Рисуем масляными красками пошаговое руководство

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Пример рисунка маслом

Содержание

  • Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы
  • Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем
  • Сколько ждать, пока застынут краски?
  • Работа со слоями
  • Примерная последовательность рисования
  • Как хранить масляные краски и готовые картины

Бытует мнение, что масляная живопись является самой простой. Считается, что сама техника достаточно легкая, а в процессе рисования можно вносить правки когда угодно без последствий. Это абсолютный миф, поскольку исправленная картина будет плохо выглядеть от неудачного исполнения и может погибнуть еще в процессе работы.

​ ​

Как подготовиться к работе? Инструменты и материалы

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Инструменты и материалы

Вовсе необязательно покупать много дорогих инструментов, чтобы начать практику. В качестве палитры можно использовать даже старую тарелку. Различают краски для студентов и художников — первые стоят меньше и отлично подойдут для старта.

Масло производится в тубах разного объёма. Начинающему достаточно 22 мл для всех видов красок. Отдельно стоит отметить белила, их купите в емкости объемом 115 мл., так как обычно при работе их требуется гораздо больше для создания смесей.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Масляные краски

Инструменты

Кисти достаточно приобрести в трех размерах. Рекомендуем №8 из свиной щетины с округлым кончиком. Такая хорошо подойдет для окрашивания больших участков. Средняя №6 – идеальное решение для повседневных задач. Художники советуют выбирать среднюю плоскую кисть с прямоугольным концом. Третья кисть должна быть небольших размеров, мягкой, круглой, нейлоновой №4. Она – хорошее решение для тонкой работы. При покупке внимательно осматривайте кисти. Зажим ворса должен быть максимально плотным.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Кисти

Шпатели или мастихины используются, чтобы на палитре комбинировать краски. Также ими можно накладывать краски на полотно вместо кисти или вместе с ними. У шпателя должно быть длинное лезвие и круглый кончик.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мастихин

Выбрать мастихин

В качестве палитры можно взять старую мелкую тарелку или крупный лист стекла. В магазинах продают обычные деревянные палитры (с отверстием под большой палец). Магазинные экземпляры следует протереть льняным маслом перед использованием — промасливание уплотняет поверхность и не позволяет краскам впитываться.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Палитра

Дополнительные аксессуары и материалы

Для жидкости для рисования и промывки потребуются чашечки. Они представляют собой емкости из металла, которые прикрепляют на краю палитры. В качестве чашечек можно воспользоваться жестяной крышкой от банки.

Емкость для промывки кистей нужна, чтобы наливать в нее вайт-спирит или скипидар. Подойдет емкость из-под джема. Не храните кисти непромытыми с остатками краски, иначе они затвердеют и будут непригодными для работы.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ёмкости для промывки кистей

Хлопчатобумажная ветошь или полотенца пригодятся для того, чтобы очистить кисти или вытереть лишнюю краску. Например, если требуется взять другой оттенок той же кисточкой.

Разбавительпозволит разжижить цвет или подобрать его. Художники советуют пользоваться чистым скипидаром или вайт-спиритом. Первый дороже и пахнет лучше. Можно подобрать и другие разбавители с менее резким запахом.

Если предпочитаете создавать медленно сохнущие глянцевые картины, купите льняное масло.

Подрамник и мольберт

В продаже есть два варианта холстов – на жестком картоне и на подрамнике. Первые дешевле. Вторые уже грунтованные, фактически являются хлопчатобумажной тканью, которая натянута на деревянную раму. Деревянные клинья в задней части конструкции позволяют подтянуть ткань при провисании. Материал чутко реагирует на изменение в температуре и влажности, а шероховатая поверхность холста хорошо удерживает краску.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Холсты   На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Мольберт

Когда пишете картины маслом, важно иметь возможность регулировать угол наклона холста. В продаже есть большие деревянные, облегченные из металла или настольные мольберты. Если мольберта нет, можно установить картину на столе и просто прислонить ее к стенке. Важное условие – нужно предотвратить ее скольжение.

Какой нужен лак?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Виды лака

Картина может просыхать несколько месяцев. Дольше всего будут сохнуть белила. После просыхания работу следует полакировать. Это нужно, чтобы защитить холст от влияния воздуха, из-за которого изображение может потемнеть. Начинающему художнику потребуется бутылка лака для живописи. Покрывать лаком нужно дважды – для ретуши и чистым живописным составом. Чтобы получился первый состав, смешайте один к одному скипидар и живописный лак. Лакировать рекомендуется широкой художественной кистью или с мягким волосом. Картину следует располагать по горизонтали, работая сверху вниз. После этого следует подождать час до высыхания. По прошествии часа нанесите чистый живописный лак.

Основы рисования: как работаем с красками, как наносим, как смешиваем

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

​Большая часть оттенков – результат смешивания красок. Только три цвета являются самостоятельными – синий, желтый и красный. Остальные – продукт смешения трех главных. Если смешать желтый и красный цвет, можно получить оранжевый. Добавив в синюю краску красную получаем фиолетовую. Если будете в разных пропорциях смешивать основные краски, получите различные оттенки ярких и не слишком цветов. Опытные художники это знают и не ищут под каждый тон краску, а думают, сколько нужно добавить в конкретный цвет красного, синего или желтого.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Смешивание красок

Однако часто в результате смешивания краски утрачивают свою яркость. Поэтому покупают ярко-оранжевые, салатовые, фиолетовые оттенки. Иногда может потребоваться черная краска, поскольку в результате смешения цветов черный цвет будет не слишком темным.

Чтобы осветлить краски, к ним добавляют белила. Живописец должен приучиться к тому, что у оттенка меняется светосила. Постичь искусство точного подбора света можно только долгой практикой.

Картину пишут не сверху вниз или не от угла, а от соотношения светлого и темного. Сначала намечают самые темные места, затем самые светлые. После этого сравнивают эти места между собой и наполняют полотно элементами.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Нанесение краски

Сколько ждать, пока застынут краски?

​Масло – это связующий компонент, который дает возможность добиться яркости, контрастности изображения. Однако именно из-за масла краска может высыхать несколько дней или даже недель. Однако благодаря этому можно иногда внести небольшие коррективы после завершения картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Сушка

На скорость застывания краски влияет:

  • Толщина слоя. Чем маски жирнее, тем дольше высыхают.
  • Наличие разбавителя. С его помощью можно регулировать скорость высыхания слоя. Если хотите сократить срок сушки, используйте в качестве разбавителя скипидар.
  • Натуральные масла. Их присутствие на полотне увеличивает срок высыхания.
  • Температура. В прохладной комнате краска сохнет дольше, чем в более теплой. Высокая влажность воздуха увеличивает срок твердения. Водный пар может повлечь появление пленки с обилием жидкости внутри. Впоследствии в месте затвердевания слоя краски могут появиться трещины. Если живописец поставит работу у радиатора отопления, полотно или подрамник может испортиться.
  • Освещение. Большое влияние на скорость высыхания влияет свет в помещении. В темной комнате картина будет высыхать в десять раз медленнее, чем в светлой.
  • Состав краски. При покупке красок обращайте внимание на их состав. Продукты на полимеризованных маслах быстрее сохнут. Также быстрее сохнут краски с оксидом железа, свинцом и кобальтом в составе. Медленно высыхают продукты со слоновой сажей и кадмием, поэтому избегайте этих компонентов.

Как ускорить сушку?

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Ускорение сушки

Чтобы краска на картине высыхала быстрее, следуйте таким советам:

  • Прямые солнечные лучи – ваш верный друг и товарищ. Активный ультрафиолет по своей силе может сравняться с сиккативом. Однако долгое воздействие может напрочь испортить картину.
  • Полотно без разбавителя быстрее полимеризируется. Часто разбавитель замедляет многослойную сушку. Если требуется быстро написать картину, можно воспользоваться быстросохнущими красками. Однако из-за них по прошествии нескольких лет могут возникнуть трещины на холсте.
  • Обработайте холст грунтовкой гессо перед нанесением красок. Грунтовка увеличивает срок жизни полотна и частично впитывает масло из первого слоя. В итоге полотно быстрее высохнет. Однако учтите, что нанесенная грунтовка должна полностью просушиться перед стартом работы.
  • Для ускорения сушки лучше брать гладкий и ровный холст. Если холст слишком текстурный и рельефный, в выемки будет попадать много краски, которая долго просыхает.
  • Наносите краски тонкими мазками. Особенно это относится к первому слою. Если первый слой будет очень толстый, потом он будет очень долго сохнуть.

​ ​

Работа со слоями

Всегда наносите краски ровно. Если будете ждать, когда высохнет каждый слой, и только после этого наносить следующий, то работать станет гораздо сложнее. У вас не будет шанса поправить работу в процессе. Если на затвердевший слой краски наносят новый слой или совсем другой рисунок, такая работа требует большой осторожности.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Работа со слоями

Одной из частых трудностей является смешивание слоев. Когда один слой наносится поверх другого, они могут перемешаться. Чтобы не откладывать работу на несколько дней, мастера рекомендуют использовать специальные быстросохнущие белила или белую подмалевку. В отличие от стандартных титановых белил, они не требуют долгого периода высыхания.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Белила

Среди главных преимуществ масляных красок – возможность нанесения толстого слоя, чтобы передать трехмерность изображения. У акварели и пастели нет таких свойств. При работе рекомендуется начинать с толстого слоя, а потом переходить в тонкий, добавляя мелкие детали. Так можно создать эффект переднего плана.

​ ​

Примерная последовательность рисования

​Подготовительный рисунок на холсте наносите углем. Он легко ослабляется и усиливается. Его просто зафиксировать лаком для волос и закрепить краской. Еще один вариант – нанесение изображения кистью или пером с помощью туши. Желательно не использовать простой карандаш — он перемешается с краской и загрязнит слой.

Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подготовительный рисунок

После этого начните лессировку. Нанесите прозрачный слой краски. Он сэкономит материал и добавит глубины. Лессировку нужно делать с помощью лессировочных масляных красок.

Важно тщательно просушить первый слой масляной краски. Сушить нужно в теплом, светлом и хорошо проветриваемом помещении. Не сушите возле обогревателя, иначе слой пожухнет или краски поменяют цвет.

После этого наступает этап подмалевки. Закладываются основные цветовые сочетания, фактуры. Подмалевок делают полулессировочными, а также укрывистыми красками с белилами в местах, где это требуется. Полутени, освещенные места, блики – все это наносится на этапе подмалевка. На этой стадии прописывают цвето-тональные отношения тонким слоем краски. Формы объектов и предметов пока не прописывают.

Уже сейчас должна читаться идея и компоновка композиции. На этой стадии не рекомендуется использовать мастихин и слишком фактурные кисти. Выбирайте упругие кисти средних габаритов.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Подмалевок

Прозрачные тени и полутени с прошлого слоя должны оставаться нетронутыми.

Подмалевок следует сушить от трех дней до недели до полного высыхания слоя. Профессиональные художники обычно рисуют несколько картин одновременно, чтобы не терять времени. Это практично, поскольку можно рассчитать скорость высыхания красок и втрое увеличить продуктивность труда.

Затем художник прописывает основные формы, объекты. Им придается объем в цветах и полутенях. Чтобы придать фактурности, можно рисовать мастихином.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Придание объема

Затем наступает этап длительной просушки, который занимает порядка месяца. Слой должен высохнуть полностью или хотя бы до середины.

После этого изображение детализируют с помощью нескольких выразительных деталей. Их прописывают красками средней консистенции. Важные элементы размещают в центре композиции и ближе к переднему плану. Особое внимание уделяют контрасту картины.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Детализация

На последнем этапе смахивают лишние детали и списывают задний план. В качестве главного приема может послужить лессировка, которую наносят на просохший слой. После чего картину сушат до полного высыхания и покрывают лаком.

Как хранить масляные краски и готовые картины

Краски рекомендуется хранить в деревянном ящике подальше от отопительных приборов и огня в сухом месте. Если они в тюбиках, следите, чтобы емкость не треснула. В случае хранения смеси не допускайте контакта с воздухом. В открытой емкости краску можно хранить три дня, ее уже нельзя повторно разбавлять.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение красок

Чтобы хранить небольшой объем, сделайте пакет из фольги и выдавите из нее воздух. Масляные краски можно замораживать. Остатки можно герметично запаковать и положить в морозильную камеру. Там они могут храниться долго.

Картины лучше всего хранить на подрамнике, подальше от жары и влажности. Возле картины нежелательно курить, на нее не должна попадать копоть. Если ее постоянно трогать пальцами, то со временем рисунок потускнеет. Следует избегать прямого попадания солнечных лучей, однако не стоит прятать холст в чулане. Идеальное решение – рассеянный свет.

На фото изображено - Рисование масляными красками для начинающих, рис. Хранение картины

На чтение 18 мин Просмотров 100к. Обновлено 29.03.2022

Как научиться рисовать масляными красками – подробное пошаговое руководство от Натальи Юршиной. Вы не просто будете знать, как правильно писать маслом – через 4-5 часов вы напишите свою первую картину!

Кстати, если вы всерьез хотите начать писать маслом прекрасные картины, заниматься творчеством и просто радовать себя — тогда у меня для вас есть отличное предложение!

Сейчас я веду набор на онлайн курс по масляной живописи для начинающих и приглашаю вас пройти его на специальных условиях! Напишите мне в WhatsApp по кнопке в нижнем правом углу или узнайте подробности в VK.

Содержание

  1. Как начать рисовать с нуля
  2. Необходимые материалы для начинающих художников
  3. Как организовать место для занятий живописью
  4. Что рисовать начинающему художнику
  5. Чек-лист «Как начать писать маслом»
  6. Часто задаваемые вопросы

Как начать рисовать с нуля

Возможно, вы сейчас не представляете, как это – написать самим картину. Но поверьте, уже через 4-5 часов, после того, как вы прочтете эту статью, вы сможете написать свою первую картину маслом. 

В этой статье я собрала 12 лет моего опыта как художника и 5 лет как преподавателя, поэтому я знаю, о чем говорю. У моих учеников получилось, значит и у вас получится!

Давайте разбираться по порядку: а что, собственно, нам мешает начать рисовать?

В первую очередь, это конечно же, страх пустого холста.

В своем блоге я часто поднимаю эту тему, так как знаю, что через подобное проходили все художники (да-да, и даже те, чьи работы сейчас находятся в Лувре, Эрмитаже, музее Прадо и Метрополитен).

«Когда не знаешь, что рисовать, малюй хоть что! Ты не представляешь себе, как парализует художника вот такой пустой холст, который как бы говорит тебе, что ты ничего не умеешь», ВИНСЕНТ ВАН ГОГ, начал рисовать только к 27 годам

Чтобы преодолеть этот страх, вам нужно нарисовать что-то. Просто взять, и нарисовать на холсте любую вещь. Вам необходимо почувствовать краску, посмотреть, как вообще выглядят мазки, попробовать нанести краску на холст кистью. Кому-то это может показаться глупым, но поверьте, очень многие откладывают свою мечту – научиться писать картины маслом, только потому, что бояться начать.

Но если мечта оказывается сильнее, рано или поздно, вы преодолеете этот барьер и станете писать картины масляными красками. И вот тут, я хочу перейти к следующей причине, по которой многие не решаются на занятия живописью – выбор материалов.

Необходимые материалы для начинающих художников

Как писать маслом на холсте- набор для живописи - фото
 Чтобы научиться рисовать, вам понадобится минимальный набор для живописи

Масляные краски – одни из старейших красок, которыми пользуются художники, поэтому, до сих пор, масляная живопись одна из самых популярных в мире.

Но чтобы стать художником и научиться правильно писать картины маслом, одних красок будет недостаточно. Как правило, выбор материалов для живописи усложняет процесс написания картины у новичков.

Во-первых, некоторые пытаются сэкономить на материалах, и покупают дешевые краски и недорогие холсты с кистями. Этого лучше не делать, даже на начальном этапе.

Покупая некачественные материалы (а многие дешевые товары для живописи оказываются плохого качества), вы рискуете написать плохую картину и разочароваться в результате, и больше НИКОГДА(!), понимаете, не захотеть рисовать!

Поэтому, прежде чем сэкономить 100-200 рублей, подумайте, стоит ли оно того, что вы разочаруетесь и бросите хобби, которое могло бы принести вам счастье и радость?

Во-вторых, даже если вы не разочаруетесь в работе и напишите прекрасную картину, представьте, как вам будет обидно, если через несколько недель или месяцев из-за некачественной краски она испортится: потускнеет, поблекнет, краска начнет трескаться или холст будет провисать?

А кисти вообще оставят весь свой ворс в краске на картине. Кошмар!

Поэтому, никогда не экономьте на материалах! Понимаю, это сложно, особенно учитывая, какие они дорогие, но тогда лучше воспользуйтесь следующим лайфхаком: следите за скидками и акциями в вашем любимом магазине с материалами, участвуйте в конкурсах и розыгрышах, или покупайте что-то вместе со своими друзьями-художниками.

Как писать маслом на холсте- набор для живописи - фото
Не экономьте на красках, чтобы потом не оплакивать испорченную любимую картину

А вот список материалов для вашей первой картины:

  1. Масляные краски (лучше взять небольшой набор маленьких тюбиков);
  2. Холст на подрамнике или на картоне;
  3. Кисти для живописи с синтетическим ворсом;
  4. Разбавитель масляных красок;
  5. Палитра;
  6. Хлопковые тряпочки, влажные салфетки и хозяйственное мыло.

Подробнее о том, как собрать свой первый набор для живописи маслом, читайте в моей статье «Что нужно для рисования маслом — 10 материалов для живописи» 

Теперь, когда вы знаете, что страх пустого холста можно побороть, а еще знаете, что нужно из материалов, чтобы начать писать маслом, я расскажу вам о том, как лучше организовать свое творческое пространство. Ведь не будете же вы писать свои любимые картины на коленке, правда? ☺

Кстати, недавно я запустила интернет-магазин товаров для масляной живописи, чтобы вам, моим дорогим читателям, было легче определиться с выбором! В моем магазине представлено только лучшее, то чем я сама пользуюсь ежедневно, и по самым демократичным ценам.

Чтобы поcмотреть каталог, переходите — https://nyshop.pro/shop-2. Если у вас есть любые вопросы — пишите их консультантам в специальном окне на сайте магазина, ребята будут счастливы вам помочь

Как организовать место для занятий живописью

Как научиться рисовать маслом - фото
Свой творческий уголок дома – мечта любого художника, которая у вас у может стать реальностью

Когда мы представляем себе художника, то в голове обязательно промелькнет образ его мастерской – на стенах висят картины, в комнате пахнет свежей краской, солнечный свет заливает все пространство через большие окна, а на мольберте стоит только что оконченная картина.

К сожалею, реалии нашей жизни таковы, что не у всех есть возможность иметь целую комнату для своей мастерской. Повезет, если хотя бы уголок найдется в квартире или доме, где вы сможете спокойно разложиться со всеми материалами.

Но даже в самых тесных условиях, вы можете создать свой собственный творческий уголок и организовать свое рабочее пространство так, что вам будет удобно и комфортно учиться рисовать масляными красками.

Для начала, выберите самое светлое место в комнате. Лучше, чтобы это был естественный дневной свет от окна. И если вы планируете долго писать картину, то лучше писать всегда при одном и том же свете, так как при разном освещении, цвета красок будут выглядеть по-разному.

Хоть и желательно писать картину при дневном свете, но так бывает, что это не всегда удобно, например, некоторые мои ученики могут работать только вечером, когда дети или внуки уже спят и ни что не отвлекает от любимого дела. Или, как некоторые, просто предпочитают писать картины даже ночью, так как только в это время чувствуют прилив сил.Поэтому, если вы узнали себя в этих ситуациях, лучше сразу приобретайте хороший светильник с ярким светом.

Как организовать место для занятий живописью - светильник - фото
Кстати, светильник может вам пригодиться, когда вам нужно будет сфотографировать свои работы

Мольберт ставьте так, чтобы свет падал на картину, но не бил своей яркостью вам в глаза. Идеально будет расположить мольберт под небольшим углом к окну.

Кисти лучше хранить вертикально – поставьте их в красивую баночку или стаканчик. Так они и высохнут правильно, и станут красивым украшением интерьера. Всегда проверяйте закрыты ли тюбики с краской и храните их в сухой коробке (можно даже из-под обуви или старой бытовой техники), далеко от источника тепла (батареи, например).

Как писать масляными красками - хранение принадлежностей - фото

Приятно, когда все нужно для творчества стоит рядом, а не разбросано по углам дома

Как хранить все материалы для живописи читайте в моей статье «Как хранить масляные краски и ухаживать за кистями для рисования».

Если вы будете следить за порядком, своевременно мыть кисти и ухаживать за другими материалами, то и писать новые картине в таком пространстве, будет намного приятней!

Что рисовать начинающему художнику

Возможно, вы, уже имея все необходимые материалы и оборудовав свое рабочее пространство, уже с нетерпением ждете, когда напишите свою первую картину. Но даже, если вы уже готовы, перед вами может возникнуть еще один вопрос: а что рисовать-то?

На моем курсе “Живопись маслом для начинающих” мы пишем больше 20 картин в различных техниках. Животные, натюрморты, пейзажи и абстрактные картины — все это есть на моем курсе! Смотрите полную программу курса со всеми картинами по ссылке — https://vk.com/@ny_school6-zhivopis-maslom-dlya-nachinauschih

Как начать рисовать с нуля - фото
Если вы уже приобрели все необходимые материалы, но еще не придумали, то хотите нарисовать, самое время открывать Pinterest!

Опять же, чтобы не копировать слишком сложные картины и не отбить у себя все желание рисовать, вам стоит поискать подходящие референсы (картинки с которых вы будете срисовывать вашу картину) в Интернете.

Это могут быть какие-то абстрактные картины, где на холсте просто в хаотичном, но красивом порядке, нанесена краска. Или животные, как, например, в моем мастер-классе по картине «СЛОН», который вы можете посмотреть здесь https://nyblog.ru/zapis-efira-kartiny-slon/ 

Очень красиво и необычно смотрятся морские пейзажи, некоторые вообще можно написать за несколько часов! Например, на моем мастер-классе «Пейзаж с пальмами» , вы научитесь основным правилам воздушной перспективы, а посмотрев мастер-класс по картине «Волны», узнаете как всего с помощью четырех цветов создать яркую и атмосферную картину в морском стиле!

Как начать рисовать с нуля - фото
Эта картина даже зимой будет напоминать вам о теплом лете и греть воспоминаниями о теплых, солнечных днях!

Кроме этого, прекрасным вариантом для первой картины станут цветы.

Как начать рисовать с нуля - фото
Легкая и нежная картина с тюльпанами станет прекрасным подарком маме или подруге!

Яркий натюрморт с цветами в вазе станет и отличным подарком, и красивым украшением вашего дома. Посмотрите мой мастер-класс по картине «Тюльпаны», вы узнаете, как научиться рисовать маслом такие цветы!

А для тех, кому ближе разные фрукты и овощи, у меня есть потрясающий мастер-класс по яркой и сочной картине с лимонами — https://nyblog.ru/zapis-efira-kartiny-limony/ 

Рисовать маслом на холсте для начинающих - фото
Глядя на эти лимончики, сразу хочется их написать, до того они сочные и яркие! А еще очень просты в исполнении и даже у новичков получатся!

Идеи, что еще написать масляными красками, смотрите в моей статье «Что можно написать маслом на холсте»

Чек-лист «Как начать писать маслом»

Рисовать маслом на холсте для начинающих - фото
Все что вам нужно, это просто начать!

Чтобы у вас в голове все сложилось по полочкам, и после прочтения этой статьи вы больше не ломали голову над вопросом: «Как самому научиться правильно рисовать масляными красками на холсте?», я собрала для вас пошаговое руководство к действию!

Это то, что вы реально сможете сделать прямо сейчас, чтобы наконец-то исполнить свою мечту и начать рисовать:

  1. Соберите стартовый набор материалов для живописи

В среднем, полный набор, куда будут входить краски, кисточки, несколько холстов, палитра, разбавители, мастихин и другие материалы для живописи маслом, будет стоить около 2000-2500 рублей. И это не такая уж и большая стоимость, учитывая, что красок и холстов хватит не на одну, а сразу на несколько картин!

Почему я советую собрать сразу набор, а не поэтапно покупать все материалы? Потому что так вам будет проще, спокойней и легче начать, к тому же у вас будет на одну отговорку меньше ☺

  1. Подготовьте место, где будете рисовать

Это можете быть отдельная комната, а может, маленький уголок в вашей квартире. Главное, чтобы там было достаточно яркого света, желательно естественного, а все ваши принадлежности для живописи всегда были под рукой.

Научиться писать картины маслом - фото
Даже уделяя живописи несколько часов в неделю, можно научиться писать настоящие картины маслом!
  1. Выделите время

Для взрослых бывает сложно организовать себе досуг и заняться любимым хобби, так как у многих есть работа, дети, обязанности по дому и прочее. И все же, если вы всерьез настроены написать свою первую картину маслом, найдите для этого подходящее время, чтобы вас никто не отвлекал и наслаждайтесь творчеством!

  1. Найдите бесплатный мастер-класс по понравившейся вам картине или технике

Одному начинать что-то новое всегда тяжело, так почему бы вам не найти опытного наставника или учителя, который все расскажет и покажет, как правильно писать масляными красками, чтобы получилась красивая картина.

Советую вам начать с бесплатного мастер-класса, чтобы понять, а нравится ли вам вообще живопись, хотите вы вкладывать в это занятие свое время, силы и деньги?

  1. Если не получилось, попробуйте другие темы и преподавателя
Научиться писать картины маслом - фото
Пробовать разные техники и стили – это нормально. Так вы ищите свой путь художника, чтобы создать неповторимые и уникальные работы!

Конечно так бывает, что не всегда и не с первого раза получается написать красивую, хорошую картину. И в этом нет ничего страшного. Просто, скорее всего, вам не подошел материал, не понравилась картина, или может преподаватель плохо что-то объяснил. Бывает, кстати, и такое, что картина не выходит из-за лени ученика, или отсутствия интереса именно к этой картине/технике/краскам.

В таком случае, не бойтесь что-то менять и пробовать дальше! ☺

  1. Нравится писать маслом – записывайтесь на курсы

Если вам нравится масляная живопись, то, поверьте моему опыту, рано или поздно вы поймете, что хотите большего и начнете искать курсы или дополнительные уроки по рисованию. Я упростила вам задачу и создала собственный онлайн курс, на котором мы изучим все аспекты масляной живописи и напишем более 20 картин всего за 2 месяца. Если вам интересно — переходите по ссылке и узнайте подробности в VK.

Ведь чтобы достигнуть определенного результата, в любом деле, не только в живописи, нужно постоянно учиться. И сделать это лучше в самом начале, пока вы еще только набиваете руку и учитесь на своих ошибках.

Часто задаваемые вопросы

Рисовать маслом на холсте для начинающих -фото
Талант есть у всех. Но нужно уметь развивать его в себе, а не ждать, пока он сам проявится

В моём блоге Вконтакте, подписчики каждый день задают мне множество вопросов, связанных с живописью. Собрала самые популярные вопросы от новичков в масляной живописи:

Обязательно ли заканчивать художественную школу, чтобы стать художником?

Чтобы стать художником, нужно просто рисовать. Постоянно, каждый день, и учиться. А как это делать – самостоятельно, в школе или с частным преподавателем, решать уже вам. Главное, не останавливаться и тогда вы увидите прогресс.

Можно ли научиться живописи онлайн?

Конечно можно! Современные технологии сейчас настолько далеко продвинулись, что онлайн сейчас можно делать практически что угодно!

Но если вы боитесь, что не сможете хорошо усваивать материал через Интернет, без общения в живую с преподавателем, попробуйте начать с онлайн мастер-класса, чтобы посмотреть, подходит вам такой формат или нет.

В моей онлайн-школе занятия проходят на удобной платформе, все видеоуроки тщательно проработаны и хорошо смонтированы, чтобы ученикам было удобно усваивать материал. Плюс онлайн обучения еще и в том, что вам не нужно тратить время на дорогу до школы и обратно, выкраивать время после работы или искать дополнительные часы вечером, чтобы успеть к преподавателю.

Учитывая последнюю ситуацию в мире с пандемией, думаю, обучение онлайн как никогда актуально сейчас.

Что будет с масляными красками, если ими долго не пользоваться?

Хорошие масляные краски могут храниться годами, конечно, если хранить их правильно, и соблюдать все условия по использованию на этикетке. Поэтому, даже если вы купили набор красок, но написали всего одну картину и пока не планируете возвращаться к живописи, не бойтесь, краска не испортится в ближайшие пару лет точно!

Научиться писать картины маслом - фото

Хорошие масляные краски могут лежать у вас годами и не испортиться

А вот что делать, если масляная краска засохла, читайте в моей статье https://nyblog.ru/chto-delat-esli-zasohli-maslyanye-kraski/

Стоит ли учиться живописи взрослому человеку?

Конечно стоит! Я считаю, что у творчества вообще не должно быть границ – ни возрастных, ни географических, ни каких-либо еще! Поэтому, если вы почувствовали в себе импульс взять кисточку и написать картину, сделайте это, сколько бы вам не было лет, 20 или 60! Вы должны попробовать ☺

Можно ли научиться живописи самому, по мастер-классам из Интернета?

Рисовать маслом на холсте для начинающих художников бываете трудно, если совсем ничего не знать о живописи и никогда не держать в руки кисточку. Но с хорошим мастер-классом, даже в таких условиях, стоит попробовать поучиться живописи!

Как не бросить занятия живописью в самом начале?

Часто, живопись бросают по двум причинам – что-то не получается и становится скучно.

Если вам что-то становится непонятно в процессе обучения, не стесняйтесь спрашивать своего преподавателя, просить помощи и совета. Хороший педагог всегда тактично подскажет, что нужно подправить и объяснит непонятный материал.

Как начать рисовать с нуля - фото
С хорошим учителем у вас точно все получится!

Не бойтесь спрашивать – ведь вы пришли на курсы, чтобы научиться!

А если вы чувствуете, что вам просто стало скучно заниматься живописью, лучше на какое-то время отложит кисточки, не мучать себя и сменить хобби. Живопись никогда не выйдет из моды, а вы, попробовав что-то новое можете вдохновиться и начать снова писать, спустя какое-то время.

Некоторые мои ученицы, например, чередовали вышивку и живопись, а кто-то пробовал себя в лепке или флористике.

Универсального пути не существует, но следуя этим простым правилам – как писать маслом на холсте, рано или поздно, вы превратитесь из новичка в уверенного художника со своими уникальными и красивыми работами! 

Записавшись же ко мне на курс — вы превратитесь в хорошего художника уже за 2 месяца. Посмотрите, какие картины пишут мои ученицы в моем блоге в VK — https://vk.com/ny_school6.

Если хотите так же — переходите по ссылке и записывайтесь на курс — https://ndlr.cc/huGgl57K0

А вы уже написали свою первую картину? Какие ощущения? И если нет, то что вас останавливает? Поделитесь своим опытом в комментариях ☺


Загрузить PDF


Загрузить PDF

А вы мечтали когда-нибудь написать красивую, выразительную картину маслом? В этой статье вы найдете несколько советов, которые помогут вам погрузиться в прекрасный мир масляных красок. Как только овладеете основами работы с масляными красками, холст станет вашим миром воплощения фантазий!

  1. Изображение с названием Oil Paint Step 1

    1

    Выберите краски. Сами понимаете, прежде чем нарисовать картину маслом, нужно приобрести масляные краски. Конечно, выбор красок в наши дни более чем широк, однако не стоит покупать дешевые краски. Да, вы сэкономите, однако дешевые краски, как правило, обладают качеством ниже среднего, из-за чего ваш художественный опыт будет… не самым приятным. Потратьте больше денег, но купите одну баночку качественных красок, а не 2–3 дешевых.[1]

    • Самый простой и основной комплект масляных красок должен состоять из следующих цветов: желтый кадмий, желтая охра, красный кадмий, малиновый ализариновый, синий ультрамариновый, титановый белый, марсианский черный. Комбинируя эти цвета, вы сможете создать на палитре любой другой цвет.[2]
    • Первым, скорее всего, у вас кончится белый, а потому купите его с запасом.
    • Не покупайте «студенческие наборы». Цена может казаться заманчивой, но качество таких наборов… так себе. Кроме того, не покупайте наборы красок, к которым в комплекте идут кисти — кисти, скорее всего, окажутся дешевыми и некачественными.
  2. Изображение с названием Oil Paint Step 2

    2

    Запаситесь всем остальным. Начинающие художники зачастую поддаются демону экономии и не покупают нужное. В принципе, это не так плохо, как кажется, однако есть кое-что, без чего рисование маслом будет не таким уж приятным и простым опытом![3]

    • Выберите простые и качественные кисти для рисования масляной краской. Хватит пары-тройки кистей каждого вида, для начала больше не требуется. Скажем, купите круглые, плоские и щетинные кисти разных размеров.
    • Синтетические кисти — мягкие, натуральные — чуть грубее. Купите и те, и другие, чтобы использовать их в ситуациях, когда вам нужно сделать соответствующие мазки.
    • Еще купите мастихин, чтобы смешивать краски, палитру, холст, а также подготовьте старые тряпки и банки для очистки кистей.
    • Масляная краска из тюбика очень густая, и для первых слоев рисунка ее надо разжижать. Поэтому вам пригодится еще и растворитель — что-то вроде «Уайт-спирит» или льняного масла (и его производных). Общее правило такое: «густое на жидкое», только так ваша картина потом не пойдет трещинами, а слои краски не начнут отделяться друг от друга.[4]
    • Как вариант, можно купить еще чертежный стол, передник (фартук), защитную пленку и специальный ящик для художественных инструментов.[5]
  3. Изображение с названием Oil Paint Step 3

    3

    Подготовьте рабочее место. Так как для рисования вам понадобится много всего и почти что сразу, вам нужно много места. Мольберт или стол надо поставить там, где вам никто не будет мешать. Желательно, помимо всего прочего, работать в хорошо освещаемом естественным светом месте. Еще неплохо будет подстелить на пол что-нибудь вроде покрывала, чтобы не испачкать пол каплями краски.

    • Рабочее место должно хорошо проветриваться (масляная краска сильно пахнет), поэтому как минимум откройте дверь или форточку в том помещении, где будете работать.[6]
    • Мольберт надо настроить по вашему росту и положению. Сидеть перед ним надо без дискомфорта и труда.
    • Наденьте вещи, которые не жалко испачкать красками. Масляные краски практически не выводятся с тканей, поэтому либо хорошо накройте одежду или наденьте вещи, которые не жалко.
    • Если у вас длинные волосы, то соберите их в хвост или спрячьте под косынку, чтобы те не попали на полотно и не испачкались в краске. Также снимите все кольца и браслеты, которые носите.

    Реклама

  1. 1

    Сначала сделайте набросок будущей картины карандашом на холсте. Это поможет до начала работы с красками построить композицию, мелкие детали, ровные линии и так далее. Сделав эскиз, вы сможете легко внести в него изменения. Сначала — эскиз карандашом, а потом — живопись красками (конечно, если вы не планируете нарисовать что-то абстрактно случайное). Не забывайте про композицию и негативное пространство.[7]

    • Композиция — положение объектов на рисунке. Композиция должна быть такой, чтобы взгляд притягивал рисунок целиком, а не какая-то его часть.
    • Негативное пространство, в свою очередь, это пространство вокруг объекта на рисунке. Если, скажем, вы зарисовываете какой-то реальный объект, то нарисовать сложные места можно без особых проблем, если смотреть не на сам предмет, а на пространство вокруг него. Подумайте, чем вы заполните негативное пространство на рисунке, чтобы объект все же выделялся, а не терялся на фоне.
    • Учитывайте пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга фигуры, используйте их, чтобы добавить вашему рисунку глубины. Если композиция такова, что ничего нигде не пересекается, то пришла пора изменить композицию. Глубина сделает ваш рисунок более реалистичным.
  2. Изображение с названием Oil Paint Step 5

    2

    Найдите источник света. Чтобы рисунок вышел реалистичным, вам не обойтись без изображения затемненных и освещенных участков на картине. Посмотрите на объект и подумайте, под каким углом на него падает свет, где будет располагаться тень, полутень и блик.

    • Если есть источник света, то будет и тень — факт. Впрочем, если свет падает сверху, то тень может быть сложно заметить. Попробуйте передвинуть источник света или сам объект, чтобы сделать затемненные и освещенные области более явными.
    • Возможно, у вас не будет тьмы, что темнее сумерек, и сияния, что ярче рассвета. Что уж там, скорее всего, у вас тень и нетень будут отличаться от силы на полутон-тон. Если ваш источник света не дает четкой границы «свет-тень», то не переживайте. Это нормально.
  3. 3

    Выберите цвета. Начинающим порой бывает очень сложно сопоставить цвет объекта с цветом краски (особенно в том случае, когда краски надо смешивать, чтобы получить искомый цвет). Все потому, что мозг «видит» цвета довольно идеализированно — вы можете начать смешивать краску для рисования синего неба, а потом понять, что ваша краска куда ярче и синее, чем нужно. Как справиться с этим? Попробуйте отойти от тех символов, что использует ваш мозг, и изучить непосредственно используемые цвета. Это изменит яркость ваших красок.

    • Объект, зарисованный ночью, будет темнее и насыщеннее цветом. Объект, зарисованный днем, будет ярче.
    • Проверьте цвет источника света. В яркий солнечный день ваш объект должен быть золотисто-желтым. В пасмурный день, соответственно, свет, рассеивающийся через облака, окрасит объект в сероватый цвет. Свет может быть даже цветным — неоновые лампы тому пример, и это точно также изменит цвет объекта.
  4. Изображение с названием Oil Paint Step 7

    4

    Посмотрите на движение объекта. К слову, движется ли ваш зарисовываемый объект? Или движется, да еще как? Может, движется даже не только сам объект, но и все вокруг? Учтите это движение, оно пригодится на этапе планирования дальнейшей работы кистью. На реалистично выглядящих картинах мазки кисти передают движение (впрочем, верно и обратное).[8]

    Реклама

  1. 1

    Смешайте краски. Масляные краски в этом смысле готовы «простить» почти любые ошибки — они очень медленно сохнут. Впрочем, стоит помнить, что смешать две краски в один и тот же цвет дважды почти что нереально. Какой из этого можно усвоить урок? Правильно, смешивать краски надо «оптом», с запасом, чтобы и на следующий день вам было чем рисовать.

    • Воспользуйтесь цветовой гаммой, чтобы проще было смешивать цвета. С помощью гаммы вы увидите основной, вторичный и третичный цвета, а также поймете, как их сделать.
    • Чистые цвета — это те, которые не смешивались ни с белым, ни с черным. При смешении основных цветов получаются вторичные.
    • Светлая окраска получается за счет добавления к цвету белого цвета.
    • Тень, соответственно, получается за счет добавления черного.
    • Чтобы сделать тон, добавьте белый в тень (цвет + черный цвет). Тоны используются весьма широко, они изображают большинство цветов из, так сказать, повседневной жизни.
  2. 2

    Начните рисовать. Рисовать можно любым удобным для вас способом и техникой, хоть отрисовывая частями, хоть слоями, хоть как. Впрочем, раз вы работаете с масляной краской, то стоит помнить великое правило: густое на жидком. Иными словами, сначала нужно красить разведенными, жидкими красками, и только потом поверх них — густыми.

    • Попробуйте нарисовать простые объекты. Все фигуры состоят из нескольких простых форм: куба, конуса, цилиндра и кольца. Нарисуйте их сначала как реальные объекты (скажем, ящик апельсинов) или как плоские формы самих себя.
    • Как сделать краску не такой густой? Возьмите скипидар или льняное масло, смешайте его с краской и, в общем-то, на этом все. Добавляйте разжижающее вещество малыми дозами, потихоньку, чтобы получить ровно ту консистенцию, которая вам нужна.
    • Слой краски лишь через три дня высохнет настолько, чтобы по нему можно было рисовать второй слой, так что не торопитесь и дайте краске подсохнуть.
  3. 3

    Попробуйте разные техники рисования. Таких техник есть десятки, однако если вы, новичок, начнете их все учить, то голова ваша пойдет кругом весьма быстро. Вам лучше выбрать пару-тройку техник и сосредоточиться на них.

    • Научитесь составлять смеси красок. Суть этого процесса — в медленном смешивании двух и более разных цветов (пример тому — закат). Чтобы добиться такого эффекта, добавляйте слои краски так, чтобы те непосредственно соседствовали друг с другом на холсте. Затем плоской кистью смешайте краски — мазок, соответственно, должен идти по направлению смешивания.
    • Попробуйте сделать глазурь. Для этого вам понадобится смешать 1/3 льняного масла, 1/3 скипидара и столько же масляного лака. Получится прозрачный цвет, который можно смешивать с любой другой краской, чтобы получить эффект глазури на подсохшей краске.[9]
    • Для создания небольших точек воспользуйтесь методом накалывания. Возьмите кисть с натуральной щетиной (сухие дают лучшие результаты), затем коснитесь кистью холста под углом в 90 градусов. Таким образом можно создать узор из точек, который будет выглядеть как более прозрачная фигура.
    • Попробуйте использовать для рисования и мастихин. Откровенно говоря, для рисования ландшафта и передачи движения лучше средства не найти. Зачерпните на край ножа слой краски, затем размажьте его по холсту, чтобы создать густые слои краски.

    Реклама

  1. 1

    Исправьте все ошибки. У вас будет что-то около трех дней, пока краски еще влажные, и в этом время вы можете как исправить ошибки, так и полностью стереть их влажной тряпкой. Учтите, не надо торопиться с тем, чтобы объявлять рисунок готовым — сначала надо критически его оценить и подумать, нельзя ли что-то улучшить.[10]

  2. 2

    Сохраните оставшуюся краску. Если вы смешали столько краски, что бо́льшая часть вам не пригодилась, сохраните ее до следующего раза. Положите краску в небольшие емкости, закройте их пищевой пленкой.[11]

  3. 3

    Почистите кисти. Если масляная краска засохнет на кисти, то кисть будет проще выкинуть, так что не откладывайте дело очистки кистей в долгий ящик. Берите скипидар, старую тряпку и вперед — оттирайте краску и споласкивайте кисть под проточной водой, пока та, стекая с кисти, не станет прозрачной. Проверьте потом щетину рукой, чтобы убедиться в том, что вся краска вымыта. Поставьте чистые кисти в банку — щетиной вверх, а не вниз! Убедитесь, что в помещении, где стоят сохнущие кисти, нормальная циркуляция воздуха. Лучше всего просто поставить банку с кистями на открытое место, скажем, на полку или стол, а не в шкаф или ящик письменного стола.

  4. Изображение с названием Oil Paint Step 14

    4

    Ждите. Когда масляная краска высохнет полностью? На это может уйти до 3 месяцев, а то и больше, если картина состоит из множества слоев краски. Поставьте свое творение туда, где его никто не потревожит, и пусть воздух сделает свое иссушающее дело.[12]

    • Чтобы масляные краски высохли быстрее, храните их в хорошо освещаемой, сухой и теплой комнате. Кроме того, при выборе красок отдавайте предпочтение тем, что сохнут быстрее.
  5. Изображение с названием Oil Paint Step 15

    5

    Покройте картину лаком. Когда краска совсем высохнет, надо ее защитить, а для этого вам потребуется лак. Лаком же вы еще и цвета защитите от выгорания (в той или иной степени). Когда же высохнет и лак, то можете поздравить себя — ваша картинка готова, повесьте ее куда-нибудь на видное место!

    СОВЕТ СПЕЦИАЛИСТА

    Келли Медфорд — американская художница, живущая в Риме, Италия. Изучала классическую живопись, рисование и графику в США и в Италии. Работает преимущественно на пленэре на улицах Рима, а также совершает поездки для частных коллекционеров. С 2012 года проводит художественные туры по Риму Sketching Rome Tours, во время которых учит гостей Вечного города создавать путевые зарисовки. Окончила Флорентийскую академию искусств.

    Kelly Medford

    Покрывать картину лаком следует только после того, как высохнет краска — не раньше. Келли Медфорд — художница, работающая на пленэре, говорит: «Различные виды краски сохнут разное время — от этого и зависит то, когда их следует покрывать лаком. Масляные краски сохнут сверху вниз, и может пройти от шести месяцев до года, прежде чем краска высохнет и вы сможете защитить ее лаком. Лак не дает краске дышать и препятствует окончательному высыханию, так что если нанести его слишком рано, картину просто можно испортить».

    Реклама

Советы

  • Цвет «черная слоновая кость» очень долго сохнет — старайтесь не использовать его для фоновых покрытий.
  • Не используйте льняное масло для разведения светлых красок — они быстро пожелтеют.
  • Чтобы смыть масляные краски с рук, используйте детское или оливковое масло. Нанесите немного масла на тряпку или салфетку и протрите ею руки. Не мойте руки, пока не ототрете краску, иначе этот метод окажется бесполезным. Масляная краска легко сходит с рук, если вышибать клин клином — другим маслом. Когда ототрете краску с рук, помойте их водой с мылом.
  • Чтобы палитра с красками не высыхала, поместите ее в воду или положите в холодильник.
  • Не кладите палитру в воду слишком надолго, иначе та станет масляной от краски.
  • Чтобы не испачкать руки, надевайте латексные перчатки.
  • Прежде чем использовать новую краску, тщательно промойте кисть в теплой воде.
  • Чтобы сделать изображение объемным, делайте штрихи вокруг объекта. К примеру, если вы рисуете пол, используйте горизонтальные штрихи.

Реклама

Предупреждения

  • Не допускайте попадания красок и растворителей в глаза, старайтесь также избежать попадания этих веществ на чувствительную кожу. Если же краска или растворитель попали вам в глаза, то промывайте их водой в течение минимум двух минут. Желательно воспользоваться в этих целях специальной чашей для промывания глаз или чем-то аналогичным. В крайнем случае, возьмите чистый стакан, налейте туда теплой воды и выливайте ту воду непосредственно на пораженный глаз. Необходимо как можно скорее «разбавить» и вымыть из глаза химические вещества, попавшие в него — не жалейте на это воду.
  • Растворитель может вызвать раздражение при попадании на кожу, поэтому, если это случится, промойте пораженную область теплой водой с мылом несколько раз, а если у вас разовьется аллергическая реакция, то обратитесь к врачу.
  • Растворители и масляные краски, увы, легковоспламеняющиеся вещества, а потому хранить их надо в специальной таре. Хранить все это в замкнутом пространстве нельзя — то же самое распространяется и на тряпки, которыми вы оттирали руки, и на краску, «срезанную» с чего угодно легковоспламеняющегося.
  • Помните, что масляные краски и иные материалы для живописи (те же, к примеру, растворители) могут считаться в вашей стране опасными материалами. Узнайте, куда и как правильно выбрасывать такие материалы, чтобы не нарушать местные законы и требования.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 416 265 раз.

Была ли эта статья полезной?

Творчество

Поэтапное рисование маслом. Урок для начинающих

6 сентября 2017
89 665 просмотров

Неделю назад Юлия Скрипник — редактор платформы МИФ.Творчество прислала мне сообщение: «Настя, привет! Сможешь на следующей неделе сделать статью с выполнением упражнения по Урокам классической живописи?». Я ответила, что сделаю, а в голове закрутился тысяча и один страх творческого человека:

«Я не умею рисовать маслом. Я в последний раз брала масляные краски в руки несколько лет назад, да и не сказать, что этот опыт был удачный. Вдруг у меня совсем ничего не получится и я только испорчу холст».

Отодвинув страхи, я приступила к изучению книги. Безусловно, в бумажном виде, просто потому что ее запах сам по себе является вдохновляющим.

Книга разделена на 4 главы и в каждой из них есть несколько уроков. Я планировала прочесть книгу до последней страницы и потом выбрать, какой из уроков я буду выполнять. Однако, новых знаний и вдохновения было столько, что уже на 48 странице я достала из коробки масляные краски, разбавитель и забралась в гардероб в поисках старой отжившей свое футболки. Причем тут футболка? Читайте дальше 😉

Урок 2, который мы и с вами будем изучать, посвящен имприматуре с вытиранием. Я тоже не знала что это, пока не приступила к чтению книги, и это нормально.

Импримату́ра (от итал. imprimatura — первый слой краски) — термин, используемый в живописи: цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта.

Вы наверняка видели работы, выполненные при помощи этой техники.

Пример из книги.

Пример из книги "Уроки классической живописи"

Материалы:

  • Материалы для рисования — бумага и карандаш, или уголь, если вы собираетесь рисовать сразу на поверхности
  • Загрунтованная поверхность — деревянная поверхность или холст
  • Палитра
  • Масляная краска натуральная умбра. Можно взять натуральную сиену или землистый зеленый — экспериментируйте с цветами
  • Титановые белила или быстросохнущие, например, алкидные. Они удобны тем, что высыхают за ночь
  • Льняное масло (по желанию)
  • Хлопчатобумажная тряпка — подойдет рваная футболка (бумажные салфетки использовать не рекомендуется)
  • Большая щетинная кисть

Выше я перечислила материалы, которые рекомендует автор «Уроков классической живописи» — Джульетта Аристид. Я соблюдала не все эти рекомендации. Не всегда под рукой может оказаться «тот самый» материал, не стоит из-за этого отказываться от творческих экспериментов.

Первый этап: постановка натюрморта

В качестве первого этапа работы автор предлагает собрать простой натюрморт из предметов, которые найдутся на любой кухне. Для упрощения работы я решила не ставить свой натюрморт, а работать по фотографии, представленной в книге.

Поэтапное рисование маслом. Урок для начинающих

Второй этап: рисунок и перенос

Затем время приступать к рисунку. Я выполняла его сразу на холсте карандашом, однако, автор рекомендует сначала выполнить его на бумаге, а потом переносить с помощью кальки. И это хороший совет, потому что попытка использовать ластик на холсте чревата образованием «грязи». Еще я не зацикливалась на рисунке, потому что цель этого урока тональный подмалевок.

Второй этап: рисунок и перенос

Третий этап: имприматура

Прежде чем приступит к имприматуре с вытиранием, стоит проверить, как поверхность холста или деревянной панели впитывает краску. Некоторые виды дешевого акрилового грунта хорошо удерживают краску, вытереть ее до цвета поверхности будет сложно. Если вам попался такой грунт, можно предварительно покрыть всю поверхность очень тонким слоем льняного масла.

А теперь самое интересное! Нужно покрыть тонким слоем холст, интенсивно растушевывая краску жесткой достаточно большой щетинистой кистью. Автор рекомендует не бояться слишком темного цвета и не разбавлять краску, поскольку иначе слой выйдет слишком тонким, но я подумала, что мои краски давно лежали без дела и загустели, потому добавила растворителя, и это действительно было ошибкой.

Третий этап: имприматура

Совет из книги: Если картина слишком большая и сложная, чтобы дописать ее за один сеанс, процесс можно разбить на этапы (например, первую половину за один день, а вторую — за другой)

Совет из книги: Если картина слишком большая и сложная, чтобы дописать ее за один сеанс, процесс можно разбить на этапы (например, первую половину за один день, а вторую — за другой)

Четвертый этап: вытирание света

Приступаем в к вытиранию. Сквозь слой масла просвечивает контур рисунка, поэтому это не сложно. Нужно постоянно перехватывать тряпку, чтоб использовать чистые части. Для больших участков удобно вытирать краску указательным пальцем, а для мелких элементов я обернула тряпку вокруг апельсиновой палочки.

Четвертый этап: вытирание света

Пятый этап: добавление теней и света

Вытираемый подмалевок может быть закончен после 4 этапа, но если добавить темные и светлые акценты, работа приобретает более законченный вид. Поэтому методом лессировки я добавила белила и темным цветом углубила тени.

Пятый этап: добавление теней и света

Работа готова! Допущено несколько явных ошибок, джинсы испачканы в краске, но главное — получено невероятное удовольствие от победы над своими страхами.

Раньше я боялась книг о классической живописи, мне казалось, что они созданы как минимум для студентов профильных ВУЗов, но оказалось — это совсем не так.

Призываю и вас не бояться! Попробуйте что-то новое, выйдете за рамки привычных материалов и техник.

По материалам книги «Уроки классической живописи»

  • ВСЕ

  • Рисование

  • Советы художника

  • История искусств

  • Живопись

  • Рисунок

  • Цветоведение

  • Поэтапное рисование

  • Вдохновение

  • О художниках

  • Ученики

  • Композиция

  • Абстракция

  • Книги

 Масляные краски требуют особой технологической последовательности при работе с ними, это отличает масло от всех других видов красок и усложняет возможность их использования. Уроки живописи в учебных заведениях разной направленности нередко начинают именно с изучения технологии масляной живописи.

Чтобы нарисовать картину маслом, для начала, следует определиться с этапами её выполнения — именно тогда масляные краски проявятся во всей своей возможной полноте и результат занятия живописью будет ожидаемым и долговечным. Постараемся зафиксировать и выделить отдельные этапы работы при рисовании маслом и их характерные особенности, а также опишем, почему это так важно и чем чревато нарушение последовательной технологии живописи масляными красками.

  1) Подготовительный рисунок.

   Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок — основа картины, поэтому этапу отрисовки и компоновки уделяют особое внимание.
   Профессиональные художники нередко рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, так как, во-первых, цвет и тон рисунка уже соответствуют цвету и тону будущей картины, во-вторых, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины (органичен, не создаёт “грязи” при смешивании), в-третьих, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Но, такой способ создания первоначального рисунка требует твёрдой руки, острого глаза и уверенного владения изобразительной грамотой, поэтому применяется чаще всего в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете.

  В идеале, создавать подготовительный рисунок под живопись углём на холсте: рисунок углём легко поправим, его можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, он легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью или фиксируется лаком для волос (разумеется, после закрепления рисунок на холсте следует подсушить, а излишки угля смахнуть тряпкой во избежание попадания в замесы красок).
   Хороший вариант создания рисунка на холсте — тушью пером или кистью. Конечно, рисунок получится слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции (лёгкий серый оттенок опорных линий почти не будет заметен сквозь первый прозрачный слой краски). Тушь разводится только водой поэтому если вы любите лессировки и пишете маслом достаточно жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется.

  Рисовать на холсте простым карандашом не желательно. Частицы графита подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их. Поэтому, если создавать рисунок под масло карандашом, то стоит выбрать твёрдый диапазон грифеля или закрепить рисунок лаком для волос после завершения и перед введением масляных красок на холст. Но лак тоже может смешаться с красками, особенно если активно втирать краску в основу, будьте внимательны и осторожны.

  2) Лессировки прозрачными красками.
  Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы — их хорошо видно в теневых частях предметов (собственные и падающие тени) на картинах классических художников.
  Во-первых, лессировки экономят материал — дозировано отпускают краску на холст, особенно в те места, где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Во-вторых, и в главных, лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Это обязательно стоит учитывать. Художники прошлого, руководствуясь правилом первых прозрачных лессировок, создавали невероятные по передачи реалистичности в живописи картины. К сожалению, современные художники, особенно художники самоучки или те, кто не получил полного качественного художественного образования, пренебрегают этим. Поэтому их картины заметно теряют позиции, как по технологии живописи (сохранность картин, их качество и т.д.), так и по визуальному восприятию зрителем.

  Лессировки выполняются ТОЛЬКО! лессировочными масляными красками. Также важно знать состав красок, чтобы понимать, подойдёт ли та или иная краска для живописи теней (например, краплак красный обладает свойством “подниматься” каждый последующий слой и вытеснять другие оттенки, поэтому для нижних слоёв и лессировок не подходит). Для этого существуют специальные таблицы смешения красок и описания их качеств. Художники учат их наизусть.
Подробнее о лессировке тут: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/lessirovka .

  3) Просушка.
  Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует — это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям (см. подробно здесь: https://jotto8.ru/hudozhestvennye-terminy/pozhukhlost ) или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины маслом, тем более, для картины в процессе просыхания.

  4) Подмалёвок.
  Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком. На этом этапе происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур (разница по матовости — глянцевости) изображённых в картине объектов и предметов. Многие современные художники объединяют стадии первых лессировок  и подмалёвка в одну. Это технологическая ошибка, исправить которую практически невозможно — тени, даже пролессированные сверху по слою краски с белилами, уже не будут так убедительны, а объём и пространство в живописи останутся условными.

  Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами в тех местах картины, где это необходимо (освещённые части предметов и некоторые полутени) — это особенно важно для так называемой тональной живописи (академической, классической), где точно переданные оттенки светлоты важнее разницы в цветовом тоне.
   В стадии подмалёвка важно начать прописку и выявление цвето-тональных отношений в картине тонким слоем краски (белила и все кроющие пигменты жидко разводятся разбавителем или втираются в холст легко, без излишне-толстых наслоений краски).

  Прописывать формы предметов и объектов тщательно пока не требуется — эта та стадия работы над картиной, где максимально точно закладываются все цвето-тональные отношения в картине с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины (удалённость от главного второстепенного, выявление цвето-тональных акцентов и т.д.).
  Прежде чем начинать прорисовывать детали и особенности формы, обязательно сравните между собой и с элементами натуры все цвета и оттенки картины — есть ли разница по цвету и тону между освещёнными и теневыми частями предметов, отличаются ли по цвету, светлоте и насыщенности предметы между собой, что главное в картине, по вашей задумке, и получилось ли это передать. Основная идея композиции и компоновки картины должна быть хорошо читаема уже сейчас.
  На стадии подмалёвка не рекомендуется использовать мастихин для живописи и слишком фактурные кисти — отлично подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти средних размеров.
   При выполнении подмалёвка не забывайте оставлять нетронутыми прозрачные тени и полутени предыдущего слоя, не перемазывайте их новым слоем краски — эта двойная работа только уничтожит характерное только для масляной живописи свечение теней изнутри.

  5) Просушка.
  Подмалёвок также высушивается до полного высыхания слоя краски — от 3 дней до 1 недели. Да, придётся подождать, чтобы снова взяться за работу над картиной. Чтобы не терять времени, профессиональные художники обычно рисуют 3 картины одновременно или более. Пока сохнет одна — пишем другую. Очень удобно и практично: можно рассчитать степень просыхания красок и скорость рисования картины увеличится, без технологических огрехов (за время отведённое для работы над одной картиной, можно успеть написать их 3).

  Если краски на холсте много и её слой слишком укрывистый, сушить придётся намного дольше (обратите внимание, слой краски должен высохнуть полностью, а не только его верхняя часть, в виде плотной корочки). Проверить степень просушки красочного слоя можно при помощи пробы пальцем — краска не только не должна мазать, но и не должна продавливаться под нажатием, иначе есть шанс повредить верхний просохший слой при дальнейшей работе. 

В живописи масляными красками это недопустимо технологически — разрыв верхней плёнки красочного слоя ведёт за собой выход на поверхность обеднённого (без масла и лака — они сформировали верхнюю плотную красочную корочку) красочного пигмента, а его использование ведёт к изменению цвета и фактуры в последующих слоях краски при высыхании. Если такое происходит, предшествующий повреждённый непросохший слой краски лучше полностью счистить мастихином и переписать заново.
   После просушки поверхность полотна тщательно осматривается на предмет выявления пожухлостей и других дефектов. По мере надобности можно применить ретушный лак, льняное масло и другие подручные средства.



  • Назад


  • Вперед

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рисуем масляными красками пошаговое руководство
  • Техника северной ходьбы с палками инструкция видео
  • Lini t мультиметр инструкция по применению на русском
  • Стоматофит инструкция для детей с какого возраста
  • Руководство для ares