Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения пошаговая инструкция 2022

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Фото Дениса Яковлева, Кублог

В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения. Реорганизация в форме присоединения учреждения к другому учреждению предполагает передачу последнему прав и обязанностей присоединенного учреждения; при разделении права и обязанности реорганизуемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.

Вопросам правового обоснования реорганизации, регулирования трудовых отношений в реорганизуемых учреждениях посвящено большое количество экспертных работ. В статье, предлагаемой вашему вниманию, упор сделан на бухгалтерскую составляющую процесса реорганизации, поскольку не все нюансы раскрыты в имеющейся нормативной документации и разъяснениях уполномоченных органов.

Решение учредителя и заключение комиссии

Реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – Закон об образовании).

В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На уровне субъекта и муниципального образования аналогичные правила устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ (п. 14 ст. 22 Закона об образовании).

Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях):

  • Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

На уровне Российской Федерации порядок реорганизации учреждений регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее – Порядок № 539) и распространяет свое действие на все типы федеральных учреждений – бюджетные, автономные и казенные. Эта же норма содержится в документах субъектов РФ и муниципалитетов.

В Порядке № 539 предъявляются обязательные требования к содержанию решения о реорганизации, которое зависит от формы ее проведения. Но для любого типа реорганизации решение должно включать перечень реорганизационных мероприятий с указанием сроков их осуществления. Именно этот перечень и должен служить «дорожной картой» учреждения.

Правопреемник и уведомления

Для выполнения всех мероприятий в реорганизуемых учреждениях создается специальная комиссия по реорганизации, устанавливаются сроки и ответственные лица.

В пункте 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) закреплена обязанность юридического лица в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением упомянутого решения. В случае реорганизации в форме присоединения делать это будет то учреждение, к которому переходят все права и обязанности.

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Раздел 3 «Количество создаваемых в результате реорганизации юридических лиц» данной формы не заполняется при реорганизации в форме преобразования или присоединения. Во всех остальных случаях раздел нужно заполнять.

На основании уведомления (ф. Р12003) регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале реорганизации учреждения.

У самого учреждения останется обязанность еще дважды, с периодичностью раз в месяц разместить в средствах массовой информации уведомление о своей реорганизации.

Уведомить о начале реорганизации необходимо орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта норма закреплена в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но с 2017 года в законодательстве о страховых взносах будут действовать поправки, связанные с передачей налоговым органам полномочий по их администрированию, и обязанность уведомления может быть отменена.

Завершение расчетов с дебиторами и кредиторами

В обязанности реорганизуемого юридического лица входит уведомление всех известных ему кредиторов о начале реорганизации. Причем п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 129-ФЗ установлен срок такого уведомления – в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Форма уведомления произвольная.

В уведомлении необходимо указать срок, в течение которого кредиторы могут обратиться с претензиями о возмещении долга. По возможности расчеты следует закрыть. Незавершенные расчеты передаются учреждению-правопреемнику, либо по ним принимается отдельное решение о списании дебиторской (кредиторской) задолженности в установленном законодательством порядке.

Контрагентов, с которыми заключены длительные договоры, например, на оказание коммунальных услуг, следует проинформировать о необходимости их перезаключения с учреждением-правопреемником и указать нужную для этого информацию – новые реквизиты, контактных лиц, сроки обращения.

Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие передаваемых активов и обязательств подтверждается результатами инвентаризации, проведение которой необходимо перед составлением отчетности при реорганизации. Инвентаризация проводится в обычном порядке в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. В состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения-правопреемника. Количество экземпляров инвентаризационных описей может быть больше (например, экземпляр затребует учредитель).

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача имущества и обязательств

Активы учреждения, незавершенные расчеты с кредиторами, прочие пассивы, а также имущество и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, передаются учреждению-правопреемнику по передаточному акту, а в случае разделения – по разделительному балансу. Форма акта может быть доведена учредителем, органом власти, на основании решения которого проводится реорганизация, или разработана учреждением самостоятельно. Как правило, передаваемое имущество в акте указывается общим количеством на общую сумму, а раскрываться эти показатели могут:

  • в актах о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) – для передаваемых объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
  • в накладных на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) – для передаваемых материальных запасов;
  • в извещениях (ф. 0504805) – для передачи прочих расчетов и пассивов.

Остаток денежных средств на лицевом счете присоединяемого учреждения переводится учреждению-правопреемнику на основании расчетных документов (заявки на кассовый расход, платежного поручения), оформленных в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Федерального Казначейства от 29.12.2012 № 24н (далее – Порядок № 24н).

В бухгалтерском учете операции передачи показателей балансовых счетов отражают с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 111.1 Инструкции № 162н[1]; п. 146, 147 Инструкции № 174н[2]; п. 174, 175 Инструкции № 183н[3]).

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учреждение-отправитель

Переданы нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 304 06 000

0 100 00 000

0 200 00 000

Передан финансовый результат учреждения в части расходов

0 304 06 000

0 401 20 000

0 401 50 000

Переданы расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

0 304 06 000

Учреждение-получатель

Приняты к учету нефинансовые, финансовые активы по передаточному акту (разделительному балансу)

0 100 00 000

0 200 00 000

0 304 06 000

Принят к учету финансовый результат учреждения в части расходов

0 401 20 000

0 401 50 000

0 304 06 000

Приняты к учету расчеты по обязательствам, а также финансовый результат учреждения

0 304 06 000

0 301 00 000

0 302 00 000

0 303 00 000

0 304 00 000

0 401 10 000

0 401 40 000

0 401 60 000

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Инструкции не содержат разъяснений о передаче показателей счетов раздела санкционирования. Но в случае реорганизации казенных учреждений (участников бюджетного процесса) в этом нет необходимости, поскольку передача принятых на учет бюджетных обязательств оформляется соответствующим документом – актом приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф.0503728 0531727), а принятые ранее к учету бюджетные данные подлежат передаче распорядителям и получателям бюджетных средств, которым передаются полномочия реорганизуемых распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке, определенном Приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н (далее – Порядок № 104н). Учреждения субъектов РФ и муниципалитетов также руководствуются данным документом.

Форма акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств установлена в приложении 6 к Порядку № 104н. С вступлением в силу Приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н 1 января 2017 года данное приложение утрачивает силу и будут применяться документы последнего приказа.

Для автономных и бюджетных учреждений вопрос передачи остатков счетов раздела санкционирования остается открытым. По нашему мнению, вполне логично принять следующее решение: закрыть счета с учтенными ранее показателями в объеме годовых значений (0 502 00 000 «Обязательства», 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения», 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств», 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения») до величин фактически полученных доходов (произведенных расходов). Приведем пример.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В части доходов

Отражены в учете плановые назначения в соответствии с заключенным соглашением на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

130 4 507 10 130

130 4 504 10 130

25 000 000

Получено финансовое обеспечение до начала реорганизации

130 4 508 10 130

130 4 507 10 130

8 000 000

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

130 4 504 10 130

130 4 507 10 130

17 000 000

В части расходов

Приняты к учету плановые назначения в части расходов на коммунальные услуги

244 4 504 10 223

244 4 506 10 223

1 500 000

Приняты к учету обязательства в объеме годовой суммы договора на обеспечение коммунальных нужд

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

1 500 000

Приняты к учету и оплачены денежные обязательства до начала реорганизации

244 4 502 11 223

244 4 502 12 223

600 000

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 502 11 223

(- 900 000)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

244 4 506 10 223

244 4 504 10 223

900 000

Такое решение, во-первых, позволит присоединяемому (разделяемому) учреждению сохранить записи своих фактически произведенных операций, а во-вторых, что еще более важно, не задвоит обороты учреждения-правопреемника, поскольку ему снова потребуется ставить на учет обязательства и плановые назначения в объеме, полученном от присоединяемого (разделяемого) учреждения. В итоге консолидированной отчетности реорганизуемого учреждения и его правопреемника будет учтен общий годовой объем санкционирования расходов без искажения.

Если у учреждения остались неоплаченные денежные обязательства, то по логике предлагаемого решения их следует сторнировать, с тем чтобы учреждение-правопреемник поставило их на учет вместе с переданной кредиторской задолженностью.

Закрытие лицевых счетов

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Учреждение подает в свой финансовый орган заявление на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) и совместно с учреждением-правопреемником оформляет и подписывает акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений (ф. 0503728) – для участников бюджетного процесса; акт приемки-передачи показателей лицевого счета (ф. 0531961) (далее – акт ф. 0521961) – для бюджетных (автономных) учреждений.

Отметим, что согласно п. 62 Порядка № 24н при реорганизации бюджетного (автономного) учреждения, принявшего бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, закрытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств не требуется.

Отдельно остановимся на отражении в учете и отчетности реорганизуемых учреждений акта (ф. 0531961).

В разделе 3 «Операции со средствами клиента» данной формы приводятся все произведенные на дату передачи реорганизуемым учреждением кассовые поступления и выплаты. Их передача трактуется так: в отчетности учреждения – передающей стороны все показатели кассовых доходов и расходов обнуляются, то есть отчет (ф. 0503737) на дату реорганизации не содержит ни одного показателя – весь отчет пустой, а учреждение-правопреемник отразит полученные кассовые показатели в своем отчете (ф. 0503737) с начала года. На такой алгоритм действий указывает Письмо Минфина РФ от 22.08.2013 № 03-01-11/34511 с требованием отражения кассовых расходов в отчетности учреждения-правопреемника с начала года.

На практике многие учреждения стали отражать полученные кассовые показатели в учете – формировать документы кассовых поступлений и выплат, аналогичные тем, что формировало присоединяемое (разделяемое) учреждение до реорганизации. Отражение в учете документов кассовых доходов и расходов влечет необходимость формирования документов фактических расходов, что невозможно без включения остатков на начало года и в конечном итоге приводит к полному дублированию в учете учреждения-правопреемника всех оборотов передающей стороны за текущий год.

По нашему мнению, такой вариант неоправданно увеличивает трудозатраты и далек от оптимального. С точки зрения эффективности учетных процедур при реорганизации наиболее выгодным является вариант, при котором учреждение-правопреемник получит возможность консолидировать отчетность – свою и переданного учреждения. В этом случае нормы инструкций и вышеназванного письма будут выполнены совершенно точно: в учете отразятся переданные (полученные) остатки на дату передачи, а в отчетности – на начало года.

Вопрос консолидации отчетности учреждения, передающего показатели, и учреждения-правопреемника скорее технический и достаточно легко решаем современным программным обеспечением.

Возвращаясь к процедуре закрытия лицевых счетов, добавим, что в заявлении (ф. 0531757) необходимо указать реквизиты, по которым финансовый орган будет перечислять поступающие платежи после закрытия счета. В противном случае платежи вернут отправителям.

Отчетность реорганизуемого учреждения

Обязательность составления и представления реорганизационной отчетности установлена инструкциями № 33н[5] и 191н[6]. Эту же отчетность составляют и представляют учреждения, меняющие подведомственность, причем представляют ее как учредителю по прежней ведомственной подчиненности, так и учредителю по новой подведомственности.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Передающее учреждение

Учреждение-правопреемник

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830)

Содержит остатки на начало периода, на дату реорганизации значения показателей равны нулю, так как имущество и обязательства были переданы по акту приема-передачи

Остатки на дату реорганизации увеличены на сумму полученных имущества и обязательств.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, необходимость консолидации с балансом учреждения – передающей стороны отсутствует

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – передачи имущества и обязательств

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации – принятия к учету имущества и обязательств

Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710)

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Заполняется данными счета 0 304 06 000 на дату реорганизации, закрытие других счетов в рамках годовой реформации баланса не производится

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации

Заполняется показателями кассовых доходов, расходов и источников финансирования до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503737) учреждения – передающей стороны

Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, скорректированными до величин фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов

Заполняется показателями соответствующих счетов раздела санкционирования до даты реорганизации, увеличенными на сумму переданных показателей.

При дальнейшем представлении квартальной и годовой отчетности до конца года консолидируется с отчетом (ф. 0503738) учреждения – передающей стороны

Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721)

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации

Заполняется показателями фактических доходов и расходов учреждения, произведенных до даты реорганизации.

При дальнейшем представлении отчетности за год, в котором произошла реорганизация, консолидируется с отчетом (ф. 0503721) учреждения – передающей стороны

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760)

Пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм годовой отчетности.

Дополнительно в текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) учреждение раскрывает сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иную информацию, существенную для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующую показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 80 Инструкции № 33н)

В пункте 77 Инструкции № 33н указано на необходимость представления бухгалтерской отчетности учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.

Завершение реорганизации

Разделяемое учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций) (п. 3 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях). При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Сама же процедура госрегистрации вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций), состав необходимых документов для регистрации, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного учреждения регламентированы Федеральным законом № 129-ФЗ.

Особенности изменения подведомственности

С точки зрения гражданского законодательства изменение подведомственности не является формой реорганизации, и соответствующие процедуры у такого учреждения существенно упрощены. Так, у учреждения, меняющего подведомственность, отсутствует обязанность сообщения в регистрирующие органы; не составляются акты приема-передачи имущества и обязательств – перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных об их изменении с начала года до даты изменения подведомственности учреждения осуществляется на основании справки (ф. 0504833).

Учреждению, меняющему подведомственность, необходимо закрыть имеющиеся лицевые счета и открыть новые только в том случае, если оно является участником бюджетного процесса. Бюджетные и автономные учреждения не меняют свои лицевые счета (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/3124, Федерального Казначейства № 42-7.4-05/5.1-454 от 10.08.2012).

* * *

Для того чтобы без ошибок и упущений провести все реорганизационные мероприятия, в учреждении необходимо создать комиссию по реорганизации, наделив ее соответствующими полномочиями. В плане работы комиссии должны быть следующие блоки:

1) работа с регистрирующими органами;

2) инвентаризация и передача имущества;

3) закрытие лицевых счетов;

4) составление и представление реорганизационной отчетности.


[1] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[5] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

[6] Инструкция  о порядке составления и  представления  годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12. 2010 № 191н.

ВОПРОС

Бюджетной организации предстоит реорганизация в форме присоединения. Какие должны быть действия по зарплате, налогам и взносам до дня реорганизации?   

ОТВЕТ

Согласно законодательству до даты реорганизации все обязанности перед работниками (по заработной плате и т.д.), перед налоговыми, пенсионными и иными органами присоединяемое учреждение несет самостоятельно. После даты реорганизации все эти обязанности возлагаются на правопреемника (то учреждение, к которому было осуществлено присоединение). Также Налоговым кодексом установлено, что реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (данная норма также может быть применена к сборам, которые администрирует ФНС). При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.

При реорганизации бюджетного учреждения порядок действий определяется уполномоченным органом (учредителем, органом власти), как правило, в решении о реорганизации (присоединении) на основании норм закона. Соответственно, учреждение должно осуществлять необходимые мероприятия согласно такому решению. При присоединении присоединяющееся юридическое лицо должно провести полную инвентаризацию, на основании данных инвентаризации подготовить и передать на утверждение бухгалтерскую отчетность учредителю и органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации (согласно Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н).

Поскольку законодательно не установлено, что присоединяемое учреждение обязано до даты реорганизации досрочно уплатить заработную плату работникам, налоги и сборы, если в решении о реорганизации не указано иное, рекомендуется для разъяснения таковой возможности обратиться к учредителю (своему и присоединяемого учреждения).

ОБОСНОВАНИЕ

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях» и иными нормативными актами.

Согласно пункту 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности; обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям; обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. 

 В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Как разъясняется в Письме Минфина России от 10.01.2019 N 02-06-10/371, особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) учреждения установлены пунктами 77 — 82 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н.

Так, бухгалтерская отчетность при проведении реорганизации формируется и представляется на дату проведения реорганизации учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации. При этом утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Обращаем внимание, что принятие к учету имущества и (или) обязательств, а также информации об изменении их денежного эквивалента (об увеличении, уменьшении) в рамках правопреемства по правам и обязанностям при реорганизации учреждения осуществляется на основании данных бухгалтерского учета (регистров бухгалтерского учета) реорганизуемого учреждения, сформированных с учетом действующих нормативных правовых актов, подтвержденных актами приема-передачи имущества, обязательств (актами приема-передачи данных регистров бухгалтерского учета), содержащими информацию о денежном эквиваленте всех передаваемых объектов учета.

Согласно пункту 77 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 16.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558) (далее – Инструкция 33н), в случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), при принятии в течение финансового года решения об изменении типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения в целях создания государственного (муниципального) казенного учреждения, либо в случае ликвидации учреждения (далее в целях настоящей Инструкции — реорганизуемый (преобразуемый), либо ликвидируемый субъект отчетности), производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации (изменения типа), либо ликвидации в следующем составе:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) в составе Сведений (Приложений), иной раскрываемой информации, предусмотренных к составлению (раскрытию) в годовой бухгалтерской отчетности, в том числе Отчет (ф. 0503738-НП).

Бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый (преобразуемый) либо ликвидируемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации (изменении типа) либо ликвидации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации (изменении типа), ликвидации (п. 79 Инструкции N 33н). Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации (ликвидации) учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности (п. 80 Инструкции N 33н). Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого (преобразуемого) либо ликвидируемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 81 Инструкции N 33н).

Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном разделом II настоящей Инструкции для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого (преобразуемого) субъекта отчетности за отчетный период (п. 82 Инструкции N 33н).

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: осуществляет юридические действия, связанные с созданием бюджетных учреждений путем учреждения и изменения типа существующих государственных учреждений Санкт-Петербурга, а также связанные с реорганизацией и ликвидацией бюджетных учреждений, в том числе утверждает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, промежуточные ликвидационные и ликвидационные балансы при их ликвидации, в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (п. 3.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018) «Об осуществлении от имени Санкт-Петербурга исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга функций и полномочий учредителя государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 и признании утратившим силу постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 361»).

Исполнительный орган, в ведении которого находятся бюджетные учреждения, осуществляет от имени Санкт-Петербурга следующие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений: согласовывает передаточные акты при реорганизации бюджетных учреждений, ликвидационные балансы при ликвидации бюджетных учреждений (п. 4.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2016 N 306 (ред. от 01.11.2018)).

Комитет по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга обеспечивают проведение в установленном порядке бюджетным учреждением или казенным учреждением, находящимся в их ведении и предлагаемым к реорганизации, инвентаризации имущества и обязательств (пункт 4.6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 (ред. от 29.11.2019) «О полномочиях учредителя, а также о создании, реорганизации, ликвидации, изменении целей и предмета деятельности, изменении подведомственности и утверждении уставов государственных бюджетных образовательных учреждений Санкт-Петербурга и государственных казенных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга, осуществляющих деятельность по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»).

Согласно пункту 4.8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 98 Комитет по образованию осуществляет юридические действия, связанные с реорганизацией бюджетного учреждения или казенного учреждения, в том числе утверждает уставы в порядке, установленном в разделе 7 настоящего Порядка.

Согласно п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагаются:

  • обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанной обязанности;
  • обязанность по уплате всех пеней по перешедшим к нему обязанностям;
  • обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

 В силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Добавить в «Нужное»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 8 июля 2019 г.

Содержание журнала № 14 за 2019 г.

Присоединение — это одна из форм реорганизации бизнеса, которая приводит к его укрупнению. В каком порядке оно проводится? Какие сроки важно не пропустить? Как правильно оформить передачу имущества и обязательств? Кого и как известить? С этими вопросами будем разбираться.

Реорганизация в форме присоединения: на что обратить внимание

Общие аспекты

Любой процесс реорганизации предполагает передачу имущества и обязательств в порядке правопреемства — присоединяющая организация является правопреемником присоединяемойп. 2 ст. 58 ГК РФ. Передаваемые в процессе присоединения имущество и обязательства указываются в передаточном акте на основании результатов проведенной инвентаризациист. 59 ГК РФ.

Начинается этот процесс с принятия участниками обществ решения о реорганизации, а завершается внесением в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых обществст. 57 ГК РФ.

Но от начала реорганизации до ее окончания предстоит решить еще много вопросов: провести инвентаризацию имущества и обязательств, уведомить работников, известить государственные органы и контрагентов. Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Принимаем решение о присоединении

Если участники обществ с ограниченной ответственностью хотят присоединить одно общество к другому, первое, что надо сделать, — каждому обществу созвать и провести общее собрание участников. Ведь принятие решения о реорганизации относится к его компетенцииподп. 11 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 53 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее — Закон № 14-ФЗ).

На общем собрании участники выносят решение о реорганизации, устанавливают порядок и условия ее проведения, утверждают проекты договора о присоединении и передаточного акта. По результатам оформляется протокол с принятым решением или решение единственного участника (если собственник один).

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

Реорганизация ООО в форме присоединения — многоступенчатый процесс, и к каждому его этапу надо подходить максимально ответственно

В решении о присоединении важно предусмотретьпп. 3, 7 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 20.05.2003 № 44н (далее — Методические указания):

по какой стоимости (остаточной, текущей рыночной или иной) имущество будет отражено в передаточном акте и его примет на баланс присоединяющая организация;

порядок правопреемства имущества и обязательств, передаваемых в переходный период — после утверждения передаточного акта до завершения присоединения;

особый порядок проведения отдельных операций (например, получение или предоставление займов, финансовые вложения);

порядок формирования уставного капитала и его величину;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет присоединяемой организации.

Чтобы собрание участников могло рассмотреть все эти вопросы и принять решение, к нему необходимо подготовиться. Ведь участники каждого из обществ на своем собрании должны рассмотреть:

проект договора о присоединении;

проект передаточного акта присоединяемого общества;

акты инвентаризации, описи и расшифровки имущества и обязательств присоединяемого общества;

иные материалы, предусмотренные уставом.

Забегая немного вперед, скажем, что необходимо позаботиться о дополнительном экземпляре протокола общего собрания участников с принятым решением для уведомления регистрирующего органа о начатой процедуре присоединения.

Общества, участвующие в присоединении, заключают договор о присоединении, который подлежит утверждению на общих собраниях их участников.

Готовим проект договора о присоединении

Закон об ООО не содержит подробных требований к содержанию такого договора. Их можно позаимствовать из Закона об АО. Договор о присоединении должен содержатьст. 59 ГК РФ; пп. 2, 3, 3.1 ст. 53 Закона № 14-ФЗ; пп. 3, 3.1 ст. 17 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ:

сроки проведения совместного собрания участников реорганизуемых обществ;

наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;

порядок и условия присоединения;

порядок руководства и координации процессом реорганизации, подготовки проектов решений и прочих документов;

порядок погашения долей в уставных капиталах, принадлежащих участвующим в присоединении обществам;

порядок распределения долей в уставном капитале реорганизуемого общества;

размер уставного капитала образованной в результате присоединения организации. При этом он не может быть меньше 10 000 руб. и больше величины чистых активов создаваемого общества (то есть суммы чистых активов реорганизуемых обществ)п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 20, подп. 1 п. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ.

Кроме того, для бухучета важно, чтобы в договоре были определены следующие моменты:

дата и форма передаточного акта;

размер и структура уставного капитала общества, образованного в результате присоединения;

порядок распределения чистой прибыли отчетного периода и прошлых лет реорганизуемой организации;

стоимость передаваемого имущества, по которой присоединяющая организация будет отражать его на своем балансе.

Проводим инвентаризацию

При реорганизации необходимо провести инвентаризациюп. 27 Положения, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н. Она производится в общем порядке, специальные требования к ее проведению и оформлению отсутствуют.

Документы об инвентаризации имущества и обязательств присоединяемой организации будут являться подтверждением данных передаточного акта (наличия, состояния и оценки).

Поскольку конкретные сроки для такой инвентаризации тоже не предусмотрены, их нужно установить самостоятельно. А так как на основании результатов инвентаризации присоединяемое общество формирует передаточный акт, то сроки ее проведения и оформления целесообразно привязать к дате актапп. 3—5 Методических указаний.

Сверяем расчеты с налоговыми органами

С 2019 г. отменена обязанность сверки расчетов с ИФНС при реорганизации. Но ее можно провести по инициативе присоединяемой организациип. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@; п. 2.1 Приказа ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822@.

Это важно для бухгалтерии присоединяющего общества, поскольку позволит избежать возможных недоразумений с налоговой инспекцией в будущем. Ведь после присоединения все расхождения по расчетам с бюджетом присоединяемого общества придется урегулировать ей.

Но, запрашивая сверку, учитывайте сроки ее проведения, так как результаты должны быть отражены в передаточном акте.

Формируем передаточный акт

Присоединяемое общество составляет передаточный акт — перечень имущества, прав и обязанностей, переходящих к правопреемникуст. 59 ГК РФ; п. 2 ст. 53 Закона № 14-ФЗ. Информация в передаточном акте формируется, в частности, на основаниип. 4 Методических указаний:

бухгалтерской отчетности, определяющей состав имущества и обязательств, на последнюю отчетную дату;

актов и ведомостей инвентаризации имущества и обязательств;

первичных учетных документов по материальным ценностям (товарных накладных, актов и пр.);

расшифровок кредиторской и дебиторской задолженностей, расчетов с бюджетом.

Для бухгалтера присоединяющей компании передаточный акт — это первичный документ, подтверждающий переход имущества и обязательств от присоединяемого общества, и основание для отражения в учете операций по присоединению.

Форма передаточного акта законодательно не определена, его проект утверждают участники обществ. Обратим внимание на такие моменты.

1. Для сведений об имуществе и обязательствах удобно за основу взять форму бухгалтерского баланса и приложить подробные расшифровки по каждой из строк. Расшифровками могут послужить инвентаризационные описи и ведомости, а если их недостаточно, то самостоятельно разработанные регистры.

Но некоторые позиции в акте могут указываться не так, как в бухотчетности и инвентаризационных описях. Например, имущество стоимостью менее 40 000 руб., которое уже списано в расходы и отражено за балансом, указать в передаточном акте придется.

2. Стоимость передаваемого имущества должна совпадать с указанной в приложениях к акту: перечнях, описях, расшифровках, инвентаризационных ведомостяхп. 7 Методических указаний. Если собственники приняли решение передавать имущество по рыночной стоимости, то перед составлением передаточного акта необходимо произвести переоценку имущества и приложить подтверждающие документы (например, отчет независимого оценщика, бухгалтерскую справку-расчет).

Оценка важна для бухучета присоединяющей организации. У нее имущество будет учитываться именно по той стоимости, которая зафиксирована в передаточном акте. Однако для налога на прибыль переоценка по текущей рыночной стоимости не принимается. Правопреемник отразит имущество по данным и документам налогового учета передающей сторонып. 2.1 ст. 252 НК РФ; Письма Минфина от 05.06.2006 № 07-05-06/138; УФНС по г. Москве от 07.06.2008 № 19-14/054957.

3. При присоединении в передаточный акт не нужно включать информацию о взаимных долях участия в уставных капиталах друг друга, они погашаютсяп. 25 Методических указаний.

Взаимные задолженности реорганизуемых организаций друг перед другом нужно закрыть до проведения реорганизации. После присоединения такие задолженности все равно будут считаться погашенными.

4. Кредиторская и дебиторская задолженность с контрагентами показывается на основании актов сверки.

Дебиторская задолженность отражается в акте, включая сомнительную, но при этом не уменьшается на сумму резервов сомнительных долгов.

5. Помимо имущества и обязательств, правопреемнику передается и вся имеющаяся у предшественника документация: учредительные, реорганизационные, кадровые, бухгалтерские, налоговые и прочие документы. Поэтому их также необходимо перечислить в передаточном акте. Сделать это можно укрупненно, подробно расшифровав в приложенных к акту описях.

6. Составление передаточного акта лучше приурочить к концу отчетного периода или дате составления промежуточной (месячной или квартальной) бухгалтерской отчетностип. 6 Методических указаний. Это значительно облегчит работу всех подразделений присоединяемой компании, в том числе и бухгалтерии. Не придется проводить дополнительные расчеты показателей, например определять суммы амортизации, размер заработной платы и арендных платежей за неполный месяц.

После того как передаточный акт будет составлен и подписан представителями реорганизуемых обществ, его утверждает общее собрание участников каждого из них.

Уведомляем о начале реорганизации налоговую

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

О том, что в ООО началась реорганизация, обязательно надо известить регистрирующую налоговую инспекцию

В течение 3 рабочих дней после общего собрания участников последнего принявшего решение о реорганизации общества в регистрирующий орган нужно представитьст. 13.1 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ); пп. 1, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506; п. 14 Административного регламента, утв. Приказом Минфина от 30.09.2016 № 169н (далее — Административный регламент); Письмо ФНС от 23.01.2009 № МН-22-6/64@ (пп. 3, 5); Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@:

уведомление о начале процедуры реорганизации юридического лица по форме Р12003;

протокол собрания участников с решением о реорганизации (решение единственного участника).

Документы может подать:

или руководитель общества, которое последним приняло решение о присоединении;

или лицо, определенное решением о реорганизации. В этом случае к уведомлению необходимо приложить протоколы с решением о присоединении всех обществ, участвующих в реорганизации.

Документы направляются в инспекцию ФНС по месту нахождения общества или в межрайонную инспекцию ФНС (если ей переданы полномочия по регистрации юридических лиц).

В течение 3 рабочих дней с даты представления документов регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Дата представления документов — день их получения ИФНСп. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

Справка

Налоговый орган, получив уведомление о начале реорганизации, имеет право провести выездную налоговую проверку. Проверка, связанная с реорганизацией, может проводиться независимо от времени и предмета проведения предыдущей проверкип. 11 ст. 89 НК РФ.

Извещаем кредиторов

После того как решение о присоединении принято, необходимо уведомить об этом кредиторовп. 1 ст. 60 ГК РФ; п. 5 ст. 51 Закона № 14-ФЗ; п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомление размещается дважды с периодичностью один раз в месяц в издании для опубликования данных о государственной регистрации юридических лиц — в журнале «Вестник государственной регистрации»п. 1 Приказа ФНС № САЭ-3-09/355@. Точный срок не установлен. Первое уведомление публикуется сразу после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Второе должно быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца с момента размещения первого уведомленияп. 3 ст. 192 ГК РФ. Например, если первое уведомление публикуется 25 июня, то второе — не раньше 26 июля.

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества считается, что оно кануло в Лету

Сделать это необходимо от имени всех участвующих в реорганизации юрлиц обществуп. 1 ст. 60 ГК РФ:

или которое последним приняло решение о присоединении;

или на которое такая обязанность возложена в соответствии с решением о реорганизации.

А в течение 5 рабочих дней после даты уведомления регистрирующего органа надо письменно известить каждого кредиторап. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Уведомлять их можно в свободной форме. Например, отправить извещение по почте письмом с описью и уведомлением о вручении либо доставить лично и взять у уполномоченного сотрудника кредитора номер входящей корреспонденции и подпись о получении.

Сообщаем работникам о реорганизации

Трудовые договоры в связи с реорганизацией не прекращаются. В них после завершения присоединения должны быть внесены изменения, касающиеся работодателя.

Но у работника в этом случае есть право отказаться от продолжения работыст. 75 ТК РФ. Чтобы узнать, готовы ли работники продолжить работу после присоединения, необходимо сообщить им о его проведении. Уведомить надо работников и присоединяемого общества, и общества, к которому оно присоединяется.

Срок для такого уведомления не установлен. Но лучше сделать это как можно раньше. Для этого можно составить уведомление в произвольной форме, включить в него сведения о предстоящей реорганизации, информацию о праве работника отказаться от продолжения работы в связи с присоединением и просьбу сообщить о принятом им решении. С уведомлением работника нужно ознакомить под подпись. О завершении процедуры присоединения также необходимо известить работников.

Уволить работников при реорганизации можно, только если они сами отказались от продолжения работы в реорганизованной организациип. 6 ст. 77 ТК РФ.

Если при присоединении происходит смена собственника имущества организации, то новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности на имущество вправе уволить руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтерап. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Представляем сведения в Пенсионный фонд

При реорганизации присоединяемое общество обязано представить в территориальный орган ПФР сведения персонифицированного учета на всех своих работников: сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), сведения о страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-СТАЖ) вместе с описью (форма ОДВ-1) и реестром (форма ДСВ-3)пп. 2, 2.1, 3 ст. 11 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ; Постановление Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п; Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п.

Срок подачи сведений — в течение месяца со дня утверждения передаточного акта, но не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Подача таких сведений в указанные сроки является дополнительной и не отменяет общий порядок представления сведений персонифицированного учета.

Регистрация присоединения

После того как истекли 30 дней с даты второго опубликования сообщения о реорганизации общества в журнале «Вестник государственной регистрации» и 3 месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (это срок для возможного обжалования решения о реорганизации), в ИФНС представляются следующие документып. 4 ст. 57, п. 1 ст. 60.1 ГК РФ; п. 3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ; п. 24 Административного регламента; Приказ ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@; Письмо ФНС от 14.08.2015 № ГД-4-14/14410:

заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003;

договор о присоединении;

протокол совместного собрания участников реорганизуемых обществ с решением о внесении изменений в устав основного общества (при изменении размера или структуры уставного капитала).

Представлять ли в регистрирующий орган передаточный акт — лучше уточнить в ИФНС, поскольку представление передаточного акта для регистрации не является обязательнымп. 2 ст. 58 ГК РФ; п. 24 Административного регламента; п. 26 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25; Письмо ФНС от 29.03.2018 № ГД-4-14/5962@ (п. 2.1).

Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого общества — со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Срок — не более 5 рабочих дней со дня представления полного комплекта документовп. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ; п. 16 Административного регламента.

* * *

После завершения процедуры присоединения переоформлять договоры с контрагентами присоединяемого общества не требуется. Можно подписать дополнительные соглашения к ним и представить контрагентам доказательства произошедших изменений (например, копию листа записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007).

Также правопреемнику важно позаботиться о получении из Росреестра документов с изменениями в записи о правах на недвижимое имущество. И переоформить в Госавтоинспекции ПТС на транспортные средства присоединяемого общества. Ведь организация, которой они принадлежали до присоединения, больше не существует.

Понравилась ли вам статья?

  • Почему оценка снижена?
  • Есть ошибки

  • Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
  • Нет ответа по поставленные вопросы
  • Аргументы неубедительны
  • Ничего нового не нашел
  • Нужно больше примеров
  • Тема не актуальна
  • Статья появилась слишком поздно
  • Слишком много слов
  • Другое

Поставить оценку

Комментарии (0)

Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.

  • я подписчик электронного журнала

  • я не подписчик, но хочу им стать

  • хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Другие статьи журнала по теме:

Реорганизация

2022 г.

2019 г.

Более десятка юрлиц, подведомственных вышестоящему учреждению, были присоединены к нему. В статье описан опыт службы ДОУ по подготовке к такому присоединению, который обеспечил оптимальное ведение делопроизводства в реорганизованном учреждении, имеющем теперь территориально распределенную структуру.
Во-первых, дан алгоритм того, что нужно сделать. Во-вторых, разъяснения с примерами для каждого проводимого мероприятия (оценка достаточности выделенной штатной численности, выявление видов используемых документов, кто какие документы и где будет регистрировать, разработка номенклатуры дел реорганизованного учреждения и Инструкции по ДОУ, бланков документов, уведомление контрагентов о реорганизации, определение адресов ведения переписки).

В этом номере журнала читайте первую часть большой статьи.

В настоящее время как органы государственной власти, так и внебюджетные фонды претерпевают значительную реорганизацию, в т.ч. в связи с внедрением цифровых технологий, а также созданием единых цифровых систем на федеральном уровне. Одной из целей реорганизации является совершенствование управленческих процессов и технологий работы, как правило, за счет централизации функций и, как следствие, сокращения штатной численности работников.

В настоящей статье рассмотрим реорганизацию путем присоединения нескольких юридических лиц системы органов Пенсионного фонда Российской Федерации 1 Тверской области – на территории Тверской области 13 самостоятельных учреждений (юридических лиц), подведомственных вышестоящему учреждению, были присоединены к вышестоящему.

При реорганизации путем присоединения нескольких юридических лиц к одному важно обеспечить внедрение новых технологий работы, как правило цифровых, позволяющих меньшей штатной численностью за короткий промежуток времени обработать больший объем операций и документов, а также обеспечить документационное взаимодействие удаленных друг от друга структурных подразделений.

К реорганизации следует подготовиться: разработать план, поставить первоочередные задачи, обеспечить правопреемственность функций и документов присоединяемых учреждений. От того, насколько вы предусмотрите все необходимые действия по организации делопроизводства в обновленном учреждении, будет зависеть его управленческая дееспособность. Документ, как инструмент управления, порядок и правила его движения позволяют учреждению подобно часовому механизму бесперебойно выполнять свои функции.

Алгоритм действий

В Примере 1 показан разработанный нами подробный План подготовки к реорганизации по направлению деятельности службы документационного обеспечения управления.

Пример 1. План мероприятий службы ДОУ при реорганизации учреждений в форме присоединения к вышестоящему

До реорганизации служба документационного обеспечения управления 2 должна решить следующие основные задачи:

  1. Организовать оптимальный документооборот в условиях новой структуры учреждения.
  2. Организовать оперативное хранение документов, образовавшихся до реорганизации и не переданных на архивное хранение.
  3. Обеспечить хранение архивных документов, ликвидируемых в результате реорганизации учреждений.

Обратите внимание, что для реализации задач 1 и 2 служба ДОУ должна руководствоваться:

  • новой утвержденной структурой учреждения;
  • новым классификатором структурных подразделений. В случае отсутствия такового необходимо разработать его самостоятельно с учетом иерархии:
    • руководство;
    • функциональные подразделения;
    • подразделения, обслуживающие основную деятельность;
  • штатной численностью работников учреждения в целом и службы ДОУ в частности.

В этой статье далее разберем задачу 1. Какие же основные мероприятия требуется провести для ее выполнения?

  • Мероприятие 1. Проанализировать достаточность выделенной штатной численности на документационное обслуживание реорганизованного учреждения.
  • Мероприятие 2. Установить типы и виды документов (в т.ч. отраслевой документации).
  • Мероприятие 3. Установить виды регистрируемых и нерегистрируемых службой ДОУ документов.
  • Мероприятие 4. Разработать номенклатуру дел реорганизованного…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Эп1м руководство по ремонту
  • Эп1м руководство по ремонту
  • Детский нурофен инструкция по применению сироп с рождения
  • Сайты с сервис мануалами
  • Эссенциале капсулы инструкция по применению цена отзывы аналоги цена