной школы. Обычно создаются следующие методообъединения:
учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей
средних и старших классов и другие, при этом учитывается количество учителей по
каждому предмету.

     
В нашей школе 5 ШМО: ШМО  классных руководителей, ШМО учителей математики и
естествознания, ШМО учителей начальных классов, ШМО учителей филологии и
обществознания и ШМОучителей технологии, искусства и физической культуры.
Количество членов ШМО от 6 педагогов.

       
С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед
педколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения.
Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов
контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация
индивидуальной работы с ними и другие.   

          
Распределение работы методообъединений обычно планируется по месяцам.
Например:  в сентябре — информация учителей о методических новинках,
внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания
самообразования членов данного объединения. В ноябре -взаимопосещение
уроков и их анализ. В декабре —  заслушиваются сообщения о самообразовании,
знакомятся с новинками научно-методической литературы. В феврале — обмен
опытом учителей по различным вопросам воспитания и обучения. В апреле
подготовка контрольных работ для учащихся. В мае — готовятся итоги на
методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей школьных
методообъединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются
планы на следующий учебный год. В течение года  учителя участвуют в занятиях
районных методических объединений, готовят учащихся для участия в различных
олимпиадах, НОУ, участвуют сами в различных мероприятиях разного уровней.
Конечно, возможно и другое содержание, иная периодичность работы методических
объединений.

     
Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям в
совершенствовании методики работы по новым программам и учебникам.

    
План
школьного методического объединения включает:

Анализ работы за учебный год

 

Основные
задачи и направления                     Взаимосвязь с другими формами

  методического
объединения                              повышения квалификации

                                     
План школьного методического

                                                     
объединения

диагностирование
качества                                          участие в
творческих                 знаний
учащихся                                                            конкурсах и
смотрах

диагностирование
уровня                                             Работа над единой подготовленности
учителя,                                           методической темой

его
аттестация   

опыт
преподавания интегрированных                      оказание помощи 

курсов
и реализация авторских учебных                     молодым специалистам   

программ                                                                               

РАБОТА МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ШКОЛЫ
ВКЛЮЧАЕТ:

v Проведение заседаний методических
объдинений.

v Выпонение нормативных документов.

v Знакомство с передовым опытом и внедрение
его в деятельность учителей ШМО.

v Подготовка и проведение предметных
недель.

v Подготовка и проведение семинаров и
конференций.

v Проведение и подготовка учащихся к
интеллектуальным играм, олимпиадам, НОУ.

v Посещение учебных, факультативных,
групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.

v Углубленное изучение методики
преподаваемого предмета.

v Информация о новых книгах, статьях.

Школа передового опыта

     
Если в школе работает учитель, чей опыт заслуживает глубокого и постоянного
изучения всем педагогическим коллективом, то составляется план регулярного
изучения его деятельности с посещением уроков и теоретическими сообщениями.
Такая форма ознакомления с практикой лучших учителей получила название «школа
передового опыта». После того, как опыт изучен, как учитель изложил все
«секреты своего мастерства», школа прекращает свою деятельность. Но опыт
творчески работающего учителя не должен быть забыт, его нужно изучить,
обобщить, порекомендовать учителю, чтобы он обобщил сам.

Научно-практические конференции и
педагогические чтения

       
Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений
помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших
учителей.

      
Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутришкольных
методических объединений, после обсуждения и доработки рекомендуется для
заслушивания вначале на школьных, а затем районных и областных конференциях или
педагогических чтениях. При правильной организации педагогические чтения и
конференции становятся определенным звеном в работе по обобщению передового
опыта, а также активной формой повышения квалификации учителей.

Педагогические советы

     
Давно проверенной и традиционной формой, настоящей школой профессионального
мастерства являются в ряде школ заседания педагогических советов. Происходит
это там, где содержание их работы нацелено на внедрение в практику достижений
педагогической науки и передового опыта. Педагогические советы рассматривают,
например, такие вопросы, как пути совершенствования урока;
психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методы
обучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока знаний, умений и
навыков учащихся; развитие самоуправления — важный фактор школьной жизни и другие.

     
На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой
ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его
теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах
заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их
творческие отчеты. Все это усиливаеи влияние педсоветов на рост мастерства
учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка
тематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полтора
месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки
педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков,
анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п.
Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект
предстоящего педсовета также подгатавливается заранее и доводится до сведения
учителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль
за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний
педагогического совета школы.

Методический совет

Методический совет – совещательный орган при
директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических
проблем деятельности педагогического учреждения.

Цель деятельности: организация и координация
методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы
педагогических кадров.

Задачи:

v диагностика состояния
методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в
школе;

v изучение и внедрение новых
технологий в организации образовательного процесса в школе;

v создание условий для развития
педагогического и методического мастерства учителей.

Права
методического совета
:

v определять стратегию проведения
методической работы школы;

v осуществлять экспертную
оценку результатов научно-методической работы в школе;

v давать рекомендации по
планированию, содержанию, формам работы с учителями;

v вносить предложения по
формированию программы развития ОУ, учебного плана школы;

v готовить аттестационные
материалы;

v проводить экспертизу
авторских учебных планов и программ педагогов школы;

v координировать деятельность
школьных методических объединений и творческих групп;

v представлять сотрудников
школы к поощрению за особый вклад в развитие методической работы.

Творческие группы

   
В связи с движением педагогов — новаторов, которое способствовало пробуждению
педагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных на
обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов,
разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методической
работы — творческие группы. В отличие от методических объединений их состав
менее стабилен; объединение же проводится не по принципу одних и тех же
родственных предметов, а по принципу общности интересов, увлеченности единой
идеей. Численность группы может быть различной, но практика свидетельствует,
что в большой группе теряется душевность и открытость в общении, без чего
невозможноо творческое общение. Официальный руководитель, как правило, в
творческой группе не назначается. Лидерство берут на себя один или два — три ее
наиболее активных и инициативных участников. Работа такой группы начинается с
возникновения новой идеи, с поисков единомышленноков, с определения плана,
разработки возникшей идеи. Затем каждый член группы самостоятельно изучает
имеющиеся теоретические публикации и передовой опыт по разрабатываемому или
смежному с ним направлению. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными
по интересующему направлению, члены второй группы обмениваются полученными
сведениями, исправляя и допролняя друг друга. Возникают споры, дискусии,
диспуты. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения
учебных занятий и внеклассных мероприятий. Активизируется взаимопосещение
уроков, факультативных и кружковых занятий и взаимопомощь
учителей-единомышленников. В результате творческое усвоение нового, разработка
авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в
других формах методической работы.

Психолого-педагогические семинары

    
Семинары — одна из форм повышения квалификации по системе Занкова. Личность
ученика и учителя все более нуждались в изучении. Такого рода занятия были
нужны всем учителям, поэтому стало целесообразным создание постоянно
действующего семинара для всего школьного коллектива. В некторых школах занятия
семинаров проводятся ежемесячно, однако во избежание перегрузки учителей
большинству школ можно проводить их один раз в четверть. Очень важно, чтобы в
работе семинара были органически связаны теория и практика.

     
Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождалась
посещением таких уроков и т.п. При такой организации работы результатом
семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки.

     
При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо
обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать
учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание
на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или
обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают
учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности.
Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую
культуру учителей и воспителей.

Самообразование

    
Первые программы по самообразованию разработаны и опубликованы в 20-е годы.
Затем в 1972 году Академия педагогических наук СССР подготовила примерные
программы и методические рекомендации по планированию самостоятельных занятий.
Они были опубликованы в предметных методических журналах и встретили одобрение
учителей. В то время планы самообразования учителей утверждала администрация
школы, требовалось конспектирование прочитанного, а отчеты о самообразовании
заслушивались на методических объединениях. Но постепенно этот формализм
уступил место здравому смыслу. Планы по самообразованию стали определять
перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражать поиски нужной
научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути
использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных
семинарах.

     
Особенно успешно самообразование осуществляется там, где учителя освобождены от
поисков необходимых пособий, где школьные библиотеки хорошо укомплектованы
научно-педагогической и методической литературой. В создании благоприятных
условий для самообразования многое могут сделать сами педагогические
коллективы.

     
В помощь учителям создаются тематические каталоги статей из методических
журналов. В методическом кабинете школы желательно наличие тематических
каталогов статей из журналов «Народное образование», «Педагогика» и др.

    
Личные педагогические библиотеки также могут быть использованы для
самообразования не только их владельцами, но и всеми учителями школы.

Каждая
школа располагает возможностями для профессионального совершенствования
учителей в процессе самообразования.

Практические конференции

       
Как бы продолжением самообразования, самостоятельного изучения
научно-методической литературы и на этой основе анализа собственной
педагогической деятельности являются школьные практические конференции. На
такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на
научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные
для современных условий проблемы.

       
Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному
обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное
мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической
жизни страны.

       
Предметом обсуждения на школьной конференции могут стать наиболее значительные
научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес.
Подготовка и проведение школьной конференции требует от учителей высокого
профессионализма, подготовки, педагогической эрудиции, умения возглавить
обсуждение, сделать его интересным и квалифицированным. Там, где такие
конференции проводятся регулярно и качественно, между учителями часто
непроизвольно возникает разговор о книгах и статьях, когда обмен мнениями,
впечатлениями постепенно превращается в потребность.

Методическая помощь молодым учителям

      
Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу
в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу.
Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться
в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером
своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время
вхождения вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в
поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет
целенаправленной, а не от случая к случаю.

       
Учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытовки и
системности, целостности и целесообразности, практической направленности и
конкретности. Методическая работа не должна сводится к разовым мероприятиям.

      
Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой
методической темой /проблемой/. При правильном выборе единой методической темы
и целеустремленной работе по данной проблеме, она организует, делает целостным
весь комплекс форм, является своего рода системообразующим фактором.

      
Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива,
соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным
педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебныю, так
и воспитательную работу.

Единая методическая тема

     
Работа над единой методической темой включает совместное планирование уроков по
наиболее трудным темам, взаимопосещение уроков с их последующим разбором,
анализ текущих контрольных и экзаменационных работ, самостоятельные занятия,
подготовку докладов и рефератов на основе изучения научно-педагогической
литературы.

     
Единая методическая должна быть актуальной, действительно важной для школы,
определена с учетом ее достигнутого коллективом уровня деятельности и пожелания
учителей. Методическая тема должна включать как урочную, так и внеурочную
воспитательную работу, быть сформулированной достаточно конкретно и ясно. Она
пронизывает все формы работы с кадрами в школе, включает индивидуальные
методические темы учителей, ее разработка находит свое продолжение в
самостоятельных занятиях учителей, в их самообразовании.

Передовой педагогический опыт.

     
Важнейшим направлением методической работы является изучение, обощение и
использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его
содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и
развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя.

     
При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база
явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно
современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на
творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и
среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

       
Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей,
показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может
быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы.
Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта. Ими
могут быть:

Ø Отчет о проделанной работе.

Ø Доклад по определенному вопросу.

Ø Реферат по избранной теме.

Ø Организация выставки (Работа кружка,
клуба и т.п.).

Ø Предоставление методических
разработок уроков, воспитательных мероприятий.

Ø Разработка дидактических карточек для
самостоятельной работы учащихся.

Ø Проведение педсовета.

Ø Проведение научно-практической
конференции.

Ø Проведение семинара по определенной
проблеме.

     
Распространение передового опыта обеспечивает выпуск бюллетеней, стенгазет.

     
Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная
обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых
высоких результатах.

Выводы по системе  внутришкольной

методической работы для руководителя :

                                                    а)
без хорошо поставленной и разумно-организованной для данной конкретной школы
системы внутри-школьной методической работы, основанной на уважительном
отношении к творческому наследию и современным идеям педагогики, на уважении к
уителю, выстроить педагогический процесс (ансамбль) практически невозможно;

                                                    б)
чтобы правильно организовать внутришкольную методическую работу, надо знать об
учителе как можно больше и научиться любить своих учителей, гордиться каждым их
достижением, защищать их от разного рода негативных воздействий внешней среды;

                                                    в)
руководитель внутришкольной методической работы (это, как правило заместитель
директора по учебно-воспитательной работе) должен быть высококвалифицированным
специалистом, шагать в ногу со временем, в то же время человеком доброй души,
умеющим понять своего товарища и помочь каждому учителю.

8

Методические рекомендации по организации работы методической службы в учреждении дополнительного образования детей

Субботина О.А. – методист МБУ ДО ГЦВР «Досуг»

Введение

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе методиста.

Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Функции методической службы

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ:

актуальность;

насыщенность;

предельная конкретность;

объективность.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Внешняя

Внутренняя

Директивы и нормативные документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:

Оперативная — включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая — включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

ПРИНЦИПЫ:

индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории;

полнота и интегральность анализа информации;

открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;

непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования;

экономичность используемой информации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ — выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ — выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения;

будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;

ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;

последствия конкретных управленческих решений;

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:

четкое определение целей и задач;

учет уровня и состояния методической службы;

выбор путей и средств деятельности.

4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает:

программу развития учреждения и другие стратегические документы;

программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные,

технологии их реализации;

нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;

методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;

технологии осуществления процедур инновационной деятельности;

наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит.

РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;

рациональное распределение функционала между организаторами методической службы;

научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;

организация системы повышения квалификации педагогических работников;

организация конференций, семинаров, конкурсов…;

организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;

координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций;

координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области;

организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.

6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

организация работы на диагностической основе;

добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;

выбор оптимального объема изучаемого материала.

7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.

Обратная связь — это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Методическая работа в УДО — это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:

деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

содержательный аспект представлен тремя взаимосвязанными направлениями методической работы: методической, научно-теоретической и психолого-педагогической подготовки;

управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.

Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.

Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.

Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность — востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ «Об образовании», Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность — этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность — этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер — принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность — этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер — способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность — методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность — учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики — принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:

оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

доведение до сведения педагогов нормативных документов;

организация системы повышения квалификации педагогов;

руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:

обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;

разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;

разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;

организация проведения опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

отсутствие жесткой регламентации в работе;

значительное расширение возможностей получения информации;

модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога — это благо, а для большинства — это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

«Приняты» «Утверждаю»

на заседании методического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от __________2022г ___________ Фидарова Б.И.

_____ ___________ 2021г

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования

(методические рекомендации)

Исполнила:

старший методист

Хачирова Б.Р.

Владикавказ, 2022г

Организация методической работы в учреждении дополнительного образования

Введение

Одной из главной составляющей организации деятельности любого образовательного учреждения является методическая работа.

Методическая работа учреждения дополнительного образования детей — вид педагогической деятельности, содержанием которой является анализ и обобщение современных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на личность, внедрение передового опыта в практическую деятельность, организация обучения педагогического персонала наиболее эффективным методикам и технологиям работы с детьми. Она основана на конкретном анализе результатов работы учреждения дополнительного образования детей, собственно учебно-воспитательного процесса, его условий, направлена на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития личности. Методическая работа включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, положений, других видов учебно-методических документов, разработку учебно-методических материалов: тезисов и текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.

В настоящее время очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования. Методическая оснащенность является условием эффективности качества деятельности учреждения и его результатов.

Составными элементами содержания методической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются:

выявление и пропаганда прогрессивных инновационных подходов к решению задач развития личности; оказание методической  помощи руководящим и педагогическим работникам по совершенствованию деятельности и использованию новаторского опыта;

обобщение и внедрение в практику деятельности учреждения научных исследований, передового педагогического опыта, содействие научной и теоретической компетенции педагогов, доведение до их сведения нормативных документов;

организация системы повышения квалификации педагогического персонала: планирование и организация проведения курсов, семинаров, конференций, организация обучения в других образовательных учреждениях, институтах повышения квалификации и т.д.;

планирование и организация работы методического совета, методических кабинетов, руководство работой методических объединений и творческих групп;

подготовка отчетных документов о выполнении планов работы.

Значимыми составляющими методического обеспечения в учреждении дополнительного образования являются: педагогическая деятельность, образовательный и воспитательный процессы.

Методическая служба учреждения дополнительного образования

Методической деятельностью в учреждении занимается методическая служба, которая осуществляет работу по совершенствованию педагогического мастерства работников, выявлению лучшего педагогического опыта и его распространения, обновлению программно-методического сопровождения образовательного процесса и др.. Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовывать разработку и других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и других видов документов. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Как показывает практика, во многих учреждения специалисты испытывают затруднения в плане организации методической деятельности.

Данные методические рекомендации представляют собой практическое пособие по организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи методистам учреждения дополнительного образования.

Основные направления методической деятельности в учреждении дополнительного образования

В основе методической работы лежат деятельностный, содержательный, управленческий аспекты.

Правильное определение целей и задач методической службы помогает выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педагогами.

Основные задачи методической службы.

1. Разработка организационной структуры методической службы с определением объектов (вертикальные связи) и субъектов управления (горизонтальные связи).

2. Усиление логического и дидактического единства учебно-воспитательного процесса, устранение дублирования учебно-программного материала, обеспечение его преемственности и непрерывности с позиций формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, их творческого развития и социального формирования в современных условиях.

3. Совершенствование методического руководства учебными занятиями, разработка рациональных форм планирования, организации и контроля полученных результатов, подготовка методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса, деятельности детских объединений, по составлению сценариев конкурсов, викторин, массовых мероприятий.

4. Укрепление связи с наукой и практикой, организация совместной работы с научными и методическими центрами, научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями для организации опытно-экспериментальной работы по внедрению новых технологий обучения. Внедрение новых технологий обучения и воспитания; анализ эффективности их использования, создание информационного банка данных.

5. Обеспечение учебного процесса оборудованием, техническими средствами обучения, учебно-методической литературой, дидактическими средствами обучения.

6. Разработка системы диагностики и мониторинга для определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания развития обучающихся.

7. Организация и управление деятельностью психологической службы по вопросам психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса, тестирования и психолого-педагогической диагностики обучающихся.

8. Внедрение в практику деятельности учреждения и методической службы программно-целевого подхода в управлении образовательным процессом на основе проведения проблемно-ориентированного анализа.

Деятельность методической службы осуществляется по 4 основным направлениям:

аналитическое,

информационное,

организационно-методическое,

консультационное.

Аналитическое направление включает в себя мониторинг профессиональных потребностей педработников, анализ состояния методической работы, выявление затруднений, обобщение педагогического опыта.

Информационная деятельность предполагает использование информационных технологий, распространение необходимой литературы на бумажных и электронных носителях, информирование, стимулирование роста информационной культуры педагога.

К организационно-методической деятельности относится: методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, организация работы методических объединений по направлениям, участие в разработке локальных актов учреждения, проведение семинаров и конференций, конкурсов различной направленности.

Консультационная деятельность включает в себя проведение консультаций для педагогических работников и родителей по вопросам образования и воспитания детей.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с принципами: актуальность, научность, системность, комплексный характер, оперативность, творчество, единство теории и практики.

Методическая работа организуется исходя из развития образовательной практики, потребности учреждения, профессиональных проблем педагогов.

Образовательная деятельность методической службы осуществляется без отрыва от образовательного процесса и носит практико-ориентированный характер.

Благодаря постоянной обратной связи с педагогами методические службы оперативно реагируют на запросы образовательной практики, меняя содержание, формы и методы работы.

Для более результативного взаимодействия методической службы с педагогическим работниками педагоги объединены по направленностям: физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, техническая, естественнонаучная, художественная, социально-гуманитарная.

Планирование методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей

Планирование методической работы – это определение последовательности реализации методической деятельности с указанием целей, задач, методов, сроков выполнения, ожидаемых результатов.

Система планирования должна включать в себя комплексность содержания методических вопросов, решаемых методистами в течение учебного года:

— диагностику состояния образовательного и воспитательного процесса;

— анализ состояния учебно-методической работы по направлениям;

— повышения уровня квалификации педагогов;

— результаты работы педагогического коллектива;

— методическое обеспечение образовательного процесса и массовых мероприятий;

— контроль выполнения планируемых мероприятий, обобщение полученных результатов.

Такие мероприятия рекомендуется проводить ежегодно. Они позволять своевременно внести необходимые коррективы в методический план работы.

Структура плана методической работы помимо традиционных разделов может включать в себя и дополнительные разделы, в зависимости от условий учреждения, его традиций.

Планирование работы осуществляется по следующим направлениям: аналитическое,

информационно-методическое,

организационно-методическое,

консультативное,

программно-методическое,

редакционно-издательское,

экспериментально-педагогическое.

Обязательным требованием к любому плану являются конкретность, понятность целей и планируемых результатов при проведении любого мероприятия.

Структура плана методической работы в нашем Учреждении выглядит следующим образом:

п/п

Содержание

Сроки выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении / подтверждающий документ

Данный план включает в себя подразделы:

— административно-организационная работа (составление и утверждение нормативно-правовой документации учреждения, корректировка образовательных программ, рабочих программ педагогов дополнительного образования, обновление информации на сайте Учреждения, составление информационно-статистической документации учреждения);

— организация массовых мероприятий учреждения (наименование мероприятий различной направленности, оказание консультативной помощи по всем направлениям деятельности, издание методической продукции);

— информационно-педагогическая работа (организация семинаров, мастер-классов, открытых занятий, индивидуальные консультации с аттестующимися педагогами, участие в конкурсах профессионального мастерства, курсовая переподготовка и др.);

— внутриучрежденческий контроль (подразделы: образовательный процесс, педагогические кадры, материально-техническая база);

— повышение качества образовательного процесса (проведение мониторингов, диагностик, накопление и обновление наглядного и дидактического материала, осуществление внутриучрежденческого контроля, создание условий для повышения мотивации к здоровому образу жизни у учащихся).

Данный вид планирования позволяет сочетать перспективное и календарное планирование, дозировать объем выполняемой работы по месяцам, определять и регулировать использование различного рода ресурсов, а также реализовывать поставленные цели и задачи.

Важным при планировании методической работы являются отслеживания и контроль ее результатов. Поэтому в разделе «Внутриучрежденческий контроль» необходимо прописывать подтверждающий документ (справка, приказ, информационный материал и др).

Результаты проделанной работы постоянно отслеживаются, анализируются и используются для внесения корректив.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Сегодня очевидна необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования, так как методическая оснащенность является условием эффективности и одним из средств достижения качества деятельности ее результатов.

Приоритетными предметами методического обеспечения должны стать педагогическая деятельность, воспитательный и образовательный процессы.

Целью методического обеспечения является создание оптимальных условий для творческого развития личности педагога и ребенка.

Методическое обеспечение должно осуществляться на высокопрофессиональном уровне. Здесь важны не только сугубо методические умения, но и полное владение предметом обеспечения. Его качество можно отследить по качеству методической продукции, по уровню его организации.

При организации методического обеспечения особое внимание отводится в нашем Учреждении работе по обучению кадров, которое проводится как на уровне учреждения, так и вне его. Для повышения квалификации педагогических работников разрабатывается перспективный план курсовой подготовки. Практика показала, что такое специальное обучение демонстрирует недостаточное получение практических навыков. Поэтому обучение педагогов внутри учреждения приобретает особую значимость. Такой работой и занимается методическая служба.

Методистами организуются семинары, научные конференции, мастер-классы, наставничество.

Важную роль играет информационно-методическая работа: создание банков программ, авторских разработок, картотеки по направлениям деятельности, разработка рекомендаций, размещение информации на сайте учреждения, освещение деятельности педагогов в СМИ.

С целью совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении разработано программно-методическое обеспечение образовательного процесса и учебно-методического комплекса.

Заключение

Изучив особенности организации методической деятельности, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе. От его квалификации, профессионализма и личностных качеств зависит решение многих образовательных проблем.

Нужно создавать такие условия, чтобы педагог мог реализовывать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в учреждении дополнительного образования обладает методическая служба.

Использование методистами данных методических рекомендаций поможет в определении направлений ее деятельности, в осуществлении планирования, организации методического обеспечения образовательного процесса.

Результативность работы

Важнейшим средством повышения педагогического

мастерства учителей, связующая в единое целое

всю систему работы школы, является методическая

служба. Роль методической службы школы

значительно возрастает в современных условиях в

связи с необходимостью рационально и оперативно

использовать новые методики, приемы и формы

обучения и воспитания.

Цель методической работы МОУ “СОШ № 13”—

оказание действенной помощи учителям и классным

руководителям в улучшении организации обучения

и воспитания школьников, обобщение и внедрение

передового педагогического опыта, повышение

теоретического уровня и педагогической

квалификации преподавателей и администрации

школы.

Тема работы методической службы: Пути

повышения эффективности образовательного

процесса через внедрение инновационных форм,

средств и методов педагогического воздействия.

Содержание методической работы в школе

включает в себя следующие направления:

  • изучение нормативно-правовых документов

    органов образования, направленных на

    совершенствование учебно-воспитательного

    процесса;

  • изучение новых педагогических технологий;
  • изучение психолого-педагогических проблем

    обучения и воспитания, проблем управления

    образовательным процессом;

  • диагностику профессиональных запросов

    учителей;

  • подготовку учителей к аттестации;
  • курсовую переподготовку;
  • работу в городских и школьных творческих

    группах;

  • подготовку к участию в научно-практических

    конференциях;

  • организацию и проведение теоретических

    семинаров и методических дней;

  • мониторинг учебных достижений;
  • программа методическое обеспечение

    образовательного процесса;

  • работу по оснащению кабинетов программными,

    методическими, диагностическими материалами;

  • внеклассную работу по предметам;
  • организацию исследовательской деятельности

    учителей и учащихся;

  • изучение передового педагогического опыта

    коллег.

При планировании методической работы мы

стремимся отобрать те формы, которые реально

позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие

перед школой.

Мы используем:

  • тематические педагогические советы (4 раза в

    год);

  • методические совещания (1 раз в полугодие);
  • школьное методическое объединение (1 раз в

    четверть);

  • работа учителей по самообразованию;
  • методические дни (два раза в год в течение двух

    недель);

  • предметные недели (1 раз в месяц);
  • творческие группы по внедрению инновационных

    технологий;

  • “круглые столы”;
  • творческие отчеты школьных методических

    объединений (1 раз в год);

  • открытые заседания методических объединений;
  • теоретические семинары, семинары-практикумы;
  • “Школа молодого учителя” (руководитель

    Голубенко Е.Ю. – 1 раз в месяц);

  • методические выставки (1 раз в четверть в

    библиотеке школы или на школьном стенде);

  • разработка методических рекомендаций в помощь

    учителю (1раз в год – заместители директора по

    УВР, НМР, ВР);

  • конкурс “Учитель года”, “Ученик года”,

    “Портфолио”, “Предметных методических

    объединений”;

  • научное общество учащихся, Научно-практическая

    конференция “Юный исследователь”;

  • аттестация учителей;
  • курсовая подготовка;
  • педагогический мониторинг.

Во главе методической службы стоит

научно-методический совет школы, который

существует в течение двух лет

Научно-методический совет выполняет

координацию методической работы и отслеживание

выполнения программы развития. В состав

методического совета входят руководители МО и

представители администрации, психологическая

служба школы. Заседания научно-методического

совета проводятся один раз в месяц.

Методический совет ведет свою работу по

следующим направлениям:

  • создание условий для роста педагогического и

    методического мастерства учителей;

  • координация работы методических объединений

    учителей-предметников;

  • организация психолого-педагогических

    семинаров;

  • реализация задач методической работы,

    поставленных на конкретный учебный год;

  • анализ качества обученности учащихся,

    определение пути коррекции;

  • определение деятельности педагогического

    коллектива по повышению квалификации и

    аттестации педагогических кадров;

  • проведение внутришкольных семинаров,

    педагогических чтений, конкурсов, творческих

    отчетов;

  • утверждение адаптированных программ

    спецкурсов, факультативов;

Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях

МС:

  • изучение образовательных стандартов по

    предметам;

  • новые подходы к методической службе школы;
  • изучение особенностей базисного учебного плана

    с учетом построения многопрофильной адаптивной

    школы;

  • организация подготовки к экзаменам;
  • организация работы в рамках эксперимента.

В структуру методической службы входит

педагогический совет, который осуществляет

руководство методической и практической

деятельностью педагогического коллектива и

реализует поставленные задачи. Его целью

является совершенствование форм, методов и

содержания образования. Педагогический совет

организуют директор школы, заместители

директора по УВР, НМР и ВР, руководители ШМО,

опытные учителя школы. Ежегодно проводятся по 4

заседания с различной тематикой.

Исходя из анализа работы школы, данных

мониторинга качества образования и социального

заказа была сформулирована единая методическая

тема, над которая связана с экспериментальной

работой школы: «Пути повышения эффективности

образовательного процесса через инновационные

формы, средства и методы педагогического

процесса».

Работа над методической темой четко

просматривалась как в деятельности

педагогического совета, так и в работе

научно-методического совета.

Научно-методический совет осуществляет свою

работу через работу школьных методических

объединений, которых в школе семь:

1. МО учителей гуманитарного цикла —

руководитель Копыткова В.Л.

2. МО учителей информационно-математического

цикла — руководитель Семенова С.К.

3. МО учителей общественных наук и

естественно-научного цикла — руководитель

Фаустова О.С.

4. МО учителей иностранных и родных языков —

руководитель Крикун С.Н.

5. МО учителей начальных классов — руководитель

Овчарук В.К.

6. Творческая группа “Технолог” — руководитель

Николаева С.А.

Каждое методическое объединение работает над

методической темой, тесно связанной с темой

школы. На заседаниях рассматриваются следующие

вопросы:

  • работа с образовательными стандартами и их

    выполнение;

  • изучение нормативных документов;
  • вопросы методики преподавания предмета;
  • анализ ЗУН учащихся по итогам проведенных

    срезов и контрольных работ;

  • отчеты учителей по самообразованию;
  • вопросы преемственности в обучении и

    воспитании учащихся;

  • работа с сильными и слабыми учащимися;
  • подготовка учащихся к школьным и городским

    олимпиадам;

  • исследовательская деятельность учителей и

    учащихся;

  • вопросы по теме МО и др.

Основное внимание в методической работе

уделяется оказанию действенной помощи каждому

учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной,

работа строится на диагностической основе с

учетом результатов анализа работы за прошедшие

годы и выявленных недостатков.

Диагностика систематизирует методическую

работу. Каждый учитель в течение 5 лет

самостоятельно работает над своей проблемной

темой, которая созвучна теме МО и школы,

оформляет все материалы в папке по

самообразованию, где сосредотачивается

теоретический и практический материал по теме,

разработки уроков и внеклассных мероприятий,

творческие работы учащихся.

Результаты работы учителя периодически

заслушиваются на заседаниях МО,

семинарах-практикумах, педагогических советах.

Итог этой работы — это творческие отчеты

учителей, обобщение ППО во время аттестации.

За время нашей работы практиковались различные

подходы к работе с учителями по повышению их

теоретического и методического уровня:

  • весь коллектив принимал участие в проведении

    теоретических семинаров и практикумов (их

    готовили зам. директора по УВР);

  • семинары по проблемным темам МО (руководители

    ШМО);

  • творческие отчеты МО;
  • открытые заседания МО.

При этом коллектив разбивался на 3 группы:

1. Группа высокого педагогического мастерства;

2. Группа совершенствования мастерства;

3. Группа становления педагогического

мастерства;

Учителя, входящие в группу высокого

педагогического мастерства, работают на доверии

и самоконтроле. Это учителя высшей и первой

квалификационной категорий. Они главные

помощники зам. директора в организации

методической работы в школе. Педагоги этого

уровня — главные проводники новых методик,

технологий. Они дают “мастер-классы” для

учителей школы.

Группу совершенствования педагогического

мастерства составляют педагоги, на которых школа

возлагает большие надежды. Это преемники

старшего поколения, учителя первой, второй

квалификационных категорий:

Особое внимание уделяется группе становления

педагогического мастерства, молодым педагогам.

Для них каждый год работает “Школа молодого

учителя” (руководитель Голубенко Е.Ю.)

Последний подход нам представляется более

эффективным, т.к. в данном случае осуществляется

адресная помощь каждому учителю.

Ежегодно в школе организуются творческие

группы учителей. Проблемы, над которыми они

работают, выбираются исходя из задач

педагогического коллектива.

Использование современных образовательных

технологий в практике обучения является

обязательным условием интеллектуального,

творческого и нравственного развития учащихся.

Был выработан основной подход к выбору

педагогических технологий для использования в

педагогической деятельности каждого учителя:

выбираемые технологии должны иметь качественную

характеристику, совокупность тех принципов,

приемов, методов педагогической работы, которые

дополняют традиционные технологии обучения и

воспитания.

В ходе анализа проведенных внутри школы

исследований были сделаны следующие выводы:

  • 100% учителей владеют информацией о современных

    педагогических технологиях;

  • 74% учителей используют в своей работе

    инновационные технологии;

  • Проблемное обучение используют в своей работе

    учителя истории, иностранного языка, русского

    языка и литературы.

  • Развивающее обучение – учителя истории,

    начальных классов.

  • Опорные конспекты – учителя истории, химии.
  • Модульно-блочные технологии – учителя химии,

    истории.

  • Проектная методика – учителя истории,

    иностранного языка, технологии. Интегральная

    технология – учителя истории, начальных классов.

  • Технология УДЕ – учителя истории, математики.
  • КСО – учителя истории, русского языка и

    литературы, учителя иностранных языков.

  • Деятельностный подход – учителя истории,

    начальных классов,

  • Информационные технологии – все учителя.

Достичь успехов в организации методической

службы школы помогла организация ее на

диагностической основе. Начиная эту работу с

создания диагностических карт, сегодня мы имеем

мониторинг всего учебно-воспитательного

процесса, стопроцентный опрос всех учащихся и

учителей, который дает возможность управлять

качеством образования. Администрация имеет банк

данных — рейтинг учителя, предмета, получает

информацию от родителей и имеет возможность

выполнять социальный заказ и создавать

локальный социум в школе. В результате подобной

работы методическая служба школы выходит на

новый профессиональный уровень в системе

“учитель-ученик-родитель”.

Педагогический коллектив активно включён в

экспериментальную работу по модернизации

образовательного процесса. Огромный творческий

потенциал педагогического коллектива позволил

организовать экспериментальную работу по двум

направлениям: безотметочное обучение в

начальной школе и создание модели подростковой

школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 13”

является методическим центром для других

образовательных учреждений; экспериментальной,

инновационной; социокультурным центром

микрорайона.

Опыт работы педагогического коллектива и

отдельных учителей распространяется на

муниципальном, областном и федеральном уровнях и

представлен следующими формами методической

работы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

В фестивале “Открытый урок” представили свои

лучшие разработки – 19 человек, 24 работы:

  • административная работа – 1 мероприятие;
  • открытые уроки – 12 уроков
  • внеклассные мероприятия – 6 мероприятий
  • педагогические технологии – 2 мероприятия
  • “Портфолио” — 3 человека

Повышают свой научно-методический уровень на

дистанционных курсах – 6 человек;

Дистанционные олимпиады для учителей – 18

человек;

ОБЛАСТНОЙ УРОВЕНЬ:

Участие в конкурсе общеобразовательных

учреждений Иркутской области, внедряющих

инновационные образовательные программы в

рамках реализации Приоритетного Национального

проекта “Образование”

Участие в конкурсе общеобразовательных

учреждений Иркутской области, внедряющих

инновационные образовательные программы в

рамках реализации Приоритетного Национального

проекта “Образование” в номинации “Учитель,

внедряющий инновационные технологии”

Участие в IV областной конференции

“Образование и здоровье” — 1 человек

Повышение информационной компетентности

педагогов на курсах:

  • “Интернет-технологии для учителя-предметника и

    администраторов” — 3 человека;

  • “Информационные технологии в обучении” — 1

    человек;

Учащиеся под руководством педагогов

занимаются научно-исследовательской работой

и представили свои работы на Евразийском

Форуме в городе Слюдянка и “Байкальское

кольцо”.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

Участие в городском образовательном форуме

“Образование города Братска – 2006” в четырех

номинациях:

  • “Школа успеха”;
  • “Опыт работы классного руководителя по

    созданию воспитательной системы в классе”;

  • “Лучший учитель, внедряющий инновационные

    технологии”;

  • “Лучшая организация методической работы в

    образовательном учреждении”.

Педагогический коллектив активно включен в

экспериментальную деятельность по двум темам:

  • “Безотметочное обучение в начальной школе”;
  • “Разновозрастное обучение учащихся второй

    ступени в общеобразовательной школе”;

Ежегодно учителя школы являются активными

участниками городских педагогических чтений – 10

человек;

На городском конкурсе методических разработок

педагогами представлено 10 работ;

Педагоги являются участниками круглого стола,

проводимого на базе городского педагогического

колледжа № 1. Семь тезисов выступлений

представлены в научно-методических сборниках;

На базе БГУ приняли участие в конференции

“Экология и здоровье человека” — 1 человек;

Члены школьного научно-исследовательского

общества “Юный исследователь” под руководством

педагогов школы представили 18 работ на

конференциях: “Шаг в будущее”, “Аксиомы

биологии”, “Проблемы современного подростка”,

“Отчизны верные сыны”, “Природа: проблемы,

поиски, решения”;

Повысили квалификационный уровень на базе

ИПКРО, БГУ, базовых школ города Братска все

педагоги, а многие по нескольким темам;

Педагоги школы ежегодно принимают участие в

городском конкурсе “Учитель года”;

Педагоги успешно обобщают свой опыт работы.

Дано тринадцать “Мастер – классов”, 7

семинаров-практикумов для заместителей

директоров и учителей школ округа.

На утверждение в ГИМНЦ представлено 16

авторских экспериментальных программ в рамках

городского эксперимента по следующим учебным

дисциплинам: Математика; Русский язык;

Литература; География; Биология; Химия; Физика;

Иностранный язык(углубленное изучение,

общеобразовательная школа); История;

Обществознание; Физическая культура; Черчение;

Музыка; Основы безопасности жизнедеятельности;

Трудовое обучение;

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

Работа школьной методической службы

направлена на повышение образовательного уровня

педагогов, через внедрения новых информационных

технологий и совершенствовании педагогического

мастерства учителей с использованием

теоретических и практических форм работы.

Создание адаптированных программ спецкурсов и

факультативов:

  • Культуроведение;
  • Страноведение;
  • Историко-культурное наследие Иркутской

    области;

  • Решение задач по физике;
  • Решение задач по химии;
  • Юный эколог;
  • Учимся писать сочинение;
  • Обработка древесины;
  • Диалог с друзьями на английском языке;
  • Единый государственный экзамен: физика;
  • Единый государственный экзамен: химия;
  • Единый государственный экзамен: русский язык;
  • Единый государственный экзамен: математика;
  • По итогам учебного года выпускаются

    методические сборники разработок открытых

    уроков по всем учебным дисциплинам.

В рамках эксперимента внедряются

индивидуальные рабочие тетради по темам

погружения — 9 тетрадей

Каждый год создается банк педагогических идей

(мастер-класс, обобщение опыта, выступления на

районных методических объединениях, круглый

стол).

Проходит школьный конкурс “Учитель года”,

“Портфолио”, “Конкурс Предметных МО”;

Результативность работы педагогического

коллектива можно представить в обобщенном виде в

форме банка:

Год Тема Ф.И.О. учителя
  Мастер-классы  
Районные методические объединения  
Мастер-классы  
Семинары, семинары-практикумы  
Обобщение опыта работы  
Курсы для учителей города  
  Методическая неделя  
  Российский фестиваль педагогических

идей “Открытый урок”

 
  Педагогические чтения  
  Научно-практические конференции  

Вывод:

  • Признать работу методической службы МОУ “СОШ №

    13” удовлетворительной;

  • Цели и задачи методической службы тесно связаны

    с темой работы школы;

  • Методическая работа представлена в основных

    блоках, таких как, управленческий,

    экспериментальный, научно-исследовательский,

    диагностический, презентация результатов

    деятельности, профессиональное самообразование

    педагогического коллектива;

  • Поставленные перед методической службой

    задачи, реализуются через разнообразные формы

    методической работы;

  • В целях координации действий и более

    квалифицированного планирования в школе

    действует научно-методический совет, 6

    методических объединений, 3 временные творческие

    группы. Наиболее активно функционируют

    методические объединения учителей начальных

    классов и иностранного языка;

  • 48% педагогических работников на конец учебного

    года имеют высшую и I квалификационные категории,

    86% педагогов имеют квалификацию;

  • 100% педагогических работников прошли курсовую

    подготовку за последние три года;

  • Успешное участие в мероприятиях федерального,

    регионального и муниципального уровня,

    стимулируют педагогического творчества;

  • Продолжается освоение новых педагогических

    технологии в учебном процессе, более 70% педагогов

    успешно их применяют;

  • Созданы условия для использования ИКТ в учебном

    процессе;

  • Приобретён опыт организации и проведения ЕГЭ по

    русскому языку и математике, английскому языку;

  • Продолжается экспериментальная работа по двум

    темам.

Презентация

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Янтарин для растений инструкция по применению для томатов
  • Должностная инструкция юрисконсульта в агентстве недвижимости
  • Естественная вентиляция в каркасном доме своими руками пошаговая инструкция
  • Лего дупло конюшня 5648 инструкция по сборке
  • Цинковая паста мирролла инструкция по применению