Рисунок фигуры человека руководство

Фигура человека считается самым сложным в изобразительном искусстве — кроме позы и положения нужно учитывать анатомию, уметь передавать динамику движения и эмоции. Со скетчами всё проще — достаточно понять технику рисования.

Первое, что нужно сделать, — разобраться с пропорциями. Для этого нарисуйте на листе линию и разбейте её на семь-восемь равных частей, если рисуете человека стоя, или на пять-шесть, если фигура сидит.

Теперь заполните нарисованную шкалу сверху вниз, как на картинке. Сначала нарисуйте голову — она должна занять одно деление, затем грудную клетку — два деления, таз примерно на четвёртом делении, колени на пятом и стопы. Не забудьте, что у человека должны быть шея и руки, а ещё предусмотрите место под переходы от одной узловой точки к другой, например, от грудной клетки до таза.

Основа человека готова. Можно стереть шкалу с цифрами, она больше не понадобится.

Маленький лайфхак: если не хочется каждый раз рисовать шкалу, можно создать её в Photoshop или другом редакторе, распечатать и подкладывать под рабочий лист бумаги.

Чтобы не запутаться с пропорциями внутри самой фигуры, не прорисовывайте сразу линии тела. Оформите мышцы овалами, выделите суставы. Этот шаг многие пропускают, считая его примитивным, но именно он помогает новичкам сделать фигуру правильной.

Самый простой набросок мышц поможет не допустить ошибку в пропорциях
Изображение: VectorRunway / Shutterstock

На этом этапе все части фигуры нужно соединить плавной линией, добавить основу одежды (если она нужна), причёску и остальные детали.

4 простых способа нарисовать фигуру человека

Самое основное сделали — осталась детализация. Степень детализации зависит от изначальной идеи.

Изображение: издательство «МИФ»

Чтобы наброски фигуры человека становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».

Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями. Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс.

Как рисовать кисти рук

Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок запоминающимся.

Необычные позы делают ваши рисунки более живыми
Изображение: Robert A. Marzullo / Ram Studios Comics / Skillshare, Inc.

Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жёсткости, но чаще всего встречается европейская шкала.

B — мягкий.

H — твёрдый.

HB — твёрдо-мягкий.

F — средний тон между H и HB.

Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твёрдости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза твёрже, чем обычный H.

Чаще всего для создания наброска людей используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более тёмных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.

Как различаются карандаши по степени мягкости

Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.

Как нарисовать красивый портрет

Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, — изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.

Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.

Скетч иллюстратора Jae Suk Kim
Изображение: jaesukkim / «Инстаграм*»*

Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.

Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации, очень сложно. Если вы встали на этот путь, придётся продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг на планшете», где вы научитесь быстро создавать эффектные скетчи.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Нарисовать человека не так сложно, как может показаться, и с этим может справиться каждый. Необязательно быть профессиональным художником, главное — придерживаться определённых правил во время рисования и наслаждаться процессом. В статье поэтапно рассказываем, как нарисовать человека в полный рост карандашом. Вы узнаете, какие ошибки чаще всего допускают новички и что можно почитать, чтобы отточить навыки рисования.

Приготовьте карандаш и бумагу и не забудьте хорошее настроение — автор статьи будет рисовать вместе с вами. Начинаем с изучения теоретических основ, а затем переходим к практике.

Общие правила рисования человека

Нарисовать человека легко, если знать общие правила, которых придерживаются профессиональные художники. Они помогут вам быстрее научиться скетчингу — технике быстрой зарисовки от руки.

Рекомендуем познакомиться с правилами перед тем, как решите начать рисование.

Выбирайте карандаш правильно. Карандаши различаются по твёрдости грифеля. Этот показатель обозначается буквами:

В Мягкий
Н Твёрдый
НВ Твёрдо-мягкий
F Средний между твёрдым и твёрдо-мягким

Перед буквой на карандаше вы можете заметить цифру — она обозначает степень твёрдости и мягкости. Например, Н3 в три раза твёрже, чем Н. Для стандартных карандашных рисунков следует выбирать карандаш с маркировкой НВ — оптимальный вариант для начинающих. Все остальные карандаши используются, если необходимо показать тени, сделать более светлые или тёмные линии. Чем карандаш мягче, тем более тёмный серый штрих оставляет он на бумаге.

Заранее продумывайте расположение рисунка на листе. Этот момент не важен, если вы рисуете для себя на небольшом клочке бумаги. Но при работе над проектом, когда вы отрисовываете сложные детали, грамотное расположение необходимо — так вы убережёте себя от ситуации, когда для отдельных элементов не хватает места. Начальная разметка делается тонкими штрихами, которые при неудачном расположении всегда можно стереть.

Соблюдайте пропорции. У художника есть базовые знания о строении и расположении мышц и костей. Это помогает грамотно нарисовать человека любой комплекции — и полного, и худого. Чтобы изобразить человека в полный рост и не потерять пропорции, нарисуйте вертикальную прямую линию — от неё вы будете отталкиваться в процессе рисования. На этой линии вы сделаете горизонтальные насечки для прорисовки головы, плеч, таза и коленей. Когда закончите работу, линию нужно стереть, поэтому делайте её едва заметной.

Ежедневные советы от диджитал-наставника Checkroi прямо в твоем телеграме!

Подписывайся на канал

Подписаться

Пошаговая инструкция: как нарисовать человека

Весь процесс рисования человека можно разделить на восемь шагов. Просто следуйте инструкции, и вы поймёте, как легко нарисовать человека:

Шаг 1. Прорисовка линий. Необходимо нарисовать одну вертикальную и восемь горизонтальных линий. Важно: горизонтальные линии должны располагаться на вертикальной на одинаковом расстоянии друг от друга.

Этап 1. Нарисуйте линии 1.1Этап 1. Нарисуйте линии 1.2
Иллюстрации к шагу №1

Шаг 2. Прорисовка плеч и таза. Определитесь, в какой позе будет стоять человек. Мы изображаем его в расслабленной позе, голова чуть наклонена, поэтому шею прорисовывать не будем. Отмечаем между первой и четвёртой горизонтальными линиями, где будут располагаться таз — в нашем случае чуть ниже третьей линии, и шея — у нас точно на первой.

Шаг 3. Прорисовка локтей и коленей. Примерно рассчитайте, на каком расположении от таза находятся колени. У нас между четвёртой и пятой горизонтальными линиями. В зависимости от комплекции человека поставьте отметки, как показано на нашем рисунке. Такие же отметки ставим в верхней части вертикальной линии — это будущие локти. У нашего человека они чуть ниже второй вертикальной линии. Затем соединяем отметки плавными линиями между собой.

Шаг 4. Прорисовка контура одежды. Добавьте линии одежды и головы. Отметьте для себя точки роста волос и подбородок. Важно придерживаться центральной линии. На нашем рисунке центральная линия проходит ближе к виску, так как подразумевается, что человек наклоняет голову.

Этап 2. Прорисуйте плечи и тазЭтап 3. Прорисуйте локти и колениЭтап 5. Прорисуйте линии одеждыИллюстрации к шагам 2, 3 и 4

Шаг 5. Прорисовка рук и ступней. На первом рисунке лучше изобразить человека с руками за спиной — так вам не придётся прорисовывать кисти и пальцы. Схематично нарисуйте уши, глаза и нос. Не нажимайте слишком сильно на карандаш, пусть линии будут плавными.

Шаг 6. Дорисовка одежды. Чтобы человек выглядел реалистично, изобразите складки на одежде в местах сгиба — в локтевых и коленных суставах. Сделайте детали: воротник, пуговицы, обувь и др. Обозначьте нижнюю линию брюк.

Шаг 7. Прорисовка лица. На этом этапе также важно соблюсти пропорции. Для этого обозначьте тремя горизонтальными линиями, где будут располагаться глаза, рот и нос. Затем прорисуйте их детально.

Этап 6. Добавьте руки и обувьЭтап 7. Дорисуйте складкиЭтап 8. Нарисуйте лицо 1.1Иллюстрации к шагам 5, 6 и 7

Шаг 8. Последние штрихи. Добавьте дополнительные штрихи на одежде, если они необходимы. Ваш рисунок готов!

Этап 8. Нарисуйте лицо 1.2Вот такой задумчивый человек получился у автора. Теперь необходимо убрать вертикальные и горизонтальные линии, которые мы рисовали в самом начале

Можно освоить скетчинг на онлайн-курсах — вы научитесь рисовать наброски и работать в команде с дизайнерами одежды или интерьера и иллюстраторами. Выбирайте курс из Подборки топовых курсов по обучению скетчингу по версии Checkroi

Как нарисовать мальчика

Ребёнка рисовать проще, чем взрослого: по сути, его силуэт можно собрать из геометрических фигур, а затем скруглить и добавить детали. Разберём пошагово, как нарисовать ребёнка.

Шаг 1.  Нарисуйте овал. Это будущая голова мальчика. Не нажимайте слишком сильно на карандаш, этот овал вы будете существенно дорабатывать в процессе. От овала вниз нарисуйте две линии — это шея.

Шаг 2. Нарисуйте туловище, брюки и руки. От линий шеи сделайте прямоугольник, также не нажимая слишком сильно на карандаш. Ниже ещё один прямоугольник, он должен быть чуть более вытянутым — это брюки. От линии плеч вниз нарисуйте два тонких прямоугольника. Уже на этом этапе чуть сгладьте внешние края, чтобы показать покатость плеч.

Шаг 3. Нарисуйте кисти и ступни. Необязательно рисовать пальцы — в нашем случае руки опущены вдоль тела, поэтому можно схематично сделать кисти. Так будет казаться, что ребёнок чуть отвёл их за спину. Сделайте ступни, можно на этом этапе добавить детали для обуви. Посередине нижнего треугольника проведите линию вниз. Добавьте штрихи на верхней части брюк.

Шаг 4. Нарисуйте лицо, добавьте детали одежды. Разделить лицо мысленно на три горизонтальные линии и добавьте глаза, рот и нос. Не забудьте про уши.

Шаг 5. Добавьте последние детали. Нарисуйте волосы и дорисуйте мелочи: брови, складки на одежде, пуговицы и др. Заштрихуйте волосы. Готово!

Как нарисовать мальчика шаг 1Как нарисовать мальчика шаг 3Как нарисовать мальчика шаг 4Как нарисовать мальчика шаг 5Как нарисовать мальчика шаг 6
Вот так за 5 последовательных шагов вы нарисуете ребёнка.

Не требуйте от себя многого. Скорее всего, первый раз рисунок получится не таким идеальным, как вы его себе представляли, но всё решают регулярные тренировки. С каждым разом качество ваших рисунков будет улучшаться. Автор статьи тоже рисовала впервые — для первого раза получилось неплохо, а если тренироваться, то результат будет ещё круче.

Выйти на новый уровень в рисовании и освоить академический рисунок можно на курсе «Основы рисунка» от Skillbox

Советы начинающим художникам: как избежать ошибок

Когда смотришь с экрана компьютера или телефона, как рисовать людей, кажется, что всё элементарно, что не совсем так, ведь у этого процесса есть особенности, которые следует учитывать. Допустим, нужно показывать эмоции на лицах, точно соблюсти пропорции и передать настроение человека на рисунке — всё это непросто сделать на первых порах, но если найти толковую инструкцию или курс, вы научитесь рисовать людей профессионально.

Кроме того, не забывайте, что в самом начале практически все начинающие художники ошибаются. Расстраиваться и бросать работу из-за неудачи не стоит, лучше выяснить, где, когда и что пошло не так.

Вот какие типичные ошибки бывают:

  • неправильно подобран карандаш — от этого могут не получаться плавные линии, а иногда карандаш царапает бумагу и плохо стирается. Купите несколько карандашей разных производителей и перед рисованием протестируйте их;
  • не соблюдены пропорции — от этого человек на рисунке будет выглядеть неестественно: слишком большая голова или чересчур длинные ноги испортят всю работу;
  • чрезмерная концентрация на деталях — в скетчинге они не так важны, ведь вы рисуете набросок, а не полноценную картину. Необходима концентрация на силуэте и позе;
  • нет вертикальной и горизонтальных линий — от этого также человек выглядит неестественно или вы можете ошибиться с его расположением на листе;
  • лишние линии на готовом рисунке — они делают работу неряшливой. Сюда же можно отнести слишком толстые линии, которые вы рисовали в начале. Стереть их и не испортить рисунок не получится, поэтому делайте едва заметные штрихи, которые можно убрать даже некачественным ластиком — тогда рисунок будет выглядеть опрятно.

Литература для начинающих художников

Когда вы научитесь рисовать по простой схеме, вам захочется большего: изображать людей разных комплекций в разных позах и через карандашные штрихи передавать их эмоции. А возможно, от карандашей вы захотите перейти к скетчингу маркерами — любое из этих желаний осуществимо. Развить свои навыки рисования можно с помощью книг: в них профессиональные художники и скетчеры делятся своими секретами рисования людей, объектов природы, городских улиц и др. Мы собрали для вас подборку книг с красивыми иллюстрациями и понятными описаниями.

«Простое рисование», Дмитрий Горелышев

«Простое рисование», Дмитрий Горелышев. В книге автор подробно описывает упражнения, которые помогут читателю самостоятельно освоить рисование. Вы сможете нарисовать фигуру в интерьере, фантазийный костюм, портрет или пейзаж, панораму или движущегося человека. Книга полезна новичкам и профессиональным художникам.

«Рисование. Полное руководство», Джованни Чиварди

«Рисование. Полное руководство», Джованни Чиварди. Автор — известный итальянский художник и профессор Миланской академии изобразительного искусства. Из книги вы узнаете о разных техниках рисования, разберётесь, как рисовать людей в одежды и в разных позах. Вы научитесь создавать портреты, обнажённые натуры, группы людей, городские или природные пейзажи и др. Подходит для обучения начинающим и профессионалам, которые хотят освоить новые техники.

«Вы сможете рисовать через 30 дней. Простая пошаговая система, проверенная практикой», Марк Кистлер

«Вы сможете рисовать через 30 дней. Простая пошаговая система, проверенная практикой», Марк Кистлер. В книге вы найдёте быстрые пошаговые инструкции, которые помогут вам научиться рисовать предметы, природу, городские локации, людей. Вы узнаете про девять законов рисования и прочитаете про секреты удачных рисунков. Подходит для обучения с нуля.

«Скетчи без границ», Феликс Шайнбергер

«Скетчи без границ», Феликс Шайнбергер. Автор — иллюстратор и дизайнер, он учит рисованию с юмором и озорством и приправляет скучную теорию яркими зарисовками из собственного опыта и секретными приёмами. В книге подробно описаны особенности создания набросков, она подходит для новичков и опытных художников.

«Скетчинг без границ с Анной Расторгуевой»

«Скетчинг без границ с Анной Расторгуевой». Автор рассказывает и показывает, как рисовать скетчи маркерами. Это сложнее, чем карандашом — возможности стереть лишний штрих у вас не будет. Но рисунки будут яркими и сочными. Из книги вы узнаете о шести жанрах скетчинга: натюрморт, портрет, рисунок интерьера, репортажные зарисовки, кулинарная книга, путевой дневник.

Подведём итог

Чтобы нарисовать человека, не нужны сверхспособности. Достаточно изучить технику и следовать ей поэтапно. Вы можете рисовать для себя или сделать скетчинг профессией. Это позволит вам работать в серьёзных компаниях и проектах: участвовать в разработке коллекций одежды, создавать макеты вместе в студии дизайна интерьера или давать платные уроки всем, кто хочет развиваться в скетчинге.

Учиться можно по книгам или на курсах. Второй вариант даст больше результатов — на курсе вы получаете обратную связь от преподавателя и сможете избежать многих ошибок, которые совершают начинающие художники.

Выбирайте курс по скетчингу в агрегаторе Checkroi. Мы собрали для вас полезные и информативные курсы от известных образовательных площадок

Рисуем фигуру человека: пошаговая инструкция

Фигура человека в движенииКроме вдохновения, качественной бумаги и карандашей, мягкостью от 3B, потребуются базовые знания, как нарисовать фигуру человека. Если разобраться в пропорциях, то нарисовать фигуру человека поэтапно сможет даже новичок. Рассмотрим методики и основные моменты для успешного решения творческой задачи.

Содержание статьи

  • Этапы рисования
    • Компоновка на листе
    •  Уточнение положения фигуры и пропорций
    • Построение
    • Светотеневая проработка
  • Работа карандашом для начинающих художников
  • Рисунок тела в разных положениях
    • Силуэт
    •  Стоящая фигура
    •  В движении
    • Сидящая натура
    • Фигура сбоку
    •  Лежащая натура
    • Рисунок со спины
    • Женская фигура
    •  Фигура в одежде
    •  Обнажённая натура
  • Рисование различных поз
  • Рисование группы людей

Этапы рисования

Рисунок состоит из нескольких этапов.

Компоновка на листе

С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.

Компоновка рисунка на листеГрамотно закомпонованная фигура гармонично размещается на поле листа. Глядя на готовую работу, не должно возникать желания передвинуть нарисованное.

Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.

 Уточнение положения фигуры и пропорций

Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.

Уточнение рисунка на листеПроводится измерение частей тела и размещение их на листе в упрощённом геометрическом виде (голова – в форме овала, грудная клетка – сплюснутый бочонок, чашеобразный таз, цилиндрические и конические – шея и конечности, призматические – стопы и кисти рук). Уточняется взаиморасположение основных парных суставов (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных).

Построение

На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.

Построение рисунка на листеПо сути, построение сводится к разбиванию больших геометрических форм на более мелкие составляющие. Цель – добиться анатомически правильного сечения форм.

Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.

Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.

Светотеневая проработка

В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.

Светотени на рисункеВ первую очередь полностью покрывается собственная и падающая тени. Основной тон концентрируется на теневой границе. Потом прорабатываются полутона и рефлексы. Одновременно наращивается густота тени. В последнюю очередь работа ведётся над светом. Освещённые участки слегка приглушаются лёгким тоном.

Деталозация рисункаЗаключительная часть – детализация. Подсветка бликов ластиком, заострение и подчёркивание форм при помощи штриха. Классическая штриховка ведётся по форме предмета.

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.

Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

Необходимые пропорции фигуры человекаОтличным подспорьем будет рисование отдельных частей тела в разных положениях с анатомической проработкой деталей.

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Рисунок тела в разных положениях

Попробуем нарисовать человека в разных позах.

Силуэт

Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.

Силуэт фигуры человека

 Стоящая фигура

Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.

Фигура стоящего человекаГабариты, обозначенные на бумаге, делятся на необходимое количество частей. В полученные отрезки вписываются соответствующие контуры тела.

И ещё некоторые пропорции:

  1. Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
  2. Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
  3. Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
  4. Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.

Пропорции лица человекаЗнание этих закономерностей существенно облегчает задачу рисующего художника.

Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз. У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении. Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.

 В движении

Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:

  1. Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т.д.)
  2. Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
  3. Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.

Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.

Сидящая натура

В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении. В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно. Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.

Фигура сидящего человека

Фигура сидящего человекаВ положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.

Фигура сбоку

Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.

Фигура человека сбокуТребуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.

Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.

 Лежащая натура

Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.

Фигура лежащего человека

Фигура лежащего человека

Фигура лежащего человека

Фигура лежащего человекаТрудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.

В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.

Рисунок со спины

Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.

Фигура человека со спиныАнатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.

Женская фигура

Рисуем женскую фигуру

Фигура женщины

 Фигура в одежде

Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения. Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём. Например: на  женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.

Жёсткие предметы гардероба (некоторые головные уборы, обувь) обладают собственной геометрией.

При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.

 Обнажённая натура

Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.

Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.

Пропорции женского тела 1 из вариантов

Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.

Рисование различных поз

Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению. Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае. Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.

Рисование группы людей

Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.

Группа людей на рисункеКроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.

Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.

Учимся рисовать человека карандашом: пошаговая инструкция

Главная картинка

Учимся рисовать человека карандашом: пошаговая инструкция

Человек — самое удивительное и уникальное существо в мире. А еще — одно из самых красивых. Об этом свидетельствует тот факт, что образы людей (мужчин или женщин) присутствуют почти на каждой известной картине, относящейся к шедеврам изобразительного искусства. О том, как нарисовать человека: маму, папу или себя, ребенок задумывается с ранних лет. Некоторые дети вдохновенно выводят кружки и закорючки самостоятельно, остальным требуется обучение.

Учат, как рисовать человека, начиная с младшего дошкольного возраста. Первые зарисовки малышей напоминают каракули. Если ребенок постоянно тренируется, то в начальной школе (6-7 лет) и даже в подготовительной группе он способен быстро выполнить рисунок человека в разных позах. Замечательно, если при этом юный художник передает мимику, портретное сходство и индивидуальные особенности.

Задача учителей в общеобразовательных и художественных школах — научить, как рисовать тело человека в соответствии с анатомическим строением. Для этого несколько часов в программе учебного курса отводится для академического рисунка. Лучший обучающий эффект дает выполнение набросков с натуры.

Научиться хорошо рисовать людей можно и дома самостоятельно. Для новичка хороши все варианты: изображение по фото, видеоуроки, использование картин и репродукций для срисовки, главное, выбрать технику рисования по душе. Многие начинающие художники постоянно берут с собой скетчбук и делают зарисовки за 5 минут в любое время.

Если выполнять наброски на улице не хочется, можно рисовать близких и друзей, свое отражение в зеркале. Это тоже хороший способ научиться рисовать людей.

Из этой статьи вы узнаете

  • Как построить изображение человека с помощью геометрических фигур
  • Пошаговый рисунок человека в положении стоя
  • Как нарисовать человека в движении
  • Рисунки человека в полный рост для срисовки
  • Видеоуроки рисования человека в полный рост

Как построить изображение человека с помощью геометрических фигур

Методика урока по заданной теме в детском саду основана на сходстве определенных частей тела с геометрическими фигурами. Так, голова у малышей круглая, у взрослых — овальная, ноги и руки похожи на прямоугольники и т. д.

Составить силуэт человека можно из любых фигур — кругов, прямоугольников, квадратов.

фигурки

Для решения этой задачи дошкольнику выдаются заготовки из бумаги или картона, а он составляет макет по заданной схеме или придумывает свой собственный эскиз. Более сложная задача — нарисовать человека самостоятельно, используя геометрические фигуры.

Пошаговый рисунок человека в положении стоя

Дети 6–7 лет уже знакомы с основными приемами рисования. Они научились изображать человека в полный рост, по пояс, в статичной позе и в движении. Рисовать с натуры начинают в подготовительной группе и в начальных классах. В качестве вспомогательного материала на уроке необходимо иметь репродукции картин, фотографии, образцы работ. Перед занятием желательно поговорить с детьми о красоте и эстетике человека, о том, что любой из нас красив и уникален.

Шаг 1

Как обычно, построение фигуры начинается с наброска простым карандашом. Сначала ищут правильное расположение крупных деталей тела на бумаге. Затем идет изображение овальной головы и торса, состоящего из двух трапеций, соприкасающихся в области талии.

1-01

Шаг 2

От верхних углов большой трапеции нужно провести линии рук, а от нижней части маленькой трапеции — линии ног. Частая ошибка — одинаковая длина рук и ног, нужно обращать внимание детей, что верхние конечности короче.

1-02

Шаг 3

Следующий шаг — придание конечностям объема. Плечи, предплечья, бедра и голени изображаются в виде вытянутых овалов, сужающихся книзу.

1-03

Шаг 4

Непростая задача для дошкольника — нарисовать кисти рук и стопы. Поэтому пальцы с ладонью часто рекомендуют изображать в виде варежки, а нижнюю часть ноги — в форме треугольника. Но некоторые дети настойчивы и хотят настоящий реалистичный рисунок, им можно объяснить, как выполняются мелкие детали.

1-04

Шаг 5

На следующем этапе убирают лишние линии и придают силуэту завершенность. Эскиз фигуры очерчивают карандашом, голову соединяют с туловищем. Добавляют характерную деталь — мяч в руке мальчика.

1-05

Шаг 6

Теперь человечка нужно одеть, затем нарисовать линии роста бровей, наметить расположение носа, глаз, рта.

1-06

Шаг 7

Завершается легкий карандашный рисунок детализацией предметов одежды и обуви, черт лица. Волосы изображаются с помощью отрывистых линий.

1-07

Шаг 8

Чтобы получить естественный оттенок кожи, используют бежевый или оранжевый цвет. Раскрашивая, не нужно сильно давить на карандаш.

1-08

Шаг 9

Раскрашивая одежду, лучше использовать разные оттенки одного цвета, выделяя свет и тень, так рисунок будет более ярким и реалистичным.

1-09

Дошкольникам необходима полная свобода в творчестве.

Единственного и правильного варианта рисования не существует, нельзя исправлять работу ребенка, если он хочет действовать по-своему. Верное решение при необходимости можно найти путем беседы и наводящих вопросов.

Как нарисовать человека в движении

Школьники среднего звена обучения много знают о правилах расположения предмета в пространстве с учетом перспективы. Для учащихся 5–7-х классов урок по рисованию желательно начать с анализа строения фигуры человека. Это нужно для того, чтобы правильно передать пропорции в рисунке, профессионально изобразить части тела, иначе реальный человек на картине будет напоминать манекен. Несмотря на то, что анатомию человеческого тела изучают позже, в этом возрасте дети уже имеют представление о скелете, мышцах и суставах.Просмотреть изменения (откроется в новой вкладке)

Первый шаг в поэтапном построении наброска — определение пропорций. У взрослых длина туловища от макушки до бедер обычно равна длине ног. Высота головы укладывается в расстояние от подбородка до начала бедра примерно 3 раза. У детей и подростков этот показатель меньше. Длина ног у гармонично сложенного человека равна высоте головы, умноженной на 3,5–4.

Изобразить человека можно в зависимости от ракурса или точки расположения объекта и художника. Основные положения — в анфас, когда натурщик располагается лицом к смотрящему, в профиль — когда изображаемый расположен сбоку, вполоборота или полуанфас, при котором лицо видно не полностью.

Шаг 1

Карандашный рисунок начинается с наброска головы и туловища на переднем плане.

Позвоночник — основа всей фигуры, его можно наметить изогнутой линией. Крупные суставы плеч и таза схематично изображаются кружочками. Линии эскиза проводятся легко, без нажима.

2-01

Шаг 2

На следующем этапе рисуют верхние и нижние конечности. Локти располагаются на уровне талии, длина плечевой кости равна длине локтевой кости, колени находятся посередине ноги. Чем точнее будет эскиз, тем лучше удастся передать движение.

2-02

Шаг 3

Теперь нужно нарастить мышцы. Самая объемная часть предплечья, бедра и голени располагается в верхней трети, ближе к суставу конечности постепенно сужаются. Туловище проще изобразить в виде двух овалов.

2-04

Шаг 4

Особое внимание уделяется кистям и ступням. Их тоже изображают схематично, имитируя скелет конечностей. Ступня должна быть длиннее кисти.

2-05

Шаг 5

После прорисовки всех частей фигуры лишние линии стираются. Силуэту придаются необходимые очертания: сглаживаются острые углы, бока становятся покатыми, части тела соединяются изогнутыми линиями.

2-06

Шаг 6

Изображая лицо, тоже нужно соблюдать пропорции. Высота лба равна расстоянию от линии бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка. Расстояние между глазами равно длине глаза. Ухо изображается чуть ниже линии бровей. Чтобы девушка получилась улыбающейся, уголки губ нужно немного приподнять. На этом этапе можно выполнить набросок прически.

2-07

Шаг 7

Чем больше в рисунке деталей, тем реалистичнее он будет. Нужно нарисовать одежду, обувь, аксессуары и прочие элементы, создающие яркий образ. Пряди волос можно выделить отдельными линиями.

2-08

Шаг 8

Раскрасить рисунок можно, используя цветные карандаши или краски.

2-10

Рисунки человека в полный рост для срисовки

Здесь вы можете скачать шаблоны людей и начинающие художники могут использовать их для срисовки (нажмите на картинку — она увеличится, и скачивайте):

1

2  3

4  5

6  7

8 9

11

12  13

Видеоуроки рисования человека в полный рост

Мы подобрали для вас лучшие уроки в видеоформате по изображению человека. Приятного просмотра.

Видео 1

Видео 2



Видео 3



ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/tvorchestvo/risuem_cheloveka_poetapno_dlya_detej.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека». Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Техники и инструменты

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами — от карандашей до акварели. Карандаш — наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника — это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Как нарисовать человека: советы от итальянского преподавателя

Техники и инструменты

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

image17

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

image6

image7

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.

image2

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

image5

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы — лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

image15

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

image4

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

image9

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет — это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в этой статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет — вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

image16

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук — такой, который легко поместится в сумку или карман, — на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.

image13
Так учат рисованию в Париже — во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

image12

Далее обратите внимание на динамику или статику фигуры. Она симметрична, неподвижна? Или в позе угадывается движение, дисбаланс? Обратите внимание на углы и наклоны, которые есть в фигуре.

image8

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

image1

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Рсхб страхование руководство
  • Крепень для рассады как применять инструкция по применению отзывы покупателей
  • Руководство nespresso vertuo
  • Утепление цоколя пеноплексом своими руками снаружи пошаговая инструкция
  • Электроплита гефест 1140 инструкция по эксплуатации