Предшествующие организации:
- до 1917 — в составе Медицинской полиции;
- 1922—1933 — Санитарно-эпидемиологическая служба;
- 1933—1950-е — Государственная санитарная инспекция;
- 1963—1991 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба СССР;
- 1991—2004 — Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации (Госсанэпиднадзор);
- 1993—2004 — Государственная инспекция по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция).
- 1993—2002 — Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» основанное главным государственным санитарным врачом Е.Н. Беляевым и входившим в него Г.Г. Онищенко.
XIX — начало XX векаПравить
Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.
В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.
Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.
Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.
Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.
Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.
Советский периодПравить
15 сентября 1922 года издан декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики», который считается днем создания санитарно-эпидемиологической службы. В СССР первая санэпидстанция была создана в Гомеле (Белорусская ССР) 27 октября 1922 года. Первый закон «О санитарных органах республики» был принят Совнаркомом РСФСР 19 февраля 1927 года, а 27 октября 1927 года были приняты положения, согласно которым значительно расширились права и функции санитарных органов, устанавливались дифференцированные нормативы обеспечения районов и городов санитарными кадрами, бактериологическими лабораториями и дезинфекционными станциями. Важнейшим обязательным элементом стал предупредительный санитарный надзор на всех этапах промышленного и жилищно-гражданского строительства.
В 1933 году произошло разделение функций санитарно-эпидемиологической службы — при сохранении санитарно-эпидемиологических станций была организована Государственная санитарная инспекция, осуществлявшая общее руководство санитарно-эпидемиологической работой, а также предупредительный санитарный надзор. В начале 50-х годов Государственная санитарная инспекция была ликвидирована. Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР».
Современное состояниеПравить
В начале 1990-х открылась новая страница в современной истории России и в истории санитарно-эпидемиологической службы в частности. Впервые за годы существования службы Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который внес принципиальные изменения в содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Прежде всего, было, наконец, узаконено само понятие санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены санитарные требования, определены права и обязанности юридических лиц и граждан в рамках санитарного законодательства, установлена ответственность за его невыполнение. Именно с этого времени и именно этот закон дал толчок к использованию в практике санитарно-эпидемиологического надзора научно-обоснованных методов, позволяющих установить корреляционные связи между факторами среды обитания и состояния здоровья населения. Сформировалось правовое и научное обоснование использования социально-гигиенического мониторинга для разработки мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В дальнейшем это нашло отражение в создании национальных программ, проектов законов, принятия управленческих решений.
В 1991 году Совет Министров РСФСР утвердил новое «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР». Санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) были переименованы в Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) и получили вертикальное подчинение Комитету государственного санэпиднадзора Российской Федерации[2]. Вплоть до 2004 года в России функционировали 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Параллельно с санэпиднадзором развивалась и сфера защиты прав потребителей. В 1993 году при Комитете РФ по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, контроле качества товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Инспекция многократно переходила из подчинения одного органа другому, а в 2000 году стала структурным подразделением Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Полномочия Госторгинспекции с 1993 года не изменялись и включали в себя государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Современная структура организации образована Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[3]. Ранее была подчинена Министерству здравоохранения и социального развития России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» находится в непосредственном ведении Правительства России[4]. Со дня образования федеральной службы (2004 год) и до 23 октября 2013 года её руководителем являлся Г. Г. Онищенко.
22 октября 2013 года в прессе появилось сообщение со ссылкой на заявление О. Ю. Голодец о том, что по истечении срока полномочий Г. Г. Онищенко ушёл в отставку, а ведомство возглавила его заместитель А. Ю. Попова[5]. Но позднее в правительстве России заявили, что заявление об отставке Онищенко не подписано.
Официальное решение о смене руководителя Федеральной службы последовало 23 октября 2013 года. Геннадий Онищенко был освобождён от занимаемой должности, а исполняющим обязанности руководителя Роспотребнадзора стала Анна Попова[6]. 10 апреля 2014 года она была утверждена в должности главы ведомства[7].
Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 238 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и территориальных органов в количестве 20098 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Всего в органах и организациях Федеральной службы в настоящее время работает около 110 тысяч специалистов[8].
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет территориальные Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, которые были созданы путём реорганизации в 2004 году территориальных Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по субъектам РФ.
В структуре Роспотребнадзора находится Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) с территориальными учреждениями по субъектам РФ, которые обеспечивают деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Кроме того, к Роспотребнадзору относится множество научно-исследовательских институтов, противочумных и дезинфекционных станций, ведомственные санитарно-эпидемиологические службы.
Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»[9] и на основании «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322[10].
Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.
Полное наименование:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Краткое наименование:
Роспотребнадзор
Деятельность Роспотребнадзора регламентируется Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
В соответствии с данным Постановлением Роспотребнадзор рассматривается, как орган исполнительной власти, в чью компетенцию входит, во-первых, претворение в жизнь положений закона о защите прав потребителей с соответствующими функциями надзора, а во-вторых — разработка и утверждение правил и нормативов в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Официальный сайт — https://rospotrebnadzor.ru
Адрес: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7
Телефон горячей линии: 8-800-555-49-43
Единый консультационный центр Роспотребнадзора: https://rospotrebnadzor.ru/feedback/hotline.php
Вконтакте: https://vk.com/rospotrebnadzor.official
Приём обращений граждан: https://petition.rospotrebnadzor.ru/petition/
Краткие сведения
Дата основания: | 12 марта 2004 года |
Подчинено: | Председателю Правительства Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Правительство Российской Федерации |
Ключевые документы: | Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Российской Федерации о защите прав потребителей, Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» |
Глава и руководство
Попова Анна Юрьевна
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Руководство: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/officials/
Структура службы
Роспотребнадзор — одна из самых разветвленных иерархических структур в Российской Федерации.
Центральный аппарат Роспотребнадзора находится в Москве и возглавляется главным государственным санитарным врачом РФ. В настоящее время этот пост занимает А.Ю. Попова.
В состав центрального аппарата входят:
- руководство и помощники;
- пресс-служба Роспотребнадзора;
- управления санитарного и эпидемиологического надзора, управление защиты прав потребителей, управления организации деятельности, управления научного обеспечения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, управление по международным связям, управление кадров, управление правового обеспечения, управления по субъектам РФ, управление по ЖД-транспорту и иные административные структуры;
- центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации;
- НИИ и иные научные организации;
- противочумные учреждения;
- санитарно-эпидемиологические службы различных министерств и ведомств.
Территориальные управления Роспотребнадзора по субъектам РФ в целом повторяют структуру центрального аппарата.
Компетенция
Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.
К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:
- за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- за исполнением закона по защите прав потребителей.
Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:
- за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
- за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
- за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
- за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
- за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:
- по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
- по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
- по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
- по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
- по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
- по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
- по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
- по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
- по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
- иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
История создания
Закон РФ «О защите прав потребителей» был одним из первых законом, принятых Российской Федерацией, как вновь созданным государством.
Аналогичного закона в СССР и на ранних этапах развития Российской Федерации не существовало, хотя в середине 80-х годов была попытка разработать проект закона, который регламентировал бы право потребителей на получение качественных товаров и услуг.
Несмотря на отсутствие прямого закона, который защищал бы права потребителей, органами, которые de facto осуществляли функции защиты, являлись:
- санитарно-эпидемиологический надзор, действовавший в рамках Положения о Госсаннадзоре в СССР, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР в 1963 году, Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1991 года и одноименного Закона РФ, принятого в 1999 году;
- Госинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, образованная в 1993 году при Комитете по торговле. Одной из задач инспекции являлось недопущение в оборот некачественных товаров.
С принятием в 1993 году Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» были впервые установлены на законодательном уровне:
- принципы и понятие санитарного и эпидемиологического благополучия населения;
- права и обязанности предприятий и граждан в рамках, относящихся к сфере потребления и санитарно-эпидемиологического благополучия;
- ответственность за неисполнение норм, относящихся к социально-эпидемиологическому благополучию населения.
Таким образом сложилась ситуация, при которой были, по сути, разобщены полномочия государственных органов в сфере санэпидемиологии и в сфере контроля за соблюдением правил торговли и общепита, ценообразования, качеством и безопасностью товаров и т.д.
По сути санитарно-эпидемиологический надзор и Госинспекция по торговле и качеству товаров действовали раздельно.
Унификация произошла в 2004 году на основании Указа № 314 Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», во исполнение которого была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, то есть Роспотребнадзор.
Проверки Роспотребнадзора
- Что проверяет роспотребнадзор
- Новые правила проверок Роспотребнадзора с 1 июля 2021 года
- Особенности проведения контрольной закупки Роспотребнадзора
Формы документов в Роспотребнадзор
- Доверенность в Роспотребнадзор
- Жалоба в Роспотребнадзор по защите прав потребителей
1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2012 N 612, от 30.04.2020 N 624)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.2021 N 1676)
(см. текст в предыдущей редакции)
Башкетова Наталия Семёновна Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу – Главный государственный санитарный врач по городу Санкт-Петербургу День приёма: 2-ая среда месяца Время приёма: с 11:00 до 12:00 |
|
Смирнова Елена Ивановна Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу — заместитель главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу День приёма: 1-ая и 3-я среда месяца Время приёма: с 11:00 до 12:00 |
|
Заботина Ирина Анатольевна Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу — заместитель главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу День приёма: 2-ая и 4-ая среда месяца Время приёма: с 11:00 до 12:00 |
|
Личный прием граждан руководителем Управления и его заместителями производится на основании предварительной записи согласно графика приема. Запись граждан на личный прием осуществляется по телефону: (812) 764-02-55
|