Реле дзт 11 руководство по эксплуатации

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3,  ДЗТ-11/4. Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
ОБК.469.423
Издание 04

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4 предназначаются для дифференциальной защиты одной фазы силовых трансформаторов, обеспечивая получение тормозных характеристик от одной группы измерительных трансформаторов тока (имеют по одной тормозной обмотке).
Реле с дополнительным индексом «Т» в обозначении типа (ДЗТ-11-Т, ДЗТ-11/2-Т, ДЗТ-11/З-Т, ДЗТ-11/4-Т) пригодны для работы в условиях тропического климата.
Реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3 и ДЗТ-11/4 состоят из исполнительного органа, представляющего собой электромагнитное реле типа РТ-40, и одного промежуточного насыщающегося трансформатора тока (НТТ).

Содержание

1. Назначение реле ДЗТ-11
2. Принцип действия и конструктивное исполнение реле ДЗТ-11
3. Технические данные реле ДЗТ-11
4. Указания по монтажу и эксплуатации
5. Указания по замене износившихся частей
6. Формулирование заказа
Чертеж 1. Общий вид реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4. Т — насыщающийся трансформатор тока
Чертеж 2. Схема расположения обмоток реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4 на магнитопроводе НТТ
Чертеж 3. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11 и схема его включения
Чертеж 4. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/2 и схема его включения
Чертеж 5. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/3 и схема его включения
Чертеж 6. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/4 и схема его включения
Чертеж 7. Габаритные, установочные и присоединительные размеры реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4
Чертеж 8. Тормозные характеристики реле типов ДЗТ 11/2, ДЗТ 11/3, ДЗТ 11/4
Чертеж 9. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11 в нормальном режиме
Чертеж 10. Мощность, потребляемая тормозной обмоткой реле типа ДЗТ-11/2 в нормальном режиме
Чертеж 11. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/3 в нормальном режиме
Чертеж 12. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/4 в нормальном режиме
Чертеж 13. Мощность, потребляемая в аварийном режиме обмоткой реле типа ДЗТ-11
Чертеж 14. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/2 в аварийном режиме
Чертеж 15. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/3 в аварийном режиме
Чертеж 16. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/4 в аварийном режиме
7. Перечень запасных частей
8. Изменения и дополнения к техническому описанию на «Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4» ОБК 469423, издание 04.

Сканированную версию ТО предоставил Артур Ахметов.

salient

Информация о материале
Категория: РЗиА

Страница 22 из 58

Проверка и настройка дифференциальных реле с магнитным торможением серии ДЗТ-11
В отличие от РНТ реле серии ДЗТ не имеют короткозамкнутой обмотки, что несколько ухудшает отстройку от токов небаланса при наличии апериодической составляющей. Проверка исполнительного органа производится аналогично реле серии РНТ.
Проверка отсутствия взаимной индукции между тормозными и вторичными обмотками промежуточных трансформаторов. Проверку производят на рабочих отпайках тормозной обмотки по схеме рис. 4.11. Перемычка 11-12 (на рисунке не показана) в цепи исполнительного
органа снимается. Подавая поочередно в каждую тормозную обмотку ток, измеряют напряжение на вторичной обмотке промежуточных трансформаторов вольтметром с Rвн>1000 Ом/В. Измеренное напряжение не должно превышать 0,1 В при FT = /Ta)T=200 А.
Проверка МДС и первичного тока срабатывания. Магнитодвижущая сила срабатывания проверяется для каждого плеча защиты при выбранных расчетных витках на всех используемых обмотках. При отсутствии тока в тормозных обмотках расхождение МДС срабатывания в разных плечах защиты не должно превышать 1—2 %.


Рис. 4.11. Схема проверки отсутствия взаимной индукции между тормозной и вторичной обмотками
Рис, 4.10. Характеристика отстройки реле серии РНТ от бросков тока с апериодической составляющей

Подрегулировка тока срабатывания осуществляется изменением R в цепи вторичной обмотки. Коэффициент возврата реле, измеренный по первичном} току, должен находиться в пределах 0,65—0,85.
Токи срабатывания реле для любого плеча защиты не должны отличаться от заданных более чем на 5 %:

По измеренным токам рассчитывается максимальная величина не; баланса тока срабатывания, %, у реле, имеющего наибольший разброс
i
где /юр — ток срабатывания одного плеча защиты; /гср — ток срабатывания другого плеча защиты.   j
Полученный результат сравнивается с расчетной величиной небаланса, %, для этих же плеч защиты

Значения п и m  должны удовлетворять следующим условия
/г<4 и m<4 %; т—/г<4 °/о, где п подставляется в формулу с учетом полученного при расчете знака.
После настройки токов срабатывания проверяется отсутствие вибрации контактов реле при питании одной из рабочих обмоток током от 1,05 /Ср до максимально возможного тока КЗ в данном плече защиты.
Коэффициент надежности должен находиться в пределах: kB2—1,2-4-1,3; kBS= 1,35ч-1,5. При последовательном включении тормозной и рабочей обмоток kB2 и kBS сохраняют указанные пределы, если отношение тормозных и рабочих витков, включенных в плечо защиты, не превышает значения 0,25: wT/wp<0,25. При большем отношении значение kB (особенно kni) уменьшается.
Проверка тормозных характеристик. Максимальный эффект торможения имеет место при угле сдвига фаз между токами в тормозной и рабочей обмотках, равном нулю или 180°. Полученная тормозная характеристика должна располагаться ниже верхней граничной характеристики, гарантируемой заводом (рис. 4.12).
Рис. 4.12. Тормозные характеристики реле серии ДЗТ-11:
1 — при угле между векторами токов в рабочей и тормозной обмотках а=0±30°; 2— при а—90±30°; А — зона срабатывания; Б — зона торможения; В — зона срабатывания или торможения
Рис. 4.13. Схема для проверки тормозных характеристик реле серии ДЗТ-11 при угле между токами /Р и 1т, равном нулю


Проверка коэффициента надежности. Определение коэффициента надежности производится при отсутствии торможения и при его наличии по методике, приведенной для реле РНТ.
характеристики на тормозной и рабочей обмотках выставляется расчетное число витков. Перемычка между этими обмотками снимается, чтобы обеспечивалось независимое регулирование тормозного и рабочего токов. Ток в тормозную и рабочую обмотки подается от одноименных фаз питающей сети (рис. 4.13). При изменении ступенями тока в тормозной обмотке от нуля до максимального тока КЗ измеряются токи срабатывания. Полученная характеристика строится в масштабе МДС. Контроль угла между токами производится фазометром либо ВАФ-85. В случае отклонения углов между токами на величину, превышающую 10—15°, характеристику можно снимать при одинаковых витках, установленных на рабочей и тормозной обмотках. Различие углов возможно из-за разных соотношений активных и индуктивных сопротивлений обмоток.

Рис. 4.14. Схема для проверки тормозных характеристик реле серии ДЗТ-11 при угле между токами /Р и /т, равном 90°
Проверка минимального эффекта торможения производится при угле между рабочим и тормозным токами, равном 90—120°. Получение такого сдвига возможно при регулировании токов в рабочей и тормозной обмотках от разных питающих напряжений (рис. 4.14). Если схема не обеспечивает стабильности угла в пределах 75—135°, то необходимо подобрать питание от других фаз сети или перейти к снятию характеристики при максимальных выставленных витках на тормозной и рабочей обмотках. Полученная тормозная характеристика должна располагаться выше нижней граничной характеристики, гарантируемой заводом (см. рис. 4.12).
Дополнительные проверки:
а)   определение времени срабатывания реле аналогично проверке реле серии РНТ;
б)   проверка отсутствия взаимной индукции между тормозными и вторичными обмотками промежуточных трансформаторов, производимая по схеме рис. 4.11, не выявляет небольшого различия в числе витков тормозных обмоток левого и правого стержней. Для выявления такого дефекта подают ток в одну из рабочих обмоток, снимают перемычку между обмоткой исполнительного реле и вторичной обмоткой промежуточного трансформатора, а тормозную обмотку отсоединяют от испытательной схемы. В рабочей обмотке подбирается такой ток, чтобы обеспечивался удобный отсчет напряжений по вольтметру, поочередно подключаемому к тормозным обмоткам левого и правого стержней. Измеренные значения не должны различаться между собой более чем на 5 %. При больших различиях необходимо добиться их равенства переключением ответвлений. Если не удается добиться равенства напряжений, реле бракуется. Измерения напряжений проводятся вольтметром с Rвн>2000 Ом/В;
в)   определение рабочей точки на кривой намагничивания реле необходимо при коэффициенте надежности, значительно отличающемся от заводских данных. Характеристика намагничивания промежуточных трансформаторов снимается при питании током одной из рабочих обмоток и использовании исполнительного реле в качестве индикатора. Для этого на шкале реле отмечают положения указателя, соответствующие 60, 80, 100, 120, 135 % первичного тока срабатывания реле. Затем исполнительное реле отсоединяется от промежуточных трансформаторов и у него определяется напряжение срабатывания для каждого из указанных выше положений указателя. После построения характеристики намагничивания реле (зависимость напряжения на вторичной обмотке промежуточного трансформатора от первичного тока) по ней определяется рабочая точка, которая должна располагаться в самом начале изгиба. Если это условие не выполняется, реле бракуется. При этой проверке напряжение срабатывания реле должно соответствовать данным завода-изготовителя (3,5—3,6 В);
г)   проверка потребления реле необходима для определения нагрузки на трансформаторы тока при КЗ в зоне и вне зоны действия защиты. В то же время определяющей проверкой является определение потребления при КЗ вне зоны, так как нагрузка на трансформаторы тока в этом режиме не должна превышать допустимую, чтобы не было ложной работы из-за большого тока небаланса. В связи с тем что потребление обмоток при КЗ вне зоны всегда меньше потребления этих же обмоток в режиме одностороннего питания (при последовательном соединении тормозной и рабочей обмоток), целесообразно потребление обмоток и нагрузку на трансформаторы тока определить для режима одностороннего питания. Характеристику снимают до максимального тока КЗ в данном плече защиты. По полученным результатам трансформаторы тока проверяются на допустимую нагрузку.

Читать также:

Salient

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4

ТО и ИЭ на реле дифференциальные типов ДЗТ-11

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
ОБК.469.423
Издание 04

Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4 предназначаются для дифференциальной защиты одной фазы силовых трансформаторов, обеспечивая получение тормозных характеристик от одной группы измерительных трансформаторов тока (имеют по одной тормозной обмотке).
Реле с дополнительным индексом «Т» в обозначении типа (ДЗТ-11-Т, ДЗТ-11/2-Т, ДЗТ-11/З-Т, ДЗТ-11/4-Т) пригодны для работы в условиях тропического климата.
Реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3 и ДЗТ-11/4 состоят из исполнительного органа, представляющего собой электромагнитное реле типа РТ-40, и одного промежуточного насыщающегося трансформатора тока (НТТ).

1. Назначение реле ДЗТ-11
2. Принцип действия и конструктивное исполнение реле ДЗТ-11
3. Технические данные реле ДЗТ-11
4. Указания по монтажу и эксплуатации
5. Указания по замене износившихся частей
6. Формулирование заказа
Чертеж 1. Общий вид реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4. Т — насыщающийся трансформатор тока
Чертеж 2. Схема расположения обмоток реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4 на магнитопроводе НТТ
Чертеж 3. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11 и схема его включения
Чертеж 4. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/2 и схема его включения
Чертеж 5. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/3 и схема его включения
Чертеж 6. Принципиальная схема реле типа ДЗТ-11/4 и схема его включения
Чертеж 7. Габаритные, установочные и присоединительные размеры реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4
Чертеж 8. Тормозные характеристики реле типов ДЗТ 11/2, ДЗТ 11/3, ДЗТ 11/4
Чертеж 9. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11 в нормальном режиме
Чертеж 10. Мощность, потребляемая тормозной обмоткой реле типа ДЗТ-11/2 в нормальном режиме
Чертеж 11. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/3 в нормальном режиме
Чертеж 12. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/4 в нормальном режиме
Чертеж 13. Мощность, потребляемая в аварийном режиме обмоткой реле типа ДЗТ-11
Чертеж 14. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/2 в аварийном режиме
Чертеж 15. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/3 в аварийном режиме
Чертеж 16. Мощность, потребляемая обмоткой реле типа ДЗТ-11/4 в аварийном режиме
7. Перечень запасных частей
8. Изменения и дополнения к техническому описанию на «Реле дифференциальные типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4» ОБК 469423, издание 04.

Сканированную версию ТО предоставил Артур Ахметов.

Источник

ДЗТ 11 — реле дифференциальное с торможением

1. Технические характеристики дифференциального реле с магнитным торможением ДЗТ-11

Расположение обмоток на магнитопроводе НТТ и схема внутренних соединений даны на рис. 1.

Рис. 1. Схемы реле ДЗТ 11.
а — схема расположения обмоток на магнитопроводе; б — схема внутренних соединений и включения реле; 1—рабочая обмотка; 2 — вторичная обмотка; 3 — тормозная обмотка; 40— основная уравнительная обмотка; 41 и 42 — пер­вая и вторая дополнительные уравнительные обмотки

Реле имеет одну тормозную обмотку.

При применении реле для защиты трехобмоточных трансформаторов схема позволяет производить ступенчатую регулировку токов срабатывания в плече с большим током (в рабочей обмотке) от 2,87 до 12,5 а.

При применении реле для защиты двухобмоточных трансформаторов ток срабатывания может регулироваться в пределах 1,45— 12,5 а (при н.с.0.н.ср= 100 а).

Тормозные характеристики реле приведены на рис. 2.

Рис. 2. Тормозные характеристики.
А, Б, В — зоны срабатывания я тормо­жения реле; 1, 2, 3, 4 — характеристики при различных натяжениях пружины.

Коэффициент торможения при н.с.т = 300 а может быть изменен: от 0,12 и выше для наибольшей уставки на ток срабатывания (величина Кт является минимальной .при включении в тормозной обмотке одного витка, т. е. Wт=1; с включением большего числа тормозных витков Кт будет пропорционально увеличиваться) и от 0,66 и ниже для наименьшей уставки на ток срабатывания.

Максимально допустимый длительный ток рабочей, уравнительных и тормозной обмоток в нормальном режиме равен 10 а.

Сопротивление рабочей, первой и второй уравнительных обмоток (при полностью включенных витках), измеренное на постоянном токе, составляет не более 0,1 ом.

Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой в нор­мальном режиме, от тока в обмотке (при полном числе витков) дана на рис. 3.


Рис. 3. Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ 11 в нормальном режиме, от тока в обмотке.

Зависимость мощности, потребляемой реле в аварийном режиме от тока в обмотках дана на рис. 4 (обмотки 1, 3 и 4 включены последовательно).


Рис. 4. Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ 11 в аварийном режиме, от тока в обмотках.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы приведены в табл. 1

Источник

ДЗТ 11 — реле дифференциальное с торможением

1. Технические характеристики дифференциального реле с магнитным торможением ДЗТ-11

Расположение обмоток на магнитопроводе НТТ и схема внутренних соединений даны на рис. 1.

Рис. 1. Схемы реле ДЗТ 11.
а — схема расположения обмоток на магнитопроводе; б — схема внутренних соединений и включения реле; 1—рабочая обмотка; 2 — вторичная обмотка; 3 — тормозная обмотка; 40— основная уравнительная обмотка; 41 и 42 — пер­вая и вторая дополнительные уравнительные обмотки

Реле имеет одну тормозную обмотку.

При применении реле для защиты трехобмоточных трансформаторов схема позволяет производить ступенчатую регулировку токов срабатывания в плече с большим током (в рабочей обмотке) от 2,87 до 12,5 а.

При применении реле для защиты двухобмоточных трансформаторов ток срабатывания может регулироваться в пределах 1,45— 12,5 а (при н.с.0.н.ср= 100 а).

Тормозные характеристики реле приведены на рис. 2.

Рис. 2. Тормозные характеристики.
А, Б, В — зоны срабатывания я тормо­жения реле; 1, 2, 3, 4 — характеристики при различных натяжениях пружины.

Коэффициент торможения при н.с.т = 300 а может быть изменен: от 0,12 и выше для наибольшей уставки на ток срабатывания (величина Кт является минимальной .при включении в тормозной обмотке одного витка, т. е. Wт=1; с включением большего числа тормозных витков Кт будет пропорционально увеличиваться) и от 0,66 и ниже для наименьшей уставки на ток срабатывания.

Максимально допустимый длительный ток рабочей, уравнительных и тормозной обмоток в нормальном режиме равен 10 а.

Сопротивление рабочей, первой и второй уравнительных обмоток (при полностью включенных витках), измеренное на постоянном токе, составляет не более 0,1 ом.

Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой в нор­мальном режиме, от тока в обмотке (при полном числе витков) дана на рис. 3.


Рис. 3. Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ 11 в нормальном режиме, от тока в обмотке.

Зависимость мощности, потребляемой реле в аварийном режиме от тока в обмотках дана на рис. 4 (обмотки 1, 3 и 4 включены последовательно).


Рис. 4. Зависимость мощности, потребляемой тормозной обмоткой реле ДЗТ 11 в аварийном режиме, от тока в обмотках.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы приведены в табл. 1

Источник

ДЗТ 11 — реле дифференциальное с торможением

5. НАЛАДКА ДЗТ

Д о п о л н и т е л ь н ы е в о п р о с ы п р о г р а м м ы
и с п ы т а н и й р е л е ДЗТ
е) Проверка правильности выполнения тормозных обмоток НТТ

Проверка правильности выполнения тормозных обмоток включает в себя испытание на отсутствие взаимоиндукции между тормозной и вторичной обмотками каждого НТТ и проверку правильности выполнения отводов Тормозной обмотки.
Испытание на отсутствие взаимоиндукции производится по схеме рис. 33 при полном числе витков тормозной обмотки. К тормозной обмотке подводится м. д. с. Fт = 2Fс.р.н и с помощью электронного вольтметра измеряется напряжение небаланса на обмотке исполнительного органа. При правильном включении катушек тормозной обмотки напряжение небаланса не должно превышать 3% напряжения срабатывания исполнительного органа.
Проверка правильности выполнения отводов производится при включении тормозной обмотки по схеме автотрансформатора тока (см. рис. 34). В этом случае подводимая ко всей тормозной обмотке м. д. с. компенсируется м. д. с. части витков тормозной обмотки, замкнутой через амперметр, Fт = Fт.разм или Iтωт макс = Iразмωт.разм.
Для повышения точности измерения подводим ая к тормозной обмотке м. д. с. не должна превышать 25— 30 ав, а число витков, замыкаемых через амперметр, должно быть не менее 40% общего числа витков тормозной обмотки. Последнее достигается переключением амперметра размагничивающей цепи с зажима 2 на 6, рубильником Р на рис. 34. Кроме того, длина соединительных проводов к амперметру должна быть минимально возможной при сечении проводов не менее 2,5 мм².
Поскольку выводы тормозной обмотки подсоединяются к утопленным гнездам, подключение амперметра необходимо производить при помощи щупа. Таким щупом может быть изолированный провод сечением 2,5мм² с оголенным на 3 — 4 мм концом. Полученные значения размагничивающей м. д. с. могут быть меньше подводимой м. д. с. только на 1 — 2 ав.
ж) Снятие тормозных характеристик Fс.р = f(Fт)
Характеристики Fс.р = f(Fт)снимаются в условиях срабатывания реле при подмагничивании сердечника НТТ переменным (тормозным) током. Последнее приводит к зависимости м. д. с. срабатывания реле не только от величины тормозной м. д. с., но и от угла сдвига фаз ψ между тормозным и рабочим токами. В связи .с этим тормозные характеристики снимаются при углах ψ = 0° и ψ = 90°, дающих наибольшее расхождение характеристик. Кроме того, для реле с несколькими тормозными обмотками расхождение характеристик зависит и от схемы включения этих обмоток, причем наибольшее торможение соответствуетвключению одной тормозной обмотки и ψ = 0, а наименьшее — параллельному включению всех тормозных обмоток и ψ =90° . Тормозные характеристики снимаются по схеме рис. 35. С целью уменьшения нагрева реле тормозные и рабочие обмотки включаются в схему при полном числе витков.
Для реле ДЗТ=1,11 точки характеристик снимаются
при Fт = Iтωт = 0, 200,400, 600, 800, 1000 ав, а для ДЗТ других типов — при Fт = 2Iтωт = 0, 300,600, 900, 1200, 1500 ав. Полученные характеристики должны располагаться в пределах зоны разброса, гарантированной заводом для реле данного типа.
з) Выполнение расчетных уставок
На коммутаторе реле набираются расчетные числа витков первичных и тормозных обмоток НТТ для всех сторон защиты. Производится повторная проверка тока и м. д. с. срабатывания реле для каждой стороны защиты при отсутствии торможения. Определяется коэффициент возврата реле по первичному току. Проверяется Надежность действия реле при внутренних повреждениях а торможением. С этой целью при последовательном соединении первичной (рабочей) и тормозной обмоток соответствующих сторон защиты определяются ток и м. д. с. срабатывания реле. Полученные значения тормозной и рабочей м. д. с. должны соответствовать точке, лежащей в. начале верхней кривой тормозной характеристики. Затем к реле подводятся увеличенные на 20% значения тока срабатывания, что должно обеспечить четкое замыкание контактов реле.
5. Повторный осмотр. После окончания регулировки и проверки реле повторно производится затяжка всех винтов и гаек реле. Проверяется надежность выполнения накладок и перемычек. У исполнительного органа проверяется положение контактов, спиральной пружины и якоря. Производится чистка контактов реле. Проверяется соответствие всех подписей на реле и накладках.
6. Испытание дифференциальной защиты совместно с реле под нагрузкой. Предварительно на присоединениях, входящих в схему дифференциальной защиты, создается нагрузка не менее 25% номинальной. С помощью фазовольтамперметра снимаются векторные диаграммы токов всех плеч дифференциальной защиты и делается заключение о правильности выполнения защиты.
Затем выпрямительным вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 100 ом/в измеряется напряжение небаланса на зажимах обмотки исполнительного органа каждого реле как при имитации внутреннего трехфазного повреждения, так и в нормальном режиме.
Имитация внутреннего трехфазного короткого замыкания осуществляется снятием рабочей крышки испытательного блока питающей стороны защиты. При этом м. д. с. первичной обмотки, определенная по напряжению небаланса с помощью вольт-амперной характеристики реле (см. п. 4,г), должна быть близка к м. д. с.. обусловленной током отключенного присоединения.
В дальнейшем токовые цепи защиты восстанавливаются и измеряется напряжение небаланса при нормальном режиме работы. При токе нагрузки питающего присоединения порядка 50% номинального напряжении небаланса должны быть не более 0,05 в для реле с исполнительным органом ЭТ-520 и не более 0,1 в для реле с исполнительным органом РТ-40.
Отстройка реле от бросков намагничивающего тока проверяется многократным (5 — 6 раз) включением трансформатора (автотрансформатора) под напряжение при холостом ходе. При этом во всех случаях включения реле не должно срабатывать. В заключение следует отметить, что производить изменение уставок на реле без вывода защиты из работы и закорачивания токовых цепей нельзя, так как при вывинчивании штепсельных винтов на коммутаторе реле происходит размыкание вторичных обмоток трансформаторов тока.
После окончания всех работ повторно проверяется наличие рабочих крышек испытательных блоков или перемычек в токовых цепях всех сторон защит.
7. Пломбировка реле и оформление протоколов испытаний. После выполнения всех пунктов программы испытаний реле пломбируется и составляются протоколы испытаний.

6. Проверка и наладка дифференциального реле с магнитным торможением ДЗТ 11, ДЗТ 11/2, 11/3, 11/4, ДЗТ 13, ДЗТ 13/2, ДЗТ 13/3, 13/4, ДЗТ 14 и МЗТ-11

Реле содержит много винтовых соединений в цепях обмоток реле. Поэтому прежде всего проверяется затяжка всех винтовых соединений реле.

Реле ДЗТ, РНТ, МЗТ являются токовыми реле, ха рактеристики которых гарантируются при синусоидальном токе. Так как реле представляет собой нелинейное сопротивление, то при испытаниях для получения тока от источника напряжения последовательно с реле включается такой линейный резистор, падение напряжения на котором примерно в 10 раз превышает падение напри жения на входных зажимах реле. При испытаниях ре.че устанавливается в вертикальной плоскости с отклонением не более чем на ±5°, так как ток срабатывания исполнительного органа изменяется при отклонении реле от вертикали. Исполнительный орган (реле тока РТ-40) одинаков для всех типов реле РНТ, ДЗТ, МЗТ, и калибровка и регулировка его также одинаковы. Регулировка исполнительного органа отличается от регулировки обычного реле РТ-40 только малым зазором (0,3 — 0,4 мм) между полкой якоря в притянутом положении и полюсами сердечника. Уменьшение этого зазора в реле РТ-40 приводит к уменьшению коэффициента возврата. Но реле РНТ, ДЗТ и МЗТ применяются в схемах защит без выдержки времени, поэтому жестких требований к их коэффициенту возврата нет. Исполнительный орган калибруется отдельно от схемы реле. Указатель реле должен находиться на риске шкалы. Исполнительный орган должен срабатывать при синусоидальном токе 0,16—0,17 А. Напряжение на его обмотке в момент срабатывания должно быть равным 3,5— 3,6 В. Напряжение срабатывания исполнительного органа определяет индукцию в сердечнике НТТ, а следовательно, и его отстройку от апериодической составляющей тока и тормозные характеристики. Изменение тока срабатывания исполнительного органа при калибровке производится изменением натяжения возвратной пружины, а изменение напряжения срабатывания — изменением начального положения якоря. В начальном и в конечном положении якоря после срабатывания между упорными винтами и якорем должен быть небольшой (не более 1 мм) зазор. При такой регулировке благодаря упругости неподвижных размыкающих и замыкающих контактов уменьшается вибрация подвижной системы реле, вызванная переменной составляющей электромагнитного момента. Срабатывание реле должно происходить четко, без вибрации контактов.

Проверка м. д. с. срабатывания реле производится в полной схеме реле подачей тока на рабочие или уравнительные обмотки при отсутствии тока в тормозных обмотках реке ДЗТ и МЗТ и при замкнутой цепи коротко-замкнутой обмотки реле РНТ. Для всех реле м. д. с. срабатывания должна быть равной 100±5 А. При откалиброванном исполнительном органе подрегулировка м. д. с. срабатывания производится изменением значения сопротивления резисторов, включенных во вторичную обмотку НТТ. Изменение м. д. с. срабатывания изменением калибровки исполнительного органа недопустимо, так как это приведет к изменению тормозных характеристик и характеристик отстройки от апериодической составляющей. Магнитодвижущая сила срабатывания реле ДЗТ-13, ДЗТ-13/2, ДЗТ-13/3, ДЗТ-13/4. ДТЗ-14 регулируется отдельно для каждого НТТ. Исполнительный орган поочередно подключается к каждой вторичной обмотке. Сопротивление соответствующего резистора следует изменить так, чтобы м. д. с. срабатывания реле равнялась 107+5 А. Тогда при параллельном соединении всех вторичных обмоток НТТ м. д. с. срабатывания реле з целом равна 100±5 А.

Характеристика отстройки от апериодической составляющей реле РНТ определяется при пропускании по одинаковому числу витков разных первичных обмоток постоянного и синусоидального тока. Для переменного тока обмотка реле, по которой пропускается постоянный ток, представляет собой цепь, замкнутую через источник постоянного тока. Поэтому для исключения размагничивающего действия цепи постоянного тока напряжение источника постоянного тока должно быть не менее 220 В с тем, чтобы сопротивление реостатов в этой цепи было достаточно большим. Для определенных значении постоянного тока определяется синусоидальный ток срабатывания. Загрубление реле g вычисляется как отношение синусоидального тока срабатывания при наличии постоянного тока к синусоидальному току срабатывания без постоянного тока. Величина смещения синусоидального тока относительно нулевой линии k определяется как отношение величины постоянного тока к величине синусоидального тока срабатывания при наличии постоянного тока.

Проверка тормозных характеристик реле ДЗТ и МЗТ производится при подаче одного тока в рабочую или уравнительную обмотку и другого тока — в тормозные обмотки. Для заданных значений тормозного тока определяется значение рабочего тока, при котором реле срабатывает. Для изменения угла сдвига фаз между рабочим и тормозным током применяют либо фазорегулятор, либо подключение одной цепи тока к различным линейным или фазным напряжениям сети переменного тока. Наибольшее торможение получается при углах сдвига фаз токов близких к нулю, а наименьшее торможение — при углах, близких к 90°.

При проверке коэффициента надежности отключают исполнительный орган от схемы реле и измеряют ток его срабатывания при питании от источника синусоидального тока (I’ср). После этого исполнительный орган подключают к реле и определяют первичный ток срабатывания Iср при питании рабочей или уравнительной обмотки у реле РНТ и последовательно соединенных рабочей и тормозной обмоток у реле ДЗТ и МЗТ. В последнем случае число витков обмоток выбирается так, чтобы коэффициент торможения равнялся 0,35. Затем по этим же обмоткам пропускают ток, в 2 или 5 раз превышающий ток срабатывания Iср. Указатель на шкале исполнительного органа ставится в такое положение, чтобы срабатывание реле происходило точно при токе 2IСр или 5Iср. После этого исполнительный орган снова отключают от схемы реле и, не изменяя положения указателя шкалы, определяют ток срабатывания Гср. Коэффициент надежности рассчитывается по выражению кн=I»ср/I’ср

В случае необходимости проверка правильности выполнения отводов рабочей и уравнительной обмоток производится по неизменности м. д. с. срабатывания определением тока срабатывания при различных числах витков. Проверку правильности выполнения отводов тормозных обмоток, а также рабочих и уравнительных обмоток можно производить измерением падения напряжения на отводах обмотки при пропускании тока через эту обмотку. Падение напряжения на отводах пропорционально числу витков отводов. Так как при пропускании тока через обмотки НТТ этот трансформатор может насыщаться, то для измерения падения напряжения на отводах должны использоваться приборы, пригодные для измерения несинусоидальных величин. Например, широко распространенные приборы выпрямительной системы не пригодны для этих измерений.

У реле ДЗТ и МЗТ тормозные обмотки включены так, что от тока, протекающего по этим обмоткам, э.д. с. во вторичной обмотке НТТ. а следовательно, и в рабочей и уравнительной обмотках не наводится. Для проверки отсутствия взаимоиндукции между тормозной и вторичной обмотками пропускают через тормозную обмотку ток такой величины, чтобы м. д. с. тормозных обмоток была равна примерно 150 А. При этом величина напряжения, измеренная на обмотке исполнительного органа на пределе измерения вольтметра примерно 5 В, должна практически равняться нулю.

В нормальном режиме, несмотря на то что рабочие и уравнительные обмотки обтекаются током, суммарный магнитный поток в сердечнике НТТ равен нулю. Поэтому в лабораторных условиях при проверке на нагревание согласно таблицы по рабочим и уравнительным обмоткам пропускается постоянный ток.

Источник

ТУ 16-523. 464 -74

Реле типов ДЗТ-11, ДЗТ-11/2, ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4 предназначены для дифференциальной защиты одной фазы силовых трансформаторов.

Реле типа ДЗТ-11/5 предназначены для дифференциальной защиты генераторов переменного тока.

Реле обеспечивают торможение от одной группы измерительных трансформаторов тока (т.е. имеют по одной тормозной обмотке)

Условия эксплуатации

Климатическое исполнение УХЛ или О, категория размещения «4» по ГОСТ 15150-69.

Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от минус 20 до плюс 55 °С для исполнения УХЛ4 и от минус 10 до плюс 55 °С для исполнения О4.

Группа механического исполнения М39 по ГОСТ 17516.1-90, при этом вибрационные нагрузки в диапазоне от 10 до 100 Hz с ускорением 0,25 g.

Степень защиты оболочки реле IP40, а контактных зажимов для присоединения внешних проводников — IP00 по ГОСТ 14254-2015.

Основные параметры

Время срабатывания реле при трехкратном токе срабатывания, s 0,04
Коэффициент надежности реле, не менее:  
— при пятикратном токе срабатывания 1,35
— при двухкратном токе срабатывания 1,2
Коммутационная способность контактов при напряжении от 24 до 250 V или токе не более 2 А:  
— в цепи постоянного тока с постоянной времени не более 0,005 s, W 60
Коммутационная износостойкость, циклы ВО 1250
Конструктивное исполнение по способу присоединения внешних проводников: переднее, заднее (винтом или шпилькой)
Габаритные размеры, mm,не более 179х218х190
Масса, кg, не более 3,5

Технические данные

Тип реле Включенные обмотки

Магнитодвижущая сила

срабатывания, А

Диапазон токов

срабатывания, А

Номенклатурный

номер

ДЗТ-11 рабочая 100 2,87-12,5 20 011 001 7 
рабочая последовательно с уравнительной 1,45-12,5
ДЗТ–11/2 рабочая 0,34-2 20 221 001 7 
I уравнительная 2,56-20
II уравнительная 2,56-20
ДЗТ-11/3 I рабочая 0,34 -2 20 311 001 7 
II рабочая 0,62-4
III рабочая 2,56-20
ДЗТ-11/4 I рабочая 0,34 -2 20 411 001 7 
II рабочая 0,62-4
III рабочая 2,56-20
ДЗТ-11/5 рабочая 0,7 20 511 001 7 

Примечание

С реле поставляется универсальный комплект деталей присоединения внешних проводников (переднего, заднего шпилькой, заднего винтом)

Конструкция

Реле состоит из исполнительного органа РТ-40, промежуточного насыщающего трансформатора тока, смонтированных на общем основании и закрытых прозрачным кожухом.

Структура условного обозначения и особенности заказа

Структура условного обозначения

ДЗТ-ХХ-Х4

ДЗТ –дифференциальная защита трансформаторов ;

ХХ- условный номер разработки (11; 11/2; 11/3; 11/4; 11/5)

Х4 — климатическое исполнение (УХЛ, 0) и категория размещения (4) по ГОСТ 15150-69

При заказе необходимо указать:

— обозначение типа реле;

— климатическое исполнение и категорию размещения (УХЛ4 или О4);

— номер технических условий.

Заказать оборудование

Решение любых вопросов

Специалисты АО «ЧЭАЗ» помогут вам своевременно разрешить любую возникшую сложность, пояснить что-либо, ответить на любой вопрос, оформить заявку.

Сделать запрос

Реле ДЗТ-11 ÷ ДЗТ-11/5
обеспечивают получение тормозных
характеристик от одной группы измерительных
ТТ. В своём составе они имеют насыщающийся
трансформатор тока с одной тормозной
обмоткой Wт
и отличаются одно от другого количеством
рабочих и уравнительных обмоток, а также
числом витков в них.

Все обмотки имеют
большое количество ответвлений,
выведенных на коммутатор, с помощью
которых ступенчато через небольшие
интервалы можно изменять ток срабатывания
реле Iс.р
и коэффициент торможения Кт.
Число витков рабочих, уравнительных и
тормозной обмотки, включённых в работу,
определяется путём сложения чисел,
выбитых у гнёзд коммутаторов, в которые
ввёрнуты штепсельные винты. Так для
набора в рабочей обмотке, например, 27
витков необходимо один винт ввернуть
в гнездо «24», второй винт — в гнездо «3»
(рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 Коммутатор рабочей обмотки
реле ДЗТ-11

Тормозная обмотка
Wт
реле выполнена неразрывной (рисунок
4.2), поэтому набор витков в ней осуществляется
несколько иначе. Например, чтобы набрать
в тормозной обмотке один виток (Wт
= 1), необходимо один штепсельный винт
ввернуть в гнездо «1», второй – в гнездо
«24».

Рисунок 4.2 Коммутатор тормозной обмотки
реле ДЗТ-11

Для набора витков
3, 5, 7…18 необходимо первый винт установить
в соответствующее гнездо. Для набора
24 витков в тормозной обмотке первый
винт необходимо изъять из коммутатора.
При этом второй винт можно оставить в
гнезде «24» (рисунок 4.3).

Рисунок 4.3

Следует отметить,
что с помощью коммутатора реле ДЗТ-11 не
представляется возможным набрать в
тормозной обмотке любое чётное число
витков. Так коммутатор не позволяет
набрать 2 витка, 4, 6, 8 и 10 витков. Чтобы
набрать 12 витков, необходимо один винт
установить в гнездо «13», другой в гнездо
«1». Тогда число витков, обтекаемых
тормозным током, будет равно Wт
= 1 + 5 + 6 = 12. Если второй винт перенести в
гнездо «3», получим Wт
= 3 + 5 + 6 = 14 (рисунки 4.2, 4.4).

Рисунок 4.4 Коммутатор тормозной обмотки
реле ДЗТ-11

На
рисунке 4.5 приведены тормозные
характеристики реле ДЗТ-11, ДЗТ-11/2,
ДЗТ-11/3, ДЗТ-11/4, ДЗТ-11/5.

Рисунок 4.5

Реле ДЗТ-11 и
ДЗТ-11/2 имеют одну рабочую обмотку и две
уравнительные. Реле ДЗТ-11/2 имеет тормозную
обмотку, состоящую из двух секций:
витков
и

витков. Принципиальные схемы реле ДЗТ-11
и ДЗТ-11/2 приведены на рисунке 4.6.

Реле ДЗТ-11/3 и
ДЗТ-11/4 имеют по три рабочие обмотки и
по одной тормозной.

Реле ДЗТ-11/5 и МЗТ-11
имеют одну рабочую обмотку и одну
тормозную.

Все указанные выше
реле имеют в своём составе в качестве
исполнительного органа токовое реле
типа РТ-40, подключённое к вторичной
обмотке. В качестве управляющего контакта
используется замыкающий контакт
исполнительного токового реле. Ток
срабатывания исполнительного реле

a)

Рисунок 4.6 Принципиальные электрические
схемы и схемы включения реле:

а) ДЗТ-11, ДЗТ-11/2

Принципиальная
схема реле ДЗТ-11/5 и схема его включения
приведены на рисунке 4.7. Рабочая обмотка
реле имеет одно ответвление от середины
обмотки (от половины числа витков).

Рисунок 4.7 Принципиальная электрическая
схема реле ДЗТ-11/5

В нормальном
режиме работы генератора магнитодвижущая
сила
,
создаваемая
вторичным током
,
уравновешивается встречно направленной
и равной по величине МДС
,
которая создаётся
вторичным током
.
Встречное направление МДС в сердечнике
НТТ

и

обеспечивается правильным выбором
полярности трансформаторов тока ТА1 и
ТА2 и правильным подключением обмоток
реле к трансформаторам тока.

В случае двухфазного
или трёхфазного КЗ в статорных обмотках
генератора ток короткого замыкания
проходит по нейтрали и части обмотки
статора, не выходя за пределы выводов
генератора. В этом случае вторичный ток

равен
нулю, нарушается равенство магнитодвижущих
сил и реле срабатывает.

На рисунке 4.8 в
качестве примера приведена упрощённая
схема включения обмоток трансформатора
тока и реле типа ДЗТ-11 в дифференциальной
защите трёхобмоточного силового
трансформатора.

Возможны различные
варианты включения тормозной обмотки:

а) включение
тормозной обмотки в плечо 38 кВ. При этом
несрабатывание защиты при внешнем
замыкании на шинах 11 кВ, когда торможение
вторичным током отсутствует, обеспечивается
выбором тока срабатывания также, как
для защиты с реле РНТ;

б) включение
тормозной обмотки в плечо 110 кВ; однако
по ряду причин данный вариант не
рекомендуется. [9]

в) включение
тормозной обмотки на сумму вторичных
токов плеч защиты сторон 11 кВ и 38 кВ.

Очевидно, что
последний вариант является наилучшим
(рисунок 4.8). Он позволяет выбрать ток
срабатывания защиты по условию

Iс.з
= 1,5 · Iном.т

В то же время
вариант в) позволяет исключить влияние
тормозной обмотки реле при КЗ в зоне
действия защиты.

Коэффициент
торможения реле ДЗТ-11 ÷ ДЗТ-11/5 определяется
при МДС тормозной обмотки Fт,
равной 300 А. При этом по нижней кривой
тормозной характеристики (рисунок 4.5)
определяют рабочую МДС срабатывания
(Fср
= 240 А). В зависимости от числа включённых
в работу витков тормозной обмотки Wт
к рабочей обмотке Wр
коэффициент торможения равен

.

Рисунок 4.8 Упрощённая схема включения
реле ДЗТ-11 в дифференциальную защиту
трёхобмоточного трансформатора

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    06.09.2019667.65 Кб3ТИ.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Удобрение эпин инструкция по применению для комнатных растений
  • Руководством страны уделяется
  • Лучшие руководства по маркетингу
  • На какой срок продлеваются инструкции по охране труда
  • Хитарген гель инструкция по применению цена отзывы