Росприроднадзор инструкция по заполнению отчета пэк

Методические рекомендации по заполнению формы отчета по программе ПЭК утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522. Отчет по программе ПЭК включает в себя сведения об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля. Программу ПЭК разрабатывают только объекты 1, 2 и 3 категорий. Объектам 4 категории программа ПЭК не требуется.

Давайте подробно разберем пример заполнения отчета о результатах программы производственного экологического контроля (на основании вышеупомянутой методики).

Заказать отчет по программе ПЭК

1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

Начнем с таблицы 1.1 (общие сведения):

  • Во второй строке указываем наименование субъекта РФ, а также адрес и почтовый индекс юр. лица, место жительства ИП и почтовый индекс;
  • Третья строка заполняется только юр. лицами (!) и содержит контактные данные;
  • Информация в графах 8–10 указывается согласно свидетельству о постановке на гос. учет объекта, оказывающего НВОС.

Важные аспекты заполнения таблицы 1.2:

  • Таблицу 1.2 заполняют объекты 1 категории;
  • В пятой графе уточняется соответствие/несоответствие применяемой объектом технологии на соответствие НДТ (наилучшей доступной технологии);
  • Перечень НДТ содержится в Распоряжении Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).

В четвертую графу таблицы 1.3 вписываем реквизиты аттестата аккредитации, а именно: номер и дату выдачи, наименование национального органа аккредитации, выдавшего аттестат аккредитации.

2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов. Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.

В шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р. Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ.

Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований.

Отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.

В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.

Справочная информация указывается в свободной форме. Это может быть перечень причин превышения установленных предельно допустимых, либо же временно согласованных выбросов.

Важно! Установкой перечня объектов по мониторингу атмосферного воздуха занимаются территориальные органы Росприроднадзора и Росгидромета. С самим перечнем и рекомендациями можно ознакомиться в Приказе Росгидромета № 375.

Важные особенности заполнения таблицы 2.3: в графе 2 рекомендуется указывать наименование ЗВ в соответствии с разделом I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р.

При заполнении респондентом таблицы 2.4 рекомендуется обратить внимание на несколько моментов.

Во второй графе рекомендуется указывать номер места пункта наблюдения в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, указанным в Программе ПЭК.

В графе 3 рекомендуется указывать адреса пунктов наблюдений, размещенных в пределах населенных пунктов. Если пункты наблюдений размещены вне населенных пунктов, то в этой графе ставится прочерк.

Четвертая графа содержит координаты места нахождения пункта наблюдения. Их рекомендуется указывать в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

В графе 7 рекомендуется указывать периодичность отбора проб атмосферного воздуха в соответствии с планом-графиком проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, предусмотренным в Программе ПЭК, с указанием количества раз отбора проб в год, месяц, сутки.

В 9 графе рекомендуется указывать среднегодовую концентрацию загрязняющего вещества (мг/куб. м). Ее рекомендуется определять по формуле:

(мг/куб. м) — среднегодовая концентрация загрязняющего вещества (мг/куб. м) — разовая концентрация загрязняющего вещества n — количество наблюдений за год

Вся актуальная информация о программе ПЭК

3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

Таблица 3.1 заполняется только тогда, когда программой производственного экологического контроля предусматривается учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в т.ч. дренажных, вод, их качества. По итогам учета (формы 3.1-3.3) в территориальный орган Росводресурсов предоставляются соответствующие сведения о результатах в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (согласно Приказу Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903).

Важные аспекты заполнения таблицы 3.2:

  • Таблица заполняется в случае, если программой ПЭК предусмотрено ведение регулярных наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также проведение измерений качества сточных и (или) дренажных вод;
  • В графах 1 и 2 указывается информация во исполнение Приказа Минприроды РФ от 31 января 2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование…».

В графы 3 и 4 вносится информация, соответствующая Порядку, утвержденному Приказом МПР России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015). Водопользователи представляют сведения о результатах наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами в ТО Росводресурсов до 15 марта!

Обратите внимание на заполнение таблицы 3.3:

  • Заполняем таблицу только тогда, когда программой ПЭК предусматривается проведение проверок работы очистных сооружений;
  • Во второй графе нужно указать тип очистного сооружения (по последней стадии очистки),
  • В графу 4 вносим сведения о стадиях очистки и обязательно указываем сооружения очистки по каждой стадии;
  • В графах 5-7 вносим данные об объеме сброса сточных вод (тыс. м3/сут, тыс. м3/год), а именно: — Проектный, — Допустимый (в соответствии с разрешительным документом на право пользования водным объектом), — Фактический (среднесуточный за часть календарного года проверки и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения);
  • Графа 8: название ЗВ или микроорганизма согласно разрешению на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты;
  • Далее указывается дата контроля (отбора проб) из протокола исследований и измерений;
  • В графах 10-12 указываем проектное, допустимое, фактическое содержание ЗВ на выпуске сточных вод (мг/дм3),В графах 13-15 указываем проектное, допустимое, фактическое содержании микроорганизмов на выпуске сточных вод;
  • Графа 16 и 17 — сюда вносится проектная и фактическая эффективность очистки сточных вод на очистном сооружении.

Формула определения фактической эффективности очистки сточных вод (%):

Эф = (Свх – Свых) / Свх ? 100 %

*Cвх — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод до очистки, мг/дм3;
*Cвых — концентрация загрязняющего вещества или содержание микроорганизмов в объеме сточных вод после очистки, мг/дм3.

Важно! Если очистка по ЗВ не предусматривается, в графе 16 ставим прочерк. Тогда в графе 17 прописываем значение, полученное по вышеуказанной формуле. Таблицу 3.3 заполняем данными об очистных сооружениях, предшествующих сбросу сточных вод.

4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

Заполнять Таблицу 4.1 нужно, если программой ПЭК предусматривается проведение производственного контроля в области обращения с отходами. Лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов предоставляют отчет в территориальный орган РПН до 15 января года, следующего за отчетным.


Сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления программы ПЭК:

Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно какому документу:

Начиная с 1 сентября 2022 года действуют новые требования к содержанию программы ПЭК. Приказ № 74 утратил силу, его сменил Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109.

Куда предоставляется отчет по программе ПЭК:

  • В территориальный орган РПН. По месту осуществления деятельности (для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору),
  • В орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор. По месту осуществления деятельности (для объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).

Специалисты ЭкоПромЦентра готовы заполнить отчет по программе ПЭК для вас. Обратитесь за бесплатной консультацией по телефону – +7 (812) 425-61-45, или в один клик!

Оставить заявку

Отчет по отчет по программе Производственного Экологического Контроля (далее отчет по ПЭК), в электронном виде, заполняется только на сайте РПН, через «Личный кабинет природопользователя».      

Основные этапы заполнения отчета по ПЭК:

ДРУЗЬЯ ДРУЗЬЯ

Если вам требуется быстро и качественно заполнить отчет по ПЭК пишите нам на почту mirecologa@yandex.ru

Заполнение общих сведений об организации в отчете по ПЭК

Для начала заполнения отчета переходим на сайт РПН в личный кабинет природополь­зовате­ля https://lk.rpn.gov.ru и заходим под свей учетной записью. При отсутствии учетной записи регистрируемся (подробная инструкция).   

Добавляем организацию (необходимо только при первом составлении отчета), заполняем основные поля и нажимаем кнопку «Добавить организацию». Подробно о добавлении организации описано в пошаговых инструкциях  по заполнения 2ТП-Воздух,  Отходы,  Рекультивация, по этому в дальнейшем не будем отвлекаться на данный вопрос.

В главном меню личного кабинета природопользователя нажимаем на кнопку «Мои отчеты». При этом мы увидим все ранее созданные нами отчеты. Для составления нового отчета нажимаем кнопку «Новый отчет» в правом верхнем углу.

Отчет по ПЭК -  выбор нового отчета

В появившемся окне выбираем необходимый нам отчет «Отчет по ПЭК» и начинаем методично заполнять отчет информацией.

Выбор отчета - ЛК РПН

Новый отчет, представляет собой экран, разделенный на 2 основные зоны.  Левая часть экрана представляет из себя древовидное меню, переходя по которому можно заполнять открывающиеся информационные окна, расположенные в правой части экрана.

И так, выбираем в древовидном меню первый пункт «Отчет ПЭК» и заполняем информацию куда будет подаваться наш отчет. Нам необходимо выбрать из выпадающего списка необходимы федеральный или региональный орган исполнительной власти.  Сдача отчета осуществляется в тот же орган, где объект НВОС стоит на учете.  Если у вас нет под рукой свидетельства о постановке на учет объекта НВОС, то можно посмотреть информацию по своему объекту на сайте РПН. Если на сайте выбрать свой объект, то можно увидеть уровень вашей надзорности.

Также на станице выбираем отчетный год, за который мы сдаем отчет.  Жмем сохранить и постепенно переходим в низ по древовидному меню, заполняя все открывающиеся поля.

ОТчет по ПЭК - Выбор отчетного года 

Далее выбираем следующий пункт древовидного меню,  где заполняется информация о заявителе (юридическом лице). В открывшемся информационном окне мы заполняем ИНН, ОГРН, КПП, Наименование юридического лица, должность и ФИО руководителя, юридический и фактический адрес, ФИО ответственного лица.  Практически всю указанную информацию по юридическому лицу можно посмотреть на сайте налоговой и федеральной службы статистики. Заполнение данной формы никаких пояснений не требует, все предельно просто.

Отчет по ПЭК - сведения ЮЛ

Заполнив необходимы поля нажимаем кнопку сохранить и переходим в древовидном меню к следующему пункту «Должностное лицо».  В открывшейся форме заполняем информацию о должностном лице ответственном за заполнение формы и ФИО исполнителя. Здесь указывается ФИО, должность и контакты должностного лица. Если должностное лицо не является руководителем организации, то дополнительно необходимо указать реквизиты доверенности и подкрепить её скан.

Отчет по ПЭК-должностное лицо

После сохранения информации по должностному лицу переходим к заполнению информации об объекте негативного воздействия на окружающею среду (НВОС), по которому сдается отчет.

Отчет по ПЭК - информация о ОНВОС

В открывшейся форме, необходимо заполнить информацию по объекту НВОС (код, наименование, ОКТМО, Адрес, категория, код ОКВЭД). В принципе если ранее вы уже заполняли данную информацию для других отчетов, то можно в первом поле просто выбрать из выпадающего списка нужный объект НВОС и информация по нему будет автоматически подгружена системой.  При необходимости ее можно скорректировать. Наименование и номер объекта НВОС можно посмотреть в свидетельстве выданном при постановке на учет или на сайте РПН.

После проверки необходимых полей, нажимаем кнопку сохранить и продолжаем двигаться вниз по древовидному меню переходя к форме «Перечень структурных подразделений». В данном подразделе указываются подразделения, по которым был произведён контроль (необходимости вносить весь перечень подразделений предприятия нет).

Для добавления подразделения нажимаем кнопку «+ Добавить структурное подразделение».

Отчет по ПЭК - Структура ЮЛ

После этого откроется форма для ввода номера подразделения и наименование.  Информацию по наименованию подразделения, где осуществлялся контроль, можно посмотреть в плане графики программы ПЭК (а при ее отсутствии в разделе «информация об инвентаризации» программы ПЭК или непосредственно в проекте инвентаризации источников выбросов). В данном пункте добавляется все подразделения, по которым был произведен контроль.

Отчет по ПЭК - Ввод структуры

Нажав кнопку «Сохранить» переходим к следующему пункту древовидного меню «сведения о применяемых на объекте технологиях». Открывшаяся форма содержит информацию о применяемых на предприятии технологиях и о их соответствии НДТ (наилучшие доступные технологии). Нажав кнопку «+ Добавить сведения», мы перейдем к заполнению информации. В форме указываем применяемые на объекте технологии и их соответствие НДТ (наилучшие доступные технологии). По сути данный пункт применим только к объекта I категории. Информацию по наименованию технологии и её соответствии НДТ можно посмотреть на сайте «Бюро НДТ». На сайте переходим в раздел «Перечень ИТС НДТ» и выбираем из представленных производств, соответствующее нашему. 

Бюро НДТ

На сайте переходим в раздел «Перечень ИТС НДТ» и выбираем из представленных производств, соответствующее нашему. 

Выбор НДТ

Перечень областей применения наилучших доступных технологий можно почерпнуть из постановления 24 декабря 2014 года N 2674-р Об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий

На сайте бюро НДТ скачиваем необходимый для вашего производства справочник и ищем в нем соответствующий раздел. К примеру, для отросли утилизации и обезвреживания отходов производства раздел «9 Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами». В данном разделе выбираем раздел технологии и сопоставляем с используемыми на нашем конкретном производстве. На основании технологических показателей, приведенных в данном разделе, делаем вывод о соответствии или не соответствии НДТ.

Выбрав необходимые сведение в НДТ, переходим к заполнению информации в личном кабинете РПН.

Отчет по ПЭК - выбор технологий

После добавления информации об используемых технологиях, нажимаем кнопку сохранить и переходим к следующему разделу в древовидном меню «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах)». В данной форме заполняется информация по испытательным лабораториям, которые участвовали в осуществлении контроля. Для добавления информации нажимаем кнопку «+ Добавить лабораторию». В появившейся с право форме заполняем необходимую информацию по лаборатории (Наименование,  адрес,  реквизиты аттестата аккредитации). Информацию для заполнения таблицы переписываем из протоколов (чаще всего в шапке протокола указана все информация по лаборатории), аттестатов аккредитации. Если нет возможности переписать номера аттестата с протокола, то можно почерпнуть данную информацию на сайте Федеральной службы по аккредитации.

Отчет по ПЭК - лаборатории

После добавления в систему информации по всем лабораториям услугами которых мы пользовались при осуществлении контроля, нажимаем кнопку «Сохранить» и переходим к следующему разделу «2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха».

ЭкологияЗаконы

В данной статье мы разберем, как корректно заполнить отчет по программе ПЭК на основе методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522. Прежде всего, напомним, что разработка программы ПЭК является обязательной только для объектов 1-3 категорий по уровню вреда для окружающей среды. Для объектов 4 категории программа ПЭК пока не входит в перечень необходимых документов. Соответственно, и создание отчета актуально только для предприятий и ИП, ведущих хозяйственную или иную деятельность на объектах 1,2 и 3 категорий.

8 декабря 2022

Сроки, установленные для предоставления отчета по программе ПЭК – до 25 марта года, следующего за отчетным. Документация предоставляется в территориальное представительство РПН по месту осуществления деятельности (если ваш объект подлежит федеральному экологическому надзору) и в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (если объект подлежит региональному контролю).

Отчет по программе ПЭК заполняется на основе данных из программы ПЭК и включает в себя несколько тематических разделов. Рассмотрим их по порядку.

Заказать отчет по ПЭК

Общие сведения об организации и результатах ПЭК

Таблица 1.1. (общая информация)

  • вторая строка таблицы содержит название территориального субъекта страны, почтовый адрес и индекс, место проживания ИП
  • третья строка заполняется только юридическими лицами
  • в графы с №8 по №10 вносится информация согласно документу о постановке на государственный учет объекта

Таблица 1.2. (заполняют только объекты 1 категории)

  • графа №5 описывает соответствие технологий, применяемых на объекте, НДТ (наилучшей доступной технологии).

Таблица 1.3.

  • графа №4 предполагает заполнение реквизитов аттестата аккредитации (номер и дату выдачи, название национального органа аккредитации, выдавшего аттестат).

Результаты ПЭК в области охраны атмосферного воздуха

Таблица 2.1. (обязательна к заполнению, если программа ПЭК включает в себя контроль стационарных источников выброса)

  • графа №2 – перечисление ЗВ в соответствии с перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).

Таблица 2.2.

  • графы №2 и №5 предполагают внесение информации согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК.
  • графа №6 – список ЗВ в соответствии с I разделом перечня № 1316-р
  • графа № 8 – указываем фактические выбросы ЗВ (эта информация приходит к нам в результате лабораторных исследований)
  • графа №9 – указываем сведения о степени превышения предельно допустимых или временно согласованных выбросов ЗВ
  • графа №11 – общее количество случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и ЗВ.

Справочная информация

Может включать в себя причины превышения нормативов по выбросам и заполняется в свободной форме.

Обратите внимание!

Органы, ответственные за формирование списка объектов по контролю и мониторингу атмосферного воздуха – территориальные органы РПН и Росгидромета. Данный перечень приведен в Приказе Росгидромета от 15.07.2013 № 375 (ред. от 20.09.2018).

Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

Таблица 3.1. обязательна к заполнению в случаях, когда программа ПЭК включает в себя контроль за забором водных ресурсов и сбросом сточных вод.

Таблица 3.2. (заполняется, если программа ПЭК вашего объекта включает в себя регулярный контроль за водными объектами и водоохранными зонами и замеры качества сточных/дренажных вод)

  • в графы №1 и 2 вносятся сведения согласно Приказу МПР России от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» (в ред. от 01.02.2018). По данному Приказу объекты, использующие водные ресурсы, обязаны ежеквартально предоставлять отчет о выполнении условий пользования водным объектов в орган, который принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование.
  • графы № 3 и 4 предполагают внесение информации согласно Порядку, утвержденному Приказом МПР России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015). В соответствии в данным документом, водопользователи обязаны ежегодно (до 15 марта) предоставлять результаты наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами в территориальные органы Росводресурсов.

Таблица 3.3.(заполняется, если программа ПЭК предусматривает контроль работы сооружений по очистке сточных вод)

  • графа № 2 – указываем тип очистного сооружения (ориентируемся по последней стадии очистки)
  • графа № 4 – информация о стадиях очистки и очистных сооружениях на каждой из них
  • графы с №5 по № 7 – объем сброса сточных вод:
  1. согласно проекту
  2. согласно разрешительной документации на пользование водным объектом
  3. фактический (среднесуточный за часть календарного года проверки
    и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного
    сооружения).
  • графа № 8 – наименование загрязняющего вещества или микроорганизма в соответствии с разрешительной документацией на сброс сточных вод в водный объект
  • обязательно указывается дата обора проб из протокола лабораторных исследований
  • графы с № 10 по № 12 – проектное, допустимое и фактическое содержание загрязняющих веществ на выпуске сточных вод.
  • графы с № 13 по № 15 — проектное, допустимое и фактическое содержание микроорганизмов на выпуске сточных вод
  • графы № 16 и 17 – степень эффективности очистки вод согласно проекту ПЭК и фактической действительности

Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

Таблица 4.1. (обязательна к заполнению в случаях, когда программа ПЭК включает в себя контроль за обращением с отходами).

  • графы № 1 и 2 заполняются сведениями соответственно Порядку, утвержденному Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66). Согласно данному документу, лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, обязаны предоставлять отчетную документацию в территориальное представительство РПН до 15 января года, следующего за отчетным.

Ключевые вопросы

Кто подает отчет ПЭК? В какие сроки? Куда и в каком виде?

Предусмотрены ли приложения к отчету ПЭК?

Надо ли сдавать нулевой отчет?

Какая ответственность предусмотрена за неподачу отчета ПЭК?

На что обратить внимание при заполнении отчета ПЭК?

Прежде всего напомним требования, которыми мы руководствуемся при подготовке отчета ПЭК[1]:

Требования

Нормативные документы

Требование по представлению отчета ПЭК

Пункт 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ[2]

Порядок и сроки представления отчета ПЭК

Приказ № 74[3]

Форма отчета ПЭК

Приказ № 261[4]

Методические рекомендации по заполнению формы отчета ПЭК

Приказ № 522[5]

Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 522, во многих случаях дают разъяснения и подсказки по заполнению отчета ПЭК. Однако у данного документа есть ряд особенностей, которые следует принять во внимание:

1) документ не нуждается в государственной регистрации[6], при этом он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru);

2) документ не включен в перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности[7];

3) цель Методических рекомендаций — формирование единого подхода к заполнению формы отчета ПЭК;

4) документ содержит исключительно рекомендации по заполнению формы отчета ПЭК;

5) документ не коррелирует с действующей формой отчета ПЭК (Методические рекомендации вступили в силу с 14.11.2019, а форма отчета ПЭК с 14.12.2020 действует в новой редакции);

6) документ содержит ссылки на нормативные правовые акты, многие из которых на сегодняшний день утратили силу.

Кратко пройдемся по общим моментам подачи отчета ПЭК и ответим на часто задаваемые вопросы.

Кто подает

Отчет ПЭК представляется:

• юридическими лицами;

• индивидуальными предпринимателями,

осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах IV категории, отчет ПЭК не подают.

Также следует уточнить, что отчет ПЭК представляется по каждому объекту ОНВ[8] в отдельности.

Срок подачи

Отчет ПЭК представляется ежегодно в срок до 25 марта года, следующего за отчетным. Соответственно, отчет ПЭК за 2021 г. необходимо подать в период с 01.01.2022 по 25.03.2022. При этом природопользователь вправе представить отчет ПЭК 25 марта до 24:00[9].

Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах III категории, часто задают вопрос о необходимости представления отчета ПЭК до или в ту же дату представления декларации о плате за НВОС[10] для расчета суммы платы за НВОС без применения стимулирующих коэффициентов. Однако Приказом № 74 установлена единая крайняя дата подачи отчета ПЭК для всех категорий объектов ОНВ — 25 марта. Конечно, представить отчет ПЭК каждый природопользователь вправе и раньше этой даты, и даже раньше представления декларации о плате (10 марта), и даже раньше крайнего срока внесения платы за НВОС (1 марта) — запрета нет.

Природопользователи, которых беспокоит расчет суммы платы за НВОС при неподанном отчете ПЭК, решаются на раннюю подачу отчета ПЭК — до внесения платы за НВОС и подачи декларации о плате. Хотя такие переживания могут быть перекрыты следующими фактами:

1) обязанности у объектов III категории представлять отчет ПЭК до того, как они рассчитают и внесут плату за НВОС и подадут декларацию о плате, не существует;

2) исчисление платы за НВОС контролируется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении госэконадзора, и в ходе контроля будет проверено, подан ли отчет ПЭК, подан ли он в установленные сроки, из чего будет исходить корректность расчета платы за НВОС[11].

Орган подачи

Орган подачи отчета ПЭК различается в зависимости от подведомственности хозяйствующего субъекта, а также от категории и поднадзорности его объекта ОНВ:

Хозяйствующий субъект

Объекты ОНВ

Орган подачи отчета

Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели

I категории

Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности

II и III категорий, подлежащие федеральному госэконадзору

Территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности

II и III категорий, подлежащие региональному госэконадзору

Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный госэконадзор, по месту осуществления деятельности

Юридические лица, подведомственные федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности

I–III категорий

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности[12]

Например, согласно Положению о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы[13] (далее — ДПиООС) ДПиООС уполномочен осуществлять региональный госэконадзор в г. Москве. Соответственно, если хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на объекте ОНВ, находящемся на территории г. Москвы и подлежащем региональному госэконадзору, отчет ПЭК по данному объекту ОНВ необходимо представить в ДПиООС.

Довольно часто у природопользователей возникает вопрос о представления отчета ПЭК по объектам ОНВ, подлежащим региональному госэконадзору, при наличии условия, описанного в п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ:

4. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Согласно Приказу № 74 при определении органа, в который подается отчет ПЭК, необходимо отталкиваться от уровня надзора, а не от позиции «в какой орган заявку о постановке на государственный учет подавали, в тот орган и необходимо направить отчет ПЭК» (такое мнение встречается в некоторых интернет-источниках). Поэтому если выполняется условие п. 4 ст. 65 Закона № 7-ФЗ, то по всем объектам ОНВ хозяйствующего субъекта необходимо представить отчет ПЭК в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

В 2021 г. Росприроднадзором были дополнительно даны разъяснения[14] по этому вопросу: если в отношении объекта ОНВ осуществляется федеральный госэконадзор, отчет ПЭК направляется в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

Если отчет ПЭК будет подан в несоответствующий орган, это будет приравнено к непредставлению отчета ПЭК, что повлечет за собой административную ответственность. А для объектов III категории это также будет означать, что природопользователь неверно рассчитал сумму платы за НВОС в декларации.

Отметим, что из-за этой серьезной путаницы природопользователи даже начали перестраховываться, направляя отчет ПЭК в адреса сразу обоих органов.

Формат подачи

Природопользователь вправе подать отчет ПЭК любым удобным для него способом:

1) на бумажном носителе (при этом один экземпляр хранится у природопользователя, а второй представляется в соответствующий орган с обязательным приложением электронной версии отчета на любом магнитном носителе):

• лично;

• почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;

2) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В Личном кабинете природопользователя[15] (далее — ЛКПП) реализована функция формирования и подачи отчета ПЭК в соответствующий орган.

Приложения

Нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность прикладывать к отчету ПЭК какие-либо документы и пояснения.

Нулевой отчет

Нормативными документами, регулирующими порядок представления отчета ПЭК, определены категории хозяйствующих субъектов, обязанных подавать отчет. В них нет требования по представлению нулевого отчета, при этом в них также не содержится исключений, другими словами, оснований для неподачи отчета ПЭК, в т.ч. по причине того, что в отчет ПЭК нечего внести.

Здесь же следует задуматься, что сделать проще — направить в адрес органа пустой отчет ПЭК или оспаривать постановление о привлечении к административной ответственности.

Ответственность

За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное представление информации в отчете ПЭК предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа[16]:

• на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб.;

• на юридических лиц — от 20 до 80 тыс. руб.

Заполнение отчета ПЭК

Для заполнения отчета ПЭК понадобятся следующие документы.

 


[1] Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

[2] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 30.12.2021).

[3] Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

[4] Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (в ред. от 23.06.2020).

[5] Приказ Минприроды России от 16.10.2018 № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

[6] См. письмо Минюста России от 29.12.2018 № 01/171702-ЮЛ.

[7] См. Приказ Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (в ред. от 04.10.2021).

[8] Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

[9] См. письмо Минприроды России от 09.09.2020 № 12-50/11613-ОГ «О предоставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

[10] Негативное воздействие на окружающую среду.

[11] См. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020).

[12] См. п. 7 ст. 67 Закона № 7-ФЗ.

[13] Утверждено Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП.

[14] См. письмо Росприроднадзора от 11.03.2021 № МК-02-02-34/6883 «О требованиях к поднадзорности объектов НВОС».

[16] Статья 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 2, 2022.

Содержание программы производственного экологического контроля претерпело изменения, внесенные 1 сентября 2022 года. Новые требования предъявляются к порядку и месту представления отчетности о результатах проведения ПЭК, а также учету даты ее подачи. Подробнее об изменениях в упомянутых разделах и в части выбросов и сбросов, которые предприятиям необходимо учесть в своей деятельности, рассказываем в статье.

Анна Ярцева

Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group

Вера Солдатова

Редактор Ecostandard.journal

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Документация программы ПЭК

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) — один из основных видов контроля за деятельностью производства, наносящего значительный ущерб окружающей среде. Основные задачи ПЭК изложены в пункте 4.2 ГОСТ Р 56062-2014 (носит исключительно рекомендательный характер).

Требования к содержанию программы ПЭК (далее — Требования) утверждены Приказом Минприроды РФ от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ Минприроды РФ № 109).

Данный приказ с 1 сентября 2022 года отменил аналогичный документ — приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, действовавший ранее. При этом основные нововведения касаются учета выбросов от передвижных источников.

Среди документов, разрабатываемых и утверждаемых в организации для регламентации ПЭК, выделяют:

  • положение о ПЭК;
  • программа ПЭК;
  • планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК);
  • инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), необходимо:

  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК;
  • осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам ПЭК.

Содержание программы ПЭК

Программа ПЭК должна включать в себя следующие разделы, согласно утвержденным требованиям (пункт 2 приказа Минприроды РФ № 109):

  • общие положения;
  • сведения об инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферный воздух и их источников;
  • сведения об инвентаризации сбросов ЗВ в окружающую среду и их источников;
  • сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
  • сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Основная информация об отчете по ПЭК

Наименование
Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
Куда предоставляется
Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)
НПА
Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261
Срок сдачи
до 25 марта
Кто предоставляет
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

Как предоставляется

  • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
  • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

В раздел «Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» включен абзац о том, что юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности РФ (ФСБ), представляют Отчет в ФСБ.

В данном случае юридические лица подают отчет на бумажном носителе с учетом требований законодательства РФ об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством РФ к информации ограниченного доступа.

Учет даты подачи отчета о ПЭК

Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.

Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:

  • если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
  • если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
  • если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

При представлении отчета в форме электронного документа, подписанного УКЭП, дополнительное его представление на бумажном носителе не требуется.

Нововведения по сбросам в водный объект

Утратил силу Действует
Приказ Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» Приказ Минприроды РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее — Приказ Минприроды РФ № 903)
«Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» «Мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод»
Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод Схемы систем водопотребления и водоотведения и Программы проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод упразднены

Также вступил в силу Приказ Минприроды от 31.01.2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления». Он исключил из Решения на водопользование требование согласовывать Программу регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Однако, если посмотреть требования к содержанию раздела «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» в Приказе Минприроды РФ № 109, то станет понятно, что он включает:

  • и мероприятия по проведению измерений качества сточных, в том числе дренажных, вод, которые должны содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса (НДС), временным разрешенным сбросам (ВРС), периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений;
  • и упоминание сведений о схемах систем водопотребления и водоотведения;
  • и программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, которая предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий НДС, ВРС, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.

Пример схемы систем водопотребления и водоотведения

Таким образом, программа экологического контроля (ПЭК) объединила в себе три документа, ранее согласовывавшихся в Росводресурсах.

Стоит обратить внимание и на неочевидный факт. Ранее Программой регулярных наблюдений устанавливались контрольный и фоновый створ — достаточно было указать 500 метров ниже и выше места сброса соответственно (либо меньшее расстояние, если требовалось). Теперь, если говорить конкретно о контрольном створе (расстояние от места выпуска сточных вод до створа наиболее полного (90%) перемешивания речной и сточной воды, не далее 500 метров), водопользователь обязан самостоятельно определить место контрольного створа.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей» (далее — Методика № 1118), определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока. Это делают в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока и в которой контролируется качество воды в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Контрольный створ рассчитывается в соответствии с формулой 23.4 Методики.

Для организаций I-II категории НВОС или о веществ I-II классов опасности для организаций III категории НДС рассчитываются по Методике № 1118 и контрольный створ будет определен в рамках НДС. Однако, если речь идет об организациях III категории НВОС без веществ I-II классов опасности, т.е. они не рассчитывают НДС, им потребуется в рамках ПЭК обозначить местонахождение контрольного створа, так как иной нормативно-разрешительной документации не предусмотрено.

О том, как рассчитать контрольный створ и почему на текущий момент это сделать практически невозможно, можно узнать подробнее в нашей статье «Нормативы допустимых сбросов (НДС): как интерпретировать законодательные нестыковки».

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод

Приказ Минприроды РФ № 109 урегулировал вопрос периодичности отбора и анализа проб сточных вод для объектов Ι-ΙΙΙ категорий НВОС.

Категория объекта НВОС Периодичность измерений Периодичность измерений по показателю токсичности
Ι-ΙΙ категории не менее 1 раза в месяц не менее 1 раза в квартал
ΙΙΙ категория не менее 1 раза в квартал не менее 1 раза в квартал

Вводится требование отбора проб в фоновом и контрольных створах. Проверка работы очистных сооружений осуществляется не реже 2-х раз в год.

Содержание плана-графика контроля стационарных источников выбросов

Ранее, согласно Приказу Минприроды РФ № 74, в план-график не нужно было включать источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия. Данный пункт вызывал множество споров о том, что именно считать границей предприятия, и позволял различно трактовать эту фразу.

Приказ Минприроды РФ № 109 устанавливает более точную трактовку, поскольку в нем «граница предприятия» заменена на «границу земельного участка объекта».

Требованиями также однозначно определены случаи применения расчетного метода контроля стационарных источников:

  • отсутствие аккредитованных методик измерений ЗВ;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов;
  • выбросы источника по данным последней инвентаризации формируют приземные концентрации на границе территории объекта < 0,1 ед. ПДК.

В план-график контроля стационарных источников выбросов не включаются источники, выброс от которых по результатам расчета рассеивания ЗВ не превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия.

Включение в план-график наблюдений исследований качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ является ошибочным. План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее — план-график наблюдений) предусматривается только для объектов из перечня (пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция цп 485 оао ржд статус
  • Телефоны руководства леруа мерлен
  • Practyl аппарат для сварки полипропиленовых труб ppw8003 инструкция
  • Mas d tec инструкция по применению
  • Piimax c kalkki d инструкция по применению на русском языке