Родитель? Взрослый? Ребенок? Кто работает в твоей команде и как наладить с ними коммуникацию?
Опубликовано 2016-05-31 03:00 пользователем
Артур Шопенгауэр подметил, что «находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах». Могу поспорить, что вы хоть раз попадали в ситуацию, когда на простую просьбу или вопрос ваш собеседник ответил неожиданным образом с неожиданными эмоциями. Предлагаю на простых примерах ежедневного взаимодействия в команде разобрать, почему так происходит и как правильно реагировать в таких ситуациях.
Итак, руководитель обратился с деловой просьбой к своим подчиненным:
Кейс 1
— Маша, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?
— Стоило бы предупредить меня заранее! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что — сразу «Маша!»…
Кейс 2
— Коля, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?
— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?
Как мы видим, в одной ситуации получились разные диалоги. Почему сотрудники отреагировали по-разному? С чем это связано?
Еще в начале 1950-х годов Эрик Берн, американский психотерапевт, наиболее известный в Украине по
книгам «Люди, которые играют в игры», «Игры, в которые играют люди», заметил, что каждый человек в разных обстоятельствах ощущает себя по-разному, то есть находится в разных состояниях. Э. Берн выделил три эго-состояния и назвал их «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». Данные наблюдения он положил в основу метода «Транзактный анализ», направленного на исследование взаимодействий между людьми. Каждое из состояний имеет свои проявления или функции, и любой сможет пронаблюдать их в себе и окружающих, обращая внимание на язык тела, речь и поведение (табл. 1).
Табл. 1. Как распознать эго-состояния?
Эго-состояние |
Функция |
Язык тела |
Речь |
Типичные выражения |
«Родитель» |
Контролирующий Родитель директивный, властный, ищет провалы, оценивает, обвиняет, воспитывает, советует |
Уверенная позиция, ноги широко расставлены, руки скрещены или «руки в боки», возможны резкие жесты, указывающие движения рук, корпус прямой или откинут назад, губы сжаты, лоб нахмурен |
Твердая, с нажимом, может быть как громкая, так и тихая, повелительная, насмешливая |
«Так нельзя!», «Следует сделать так», «До каких пор?», «Кто должен был это сделать?», «Это неправильно» |
Заботливый Родитель покровительствует, подбадривает, советует, заботится, утешает, помогает |
Открытая поза, открытые руки, возможно дотрагиваться до партнера похлопывать по плечу, корпус наклонен вперед, внимательный взгляд, невербальное сопровождение диалога (кивки головой, «да, я понимаю», «ага» |
Сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая, теплая |
«Я тебе помогу», «С каждым может такое произойти», «Ты можешь обращаться ко мне с вопросами», «Молодец, хорошо справился с заданием» |
|
«Взрослый» |
Оценивает реальность, оперирует фактами, ресурсами, реагирует на ситуацию «здесь и сейчас» |
Открытая поза, открытые руки, жесты и выражение лица иллюстрируют, подкрепляют мысли. Корпус прямой, слегка наклонен к собеседнику |
Спокойная, безэмоциональная |
«Я думаю так, а как думаешь ты?», «Если сравнить.» |
«Ребенок» |
Адаптивный Ребенок |
1. Поза напряженная, руки сжаты или наоборот активная жестикуляция, голова опущена, выражение лица упрямое. |
1. Гневная, громкая, упрямая |
1. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «Посмотрите на других», «почему им можно, а мне нельзя?» |
Свободный Ребенок |
Поза свободная, жесты энергичные, блеск в глазах, воодушевленное выражение лица, любопытство |
Громкая, быстрая, эмоциональная, непринужденная |
«Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Ужасно!» |
Проанализировав основные поведенческие индикаторы героев кейса, вы легко можете определить, что руководитель обращается к своим подчиненным из «Взрослого», четко озвучивает просьбу и предлагает варианты.
Маша функционирует как «Контролирующий Родитель», она упрекает и подчеркивает свою значимость.
Руководитель Маша
КР — функция «Контролирующий Родитель»
ЗР — функция «Заботливый Родитель»
В — функция «Взрослый»
АД — функция «Адаптивный Ребенок»
СД — функция «Свободный Ребенок»
А Коля, наоборот, «Адаптивный Ребенок», перекладывает ответственность за свое решение.
Руководитель Коля
А как бы отреагировал «Взрослый»?
Кейс 3
— Петя, есть задача по доработке проекта, ее важно выполнить срочно, поэтому прошу тебя выйти в субботу на работу. Могу предложить либо оплату в двойном размере, либо отгул в следующую пятницу. Что скажешь?
— Я не против, но у меня уже запланированы выходные. Есть предложение задержаться в четверг и пятницу. Как тебе такой вариант?
— Договорились.
Руководитель Петя
При этом каждое функциональное состояние может проявляться позитивно и негативно, т. е. помогать коммуникации либо усложнять ее (табл. 2).
Табл. 2. Позитивное и негативное проявление функций
Функция |
Позитивные проявления |
Негативные проявления |
«Контролирующий Родитель» |
Структурирующий стиль |
Критикующий стиль |
«Заботливый Родитель» |
Воспитывающий стиль |
Зефирный (потакающий) стиль |
«Адаптивный Ребенок» |
Кооперативный стиль |
Уступчивый/ сопротивляющийся стиль |
«Свободный Ребенок» |
Спонтанный стиль |
Незрелый стиль |
Наблюдая за собой и окружающими, вы также заметите, что у каждого есть «любимые» функции, например, люди могут со всеми послушно соглашаться как «Адаптивный Ребенок», или, наоборот, не выходить из «Заботливого Родителя», раздавая налево и направо советы. Взаимодействуя друг с другом, мы можем находиться в разных функциональных эго-состояниях, это делает наше общение интересным и разнообразным. Неэффективной коммуникация становится, если:
1) привычной, ригидной является только одна модель поведения;
2) функции свойственны только негативные проявления;
3) функции собеседников не совпадают: например «Взрослый» решил обсудить с коллегой важный вопрос, а натолкнулся на «Свободного Ребенка» и не смог с ним договориться.
Как действовать в таких ситуациях? Во-первых, важно различать собственные функции, чтобы уметь ими управлять и переключаться, а во-вторых, необходимо определить позицию, из которой коммуницирует ваш собеседник, это поможет вам перестроить свое общение и предотвратить конфликт.
Если ваш собеседник общается из функции «Родителя», признайте авторитет собеседника, после чего обратитесь к реальности: фактам, цифрам. Общайтесь на равных, из Взрослого, т. к. часто посылы из детской функции провоцируют собеседника «включить» родительскую.
Кейс 1
— Тебе стоило бы предупредить раньше! Такое ощущение, что без меня никто ничего не может сделать. Как что, сразу «Маша!»…
— Маша, ты важный член команды, без тебя нам действительно было бы непросто. Я как руководитель готов дополнительно обсудить твою нагрузку и скорректировать ее, если это необходимо. Но проект сейчас «горит» и важно, чтобы ты подключилась.
— Хорошо.
Если ваш собеседник общается из функции «Ребенка», обращайтесь к его опыту, статусу, предложите ему подумать, как это могло бы быть, порассуждать над вариантами.
Кейс 2
— Что же мне теперь делать, я же обещал семье выехать за город?
— Как ты думаешь, возможны ли другие варианты ускорить работу? Ты — менеджер проекта, это ответственная позиция, уверен, что ты сможешь найти выход.
— О’кей, я подумаю.
Для построения «взрослой» коммуникации важно:
- Осознавать свои эмоции и уметь открыто о них говорить.
- Не оправдываться, не защищаться, не доказывать и не заставлять других оправдываться или защищаться.
- Не перекладывать ответственность за свои решения на других.
- Не оценивать, не судить, не вешать ярлыки.
- Быть заинтересованным в своем развитии и развитии других людей.
Человеческое общение ценно тем, что мы можем давать множество посланий из разных функций. При этом в бизнес среде наиболее предпочтительной является позиция Взрослый-Взрослый. И если вдруг в своем офисе встретите Родителей или Ребенка, теперь вы знаете, как найти к ним подход.
Статья предоставлена нашему порталу
проектной группой по взаимодействию с внешними клиентами Академии ДТЭК
HR-Лига
Автор: Исакиева Ольга
Рубрика:
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
- практическая психология
Рекомендации для коллег, как взаимодействовать с «трудными» родителями.
Рецепт первый:
Сделайте данных родителей учеников своими соратниками,
союзниками, помощниками.
Организовать помощь родителей в каких-то
конкретных школьных и внеклассных делах. Обязательно привлечь к этому «трудных»
родителей. Расписать максимально подробно, кто за что отвечает, чтобы каждый
родитель чувствовал свою ответственность за порученное дело.
Рецепт второй:
Всегда будьте на связи с родителями
Очень поможет в вашей учительской работе
постоянная телефонная связь с родителями ваших учащихся. Не оставайтесь с
проблемами один на один.
Их решению во многом поможет постоянная телефонная связь с родителями.
Во-первых, родители наших учеников иногда просто не в
курсе всех учебных дел своих детей. Нужно постоянно вводить их в курс дела.
Дети многое от них скрывают, а ходить постоянно в школу большинству родителей
некогда.
Во-вторых, в конце концов, это – не ваши родные дети.
Почему вы все тяготы обучения и воспитания должны брать на себя?! Так что
максимально привлекаем родителей к делу воспитания подрастающего поколения..
Рецепт третий:
Используйте родительские собрания и
индивидуальные встречи с родителями для их информирования не только об учебном
процессе и текущей успеваемости их детей, но и о возрастной психологии, а также
о проблемах воспитания подрастающего поколения.
Родительское собрание и индивидуальная беседа не должны ограничиваться простым перечислением фамилий учеников с оглашением их
текущих оценок и сопровождаться вашими комментариями, резкими замечаниями и
указаниями.
Другими словами, не упускайте ни одного шанса провести
умную, содержательную беседу с родителями своих учеников.
Рецепт четвёртый:
Время от времени устраивайте для родителей
учеников открытые уроки.
Мы с вами большую часть времени работаем за
закрытой дверью своего кабинета. Мало кто из родителей видит титанические
усилия учителя по
вкладыванию знаний в головы учеников.
Сделайте традицией, приглашать родителей на свой
урок. Только не на любой, а тот, который считаете нужным и готовите особо.
Рецепт пятый:
Распечатывайте некоторые материалы по педагогике, возрастной
психологии и воспитанию детей и раздавайте их родителям учеников на
собраниях. Другими словами, воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте
родителей своих учеников.
Не стоить копировать и раздавать родителям
скучные и слишком научные статьи о том, как правильно воспитывать детей. Надо
раздавать яркие, запоминающиеся материалы, с образными сравнениями и
многочисленными вопросами к читателям. Такие материалы, которые написаны живым
ярким языком и заставляют о многом задуматься.
Рецепт шестой:
Организуйте беседы специалистов школы (медики, психологи,
логопеды, социальные педагоги) с «трудными» родителями.
Вы не можете быть компетентны в каждой области.
Мнение специалиста поможет родителям более глубоко увидеть суть проблемы.
Рецепт
седьмой:
По
мере необходимости посещайте квартиру ученика с «трудными» родителями.
Рецепт
восьмой:
Памятка
учителю по общению с «трудными» родителями.
Памятка.
·
Я не могу нравиться всем ученикам и родителям. И мне тоже все вокруг
нравиться не могут. Все люди разные и невозможно со всеми всегда иметь хорошие
отношения. И это — нормально.
·
Я работаю добросовестно, но бывают в моей работе и ошибки, и
трудности, и неудачи; не всегда всё получается, как мне этого хотелось бы. Я — не
совершенство и не идеал, и ничто человеческое мне не чуждо.
·
Конечно, хорошо, когда родители учеников милы, добры и соглашаются
со мной во всём, но так в реальной жизни получается не всегда.
·
Конечно, хорошо, если бы не было на моём учительском пути
«трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной
жизни всё-таки встречаются и те, и другие. Но это вовсе не означает, что я
плохо работаю, и уж тем более, никакие «трудные» люди не сделают меня
несчастным человеком, так как я выбираю профессиональный успех и счастье.
·
Учитель может быть прав, а может быть и нет, лишь бы он не был глуп.
·
ВСЕ родители моих ВСЕХ учеников не могут разделять мои взгляды и
суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во
всём. У них свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и
проблемы.
·
Родители моих учеников — все люди разные. Я никого не сужу, не
критикую и не осуждаю, но стараюсь каждого из них понять.
·
Конечно, хотелось бы, чтобы в моей профессиональной жизни всё
протекало ровно и спокойно, без конфликтов, трудностей и эксцессов, но такое не
всегда получается в реальной жизни. Такова жизнь, и я не борюсь с жизнью; я
ценю свою жизнь.
·
На работе порой случается, что что-то идёт не так, как мне этого
хотелось бы. Но это ни в коем случае не делает меня несчастным страдальцем.
Ничего страшного! Работа есть работа.
·
Разумеется, хорошо если у учителя получается найти подход ко всем
ученикам и их родителям, но так в реальной жизни бывает не всегда.
·
Если родители моих учеников имеют ко мне какие-либо претензии,
недовольны моей работой с их детьми, жалуются на меня, то это вовсе не
означает, что они что-то имеют против лично меня. Это лишь означает, что
родители заботятся о своих детях, обеспокоены какими-то их проблемами и
мучительно ищут решения. А я могу и должна им в этом помогать.
·
Как педагог я должна постоянно работать с родителями своих
учеников, общаясь с ними спокойно, профессионально, грамотно, но при этом, не
стремясь им угождать и нравиться.
·
У меня высшее педагогическое образование. Но надо постоянно
учиться и переучиваться, т.к. знания быстро устаревают. Образование — это не
дипломные корочки, а процесс длиною в жизнь.
·
У каждой профессии, у каждой работы есть свои сложности. Работа с
«трудными» родителями — одна из сложностей моей профессии.
·
Почему мне, учителю, так сложно с «трудными» родителями
моих учеников? Потому что нести людям просвещение, а ещё разумное, доброе,
вечное — очень нелёгкое дело. Но трудность эта — часть учительской жизни.
Я уверена, превратить родителей учеников в своих
соратников и помощников можно собственным спокойствием и интеллектом, своей
образованностью (именно образованностью, а не образованием!) и компетентностью,
своим профессионализмом и знанием дела, а ещё своим оптимизмом, юмором и просто
благородством души. Такова уж наша учительская судьба — продолжать учить детей
и просвещать их родителей всегда. Не смотря ни на что, нести людям свет и
добро. Ведь материальных ценностей от нашей с вами работы может и не
прибавляться, но света и добра вокруг должно стать больше.
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание –
это будущее горе, это наши слезы,
наша вина перед другими людьми.
А.С.Макаренко
Современную ситуацию в образовании
отличает то, что, с созданием новых типов и видов
образовательных учреждений, обновлением
содержания образования, остается без
достаточного внимания проблема взаимодействия
современного образовательного учреждения и
семьи.
Перемены, происходящие в нашей
сегодняшней жизни, касаются не только взрослых,
они напрямую затрагивают и подрастающее
поколение. Семья – важнейший институт
социализации подрастающих поколений. Это
персональная среда жизни и развития ребенка, это
разновозрастный коллектив, членом которого
ребенок становится с первого дня своего
существования. Коллектив семьи имеет
закрепленную обычаями, традициями,
нравственными и правовыми нормами сложную
структуру, в рамках которой детей, родителей,
бабушек и дедушек объединяет целая система
отношений. Эти отношения и определяют
психологический климат семьи. В этом климате и
формируются у ребенка восприятие мира, людей и
самого себя. В семье он приобретает знания,
умения и навыки в различных областях, прежде
всего в области общения, человеческих отношений.
У него складываются нравственные чувства, он
приобретает то или иное представление о добре и
зле, о чести, порядочности, долге и т. д. Через
образование студент приобщается к ценностям,
господствующим в данном обществе. Приобретая в
процессе образования знания, он не только
развивается, но и адаптируется к жизни в
обществе. Коллектив ФГОУ СПО “Омский
автотранспортный колледж” считает, что
взаимоотношения семьи и учебного заведения, в
котором обучается ребенок, важны на всех этапах
студенческой жизни.
Успешность воспитательного процесса
зависит от того, как складываются отношение
между педагогами, студентами и родителями. Для
формирования сотрудничества между этими
группами важно представлять коллектив как
единое целое, как большую семью, которая
сплачивается и интересно живет, если
организована совместная деятельность педагогов,
родителей, студентов. Это способствует единению,
сплочению, установлению взаимопонимания,
созданию комфортных условий в обучении.
Следовательно, целесообразно
значительную часть воспитательной работы
организовывать совместно, а возникшие проблемы,
поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти
к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и
объединить условия для достижения более высоких
результатов.
Формирование сотрудничества между
студентами, родителями и педагогами зависит,
прежде всего, от того, как складывается
взаимоотношение взрослых в этом процессе.
Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же
студентов, и результат воспитания может быть
успешным тогда, когда преподаватели и родители
станут союзниками. В основе этого союза –
единство стремлений, взглядов на воспитательный
процесс, вместе выработанные общие цели и
воспитательные задачи, пути достижения
результатов.
Как родители, так и преподаватели
желают видеть детей здоровыми и счастливыми.
Многие родители готовы поддержать начинания
преподавателей, направленные на удовлетворение
и развитие интересов, потребностей детей.
Родители – это взрослые люди, имеющие большой
жизненный опыт, знания, умения осмысливать
события, поэтому в решении ряда вопросов,
воспитательных проблем преподаватель может
получить нужный совет у родителей.
Сотрудничество преподавателей и родителей
позволяет лучше узнать студента, посмотреть на
него с разных сторон и позиций, увидеть в разных
ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в
понимании его индивидуальных особенностей,
развитии способностей, преодолении его
негативных поступков и проявлений в поведении,
формировании ценных жизненных ориентаций.
Омский автотранспортный колледж – это
образовательное учреждение, в котором родители
являются активными участниками
образовательного процесса, так как коллектив
колледжа считает одним из приоритетных
направлений своей деятельности взаимодействие с
родителями. Между педагогами колледжа и семьями
студентов налажены дружеские, партнерские
отношения, ведь цели, в конечном счете, у
педагогов и родителей одни и те же: воспитать
ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной
и творчески активной личностью. Взаимодействие
родителей и педагогов колледжа носит системный
характер и протекает в разнообразных формах,
которые подвижны и меняются в зависимости от
содержательной стороны контактов. Связующим
звеном между семьёй и колледжем является, прежде
всего, классный руководитель.
Для более эффективного решения
воспитательных задач в колледже создана система
классного руководства. Классный руководитель в
своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации; Законом
Российской Федерации “Об образовании”;
Программами развития воспитания в системе СПО;
Постановлениями органов управления
образованием всех уровней по вопросам
образования и воспитания обучающихся; другими
законодательными актами Российской Федерации; а
также Уставом и локальными правовыми актами
колледжа (в том числе Правилами внутреннего
распорядка, приказами и распоряжениями
директора), Концепцией воспитательной работы в
колледже, утверждёнными в колледже программами и
планами воспитательной работы.
Одним из основополагающих вопросов
успеха учебной группы является тесное
взаимодействие классного руководителя с
родителями. Формы взаимодействия классного
руководителя и родителей – это способы
организации их совместной деятельности и
общения. В работе с родителями классные
руководители колледжа используют разнообразные
формы:
– массовые (тематические родительские
собрания, конференции, диспуты, круглые столы,
вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей,
совместные посещения театров, музеев и др.);
– групповые (родительский совет,
консультация, беседа и др.);
– индивидуальные (поручения,
посещение семьи, консультация, беседа,
переговоры, СМС – сообщения и др.).
Целесообразно сочетание всех форм
взаимодействия. Так, обсуждения какой – либо
проблемы воспитания на родительском собрании
полезно продолжить при индивидуальных встречах
с родителями, на групповых консультациях.
Родительское собрание – основная
форма работы с родителями, где обсуждаются
проблемы жизни учебного коллектива.
Родительские собрания сближают классного
руководителя и родителей, помогают определить
наиболее оптимальные пути воспитания. Собрания
не должны сводиться только к монологу классного
руководителя, а должны принимать характер
беседы, взаимного обмена мнениями, идеями,
совместного поиска. Один из эффективных способов
повышения творческой активности участников
собрания – включение их в совместную
исследовательскую деятельность. Так, например,
родителям предлагается провести наблюдение за
поведением детей, а полученными результатами и
изменениями поделиться на следующем собрании. На
основе этого классный руководитель и родители
определяют, как построить совместную работу по
преодолению выявленных недостатков, закреплению
положительного опыта.
Первая встреча с родителями может
многое предопределить. Поэтому первая встреча
готовится особенно тщательно, продумываются все
этапы, заранее проигрываются различные ситуации.
Многие родители не любят ходить на
родительские собрания, так как считают, что с
поступлением в колледж их дети выросли, поэтому
пусть сами решают свои проблемы. Но как показал
опыт: совместная работа классного руководителя с
родителями не просто нужна, она необходима.
Поэтому первая проблема состоит в том, что
необходимо убедить родителей придти на собрание
и организовать их на дальнейшее сотрудничество с
классным руководителем.
На первом классном часе, на котором
происходит знакомство с группой, проводится
анкетирование. В анкете студенты рассказывают о
себе, о своей семье, о своих привычках, увлечениях
и особенностях, выделяют проблемы или опасения с
чем они могут столкнуться в колледже. Обработав
анкеты, разрабатывается “Программа развития
воспитательной системы группы” (приложение 1).
В программе представляется план работы с группой
на время обучения (3года 10 мес.). Программа
постоянно корректируется.
В конце сентября начинается
подготовка к проведению первого родительского
собрания. Всем студентам выдается оформленное
приглашение родителям и прикладывается
информационное письмо с просьбой написать, когда
и во сколько родителям удобно подойти на
родительское собрание (приблизительные даты и
время указываются). На сбор информационных писем
отводиться 4 – 5 дней. Из последующего общения с
родителями становится понятным, что это создает
первое приятное впечатление о колледже, так как
родителям самим предоставили возможность
определить день и время встречи. И даже если в
дальнейшем выбранная дата не совпадает с
заявленной, родители прекрасно понимаю, что за
выбранную дату было большинство. После этого
информационные письма обрабатываются, и
выбирается день и время родительского собрания.
Студентам выдается второе приглашение
родителям, но уже с конкретным указанием времени,
даты и места проведения собрания.
На первое родители приходят пораньше,
для того чтобы студенты могли встретить своих
родителей, провести и показать им колледж. Это
делается с целью показать родителям, что их дети
не были брошены в первый день, а прошли первую
адаптацию и могут родителям уже сами представить
свой колледж.
Первая встреча с родителями
начинается с рассказа о колледже, традициях, о
его победах в различных конкурсах, об участии в
образовательных программах, о перспективах
развития. В дальнейшем идет самопредставление
классного руководителя: образование, опыт
работы, достижения предыдущих учебных групп,
озвучиваются цели и задачи, которые ставятся на
первый год обучения. Рассказывается о
мероприятиях, проводимых в колледже, в которых
могут принять участие родители. Под запись
родителям доводиться информация о графике
учебного процесса, об экзаменах и зачетах,
курсовых работах, рассказывается о требованиях,
которые выдвигаются преподавателями, для
успешного оценивания знаний. Родителям
предлагается ответить на вопросы анкеты, что
отвечали и студенты с целью выявить проблемы
которые ребята могли скрыть (болезни, дефекты,
особенности, пробелы в знаниях). Это необходимо
для того чтобы обратить на это внимание
классному руководителю и преподавателям ведущим
дисциплины.
Если в начале собрания родители в
основном молчат или задают вопросы, интересующие
только их детей, то к концу собрание постепенно
перетекает в беседу. Обязательно выбирается
родительский комитет, который будет оказывать
помощь классному руководителю. На собрании
сообщается телефон классного руководителя для
того, чтобы родители в любой момент могли
позвонить и получить ответ на любой вопрос.
Обязательно в конце собрания каждый родитель
высказывается о том, что он узнал нового и свои
пожелания. В дальнейшем план работы классного
руководителя корректируется с высказанными
пожеланиями.
Так же родители отвечают на вопросы
анкеты об их отношении к своим детям и о том, что
по их мнению, должен дать их детям колледж. Такая
анкета проводится каждый год. И в результате
анализа можно увидеть, как меняется отношение
родителей. Если в начале обучения они видят
ребенка как подчиненного, используют
авторитарный стиль, то в конце ребенок это уже
равноправный член семьи, на первое место
ставится взаимопонимание, честность, любовь.
Первый год учебы в среднем специальном
учебном заведении для студентов это самый
трудный год. Помимо того что идет становление
коллектива, необходимо себя показать,
перестроиться со школьной программы на
программу СПО. Поэтому помощь близких людей,
таких как родителей и классного руководителя им
просто необходима. Благодаря мониторингу
успеваемости и программе “Открытый журнал”
родители каждый день с помощью СМС – сообщений
узнают об успехах своих детей (какие оценки
получили, на каких занятиях не присутствовали). В
конце каждого месяца выставляются оценки за
месяц, анализ которых позволяет предположить
оценки за будущий семестр, и вырабатываются пути
их исправления. Каждому родителю так же
сообщаются предварительные оценки. С наиболее
проблемными студентами беседа происходит вместе
с родителями, во время которой выясняются
причины неуспеваемости и как их можно устранить.
В течение всего учебного года каждый
родитель может придти в колледж и получить ответ
на интересующий его вопрос, как у классного
руководителя, так и у заведующего отделением и у
зам. директора по воспитательной службе, а так же
у преподавателей ведущих дисциплины.
Благодаря совместной деятельности
основных участников воспитательного процесса
ребята быстрее адаптируются к новым условиям и
начинают сами активно принимать участие в жизни
колледжа.
Многие мероприятия в колледже
проходят так же и при активном участии родителей.
Особенно такие как: День знаний, День здоровья,
День учителя, День автомобилиста, День Победы,
конкурсы профессионального мастерства и
знатоков автомобиля, “Мисс колледж”, выпускные
вечера и т.д. Традиционно в День Матери России в
колледже проводятся мероприятия, посвященные
мамам, такие как: “Сердце отдаю детям”,
“Загляните в мамины глаза” и другие.
Эмоциональную и воспитывающую силу таких
мероприятий сложно переоценить.
Средства массовой информации колледжа
так же являются доступными для родителей. В
газете колледжа “Автотехник” открыта рубрика
для родителей “От диалога к партнёрству”. В
данной рубрике родители выражают своё мнение по
волнующим их вопросам. Таким образом, родители
имеют возможность занять активную субъектную
позицию при обсуждении актуальных и важных
проблем через СМИ колледжа, а студенты всегда с
большим интересом читают материалы в этой
рубрике.
Последующие родительские собрания
всегда начинаются с анализа деятельности,
которая предшествовала родительскому собранию.
Рассказывается об изменениях, происходящих в
колледже, об участии ребят в мероприятиях
колледжа, о результатах, которых добилась группа
в учебном году, уделяется внимание родителям
активно участвующим в жизни колледжа, о целях и
задачах стоящих на новый учебный период. Данный
рассказ очень интересен для родителей, так как
каждый из них хочет услышать приятные слова о
своем ребенке, погордиться его успехами, увидеть
его рост не только в учебном процессе, но и как
личности, гражданина. Поэтому как показывает
опыт, родители стараются не опаздывать на
родительские собрания.
На собраниях так же решаются проблемы,
которые были у группы в течение определенного
времени. Причем родители всегда хотят услышать,
какие мероприятия по этим проблемам были уже
проведены, и какой их результат. И только затем в
результате совместной беседы вырабатываются
мероприятия, которые необходимо провести. На
последующих родительских собраниях родители
всегда спрашивают о результатах.
На каждом родительском собрании, в
форме обратной связи, родители отвечают на
вопросы: Что нового они узнали? На какие вопросы
они не получили ответы? На что обратить внимание
при подготовке следующего родительского
собрания (Приложение 2).
Итогом совместной работы является
активное участие группы в конкурсе “Самая
успешная группа”. Результаты подводятся каждый
семестр, фотографии лучших групп помещаются на
доску почета. Каждому родителю очень приятно
пройти возле доски почета и увидеть фотографии
своих детей. Результатом успешной совместной
деятельности является то, что группа последние 2
года становится победителем или занимает
призовые места в конкурсе. Причем родителям
очень интересно получить ответ на вопрос: Что не
хватило группе для победы. Совместно
вырабатываются мероприятия, позволяющие
скорректировать работу с группой.
Совершенно очевидно, что в результате
взаимного сотрудничества повышается мотивация
обучающихся на учебную деятельность и
личностное самосовершенствование, так как какую
бы сторону развития личности мы не взяли, всегда
окажется, что решающую роль в эффективности
воспитания на любом возрастном этапе играет
семья, поэтому мы считаем, что интеграция усилий
семьи и колледжа это важнейшее условие
формирования единого воспитательного
пространства, главной ценностью которого
является личность успешного выпускника
Приложение 1
Приложение 2
ЭТИКА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ И КОЛЛЕГАМИ, ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМИ
Автор:
Рябова Анна Сергеевна
Заречный
2021
Содержание
Введение 3
1 Этика взаимоотношений с детьми, их
родителями и коллегами
4
2 Правила общения и взаимодействия с
детьми, их родителями и коллегами 10
Заключение 12
Список использованных источников
13
Введение
Этика вожатого — это профессиональная
этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как
педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали,
воздействие личным примером.
Педагогическая этика очень
специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей,
принципов, требующих специальной разработки, особой теории.
Другой частью педагогической этики
является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка
особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы
поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.
Этой частью педагогическая этика
примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций,
проявлением личности вожатого у всех на виду.
Актуальность
работы заключается в
том, что педагог должен понимать роль и значение этики, правил общения во взаимодействии с
детьми, их родителями и коллегами.
Цель: изучить особенности этики и правил
общения с детьми, их родителями и коллегами.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— изучить этику взаимоотношений с детьми, их родителями и
коллегами;
— рассмотреть правила общения и взаимодействия с
детьми, их родителями и коллегами.
Объект исследования –
этика и правила общения.
Предмет исследования
– роль этики и правил
общения во взаимодействии с детьми, их родителями и коллегами.
1 Этика
взаимоотношений с детьми, их родителями и коллегами
Этика
общения с родителями
В отношении с
посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта,
предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан
сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от
характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная
этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
Надо
сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в
оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные
замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать
бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.
Если
замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к
начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в
присутствии детей.
Жаловаться на
ребят начальству или родителям – проявление непрофессионализма. Жаловаться (то
есть, по сути, ябедничать, доносить) родителям — значит провоцировать их на
разбирательство с ребенком.
Этика
общения со старшими по должности
Этика быта
вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм,
личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и
привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми,
администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения.
Как относиться
к старшим по должности и к своим обязанностям?
Отношение к
старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное,
вежливое. Беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не
должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку
присуще чувство собственного достоинства. Без серьезных на то оснований
невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически
недопустимы
В лице
директора программы вожатый видит свою ближайшую администрацию, выполняет его
требования, относится с уважением как к лицам, старшим по должности. В необходимых
случаях обращается сначала к начальнику дружины, а в случае неразрешенного
вопроса — к директору.
Работая с
детским коллективом, ты учишься критически осмысливать и переосмысливать свой
теоретический багаж, опыт коллег, оценивать каждый шаг своей воспитательной
деятельности. Вожатый несет личную ответственность за качество подготовки к
очередному рабочему дню, за каждое проведенное дело, за воспитательную работу с
детьми.
Каждый
вожатый обязан иметь четкий календарный план всей проводимой им работы с
детьми, вести свой рабочий дневник.
Вожатый
строго соблюдает внутренний распорядок жизни лагеря, беспрекословно выполняет
общие внутренние правила и обязанности, бережно хранит традиции лагеря, принимает
активное участие в их развитии.
Этика
отношений с коллегами-вожатыми
Всегда
помните, что вы — единый коллектив. При детях, учащихся любого возраста даже
самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора,
начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики — лишь
вожатский коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения
возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
В случаях
беды, горя у одного из членов коллектива — единственно моральным является сочувствие,
моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни.
Скромность во
всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны
наблюдать.
Этика
взаимоотношений со старшими по должности. Здесь всегда возникает вопрос у
вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся
малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по
должности должно быть, как и к другим людям — уважительное, вежливое,
беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно
восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще
чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно
носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также
недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение
подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы.
Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно
принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь
может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях
любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого,
практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной.
Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по
обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.
Взаимоотношения
с коллегами.
В общении с
коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях
часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с
другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора.
Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти.
Для этого:
·
Умей слушать не
только себя, но и участника спора;
·
Попытайтесь
выяснить, что вас разъединяет;
·
Установите общие
точки зрения;
·
Вновь
проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера;
·
Найдите общие
точки зрения.
Немаловажным
моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в
профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника
(напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего
общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши
начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.
Ведь напарник
– это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно
или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем,
верным другом и классным Вожатым.
Следует
оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать,
прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в
ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят
воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в
конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».
Для повышения
своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности.
Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш
напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы
или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке.
Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится.
Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации
и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
Соблюдение
этических норм и отношения с родителями воспитанников.
Никогда не следует жаловаться
родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо
выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме.
Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться
с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения,
пожелания.
Если
замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к
начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в
присутствии детей.
Никогда не
унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства
родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
При любых
обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение
к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с
родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.
Как
произвести первое впечатление!
Вожатый,
восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь
выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый,
общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом,
походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.
Особенно при
первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят
положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых
складывается у окружающих первое впечатление о вас.
·
Ваш внешний вид;
·
Выражение вашего
лица;
·
Ваши запахи;
·
Тембр вашего
голоса;
·
Ваша
жестикуляция.
Если вы
целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно
первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует
на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не
одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит
встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или
неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.
Форма одежды
вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки –
одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на
спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на
торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на
территории лагеря – явление вульгарное.
Внешний облик
вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность
движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица,
внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более
«отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей,
да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных
картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения
с ребятами и коллегами.
Записная
книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».
Голос, тон,
дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего
на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И
почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является
невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или
грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает
быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха
последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или
искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.
Голос, тон,
даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками,
отражать нравственную культуру вожатого.
2 Правила
общения и взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами
Уважайте людей.
Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и
том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем
приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего
собеседника.
Будьте смелыми и решительными.
Входящие в компетенцию педагога вопросы должны
решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают
человека неуравновешенным, раздражительным.
Чаще улыбайтесь.
Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады
человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей,
повышает эффективность совместных дел.
Не нервничайте.
Педагог не должен нервничать, раздражаться.
Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях
только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Критикуйте умело.
До того, как осудит коллег, родителя, ребенка,
выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для
разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно
сделать еще лучше.
Будьте принципиальны.
Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в
мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не
завоюете высокого авторитета.
Не будьте упрямы.
Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если
Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает
хорошим специалистом.
Будьте добрым.
Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков.
Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.
Пользуйтесь эффективным стилем управления.
Универсального стиля управления для воспитания и
обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль
управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.
Благодарите за совет.
Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его
дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить
об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в
помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
Нельзя высмеивать личность человека.
Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера.
В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.
Заключение
В отношении с
посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности,
сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить
доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера
возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная
этико-педагогическая норма. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.
Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и
том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем
приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего
собеседника.
Входящие в компетенцию педагога вопросы должны
решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают
человека неуравновешенным, раздражительным.
Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады
человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей,
повышает эффективность совместных дел.
Педагог не должен нервничать, раздражаться.
Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях
только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Список
использованных источников
1 Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном
лагере? / С. Афанасьев, С. Коморин, А. Тимонин. — М. : МЦ «Вариант», 2002. —
224 с.
2 Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском
загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль : Академия
развития, 2003. — 256 с.
3 Белогуров, А. Летний лагерь как среда социализации
/ А. Белогуров // Народное образование. — 2009. — № 3. — С. 15—16.
4 Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере:
Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. —
М. : Педагогика, 1982. — 96 с.
5 Голев, А. Г. Методика организации летнего отдыха
детей и подростков : учеб.-метод, пособие / А. Г. Голев, Е. В. Давыдова. —
Пятигорск : ПГЛУ, 2011. — 217 с.
6 Кричевский, Р. Л. Если вы — руководитель… Элементы
психологии менеджмента в повседневной работе. — М. : Дело, 1998. — 382 с.
Памятка для педагогов
«Основные правила общения с ребенком, родителями, коллегами»
Уважайте людей.
Умейте говорить не только о том, что волнует Вас, но и том, что волнует вашего собеседника. Запоминайте имена всех, с кем приходиться общаться. Старайтесь чаще хвалить, одобрять своего собеседника.
Будьте смелыми и решительными.
Входящие в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Нерешенные проблем угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раздражительным.
Чаще улыбайтесь.
Улыбка при встрече говорит о том, что Вы рады человеку, предстоящему общению. Чаще шутите сами. Шутка сближает людей, повышает эффективность совместных дел.
Не нервничайте.
Педагог не должен нервничать, раздражаться. Раздраженный человек теряет много энергии. А если привыкнешь видеть в людях только хорошее, невольно начнешь черпать позитивную энергию.
Критикуйте умело.
До того, как осудит коллег, родителя, ребенка, выслушайте их объяснение до конца. Возможно, этого будет достаточно для разрешения возникших вопросов. Не забывайте, что все, делавшееся раньше, можно сделать еще лучше.
Будьте принципиальны.
Будьте твердыми в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Не обладая твердостью и в то же время человечностью, Вы никогда не завоюете высокого авторитета.
Не будьте упрямы.
Не бойтесь извиниться перед ребенком, родителем, если Вы не правы. Тот, кто находит объективные причины своих неудач, редко бывает хорошим специалистом.
Будьте добрым.
Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Помните, что свои неудачи мы чаще всего преувеличиваем.
Пользуйтесь эффективным стилем управления.
Универсального стиля управления для воспитания и обучения разных людей не существует. Более приемлемым считается стиль управления в духе уважения, исключения недоверия друг к другу.
Благодарите за совет.
Когда дают совет, следует поблагодарить того, кто его дал, а уже потом решать, следовать ему или нет. Совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
Нельзя высмеивать личность человека.
Можно посмеяться лишь над отдельной чертой характера. В дискуссии необходимо отречься от личных симпатий и антипатий.