Руководство политическое
- Руководство политическое
-
- Руководство политическое
-
определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения. В зависимости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уровень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер принимаемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны занимать люди грамотные, умные и высокопрофессиональные. Элементы глупости, сквозящие в решениях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усиливает необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей.
Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную.
Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.
Шпак В.Ю.
Политология. Словарь. — М: РГУ.
.
2010.
Политология. Словарь. — РГУ.
В.Н. Коновалов.
2010.
Полезное
Смотреть что такое «Руководство политическое» в других словарях:
-
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — – деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
-
Новое политическое мышление — Новое политическое мышление философия внешней политики СССР периода Перестройки. Содержание 1 Истоки «Нового политического мышления» … Википедия
-
Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГлавПУР) орган управления в Министерстве обороны СССР, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работало на правах отдела ЦК КПСС. Содержание 1 История 1.1 Создание … Википедия
-
Движение политическое — форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575 1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует понимать как внутреннее состояние объекта, как своего рода «муку материи». Это замечание… … Политология. Словарь.
-
Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГЛАВПУ) орган, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работает на правах отдела ЦК КПСС. На ГЛАВПУ возлагается: руководство политическими органами, партийными и комсомольскими организациями в Вооруженных … Большая советская энциклопедия
-
Государственное политическое управление при НКВД РСФСР — Государственное политическое управление Страна … Википедия
-
Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 … Википедия
-
Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 … Википедия
-
Еврейское руководство — Манхигут Йегудит Лидер: Фейглин, Моше Дата основания: 2001 Штаб квартира … Википедия
-
Главное политическое управление Военно-Морского Флота — ГЛÁВНОЕ ПОЛИТИ́ЧЕСКОЕ УПРАВЛÉНИЕ ВОÉННО МОРСКÓГО ФЛÓТА (ГлавПУ ВМФ), руководило парт. политич. работой в ВМФ; образовано 20 июля 1941 путём реорганизации Гл. управления политич. пропаганды ВМФ решением ЦК ВКП(б), работало на правах отдела ЦК… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Имея
огромное значение для определения
успеха и направленности политических
процессов, политическое лидерство
соединяет в себе важнейшие, существенные
черты политики: власть, авторитет,
влияние, руководство, выражение и
представительство интересов. Смысл
этого явления заключается в осуществлении
авторитетного руководства в сфере
политики. Политическое лидерство — это
процесс взаимодействия между людьми,
в ходе которого одни люди выражают и
знают потребности, интересы своих
последователей и в силу этого обладают
престижем и влиянием, а другие — отдают
им добровольно часть своих политических,
властных полномочий и прав для
осуществления их целенаправленного
представительства и реализации.
В
результате слияния в политическом
лидерстве этих двух взаимонаправленных
потоков наступает состояние взаимной
мобилизации всех участников политического
процесса: и руководителей, т. к. они
знают, что их действия опираются на
поддержку и одобрение массы и уверены
в своих силах, и рядовых участников
политического процесса или движения,
ибо они чувствуют, что их интересы
понятны, а цели сформулированы. В силу
этого наступает значительная интенсификация
политической жизни, основанная на
доверии.
Утрата
доверия ведет к возникновению явления,
противоположного лидерству — противодействия
или политического вызова. Оно выражается
в различных проявлениях скрытой или
явной враждебности по отношению как к
самому лидеру, так и к тем ценностям,
которые он представляет.
Сложность
и многообразие проявлений феномена
политического лидерства предполагают
и многообразие его типов. Варианты
типологии лидерства зависят от выбора
его основания. По отношению лидера к
выдвинутой им цели или программе можно
выделить романтиков , настойчиво
стремящихся к полной и последовательной
реализации ее и не останавливающихся
перед препятствиями и жертвами, и
прагматиков , способных четко соотносить
наличные ресурсы и выдвинутые цели,
отказываясь, если это требуется, от
одной цели и выбирая другую, в данных
условиях более реальную.
По
отношению к характеру используемых
средств выделяют лидеров-радикалов,
сторонников решительных, дающих
немедленный эффект средств, и
лидеров-реформистов, уповающих на
постепенные преобразования.
Поскольку
лидерство — это вид авторитетного
властного руководства, то на его характер
влияет и тип осуществляемой лидером
власти. По классификации, введенной М.
Вебером, власть может быть:
—
традиционной, опираться в своем
осуществлении на механизм традиции и
ритуала. Лидер в этом случае является
носителем традиции, хранителем и знатоком
ритуалов;
—
легальной, опираться на законы, правила,
нормы. В рамках этого типа властвования
лидерство связано со знанием и четким
соблюдением норм политического процесса,
их активным использованием для достижения
поставленных целей;
—
харизматическая власть и лидерство —
специфический тип руководства, смысл
которого — в особой связи между лидером
и его последователями, когда он чувствует
себя призванным для осуществления
определенной цели, а они убеждены в
наличии у него особых исключительных
качеств, способности преодолеть любые
трудности, предвидеть на много лет
вперед.
Харизма
возникает из сложного переплетения
рациональных и иррациональных моментов
политической деятельности. Она
складывается и из личного обаяния, и из
исключительных ораторских способностей,
из дальновидности и решительности,
проявленных в критические моменты
истории и др.
Лидерство
есть везде, где есть власть и организация.
Само слово «лидер» в переводе с английского
(«leader»)
означает «ведущий», «руководящий».
В этом, сохраняющемся и сегодня значении
оно уже издавна знакомо всем народам.
Интерес
к лидерству и попытки осмыслить этот
сложный и важный социальный феномен
восходят к глубокой древности. Так, уже
античные историки Геродот, Плутарх и
другие уделяли политическим лидерам
главное внимание, видя в героях, монархах
и полководцах творцов истории.
Значительный
вклад в исследование политического
лидерства внес Макиавелли. В его трактовке
политический лидер
— это
государь, сплачивающий и представляющий
все общество и использующий любые
средства для поддержания общественного
порядка и сохранения своего господства.
Разработанные Макиавелли практические
советы для правителей, предполагающие
искусное сочетание хитрости и силы,
высоко ценили Кромвель, Наполеон и
многие другие выдающиеся политики.
Яркими представителями волюнтаристской
теории лидерства, рассматривающей
историю как результат творчества
выдающихся личностей, явились Томас
Карлейль
(1795—1881) и
Ральф Уолдо Эмерсон
(1803—1882).
Первый из них считал основную массу
населения «убогой во всех отношениях»,
не способной нормально существовать
без направляющего воздействия лидеров.
Именно в «пестрой одежде» выдающихся
личностей проявляется божественное
провидение и творческое начало в истории.
Подобные взгляды на политическое
лидерство выражал и Эмерсон. «все
глубокие прозрения,— писал он,
— удел
выдающихся индивидов»5.
Концепцию
лидерства, оказавшую заметное влияние
на последующую политическую мысль
и практику, разработал Фридрих Ницше
(1844—1900).
Он пытался обосновать необходимость
формирования высшего биологического
типа
—
человека-лидера, сверхчеловека. «Цель
человечества,— писал Ницше,— лежит в
его высших представителях
<…>
Человечество должно неустанно
работать, чтобы рождать великих людей
— в этом,
и ни в чем ином, состоит его задача»6.
Сверхчеловек
не ограничен нормами существующей
морали, стоит по ту сторону добра и зла.
Он может быть жестоким к обычным
людям и снисходительным, сдержанным,
нежным, дружелюбным в отношениях с
равными себе, со сверхчеловеками. Его
отличают высокие жизненные силы и воля
к власти. Это сильная, волевая, развитая
и красивая личность, возвышающаяся над
человеком так же, как тот превосходит
обезьяну. В представлениях Ницше о
сверхчеловеке отразилась дарвинистская
идея об эволюции биологических видов.
Непосредственное
воздействие на современные концепции
лидерства оказал Габриель Тард
(1843—1904),
один из основоположников теории
социализации. Тард пытался доказать,
что основным законом социальной
жизни является подражание последователей
лидеру. Большинство населения не способно
к самостоятельному социальному
творчеству. Единственный источник
прогресса общества
— открытия,
сделанные инициативными и оригинальными
личностями.
С
многовековой традицией, рассматривающей
лидеров как локомотив истории,
принципиально расходится марксизм. Он
ограничивает возможность активности
политических лидеров исторической
необходимостью и классовыми интересами.
Политический лидер выступает здесь
наиболее последовательным, сознательным
и умелым выразителем воли класса, т.е.
играет по отношению к классу в общем-то
вспомогательную, служебную роль. И если
Маркс и Энгельс отмечали возможность
обособления политических лидеров
от представляемого ими класса и
предупреждали рабочих о необходимости
обезопасить себя от собственных
чиновников, то у Ленина и, особенно, у
Сталина возобладали еще более
упрощенные представления о соотношении
масс и политических лидеров. «Массы,
— писал
Ленин,
— делятся
на классы
<…>
классами руководят обычно
<…>
политические партии
<…>
политические партии в виде общего
правила управляются более или менее
устойчивыми группами наиболее
авторитетных, влиятельных, опытных,
выбираемых на самые ответственные
должности лиц, называемых вождями»7.
Свойственная
ленинизму классовая одномерность
общественного развития и жесткий
экономический детерминизм в объяснении
политики не позволяют в полной мере
учесть общечеловеческие начала
лидерства, активность политических
руководителей, в том числе и их
способность навязывать массам, используя
их иллюзии и доверчивость, тупиковые
варианты общественных изменений,
противоречащие интересам классов и
всего народа.
Отрицание
исторической роли лидеров свойственно
и некоторым немарксистским
исследователям. Они (например Б. Мацлих)
утверждают, что «лидеры не имеют никакого
значения». Массы и окружающая среда в
целом диктуют поведение лидеров, влияют
на их ценности и цели, определяют средства
достижения целей, контролируют их
действия с помощью конституций, партий
и других институциональных механизмов.
Подавляющее
большинство современных исследователей
лидерства не разделяют подобные
точки зрения, недооценивающие автономию
и активность политических лидеров, их
многообразное воздействие на общество.
Богатство феномена лидерства отражается
в его определениях.
В
современной науке, при наличии общности
исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно
выделить следующие основные подходы к
его трактовке:
1.
Лидерство
— это
разновидность власти, спецификой
которой является направленность
сверху вниз, а также то, что ее носителем
выступает не большинство, а один человек
или группа лиц. Политическое лидерство,
пишет Жан Блондель,
— это
«власть, осуществляемая одним или
несколькими индивидами, с тем, чтобы
побудить членов нации к действиям»8.
2.
Лидерство
— это
управленческий статус, социальная
позиция, связанная с принятием
решений, это руководящая должность.
Такая интерпретация лидерства вытекает
из структурно-функционального
подхода, предполагающего рассмотрение
общества как сложной, иерархически
организованной системы социальных
позиций и ролей. Занятие в этой системе
позиций, связанных с выполнением
управленческих функций (ролей), и дает
человеку статус лидера. Иными словами,
как отмечает Даунтон, лидерство —
это «положение в обществе, которое
характеризуется способностью
занимающего его лица направлять и
организовывать коллективное поведение
некоторых или всех его членов»9.
3.
Лидерство
— это
влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдин-гер
и др.) Однако это не любое влияние, а
такое, для которого характерны четыре
особенности: во-первых, необходимо,
чтобы влияние было
постоянным.
К политическим лидерам нельзя причислять
людей, оказавших хотя и большое, но
разовое воздействие на политический
процесс, историю страны. Так, например,
Ли Освальд, официально признанный
убийцей американского президента
Джона Кеннеди, своим поступком оказал
существенное влияние на последующее
политическое развитие Америки, да и
мира в целом. Однако было бы нелепо
вследствие этого считать его политическим
лидером.
Во-вторых,
руководящее воздействие лидера должно
осуществляться
на всю группу
(организацию, общество). Известно, что
внутри любого крупного объединения
существует несколько или даже множество
центров локального влияния. Причем
постоянному влиянию со стороны членов
группы подвергается и сам лидер.
Особенностью политического лидера
является широта влияния, распространение
его на все общество или крупные группы.
В-третьих,
политического лидера отличает явный
приоритет во влиянии.
Отношения лидера и ведомых характеризует
асимметричность, неравенство во
взаимодействии, однозначная направленность
воздействия
— от лидера
к членам группы.
В-четвертых,
влияние лидера опирается не на прямое
применение силы, а на
авторитет или хотя бы признание
правомерности руководства.
Диктатор, силой удерживающий группу в
подчинении,
— это не
лидер, как не является лидером, например,
террорист, захвативший заложников,
или тюремный надзиратель. Следует
отметить, что не все авторы считают
несовместимым лидерство и постоянное
насилие. Отдельные ученые, например Ж.
Блондель, допускают использование
принуждения.
4.
Политическое лидерство
— это
особого рода предпринимательство,
осуществляемое на специфическом рынке,
при котором политические предприниматели
в конкурентной борьбе обменивают
свои программы решения общественных
задач и предполагаемые способы их
реализации на руководящие должности
(Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом
специфика политического
предпринимательства состоит в
персонализации «политического
товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в
рекламировании этого «товара» как
общего блага. Такая интерпретация
политического лидерства вполне
возможна. Однако она применима главным
образом лишь к демократическим
организациям: государствам, партиям и
т.п.
5.
Лидер
— это
символ общности и образец политического
поведения группы. Он выдвигается снизу,
преимущественно стихийно, и принимается
последователями. Политическое лидерство
отличается от политического руководства,
которое, «в отличие от лидерства,
предполагает достаточно жесткую и
формализованную систему отношений
господства—подчинения»10.
Эта
точка зрения до сих пор достаточно
широко распространена в российском
обществоведении и связана с его длительной
оторванностью от мировой науки и, в
частности, с узким, преимущественно
психологическим пониманием лидерства
как главенствующего положения
личности, возникающего стихийно в ходе
межличностных отношений в малой группе.
Применительно к социологии и
политологии с такой трактовкой лидерства
никак нельзя согласиться из-за ее
односторонности, неучета объективной,
антропологической и социальной основы
этого феномена, недооценки ведущей
роли властного статуса в выполнении
функций политического лидерства,
связанного с воздействием на большие
массы людей.
Феномен
лидерства коренится в самой природе
человека и общества. Явления, во
многом схожие с лидерством и называемые
«протолидерством», встречаются в среде
животных, ведущих коллективный, стадный
образ жизни, например в стадах обезьян
или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь
всегда выделяется наиболее сильная,
достаточно умная, упорная и решительная
особь
— вожак,
руководящий стадом (стаей) в соответствии
с его неписанными законами, продиктованными
взаимоотношениями со средой и
биологически запрограммированными.
Лидерство
основывается на определенных потребностях
сложно организованных систем. К ним
относится прежде всего потребность
в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях
обеспечения ее жизненной и функциональной
способности. Такая упорядоченность
осуществляется через вертикальное
(управление—подчинение) и горизонтальное
(коррелятивные одноуровневые связи,
например разделение труда и кооперация)
распределение функций и ролей и прежде
всего через выделение управленческой
функции и осуществляющих ее структур,
которые для своей эффективности требуют,
как правило, иерархической, пирамидальной
организации. Вершиной такой управленческой
пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость
выделения лидирующих позиций зависит
от типа общности, составляющей
систему, и ее взаимоотношений с окружающей
средой. В системах с низкой групповой
интеграцией и высокой степенью автономии
и свободы различных элементов и уровней
организации функции лидера выражены
слабо. По мере же усиления потребностей
системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях
и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей
— спецификация
функций лидера и его структурное,
институциональное обособление
повышаются.
В
малых группах, основанных на непосредственных
контактах их членов, институциализация
лидирующих позиций может не происходить.
Здесь на первый план выдвигаются
индивидуальные качества личности,
ее способность объединить и повести за
собой группу. В крупных же объединениях,
эффективность коллективных действий
которых требует четкой функционально-ролевой
дифференциации и специализации, а также
оперативности управления и жесткости
подчинения (например в армии),
институциализация и формализация
(официальное закрепление) лидирующих
позиций, придание им сравнительно
больших властных полномочий обязательны.
Именно
к такому типу объединений относится
политика. В ней действуют огромные массы
людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и
испытывающие непрерывное противодействие
со стороны политических оппонентов.
В силу этого институциализация лидирующих
позиций проявляется в политике особенно
отчетливо.
Институциализация
руководящих функций отражается в
понятии
формального лидерства.
Оно представляет собой приоритетное
влияние определенного лица на членов
организации, закрепленное в ее нормах
и правилах и основывающееся на положении
в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах, обладании ресурсами влияния.
В противоположность формальному,
неформальное лидерство
характеризует субъективную способность,
готовность и умение выполнять роль
лидера, а также признание за ним права
на руководство со стороны членов группы
(общества). Оно основывается на авторитете,
приобретенном в результате обладания
определенными личными качествами.
Оба
этих аспекта
— формальный
и неформальный
—
характеризуют политическое лидерство.
Причем в политике формальный,
институциональный аспект является
ведущим, поскольку здесь реализация
потребностей в самоорганизации и
упорядочении деятельности огромного
количества людей зависит не столько
от индивидуальных качеств (хотя это
тоже очень важно), сколько от силы и
влияния организации. В современном
обществе, не опираясь на организацию,
на СМИ, даже личность, обладающая
выдающимися способностями, не сможет
стать политическим лидером. Как писал
в «Лженероне» Л. Фейх-твангер, «власть
даже пустого человека наполняет
содержанием». И в этом смысле, даже
находясь в полувменяемом состоянии,
такие советские руководители, как Л.И.
Брежнев и К.У. Черненко, объективно
выполняли роль политических лидеров.
Именно от них непосредственно зависело
принятие важнейших государственных
решений.
Таким
образом, понятие политического лидерства
включает два аспекта: формально-должностной
статус, связанный с обладанием
властью, и субъективную деятельность
по выполнению возложенной социальной
роли. Причем первый аспект, предполагая
хотя бы минимальную личностную активность,
имеет ключевое значение для оценки
индивида как политического лидера.
Второй же аспект
— личностные
качества и реальное поведение на
занимаемом посту
— определяет
главным образом лишь сохранение властной
должности, а также служит для оценки
лидера как результативного или
нерезультативного, великого или
ординарного, как «хорошего» или «плохого»
руководителя. Учитывая все это,
отделение политического лидерства от
его институционально закрепленной
руководящей позиции, которой приданы
властные полномочия, представляется
неправомерным.
Из
всех определений политического лидерства,
рассмотренных выше, характеристика
лидерства как особого рода влияния
представляется наиболее плодотворной,
поскольку она, в отличие, например,
от властной трактовки лидерства,
охватывает не только властные, но и
более «мягкие», опирающиеся лишь на
авторитет и убеждение виды руководящего
влияния, предполагающие не столь жесткое,
однонаправленное воздействие, как
власть.
Итак,
политическое лидерство представляет
собой постоянное приоритетное и
легитимное влияние одного или нескольких
лиц, занимающих властные позиции, на
все общество, организацию или группу.
В структуре
лидерства обычно выделяют три главных
компонента: индивидуальные черты
лидера; ресурсы или инструменты,
которыми он располагает; ситуацию, в
которой он действует и которая оказывает
на него влияние. Все эти компоненты
прямо влияют на эффективность лидерства.
Если
властные позиции и роли
— объективная
основа политического лидерства
— относительно
стабильны, с трудом и достаточно
редко подвергаются радикальным
изменениям, то личностный, персональный
состав лидерства более текуч и подвижен.
Что же предопределяет занятие властных
позиций одними людьми, в то время как
другие довольствуются ролью исполнителей
воли лидера и его окружения? Что
непосредственно лежит в основе лидерства?
Природа
политического лидерства
Феномен
лидерства пытаются объяснить многие
теории. Пожалуй, старейшей из них, не
утратившей и сегодня своей актуальности,
является теория черт. Она создавалась
на основе выявления качеств, присущих
идеальным лидерам
— героям.
Суть этой теории состоит в объяснении
феномена лидерства выдающимися качествами
человека. Как писал один из основателей
этой теории Э. Богардус, «превосходящие
интеллектуальные дарования доставляют
личности выдающееся положение, рано
или поздно приводящее к лидерству».
Среди
черт, присущих политическому лидеру,
обычно называют острый ум, твердую
волю и целеустремленность, кипучую
энергию, незаурядные организаторские
способности и, особенно, компетентность
и готовность брать на себя ответственность.
К обязательным качествам современных
политических лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фото- и
телегенич-ность, внешнюю привлекательность,
способность внушать людям доверие
и т.п.
Для
проверки теории черт были проведены
обширные конкретные исследования.
Они в значительной мере поставили под
сомнение эту концепцию, так как оказалось,
что при детальном анализе индивидуальные
качества лидера почти в точности
совпадают с полным набором
психологических и социальных признаков
личности вообще. Кроме того, в некоторых
сферах деятельности, прежде всего в
области предпринимательства, высокие
интеллектуальные и моральные качества
являются скорее препятствием для занятия
лидирующих позиций, чем условием успеха.
К тому же часто выдающиеся способности
людей на протяжении многих лет, а
порой и всей жизни, оказываются
невостребованными, не находят
применения.
Все
это вовсе не означает полного отрицания
теории черт. Очевидно, что для занятия
лидирующих позиций в условиях конкуренции
действительно нужны определенные
психологические и социальные качества.
Однако их набор значительно меняется
в зависимости от исторических эпох,
отдельных государств и конкретных
ситуаций. Даже в наши дни личностные
качества, дающие шансы на политический
успех, существенно отличаются, например,
в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали.
К тому же во многих, главным образом
недемократических, государствах
политическими лидерами часто
становятся заурядные, серые личности,
не обладающие яркой индивидуальностью.
Учет
всего этого породил вторую волну развития
теории черт, или ее
факторно-аналитическую концепцию.
Она различает чисто индивидуальные
качества лидера и характерные для него
черты, стиль поведения, связанные с
достижением определенных политических
целей. Между этими двумя группами свойств
лидера могут быть существенные различия.
Это можно проиллюстрировать на
примере Ленина. Его индивидуальные
черты, проявляющиеся в отношениях с
близким окружением, никак не предвещали
жестокого деспота, жаждущего насилия
и равнодушного к страданиям людей.
Однако его упорство и даже одержимость
в стремлении к в общем-то гуманной,
но утопической цели построения коммунизма
делали из него диктатора, отрицающего
общечеловеческие нормы морали и ради
удержания власти не останавливающегося
перед преступлениями, что проявилось,
например, в его приказах о расстрелах
заложников, жестоких расправах над
священниками и т.д.
Факторно-аналитическая
концепция вводит в теорию лидерства
понятие целей и задач, связанных с
определенной ситуацией. В результате
взаимодействия индивидуальных качеств
лидера и стоящих перед ним целей и
условий их осуществления вырабатывается
стиль его поведения, составляющий его
«вторую природу». Стиль поведения и
целевая ориентация лидера несут на себе
отпечаток определенных социальных
условий.
Идею
зависимости лидерства от определенных
социальных условий обосновывает и
развивает его ситуационная концепция
(Р. Стогдилл, Т. Хилтон, А. Голдиер и др.).
Она исходит из относительности и
множественности лидерства. Лидер
— функция
определенной ситуации. Как писал Р.
Стогдилл, «лидерство есть связь, которая
существует между людьми в какой-то
социальной ситуации, и люди, являющиеся
лидерами в одной ситуации, не обязательно
будут ими в других ситуациях»11.
Именно сложившиеся конкретные
обстоятельства определяют отбор
политического лидера и детерминируют
его поведение. Так, например, ситуация
в исламском Иране неизбежно отвергнет
политиков европейского или американского
типа. Точно так же и религиозный
лидер-пророк не сумеет проявить себя
на политической арене Запада. Очевидно,
что требования к лидеру значительно
различаются и в зависимости от того,
находится данное государство в состоянии
кризиса или развивается стабильно.
С
точки зрения ситуационного подхода
лидерские качества релятивны, относительны.
Один человек может проявить черты лидера
на митинге, другой
— в
повседневной политико-организационной
работе, третий
— в
межличностном общении и т.п. В целом же
лидеров отличают главным образом
целеустремленность, готовность взять
на себя ответственность за решение той
или иной задачи, а также компетентность.
Ситуационная
теория не отрицает важную роль
индивидуальных качеств личности,
однако не абсолютизирует их, отдает
приоритет в объяснении природы
политического лидерства обстоятельствам.
На основе этой концепции, подтверждаемой
эмпирическими исследованиями, ряд
ученых (Э. Фромм, Д. Рисмэн и др.) пришли
к выводу, что в современном западном
обществе большие шансы на успех имеет
беспринципный человек, ориентирующийся
на политическую конъюнктуру и не
задумывающийся о нравственной значимости
своих действий.
Однако
такие выводы, как и ситуационная теория
в целом, подтверждаются далеко не
полностью. Ограниченность этой концепции
состоит в том, что она недостаточно
отражает активность лидера, его
способность правильно и своевременно
оценить и изменить ситуацию, найти
решение острых проблем.
Уточнением,
развитием и качественным обогащением
ситуационной концепции явилась
теория, объясняющая феномен лидерства
через последователей и конституентов.
«Именно последователь,
— утверждает
Ф. Стэнфорд,
— воспринимает
лидера, воспринимает ситуацию и в
конечном счете принимает или отвергает
лидерство»12.
Достоинством
такого подхода является рассмотрение
лидерства как особого рода отношений
между руководителем и его конституентами,
выступающих в виде цепочки взаимосвязанных
звеньев: конституенты
—
последователи
— активисты
— лидер.
Лидер и его конституенты составляют
единую систему. В современной науке
круг конституентов лидера понимается
достаточно широко. В него включаются
не только политические активисты и все
достаточно четко определившиеся
приверженцы (последователи) лидера,
но и его избиратели, а также все те, кто
взаимодействует с ним, оказывает на
него влияние. Анализ конституентов во
многом позволяет понять и предсказать
политическое поведение лидера,
зачастую действующего вопреки своим
собственным политическим привычкам,
симпатиям и антипатиям.
В
формировании и функционировании
отношений «лидер— конституенты»
особенно велика роль активистов. Именно
они достаточно компетентно оценивают
личные качества и возможности лидера,
организуют кампании в его поддержку,
выступают «приводным ремнем», связывающим
его с массами, т.е. «делают» лидера.
Через
конституентов проявляется воздействие
на политику господствующей политической
культуры и прежде всего ценностных
ориентаций и ожиданий избирателей. В
демократическом государстве претенденты
на роль политических лидеров могут
рассчитывать на успех лишь в случае
совпадения их имиджа с ожиданиями
большинства народа. Имея немалые
достоинства, трактовка лидера как
выразителя интересов и экспектаций
конституентов, подобно его ситуационной
интерпретации, плохо работает при
объяснении инноваций, самостоятельности
и активности лидера. История
свидетельствует, что некоторые весьма
важные действия руководителей идут
вразрез с интересами и ожиданиями
приведших их к власти социальных
слоев и сторонников. Яркий пример тому
—
политическая деятельность Сталина,
который примерно за полтора десятилетия
своего господства почти полностью
уничтожил большевиков, ранее приведших
его к власти, а заодно и свыше половины
членов собственной партии.
Взаимодействие
лидера и его конституентов
—
обоюдонаправ-ленное, двустороннее
движение. Причем лидеры могут в
значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность
лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического
строя, от степени концентрации власти
в руках руководителя и от политической
культуры общества в целом. Наибольшие
возможности для субъективистской и
волюнтаристской политики имеют
лидеры в авторитарных и тоталитарных
системах, где они могут порою поставить
под угрозу само существование всей
нации, как это пытался сделать, например,
Гитлер накануне поражения нацистской
Германии.
Природа
политического лидерства достаточно
сложна и не поддается однозначной
интерпретации. Прояснить его субъективные
механизмы помогают психологические
теории и, в частности, психоаналитическое
объяснение лидерства. Как считал
основоположник психоанализа
3. Фрейд, в
основе лидерства лежит подавленное
либидо
—
преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера. В
процессе сублимации оно проявляется
в стремлении к творчеству, в том числе
и к лидерству.
У
многих людей обладание руководящими
позициями выполняет
субъективно-компенсаторские функции,
позволяет подавлять или преодолевать
различного рода комплексы, чувство
неполноценности и т.п. Определенные
психологические потребности отражает
и подчинение лидеру. Субъективное
принятие лидерства закладывается
еще в детстве, когда ребенок нуждается
в покровительстве и авторитете родителей.
И в этом смысле авторитет руководителя
государства подобен авторитету отца
семейства.
Заметный
вклад в развитие психоанализа внесли
ученые франкфуртской школы Эрих
Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили
тип личности, предрасположенный к
авторитаризму и стремящийся к власти.
Такая личность формируется в нездоровых
общественных условиях, порождающих
массовые фрустрации и неврозы и стремление
человека убежать от всего этого в сферу
господства и подчинения. Для авторитарной
личности власть является психологической
потребностью, позволяющей избавиться
от собственных комплексов путем
навязывания своей воли другим людям.
Обладание
безграничной властью над другими, их
полное подчинение доставляет такому
человеку особое наслаждение. Оно является
формой своеобразного садизма. Одновременно
авторитарная личность имеет и
мазохистские черты
— при
столкновении с превосходящей силой
такая личность восхищается ею и
поклоняется ей. Слабость же других
вызывает у индивидов авторитарного
типа презрение и желание унизить их.
Такой
тип поведения в психологическом смысле
служит проявлением не силы, а слабости.
Авторитарная личность, не имея подлинной
внутренней силы, пытается убедить себя
в обладании ею с помощью господства над
другими. Эта личность иррациональна,
склонна к мистике, руководствуется в
первую очередь эмоциями и не терпит
равенства и демократии. Она воспринимает
других людей и мир в целом сквозь призму
отношений силы-слабости, садомазохизма.
Эмпирические
исследования, проведенные Адорно и
другими учеными, подтвердили реальное
существование авторитарного типа
личности, выявили ее некоторые новые
черты. В целом же это направление
психоанализа значительно расширило
представления о внутренних мотивациях
стремления к лидерству, хотя, конечно
же, не исчерпывает все типы таких
мотиваций. Как уже отмечалось, существуют
и некоторые другие типы психологического
отношения к лидерству, например игровой,
инструментальный и др.
Совокупность
различных интерпретаций позволяет
увидеть разнообразные стороны
политического лидерства, однако еще не
дает его целостной картины. Попытку
решить эту задачу, осуществить
комплексное исследование лидерства
представляет собой
интерактивный анализ.
Он учитывает четыре главных момента
лидерства: черты лидера; задачи, которые
он призван выполнять; его последователей
и конституентов; систему их взаимодействия,
механизм взаимоотношений лидера и его
конституентов. И все же создать
единую, универсальную концепцию
лидерства, по всей вероятности, невозможно,
поскольку само это явление чрезвычайно
многообразно по своим проявлениям и
функциям, зависит от исторических эпох,
типов политических систем, особенностей
лидеров и их конституентов и других
факторов.
Классификация,
функции и тенденции развития лидерства
Существуют
различные классификации феномена
лидерства. Одной из наиболее общих
является деление всех лидеров на
обычных
(«реальных») и
великих (как
великих «героев», так и великих
«злодеев»). Первые, реальные лидеры,
не оставляют заметного личного следа
в истории, не изменяют обычного хода
событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи),
имеют собственное видение политики
и пытаются осуществить в ней свои
замыслы, влекущие большие социальные
и политические перемены.
Широко
распространено деление лидерства в
зависимости от отношения руководителя
и подчиненных на
авторитарное и демократическое.
Авторитарное лидерство предполагает
единоличное направляющее воздействие,
основанное на угрозе санкций, применении
силы. Демократическое лидерство
выражается в учете руководителем
интересов и мнений всех членов группы
или организации, в их привлечении к
управлению.
Одна
из «классических» типологий лидерства
восходит к учению М. Вебера о способах
легитимации власти. В соответствии с
этими способами, лидеров подразделяют
на традиционных
(вожди племен, монархи и т.п.)
— их
авторитет основан на обычае, традиции;
рационально-легальных,
или рутинных,
— это
лидеры, избранные демократическим
путем; и
харизматических
— наделенных,
по мнению масс, особой благодатью,
выдающимися качествами, необычайной
способностью к руководству. Харизма
складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его
наделяют последователи. При этом
индивидуальные качества лидера
нередко играют второстепенную роль в
формировании его харизмы. Харизматическими
лидерами были, например, Ленин, Сталин,
Ким Ир Сен, Фидель Кастро.
Данная
классификация лидерства достаточно
проста и удобна, хотя, как и любая
другая классификация, ограничена в
применении. В основе первого типа
лидерства лежит привычка, второго
— разум,
третьего
— вера и
эмоции. Основоположник этой классификации
Вебер особое внимание уделял анализу
харизматического лидерства. Он оценивал
лидера этого типа как важнейшего
движителя, генератора обновления
общества в кризисные периоды, поскольку
харизматический вождь и его авторитет
не связаны с прошлым, способны мобилизовать
массы на решение задач социального
обновления. В относительно же спокойные
периоды развития для общества
предпочтительнее рационально-легальное
лидерство, оберегающее исторические
традиции и осуществляющее необходимые
реформы. В целом же в истории многих
государств наблюдается определенная
последовательность в смене типов
политического лидерства. Вождь-основатель
(харизматик) сменяется традиционным
лидером-охранителем, который, в свою
очередь, уступает место
реформатору-законодателю.
В
современной политологии нередко
называются четыре собирательных
образа лидера:
знаменосца
(или великого человека), служителя,
торговца и пожарного.
Лидера-знаменосца отличает собственное
видение действительности, привлекательный
идеал, «мечта», способная увлечь массы.
Яркими представителями такого типа
лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг,
Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится
выступать в роли выразителя интересов
своих приверженцев и избирателей в
целом, ориентируется на их мнение и
действует от их имени. Для лидера-торговца
характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить
граждан в их преимуществе, заставить
«купить» эти идеи, а также привлечь
массы к их осуществлению. И, наконец,
лидер-пожарный ориентируется на самые
актуальные, жгучие общественные
проблемы, насущные требования момента.
Его действия определяются конкретной
ситуацией. В реальной жизни эти четыре
идеальных образа лидерства обычно не
встречаются в чистом виде, а сочетаются
у политических деятелей в различных
пропорциях.
Имеются
и другие классификации лидеров. Так,
они делятся на правящих и оппозиционных;
крупных и мелких; кризисных и рутинных;
пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных
и т.п. (марксизм).
Разнообразие
типов лидеров во многом объясняется
широким кругом решаемых ими задач. При
характеристике основных этапов, стадий
деятельности лидеров можно выделить
их три общих
функции:
1) политический
диагноз, предполагающий анализ и оценку
ситуации;
2) определение
направления и программы деятельности,
служащей решению общественной проблемы;
3) мобилизация
исполнителей (должностных лиц, бюрократии
и масс) на реализацию целей.
Что
же касается более конкретной, содержательной
характеристики функций лидера, то к
ним можно отнести следующие:
1.
Интеграция общества, объединение масс.
Лидер призван воплощать в себе и
представлять во взаимоотношениях с
другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг
общих целей и ценностей, подавать пример
служения народу, отечеству.
2.
Нахождение и принятие оптимальных
политических решений. И хотя лидеры
не застрахованы от ошибок, часто действуют
не лучшим образом, все же именно
способностью найти наиболее приемлемые
пути решения общественных задач обычно
оправдывается их пребывание в
руководстве.
3.
Социальный арбитраж и патронаж, защита
граждан от беззакония, самоуправства
бюрократии, различного рода нижестоящих
руководителей, поддержание порядка и
законности с помощью контроля, поощрения
и наказания. Хотя социальный патронаж
на деле реализуется далеко не всегда,
вера в «хорошего царя», «отца народов»,
«народного президента» и т.п. до сих пор
широко распространена не только в
массовом сознании народов с преимущественно
патриархальной политической культурой,
но и в странах с вековыми демократическими
традициями.
4.
Коммуникация власти и масс, упрочение
каналов политической и, особенно,
эмоциональной связи и тем самым
предотвращение отчуждения граждан
от власти. В условиях сложной,
многоступенчатой иерархии государственных
органов и их бюрократизации личностное
восприятие власти особенно значимо для
преодоления недоверия к ней, формирования
у населения гражданского сознания,
патриотизма. С помощью телевидения и
других СМИ, в ходе встреч с избирателями
и других мероприятий политические
лидеры имеют достаточно широкие
возможности непосредственного общения
с народом.
5.
Инициирование обновления, генерирование
оптимизма и социальной энергии,
мобилизация масс на реализацию
политических целей. Строго говоря,
в этой группе объединены несколько
близких по своей направленности функций.
Лидер призван охранять народные традиции,
обеспечивать прогресс общества, вселять
в массы веру в социальные идеалы и
ценности. В большей мере выполнение
этих функций присуще харизматическим
лидерам, однако не только им. Так,
например, достаточно успешно справился
с задачей преодоления «вьетнамского
синдрома», национального пессимизма и
апатии, распространившихся в США
после поражения в войне с Северным
Вьетнамом, американский президент
Рональд Рейган.
6.
Легитимация строя. Эта функция присуща
главным образом лидерам в тоталитарных
и авторитарных государствах. Когда
политический режим не может найти своего
оправдания в исторических традициях,
национализме и демократических
процедурах, он вынужден искать его
в особых качествах харизматических
лидеров, которые наделяются необыкновенными,
пророческими способностями и в большей
или меньшей мере обожествляются. Так
было в нашей стране, когда большевистская
власть, безжалостно разрушая
многовековые традиции, узаконивала
свои действия гипертрофированным
авторитетом Маркса, Ленина и Сталина,
наделяя их чертами земных божеств и
усиленно насаждая культ их личностей.
Крайняя,
максимально завышенная оценка функций
и роли политического лидера в истории
— культ
личности. Он представляет собой чрезмерное
возвеличивание и даже обожествление
человека. Наиболее часто он встречается
в тоталитарных и авторитарных
государствах, хотя его элементы порою
складываются и в странах демократических,
например во Франции во времена
президентства Шарля де Голля.
Культ
политических руководителей
— неотъемлемый
элемент сакрализации власти. По своей
сути он является воскрешением языческого
идолопоклонства и, в частности, таких
его атрибутов, как памятники, мавзолеи,
мемориальные комплексы, сложные
религиозно-политические ритуалы и т.п.
В тоталитарных государствах идейные
истоки культа личности лежат в идеологии,
ее претензии на монопольное обладание
социальной истиной, универсальную,
всеобщую значимость. «Отцы» такой
«единственно верной идеологии»
наделяются качествами пророков и
ясновидцев.
Благоприятной
субъективной питательной средой культа
личности являются патриархальная и
подданническая политические культуры,
которые исходят из веры в «хорошего
царя» или руководителя, из принятия
жесткой иерархической организации
общества. Однако важнейшей
непосредственной причиной культа обычно
служит огромная концентрация политической,
духовной, экономической и социальной
властей в руках одного человека, а также
тотальная личная зависимость всех
нижестоящих не столько от результатов
своей деятельности, сколько от
благосклонности начальства.
В
тоталитарном обществе сфера такой
зависимости по существу ничем не
ограничена. Это и поступление на работу,
и карьера, и получение жилья, премий и
других социальных благ, и различного
рода санкции к непослушным. Отражаясь
в массовом сознании и сопровождаясь
соответствующей систематической
идеологической обработкой, все это
порождает у населения веру во всемогущество
руководителя, страх перед ним, рабскую
покорность и угодничество. Тяжелое
наследие такого отношения к политическому
лидерству до сих пор проявляется во
многих государствах мира, особенно в
странах Востока.
Социальная
значимость, функции и весь социальный
облик лидеров прямо зависят прежде
всего от характера политического
строя. Очевидно, что они будут коренным
образом расходиться, например, в
теократическом государстве,
тоталитарном и демократическом обществах.
Демократия, понимаемая в своем прямом,
этимологическом значении как власть
народа, большинства, вообще плохо
совместима с политическим лидерством,
предполагающим руководство одного
лица.
В
современных государствах примирение
принципов лидерства и народовластия
осуществляется на пути представительной
демократии, оставляющей избранникам
народа свободу действий в пределах,
очерченных законом. Здесь отчетливо
проявляются две главные тенденции, во
многом изменяющие традиционные,
преимущественно харизматические
представления о лидерстве. Эти тенденции
—
институциализадия и профессионализация
лидерства.
Институциализация
лидерства сегодня проявляется прежде
всего в том, что процесс рекрутирования,
подготовки, движения к власти и сама
деятельность политических руководителей
осуществляются в рамках определенных
институтов
— норм и
организаций. Функции лидеров ограничены
разделением законодательной,
исполнительной, судебной и информационной
властей, конституциями и другими
законодательными актами. Кроме того,
лидеры отбираются и поддерживаются
собственными политическими партиями,
контролируются ими, а также оппозицией
и общественностью. Все это значительно
ограничивает их власть и возможности
маневра, повышает влияние среды на
принятие решений. В силу развития
демократического контроля, а также
отсутствия разного рода революционных
ситуаций в современных индустриально
развитых государствах практически не
появляются политики, которые оставляли
бы такой же глубокий след в истории,
как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр
Первый, а также Гитлер или Сталин.
Современные лидеры больше, чем прежде,
подчинены решению обыденных,
повседневных созидательных задач.
С
этим связана вторая тенденция в развитии
лидерства
— его
профессионализация. Еще в
1919 г. М.
Вебер в известной работе «Политика как
призвание и профессия» отмечал растущее
«превращение политики в «предприятие»,
которому требуются навыки в борьбе
за власть и знание ее методов, созданных
современной партийной системой»13.
В нынешних условиях усложнения
общественной организации и взаимодействия
государственных органов с партиями,
группами интересов, СМИ и широкой
общественностью важнейшими функциями
политики и политиков становятся не
применение насилия и даже не борьба за
власть, а «преобразование общественных
ожиданий и проблем в политические
решения»14.
Политик
фактически превратился в специалиста
в области общественных коммуникаций,
предполагающих обеспечение четкой
формулировки требований населения,
налаживание необходимых для принятия
коллективных решений и их реализации
контактов с парламентскими и
правительственными органами, СМИ,
общественными организациями и отдельными
людьми, разрешение конфликтов и нахождение
согласия. Сегодня эффективно
реализовать эти функции не может человек,
не обладающий специальной квалификацией:
знаниями, навыками и опытом.
Политический
труд постепенно превращается в профессию,
аналогичную профессии врача, конструктора
или адвоката. Он становится главным и
постоянным источником дохода. Хотя
профессиональные политики занимают
выборные должности, большинство из
верхнего эшелона обычно сохраняет род
своих занятий даже после смены
правящей партии. Этому способствует
аккумуляция ими ряда политических
должностей в парламенте, партии, органах
местного самоуправления, других
учреждениях.
В
ряде стран (Японии, Франции, США) учет
профессионализации политической
деятельности проявляется в отборе
будущих политических лидеров- еще в
детском или подростковом возрасте и их
подготовке в специальных школах и
университетах. Такие меры в сочетании
с развитием политического участия
граждан и укреплением контроля за власть
имущими способствуют повышению
эффективности политического лидерства,
его подчинению интересам всего общества.
Политические
лидеры и элиты занимают руководящие
позиции и осуществляют свои функции
в рамках определенных политических
систем, выступающих реальным воплощением,
материализацией механизма власти в
обществе.
Политическое руководство
Предмет
Конфликтология
Разместил
🤓 stas_titov_1998
👍 Проверено Автор24
деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями разработки стратегии и тактики, организации текущей политической работы. П. р. подразделяется на: персональное (политический лидер), элитарно-корпоративное (политические элиты и социально-корпоративные группы) и институциональное (политические организации и учреждения, органы управления политических движений). На П. р. лежит ответственность за стабильность в обществе, степень его конфликтности, участие государства в международных и региональных конфликтах.
Научные статьи на тему «Политическое руководство»
Маркетинг в государственной власти
Первое направление — общественно-политические науки:
психология,
социология,
политология,
политическая…
Научные истоки происхождения политического маркетинга
В структуре политического маркетинга как исследовательско-управленческой…
решений, принимаемых политическим или государственным руководством, целей, относят к выбору и методов…
Поэтому предлагаем выделять следующие элементы:
выбор целей, предполагает знание политическим руководством…
средств и действий;
контроль, государственно-политическое руководство должно осуществлять с помощью
Статья от экспертов
КНДР в условиях смены политического руководства
В статье рассмотрена специфика эволюции политической системы Корейской Народной Демократической Республики в условиях смены национального лидера. Проводится сравнительный анализ наследования власти Ким Чен Ира и его преемника Ким Чен Ына. Особое внимание уделено взаимозависимости внутренних политико-экономических процессов КНДР и международной обстановки.
Военно-политическая элита
, поскольку, несмотря на обеспечение и поддержание достаточно высокого престижа военного руководства,…
сложности субъектного состава военного руководства, обусловленной многоуровневой организацией военизированных…
лидеров (т.е. в зависимости от места конкретного лица в структурах военного руководства);
По времени…
(угрожаемый период) время;
По содержанию деятельности военачальников: руководство войсками, военными…
зависимости содержания и «стиля» военного руководства, в рамках которой принято выделять тоталитарную
Статья от экспертов
Неоконфуцианство в оценке политического руководства современного Китая
Возвращение к неоконфуцианству было связано с концепцией развития Китая. Целью социализма с китайской спецификой в эконо-мическом плане являлось плавное введение элементов рыночной эко-номики, главным из которых было право на иные формы собственно-сти, кроме государственной, при одновременном осуществлении «четырех модернизаций»: сельского хозяйства, промышленности, государственной обороны и науки. Социализм с китайской спецификой — это достижение к 2000 г. уровня общества «Сяо Кан». Слово «Сяо Кан» означает один из идеа-лов раннего Конфуция. На русский язык его можно перевести как «об-щество малого благоденствия», или «общество со среднезажиточным уровнем жизни», при котором не существует резкого социального рас-слоения, и для нормальной жизни достаточно небольшого уровня дохо-дов, а рыночная экономика находится под контролем государства.
Еще термины по предмету «Конфликтология»
Понятие «Пресса желтая»
термин, определяющий содержание, жанры, адрес и формы работы с читателями газет и журналов, которые рассчитаны на массового читателя с низким уровнем общественной активности, сознания и художественного вкуса. Как правило, «П. ж.» широко использует слухи, надуманные сюжеты, непроверенную информацию. При определенных условиях — конфликтоген.
ATNA
по аналогии с BATNA аббревиатура от английского «Alternatives To a Negotiated Agreement» — альтернативы переговорному решению (соглашению).
Анархия
1) состояние общества, характеризуемое отсутствием власти, законов, обязательных норм поведения; 2) диффузия власти, ее рассредоточенность между множеством независимых центров. Конфликтоген.
-
Руководство
-
Руководство по эксплуатации
-
Тарифные руководства
-
Ответственность руководства
-
Руководство для заявителей
-
Руководство полетами
-
Общее руководство
-
Подход к руководству
-
Стиль руководства
-
Руководство и управление
-
Руководство (Guide)
-
Методы руководства
-
Кризис руководства
-
Руководство организации
-
Руководство по качеству
-
Руководство предприятия
-
Руководство Фраскати
-
Руководство пользователя
-
Заявления руководства
-
Диапазон руководства
Смотреть больше терминов
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
-
Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных
карточек
Рекомендуемая ссылка на статью:
Татьяна Карцева. Лидерская роль руководителя в сфере государственного управления // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №3 (89)
.
Татьяна Карцева, советник отдела по взаимодействию с региональными общественными палатами, общественными наблюдательными комиссиями и некоммерческими организациями федерального казенного учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации» (111123, Москва, ул. 2-я Владимирская, д.5, кв.161). E-mail: t.kartseva@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются лидерские функции руководителя в сфере государственного управления, которые заключаются в использовании социально-психологических методов влияния на коллектив. Несмотря на важность лидерской роли руководителя, ей зачастую пренебрегают как в практике государственного управления, так и в исследованиях руководства, сводя данную роль к роли мотиватора группы. Лидерство и руководство принято, скорее не объединять, а искать различия между ними. При изучении данных явлений подчеркивается, что руководство представляет собой социальный феномен, регламентировано функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью управления ими для решения организационных задач. Важность данных функций рассматривается на примере исследования методов управления выдающихся руководителей бизнеса, которые могут быть заимствованы для оптимизации государственного управления в России. Неэффективная реализация лидерской роли руководителем приводит к падению авторитета руководителя среди подчиненных, разрозненности их действий, снижению значимости коллективных целей и уменьшению стремления к их достижению, что сказывается на общей эффективности группы.
Ключевые слова: лидерская роль руководителя, государственное управление, неэффективная реализация лидерской роли, харизматическое руководство, трансформационное руководство.
В оптимизации государственного управления важную роль играют руководители различных рангов и уровней управления. Помимо функций, предписанных руководителю должностными инструкциями, различными нормативно-правовыми актами, руководитель исполняет роль лидера, который мотивирует и развивает персонал, способен вдохновить людей на упорный и плодотворный труд, творческие идеи и новые решения старых проблем. Руководитель формирует основные организационные ценности, корпоративную культуру, является наставником и воспитателем для своих подчиненных.
Как показывают социологические исследования, 27 % сотрудников органов государственной и муниципальной службы не удовлетворены своей работой по причине неблагоприятного морально-психологического климата в коллективе. Данный показатель выше на 7 % аналогичного показателя у сотрудников частных организаций и на 11 % выше такого же показателя у сотрудников организаций со смешанной формой собственности. По данным этих же исследований, главным фактором, сдерживающим формирование высокой организационной культуры, является невнимание руководства к этому вопросу. Так считают 38,1 % работающих на государственной и муниципальной службах. Одним из наименее развитых навыков, присущих работникам руководящего состава данной сферы управления, по мнению респондентов, является навык работы в команде (25,1 %). Умения, связанные с реализацией формальных функций руководителя, ориентированные на выполнение задачи, напротив, развиты лучше всего: постановка конкретных целей перед коллективом и достижение их реализации (42,3 %), контроль хода выполнения решений и задач (42,3 %), принятие и реализация текущих управленческих решений (37,2%) [Турчинов, Магомедов, Кононенко, 2009. С. 41–51].
Несмотря на важность лидерской роли руководителя, ей зачастую пренебрегают как в практике государственного управления, так и в исследованиях руководства, сводя её к роли мотиватора группы. Лидерство и руководство принято, скорее, не объединять, а искать различия между ними. При изучении данных явлений подчеркивается, что руководство представляет собой социальный феномен, регламентировано функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью управления ими для решения организационных задач. Лидерство же, как психологический феномен, призвано регулировать неофициальные отношения между людьми. Основу руководства составляют полномочия власти, основа лидерства заключается в межличностных контактах [Кричевский, 2007. С. 25–26].
Американские исследователи М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури подчеркивают объединение формального и неформального в феномене руководства, определяя главу организации как человека, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Под лидерством авторы понимают способность влиять на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации [Мескон, Альберт, Хедоури, 2009. С. 514].
Задача руководителя заключается в том, чтобы организовать группу людей для достижения общегрупповых и организационных целей. В этом процессе он использует как формальные методы влияния (материальные стимулы, продвижение по службе, различные формы административных наказаний и т.д.), так и неформальные методы (различные формы нематериальной мотивации, формирование сплоченной команды и т.д.). Использование неформальных методов влияния реализуется в лидерской роли руководителя, которая заключается в его умении мобилизовать, направлять и развивать подчиненных для достижения поставленных целей.
Лидерство, таким образом, оказывается вплетенным в руководство, а руководство, в свою очередь, представляет собой взаимодействие социального и психологического, формального и неформального в организации.
Неэффективная реализация лидерской роли руководителем приводит к падению авторитета руководителя среди подчиненных, разрозненности их действий, снижению значимости коллективных целей и уменьшению стремления к их достижению, что сказывается на общей эффективности группы.
Другое крайнее проявление влияния руководителя на подчиненных заключается в максимальной реализации его лидерской роли. Здесь речь идет о харизматическом влиянии руководителя за счет особых личных и профессиональных качеств.
Готовность харизматических руководителей лидировать, то есть, вести за собой подчиненных к достижению поставленных задач, подчеркивалась еще в ранних исследованиях харизматического руководства [Conger, Kanungo, 1988. C. 233]. Исследователи У. Гарднер и Б. Аволио рассматривают таких руководителей как людей, для которых образ лидера является центральной и важнейшей частью их идентичности [Avolio, Gardner, 2005. C. 315–338].
Данный факт был подтвержден на примере исследования биографий и автобиографий выдающихся руководителей-харизматиков. Их компании не только оставили своих конкурентов далеко позади, но сами они известны благодаря особым личностным качествам. Их отличает невероятная целеустремленность, упорство, трудолюбие, решительность, ответственность и зрелость. Им свойственна большая степень уверенности в себе, которая передается их подчиненным. Эмоциональное воодушевление подчиненных, вселение в них уверенности в своих силах ведет к росту сплоченности коллектива, к большему стремлению к достижению общей цели.
Имена десяти руководителей-харизматиков, чьи биографии были проанализированы, широко известны. Это Генри Форд, Эсти Лаудер, Стивен Джобс, Соичиро Хонда, Акио Морита, Билл Гейтс, Лиз Клайборон, Мэри Кей Эш, Томас Монаган, Лилиан Вернон. Анализ был осуществлен на основе следующих источников: Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»; Джей Эллиот, Уильям Саймон «Стив Джобс. Уроки лидерства»; Дез Деарлав «Бизнес путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера»; Акио Морита «Sony. Сделано в Японии»; Tomas Monaghan, Robert Anderson «Pizza Tiger»; Мэри Кэй Эш «Mary Kay: путь к успеху»; Ландрам Джим «13 мужчин, которые изменили мир»; Ландрам Джим «13 женщин, которые изменили мир» и интернет-источников [Форд Г., 2010; Эллиот Дж., 2012; Деарлав Дез, 2003; Акио Морита, 2007; Tomas Monaghan, Robert Anderson, 1986; Мэри Кэй Эш, 2011; Ландрам Джин, 1997].
Лидерская роль таких руководителей наряду с предвидением, стратегическим планированием, является центральной функцией их управленческой деятельности.
Во-первых, выдающиеся бизнесмены сами являются примером целеустремленности и трудолюбия для своих подчиненных, тем самым формируя особую корпоративную культуру, в которой приветствуются соответствующие ценности.
Во-вторых, основная мотивация выдающихся руководителей – мотивация быть первым, быть лидером, которая является базой для их стремления занять не только официальное место лидера, но и стать неформальным лидером для своих подчиненных, получить их любовь, уважение и признание. Кроме того, одним из ведущих мотивов является мотив достижения успеха. Такие руководители получают удовольствие от преодоления трудностей, которые они встречают на пути к цели, от получения положительного результата. Невероятное стремление к цели вместе с уверенностью в успехе стимулирует подчиненных в их упорной работе, заряжает оптимизмом, вызывает желание быть похожим на лидера, следовать за ним.
Харизматическое руководство приводит не только к развитию позитивных чувств по отношению к руководителю со стороны его подчиненных, но и способствует росту самоуважения последних, усиливает их восприятие себя как высокоэффективных работников. Вектор мотивации подчиненных сдвигается с полюса собственных интересов к интересам коллективным, что естественным образом повышает эффективность их работы [Avolio, Gardner, 2005. C. 315–338].
Лидерская роль руководителя является «проводником» к трансформационному руководству, в процессе которого группа начинает воспринимать цели организации как свои собственные. Данный тип руководства реализуется с помощью четырех механизмов:
- харизма лидера (предвидение будущего и способность сообщать об этом);
- интеллектуальная стимуляция (поощрение стратегического мышления и рационального решения проблем);
- внимание к подчиненным (создание команды единомышленников);
- вдохновляющее стимулирование (внушение энтузиазма и оптимистического взгляда на будущее) [Бендас, 2000. С. 20].
Трансформационное руководство, предполагающее такое изменение организационной культуры, в результате которого подчиненные чувствуют свою причастность к происходящим изменениям, выработке общей стратегии действий, единение с организационными целями – это именно тот тип управления, который необходим государственным структурам. Опираясь на научные достижения, опыт бизнеса и государственного управления в других странах, а также на уже достигнутые успехи в данном направлении, российский руководитель сможет в полной мере реализовать свою лидерскую роль. Стиль руководства в сфере государственного управления требует большей «ориентации на человеческие отношения», озабоченности социальными процессами и взаимодействиями внутри организации. Руководитель должен опираться не только на данные ему полномочия власти, действуя согласно административному регламенту. Лидерская роль руководителя предполагает необходимость быть специалистом в сфере неформальных отношений, обладать развитым социальным и эмоциональным интеллектом, владеть приемами мотивации и средствами построения сплоченной команды, стараться быть целеустремленным и высокоморальным лидером коллектива, на которого можно равняться и за которым можно следовать. Это позволит повысить значимость задач государственного и национального масштаба в глазах государственных служащих, их самоотдачу в стремлении к данным целям, укрепить нравственные и моральные устои государственной службы, и таким образом увеличить эффективность государственного управления.
Литература
Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства. Оренбург, ИПК ОГУ, 2000.
Деарлав Дез. Бизнес путь: Билл Гейтс. 10 секретов успеха самого богатого в мире бизнес-лидера. М.: Издательский дом «Крылов», 2003.
Джин Л. 13 женщин, которые изменили мир. М.: Феникс, 1997.
Джин Л. 13 мужчин, которые изменили мир. М.: Феникс, 1997.
Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М.: Статут, 2007.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2009.
Кэй Эш М. Mary Kay: путь к успеху. М.: Иванов и Фербер Манн, 2011.
Морита А. Sony: Сделано в Японии. М.: «Альпина Паблишер», 2007.
Турчинов А.М., Магомедов К.О., Кононенко Т.А. Актуальные проблемы кадровой политики управления персоналом: Материалы социологического опроса (сентябрь-октябрь 2007 года). М.: Изд-во РАГС, 2009.
Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Г.Форд; пер. с англ. Е.А. Бакушева. 3-е изд. Минск: «Попурри», 2010.
Эллиот Дж. Стив Джобс: уроки лидерства / Эллиот Дж., Саймон У.; пер. с англ. Н. Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2012.
Bruce J. Avolio, William L. Gardner. Authentic leadership development. The Leadership Quarterly. 2005. V.16.
Conger J. A., Kanungo R. N. Charismatic leadership. San Francisco: Jossey Bass-Publisher, 1988.
Monaghan T., Anderson R. Pizza Tiger. NY.: Random House, 1986.