России удалось выплатить долги мвф в период работы правительства рф под руководством выберите один

Россия на рубеже веков: по пути
стабилизации

1.В.Путин был избран Президентом РФ

1)в 1999    2) в 2000    3) в 2002    4) в 2003

2.Общественно-политическая жизнь в России в 2000-2004 гг была отмечена

1) противостоянием Президента и Госдумы по вопросам внутренней политики

2) «парадом суверенитетов» субъектов РФ

3) кампанией реабилитации жертв политических репрессий

4) утверждением новой государственной символики

3.России удалось выплатить долги МВФ в период работы Правительства РФ
под руководством

1)Б.Грызлова    2)С.Степашина    3) М.Касьянова    4)В.Кириенко

4.Для укрепления роли федерального Центра (вертикали власти) Президент
В.Путин учредил

1)Общественную палату    2)федеральные агенства

3)Федеральное Собрание    4)федеральные округа

5.Какое событие из названных произошло 1 сентября 2004 г?

1)захват террористами школы в Беслане

2) захват заложников в театральном центре на Дубровке

3) взрыв в Московском метро

4) создан Совет при Президенте по реализации национальных проектов

6.Какое событие произошло раньше всех других?

1)принятие закона «О гражданстве РФ»

2)создание партии «Единая Россия»

3)изменение порядка избрания руководителей субъектов Федерации

4)сокращение срока службы призывников до 1 года

7. В результате выборов 1999 г .большинство мест в Госдуме получила
партия

1)»Отечество- вся Россия»    2)»Единство»    3)КПРФ    4)»Единая
Россия»

8.Отметьте один из результатов внутренней политики В.Путина  в
2000-2004 гг

1)снижение налогов    2)приватизация крупных предприятий

3)прекращение закупок продовольствия за рубежом    4)снижение инфляции
до 5 % в год

9.Авторы гимна России

1)С.Михалков и А.Александров   2)М.Дунаевский и А.Пахмутова

3)М.Таривердиев   и С.Добронравов     4)М.Блантер и М.Исаковский

10.В 2000-2004 гг. в России появился

1)Конституционный Суд   2)Верховный Суд  3)совестный суд    4) суд
присяжных

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

2

3

2

1

3

2

4

2

2

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

А1.
В.В. Путин был избран Президентом
Российской Федерации

1)
в 1999 г. 2) в 2000 г.

3)
в 2002 г. 4) в 2003 г.

А2.
Общественно-политическая жизнь в России
в 2000-2004 гг. была отмечена

1)
противостоянием Президента и
Государственной Думы по вопросам
внутренней политики

2)
«парадом суверенитетов» субъектов
Российской Феде­рации

3)
кампанией реабилитации жертв политических
репрессий

4)
утверждением новой государственной
символики

А3.
России удалось выплатить долги МВФ в
период работы Правительства РФ под
руководством

1)
Б. Грызлова 2) С. Степашина

3)
М. Касьянова 4) В. Кириенко

А4.
Для укрепления роли федерального Центра
(вертикали власти) Президент В.В. Путин
учредил

1)
Общественную палату

2)
федеральные агентства

3)
Федеральное Собрание

4)
федеральные округа

А5.
Какое событие из названных произошло
1 сентября 2004 г.?

1)
захват террористами школы в Беслане

2)
захват заложников в театральном центре
на Дубровке

3)
взрыв в Московском метро

4)
создан Совет при Президенте по реализации
нацио­нальных проектов

А6.
Какое событие произошло раньше всех
других?

1)
принятие закона «О гражданстве Российской
Федера­ции»

2)
создание партии «Единая Россия»

3)
изменение порядка избрания руководителей
субъектов Федерации

4)
сокращение срока службы призывников
до 1 года

А7.
В результате выборов 1999 г. большинство
мест в Государ­ственной Думе получила
партия

1)
«Отечество — вся Россия»

2)
«Единство»

3)
КПРФ

4)
«Единая Россия»

А8.
Отметьте один из результатов внутренней
политики В.В. Путина в 2000-2004 гг.

1)
снижение налогов

2)
приватизация крупных предприятий

3)
прекращение закупок продовольствия за
рубежом

4)
снижение инфляции до 5% в год

А9.
Авторы гимна России

1)
С. Михалков и А. Александров

2)
М. Дунаевский и А. Пахмутова

3)
М. Таривердиев и С. Добронравов

4)
М. Блантер и М. Исаковский

А10.
В 2000-2004 гг. в России появился

1)
Конституционный Суд

2)
Верховный Суд

3)
совестный суд

4)
суд присяжных

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

Новый этап в развитии Российской Федерации

А1.
Что из названного характерно для
экономической жизни России в 2004-2008 гг.?

1)
дефицит бюджета

2)
введение госконтроля за мелким и средним
бизнесом

3)
увеличение золотого запаса страны

4)
регулярные заимствования у европейских
государств

А2.
Какое из названных событий произошло
в 2004 г.?

1)
создан Стабилизационный фонд

2)
начато осуществление нацпроекта
«Здоровье»

3)
увеличены расходы на фундаментальные
научные ис­следования

4)
создан фонд национального благосостояния

А3.
Для развития федеративных отношений в
2004-2008 гг. характерно

1)
подписание нового Федеративного договора

2)
делегирование полномочий Центра
правительствам субъектов Федерации

3)
усиление национальных элит

4)
укрупнение регионов

А4.
На выборах в Государственную Думу в
2007 г. победу одержала партия

1)
«Справедливая Россия»

2)
«Единая Россия»

3)
ЛДПР

4)
«Демократическая Россия»

А5.
В 2007 г. Председателем Правительства РФ
был назначен

1)
М. Фрадков 3) А. Козырев

2)
В. Зубков 4) Б. Грызлов

А6.
Реформа аппарата управления была
осуществлена Прези­дентом России

                    1. 1)
                      в 2004 г. 3) в 2008 г.

                    2. 2)
                      в 2006 г. 4) в 2009 г.

А7.
Что из названного характерно для
политической жизни России в 2004-2008 гг.?

1)
увеличение количества партий в стране

2)
усиление сепаратизма субъектов Федерации

3)
активизация политической борьбы в
парламенте

4)
укрепление влияния Президента в регионах

А8.
Изменения в порядке выборов в
Государственную Думу (по партийным
спискам) были введены

1)
в 1999 г. 3) в 2007 г.

2)
в 2004 г. 4) в 2009 г.

А9.
Какое событие произошло позже других?

1)
начато осуществление проекта «Образование»

2)
начат переход к формированию трехгодичных
бюдже­тов вместо одногодичных

3)
начата реформа системы социального
обеспечения (за­мена льгот денежными
выплатами)

4)
принят закон о гражданстве Российской
Федерации

А10.
Пятые выборы Президента России состоялись

1)
в 2005 г. 3) в 2008 г.

2)
в 2007 г. 4) в 2009 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

А1. В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации

1) в 1999 г. 2) в 2000 г.

3) в 2002 г. 4) в 2003 г.

А2. Общественно-политическая жизнь в России в 2000-2004 гг. была отмечена

1) противостоянием Президента и Государственной Думы по вопросам внутренней политики

2) «парадом суверенитетов» субъектов Российской Феде­рации

3) кампанией реабилитации жертв политических репрессий

4) утверждением новой государственной символики

А3. России удалось выплатить долги МВФ в период работы Правительства РФ под руководством

1) Б. Грызлова 2) С. Степашина

3) М. Касьянова 4) В. Кириенко

А4. Для укрепления роли федерального Центра (вертикали власти) Президент В.В. Путин учредил

1) Общественную палату

2) федеральные агентства

3) Федеральное Собрание

4) федеральные округа

А5. Какое событие из названных произошло 1 сентября 2004 г.?

1) захват террористами школы в Беслане

2) захват заложников в театральном центре на Дубровке

3) взрыв в Московском метро

4) создан Совет при Президенте по реализации нацио­нальных проектов

А6. Какое событие произошло раньше всех других?

1) принятие закона «О гражданстве Российской Федера­ции»

2) создание партии «Единая Россия»

3) изменение порядка избрания руководителей субъектов Федерации

4) сокращение срока службы призывников до 1 года

А7. В результате выборов 1999 г. большинство мест в Государ­ственной Думе получила партия

1) «Отечество — вся Россия»

2) «Единство»

3) КПРФ

4) «Единая Россия»

А8. Отметьте один из результатов внутренней политики В.В. Путина в 2000-2004 гг.

1) снижение налогов

2) приватизация крупных предприятий

3) прекращение закупок продовольствия за рубежом

4) снижение инфляции до 5% в год

А9. Авторы гимна России

1) С. Михалков и А. Александров

2) М. Дунаевский и А. Пахмутова

3) М. Таривердиев и С. Добронравов

4) М. Блантер и М. Исаковский

А10. В 2000-2004 гг. в России появился

1) Конституционный Суд

2) Верховный Суд

3) совестный суд

4) суд присяжных

Россия на рубеже веков: по пути стабилизации

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

2

4

3

4

1

2

3

1

1

4

Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1 июня 1992 года.

По состоянию на 31 января 2014 года российская квота в МВФ составляет 5,945 миллиона СДР (специальные права заимствования).

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

С 1992 года Россия воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 миллиардов долларов.

1 апреля 1992 года была обнародована первая международная программа помощи России при поддержке МВФ. В рамках помощи предполагалось учредить фонд стабилизации российского рубля (6 миллиардов долларов) для поддержания его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 миллиарда долларов) для покрытия дефицита платежного баланса.

Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года. Кредит был открыт на сумму 719 миллионов СДР (около 1 миллиарда долларов) со сроком использования в течение пяти месяцев.

Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).

Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.

Второй пакет помощи России был принят на встрече «семерки» в апреле 1993 года и подтвержден на совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 года.

Токийский пакет предусматривал кредит на «первоочередные стабилизационные меры» в размере 3 миллиардов долларов в рамках механизма МВФ по финансированию системных преобразований в странах с переходной экономикой. Процедура предоставления кредита была упрощенной. Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.

6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года в рамках механизма финансирования системных преобразований Россией были получены два транша по 1078,3 миллиона СДР (около 1,5 миллиардов долларов).

Дальнейшее осуществление стабилизационной программы вновь было отсрочено, поскольку Россия и на этот раз оказалась не в состоянии выполнять жесткие условия кредитов МВФ.

После 11 октября 1994 года главной макроэкономической целью России стал курс на ужесточение финансовой и кредитно-денежной политики и подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели. Подобная политика встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом стало предоставление России 11 апреля 1995 года первого стандартного полномасштабного кредита стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 4313,1 миллиона СДР (6,8 миллиарда долларов) со сроком использования в течение 12 месяцев.

Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин. Предполагался ежемесячный мониторинг выполнения этих обязательств.

В марте 1996 года МВФ через механизм расширенного финансирования предоставил России новый кредит в размере 6901 миллион СДР (10,1 миллиарда долларов), который подлежал использованию в течение трех лет.

Сумма кредита соответствовала 160% российской квоты; однако предполагалось, что предоставление средств будет неравномерным: в первый год — 65% квоты, во второй — 55%, в третий — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.

В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции — до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.

Этот кредит стал на тот момент крупнейшим в истории МВФ кредитным соглашением, из которого было использовано 5,8 миллиарда долларов.

В июле 1998 года в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (в размере около 2,5 миллиардов долларов). Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года.

20 июля 1998 года МВФ перевел транш в размере 675,02 миллиона СДР.

В связи с событиями 17 августа 1998 года (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен.

В июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 3300 миллионов СДР (4,5 миллиарда долларов), первый и последний транш которого 471,4 миллиона СДР (640 миллионов долларов) был получен в том же месяце со сроком использования полтора года.

С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 году до 5,1 миллиардов долларов. В январе 2005 года в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Россия выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 миллиардов долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Общие сведения

Международный валютный фонд (МВФ) —
ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения
стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе
по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти
в число его учредителей.

  • Управляющим
    от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации
    А.Г. Силуанов.
  • Заместитель
    Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
  • Исполнительный
    директор от России в МВФ — А.В. Можин.

Цели и задачи

Цель
деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.

Задачами
МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

  • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
  • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
  • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в
    странах-членах;
  • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных
    ограничений;
  • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет
    временного предоставления финансовых средств;
  • сокращение внешних дисбалансов.

Основными
вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета
директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК),
являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы
управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран
и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся
рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

Финансовые
ресурсы

Финансовые ресурсы МВФ формируются
главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты
рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров
экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который
страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых
ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

Сотрудничество
Российской Федерации с МВФ

В настоящее время МВФ насчитывает 189
стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992
года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания
устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В
январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в
результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета
директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем
самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых
операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016
года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была
увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

Учитывая постоянный
характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты
Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников
МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской
Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые
соглашения о заимствовании (NAB), а также
двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ
условиях.

Сотрудничество Российской Федерации с
МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и
проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в
рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных
мероприятий).

Сотрудничество
Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр
финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем
управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию
с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России.
Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и
осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России выполняет функцию
депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета
МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на
которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя
являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в
капитал МВФ.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в
предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о
которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке:
О кредитных соглашениях с МВФ.

Центральный банк Российской Федерации сотрудничает
с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают
участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном
уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч,
консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Начиная с 2010 года в отношении России
(как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится
оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового
сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении
оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой
связи необходимо отметить, что программа FSAP
2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской
Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок
соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs),
в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и
корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее
время является оценка соответствия
российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC
ВСP) и оценка соответствия регулирования
финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

Представители Банка России принимают
участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава
Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

Важным направлением работы является
участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных
ограничениях (AREAER).

Дополнительно необходимо отметить
участие Банка России в реализации
Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой
статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной
инициативы в России.

В соответствии со Специальным стандартом
на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному
балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

Во взаимодействии с ведомствами и
организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и
исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении
профильных семинаров, конференций.

В настоящее время Банк России стремится
привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам
программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях
повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и
уровня подготовки соответствующих специалистов.

Внешний долг России

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Эксперт в области финансовой грамотности и инвестиций. Образование высшее экономическое. Опыт работы в банке – более 15 лет. Регулярно повышает квалификацию и проходит курсы по финансам и инвестициям, что подтверждено сертификатами Банка России, Ассоциации Развития Финансовой Грамотности, Нетологии и других образовательных платформ. Сотрудничает со Сравни.ру, Тинькофф Инвестиции, ГПБ Инвестиции и другими финансовыми изданиями. treskova@brobank.ru
Открыть профиль

Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет специалист сервиса Бробанк.

  1. Как в РФ появился внешний долг

  2. Как выплачивался долг СССР

  3. Внешняя задолженность РФ в 2019 году

  4. Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами

  5. Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ

  6. Состояние долга России на сегодня

Информация обновлена 21.01.2021 года.

Как в РФ появился внешний долг

В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой решение обосновано тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.

На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности Союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.

С этого времени Россия стала понемногу выплачивать задолженность. С 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе досталось после развала Союза.

РФ рассчиталась с Парижским Клубом в 2006 году

В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд долл. КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами. Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.

К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл. После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера. Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.

В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 до весны 2015 года Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл. Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл., но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.

Как выплачивался долг СССР

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

Европа предоставила 24 млрд долларов РФ в 1992 году

После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику. Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд. Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.

России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.

Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами.

В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.

Внешняя задолженность РФ в 2019 году

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

Дисциплина в макроэкономике затормозила развитие экономического состояния

Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:

  1. Размер задолженности федерального правительства, регионов и муниципалитетов на 01.08.2019 года составила 16,2 трлн руб. РФ.
  2. Ликвидные государственные активы, которые включают депозиты Банка России и в других банках в национальной и инвалюте, на 01.08.2019 г. составила 17,6 трлн руб.
  3. Чистый долг расширенного правительства — около 17 трлн руб. В 2018 году этот показатель снизился до 14,6% ВВП, а госактивы увеличились до 13,4% ВВП.
  4. Государственные депозиты на сумму 6,5 трлн рублей и валюта, которую приобрело Министерство финансов в январе-августе по бюджетному правилу — 2,1 трлн руб. Эти деньги еще не переведены в ФНБ.
  5. В Пенсионном Фонде и на депозитах в Казначействе и банках — 0,6 трлн руб.

На увеличение показателей повлияли два обстоятельства. Первое — из-за санкций и закрытия внешних рынков государству пришлось накапливать деньги для покрытия собственных расходов. Второе обстоятельство — кризис 1998 года вынудил Россию вести политику, когда краткосрочные займы оказались недоступными, и обслуживать их стало сложно.

Почему Россия так быстро рассчитывается с долгами

По темпам уменьшения внешнего долга Россия вышла на 1 место среди стран Европы, Африки и Ближнего Востока. Чуть больше, чем за 4 года России удалось снизить долг на 36%. В 2014 году задолженность составляла более 700 млрд долларов, а в 2019 году — 467 млрд долларов. Для сравнения, Венгрии на сокращение долга на 27% понадобилось 8 лет.

Россия активно снижала задолженность с 2014 года, но последний этап уменьшения охватил не только финансовый сектор. В первой половине 2019 года увеличились вливания в облигации федерального займа (ОФЗ). Это компенсировали выплатами государственных организаций, которые погашали обязательства перед другими странами.

Первое место по выплате долгов Россия заняла вынужденно. Это произошло в основном из-за закрытия рынков капитала. Занимать деньги теперь либо очень дорого, либо вообще невозможно. С одной стороны резкое сокращение внешней задолженности России усиливает давление на российский рубль, а с другой стороны влияние внешнего долга на рубль в целом заметно уменьшается.

Прогнозы UBS — в дальнейшем сокращение задолженности может вызвать отток капитала частного сектора. А это в свою очередь отрицательно скажется на курсе российского рубля.

Внешний долг мировых держав, спрогнозированный МВФ

Для сравнения внешнего долга РФ с долгами других стран следует пояснить, что экономика каждой страны уникальна, как и методика ведения учета. Так, например, долг Японии на 2015 год достигал 250% годового ВВП, что означает, что все японцы могли бы 2,5 года работать только на исполнение внешних обязательств. Но при этом Япония один из главных кредиторов США.

Япония является одним из главных кредиторов США

А если бы все страны потребовали возврат своей дебиторской задолженности, еще неизвестно какое из государств оказалось бы в самом критичном положении. Поэтому, когда говорят о внешнем долге государства, всегда привязывают значение к показателю ВВП для наглядности и сопоставимости показателей.

Кроме реальных данных внешнего долга стран мира МВФ составляет еще и прогнозируемые показатели, которые приведены в процентах к годовому ВВП государства:

Страна 2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
ЕС 76,76 74,63 72,41 70,16
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведенных прогнозируемых данных, которые составил МВФ видно, что Россия находится в одном из наиболее выгодных положений по сравнению с другими странами по внешнему долгу. Прогноз был составлен и опубликован еще в 2017 году по 185 странам, поэтому текущие показатели могут значительно отличаться от прогнозируемых, но для наглядности их достаточно.

Состояние долга России на сегодня

В таблице приведена структура внешнего госдолга России на 1 января 2021 года по официальным данным Минфина РФ:

Категория долга млн долларов США
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 56 478,0
Задолженность двусторонним кредиторам — не членами Парижского клуба 349,5
Задолженность многосторонним кредиторам 473,8
Долги по внешним облигационным займам 38 257,7
внешний облигационный заем с погашением в разрезе по годам в:
2022 году 2 000,0
2023 году 3 000,0
2025 году 2 148,1
2026 году 3 000,0
2027 году 920,6
2027 году 2 404,6
2028 году 2 499,9
2029 году 3 000,0
2030 году 2 250,1
2035 году 4 000,0
2042 году 3 000,0
2043 году 1 500,0
2047 году 7 000,0
Задолженность по ОВГВЗ 2,7
Прочая задолженность 22,6
Госгарантии РФ в инвалюте 17 679,7

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ в состав внешнего госдолга России включены обязательства в инвалюте.

Посмотреть какой внешний долг у России в режиме реального времени можно по этой ссылке. Там видны данные только по общей задолженности, но и в пересчете на душу населения, на год и на текущий момент.

Комментарии: 22

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Монофосфат калия инструкция по применению для цветов орхидей
  • Духовой шкаф lex инструкция по применению видео
  • Руководство по гидре
  • Мазь флексен для чего применяется инструкция
  • Зафрилла инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки