Революционная организация под руководством нечаева носила название

«Народная расправа» — нелегальная революционно заговорщическая организация, созданная в Москве осенью 1869 года русским революционером Сергеем Нечаевым (1847-1882) с целью свержения существовавшего социального строя и создания нового общества, основанного на началах принудительного равенства. Труд в новом обществе, по мнению Нечаева, должен был стать обязательным под страхом смерти. Успех переворота Нечаев обусловливал наличием строго законспирированной, централизованной, построенной на началах слепой дисциплины организации.

Целью организации была также подготовка «народной мужицкой революции». В общей сложности в движении участвовали 77 человек.
В центральную «пятерку» входили Иван Прыжов, Петр Успенский, Алексей Кузнецов, Николай Николаев. Главными центрами «Народной расправы» в Москве были книжный магазин Александра Черкесова на улице Большая Лубянка, где помещался склад нелегальной литературы, и квартира Успенского на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3, во дворе), где жил Нечаев и проходили нелегальные собрания.

В своей деятельности Нечаев широко пользовался обманом и шантажом. Приемы Нечаева вызвали протест среди членов организации. Студент Петровской академии Иван Иванов обвинил его в шарлатанстве. Опасаясь разоблачения, Нечаев, в свою очередь, обвинил Иванова в предательстве и с помощью других членов центральной «пятерки» убил его 21 ноября 1869 года в парке академии. Убийство было раскрыто, организация «Народной расправы» разгромлена. Самому Нечаеву удалось эмигрировать. В 1872 году он был выдан швейцарскими властями русскому правительству. 8 января 1873 года Московская судебная палата приговорила Нечаева к 20 годам каторги. Через 10 лет он умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Хотя после «нечаевского процесса» среди участников движения сохранились отдельные сторонники «крайних методов» (терроризма), все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных.

Однако «нечаевщина» оказалась отнюдь не случайным и не преходящим явлением. Нечаевская традиция физического уничтожения или терроризации «особенно вредных» лиц, беспрекословного подчинения низов вышестоящим революционерам, оправдания любого аморализма, если он служит интересам революции, прослеживается в течение всей последующей истории русского революционного движения.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Революционная организация «Народная расправа»

Революционная организация «Народная расправа»

Революционная организация «Народная расправа»

«Народная расправа» — нелегальная революционно заговорщическая организация, созданная в Москве осенью 1869 года русским революционером Сергеем Нечаевым (1847-1882) с целью свержения существовавшего социального строя и создания нового общества, основанного на началах принудительного равенства. Труд в новом обществе, по мнению Нечаева, должен был стать обязательным под страхом смерти. Успех переворота Нечаев обусловливал наличием строго законспирированной, централизованной, построенной на началах слепой дисциплины организации.

Целью организации была также подготовка «народной мужицкой революции». В общей сложности в движении участвовали 77 человек.
В центральную «пятерку» входили Иван Прыжов, Петр Успенский, Алексей Кузнецов, Николай Николаев. Главными центрами «Народной расправы» в Москве были книжный магазин Александра Черкесова на улице Большая Лубянка, где помещался склад нелегальной литературы, и квартира Успенского на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира, 3, во дворе), где жил Нечаев и проходили нелегальные собрания.

В своей деятельности Нечаев широко пользовался обманом и шантажом. Приемы Нечаева вызвали протест среди членов организации. Студент Петровской академии Иван Иванов обвинил его в шарлатанстве. Опасаясь разоблачения, Нечаев, в свою очередь, обвинил Иванова в предательстве и с помощью других членов центральной «пятерки» убил его 21 ноября 1869 года в парке академии. Убийство было раскрыто, организация «Народной расправы» разгромлена. Самому Нечаеву удалось эмигрировать. В 1872 году он был выдан швейцарскими властями русскому правительству. 8 января 1873 года Московская судебная палата приговорила Нечаева к 20 годам каторги. Через 10 лет он умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Хотя после «нечаевского процесса» среди участников движения сохранились отдельные сторонники «крайних методов» (терроризма), все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных.

Однако «нечаевщина» оказалась отнюдь не случайным и не преходящим явлением. Нечаевская традиция физического уничтожения или терроризации «особенно вредных» лиц, беспрекословного подчинения низов вышестоящим революционерам, оправдания любого аморализма, если он служит интересам революции, прослеживается в течение всей последующей истории русского революционного движения.

Энциклопедия ньюсмейкеров.
2012.

Полезное

Смотреть что такое «Революционная организация «Народная расправа»» в других словарях:

  • Народничество — Народничество  идеология интеллигенции в Российской империи в 1860 1910 х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей …   Википедия

  • История Российской империи —  История России …   Википедия

  • Революционный терроризм в Российской империи — «Книга русской скорби» литературный сборник памятник русским людям, погибшим в ходе революционного террора. Начало XX века Революционный терроризм в Российской империи совокупность методов и теорий, обосновывавших методы, с помощью которых… …   Википедия

  • Народничество —         идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуазно демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861 95) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Соединяя радикальную буржуазно демократическую… …   Большая советская энциклопедия

  • революционный терроризм в России — Истоки Р. Т. в России, как и революционного терроризма в целом, можно найти в событиях Великой французской революции. Революционные идеи были принесены в Россию возвращавшимися из Франции офицерами после победы в войне с Наполеоном. Как массовое… …   Террор и террористы

  • ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ — кон. 19 нач. 20 в., как метод политической борьбы против самодержавия входит в арсенал русского революционного движения с 1860 х гг. В литературе принято различать «террор» насилие сильных над слабыми (государства над оппозицией) и «терроризм»… …   Энциклопедический словарь

  • Вольная русская печать —         бесцензурные издания антисамодержавного, главным образом революционного и демократического направления, печатавшиеся вне пределов Российской империи в середине 19 начале 20 вв. В широком смысле В. р. п. все издания, появлению которых в… …   Большая советская энциклопедия

  • вольная русская печать — в исторической литературе название бесцензурных изданий, выходивших за пределами России на русском языке в 1849 1917. С середины 60 х гг. издавались в основном в Швейцарии, доставлялись в Россию революционными организациями. С начала XX в.… …   Энциклопедический словарь

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Китай — Китайская Народная Республика, КНР, гос во в Центр, и Вост. Азии. Принятое в России название Китай от этнонима кидане (они же китаи) группы монг. племен, покоривших в средние века территорию сев. областей совр. Китая и образовавших гос во Ляо (X… …   Географическая энциклопедия

  Студенческие волнения начала 1869г. были направлены против запрета царским правительством студенческих сходок, касс взаимопомощи и дешевых столовых. Наиболее радикальная часть студенчества, однако, считала недостаточным ограничиваться чисто студенческими требованиями и настаивала на необходимости готовиться к крестьянской революции, наступление которой ожидалось в 1870г., когда крестьяне получали возможность отказываться от земли и уходить на заработки в города. Лидеров самого крайнего крыла студенчества стал 21-летний Сергей Нечаев, студент — заочник и учитель приходского училища.
  Много лет спустя известная русская революционерка Вера Засулич, знавшая Нечаева в то время, даст ему следующую характеристику:

  «Нет достаточно данных, чтобы проследить, как сложился этот бесконечно дерзкий и деспотичный характер, и на чем именно выработалась его железная воля; несомненно, однако, что главнейшая роль принадлежит тут происхождению, исключительной личной судьбе Нечаева. Самоучке, сыну ремесленника пришлось, конечно, преодолеть массу препятствий, прежде чем удалось выбиться на простор, и эта-то борьба, вероятно, и озлобила, и закалила его. Во всяком случае, ясно одно: Нечаев не был продуктом нашей интеллигентной среды. Он был в ней чужим. Не убеждения, не взгляды, вынесенные им из соприкосновения с этой средой, были подкладкой его революционной энергии, а жгучая ненависть, и не против правительства только, не против учреждений, не против одних эксплуататоров народа, а против всего общества, всех образованных слоев, всех этих баричей, богатых и бедных, консервативных, либеральных и радикальных. Даже к завлеченной им молодежи он если и не чувствовал ненависти, то, во всяком случае, не питал к ней ни малейшей симпатии, ни тени жалости, и много презрения. Дети того же ненавистного общества, связанные с ним бесчисленными нитями, «революционеры, праздноглаголящие в кружках и на бумаге», при этом гораздо более склонные любить, чем ненавидеть, они могли быть для него «средством или орудиями», но ни в коем случае не товарищами, и даже не последователями…» (Революционный радикализм в России. М., 1997, сс. 520 — 521).

  Сергей Геннадиевич Нечаев родился в сентябре 1847г. в городе Иваново, центре русской текстильной промышленности (что это значит, мы сейчас увидим). Отец его был незаконным сыном помещика и крепостной крестьянки, причем помещик не только не дал своему ребенку вольную, но вскоре продал его вместе с матерью другому помещику. Подобное семейное воспоминание никак не могло способствовать любви к существующим порядкам. Выкупившись на волю, Геннадий Нечаев работал рисовальщиком вывесок и официантом, в последнем своем качестве подвергаясь всяческим унижениям со стороны гуляющих купчин.
  О том, за счет кого последние развивали отечественную промышленность, можно судить из очерка об ивановских фабриках, написанного Ф.Д. Нефедовым, другом юности Нечаева:

  «Я раз спросил одного фабриканта, что за люди выходят впоследствии из всех этих мальчуганов, работающих на сушительных барабанах, в зрельных и на вешалах. Он, немного подумав, дал мне такой ответ:
  — Бог знает, куда они все деваются, мы уж как-то их не видим после.
  — Как не видите?!
  — Да так, высыхают они.
  Я принял это выражение за чистую метафору.
  — Вы хотите сказать, что впоследствии они переменят род своих занятий или перейдут на другую фабрику?
  — Нет, просто высыхают, совсем высыхают! — отвечал серьезно фабрикант» (Штурманы будущей бури. М., 1987 ,с.215).

  Под влиянием таких житейских впечатлений и складывались характер и мирочувствование Сергея Нечаева, которому благодаря стечению обстоятельств удалось не оказаться в числе высохших на текстильных фабриках ивановских мальчиков, забывать о которых он, однако, не собирался.
  Благодаря случайной встрече с хорошим учителем, неукротимой воле к знанию и железному характеру Нечаеву удалось получить образование. О себе самом и о таких, как он, вышедших из народа разночинных интеллигентах он напишет так:

  «… Мы из народа, со шкурой, прохваченной зубами современного устройства, руководимые ненавистью ко всему ненародному, не имеющие понятий о нравственных обязанностях и чести по отношению к тому миру, который ненавидим и от которого ничего не ждем, кроме зла…
  Мы — дети голодных, задавленных лишениями отцов, доведенных до отупения и идиотизма матерей.
  Мы, взросшие в среде грязи и невежества, среди оскорблений и унижений; с колыбели презираемые и угнетаемые всевозможными негодяями, счастливо живущими при существующем порядке.
  Мы, для которых семья была преддверием каторги, для которых лучшая пора юности прошла в борьбе с нищетой и голодом, пора любви, пора увлечений в суровой погоне за куском хлеба.
  Мы, у которых все прошлое переполнено горечью и страданиями, в будущем тот же ряд унижений, оскорблений, голодных дней и бессонных ночей, а в конце концов суды, остроги, тюрьмы, рудники или виселица.
  Мы находимся в положении невыносимом, и, так или иначе, хотим выйти из него.
  Вот почему в изменении существующего порядка общественных отношений заключаются все наши желания, стремления, все заветные цели.
  Мы можем хотеть только народной революции.
  Мы хотим ее, и мы произведем ее» (Революционный радикализм в России. М., 1997, сс. 236, 296).

  Доподлинная, из всего жизненного опыта приобретенная ненависть к угнетателям и кровопийцам народа была движущим мотивом Нечаева. Однако,

чтобы быть хорошим революционером, недостаточно одной ненависти, требуются, в придачу к ней, и другие качества

, которыми Нечаев не обладал. Он плохо разбирался в людях, и потому обращался не к их лучшим, а к их худшим сторонам, будучи сторонником системы мистификаций и шитого белыми нитками иезуитизма. Желая приобрести себе полезный, как он считал, для дела, авторитет, он распустил слух, что якобы был арестован полицией, но сумел сбежать из тюрьмы, и, после этой своей мистификации, в марте 1869г. уехал за границу. Там он смог убедить Бакунина и Огарева — но не Герцена! — что является представителем якобы существующей в России мощной подпольной организации, и с помощью Бакунина и Огарева отпечатал массу прокламаций, которые по открытой почте рассылал в Россию всем известным и неизвестным адресатам. То, что адресаты будут иметь крупные неприятности от полиции, Нечаев знал прекрасно, однако

действовал в том расчете, что полицейские репрессии выкуют из играющих в революцию баричей настоящих борцов

. В сентябре 1869г. Нечаев нелегально вернулся в Россию и, действуя от имени мифического революционного Комитета, смог создать в Москве организацию под названием «Народная расправа». Целью Нечаева было создание централизованной революционной организации, способной возглавить ожидавшееся им к весне 1870г. крестьянское восстание.

О том, что предварительно не мешало бы проверить, а будет ли вообще это восстание и можно ли в конкретных условиях 1869г. создать готовую к немедленной схватке с самодержавием революционную организацию, Нечаев не задумывался

.
  Такая организация — «Народная воля» — возникнет через 10 лет в результате естественного развития революционного движения. Без такого естественного развития дело должно было кончиться кровавым выкидышем.

Организацию свою Нечаев создавал из людей случайных, объединена она была только его собственной неукротимой волей и грандиозной мистификацией, никакой деятельности всерьез проводить не могла и не пыталась

. Когда один из членов организации, студент Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии Иван Иванов усомнился в существовании «Комитета» и заявил о выходе из «Народной расправы», Нечаеву стало понятно, что это начало конца, начало развала организации. Чтобы пресечь развал, он убедил нескольких активистов «Народной расправы», что Иванов — провокатор, и 21 ноября 1869г. Иванов был убит. Через несколько дней убийство было раскрыто, Нечаев успел эмигрировать за границу, а остальные участники убийства были арестованы.
  Процесс по нечаевскому делу состоялся в 1871г. У царского правительства были все шансы представить на нем революционеров кровожадными чудовищами, эти шансы оно вовсю пыталось использовать, но пыталось в высшей степени бестолково. Оно решило убить одним выстрелом двух зайцев: осудить за компанию по одному процессу с участниками убийства Иванова десятки участников студенческих волнений 1869г. Но, так как суд был открытым, из этого ничего не вышло, и большую часть участников студенческих волнений пришлось оправдать.
  Более того. На суде то и дело всплывали всякие эпизодики, нелестно характеризующие само царское правительство. Выяснилось, например, что Петр Успенский, ближайший помощник Нечаева и участник убийства Иванова, стал в сентябре 1869г. создавать вместе с Нечаевым подпольную организацию в т.ч. по той причине, что сестра Успенского, 15-летняя девочка, была арестована в апреле 1869г. «на всякий случай», и просидела таким образом почти год. Знакомому Нечаева в его юности, далекому от революционного движения учителю Капацинскому царское правительство предложило поехать излавливать Нечаева в Западной Европе, а когда Капацинский резонно заметил, что на это дело есть жандармы, то его безо всякого суда направили в ссылку, где он и умер. И т.д. и т.п.
  В общем, на суде над нечаевцами моральной победы самодержавия не получилось. Не пропускавший ни одного заседания суда монархист и дипломат, поэт Ф.И. Тютчев с горечью должен был убедиться, что лишенной всяких идеалов правительственной власти нечего противопоставить «заблуждающимся, но пылким убеждениям революционеров». Аналогичным образом весьма консервативный либерал литератор Никитенко записал в дневнике: «…Говоря о причинах наших печальных волнений, нельзя не сказать того, что в юношах невольно зарождается ненависть и презрение к такому порядку вещей. И что тут действует не одна нравственная распущенность, но и кое-какие благородные побуждения» (А.М. Турков. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М, 1988, с.182).
  В то же время нечаевское дело стало для начинающих революционеров-народников противоядием против того тупикового пути, на который искренне хотел завлечь революционное движение С.Г. Нечаев.
  Следует сказать несколько слов о дальнейшей судьбе Нечаева. Он был выдан царскому правительству Швейцарией в 1872г. — выдан за убийство Иванова, как уголовный преступник. Судом, где он вел себя исключительно мужественно, Нечаев был приговорен к 20 годам каторжных работ, однако царь распорядился отправить его «навсегда в [Петропавловскую] крепость», в связи с чем современный биограф Нечаева, либерал Ф.М. Лурье, пишет:

  «Что же тут комментировать? Один [т.е. С.Г. Нечаев] призывает к насильственному свержению существующего политического устройства, другой [т.е. А.Н. Романов], получив решение суда, действовавшего в соответствии с утвержденным монархом законами, перечеркивает судебное решение и отправляет осужденного «навсегда в крепость» — состязание произвола с произволом» (Ф.М. Лурье. Нечаев. Созидатель разрушения. М., 2001, с.282).

  В Петропавловской крепости Нечаев сумел сделать то, что ни до, ни после него не удавалось сделать ни одному революционеру — переагитировал всех солдат-охранников. С их помощью ему удалось в январе 1881г. установить контакт с народовольцами и предложить им план своего побега из крепости. Но народовольцы как раз в это время напрягали последние силы, готовя убийство царя, и осуществить два грандиозных дела одновременно было для них невозможно. По некоторым воспоминаниям, они предложили самому Нечаеву выбрать, что важнее, и он дал такой ответ, который и следовало ждать от человека, которому ради отмщения угнетателям было не жалко ни своей, ни чужих жизней. Нечаев отказался от свободы и жизни ради того, что считал необходимым для дела революции.
  Контакты Нечаева с волей были раскрыты в ноября 1881г. из-за предательства сидевшего вместе с ним Л. Мирского, принадлежавшего к заслуженно нелюбимой Нечаевым категории игравших в революцию баричей. Распропагандированные Нечаевым солдаты — охранники пошли в Сибирь, сохранив к Нечаеву неподдельное уважение и симпатию, режим же содержания его был резко ужесточен, и он умер в Петропавловской крепости.
  Реальный Нечаев не имел ничего общего с карикатурой на него, нарисованной ренегатом Достоевским в «Бесах». Трагедию Нечаева, его безмерной ненависти ко всем угнетателям и кровососам, нельзя понять, если забывать о его деде — помещике, продающем своего незаконного сына, и о сохнущих на текстильных фабриках Иваново мальчиках-ткачах — и уж никак не ренегат Достоевский мог эту трагедию понять. Но, при всем личном бескорыстии и фанатизме Нечаева путь, предлагавшийся им, путь иезуитчины и революционного генеральства, вел, каковые бы ни были субъективные намерения самого Нечаева, не к освобождению угнетенных масс от всяческого гнета, но лишь к смене одного гнета другим. Это прекрасно поняли революционеры — народники 1870-х годов. В изданной ими в 1875г. брошюре «Сытые и голодные» есть исчерпывающая характеристика Нечаева, которой и следует завершить отдел о нем:

  «Нечаев мало знал историю человеческого общества. Не ведал он, что захватывали власть разные люди, но народа не облагодетельствовали. Не знал он, что если сам рабочий люд не спасет себя, то не спасут его никакие доброжелатели. Такие люди, как Нечаев, сами того не замечая, постепенно делаются врагами тех, за кого хотят жизнь свою положить. Нечаев был враг вольного союза общин трудящегося народа; он не доверял здравому смыслу и воле народа; он считал народ рабочий бессмысленной толпой, которой надо командовать..» (цит. по Ф. М. Лурье. Нечаев. Созидатель разрушения. М., 2001, с.266).

Обновлено: 18.05.2023

НЕЧАЕВ Сергей Геннадьевич (1847 — 82), участник российского революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа» в Москве (1869). Применял методы мистификации и провокации. В 1869 организовал в Москве убийство студента И. И. Иванова (по подозрению в предательстве) и скрылся за границу. В 1872 выдан швейцарскими властями России, приговорен к 20 годам каторги (1873). Умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Методы Нечаева («нечаевщина») вызвали резко негативную реакцию русского общества. Ф. М. Достоевский использовал материалы дела Нечаева в романе «Бесы».

Нечаевщина
— террористическое направление в российском революционном движении второй половины XIX в. Названо по имени организатора С. Г. Нечаева (1847-1882) (получило нарицательное значение) , пытавшегося создать жесткоцентрализованную революционную организацию для подготовки народного бунта. Нечаев применял методы мистификации и провокации. была осуждена Первым Интернационалом и отвергнута русскими революционерами.

Он совершил лишь одно убийство. Но его примеру последовали несколько поколений русской молодёжи. Он был первым человеком в русской истории, провозгласившим, что убивать – хорошо, убивать – правильно, и тысячи людей ему поверили. Как это могло случиться?

С 60-х годов 19 века в Росси активизировалось революционно-демократические и народнические кружки. Они состояли из образованных людей: интеллигентов и разночинцев, разделявших идеи построения социализма Чернышевского и Герцена. Для них было очевидно, что социально справедливое общество невозможно без избавления от самодержавия и всего прежнего уклада жизни, поэтому главным объектом их борьбы стало государство и представители власти.

Первый выстрел прозвучал в апреле 1866 года. Студент Каракозов, член революционного кружка Ишутина, попытался убить царя Александра II, но промахнулся из-за вмешательства крестьянина Комиссарова, оттолкнувшего его руку.

Студент Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя (слева), и крестьянин Осип Комиссаров, оттолкнувший его руку

Студент Дмитрий Каракозов, стрелявший в царя (слева), и крестьянин Осип Комиссаров, оттолкнувший его руку

Этот эпизод имел вполне символический смысл: крестьяне – главная надежда революционеров, были равнодушны к идеям своих спасителей, не доверяли им и не связывали тяжесть собственного положения с высшей властью, поэтому не могли быть революционной силой.

По этой причине всю борьбу освободителям народа пришлось полностью взять на себя. Террор, по их мнению, стал единственным на тот момент действенным инструментом революционной борьбы с самодержавием. В Российской империи началась эпоха революционного политического террора, продлившаяся более полувека вплоть до октября 1917 года.

Сергей Нечаев – революционер, нигилист, идеолог революционного теоррора, был сыном иваново-вознесенского мещанина, не получившим систематического образования, однако сумевшим сдать экзамен на звание учителя приходского училища. Перебравшись в столицу, он посещал вольнослушателем лекции в университете, где не только активно участвовал в студенческих волнениях, но и пытался их возглавить.

21 ноября 1869 года убийцы заманили Иванова в парк сельхозакадемии, задушили и прострелили ему голову (лично Нечаев). После этого, труп был сброшен в Большой садовый пруд, где через несколько дней его обнаружили местные крестьяне.

После ликвидации Иванова, Нечаев спешно бежал в Швейцарию, а прочие участники расправы были арестованы, осуждены на длительную каторгу и подвергнуты гражданской казни. Спустя 14 лет Иван Прыжов, каторга которому была заменена поселением, умер на одном из заводов Забайкальского края в нищете и болезни – вскоре после смерти жены, последовавшей за ним в Сибирь.

Сам же Нечаев через три года был выдан из Швейцарии российскому правосудию и после суда пожизненно помещён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Там он и умер через десять лет заключения в возрасте 35 лет.

Нередко революционеры попадали в тюрьму за бытовые преступления – грабежи, вымогательства и изнасилования. Нередко революционные экспроприации совершались в личных целях, и их жертвами становились простые обыватели. Ежедневно газеты в Российской Империи сообщали о покушениях на отдельных граждан, о бомбометании, грабеже по политическим мотивам, вымогательстве для партийных целей и похищениях людей с целью шантажа.

Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался в заключении Нечаев. (Снесён в 1895 году.)

Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался в заключении Нечаев. (Снесён в 1895 году.)

И террор достигал своей цели. Империя жила в атмосфере хаоса и страха. За более, чем полувековой период жертвами революционного террора стали порядка 17 тыс. человек.

Детство и юность революционера

Нечаев появился на свет 2 октября 1847 года в селе Иваново, располагавшемся в Шуйском уезде Владимирской губернии. Его родители были крепостными, получившими впоследствии вольную и мещанское сословие. Это позволило им заниматься различными ремёслами: отец расписывал дуги для конных упряжек, делал вывески, был организатором мероприятий и торжеств, мать – была портнихой.

Кроме учёбы и работы юноша успевал заниматься и общественной деятельностью, войдя в кружок молодёжи, возглавляемый народным писателем и учителем В.А. Дементьевым. Благодаря этому сообществу подросток свёл знакомства со многими интересными творческими людьми того времени (например, с будущим беллетристом Ф.Д. Нефёдовым).

В восемнадцатилетнем возрасте , а именно в 1865 году будущий революционер переехал в Москву, где совершил безуспешную попытку экзаменоваться на народного учителя. Чтобы как-то заработать средства на существование, по протекции Дементьева, Нечаев устроился помощником историка М. Погодина. Однако юноша не отказался от своей мечты и уже в следующем году в Санкт – Петербурге успешно сдал экзамен и начал учительствовать в церковно-приходской школе.

В 1868 году он становится вольным слушателем лекций Санкт – Петербургского университета, где увлёкся литературой декабристов, петрашевцев и М. Бакунина. И именно с этого начался новый этап жизни, а именно его революционная деятельность.

Нечаев как революционер и анархист

Молодой учитель вступил в студенческий кружок, состоящий из анархистов и либертарных социалистов, где стал одним из руководителей радикального меньшинства, применявшего для достижения целей беспощадный террор.

После задержания многих соратников в 1869 году, Нечаев сбежал в Швейцарию, не забыв перед этим распространить слух о своём аресте и побеге из Петропавловской крепости. Там он более полугода, с денежной поддержкой Бакунина и Огарёва, вёл пропаганду своего революционного движения путём выпуска манифестов, программных документов и даже журнала.

Последние годы жизни анархиста

По прибытию в Россию в 1873 году состоялся суд над революционером, и он был приговорён к 20 годам каторги на рудниках. Но по указу Николая II вердикт был заменён на пожизненное заключение в Петропавловской крепости. Здесь Нечаев и окончил свой жизненный путь, умерев от водянки, осложнённой цингой. Это произошло в 1882 году.

Нечаевщина родилась в борьбе революционных сил с абсолютизмом, в ее появлении повинны обе противоборствующие стороны. Самодержавие столетиями разрабатывало и совершенствовало систему законов, допускавших преследование всех, кто выступал с осуждением любых действий светских и церковных властей. Политическими (государственными) преступниками объявлялись не только совершившие или замыслившие запрещенные законом деяния, но также предполагаемые и подозреваемые в возможном злоумышлении. Можно ли преследовать за субъективные различия в убеждениях, подвергать наказанию за различия во взглядах на те или иные события, законы, традиции, поступки? Одни воспринимают действия других пагубными для державы, другие — те же действия благом. В политическом процессе обвинитель и подсудимый легко могут поменяться местами. Время столь мощно влияет на наши представления, что вчерашние реакционеры видятся нам сегодня прогрессивнее левых радикалов. Правоту в политическом споре определяет время, лишь оно расставляет все по своим местам.

Трон не терпел никаких оппонентов, он обрушивал на них репрессии, загонял в подполье, вынуждал конспирировать все свои действия, толкал на ниспровержение существующего политического устройства, то есть восстанавливал против себя. Охранители императорской власти, желая истребить крамолу любой ценой, допускали при этом чудовищные беззакония. В развернувшемся во второй половине XIX века изнурительном противоборстве произвол порождал произвол. Противоборство умножало число боровшихся и не имело победителей, вернее, победители были временные.

Тихомиров выразил основополагающую идею российского освободительного движения, приведшую к трагедии, разразившейся в начале XX века и не закончившейся до сего времени. Даже либеральная интеллигенция ошибочно полагала, что недовольство в России при Александре II всеобщее.[3] Реформы первых лет его царствования породили надежду, развили жажду деятельности, стремление вывести Россию на путь европейских государств. Император не обладал ни твердой волей, ни властной рукой, постоянные колебания в его действиях легко улавливались радикалами, порождали в них нетерпение, желание осуществления всего и сразу, то есть революции. Им казалось, что реформы обречены, но достаточно подтолкнуть народ, и он поднимется на бунт, а далее все само пойдет. И никто из них не подумал, что реформы требуют осмотрительности, что поспешность может привести к катастрофе.

В царствование Александра II в российском освободительном движении сложились три главнейших направления, получивших названия от фамилий их идеологов: лавризм (П. Л. Лавров), бакунизм (М. А. Бакунин) и бланкизм (Л. Бланки).

Лавристы ограничивали свою деятельность пропагандой в народе социалистических идей, с целью постепенной подготовки его к социальной революции.

Бакунисты утверждали, что народ вполне готов к революции, и вследствие этого призывали к всеобщему бунту.

Бланкисты видели свою задачу в захвате власти путем организации строжайше законспирированного заговора и установлении диктатуры революционного меньшинства. Помощи от народа они не ждали.

Бакунин, Нечаев и другие, вплоть до первых марксистов, провозглашали основной революционной силой крестьянство. А русский крестьянин мечтал о справедливом царе и добром помещике, о выкупленной у владельца земле, а не отобранной во время бунта: дармовую землю легко вернуть прежнему хозяину. Такие понятия, как конституция и народовластие, были чужды мужику. Безграмотный крестьянин лишь в 1861 году перестал быть рабом и, конечно же, к появлению в 1869 году тайного нечаевского кружка не мог созреть до понимания социальной революции; не созрел он и через пятьдесят лет, и не мог созреть, потому что ни в бунте, ни в революции он не нуждался, не от них ожидал он улучшения своего положения. Вспомним, как крестьяне выдавали полиции пропагандистов-народников,[4] как крестьян загоняли в колхоз, как пытаются сегодня их оттуда вытащить. Крестьянин консервативен, эта черта произросла и надежно закрепилась в нем. И слава богу. Но радикальная интеллигенция не желала видеть очевидного и все глубже втягивалась в борьбу с правительством за мнимые интересы крестьянства.

Каждый вождь, готовя свою революцию, люто враждовал с соперниками из других противоправительственных объединений. Чем ближе стояли они друг к другу по исповедуемым взглядам, тем яростнее вспыхивала между ними борьба. Они беспрерывно раскалывали и терзали освободительное движение, вовсе не помышляя о едином наступлении на общего врага. Объединение чревато потерей места лидера. Вожди революционных партий, спрятавшись в эмиграции, обличали, оскорбляли и высмеивали друг друга. Когда же одни из них получили реальную власть, они сразу же позаботились об истреблении бывших соперников и даже соратников. Подобное наблюдалось в истории католической церкви эпохи Реформации, когда под знаменем борьбы за истинность и чистоту Веры разворачивались сражения, главные цели которых не имели ничего общего с религией и диктовались соперничеством. В разгар Великой французской революции вожди левых группировок состязались в уничтожении друг друга. Но в сравнении с Россией картины европейских политических и религиозных баталий выглядят совсем не масштабно. При рассмотрении процессов борьбы противоправительственных сообществ со сходными идеологиями видно, как на первый план выступает борьба за власть, за богатство, но не за благо народа.

Вожди всех революционных партий заявляли, что действуют от имени народа и в его интересах, но каждый из них имел в виду разные категории населения Российской империи. Социалисты-революционеры признавали народом главным образом крестьян, социал-демократы — только рабочих (в 1901 году рабочий класс составлял около одной сотой всего населения России). Но крестьяне, рабочие, мещане, купцы, дворяне, духовенство, люди всех сословий и национальностей, населявшие необъятные просторы империи, — этот разнородный конгломерат и есть народ. Объявлять часть народа недоброкачественной или порочной недопустимо и преступно. Но вожди революционных партий действовали даже не во благо той искусственно выделенной ими части населения, которую они называли народом, они сражались за интересы своих партий, точнее, в интересах их верхушек.

Многие философы предлагали увлекательные модели социальных и политических устройств, выгодно отличавшиеся от существующих, но никогда и никто из них никого насильственно не понуждал уверовать в правоту своих теорий и необходимость их практического воплощения. Никто из философов, даже самых гениальных, не в силах гарантировать, что именно его модель государственного устройства может быть реализована и даст обещанные результаты. Никто не вправе экспериментировать на державах и народах, степень риска любого эксперимента должна располагаться в разумных границах, а эксперимент над людьми — эксперимент особого рода.

Многие рядовые революционеры были высоконравственными людьми и убежденными сторонниками идей, проповедуемых их лидерами. Они верили вождям, верили их теориям и, воодушевляемые утопическими идеями, слепо следовали за своими поводырями, не задумываясь, куда их ведут и каких можно ожидать последствий. Они позволили использовать себя, не осознавая, что их руками властолюбцы творят новый, еще худший произвол, не задумываясь о последствиях содеянного. Но были и такие, кто, вступив в противоправительственное сообщество и столкнувшись с применением недопустимых методов борьбы с существующим строем, ощутив сатанинское дыхание нечаевщины, разочаровывались в революционном движении и уходили из него навсегда.

Тайного или открытого интереса к нечаевщине не избежал ни один из лидеров революционных партий. В полном собрании сочинений В. И. Ленина отсутствует даже упоминание о Нечаеве. Не упоминается его имя ни в одном из сохранившихся документов ленинского архива. Однако в воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевича имеются следующие строки:

И вряд ли найдется один человек из миллиона жителей СССР, который если не читал, то хотя бы видел эти очень интересные произведения, принадлежащие перу одного из самых пламенных революционеров.

Я думаю, что мы должны выполнить завет Владимира Ильича и в этой области — области переиздания классиков нелегальной литературы.[14]

Читайте также:

      

  • Приобретенные заболевания это кратко
  •   

  • Патриотизм в россии сегодня кратко
  •   

  • Армия китая в 18 веке кратко
  •   

  • Сверхъестественное 5 сезон кратко
  •   

  • Виды природных ресурсов кратко

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

НЕЧАЕВ СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

(род. в 1847 г. – ум. в 1882 г.)

Знаменитый русский революционер, организатор подпольных групп в России, идеолог иезуитского направления в революционном движении.

Сергей Нечаев родился 20 сентября 1847 года в русском городе Иваново. Его отец и мать были из крепостных крестьян, отец – художником по вывескам, мать – швеей. До 18 лет Нечаев учился в церковно-приходской школе в Иваново. Сергей Нечаев стал первым русским политиком-радикалом из «плебеев», но производил сильное впечатление на своих товарищей, революционеров-дворян, которые идеализировали народ. Революционеры считали, что Нечаев «…сохранял в себе всю ненависть крепостных против господ». Но Нечаев ненавидел и революционеров за их дворянское происхождение и великолепное образование.

В 1866 году Нечаев приехал учиться в Петербург, но только осенью 1868 года он был зачислен в университет вольнослушателем. Вскоре он попал в группу молодых радикальных революционеров 3. Ралли и В. Черкезова. Героями Нечаева становятся Пугачев, Бланки, Мадзини, Робеспьер. Нечаев бредит заговорами, террором, конспирацией и революционной диктатурой. Покушение Дмитрия Каракозова на царя в 1866 году горячо приветствовалось Нечаевым и подтолкнуло его к решительным действиям.

В 1869 году Нечаев вместе с революционером-заговорщиком Ткачевым написал «Программу революционных действий», призывая к организации революционных ячеек в России. Мистифицируя восторженную молодежь, они говорили о неком существующем Союзе европейских революционных организаций с центром в Западной Европе и о своей причастности к Союзу. Свою «карьеру» профессионального революционера Нечаев начал с обмана. В марте 1869 года Вера Засулич получила от него записку, в которой сообщалось, что он арестован полицией и томится в каземате Петропавловской крепости. Вскоре Нечаев распространил слух, что он бежал из крепости и стремится перебраться на Запад. Но не было ни побега, ни ареста. Все письма – плод фантазии революционного афериста.

Нечаевым восхищается доверчивая молодежь, ведь он представляется как герой-революционер, лидер тайной международной организации террористов. В том же 1869 году он нелегально переходит российскую границу и, оказавшись в Женеве, является к Бакунину, представившись лидером мощной российской революционной подпольной организации. Наивный Бакунин поверил «тигренку», «герою без риторики», как он называл Нечаева. После приезда Нечаева Бакунин уверовал в революционеров «нового поколения», в их возможности поднять бунт в России.

Бакунин и Нечаев выпустили серию памфлетов и манифестов, призывающих к немедленному бунту в России. Они призывали молодежь «идти в народ», пропагандируя разрушение во имя революции и оправдание любых средств борьбы, «полезных» для революции. Нечаев стал автором (или соавтором) «Принципов революции» и «Катехизиса революционера». В этих «Принципах» были такие слова: «Мы не признаем другой деятельности, кроме работы по истреблению, но мы допускаем, что формы, которые примет эта деятельность, будут весьма различны – яд, нож, веревка и т. д.». Нечаев вещал: «Наше дело – разрушение, страшное, полное, повсеместное и беспощадное… Мы должны соединиться с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России».

«Катехизис» воспевает аморальность, преступление и предательство, подлость и обман во имя революции. Нечаев стал рупором тотального, фанатичного, разрушительного социализма. Зашифрованный «Катехизис» был привезен Нечаевым в Россию в августе 1869 года, но был обнаружен полицией и использован на суде как улика против товарищей Нечаева. Нечаев считал, что революционная организация должна составить список лиц, подлежащих истреблению, и «учил», что революционер должен заманивать в свои сети людей с деньгами и связями и «делать их своими рабами».

Блестяще образованный Бакунин оказался под влиянием малограмотного Нечаева. Бакунин выдал Нечаеву удостоверение уполномоченного представителя Русской секции Всемирного революционного альянса, и все для того, чтобы создать впечатление, что существует всемирная революционная сеть. Бакунин уговорил Огарева посвятить Нечаеву стихотворение о студенте, который умирает мученической смертью в Сибири. Стихотворение было напечатано в виде листовки и распространено в России. Нечаев рассылал компрометирующие письма и революционную литературу своим знакомым – умеренным либералам, чтобы скомпрометировать их перед властями и вовлечь в революционную деятельность. Около 560 посылок, адресованных 387 лицам, задали работы полиции. Нечаев открыто демонстрировал пренебрежение к порядочности, и практика его вошла в революционную историю под именем «нечаевщины».

В конце августа 1869 года Нечаев вернулся в Россию, в Москву, где приступил к организации подпольного революционного общества под названием «Народная расправа». Тайное общество должно было подразделяться на «революционные пятерки», которые безоговорочно повиновались «вождю». Их цель – переворот 19 февраля 1870 года, в девятую годовщину освобождения крестьян в России. Нечаев заставлял членов общества шпионить друг за другом и поощрял вымогательство и шантаж для добывания денег на революцию. Студент сельскохозяйственной академии Иван Иванов выступил против порядков, заведенных в организации Нечаевым, и усомнился в существовании тайного центрального комитета. Опасаясь разоблачения, Нечаев убедил некоторых из своих единомышленников, что Иванов собирается донести на них, а следовательно, необходимо покончить с предателем.

21 ноября 1869 года Иванова заманили в грот в безлюдном парке… На ошарашенного студента набросились Нечаев и четверо его сообщников. Иванов ввязался в драку, он имел все шансы вырваться из рук убийц (вчерашних единомышленников). Понимая, что Иванов может сбежать, Нечаев вытащил пистолет и разрядил его в голову мнимого предателя. Убийство Иванова стало сенсацией в русском обществе. Достоевский использовал его в сюжете романа «Бесы». Насильственная смерть студента привела к аресту в России трехсот революционеров и подозреваемых «в революционности» и, в итоге, к суду над восьмьюдесятью четырьмя «нечаевцами» летом 1871 года.

Нечаев же ускользнул из Москвы в Санкт-Петербург, где раздобыл поддельный паспорт и перешел русскую границу в декабре 1869 года. В январе 1870 года он приехал в Локарно к Бакунину. В Швейцарии Нечаев выпустил два революционных манифеста и издал второй номер журнала «Народная расправа».

Для финансирования своих изданий Нечаев использовал средства «Бахметьевского фонда» Герцена, который под давлением Бакунина и Огарева уступил половину денежных средств фонда Нечаеву. Когда Герцен в январе 1870 года умер, Бакунин убедил Огарева потребовать деньги фонда у семьи Герцена. Сын Герцена передал деньги Огареву, а тот – Нечаеву.

С середины 1870 года отношения между Бакуниным и Нечаевым резко ухудшились. Нечаев, получив значительные суммы денег, больше не выказывал почтения к своему учителю, грубо обращался с ним, отказал ему в деньгах из «Бахметьевского фонда». Нечаев запугивал Бакунина, украл его частные письма и бумаги, чтобы шантажировать старого революционера. В революционных эмигрантских кругах он сеял подозрительность, вражду, провоцировал скандалы и плел интриги. Бакунин писал Нечаеву: «…вы меня систематически надували, я оказался круглым дураком – это горько и стыдно для человека моей опытности и моих лет, – хуже этого, я испортил свое положение в отношении к русскому и интернациональному делу». В то же время Бакунин признавал, что Нечаев «…страстно преданный человек; Вы – каких мало; в этом ваша сила, ваша доблесть, ваше право». Вскоре русский революционер Герман Лопатин сообщил правду об убийстве Иванова, разоблачил вымышленный нечаевский «центральный комитет» и его мнимое «бегство из крепости».

Порвав с Бакуниным, Нечаев уехал в Лондон, где начал издавать революционный журнал «Община», но вскоре переехал в Швейцарию, где устроился работать художником по вывескам. Там его приютили не бакунисты, а итальянские последователи Мадзини. 14 августа 1872 года Нечаев был арестован швейцарской полицией и выдан России как убийца. В Москве в январе 1873 года на суде он держался вызывающе: «Я отказываюсь быть рабом вашего тиранического правительства. Я не признаю императора и законов этой страны».

На суде он не отвечал ни на какие вопросы, не просил о снисхождении, кричал: «Долой деспотизм! Дворян надо вешать!» Нечаев был приговорен к двадцати годам каторги. Последние десять лет жизни Нечаев провел в одиночном заключении в Петропавловской крепости. Полицейские чины предлагали ему смягчение режима, если он согласится сотрудничать. В ответ на такое предложение Нечаев ударил полицейского по лицу, разбив до крови. На протяжении следующих двух лет руки и ноги Нечаева были закованы в цепи, тело начало гнить. В 1881 году Нечаев пребывал в таких тяжелых условиях, что заболел туберкулезом легких и цингой и умер 21 ноября 1882 года.

Формально Нечаев считается анархистом, активно сотрудничает с «пророком» анархизма Бакуниным, который надеялся, что Нечаев станет «анархистом-практиком» в России. Но Нечаев создал свою идеологию, весьма далекую от проповедей свободы и демократии, в его мировосприятии необходимостью были террор, доносительство, насилие, в нем не было места «голубым мечтам» революции. «Советы» Нечаева стали воплощать в практику террористы-анархисты и эсеры, ленинско-сталинские опричники, изуверы Пол Пота и «красных бригад». Сам себя он считал настоящим революционером.

Катехизис революционера

Отношение революционера к самому себе

§ 1. Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единою мыслью, единою страстью – революцией.

§ 2. Он в глубине своего существа не на словах только, а на деле, разорвал всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром и со всеми законами, приличиями, общепринятыми условиями, нравственностью этого мира. Он для него – враг беспощадный, и если он продолжает жить в нем, то для того только, чтоб его вернее разрушить.

§ 3. Революционер презирает всякое доктринерство и отказался от мирной науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает только одну науку, науку разрушения. Для этого, и только для этого, он изучает теперь механику, физику, химию, пожалуй, медицину. Для этого изучает он денно и нощно живую науку людей, характеров, положений и всех условий настоящего общественного строя, во всех возможных слоях. Цель же одна – наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.

§ 4. Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него все, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему.

§ 5. Революционер – человек обреченный. Беспощадный для государства и вообще для всего сословно-образованного общества, он и от них не должен ждать для себя никакой пощады. Между ними и им существует или тайная, или явная, но непрерывная и непримиримая война не на жизнь, а на смерть. Он каждый день должен быть готов к смерти. Он должен приучить себя выдерживать пытки.

§ 6. Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела. Для него существует только одна нега, одно утешение: вознаграждение и удовлетворение – успех революции. Денно и нощно должна быть у него одна мысль, одна цель – беспощадное разрушение. Стремясь хладнокровно и неутомимо к этой цели, он должен быть всегда готов и сам погибнуть и погубить своими руками все, что мешает ее достижению.

§ 7. Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Революционная страсть, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции.

Отношение революционера к товарищам по революции

§ 8. Другом и милым человеком для революционера может быть только человек, заявивший себя на деле таким же революционным делом, как и он сам. Мера дружбы, преданности и прочих обязанностей в отношении к такому товарищу определяется единственно степенью полезности в деле всеразрушительной практической революции.

§ 9. О солидарности революционеров и говорить нечего. В ней вся сила революционного дела. Товарищи-революционеры, стоящие на одинаковой степени революционного понимания и страсти, должны, по возможности, обсуждать все крупные дела вместе и решать их единодушно. В исполнении таким образом решенного плана, каждый должен рассчитывать, по возможности, на себя. В выполнении ряда разрушительных действий каждый должен делать сам и прибегать к совету и помощи товарищей только тогда, когда это для успеха необходимо,

§ 10. У каждого товарища должно быть под рукой несколько революционеров второго и третьего разрядов, то есть не совсем посвященных. На них он должен смотреть, как на часть общего революционного капитала, отданного в его распоряжение. Он должен экономически тратить свою часть капитала, стараясь всегда извлечь из него наибольшую пользу. На себя он смотрит как на капитал, обреченный на трату для торжества революционного дела. Только как на такой капитал, которым он сам и один, без согласия всего товарищества вполне посвященных, распоряжаться не может.

§ 11. Когда товарищ попадает в беду, решая вопрос, спасать его или нет, революционер должен соображаться не с какими-нибудь личными чувствами, но только с пользою революционного дела. Поэтому он должен взвесить пользу, приносимую товарищем – с одной стороны, а с другой – трату революционных сил, потребных на его избавление, и на которую сторону перетянет, так и должен решить.

Отношение революционера к обществу

§ 12. Принятие нового члена, заявившего о себе не на словах, а на деле, в товарищество не может быть решено иначе, как единодушно.

§ 13. Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый образованный мир и живет в нем только с верою его полнейшего, скорейшего разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения или какого-нибудь человека, принадлежащего к этому миру, в котором – всё и все должны быть ему ненавистны.

Тем хуже для него, если у него есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку.

§ 14. С целью беспощадного разрушения революционер может, и даже часто должен, жить в обществе, притворясь совсем не тем, что он есть. Революционеры должны проникнуть всюду, во все еле (слои), высшие и средние, в купеческую лавку, в церковь, в барский дом, в мир бюрократический, военный, в литературу, в Третье отделение и даже в Зимний дворец.

§ 15. Все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий. Первая категория – неотлагаемо осужденных на смерть. Да будет составлен товариществом список таких осужденных по порядку их относительной зловредности для успеха революционного дела, так, чтобы предыдущие нумера убрались прежде последующих.

§ 16. При составлении такого списка и для установления вышереченого порядка должно руководствоваться отнюдь не личным злодейством человека, ни далее ненавистью, возбуждаемой им в товариществе или в народе.

Это злодейство и эта ненависть могут быть даже отчасти… полезными, способствуя к возбуждению народного бунта. Должно руководствоваться мерою пользы, которая должна произойти от его смерти для революционного дела. Итак, прежде всего должны быть уничтожены люди, особенно вредные для революционной организации, и такие, внезапная и насильственная смерть которых может навести наибольший страх на правительство и, лишив его умных и энергических деятелей, потрясти его силу.

§ 17. Вторая категория должна состоять именно из тех людей, которым даруют только временно жизнь, дабы они рядом зверских поступков довели народ до неотвратимого бунта.

§ 18. К третьей категории принадлежит множество высокопоставленных скотов или личностей, не отличающихся ни особенным умом и энергиею, но пользующихся по положению богатством, связями, влиянием и силою. Надо их эксплуатировать всевозможными манерами и путями: опутать их, сбить их с толку, и, овладев, по возможности, их грязными тайнами, сделать их своими рабами. Их власть, связи, богатство и сила сделаются таким образом неистощимой сокровищницей и сильной помощью для разных революционных предприятий.

§ 19. Четвертая категория состоит из государственных честолюбцев и либералов с разными оттенками. С ними можно конспирировать по их программам, делая вид, что слепо следуешь за ними, а между тем прибрать их в руки, овладеть всеми их тайнами, скомпрометировать их донельзя, так, чтоб возврат был для них невозможен, и их руками и мутить государство.

§ 20. Пятая категория – доктринеры, конспираторы и революционеры в праздно-глаголющих кружках и на бумаге.

Их надо беспрестанно толкать и тянуть вперед, в практичные головоломные заявления, результатом которых будет бесследная гибель большинства и настоящая революционная выработка немногих.

§ 21. Шестая и важная категория – женщины, которых должно разделить на три главных разряда.

Одни – пустые, обессмысленные и бездушные, которыми можно пользоваться, как третью и четвертою категориею мужчин.

Другие – горячие, преданные, способные, но не наши, потому что не доработались еще до настоящего бесфразного и фактического революционного понимания. Их должно употреблять как мужчин пятой категории.

Наконец, женщины совсем наши, то есть вполне посвященные и принявшие всецело нашу программу. Они нам товарищи. Мы должны смотреть на них как на драгоценнейшее сокровище наше, без помощи которых нам обойтись невозможно.

Отношение товарищества к народу

§ 22. У товарищества ведь (нет) другой цели, кроме полнейшего освобождения и счастья народа, то есть чернорабочего люда. Но убежденные в том, что это освобождение и достижение этого счастья возможно только путем всесокрушающей народной революции, товарищество всеми силами и средствами будет способствовать к развитию и разобщению тех бед и тех зол, которые должны вывесть, наконец, народ из терпения и побудить его к поголовному восстанию.

§ 23. Под революциею народною товарищество разумеет не регламентированное движение по западному классическому образцу – движение, которое, всегда останавливаясь перед собственностью и перед традициями общественных порядков так называемой цивилизации нравственности, до сих пор ограничивалось везде низвержением одной политической формы для замещения ее другою и стремилось создать так называемое революционное государство. Спасительной для народа может быть только та революция, которая уничтожит в корне всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России.

§ 24. Товарищество поэтому не намерено навязывать народу какую бы то ни было организацию сверху. Будущая организация, без сомнения, вырабатывается из народного движения и жизни. Но это – дело будущих поколений. Наше дело – страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение.

§ 25. Поэтому, сближаясь с народом, мы прежде всего должны соединиться с теми элементами народной жизни, которые со времени основания московской государственной силы не переставали протестовать не на словах, а на деле против всего, что прямо или косвенно связано с государством: против дворянства, против чиновничества, против попов, против гильдейского мира и против кулака-мироеда. Соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России.

§ 26. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу – вот вся наша организация, конспирация, задача».

С. Г. Нечаев. Лето 1869 г., Женева

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Неистовый Сергей Сергей ПАРАДЖАНОВ

Неистовый Сергей
Сергей ПАРАДЖАНОВ
В 1973 году на экраны Советского Союза вышел фильм Сергея Параджанова «Цвет граната». Но он продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный – в декабре 1973 года Параджанова арестовали. За что?

Андрей Нечаев: «Неприлично во всех грехах обвинять прежнюю власть»

Андрей Нечаев:
«Неприлично во всех грехах обвинять прежнюю власть»
Андрей Нечаев — любимый ученик Юрия Васильевича Яременко. Если кто не знает, Яременко — последний по-настоящему крупный советский экономист, искренне веривший в плановую экономику и возможности

Сергей Нечаев Барклай-де-Толли

Сергей Нечаев
Барклай-де-Толли

О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ,

С.Г. Нечаев

С.Г. Нечаев

C.Г. НечаевНечаев Сергей Геннадьевич (1847–1882) среди русских заговорщиков, создателей тайных организаций и террористов наиболее парадоксальный. Именно он нанес наиболее сильный удар по… революционерам (невольно).Происходил он из мещан Владимирской губернии. С

Сергей Юрьевич Нечаев Талейран

Сергей Юрьевич Нечаев
Талейран

Я хочу, чтобы на протяжении веков продолжали спорить о том, кем я был, о чем думал и чего хотел.
Шарль Морис де

Протоиерей Александр Нечаев

Протоиерей Александр Нечаев
Об Александре Дмитриевиче Нечаеве, брате моей прабабушки Нины Дмитриевны, я впервые узнал из воспоминаний, хранившихся в нашей семье. Он родился 28 июня 1877 года в городе Вельске Архангельской губернии (так следует из материалов,

Ф. М. Лурье НЕЧАЕВ: СОЗИДАТЕЛЬ РАЗРУШЕНИЯ

Ф. М. Лурье
НЕЧАЕВ: СОЗИДАТЕЛЬ РАЗРУШЕНИЯ

Автор выражает глубочайшую благодарность сотрудникам Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, Рукописного отдела и Музея Института русской литературы РАН, Отдела

Глава 35 БАКУНИН — ОГАРЕВ — НЕЧАЕВ

Глава 35 БАКУНИН — ОГАРЕВ — НЕЧАЕВ

Мы на многое смотрим больше разно, чем прежде.
А. И. Герцен — Н. П. Огареву
Кончались 1860-е годы. Историкам эпохи и современникам Герцена да и самому Александру Ивановичу казалось, что и его эпоха кончалась. Основания были. За рулем влияния

Волков Константин Геннадьевич К нам присоединился настоящий душман, так как нас было от них не отличить

Волков Константин Геннадьевич
К нам присоединился настоящий душман, так как нас было от них не отличить

Я родился 16 ноября 1962 года в Москве. Здесь же пошел в первый класс и в 1980 году закончил среднюю школу № 390.Я поступал в институт им. Баумана, сдал все экзамены, но по

Ширяев Валерий Геннадьевич Нас мечтали либо похитить, либо зарезать

Ширяев Валерий Геннадьевич
Нас мечтали либо похитить, либо зарезать

Я родился в 1959 году. Воинское звание — майор. Проживаю в Москве.Закончил 529-ю школу города Москвы в 1977 году. В том же году меня призвали в армию, отслужил 2 года в ракетных войсках стратегического

Ты в уме, Сергей?

Ты в уме, Сергей?
Май двадцать четвертого. Квартира Сахаровых. Я все еще связана с этим жильем. Сижу у себя, гоню – надо бы кончить до родов – свой «негритянский» перевод. Меня перебивают на полуфразе: входит Есенин с Александром Михайловичем.Я встаю. Сергей развалился в

НЕЧАЕВ И ЖЕЛЯБОВ

НЕЧАЕВ И ЖЕЛЯБОВ
Некоторые события тех незапамятных времен звучат легендой, до того они на первый взгляд неправдоподобны.В 1871 г., как уже упоминалось, прогремел нечаевский процесс. Нечаев выступил среди молодежи представителем комитета «Народной Расправы».»Народной

Сережа, Сергей, Сергей Михайлович

Сережа, Сергей, Сергей Михайлович
Когда я мысленно перебираю все свои встречи с ним и его творческую жизнь, передо мной встают как бы три разных Эйзенштейна.Первый — это Сережа Эйзенштейн, мальчик с огромной стриженой головой, бегавший аз коротеньких штанишках.Второй —

20 сентября. Родился Сергей Нечаев (1847) Нечаянная гадость

20 сентября. Родился Сергей Нечаев (1847)
Нечаянная гадость
160 лет назад в России родился человек, которым сегодня следовало бы гордиться больше, чем Лобачевским и Менделеевым, вместе взятыми. Отец бизнес-образования, тимбилдинга и корпоративной идеологии Сергей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разо 20 мг инструкция по применению цена отзывы врачей
  • Kawasaki zxr 400 мануал на русском
  • Кофемашина мулинекс дива инструкция по применению
  • Фосфалюгель от чего помогает взрослым в пакетиках отзывы инструкция
  • Магний в6 инструкция по применению цена противопоказания