Дисциплина
«Управленческая психология»
Специальность 42.02.01 «Реклама»
курс
III группа: 1р3
Преподаватель:
Жданова Наталия Владимировна
ЛЕКЦИЯ
3. Теории лидерства и стилей руководства. (2 часа).
План
лекции:
1. Лидерство
как важнейший фактор управления.
2. Теорий
лидерства.
3. Стили
управления.
Под лидерством обычно
понимают способность человека вести за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является феноменом, описывающим процессы влияния в
группах или организациях, направленные на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой цели. Лидерство как важнейший фактор
управления стоит в центре современной организации. В современной организации
лидерство многогранно, его следует понимать, как планирование, организацию и
управление деятельностью группы посредством установления коммуникаций.
К основным элементам
процесса лидерства относятся влияние, поддержка, обеспечение добровольного
участия и достижение целей.
Лидерство как
специфический тип отношений управления предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления, лидерство предполагает наличие в
организации последователей – союзников, которые представляют
обязательную оборонную сторону медали, называемой лидерством.
Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник — подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».
Факторы,
составляющие основу лидерства:
- объективные и
субъективные; - формальные
(инструментальные) и неформальные (эмоциональные); - внешние и
внутренние.
Процесс влияния на
людей позиции занимаемой в организации должности называется формальным
лидерством. Процесс влияния на основе авторитета, доверия, уважения, способностей
или других ресурсов, необходимых людям, называется неформальным лидерством. Идеальным
является сочетание всех основ лидерства.
Лидер (от
англ. leader – ведущий руководитель) – это лицо (группа лиц), которое может
оказывать реальное влияние на поведение работников.
Для осуществления
эффективного руководства менеджер должен обладать лидерским влиянием.
Определяющими чертами
при оценке лидера и его поддержке группой являются: энергичность,
решительность, настойчивость, целеустремленность, энтузиазм, честолюбие,
способности и знания, справедливость коммуникабельность, уверенность в себе и
др. Наиболее важными функциями Лидера являются: определение целей и средств их
достижения, координация действий членов группы, планирование их совместной
работы, поощрение и наказание, информационная, контролирующая,
представительская функции и др. Таким образом, лидерство является важнейшим
фактором в системе управления современной организации.
В зависимости от того,
что считается источником результативности лидерства и какой смысл вкладывается
в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:
1. Теория черт
(лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности);
2. Поведенческие теории
(эффективность лидерства есть функция поведения);
3. Ситуационные
(эффективность лидерства является следствием действия в ситуации);
4. Атрибутивные теории;
5. Теории обмена.
Теория
личностных качеств лидера объясняет лидерство наличием
определенного набора общих для всех лидеров определенных личных качеств.
Исследованиями выявлено свыше 80 характеристик: физиологических,
психологических, интеллектуальных, деловых, личностных. При этом наиболее
общими чертами, которые отличают эффективного лидера тех, кого он ведет за
собой, являются: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в
себе, адаптивность, способности, знания. Особенно очевидно они проявляются из
известных выдающихся лидеров (теория великих людей). Практикой не
подтверждается наличие стандартного набора качеств, которые предопределяют
эффективное лидерство. Личные качества не гарантируют достижения успеха, а их
относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая
ситуацию, в которой находится менеджер.
Поведенческие
теории лидерства рассматривают лидерство как
набор привычных моделей поведения руководителя. Они указывают, что эффективное
руководство зависит не столько от личных характеристик менеджера, сколько от
адекватности его поведения ситуации, уровня квалификации и предпринимаемых
действий.
Данные теории
акцентируют внимание на стиле лидерства, под которым понимается
совокупность характеристик приемов и методов, используемых руководителем в
процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем своих
полномочий подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней
средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по
отношению к подчиненным.
Содержание
поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение
лидера на основе двух основных параметров:
- поведение,
ориентированное на выполнение производственных задач (при
игнорировании потребностей и интересов подчиненных); - поведение,
ориентированное на человеческие отношения (уважение к
потребностям работников, забота о развитии персонала);
·
В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению
внимания к вопросам обучения эффективности приемам обучения.
·
Ситуационные теории лидерства обосновывают,
что решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, не
отвергая при этом характеристик. В основе большинства ситуационных моделей
лежит положение о том, что выбор оптимального стиля руководства определяется на
основе мониторинга управленческой ситуации и анализа природы ее ключевых
параметров.
Ситуационные теории лидерства имеют важное
практическое значение, поскольку утверждают, множественность оптимальных стилей
лидерства в зависимости от стации они указывают на отсутствие единого
универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в
зависимости от ситуационных факторов.
Атрибутивные теории лидерства утверждают, что лидерство в группе являются
не реально существующим феноменом, определяемым качествами личности и
поведениям лидера, а результатом субъективных восприятий и социальных представлений
подчиненных.
Чем точнее совпадают между воспринимаемыми
атрибутами и поведением лидера, с одной стороны, и представлениями подчиненных
– с другой, тем выше вероятность, что подчиненные будут воспринимать лидера как
лидера и позволят ему осуществлять процесс влияния.
Теории обмена представляют лидерство как сложный процесс
взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них
является теория диад теория харизматического и трансформационного лидерства.
Главным утверждением этих теорий является то, что результативность лидерства
напрямую зависит от способности лидера обеспечить адекватное восприятие
подчиненными целей его деятельности.
Современные специалисты считают, что
лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному
подходу. Оно обусловлено взаимодействием ряда переменных:
·
характеристики лидера;
·
позиции, потребностей и других
характеристик его последователей;
·
характеристики организации
(цель, структура, задачи)
·
социальная, экономическая и политическая
среда.
Новые экономические условия приводят к
появлению новых организационных форм и особых стилей лидерства. На основе этих
моделей выдвигаются несколько идей управления и лидерства:
·
поддержка только высоко
прибыльных проектов;
·
управление помимо существующей
иерархии;
·
развитие информационных сетей,
объединяющих автономные элементы.
Вышеперечисленное определяется как управление
предпринимательской сетью. В целом новейшие теории лидерства
постулируют, эффективность адаптивного руководства — руководства,
ориентированного на реальность. Его главный тезис состоит в том, что менеджер
должен освоить все стили лидерства и умело варьировать их в различных
правленческих ситуациях. Применение того или иного стиля зависит от
квалификации менеджера и подчиненных, степени их зрелости, опыта решения
конкретных задач, внутреннего побуждения к достижению поставленных целей.
Руководитель, стремящийся добиться
эффективного управления, должен обладать прогрессивным типом мышления,
предприимчивостью, ключевыми компетенциями, концептуальными способностями,
высокой культурой управления.
Стили
управления
В повседневной работе перед каждым
руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями
подчиненных. Это получило название управленческого стиля.
Под стилем управления11 понимается манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставить делать то, что в
данный момент необходимо.
Стили управления складываются под влиянием
конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные»,
т.е. обусловленные одним каким-то фактором, и «многомерные», т.е. учитывающие
два и более обстоятельств стили управления.
К «одномерным» стилям управления относят:
·
авторитарный;
·
демократический;
·
либерально – попустительский.
Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с |
Авторитарный (директивный) стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Приемы принятия решений |
Единично решает все вопросы |
Принимая, решение, советуется с |
Ждет указания руководства или отдает |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказывает, распоряжается, командует |
Предлагает, просит, утверждает |
Просит, упрашивает |
Приемы принятия решений |
Берет на себя или перекладывает на |
Распределяет ответственность в |
Снимает с себя всякую ответственность |
Отношение и инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах дела |
Отдает инициативу в руки подчиненных |
Отношение к подбору кадров |
Боится квалифицированных работников |
Подбирает деловых, грамотных работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к недостатку собственных |
Все знает и умеет, гипертрофированное |
Постоянно повышает квалификацию |
Пополняет свои знания и поощряет эту |
Стиль общения |
Жестко формальный, необщительный |
Дружески настроен, любит общаться |
Боится общения, общается с подчиненными |
Характер отношений с подчиненными |
Диктуется настроением |
Ровная манера ведения. Постоянный |
Мягок, покладист, иногда легковерен |
Отношение к дисциплине |
Приверженец формальной жесткой |
Сторонник разумной дисциплины, осуществляет |
Требует формальной дисциплины, не умея |
Отношение к моральному воздействию на |
Считает наказание основным методом |
Постоянно использует разные стимулы |
Использует поощрение чаще, чем наказание |
«Многомерные» стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих,
переплетающих подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может
реализовываться наряду с ними.
Первоначально сложилась идея «двумерного»
стиля управления, основывающегося на двух подходах: первый, ориентируется на
создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата и
налаживание человеческих отношений; второй – на создание надлежащих
организационных и технических условий, при которых человек достаточно полно
сможет реализовывать свои способности.
Вопросы
для повторения:
1. Почему
лидерство является важнейшим фактором управления?
2. Теорий
лидерства описать.
3. Какой
стиль управления является на ваш взгляд наиболее эффективным? Пояснить.
Список литературы:
1. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. «Руководитель без конфликтов»
Москва, 2018 год издательство «Экономика».
2. Розанова В.А. «Психология управления»
Москва, 2018 года ЗАО «Бизнес-школа», «Интел- Синтез».
3. Лавриенко В.Н. «Психология и этика
делового общения» Москва, 2017 года издательство «Юнити»
4. Дейл Корнеги «Как завоевать друзей и
оказывать влияние на людей» Челябинск, 2017 год.
5. Шекшня С.В. «Управление персоналом
современной организации». Москва, Бизнес –школа, «Интел –Синтез», 2016 год.
Это способность влиять на индивидов и их групп для побуждения к работе и достижения целей.
Теории лидерства
Существует три традиционные теории лидерства:
- Теории личностных черт (1930-е годы).
Представители: А. Файоль, О. Тид, М. Строгдилл.
В данных теориях лидерство объясняется наличием у индивида конкретного набора личностных качеств, именно благодаря которым можно достичь успеха и повести за собой людей.
Однако на практике такой стандартный набор качеств не был подтвержден. - Поведенческие теории (1940-50-е годы).
Представители: К. Левин, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Р. Блек, Д. Моутон.
В данных теориях лидерство рассматривается как набор определенных образцов поведения руководителя в отношении подчиненных. - Ситуационные теории (1960-х года).
Представители: Ф. Филдер, Р. Хаус, Г. Митчелл, П. Херси, К. Бланшард.
В данных теориях считается, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы.
Поведенческий подход к лидерству
Поведенческий поход к лидерству основан на стиле поведения руководителя по отношению к подчиненным. При этом в основе лежит необходимость обучения индивида, который обладает лидерскими чертами, для эффективного их использования по отношению к остальным членам группы.
Представители поведенческого подхода изучали различия между ориентацией руководителя на задачу и на персонал.
Классификация стилей лидерства при поведенческом подходе
Стили лидерства (К. Левин):
- Авторитарный.
Вся власть и ответственность сосредотачивается в руках лидера. Лидер устанавливает цели, определяет средства их достижения. Цели в этом случае непрозрачны. Коммуникационные потоки направлены в основном «сверху вниз» (вертикально). При этом лидер находится в позиции вне группы, имеет субъективную оценку происходящего, пользуется в основном распоряжениями и запретами. - Демократический.
В основе лежит делегирование полномочий с утверждением ключевых моментов у лидера. Коммуникации осуществляются и вертикально, и горизонтально. Планирование целей и задач происходит внутри группы и за реализацию решений отвечают все. При этом лидер находится в позиции внутри группы. Способы руководства: инструкции в форме предложений, запреты и решения обсуждаются. - Либеральный (пассивный).
Лидер снимает с себя ответственность, по факту власть находится в руках группы. Лидер предоставляет группе возможность самоуправления. Коммуникации в основном происходят в горизонтальном направлении. Дела ведутся группой на их усмотрения, лидер не вмешивается. При управлении от лидера нет похвалы и нет порицаний. Лидер находится как бы в стороне от группы. Решения принимаются на основе отдельных интересов.
Ситуационный подход к лидерству
Ситуационный поход к лидерству основан на том, что эффективность стиля лидерства зависит от управленческой ситуации. При этом важность личностных качеств не отвергается. Другими словами, не только личностные качества и стиль руководства влияют на успешность управления, но и сложившиеся ситуации, а также факторы, влияющие на них (потребности и личные качества подчиненных, характер задания и выполняемых работ, влияние среды и т.п.).
Надо отметить, что данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления.
Классификация стилей лидерства при ситуационном подходе
Стили лидерства в ситуационном подходе (П. Херси и К. Бланшард):
- Указывающий.
Можно провести параллель с авторитарным стилем. Лидер в большей степени ориентирован на решение задачи, чем на отношения в группе. Решения принимаются без участия подчиненных, поскольку мнение команды не учитывается. Они только информируются о принятом решении, которое должны исполнить. - Убеждающий (наставнический).
Можно провести параллель с демократическим стилем. Руководитель также определяет функции и задачи, однако он уже воспринимает участие и мнение подчиненных. - Участвующий (поддерживающий).
Лидер участвует в постановке целей, принятии решений и выработке идей, однако большее участие принимает группа. Лидер выступает как равный член этой группы. - Делегирующий.
Здесь можно провести параллель с либеральным стилем, то есть основа – невмешательство. Группа практически все решения принимает сама. Как правило, при таком стиле лидер вырабатывает стратегию, но тактику и оперативные действия для ее достижения выбирает команда.
Какие средства влияния на подчиненных должен использовать руководитель? Как он должен вести себя, чтобы эффективно выполнять свою роль?
Это сложные вопросы, и ответ на них лежит отнюдь не на поверхности.
Теория руководства пытается выявить и предсказать, какие характеристики и качества руководителя оказываются наиболее продуктивными для направления усилий людей на выполнение целей фирмы. Ученые рассматривают три подхода с использованием наиболее значительных факторов эффективного руководства:
- подход с позиции личных качеств руководителя;
- поведенческий подход;
- ситуационный подход.
1. Подход с позиции личных качеств
Руководство стало объектом исследования, когда в начале ХХ века стали впервые изучать организационное управление. Однако только в период 30-50-х годов было впервые предпринято изучение руководства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективного руководителя.
Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для них личных качеств. Вот некоторые из этих изученных черт, присущих руководителю:
- уровень интеллекта и широта мировоззрения;
- инициативность;
- социальное и экономическое образование;
- высокая степень уверенности в себе;
- честность;
- здравый смысл;
- впечатляющая внешность.
В 40-х годах ученые начали исследовать собранные факты о соотношении личностных качеств и лидерства, но, к сожалению, не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Некоторые из ученых пришли к выводу, что нет такого набора личностных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей. Это часто приводится в доказательство того, что эффективное руководство имеет ситуационный характер.
2. Поведенческий подход
Согласно поведенческому подходу эффективное управление осуществляется не столько личностными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. При таком подходе внимание сосредоточивалось на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей фирмы.
Важный вклад поведенческого подхода в теорию управления заключается в том, что он помог провести анализ поведения руководителей и составить классификацию стилей руководства, то есть того, как руководитель будет вести себя с подчиненными.
Это стало полезным инструментом управления и позволило лучше понять сложности руководства.
Похожие материалы в разделе Психология управления:
- Власть, основанная на авторитете
- Формы критики
- Список примерных вопросов для тех, кто готовится к собеседованию
- Современные теории мотивации
- Вознаграждение
- Выполнение роли руководителя согласно теории руководства
- Правила и нормы общения в конфликтном взаимодействии
- Совершенствование управления предприятием
- Мотивация и компенсация труда
- Мотивы критики