О книге «Правила для руководства ума»
Всякая наука есть достоверное и очевидное познание, и тот, кто сомневается во многих вещах, не более сведущ, чем тот, кто о них никогда не думал, но при этом первый кажется более несведущим, чем последний, если о некоторых вещах он составил ложное мнение; поэтому лучше не заниматься вовсе, чем заниматься предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качеств» достоверного, ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика, как риск его убавления. Источник: www.ihtik.lib.ru
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Правила для руководства ума» Декарт Рене в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Автор: Декарт Рене
Жанр: Философия
В настоящий том входят произведения французского философа XVII в., представляющие достаточно полную картину его воззрений на мир, познание, человека: «Правила для руководства ума» (в новом переводе), «Мир, или Трактат о свете», «Рассуждение о методе», «Первоначала философии» и др. Включенная в том избранная переписка (впервые публикуемая на русском языке) способствует лучшему уяснению взглядов мыслителя. Впервые на русском языке публикуется работа «Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года…».
Читать книгу онлайн бесплатно
Скачать книгу бесплатно:
- Скачать в формате FB2(642 КБ)
- Скачать в формате EPUB(842 КБ)
- Скачать в формате RTF (DOC)(495 КБ)
- Скачать в формате HTML(652 КБ)
- Скачать в формате TXT(485 КБ)
Какой формат выбрать?
Р. Декарт Правила для руководства ума Перевод м.А. Гарнцева
Правило 1
Целью научных занятий должно быть
направление ума таким образом, чтобы
он мог выносить твердые истинные суждения
обо всех тех вещах, которые ему встречаются.
Таково обыкновение людей, что всякий
раз, когда они замечают какое-либо
сходство между двумя вещами, они в своих
суждениях приписывают обеим даже в том,
чем эти вещи различаются, то, что, как
они узнали, является истинным для одной
из них. Так, неудачно сравнивая науки,
которые целиком заключаются в познании,
присущем духу, с искусствами, которые
требуют некоторого телесного упражнения
и расположения, и видя, что один человек
не в состоянии разом обучиться всем
искусствам, но легче становится лучшим
мастером тот, кто упражняется лишь в
одном из них (ведь одни и те же руки не
могут приспособиться к возделыванию
земли и игре на кифаре или ко многим
различным занятиям подобного рода столь
же легко, как к одному из них), они думали
то же самое и о науках и, отличая их друг
от друга сообразно различию их предметов,
полагали, что надо изучать каждую науку
в отдельности, отбросив все прочие. В
этом они безусловно обманывались. Ведь,
поскольку все науки являются не чем
иным, как человеческой мудростью, которая
всегда пребывает одной и той же, на какие
бы различные предметы она ни была
направлена, и поскольку она перенимает
от них различие не большее, чем свет
солнца — от разнообразия вещей, которые
он освещает, не нужно полагать умам
какие-либо границы, ибо познание одной
истины не удаляет нас от открытия другой,
как это делает упражнение в одном
искусстве, но, скорее, тому способствует.
И право, мне кажется удивительным, что
многие люди дотошнейшим образом исследуют
свойства растений, движения звезд,
превращения металлов и предметы
дисциплин, подобных этим, но при всем
том почти никто не думает о здравом
смысле или об этой всеобщей мудрости,
тогда как все другие вещи в конце концов
следует ценить не столько ради них
самих, сколько потому, что они что-то
прибавляют к этой мудрости. И оттого не
без основания мы выставляем это правило
норным среди всех, ибо ничто так не
отклоняет нас от прямого пути разыскания
истины, как если мы направляем наши
занятия не к этой общей цели, а к каким-либо
частным. Я говорю не о дурных и достойных
осуждения целях, каковыми являются
пустая слава или бесчестная нажива:
ведь очевидно, что приукрашенные доводы
и обманы, приноровленные к способностям
толпы, открывают к этим целям путь
гораздо более короткий, чем тот, который
может потребоваться для прочного
познания истинного. Но я разумею именно
благородные и достойные похвалы цели,
так как они часто вводят нас в заблуждение
более изощренно, как, например, когда
мы изучаем науки, полезные для житейских
удобств или доставляющие то наслаждение,
которое находят в созерцании истинного
и которое является почти единственным
в этой жизни полным и не омраченным
никакими печалями счастьем. Конечно,
мы можем ожидать от наук этих законных
плодов, но, если мы во время занятий
помышляем о них, они часто становятся
причиной того, что многие вещи, которые
необходимы для познания других вещей,
мы упускаем или потому, что они на первый
взгляд кажутся малополезными, или
потому, что они кажутся малоинтересными.
И надо поверить в то, что все науки
связаны между собой настолько, что
гораздо легче изучать их все сразу, чем
отделяя одну от других. Итак, если
кто-либо всерьез хочет исследовать
истину вещей, он не должен выбирать
какую-то отдельную науку: ведь все они
связаны между собой и друг от друга
зависимы; но пусть он думает только о
приумножении естественного света
разума, не для того, чтобы разрешить то
или иное школьное затруднение, но для
того, чтобы в любых случаях жизни разум
(intellectus) предписывал воле, что следует
избрать, и вскоре он удивится, что сделал
успехи гораздо большие, чем те, кто
занимался частными науками, и не только
достиг всего того, к чему другие стремятся,
но и превзошел то, на что они могут
надеяться.
Соседние файлы в папке Декарт
- #
- #
- #
- #
Электронная книга
Сочинения
Особенность философского творчества Рене Декарта состоит в том, что в нем сформулированы новые материалистические и идеалистические положения. Сам Декарт в итоге склонился в сторону идеализма, но своими работами он придал борьбе материализма и идеализма живой импульс.
Произведение Сочинения полностью
Сборник
«Лик вечерней луны». Хайку
философский
японская поэзия
Великий японский поэт Мацуо Басё справедливо считается создателем популярного ныне на весь мир поэтического жанра хайку. Его усилиями трехстишия из чисто игровой, полушуточной поэзии постепенно превратились в высокое поэтическое искусство, проникнутое духом дзен-буддийской философии. В настоящем издании, помимо многочисленных стихотворений, представлена так называемая «проза-хайбун», неповторимый сплав поэзии и прозы, яркий пример соединения двух культурных традиций — китайской и японской.
1830. Маия. 16 число
1
философский
драма
религия
сентиментальный
Юный М.Ю. Лермонтов активно увлекался творчеством французских романтиков, поэтому его ранние стихотворения похожи на лирические исповеди или записи из личного дневника. Молодой поэт искусно играет абсолютно разными мотивами: от общественно-политических до философских и интимных. Стихотворение «1830. Майя. 16 число» является образцом ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Основу сюжета составляет тема смерти, в контексте которой поэт развивает и усиливает мотивы поэтического творчества, судьбы Родины и предназначения человека. Главный герой лирично размышляет о смерти, о судьбе певца, о разрушениях на земле родной, и все эти раздумья в произведении плавно гармонично переплетаются, перетекая из одного…
Сборник
1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.
философский
драма
антиутопия
мистика
детектив
религия
любовь
Роман «1Q84» — международный литературный бестселлер, десятки миллионов копий которого разошлись по всему миру. Это сложное, подчас сюрреалистическое, повествование, в котором смещаются представления о времени и пространстве, где перекликаются повествования двух героев, мужчины и женщины, которые ищут друг друга. Мураками, подобно волшебнику, перескажет вам сон, но сделает это так, что вы почувствуете, что этот сон снится вам лично. Молодая женщина Аоамэ, оказавшись в параллельной реальности 1Q84 года, живет на конспиративной квартире, где готовится к главной миссии, ради которой она здесь находится, и надеется на саму желанную встречу в своей жизни. (с) MrsGonzo для LibreBook
21 урок для XXI века
6
философский
научно-популярный
«21 урок для XXI века» – это двадцать одна глава о проблемах сегодняшнего дня, касающихся всех и каждого. Технологии возникают быстрее, чем мы успеваем в них разобраться. Хакерство становится оружием, а мир разделен сильнее, чем когда-либо. Как вести себя среди огромного количества ежедневных дезориентирующих изменений? Профессор Харари, опираясь на идеи своих предыдущих книг, старается распутать для нас клубок из политических, технологических, социальных и экзистенциальных проблем. Он предлагает мудрые и оригинальные способы подготовиться к будущему, столь отличному от мира, в котором мы сейчас живем. Как сохранить свободу выбора в эпоху Большого Брата? Как бороться с угрозой терроризма? Чему…
22:04
10:04
философский
ирония
психологический
драма
реализм
любовь
Начинающий писатель, чей первый роман вызвал восторженные отзывы критиков, но мало радовал продажами, получил шестизначный аванс на новый роман, при условии, что он постарается больше угодить читателям, чем профессионалам. Практически вместе с этим радостным событием, он узнает, что страдает тяжелым наследственным заболеванием, которое может привести к смертельному исходу в течение года. Как сговорившись, его лучшая подруга решила родить от него ребенка, воспользовавшись услугами экстракорпоральных технологий. В Нью-Йорке, с его частыми ураганами и социальными волнениями, он должен просчитать свою возможную смерть и перспективы отцовства в городе, который вот-вот зальет водой. (с) MrsGonzo для…
2312
философский
психологический
приключения
социальный
фантастика
научная фантастика
любовь
политика
Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства. Но в этом, 2312 году, роковая последовательность событий заставит человечество отстаивать свое прошлое, настоящее и будущее. Первое из этих событий происходит на Меркурии, в городе Терминатор, инженерном чуде беспрецедентного масштаба. Неожиданная смерть той, которая обладала способностью предвидеть. Для Суон Эр Хун ее смерть изменит всю жизнь. Всю свою жизнь…
451 градус по Фаренгейту
2
Fahrenheit 451
философский
психологический
социальный
фантастика
антиутопия
Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” — литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях. Гай Монтэг — пожарный. Но его работа никак не связанна с тушением пожаров. Напротив, он их воспламеняет. Вместе со своим подразделением он сжигает книги, этот источник всех распрей и несчастий, а заодно с книгами сжигает и дома тех, кто осмеливается хранить их у себя, вопреки тотальному запрету правительства. [сами дома из несгораемого материала] Но единственный разговор со странной девушкой Клариссой что-то кардинально меняет в сознании и душе пожарника. Мощная поэтическая проза Брэдбери в сочетании с невероятной…
Сборник
9 глав о кино и т.д…
философский
автобиографический
Настоящее издание в своем роде обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того – и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени. Сборник включает материалы устных выступлений и публикаций режиссера, примерно с середины 1970-х годов вплоть до текущего времени. Сюда относятся лекции Кончаловского для слушателей Высших сценарных и режиссерских курсов, мастер-классы, иные публичные выступления. В сборник входят также материалы интервью, отдельные статьи, фрагменты эссе, главы из мемуарных книг…
Сборник
95 тезисов
1
95 theses
философский
религия
Книга, предлагаемая читателям, должна способствовать лучшему пониманию учения Мартина Лютера (1483-1546) и Реформации, нежели это наблюдается до сих пор в отечественном образовании и науке. Состав и последовательность работ Лютера, вошедших в настоящий сборник, были обусловлены, прежде всего, их несомненной важностью для выяснения цели и движущих сил реформации средневековой Церкви. Однако, как показывает опыт Германии, знакомство с произведениями немецкого реформатора — условие необходимое, но еще недостаточное для выяснения исторического и культурного значения Реформации. Для этого, очевидно, требуется знакомство с учениями, возникшими позже на ее почве. Отобранные для этой цели произведения…
Сборник
Cantos
философский
Двуязычное собрание «Стихотворений и избранных Cantos» Эзры Паунда, в которое вошли все лирические стихотворения, поэмы и переложения Паунда, а также более 25 Cantos, — издание уникальное. Эзра Паунд был одним из влиятельнейших поэтов и критиков XX века. Однако его творчество еще не известно русскоязычному читателю. В силу ряда исторических, идеологических и политических причин до сих пор стихи основоположника американского и европейского модернизма публиковались на русском языке лишь в антологиях и в периодических изданиях, за исключением одной маленькой книги стихотворений, уже давно ставшей библиографической редкостью. В данное собрание отобраны все лучшие переводы из числа опубликованных,…
Contione — встреча
философский
психологический
драма
женская проза
сентиментальный
Мы все зависим от случайностей. И трудно поверить в то, что именно она, случайность, неуверенной рукой рисует траекторию моей жизни. Я не хотел признаваться в этом даже себе. Я не хотел признавать себя пораженным и отдавать победу ей, но, теперь, когда я узнал, что она вольна повелевать нами и играть в злые или добрые игры в зависимости от своего настроения, теперь я хочу предостеречь всех от глупой, поверхностной самоуверенности и самонадеянного счастья, такого неверного и обманчивого.
Ecce Homo. Как становятся сами собою
147
Ecce homo: Wie man wird, was man ist
философский
Ecce Homo. Как становятся сами собою (нем. «Ecce homo: Wie man wird, was man ist») — набор разрозненных заметок, отрывков, написанных Ф.Ницше, по его словам, в период с 15 октября по 14 ноября 1888 года.
Generation «П»
6
философский
социальный
сатира
драма
контркультура
Этот роман успел стать культовым для поколения 1990-х, чья жизнь пришлась на самые тяжелые переломные моменты новой России. Пестрая картина русской жизни во всей своей абсурдности, вечные русские вопросы, мучительный поиск путей и смыслов. Новые русские и обычные советские люди, братки и руководители высшего звена, люмпены и идейные – все перемешались, во времена, когда их еще не разделяли высокие заборы и видеокамеры. Гуманитарий и литератор Вавилен Татарский, в этом качестве новому времени не нужен. В мучительных поисках своего места, он поступает на службу в рекламное агентство. Обнаруженный талант сочинять рекламные слоганы обеспечил Татарскому головокружительную карьеру. (с) MrsGonzo для…
Homo Фабер
1
Homo faber
философский
Швейцарский писатель Макс Фриш — одна из крупнейших фигур европейской литературы второй половины XX века. Его романы «Штиллер», «Homo Фабер», «Назову себя Гантенбайн», «Монток», пьесы «Санта Крус», «Дон Жуан, или любовь к геометрии», «Бидерман и поджигатели», «Биография» хорошо известны во всем мире. Однако путь Фриша к славе был достаточно долгим. Архитектор по профессии, он лишь в начале 50-х решился полностью посвятить себя литературе. Признание пришло к нему сначала за границей и только потом на родине. В спокойной и благополучной Швейцарии он чувствовал себя бунтарем и борцом. Он был горд своей принадлежностью к клану «обличителей». Роман «Homo Фабер» написанный Фришем в 1957 году, относится…
Рассуждение о методе
философский
«Я мыслю, следовательно, я существую» лат.: cogito ergo sum Философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене. Считается переломной работой, ознаменовавшей переход от философии Ренессанса и начавшей эпоху философии Нового времени и современное научное познание. В одном томе с этой работой в качестве приложений к ней были опубликованы «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», которые были призваны продемонстрировать идею метода на примере конкретных наук. Трактат состоит из шести частей: Соображения, касающиеся наук. Основные правила метода. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.…
Рассуждение о методе
6
Я мыслю. Интеллект — это страсть
философский
научно-популярный
исторический
психология
Рене Декарт и Бенедикт Спиноза – два величайших мыслителя Нового времени; про них говорили, что они освободили философию от оков средневековья и поставили вопросы, которые навсегда останутся главными. Декарт напрямую связывал существование человека со способностью к мышлению («я мыслю, следовательно, существую»), он же утверждал, что «интеллект – это страсть». Границы мира и познания, место и роль человека в мире, этические нормы, такие как добро и зло, любовь и ненависть, презрение и самоуничижение, совесть, – всё это с необычайной глубиной исследуется в работах Декарта и Спинозы, представленных в данной книге.
Я мыслю. Интеллект — это страсть
Количество закладок
В процессе: 6
Прочитали: 3
Закончил? Сделай дело!
Рене Декарт — Правила для руководства ума краткое содержание
Скачать книгу «Правила для руководства ума» Рене Декарт
Чтобы оставить свою оценку и/или комментарий, Вам нужно войти под своей учетной записью или зарегистрироваться
i
Сочинения в двух томах. Том 1
В настоящий том входят произведения французского философа XVII в., представляющие достаточно полную картину его воззрений на мир, познание, человека: «Правила для руководства ума» (в новом переводе), «Мир, или Трактат о свете», «Рассуждение о методе», «Первоначала философии» и др. Включенная в том избранная переписка (впервые публикуемая на русском языке) способствует лучшему уяснению взглядов мыслителя. Впервые на русском языке публикуется работа «Замечания на некую программу, изданную в…
i
Рассуждение о методе, чтобы верно н…
Если рассуждение это покажется слишком длинным для прочтения за один раз, то его можно разделить на шесть частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй – основные правила метода, найденного автором; в третьей – некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой – доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов…
i
Сомневайся во всем
Рене Декарт — выдающийся математик, физик и физиолог. До сих пор мы используем созданную им математическую символику, а его система координат отражает интуитивное представление человека эпохи Нового времени о бесконечном пространстве. Но прежде всего Декарт — философ, предложивший метод радикального сомнения для решения вопроса о познании мира. В «Правилах для руководства ума» он пытается доказать, что результатом любого научного занятия является особое направление ума, и указывает способ…
i
100 увлекательных игр для хороших м…
Каждый родитель хочет, чтобы у его ребёнка были хорошие манеры и, одновременно, чтобы он смог реализовать свой потенциал. Помогите ребёнку узнать себя с помощью игры – это поможет ему и раскрыть свои способности, и более осознанно себя вести. Объясните через игру разные стороны жизни, научите решать проблемы и делать выбор. И тогда ваш ребёнок точно вырастет настоящим человеком.
i
100 увлекательных игр для отличной…
Кто из родителей не мечтал бы видеть своего ребёнка отличником? Казалось бы, чего тут трудного: учись как следует – и пятёрка у тебя «в кармане». Но не тут-то было! Ведь ребёнку тяжела и трудна эта работа – учёба. Гораздо легче и интереснее ему игра – это более привычная для него деятельность. Так используем её для получения необходимых знаний, умений и навыков – и пятёрки не заставят себя ждать!
i
100 увлекательных игр для весёлого…
Как обычно проходит день рождения ребёнка? Взрослые празднуют в своём углу, дети скучают в своём. А почему бы не сделать этот праздник весёлым и увлекательным? Устроить концерт, карнавал, эстафеты, конкурсы – короче говоря, всё, что позволило бы запомнить праздник надолго. Все необходимые советы, игры и развлечения вы найдете здесь.
i
100 увлекательных игр для здоровья…
Есть дети, которых ну просто никак не удаётся приучить к спорту: и зарядку им делать неохота, и на физкультуре неинтересно, да и просто на улицу не выгонишь. Тут-то и приходит на помощь игра. Кто у нас не любит играть? Нет таких. Лучшие подвижные игры для любой компании, для любого времени года сделают вашего ребёнка сильным, ловким, выносливым, научат строить отношения в команде и помогут полюбить спорт.
Пepeвoд c латинского B.И. Пикова. — М.: Соцэкгиз, 1936. — 176 с.
«Правила для руководства ума» — одно из самых ранних произведений Декарта, в котором он дал первый очерк своей рационалистической теории познания. В особенности отчетливо Декарт развил в «Правилах» свое учение об интуиции, дедукции и индукции. «Правила» являются весьма важным материалом при изучении философии Декарта.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твёрдые истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются.
Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания.
Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и очевидно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе.
Для разыскания истины вещей необходим метод.
Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведём запутанные и тёмные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих.
Для того чтобы отделять самые простые вещи от запутанных и исследовать их по порядку, необходимо в каждом ряде вещей, в котором мы прямо вывели некоторые истины из других, усматривать, что в нём является наиболее простым и насколько удалено от этого всё остальное — более, или менее, или одинаково.
Чтобы придать науке полноту, надлежит всё, что служит нашей цели, вместе и по отдельности обозреть в последовательном и нигде не прерывающемся движении мысли и охватить достаточной и упорядоченной энумерацией.
Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится какая-либо вещь, которую наш разум не в состоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необходимо остановиться и не изучать другие вещи, следующие за ней, а воздержаться от ненужного труда.
Следует целиком обратить взор ума на самые незначительные и наиболее лёгкие вещи и дольше задерживаться на них, пока мы не приучимся отчётливо и ясно усматривать истину.
Чтобы стать находчивым, ум должен упражняться в разыскании тех вещей, которые уже были открыты другими, и при помощи метода обозревать даже самые незамысловатые изобретения людей, но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок.
После того как мы усмотрели несколько простых положений, полезно, если мы выводим из них нечто иное, обозреть их в последовательном и нигде не прерывающемся движении мысли, поразмышлять над их взаимными отношениями и отчётливо представить сразу столь многие из них, сколь это возможно: ведь таким образом и наше познание становится гораздо более достоверным, и чрезвычайно расширяются способности ума.
Наконец, следует воспользоваться всеми вспомогательными средствами разума, воображения, чувства и памяти как для отчётливого усмотрения простых положений и для надлежащего сравнения искомых вещей с известными с целью познания первых, так и для отыскания тех вещей, которые должны сравниваться между собой таким образом, чтобы не осталась без внимания никакая сторона человеческого усердия.
Если мы вполне понимаем вопрос, его надо освободить от любого из лишнего представления, свести к простейшему вопросу и посредством энумерации разделить на возможно меньшие части.
То же самое следует отнести к реальному протяжению тел, и протяжение в целом должно предстать воображению через посредство простых фигур, ибо таким образом оно гораздо отчётливее представляется разумом.
В большинстве случаев полезно также чертить эти фигуры и представлять их внешним чувствам для того, чтобы таким способом легче удерживать нашу мысль сосредоточенной.
Что же касается вещей, которые не требуют наличного внимания ума, хотя и необходимы для заключения, то их лучше обозначать посредством наиболее сокращённых знаков, чем посредством полных фигур, ибо тогда память не сможет ошибаться, а вместе с тем и мысль не будет отвлекаться на то, чтобы удержать их, в то время как она занята выведением других.
Нужно прямо обозреть предложенное затруднение, отвлекаясь от того, что какие-то его термины являются известными, а какие-то —неизвестными, и усматривая благодаря правильным рассуждениям взаимную зависимость каждого из них от других.
Для этого требуются только четыре действия: сложение, вычитание, умножение и деление; два последних здесь зачастую не следует производить, как для того, чтобы невзначай не запутать чего-нибудь, так и потому, что впоследствии они могут быть выполнены более легко.
Посредством этого метода рассуждения нужно отыскивать столько величин, выраженных двумя различными способами, сколько неизвестных терминов мы допускаем в качестве известных, для того чтобы прямо обозреть затруднение; ибо таким образом мы будем иметь столько же сравнений между двумя равными терминами.
Отыскав уравнения, нужно произвести опущенные нами действия, ни в коем случае не пользуясь умножением тогда, когда будет уместно деление.
Если имеется много таких уравнений, их все необходимо свести к одному, а именно к тому, члены которого займут меньшее число ступеней в ряде непрерывно пропорциональных величин, соответственно каковому они и должны быть расположены по порядку.
Правила для руководства ума
Автор
Рене Декарт
Жанр
Книги по философии
Серия
Антология мысли
Год написания книги
2019
В издании представлена одна из самых ранних работ Декарта. «Правила» являются историко-философским документом, по которому можно судить о процессе выработки Декартом своей философской системы и дают важный материал для понимания, развития философского метода Декарта. Для студентов, аспирантов и преподавателей философских факультетов вузов, а также для всех интересующихся философской общегуманитарной проблематикой.